Пико Делла Мирандола — воплощение гуманизма и неодобрение тезисов

Выходец из графской семьи, Пико родился в 1463 году и был родственником многих знатных господ Италии. Уже в 14 лет он поступает в университет итальянского города Болоньи. На сегодняшний день это старейшее непрерывное учебное заведение такого уровня в Европе.

На этом обучение молодого и талантливого юноши не закончилось. Он учится в Ферраре, Падуе, Павии и Париже… Учёный освоил право, словесность древних народов, теологическую и философскую науки. Штудировал языки древности и современности.Пико делла Мирандола - Студенческий портал

Он стремился охватить главные и сокровенные истины, постичь накопленный духовный опыт разных народов от древности до современности…

Воплощение гуманизма

Для современников Пико делла Мирандола был воплощением высокого гуманизма и духовной культуры. Многие называли его божественным. Личность философа, его труды стали известны в кругах образованной Европы. К сожалению, Пико умер в молодом возрасте. Однако он успел прославиться поистине княжеской щедростью и многогранными способностями, познаниями, интересами.

Ко всем достоинствам своего внутреннего мира Пико делла Мирандола был обладателем счастливого вида наружности. Ещё в раннем возрасте учёный сблизился с членами флорентийской Платоновской академии.

Это Лоренцо Медичи, Фичино, Полициано и другие. Такая среда обитания благотворно сказалась на его творчестве, религиозных взглядах и философских устремлениях.

С одной стороны, его идеи – это воплощение неоплатонизма, с другой — волюнтаризма и персонализма.

Сама эпоха Возрождения, во времена которой жил Джованни, была, на первый взгляд, светлая и радостная в искусстве, но наряду с этим противоречивой и жестокой. В то время часто прибегали к яду, чтобы убрать неугодных людей.

О моральных ценностях, грядущем возмездии мало кто задумывался. Эпоха была наполнена шумом оружия, топотом коней, слезами, грабежами, пожарами и убийствами. Безусловно, развитие гуманизма в это время было как никогда актуально.

Неодобрение тезисов

Смелость рассуждений двадцатитрёхлетнего философа поразила папу Иннокентия VIII. Он назначил специальную комиссию для проверки 900 тезисов по морали, диалектике, физике и математике.

После проверки были осуждены некоторые положения. Эти тезисы Пико делла Мирандола хотел публично защищать на диспуте в Риме перед весомыми личностями в философской научной среде из Италии и Европы. Речь напоминала манифест и посвящена двум главным вопросам:

  • человек и мироздание, предназначение человека;
  • изначальное внутреннее единство всех мыслей человека.

Осуждению тезисов послужила «Апология» Дж. Пико делла Мирандола, которая была им составлена на скорую руку. Он оказался перед угрозой преследования инквизицией и в 1488 году Пико сбежал во Францию, где все же был взят под стражу и заточен в Венсеннском замке.

Спасло Мирандолу заступничество со стороны высоких покровителей, таких как Лоренцо Медичи, являвшийся правителем Флоренции по факту. В 1489 году Пико делла Мирандола завершил трактат «Гептапл» и издал его.

Исследование богословия

Философ применил методы тонкой герменевтики в изучении сокровенного смысла книги Бытия. Сочинение «О сущем и едином» (1492) должно был увязать воедино системы Платона и Аристотеля. Оно было лишь самостоятельной частью большего труда. Но цель не была достигнута.

Не осуществился и другой замысел, который вынашивал Джованни Пико делла Мирандола – «Поэтическое богословие». Перед смертью философ успел написать «Рассуждения против прорицающей астрологии». Похоронили Пико в монастыре Св. Марка, относящемся к доминиканским.

Настоятелем в обители на то время был аскетического склада богобоязненный Джироламо Савонарола, который тесно общался с мыслителем в конце его жизни.

Пико делла Мирандола - Студенческий портал

Человек и свобода

Философская антропологическая позиция, которую исповедовал Джованни Пико делла Мирандола, говорит о достоинстве и свободе человека как имеющего неограниченную полноту власти быть творцом собственного «Я».

Человек – это результат своих усилий, он способен стать кем угодно, вбирая в себя все.

При этом у него всегда сохраняется возможность нового выбора, который неисчерпаем, какая бы форма наличного бытия в мире ни была…

Пико утверждал, что мудрость вечна, как Всевышний Творец, и она не связана ограничениями, поэтому свободно перетекает между учениями. При этом мудрость выбирает для собственной манифестации форму соответственно обстоятельствам.

Гуманист Пико делла Мирандола, основные идеи которого, часто противоречивые и взаимоисключающие, представлены в статье, универсум знаний строит на явных и скрытых соответствиях, исполненных сокровенного смысла, доступного для понимания только посвящённому.

Пико делла Мирандола - Студенческий портал

Переплетение понятий

Двойственная философия Пико делла Мирандола, кратко говоря, сочетает в себе несовместимые вещи: мистику и натурализм. В ней переплелись все понятия патристики, схоластики, античности, перипатетики, зороастризма, древнееврейской и халдейской мистики.

Все учения собраны причудливо вместе. Они переплелись, исказив первоначальные образы Христа, Моисея, Гермеса, Зороастра, Платона, Авиценны, Аристотеля и других. Сам Пико делла Мирандола кратко говорит об этом как об отсутствии присяги на верность кому бы то ни было.

Он исследователь, а таковые ходят многими путями, касаясь разных доктрин и школ. Так, в каждом учении Пико находил достойное и собирал в единую систему суждений. Ему была присуща независимость во взглядах.

Ключевая мысль Пико делла Мирандола

Философия мыслителя Джованни сводилась к главному — единству людских знаний и непрерывности нити развития человечества, которое не зависит от разделения на вероисповедания и народы. Космологические взгляды он описал в трактатах «Рассуждения против божественной астрологии» и «Гептапл».

Философ считал, что Библию трактуют просто и грубо. Поэтому в произведении «Гептапл» (1489) он представил трактовку семи дней сотворения мира с помощью пифагорейской теории чисел и каббалы, толкуя библейское сказание в философском, а не теологическом смысле.

«Гептапл» вызвал недовольство в церковных кругах, но большой интерес со стороны учёных.

Джованни говорит о том, что чувственный мир возникает из высшего начала, которое бестелесно и порождено Богом. Он отрицает непосредственное его происхождение в результате промысла Бога, творения из «ничего».

Мир вещей, по мнению мыслителя, возникает из материи – хаоса, исполненного всех смешанных и несовершенных форм, находящихся в его недрах. Мироздание, по мнению Джованни, – это иерархия трёх сфер: ангельской, небесной и подлунной.

Человека он не относит ни к одному, это иной, четвёртый мир.

Пико делла Мирандола - Студенческий портал

Изучение сил природы

Взгляды Пико делла Мирандола, основные идеи кратко выражаются в неприятии отдалённых, общих понятий о причинах проявлений природы и человеческой жизни.

Штудируя движение небесных светил, учёный обращается к исследованию личных природных свойств самих вещей и прилегающих, связанных с ними причин.

По его мнению, есть наука, являющаяся посредником между познанием сил и действиями природы, их соотношений и приложений друг к другу.

«Рассуждения против божественной астрологии» (1494) написаны в год смерти философа. Трактат вызывает особый интерес у историков, видящих в нём начало натурфилософии и зарождение критики лженаук.

В этом произведении философ утверждает независимость жизни человека от расположенности светил небесных. Это неудивительно, так как астрологией увлекались в то время практически все поголовно.

Произведение не было завершено. Философ умер… В своём последнем труде он описывает математическую структуру природы и её законов. Речь шла не о «суеверной математике», которой пользовались астрологи, а об основной природной науке – натуральной магии, которая противопоставлена суеверию. Она учит совершать поразительные вещи, используя природные силы …

Пико делла Мирандола - Студенческий портал

Гуманистические взгляды

Философские работы Пико делла Мирандола о достоинстве человека раскрывают новый гуманистический смысл.

Исходя из античных идей, Джованни связывает два понятия человека как микрокосмоса и как центра Вселенной с христианским воззрением на сотворение его.

При этом он изменил коренной смысл последнего о том, что человек создан по образу и подобию Бога, подменяя его понятием о человеческой свободе. Пико утверждает, что человек сам является свободным творцом собственной природы.

По теории мыслителя, он обладает исключительной привилегией во всем, особенно в оценке величия мироздания, которое сотворено Богом. Привилегия дает будто право человеку возвыситься над всеми другими смертными. Образ всех остальных творений определён законами, написанными им.

Философ утверждал, что человек созидает свой образ сам. Он мыслил категориями символической мысли.

Конечно, Пико ошибался, шёл вопреки церковным канонам, смешивал все в одну систему противоречивых взглядов… Это объясняется лишь его пытливым умом и духом искателя… Он был горяч и молод, но имел отлично развитую способность к наукам.

Если говорить про идею философского труда Пико делла Мирандола о достоинстве человека, кратко раскрывая его смысл, становятся очевидными его истинные достижения. Этим выступлением Пико задумал антиципировать защиту девятисот тезисов.

Оно должно было не только стать риторическим показом, представляющим учёное рассуждение, но и снабдить его замечательным предисловием. В этой теме Джованни являет квинтэссенцию всех основных идей. Учёный указывает на точку схождения всего многообразия форм и усилий.

Если человек будет помещён в тот же самый интеллектуальный фокус, то он увидит себя как совершенно самодостаточное целое.

Читайте также:  Биологические ресурсы России и их охрана - значение и основные понятия

Пико делла Мирандола - Студенческий портал

Микрокосмос

Труд Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека» не первое произведение, в котором поднимается проблема человеческого образа как микрокосмоса. Эти взгляды имеют очень древнее происхождение. Ещё в мифологии такие мысли чётко прослеживаются.

Отличие Пико от других школ в том, что он не удовлетворяется интерпретацией этого образа в философских школах, которые говорят, что человек есть малый мир, где смешались тело, элементы и небесный дух, бессмысленное чувство и душа растений, ангельский ум и подобие Божие.

В своей речи философ обращается к человеку, говоря ему о том, что он свободен, что он способен не только спуститься к самой низкой ступени животности, но и способен подняться к высшей сфере божественного. Человек может быть тем, кем захочет, – именно так считал Пико делла Мирандола.

Гуманизм мыслителя возвышал человека как причастника всему земному и небесному. Свобода выбора делает людей космически не закреплёнными, утверждая их творческую способность к самоопределению. Человек – сам себе скульптор, сам творит свою собственную судьбу.

Будучи соединительной связью всей природы, её эссенцией, составленной из всех её соков, человек, познавая себя, познаёт в себе все.

Идея, проповедующая человека как собственного скульптора, добавляет новый смысл в религиозный взгляд на богоподобие. Согласно Джованни, Бог неспроста раз и навсегда отметил человека своею печатью и подобием своим.

Образ и подобие Божии нужно заслужить, совершить подвиг. Способность к этому заложена в природе самих людей, что и есть величайший Божий дар.

Человек не обладает как наследством, своим подлинным и глубочайшим бытием, но это бытие связано с его собственными действиями.

Пико делла Мирандола - Студенческий портал

Восхождение

Пределом свободы людей, согласно взглядам учёного, являются законы природы. Если они нарушаются, то человек утрачивает достоинство и право господствовать над прочими творениями. С концепцией свободной воли тесно связано понимание счастья как высшего блага. Чтобы достичь естественного счастья, нужно овладеть собственной природой, осознать её совершенство.

На пути восхождения от низшего к высшему мыслитель Пико выделяет три этапа:

  • познание этики для очищения от пороков;
  • упражнения в диалектике и натурфилософии для улучшения разума;
  • изучение теологии для постижения божественного;

Поднимаясь по лестнице познания, человек совершенствуется и достигает состояния счастья. Он осознаёт своё достоинство. Высшим достоинством для человека является развитие творческих способностей.

Философия – это стезя к добродетели, а теология – путь к божественному откровению, высшему наслаждению. Учение Джованни имело огромное влияние на формирование направления религиозного течения и гуманизма в Европе.

Под воздействие идей Пико попали такие мыслители, как Иоганн Рейхлин, Эразм Роттердамский, Муциан Руф, Томас Мор и другие.

Тенденции развития философской мысли Пико очень близки к Фичино и Кузанскому Н. Вообще, гуманизму присуща принципиальная открытость человеческой культуры, её богатства. Можно сказать, что в полной мере она реализовалась в произведениях Джованни, причём достаточно последовательно, а учение Пико – определённый итог всей истории развития гуманизма.

Однако если глубоко проанализировать явно неоплатонические взгляды философа, то в его суждениях часто прослеживается отсутствие свободомыслия, которое послужило причиной причисления его к гуманистам. Скорее всего, сам Пико отнёс бы себя к религиозным мыслителям. Ценность его учения заключается в том, что он обнажил узел противоречий в философии эпохи Возрождения.

Безусловно, мысли Джованни наталкивают на размышление, однако все же не могут претендовать на истинные. Это плод его собственных изысканий в поиске истины, которая лишь приоткрыла свою завесу, а дальше философ смотрел на неё через собственную призму.

Именно философия научила его зависеть от собственного мнения, а не от чужих суждений, и всегда думать не о том, чтобы не услышать зла, а о том, чтобы не сказать или не сделать его самому.

Источник: https://www.syl.ru/article/296952/djovanni-piko-della-mirandola-osnovnyie-idei

Джованни Пико делла Мирандола

Происходивший из семьи графов Мирандолы, Джованни Пико (1463—1494 гг.) с 14 лет изучал каноническое право, филологию, философию и греческий язык в университетах Болоньи, Феррары, Падуи и Павии. В 1484 г.

, будучи во Флоренции, он познакомился с Марсилио Фичино, Лоренцо Медичи и другими участниками Платоновской Академии. В 1485—1486 гг. Пико продолжал обучение в Парижском университете.

Вернувшись в Италию, он углубился в изучение еврейской Кабаллы, а также стал учить арабский, халдейский и еврейский языки.

В этот же период Пико закончил несколько сочинений, в том числе «900 тезисов по философии, каббалистике и теологии», которые должны были стать основой для публичного диспута в Риме, который Пико задумал провести в начале 1487 г. В качестве предисловия к «900 тезисам» он написал «Речь о достоинстве человека».

Тезисы к диспуту, разошедшиеся по итальянским университетам, рассмотрела комиссия, назначенная папой Иннокентием VIII и тринадцать из них признала еретическими. Необходимо также отметить, что тезисы вызывали сомнения и у некоторых друзей Пико. В марте 1487 г.

диспут был запрещен решением папы римского. В ответ Пико опубликовал «Апологию» в защиту тезисов. В результате, решением папы еретическими были признаны все 900 тезисов. Чтобы не представать перед судом инквизиции, Пико бежал в Париж, но по дороге его арестовали.

От строгого суда его спасло только заступничество Лоренцо Медичи. Освобожденный из-под ареста, Пико поселился во Флоренции. Здесь он продолжал свои занятия философией, а в 1493 г. был прощен новым папой Александром VI.

Но творческий путь Пико делла Мирандолы был прерван ранней смертью — 17 ноября 1494 г. в возрасте 31 года умер от тяжелой болезни.

Помимо уже названных, Пико делла Мирандола принадлежит еще несколько сочинений: «Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени», «Гептапл», «О Сущем и Едином» и «Рассуждение против божественной астрологии».

Джованни Пико делла Мирандолла — яркий представитель гуманистической тенденции, стремящейся к синтезу многих начал в философии. Сам Пико говорил: «Для себя же я решил, никому не присягая на верность, пройдя путями всех учителей философии, все исследовать, изучать все школы».

В этой решимости выразилось его стремление к созданию некой «единой философии», которая, совокупив достижения всех предшествующих учений, могла бы полностью ответить на все вопросы ищущего познания истины человеческого разума. Интересно, что незадолго до смерти Пико высказал мысль о возможности примирить в одном учении даже Платона и Аристотеля.

В этом смысле, он был солидарен со своим старшим товарищем по Платоновской Академии Марсилио Фичино, который разрабатывал идею создания «всеобщей религии».

Исследователи отмечают, что мировоззрение Пико делла Мирандола «носит печать многих влияний»: пифагореизма, аристотелизма и аверроизма, платонизма и неоплатонизма, христианской и арабской схоластики.

Серьезно занимался он изучением популярных в эпоху Возрождения сочинений Гермеса Трисмегиста, Зороастра, «Халдейских оракулов». Так же как и Фичино, Пико придавал большое значение магии. При этом, он попытался предать магии рациональный смысл, лишив ее ореола таинственности и «демоничости».

По его убеждению, магия — это один из способов познания высшего смысла бытия и тайн природы, т.е. «естественная магия».

Наибольшее внимание Пико делла Мирандола уделял еврейским мистическим учениям, прежде всего Каббале.

В эпоху Возрождения считалось, что Каббала имеет древнейшие корни и восходит к самому Моисею, поэтому она содержит глубинные тайные знания, передававшиеся из поколения в поколение. Так считал и сам Пико.

Позднее было установлено, что Каббала появилась намного позднее, в Средние века, а наиболее завершенный вид она получила в кругу средневековых испанских евреев XII—XIII вв.

Стоит отметить, что в еврейской теологии Каббала предназначена для обнаружения тайного смысла Танаха, как следствие, познания Божиего замысла о мире. Каббала основывается на ряде очень специфических способов познания, напрямую связанных с мистикой и магией, использующих при этом свойства еврейского языка.

Поэтому понять учения Каббалы без досконального знания еврейского языка невозможно. Это и стало причиной того, что Пико делла Мирандола занялся изучением еврейского и других древних восточных языков.

В дальнейшем, он использовал каббалистические принципы, как один из краеугольных камней всей своей философской концепции, призывая включить их в сферу общего знания, наряду с другими древними и современными ему учениями.

В философском отношении мировоззрению Пико делла Мирандола присущи пантеистические взгляды, сходные с идеями Фичино: Бог как некое абстрактное единство, обязательно присутствует во всем, однако, являя собой полноту мира, Бог находится вне мира.

По этой причине, Бог, как цельная самосущность, в принципе непознаваем.

Но так как мир одушевлен Им, то существует возможность познания мира, его души, причем, с помощью математики — пифагорейским «числом»: «Повсюду, где есть жизнь, там есть и душа, а там, где душа, есть и разум», — писал Пико делла Мирандола.

Читайте также:  Архитектура руси xiii – xv вв. - студенческий портал

Признавая Бога центром мира, Пико, в то же время, заметно смещает акценты в сторону человека, что свидетельствует об общей антропоцентрической направленности его философии. В «Речи о достоинстве человека» он повторяет, вслед за многими гуманистами, слова, приписываемые Гермесу Трисмегисту: «Великое чудо есть человек!».

А затем утверждает, что Бог поставил человека в центре всего мира: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире». Излагая собственное понимание акта Божиего Творения, Пико делла Мирандола пишет, что Бог создал человека, как «посредника между всеми созданиями», земными и небесными.

Человек не имеет ничего своего собственного, но имеет общее со всем, что было создано Богом, с каждым отдельным Божиим творением.

Поэтому человек изначально наделен свободой воли, свободой выбора. Он сам определяет свой образ по собственному решению. Человек может стать низшим, неразумным существом, а может переродиться в высшее, божественное существо.

Если же человека не удовлетворит ни одно из возможных состояний, то он может вернуться к своей изначальной единичности, и «став духом единым с Богом в уединенной мгле Отца, Который стоит над всем, будет превосходить всех».

В сочинении «Рассуждение против божественной астрологии» Пико подчеркнул, что человек находится вне иных божественных творений: «Чудеса человеческого духа превосходят чудеса небес… На земле нет ничего более великого, кроме человека, а в человеке — ничего более великого, чем его ум и душа.

Если возвыситься над ними, значит возвыситься над небесами…» Таким образом, в произведениях Пико делла Мирандола ярко прозвучал один из важнейших тезисов всей философии гуманизма — судьба человека находится в руках самого человека, ибо он облечен свободой воли.

Основной путь для совершенствования человека, для приближения к божественным существам — познание. Причем, познание с использованием всех имеющихся в арсенале средств: философии, теологии, мистики, магии.

Характерно, что именно философию Пико считал первой и важнейшей ступенью познания, ибо философия готовит человека к высшему знанию, очищает его разум, смиряет страсти, успокаивает душу.

Итальянский мыслитель утверждал, что философия, как и познание вообще, не является достоянием избранных, наоборот, философией должны заниматься все люди: «Без философии нет человека».

Сочинения Пико делла Мирандола оказали большое влияние на современников. А «Речь о достоинстве человека», впервые в полном объеме опубликованная в 1496 г., уже после смерти итальянского мыслителя, стала одни из самых ярких манифестов всей эпохи Возрождения.

Источник: https://www.portal-slovo.ru/history/35548.php

Пико делла Мирандола

‘900 тезисов’ Пико делла Мирандола (введение к ним — ‘Речь о достоинстве человека’), в которых он стремился к всеобщему ‘примирению философов’ (все религиозные и философские школы — частные проявления единой истины), были осуждены папской курией. С 1488 во Флоренции, вошел в кружок Лоренцо Медичи и флорентийских неоплатоников (Фичино); испытал воздействие Савонаролы.

Современники называли Пико ‘божественным’, видели в нем воплощение высоких устремлений гуманистической культуры. Его личность и его труды были известны всей образованной Европе. Умерший в молодом возрасте, Пико прославился княжеской щедростью, счастливой наружностью, но всего более — необыкновенным разнообразием способностей, интересов, познаний.

Происхождение и образование

Пико происходил из семьи графов Мирандола и сеньоров Конкордии, родственными узами был связан со многими владетельными домами Италии.

Четырнадцати лет поступил в Болонский университет, затем учился в Ферраре, Падуе (1480-82), Павии (1483) и Париже (1485-86), осваивая право, древнюю словесность, философию, богословие.

Он изучал новые и древние языки (помимо латинского и греческого, также еврейский, арабский, халдейский), стремясь охватить все самое важное и сокровенное из того, что накоплено духовным опытом разных времен и народов.

Творческий путь

Пико довольно рано сблизился с М. Фичино, А. Полициано, Лоренцо Медичи и некоторыми другими участниками флорентийской Платоновской академии, дух и среда которой оказались весьма благотворны для его творческих планов и религиозно-философских устремлений. В 1486 он составил ‘Комментарий к канцоне о любви Джироламо Бенивьени’ (изд.

1519) и ‘900 тезисов по диалектике, морали, физике, математике для публичного обсуждения’, лелея планы защищать их на философском диспуте в Риме в присутствии всех знаменитых ученых Италии и Европы. Диспут, намеченный на 1487, должен был открыться ‘Речью’ (изд.

1496), напоминающей скорее манифест, чем вступительное слово, и посвященной двум главным темам: особому предназначению человека в мироздании и исходному внутреннему единству всех положений человеческой мысли.

Папа Иннокентий VIII, смущенный не только смелостью рассуждений, ‘выраженных новыми и необычными словами’, о магии, кабале, свободе воли и иных сомнительных предметах, но и юным возрастом философа (ему было тогда 23 года), назначил для проверки ‘Тезисов’ специальную комиссию, которая осудила часть положений, выдвинутых Пико.

Наскоро составленная им ‘Апология’ (1487) привела к осуждению всех ‘Тезисов’. Перед угрозой преследования со стороны инквизиции в 1488 Пико бежал во Францию, но там был схвачен и заточен в Венсеннский замок. Его спасло заступничество высоких покровителей и прежде всего Лоренцо Медичи, фактического правителя Флоренции, где Пико и провел последние свои годы.

В 1489 он закончил и издал трактат ‘Гептапл, или о семи подходах к толкованию шести дней творения’, в котором, применяя тонкую герменевтику, исследовал сокровенный смысл книги ‘Бытия’. В 1492 был написан небольшой трактат ‘О сущем и едином’ (изд.

1496) — самостоятельная часть программного труда, который имел целью согласовать учения Платона и Аристотеля, но так и не был осуществлен. Не был осуществлен и другой замысел Пико — обещанное ‘Поэтическое богословие’. Незадолго до смерти, он завершил ‘Рассуждения против прорицающей астрологии’ (изд. 1496). Похоронен Пико в доминиканском монастыре Св. Марка, настоятелем которого был набожный и аскетичный Джироламо Савонарола, тесно общавшийся с философом-гуманистом в конце его жизни.

Учение

Философская антропология Пико обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного ‘я’. Вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире.

Согласно Пико, мудрость, совечная Творцу, не связана никакими ограничениями и свободно перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестации форму, соответствующую обстоятельствам.

Разные мыслители, школы, традиции, обычно противопоставляемые как взаимоисключающие, оказываются у Пико взаимосвязанными и зависящими друг от друга, обнаруживают глубокое внутреннее родство, а весь универсум знаний строится на соответствиях, явных или скрытых, то есть исполненных сокровенного смысла, постичь который доступно посвященному.

Источник: https://studizba.com/files/show/doc/175784-1-13386-1.html

Джованни пико делла мирандола (1463 – 1494)

Джованни Пико делла Мирандола – один из ярких представителей итальянского Возрождения.

Идеи Пико делла Мирандола оказали существенное влияние на гуманистическую мысль Европы, во многом определив направление дальнейшего её развития.

Центральное место в его философии занимают проблемы человеческого существования: свободы воли, интеллектуально-духовного развития и нравственного совершенствования.

Основные философские труды Пико Делла Мирандолы

  • «900 тезисов по философии, каббалистике, богословию»
  • «О сущем и едином», «Гептапл»
  • «Рассуждения против прорицающей астрологии»
  • «Речь о достоинстве человека»
  • (последняя является вступительным словом к «900 тезисам», однако может рассматриваться и в качестве самостоятельного произведения)

«Мы будем, если пожелаем, не ниже, чем они». Проблема свободы воли человека

Философия Джованни Пико делла Мирандолы – это учение о возвышенности человеческой природы, развиваемое им в духе античного гуманизма.

Не случайно уже в первых строках своей «Речи о достоинстве человека» он приводит слова, которые приписывают Гермесу Трисмегисту – легендарному мудрецу древности: «Великое чудо есть человек!».

Что придаёт особый характер человеческому существованию? Благодаря каким своим качествам человек возвышается над всеми прочими созданиями? Каковы глубинные источники человеческого духа, а также действительные основания нравственной жизни человека? Эти и другие вопросы рассматриваются итальянским философом.

Свою основную задачу Пико делла Мирандола видит в выявлении онтологических предпосылок, которые обеспечивают человеку его особое, в некотором смысле, привилегированное положение в мире. Согласно его взглядам, человек в своём интеллектуальном, духовном и нравственном развитии изначально ничем не ограничен.

Он сам устанавливает для себя тот «образец», которым будет в дальнейшем руководствоваться в своих действиях. Поступки человека выявляют его скрытую сущность, определяющую человеческое бытие.

Однако следует знать, что сама эта сущность есть внутренний мир человека, который не дан ему сразу, так сказать, в готовом виде, но формируется человеком постепенно в течение всей его жизни.

Вот как говорит об этом сам философ: «Тогда согласился Бог с тем, что человек – творение неопределенного образа, и, поставив его в центре мира, сказал: “Не даём мы тебе, о Адам, ни своего места, ни определённого образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно своей воле и своему решению. Образ прочих творений определён в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать всё, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь. Ты можешь переродиться в низшие, неразумные существа, но можешь переродиться по велению своей души и в высшие, божественные”».

Читайте также:  Организационно – централизованный период становления туризма в россии (1927 г. - конец 1960 гг.) - студенческий портал

Таким образом, в качестве существенного основания человеческого бытия Пико делла Мирандола полагает изначальную свободу человека. Схоластический тезис о том, что «сущности вещей неизменны», может быть применим ко всем вещам и существам, но не к человеку.

Для мыслителя представляется несомненным, что человек обладает независимостью в выборе для себя формы своего существования.

Как «творение неопределённого образа» человек исполнен гранями разноликого бытия, он может осуществить себя во всём, стать всем, чем пожелает.

Различные виды сущего, всё, что окружает человека в мире – неодушевлённые предметы, растения, животные и пр., – действуют каждый в строгом соответствии со своей природой, которая неизменна. Напротив, человек, единственный из созданий помещён на границе многих миров, он тот, кто заключает в себе семена и ростки разнородной жизни.

Какие кто будет возделывать, такие и прорастут и принесут свои плоды. «Возделает растительные – будет растением, чувственные – станет животным, рациональные – сделается небесным существом, интеллектуальные – станет ангелом и сыном Бога.

А если его не удовлетворит судьба ни одного из этих творений, пусть вернется к своей изначальной единичности и, став духом единым с Богом в уединенной мгле Отца, который стоит надо всем, будет превосходить всех».

Такая свобода и подвижность человеческого духа определяет саму человеческую индивидуальность. Человек, растворяя в себе всякую сущность, независим в выборе формы своего наличного бытия.

Бытие человека не может быть исчерпано до конца, ибо он сохраняет в себе возможность стать иным.

Поэтому, согласно точке зрения философа Пико делла Мирандола, человек есть производное собственных усилий: он свободен как творец самого себя.

Способность к изменению и выбору своей природы, несвязанность никакими сугубо внешними обстоятельствами составляют для Пико делла Мирандола залог свободного творчества самосозидания человека, позволяют ему по отношению к самому себе выступать с той же независимостью, с какой Бог выступает по отношению к созданному им миру.

Человек – «скульптор», который должен создать, «изваять» свою собственную самость, свою форму бытия – природного, общественного, интеллектуального и духовно-нравственного. Изменения, происходящие с ним, являются результатом свободного выбора им целей и смыслов своего существования и реализации их в деятельной активности.

Таким образом, по мысли философа, человек, в отличие от всех прочих существ, единственный, кто обликом своим обязан глубочайшим движениям своей души, ума и собственным деяниям своим, которые либо возвышают человека до уровня существа божественного, либо, напротив, низвергают его в пучину жизни примитивной – неосознанной, бездуховной и безнравственной. Однако в чём именно заключена такая божественность для человека? Подобно тому, как Бог есть всё, заключает в Себе мир, так и в душе человека заключён мир – мир разнообразных возможностей. У каждой человеческой души этот мир свой, особенный, так как душа свободна как суверен, она есть сама себе закон. Поскольку человек целиком властен над собой и есть результат собственных усилий, постольку он – бог, а именно: «человеческий, смертный бог».

Идея, что человек есть свой собственный «ваятель», даёт новое понимание христианской религиозной идеи богоподобия. Теперь уже не просто Бог раз и навсегда сотворил человека по Своему подобию, положив тем самым на него Свою печать.

Образ и подобие Божии – это не «дар», вручённый человеку, с которого бы он мог начинать свою жизнь, но духовный подвиг, который ещё надо совершить. Как само существо свободы, её наивысший и сокровенный смысл он должен быть осуществлён самим человеком. Эта свобода означает для философа, то, что человек с самого начала не заключён в рамки детерминированного, т.е.

принуждающего его к чему-либо внешним образом, бытия. Поэтому свет человеческой свободы стоит выше всякой необходимости природы и предвосхищает её.

Таким образом, у итальянского гуманиста наиболее отчётливо выражена центральная для всей ренессансной антропологии идея суверенности человека прежде всего как творца собственной сущности и бытия, причины себя и ответственного судии.

Центральное положение человека в мире

Человек как существо, которое объединяет в себе и осмысляет в едином видении то, что в мире существует отдельно, есть нечто особенное. В пятой книге «Гептапла» Пико делла Мирандола так рассуждает об этом.

«В человеке же мы ищем нечто особенное, открывающее и свойственное ему достоинство, и образ божественной субстанции, не присущей более никакой другой твари.

И в чём другом оно может заключаться, если не в том, что субстанция человека охватывает в себе по своей собственной сущности субстанцию всякой природы и полноту всего мироздания? Ведь подобно тому, как Бог есть Бог, не потому, что мыслит всё, но потому, что в самом себе соединяет и собирает совершенство истинной субстанции вещей; точно также и человек объединяет и связывает в полноте своей субстанции любую имеющуюся в мире природу. Между Богом и человеком различие в том, что Бог заключает в себе всё как начало всего, человек же заключает в себе как средоточие всех вещей».

Роль человека в судьбе мироздания трудно переоценить.

Человек наделён разумной душой, а она в высшей степени необходима, будучи связующим звеном, без которого различные крайности, сферы бытия, высшие и низшие ступени существования – физическое и духовное, природное и интеллектуальное, материальное и идеальное, земное и божественное – бежали бы друг от друга, и мир не имел бы единства. «Земные сущности покорны человеку, небесные – ему благоприятствуют, ибо он есть связующее начало и соединение небесного и земного, которые, если только он пребывает в мире с собой, не могут не быть в согласии с ним, в самом себе устанавливающем мир и союз между тем и другим». Человеческая сущность причастна природе тех и других: даже когда устремляется к высшим, не оставляет собой низших, и наоборот, погружаясь в низины бытия (материальный мир), «не покидает вершин». Отсюда его центральное положение, которое он по праву занимает в мире.

Путь окончательного формирования человеческой сущности, равно как и генезиса образов бытия, которые складываются в смысловое единство и целостность мироздания, лежит через познание. Человек, наделён многими качествами: чувственным восприятием, разумом и духом.

Благодаря их совершенному соединению в человеке, ему становятся доступны для познания различные планы бытия – мир земной (сфера чувственности), мир небесный (сфера интеллекта), мир божественный (сфера духа). Коренящееся в природе человека достоинство проявляется прежде всего в свободной деятельности разума на путях науки и знания.

Но выше всех наук Пико делла Мирандола ставит философию, целью которой является «размышление над полнотой жизни». «Без философии нет человека» – утверждает мыслитель и делает вывод о том, что занятия философией – удел не избранных, но всех людей, если они хотят сохранить в себе и приумножить дары человеческой природы.

«Я не стыжусь похвалить себя за то, что никогда не занимался философией иначе, как из любви к ней, и в исследованиях и размышлениях никогда не рассчитывал ни на какое вознаграждение или оплату, кроме формирования моей души и постижения истины, к которой я страстно стремился.

Именно философия научила меня зависеть скорее от собственного мнения, чем от чужих суждений, и всегда думать не о том, чтобы не слышать зла, но о том, чтобы не сказать или не сделать его самому».

Заметное смещение акцента с теологии на философию как силу формирующую человеческую сущность, восхваление науки оказывается закономерным явлением в развитии рационалистических тенденций в ренессансной философии XV века. Философ-гуманист Джованни Пико делла Мирандола глубоко верит в величие разума человека, силу его созидательных способностей.

Источник: http://www.SoleCity.ru/philosophy/pico-della-mirandola

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector