Общая характеристика немецкой классической философии — студенческий портал

Общая характеристика Немецкой классической философии - Студенческий портал

  • Немецкая классическая философия один из главных промежутков начала развития мысли с культурой, своеобразная реакция общества на происходящие изменения.
  • Какова ее характеристика, кто считается первооткрывателем мысли и какие были затронуты проблемы?
  • Самое главное об учении для создания таблицы или конспекта расскажем кратко и понятно ниже.

Общая характеристика немецкой классической философии

Немецкая философия считается неповторимым явлением. Если кратко, неповторимость ее в крупном изучении проблематики насущных проблем, которое позволило сделать философию ведущей наукой, совместив вместе выдающиеся сферы жизни и открыв имена золотого фонда.

Общая характеристика Немецкой классической философии - Студенческий портал

В ее основе мысли 5 авторов, которые помогли разработать диалектическое мировоззрение, сделать лучше логический аппарат, рассмотреть целостно историю и осознать анализ природы с человеком, истории с человеческим миром.

Основоположник

Человек, которому принадлежит идея начала немецкой философии Иммануил Кант. Его течение мысли делится на пару этапов и охватывает период 19 века.

Общая характеристика Немецкой классической философии - Студенческий портал

Иммануил Кант (1724 — 1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ, которые может достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого познания.

В доктрический этап он верил в субъективный идеализм, природный и научный вид материализма и изучал науки. Мыслитель изучал космос, процесс познания, этические и эстетические нормы, логику и социальную науку. Кант анализировал гипотезу космологии, по которой выявил, что Земля с планетами появились с содействием туманности.

Естество, по его суждению, регулярно изменяется и развивается, движение с покоем является относительным явлением. Все окружающее человека является итогом природной эволюции и творением Бога. Также Кант придерживается мыслей агностицизма.

По его трактатам человек в природе зло, но благодаря особому воспитанию морали и постоянному почитанию законов морали, он спасается. Дисциплина это средство уничтожения этого зла по Канту. Так, мыслитель выдвигает постепенно идею демократии и делает вывод, что в будущем будет мир, где вести войну будет экономически невыгодно обществу.

Список немецких философов

Немецкая философия считается большим этапом ее развития с мыслями и культурой общества. Она обоснована необходимостью в государственной реформе всех сфер жизни, преобразованию сознания и свободы души, считается продолжением Французской революции.

Общая характеристика Немецкой классической философии - Студенческий портал

Основоположником стал Кант. Потом его взгляды переняли и продолжили развивать его представители: Иоганн Фихте с Фридрихом Шеллингом, Георгом Гегелем и Людвигом Фейербахом. Благодаря каждому из них получилась единая система с богатыми идеями и предположениями.

Особенности

Благодаря течению немецкой философии удалось:

  • произвести переход от устоявшихся традиций к исследованию человеческих проблем, его души и дел,
  • разработать мнение, свидетельствующее о связи человека и его дел, то есть сознания с бытием,
  • осуществить глубокий синтез проблематики познания и определить человеческую возможность познания мира,
  • разработать концепцию развития, определить диалектические законы,
  • сделать анализ свободы с нравственностью человека.

В этом ее особенности, распространившиеся впоследствии на все страны.

Направления и этапы

Благодаря концепциям Канта, философия определилась с направлениями своего развития.

Общая характеристика Немецкой классической философии - Студенческий портал

Главными направлениями было исследование:

  • самосознания человека,
  • ценности в прогрессе, идей просвещения, сознания и тела человека,
  • творческого потенциала человека,
  • диалектики,
  • идей антропоцентризма, субъекта как созидательного культурного и исторического существа,
  • аксиологии течении науки, где религия с другими течениями рассматривается в качестве духовных форм человечества и его созидания,
  • свободы с ответственностью субъекта в процессе преобразования в мире,
  • идеала гуманистики, свободного развития каждого человека.

Все эти направления мысли происходили в 2 основных этапа:

  • в просветительском или подготовительном этапе второй половины XVIII века,
  • на этапе становления мысли в 70-е годы XVIII в. – начале XIX в.

На первом этапе классики борются с буржуазными, феодальными деспотическими идеями и необходимостью в единстве. Они отстаивают гуманистические идеи.

На втором этапе философы отстаивают мысль, что человек вместе со своим сознанием способствует развитию предмета, превращая его в форму всеобщности.

Характерные черты

Общая характеристика Немецкой классической философии - Студенческий портал

За время развития кантовской философии выделяются ее характерные специфические черты:

  1. Осознание места философии в истории появления людей и развитии мировой культуры.
  2. Изучение многовековой истории и сущности человека, где он предстает высоконравственным объектом, работает по велению своего сознания, устраивает свою жизнь, как того требует разум.
  3. Исследование и развитие философии как особой системы дисциплин.
  4. Изучение философской мысли путем разработки всеобщей диалектической концепции.
  5. Изучение мысли, ее места в появлении гуманизма и принятие попыток осмыслить человеческую жизнедеятельность в разных конфигурациях и путях.

Основные проблемы

Основные проблемы, которые решают изучить и решить философы классической немецкой философии, следующие:

  • движение человека к божественным вратам путем воспитания чувств и сознания,
  • исследование сущности человека и его природы,
  • этическое развитие человека,
  • процесс целостного исследования истории,
  • место человека в культурном развитии.

Философия Иммануила Канта

Кант немецкий мыслитель ХVIII-ХIХ вв., положивший начало философскому течению в городах Германии. Это немецко-прусский философ, который занимался проблемами естества и природы, а позднее познания, границами знания, логикой, этикой и социальными вопросами философии.

Общая характеристика Немецкой классической философии - Студенческий портал

Его трактаты и выводы касательно перечисленных сфер носили революционный характер для его эпохи. Он считал, что:

  • солнечная система появилась в результате облачного вращения разряженных частиц,
  • природа появилась в начале времен, является изменяющейся,
  • природа регулярно изменяется и развивается,
  • движение с покоем два относительных понятия,
  • вся земная жизнь появилась благодаря эволюции в природе,
  • законы механики не закладываются в материю, а обладают своей внешней причиной,
  • создал все Бог.

Философия Гегеля

Гегель продолжил размышление Канта и развил мысль об объективном идеализме, рассмотрел диалектику всеобщим философским методом. Идеалистическая диалектика и этика стали центром его творчества.

Общая характеристика Немецкой классической философии - Студенческий портал

Также он признал одинаковыми понятия бытие с мышлением в своей онтологической идее. В итоге этого размышления он пришел к абсолютной идее. Оно означает единственно существующую подлинную реальность, первопричину всей мировой жизни, мирового духа, который обладает самосознанием и способен творить.

Самая яркая его цитата Нечто, позволительное с точки зрения права, может быть чем-то таким, что моралью осуждается.

Философия Людвига Фейербаха

Людвиг Фейербах рассматривал течение идеализма и пытался обосновать материализм.

Общая характеристика Немецкой классической философии - Студенческий портал

В заключениях он полностью разрывал религию от человеческого естества, признавал атеизм, освобождал человека от влияния религии, пытался объяснить материализмом божественное существование, изучал идеи материализма, учитывая научный прорыв, пытался объяснить проблемы вокруг. Рассматривал социальные и политические вопросы и убеждение в познании окружающего мира.

Философия Иоганна Фихте

Иоганн Фихте изучал философию с практической стороны, показывая, что философия Канта требует доработок. Огромное его достижение в учении о диалектике.

Общая характеристика Немецкой классической философии - Студенческий портал

Большую известность получила его «Я-концепция». Все свое творчество он посвятил ей, что характерно для него. Он рассматривал диалектику как способ антитетического мышления, созидательный и познавательный процесс.

Философия Фридриха Шеллинга

Фридрих Шеллинг в известный период изучал трактаты своих единомышленников и вдохновился системой Гегеля.

В своих трактатах он выстраивал полноценную систему наук с помощью изучения натурфилософии. Также он пытался обобщить научные открытия с помощью единого принципа философии.

Историческое значение немецкой классической философии

Значение трудов и мыслей немецких философов велико, поскольку они вместе дали возможность изучить границы в сознательном философствовании, продолжить развитие идей, выдвинутых Кантом и другими в следующие века, сформулировать, что же такое точная наука, выделить второстепенные научные течения, изучить мифологию, религию и искусство как полноценную систему получения знания.

Также немецкая философия помогла доказать, что в каждом народе имеется собственный неповторимый дух, имеющий свое назначение в обществе, и эти народы нельзя назвать варварскими и нецивилизованными. Каждая народность преемница идей.

Читайте также:  Классификация методов воспитания в педагогике - студенческий портал

Помимо этого, философия тех времен позволила дать возможность начать научное, культурное и гуманитарное развитие науки. Таким образом, она помогла снять однозначность раздвоенности мнений о научном и ненаучном, истинном и ложном, цивилизованном и варварском и др.

Источник: https://tvercult.ru/polezno-znat/nemetskaya-klassicheskaya-filosofiya-kratko-samoe-glavnoe

Классическая немецкая философия

Термин «классическая немецкая философия» был введен в историко-философский оборот Фридрихом Энгельсом в известной работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886). К классикам немецкой философии Энгельс отнес Иммануила Канта (родоначальник), Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Георга Гегеля (вершина) и Людвига Фейербаха (завершающая фигура).

Схема 6.1. Классическая немецкая философия.

Общая характеристика

Соглашаясь с мнением Энгельса, следует тем не менее указать, что в его работе отсутствует точный критерий выделения классиков немецкой философии. Кроме того, сейчас более чем очевидно, что подлинный конец классической немецкой философии связан не с Фейербахом, а с марксизмом, одним из основоположников которого был сам Энгельс.

Можно предположить, что объединяющим моментом всех перечисленных философов является признание творческой активности разума, его способности создавать искусственную среду обитания человека, материализуясь в различных продуктах человеческой деятельности, творить самого человека.

Кант предположил, что не разум должен рабски копировать вещи, а вещи должны сообразовываться с разумом. Из этого «коперники- анского переворота» последовали три знаменитых «Критики» Канта, в которых в деталях были расписаны все следствия нового познавательного отношения между разумом и природой.

Фихте исключил понятие вещи в себе из философии Канта как противоречивое и создал монистическую философию, единственным основанием которой стало творческое созидающее «Я».

Шеллинг не согласился с Фихте и восстановил права природы в философии. В его философии абсолютного тождества сознание и природа образуют неразрывное единство, в котором и природа творит дух и дух (бессознательно) творит природу. Познавател ьные возможности интуиции Шеллинг ценил выше способностей разума.

Гегель критикует Канта за допущение непознаваемой вещи в себе, Фихте — за субъективный идеализм, Шеллинга — за философию тождества и пренебрежение ролью разума в философии.

Гегель создает систему абсолютного идеализма, в которой разум наделен способностью саморазвития (самопознания) сначала в форме логики, затем отчуждения в сферу природы и истории и, наконец, возвращения в исходное состояние.

Фейербах обвинил Гегеля в отождествлении Абсолютного духа с христианским Богом и фактическом превращении философии в теологию.

Фейербах также доказал, что христианский Бог придуман человеком по аналогии с самим собой из-за страха перед природой.

Это открытие побудило его заняться обоснованием новой философии, основанной на любви человека к человеку. Он называл ее антропологическим материализмом, а также религией будущего.

Иммануил Кант (1724—1804) — основоположник классической немецкой философии, создатель нового метода философствования — «критицизма». Творчество Канта принято делить на два этапа — докри- тический (1746—1760) и критический, начинающийся с 1770 г.

В докритический период Кант исследовал естественнонаучные проблемы. В трактате «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755) выдвинул гипотезу возникновения Вселенной из пылевого облака, которая позже была названа гипотезой Канта-Лапласа.

В критический период Кант разрабатывал новый вид философствования (критический), противоположный как сенсуализму, так и рационализму.

Вся докантовская философия основана на понятии необходимой связи причины и следствия.

  • • Но откуда берется идея такой связи? Рационалисты считают — из ума, эмпирики — из опыта.
  • • Однако Юм доказал, что в уме существуют лишь ассоциации идей, а в опыте — только последовательности событий без какой бы то ни было необходимой связи. Значит, развитие философии как рационализма или как эмпиризма невозможно.
  • • Нужна критическая философия, дающая ясный ответ на вопрос «Что я могу знать?»

ш

Схема 6.2.1. Классическая немецкая философия. Иммануил Кант.

Источник: https://studme.org/177508/filosofiya/klassicheskaya_nemetskaya_filosofiya

Немецкая классическая философия Общая характеристика немецкой классической философии. Критическая философия И. Канта. Идеалистическая философия И. Фихте. — презентация

1 Немецкая классическая философия Общая характеристика немецкой классической философии. Критическая философия И. Канта. Идеалистическая философия И. Фихте и Ф. Шеллинга. Объективный идеализм Г. Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха

2 Немецкая философия XIX века – уникальное явление мировой философии.

Ее удалось совместить в себе почти все известные в тот период философские направления, открыть имена выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии.

Ее основу составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени: Иммануила Канта Иоганна Фихте Фридриха Шеллинга Георга Вильгельма Фридриха Гегеля Людвига Фейербаха

3 В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления: Ведущие направления немецкой классической философии Объективный идеализм (Шеллинг, Гегель) Субъективный идеализм (Фихте) Материализм (Фейербах)

4 Вклад немецкой классической философии в мировую философскую мысль заключается в следующем: 1. учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения; 2.

немецкая классическая философия значительно обогатила логико-теоретический аппарат; 3. рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности.

5 Кант, Иммануил ( ) Кант первый из философов нового времени осознанно подошел к учению о категориях: Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий. Он считал, что категории играют фундаментальную роль в мышлении.

6 Кант выделял: три основные идеи психологическая (учение о душе) космологическая (учение о мире) теологическая (учение о Боге)

7 Большое внимание Кант уделяет антиномиям, т.е. Противоречащим, несовместимым друг с другом положениям, каждое из которых, по мнению Канта, может быть доказано логически безупречно тезис — «Мир имеет начало во времени и ограничен также в пространстве». — антитезис «Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве. Он бесконечен как во времени, так и в пространстве».

тезис — «Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей и вообще существует только простое и то, что сложено из простого» — антитезис «Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых вещей, и вообще в мире нет ничего простого». тезис — «Причинность согласно законам природы не есть единственная причинность, из которой могут быть выведены все явления в мире.

Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность». — антитезис «Не существует никакой свободы, но все совершается в мире только согласно законам природы». тезис «К миру принадлежит, или как часть его, или как его причина, безусловно, необходимое существо». — антитезис — «Нет никакого абсолютно необходимого существа ни в мире, ни вне мира, как его причины».

Иными словами, Бога нет.

8 Фихте Иоганн Готлиб ( ) Философ и общественный деятель, представитель немецкого классического идеализма. Вслед за Кантом считал, что философия должна быть фундаментом всех наук. Подчеркивал значение вопросов обоснования морали и государственно- правового устройства (т.н. «практической философии»).

9 Философские взгляды Иоганна Фихте изложены в его работах: «Опыт критики всяческого откровения» «Наукоучение» «Основы естественного права»

10 Свою философию мыслитель называет «наукоучением». Ключевым моментом философии И. Фихте было выдвижение так называемой «Я – концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые по И. Фихте описываются схемой: тезисантитезиссинтез

11 Шеллинг, Фридрих Вильгельм Йозеф ( ) Шеллинг разрабатывал проблемы философии природы (натурфилософию). Он выдвинул и обосновал идею тождества бытия и мышления.

Шеллинга весьма ценили в России за то, что он остро чувствовал моральные обязанности и поэтические возможности философии (А. Гулыга). В практической философии Ф.

Шеллинг решает вопросы социально – полити­ческого характера развития истории.

Читайте также:  Тирания писистрата и писистратидов в афинах (560—510 гг. до н. э.). - студенческий портал

12 Ф. Шеллинг выделяет три вида истории: естественная (история природы) мировая история, история познания история развития идей

13 Гегель, Георг Вильгельм Фридрих ( ) Великий немецкий философ- систематик, Аристотель Нового времени, идеалист, создатель диалектики (как учения о развитии, становлении, противоречиях). Гегель – первый философ, который осмыслил проблему диалектических противоречий самым фундаментальным образом.

Он открыто заявил, что противоречие – не ошибка, не недостаток нашего мышления, а «корень всякого движения и жизненности», что мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как только в противоречиях, в единстве противоположностей.

Из взаимодействия противоположных вещей, сторон возникает все богатство-многообразие мира.

  • 14 Дух, по Гегелю, имеет три разновидности: Абсолютная идея (Г.Гегель) Субъективный дух Объективный дух Абсолютный дух
  • 15 Основной заслугой Гегеля является разработанные им: теория объективного идеализма общий философский метод – диалектика
  • 16 К важнейшим философским трудам Г. Гегеля относятся: «Феноменология духа» «Энциклопедия философских наук» «Наука логики» «Философия природы» «Философия духа» «Философия права»

17 Фейербах, Людвиг (1804 – 1872) Анализируя христианские представления, различные формы религии, пришел к критическому переосмыслению религии как типа сознания и далее, к критике философского идеализма. Главное сочинение Фейербаха – Сущность христианства.

Он не просто подверг критике веру в Бога, не просто декларировал атеизм. Людвиг считал, что Бог – это абсолютизированный обобществленный человек. Он выдвинул тезис: Человек – человеку Бог. Каждый человек – это Бог, т. е.

для каждого из нас любой человек, наделенный всеми самыми хорошими качествами, является Богом.

18 Философию Фейербаха называют антропологической, антропологическим материализмом или натурализмом. Природу он рассматривал через призму отношения к ней человека.

Человек для него не только духовное, но и телесное существо. Дух и материя слиты, нераздельны в человеке. Более того, он утверждал: Бытие – это субъект, а мышление – предикат (нечто вторичное).

Мышление – свойство бытия.

Источник: http://www.myshared.ru/slide/942584/

Немецкая классическая философия: общая характеристика, представители

Немецкая классическая философия – это значительнейший этап в развитии философской мысли и культуры человечества. Она представлена философским творчеством Иммануила Канта (1724—1804), Иоганна Фихте (1762—1814), Фридриха Шеллинга (1775—1854), Георга Гегеля (1770—1831), Людвига Фейербаха (1804—1872).

Каждый из них создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:

1. Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «конфронтирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры.

2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность. У Канта человек рассматривается как нравственное существо. Фихте подчеркивает активность, действенность сознания и самосознания человека, рассматривает устройство человеческой жизни согласно требованиям разума.

Шеллинг ставит задачу показать взаимосвязь объективного и субъективного. Гегель расширяет границы активности самосознания и индивидуального сознания: самосознание индивида у него соотносится не только с внешними предметами, но и с другими самосознаниями, из чего возникают различные общественные формы.

Он глубоко исследует различные формы общественного сознания. Фейербах создает новую форму материализма – антропологический материализм, в центре которого стоит реально существующий человек, который является субъектом для себя и объектом для другого человека.

Для Фейербаха единственными реальными вещами являются природа и человек как часть природы.

3. Все представители классической немецкой философии относились к философии как к специальной системе философских дисциплин, категорий, идей. И. Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику. Шеллинг – натурфилософию, онтологию.

Фихте, считая философию «наукоучением», видел в ней и такие разделы, как онтологический, гносеологический, социально-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, история философии, философия права, морали, религии, государства, развития индивидуального сознания и др.

Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.

4. Классическая немецкая философия разрабатывает целостную концепцию диалектики.

Кантовская диалектика – это диалектика границ и возможностей человеческого познания: чувств, рассудка и человеческого разума.

Диалектика Фихте сводится к исследованию творческой активности Я, к взаимодействию Я и не-Я как противоположностей, на основе борьбы которых происходит развитие самосознания человека. Шеллинг переносит на природу разработанные Фихте принципы диалектического развития. Природа у него – становящийся, развивающийся дух.

Великим диалектиком является Гегель, который представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он впервые представил весь естественный, исторический и духовный мир в виде процесса, т. е.

исследовал его в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, количественно-качественных и качественно-количественных изменениях, прерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении.

Вся классическая немецкая философия дышит диалектикой. Особо надо сказать о Фейербахе. До последнего времени в советской философии данная Ф. Энгельсом оценка отношения Фейербаха к диалектике Гегеля трактовалась как отрицание Фейербахом всякой диалектики вообще.

Однако следует разделить этот вопрос на две части: первое – отношение Фейербаха не к диалектике только, а в целом к философии Гегеля; второе – Фейербах действительно, критикуя гегелевскую систему объективного идеализма, «выплеснул с водой и ребенка», т. е.

не понял диалектики Гегеля, ее познавательного значения и исторической роли.

Однако сам Фейербах в своих философских исследованиях диалектики не избегает.

Он рассматривает связи явлений, их взаимодействия и изменения, единство противоположностей в развитии явлений (дух и тело, сознание человека и материальная природа). Им предпринята попытка найти взаимосвязь индивидуального и социального.

Другое дело, что антропологический материализм не выпускал его из своих «объятий», хотя диалектический подход при рассмотрении явлений не был полностью ему чужд.

5. Классическая немецкая философия подчеркивала роль философии в разработке проблем гуманизма и предприняла попытки осмыслить человеческую жизнедеятельность. Шло это осмысление в разных формах и разными путями, но проблема была поставлена всеми представителями данного направления философской мысли.

К социально значимым следует отнести: исследование Кантом всей жизнедеятельности человека как субъекта нравственного сознания, его гражданской свободы, идеального состояния общества и реального общества с непрекращающимся антагонизмом между людьми и т. д.

; идеи Фихте о первенстве народа перед государством, рассмотрение роли нравственного сознания в жизнедеятельности человека, социального мира как мира частной собственности, который охраняет государство; гегелевское учение о гражданском обществе, правовом государстве, частной собственности; упование Шеллинга на разум как средство реализации нравственной цели; стремление Фейербаха создать религию любви и гуманистическую этику. Таково своеобразное единство гуманистических устремлений представителей классической немецкой философии.

Представители классической немецкой философии явились и выразителями той социально-экономической, политической и духовной атмосферы, которая их окружала непосредственно, выступала в качестве их собственного бытия: феодальная раздробленность Германии, отсутствие национального единства, ориентация развивающейся буржуазии на различные компромиссы, так как она после Великой французской революции испытывала страх перед любым революционным движением; желание иметь сильную монархическую власть и военную мощь.

Именно этот компромисс находит свое философское обоснование в работах Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля и Фейербаха. И хотя последний является представителем другой мировоззренческой ориентации – материалистической, но и он рассматривает решение социальных проблем на путях реформ, обещая в обществе гражданский мир и спокойствие.

20. Современная западная философия чрезвычайно многообразна. Вместе с тем, в ней есть свои центры притяжения в виде относительно самостоятельных направлений или течений. Их тоже много, но в плане самой общей картины можно ограничиться тремя, достаточно, как представляется, репрезентативными: аналитическим, феноменологическим и постмодернистским, экзистенциализм.

Читайте также:  Причины и стратегии выбора посредников - студенческий портал

Аналитическая философия обязана своим существованием «лингвистическому повороту» как отличительной черте современного философствования. В ней язык рассматривается как вполне самостоятельная и важнейшая область философского исследования. На сегодняшний день она наиболее полно выражает рационалистический дух философствования.

Рациональность же, которую являет аналитическая философия, было бы правильно назвать логико-семантической. В ее основании — правила и законы логики, а также знаково-смысловые средства познавательной деятельности человека.

Так же, как и «рациональность», понятие «аналитическая философия» употребляется в двух смыслах.

Аналитическая философия в узком смысле — это доминирующее направление в англоязычной философии ХХ века, представленное такими именами (теперь уже классиками), как Бертран Рассел, Джордж Эдвард Мур, Людвиг Витгенштейн.

В широком смысле «аналитическую философию» можно трактовать как определенный стиль философствования.

Он характеризуется строгостью и точностью используемой терминологии, вниманием к нюансам, или тончайшим оттенкам, мысли, недоверием к широким обобщениям и умозрительным построениям, к «доводам сердца», поэтической непричесанности мысли, вкусовым предпочтениям и эмоциональным мнениям. Для него важно не только (а иногда и не столько) «что», но и «как» — с помощью каких аргументов и корректно ли получен тот или иной результат.

Аналитики полны уверенности в возможности разрешения сложнейших философских и научных проблем с помощью строгих логико-семантических методов.

Более того, они считают, что многие из этих проблем и возникли по причине неправильного использования языка, небрежного обращения со словами.

Философия тем самым перестает быть теорией и превращается в аналитическую деятельность по лингвистическому прояснению мыслей, устранению неточностей в обозначении, по исправлению.

В отличие от аналитической традиции, ориентированной на факты (эмпирические и языково-лингвистические) сами по себе, феноменология обращает наше внимание на «человеческий фактор» как ключ к тому, что реально существует.

Исходный пункт феноменологии как философского учения — возможность обнаружения и описания интенциональной (направленной на предмет) жизни сознания.

Существенная черта феноменологического метода — отказ от любых непроясненных предпосылок.

Феноменология также исходит из идеи неразрывности и в то же время взаимной несводимости (нередуцируемости) сознания и предметного мира (природы, социума, духовной культуры).

Феноменология как философское направление связано с именем Эдмунда Гуссерля (1859 — 1938). Девиз феноменологии как метода, в понимании Гуссерля, — назад к вещам! Вещи здесь совершенно особые — так называемые феномены.

Феномен же есть то, что само себя обнаруживает, предмет, непосредственно явленный сознанию. Не объект, как он отражается в сознании, а как он дан и непосредственно существует в сознании — сам факт явленности, само явленное.

Феноменология — это учение о бытии сознания, которое несводимо (равно как и невыводимо из них) к «практическим последствиям» (прагматизм), к иррациональному потоку бытия или образу культуры (философия жизни), к практической деятельности (марксизм), к индивидуальному или коллективному бессознательному (психоанализ), к знаковым системам и структурным связям как каркасу культуры (структурализм), к логическому и лингвистическому анализу (аналитическая философия).

Феноменологическая методология оказала и продолжает оказывать существенное влияние на развитие психологии, антропологии, психиатрии, гуманитарное знание в целом. И это понятно. Социально-гуманитарная реальность непременно включает в себя значения, смыслы.

Любое общественное явление, как уверяют, и совершенно справедливо, феноменологи, необходимо рассматривать с учетом того, как люди его воспринимают, какие значения в него вкладывают, каким смыслом наделяют.

Вне и без этих символических значений оно повисает каким-то отчужденно-ребристым каркасом, непонятным и пугающим одновременно.

Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Он является прежде всего культурой постиндустриального, информационного общества.

В методологическом плане постмодернистская философия опирается на принципы плюрализма и релятивизма, согласно которым в реальной действительности постулируется «множественность порядков», между которыми невозможно установление какой-либо иерархии. Данный подход распространяется на теории, парадигмы, концепции или интерпретации того или иного «порядка». Каждая из них является одной из возможных и допустимых, их познавательные достоинства в равной мере являются относительными.

В соответствии с принципом плюрализма сторонники постмодернистской философии не рассматривают окружающий мир как единое целое, наделенное каким-либо объединяющим центром. Мир у них распадается на множество фрагментов, между которыми отсутствуют устойчивые связи.

Постмодернистская философия отказывается от категории бытия, которое в прежней философии означало некий «последний фундамент», добравшись до которого мысль приобретает бесспорную достоверность. Прежнее бытие уступает место языку, объявляемому единственным бытием, которое может быть познано.

Постмодернизм весьма скептически относится к понятию истины, пересматривает прежнее понимание знания и познания.

Он решительно отвергает сциентизм (это система убеждений, утверждающая основополагающую роль науки как источника знаний и суждений о мире) и перекликается с агностицизмом (направление в философии, отрицающее возможность объективного познания субъектом окружающей действительности посредством собственного опыта).

  • Постмодернистская философия выражает разочарование в рационализме, а также в разработанных на его основе идеалах и ценностях.
  • Постмодернизм в философии сближает ее с наукой и литературой, усиливает тенденцию к эстетизации философской мысли.
  • В целом постмодернистская философия выглядит весьма противоречивой, неопределенной и парадоксальной.

Постмодернизм представляет собой переходное состояние и переходную эпоху. Он неплохо справился с разрушением многих отживших сторон и элементов предшествующей эпохи. Что же касается положительного вклада, то в этом плане он выглядит довольно скромно. Тем не менее, некоторые его черты и особенности, видимо, сохранятся в культуре нового столетия.

Экзистенциализм (от позднелат. exsistentia — существование), или философия существования, — философское направление XX века, идеи которого получили широкое распространение во многих европейских странах, а также в США.

Его основоположниками на Западе считаются немецкие философы Карл Ясперс (1883-1969) и Мартин Хайдеггер (1889-1976), французские философы Жан Поль Сартр (1905-1980), Габриель Марсель (1889-1973), а также Морис Мерло-Понти (1908-1961) и Альбер Камю (1913-1960).

Экзистенциализм не является академической доктриной, его основные темы — человеческое существование, судьба личности, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни.

Существенное определение нашего бытия, именуемого экзистенцией, есть его незамкнутость, открытость, предпосылкой чего является конечность экзистенции, ее смертность. В силу своей конечности экзистенция является временной, и ее временность существенно отличается от объективного времени как чистого количества, безразличного по отношению к заполняющему его содержанию.

Личность, согласно экзистенциализму, есть самоцель, коллектив — средство, обеспечивающее возможность материального существования составляющих его индивидов.

Общество, далее, призвано обеспечивать возможность свободного духовного развития каждой личности, гарантируя ей правовой порядок, ограждающий личность от посягательств на ее свободу.

Но роль общества остается при этом, в сущности, отрицательной: свобода, которую оно может предоставить индивиду, это «свобода от» — свобода экономическая, политическая и т.п.

Подлинная же свобода, «свобода для», начинается по ту сторону социальной сферы, в мире духовной жизни личности, где индивиды сталкиваются не как производители материальных благ и не как субъекты правовых отношений, а как экзистенции. Общество при этом лишь ограничивает личность. Отсюда центр тяжести перемещается с родового, общественного на единичного человека.

Сегодняшний человек, согласно экзистенциализму, может черпать силы только в своей слабости, он может обрести смысл своей жизни не перед лицом вечного и бесконечного, а перед лицом смерти.

Освободить человека от всех надежд на то, что он может обрести свободу с помощью чего-то вне себя, и от всех иллюзий, связанных с этими надеждами, поставить его перед собой и заставить заглянуть в себя — вот та задача, которую поставил перед собой экзистенциализм.



Источник: https://infopedia.su/10xa17d.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector