Она зародилась в развитых полисах Пелопоннеса в середине VII в. до н. э. и совершенствовалась в VI в.
Ордерная система предполагала строгую соразмерность частей здания, широкое использование колонн, четкое разделение несущих и несомых частей, украшение храма скульптурой и живописью, органическое включение здания в окружающий ландшафт.
Самым ранним греческим ордером был дорический, отличающийся некоторой приземистостью или массивными тяжеловесными формами. В VI в. до н. э. появляется ионический ордер, ему присущи более стройные и легкие формы.
Греческие архитекторы использовали скульптуру для украшения храмовых зданий. Согласно греческим религиозным представлениям, храм рассматривался как жилище бога, и это предполагало наличие культовой статуи в каждом храме.
Кроме того, греческие зодчие обычно украшали рельефами и скульптурой разные части храма и его крышу. Скульптура, таким образом, на первых порах носила преимущественно сакральный характер.
Скульпторы создавали также статуи многочисленных героев, которые часто были покровителями отдельных родов и аристократических семей. С конца VII в. до н. э. распространяется обычай ставить статуи победителям Олимпийских игр.
По мере утверждения полисного мировоззрения, роста значения личности гражданина постепенно вырабатывается господствующий образ — обнаженного, физически здорового, жизнерадостного человека (радостное настроение скульпторы изображали с помощью улыбки), который мог относиться к божеству, герою или атлету-воину. Такие статуи называли куросами (или аполлонами).
Другим художественным образом была задрапированная женская фигура — богини или хранительницы домашнего очага, матери семейства.
В архаической греческой скульптуре много схематизма и условности, но она определила общий путь развития греческой скульптуры, внеся свой вклад реалистической обобщенной разработкой образа прекрасного, гармонически развитого гражданина, защитника родного полиса и свободного человека.
Пропорциональное соотношение греческих ордеров (а — дорический; б — ионического; в — коринфского):
1 — карниз; 2 — фриз; 3 — архитравж; 4 — капитель; 5 — свод колонны; 6 — база
Показателем зрелости раннегреческой культуры является зарождение философских концепций. Философия как отрасль научного знания и как мировоззренческая дисциплина предполагает довольно высокий уровень социально-экономического и культурного развития.
Раннюю греческую философию называют натурфилософией потому, что философские и собственно научные знания составляли еще единое целое. Греческие философы этого времени больше занимались объяснением природы (например, математическими расчетами и астрономическими наблюдениями), чем другими философскими темами.
Наиболее влиятельные философские школы возникали на периферии греческого мира, в Ионии и Великой Греции, где общее историческое развитие шло быстрее, чем в Балканской Греции. Ионийские философы Фалес, Анаксимандр и Анаксимен пытаются дать материалистическое истолкование происхождения мира.
Они ищут материальную первооснову, первичное вещество, из которого состоят все видимые вещи. Фалес считал таким первовеществом воду, Анаксимен — воздух. Интересна гипотеза Анаксимандра, который полагал, что первоматерией являются бесконечно малые частицы, которые он назвал апейрон.
Философ Гераклит из Эфеса считал первоматерией огонь. По мнению ионийских мыслителей, вода, воздух, апейрон или огонь, сгущаясь или разрежаясь, образуют все видимое разнообразие мира. Большим достижением греческой философии этого времени является учение об элементах диалектики, которое развивал Гераклит.
Ему принадлежит важное философское положение: «Все течет», т. е. все изменяется, нет застывших положений, существует лишь непрерывное развитие. Каждая вещь, каждое явление — лишь момент всеобщего развития.
Иную философскую систему развивал Пифагор с острова Самое, который эмигрировал в г. Кротон (Южная Италия). Пифагор занимался математическими вычислениями, ему принадлежит доказательство знаменитой теоремы, получившей его имя. Суть его философских воззрений сводилась к тому, что не вещество, а числа, т. е.
абстрактное, не связанное с материей количественное отношение, определяют порядок и основу всего мира.
Если с философской точки зрения отрыв числовых отношений от материи делал его концепцию идеалистической, то с прикладной точки зрения общее учение Пифагора было плодотворным для развития математических исследований, в которые он и его последователи внесли большой вклад.
Концепции раннегреческих философов представляли собой попытку рационалистического объяснения мира, они отражали и вместе с тем обосновывали рационализм мышления древних греков, освобождали его от пут религиозного мистицизма, утверждали уверенный оптимистический взгляд на мир, на силы и способности человеческой личности.
В целом раннегреческая культура стала закономерным завершением формирующейся структуры полисного строя как специфической формы древнегреческой цивилизации.
Таковы были некоторые общие черты становления городов-государств, которые к концу VI в. до н. э. существовали как новая историческая реальность.
Однако появление отдельных полисов, возникающих в разных областях Греции, имело целый ряд индивидуальных особенностей, отражавших историю конкретного региона со всем своеобразием его природного окружения, племенного состава, общественных взаимоотношений и исторических традиций.
Ранее всего полисный строй появился в южной части Греции на полуострове Пелопоннес, где возникают многие сильные города-государства со своеобразными экономикой, социальными отношениями и политическим устройством. Несколько позже полисная структура складывается в Аттике.
Глава VII. Пелопоннес в VIII–VI вв. до н. э
1. Общие условия развития
После падения микенской цивилизации в XII-Х вв. до н. э. на Пелопоннесс, как и повсюду в Греции, происходили непрерывные передвижения племен, как пришлых, так и местных. За три столетия на территории полуострова сменилась значительная часть населения.
Ахейцы и ионийцы, населявшие Пелопоннес во II тысячелетии до н. э., частью покинули свои земли и бежали на восток — в Малую Азию и на Кипр, частью были оттеснены во внутренние гористые районы полуострова — в так называемую Аркадию.
Однако многие из них остались на своих местах и либо смешались с пришельцами, либо были ими покорены и принуждены к уплате дани.
Наиболее плодородные области на севере и на юге Пелопоннеса: Арголида, район Истма или Коринфскою перешейка, Лакония и Мессения — были заселены воинственными племенами дорийцев, пришедшими сюда, по всей видимости, из северо-западной Греции (район Эпира).
Первые дорийские поселения на территории Арголиды и Лаконии можно датировать приблизительно XI-Х вв. до н. э.
Примерно в это же время северо-западные области Пелопоннеса: Ахайя на южном побережье Коринфского залива и Элида — были заняты другими пришельцами, принадлежавшими, так же, как и дорийцы, к северо-западной ветви греческой народности.
Следствием всех этих передвижений была крайняя пестрота этнического состава населения Пелопоннеса. Нередко в одних и тех же районах и округах бок о бок селились представители различных этнических групп, говорившие на различных диалектах греческого языка.
Во многих местах существовавшая с самого начала этническая рознь между завоевателями и покоренными ими остатками коренного населения со временем переросла в острую классовую вражду. Побежденные ахейцы были низведены победителями дорийцами до положения прикрепленных к земле работников.
Наиболее известны в этом отношении спартанские илоты, сходные с ними категории зависимого населения существовали и в некоторых других дорийских государствах Пелопоннеса, например в Аргосе, Сикионе, Эпидавре, а также и за его пределами, прежде всего на острове Крит, где дорийцы также занимали господствующее положение среди порабощенных ими местных жителей.
Источник: https://litlife.club/books/255224/read?page=36
История Древней Греции
В целом раннегреческая культура стала закономерным завершением формирующейся структуры полисного строя как специфической формы древнегреческой цивилизации.
Таковы были некоторые общие черты становления городов-государств, которые к концу VI в. до н. э. существовали как новая историческая реальность.
Однако появление отдельных полисов, возникающих в разных областях Греции, имело целый ряд индивидуальных особенностей, отражавших историю конкретного региона со всем своеобразием его природного окружения, племенного состава, общественных взаимоотношений и исторических традиций.
Ранее всего полисный строй появился в южной части Греции на полуострове Пелопоннес, где возникают многие сильные города-государства со своеобразными экономикой, социальными отношениями и политическим устройством. Несколько позже полисная структура складывается в Аттике.
Глава VII. Пелопоннес в VIII–VI вв. до н. э
1. Общие условия развития
После падения микенской цивилизации в XII-Х вв. до н. э. на Пелопоннесс, как и повсюду в Греции, происходили непрерывные передвижения племен, как пришлых, так и местных. За три столетия на территории полуострова сменилась значительная часть населения.
Ахейцы и ионийцы, населявшие Пелопоннес во II тысячелетии до н. э., частью покинули свои земли и бежали на восток — в Малую Азию и на Кипр, частью были оттеснены во внутренние гористые районы полуострова — в так называемую Аркадию.
Однако многие из них остались на своих местах и либо смешались с пришельцами, либо были ими покорены и принуждены к уплате дани.
Наиболее плодородные области на севере и на юге Пелопоннеса: Арголида, район Истма или Коринфскою перешейка, Лакония и Мессения — были заселены воинственными племенами дорийцев, пришедшими сюда, по всей видимости, из северо-западной Греции (район Эпира).
Первые дорийские поселения на территории Арголиды и Лаконии можно датировать приблизительно XI-Х вв. до н. э.
Примерно в это же время северо-западные области Пелопоннеса: Ахайя на южном побережье Коринфского залива и Элида — были заняты другими пришельцами, принадлежавшими, так же, как и дорийцы, к северо-западной ветви греческой народности.
Следствием всех этих передвижений была крайняя пестрота этнического состава населения Пелопоннеса. Нередко в одних и тех же районах и округах бок о бок селились представители различных этнических групп, говорившие на различных диалектах греческого языка.
Во многих местах существовавшая с самого начала этническая рознь между завоевателями и покоренными ими остатками коренного населения со временем переросла в острую классовую вражду. Побежденные ахейцы были низведены победителями дорийцами до положения прикрепленных к земле работников.
Наиболее известны в этом отношении спартанские илоты, сходные с ними категории зависимого населения существовали и в некоторых других дорийских государствах Пелопоннеса, например в Аргосе, Сикионе, Эпидавре, а также и за его пределами, прежде всего на острове Крит, где дорийцы также занимали господствующее положение среди порабощенных ими местных жителей.
В течение всего архаического периода, т. е. в VIII–VI вв. до н. э., социально-экономическое и культурное развитие основных районов Пелопоннеса шло крайне неравномерно.
Во многом это объясняется различиями в их географическом положении и природных условиях. Так, в гористой, отрезанной от моря Аркадии основой экономики еще и в V–IV вв. до н. э. оставалось примитивное сельское хозяйство, но преимуществу скотоводческое.
Вплоть до первой половины IV в. до н. э. здесь не было ни одного настоящего города.
Заметно отставали в своем развитии также южные и западные области Пелопоинеса: Лакопия, Мессения, Элида и Ахайя, что можно объяснить их удаленностью от Эгейскою моря, ставшего в эпоху Великой колонизации главным средоточием экономической жизни всей Греции.
Здесь с большим опозданием начали развиваться ремесла и торговля и так же, как и в Аркадии, очень долго не могли сложиться сколько-нибудь значительные городские центры.
Основная часть населения этих областей еще и в классический период продолжала жить, как говорит Фукидид, «по древнему эллинскому обычаю» — деревнями.
Лишь в северо-восточной части Пелопоннеса (Арголида и район Истма), более тесно связанной с прибрежной и островной зонами Эгейского бассейна, а через их посредство также и со странами Переднего Востока, сложились условия для быстрого развития товарно-денежных отношений и появились первые в Южной Греции очаги городской культуры.
2. Северный Пелопоннес в VIII–VI вв. до н. э
Сильнейшим из дорийских полисов Северного Пелопоннеса был Аргос, возникший, по-видимому, еще в XI в. до н. э. на месте более древнего поселения микенской эпохи. Под его контролем уже к началу архаического периода находилась наиболее плодородная часть Арголиды — долина реки Инах неподалеку от ее впадения в море. В VIII–VII вв. до н. э.
Аргос добился большого могущества. Особого процветания Аргос достиг при правителе Фидоне (первая половина VII в. до н. э.). Считая себя прямым наследником не только дорийских завоевателей Пелопоннеса, но и более древних ахейских царей, он попытался воссоздать «великую державу Агамемнона» такой, какой она изображена в гомеровской «Илиаде».
Первоначально удача сопутствовала Фидону. Он сумел объединить под своей властью большую часть городов Арголиды, включая такие древние центры микенской цивилизации, как Микены и Тиринф. Ему подчинились даже некоторые островные государства, например Эгина.
На юге Фидон успешно противодействовал попыткам Спарты отторгнуть от Арголиды плодородную область Фиреатида на побережье Арголидского залива. В сражении при Гисиях около 669 г. до н. э. вторгшаяся в Фиреатиду спартанская армия была наголову разбита войсками Фидона.
Современные историки объясняют эту победу тем, что аргосцы первыми на Пелопоннесе применили сомкнутый строй тяжеловооруженных воинов-гоплитов, или так называемую фалангу. Эта догадка отчасти подтверждается находкой очень раннего (конца VIII в.) комплекта гоплитского вооружения (бронзового панциря и шлема) в одной из могил неподалеку от Аргоса.
Используя свою победу над спартанцами, Фидон отвоевал у них все восточное побережье Лаконии вплоть до мыса Малея и на некоторое время утвердился даже на острове Кифера, совершенно отрезав Спарту от Эгейского моря.
Не менее успешной была внешняя политика Фидона Аргосского и на западе Пелопоннеса.
Здесь ему удалось поставить под свой контроль знаменитое святилище Зевса в Олимпии, при котором каждые четыре года устраивались атлетические состязания, привлекающие участников и зрителей со всех концов греческого мира, не исключая и самых отдаленных колоний.
Фидон ввел свои войска в священный для каждого грека округ Олимпии и сам руководил играми, ссылаясь на свое родство с Гераклом, их первым учредителем. Этот рискованный шаг должен был поднять престиж аргосского правителя среди других греческих государств.
Овладев значительной частью Пелопоннеса, Фидон ввел на всей подвластной ему территории единообразную систему мер и весов, за основу которой были взяты наиболее употребительные в торговле того времени вавилонские стандарты. Эталоном основной меры веса стал так называемый обол (букв.
«спица» или «вертел») — железный стержень, который использовался также и как меновая единица в торговых операциях. Несколько таких железных связок Фидон посвятил в храм Геры в окрестностях Аргоса.
В дальнейшем эти так называемые «фидоновы меры» получили широкое распространение и в других греческих государствах.
В своей внутренней политике Фидон, по-видимому, стремился к монархической власти, и это неизбежно должно было привести его к конфликту с аргосской знатью.
Поэтому некоторые греческие историки (Геродот, Аристотель) называют его «тираном», хотя в отличие от других тиранов архаической эпохи он не был узурпатором и пользовался царской властью на законном основании как один из потомков Темена — основателя дорийского Аргоса.
В конце концов военное счастье, столь долго сопутствовавшее Фидону, изменило ему. Около 657 г. до н. э. он погиб при попытке вмешательства во внутренние дела Коринфа, которым он давно уже хотел завладеть. После смерти Фидона созданная им держава довольно быстро распалась. Со второй половины VII в. до н. э.
сильнейшим государством Пелопоннеса становится Спарта, особенно усилившаяся после завоевания Мессении. По мере роста спартанского могущества сфера влияния Аргоса в Южной Греции все более и более сужалась. К концу VI в. до н. э. она уже не выходила за пределы собственно Арголиды.
В самом Аргосе потомки Фидона были отстранены от власти еще в конце VII в. до н. э. После этого царей здесь стали выбирать на народном собрании как обычных магистратов с крайне ограниченными полномочиями.
Реальная власть сосредоточилась теперь в руках коллегии так называемых демиургов, избиравшихся из представителей аристократических родов (впервые эта должность упоминается в надписи середины VI в. до н. э.).
Источник: https://nemaloknig.com/read-34846/?page=35
Экономическое развитие в XI-VI вв. до н. э
Этот промежуток времени охватывает два этапа истории Древней Греции: так называемые темные века (XI—IX вв. до н. э.) и архаический период (VIII—VI вв. до н. э.). Темные века часто называют гомеровским периодом, так как наряду с археологическими данными основным источником для изучения этого времени являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые Гомеру.
Обычно XI—IX вв. до н. э. считают промежуточным этапом, на котором, с одной стороны, по сравнению с ахейской Грецией уровень развития снижается, но, с другой стороны, с началом производства железных орудий труда создаются предпосылки для дальнейшего расцвета греческих государств.
Архаический период характеризуется двумя основными процессами, оказавшими определяющее влияние на развитие греческой цивилизации: 1) это Великая колонизация — освоение греками побережий Средиземного, Черного, Азовского морей, 2) оформление полиса* как особого типа общины.
* Полис (гр. город, государство) — особый тип государства, возникший как коллектив граждан-землевладельцев, представляет собой город с прилегающей к нему сельской территорией.
Отраслевая структура экономики
В XI—IX вв. до н.э. в греческой экономике господствовал натуральный тип хозяйства, ремесло не было отделено от земледелия. Как и раньше, основными земледельческими культурами были зерновые (ячмень, пшеница), виноград, оливки.
По-прежнему создавались оросительные системы, применялось унавоживание почвы. Произошло некоторое усовершенствование орудий труда, в частности, появился плуг с металлическим (особенно железным) сошником.
Животноводство также играло важную роль в сельском хозяйстве, скот считался одним из основных видов богатства. В ремесле XI—IX вв. до н. э.
существовала некоторая дифференциация, особенно были развиты ткачество, металлургия, керамика, однако производство, как и в сельском хозяйстве, было ориентировано только на удовлетворение насущных потребностей людей. В связи с этим торговля развивалась очень медленно и имела в основном меновой характер.
В VIII—VI вв. до н. э. экономическая ситуация в Древней Греции значительно изменилась. В этот период ремесло отделилось от сельского хозяйства, остающегося ведущей отраслью экономики.
Слабое развитие сельскохозяйственного производства на предыдущем этапе, неспособность обеспечить питанием растущее население полисов стали одной из главных причин греческой колонизации.
Важнейшей функцией колоний, расположенных в бассейне Черного моря, стало снабжение метрополий* хлебом.
Во многих греческих полисах отказываются от выращивания зерновых, и основное внимание уделяют культурам, возделывание которых более, соответствует природным условиям Греции: винограду, оливам, всевозможным огородным и садовым культурам; в результате сельское хозяйство начинает все больше ориентироваться на рынок. Этому также способствует более широкое распространение железных орудий труда.
* Метрополия (гр. мать городов) — главный город по отношению к созданным им колониям.
Ремесленное производство тоже приобретает товарный характер, причем, как и в сельском хозяйстве, не последнюю роль в этом сыграла греческая колонизация, способствовавшая расширению сырьевой базы и развитию торговли. Многие греческие полисы становятся крупными ремесленными центрами, в них появляются целые кварталы ремесленников.
В Халкиде, Милете, Коринфе, Аргосе, Афинах была особенно развита металлургия, совершенствованию которой в архаическую эпоху способствовало открытие техники пайки железа и бронзового литья. Важными центрами керамического производства были Коринф и Афины, здесь с рубежа VII—VI вв. до н. э. начинает производиться серийная продукция.
Изготовлением текстиля славились малоазийские греческие полисы, а также Мегара.
Греческая торговля в эпоху Великой колонизации развивается очень активно. Налаживаются постоянные связи между метрополиями, вывозящими в основном ремесленную продукцию, и колониями, поставляющими различные виды сырья (особенно металл, лес) и сельскохозяйственную продукцию (особенно зерно).
Кроме того, колонии становятся посредниками между Грецией и отдаленной варварской периферией. В наиболее развитых греческих полисах морская торговля становится одной из важнейших отраслей экономики. С конца VI в. до н. э.
значительную роль начинают играть навклеры — владельцы и капитаны торговых судов.
Земельная собственность. Организация производства
В период темных веков земля являлась собственностью территориальной общины, основной производственной единицей был ойкос (от гр. дом) — хозяйство патриархальной семьи.
За каждой семьей, входящей в общину, был закреплен участок земли, передаваемый по наследству; однако возможно, что время от времени проводились переделы земли. Рабство в XI—IX вв. до н. э.
по-прежнему имело патриархальный характер, основным производителем продукции был свободный земледелец.
Архаический период внес большие изменения в отношения собственности. Ведущей формой собственности на землю становится полисная (или античная) — правом владения землей на территории полиса обладали только граждане; лично свободные люди, не являвшиеся гражданами (метеки), этим правом не обладали. Граждане могли продавать, закладывать землю, сдавать ее в аренду.
В VIII—VI вв. до н. э. происходит и важное изменение в организации производства — начинает формироваться рабство классического типа.
Этот процесс был связан с развитием товарного производства и значительным увеличением количества рабов — чужеземцев, поступающих из колоний.
Дешевый рабский труд позволял получить больший доход и более активно использовался в основных отраслях производства.
Денежные отношения
На рубеже II—I тыс. до н. э. в связи с преобладанием натурального хозяйства и слабым развитием торговли денег как таковых не было, их роль выполнял в основном крупный рогатый скот.
В эпоху Великой колонизации в качестве денег все чаще используются металлические слитки, бруски и, наконец, примерно на рубеже VII—VI вв. до н. э. начинается чеканка монеты. К VI в. до н. э. в Греции существовали две основные монетные системы — эгинская и эвбейская*.
Основой каждой системы являлся талант — весовая единица, которая на Эвбее составляла 26,2 кг, а на Эгине — 37 кг. Из одного таланта чеканилось 6 тыс. драхм — серебряных монет.
Эгинский стандарт был распространен на большей части территории Греции и островов Эгейского моря, эвбейский — на острове Эвбея, во многих западных греческих колониях, а также в двух крупнейших полисах — Коринфе и Афинах.
* От названий островов Эгина и Эвбея — важных торговых центров Эгейского моря.
Коринфский статер (ок. 320 до н. э.)
Тетрадрахма из Тарса (323 до н. э.)
В архаический период наряду с денежным обращением развивалось ростовщичество, а несостоятельных должников, как правило, обращали в рабов и даже могли продать за границу.
Роль государства в экономической жизни
Основной отличительной особенностью греческого полиса являлось участие всех членов гражданской общины в управлении государством, и эта черта во многом определяла внутреннюю политику полисов.
В частности, во многих греческих городах-государствах существовали законы, ограничивавшие приобретение и продажу земли и направленные на охрану земельной собственности отдельных граждан.
Однако, несмотря на это, в большинстве районов Греции развитие товарного производства и нехватка земли приводили к росту крупного землевладения, усилению социальной дифференциации и обострению конфликта между аристократией и демосом (народом).
Во многих полисах архаической эпохи социально-политические конфликты нередко оканчивались установлением тирании — режима личной власти. В большинстве случаев тираны стремились заручиться поддержкой демоса, заботились об улучшении его положения, содействовали развитию ремесел и торговли, благоустройству городов. Однако тираны постоянно нуждались в деньгах и различными способами выкачивали их из населения; в конце концов, в большинстве полисов тирания была свергнута.
Важную роль в дальнейшем социально-политическом и экономическом развитии Греции сыграли реформы, проведенные в эпоху архаики. Наиболее известны и интересны реформы в Афинах и Спарте, ярче всего представлявших два основных типа полиса — торгово-ремесленный и аграрный.
Один из крупнейших афинских реформаторов — Солон — политический деятель и поэт, считающийся одним из семи греческих мудрецов. В 594 г. до н. э. Солон был наделен чрезвычайными полномочиями и начал преобразования, направленные на восстановление единства гражданского коллектива. Прежде всего, он провел сейсахтейю (гр.
стряхивание бремени): все долги, сделанные под залог земли, и накопившиеся по ним проценты были объявлены недействительными. Рабство за долги было отменено, афиняне-должники, проданные за границу, были выкуплены за счет государства.
Сейсахтейя, а также законы о запрещении приобретения земли свыше определенной нормы предотвратили разорение крестьян и способствовали развитию в Аттике в основном среднего и мелкого землевладения.
Для облегчения торговли Афин с Малой Азией и западной частью Средиземного моря была проведена унификация мер и весов, и господствовавшая ранее эгинская монетная система была заменена более легкой эвбейской.
Были также приняты меры, направленные на усиление товарности сельского хозяйства: поощрялось развитие садово-огородных культур, разрешался вывоз за границу оливкового масла. Большое внимание уделялось также ремеслу: в частности, было установлено, что если отец не обучил сына какому-либо ремеслу, он не мог в старости претендовать на сыновнюю поддержку. Кроме того, был запрещен вывоз сырья; в Афины привлекались иностранные мастера-ремесленники, многим метекам, занимавшимся ремеслом, было предоставлено афинское гражданство.
Важными преобразованиями Солона, свидетельствующими о достижении высокого уровня товарно-денежных отношений в Афинах VII—VI вв. до н. э., были введение свободы завещаний и замена родовых привилегий имущественными: в зависимости от земельного дохода все граждане были разделены на четыре категории.
В Спарте легендарным законодателем, заложившим основы государственного устройства, считался Ликург.
Земля в Спарте фактически являлась государственной собственностью, наделы отдельных семей были неотчуждаемы, их количество менялось лишь с присоединением новых территорий, в частности, с завоеванием Мессении — богатой области на юго-западе полуострова Пелопоннес — на рубеже VII—VI вв. до н. э.
был осуществлен передел земли: приблизительно по числу граждан было выделено девять тысяч наделов. Землю обрабатывали прикрепленные к ней илоты — население покоренных спартанцами Лаконии* и Мессении, превращенное в государственных рабов. Илоты ежегодно выплачивали владельцу надела фиксированный натуральный оброк.
* Область в юго-восточной части Пелопоннеса, центр — Спарта.
Граждане Спарты считались во всем равными друг другу — и в быту, и в политической, и в экономической сфере. Ликургу приписывают установление запрета на пользование золотой и серебряной монетой, разрешены были только чрезвычайно неудобные и громоздкие железные монеты.
Основным занятием спартанцев было военное дело, ремесло и торговля считались позорными для гражданина. Эти виды деятельности были предоставлены периэкам — лишенным политических прав, но лично свободным жителям Лаконии. Спартанский строй практически не менялся на протяжении нескольких столетий (вплоть до IV в. до н. э.
) и обусловил экономическое и культурное отставание этого полиса от других.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 1960;
Источник: https://poznayka.org/s4901t1.html