Вспомните:
• Какое строение имеет клетка животного?
Ответ. Кле́тка — элементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов (кроме вирусов, о которых нередко говорят как о неклеточных формах жизни), обладающая собственным обменом веществ, способная к самостоятельному существованию, самовоспроизведению и развитию.
Клетка – мельчайшая структура всего растительного и животного мира и самое загадочное явление природы. Клетка сложно устроена и содержит структуры, выполняющие различные функции. В организме совокупность определенных клеток образует ткани, ткани – органы, а те – системы органов.
Строение клетки животного базируется на трех основных составляющих – ядро, цитоплазма и клеточная оболочка. Вместе с ядром цитоплазма образует протоплазму. Клеточная оболочка – это биологическая мембрана, которая отделяет клетку от внешней среды.
Клеточная оболочка содержит три слоя. Внешний и внутренний слои белковые, а промежуточный – липидный. Липидный слой делится еще на два слоя – слой гидрофобных молекул и слой гидрофильных молекул, которые располагаются в определенном порядке.
На поверхности клеточной мембраны располагается особая структура – гликокаликс, которая обеспечивает избирательную способность мембраны. Оболочка пропускает необходимые вещества и задерживает те, которые приносят вред.
Проникновение веществ через оболочку происходит при непосредственном участии цитоплазматической мембраны.
В животной клетке имеется цитоплазма, в большинстве своем состоящая из воды. Цитоплазма – это вместилище для органоидов и включений.
Кроме этого цитоплазма содержит и цитоскелет – белковые нити, которые участвуют в процессе деления клетки, отграничивают внутриклеточное пространство и поддерживают клеточную форму, способность сокращаться.
Важная составляющая цитоплазмы – гиалоплазма, которая определяет вязкость и эластичность клеточной структуры.
В клетке находятся органоиды. Все они имеют собственное специфическое строение, которое обусловлено выполняемыми функциями. Ядро – центральная клеточная единица, содержит наследственную информацию и участвует в обмене веществ в самой клетке.
К органоидам относят: эндоплазматическая сеть, клеточный центр, митохондрии, рибосомы, комплекс Гольджи, пластиды, лизосомы, вакуоли.
Подобные органоиды есть в любой клетке, но, в зависимости от функции, строение животной клетки может отличаться наличием специфических структур.
- Функции клеточных органоидов:
- — митохондрии окисляют органические соединения и аккумулируют химическую энергию;
- — эндоплазматическая сеть благодаря наличию специальных ферментов синтезирует жиры и углеводы, ее каналы способствуют транспорту веществ внутри клетки;
- — рибосомы синтезируют белок;
- — комплекс Гольджи концентрирует белок, уплотняет синтезированные жиры, полисахариды, образует лизосомы и готовит вещества к выведению их из клетки или непосредственному использованию внутри нее;
- — лизосомы расщепляют углеводы, белки, нуклеиновые кислоты и жиры, по сути, переваривая поступающие в клетку питательные вещества;
- — клеточный центр участвует в процессе деления клетки;
- — вакуоли, благодаря содержанию клеточного сока, поддерживают тургор клетки (внутреннее давление) .
- • Что понимают под нервной и гуморальной регуляцией?
Ответ. Нервная регуляция осуществляется нервной системой — головным и спинным мозгом — через отходящие от них нервные волокна, которыми пронизаны все органы тела человека. Этот вид регуляции обеспечивает быстрые ответные реакции организма в целом, или его определенных клеток, или их групп (локальный ответ) на то либо другое раздражение.
Нервная регуляция носит рефлекторный характер. Рефлекс — это ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая при участии ЦНС. Разные раздражители, постоянно воздействующие на организм, воспринимаются специализированными рецепторами.
Есть рецепторы, воспринимающие раздражения светом, звуком, теплом, холодом, прикосновением и др.
Возникшее в форме нервного импульса возбуждение от рецепторов передается по чувствительным нервным волокнам в соответствующий нервный центр ЦНС, регулирующий деятельность строго определенного органа.
Гуморальная регуляция осуществляется биологически активными химическими веществами —гормонами, поступающими к тканям и органам через жидкости внутренней среды организма — кровь, лимфу, тканевую жидкость.
Гормоны вырабатываются железами внутренней секреции вдали от регулируемого органа и оказывают регулирующее воздействие сразу на многие органы и ткани.
Как правило, гормональной регуляции подвергаются медленно протекающие процессы (рост тела, половое созревание и др.).
Несмотря на указанные различия в скорости и локальности воздействия, обе системы регуляции взаимосвязаны друг с другом.
Многие гормоны влияют на деятельность нервной системы, а нервная система, в свою очередь, оказывает регулирующее действие на протекание всех процессов в организме, в том числе и на гуморальные.
В результате создается единый скоординированный механизм нервно-гуморальной регуляции функций организма человека при ведущей роли нервной системы. Эта регуляция осуществляется автоматически по принципу саморегуляции, что обеспечивает поддержание относительного постоянства внутренней среды организма.
Саморегуляция осуществляется благодаря обратным связям между регулируемым процессом и регулирующей системой. Как саморегулирующаяся система организм человека успешно приспосабливается к меняющимся условиям внешней среды
• Чем безусловные рефлексы отличаются от условных?
Ответ. Безусловные рефлексы — это врожденные, наследственно передающиеся реакции организма. Условные рефлексы – реакции, приобретенные организмом в процессе индивидуального развития на основе «жизненного опыта».
Безусловные рефлексы относительно постоянны; условные рефлексы непостоянны и это свойство отражено в самом их названии. Осуществляются безусловные рефлексы в ответ на адекватные раздражения, приложенные к определенному рецептивному полю.
Условные рефлексы могут образоваться на любые воспринимаемые организмом раздражения любого рецептивного поля. Условные рефлексы являются преимущественно функцией коры большого мозга. Безусловные рефлексы могут осуществляться на уровне спинного мозга и мозгового ствола.
Они входят в состав сформированного в процессе филогенеза и наследственно передающегося фонда рефлекторных реакций .
Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных.
Для образования условного рефлекса необходимо сочетание во времени какого-либо изменения окружающей среды (или внутреннего состояния организма ), воспринятого корой полушарий большого мозга, с осуществлением того или иного безусловного рефлекса.
Такой раздражитель, вызывающий образование условного рефлекса, называют условным раздражителем, или условным сигналом, в отличие от безусловного раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс .
Вопросы после § 3
• Почему живой организм следует считать целостной и открытой системой?
Ответ. Организм – целостная биологическая система, состоящая из взаимосвязанных клеток, тканей, органов, систем органов. Строение каждого компонента соответствует выполняемым функциям.
Живой организм — это сложная система, состоящая из взаимосвязанных органов и тканей. Также живой организм — это открытая система. Для открытых систем характерен обмен чем-либо с внешней для них средой. Это может быть обмен веществом, энергией, информацией.
И всем этим живые организмы обмениваются с внешним для них миром.
Энергия поглощается живыми организмами в одной форме (растениями — в виде солнечного излучения, животными — в химических связях органических соединений), а выделяется в окружающую среду в другой (тепловой). Так как организм получает извне энергию и выделяет ее, то он является открытой системой.
У гетеротрофных организмов энергия поглощается вместе с веществами (в которых она заключена) в результате питания. Далее в процессе метаболизма (обмена веществ внутри организма) одни вещества расщепляются, а другие синтезируются.
При химических реакциях выделяется энергия (идущая на различные процессы жизнедеятельности) и поглощается энергия (идущая на синтез необходимых органических веществ).
Ненужные организму вещества и образовавшаяся тепловая энергия (которую уже нельзя использовать) выделяются в окружающую среду.
Автотрофы (в основном растения) поглощают в качестве энергии световые лучи в определенном диапазоне, а в качестве исходных веществ ими поглощается вода, углекислый газ, различные минеральные соли, кислород. Используя энергию и эти минеральные вещества, растения в результате процесса фотосинтеза осуществляют первичный синтез органических веществ.
При этом лучистая энергия сохраняется в химических связях. У растений нет выделительной системы. Однако они выделяют вещества своей поверхностью (газы), сбрасывая листву (удаляются вредные органические и минеральные вещества) и др. Таким образом, растения как живые организмы тоже являются открытыми системами. Они выделяют и поглощают вещества.
Живые организмы живут в характерной для них среде обитания. При этом, чтобы выжить, они должны приспосабливаться к среде, реагировать не ее изменения, искать пищу и избегать угрозу.
В результате в процессе эволюции у животных выработались специальные рецепторы, органы чувств, нервная система, которые позволяют получать из внешней среды информацию, обрабатывать ее и реагировать, т. е. воздействовать на среду.
Таким образом, можно сказать, что у организмов происходит обмен информацией с внешней обитания. То есть организм — открытая информационная система.
Растения тоже реагируют на воздействия внешней среды (например, закрывают устьица на солнце, поворачивают листья к свету и др.). У растений, примитивных животных и грибов регуляция осуществляется только химическим путем (гуморальным). У животных, имеющих нервную систему, имеются оба способа саморегуляции (нервный и с помощью гормонов).
Одноклеточные организмы также являются открытыми системами. Они питаются и выделяют вещества, реагируют на внешние воздействия. Однако в их организме-системе функции органов по сути выполняют клеточные органеллы.
• В чем состоит принцип саморегуляции организма?
Ответ. На протяжении всей жизни организма действует принцип саморегуляции. Он заключается в том, что при изменении относительного постоянства внутренней среды организма – гомеостаза ЦНС рефлекторно, без участия сознания, включает механизмы нервной и гуморальной регуляции.
В результате деятельность одной из систем направляется на восстановление константы, например, температуры тела, давления, частоты сердечных сокращений. Если этого оказывается недостаточно, организм включает осознанные поведенческие реакции на базе условных рефлексов.
Так, многие животные в жаркую погоду прячутся в тень, в норы, заходят в водоемы.
• Что определяет поведение организма?
Ответ. Поведение организма направлено на получение желаемого результата – удовлетворение потребностей.
Биологические потребности (пищевая, защитно-оборонительная, двигательная, половая) у животных и человека обеспечивается за счет безусловных рефлексов.
Человек также имеет не только биологические, но и социальные потребности, формирующиеся под влиянием социальной среды в процессе обучения и воспитания. В их основе лежат приобретенные формы поведения – разнообразные условные рефлексы.
Источник: https://resheba.me/gdz/biologija/9-klass/suhorukova/3
Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 33Следующая ⇒
Развитие организма осуществляется во все периоды его жизни — с момента зачатия и до ухода из жизни. Это развитие называется индивидуальным, или развитием в онтогенезе.
Целостность организма обусловлена структурой и функциональной связью всех его систем состоящих из дифференцированных, высокоспециализированных клеток, объединённых в структурные комплексы, обеспечивающие морфологическую основу для наиболее общих проявлений жизнедеятельности организма.Все органы и системы человеческого организма находятся в постоянном взаимодействии и являются саморегулирующей системой, в основе которой лежат функции нервной и эндокринной систем организма. Взаимосвязанная и согласованная работа всех органов и физиологических систем организма обеспечивается гуморальными (жидкостными) и нервными механизмами.
Гуморальный механизм(от лат. «хумор» — жидкость) регулирования осуществляется за счет химических веществ, которые содержатся в циркулирующих в организме жидкостях (крови, лимфе, тканевой жидкости). Важнейшими из них являются гормоны(от греч. «хормон» — движущий), которые выделяются железами внутренней секреции.
Попадая в кровоток, они поступают ко всем органам и тканям, независимо от того участвуют они в регуляции функций или нет. Только избирательное отношение тканей к конкретному веществу обуславливает включение гормона в процесс регуляции. Движутся гормоны со скоростью кровотока без определенного «адресата».
Между различными химическими регуляторами, особенно гормонами, четко проявляется принцип саморегуляции. Например, если становится избыточным количество инсулина (гормона поджелудочной железы) в крови, это служит пусковым сигналом к усилению продукции адреналина (гормона мозгового слоя надпочечников).
Динамическое равновесие уровня концентрации этих гормонов обеспечивает оптимальное содержание сахара в крови.
Нервный механизм регулирования осуществляется через нервные импульсы, идущие по определенным нервным волокнам к строго определенным органам или тканям организма.
Нервная регуляция совершенней гуморальной, поскольку, во-первых, распространение нервных импульсов идет быстрее (от 0,5 до 120 м/с) и, во-вторых, они имеют адресную направленность, т.е.
по нейронным путям импульсы идут к конкретным клеткам или группам клеток.
Основным нервным механизмом регуляции функций является рефлекс — ответная реакция тканей или органов на раздражение, поступающее из внешней и внутренней среды.
Он реализуется по рефлекторной дуге — пути, по которому идет возбуждение от рецепторов до исполнительных органов (мышц, желез), осуществляющих ответную реакцию на раздражение. Различают два вида рефлексов: безусловные или врожденные и условные или приобретенные.
Нервная регуляция функций организма складывается из сложнейших взаимоотношений этих двух видов рефлексов.
Нервная и гуморальная регуляция функций тесно взаимосвязаны и образуют единую нейрогуморальную регуляцию. Например, передатчиком нервного возбуждения является гуморальный (химический) компонент — медиатор, а деятельность многих желез внутренней секреции стимулируется нервными импульсами.
Соотношение нервных и гуморальных звеньев в механизме управления функциями организма сводится к тому, что преобладание нервного компонента имеет место, если управляемая функция больше связана с раздражителями внешней среды, а возрастание роли гуморального механизма происходит по мере ослабления этих связей.
В процессе двигательной деятельности сокращаются мышцы, изменяет свою работу сердце, железы выделяют в кровь гормоны, которые, в свою очередь, оказывают усиливающее или ослабляющее воздействие на те же мышцы, сердце и другие органы. Иначе говоря, рефлекторная реакция сопровождается гуморальными сдвигами, а гуморальный сдвиг сопровождается изменением рефлекторной регуляции.
Функционирование нервной системы и химическое взаимодействие клеток и органов обеспечивают важнейшую способность организма – саморегуляциюфизиологических функций, приводящую к автоматическому поддержанию необходимых организму условий его существования.
Всякий сдвиг во внешней или внутренней среде организма вызывает его деятельность, направленную на восстановление нарушенного постоянства условий его жизнедеятельности, т.е. восстановление гомеостаза.
Чем выше развит организм, тем совершеннее и устойчивее гомеостаз.
Суть саморегулирования состоит в направленном на достижение конкретного результата управления органами и процессами их функционирования в организме на основе информации об этом, которая циркулирует в каналах прямой и обратной связи по замкнутому циклу, например, терморегуляция, боль и др.. Функцию каналов связи могут выполнять рецепторы, нервные клетки, циркулирующие в организме жидкости и др. Осуществляется саморегуляция по определенным закономерностям. Выделяют ряд принципов саморегулирования.
Принцип неравновесности выражает способность живого организма сохранять свой гомеостаз на основе поддержания динамического неравновесного, асимметричного состояния относительно окружающей среды.
При этом организм как биологическая система не только противодействует неблагоприятным воздействиям и облегчает действие на него положительных влияний, но в отсутствие тех и других может проявлять спонтанную активность, отражающую громадный объем деятельности по созданию основных структур.
Закрепление результатов спонтанной активности во вновь возникающих структурах формирует основу явлениям развития.
Принцип замкнутого контура регулирования заключается в том, что в живой системе информация о реакции на поступившее раздражение определенным образом анализируется и в случае необходимости корректируется. Информация циркулирует по замкнутому контуру с прямыми и обратными связями пока не будет достигнут заданный результат. Примером может служить регуляция работы скелетных мышц.
Из центральной нервной системы (ЦНС) к мышце поступает раздражение по каналам прямой связи, мышца отвечает на него сокращением (или напряжением).
Информация о степени сокращения мышцы по каналам обратной связи поступает в ЦНС, где происходит сравнение и оценка полученного результат относительно должного. В случае их несовпадения из ЦНС к мышце посылается новый корректирующий импульс.
Информация будет циркулировать по замкнутому контуру, пока мышечная реакция не достигнет нужного уровня.
Принцип прогнозированиясостоит в том, что биологическая система как бы определяет свое поведение (реакции, процессы) в будущем на основе оценки вероятности повторения прошлого опыта.
Вследствие такого прогноза в ней формируется основа предупредительной регуляции как настройки на ожидаемое событие, встреча с которым оптимизирует механизмы коррегирующей деятельности.
Например, прогнозирующая сигнальная функция условного рефлекса; использование элементов сформированных прежде двигательных действий при освоении новых.
Физиологическая регуляция процессов, протекающих в организме, весьма совершенна и позволяет ему постоянно приспосабливаться к изменяющимся воздействиям внешней среды.
При этом ведущую роль играет и центральная нервная система, которая способна воспринимать воздействия внешней среды и отвечать на него, включая взаимодействие психики человека, его двигательных функций с различными условиями внешней окружающей среды.
Внешняя среда в общем виде может быть представлена моделью, состоящей из четырех взаимодействующих элементов: физическая окружающая среда (атмосфера, вода, почва, солнечная энергия); биологическая окружающая среда (животный и растительный мир); социальная среда (человек и человеческое общество); производственная среда (производство и труд человека). Влияние внешней среды на организм человека весьма многогранно, она может оказывать на организм, как полезные, так, и вредные воздействия. Из внешней среды организм получает все необходимое для жизнедеятельности и развития, однако, вместе с тем, он получает многочисленный поток воздействий (температура, влажность, солнечная радиация, производственные, профессиональные вредные и др.), который стремится нарушить постоянство внутренней среды организма.
Нормальное существование человека в этих условиях возможно только в том случае, если организм своевременно реагирует на воздействия внешней среды соответствующими приспособительными реакциями и сохраняет постоянство своей внутренней среды или адаптируется к новым условиям существования. Следует отметить, что приспособительные изменения функциональных параметров имеют определенные границы, за пределами которых происходит нарушение свойств системы или даже ее распад и гибель.Без знания строения человеческого тела, закономерностей деятельности отдельных систем, органов и всего организма в целом, процессов жизнедеятельности, протекающих в условиях воздействия на организм естественных факторов природы, невозможно правильно организовать и процесс физического воспитания.
- Познание самого себя является важным шагом в решении проблемы формирования физической культуры личности будущего специалиста, который при изучении данной темы получает возможности:
- — изучить особенности функционирования человеческого организма и отдельных его систем под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом в различных условиях внешней среды;
- — уметь диагностировать состояние своего организма и отдельных его систем;
- — вносить необходимую коррекцию в их состояние средствами физической культуры и спорта;
- — уметь рационально соотносить физкультурно-спортивную деятельность и индивидуальные особенности организма, а также учитывать условия труда, быта, отдыха.
Учебно-тренировочный процесс по физическому воспитанию базируется на ряде естественных наук. В первую очередь это анатомия и физиология.Анатомия — наука, изучающая форму и строение человеческого организма, отдельных органов и тканей, выполняющих какую-либо функцию в процессе развития человека. Анатомия объясняет внешнюю форму, внутреннее строение и взаимное расположение органов и систем организма человека.Физиология — наука о закономерностях функционирования целостного живого организма.Функционально все органы и системы организма человека находятся в тесной взаимосвязи. Активизация деятельности одного органа обязательно влечет за собой активизацию деятельности других органов.Функциональной единицей организма является клетка — элементарная живая система, обеспечивающая структурное и функциональное единство тканей, размножение, рост и передачу наследственных свойств организма. Благодаря клеточной структуре организма возможно восстановление отдельных частей органов и тканей организма. У взрослого человека число клеток в организме достигает порядка 100 триллионов.
Наиболее сложное строение имеют клетки ЦНС — нейроны. Их насчитывается в организме 10-15 миллиардов. Каждый нейрон содержит около тысячи ферментов. Все нейроны головного мозга могут накапливать свыше 10 миллиардов единиц информации в секунду, т.е. в несколько раз больше, чем самая совершенная ЭВМ.
Каждая клетка, группа клеток, орган работают в двух режимах: возбуждения (деятельное состояние) и торможения (прекращение деятельного состояния и восстановление).
Возбуждение и торможение — это два противоположных процесса, взаимодействие которых обеспечивает слаженную деятельность нервной системы, согласованную работу органов тела, регуляцию и совершенствование функций всего организма.
Система клеток и неклеточных структур, объединенных общей физиологической функцией, строением и происхождением, которая составляет морфологическую основу обеспечения жизнедеятельности организма, называется тканью.
В основе жизнедеятельности клеток, тканей, органов и всего организма лежит обмен веществ, включающий два взаимосвязанных процесса: усвоение питательных веществ (ассимиляцию) и распад органических веществ (диссимиляцию).
В клетках и тканях происходит постоянное расщепление сложных веществ, входящих в их состав, на более простые.
Одновременно осуществляется их восстановление за счет других веществ, поступающих в клетки и ткани извне.
Диссимиляция в клетках и тканях сопровождается выделением энергии, за счет которой совершаются все процессы в органах и тканях, (сокращение мышц, работа сердца, мозга и т.д.), в том числе и ассимиляция.
Учитывая механизм обмена и связи клеток с окружающей средой, хранения и передачи генетической информации, обеспечения энергией, различают основные типы тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную.
Эпителиальная ткань образует наружный покров тела — кожу. Поверхностный эпителий защищает организм от влияния внешней среды. Данной ткани свойственна высокая степень регенерации (восстановления). К соединительной ткани относят собственно соединительную ткань, хрящевую и костную.
Группа тканей организма, обладающих свойствами сократимости, называется мышечной тканью. Различают гладкую и поперечно-полосатую мышечную ткань. Поперечно-полосатая ткань сокращается по желанию человека, гладкая — произвольно сокращение внутренних органов, кровеносных сосудов и т.п.
) Нервная ткань является основным структурным компонентом нервной системы человека.
Организм человека состоит из отдельных органов, выполняющих свойственные им функции. Различают группы органов, выполняющие совместно общие функции — это система органов. В своей функциональной деятельности системы органов связаны между собой. Взаимосогласованные, одновременно протекающие в них процессы обеспечивают жизнедеятельность организма в целом.
Многие функциональные системы в значительной степени обеспечивают двигательную деятельность человека. К ним относятся: кровеносная система, система органов дыхания, опорно-двигательная и пищеварительная системы, а также органы выделения железы внутренней секреции, сенсорные системы, нервная система и др.
⇐ Предыдущая12345678910Следующая ⇒
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://lektsia.com/4x67a2.html
Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система
- Организм человека как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система – это система автоматического поддержания какого-либо жизненно важного фактора организма на должном уровне, отклонение от которого ведет к немедленной мобилизации механизмов, восстанавливающих этот уровень.
- Проявлением жизнедеятельности организма являются физиологические функции, с помощью которых он приспосабливается к внешней среде или приспосабливает среду к своим потребностям.
- Естественными основами физической культуры при организации процесса физического воспитания человека в обществе является комплекс медико-биологических наук, таких, как анатомия, физиология, биология, биохимия и гигиена.
Деятельность всех органов человеческого организма тесно связана между собой и является единой саморегулирующейся и саморазвивающейся биологической системой, функциональная деятельность которой обуславливается взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на различные воздействия окружающей среды. Эти воздействия могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья.
Взаимодействие организма человека с окружающей средой
С первых мгновений жизни и до самой последней минуты организм человека взаимодействует с внешней средой. Это взаимодействие есть необходимое условие для нормального развития человека.
Внешняя среда как целостная система включает в себя большое число различных элементов или факторов, различающихся между собой в количественном и качественном отношении. Эти различия обусловливают механизм действия и реакции организма в ответ на влияние того или иного фактора.
- Основные факторы внешней среды:
- · физические,
- · химические,
- · биологические,
- · психические и социальные.
- Физические факторы
К физическим факторам относятся все виды электромагнитных колебаний естественного или искусственного происхождения. Самым мощным естественным источником электромагнитных колебаний в природе является Солнце. Неумеренное пребывание на солнце может вызвать ожоги первой или второй степени.
Естественные природные источники электромагнитных излучений (ЭМИ) делятся на две группы.
К первой относятся постоянное электрическое и магнитное поле Земли, ко второй – создаваемые космическими источниками радиоволны, а также электрические процессы в атмосфере (например, разряды молний).
Разные люди неодинаково реагируют на электромагнитные излучения, так как обладают разной чувствительностью к ним.
Искусственными источниками электромагнитных излучений являются радиостанции, высоковольтные линии электропередач и многие другие передающие средства. Электромагнитные излучения пронизывают все пространство биосферы и воздействуют на все живые организмы.
Длительные ЭМИ при высокой плотности потока мощности могут иметь серьезные негативные последствия для состояния здоровья. Особенность этого воздействия заключается в том, что мы не можем их почувствовать, так как природа не создала соответствующих рецепторов (воспринимающих структур).
Биологическое действие ЭМИ проявляется в нарушении деятельности нервной и эндокринной систем, защитных реакций организма, нарушении детородной функции.
Химические факторы
Химические вещества широко используются человеком на производстве и в быту (консервирующие, моющие, чистящие, дезинфицирующие, краски и т.д.). К химическим веществам следует также отнести лекарственные препараты, так как большинство известных лекарственных форм создаются в условиях производства.
Все химические вещества, используемые в быту в небольших количествах безопасны для здоровья. Однако нарушение правил их применения может оказать неблагоприятное воздействие на организм.
Биологические факторы
С первых дней жизни человека окружает мир биологических существ, невидимых невооруженным глазом. Это мир микроорганизмов.
Все известные микроорганизмы можно разделить на три группы:
1. Безопасные для человека (сапрофиты) – мы с ними постоянно контактируем, но это никогда не вызывает заболеваний.
2. Вредные и опасные для здоровья человека. Встреча с ними всегда чревата развитием инфекционного заболевания.
3.Условно – патогенные. Это микроорганизмы, которые в обычных условиях не вызывают каких-либо заболеваний у человека. Однако когда организм ослаблен вследствие простудного или хронического заболевания, недостаточного питания, авитаминоза, стресса, утомления и т.п. они могут вызвать заболевания.
Психические факторы
Факторы внешней среды, имеющие психическую окраску, связаны со специфическим аспектом жизнедеятельности человека.
Здоровье на психическом уровне связано с личностью и выражается в гармоничном сочетании сознательного и подсознательного. Единство подсознания и сознания обеспечивает устойчивость человеческого организма и унаследованных им видовых механизмов приспособления к среде и одновременно определяет его восприимчивость к изменениям – приспособляемость.
- Социальные факторы
- Социальные факторы связаны с жизнью людей, с их отношением друг к другу и к обществу.
- Отличительная особенность человека как социального существа – возможность сознательно и активно влиять как на внешние природные, так и на социально-бытовые условия, во многом определяющие состояние здоровья людей, их работоспособность, продолжительность жизни и рождаемость.
- Человек состоит из двух составляющих: материальной и духовной.
Материальная часть. Тело человека состоит главным образом из кислорода, углерода, азота и водорода.
Французский химик Габриэль Бертран подсчитал, что тело человека, весящего 100 кг состоит из: кислорода- 63 кг.; углерода — 19 кг.; водорода — 9 кг.; азота — 5 кг.; кальция — 1 кг.; фосфора — 700г.; серы — 640г.
; натрия – 260 г.; калий 220 г.; хлора — 180г.; магния- 40г.; железа 3г.; йода — 0,03г.
Духовность — это субстанция, которая превращает набор химических элементов, то есть наше тело, в существо с гордым именем Человек. Пока человек одухотворен, его энергия неиссякаема. Потенциальная мощь человеческой личности поистине безгранична. Однако использоваться она может лишь в том случае, когда человек понимает, чего он хочет, каково его предназначение.
Организм не может нормально функционировать без цели. Ведь человек от природы существо, постоянно направленное на какую-то цель. Наиглавнейшей целью является здоровье. Здоровье это: рождение здорового поколения, оптимистичный стиль жизни, высокопродуктивная трудовая деятельность (учеба, работа), способность с наименьшими потерями переносить неизбежные стрессовые ситуации.
Строение тела человека
Без знания строения человеческого тела, закономерностей деятельности отдельных органов и функциональных систем организма, особенностей протекания сложных процессов его жизнедеятельности невозможно должным образом организовать процесс формирования здорового образа жизни и занятий физическими упражнениями.
Анатомия человека изучается, как правило, путем рассмотрения разнообразных органов тела. Орган – отдельная единица, состоящая из различных тканей с определенной структурой и функцией.
Многие из этих органов вместе с их структурами можно сгруппировать в различные системы, которые во взаимодействии осуществляют конкретные функции организма.
В конечном счете, все системы организма до мельчайших клеток, участвуют в сохранении здоровья и поддержании организма в состоянии внутреннего равновесия.
В теле человека имеют три основные полости:
· Черепная полость, в которой заключен мозг, и лицо, которое является каркасом для глаз, носа и рта.
· Грудная полость. В ней находятся сердце, крупные кровеносные сосуды, легкие, пищевод.
· Брюшная полость. В брюшной – самой большой полости расположены желудок, кишечник, печень, поджелудочная железа, селезенка, почки и др. органы.
Чтобы лучше понять, как различные органы связаны между собой, организм человека изучается по системам – группам органов, функционирующих вместе.
Органы объединены в систему не только потому, что они взаимосвязаны, но и ещё и потому, что это – одни и те же типы тканей.
Организм человека состоит из более 100 триллионов клеток. Совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, одинаковое строение и функции, называются тканью.
- Существует 4 вида ткани:
- Эпителиальная — выполняет покровную, защитную, всасывательную, выделительную и секреторную функции.
- Соединительная – включает кости и сухожилия, соединяет, поддерживает и расширяет структуры тела.
Мышечная – обладает свойством сокращаться, в результате чего у всего тела и его внутренних структур появляется способность движения. Сердце почти полностью состоит из мышечной ткани.
- Нервная (состоит из нервных клеток или нейронов – важнейшая функция, которых – генерирование и проведение нервных импульсов).
- Принято выделять следующие функциональные системы организма: костную, нервную, мышечную, сердечнососудистую, дыхательную, пищеварительную, систему желез внутренней секреции, анализаторов.
- Костная система
Основная функция костной системы – опора и перемещение тела и его звеньев в пространстве. Скелет человека состоит из более 200 костей, в него входят позвоночник, череп, грудная клетка, пояса конечностей и скелет свободных конечностей.
Позвоночник, состоящий из 33-34 позвонков, имеет 5 отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, копчиковый.
Средний предел прочности позвоночника – 350 кг! Повышение прочности к вертикальным нагрузкам обеспечивают существующие в нормальном позвоночнике физиологические искривления в виде шейного лордоза, грудного кифоза и поясничного лордоза. Наибольшие нагрузки приходятся на поясничные межпозвонковые диски в положение сидя.
Так, у человека с массой тела 70 кг четвертый поясничный диск испытывает нагрузку, равную 142 кг, в положении стоя – 99 кг, в положении лежа – 20 кг. Силы давления, действующие на позвоночник, значительно возрастают, если руки человека используются в виде рычага.
Подсчитано, что если вытянутой рукой человек поднимает груз в 45 кг, то его поясничный межпозвонковый диск испытывает нагрузку более чем в 750 кг, а если масса груза равна 90 кг, то нагрузка на пятый поясничный диск составляет около 1000 кг! Таковы прочностные характеристики позвоночника современного человека.
Вывод: позвоночник, орган весьма рациональный и прочный, но в силу прямохождения человека он имеет целый ряд слабых позиций, которым не может противостоять. Нежелательные изменения, в позвоночнике являются источником тяжелейших заболеваний, но их можно уменьшить, если систематически заниматься физическими упражнениями.
Мышечная система
У человека насчитывается более 600 различных мышц.
Каждое движение тела, от моргания до прыжка, становится возможным благодаря мышцам и сухожилиям – продолжениям мышц, играющим решающую роль в передаче энергии (силы) от мышц к кости, которую они двигают.
В основе этих действий лежат очень сложные механизмы, которые делают такие простые движения, как поворот головы, сложной процедурой, вовлекающей в действие мозг, нервы и органы чувств.
Существуют три типа (вида) различных мышц в теле человека.
· Первый тип – скелетные, или произвольно сокращающиеся, или полосатые мышцы. Вместе с костями и сухожилиями они отвечают за все формы произвольных движений человека, таких как, восхождение по лестнице, а также они вовлечены в непроизвольные реакции, известные как рефлексы.
· Второй тип – гладкие мышцы, которые заняты в непроизвольных движениях внутренних органов, таких как кишки и мочевой пузырь.
· Третий тип сердечная мышца, из которой состоит основная часть сердца.
Полосатые мышцы действуют путем укорачивания в длину. Этот процесс называется сокращением мышц. Они могут производить внезапные, взрывные сокращения, которые приводят человека к прыжкам вверх, и могут держать постоянное сокращение, например, чтобы придать телу определенную позу. Распределяются по всему телу, составляя большую часть его веса – до 25 %, даже у новорожденного ребенка.
- Гладкая мышца не находится под контролем сознания человека, но отвечает за мышечные сокращения, необходимые для таких процессов, как пищеварение, где ритмические сжимания кишок двигают пищу.
- Сердечная мышца имеет структуру, подобную произвольно сокращающимся мышцам, но её волокна короче и толще и образуют плотную сетку.
- Нервная система
Нервная система играет важнейшую роль в сенсорном восприятии органов чувств, в ощущении боли и удовольствия, в контроле движений и в регулировании таких функций организма, как, например, дыхание. Эта, самая важная и сложная система человеческого организма играет также жизненно важную роль в развитии речи, мышления и памяти.
- Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга, которые полностью контролируют все нервные ткани в других частях тела.
- Периферическая нервная система имеет два главных подразделения: соматическую нервную систему, находящуюся под постоянным контролем человека, и вегетативную систему, находящуюся под его бессознательным контролем.
- Соматическая система выполняет двойственную задачу: во-первых, собирает информацию об окружающем мире от органов чувств, и по чувствительным волокнам переносить эти сигналы в центральную нервную систему; во-вторых, передает сигналы по двигательным волокнам от центральной нервной системы, к скелетным мышцам, вызывая, таким образом, движение.
Вегетативная нервная система регулирует деятельность внутренних органов – дыхания, кровообращения, выделения, размножения, желез внутренней секреции и т.д.
Вся вегетативная система контролируется участком головного мозга, называемого гипоталамус. Если, например, уровень содержания кислорода падает из-за физической нагрузки, гипоталамус дает команду вегетативной нервной системе увеличить частоту сердечных сокращений для снабжения организма более богатой кислородом кровью.
Центральная нервная система координирует деятельность различных органов и систем организма и регулирует эту деятельность в условиях изменяющейся внешней среды по механизму рефлексов.
Головной и спинной мозг образуют центральный процессор нервной системы.
Они получают импульсы по чувствительным волокнам от органов чувств и рецепторов тела, отбирают и анализируют их, а затем по двигательным волокнам посылают команды, вызывающие соответствующую реакцию в мышцах и железах.
У спинного мозга две главные функции: служит двусторонней проводящей системой между головным мозгом и периферической нервной системой и контроль над простой рефлекторной деятельностью.
Кора головного мозга человека состоит из 14 миллиардов нейронов, функционирование которых служит материальной основой духовной жизни человека — его сознания, способностей к труду и к жизни в обществе.
Напряженность работы головного мозга можно характеризовать следующими данными: имея массу в среднем 1400 г (около 2% массы тела человека), мозг поглощает 18-25% потребляемого всем организмом кислорода.
Мозговая ткань потребляет кислорода в 5 раз больше, чем сердце, и в 20 раз больше, чем мышцы.
Им используется 60-70% глюкозы, образуемой печенью, что составляет в сутки около 115 г, и это несмотря на то, что по количеству содержащейся крови мозг стоит на одном из последних мест.
При гиподинамии (малоподвижном образе жизни) наиболее часты жалобы на головную боль, слабость, пониженную умственную работоспособность, ухудшение памяти, раздражительность.
Источник: https://infopedia.su/7x3ba6.html
Организм — как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система
Содержание
Введение |
1 Организм — как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система |
2 Основные анатомо-морфологические понятия |
3 Опорно-двигательный аппарат |
4 Кровь. Кровеносная система |
5 Дыхательная система |
6 Нервная система |
7 Эндокринная и сенсорная системы |
8 Функциональные изменения в организме при физических нагрузках |
9 Внешняя среда. Природные и социально-экологические факторы и их воздействие на организм |
- Введение
- Социально-биологические
основы физической культуры — это принципы взаимодействия социальных и биологических закономерностей в процессе овладения человеком ценностями физической культуры. - Углубленное и всестороннее изучение какого-либо феномена, в том числе физической культуры, невозможно без привлечения знаний из других смежных дисциплин, позволяющих создать целостное представление об этом предмете.
При организации процесса физического
воспитания большую роль играют знания комплекса медико-биологических, социально-психологических, педагогических (анатомия, физиология, биология, гигиена, педагогика, психология, социология) и многих других наук.
Без знания строения человеческого тела, закономерностей деятельности отдельных органов и функциональных систем организма, особенностей протекания сложных процессов жизнедеятельности, невозможно должным образом организовать процесс формирования здорового образа жизни, физической и спортивной подготовки.
При изучении органов и функциональных систем организма исходят из принципов
целостности и единства организма
с внешней окружающей и социальной средой.
1 Организм — как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся система
Целостность организма, находящегося во взаимодействии с окружающей средой, обеспечивается нервной системой и е. ведущим
органом — корой головного мозга.
Кора головного мозга весьма тонко улавливает изменения внешней среды, а также внутреннего состояния организма и своей деятельностью обеспечивает приспособление организма к окружающей среде и его активное воздействие на окружающую среду.
Все его органы связаны между собой
и взаимодействуют благодаря
нервной, кровеносной, лимфатической
и эндокринной систем. Нарушение
деятельности одного из органов приводит к нарушению деятельности других органов, т. е. организм представляет собой
неразрывное целое, существующее в определенных, постоянно изменяющихся условиях окружающей среды.
Организм
— единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся
биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена
взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействие окружающей среды.
Саморегуляция организма заключается в том, что любое отклонение от нормального
состава внутренней среды организма
автоматически включает нервные
и гуморальные (посредством жидкой среды) процессы, возвращающие состав внутренней среды к исходному уровню. Внутренняя среда организма, в которой живут все его клетки, — это кровь, лимфа, межтканевая жидкость, характеризуется относительным постоянством различных показателей (гомеостаз).
Гомеостаз — совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительного динамического постоянства внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и др.).
Этот процесс обеспечивается сложной системой координированных приспособительных механизмов, направленных на устранение или ограничение факторов, воздействующих на организм, как из внешней, так и из внутренней среды.
Приспособительные механизмы позволяют организму сохранять постоянства состава, физико-химических и биологических свойств внутренней среды, несмотря на изменения во внешнем мире.
К постоянным показателям гомеостаза относятся: температура внутренних отделов тела, сохраняемая в пределах 36–37° С; кислотно-основное равновесие крови, характеризуемое величиной рН = 7,4–7,35; осмотическое давление крови — 7,6–7,8 атм.; концентрация гемоглобина в крови — 130–160 г·л–1 и др.
Человеческий
организм — сложная саморазвивающаяся
биологическая система, в которой
непрерывно идет рост и размножение клеток, обмен веществ и энергии, процессы возбуждения и торможения, ассимиляции и диссимиляции.
Огромное
количество клеток, каждая из которых
выполняет только свои, ей присущие функции в общей структурно-функциональной системе организма, снабжается питательными веществами и необходимым количеством кислорода для осуществления жизненно необходимых процессов энергообразования, выведения продуктов распада, обеспечения различных биохимических реакций жизнедеятельности и т. д., в целом осуществляя процессы роста, самообновления и саморазвития целостного организма.
2 Основные анатомо-морфологические понятия
Организм
— единая, целостная, сложно устроенная саморегулирующаяся живая система, состоящая из органов и тканей. Органы построены из тканей, ткани состоят из клеток и межклеточного пространства.
Клетка
— это живая саморегулируемая и самообновляемая система, являющаяся основой строения, развития и жизнедеятельности
всех живых и растительных организмов.
Клетки
различны по форме, величине, функциональному значению. Несмотря на многообразие форм, клетки имеют общий план строения. Основными частицами клетки являются цитоплазма и ядро.
В ядре клетки расположены нитевидные образования — хромосомы.
В состав хромосом входят молекулы сложного органического вещества — дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). В молекулах ДНК как бы записана особым химическим языком — генетическим кодом — наследственная информация.
Цитоплазма
клетки неоднородна: в ней различают
множество мельчайших структур —
цитолемма, органеллы, цитоплазматические включения.
Цитолемма отделяет клетку от окружающей среды, регулирует обмен веществ в клетке и обеспечивает постоянство ее внутренней среды. К органеллам относятся рибосомы, митохондрии, лизосомы и др. структуры.
Рибосомы
вырабатывают белок, причем специфический для каждого вида клеток (в мышечной клетке — мышечные белки: актин, миозин).
Митохондрии содержат макроэнергитические соединения и являются универсальным источником энергии. Лизосомы содержат большое
количество ферментов и осуществляют внутриклеточное пищеварение.
Клетка
построена из химических соединений неорганических и органических веществ.
Из
неорганических соединений в клетках
находится вода, углекислота, различные
кислоты и соли. Для нормальной жизнедеятельности клетки необходимо, чтобы содержание в ней отдельных неорганических веществ, например минеральных солей, было строго определенным. Так, клетки сердечной мышцы могут выполнять работу только в условиях определенного баланса ионов натрия, калия и кальция.
Роль
органических веществ (белки, жиры, углеводы) в жизнедеятельности клетки многообразно. Одни из них являются строительным материалом живого организма, другие обеспечивают клетки энергией, третьи незаменимы в
химических процессах, в передаче наследственных свойств организма.
Непременным условием жизни клетки являются непрерывный
процесс обмена веществ с окружающей средой. В обмене веществ (метаболизме) выделяют два взаимосвязанных, но разно-направленных процесса — ассимиляция и диссимиляция.
Ассимиляция или анаболизм — совокупность процессов биосинтеза, определяющих образование веществ, нужных для замещения старых и построения новых клеток.
Диссимиляция
или катаболизм — процесс расщепления
сложных веществ на более простые, обеспечивающие энергетические и пластические потребности организма.
Процесс ассимиляции не всегда находится
в равновесии с процессами диссимиляции. Так, в растущем организме процессы ассимиляции преобладают над
процессами диссимиляции. Благодаря
этому обеспечивается накопление веществ и рост организма.
Во время мышечной деятельности напротив, усиливаются процессы диссимиляции. Это, в свою очередь, требует более значительного восполнения израсходованных источников энергии, что удается сделать посредством усиления питания.
Если в течении длительного времени процессы диссимиляции преобладают над процессами диссимиляции организм истощается.
Ткань — совокупность клеток и межклеточного
вещества, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям. различают ткани эпителиальные, ткани внутренней среды или соединительные, мышечные ткани и нервную ткань.
- Эпителиальные ткани выполняют защитные, секреторные
функции. - Защитная
функция эпителиальной ткани
заключается в том, что они, образуя
наружный слой кожи, ее эпидермис, и
выстилая изнутри все органы, предохраняют их от повреждений и проникновения в них микробов и других вредных веществ, а в желудочно-кишечном тракте — от разрушения его стенки пищеварительными соками. - Секреторная функция эпителиальной ткани
заключается в том, что они, участвуя в образовании желез, вырабатывают секреты, например пищеварительные соки (железы органов пищеварительной системы), жир (сальные железы), пот (потовые железы). - Соединительные
ткани, или ткани внутренней среды, подразделяются на ткани с преобладанием
трофических, опорных или защитных функций. - Трофическую, то есть питательную, функцию выполняют
жидкие виды соединительной ткани —
кровь и лимфа, которые участвую в снабжении организма питательными веществами и кислородом, а так
же в удалении продуктов обмена веществ и углекислоты. - Опорную функцию выполняют главным образом
плотная соединительная ткань (сухожилия, связки), хрящевая и костные ткани.
Мышечные
ткани (гладкие, сердечные, поперечно-полосатые) осуществляют двигательные процессы в
организме. Основным функциональным свойством мышечной ткани является ее сократимость, которая зависит от способности находящихся в клетках этой ткани сократимых структур изменять свою длину, становясь то короче и толще (сокращение, укорочение), то длиннее и толще (расслабление, удлинение).
Нервная ткань состоит из нервных клеток (нейронов) с их отростками и окончаниями
этих отростков.
Нервные клетки отростки которых идут к органам и несут
к ним импульсы побуждающие их к деятельности (от спинного и головного
мозга к мышцам и внутренним органам), называется двигательными, выносящими.
Нервные клетки, отростки которых проводя импульсы от периферии к центру (от внутренних органов, мышц в спинной и головной мозг), являются чувствительными, приносящими.
Орган — это часть целостного организма (совокупность тканей), сложившаяся в процессе эволюционного развития и имеющая своеобразные положения, формы, размеры, внутреннее строение, специфические функции (сердце, легкие, печень, и т. д.).
В строении каждого органа принимает участи не одна какая-нибудь ткань, а различные виды тканей.
Например, в образовании кости (как органа) принимает участие мышечная (в стенке кровеносных сосудов, питающих кость) и нервная (в образованиях, иннервирующих кость) ткани.
Органы, выполняющие общие функции и имеющие общие источники происхождения, образуют анатомическую систему органов (например, мышечную, пищеварительную, дыхательную, кровеносную).
Источник: https://student.zoomru.ru/fizra/organizm—kak-edinaya-samorazvivajushhayasya/89855.722828.s1.html