Уровни развития психики по А. Н. Леонтьеву 1. 2. 3. Элементарная сенсорная психика Перцептивная психика «Интеллектуальное» поведение животных
Д. Деннет: виды психики Дарвиновские создания – результат эволюции; приспособлены наилучшим образом к среде n Скиннеровские создания – подкрепление «умных» шагов в дополнение к дарвиновскому отбору n
Виды психики n Попперовские создания – предварительный отбор среди возможных видов поведения или действий, позволяющий отбраковывать по-настоящему глупые шаги; наличие внутренней среды (похожей на внешнюю), где можно совершать испытания
Виды психики n Грегорийские создания получают орудия ума из окружающей среды (культуры); это позволяет улучшить как порождение гипотез, так и способы их проверки.
Сравнительный анализ психики животных и человека.
Предпосылки человеческого сознания. n n n n Выделение абстрактных отношений; Коллективное поведение и «социальная» структура; Передача коллективного опыта с между поколениями; Использование и изготовление орудий труда; Образ Я (гориллы); Язык (пчелы); Обучение языку (обезьяны).
Некоторые свойства человеческого языка (Ч. Хоккет) Знаковый характер n Наличие грамматики n Семантичность n Открытость n Перемещаемость n Рефлексивность n Культурная преемственность n Дискретность n Уклончивость n
Качественные отличия психики человека Изготовление орудий с помощью орудий и сохранение орудий после использования; n Передача опыта следующим поколениям с использованием знаков; n Некоторые языковые отличия. n
Историогенез психики
Э. Дюркгейм 3 вида (слоя) человеческой памяти — Генетическая — Культурная — Индивидуальная
Психика в истории: социальные факты n существуют «вне» и «до» индивида; n обладают принудительной силой; n приобщение посредством воспитания.
Культурные различия: экспериментальные данные n Экспедиции А. Р. Лурии в Узбекистан (1931 -1932) молоток – пила – полено – топор n Там, где жарко и сухо, хорошо растет хлопок. В Англии холодно и сыро; растет там хлопок или нет? n
Культурные различия: результаты реконструкции Связь человека с природой; n Связь естественного и сверхъестественного; n Представление о пространстве и времени; n Сопричастность. n
Онтогенез психики
Кипу
Понятие высших психических функций (Л. С. Выготский) Процесс присвоения социокультурного опыта человеком. Орудия и знаки Овладение своим поведением Метод двойной стимуляции Примеры: произвольное внимание, память, моторика, понятийное мышление и др.
Строение и свойства ВПФ. 1. 2. 3. 4. Опосредствованность (по составу) Произвольность (по характеру регуляции) Социальность (по происхождению) Системность (по структуре)
Параллелограмм развития
Этапы развития ВПФ Интериоризация – переход из интерпсихологического плана в интрапсихологический Зона ближайшего развития – различия в эффективности самостоятельного выполнения действия и с помощью взрослого
«Геологическая» структура психики «Слоистая» структура психики взрослого образованного европейца Гетерогенность – сосуществование частей, имеющих различное происхождение.
Источник: https://present5.com/razvitie-psixiki-filogenez-istoriogenez-ontogenez-semestr1-tema-3/
Онтогенез в психологии: это что такое, термин
Понятие и значение
Онтогенез — индивидуальное развитие разных организмов. Он представляет собой реализацию генетической информации, которая заложена родителями, ее усваивание на протяжении всей человеческой жизни.
Исследователи доказали, что помимо онтогенетического развития в психологии, на становление личности влияют и другие факторы:
- окружающая среда;
- условия, в которых растет, развивается ребенок;
- наследственная предрасположенность;
- внутренние характеристики, присущие каждому индивиду;
- общественные нормы, их влияние на привычный образ жизни.
Каждый возраст человека имеет характерные особенности:
- До года малыши живут согласно основным инстинктам, которые преобладают в поведении.
- В течение трех лет ребенок начинает разграничивать для себя понятия «плохо» и «хорошо».
- В подростковом возрасте проявляются основные эмоции, происходит выражение самостоятельной психической характеристики.
- Высшие эмоции формируются после окончания процесса взросления.
Процесс взросления заканчивается у каждого человека по-разному.
История открытия и изучения
- Христиан Пандер — изучал изменения насиженного яйца в течение 5 дней. Смог изучить все стадии (3) обособления слоев яйца до вылупления птенца.
- Карл Бэр — исследовал эмбриональное развитие животных. Он издал книгу «История развития животных. Наблюдения и размышления».
- Карл Гертнер — изучал растения, доказал, что у растений есть разделение по половым признакам.
- Вильгельм Гофмейстер — доказал наличие оплодотворения у растений.
Исследователи изучают процесс онтогенеза как у людей, так и у животных, растений. Это позволяет проводить некоторые аналогии, устанавливать четкие разграничения.
Классификация
В психологии выделяется два вида онтогенеза — прямой, непрямой. Первый представляет собой развитие взрослого организма без периода метаморфоза. Второй — образование личинки, которая отличается от взрослых организмов, перевоплощается в них только после метаморфоза.
Прямой
Подвиды:
- Неличиночный тип. Характерен для рыб, некоторых беспозвоночных и млекопитающих, птиц, пресмыкающихся. Зародыш длительное время находится в яйце, там же развивается.
- Внутриутробный тип. Он присущ человеку, высшим млекопитающим. Основные жизненные функции развивающихся зародышей осуществляются через организм матери.
Непрямой
Это личиночный тип, присущий некоторым позвоночным, большинству видов беспозвоночных организмов. Он представляет собой несколько этапов развития личинки.
Часто личинки живут на других крупных живых существах, развиваются, питаются. Это паразитический образ жизни, который нужен низшим существам для поддержания собственного организма.
Этапы
У животных
Для животных характерно выделить два этапа:
- Эмбриональный — начинается с образования зиготы, заканчивается выходом нового организма из оболочки яйца или рождения.
- Постэмбриональный — начинается с рождения, заканчивается смертью животного.
При этом первый этап делится на три подгруппы — дробление, гаструляция, первичный органогенез.
У растений
Онтогенез у растений:
- Эмбриональный. Начинается с образования зиготы, заканчивается созреванием семян.
- Ювенильный. Развитие семян за счет энергетического материала от фотосинтеза или благодаря питательным веществам самих семян. Этот этап продолжается до формирования генеративных органов.
- Генеративный. Делится на две фазы — половая зрелость и период размножения.
Этапы заканчиваются сенильным периодом, который подразумевает под собой процесс естественного старения и смерти растения.
У людей
Онтогенез личности:
- Младенчество — этот этап проходит принудительно.
- Детство — ступень, которая проходит одновременно принудительно и спонтанно.
- Подростковый возраст. Заканчиваются принудительные, спонтанные факторы.
- Юность — начинается период взросления.
- Взрослый этап — смешение целенаправленного развития с устойчивостью морального плана.
- Старчество — может протекать с разрушение психики или ее полным сохранением до смерти.
Онтогенез длится всю жизнь, невзирая на нарушения или воздействие внешних факторов.
Нарушения
Нарушения могут возникать по разным причинам:
- негативное давление общества;
- неправильное воспитание;
- отрицание индивида социумом;
- генетические заболевания;
- неблагоприятные условия для жизни;
- наличие психических заболеваний.
Онтогенез — процесс становления личности, который длится на протяжении всей человеческой жизни. На него влияет множество окружающих факторов, которые изменяются при взрослении человека.
Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/ontogenez.html
Развитие психики в онтогенезе. — Лекции по предмету «Общая психология»
Человек проходит от рождения до зрелости сложный путь психического развития. Если сравнить психику ребенка в первый год его жизни с тем уровнем психического развития, которого он достигает через 5-6 лет жизни, то можно заметить не только количественное, но и качественное различие.
В настоящее время существует множество подходов к проблеме развития психики ребенка, причем в разных подходах выделяют различные стадии развития психики ребенка. Например, А. Н. Леонтьев выделяет семь стадий развития психики ребенка, Ж. Пиаже — четыре, а Э. Эриксон — восемь.
Первая стадия — стадия новорожденного (до 2 месяцев).
Ребенок рождается, обладая относительно высокоразвитыми органами чувств, органами движения и нервной системой, формирование которых происходит во внутриутробный период.
Нервная система новорожденного, включая кору головного мозга, в общем уже полностью анатомически оформлена. Но развитие микроскопической структуры коры еще не завершено.
Образ жизни новорожденного мало отличается от его образа жизни во внутриутробный период: в состоянии покоя ребенок сохраняет прежнюю эмбриональную позу; сон занимает 4/5 всего времени; внешняя активность ребенка в значительной мере сосредоточена на удовлетворении своих потребностей в пище; ручные и переместительные движения отсутствуют. В возрасте трех-четырех недель у ребенка начинается подготовка к переходу к следующей, более высокой стадии развития. В это время появляется своеобразная сложная реакция, выражающаяся в общем оживлении ребенка в присутствии человека. Эта реакция получила название «реакция оживления». Развитие этой реакции начинается с того, что в ответ на приближение говорящего человека ребенок начинает улыбаться и у него появляется общая положительная направленность, пока еще не дифференцируемая. То есть у ребенка начинают появляться первые признаки предметного восприятия.
Таким образом, основными характеристиками данной стадии являются: миелинизация нервных волокон; формирование простейших поведенческих актов и ориентировочных реакций; возникновение реакции «оживления».
Ранний младенческий возраст (от двух до шести месяцев).Наданной стадии психического развития ребенок начинает оперировать предметами, и у пего формируется восприятие.
Особенно активно ребенок оперирует предметами (с одновременным зрительным фиксированием) в возрасте пяти-шести месяцев, поэтому можно полагать, что в этом возрасте происходит бурное развитие процессов восприятия.
Таким образом, главной особенностью данной стадии является развитие действий с предметами и процессов предметного восприятия.
Поздний младенческий возраст (от 6 до 12-14 месяцев).Во второй половине первого года жизни ребенок осваивает новые действия, что связано с изменением его отношения к окружающему миру. На седьмом месяце жизни у ребенка уже хорошо развиты ручные предметные движения.
Укрепление костно-мышечной системы приводит к развитию диапазона движений ребенка, что, в свою очередь, является предпосылкой к увеличению потока информации из окружающей среды. Все это приводит к увеличению самостоятельности ребенка.
Его взаимоотношения со взрослыми все больше приобретает форму совместной деятельности, при которой взрослый чаще всего подготавливает действие ребенка, которое тот выполняет сам. С помощью подобного взаимодействия уже можно установить общение с ребенком через предметы.
Следовательно, деятельность ребенка в данный период развития управляется уже не восприятием отдельных предметов или их совокупности, а сложным соотношением собственного предметного действия ребенка и действия взрослого. На этой основе у ребенка начинает возникать первое осмысление предметов. В ходе установленного «предметного» контакта у ребенка начинает формироваться речь.
Ребенок начинает подражать взрослому более осознанно, что свидетельствует о появлении у ребенка возможности овладения общественно выработанными способами действий. Это, в свою очередь, обеспечивает появление в конце данной стадии специфически человеческих двигательных операций с предметами. При этих операциях большой палец противопоставляется остальным, что характерно только для человека.
Преддошкольный возраст (от одного года до трех лет)характеризуется возникновением и первоначальным развитием специфически человеческой, общественной по своей природе деятельности ребенка и специфической для человека формы сознательного отражения действительности.
Сущность основных изменений в психике ребенка в этот период заключается в том, что ребенок овладевает человеческим отношением к непосредственно окружающему его миру предметов. Причем познание свойств предметов осуществляется ребенком через подражание действиям взрослых с ними, т. е.
происходит познание предметов одновременно с осмыслением их функций. Овладение функциями предметов у ребенка происходит двояко. С одной стороны — это развитие простейших навыков, таких как владение ложкой, чашкой и др.
Другая форма овладения предметами — это манипулирование ими в процессе игры.
Появление игры знаменует новую стадию развития психики ребенка. Он уже познает мир не только при взаимодействии со взрослым, но и самостоятельно. На этой основе ребенок овладевает и словами, которые тоже осознаются им прежде всего как обозначающие предмет с его функциями.
При этом в процессе игры речь все чаще становится включенной в деятельность, все чаще начинает выполнять функцию не только обозначения предметов, но и средства общения.
Однако отличительной особенностью игр ребенка в этом возрасте в сравнении со следующей стадией — стадией дошкольного возраста — является отсутствие воображаемой ситуации в игре.
Ребенок, манипулируя предметами, просто подражает действиям взрослых, не наполняя их содержанием, но в процессе игры у ребенка интенсивно развиваются восприятие, способность к анализу и обобщению, т. е. происходит интенсивное формирование мыслительных функций.
Дошкольный возраст (от трех до семи лет).Главным отличием этого возраста является наличие противоречия между стремлением ребенка к действительному овладению миром предметов и ограниченностью его возможностей.
В этом возрасте ребенок стремится делать не то, что может, а то, что видит или слышит. Однако многие действия ему еще не доступны. Это противоречие разрешается в сюжетной игре.
Источниками игр являются впечатления ребенка, все то, что он видит или слышит.
В процессе ролевой игры происходит формирование творческого воображения и способности произвольно управлять своим поведением. Ролевые игры также способствуют развитию восприятия, запоминания, воспроизведения и речи.
Другой важнейшей особенностью данной стадии является процесс формирования личности ребенка. В ходе этого процесса закладываются черты характера ребенка.
Младший школьный возраст (от 7 до 12 лет).Поступление в школу характеризует новый этап развития психики ребенка. Теперь его система отношений с окружающим миром определяется не только взаимоотношениями со взрослыми, но и взаимоотношениями со сверстниками. Кроме этого у него теперь есть обязанности перед обществом.
От выполнения этих обязанностей зависит его будущее, его место в социуме. Следует отметить, что и на предыдущих стадиях своего развития ребенок учился, но лишь теперь учеба предстает перед ним как самостоятельная деятельность.
Школа предъявляет серьезные требования к вниманию ребенка, в связи с чем и происходит бурное развитие произвольного (контролируемого) внимания, произвольного целенаправленного наблюдения.
Точно так же возрастает продуктивность памяти ребенка, хотя в первое время обучения память сохраняет преимущественно образный, конкретный характер. Поэтому дети запоминают буквально даже тот текстовый материал, который не требуется учить наизусть.
Особенно интенсивно в младшем школьном возрасте развивается мышление детей, происходит бурное развитие речи, что во многом связано с овладением письменной речью. В процессе обучения у ребенка происходит развитие личности. Прежде всего у него меняются интересы.
Детские интересы благодаря развитию познавательных процессов заменяются учебными интересами. Исключительно важную роль в формировании личности ребенка играет коллектив.
Начав обучаться в школе, ребенок впервые сталкивается с ситуацией, когда окружающие его сверстники объединены определенной целью и на них возлагаются определенные обязанности. Он впервые сталкивается с понятиями «коллектив» и «коллективная ответственность».
Все люди, окружавшие его ранее, в том числе и дети в детском саду, не были коллективом. Основной социально-значимой единицей для ребенка была семья.
Другой особенностью этого периода является то, что на его завершающей стадии происходит разделение деятельности на «мужскую» и «женскую». Мальчики все больше интересуются мужской деятельностью, а девочки — женской.
Подростковый возраст и начало юности (от 13-14 до 17-18 лет)характеризуется продолжением обучения. Вместе с тем ребенок все более включается в жизнь общества.
В это время происходит завершение ориентации ребенка в зависимости от пола на «мужскую» и «женскую» деятельность.
Более того, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.
В это же время происходит дальнейшее развитие познавательных психических процессов и формирование личности. В процессе формирования личности происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения.
Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. Также следует отметить, что на формирование личности в этот период оказывает воздействие процесс полового созревания. У молодого человека отмечается бурное развитие организма, деятельность отдельных органов (например, сердца) претерпевает определенные изменения.
Завершается половая идентификация подростка.
Под воздействием всего комплекса факторов происходит изменение психологического облика ребенка. В поведении мальчиков все более заметны мужские черты, а у девочек все чаще проявляются женские поведенческие стереотипы.
Следует отметить, что развитие психики не завершается в период юности. Определенная динамика психического развития отмечается и в более позднее время. Поэтому в современной психологии принято выделять еще два периода: акмеологический период развития, или период взрослости, и период геронтогенеза.
Акмеологический период развития охватывает возраст от 18 до 60 лет.Впервые термин «акмеология» был предложен Н. Н. Рыбниковым в 1928 г. Данным термином (акме — высшая точка, расцвет, зрелость, лучшая пора) принято обозначать период зрелости как самый продуктивный, творческий период жизни человека.
В отличие от юношеского периода, акмеологический характеризуется тем, что в нем завершается общесоматическое развитие и половое созревание человека, который достигает своего оптимума физического развития.
Этот период характеризуется также наиболее высоким уровнем интеллектуальных, творческих, профессиональных достижений.
Период геронтогенеза — это поздний период человеческой жизни. В нем принято выделять три фазы: пожилой возраст (для мужчин — 60-74 года, для женщин — 55-74 года); старческий возраст — 75-90 лет; долгожители — 90 лет и старше.
В целом данный период характеризуется угасанием физических и психических функций. Отмечается снижение интенсивности углеводного, жирового и белкового обмена. Уменьшается способность клеток осуществлять окислительно-восстановительные процессы. Снижается общая активность организма. В то же время отмечается снижение возможностей психических функций, особенно памяти, внимания, мышления.
Однако следует отметить, что протекание данного периода в значительной степени определяется индивидуальными особенностями человека. На позднем этапе онтогенеза роль личности, ее социального статуса, ее включенности в систему общественных связей особенно велика для сохранения трудоспособности человека. Особое значение для противостояния инволюции человека имеет его творчество.
Источник: https://students-library.com/library/read/60999-razvitie-psihiki-v-ontogeneze
Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза
Развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза
Закономерное изменение психических процессов во времени, проявляющееся в количественных, качественных и структурных преобразованиях, представляет собой развитие психики, которое характеризуется относительной обратимостью изменений, способностью накапливать изменения (обратимостью), закономерным характером и «надстраиванием» новых изменений над предыдущими.
Развитие психики происходит в формах филогенеза и онтогенеза.
В филогенезе происходят качественные изменения психики в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением взаимодействия живых существ с окружающей средой. Подобные изменения могут иметь как биологическую, так и общественно-историческую основу.
Способность живых существ к раздражимости породила психику как способность ощущения, которая, в свою очередь, развивалась в процессе образования и развития их нервной системы. Выделяют такие стадии эволюции психики, как сенсорную, перцептивную, интеллектуальную и формирование сознания.
Особенность сознания состоит в том, что оно присуще только психике человека и возникло вследствие общественно-исторического развития человеческого общества.
В онтогенезе происходит процесс эволюции способов взаимодействия индивида с окружающей средой. Определяя истоки психики в данном случае, ученые обращаются к формированию способности активно передвигаться в пространстве на определенном этапе развития живых существ.
То есть считается, что удовлетворение потребностей осуществляется путем активных перемещений в окружающей среде, после предварительного поиска необходимых предметов.
Если говорить о развитии психики человека, то в ее основе лежит овладение общественными орудиями, исторически сформировавшимися в процессе эволюции человека и служащими средством удовлетворения его потребностей.
Так, от 1 года до 3 лет ребенок, осваивая простейшие предметы, формирует основы предметно-манипулятивной деятельности, вследствие чего у него вырабатываются способности к универсальным движениям рук и решению простых двигательных задач. Способность ребенка «вставать» на собственную позицию в отношениях со сверстниками и взрослыми влияет на возникновение у него установки «Я сам».
В период от 3 лет до 6–7 лет у ребенка складываются способности к воображению и использованию различных символов, чему способствует активная игровая деятельность, свойственная детям этого возраста.
Во время обучения в школе ребенок, включившись в образовательный процесс, активно присваивает элементы науки, искусства, что способствует формированию основ научного, логического мышления.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Следующая глава
Источник: https://psy.wikireading.ru/61167
Онтогенез – Что Это в Психологии?
ЧТО ЗА ПОНЯТИЕ В ПСИХОЛОГИИ — ОНТОГЕНЕЗ? ОПИСАНИЕ, ЧТО ЭТО И КАК ЭТО ЯВЛЕНИЕ ВЛИЯЕТ НА ЧЕЛОВЕКА.
Онтогенез в психологии — это изучение психического развития человека от самого оплодотворения яйцеклетки и до последних дней жизни.Биологическое явление объясняет реализацию у ребенка генетических данных от предков на морфологической, физиологической, биохимической стадиях становления.
Онтогенез раскрывает, как формируются основные структуры в детской психике — его сознание и личность.
Онтогенез – Что Это в Психологии? ИЗ СТАТЬИ ВЫ УЗНАЕТЕ: [скрыть]
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Изначально, когда ученые стали рассматривать онтогенез, как научный предмет, он вызвал много споров. Теоретики не могли прийти к единому мнению, каким способом на чистую душу ребенка влияет его окружение.Как личность формируется под влиянием общества, социальных групп и зависит:
- от воспитания;
- образования;
- друзей.
Не остался бесспорным вопрос, что события и жизненные ситуации делают людей:
- злыми или добрыми;
- плохими, хорошими;
- честными, лживыми.
Ученые выдвинули и такое определение в становлении личности, как:
- генетический фактор;
- наследственность.
Психику человека создают гены, переданные от родителей, а в ходе процесса окружающая среда минимально или совсем не влияет. По их утверждениям, человек растет и развивается по законам природы. В эту область не стоит вмешиваться сторонним силам.
Для справки:Только психологи настоящего времени установили, что понятие онтогенеза можно рассматривать комплексно. Спор, относительно первичных составляющих в виде генетики или влияния среды, является бессмысленным.
Сознание человека, его поведенческие факторы создаются:
- внешней средой;
- внутренними характеристиками индивидуума;
- условиями, в которых растет ребенок;
- наследственностью;
- способностью реализовать собственные фантазии под запретами и нормами поведения в обществе.
Простыми словами выводы доказывают сложный процесс становления людей во время их созревания и социализации, на которые одинаково влияют психологические и биологические признаки. Сколько бы ни спорили великие умы науки, человеческая психика остается единственной, неповторимой формой во всем животном мире. Изучение её онтогенеза, ясность в законах, развитие сознательного организма дает понятие в регулировании поведения человека в обществе.
Люди меняются в зависимости от возраста в процессе:
- роста;
- созревания;
- развития;
- старения.
Универсальные возрастные процессы создают фундамент для формирования индивидуальных различий. Вне зависимости от смены поколений происходит одинаковый поворот:
- с младенчества до подросткового возраста на ребенка принудительно влияют взрослые, растят и учат;
- на следующем этапе происходит личностная самореализация, социализация с помощью старших;
- молодость, самый продуктивный период проходит, круг стремительно катится вниз к фазе старения.
Это интересно:Личность каждого человека развивается в том же порядке, что и история человечества. Археологи, палеонтологи, антропологи в течение длительного времени занимались доказательством относительно тесной связи детства, юности, зрелости общества в историческом формате, рамках онтогенеза целых поколений. Социализация тоже проходит по аналогичным стадиям.
Кратко – психологическое становление всего человечества и отдельных индивидуумов совершенствуется по одинаковой схеме. Несмотря на то, что душа человека – потемки, психологи проследили образование, реакцию на события эмоциями.
В каждом возрастном периоде свои отличительные черты:
- до года люди живут по предоставленным природой инстинктам, где пищевой преобладает над остальными;
- в течение 3 лет ребенок определяется, что такое хорошо и плохо, формирует свои привязанности к маме, няне;
- основные эмоции проявляются и создаются до подросткового периода, зависят от физиологического состояния, выражают самостоятельную психическую характеристику;
- после окончательного взросления, у каждого это осуществляется в разное время, происходит формирование высших эмоций, создается способность к управлению, контролю и скрытию их в зависимости от события.
Психика человека такая сложная область, в создании которой, воспитании принимают участие внутренние, внешние факторы и весь спектр чувств. С явлением онтогенеза человек встречается с первых дней своей жизни. Поэтому каждый факт в его судьбе будет служить примером. Если перевести с греческого непонятный термин, он означает зарождение сущего. Что само по себе говорит обо всех преобразованиях живого организма, начиная от оплодотворения и до смерти.Это понятие включает разные типы онтогенеза, но человек, как высшее существо в мировом пространстве, относится к внутриутробному, которым наделены все млекопитающие.
На эмбриональной стадии эмбриогенез имеет разделение, в нем происходят следующие процессы:
- 2 половые клетки сливаются в момент оплодотворения, родительские гены комбинируются и зарождается ребенок;
- в клетках начинаются митотические деления до образования бластомер, они преобразуются в бластулу — пузырчатое образование или зародыш;
- на стадии гаструляции зародышевый пузырь обрастает слоями — мезодермами;
- во время нейруляции некоторые эктодермальные клетки отделяются, образуя своеобразный нервный слой, который смыкается, оставшиеся преобразуются в нервный гребень.
- в период гистогенеза создаются и восстанавливаются ткани – нервные, мышечные.
- при завершении органогенеза происходит развитие остальных органов.
На последней постэмбриональной ступени происходят разные преобразования в организме до самой остановки сердца. Эту стадию отличает продолжительность, превышающая все этапы развития.
Важно!Формирование психического состояния, здоровья ребенка начинается с момента оплодотворения, поэтому будущих мам берегут, врачи не рекомендуют тревожить их сознание негативными событиями.
При внутриутробном онтогенезе плод тесно связан с матерью. Через нее происходит обеспечение жизненных функций, яйцеклетка не в состоянии насыщать питательными материалами. Механизмом, связывающим роженицу с плодом, служит плацента, она формируется в течение 100 суток, активно вещества начинают поступать через 5 месяцев.
Зародышевая оболочка поддерживает жизнь и защищает. Рождением ребенка завершается этот период.Младенец с первых дней нуждается в полноценном уходе, вскармливании грудным молоком. Доказано, что тревога кормилицы передается малышу, он начинает беспокойно вести себя.
Психологическая наука во все времена пытается ответить, что движет людьми, чтобы добиваться высочайшей степени развития, заставляет постоянно совершенствоваться, накапливать знания и по-разному реагировать на одни и те же события. Наблюдая онтогенез ученые обнаружили как в мире все связано.
На личность, становление характера, совершение поступков в обществе и семье влияют методы воспитания, среда обитания, место работы и проживания.Не обязательно быть ученым, чтобы заметить, если женщина во время беременности вела беспокойный образ жизни, таким же родится ребенок.
Родители, наделенные вредными привычками, редко не передают своих пристрастий потомкам. О какой психике можно говорить с алкоголиком и наркоманом, если она изначально разрушена, а генную инженерию даже скептики не могут отменить.Среди теоретиков появились последователи Фрейда.
Основатель психоанализа утверждал, что онтогенез, это в психологии закономерные стремления человека получать одни удовольствия, только запреты его сдерживают не совершать проступки.
А что думает общество нашего государства? Часто ли возникает желание следовать жизненным реалиям, самостоятельно попытаться обуздать собственную психику, опровергнуть фрейдистские теории, относительно безвольного течения по реке судьбы, использовать трудную смену направления? Даже, если воспитание прошло в неблагополучных условиях и часто рядом оказывался контингент из криминальных элементов.
Квартина Дарья · 30 сен, 2019
Источник: https://PsyMod.ru/2796-ontogenez-chto-jeto-v-psihologii.html
Особенности студенческого возраста
Гибадуллина Алина Альбертовна Башкирский государственный университет, г. Уфа. Факультет психологии
E-mail: alinocka-91@mail.ru
Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности студенческого возраста, а также взгляды различных ученых на этот возрастной период.
Ключевые слова: Студенческий возраст, психологическое здоровье, юношеский возраст, интеллектуальная зрелость, самопознание.
Студенческий возраст — это важный этап становления личности. Если рассматривать студенческий возраст, как возрастную категорию, то он представляет собой переходную стадию от «созревания» к «зрелости». Определяется же студенческий возраст, как поздняя юность или ранняя взрослость, и проходит в период от 18 до 25 лет.
Отечественные психологи схожи во мнении, что в период студенческого возраста происходит активное становление личности, внутренней позиции, прогнозирование своего места в мире, а также планирование своего будущего. Так же в процессе познания окружающего мира и самого себя происходит повышение уровня самосознания и самоуважения.
Советский психолог Л.С. Выготский, первым не включил юношеский возраст в периоды детства, чем разграничил детство и взрослость. «Возраст от 18 до 25 лет составляет скорее начальное звено в цепи взрослых возрастов, чем заключительное звено в детском развитии…». Соответственно он первым назвал юность «началом зрелой жизни». [1]
Впервые же о проблеме студенчества, как о особой социально —психологической и возрастной категории заговорил советский психолог, заслуженный научный деятель Борис Герасимович Ананьев.
Он выделял в студенческом (юношеском) возрасте две фазы — одна на границе с детством (17-18 лет), другая — на границе с взрослостью. Первая фаза была названа «ранней юностью» и отличалась неопределенностью молодого человека в обществе.
На этой стадии юноша понимал, что он уже не ребенок, но еще и не взрослый. Вторая фаза, юность, как таковая, является начальным этапом зрелости. Юношеский возраст по Ананьеву, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. [2] Также по Б.Г.
Ананьеву, период онтогенетического развития, характеризуется прогрессом в развитии большинства психических процессов и расположен в отрезке от 24 до 27 лет.
Алексей Николаевич Леонтьев в своих работах при анализе юношеского возраста делает упор на смене ведущего типа деятельности.
В психологических периодизациях Даниила Борисовича Эльконина и Алексея Николаевича Леонтьева ведущей деятельностью в юности признается учебно — профессиональная деятельность.
Мотивы связанные с самоопределением, выбором профессии и подготовкой к самостоятельной жизни — являются на этом этапе главными и самыми сильными.[4]
При рассмотрении работ Сергей Леонидович Рубинштейна мы увидим, что именно юношескому возрасту отводится важная роль «ценностно-смыслового самоопределения», то есть именно в этом возрасте человек определяет свою дальнейшую жизнь, то как он ее представляет.[3]
Лидия Ильинична Божович, при описании юношеского возраста, все внимание сосредотачивает на развитии мотивационной сферы личности, то есть на определение своего места в жизни, на моральное сознание и самосознание.
Рассматривая студенчество, как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организовано объединенных институтом высшего образования» И.А.
Зимняя выделяет такие основные характеристики студенческого возраста, как высокая познавательная мотивация, гармоничное сочетание интеллектуальной и социальной зрелости, а также наивысшей социальной активностью, социализацией человека, развитие высших психических функций.
Что же позволяет нам говорить о психических особенностях развития человека в студенческом возрасте? Прежде всего то, что именно в этот период происходит интенсивное интеллектуальное развитие, формирование навыков к познавательной, научной и интеллектуальной деятельности, миропонимание и мироощущение, а также понимание своей дальнейшей жизни. Данный период является одним из самых главных периодов в жизни человека, так как его дальнейшая жизнь напрямую зависит от того, как пройдет студенческий возраст, какие планы в это время построит молодой человек, как он будет взаимодействовать с окружающим миром.
Список использованной литературы:
- Выготский Л.С. Психология/ С.Л. Выготский — М.:Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.-1008с.
- Ананьев Б. Г. К психофизиологии студенческого возраста / Б. Г. Ананьев // Современные психологические проблемы высшей школы. — Л., 1974 — 280с.
- Абульханова — Славская, К.А. О субъекте психической деятельности / К. А. Абульханова — Славская. — М., 1973 — 288 с.
- Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. — М: Гардинки, 2005 — 349 с.
Источник: http://journalpro.ru/articles/osobennosti-studencheskogo-vozrasta/
Развитие психики в онтогенезе
Онтогенез (от греч. онтоз — сущее, генезис — происхождение) — развитие индивида, формирование основных структур психики индивида в течение его детства.
Согласно теории немецкого естествоиспытателя и философа Э. Геккеля, индивидуальное развитие (онтогенез) есть сокращенное развитие рода человеческого (филогенез), т.е. в процессе развития ребенок повторяет этапы истории человечества.
Развитие психики человека в процессе его жизнедеятельности (в онтогенезе) включает сложное переплетение нескольких линий развития: психосоматическое развитие; развитие нервной системы; половое развитие; возрастные изменения; когнитивное развитие познавательных психических процессов: восприятия, памяти, мышления, речи, интеллекта; эмоционально-волевое развитие; развитие личности; нравственное развитие; развитие деятельности и умений. В научных целях анализируют каждое из направлений развития психики человека, хотя в реальной жизни все эти виды развития тесно переплетены, взаимосвязаны и детерминированы как наследственными факторами, так и воздействиями внешней социальной среды.
Генотип — это врожденные генетически предопределенные особенности организма, но поскольку организм развивается и существует в определенной среде, к которой он приспосабливается, то формируются приобретенные качества, своеобразно развиваются и проявляются генетически предопределенные свойства организма, в результате формируется фенотип. Взаимодействие наследственности, врожденности, условий внутриутробного развития и личного опыта происходит сложным образом, обусловливая индивидуальные различия людей. Наследственность допускает очень широкие границы развития поведения, и внутри этих границ результат развития будет зависеть от внешней среды обитания: тот или иной фактор внешней среды будет по-разному проявляться в зависимости от специфики наследственности, а один и тот же наследственный фактор будет по-разному проявляться в различных условиях внешней среды. Внешняя среда включает в себя совокупность различных стимулов (воздух, пища, семейная обстановка, влияние друзей, условия образования, культурные и национальные нормы поведения и т.п.), на которые реагирует индивид в течение всей жизни и которые влияют на психологическое развитие, особенности личности, физическое здоровье и т.п. Споры о том, какой из факторов — наследственность или среда — имеет решающее значение, не прекратились до сих пор и перенеслись в экспериментальную сферу. Так, английский психолог Г. Айзенк считает, что интеллект на 20% определяется влиянием среды и на 80% — влиянием наследственности. Близнецы одного пола имеют практически одинаковую наследственность, и коэффициент корреляции показателей их интеллекта равен 0,9. Обычные братья и сестры — дети одних родителей, генетически сходны, но не тождественны по своей наследственности, поэтому коэффициент корреляции их интеллекта уже 0,5. Но близнецы одного пола, воспитанные в различных условиях, будут уже различными людьми: один из них, к примеру, стал преступником, а другой — прекрасным юристом. Таким образом, взаимодействия наследственности и среды определяет индивидуальные особенности психики человека.
Основоположник теории конвергенции (сближения) — немецкий психолог В. Штерн считал, что и наследственная одаренность, и окружающая среда определяют законы детского развития, что развитие есть результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями жизни.
Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов при ведущей роли социального фактора.
Психическое развитие ребенка есть процесс развития у него способностей посредством овладения содержанием человеческой культуры. Источниками развития являются:
- — взаимодействие ребенка с действительностью, главным образом социальной, со взрослым (Л.С. Выготский);
- — усвоение ребенком социального опыта, воплощенного в продуктах материального и духовного производства (А. В. Запорожец).
Развитие есть цепь качественных изменений, и психика ребенка принципиально качественно отличается от психики взрослых. Проявляется закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.
Детское развитые подчиняется не биологическим законам, а общественноисторическим законам, развитие ребенка происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. Таким образом, движущая сила развития у человека — это обучение (Л.С. Выготский).
Но обучение не тождественно развитию, оно создает зону ближайшего развития, приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в процессе взаимодействия со взрослыми и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка. По Л .С. Выготскому, зона ближайшего развития — это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем его возможного развития, при содействии взрослых, зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; характеризует умственное развитие на завтрашний день. Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии ребенка.
Никакое воздействие взрослого на процессы психического развития не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. И от того, как эта деятельность будет осуществлена, зависит процесс самого развития.
Процесс развития — это самодвижение ребенка благодаря его деятельности с предметами, а факты наследственности и среды — это лишь условия, которые определяют не суть процесса развития, а лишь различные вариации в пределах нормы.
Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития.
Традиционно принято разделять жизненный цикл развития человека на следующие периоды: 1) пренатальный (внутриутробный); 2) детство; 3) отрочество; 4) зрелость (взрослое состояние); 5) преклонный возраст, старость. В свою очередь каждый период состоит из нескольких стадий, имеющих ряд характерных особенностей.
- Период детства включает четыре стадии:
- 1) стадия новорожденности и младенчество (от рождения до года), на данной стадии ведущей деятельностью является эмоциональное общение младенца с любящими взрослыми, прежде всего с матерью;
- дефицит эмоционального общения приводит к существенному замедлению и психического, и физического развития младенца;
- 2) стадия раннего детства (или «первое детство», от года до трех лет) — период развития функциональной независимости и речи; ведущей деятельностью является предметная деятельность, в ходе которой ребенок познает предметы, осваивает основные бытовые действия с разными предметами, на этой стадии развивается нагляднодейственное мышление, формируется определенная степень автономии, самостоятельности ребенка;
- 3) стадия дошкольного детства (или «второе детство», от трех до шести лет) характеризуется развитием личности ребенка и когнитивных процессов; ведущей деятельностью на данном этапе является игра, в ходе игр ребенок осваивает социальные нормы и варианты поведения в разных ситуациях, развиваются память, внимание, образное мышление, воля, фантазия, умение соблюдать игровые правила и пр.;
- 4) стадия младшего школьного детства (или «третье детство», от 6 до 11—12 лет) соответствует включению ребенка в социальную группу и развитию интеллектуальных умений и знаний, ведущей деятельностью становится учеба.
Отрочество подразделяется на два периода: подростковый (пубертатный) соответствует половому созреванию и продолжается с 11 — 12 до 14—15 лет. В это время под влиянием конституционных сдвигов у подростка формируется новое представление о себе.
Ведущей деятельностью, наиболее влияющей на развитие психики и личности подростка, становится его общение со сверстниками; юношеский (,ювенальный) — с 16 до 20—23 лет — представляет переход к зрелости, с биологической точки зрения юноша уже взрослый, но социальной зрелости еще не достиг: юности свойственно чувство психологической независимости, но человек еще не берет на себя никаких социальных обязательств. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, формирование своего мировоззрения и самосознания, выбор спутника жизни.
При переходе от одной возрастной стадии развития к другой выделяют критические периоды, или кризисы, когда происходит разрушение прежней формы отношений человека с окружающим миром и формирование новой системы взаимоотношений с миром и людьми, что сопровождается значительными психологическими трудностями для самого человека и его социального окружения. Выделяют малые кризисы (кризис одного года, кризис семи лет, кризис 17—18 лет) и большие кризисы (кризис новорожденности, кризис трех лет, подростковый кризис 13—14 лет). При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества, а малые кризисы проходят внешне более спокойно, связаны с нарастанием умений и самостоятельности человека. В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, строптивость, непослушание.
Каждый из возрастных этапов имеет свою специфику по уровню физиологического функционирования, по степени психического развития человека, его психологических качеств и превалирующих желаний, по преобладающим формам поведения и деятельности, по особенностям развития личности.
Наблюдается зависимость специфики психики и психических процессов от пола человека. Женское начало (в рамках человеческой популяции) призвано обеспечивать неизменность потомства от поколения к поколению, т.е. оно ориентировано на сохранение уже имеющихся признаков.
Отсюда большая психическая устойчивость женщин и усредненные параметры их психики. Мужское начало связано с необходимостью адаптации к совершенно новым, неведомым условиям, что и объясняет большую психологическую индивидуализированность мужчин, среди которых чаше встречаются не только сверхталантливые, но и совершенно никчемные.
Признаки вырождения в любой популяции обнаруживаются прежде всего у мужских особей.
Следовательно, можно предполагать: особенности как мужской, так и женской психики определяются эволюционно-генетической целесообразностью (В.А. Геодакян).
Физические различия мужчины и женщины связаны с их жизненными функциями:
- — мужчины, выступая преобразователями внешнего мира, могут как созидать, так и разрушать его, являются новаторами в освоении времени и пространства, новых сфер деятельности — выполнение этой жизненной функции достигается в результате преобладания таких физических качеств, как высокий рост и мощные конечности, широкие плечи, выявленный рельеф мышц, физическая сила, больший вес за счет костной ткани и скелета, грубая кожа, выраженный волосяной покров на теле. Все эти физические качества, присущие большинству представителей мужского пола, необходимы для выполнения физических нагрузок, для борьбы и активного преобразования внешнего мира;
- — женщины, выполняя жизненную функцию сохранения человеческой жизни и человеческого рода, стремятся все стабилизировать, сохраняя мир, покой, благополучие, достигнутые успехи в семье и обществе, — выполнение этой жизненной функции продолжения и сохранения человеческого рода обеспечивается за счет специфических физических качеств: широкий таз, более развитое туловище по сравнению с конечностями, грудной тип дыхания, развитые грудные железы напрямую влияют на деторождение и кормление младенца, а выраженная жировая ткань (на боках, бедрах, ягодицах) является своеобразным «хранилищем оперативной энергии». Эстетичность и округлость женского тела, красивые волосы, гладкая нежная кожа обеспечивают привлекательность женщины, что немаловажно в интимных отношениях и в конечном счете в продолжении человеческого рода.
Обменные метаболические процессы различаются у мужчин и женщин: у женщин они характеризуются преобладанием анаболических процессов, включающих ориентацию на питание, интеграцию, сохранение энергии, что обеспечивает повышенную выживаемость женского организма; у мужчин же преобладают катаболические процессы, связанные с расходом энергии, с размножением, с дезинтеграцией. Психологические исследования показали, что девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях; мальчики отличаются большей агрессивностью, а также математическими и визуальнопространственными способностями.
- 1. В чем суть объекта и предмета психологии?
- 2. Какие отрасли психологии существуют?
- 3. Какие методы являются основными в современной психологии?
- 4. Что такое психика? Каковы ее функции?
- 5. Какие функции выполняют правое и левое полушария мозга?
- 6. Какие этапы развития психики в филогенезе?
- 7. Чем отличается психика человека от психики животных? В чем состоят особенности человеческого поведения?
- 8. Какова структура человеческой деятельности?
- 9. Какова структура сознания человека?
- 10. Как взаимосвязаны сознание и бессознательное?
- 11. Как происходит развитие психики в онтогенезе?
Источник: https://bstudy.net/744527/psihologiya/razvitie_psihiki_ontogeneze