Основные понятия маркетинга — студенческий портал

Маркетинг в сознании рядового потребителя довольно прочно ассоциируется с рекламой, однако она представляет собой лишь один из способов стимулирования сбыта. Маркетинг это не просто учебная дисциплина, это часть нашей жизни, причем довольно значительная.

Это еда, которую мы употребляем, смартфон, который держим в руках, фитнес-клубы, услугами которых мы пользуемся и много чего еще.

Для того, чтобы понять, что такое маркетинг, нам прежде всего придется рассмотреть его основные понятия, а также разобраться в том, как люди думают и что ими руководит.

Введение

Большинство людей представляет себе маркетинг, как комплекс мероприятий, связанных со стимуляцией сбыта товаров и услуг. Отчасти это так, но только отчасти. Это действительно целый комплекс мероприятий, но это не только лишь сбыт и его стимуляция.

Маркетинг – это определение потребностей, разработка продукта, формирование цены, позиционирование на рынке, рекламные мероприятия и доставка конечному потребителю. Само по себе понятие маркетинга имеет такое большое количество определений и является настолько размытым, что единственно верным способом дойти до истины является понимание целого, через сумму его составляющих.

Таким образом, понимая, что такое потребность, продукт, цена, позиционирование, реклама и продажи, вы понимаете, что такое маркетинг.

Все эти компоненты тесно связаны между собой и формируют огромный комплекс мероприятий, целью которых является удовлетворение нужд потребителей. Так или иначе, все начинается именно с них. Маркетолог не формирует у потребителя нужду, он работает над удовлетворением уже существующей.

Именно поэтому, для того, чтобы понять как работает маркетинг, нам придется начать с самых азов, то есть с определения того, что такое нужда и каким образом она формирует рынок.

Для этого нам понадобится описать цепочку понятий: нужда-> потребность-> запрос-> продукт-> обмен-> сделка-> рынок.

Нужда

Основные понятия маркетинга - Студенческий портал

Основополагающий кирпичик, заложенный в фундамент маркетинга – это человеческие нужды. Описать их можно таким образом. Нужда – это субъективное ощущение человеком недостатка чего-либо. Все мы имеем свои индивидуальные нужды. Прежде всего, это примитивное чувство нужды в еде, одежде и крыше над головой. Затем нужда в удовлетворении моральных, культурных и идеологических ценностей. Также нужда в наличии любимого человека, в получении знаний, в самореализации и не только. Подобные нужды присущи всем нам по той простой причине, что такова наша человеческая природа.

Если конкретная нужда в конкретной ситуации не удовлетворена, мы ощущаем дискомфорт и чем большее значение она для нас имеет, тем в более подавленном состоянии мы находимся.

В данной ситуации человек как правило действует следующим образом: он либо старается найти способ для удовлетворения нужды, либо старается всеми силами от нее отвлечься.

Как бы там ни было, спокойно спать по ночам человеку позволяет только отсутствие нужды или полное ее удовлетворение.

Потребность

Основные понятия маркетинга - Студенческий портал

Очередной концепцией маркетинга является вытекающая из нужд природа человеческих потребностей. Их можно описать следующим образом. Потребность – это нужда, обращенная в конкретную форму и имеющая четкую формулировку. Потребности могут быть представлены в форме объектов или предложений, способных нужду удовлетворить, причем таким способом, который бы укладывался в морально-этические рамки конкретного человека или целого общества.

Под влиянием технического прогресса потребности людей растут и меняются. С каждым годом вокруг нас возникает все больше товаров и услуг, которые вызывают нашу заинтересованность и стремление их приобрести.

Одновременно с тем и производители прилагают свои усилия к тому, чтобы повысить ваш интерес к их приобретению.

Они осуществляют это путем формирования связи между вашими потребностями и их предложением, а затем данное предложение позиционируется как возможность удовлетворения ваших нужд. Еще раз – маркетолог не формирует нужду, ибо она уже и так существует.

Запрос

Основные понятия маркетинга - Студенческий портал

Потребности человека в товарах и услугах поистине безграничны, в то время, как финансы на их приобретение всегда лимитированы. Это и является причиной того, что мы всегда отдаем предпочтение тем товарам или услугам, которые по соотношению цены и качества смогут в полной мере удовлетворить наши потребности, при этом не превышая рамки бюджета. Таким образом, запрос можно описать, как потребность, которая подкреплена покупательской способностью. Запрос на приобретение членства в фитнес-клубе прежде всего побуждает вас к поиску и выбору клуба, максимально удовлетворяющего ваши потребности и в то же время доступного по деньгам.

Нужно также понимать, что запросы как конкретного человека, так и населения страны в целом – понятие очень и очень не постоянное. Одни и те же товары и одни и те же услуги со временем надоедают, поэтому люди постоянно ищут разнообразия.

Человек обычно выбирает тот товар или услугу, которые по сумме характеристик могут дать ему лучший результат за эти же деньги. Это и является причиной, по которой люди постоянно меняют фитнес-клубы в поисках более выгодных для себя условий.

Продукт

Основные понятия маркетинга - Студенческий портал

Любая ваша нужда, потребность или запрос всегда удовлетворяются с помощью продукта, который предлагает рынок. Продукт можно описать следующим образом. Продукт – это любые объекты или предложения, созданные с целью удовлетворения потребностей, размещенные и доступные для приобретения на рынке. Разнообразие продукции называют ассортиментом. Когда вы приобретаете клубную карту, вам становится доступен ассортимент услуг клуба – это тренажерный зал, групповые занятия, аква-фитнес, единоборства и не только.

Под продуктом или продукцией можно понимать довольно большой перечень понятий. Фактически, все, что продается и все, что удовлетворяет потребности можно назвать продуктом.

Бутылка воды – это продукт, услуги фитнес-тренера – это продукт, юридическая консультация – это продукт и так далее. Продукт это в том числе и объекты интеллектуальной собственности, например логотипы, бренды и иная корпоративная символика.

Продуктом могут быть ощущения, впечатления, места, идеи и даже сами люди. Продукт можно назвать средством удовлетворения потребностей.

Обмен

Основные понятия маркетинга - Студенческий портал

Маркетинг также играет большую роль в тех ситуациях, когда человек стремится к удовлетворению своих потребностей с помощью обмена. Ему можно дать такое определение. Обмен – это действие, целью которого является получение желаемого результата на что-то взамен. К примеру, если вам нужна еда, у вас есть четыре варианта действий: добыть ее, украсть, выпросить или обменять. Среди предложенных способов самым предпочтительным является обмен. Выращивать или добывать долго, воровать противозаконно, попрошайничать унизительно, а обменять можно в любой момент и на что угодно.

Обмен представляет собой одно из ключевых понятий маркетинга.

Для того, чтобы акт обмена мог быть реализован, требуется соблюдать следующие условия: 1) Участников должно быть не меньше двух; 2) Один участник должен обладать чем-то ценным для другого; 3) Каждому участнику необходимо быть уполномоченным вести переговоры и реализовывать сделку; 4) Каждый участник должен иметь право как согласиться на обмен, так и отказаться от него; 5) Каждый из участников должен видеть резон в том, чтобы вести дела с оппонентом. В конечном счете, все эти условия обеспечивают лишь вероятность того, что обмен состоится, а вот будет он произведен или нет, зависит только от того, придут ли стороны к компромиссу.

Читайте также:  Исследование территории россии - студенческий портал

Сделка

Основные понятия маркетинга - Студенческий портал

Сделка считается одним из базовых понятий в сфере маркетинга. Сделкой можно назвать взаимообмен ценностями между двумя и более сторонами. На самом простом примере это выглядит следующим образом. Если одна сторона предоставляет другой стороне какой-то товар или услугу и получает за него деньги, сделку можно считать завершенной. При этом в качестве ценности совершенно не обязательно должны выступать именно деньги. Если это сделка на условиях бартера, то одна сторона может рассчитаться с другой товарами или услугами, обладающими аналогичной ценностью.

Для того, чтобы сделка была урегулирована, требуется соблюдать следующие условия: 1) Объекты подлежащие обмену должны обладать сопоставимой ценностью; 2) Участники должны согласовать условия, время и место реализации сделки.

От благотворительности сделку отличает то, что при передаче ценности получающая сторона возмещает ее стоимость либо в денежном эквиваленте, либо путем предоставления аналогичных по своей ценности товаров или услуг. Акт купли-продажи считается сделкой.

Именно сделки лежат как в основе любого бизнеса, так и в основе всей экономики в целом.

Рынок

Основные понятия маркетинга - Студенческий портал

Понимая суть сделки, мы логически подходим к определению рынка. Рынок представляет собой экосистему всех продавцов и всех покупателей, которые совершают сделки с одним товаром или услугой. Рост количества участников рынка приводит к росту количества совершаемых на нем сделок. Рынок формируется вокруг любого товара или услуги, которые обладают определенной ценностью. Участники рынка – это и отдельно взятый человек и предприятие малого бизнеса и транснациональная корпорация и в том числе государство. Они осуществляют торговлю на рынках ценных бумаг, нефти, автомобилей, зерна, космических технологий, финансовых, юридических и в том числе фитнес услуг.

С точки зрения бизнесмена или директора фитнес-клуба, рынок фитнес услуг интересен прежде всего по параметрам его объема и качества. Под объемом рынка понимают количество предприятий (клубов), предоставляющих данную услугу в конкретной стране или конкретном регионе.

Под качеством рынка понимают покупательскую способность людей к приобретению тех услуг, которые им предлагают. В свою очередь покупательская способность привязана к общему благосостоянию населения страны.

Чем это благосостояние лучше, тем больше людей ходят в фитнес-клубы и оставляют там деньги, тем выше растет капитализация рынка фитнес-услуг.

Маркетинг

Основные понятия маркетинга - Студенческий портал

Теперь, когда мы поняли для себя, что такое рынок, подошло время логически разобраться с тем, какова роль маркетинга на каждом из этих рынков. Маркетинговыми мероприятиями можно назвать человеческую деятельность в рамках конкретного рынка, направленную на стимуляцию его участников к продолжению совершения сделок и увеличению их количества. Важно понимать, что цель маркетинга состоит в том, чтобы помочь продавцу найти покупателя и одновременно с этим, помочь покупателю найти продавца. Как я уже говорил в начале, маркетинг просто неприлично сводить к одному лишь понятию рекламы. Маркетинг – это в том числе и разработка ценностных предложений и исследования рынка и взаимодействие с потребителями и организация службы клиентского сервиса и много чего еще.

Более того, маркетингом занимаются все участники рынка, то есть не только продавцы, но и покупатели.

Анализом конкурентных преимуществ занимаются не только производители товаров или провайдеры услуг, им также занимаетесь и вы сами, когда сравниваете несколько фитнес-клубов в вашем районе и выбираете из них самый оптимальный по соотношению цены и качества.

А также, когда вы рекламируете фитнес-клуб своим друзьям, приводите их с собой и таким образом расширяете его клиентскую базу. А также, когда выбираете что выгодней – приобрести спортивное питание в клубе или самостоятельно. И таких примеров в нашей повседневной жизни существуют десятки, сотни и тысячи.

Выводы

Подытожить изложенный материал лучше всего тем коротким тезисом, что маркетинг – это прежде всего удовлетворение нужд потребителей. Как я говорил в начале, маркетолог не формирует нужду, он занимается организацией мероприятий, направленных на ее удовлетворение.

Эту концепцию нам ясно показала цепочка, которую мы выше рассмотрели, берущая свое начало в момент возникновения человеческих нужд и оканчивающаяся завершением сделки на рынке, который предоставляет массу разнообразных вариантов ее удовлетворения.

В конце концов важно понимать, что цель маркетинга – не заставить вас пользоваться теми или иными услугами или товарами, а помочь вам в удовлетворении ваших потребностей. Маркетинг не заставляет, маркетинг помогает. Эту разницу важно понимать.

Автор статьи – Давиденко Феликс

Источник: https://crusfit.com/osnovnye-ponyatiya-marketinga/

Маркетинг высшего образования: основные понятия, новые тенденции и перспективы

Сагинова О. В., к.э.н., доц.

За последние 10 лет ситуация с использованием маркетинга в самых разных областях деятельности изменилась настолько значительно, что трудно представить, как могли вузы обходиться без такого предмета в своих программах.

Но что понимают вузы под маркетингом высшего образования? Часто достаточно ограниченные виды деятельности, направленные на привлечение студентов и разработку привлекательного web сайта вуза.

Даже в США, на родине маркетинга, многие вузы именно этим и ограничиваются, о чем свидетельствует тематика докладов на ежегодных симпозиумах по маркетингу высшего образования, уже 12 лет проводимых Американской маркетинговой ассоциацией.

Чтобы практически использовать маркетинг в деятельности вуза, нужно основываться на хорошо разработанных базовых понятиях. Поэтому и представляется интересным кратко охарактеризовать основные понятия маркетинга высшего образования, уже наметившиеся в этой области тенденции, как в России, так и в мире вообще, и перспективы развития данного направления маркетинга в ближайшем будущем.

К основным достижениям последнего десятилетия 20 века в маркетинге высшего образования можно отнести определение продукта вуза, его потребителей, покупателей и целевых аудиторий, а также осознание необходимости стратегического подхода к маркетинговой деятельности и ее организационного оформления.

Всем известный термин «образовательные услуги» включает целый комплекс продуктов и услуг, предоставляемых вузом в рамках его образовательных программ. Образовательная программа — это комплекс образовательных услуг, нацеленный на изменение образовательного уровня и/или профессиональной подготовки потребителя и обеспеченный соответствующими ресурсами образовательной организации.

Данное определение основного продукта вуза позволяет классифицировать все программы вузов по уровню предлагаемого образования, профилю, форме обучения, по используемым методам обучения, а также по наличию дополнительных компонентов, когда для достижения поставленных целей не достаточно лишь ресурсоводного вуза.

Образовательная программа и есть тот товар, с которым вуз выходит на рынок.

Точнее, на рынки. Ведь свои образовательные программы вуз предлагает как их непосредственным потребителям — студентам и слушателям, так и опосредованно, через своих выпускников, рынку труда и государственным органам.

Таким образом, к потребителям образовательных услуг вуза можно отнести с одной стороны студентов/слушателей, а с другой компании и организации. Именно их потребности стремится удовлетворить вуз.

Еще одним важным заказчиком (покупателем и потребителем) образовательных программ является общество, чаще всего представленное государством, устанавливающее свои требования и стандарты, ориентированные не только на подготовку профессиональной рабочей силы нужной квалификации, но и на удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, выделяющее определенные бюджетные средства на обучение так называемых бюджетных студентов. Покупателями образовательных программ могут быть родители, участвующие в принятии решения о выбору вуза и оплачивающие обучение своих детей.

Читайте также:  Архитектура руси xiii – xv вв. - студенческий портал

Кроме них целевыми аудиториями вуза являются абитуриенты и средние школы, преподаватели и поставщики (издательства, производители учебной мебели, канцелярских товаров и пр.) и, наконец, СМИ. Все эти целевые аудитории имеют собственные потребности и ожидания относительно образовательных программ вуза.

Сложность маркетинга высшего образования в необходимости одновременного учета этих порой противоречивых потребностей и ожиданий целевых аудиторий.

Стратегия маркетинговой деятельности вуза, как и любая маркетинговая стратегия, включает анализ сильных и слабых сторон вуза, возможностей и угроз рынка, конкурентов, их отличительных особенностей и на основе такого анализа формулирование собственных конкурентных преимуществ. Стратегия маркетинга образовательных услуг должна включать четкие определения целей и задач вуза, описание его потребителей и целевых аудиторий, а также процедур, конкурентных преимуществ образовательных программ вуза, с которыми он выходит на рынок.

Эти положения маркетинга высшего образования уже достаточно разработаны, и готовы к употреблению в повседневной деятельности вуза.

Одновременно с развитием понятийного аппарата и инструментария маркетинга образования, накоплением практического опыта реализации маркетинговых программ возникают новые вопросы, требующие как теоретического осмысления, так и разработки организационных механизмов реализации.

Как вузу дифференцировать свои образовательные программы с учетом своих конкурентных преимуществ и в то же время соблюдать установленные национальные образовательные стандарты? Ведь во время аттестации проверяющие требуют неукоснительного соблюдения стандарта, составленного порой другими вузами под имеющиеся у них задачи и ресурсы.

Даже негосударственные вузы, стремясь получить аккредитацию и выдавать государственные дипломы, становятся порой как две капли воды похожими на вузы государственные.

Зачем тогда система негосударственного высшего образования, в чем ее экономическая роль? Может быть все образование следует сделать негосударственным, а государству сохранить за собой контроль и аттестацию качества образования?

Как управлять пятым элементом комплекса маркетинга образовательных услуг — персоналом, в случае вуза преподавательским составом — в условиях отсутствия достаточного финансирования? Как управлять изменениями в традиционалистской и имеющей высокую инерцию академической среде? Вузы, активно развивающие программы бизнес образования столкнулись с трудностями, вызванными различиями академической культуры вуза и культурой бизнес школы, действующей в рамках государственного вуза.

Как соотносится в образовательных программах вуза преподавательский и исследовательский компонент, как их соотношение влияет на качество образовательных программ и имидж вуза? Чему отдавать приоритет? Может ли вуз успешно работать без сильного исследовательского компонента?

Как управлять кросскультурными, межкультурными и транснациональными компонентами международных образовательных программ? В чем специфика этих программ, нужны ли они российским вузам?

Как опыт бизнес организаций можно использовать в маркетинговой деятельности вуза?

Как опыт маркетинга образовательных программ может быть использован в бизнесе?

Как определить структуру комплексных образовательных услуг, в которых присутствуют не только компоненты продукта и услуги, но помимо академических продуктов и услуг есть компонент других видов услуг, например, гостеприимства, конгресс туризма, развлечения? Что делать, если эти компоненты вступают в конфликт?

Этот список можно продолжить, каждая из перечисленных проблем представляет интерес для исследователя. В рамках данного выступления хотелось бы остановиться на нескольких тенденциях развития маркетинга высшего образования, которые представляются наиболее интересными и перспективными в ближайшем будущем, и на их примере проиллюстрировать комплексность и сложность задач маркетинга образования.

Изменения, происходящие на международном рынке образовательных услуг, свидетельствуют о том, что интернационализация становится неотъемлемым элементом высшего образования. Экономическая интеграция требует определенной стандартизации результатов образовательной деятельности.

Знания, полученные студентами в вузах одной страны, должны быть применимы в других странах, как для продолжения обучения, так и для профессиональной деятельности. Новые страны уверенно входят в традиционную группу экспортеров образовательных услуг. Кроме США и Великобритании все большее число иностранцев обучаются в вузах Канады, Австралии, Голландии.

Все больше по всему миру предлагается программ на английском языке. Даже в таких странах, как Германия и Франция, которые всегда были привержены национальным языкам, бурно развиваются англоязычные программы. В крупнейшего экспортера студентов превращается Китай.

Европейский Союз, обеспокоенный растущей конкуренцией на международном рынке образовательных услуг, разрабатывает специальные программы укрепления конкурентоспособности европейского высшего образования.

  • Любая международная образовательная программа более сложна и комплексна, чем традиционные образовательные услуги.
  • Во-первых, она реализуется за счет ресурсов нескольких вузов, расположенных в разных странах,
  • во-вторых, в ней присутствуют разнообразные компоненты, которые могут вступать в конфликт.
  • В-третьих, критичным становится подготовка студентов к восприятию чужой для них культурной и академической среды, поэтому в программах появляются кросскультурные и межкультурные компоненты.
  • Наконец, возникает вопрос о признании предшествующего образования, сравнении образовательных программ разных стран и аккредитации итоговых документов об образовании.
  • Представим этот пример

Помимо международных образовательных программ вузы активно занимаются разработкой и продвижением так называемых транснациональных программ.

От международных они отличаются тем, что по содержанию являются стандартными программами конкретного вуза, но реализуются за пределами родной страны без привлечения или с частичным привлечением местных специалистов, работающих под жестким контролем вуза, предлагающего программу.

Адаптация содержания и формата обучения к конкретным условиям страны, подбор и контроль местных преподавателей, взаимоотношения с местными властями и местными вузами, ценообразование таких программ, управление их качеством — вот лишь неполный перечень вопросов, с которыми сталкиваются вузы, занимающиеся транснациональным образованием.

А если такие программы предлагаются в формате дистанционного обучения, когда все студенты даже не переступают порог вуза, а учатся каждый в своей стране? Можно ли их отнести к транснациональным?

В России уже существуют вузы и отдельные специалисты, дальше других продвинувшиеся в различных областях маркетинга образования.

Как новички могут использовать их опыт с выгодой для себя и без ущемления права интеллектуальной собственности? В бизнесе такое распространение опыта происходит в рамках тренингов и консалтинга, но образовательный консалтинг пока плохо развит в мире в целом, а в России практически отсутствует. Не помогают в этом и проводимые конференции.

Слишком устойчивы наши академические традиции научных конференций, когда каждый докладчик думает о том, как поэффектней рассказать о своем исследовании или теории, а не о том, что нужно для его аудитории. Поэтому обмен опытом и информацией идет пока исключительно на личных контактах.

Несмотря на все обилие публикаций по маркетингу в России сегодня, образовательные вопросы занимают в нем очень мало места, да и то в основном в виде монографий и научных статей, а практических книг для директоров школ, проректоров и деканов вузов, написанных живым и доходчивым языком, вообще нет. И это положение существенно тормозит распространение маркетинга образования.

  1. Из перечисленных тенденций маркетинга высшего образования можно вывести некоторые перспективные направления на ближайшее будущее.
  2. Как видите, поле для деятельности огромное, и места хватит всем заинтересованным исследователям.
  3. Презентации: Маркетинг высшего образования: основные понятия, новые тенденции и перспективы Организация и проведение маркетинговых исследований на рынке образовательных услуг
  4. Сагинова Ольга

Источник: https://www.marketologi.ru/publikatsii/stati/marketing-vysshego-obrazovanija-osnovnye-ponjatija-novye-tendentsii-i-perspektivy/

Маркетинг — понятие и основные определения (стр. 1 из 3)

  • Маркетинг — это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение потребностей посредством обмена.
  • Маркетинг — социальный и управленческий процесс, направленный на удовлетворение нужд и потребностей, как отдельных индивидов, так и общественных групп посредством создания, предложения и обмена товаров и услуг.
  • Маркетинг — это извлечение прибыли из удовлетворения потребителя.
  • Маркетинг — рыночная концепция управления производственно-сбытовой деятельностью предприятия, направленная на изучение рынка и конкретных запросов потребителей.

Что такое маркетинг? Многие полагают, что маркетинг это лишь реклама и продажи.

И это неудивительно: каждый день на нас обрушиваются сотни рекламных роликов, объявлений в газетах и сообщений о распродажах. Однако реклама и продажи — это не более чем составные части маркетинга. Они существуют как два неотъемлемых компонента маркетинга.

Маркетинг — это процесс, заключающийся в прогнозировании потребностей потенциальных покупателей и в удовлетворении этих потребностей путем предложения соответствующих товаров — изделий, технологий, услуг и т.д.

  1. К основным видам маркетинговой деятельности относятся:
  2. исследования (потребителя, товара, рынка);
  3. НИОКР (скоординированные с маркетинговой деятельностью);
  4. планирование;
  5. ценовая политика;
  6. упаковка;
  7. комплекс маркетинговых коммуникаций (реклама в СМИ, паблик рилейшнз, сейлз промоушн, директ-маркетинг);
Читайте также:  Личность в современной педагогической науке - студенческий портал

сбытовая деятельность (работа со штатом товаропроводящей сети, тренинги, контроль, организация специальных систем продажи, мероприятия по оптимизации продажи на местах и т. д.);

  • выработка системы распределения товара по сбытовым точкам;
  • международные операции;
  • послепродажное обслуживание.
  • Цель маркетинга
  • Целью современного маркетинга является не продажа товара или услуги любым способом (включая обман покупателя), а удовлетворение потребностей клиентов.
  • Цель маркетинга — привлекать новых клиентов, обещая им высшую потребительскую ценность, и сохранять старых клиентов, постоянно удовлетворяя их меняющиеся запросы.

Основная задача маркетинга — понять нужды и потребности каждого рынка и выбрать те из них, которые их компания может обслуживать лучше других. Это позволит компании производить товары более высокого качества и тем самым увеличивать объемы продаж и повышать свои доходы путем лучшего удовлетворения потребностей целевых покупателей.

Маркетинг начинается еще задолго до того, как у компании появляется готовый продукт. Маркетинг начинается с того, что менеджеры выявляют потребности людей, вычисляют их интенсивность и объем, определяют возможности компании по их удовлетворению. Маркетологи продолжают работать над товаров на протяжении всего его жизненного цикла.

Они пытаются найти новых потребителей и удержать уже существующих, улучшая потребительские свойства товара и используя для этой цели отчеты о продажа и обратную связь.

Если специалист по маркетингу хорошо потрудился — правильно понял потребности клиента, создал товар, отвечающий требованиям покупателей, назначил разумную цену, правильно распространил товар и провел рекламную компанию, то продавать такой товар будет очень легко.

  1. Маркетинг — это социальный и управленческий процесс, с помощью которого отдельные лица и группы лиц удовлетворяют свои нужды и потребности благодаря созданию товаров, обладающих потребительской ценностью и обмена ими.
  2. Чтобы объяснить это определение необходимо рассмотреть несколько понятий непосредственно связанных с маркетингом:
  3. нужда — чувство необходимости удовлетворения основных потребностей
  4. потребности и запросы — специфическая форма удовлетворения человеческих нужд
  5. спрос — потребность в определенных товарах, выраженная в способности человека их приобрести
  6. товар и услуги
  7. потребительская ценность — оценка потребителем способности товара в целом удовлетворить его нужды
  8. удовлетворенность потребителя
  9. обмен — акт приобретения некоего желаемого товара на нечто предлагаемое другой стороной.
  10. сделка
  11. рынок
  12. Принципы маркетинга
  13. В современной хозяйственной практике взаимоотношения организации с большинством субъектов рынка должны строиться на принципах маркетинга.
  14. Основные принципы маркетинга:
  15. Научно практические исследования рынка и производственно-сбытовых возможностей предприятия.

Сегментация. Её смысл заключается в том, что предприятие выявляет для себя наиболее приемлемый сегмент рынка (однородную группу потребителей), в отношении которой и будет проводить исследование рынка и продвижение товара.

  • Гибкое реагирование производства и сбыта предполагает быстрое изменение в зависимости от меняющихся требований рынка, эластичности спроса и предложения.
  • Инновация предполагает совершенствование и обновление товара, разработку новых технологий, внедрение новых методов работы с потребителями, выходы на новые рынки, обновление рекламы, новые каналы товародвижения, новые методы сбыта.
  • Планирование предполагает построение производственно-сбытовых программ, основанных на рыночных исследованиях, и конъюнктурных прогнозах.
  • Таким образом, маркетинг следует рассматривать как экономический, социальный, управленческий и технологический процессы, основанные на следующих основных принципах:
  • постоянное изучение состояния и динамики рынка;
  • адаптация к условиям рынка с учетом требований и возможностей конечных потребителей,
  • активное формирование рынка в необходимых для организации направлениях.
  • Управление поведением организации на основе принципов маркетинга должно обеспечивать работу в динамичном, непрерывном (кольцевом) режиме, обеспечивающем гибкость и адаптивность организации к турбулентным изменениям рыночной среды.
  • Цель управления поведением организации на основе принципов маркетинга — определить перспективные направления деятельности организации на рынке, обеспечивающие конкурентные преимущества организации с минимальными затратами ресурсов.
  • Основные задачи маркетинга:
  • Исследование, анализ и оценка нужд реальных и потенциальных потребителей продукции фирмы в областях, интересующих фирму.
  • Маркетинговое обеспечение разработки новых товаров и услуг фирмы.
  • Анализ, оценка и прогнозирование состояния и развития рынков, на которых оперирует или будет оперировать фирма, включая исследование деятельности конкурентов.
  • Формирование ассортиментной политики фирмы.
  • Разработка ценовой политики фирмы.
  • Участие в формировании стратегии и тактики рыночного поведения фирмы, включая разработку ценовой политики.
  • Сбыт продукции и услуг фирмы.
  • Коммуникации маркетинга.
  • Сервисное обслуживание.
  • Функции и виды маркетинга
  • Основные функции маркетинга:
  • планирование;
  • организация;
  • координация;
  • мотивация;
  • контроль.
  • Дополнительные функции, присущие только маркетингу:
  • комплексное исследование рынка (детальное изучение);
  • анализ производственно-сбытовых возможностей предприятия;
  • разработка маркетинговой стратегии и программы;
  • осуществление товарной политики;
  • осуществление ценовой политики;
  • осуществление сбытовой политики;
  • коммуникационная политика;
  • организация маркетинговой деятельности;
  • контроль маркетинговой деятельности.
  • Виды маркетинга
  • В зависимости от сферы и объекта применения различают следующие виды маркетинга:
  • Внутренний маркетинг: реализация товаров и услуг внутри страны.
  • Экспортный маркетинг: дополнительное исследование заграничных рынков сбыта и сбытовых служб для эффективного экспорта.
  • Импортный маркетинг: особая разновидность исследования рынка для обеспечения высокоэффективных закупок.
  • Научно-технический маркетинг связан с продажей и закупкой результатов научно- технической деятельности (патенты, лицензии).
  • Маркетинг прямых инвестиций: изучение условий вложения капитала за рубежом и привлечения зарубежных инвестиций.
  • Международный маркетинг: осуществление сбыта или покупка товара у национального предприятия другой страны.
  • Маркетинг в сфере некоммерческой деятельности: создание положительного общественного мнения в отношении конкретных лиц, организаций, мест или идей.
  • Состояния спроса и задачи маркетинга
  • Спрос бывает: отрицательный, отсутствующий, скрытый, падающий, нерегулярный, полноценный, чрезмерный, нерациональный.

Отрицательный спрос вызван негативным отношением покупателей к товару или услугам. Задача маркетинга в этих условиях проанализировать, почему рынок испытывает неприязнь к товару, и может ли программа маркетинга изменить негативное отношение к товару посредством его переделки, снижения цен и более активного стимулирования.

Отсутствие спроса. Целевые потребители могут быть не заинтересованы в товаре или безразличными к нему. Задача маркетинга — отыскать способы увязки присущих товару выгод с естественными потребностями и интересами человека.

Скрытый спрос — это когда многие потребители не могут удовлетворить свои желания с помощью предлагаемых на рынке товаров и услуг, (безвредные сигареты, более экономичные автомобили). Задача маркетинга — оценить величину потенциального рынка и создать эффективные товары и услуги, способные удовлетворить спрос.

Падающий спрос. Задача маркетинга проанализировать причины падения спроса и определить, можно ли снова стимулировать сбыт путем отыскания новых целевых рынков, изменения характеристик товара и т.п.

Нерегулярный спрос (колебания на сезонной, ежедневной и даже почасовой основе): — часы пик на транспорте, перегрузка музеев в выходные дни. Задача маркетинга — изыскать способы сгладить колебания в распределении спроса по времени с помощью гибких цен, мер стимулирования и других приемов побуждения.

Источник: https://mirznanii.com/a/170753/marketing-ponyatie-i-osnovnye-opredeleniya

Ссылка на основную публикацию