(Золотарева И. Д.) («История государства и права», 2013, N 20)
ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В РОССИИ (НАЧАЛО XVIII — НАЧАЛО XXI ВЕКА)
И. Д. ЗОЛОТАРЕВА
Золотарева Ирина Дмитриевна, профессор кафедры философии и истории НЧОУ «Южный институт менеджмента», доцент, кандидат исторических наук.
Автор анализирует развитие государственной политики в сфере туризма. В статье выделяются три этапа государственной политики, характеризуются особенности каждого этапа. Автор делает вывод о том, что традиционные представления в России о туризме как о социальном явлении осложняют развитие туризма как сектора экономики.
Ключевые слова: история, анализ, государственная политика, туризм, Россия, правовое регулирование.
Historical analysis of the state policy in the field of tourism in Russia (beginning of the XVIII century — beginning XXI centuries) I. D. Zolotareva
The author analyses the development of state policy in the sphere of tourism. The author distinguishes three stages ofpublic policy and describes the features of each stage. The author makes a conclusion that the traditional view in Russia on tourism as a social phenomenon, complicate the development of tourism, as an economic sector.
Key words: history, analysis, public policy, tourism, Russia, the legal regulation.
Туризм как общественное явление развивается все больше и больше, проявляясь в традиционных и современных формах. Его исследованием, теоретической разработкой путей развития занимаются сегодня социологи, менеджеры, экономисты и правоведы.
Работ, предлагающих активно развивать туризм, много, однако практическая реализация теоретических предложений, разработок в туристской сфере имеет низкую эффективность. Рассмотрение исторического аспекта развития туризма позволяет выделить особенности формирования рассматриваемого вида деятельности в России и хронологизации ее этапов.
Необходимо выявить, как складывалась государственная политика в сфере туризма, как формировалось организационное воздействие и что закладывалось в качестве приоритетов. Следует учитывать, что толчком для развития массового туризма явился научный прогресс и становление транспортного сектора экономики.
Поэтому в становлении туризма в России как объекта государственного управления можно выделить три этапа, характеризующихся своими признаками: I этап. Период от царствования Петра I — до 1917 г. II этап. 1917 — 1991 гг. III этап. 1991 г. — настоящее время. Характеристику первого этапа следует начать с обоснования периодизации.
Следует отметить, что путешествия предпринимались и в допетровское время, но в них не усматривается государственное участие. Это значит, что снаряжение экспедиций финансировалось за счет частных средств и зачастую отсутствовало и государственное разрешение. В первом этапе можно выделить два периода: царствование Петра I — до 80-х гг. XIX в.; конец XIX в.
— 1917 г. При Петре I началось активное покорение морских просторов. Морские экспедиции, по сути, являются разновидностью туристических путешествий. При этом государство ставило для себя следующие цели: усиление государственной власти, формирование международных и внутренних водных транспортных путей, освоение новых территорий.
Вторым аспектом, формирующим туристскую сферу, были войны, что выдвигало на передний план проблемы оздоровления раненых военных. Когда Петр Первый издал Указ: «…искать в нашем государстве ключевых вод, которыми можно пользоваться от различных болезней», никто и не думал, что это станет рождением такого вида туризма, как оздоровительный.
На основании этого Указа в 1719 г. открылся первый курорт в России . К концу XVIII века центром изучения природных лечебных ресурсов становятся Кавказские Минеральные Воды. ——————————— Туризм и отраслевые системы / Под ред. В. А. Квартальнова. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 113.
Период начиная со второй половины XVIII в. до 80-х годов XIX в. характеризуется большим количеством географических экспедиций. Идет активное освоение Сибири, открытие новых территорий на востоке Азии и северо-западе Северной Америки: экспедиции В. Прочищева, Д. Л. Овцына, Д. Я. Лаптева и Х. П. Лаптева, С. И.
Челюскина, С. П. Крашенникова. Русские моряки и исследователи совершают кругосветные путешествия: Н. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский, М. П. Лазарев, Ф. Ф. Беллинсгаузен. Сам туризм в этот период можно назвать просветительским.
Целью путешествий являлось знакомство с достижениями культуры разных народов, их религией; формировались навыки территориальных перемещений, что способствовало и распространению географических знаний о странах. Государственное отношение к путешествиям на данном этапе можно охарактеризовать следующим образом.
Часть путешествий финансировалась на государственные средства, а во многих случаях финансирование было частным, в т. ч. и самим императором. Известно, что Николай Второй пожертвовал Г. Я. Седову икону и тысячу рублей из ста тысяч рублей, необходимых на экспедицию .
Формальное выражение государственной деятельности выразилось в принятии царских указов, имеющих своей целью еще не прямое развитие путешествий, как вида деятельности, а обеспечение других вопросов либо организацию самих путешествий (например, вышеприведенный Указ Петра Первого и Указ Николая Второго о предоставлении Г. Я.
Седову двухгодичного отпуска на время экспедиции и о переводе его из капитанов Адмиралтейства в лейтенанты флота). ——————————— URL: http://my-sedovo. narod. ru/SEDOV1.html.
Второй период характеризуется тем, что с конца XIX в. появляются первые туристические фирмы и, таким образом, начинает формироваться сегмент экономики, где получение доходов связано с проведением экскурсий и ознакомлением туристов с достопримечательностями. До 1910 г.
экскурсионные прогулки имели стихийный характер, причем участвовали в них, как правило, учащиеся. После 1910 г. на развитие экскурсионного дела обратили внимание уездные и губернские земства, начавшие выделять некоторые средства для экскурсий. В 1915 г.
в Петрограде прошел 1-й Всероссийский съезд по улучшению отечественных лечебных местностей.
В резолюции материалов съезда отмечалось, что «с помощью экскурсий по России необходимо отвлечь значительное число русских от путешествий и лечения за границей и сохранить тем самым для родины огромные суммы денег, вывозимых за рубеж».
Съезд признал, что развитие туризма и экскурсий является делом государственной важности, т. к. путешествия по России будут стимулировать промышленное и коммерческое предпринимательство, а «таковое же ознакомление иностранных туристов с Россией привлечет в нее иностранные производительные капиталы» . ——————————— Долженко Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР. Ростов: Издательство Ростовского университета, 1988. С. 55.
Итак, именно в данный период происходит зарождение массового туризма: на уровне местного самоуправления выделяются небольшие средства для экскурсий, признается необходимость туристского дела как сектора экономики. Второй этап развития туризма проходил в условиях существования административно-командной системы СССР.
Следует остановиться на том, что туризм испытывал то же воздействие со стороны государственного управления, что и общество в целом. После Октябрьской революции и до принятия Конституции СССР 1936 г. правовые акты государства в области туризма издавались в форме декретов. В этот период были изданы Декреты: «О национализации курортов» 1918 г.
; «О лечебных местностях общегосударственного значения» 1919 г.; «Об организации домов отдыха» 1919 г.; «О принципах санаторно-курортного лечения» 1919 г.; «Об учете и охране памятников искусства, старины и природы» 1924 г. В 1927 г. в СССР появляются документы, положившие начало правовому регулированию туризма.
Связано это с тем, что государство в качестве приоритетов выбрало социальную направленность своей деятельности. Реализация права на отдых трудящимися стала одной из основных задач СССР. До Великой Отечественной войны государственное отношение к туризму формировалось в двух направлениях. Первое направление связано с санаторно-курортным туризмом: к началу 1940 г.
в СССР было 3600 санаториев и домов отдыха, реконструировались и расширялись ведущие курортные зоны, в т. ч. Черноморское побережье Кавказа. Второе направление связано с путешествиями, которые представляли собой самодеятельные массовые походы.
При этом организационное воздействие первоначально оказывалось путем образования общественных организаций, а затем стали создаваться государственно-управленческие структуры (так, например, в 1936 г. создано туристско-экскурсионное управление ВЦСПС). Следует отметить, что вопросы туризма попали под управление профсоюзов СССР.
Послевоенный период характеризовался восстановлением разрушенных объектов туризма, и только к 1959 г. количество туристских учреждений достигло довоенного уровня. Перспективы развития планового и самодеятельного туризма в 1950-е гг. были намечены специальным Постановлением ВЦСПС по вопросам туризма от 26 сентября 1950 г.
В нем всем профсоюзам и добровольным спортивным обществам указывалось на то, что туризм в их работе должен был занять видное место, а особое внимание должно уделяться местному туризму. В 1960 г. профсоюзам передали хозрасчетные санаторно-курортные учреждения, курортные поликлиники и дома отдыха, за исключением учреждений детского отдыха и туберкулезных санаториев.
С гордостью можно констатировать, что советская курортология того времени занимала передовые позиции в мире. С 1969 г. был принят ряд подзаконных актов, направленных на развитие массового туризма, которыми закреплялись различные управленческие функции за министерствами транспортной направленности.
В данный период на государственном уровне решались вопросы и проживания туристов: шло массовое строительство гостиниц. К 1980 г. «туристско-экскурсионное дело превратилось в крупную отрасль обслуживания населения» — это констатирует Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 31 октября 1980 г.
N 983 «О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране». Иностранный туризм стал развиваться в СССР с 1920-х гг. В 1964 г. впервые в истории страны был создан правительственный орган по иностранному туризму — Управление по иностранному туризму при Совете Министров СССР, которое в 1983 г.
было преобразовано в Государственный комитет СССР по иностранному туризму, председатель которого вошел в состав правительства страны. В рамках деятельности данных органов обеспечивался поток иностранных туристов. Таким образом, второй этап государственного отношения к туризму можно охарактеризовать следующими особенностями.
Государство рассматривает туризм как массовый самодеятельный отдых, т. е. как гарантию реализации права трудящихся на отдых. Санаторно-курортный туризм развивается под управлением профсоюзов. Здесь следует сказать, что, с одной стороны, профсоюзы существовали как общественная организация, а с другой стороны, они охватывали сто процентов населения и их решения были обязательны для выполнения.
И третье направление — иностранный туризм, который стал объектом государственного управления. Это позволяет говорить о том, что в данном периоде акцент был сделан на социальную сторону туризма и его материальная база не рассматривалась как часть экономики государства. Формирование базы нормативно-правовых актов шло по пути принятия подзаконных актов, т. к.
обнаружить законы, регулирующие отношения в сфере туризма, не удалось. Третий этап связан с распадом СССР и переходом от административно-командного управления к рыночной экономике. В таких условиях социально ориентированные предприятия туристской направленности не могли встроиться в систему общественного производства.
Появление новых форм хозяйствования позволило выделить такой сегмент экономики, как туристская деятельность. Санаторно-курортные учреждения стали коммерческими организациями, ориентированными на систематическое получение прибыли. Сложность формирования туристской индустрии заключается в том, что туризм одновременно решает и экономическую, и социальную задачи.
И здесь все будет зависеть от выбора государственных ориентиров. При этом ориентиров может быть только два: туризм как сектор экономики и туризм как социальный сектор (реализация права граждан на отдых). На государственном уровне должны определиться с главной идеей либо с соотношением между ними. После этого сформулировать основополагающие идеи для государственного управления.
С нашей точки зрения, необходимо развивать все составляющие туризма, и тогда закладываемые принципы государственного управления должны отражать комплексный подход государства к проблеме. Так, реализация такого принципа, как доступность туризма, его государственная поддержка (именно туризма как вида отдыха населения) помогут развить социальную составляющую. А реализация принципа государственной поддержки развития туристской индустрии и поддержки малого предпринимательства в области туризма позволила бы развить сектор экономики. ——————————— —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья Л. Е. Калинина «Государственное управление в сфере туризма: отраслевые принципы» включена в информационный банк согласно публикации — «Туризм: право и экономика», 2007, N 2. —————————————————————— Калинина Л. Е. Государственное управление в сфере туризма: отраслевые принципы // Туризм: право и экономика. 2007. N 2. С. 12. Калинина Л. Принципы государственного управления в сфере туризма // Право и экономика. 2006. N 12. С. 89.
Однако государственное отношение к туризму на данном этапе можно охарактеризовать как противоречивое, не имеющее четких целей и ориентиров. Данный вывод подтверждается Федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)» , которая не устраняет сложившиеся противоречия.
Разработчиком Программы является Министерство спорта, туризма и молодежной политики (социально ориентированный орган управления). А целями Программы закрепляются повышение конкурентоспособности туристского рынка РФ, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах (экономические параметры).
При этом проблема характеризуется через идею, что «восстановление работоспособности, поддержание и укрепление здоровья людей является одной из важнейших задач государства» (социальный аспект).
Роль туризма заключается в «решении социальных проблем, обеспечивая создание дополнительных рабочих мест, рост занятости и повышение благосостояния населения страны» (однако это мультипликативный экономический эффект). ——————————— Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.
2011 N 644 «О Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 34. Ст. 4966.
Таким образом, последний этап государственного управления туризмом характеризуется непоследовательностью подходов. На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Во-первых, в государственной политике в сфере туризма можно выделить три этапа.
Во-вторых, первые два этапа характеризуются социальной направленностью путешествий.
В-третьих, в государственном управлении на третьем этапе противоречия обусловлены устоявшимися взглядами о социальности туризма и современным желанием органов государственного управления вывести социальные функции в сферу экономики.
Литература
1. Долженко Г. П. История туризма в дореволюционной России и СССР. Ростов: Издательство Ростовского университета, 1988. С. 55. —————————————————————— КонсультантПлюс: примечание. Статья Л. Е.
Калинина «Государственное управление в сфере туризма: отраслевые принципы» включена в информационный банк согласно публикации — «Туризм: право и экономика», 2007, N 2. —————————————————————— 2. Калинина Л. Принципы государственного управления в сфере туризма // Право и экономика. 2006. N 12. С. 89. 3. Калинина Л. Е.
Государственное управление в сфере туризма: отраслевые принципы // Туризм: право и экономика. 2007. N 2. С. 12. 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.08.
2011 N 644 «О Федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 34. Ст. 4966. 5. Туризм и отраслевые системы / Под ред. В. А. Квартальнова. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 113.
——————————————————————
Источник: http://center-bereg.ru/f113.html
Этапы развития туризма в России
Этапы развития туризма в России — это стадии процесса возникновения, становления, развития и совершенствования национального туризма. Можно выделить пять этапов.
Первый этап — просветительский (до 1890 г.) — характеризовался отдельными примерами использования экскурсий, походов, путешествий прежде всего в целях образования и сбора научно-географической и краеведческой информации о различных районах и родном крае.
Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои и интеллигенция России.
Эта социальная ориентация туризма сохраняется и поныне и существенно отличает российский туризм от туризма других стран Европы и США.
Второй этап — предпринимательский — начался с развитием капитализма в России.
В это время не только быстро растет туристическая инфраструктура — рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристический рынок, в котором явно прослеживаются два основных сегмента — элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции. Появляются многочисленные туристические фирмы, бюро, компании, клубы, общества.
Третий этап — организационно-централизованный — начался в 1927 г. и завершился в конце 1960-х гг. Характеризуется доминированием идеологических функций над хозяйственными.
Не только большевики идеологизировали туризм — социальные и идеологические функции туризма и экскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917 г. партий — эсеров, меньшевиков, кадетов и т.д. Другое дело, что большевики проводили это более откровенно и последовательно.
С возникновением Общества пролетарского туризма (1928) началась монополизация туризма. Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуацию. При этом развитие туризма пошло чрезвычайно быстро, экстенсивно — за счет включения все новых ресурсов и территорий.
Так формировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма. Одновременно к концу данного периода в туризме обострились противоречия прежде всего из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых.
Это привело к необходимости перехода к новой форме организации и планирования туризма, основанной на системе социальных нормативов, что и составило суть следующего этапа.
Четвертый этап — административно-нормативный (1969—1990) — характеризовался быстрыми темпами развития социального туризма и в то же время еще более быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран.
Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия.
К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристической сферы.
В конце периода стали очевидными невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристического обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость широкого использования экономических методов.
Пятый этап — переходный (с 1990 г.). В нем появились некоторые новые тенденции развития туристического хозяйства в условиях экономических реформ:
- ? изменение структуры рекреационных потребностей и начало сегментации туристического рынка;
- ? переход от монопольного к многоукладному туристическому хозяйству;
- ? активное развитие малых и средних туристических предприятий;
- ? переход к использованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений;
- ? переход от административного регулирования функций туристического хозяйства к экономическому стимулированию туристического рынка на новой законодательной основе.
Одновременно резко обозначились негативные моменты современного периода:
- ? в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны;
- ? многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль;
- ? спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались.
Реальное содержание пятого этапа обозначается входе столкновения негативных результатов и позитивных тенденций и во многом будет зависеть от общей ситуации в стране, хода экономической и политической реформы, осознания властными структурами туризма как мощного мультипликатора рынка и важного фактора развития всей сферы услуг в России. Важной особенностью современного этапа развития туризма и изменения его организационных форм является проникновение в туристский бизнес транспортных, торговых, промышленных, банковских, страховых и других компаний.
На сегодняшний день туристический бизнес является динамичной и доходной отраслью с высоким потенциалом. Россия располагает колоссальными природными ресурсами и культурно-историческим потенциалом для развития различных видов внутреннего туризма.
Подъем туристического бизнеса можно отнести на период 2002— 2005 гг., это был период спроса на рынке туристических услуг, связанный с преодолением кризисных явлений в российской экономике и повышением уровня жизни населения.
В 2005—2007 годах наступил период насыщения потребительского спроса на рынке туристических услуг. Однако доля выездных туров остается довольно высокой, что свидетельствует о большей привлекательности для российских туристов зарубежных туров и недостаточной популярности российских туристических зон для иностранцев.
Уровень цен на многие туристические программы внутренних направлений сравнялся и даже превысил аналогичные предложения по выездному туризму. Представляется, что именно этот фактор сдерживает развитие внутреннего туризма и делает его неконкурентоспособным с международным. Здесь нужно, в частности, разработать наиболее эффективную ценовую политику.
Для сравнения можно привести следующие данные.
Ситуация на рынке туристических услуг такова: средняя цена путевки на курорты Турции в июле 2011 г. составляла 19 480 руб. (8 дней / 7 ночей); цена аналогичного пляжного тура в Испанию на побережье Средиземного моря и Канарские острова — 31 700 руб.
За пять предыдущих лет средняя стоимость тура в Турцию возросла на 22%, в Испанию — на 33%, отдых в российском санатории — в 2 раза.
В среднем день пребывания в России на полном пансионе с экскурсионной программой и проживанием в отеле категории три-четыре звезды сегодня обходится не дешевле 200—250 евро.
Повышение цен — крайне негативная тенденция, которая наблюдается в течение многих лет. Это обусловлено стремлением туристических фирм максимизировать потенциальный доход без учета платежеспособного спроса, кроме этого, имеет место переоценка своих возможностей.
Рост туристических потоков также сдерживается диспропорциями в развитии коллективных средств размещения по экономическим регионам России и острой нехваткой недорогих ГОСТИНИЦ.
Хотя в последнее время темпы гостиничного строительства, например в Москве и Санкт-Петербурге, как и в целом по России, возросли, в основном преобладает строительство дорогостоящих гостиниц и пансионатов, а заполняемость остается наиболее высокой среди всех сегментов. Однако российские гостиницы даже высшей категории не отвечают мировым стандартам обслуживания туристов.
Все же представляется, что туристический бизнес в России можно и нужно развивать, учитывая рекреационные ресурсы нашей страны, что будет довольно доходной статьей доходов в бюджете. Необходимо работать над ценовой политикой, усовершенствованием гостиничного, сервисного обслуживания, разработкой культурно-оздоровительных программ.
Одним из наиболее привлекательных туристских ресурсов России является историко-культурное природное наследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад в мировую культуру. Русские писатели, композиторы, художники, ученые известны во всем мире.
Кроме того, на территории страны сконцентрировано множество уникальных памятников истории и культуры. В настоящий время в Государственном реестре памятников истории и культуры насчитывается около 140 000 объектов наследия, в том числе 25 000 объектов федерального значения и 115 000 — местного значения.
Многие из этих объектов поистине уникальны и могут быть отнесены к мировым сокровищам культуры.
На территории России находится 24 объекта, состоящих в Списке Всемирного наследия ЮНЕСКО, из них 15 — как объекты культурно наследия, причем шесть из них признаны шедеврами человеческого гения и девять объектов включены по природным критериям, причем семь из них признаны феноменами исключительной красоты и эстетической важности. Кроме этого, по состоянию на 2011 г. 27 объектов на территории России находятся в числе кандидатов на включение в Список Всемирного наследия.
Основу историко-культурного и природного потенциала России составляют объекты, которые целесообразно классифицировать по их характеристикам следующим образом: музеи и музеи-заповедники; национальные парки; исторические города и поселения.
Важную роль в формировании культурного потенциала России и развитии туризма играют движимые памятники, хранящиеся в фондах музеев. В России в настоящее время насчитывается более 1500 государственных и муниципальных музеев, в которых хранится 80 млн музейных предметов.
Важную роль в сохранении наследия играют национальные парки, которых насчитывается 41. Во многих из них сохраняется не только природное наследие, но и уникальные историко-культурные объекты.
Особое значение в организации интересных туристских маршрутов играют исторические города и поселения. В России 539 поселений относятся к историческим объектам. В них сохраняются не только отдельные памятники истории и культуры, но и памятники градостроительства, архитектурные ансамбли, образцы исторической застройки и исторические ландшафты.
Неразвитость туристской инфраструктуры, невысокое качество сервиса, высокий уровень преступности в стране привели к тому, что в настоящее время на Россию приходится менее 1% мирового туристского потока.
По прогнозам, в ближайшие 10—15 лет туризм мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов. Таким образом, туризм, являясь выгодной отраслью экономики, может стать при соответствующих условиях важнейшей статьей валового национального дохода России.
Источник: https://bstudy.net/657377/ekonomika/etapy_razvitiya_turizma_rossii
Выполнить работу с ответами на вопросы и тестами
Всего было 15 предложений, заказчик выбрал автора Тать5яна
Кто поможет сделать ответы на вопросы по туризму за 1 день, тема «Выполнить работу с ответами на вопросы и тестами»
Задана работа с ответами на вопросы и тестами по дисциплине туризм(организация туристической деятельности)
На нашем сервисе более 22153 профессиональных исполнителей, которые готовы выполнить ваше задание. Опишите его и получите их предложения с ценой.
Автор24 — это биржа, где напрямую у преподавателей/аспирантов/репетиторов можно заказать выполнение работы «тема»
26 февраля 2019
Заказчик создал задание на выполнение Ответов на вопросы по предмету Туризм
26 февраля 2019
15 исполнителей откликнулись и предложили выполнить работу по стоимости от 650 до 6820 руб
26 февраля 2019
Заказчик переписывался с автором Тать5яна
26 февраля 2019
Заказчик выбрал автора Тать5яна,
27 февраля 2019
Автор выполнил работу по теме Выполнить работу с ответами на вопросы и тестами за 1 день и уложился в заданный срок
27 февраля 2019
Заказчик принял работу с первого раза и оплатил заказ
27 февраля 2019
Заказчик оставил положительный отзыв.
Закажи её у наших авторов!
Организационно – централизованный период становления туризма в России (1927 г. — конец 1960 гг.)
Первой организацией, возникшей в организационно-централизованный период, считается Общество пролетарского туризма. Организация была создана в
г.
За основу было принято открытое ранее Российское общество туристов.Впоследствии общество переименовали во Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ).
Это произошло в
г. Организация объединяла все существующи…
Мировые гостиничные цепи
Сеть гостиниц, расположенная в Соединеннх штатах Америки Marriott International считается наикрупнейшей международной организацией в мире.
Согласно статистическим данным, собранным специалистами компании, каждый четвертый турист в США выбирает отель Marriott International. Первый собственный отель Джон Марриотт открыл в 1957 году.
Гостиница получила название Twin Bridges Marriott Motor Hotel и нах…
Подбор персонала в туркомплексе План функционирования туристского предприятия включает в себя план трудовых ресурсов. Подбор персонала — важнейшая работа менеджера, суть которой состоит в том, чтобы учитывая требования к кандидату на вакансию, подобрать наиболее подходящих квалифицированных специалистов для последующей оценки и приема на работу.
Подбор кадров сложная и точная управленческая деятельность. Менеджеру необходимо прав…
Социальная эффективность туризма
Социальную и экономическую эффективность туризма можно рассматривать только в тесной связи с термином «устойчивое развитие туризма».
Если выполняются все условия, то можно говорить о том, что туризм в данном регионе стабильно развивается.
Если же один из факторов в данном регионе не работает, несмотря на рост прибыли, то развитие туризма временное. А если временное – то говорить о социальной и эко…
- Туризм
- Ответы на вопросы
Источник: https://Author24.ru/lenta/3676657/
Этапы развития туризма в россии xix-xx вв
Этапы развития туризма в России – стадии процесса возникновения, становления, развития и совершенствования национального туризма. Можно выделить 5 этапов:
Просветительский (до 1890 г.
) характеризовался отдельными примерами использования экскурсий, походов, путешествий, прежде всего в целях образования и сбора научно-географической и краеведческой информации о различный районах и родном крае.
Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои и интеллигенция России.
Предпринимательский – начался с развитием капитализма в России.
В это время не только быстро растет туристская инфраструктура – рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в котором явно прослеживаются 2 основных сегмента – элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции.
Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких шансов для развития наметившихся организационно-хозяйственных тенденций.
Организационно-централизованный – начался с 1927 и завершился в конце 60-х гг. Характеризуется доминированием идеологических функций над хозяйственными. Не только большевики идеологизировали туризм, — социальные и идеологические функции туризма и экскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917 г.
партий – эсеров, меньшевиков, кадетов и т.д. Другое дело, что большевики проводили это более откровенно и последовательно.
Параллельно с социологизацией, политизацией и идеологизацией туризма сходные процессы шли в здравоохранении, школьном образовании, науке, культуре и других сферах жизни общества, которые использовались как важные рычаги социалистического строительства. С возникновением в 1928 г. Общества пролетарского туризма началась монополизация туризма.
Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуацию. При этом развитие туризма пошло чрезвычайно быстро, экстенсивно – за счет включения все новых ресурсов и территорий. Так формировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма.
Одновременно к концу этого периода в туризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой системе социальных нормативов, что и составило суть следующего этапа.
Административно-нормативный (1969-1990 гг.) – характеризовался быстрыми темпами развития социального туризма и в то же время еще более быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран.
Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия.
К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы.
В конце периода стала очевидной невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость широкого использования экономических методов.
- Переходный (с 1990 г.) – в нем проявились некоторые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ:
- а) изменение структуры рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка;
- б) переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству. Активное развитие малых и средних туристских предприятий;
- в) переход к использованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений;
- г) переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной основе.
Одновременно резко обозначились негативные моменты современного периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались.
В истории развития туризма нет плавного течения. Дважды, в начале и в конце ХХ в., устоявшиеся течения подвергались революционным изменениям, при этом в конце столетия произошел возврат к системе ценностей начала века.
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://poisk-ru.ru/s24931t17.html
История развития туризма в России
yle=»text-align:justify»>
4. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РОССИИ XIX-XX вв.
Этапы развития туризма в России – стадии процесса возникновения, становления, развития и совершенствования национального туризма. Можно выделить 5 этапов:
Просветительский (до 1890 г.
) характеризовался отдельными примерами использования экскурсий, походов, путешествий, прежде всего в целях образования и сбора научно-географической и краеведческой информации о различный районах и родном крае.
Туризм и экскурсии в значительной мере содействовали выполнению социальных программ. Поэтому не случайно наиболее активно их использовали революционно-демократические слои и интеллигенция России.
Предпринимательский – начался с развитием капитализма в России.
В это время не только быстро растет туристская инфраструктура – рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в котором явно прослеживаются 2 основных сегмента – элитарный туризм состоятельных слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции.
Появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании, клубы, общества. Первая мировая война, обострившая экономические и социальные противоречия в России и потребовавшая мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких шансов для развития наметившихся организационно-хозяйственных тенденций.
Организационно-централизованный – начался с 1927 и завершился в конце 60-х гг. Характеризуется доминированием идеологических функций над хозяйственными. Не только большевики идеологизировали туризм, — социальные и идеологические функции туризма и экскурсий вошли в программные документы практически всех существовавших до 1917 г.
партий – эсеров, меньшевиков, кадетов и т.д. Другое дело, что большевики проводили это более откровенно и последовательно.
Параллельно с социологизацией, политизацией и идеологизацией туризма сходные процессы шли в здравоохранении, школьном образовании, науке, культуре и других сферах жизни общества, которые использовались как важные рычаги социалистического строительства. С возникновением в 1928 г. Общества пролетарского туризма началась монополизация туризма.
Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов еще более монополизировала ситуацию. При этом развитие туризма пошло чрезвычайно быстро, экстенсивно – за счет включения все новых ресурсов и территорий. Так формировалась самая крупная и самая дешевая в мире материальная база социального и самодеятельного туризма.
Одновременно к концу этого периода в туризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности удовлетворения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой системе социальных нормативов, что и составило суть следующего этапа.
Административно-нормативный (1969-1990 гг.) – характеризовался быстрыми темпами развития социального туризма и в то же время еще более быстрым отставанием качества обслуживания от стандартов индустрии туризма западных стран.
Попытки стимулировать развитие туризма административными мерами только обострили имеющиеся противоречия.
К позитивным итогам этого периода следует отнести возросший интерес науки к проблемам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы.
В конце периода стала очевидной невозможность решения задач интенсификации и повышения качества туристского обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость широкого использования экономических методов.
- Переходный (с 1990 г.) – в нем проявились некоторые новые тенденции развития туристского хозяйства в условиях экономических реформ:
- а) изменение структуры рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка;
- б) переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству. Активное развитие малых и средних туристских предприятий;
- в) переход к использованию природных ресурсов и культурного наследия на основе экономических отношений;
- г) переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной основе.
- Одновременно резко обозначились негативные моменты современного периода: в новых условиях цены на отдых значительно выросли, поскольку возможности дотаций практически исчерпаны; многие предприятия народного хозяйства остановились или перестали приносить прибыль; спрос упал, население не имеет необходимых средств на отдых, но потребности остались.
В истории развития туризма нет плавного течения. Дважды, в начале и в конце ХХ в., устоявшиеся течения подвергались революционным изменениям, при этом в конце столетия произошел возврат к системе ценностей начала века.
5. ПОСЛЕРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В СССР
Послереволюционный период развития туризма принято делить на 3 этапа: первый – 1920-1936 гг.; второй – 1936-1969; третий – 1970-1980 гг.
Первый этап характеризуется созданием социально-экономических условий для развития массового социального туризма, а также организационным становлением экскурсионного и туристского движения.
В 1920 г. создается Объединенное лекционно-экскурсионное бюро, открываются первые шесть экскурсионных станций.
В Петрограде в 1921 г. открывается Научно-исследовательский экскурсионный институт.
В 1923 г. возобновляет свою деятельность Русское общество туристов. Тогда же ликвидируется Объединенное экскурсионное бюро и создается акционерное общество «Советский турист» (Совтур). В 1929 г. РОТ преобразуется в Общество пролетарского туризма. В этом же году появляется Всесоюзное акционерное общество по иностранному туризму в СССР – «Интурист».
В 1930 г. в результате слияния ОПТ РСФСР с АО «Совтур» создается Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ).
- В этот период туристское движение охватывало широкие слои населения и все заметнее несоответствие между ростом туристского экскурсионного движения и имеющейся материально-технической базой, все сильнее ощущается дефицит специалистов по туризму. К этому времени в национальном туризме сложились получившие массовое распространение 2 основных направления:
- а) туристско-экскурсионные поездки и путешествия по плановым маршрутам;
- б) самодеятельный туризм.
5.1. ТУРИСТСКИЕ ОБЩЕСТВА В РОССИИ
«Тифлисский альпинисткий клуб» – возник в 1878 г. и просуществовал до 1884 г. Планировавший проводить путешествия в горах Кавказа не получил широкую поддержку, но именно с него начинается отсчет различным объединениям путешествий в России.
«Предприятие для общественных путешествий во все стороны света» (1885 г.) – одна из первых в России туристских организаций под руководством Я. Липсона.
«Крымский горный клуб» — был создан в 1890 г. на основе «Кружка любителей природы, горного спорта и Крымских гор». Его работой руководило правление, состоящее из 15 членов – учредителей клуба. Печатным органом общества был журнал «Записки Крымского горного клуба», в котором публиковались отчеты экспедиций, описание маршрутов и т.д.
Туринг-клуб «Общество велосипедистов-туристов» (ОВТ) – первая отечественная туристская организация. Создано в 1895 г. в Петербурге. Официальный печатный орган – журнал «Велосипед». К концу XIX – началу XX вв. – главная туристская организация в России.
«Российское общество туристов» – основано на базе ОВТ. Председателем с его основания был Н.А. де Шарио. Было закрыто в 1916 г.
«Общество любителей естествознания» – организовано во 2-ой половине XIX в. в Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге и других городах с целью изучения природных богатств окружающих территорий и проведения экскурсий для любителей природы.
«Русское горное общество» – образовано в 1901 г. Просуществовало до 1927 г. Проводило изучение природных богатств России, организовывало походы, путешествия, экскурсии.
«Кавказское горное общество» – функционировало в Пятигорске (1902-1909 гг.), готовило платных руководителей экскурсий, проводило экскурсии членов общества по различным маршрутам.
«Российское общество туристов» (РОТ) – создано в 1905 г. на основе «Русского туринг-клуба». Организовывало туристские путешествия по России и за границей, религиозный туризм, экскурсии для педагогов, учебно-воспитательные поездки.
При РОТ действовала комиссия по проведению образовательных экскурсий по России с отделениями при Санкт-Петербургском, Казанском, Киевском и других учебных округах. Комиссия разрабатывала маршруты по Северу и Востоку России, по Волге.
РОТ издавало журналы «Русский турист», «Экскурсионный вестник», «Школьные экскурсии и школьный музей» (Одесса), «Русский экскурсант» (Ярославль), теоретико-методическую и справочную литературу, путеводители. В 1928 г. РОТ было ликвидировано в связи с созданием Общества пролетарского туризма.
«Общество пролетарского туризма РСФСР» (ОПТ) – массовое добровольное общество туристов. Образовано в 1928 г.
на основе «Российского общества туристов» в результате объединения всех акционерных туристско-экскурсионных обществ и организаций, Государственного акционерного общества «Советский турист», Украинского межпаевого экскурсионного товарищества и др. Руководящий орган: Центральный совет во главе с президиумом.
Структура ОПТ: отделения (в крупных городах), первичные организации – ячейки (на фабриках, в колхозах, учебных заведениях). Преобразовано в 1930 г. в Всесоюзное добровольное Общество пролетарского туризма и экскурсий.
«Всесоюзное добровольное Общество пролетарского туризма и экскурсий» – образовано в 1930 г. на базе «Общества пролетарского туризма».
Задачи общества: широкое ознакомление народных масс со страной и природными богатствами, подлежащими освоению; организация массового обмена производственным опытом; активное участие в укреплении обороноспособности страны, здоровья людей; патриотическое воспитание и повышение культурного уровня трудящихся; участие туристов в общественно полезной работе. Туристско-экскурсионная работа строилась по трем направлениям: производственному, сельскохозяйственному и краеведческому.
6. РАЗВИТИЕ СОВЕТСКОГО ТУРИЗМА НАЧАЛА 30 – НАЧАЛА 90 ГГ.
На втором этапе развития туризма в России в 1936 г. происходит реорганизация всей системы туризма в стране, внедрение новых организационных форм управления. 17.01.
1936 ЦИК принял постановление «О ликвидации ВОПТЭ» и возложил руководство над работой в области туризма и альпинизма на Всесоюзный Совет физической культуры при ЦИК СССР.
В том же году было создано Туристско-экскурсионное управление (ТЭУ).
В 1962 г. на базе ТЭУ создается система советов по туризму, которая позволила значительно расширить масштабы туристско-экскурсионного движения в стране.
Учрежденные Центральный совет по туризму и Советы туристов на местах должны должны были работать на принципах коллегиальности и широкого привлечения общественного актива.
Реорганизация нарушила выработанные годами тесные контакты низовых секций с Федерацией.
К этому времени в стране сложились пять крупных систем, занимающихся туристско-экскурсионным делом: профсоюзный туризм (ЦСТиЭ при ВЦСПС); «Интурист» (Управление с 1964 г.
, а с 1983 – Госкомитет по иностранному туризму при Совмине СССР); молодежный туризм (БММТ «Спутник» при ЦК ВЛКСМ); военный туризм (Управление по туризму и экскурсиям Минобороны СССР) и детский туризм (ЦДЭТС Минпросвещения СССР с разветвленной системой внешкольных учреждений).
Важным направлением деятельности в начале 80-х годов явились исследование туристско-экскурсионных возможностей краев, областей, республик и разработка перспективных схем развития туризма в отдельных регионах.
Центральные туристские курсы в 1981 г. были преобразованы в Институт повышения квалификации туристско-экскурсионных работников.
Данный период развития туризма в стране характеризуется преимущественно экстенсивным развитием внутрисоюзного туризма в СССР, а также дальнейшими изменениями в структуре управления.
Туризм в этот период был связан с деятельностью профсоюзов и имел ярко выраженную идеологическую направленность. Так, важной формой идейно-политического воспитания считались Всесоюзный поход комсомола и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы и Всесоюзная туристская экспедиция советской молодежи «Моя Родина – СССР».
Руководство молодежного туризма решало пропагандистские задачи, а профсоюзы – социальные.
Социальный туризм датировался. Профсоюзные путевки предоставлялись с большой скидкой. Потребитель, получая почти бесплатную путевку, не обращал внимания на содержание предоставляемого ему досуга и на плохой уровень обслуживания.
Туристские предприятия не были заинтересованы в улучшении качества предоставляемых услуг, т.к. это не влияло на результаты деятельности.
По объему реализации туристских услуг бывший СССР занимал 20 место среди двадцати четырех европейских государств – членов Всемирной туристской организации.
Источник: https://www.stud24.ru/turism/istoriya-razvitiya-turizma-v-rossii/319485-958623-page2.html
Формирование и эволюция концепции пролетарского туризма
Пролетарский туризм – термин, обозначающий концепцию и ее практическое воплощение в 1920–1930-е гг. в СССР как уникальный эксперимент в области социальности.
Параллельно с попыткой приспособления РОТ к пропагандистским задачам советского государства шла работа но переформатированию экскурсионных структур на основе принципиального изменения самой концепции туризма. Инициатором выступил ВЛКСМ. В начале 1927 г.
на страницах центрального органа комсомола газеты «Комсомольская правда» появилась статья «Нужно общество пролетарских туристов», по которой сразу же развернулась горячая дискуссия.
Российское общество туристов, несмотря на все старания подчинить его делу социализма, воспринималось как устаревшая, оставшаяся от старого мира организация, зараженная, как тогда говорили, «мелкобуржуазной психологией» праздных дореволюционных туристов.
Новому миру и новому поколению, полному энтузиазма в революционной переделке мира, требовалась принципиально новая организация. В ходе дискуссии по аналогии с другими сферами жизни молодой советской России возник термин «пролетарский туризм».
Редакция коммунистической газеты обладала достаточным весом в стране, чтобы по итогам дискуссии организовать совещание с участием комсомольских, профсоюзных, физкультурных и партийных организаций в январе того же 1927 г.
Резолюция столь представительного совещания однозначно предписывала отказ от «буржуазного» понимания туризма как праздного отдыха и утверждала новые принципы «пролетарского туризма» – активного участника социалистического строительства. Основой организации виделось массовое самодеятельное молодежное движение.
Начался прием в ряды РОТ молодых рабочих, комсомольцев, которые несли с собой новое понимание роли туризма в обществе. Спустя два года состав и задачи РОТ настолько изменились, что в январе 1929 г. прежняя организация была переименована в Общество пролетарского туризма (далее – ОПТ).
Поскольку переименование предложила только московская ячейка РОТ, еще целый гол продолжалось становление нового общества, пока, наконец, в ноябре 1929 г. не был принят устав новой организации. Общество ставило перед собой следующие цели.
- 1. «Распространение среди трудящихся идей организованного туризма», т.е. поддержка самодеятельного, общественного движения, которое «закаляет здоровье и характер».
- 2. Изучение техники туризма, освоение новых маршрутов по СССР.
- 3. Содействие обороне СССР, помощь производству, внедрение элементов краеведения.
Устав ОПТ выражал намерение придать туризму формы «широкого организованного общественного движения».
По этой причине первым делом была развернута кампания широкого привлечения в организацию трудящихся, что позволило превратить ОПТ в действительно массовую организацию в самый короткий срок. В конце 1929 г.
в соответствии с новыми задачами пропагандистского характера ОПТ объединило все коммерческие и экскурсионные организации, клубные объединения в единое учреждение.
Другим вариантом организации туризма в новой России стало государственное акционерное общество «Советский турист» («Совтур»), которое было создано в 1928 г. В качестве его учредителя выступила государственная организация Наркомпрос.
Новое учреждение, в образовании которого помимо Наркомпроса приняли участие органы здравоохранения, торговли и даже Народный комиссариат внутренних дел (далее – НКВД), стало преемником Объединенного экскурсионного бюро и сосредоточило в своих руках монопольное право открывать новые маршруты и оборудовать туристские базы, сочетая материальное и культурно-политическое обслуживание туристов.
«Совтур» разработал 30 маршрутов, которые охватывали всю страну и были относительно короткими – одна- две недели. Эти туры носили, в основном, краеведческий и образовательный характер, но ставилась задача прокладывать маршруты по местам, связанным с революционными событиями и социалистическим строительством.
Поскольку у «Совтура» имелись определенные средства, развернулось строительство гостиниц и баз отдыха. Однако конкурентную среду в туризме создать не удалось.
Зачатки рыночных отношений в этой области, которые проявлялись в годы нэпа, не могли развиться еще и потому, что профсоюзы и различные административные учреждения добивались значительных скидок на путевки или обязывали «Совтур» обслуживать на его базах туристов, отдыхавших по путевкам профсоюзов.
Таким образом, в конце 1929 г. создалось некое подобие конкуренции между двумя организациями туризма в СССР. Основной причиной конфликтов и нестыковок была неясность в концептуальном подходе к туризму в социалистическом государстве. Единую «вертикаль» управления туризмом в СССР некоторое время несколько «портила» конкуренция «Совтура» в организации дальних экскурсий.
«Совтур» сохранял некоторый уровень сервисного обслуживания туристов, чем вызывал упреки в «коммерциализации» туризма, поскольку идеологи пролетарского туризма считали повышенную заботу об удобствах туристов и экскурсантов признаком буржуазности.
В свою очередь ОПТ обеспечивало массовость за счет предельной дешевизны своих туров, что достигалось, разумеется, за счет снижения качества обслуживания.
Попытки разграничить функции ОПТ и «Совтура» носили временный характер.
Более умеренные идеологические установки «Совтура», отличавшиеся от радикальных взглядов представителей пролетарского туризма, перестали отвечать установкам руководства страны на тотальную социалистическую реконструкцию общества и централизацию управления под партийным контролем.
В рамках крупных социальных и политических преобразований в конце 1920 – начале 1930-х гг. создавался целый ряд общественных организаций, которые должны были служить «приводными ремнями» от партии к массам.
Профсоюзы, Союз воинствующих безбожников, Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (далее – Осоавиахим), общество «Друг детей» и другие организации «нового типа» структурировали советское общество в соответствии с партийно-государственными директивами. Они становились формами социальной мобильности и политической социализации населения для выполнения политико-идеологических задач режима.
На этом фоне неприемлемым стало существование двух разных принципов организации туризма в СССР. С одной стороны, была массовая самодеятельная общественная организация, хотя и поставившая себя целиком на службу политическим и хозяйственным задачам и жестко контролировавшаяся со стороны госструктур.
С другой стороны, имелась вполне бюрократическая государственная структура, не располагавшая, однако, массовой поддержкой и имевшая ограниченное наследие в виде экскурсионной работы. Взаимная конфронтация двух организаций в 1929 г.
закончилось их слиянием по решению государственных органов, с условием бюрократизации управления, но под идеологическим знаменем массового «пролетарского туризма».
В результате постановлением 8 марта 1930 г. создается Всесоюзное общество пролетарского туризма и экскурсий.
Новая организация была предельно централизованной, полностью охватывала территорию СССР, и надобность в слове «всесоюзная» вскоре отпала, поскольку Общество пролетарского туризма и экскурсий (далее – ОПТЭ) стало единственным.
Фактически образованная новая структура соединила преимущества и недостатки обеих организаций. Однако концентрация туристской деятельности возросла, поскольку и дальние маршруты и экскурсионная деятельность подчинялась теперь единой концепции пролетарского туризма.
Руководящим органом ОПТЭ являлся Центральный совет и Президиум Центрального совета. В городах действовали отделения ОПТЭ, па предприятиях – ячейки ОПТЭ. Организация сконцентрировала в своих руках все виды и формы туристско-экскурсионной работы, определяя перспективы и направления развития туризма в СССР.
«Положение» об организационной структуре ОПТЭ ставило перед местными ячейками задачи «пропаганды идей организованного туризма и экскурсий», превращение туризма «в действительно массовое, организованное, пролетарское движение».
Были предусмотрены «политическая активизация туризма и экскурсий, подчинение их основным и текущим политическим и хозяйственным задачам партии», «насыщение туристских маршрутов общественно-политическими заданиями, пропаганда и организация агропроизводственных экскурсий».
Предполагалось развитие социалистического соревнования, «перекличка бригад», смотры и обмен опытом, словно речь шла о производстве.
«Положение» об организации ОПТЭ заявляло о готовности борьбы с «мелкобуржуазными влияниями и искривлениями в туризме», борьбы против аполитичности, голого культурничества, бродяжничества, исключительно «отдыхательного» и потребительского взгляда на туризм – так, словно речь шла о политической организации (Орлов, приложение, с. 181).
Председателем ОПТЭ был назначен известный большевик Николай Васильевич Крыленко, генеральный прокурор РСФСР.
Профессиональный революционер, военный, он окончил до революции историко-филологический и юридический факультеты Петербургского университета, после революции возглавлял Военно-морской наркомат, затем выступал прокурором в политических процессах. Однако помимо военно-революционных заслуг Н. В.
Крыленко был известен как опытный и страстный альпинист, совершавший восхождения в Альпах, на Эльбрусе, Памире. Кроме того, он увлекался шахматами, возглавляя шахматное движение в СССР. Н. В. Крыленко возглавлял ОПТЭ до 1934 г. (был расстрелян по политическому обвинению в 1938 г.). Н. В.
Крыленко считал туризм разновидностью спорта и видел в расширении туристского движения в России в том числе задачу оздоровления населения, воспитания нового поколения советских людей. Он уделял особое внимание молодежному туризму, а туристские достижения предложил отмечать наградами и званиями. Н. В.
Крыленко и его ближайшие соратники председатель Малого Совнаркома СССР В. П. Антонов-Саратовский, и секретарь ЦК ВЛКСМ Л. М. Гурвич стали идеологами концепции пролетарского туризма и активно продвигали ее в реальной деятельности ОПТЭ. Пропаганда социализма и конкретное участие в социалистическом строительстве стало содержанием деятельности этой организации в первой половине 1930-х гг.
Как центральная структура советского туризма ОПТЭ строилась по вертикальному принципу.
Центральный совет руководил региональными отделениями в Москве, Ленинграде, Ростове-на- Дону, Самаре, Новосибирске, Свердловске, Калуге, Астрахани, Нижнем Новгороде, Владивостоке и Севастополе.
Уже в начале образования ОПТЭ по стране насчитывалось до 400 местных ячеек организации, которые объединяли более 12 тыс. человек.
Была ликвидирована всякая конкуренция между разными организациями по туризму. Ставка делалась на массовый самодеятельный туризм. Концепция пролетарского туризма 1920 – начала 1930-х гг. решительно противостояла «буржуазному туризму» по своей мотивации и задачам.
В документах и прессе того времени имеется описание праздника туризма, который был организован летом 1929 г. московским отделением ОПТЭ в Парке культуры и отдыха. Праздник собрал более 70 тыс. человек. Его «гвоздем» явилось карнавальное костюмированное шествие.
Вначале колонны демонстрировали группы советского туризма но видам: пешеходный, велосипедный, горный, водный. За ними следовали в автомобилях «буржуазные туристы», которые отправлялись в развлекательное путешествие вместе со своими слугами.
Далее шли «авантюристы-кругосветники», совершенно «бесполезные» растратчики средств, и «неподготовленные туристы», которые также выглядели балластом в движении пролетарского туризма. Такая костюмированная типологизация туризма вполне соответствовала господствующим подходам (Орлов, с. 18). По признанию секретаря ЦК ВЛКСМ С.
Андреева, ОПТЭ выросло в борьбе с теми, кто доказывая аполитичность туризма и стремился сделать его «приложением» к физкультуре и краеведению. С самого начала в концепцию ОПТЭ были заложены идеологические постулаты социализма и классовый подход в повседневной деятельности.
Концепция нового, «пролетарского» туризма стояла на его радикальном противопоставлении туризму «буржуазному», который протекает «в погоне за сменой впечатлений, за экзотикой и авантюрой… в условиях богатейшего комфорта».
Напротив, пролетарский туризм должен был вырабатывать выносливость к спартанским условиям путешествий и в качестве культурно-политической работы с населением понимался как «форма классовой борьбы» и строительства социализма. Московское отделение ОПТЭ подготовило к лету 1931 г.
инструктивный материал, в котором разъясняло, что «путешествие не шутка», что без «общественных и культурных задач туризм – пустая забава», и рекомендовало строить маршрут с наибольшей пользой для дела строительства социализма.
Идеология пролетарского туризма мощно продвигалась в печати как накануне организации ОПТЭ, так и в первый период ее деятельности на всех уровнях пропагандистской машины. С одной стороны, это были статьи и выступления в центральных органах печати и на всесоюзных форумах,
а с другой – в низовых ячейках ОПТЭ и на уровне конкретных туристских мероприятий. В газете «Пропеллер», которая выходила в Московском авиационном институте (МАИ), 23 апреля 1933 г.
в связи с приближающимися студенческими каникулами помещались отчет ячейки ОПТЭ, информация о студенческих летних походах, о военизированном лыжном пробеге девяти лыжников МАИ в подшефный колхоз, практическая инструкция как самому сшить рюкзак и теоретическая статья о сущности пролетарского туризма.
Эти материалы поддерживали основные лозунги, лейтмотив газетного номера: «Каждый студент – пролетарский турист!»; «Ни одного ударника, ни комсомольца вне туризма!». Советская машина пропаганды была, по-своему, идеальной с точки зрения эффективности воздействия.
Источник: https://studme.org/37932/turizm/formirovanie_evolyutsiya_kontseptsii_proletarskogo_turizma