Во второй половине II тысячелетия до н.э. обширные пространства Иранского нагорья в Передней Азии заселили предки персов (фарсов), родственные заселившим примерно в то же время север Индии индоариям. Языки персов, живших по соседству с ними мидян и индоариев имели общее происхождение с языками находившихся тогда в состоянии варварства племенами Европы. Вместе с европейскими языками языки иранских и североиндийских народов составляют индоевропейскую языковую семью.
До VII в. до н.э. земли персов и мидян были частью могущественной и агрессивной ассирийской державы. В начале VIIв. до н.э. мидяне, создавшие собственное сильное государство, разгромили, объединив силы с Вавилоном, Ассирию и сами стали доминировать на переднеазиатской территории.
От них в зависимости теперь оказались и жившие родоплеменным строем персы. К началу VI в. до н.э. у персов стала складываться собственная, пока еще примитивная, государственность. Персы жили в суровых условиях полупустынных нагорий, занимаясь в основном скотоводством.
Суровые природные условия не позволяли происходить сильному имущественному расслоению в народе, и все должны были упорно трудиться, чтобы обеспечить свои семьи простым жилищем и пропитанием. А также уметь защитить плоды своего тяжелого труда. Иранцы очень ценили личную свободу, упорство и храбрость.
Первые иранские цари, происходившие из рода Ахеменидов, были по положению скорее просто верховными вождями над всеми персидскими племенами. Племенные вожди по-прежнему больше значили в жизни народа, чем царь. Хотя власть того передавалась по наследству, для коронации его требовалось согласие воинов, которых возглавляла племенная знать.
Знатные люди считали царя равным себе: бывало, что требовали его женитьбы на своих дочерях или считали, что вправе посещать царские покои в любое время.
В 558 г. до н.э. молодой ахеменидский царь Кир II объявил себя правителем всех иранцев. Он по материнской линии был внуком Астиага – царя Мидии, и решил воспользоваться этим для укрепления влияния своего народа.
В Мидийском царстве, уже погрузившемся во внутренние противоречия и придворную борьбу, шло противостояние между царем и знатью, которая хотела заправлять всем в государстве.
Решив, что Кир – молодой чужеземец, будет во всем послушным воле мидийских сановников, знатные мидяне вынудили своего царя объявить его наследником мидийского престола. В 550 г. до н.э., когда Астиаг умер, Кир стал правителем Мидии, одновременно оставаясь царем Персии.
Так возникло объединенное персо-мидийское царство с двумя столицами: Экбатанах в Мидии и Пасаргадах в Иране. Стремясь к дальнейшему усилению своего государства и прочной политической консолидации своих подданных, Кир начал активные завоевательные походы.
В первую очередь иранские войска разгромили сильное государство Лидию, находившееся в Малой Азии, правители которого были недовольны появлением у своих границ мощной молодой державы, а потому оно представляло серьезную опасность для государства Ахеменидов.
Расширив границы своего государства на запад до Черного, Эгейского и Средиземного морей, Кир повел войска в лежащую на востоке Среднюю Азию, население которой тогда было родственно персам (потомками древнего населения Средней Азии сегодня являются таджики, язык которых почти не отличается от персидского).
Этническое родство сыграло свою роль: племена Средней Азии быстро признали над собой власть Кира.
Теперь, когда границы его державы простирались от реки Сырдарьи до Средиземноморья, Кир обратил свой взгляд на центр древнейшей цивилизации – Вавилон с его обширными площадями орошаемых земель, сокровищницами и богатыми садами. В 539 г. до н.э. иранская армия вошла в Месопотамию.
После двухмесячной осады древний город сдался персам. Этому историческому факту посвящен библейский рассказ о пире вавилонского царя Валтасара. Затем приняли подданство Кира многие города на побережье Средиземного моря: ими управляла купеческая знать, которая видела в воинственных персах надежного покровителя своей торговли.
Кир как правитель отличался справедливостью. Он милостиво обходился с населением завоеванных стран и городов, уважал их обычаи и не облагал тяжелыми податями. Был он скромен и в быту.
По мнению некоторых мусульманских богословов, Кир как мудрый и справедливый правитель упоминается в Коране под именем Зуль-Карнайн (по-арабски буквально: «двурогий», что, учитывая, что рог на Востоке был в то время символом власти, может свидетельствовать о двух государствах – Мидии и Персиде – которыми он правил).
Меньше чем за двадцать лет Кир IIсоздал огромную державу, владения которой простирались по Малой Азии, Закавказью, Сирии, Палестине, Междуречью, Иранскому нагорью и Средней Азии. Территория Иранского царства была разделена на провинции, называемые в древнегреческих источниках сатрапиями, которыми управляли наместники царя – сатрапы.
Вольнолюбивый менталитет иранцев стойко держался на протяжении всего существования древнеперсидского государства: персы представляли собой что-то вроде нобилитета среди остального населения державы. Они не занимались строительством царских дворцов, денежные налоги им тоже не надо было платить.
Вместо этого персидские скотоводческие и земледельческие общины время от времени посылали царю продукты питания, но это был по сути лишь традиционный символический жест: царь, в казну которого текли подати с населения всех покоренных народов, и так мог не голодать. То есть, отношения между царем и неперсидским населением государства были в полном смысле слова как между монархом и подданными, а между царем и его соплеменниками персами – по-прежнему как между свободными воинами и их вождем. Кира подданные-персы называли не самодержцем или государем, а отцом, т.е., в их сознании он оставался просто племенным предводителем. Персы являлись главной военной силой державы Ахеменидов, но экономика ее базировалась на труде покоренных ею других народов. Однако Кир в памяти всех народов, бывших подданными Иранского царства: как персов, так и не персов, остался мудрым, справедливым и заботливым правителем.
В 530 г. до н.э. Кир погиб в схватке с кочевниками массагетами на правом берегу реки Амударьи в Средней Азии. Будучи неприхотливым в быту при жизни, он и похоронен был в достаточно скромной для его титула гробнице. Сын Кира Камбиз продолжил расширение пределов державы и завоевал Египет, где казнил фараона.
После смерти Камбиза в стране начались внутренние смуты: персидская и мидийская знать пыталась взять все правление в свои руки, сделав царей лишь номинальной фигурой. Знатные мидяне, кроме того, пытались отделить Мидию от царства, что вызвало противодействие персов. Персы, опасаясь, что будут низведены до положения остальных подданных, начинали притеснять другие народы державы.
При поддержке мидийской знати и части войска царем стал некий Бардия, объявивший себя братом Камбиза. Но осенью 522 г. знатные персы, во главе которых стоял другой представитель рода Ахеменидов Дарий, убили Бардию и провозгласили Дария царем. После этого в разных частях державы вспыхнули восстания, однако Дарий I проявил упорство и выдержку, и в течение года восстания были подавлены.
Политика нового персидского царя Дария была направлена на то, чтобы превратить Иранское царство в совершенное, внутренне стабильное государство с сильной централизованной (царской) властью. Мидия из конфедеративного царства была превращена в обыкновенную провинцию, ее знать больше не могла иметь прав на престол. Царь отдалил от себя представителей сильных аристократических родов, издавна оказывавших прямое влияние на политику в государстве, и стал назначать знатных иранцев на государственные должности в сатрапиях, надеясь оторвать их от пытавшихся диктовать свои интересы их родов. Власть в сатрапиях стала разделяться на военную и гражданскую: сатрап руководил только чиновниками, не ответственными за военные вопросы, а находящимися в сатрапии войсками управлял независимый от сатрапа военный командир. Поэтому сатрапы, не имеющие в распоряжении войск, не могли выступить против центральной власти, а военные, не имеющие власти над местным населением, не могли добиться его поддержки, если бы вздумали поднять мятеж. Закон обязывал сатрапов и военачальников следить друг за другом и в случае нарушений доносить царю. Новая система разрушала родоплеменные отношения в государственном управлении, усиливала личную власть царя.
Каждый год с неперсидского населения державы взимался налог деньгами, и Иранское царство быстро превратилось в одно из богатейших государств древнего мира. В то же время, размер взимаемых налогов был строго ограничен, чтобы налогообложение не довело земледельцев и скотоводов до разорения.
Каждый подданный мог жаловаться царю на незаконные действия чиновника или наместника. Власть Дария признали даже известные своим свободолюбием греки, жившие в торговых городах на побережье Малой Азии. В государстве прокладывались удобные дороги, которые охранялись специально учрежденной стражей, было налажено почтовое сообщение. Дарий ввел в обращение собственную денежную единицу царства – дарик. Об истории своего прихода к власти, о тревогах и трудностях, с этим связанных, Дарий приказал выбить подробный рассказ на высокой и отвесной скале, сохранившийся до наших дней под названием Бехистунской надписи (по названию располагающегося рядом с этой скалой селения Бехистун в Иране). Надпись находится на высоте 105 метров от земли, сама имеет высоту 22 метра, и без специального снаряжения до нее нельзя добраться. Однако она является одним из важнейших исторических источников, дающих представление о ключевых событиях в истории Иранского царства.
Укрепление новой сильной державы в Средиземноморье не могло не повлечь ее соперничества с тоже вступавшими в период своего расцвета греческих городов-полисов на Балканском полуострове. Кроме того, государственные свершения требовали возрастающих затрат из царской казны.
Учитывая, что персы практически не платили налогов, а остальные подданные не могли обеспечить покрытие всех государственных расходов, державе требовались новые завоевания, захват военной добычи и рабов. Это привело к целой череде кровопролитных греко-персидских войн, которые начались при Дарии Iи продолжались при его преемниках.
Очень подробно история донесла до нашего времени о многих событиях этой войны: битва при Марафоне, битва при Саламине и другие.
Персы, несмотря на высокий боевой дух и древние воинские традиции, оказались плохо приспособленными для преодоления морских преград, в отличие от греков, у которых было развито мореходство.
Персидские войска были вынуждены высаживаться на Балканский полуостров довольно ограниченными контингентами, где не могли быстро развернуться в нужном боевом порядке. Греки же прекрасно знали свою землю и были полны воли к борьбе за свою независимость. Поэтому несмотря на некоторые первые успехи, Иранское царство не только не добилось подчинения Греции, но и само претерпело ряд жестоких и разорительных походов греков на свою территорию.
Преемники Дария, как правило, мало радели о внутреннем состоянии своего государства. Было упразднено разделение чиновничьей и военной власти в провинциях, что повлекло за собой сосредоточение в руках сатрапов военной силы, предоставило им возможность организации интриг и мятежей.
Сбор налогов нередко поручался вавилонским купцам, которые, заботясь исключительно о своем обогащении, просто обирали трудовое население. Тем не менее, после Дария I Иранское царство существовало два столетия, пока не пришло в окончательный упадок и не было в середине IVв. до н.э.
обращено в руины войсками Александра Македонского.
Источник: https://history-thema.com/drevnyaya-persiya-i-gosudarstvo-axemenidov/
Держава Ахеменидов
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА:
Восток, Греция, Рим/
И.А.Ладынин и др.
М.: Эксмо, 2004
- Раздел
- ВОСТОК
- Глава IX.
- Иран и Средняя Азия в древности
9.5. Мировая держава Ахеменидов
В горном краю между юго-восточными рубежами Мидии и Эламом еще в IX в. до н. э. сформировался союз ираноязычных племен, т.н. персов, чья область называлась Парсой (греч. Персия). В VII в. до н. э. его возглавляли наследственные вожди из рода Ахеменидов. Один из них, Кир I, воспользовавшись ассирийским разгромом Элама, в 640-х гг. до н. э.
занял важнейшую эламскую область Анчан (античная Персида, совр. Фарс) и перевел туда большую часть персов; одновременно он признал себя вассалом Ассирии. Позднее Ахемениды попали в зависимость от Мидии. В 553 г. до н. э.
очередной династ-Ахеменид, Кир II, объединив вокруг себя все персидские племена, поднял их на мятеж против Астиага и после трехлетней рискованной войны захватил престол Мидийской державы — отныне державы Ахеменидов.
Ее государственный строй и имперская политическая концепция не претерпели особенных изменений, лишь «имперским народом» вместо мидян стали персы (впрочем, значительная часть мидийской знати сохранила свое положение), а правящей династией — Ахемениды.
Характерно, что даже три четверти века спустя, во время Греко-персидских войн, эллины обобщенно именовали население державы Ахеменидов мидянами, а сами эти войны — Мидийскими. Официальным названием всей державы стало «Царство Персии и стран», то есть в точном смысле слова это было мировое государство.
Персы составляли высшую знать и были освобождены от налогов.
Кир II был безусловно харизматическим лидером, гениальным государственным строителем и полководцем, бесстрашным, динамичным и безгранично честолюбивым человеком; при этом он славился великодушием, щедростью, простотой и доступностью в общении с подданными, охотно дарил пощаду побежденным врагам. Персы еще много десятилетий спустя называли его «Отцом»: по отношению к ним он оставался в большей степени патриархальным предводителем, чем деспотом-автократом.
Захватив Мидийскую державу, Кир немедленно продолжил завоевания. В 549-548 гг. до н. э. были захвачены все бывшие владения Мидии, не доставшиеся Киру во время войны с Астиагом, в том числе Элам, в 547 г.
— Лидия и вся Малая Азия вместе с прибрежными греческими городами, в следующие несколько лет — политические образования Восточного Ирана (осколки былой общности авестийских ариев), в т.ч.
Бактрия с ее владениями в Согде, а также ближайшее индоарийское царство — Гандхара и страна припамирских саков хаумаварга. Границы державы были доведены до Средней Сырдарьи и Верхнего Инда.
В 539 г. до н. э. Кир двинулся в поход против Вавилонии и овладел ею без особого труда, причем ему достались и все владения покоренной державы вплоть до Средиземного моря. В 530 г. до н. э. он вернулся на восточные границы своего государства и пошел против приузбойских кочевников-массагетов, но в решающей битве потерпел полное поражение и погиб.
Его преемник Камбиз в 525 г. до н. э. завоевал Египет и подчинил соседних ливийцев и греков Киренаики. В 522 г. до н. э. началась смута: в Персии захватил власть человек, который объявил себя младшим братом Камбиза Бардией.
Камбиз двинулся против него, но внезапно умер при загадочных обстоятельствах, а узурпатор был повсеместно признан царем и стал проводить политику, направленную к выгоде элиты присоединенных народов и против персидской знати — единственной силы, способной фактически ограничивать власть царя.
В том же году царь был убит заговорщиками — представителями семи знатнейших родов персидской аристократии; престол получил один из них, Дарий, из младшей ветви рода Ахеменидов (Дарий I, 522-486 гг. до н. э.).
Привилегии персидской знати были восстановлены, а погибшего царя Дарий официально объявил самозванцем, мидийцем Гауматой из племени магов; настоящий же Бардия был якобы тайно убит по приказу Камбиза еще в начале правления последнего.
Скорее всего это ложное утверждение: в трагедии Эсхила «Персы» узурпатора сам же Дарий называет «Бардией, опозорившим трон».
Такую оценку этого правителя греки могли получить только от сторонников Дария, но тогда выходит, что и они неофициально признавали убитого Бардией!
После двух государственных переворотов за год и свержения Бардии, популярного в присоединенных странах, многие из них (а также и сама Персия) отложились от Дария и выдвинули собственных правителей.
В течение года с небольшим Дарий смог подавить все многочисленные восстания, составив манифест об этом достижении, который был высечен на огромной скале (т.н.
Бехистунская надпись) и в копиях разослан по всей империи.
Затем он упрочил свое положение на престоле новыми завоеваниями: в 519 г. до н. э. покорил присырдарьинских «прямоша- почных саков », через два года — долину среднего и нижнего Инда и Самос, ок. 516-515 гг. до н. э.
— Фракию и Македонию с прилежащими греческими городами, впервые перенеся персидское оружие в Европу. Ок. 514 г. до н. э. Дарий с огромной армией двинулся на северо-восток от Дуная, намереваясь покорить причерноморские степи и, видимо, вернуться в Иран с востока, замкнув круг ахеменидских владений.
Однако, дойдя до северного Приазовья, он был вынужден повернуть назад и едва смог вывести остатки своих войск за Дунай: воевать в бескрайних степях с неуловимой скифской конницей оказалось невозможным.
Впрочем, какие-то незначительные территории севернее Дуная (на территории современной Румынии), частично населенные скифами, остались за персами, и Дарий официально хвалился покорением «заморских саков». К 500 г. до н. э.
были покорены еще и кочевники-дахи («саки засогдийские») на Нижней Сырдарье и Акауфака высокогорье в верховьях Инда. Однако начавшееся восстание ионийских городов, борьба с которым завершилась успехом, но втянула персов в неудачную войну с балканскими греками, оборвало дальнейшие завоевания персов.
Во внутриполитической области Дарий провел серию административных реформ, достигших той самой цели, которой Бардия пытался добиться, ограничивая и преследуя персидскую аристократию, — поставить царскую власть неизмеримо выше нее.
Он избрал иной путь: сохранил за персами их старые привилегии, но существенно увеличил прочность и ресурсы самой царской власти.
Царь организовал 20 сатрапий, чьи границы не совпадали с границами исторически сложившихся областей, и оставил за наместниками-сатрапами только гражданские функции, передав военные полномочия особым командующим, подчинявшимся напрямую царю.
Чиновный аппарат, существенно увеличенный и разветвленный, включал службу тайной полиции и инспекторов с чрезвычайными полномочиями («глаза и уши царя»). Большое внимание уделялось связи: в огромной державе были проложены новые и улучшены старые дороги, налажена государственная эстафетная почта.
Для каждой сатрапии были впервые установлены строго фиксированные суммы податей, не изменявшиеся до конца существования державы Ахеменидов.
Хотя их общая сумма со всей империи была громадна и равнялась 232 тоннам серебра в год, из-за огромной численности населения державы в пересчете на человека она оказывалась очень необременительной.
В итоге греки, к примеру, находили, что даже обычные жители Персидской державы чересчур изнеженны и непривычны к тяжелому труду. Для всей империи царем была введена новая основная монета — названный по его имени золотой дарик весом 8,4 г., чеканка которого являлась государственной монополией.
Все это давало казне огромные доходы, намного превышавшие траты на армию, строительство и двор. Излишки накапливались в царской казне в виде неисчислимых слитков драгоценных металлов. Прочный мир, установленный Ахеменидами на огромных пространствах Азии, способствовал развитию хозяйства и торговли.
Заложенный Дарием порядок оказался необычайно прочным. Его преемник Ксеркс (486-465 гг. до н. э.), крайне малоспособный и неудачливый правитель, привел к полной катастрофе начатую было успешно кампанию в Балканской Греции (480-479 гг. до н. э.
), что повлекло за собой утрату всех европейских владений персов, а затем и отказ их от власти над греческими полисами эгейского побережья Малой Азии по Каллиеву миру (449 г. до н. э.).
При последующих царях постепенна нарастал внутренний упадок (смуты и борьба за престол, пассивность царской власти, своеволие и усобицы сатрапов, отложение некоторых провинций, прежде всего Египта, долины Инда и саков Средней Азии).
И несмотря на все это, границы империи почти не менялись, и на протяжении полутора веков никто не осмеливался вторгаться во внутренние области державы. Еще в середине V в. до н. э. персы, по свидетельству Геродота, чувствовали себя в полном смысле слова «имперским народом» («По своему собственному мнению персы во всех отношениях далеко превосходят всех людей на свете…Детей они обучают только трем вещам: верховой езде, стрельбе из лука и правдивости»).
Для общественного строя державы Ахеменидов характерно сочетание огромного сектора царской земли, на которой сидели мелкие государственно-зависимые землепользователи и арендаторы, крупных, освобожденных от налогов вотчин, розданных царем в полную частную собственность членам династии, вельможам и т.д.
, и, наконец, землевладения автономных городских общин и храмовых корпораций. Особняком стояли централизованные крупные царские хозяйства в Иране, где работали большими партиями бригадники-курташ (в основном подневольники рабского типа, но частично и наемные работники).
Частное рабовладение большой роли в производстве не играло.
В крупных городских общинах бурно развивались частнособственнические и товарно-денежные отношения с неизбежными издержками в виде ростовщичества, долговой кабалы и долгового рабства, причем самую активную роль здесь играли крупные землевладельцы — вотчинники и сановники, жившие в городах. Их частные владения могли быть разбросаны по всей империи.
В IV в. до н. э. держава Ахеменидов добилась некоторых политических успехов: по Анталкидову миру 387 г. до н. э. персы вернули себе контроль над греческими приэгейскими полисами Малой Азии, в 343-342 гг. энергичный Артаксеркс III снова захватил Египет, отпавший в 404 г. до н. э.
Однако сила империи к этому времени уже несколько десятилетий держалась главным образом на греческих наемниках, а население было совершенно отчуждено от правящей верхушки. Войны с греко-македонской армией Александра Македонского (334-330 гг. до н. э.
) Ахемениды не выдержали — не в последнюю очередь из-за личных качеств трусливого и бездарного Дария III (336-330 гг.). Проиграв генеральные сражения при Иссе (333 г.) и Гавгамелах (331 г.), Дарий оставил Александру столицы империи и бежал в северо-восточный Иран, где был убит приближенными. В 330- 328 гг. до н. э.
Александр подавил последние попытки сопротивления в восточных владениях Ахеменидов и воссоединил их державу под своей властью.
Исследователи не зря иногда называют Александра «последним Ахеменидом»: подобно Киру, он в основном сохранил государственный строй и политическую концепцию захваченной им державы. Лишь первое место в составе «имперского народа» заняли теперь греко-македоняне, хотя и старая знать ахеменидской державы, к неудовольствию македонян и греков, нашла место на
службе нового царя, открыто покровительствовавшего ей. Была даже сфабрикована легенда о том, что Дарий успел назначить Александра своим законным преемником.
В исторических воспоминаниях иранской элиты Александр остался великим и справедливым национальным правителем Ирана (лишь впоследствии фанатичное зороастрийское жречество эпохи Сасанидов стало изображать его злейшим врагом Ирана и его веры, но так и не смогло искоренить традиционный образ «хорошего» Александра из иранской культуры). Только со смертью Александра и разделом его державы между его полководцами, отказавшимися от концепции мирового владычества, опиравшимися на греко-македонские контингенты и рассматривавшими местное население как свою кормовую базу, государственная традиция мировой державы с ирано-месопотамским центром, основанная некогда мидянами и продолженная Ахеменидами, а вслед за ними Александром, перестала существовать.
Источник: https://alpan365.ru/istoriya-drevnego-mira/derzhava-axemenidov/
Персидская империя: как могучее государство погибло из-за жадного мельника
Примерно в VI веке до н.э. на арене мировой истории возникли персы. С феноменальной скоростью они из никому не известного племени сумели превратиться в грозную империю, просуществовавшую несколько сотен лет.
Портрет древних персов
О том, какими были древние иранцы, можно судить по представлению народов, которые жили рядом с ними.
Например, Геродот писал, что изначально персы носили одежду из шкур, а также войлочные колпаки, которые называли тиарами. Вино не пили. Ели столько, сколько у них было.
К золоту и серебру относились равнодушно. От соседних народов они отличались высоким ростом, силой, храбростью и невероятной сплоченностью.
Интересно, что персы, даже превратившись в великую державу, старались следовать заветам своим предков. Например, во время обряда коронации новоиспеченный царь должен был надеть простую одежду, съесть немного высушенных фиг и запить их кислым молоком. [С-BLOCK]
При этом персы могли брать в жены столько женщин, сколько считали нужным. И это без учета наложниц и рабынь. Интересно и то, что законы не запрещали жениться даже на близких родственницах, будь то сестры или племянницы. К тому же, существовал обычай, по которому мужчина не показывал своих женщин посторонним.
Об этом писал еще Плутарх, указывая на то, что персы прятали от чужих глаз не только жен, но даже наложниц и рабынь. А если их нужно было куда-то перевезти, то использовались закрытые повозки. Этот обычай нашел отражение в искусстве.
Так, например, в руинах Персеполя археологам не удалось обнаружить ни одного рельефа с женским изображением.
Династия Ахеменидов
Эпоха всемогущества персов началась с царя Кира II, который принадлежал к роду Ахеменидов. Ему удалось быстро подчинить некогда могучую Мидию и несколько более мелких государств. После этого взор царя пал на Вавилон.
Война с Вавилоном оказалась такой же быстрой. В 539 году до н.э. Кир выступил со своим войском и сразился с армией неприятеля у города Описа. Бой завершился полным разгромом вавилонян. Затем был захвачен крупный Сиппар, а вскоре и сам Вавилон.
После этого триумфа Кир решил обуздать дикие племена на востоке, которые своими набегами могли потревожить границы его державы. С кочевниками царь воевал несколько лет, до тех пор, пока сам не погиб в 530 году до н.э.
Следующие цари — Камбис и Дарий — продолжили дело своего предшественника и еще больше расширили территорию государства. Так, Камбису удалось захватить Египет и сделать его одной из сатрапий. [С-BLOCK]
К моменту смерти Дария (485 год до н.э.) Персидская империя занимала огромную территорию. На западе ее границы упирались в Эгейское море, на востоке — в Индию. На севере власть Ахеменидов простиралась до безлюдных пустынь Средней Азии, а на юге — до порогов Нила. Можно с уверенностью сказать, что Персия в то время подчинила себе практически весь цивилизованный мир.
Но как любую империю, обладавшую такой огромной территорией, ее постоянно терзали внутренние смуты и восстания покоренных народов. Династия Ахеменидов рухнула в IV веке до н.э., не выдержав испытания армией Александра Македонского.
Сасанидская держава
Персидская империя была уничтожена, а ее столица — Персеполь — разграблена и сожжена. Последний из царей Ахеменидской династии Дарий III со своей свитой отправился в Бактрию, надеясь собрать там новое войско. Но Александру удалось нагнать беглеца. Чтобы не оказаться в плену, Дарий приказал своим сатрапам убить его, а самим — бежать дальше.
После гибели царя в покоренной Персии наступила эпоха эллинизма. Для простых персов это было подобно смерти. Ведь произошла не просто смена владыки, их захватили ненавистные греки, которые быстро и жестко стали заменять исконно персидские обычаи своими, а значит, совершенно чуждыми.
Даже приход племени парфян, который произошел во II веке до н.э. ничего не изменил. Кочевое иранское племя сумело изгнать с территории древней Персии греков, однако и само попало под влияние их культуры. Поэтому даже при власти парфян на монетах и в официальных документах использовался исключительно греческий язык. [С-BLOCK]
Но хуже всего было то, что храмы возводились по греческому образу и подобию. И большинство персов считало это кощунством и святотатством.
Ведь Заратуштра завещал их предкам, что поклоняться идолам нельзя. В качестве символа Бога нужно считать только неугасимое пламя, ему же следовало приносить жертвы. Но что-либо изменить персы были не в силах. Поэтому от бессильной злобы они все постройки эллинского периода называли «строениями Дракона».
Персы терпели греческую культуру вплоть до 226 года н.э. Но, в конце концов, чаша переполнилась. Восстание поднял правитель Парса Ардашир, и ему удалось свергнуть династию парфян. Этот момент принято считать рождением второй персидской державы, во главе которой встали представители династии Сасанидов.
В отличие от парфян, они всячески старались возродить ту самую, древнюю культуру Персии, начало которой положил еще Кир. Но сделать это оказалось непросто, поскольку греческое засилье практически полностью стерло в памяти наследие Ахеменидов.
Поэтому в качестве «путеводной звезды» для воспрянувшего государства было выбрано общество, о котором рассказывали зароастрийские жрецы. И так получилось, что Сасаниды попытались возродить такую культуру, которой в реальности и никогда не существовало.
А во главе угла встала религия. [С-BLOCK]
Народ Персии с воодушевлением воспринял идеи новых правителей. Поэтому при Сасанидах вся эллинская культура начала быстро растворяться: храмы разрушили, а греческий язык перестал быть официальным. Вместо статуй Зевса персы стали возводить жертвенники огня.
При Сасанидах (3-й век н.э.) произошло еще одно столкновение с враждебным западным миром — Римской империей. Но на сей раз это противостояние завершилось победой персов. В честь знаменательного события царь Шапур I приказал высечь на скалах барельеф, где был изображен его триумф над римским императором Валерианом.
Столицей Персии стал город Ктесифон, возведенный некогда парфянами. Вот только персы его существенно «причесали» под стать своей новообретенной культуре. [С-BLOCK]
Персия начала бурно развиваться благодаря грамотному использованию систему орошения земель. При Сасанидах территория древней Персии, а также Месопотамия становится буквально пронизанной подземными водопроводами из глиняных труб (каризы).
Их очистка проводилась при помощи колодцев, вырытых с интервалом в десять километров. Такая модернизация позволила Персии успешно выращивать хлопок, сахарный тростник и развивать виноделие.
В тоже время Персия стала едва ли не главным мировым поставщиком самых разнообразных тканей: от шерстяных до шелковых.
Гибель империи
История Сасанидской династии оборвалась после ожесточенной и кровопролитной войны с арабами, которая длилась без малого двадцать лет (633-651 годы). Последнего царя Йездегета III сложно в чем-либо упрекнуть. Он воевал с захватчиками до самого конца, и сдаваться не собирался. Но погиб Йездегет бесславно — близ Мерва его во сне зарезал мельник, покусившись на драгоценности царя.
Но даже после официальной победы, персы, то и дело поднимали восстания, правда, безуспешные. Даже внутренние смуты в халифате не позволили древнему народу обрести свободу. Дольше всех продержались лишь Гуган и Табаристан — последние осколки некогда великой державы. Но и они были захвачены арабами в 717 и в 760-х года соответственно. [С-BLOCK]
И хоть исламизация Ирана прошла успешно, арабы так и не смогли ассимилировать персов, которые сумели сохранить самоидентичность. Ближе к 900-м, при новой династии Саманидов, они сумели обрести независимость. Правда, вновь стать великой державой Персия больше так не смогла.
Источник: https://weekend.rambler.ru/other/41551458-persidskaya-imperiya-kak-moguchee-gosudarstvo-pogiblo-iz-za-zhadnogo-melnika/
Персидская империя
Персидское государство, достигшее своего могущества в VI – IV вв. до н.э. при династии Ахеменидов.
Впервые упоминания о персах мы находим в ассирийских источниках IX в. до н.э., в VII в. до н.э. они заняли территорию Элама, которая по их имени получила название Персида (Парс). В конце VIII в. до н.э. во главе племенного союза стала династия Ахеменидов. В 639 г. до н.э. они потерпели поражение от Ассирии и признали ее власть.
Затем Персия находилась в зависимости от Мидии, но благодаря династическому союзу, во главе царства встала династия Ахеменидов. В 558 г. до н.э. Кир II стал царем персидских племен, основал город Пасаргады (в котором впоследствии он был похоронен в собственной гробнице), объявил войну Мидии и одержал в ней верх.
После этого начались завоевательные походы, благодаря которым держава Ахеменидов получила обширную территорию и создала могущественную империю. После гибели царя Кира в бою, на престол вступил его сын Камбиз II, который выиграл решающее сражение у египтян в 525 г. до н.э.
вблизи города Пелусий, после чего Египет вошел в состав Персидской державы, а сам он провозглашен фараоном, при этом страна получила значительную автономию. После его загадочной смерти, страну охватили волнения.
Дарий I и греко-персидские войны
В 522 г. до н.э. престол захватил Дарий I, которому предстояло восстановить покой в стране и утвердить свою власть. После подавления выступлений, Дарий I приступил к административно-финансовым реформам, имевшими цель создать систему стабильного государственного управления. Около 519 г. до н.э.
все государство было разделено на наместничества (сатрапии), при этом подчас они превосходили даже территорию более традиционных провинций. При этом сатрапами стали исключительно персы, что должно было предотвратить возможный сепаратизм местных правителей. Армия подчинялась исключительно царю.
Проводилась работа по кодификации законодательства, изучались и использовались законы покоренных народов. При Дарии I была введена новая система государственных податей, просуществовавшая в неизменном виде до распада империи. После проведения реформ, вновь начались завоевательные походы, Персия достигла своего максимального могущества. Бурно развивалась торговля и экономика.
По указанию царя было восстановлено судоходство на канале от Нила от Суэца в Египте, большое значение имела экспедиция Скилака, проплывшего от р. Инд через Индийский океан до Красного моря. Отличные регионы страны, имевшие свои особенности, способствовали развитию внутреннего рынка.
Большое значение имела работорговля, большое количество рабов, захваченных в результате военных походов, привело к интенсивному росту персидской экономики. Несмотря на сильные позиции зороастризма, персидские цари проводили последовательную политику веротерпимости, но в тоже время облагали храмы государственными податями и использовали труд их рабов для государственных нужд.
Но затем Ахемениды оказались втянуты в длительные греко-персидские войны. После смерти Дария I, Персидскую империю вновь потрясли восстания, крупнейшее из которых разразилось в Египте. Несмотря на это, его сыну Ксерксу удалось собрать значительную армию для похода против Греции, который закончился тяжелыми поражениями персидской армии и флота. В результате в 465 г. до н.э.
против Ксеркса возник заговор, в результате которого он был убит. По империи вновь прокатилась волна волнений. Лишь в 449 г. до н.э. в Сузах был заключен Каллиев мир, окончивший греко-персидские войны. Несмотря на то, что греческие города в Малой Азии формально подчинялись персидскому царю, фактически ими управляли Афины.
После этого, власть Ахеменидов лишь ослаблялась, в империи постоянно вспыхивали восстания, а сатрапы стремились упрочить свою власть и влияние. В V-IV вв. до н.э. Персидская империя стала постепенно распадаться, утрачивая контроль над теми или иными провинциями (в 404 г. до н.э. Египет восстановил свою независимость, на престол взошел собственный фараон). Ситуацию усугубила династическая война между Артаксерксом II и Киром Младшим.
Падение империи
В 334 г. до н.э. царь Македонии Александр Великий предпринял тщательно подготовленный поход против персов, в начале отвоевал греческие города в Малой Азии, а затем пошел вглубь страны.
После захвата Киликии и Сирии, македоняне практически без сопротивления овладели финикийскими городами, лишь Тир решил дать битву. Александр Македонский отклонил предложение персидского царя о мире. В решающей битве при Гавгамелах 1 октября 331 г. до н.э.
последний ахеменидский царь Дарий III бежал с места сражения, а его войска были разбиты. В феврале 330 г. до н.э. македоняне вступили в Сузы, а затем в Персеполь и Пасаргады.
Дарий III вместе со своими приближенными бежал из страны, и был убит местным сатрапом в Восточном Иране. После этого вся территория Персидской державы вошла в состав империи Александра Македонского.
Литература
- Елисеев М.Б. Греко-персидские войны. М., 2017.
- История Ирана. М., 1977.
- Ру Жан-Поль. История Ирана и иранцев: от истоков до наших дней. СПб., 2012.
- Эббот Д. Дарий Великий: Владыка половины Древнего мира. М., 2003.
Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/piersidskaia_impieriia
Персидская империя
Персидская империя или персидско-мидийское царство (Парас у-Мадай) — древняя держава династии Ахеменидов в V-IV до н.э., подчинившая на пике своего могущества 127 стран от Нила до предгорий Тибета.
Персидская империя известна в еврейской истории, в основном, по книгам Танаха, таким, как книга Даниэля (Даниила) и Свиток Эстер. Началом Персидско-Мидийской империи считается завоевание царями Дарием и Киром Вавилона, а его концом — падение от рук Александра Македонского.
В формате империи держава Ахеменидов просуществовала 52 года, с 3389 по 3442 год (371-318 гг. до н.э.).
Евреи в то время находились в вавилонском изгнании, куда были угнаны императором Навуходоносором (Навухаднецаром), разрушившим Первый Иерусалимский Храм (в 3338 / 422 г. до н.э.). В 3390 году (370 г. до н.э.
) царь Кир разрешил отстроить Храм, но вскоре приостановил работы. Только при Дарии Втором, в 3408 году (352 г. до н.э.) строительство возобновилось.
Храм был отстроен, большинство евреев вернулось в Землю Израиля — изгнание окончилось.
Становление Персидско-Мидийской империи [↑]
Парас и Мадай были сыновьями Яфета, сына Ноя (см. Берешит, 10:2 и коментарий Раши). Потомки Параса — персы — расселились на большой территории, примыкающей к Персидскому заливу. К западу и северо-западу от них, вплоть до Каспийского моря, жили мидийцы. Здесь возникли государства со столицами соответственно Парса (Персеполь) и Ахмата (Хемдан).
Мидийское царство вышло на историческую арену раньше, чем персидское (ср. Даниэль, 8:4,20 и ком. Раши). Оно воевало с Ассирией, которая в VII-VI вв. до н.э. находилась в зените своего могущества. В VI веке до н.э. ассирийский царь Санхерив захватил северную часть Земли Израиля и пытался покорить Иерусалим, но не преуспел (см.
Млахим 2, гл.19). Но всего через 75 лет после этого Вавилонский император Навуходоносор (Навухаднецар) завоевал Ассирию, разрушил Первый Иерусалимский Храм и угнал евреев в плен. Вавилон установил свою гегемонию в регионе.
Однако, Мидия воевала и с Вавилоном; известно гигантское оборонительное укрепление, построенное во времена Навухаднецара — «мидийская стена». Эти войны завершились победой мидийцев: Мидия объединилась с Персией, и вместе они завоевали Вавилонскую империю.
Вавилон пал, на троне воцарились цари из Параса и Мадая, а Персидско-Мидийское царство превратилось в империю, установив свою власть практически во всех областях, ранее подконтрольных Вавилону.
Еще до разрушения Иерусалима еврейским пророкам Иешаяу (Исайя) и Ирмияу (Иеремия) было открыто, что Вавилон будет завоеван мидийцами (Иешаяу, 13:17-18, Ирмияу, 51:11,28), и что «идет народ с севера и народ великий, и множество царей поднимаются от краев земли; лук и копье держат они; жестоки они и беспощадны, голос их, как море, грохочет, и на конях несутся они; каждый готов к битве с тобой, дочь Вавилона» (Ирмияу, 50:41). Комментаторы объясняют, что упомянутые здесь цари — мидийский Дарий и персидский Кир.
В пророчествах Даниэля, относящихся уже ко времени вавилонского изгнания, содержалось предсказание о «четырех царствах», которые будут порабощать евреев на протяжении всей истории человечества, и каждое последующее свергнет предыдущее.
Эти четыре царства — Вавилон, Персия-Мидия, Греция и Рим (Даниэль, главы 2,5,6,7,8). Намеки на них содержатся также в Пятикнижии — в главе Лех Леха, в рассказе о войне четырех царей против пяти (Берешит, 14:1 и ком.
Раши), а также в главе Ваеце, в описании сна Яакова, когда он видит ангелов, поднимающихся и спускающихся по лестнице, уходящей в небо.
Мидраш объясняет, что это ангелы-хранители четырех царств, восходящие и низвергаемые со ступеней, число которых соответствует годам существования этих царств (Берешит, 28:10 и ком.Рамбана).
Парас у-Мадай: два народа, одно царство? [↑]
Как Мидия и Персия стали одним царством? Согласно Устной Торе, мудрец и провидец Даниэль предсказал одному из слуг царя Навухаднецара, персу Киру (Корешу), что он будет властвовать над всей огромной империей. Впоследствии Кир стал царем Персии и женился на дочери мидийского царя Дария.
Вместе они завоевали Вавилон и низвергли внука (по другим источникам сына) Навухаднецара, царя Бельшацара (Валтасара). Вавилон был присоединен к объединившимся Мидии и Персии. Столицей нового царства стал город Вавилон; позднее столица была перенесена в Шушан (Сузы).
Поскольку Киру было известно пророчество Даниэля о падении Вавилона, в котором сначала упоминалась Мидия, он уговорил Дария взойти на престол первым, а после его смерти стал править сам.
Талмуд (Мегила, 12А) сообщает, что персы и мидийцы поделили между собой не только верховную власть, но и власть на местах — в многочисленных подчиненных им областях.
Однако, следующие после Кира цари — Ахашверош и Дарий (Дарьявеш) II — были персами, поэтому царство называлось «Парас у-Мадай», дословно «Персия и Мидия» (ср.
Книгу Эстер — Мегилат Эстер, где действие происходит в этой стране).
Мидраш поясняет: «когда царская власть находится у Мидии, Персия второстепенна, а когда у Персии — Мидия второстепенна» (Мидраш Раба, Эстер, 1). Поэтому и название империи менялось: во времена мидийца Дария I она называлась «Мадай у-Парас», во времена последующих царей — «Парас у-Мадай».
В отдаленных же по времени пророчествах (война четырех и пяти царей, сон Яакова, отчасти — пророчества Иешаяу и Ирмияу), речь идет только о Мидии. И наоборот: в конце человеческой истории, в эпоху Машиаха, будет актуальна Персия. О Персии говорится в 10-й главе Книги Даниэля, передающей пророческое видение Даниэля о конце дней.
А в Талмуде приводится символический рассказ о том, как во времена Машиаха некоторые народы (точнее, царства) придут к Вс-вышнему просить награду. Здесь говорится именно о Персидском царстве (Авода Зара, 2Б).
Уже в наше время мы видим, что такой народ, как персы, а также персидские евреи, сохранился, тогда как мидийцев давно не существует.
Персия и Мидия в пророческих видениях Даниэля [↑]
В годы правления вавилонского царя Бельшацара провидец Даниэль получил пророчесткое видение о «четырех царствах», которым суждено править на земле, сменяя одно другое. Как сказано выше, вторым из них было царство персов и мидийцев, причем, комментируя это место в Книге Даниэля, комментаторы говорят, в основном, о персах.
Еще до этого пророчество о «четырех царствах» было дано Навухаднецару во сне, разгаданном Даниэлем. Второе царство представало в виде «серебряной» части огромного идола, голова которого «из чистого золота, грудь и руки из серебра, чрево и бедра его из меди; голени его из железа, а ступни его частью из железа, а частью из глины» (Даниэль, 2:32-33).
Даниэль же увидел зверя, похожего на медведя: «А вот другой зверь, второй, похожий на медведя. И стал он одним боком, и три ребра в пасти его, между зубами его, и сказано ему было так: “Встань, ешь мяса много!” (Даниэль, 7:5)».
В другом видении Даниэлю предстал баран с двумя рогами: «…вот баран один стоит перед рекой, и два рога у него; рога эти высокие, но один выше другого, и более высокий поднялся позже. Увидел я, как баран этот бьет (рогами) на запад, на север и на юг, и никакие звери не могут устоять перед ним, и никто не может спасти от него; и делал он, что хотел, и стал огромным» (Даниэль, 8:3-7).
Комментаторы так объясняют смысл этих образов. Медведь — «это царство персов, которые едят и пьют, как медведь, “окутаны” (мясом — т.е. толстые), как медведь, и отращивают волосы, как медведь, и нет им отдыха (все время ходят взад-вперед), как медведь» (см. Авода зара, 2Б, Раши к Кн.Даниэля).
«Три ребра в пасти» — это три страны, которые бунтовали против Персии: то она их проглатывала, то они опять начинали бунтовать; второе объяснение — в Персии было три царя — Кореш (Кир), Ахашверош и Дарьявеш (Дарий) (Раши); третье объяснение — в царство вошло три страны — Вавилон, Ассирия и сам Парас у-Мадай. Почему ребра «между зубами»? Потому что Персия не убивала эти страны, как делал прежде Вавилон, а оставляла в живых (Мальбим).
Слова «похож на медведя» толкуются еще и так: медведь не такой сильный, как лев (в виде льва в пророчестве Даниэля предстает первое царство, Вавилон). Также и во сне Навухаднецара второе царство не золотое, как первое, а серебряное.
«Стал одним боком» — т.е. переваливался, как медведь (царство переходило от Мадая к Парасу и от Параса к Мадаю) и, в конце концов, завалился на один бок, т.е. царство осталось у Параса (Мальбим).
Что значит «Встань, ешь мяса много»? — 1. Персия не могла бы одолеть Вавилон, т.к. она была слабее (как медведь слабее льва), но Вавилону было назначено наказание за разрушение Храма, и пророки сказали Персии: «Встань, и т.д.» (Мальбим); 2. Персы ели много мяса; 3. Персы были очень богаты (Мецудат Давид).
Некоторые комментаторы говорят, что возможен также другой перевод слов о «медведе». Если перевести иначе, этот образ будет намекать на волка, и ему дается такое объяснение: во времена Ахашвероша против персов были поставлены Эстер и Мордехай из колена Биньямина, о котором сказано в благословении Яакова: «Биньямин — волк терзающий» (Берешит, 49:27).
Образ «барана с двумя рогами», один из которых «выше другого, и более высокий поднялся позже», объясняется в самой Книге Даниэля: «Двурогий баран, которого ты видел, — цари Параса и Мадая» (Даниэль, 8:20). Более высокий рог — это более сильная Персия, «поднявшаяся» после Мидии.
Цари Персидско-Мидийской империи и еврейский народ [↑]
Согласно еврейским источникам, один год империей правил царь Дарий (Дарьявеш) I Мидийский, менее трех лет — Кир (Кореш), 14 лет Ахашверош и 34 года сын Ахашвероша Дарий (Дарьявеш) II Персидский.
Из этих четырех царей только Ахашверош был, по выражению Раши, «злодеем с начала и до конца» (комментарий к Мегилат Эстер, 1).
Ярый противник восстановления Иерусалимского Храма, устроивший пир по поводу того, что прошли предсказанные пророками семьдесят лет до прекращения еврейского изгнания, а освобождение не пришло; осквернивший Храмовую утварь, он подписал указ об уничтожении евреев по всей империи, составленный антисемитом Аманом.
И только полное раскаяние и возвращение евреев к служению Вс-вышнему под руководством Мордехая и Эстер — праведников того поколения — не позволило воплотиться этим страшным замыслам (см. об этом в Мегилат Эстер).
Другие цари Персидско-Мидийского царства не делали зла евреям. Дарий I Мидийский приблизил к себе Даниэля. Увидев, насколько Даниэль превосходит остальных сановников мудростью и силой духа, он решил назначить его единым правителем.
Тогда другие сановники уговорили царя издать указ, согласно которому запрещалось под страхом смерти обращаться с молитвой к кому-нибудь, кроме самого Дария, а затем они донесли царю, что Даниэль трижды в день молится Б-гу евреев.
Царь попытался спасти своего советника, но его убедили, что «любой запрет и указ, утвержденный царем нельзя отменить» — а иначе в стране воцарится безвластие. Даниэля бросили в яму со львами, но звери не причинили ему вреда (Даниэль 6:4-23).
Однако сановники утверждали, что львы не напали на него потому, что были чересчур сыты (Шохер тов64). Тогда по приказу царя Даниэль был поднят из ямы, а вместо него туда бросили всех сановников, составивших против него заговор, и львы мгновенно разорвали их на куски (Даниэль 6:24-25).
Царь Кир, которому Даниэль предсказал, что он станет императором, с благодарностью помнил об этом и, когда взошел на престол, разрешил евреям вернуться в Иерусалим и отстроить Храм (Седер адорот). Вскоре, однако, из-за доносов нееврейских народов, живших в Земле Израиля, строительство было приостановлено.
Сын Ахашвероша Дарий II не только разрешил продолжить строительные работы, но и всячески помогал евреям (см. Книгу Эзры, гл.6,7). Храм был окончен и освящен, а большинство евреев возвратилось из изгнания.
И все же, способствуя строительству Храма, Дарий думал не только о создании Дома Б-га, но и о прославлении себя и своего царства. За это он был наказан —его царство было завоевано Александром Македонским и прекратило свое существование (см. об этом в лекции рава Н.Шатхина).
Персидское царство в конце дней [↑]
В Талмуде приводится символический рассказ о том, как в конце дней Творец мира показывает всем народам свиток Торы и говорит: «Тот, кто искал Истину в Торе, пусть придет и получит награду». Сначала перед Ним предстает ангел-покровитель (малах) Рима и рассказывает о своих достижениях, но получает ответ: «Все, что вы создавали, старались вы для себя». Ангел уходит пристыженный.
После этого появляется малах Персии и говорит: «Много мостов мы построили; много укрепленных городов захватили и вели множество оборонительных войн, защищая империю. И все для того, чтобы еврейский народ мог заниматься Торой».
В ответ на это звучат слова Вс-вышнего: «Все, что вы делали, вы делали для себя. Строили мосты, чтобы взимать пошлины; захватывали города, чтобы наложить дань для вашего императора; а что касается оборонительных войн — победа в них зависит от Меня».
Ушел пристыженный и малах персов (Авода зара, 2Б).
Почему персы не получили награды, ведь — как справедливо полагал малах Персии — его царство, в отличии от Рима, не разрушало, а строило Храм? Ответ состоит в том, что, несмотря на это, они занимались идолопоклонством, не признали над собой власти Вс-вышнего.
И другой вопрос задается в Талмуде: почему в рассказе упомянуты только Рим и Персия? Ответ: потому что (духовные корни) этих империй просуществуют до прихода Машиаха (Авода зара, 2Б).
Идолопоклонство персов носило особый характер. Они, в отличии, например, от вавилонян, не преклонялись перед истуканами из золота и серебра.
По их представлениям, в мире происходит постоянная борьба между добром и злом — богом света и добра и богом тьмы и зла. Люди должны стремиться к добру, помогать «доброму» богу своим поведением.
В Талмуде встречаются указания на положительные качества персов — скромность в поведении и одежде, воспитанность (Брахот, 8Б; Шабат, 94Б; Эрувин, 29Б).
Привлекательность персов, унаследованная ими от их родоначальника Яфета, была опасной для евреев. В отличии от самого Яфета, персы не «сидели в шатрах Шема» (как это было заповедано им Свыше) — не учили Тору у еврейских мудрецов. Они не смогли постигнуть Единства Творца, их сознание осталось расщепленным, они не видели связи между добром и злом,
материальным и духовным (отсюда, возможно, и происходит и название «Парас»: от слов «прусот» — «куски», «лифрос» — «разрезать» — ср. Мидраш Раба, Эстер, 1).
Еще в пророчестве Иешаяу было высказано опасение, что религия персов привлечет к себе евреев, слабых духом, и они забудут духовные ценности своего народа. Иешаяу учил евреев свято верить в Единство Б-га, который создает свет и тень, добро и зло.
И даже то, что кажется человеку злом, тоже происходит по воле Всевышнего и не осознается как добро лишь в силу человеческого несовершенства. Находясь в изгнании в Персидском царстве, евреи вспоминали слова пророка и не поддались влиянию персов (см. об этом в книге р.
Ойербаха «История еврейского народа»).
Однако «дух» персидского сознания — его расщепленность, непонимание Единства мира — сохранился до нашего времени. Не случайно Талмуд говорит о том, что Персидское царство (его духовный источник) будет существовать до времен Машиаха.
Не так давно высказывалась идея, основанная на трудах Маараля — о том, что продолжением древней Персии в каком-то смысле является арабский мир.
Наряду с царством Рима-Эдома (западной цивилизацией), он находится в настоящее время «у власти».
С приходом Машиаха человечество преодолеет расщепленность своего сознания и в полной мере осознает Единство Б-га.
Источник: https://toldot.ru/Persia.html