Н.Федоров и его философия — особенности русского космизма

Великий русский философ Федоров Николай Федорович был известен, как «московский Сократ». Он – создатель нового взгляда на эволюцию человечества, как на активный процесс, производимый самими людьми.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Из-за привязки учения Николая Федоровича к христианской модели мироздания, большая часть его работ не получала широкой огласки в советский период.Н.Федоров и его философия - Студенческий портал

Но, благодаря ученикам философа, сохранившим его труды, у современных ученых есть возможность ознакомиться с полным собранием сочинений, и развивать отрасль науки, появившийся на базе его идей: космонавтике.

Особенности русского космизма

Космизм – направление в философии, основанное на представлении о Космосе как жилом пространстве, и человеке как «гражданине Мира». Русский космизм противопоставляется западному космизму, основанному на индивидуализме. Федоров предложил новый метод мышления: некоторую часть знаний человек получает непроизвольно, в процессе выживания с другими людьми. Преодоление проблем сообща – важная жизненная задача, решение которой способствует появлению всеобщего братства.

Становление русского космизма началось с идей Николая Федоровича о воскресении предков и заселении Космоса. Продолжателем дела Федорова стал Циолковский – основоположник современной космонавтики.

Ему принадлежат все расчеты и уравнения движения ракет, изобретение двухступенчатой ракеты. Он предлагал освоение Космоса с целью его заселения.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Класс хрящевые рыбы: общая характеристика и морфологические особенности

Оценим за полчаса!

Предполагалось, что люди будут жить на орбитальных станциях и иметь возможность свободно перемещаться во Вселенной.

Направления русского космизма:

  1. естественнонаучный;
  2. религиозно-философский;
  3. ноосферный;
  4. художественно-поэтический;
  5. эзотерический.

Не смотря на разницу подходов, русский космизм – целостное социокультурное явление. Он направлен на восприятие человека как органической части Космоса, активного участника процесса развития Вселенной, наделенного способностью изменить мироздание.

Основные факты биографии

Федоров Николай Федорович не был сторонником публичности: он не любил массовые собрания и запрещал рисовать его портреты. Большая часть работ Федорова и ключевые моменты биографии сохранились благодаря записям его учеников, к которым философ относился, как к родным детям.

Сведения о семье ученого скудны. Установлено, что он родился 26 мая 1829 г. в селе Ключи Тамбовской губернии. Будучи незаконнорожденным сыном князя Андрея Гагарина, Федоров не имел права носить фамилию отца, претендовать на наследство. Но князь любил своего сына и поручил брату, Константину Гагарину, позаботится о нем.

Константин оплатил племяннику учебу в лицее Ришелье – престижном учебном заведении, программа которого не уступала программе университета. Завершить образование Николаю Федоровичу не удалось – его дядя умер, а рассчитывать на государственную субсидию он не мог. Но даже трех лет в лицее было достаточно, чтобы получить необходимый багаж знаний для дальнейшего развития будущего ученого.

В 1854 г. Федоров, получив аттестат педагога, вернулся домой и стал преподавать географию. Он работал в уездных училищах и давал частные уроки детям московской знати. В 1869 г.

он переехал в Москву и стал работать помощником библиотекаря, где познакомился с Константином Циолковским.

Со временем, среди учеников Федорова появились студенты московских университетов, а сам он занялся написанием своих первых научных трудов.

Основные произведения Федорова:

  • «Философия общего дела». Сборник сочинений, в которых подробно изложены идеи Федорова о космизме;
  • «Авторское право и авторская обязанность или долг». В этом произведении оспаривается концепция авторского права, и предлагается свободное распространение информации.
  • «Не эгоизм, не альтруизм, а родство». Размышления философа о необходимости объединения людей на равноправных условиях.

Всего им было написано более 100 работ, часть из которых утрачена. Возродившийся в конце ХХ века интерес к идеям мыслителя позволил сохранить его творчество, и популяризовать его среди представителей научного сообщества и интеллигенции.

Что такое космизм

Николай Федорович – основатель модели развития общества, в котором будут возможны путешествия в Космос, и его колонизация. Если человечеству удастся воплотить истинный смысл христианства – воскрешение предков, миллионам людей не хватит места одной на планете, поэтому изучение космического пространства – естественная необходимость.

Господь создал Вселенную в виде безграничного пространства, только планета Земля, его мизерная часть, населена людьми.

Все остальные небесные тела должны будут заполнить воскрешенные люди – все умершие, начиная от первобытных общин, до настоящего времени.

После воскрешения, люди из других эпох будут изучать науки, усваивать новую культуру и присоединятся к освоению Космоса. Таким образом, воплотится замысел Бога о вечной жизни.

По мнению Федорова – философствование без действия приводит науку в упадок, и, постепенно, вместо пользы начинает приносить человечеству вред. Теоретические знания обязательно должны подкрепляться практикой, и первое, о чем должны позаботиться люди на пути к вечной жизни – создание и принятие новой этики.

Этика для нового мира

Человеку необходима идея (этика), которая станет определять его стремления и жизненные принципы. Философствование Федорова о новой этике основывалось на христианском учении о Триединстве.

Бог един в трех лицах, и его разные ипостаси могут существовать как одна, несмотря на их различия. Люди, следуя Божьему завету, должны преодолеть вражду, основанную на индивидуальных различиях, и научится жить в мире. Федоров был очень набожным человеком, регулярно посещал церковь.

Он полагал, что развитие науки невозможно без духовности и моральных норм, предлагаемых христианством.

Для преодоления вражды человечеству нужен повод, объединяющий разные социальные группы. Основная идея, вокруг которой могло бы сплотиться человечество – забота об экологии.

Федоров предполагал, что изучение законов природы поможет людям отказаться от искусственных разграничений: разделения единой планеты на государства, враждующие друг с другом.

Забота о природе одинаково важна для людей любых национальностей, политических взглядов и уровня образования.

Теория о воскрешении мертвых

Николай Федорович был убежденным сторонником симбиоза науки и религии. Его модель развития общества строится на объединении людей разных рас и национальностей для преодоления всеобщих человеческих проблем: болезней, голода, природных катаклизмов.

Главная человеческая проблема – смертность. Федоров утверждал, что смерть – зло, и должна быть побеждена. Каждый человек, появляясь на свет после смерти своих предков – преступник, и обязан искупить свое право на жизнь, способствуя воскрешению всех умерших.

Воскрешение – процесс, основанный на законах физики. Каждый предмет во Вселенной состоит из атомов, которые связаны между собой энергиями притяжения и отталкивания.

Ученые должны найти способ, как с помощью этих энергий воссоздать тела умерших из биологического материала, оставшегося после смерти, и оживить их. Людей можно воссоздать, собрав воедино энергию молекул и атомов, из которых они состояли.

Ученый полагал, что есть и другие способы воскрешения. Обнаружение такого способа приведет человечество к истинному бессмертию.

По мнению философа, рай должен быть создан на Земле. Пока он воспринимается, как некое эфемерное пространство, где обитают души праведников, человечество допускает существование пороков (грехов).

Если отказаться от этой концепции, и попытаться искоренить в человеке стремление к зависти, ненависти, гордыне и другим грехам, это даст возможность создать землю обетованную – описанное в Библии благословенное место, где люди и животные живут в мире и согласии.

Межполовые отношения: отношение Федорова к семье и браку

У Федорова был свой взгляд на особенности взаимоотношений мужчин и женщин. Он полагал, что в современном мире царит культ женщины и стремление к плотским отношениям, лишенным эмоциональной привязанности между партнерами.

Н.Федоров и его философия - Студенческий портал

Философский подход мыслителя к супружеским отношениям предполагал, что основой брака должно стать Божественное Триединство.

Так же, как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух являют собой единое существо, в котором сплотились три индивидуальные ипостаси, так и союз мужчины и женщины должен стать единением двух полноправных личностей, уважающих и поддерживающих друг друга. В браке не должно быть абсолютного альтруизма или абсолютного эгоизма.

Семья должна основываться на принципах:

  • доверия;
  • открытости;
  • уважения;
  • сочувствия;
  • понимания.

Деторождение – цель создания семьи. В браке не должно быть похоти, но должно быть стремление к отцетворению – созданию людей, которые будут населять новые миры.

Человек не должен стремиться к продолжению рода, как способу избежать свой собственной смерти, и передавать страх смерти последующему поколению.

Первый путь развития человечества

Монументальный труд Николая Федоровича позволил ему составить свою концепцию развития человечества. Первый возможный путь развития – путь эволюции. Ученые всего мира объединят свои усилия, и будут работать над воскрешением, постепенно воссоздавая человеческий генофонд.

Промышленность сократит отрасли, производящие товары, у которых нет целевого назначения. Основные активы производства перейдут в сельскую местность, большинство людей откажутся от урбанизации. Городская среда способствует развитию у человека потребительского отношения к жизни и паразитизму. Она делает людей ущербными и несчастными, лишает естественной потребности в развитии.

Вооруженные силы больше не будут задействованы в военных конфликтах. Их новой задачей станет защита человечества от стихийных бедствий, и устранение их последствий. Возникновение войны в этом варианте будущего невозможно – она станет пережитком. Человечество сфокусируется на развитии, образование будет обязательным для всех людей – без этого невозможно претворить в жизнь план воскрешения.

Во главе государств будут не президенты, а монархи. Но их форма управления будет демократичной, направленной на повышение качества уровня жизни населения. Монарх будет исполнителем воли Бога на Земле.

Второй путь развития человечества

Мыслитель предполагал и другой вариант развития человечества. Вместо воскрешения умерших и всеобщего развития человечество придет к Страшному Суду.

Федорову удалось нарисовать правдоподобную картину будущего, несмотря на то, что он жил и творил в XIX веке, и не мог ничего знать о научно-техническом прогрессе.

К Страшному суду человечество придет в результате отхода от Бога, утраты веры в него, как в Высшую Сущность. Люди постепенно потеряют способность к любви и заботе друг о друге.

Гипертрофированное чувство самосохранения и ложное чувство опасности приведет человечество к развитию отраслей науки, губительных для его здоровья.

Н.Федоров и его философия - Студенческий портал

Животные и растения, признанные опасными, будут истреблены. Из-за избыточного производства большая часть природных ресурсов будет безвозвратно уничтожена, продукты питания будут синтезироваться искусственно. Это приведет к возникновению новых форм заболеваний, которые невозможно будет вылечить.

Человечество откажется от развития технологий, перестанет выпускать летательные аппараты. Основной отраслью, на развитие которой будет тратиться большая часть средств, станет военная. Люди начнут истреблять друг друга, и наступит День гнева.

Брак потеряет свою изначальную значимость. Люди откажутся от концепции семьи и необходимости продолжать род. Постепенно, все больше людей будут сознательно отказываться от деторождения, и вступать в противоестественные отношения. Страшный Суд – результат победы человеческих инстинктов над здравым смыслом.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/fedorov-nikolaj-fedorovich.html

«Философия общего дела» Н.Ф. Федорова

Н.Федоров и его философия - Студенческий порталРассматривая доктрину «Философия общего дела» невозможно не вспомнить биографию выдающегося писателя и философа Николая Федоровича Федорова. Он родился в 1829 году в поселке Ключи Тамбовской губернии. После выпуска из Тамбовской гимназии продолжил получать образование в Ришельевском лицее в Одессе.

После выпуска из лицея начал свою педагогическую карьеру. Четырнадцать лет проработал учителем истории и географии в Уездном училище Российской империи.

Николай Федорович считал историю одной из важнейших наук. Всю жизнь он занимался преподавательской деятельностью, работал над разработкой доктрин. По завершению педагогической карьеры 25 лет работал библиотекарем. Умер от воспаления легких в 1903 году. Жил он довольно скромно. Избегал популярности, не видя ценности в материальных благах и не накапливая их.

По мнению Федорова Н.Ф. активное отношение к природе не является Язычеством. Как и выдающийся украинский писатель и философ Тарас Григорьевич Шевченко, Николай Федорович запрещал делать свои фотографии и портреты и, к сожалению, до наших дней сохранилось лишь по одному изображению этих деятелей XIX -XX века.

Определение морально-этических аспектов доктрины «Философия общего дела» достаточно не простое.

— Во-первых, из-за сложности оценивать философские доктрины. Каждая мысль как философов так и простых людей имеет право на существование, несмотря на то, согласны мы с ними или нет.

— Во-вторых, прошли времена, прошло чуть больше века. С развитием общества взгляды на нравственность, этикет и аспекты человеческого существования изменились. Поведение и поступки, которые во времена Николая Федоровича считались неприемлемыми, для нас является нормой и наоборот.

В доктрине «философия общего дела» федоров высказывал:

Федоров считал, что мало верить в Божественную силу спасения, нужно принимать участие в нем, тогда человек из помощника смерти, каковым есть теперь, превратится в оружие жизни.

Со временем все умершие и живые должны достичь вершины в искусстве, морали и науке. Люди со временем будут расселены не только по Земле, а по всей Вселенной и будут добровольно трудиться, осознавая свои обязанности и нравственный долг.

Благоустроят Вселенную и закончат ее создание.

Николая Федоровича Федорова считают основоположником философско-культурной течения космизма.

Космизм — это представление о космическом сверхъестественном назначении человека, необходимость существования и всестороннего гармоничного развития человечества для упорядочения и развития Вселенной. Космизм возник в Российской империи в начале XX века.

По мнению Николая Федоровича для человека наиболее ужасным является ограниченность жизни (во всех ее проявлениях) и времени на эту жизнь, т.е. смерть.

Главной по доктрине для человечества должна стать борьба вечной жизни не только для себя, но и для всех живых и умерших, некогда живших на земле.

Все человечество является единым родом, и каждый должен болеть за жизнь каждого живого или когда-то умершего, потому что все люди, все человечество является «родными» через родство с праотцами.

Задумываясь о морально-этических аспектах доктрины Николая Федоровича понимаешь, что главная ценностью для него — жизнь, а моральный аспект деятельности — «дело».

Думаю, реализация доктрины Николая Федоровича не представляется возможной, хотя человечество с каждым днем и приближается к решению глобальных проблем. Излечивая ранее неизлечимые заболевания, добилось значительного прогресса в лечении ВИЧ- СПИДа, значительно продлило срок жизни. Сейчас нет препятствий для налаживания совместной деятельности между людьми с разных континентов.

Современное общество осваивает Космос. Но весь этот прогресс человечества и каждого человека в отдельности не может сравниться с природой. Тысячи лет развития и миллионы ученых не могут преодолеть природу.

На фоне лечения ранее неизлечимых болезней возникают уже новые устойчивые к лекарствам штаммы и уносят тысячи жизней. На фоне прогресса и увеличения комфорта человечество по-прежнему убивает себя самостоятельно и вредит природе.

Стихийные бедствия уносят не менее, а может и более человеческих жизней, чем раньше.

Если общество когда-то и сможет разработать технологии для преодоления природы и смерти и рецепт вечной жизни, то со временем возникнет проблема перенаселения и человечество все равно себя с уничтожит.

Несмотря на то, что современное общество XXI века частично разделяет морально-этические взгляды, которые определяет Николай Федорович в своей доктрине «Философия общего дела», основной ценностью современного общества является человеческая жизнь и общество делает все возможное для продления жизни и улучшения ее качества. Но до вечной жизни еще очень и очень далеко.

Источник: http://moral.infotaste.com/filosofiya-obshhego-dela-n-f-fedorova/

Николай Федорович Федоров

Николай Федорович Федоров (1828—1903) считается основателем такого своеобразного философского направления, которое в истории философии получило именование «русский космизм».

Он родился в селе Ключи Тамбовской губернии от внебрачной связи князя П.И. Гагарина и крепостной крестьянки (по другим сведениям — пленной черкешенки). Свою фамилию он получил от крестного отца. Окончив гимназию в г. Тамбове, Николай Федоров поступил на юридический факультет Ришельевского лицея в Одессе.

Проучившись всего три года в лицее, с 1854 года он преподавал историю и географию в школах различных городов. В 1868 году Н.Ф. Федоров поселяется в Москве и в 1874 году начинает служить библиотекарем в читальном зале Румянцевской библиотеки (ныне — Российская государственная библиотека).

Служба в библиотеке продолжались в течение 25 лет. Жил Н.Ф. Федоров очень скудно, ибо жалование было невелико.

Однако верный христианским истинам он сознательно придерживался аскетических идеалов, а от своих небольших заработков он даже ухитрялся выделять некоторые суммы для собственных «стипендиатов», которых, фактически, содержал за собственный счет.

В эти годы, помимо службы в библиотеке, Н.Ф. Федоров много и плодотворно работает над собственными сочинениями и в течение нескольких лет создает свою религиозно-философскую систему. Правда, он практически ничего не публиковал при жизни, а если и публиковал — то без подписи.

Но его труды расходились, хоть и фрагментарно, в рукописях, или же излагались изустно во время бесед. Благодаря этому, Н.Ф. Федоров получил большую известность среди ученых, писателей, философов, а в круг общения входили Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.А. Фет, В.С. Соловьев.

Все эти выдающиеся отечественные мыслители очень высоко ценили Н.Ф. Федорова и его философскую систему, а В.С. Соловьев признал его «своим учителем и отцом духовным». Выйдя в отставку, Н.Ф. Федоров вскоре снова начал работать — теперь в библиотеке при Архиве министерства иностранных дел в Москве.

Всю жизнь проживший в одиночестве, он скончался в больнице для бедных от воспаления легких.

Сочинения Н.Ф. Федорова были опубликованы только после смерти. Его философская система была изложена и отредактирована его учениками и друзьями Н. Петерсоном и В.А. Кожевниковым и издана в двух томах под общим названием «Философия общего дела» (т.1 — в г. Верный в 1906 г.; т.2 — в Москве в 1913 г.).

Читайте также:  Анализ эффективности использования имущества предприятия: источники и экономическая сущность

Вообще философская концепция Н.Ф. Федорова представляют собой оригинальный подход к решению традиционной проблемы русской философии, имеющей свое начало еще в древнерусской мысли — это проблема воскресения и спасения человека в Боге. Но Н.Ф. Федоров значительно и решительно расширяет рамки этой проблемы, поднимая ее до вопроса о спасении всей Вселенной от зла.

С точки зрения русского мыслителя и традиционно для христианина, Н.Ф. Федоров считал, что целью бытия является устроение Царства Божия.

Но как достигнуть этого высшего идеального состояния, если во всем мире, во всей Вселенной столь распространено зло? По убеждению русского мыслителя мир погряз во зле, ибо в нем царствует «небратство», разобщенность, безнравственность.

Созданное человечеством общество — «зооморфное», «несовершеннолетнее», ведь оно основывается на превознесении эгоизма отдельной личности, а кроме того, общество расколото на многообразные сословия. А в результате, мир идет к концу, к своей гибели: «Нынешняя Вселенная стала слепою, идет к разрушению, к хаосу».

Следовательно, необходимо спасение Вселенной от разлившегося в нем зла, и главной силой спасения Федоров называет человечество: «Человечество призвано быть орудием Божиим в деле спасения мира».

По его убеждению, Христос показал пример и принес людям знание о спасение, теперь же задача заключается в «обращении знания в дело». Собственно говоря, решению именно этой, действенной задачи человечества и посвящена вся философия Федорова.

И в этом смысле, Федоров исходил из единства, практически тождества знания и действия, заложенных Богом в человека.

«Программа» знаний и действий представлена в Евангелии. Но Федоров считал, что человечество неправильно понимает евангельские истины. Он был уверен, что понимание Евангелия, как пути к индивидуальному спасению — это глубоко порочный путь, как раз и ведущий к гибели мира.

Наоборот, Федоров призывал увидеть в Евангелии ее всеобщность и всемирность и, главное, программу всеобщего спасения. Но Н.Ф. Федоров не останавливается на идее всеобщего спасения человечества. Он мыслит глобально и очень широко. По его убеждению, раз человеку дано познавать Вселенную, то, значит, ему дано и владеть ею.

Недаром он говорил, что людям предстоит «не только посетить, но и населить все миры Вселенной… Сего ради создан человек». Таким образом, Н.Ф. Федоров формулирует космически-божественную функцию человека: «Космос нуждается в разуме, чтобы быть космосом, а не хаосом».

Поэтому власть человека должна распространиться «на все миры, на все системы миров до окончательного одухотворения Вселенной». Именно поэтому, Федоров и считается основателем «русского космизма», сторонники которого утверждали действенно-преобразующую роль человечества во Вселенной, в Космосе.

Однако человечество не может в своем разобщенном состоянии исполнить столь глобальную задачу. Главная причина — смерть, которая прерывает жизненный путь каждого человека. И тогда Федоров выдвигает смелый и неожиданный тезис — смерть преодолима.

Ведь если Господь создал человечество для спасения Вселенной, то значит и преодоление смерти Он предусмотрел. Причем, Федоров понимал преодоление смерти не в метафизическом, традиционном для христианства смысле, как возможность достижения вечной жизни духа после физической смерти тела.

Наоборот, он утверждает, что смерть преодолима именно в физическом смысле — человечество способно добиться физического бессмертия.

С точки зрения Федорова, смерть — явление временное, обусловленное «невежеством» и «несовершеннолетием» человечества, потерявшего свое единство. Следовательно, необходимо объединение всех сил всего человечества и, в первую очередь, веры и науки.

Вера указывает цель — преодоление смерти, а наука дает средства достижения цели — с помощью науки люди могут победить природу и научиться управлять планетами, атомами и молекулами.

Именно ученые способны создать идеальное общественное устройство — психократию, в основе которого будет лежать принцип всеобщего братства. И тогда человечество победит смерть.

Но, даже если человечество достигнет бессмертия, все равно того количества людей, которые сейчас живут и будут жить на Земле, не хватит для исполнения главной задачи — спасения Вселенной и заселения всех ее миров для борьбы со злом. Таким образом, преодоление смерти должно распространяться не только в будущее, но и в прошлое.

И здесь Федоров опять ставит перед человечеством сверхглобальную задачу — необходимо истинное телесное «воскрешение всех усопших» предков или, как называл их сам Федоров — «отцов».

Он уверен, что люди настолько овладеют знаниями, что смогут «рассеянное собрать, разложенное соединить, то есть сложить в тело отцов», ибо люди уже будут уметь самосозидать свои тела из неорганических веществ.

Федоров считал, что «патрификация» (воскрешение предков) предполагает возвращение к жизни «отцов» в новом, преображенном духовном и телесном состоянии.

В результате, Федоров утверждает, что долг «воскрешения» (или «супраморализм») — это не только высшая нравственность, но и само христианство, превращенное из слепой веры в реальное действие. Не случайно в его трактовке Бог предстает всеблагим и любящим «Богом отцов не мертвых, а живых».

Собственно говоря, «воскрешение всех усопших» — это и есть суть общего дела. Таким образом, «философия общего дела» — это философия «всеобщего воскрешения усопших», которое Н.Ф. Федоров считает исполнением Божией воли: «Всеобщее воскрешение является последней целью, исполнением воли Божией, осуществлением метафизического совершенства, всеобщим счастьем».

В этом смысле нужно сказать, что подобные трактовки Н.Ф. Федоровым проблемы воскресения были очень нетрадиционны. Ведь с точки зрения христианского, в том числе и православного вероучения, возможно духовное воскресение после смерти.

При этом на Страшном суде свершиться Божие решение — праведники будут удостоены вечной жизни, а грешники — вечных мучений. Иначе говоря, спасение будут удостоены не все. Н.Ф. Федоров понимает противоречие своей «философии общего дела» христианскому вероучению.

Он писал, что всецело принимает учение о возможности «воскресения для вечного наказания», т.е. то, что вечное спасение будет даровано не всем.

Но цель, которую русский мыслитель поставил перед собой, в том и состояла, чтобы показать: человечество способно само, без непосредственного Божиего вмешательства исполнить Его Высшую волю — достичь всеобщего воскрешения.

Поэтому Федоров искал пути достижения «полного и всеобщего спасения — вместо спасения неполного и невсеобщего, при коем одни (грешники) осуждаются на вечные муки, а другие (праведники) на вечное созерцание этих мук». Итак, Н.Ф. Федоров подчеркивает возможность такого «всеобщего спасения». И если человечество не справится с этим «общим делом», то тогда уже Сам Господь будет решать кто достоин спасения, а кто — вечных мук.

Учение Н.Ф. Федорова сыграло большую роль в истории отечественной философии. Его идеи нашли свою интерпретацию в разных философских учениях. Н.А. Умов, К.Н. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л.

Источник: https://www.portal-slovo.ru/history/35586.php

Философия общего дела читать онлайн, Фёдоров Николай Фёдорович

Современники называли Николая Федорова «московским Сократом», лучшие умы эпохи – Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский – считали его гением. Федоров – автор философского проекта достижения бессмертия для всех живущих и воскрешения мертвых, один из первых философов, осмысливших взаимоотношения Человека и Космоса.

Федорова чтили как предшественника и предсказателя своих открытий Вернадский, Циолковский и Королев. Когда в XX веке русский человек проложил дорогу в Космос, европейская пресса откликнулась на это событие статьей «Два Гагарина», напоминая о том, что Николай Федоров был незаконным сыном князя Гагарина.

В историю философии Николай Федоров вошел как ниспровергатель классической немецкой философии, а также непримиримый оппонент Фридриха Ницше.

Великое значение открытия возможности посредством взрывчатых веществ или вообще посредством всего, что употребляется на войне, производить дождь: а) значение этого открытия как средства избавления от голода и войны; б) как истинного доказательства бытия Божия, доказательства самым делом, или на самом деле; в) святотатственность американского отношения к этому открытию как к средству наживы, спекуляции. 2. Обязанность ученых, ими не исполненная. 3. Значение и сущность регуляции. 4. Неисполнение учеными их обязанности вынуждает неученых обратиться к ним с вопросом о причинах розни и о причинах претерпеваемых бедствий. 5. Распадение мысли и дела произвело все другие распадения, в том числе и распадение на богатых и бедных. Распадение на ученых и неученых – причина несовершеннолетия человеческого рода, его зависимости от природы. 6. Вопрос о братстве – практический вопрос; обязательность его для всех без всяких исключений. 7. Вопрос о братстве – постановка лишь вопроса, а никак не решение его. Принятие его учеными было бы открытием, поднятием этого вопроса. 8. О беспричинности (индетерминизм) для одних и о безусловной, роковой, т. е. неустранимой, причинности (детерминизм) для других небратского состояния; для первых нет, следовательно, знания (разума теоретического), для вторых же нет действия, а одно лишь знание, нет разума практического и существует только разум теоретический. 9. Юридико-экономические отношения суть небратство. Условия перехода из таких отношений к братству и время, когда необходимо наступит такой переход. 10. Вопрос о личности и роде и о невыделении личности из массы составляющих род. 11. Двоякое значение вопроса о братстве: а) общее значение его в смысле обращения знания в дело и б) значение этого вопроса как обращения неученых к ученым. 12. Зависимость разрешения вопроса о братстве в общем его значении от разрешения этого вопроса в отношении к ученому сословию и преимущества ученых в случае разрешения его в братском смысле. Пороки, явившиеся необходимым следствием выделения ученых в особое сословие: а) превращение мира в фикцию; б) всякого рода одурманения себя и в) гипнотизм (или одурачение). 13. Позитивизм и критицизм не разрешают вопроса о братстве и даже не ставят его. 14. Каждый только для себя существо сознающее, чувствующее, одаренное душею. 15. По позитивизму спасение не только невозможно, но и нежелательно; учение же о прогрессе исключает учение о воскрешении. Понимая под прогрессом развитие, устроение общества по типу организма, отрицаем возможность совершеннолетнего общества. 16. Учение о воскрешении есть истинный позитивизм, позитивизм в отношении к действию, выход из школы, такой позитивизм, который устраняет всякую возможность агностицизма, т. е. чего-либо недоступного знанию. 17. Знание без дела не разрешает вопроса о братстве, не ведет к спасению; только дело, основанное на знании, только знание, неразрывно связанное с делом и в нем выражающееся, спасительно. 18. Пока знание будет только рефлексиею, оно будет действовать разрушительно на человека, как на существо нравственное, будет низводить его до животного. Но если знание, чтобы быть истинным, требует дела, то чем будет всеобщее благо, когда и из него делают предмет лишь мысли, а не осуществления? Знание доказывается действием, а нравственность разрушается знанием без дела (т. е. бездельным знанием). 19. Вопрос о наилучшем и самом естественном употреблении жизни сынами человеческими в их совокупности, т. е. в их совершеннолетии.

Почему природа нам не мать, а мачеха или кормилица, отказывающаяся кормить?

Участие ли всех в комфорте или же участие всех в труде, обязательно – добровольном, познавания слепой силы, носящей в себе голод, язвы и смерть, в труде обращения ее в живоносную?..

В бедственный 1891 год, когда во многих губерниях, составляющих житницу России, был голод от засухи, ставшей, по-видимому, хронической, когда беспрестанно возникали слухи, поддерживавшие напряженное ожидание войны, вдруг стало известно об опытах вызывания дождя посредством взрывчатых веществ, т. е. таких, которые до сих пор употреблялись, можно сказать, исключительно в войнах внешних, а также и внутренних, каковы революции, динамитные заговоры и т. п.

Совпадение нашего голода от засухи с открытием средства против бездождия, причем средством этим оказывается то самое, что служило лишь для взаимного истребления, не могло не произвести потрясающего впечатления особенно на тех, которые стояли близко к голодной нужде, которые имели близких в возрасте, обязывающем стать в ряды войск в случае войны, – да и не на них только одних!.. И в самом деле, человек сделал, по-видимому, все зло, какое только мог, относительно и природы (истощение, опустошение, хищничество), относительно и друг друга (изобретение истребительнейших орудий и вообще средств для взаимного уничтожения); самые пути сообщения, чем особенно гордится современный человек, и те служат лишь стратегии или торговле, войне или барышничеству; а барышничество смотрит на природу именно «как на кладовую, откуда можно добывать средства для удобства жизни и наслаждений, и хищнически истребляет и расточает веками накопленные в ней богатства». (Слово Амвросия Харьковского, произнесенное в Харьковском университете, «О христианском направлении естествознания». – «Церковн. ведом.». 1892 г. № 5-й.) Все это не могло не привести к отчаянию, ибо всюду без всякого просвета виделось одно только зло. И вдруг, как отрадный луч света для «сидящих во тьме и сени смертной», известие, переворачивающее все, благая весть, что все средства, изобретенные для взаимного истребления, становятся средством спасения от голода, и является надежда, что разом будет положен конец и голоду, и войне, конец войне без разоружения, которое и невозможно. Это не могло не подействовать даже на неверующих: отъявленный атеист и тот не мог не признать в этом указания Божественного Промысла, указания истинно Божественного на возможность обратить величайшее зло в величайшее благо. И в самом деле, разве это не действительнейшее доказательство бытия Божия и Божия Промысла, доказательство совершенно новое, не из созерцания только целесообразности в природе почерпаемое, но познаваемое из осуществления целесообразности в действительности, на самом деле! И разве это не проявление величайшего, истинно Божественного милосердия к человеку, достигшему, по-видимому, глубины падения, согрешившему против природы, против своих братьев и даже отвергшему самое существование, самое бытие Божие?.. И как тут не воскликнуть: «Прав еси, Господи, и правы все пути Твои»… Воистину Господь услышал молитву православного народа, который, молясь на своих сухих полях, знал, что делает (не знали, что делают, лишь те, которые насмехались над этою его молитвою). И вот, однако, слышится голос с церковной кафедры: «Бойтесь этой дерзости, которая хочет привлечь дождь с неба пушечными выстрелами». (Заключительные слова Амвросия Харьковского.) Но если пушечные выстрелы не могут быть безусловно осуждаемы даже тогда, когда несут смерть (при защите, например, родины, отечества), то почему же осудить их, когда они будут приносить жизнь, будут избавлять от голода? Не окажется ли это, напротив, исполнением благой воли Божией?.. Не явится ли это поворотом от злого пессимизма и безотрадного скептицизма к живой действенной вере, в особенности если будет поведано неслышавшим и растолковано неуразумевшим с церковной кафедры, с кафедры Веры, которая укажет, таким образом, новый путь Разуму (Примечание 1).

Нельзя не заметить, что Господь, создав человека, заповедал ему обладать землею и всем, что на ней. Почему же отвести тучу с того места, где пролитый ею дождь принес бы вред, на место, где этот дождь будет благотворен, почему это преступно, почему это дерзость, даже будто бы поругание Господа?.. (Слово «О христ.

напр. естествознания».) Когда для орошения отводят воду из ручья, из реки, не считается же это противлением Богу, почему же будет противлением Ему направление по нуждам человека влаги, не в реке, а в воздушных токах заключенной? Тем более что делается это не для роскоши, не для удовольствия, а для хлеба насущного.

Впрочем, осуждение в слове «О христиан. напр. естествознания» не имело ли в виду лишь тот способ пользования сделанным открытием, на который рассчитывали, по-видимому, американцы, заговорившие уже о привилегиях, хотевшие даже святое дело спасения от голода обратить в спекуляцию?..

Если это так, то нельзя не преклониться пред мудростью приговора.

Наши же надежды не на возможность несколькими выстрелами или взрывами производить дождь, а на возможность посредством воздействий, производимых на обширных пространствах, управлять как влажными, так и сухими течениями воздуха, спасать не только от засух, но и от разрушительных ливней; это такое дело, которое требует согласного действия армий всех народов и, следовательно, в спекуляцию ни в каком случае обращено быть не может. Открытие возможности производить дождь посредством взрывчатых веществ если бы и не оправдало возлагающихся на него надежд, все-таки не потеряло бы своего значения как указание способа действия для всего рода человеческого в …

Источник: https://knigogid.ru/books/241690-filosofiya-obschego-dela/toread

Н.Ф.Фёдоров. Его философия и вера

Николай Фёдорович Федоров (1828—1903) был далёк от магистральных путей развития философской мысли, вел аскетический, почти подвижнический образ жизни, скромно работал библиотекарем, при жизни ничего кроме нескольких статей не издал.

С некоторыми известными посетителями библиотеки общался, но писал в стол, ощущая почти полное одиночество. Скончался в больнице для бедных. Посмертно в 1906 году (т.1) и в1913 году (т.2) его сочинения были изданы в России небольшим тиражом, но внимания не привлекли.

Лишь несколько церковников пожурили за отход от официального церковного учения о «воскрешении праведников в царствии небесном» и придумывание своей ереси.  Позднейшие зарубежные издания в Харбине ( в конце 20-х) и Лондоне (в 1970) тоже интереса не вызвали.

В советских энциклопедиях и изданиях его взгляды не замалчивались, были изложены объективно, но ими мало кто интересовался.

Но вот что любопытно: в конце 70-х (а в те годы члены Политбюро ЦК КПСС стремительно старели, страна стояла на пороге больших перемен, на пороге катастройки) в Союзе появилось много публикаций с восторгами о его творчестве, причём о предыдущих оценках его творчества не упоминалось, а в 1982 году был издан сборник сочинений Фёдорова.

Читайте также:  Кариес зубов - описание заболевания и правила лечения

В чем же дело?  А дело в том, что Фёдоров представил свою «философию общего дела» как идею реального преодоления смерти. Мало того:  как теорию воскрешения всех ранее живших людей путём познания связи между молекулами и атомами, управлением процессом жизни и всеми природными явлениями, климатом, землетрясениями, новыми формами энергии. Как общее дело собирания всех атомов, всех частиц из которых умершие люди при жизни состояли. Именно в этом Фёдоров видел смысл христианства и исполнение заветов Христа.

Его считают родоначальником русского космизма, хотя, мне думается, основателями русского космизма с большим основанием можно считать Кибальчича, Циолковского…  У Федорова получился утопический противоречивый, несоизмеримый ни с наукой ни с религией проект физического воскрешения всех умерших. Но никакое собирание атомов не воскресит умершего, как и не дублирует прошедшего.  Как и наши игры во всяческие реконструкции прошлого  — это только игры, эмоции, обучение, воспоминания.

Виртуальное прошлое создать можно, но у Фёдорова речь идёт о реальном воскрешении всех поколений, «начиная с праотцев»! Интересно – кто они?  Святые отцы, Адам и Ева или пара кроманьонцев? И куда же их всех поместить? Фёдоров считает, что для этого необходим выход в Космос, а человек является частью единого космоса: «Солнечная система должна быть обращена в хозяйственную силу».

Фёдоров создавал философию, которая предназначалась для непосредственного воплощения в жизнь, воспевал братство людей, искал путь к «всеобщему синтезу»  объединяющее человечество его знания и деятельность под началом…  православия. Как можно совместить его понимание воскрешения с христианством – непонятно. Думается здесь скорее видно созвучие мечтам о всеобщем преобразования мира во имя всеобщего счастья, столь присущих тому времени.

Существуют законы не только биологии, но и физики, в частности второе начало термодинамики.

Время (то есть процессуальность, цикличность, регулярность событий и взаимодействий) необратимо, прошлое невозвратимо, мир нестабилен и каждое событие в нём вероятностно и уникально, как и каждый миг нашей единственной и неповторимой жизни. В будущее попасть можно.

В прошлое – никогда. Полной регуляции природных процессов без выхода в космос не достичь, но надо быть совершенно незнакомым с основами естествознания, чтобы всерьёз обсуждать такой «космизм».

По сути он предлагал религиозную утопию, пытался подчинять природу своим фантазиям не церемонясь с законами науки, он писал о создании организмов, неограниченно способных перемещаться во времени и пространстве, но только воскрешенные смогут иметь такую способность.

Фёдоров шел не к науке, а удалялся от неё. Он пишет, что дело воскрешения требует объединения самодержавия и православия. (  Соч. М., 1982, С.476.)

А вот теперь то, что не было включено в советское издание 1982 года: «Для науки… нужна самодержавная власть» «святая обязанность самодержавия заключается в том, чтобы освободив науку от рабства купцам и фабрикантам сделать её орудием религии» (Философия общего дела. М., 1906. С. 394).

Может быть, он считал, что наука не должна исполнять заказы только купцов и фабрикантов, а служить всему обществу? Но нет! Он поясняет: «Нужно центр тяжести общества перенести на кладбище… Наука и ученые станут руководителями  в построении памятников…  Да и школы надо перенести к могилам отцов, пересоздать школы, чтобы  там не было места для внушаемого мнимого достоинства». (там же. С. 395)

Мягко выражаясь, не любил Фёдоров интеллигенцию, считал рост городов и разложение сельской общины бедой, старательно восхвалял самодержавие, проклинал социализм и саму возможность Конституции.

Некоторые наши современники замазали оценку творчеств Фёдорова по известному методу отбора удобного для текущего момента. Если бы только за приспособленчество не любил Фёдоров некоторую часть интеллигенции, то это бы ещё ничего. Но школы, но дети при чём??

Л. Толстой сказал: «Я не разделяю и не разделял никогда его взглядов», а М.Горький отвечая на вопрос о Фёдорове заявил: «Книги его, конечно, читал. Не понравились…  от Фёдорова тошнота, как после хлороформа».

Мой немногочисленный друг-читатель, я писал статью по мотивам своих лекций для студентов. Наверное, в Гугле можете накопать много чего иного, более удобного. Дополнения учту, возражения оценю, за внимание благодарю.

Источник: https://maxpark.com/community/1894/content/5608427

Федоров Николай Федорович (1829-1903), философ-космист

Н.Ф. Федоров родился 7 июня (26 мая) 1829 г. в селе Ключи Елатомского уезда Тамбовской губернии (ныне Сасовский район Рязанской области), принадлежавшем его отцу князю Павлу Ивановичу Гагарину. В свидетельстве о крещении указано, что его матерью была «дворянская девица Елизавета Иванова». В этом гражданском браке родились четверо детей – Елизавета, Юлия, Александр и Николай.

По мнению исследователя жизни и творчества философа О.Б. Поповой-Муратовой, настоящее имя матери Н.Ф. Федорова – Макарова Елизавета Ивановна. Этот вывод сделан на основании того, что обе дочери, рожденные в этом союзе, носили фамилию Макарова.

Сыновьям была дана фамилия Федоровы и отчество Николаевич по имени восприемника – крестного отца – Федора Карловича Белявского и священника – Николая Федорова.

В 1836 г. Александр и Николай Федоровы были приняты в Шацкое уездное училище. Данное учебное заведение предназначалось прежде всего для детей купцов, обер-офицеров и дворян, многие из которых здесь готовились к поступлению в гимназию. Курс обучения был рассчитан на три года, но учились Федоровы шесть лет, первые три из которых – в приходском училище. В 1842 г.

оба брата получили свидетельства об окончании училища и по прошению брата отца, уездного предводителя дворянства Константина Ивановича Гагарина, поступили в Тамбовскую мужскую гимназию. Учились Федоровы очень хорошо, были в числе первых учеников.

В эти годы определились наклонности Александра и Николая: первый блистал в точных науках, физике и математике, второй – в дисциплинах гуманитарного курса.

В начале июля 1849 г. Федоровы окончили полный гимназический курс и в августе поступили в одесский Ришельевский лицей: Александр – на физико-математическое отделение, Николай – на камеральное. В 1837 г.

лицей был преобразован в высшее учебное заведение университетского типа как по составу предметов, качеству преподавания, так и по правам лицеистов. Были открыты физико-математическое и юридическое отделения, получившие статус университетских факультетов. В 1841 г. прибавилось первое в России камеральное отделение.

Созданное на основе кафедры сельского хозяйства, оно готовило специалистов по естественным и хозяйственным наукам. Для всех отделений было установлен трехлетний срок обучения.

Федоровы дошли до второго курса и сдали за него экзамены, однако по протоколу совета лицея от 19 марта 1851 г.

Николай Федоров «из числа студентов уволен вследствие просьбы», а 28 ноября Александр пишет прошение «об увольнении его по домашним обстоятельствам».

В этом году умер дядя Константин Иванович Гагарин, содержавший их во время учебы в гимназии и лицее, отец разорен и живет с новой семьей в своем имении Сасово и братья Федоровы теряют материальную возможность продолжать обучение.

1851 год, внешне обозначенный смертью дяди и уходом из лицея, явился важным рубежом в жизни Федорова. Именно к этому времени исследователи жизни и творчества Н.Ф. Федорова относят первые попытки философского осмысления проблем жизни и смерти, родства и сиротства, которые всегда волновали Николая Федоровича.

В конце 1853 г. Федоров по результатам испытаний на педагогическом совете Тамбовской гимназии был удостоен звания учителя истории и географии уездного училища. 30 марта 1854 г.

дирекция училищ Тамбовской губернии Харьковского учебного округа довела до сведения штатного смотрителя Липецкого уездного училища, что «Высочайшим приказом по Гражданскому ведомству 23 минувшего февраля, окончивший курс в Тамбовской гимназии, Федоров определен в службу учителем истории и географии Липецкого уездного училища».

В этом качестве Николай Федорович проработал с 23 февраля 1854 г. по 27 января 1857 г. После увольнения он уезжает в Москву, а с октября 1858 г. определяется учителем истории и географии в уездное училище города Богородска (ныне Ногинск) Московской губернии, одновременно преподавая те же предметы в женском училище 2-го разряда. Здесь в марте 1864 г.

состоялось знакомство Николая Федоровича с учителем арифметики и геометрии Николаем Павловичем Петерсоном, который впоследствии станет его преданным последователем, учеником и первым биографом.

В июне 1864 г. Федоров подает прошение об отставке и переводится в город Углич Ярославской губернии. Через полгода Николай Федорович увольняется и, после десятимесячного перерыва в работе, поступает на должность учителя в городе Одоеве Тульской губернии, но через три месяца, 26 ноября 1865 г. переводится в Богородицк Тульской губернии.

Весной 1866 г. Федоров был задержан полицией как близкий знакомый членов ишутинского кружка революционно настроенной молодежи, в частности, Н.П. Петерсона и М.Н. Загибалова, в связи с покушением 4 апреля 1866 г. на царя Александра II. После трехнедельного ареста Николай Федорович был освобожден за отсутствием вины.

С конца ноября 1866 по апрель 1867 г. Федоров преподает в Боровском уездном училище Калужской губернии. С 11 июля 1867 по 23 апреля 1868 г. работает учителем истории и географии в Подольском уездном училище. А в мае 1869 г.

ученик и друг Н.Ф. Федорова Н.П. Петерсон, переезжая из Москвы в город Спасск Тамбовской губернии на постоянное жительство, рекомендует Николая Федоровича на свою должность помощника библиотекаря в Чертковской библиотеке.

Это единственное в своем роде книгохранилище носило имя нумизмата, историка и археолога, собирателя и организатора коллекции А.Д. Черткова, бывшего в течение многих лет председателем Общества истории и древностей российских при Московском университете. Должность библиотекаря в то время занимал историк и археограф П.И.

Бартенев – редактор, а затем и издатель историко-литературного сборника «Русский архив», первый номер которого вышел в 1863 г. Вся энергия издателя была направлена к тому, чтобы выявить и опубликовать возможно большее количество исторических и литературных документов XVIII и XIX столетий.

Материалы для своего журнала Бартенев черпал из государственных московских архивов: архива Министерства юстиции и главного архива Министерства иностранных дел, сенаторского архива, московских Публичного и Румянцевского музеев и др. Особое место в издании занимали публикации документов из частных архивов.

Редактируя многочисленные и разнообразные материалы, Бартенев почти каждый документ сопровождал своими примечаниями и довольно значительными предисловиями.

За четыре года, в течение которых Федоров работал под руководством Бартенева, Николай Федорович прошел прекрасную профессиональную школу, впитал огромный объем знаний, в Чертковке было положено начало формирования «необыкновенного библиотекаря» Румянцевского музея.

В конце 1872 г. Чертковская библиотека была передана Москве и в 1873 г. переведена в здание Московского публичного и Румянцевского музеев. Н.Ф. Федоров, как и П.И. Бартенев, уже не будучи сотрудником библиотеки, еще некоторое время продолжал сотрудничество в «Русском архиве», вычитывал корректуры, выполнял другую работу по подготовке номеров журнала к печати.

В конце зимы 1874 г. Федоров переезжает в город Керенск Пензенской губернии, где в то время служил Н.П. Петерсон. Здесь Федоров работает параллельно в архиве Съезда мировых судей и Керенской публичной библиотеке. Летом 1874 г. Николай Федорович едет в Москву с целью обследования архивов в поисках материалов о Керенском уезде.

Во второй половине сентября хранитель отделения рукописей и старопечатных книг Румянцевского музея А.Е. Викторов рекомендует Федорова библиотекарю музея Е.Ф. Коршу как возможного кандидата на должность дежурного чиновника при читальном зале. И уже в конце ноября 1874 г.

Николай Федорович становится сотрудником центрального хранилища книг, рукописей и документов России, каким уже был в то время Румянцевский музей. На протяжении двадцатипятилетней службы в библиотеке музея Федоров занимал должность дежурного чиновника при читальном зале, противясь всякому повышению, которое не раз предлагала ему дирекция.

Однако уже с конца 1870-х гг. он практически исполнял функции заведующего каталогом.

В годы служения Федорова в Румянцевсском музее, за которым «не было видно ни личной жизни, ни службы в обычном смысле», по словам историка Г.П. Георгиевского, библиотека превратилась в почти платоновскую академию.

После закрытия читального зала и по воскресеньям в каталожной собирались выдающиеся деятели русской культуры – Л.Н. Толстой, В.С. Соловьев, А.А. Фет, Н.Н. Страхов, В.В. Верещагин, Л.О. Пастернак, Ф.И. Буслаев и др.

Говорили о вере и знании, о судьбах культуры, о путях России и мира, и «звучало среди разлада мыслей и тумана сомнений умиротворяющее слово «учителя», способное вместить разнообразие направлений и объединить кажущиеся противоречия своею совершенно исключительною синтетическою способностью», – так вспоминал об этих встречах последователь и ученик Федорова В.А. Кожевников.

Николай Федорович рассматривал свою работу в библиотеке музея «как священное дело». Сохранение мировой памяти, письменных источников прошедшего и проходящего на глазах, возможно более целесообразная, системная организация этого сохранения осмыслялись у него единой целью.

В то же время он считал, что миссия библиотеки не должна ограничиваться только сохранением «памяти человечества». Библиотека, по его мнению, – не «кладбище» книг, а «открытая книга». Собрание письменных памятников в библиотеках является «передачею в высшую инстанцию, в область исследования, в руки потомков».

Учение Федорова о библиотеках неразрывно связано с его «Философией общего дела», непосредственно вытекает из установки воскрешения отцов через благодарную память сынов.

Желание отдать оставшиеся годы жизни исключительно Делу было истинным мотивом ухода Николая Федоровича из библиотеки Румянцевского музея. Официальное увольнение по прошению об отставке последовало 15 сентября 1898 г. Федоров отправляется в Воронеж, где служит Петерсон и намеревается поселиться здесь на постоянное жительство. Однако уже в феврале 1899 г.

Федоров оформляется у пристава Сергиева Посада, живет в доме Бурцева на Московской улице. В августе этого же года он прибывает в Асхабад (ныне Ашхабад), куда переводят по службе Петерсона. В конце августа-сентябре Петерсон и Федоров предпринимают путешествие к предгорьям Памира, посещают Самарканд и Ташкент. В начале 1900 г.

Николай Федорович уезжает из Асхабада.

Последние пять лет жизни философа были очень плодотворными: он напряженно работает над своими рукописями, готовя их к публикации. Весной 1902 г. велась подготовка к изданию однотомника его трудов в издательстве «Скорпион».

Но Федоров отказался от выпуска книги, узнав, что издатель собирается продавать ее «по очень высокой цене», в то время, как сам Николай Федорович был противником торговли печатным словом. В последние годы жизни Федоров вынужден вновь поступить на службу; в 1901–1903 гг. он – вольнотрудящийся при Московском главном архиве Министерства иностранных дел.

Здесь он встретил глубокое уважение к своим деловым и личным достоинствам, был согрет вниманием, поистине родственным отношением, которого ему недоставало всю жизнь.

Умер Николай Федорович Федоров 15 декабря 1903 г. в Мариинской больнице для бедных. Погребение состоялось на кладбище московского Скорбященского монастыря. В 1929 г. кладбище было снесено, ныне это район улицы Новослободской.

Федоров был создателем учения, обосновавшего новое эволюционное представление о человеке и его задаче во Вселенной. Человек, по его мысли, призван возглавить развитие универсума, направить его в соответствии с понятием о высшем идеале, должном бытии.

Его дело – сознательная регуляция природы: овладение стихийными, слепыми силами материи, перестройка собственного несовершенного организма, выход в космос и, наконец, вершина регуляции, в которой сосредоточиваются все ее усилия – победа над смертью, возвращение к жизни всех ушедших в небытие.

После кончины Федорова его ученики и последователи Н.П. Петерсон и В.А. Кожевников, которому Николай Федорович завещал свои рукописи, приступили к подготовке издания его работ. Был проведен огромный объем работ по разборке и систематизации философского наследия Федорова. И в 1906 г.

в городе Верном (ныне Алматы) вышел первый том «Философии общего дела» в количестве 480 экземпляров. По завету Федорова, книга была издана не для продажи, часть тиража разослали по библиотекам, часть оставили для рассылки по заказу. Второй том был издан в 1913 г. в Москве.

Велась подготовка к публикации третьего тома, но первая мировая война, Октябрьская революция, а также смерть обоих издателей помешали его выходу в свет.

Конец XX века отмечен появлением устойчивого интереса ученых многих стран к творчеству Н.Ф. Федорова. На родине философа его сочинения стали переиздаваться с начала 1980-х годов. 18–19 мая 1988 г.

в городе Боровске Калужской области были проведены Первые Всесоюзные Федоровские чтения, ставшие впоследствии традиционными. В 1993 г. в Москве на базе Центральной библиотечной системы «Черемушки» (при центральной детской библиотеке № 124) был создан музей-библиотека Н.Ф. Федорова. В 2003 г.

в Белграде (Сербия) был проведен Международный конгресс «Космизм и русская литература. К 100-летию со дня смерти Н.Ф. Федорова». В этом же году в декабре состоялись 9-е Международные научные чтения памяти Федорова, организаторами которых выступили Институт мировой литературы им. А.М.

Горького РАН, Российская государственная библиотека, МГУ им. М.В. Ломоносова и Музей-библиотека Н.Ф. Федорова.

В рамках мероприятия 9 декабря в РГБ была открыта памятная доска, посвященная 25-летнему служению Федорова в книгохранилище Румянцевского музея, фонды которого легли в основу нынешнего собрания РГБ. 21–23 ноября 2007 г. состоялись Юбилейные 10-е Международные Федоровские чтения.

Источник: https://kraeved.rounb.ru/calendar/fedorov-nikolaj-fedorovich-

Ссылка на основную публикацию