Поль Анри Тири Гольбах и его философия — основные сочинения и биография

Поль Анри Тири Гольбах (1723 — 1789) — французский философ немецкого происхождения, писатель, энциклопедист, просветитель, иностранный почётный член Петербургской Академии наук. В наследство от своего отца Тири получил громадное состояние, которое и позволило ему свободно заниматься просветительской деятельностью и наукой, в частности Гольбах автор нескольких десятков атеистических, естественно-научных, философских работ (таких как «Священная зараза», «Система природы», «Здравый смысл» и др.), в которых он подвергает жесткой и сатирической критике религию и священнослужителей.Пьер Абеляр - Студенческий портал

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Поль Тири Гольбах, благодаря своему благосостоянию, открыл в Париже просветительский салон, в котором собирались все виднейшие и крупнейшие мыслители того времени. Частыми гостями салона Тири были Дени Дидро, Д’Аламбер, Руссо, Гримм, Бюффон, Монтескьё, Кондильяк и многие другие.

Основные сочинения Гольбаха

  • Именно его знакомство с Дени Дидро, позже переросшее в дружбу, в огромной степени повлияло на творчество обоих мыслителей.
  • Философия Гольбаха утверждает, что окружающий мир познаваем, и источником познания являются ощущения, как отражение действительности.
  • Например, «Здравый смысл» (Здравый смысл, или Идеи естественные противопоставленные идеям сверхъестественным.

Философские взгляды Гольбаха исходят из атеистического мировоззрения, в частности его идеи о материальном мире и человеке сводились к утверждению первичности и несотворенности материального мира. Тем не менее, признавая существование у материального мира объективных закономерностей, Гольбах признает, что человек является частью природы, а следовательно, подчиняется ее законам. Материя и движение у Гольбаха неразделимы, более того, материя без движения не может существовать, материя представляет собой совокупность всех существующих тел, которые состоят из элементарных частиц — неделимых и нерушимых атомов, которые находятся в постоянном движении. Движение, же является неотделимым атрибутом материи, и также, как материя, является несотворимым, неуничтожимым и бесконечным. Поль Анри Тири Гольбах, в отличии от многих атеистов и просветителей того времени, не пострадал от преследования церкви, т.к. свою деятельность вел в глубокой конспирации; его работы издавались под вымышленными именами и с измененными датами выпуска. Однако, самая известная его книга «Система природы» 18 августа 1770 года была приговорена к публичному сожжению, а большинство его книг находились в «Индексе запрещенных книг». Атеистическое произведение Поля Гольбаха, одного из выдающихся французских просветителей — материалистов XVIII века, принадлежит к лучшим достижениям атеизма прошлого. Оно полно едкой иронии и оружием смеха. В этом одна из важнейших особенностей гольбаховских памфлетов.): «Существует обширная империя, управляемая монархом, странное поведение которого способно смущать умы его подданных. Он хочет, чтобы его знали, любили, уважали, слушались, а сам он между тем никогда не показывается, способствуя тому, чтобы представления, которые можно составить о нем, были неопределенными и неясными. Народы, живущие в его владении, имеют о характере и законах своего невидимого императора лишь те понятия, которые сообщают им министры империи; но и министры признают, что они сами не имеют понятия о своем повелителе, что его пути неисповедимы, что его цели и свойства абсолютно непостижимы; кроме того министры совершенно не согласны между собой в толковании законов, якобы исходящих от повелителя, представителями власти коего они себя называют. В каждой провинции империи они по-разному толкуют эти законы; они опровергают друг друга и называют друг друга обманщиками и подделывателями.

Распоряжения и законоположения, которые они издают, темны и непонятны, – это загадки, непосильные для разгадывания их подданными, для просвещения коих эти загадки предназначены. Законы скрытого монарха требуют истолкования; но те, кто их объясняет, вечно спорят между собой о правильности понимания этих законов.

Мало этого, они и сами с собой не согласны; все, рассказываемое ими о Скрытом властелине, является клубком противоречий; они не говорят о нем ни одного слова, которое тотчас же не было бы опровергнуто. Говорят о нем, что он чрезвычайно добр, но в то же время нет никого, кто не жаловался бы на его законы.

Читайте также:  Безработица в экономике - терминология и примеры расчетов, суть процесса

Его объявляют бесконечно мудрым, а в его управлении все противоречит разуму и здравому смыслу. Хвалят его справедливость, в то время как лучших своих подданных он ценит меньше всего. Утверждают, что он все видит, но его присутствие никому ни в чем не помогает. Говорят, что он любит порядок, но в его государстве все в запустении и беспорядке.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Он все делает сам, но действительность редко оправдывает то, что он хочет сделать. Он все предвидит, но ничего не может предупредить. Он нетерпеливо сносит оскорбления, но всякому позволяет оскорблять себя. Восторгаются его знаниями, совершенством его творений, однако его творения полны несовершенств, крайне непрочны.

Он беспрестанно занят делами, переделками, затем он починяет то, что сделал, всегда при этом оставаясь недовольным сделанным.

Во всех своих предприятиях он ставит целью собственную славу, но не может добиться этого прославления. Он трудится исключительно на благо своих подданных, а его подданные, большей частью нуждаются в наиболее необходимом. Те, кого он очевидно предпочитает, обычно менее всего довольны своей участью; их почти всегда видят восстающими против господина, величием коего они восхищаются, мудрость восхваляют, доброту прославляют, пред справедливостью трепещут, предписания воспринимают, но им никогда не следуют.

Эта империя – мир; монарх – это бог; министры – это священники; подданные – это люди.» (Отрывок из книги)

Остроумно, не правда ли? Почему бы не преподавать Гольбаха в школах, наравне с основами православия? Пусть священники пытаются опровергнуть постулаты Гольбаха. Гольбах в «Здравом смысле» просто и понятно объясняет и указывает на то, что религия и церковь — ненужный институт, структура, тормозящая развитие человечества.

«Неведение и страх – вот два столпа всякой религии. Неуверенность, которую человек испытывает в отношении к своему богу, является причиной, привязывающей его к религии. Человек боится в темноте равно физически и морально. Его страх становится для него привычным и делается потребностью; ему казалось бы, что чего-то недостает, если бы нечего было бояться.»

Неведение, невежество среди верующих — это одновременно и бич, и палочка-выручалочка для религии. Люди, в большинстве, не знают зачем верят, не знают историю того, во что верят и кому доверяют.

Источник: https://scisne.net/t-1932

Поль гольбах (1723-1789)

Поль-Анри Гольбах – французский философ-материалист и атеист, один из идеологов французской революционно настроенной буржуазии. Он был крупнейшим систематизатором учения французских просветителей.

Выступал с резкой критикой религии и идеализма, отстаивал взгляды «здравого смысла» во всех сферах науки, философии и политики.

В теории познания придерживался сенсуализма, а в политике был сторонником конституционной монархии.

Учение Гольбаха о материи и движении

Гольбах одним из первых французских философов осмыслил главные достижения И.Ньютона и, опираясь на них, создал свое учение о материи и движении. Он утверждал вечность, первичность, несотворимость материального мира, существующего независимо от человеческого сознания, бесконечного во времени и пространстве.

Материя, согласно Гольбаху, это «все то, что воздействует каким-либо образом на наши чувства». Движение является способом существования материи, «необходимым образом вытекающим из ее сущности». Поэтому материя и движение нераздельны.

Разумеется, все виды материального движения сводились Гольбахом к механическому перемещению, что было характерно для материализма XVIII столетия в целом. Понимая причинность механистически, Гольбах отрицал объективное существование случайностей. Последние он определял как явления. Причины которых нам не известны.

Природа является причиной всего существующего, а свою причину несет в себе. «Итак, если нас спросят, откуда явилась материя, мы ответим, что она существовала всегда.

Если спросят, откуда у материи появилось движение, мы ответим, что по тем же основаниям она должна была двигаться вечно, так как движение — необходимый результат ее существования, сущности и таких первоначальных свойств, как протяжение, вес, непроницаемость, фигура…»

Читайте также:  Транспортная логистика - экспедирование и управление автотранспортом

Человек как творение природы. Для Гольбаха человек, в противовес религиозным мифам, является творением природы, частью ее и подчинен ее законам.

Нет различий между человеком физическим и человеком духовным: «Человек является чисто физическим существом; духовное существо – всего лишь то же самое физическое существо…разве его личные особенности не сотворены природой? Короче говоря, физический человек действует под влиянием причин, познаваемых с помощью органов чувств, духовный человек – это человек, действующий по физическим причинам, которые нам мешают познать наши же предрассудки». Поэтому, чтобы понять свои потребности и поступки, человек должен прибегать к физике и опыту, а не к теологическим предрассудкам.

Сенсуализм. Критика теории врожденных идей Гольбаха

В своих философских взглядах Гольбах отстаивал позиции последовательного материалистического сенсуализма. Он полагал, что все идеи, которыми обладает отдельный человек, рождаются в его мозгу под влиянием ощущений: «вещи известны нам или вызывают у нас идеи лишь через посредство наших органов чувств».

Гольбах, вместе с другими энциклопедистами, разрабатывал материалистическую теорию ощущений, согласно которой все ощущения возникают в результате воздействия предметов внешнего мира на наши органы чувств.

«Ощущать, — писал он, – значит испытывать воздействия особым способом, свойственным некоторым органам живых тел и обнаруживающимся при наличии материального предмета, действующего на эти органы». Отстаивая материалистический сенсуализм, Гольбах выступал против непоследовательности Д.Локка, против теологии, идеалистического сенсуализма Дж.Беркли и учения Р.

Декарта о врожденных идеях.

«Что сказать о философе вроде Беркли, – саркастически спрашивает Гольбах, – который старается доказать нам, будто все в этом мире лишь иллюзия и химера, будто весь мир существует лишь в нас самих и в нашем воображении, и который при помощи софизмов, неразрешимых для всех сторонников учения о духовности души, делает проблематичным существование всех вещей?».

Точно так же достойны критики Декарт и его ученики, утверждавшие, что «тело не имеет абсолютно никакого отношения к ощущениям или идеям нашей души и что душа ощущала бы, видела, слышала, вкушала и осязала, даже если бы вне нас не существовало ничего материального, или телесного».

Чтобы разувериться в учении о врожденных идеях, или модификациях, запечатленных в нашей душе к моменту ее рождения, полагает Гольбах, достаточно добраться до их источника.

Мы увидим тогда, что привычные идеи, с которыми мы как бы сроднились, явились к нам через посредство некоторых из наших чувств, запечатлелись — иногда с очень большим трудом — в нашем мозгу и никогда не были неизменными, а всегда изменялись. «Мы увидим, что эти якобы присущие нашей душе идеи есть следствие воспитания, примера и в особенности привычки, которая путем повторных движений заставляет наш мозг свыкаться с известной системой понятий и приводить в определенную связь свои отчетливые или неясные идеи. Короче говоря, мы принимаем за врожденные те идеи, происхождение которых забыто нами». И остается только удивляться тому, полагает Гольбах, что Дж.Локк, выступая в целом против теории врожденных идей, остановился на полпути и вопреки своей сенсуалистической установке признавал существование врожденной идеи бога и других теологических сущностей.

Гольбах критика религии

В отношении религии Гольбах занимал непримиримую атеистическую позицию.

Причиной существования религиозных предрассудков он считал невежество, неумение понять природу, исходя из ее собственных внутренних причин: «…теологи сочинили субстанцию, совершенно отличную от тела человека, и приписали ей все свои мысли, сделав тело совершенно излишним… сделав бога посредником, связующим звеном между душой и телом».

Но если незнание природы породило богов, то просвещение должно их уничтожить. По мере просвещения рассеиваются людские страхи перед всевышним, поскольку «просвещенный человек перестает быть суеверным».

А церковникам следовало бы понять, «что тот невыразимый интеллект, которому приписывают управление миром, но ни существования, ни качеств которого не могут засвидетельствовать наши чувства, является вымышленным существом».

На основе философского учения о единстве материи и движения Гольбах опровергал не только традиционно-религиозные представления о боге-творце, но и деистическое учение о «первом толчке». Гольбах критиковал и религиозное учение о «бессмертии души».

Критика Гольбахом религии выражалась в едких памфлетах, которые ему нередко приходилось издавать анонимно и за пределами Франции.

Социально-политические взгляды Гольбаха

В своих трудах Гольбах теоретически обосновывал необходимость замены феодальных порядков новым «естественным» и «разумным» общественным строем, который в действительности оказался буржуазным обществом.

Гольбах критиковал феодальную собственность и феодальные формы эксплуатации, настаивал на необходимости ограничения королевской власти.

Не понимая специфики общественного развития, отличия природных процессов от социальных, Гольбах рассматривал любовь к «естественному» обществу как проявление разумности человека. В целом он разделял договорную теорию происхождения общества, популярную у большинства деятелей Просвещения.

С позиций «естественного» права Гельвеций признавал наиболее существенной чертой человеческой природы стремление к удовлетворению личных интересов, хотя при этом и осуждал крайний эгоизм, защищая идею гармонии личных и общественных интересов.

Таким образом, в лице Гольбаха мы видим яркого представителя французского Просвещения, одного из тех, кто теоретически подготавливал французскую буржуазную революцию, обосновывая ее необходимость требованиями разума.

Источник: http://www.SoleCity.ru/philosophy/paul-holbach

Иностранный член петербургской академии наук, «гильотинировавший бога», или автор «библии материализма»

В этом и других произведениях Гольбах говорит о необходимости просвещать общество, учил его жить по справедливым законам, боролся за освобождение людей от пагубных заблуждений; отстаивал идею о формирующей роли среды по отношению к личности.

Родился в городе Гейдельсгейме (Эдесхайм), на севере Ландау (Пфальц, Германия), в семье мелкого торговца Иоганна Дитриха. Рано лишившись родителей, был взят на воспитание своим дядей, старшим братом его матери Франциском Адамом де Гольбах, который с конца XVII в.

служил во французской армии и за отличие в войнах был удостоен титула барона. Имел огромные богатства. От дяди Франциска он получил фамилию Гольбах с баронским титулом и большое состояние, позволившее ему посвятить свою жизнь философии и просветительству.

Учился в Парижском университете, где изучал естественные науки, слушал лекции крупных учёных своего времени; изучал химию, физику, геологию и минералогию. В то же время он знакомился с философией, читая в подлинниках древних философов, изучал труды английских философов XVII-XVIII вв., в частности, сочинения Бэкона, Гоббса, Локка и др.

Имея выдающиеся знания во многих областях науки и талант популяризатора, Гольбах был привлечён к изданию «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел». В парижском салоне Гольбаха, ставшем одним из центров французского Просвещения, встречались Д. Дидро, К. А. Гельвеций, Ж. Д’Аламбер, Ж. Л. Бюффон, Ж.-Ж. Руссо и др.

Дидро особенно высоко ценил этическое учение Гольбаха. Рекомендуя в представленном русскому правительству «Плане университета» в качестве учебного пособия «Всеобщую мораль» Гольбаха, Дидро писал: «Все должны читать и изучать эту книгу, особенно юношество должно воспитываться в соответствии с принципами «Всеобщей морали». Пусть будет благословенно имя того, кто дал нам «Всеобщую мораль»».

Сочинения Гольбаха неоднократно подвергались цензуре и запрещению. Например, книга «Разоблаченное христианство» (1761) во Франции была запрещена и два раза сжигалась (1768 и 1770), в России эта книга была запрещена в 1771 г. Произведение «Священная зараза» (1768) сожжена во Франции в 1770 г.

«Систему природы» (1770), которую считали одной из самых страшных книг и справедливо называли «библией материализма», запретили и сожгли по решению французского парламента 18 августа 1770 г. Эта книга неоднократно запрещалась в России по причине «резкого материализма. отрицающего бытие божие и разрушающего основные начала веры. и нравственности».

Тем не менее 11 сентября 1780 г. П. Гольбах был единогласно избран почётным иностранным членом Петербургской академии.

В протоколе заседания
записано: «Его превосходительство господин директор перешёл к выбору новых иностранных членов, и выбор пал по соизволению конференции на следующих: г-н Поль Тири Гольбах, барон Гесс, сеньер Ленд, Вальбер, Остерик и т. д., член Прусской королевской академии наук и литературы, из Парижа».

Но почему-то о состоявшемся избрании Академия известила Гольбаха лишь в мае 1782 г. Протокол заседания конференции академии 1 июля (14 июля) 1782 г. гласит: «Секретарь представил и прочёл благодарственное письмо г-на барона Гольбаха, датированное в Париже 15 июня.

Этот иностранный академик, который получил извещение о принятии его в академию лишь спустя 20 месяцев, извиняется в том, что он медлил столь долго с благодарностью за оказанную честь». Последняя запись о Гольбахе в протоколах академии относится к 30 марта 1789 г.

, когда на заседании академии её секретарь «прочёл датированное 10 февраля письмо капитана Шенбергского драгунского полка в Париже, г-на барона Гольбаха, который извещает о смерти отца Поля Тири Гольбаха, барона Гесс, сеньера Ленд, Вальбер, Остерик и др.

, члена прусской королевской академии наук и литературы, принятого в число иностранных членов 19 сентября 1780 г. и умершего в Париже 10/22 января 1789 г.». Великий философ П. Гольбах пробыл членом русской академии наук 8 лет и 4 месяца. В России Гольбаха знали ещё и как участника перевода и издания на французском языке книги М. В. Ломоносова «Древняя Российская история». (См: Протоколы заседаний Конференции Императорской Академии наук с 1725 по 1803 г. — Т. III (1771-1785). — СПб., 1900; Протоколы заседаний Конференции Императоской Академии наук с 1725 по 1803 г. — Т. IV (1786-1803). — СПб., 1911.)

Источник: http://vuzirossii.ru/publ/istorija_filosofija/golbakh_pol_anri_paul_genrikh_ditrikh/42-1-0-4755

Поль Анри Гольбах, французский философ-материалист

Поль Анри Тири Гольбах — французский философ немецкого происхождения, писатель, энциклопедист, просветитель, иностранный почётный член Петербургской Академии наук.

Поль Анри Тири Гольбах родился в Германии в семье мелкого торговца. Унаследовав от дяди баронский титул и крупное состояние, Гольбах обосновался в Париже и посвятил свою жизнь философии и науке.

Его дом стал одним из виднейших во Франции салонов, который регулярно посещался просветительски настроенными философами и учёными. Салон Гольбаха также был основным местом встречи энциклопедистов. Его посещали Дидро, Д’Аламбер, Бюффон, Гельвеций, Руссо и др. Гостями Гольбаха также бывали английские учёные и философы Адам Смит, Дэвид Юм, Эдуард Гиббон и др.

Гольбах внес значительный вклад в Энциклопедию. Гольбах был деятельным сотрудником «Энциклопедии» Д. Дидро и Ж. Д’ Аламбера. Его перу принадлежат многие статьи по вопросам политики, религии, естествознанию, общественной морали и др.

Гольбах широко известен как автор многочисленных атеистических произведений, в которых, часто с иронией, критиковал как религию вообще, так и имеющих к ней отношение людей.

Эти книги, прежде всего, были направлены против христианства, в частности, против Римско-католической церкви.

Первым антирелигиозным сочинением Гольбаха стало «Разоблачённое христианство» (1761), за ним последовали «Карманное богословие» (1766), «Священная зараза» (1768), «Письма к Евгении» (1768), «Галерея святых» (1770), «Здравый смысл» (1772) и др.

Основное и наиболее известное сочинение Гольбаха «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» вышло в свет в 1770 году. Книга представляет собой наиболее всестороннее обоснование материализма и атеизма той эпохи. Современники называли её «Библией материализма».

«Система природы» была осуждена парижским парламентом и приговорена к сожжению вместе с атеистическими произведениями Гольбаха, а Римско-католическая церковь включила их в «Индекс запрещённых книг».

Но сам автор не подвергся преследованиям, так как авторство книг не было установлено. Сочинения Гольбаха издавались за пределами Франции под вымышленными именами и с указанием ложного места издания.

Тщательно сохраняя анонимность, Гольбах сумел избежать преследований.

Кроме произведений собственного сочинения, Гольбах издавал переведенные им на французский язык сочинения философов Лукреция, Томаса Гоббса, Джона Толанда, Энтони Коллинза, а также труды немецких и шведских учёных.

11 сентября 1780 г. Поль Гольбах был единогласно избран почетным иностранным членом Петербургской академии (membre externe). В протоколе заседания п.

3 гласит: «Его превосходительство господин директор перешел к выбору новых иностранных членов, и выбор пал по соизволению конференции на следующих: г-н Поль Тири Гольбах, барон Гесс, сеньер Ленд, Вальбер, Остерик и т. д., член прусской королевской академии наук и литературы, из Парижа».

К моменту избрания Гольбах являлся иностранным членом Берлинской академии (с 18 июля 1752), Мангеймской (c 1766).
О состоявшемся избрании Академия известила Гольбаха лишь в мае 1782 г.

Следующий официальный документ, относящийся к русскому академическому званию Гольбаха датируется июлем 1782 г. Протокол заседания конференции академии 1 июля (с. с. и 14 июля н. с) 1782 г.

Читайте также:  Вальдорфская школа - что это такое и принципы обучения

гласит: «Секретарь представил и прочел благодарственное письмо г-на барона Гольбаха, датированное в Париже 15 июня.

Этот иностранный академик, который получил извещение о принятии его в академию лишь спустя 20 месяцев, извиняется в том, что он медлил столь долго с благодарностью за оказанную честь».

Последняя запись о Гольбахе в протоколах академии относится к 1789 г. Пункт 3 протокола от 30 марта 1789 г. гласит: «он (секретарь) прочел датированное 10 февраля письмо капитана шенбергского драгунского полка в Париже, г.

барона Гольбаха, который извещает о смерти отца Поля Тири Гольбаха, барона Гесс, сеньера Ленд, Вальбер, Остерик и др., члена прусской королевской академии наук и литературы, принятого в число иностранных членов 19 сентября 1780 г. и умершего в Париже 10/22 января 1789 г.

Таким образом, Поль Гольбах пробыл членом русской академии наук 8 лет и 4 месяца.

Сочинения Гольбаха подвергались цензуре.

Разоблаченное христианство (Le Christianisme dévoilé. 1761) — во Франции книга запрещена и сожжена в 1768 и 1770 гг. в России 1771 г. Священная зараза (La contagion sacrée. 1768), сожжена во Франции в 1770 г.

Система природы (Système de la Nature. 1770). Сочинение, считавшееся одной из самых страшных книг, и справедливо называвшееся «библией (либо евангелием) материализма», 18 августа 1770 г.

запрещено и сожжено во Франции Неоднократно запрещалась в России в 1820, 1828 , 1841 по причине «резкого материализма, знаменующего эту философию, отрицающего бытие божие и разрушающего основные начала веры, политики и нравственности» . В 1855 г.

Комитет иностранной цензуры Российской Империи опубликовал список запрещаемых для опубликования книг, в котором были отмечены книги Гольбаха. В 1898 году опасаясь «адского» действия «Системы природы», разрушавшей, по словам духовных цензоров, основные начала религии, духовные власти настояли на её уничтожении .

«Здравый смысл» (Le bon sens. 1772) запрещен во Франции 10 января 1774 . В XIX в. по приговорам различных судебных инстанций был уничтожен четыре раза за оскорбление общественной «и религиозной морали»: в 1824, 1835, 1837 и 1838 гг.

Резкую оценку получили и «Обеденные беседы Гольбаха». Запретив книгу в 1830 г., духовная цензура отметила её «богохульство», «нечестие», наличие мест, «противных христианской нравственности, правительству и религии».

Сочинения Гольбаха включались в Индекс запрещенных книг. В последнем издании 1948 года («Index librorum prohibitorum. Ss.mi D.N.Pii PP. XII iussu editus. Anno MDCCCCXLVIII. Typis polyglottis Vaticanis») значились:

Источник: https://DenVistorii.ru/people/pol-anri-tiri-golbah.html

Поль Анри Тири Гольбах и его философия

Поль Анри Тири Гольбах – полное имя данного французского философа. На немецком языке ᴇᴦο имя звучит следующим образом — Пауль Генрих Дитрих фон Гольбах. Годы ᴇᴦο жизни датируется от 8 декабря 1723 года по 21 января 1789 год.

Он родился в городе Эдесхайме, умер во французской столице — Париже. Философ немецкого происхождения так и писателем, и энциклопедистом, просветителем, иностранным почётным членом Петербургской Академии наук.

Вклад Гольбаха

Гольбах сделал огромный вклад в Энциклопедию. Он написал много статей на тему политики и политических взглядов, статьи религиозного направления, по естествознанию и общественнои̌ морали и другие.

Атеистические произведения

Гольбах стал широко известным благодаря многочисленным атеистическим произведениям, где он часто иронично критиковал как религию в целом, так и отношение людей к ней. Данные книги, в первую очередь, были обращены против христианства и христианской веры, а именно, против Римско-католической церкви.

Первое антирелигиозное сочинение Гольбаха называется ʼʼРазоблачённое христианствоʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было написано в 1761 году.

Далее следуют сочинения под названием ʼʼКарманное богословиеʼʼ, дата выпуска – 1766 год, ʼʼСвященная заразаʼʼ, дата издания — 1768 год, ʼʼПисьма к Евгенииʼʼ ( 1768 год), ʼʼГалерея святыхʼʼ ( 1770 год), ʼʼЗдравый смыслʼʼ ( 1772 год) и другие.

Основное сочинение

Основным и наиболее известным сочинением Гольбаха произведение с названием ʼʼСистема природы, или О законах мира физического и мира духовногоʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ выходит в свет в 1770 году. Книга показывает картину наиболее всœестороннᴇᴦο обоснования материализма и атеизма современӊοй автору эпохи. Современники дают ей название ʼʼБиблия материализмаʼʼ.

ʼʼСистема природыʼʼ получила осуждение от парижского парламента и приговаривается к сожжению со всœеми произведениями Гольбаха атеистической направленности. Римско-католическая церковь включает их в ʼʼИндекс запрещённых книгʼʼ.

Но сам автор не подвергается преследованию, так как авторство книг никто не смог установить. Сочинения Гольбаха были изданы за пределами Франции под различными вымышленными именами и всœегда указывались ложные места издания.

Член Петербургской академии

11 сентября 1780 года Поль Гольбах единогласно избирается и становится одним ᴎɜ почётных иностранных членов Петербургской академии. На данный период Гольбах у одним ᴎɜ иностранных членов Берлинской академии. И данным членом он считается с 18 июля 1752 года. Он так находится в рядах Мангеймской академии c 1766 года. О свершившимся избрании Петербургская Академия оповестила Гольбаха только в мае 1782 года.

Цензура

ʼʼРазоблаченное христианствоʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ было написано в 1761 году. Во Франции книга запрещается и сжигается в 1768 и 1770 годах, в России в 1771 году. ʼʼСвященная заразаʼʼ датируется датой издания – 1768 год, сжигается во Франции в 1770 году. ʼʼСистема природыʼʼ — данное сочинение считается самой страшнои̌ книгой. Неофициальное её название ʼʼбиблия (либо евангелие) материализмаʼʼ.

18 августа 1770 года запрещается и сжигается во Франции. Неоднократно запрещается в России в 1820 году, в 1828 году, 1841 . Причинои̌ сожжения считается в произведение освещаются такие понятия, которые не соответствуют нормам, а конкретней резкий материализм, знаменующий данную философию, отрицающий бытие божие и разрушающий главные начала веры, нравственности и политикиʼʼ. В 1855 году Комитетом иностраннои̌ цензуры Российской Империи опубликован список запрещённых публикации книг, среди которых отмечаются книги Гольбаха. В 1898 году духовные цензоры опасаются ʼʼадскогоʼʼ действия книги ʼʼСистемы природыʼʼ, которая разрушает главные начала религии, духовные власти отстаивают мнение об её уничтожении.

Источник: http://referatwork.ru/info-lections-55/gum/view/26802_pol_anri_tiri_gol_bah_i_ego_filosofiya

Гольбах Поль Анри

Гольбах (1723 – 1789) в своем основном сочинении «Система природы» (1770) Гольбах выступил систематизатором материалистических и атеистических идей эпохи Просвещения, в этой (по выражению современников) «Библии материализма» осуществлена попытка философского осмысления механики Ньютона.

Онтология Гольбаха – это материалистический монизм. «Вселенная, это колоссальное соединение всего существующего, повсюду являет нам лишь материю и движение». Материя не сотворена, вечна, есть причина самой себя: «По отношению к нам материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства».

Все существующее в природе образовано сочетанием мельчайших материальных частиц, которые Гольбах именует «молекулами» (иногда – атомами). Общие и первичные свойства материи – протяжение, делимость, тяжесть, твердость, подвижность, сила инерции. Движение – «это способ существования, вытекающий необходимым образом из сущности материи».

Между телами действуют силы притяжения и отталкивания, инерция – особый вид сил противодействия, свидетельствующий о внутренней активности тел.

Движение Гольбах понимал преимущественно как пространственное перемещение, признавая в то же время скрытое внутреннее движение в телах, обусловленное сочетанием, действием и противодействием молекул материи.

В своем учении о причинности Гольбах развивал своеобразную «систему фатализма»: все происходящее в мире необходимо, подчинено постоянно действующим законам природы; случайных явлений нет.

В гносеологии он придерживался сенсуализма: материальные предметы, воздействуя на наши органы чувств, вызывают ощущения, на основе их образуются мысли и желания; врожденных идей нет.

Умственные способности (размышление, память, воображение) происходят от способности чувствовать.

С атеистических позиций Гольбах рассматривал проблему происхождения религии. По его мнению, религию создали страх, невежество и обман. Бог не существует, и само представление о нем получено путем соединения взаимоисключающих атрибутов – метафизических (вечность, бесконечность и т.п.

, это – отрицания человеческих качеств) и моральных (ум, воля и т.д.). Прорыв в познании природы приведет к исчезновению представлений о богах, а упразднению религии должны содействовать также отделение церкви от государства и ликвидация привилегий священнослужителей.

Источник: https://mylove.ru/groups/nauka/golbah-pol-anri/

Биография и книги автора Гольбах Поль-Анри Дитрих

Родился в Германии в семье винодела. Унаследовав от дяди баронский титул и крупное состояние, Гольбах обосновался в Париже и посвятил свою жизнь философии и науке. Его дом стал одним из виднейших во Франции салонов, который регулярно посещался просветительски настроенными философами и учеными. Салон Гольбаха также был основным местом встречи энциклопедистов.

Его посещали Дидро, Д’Аламбер, Бюффон, Гельвеций, Руссо и др. Гостями Гольбаха также бывали английские ученые и философы Адам Смит, Девид Юм, Эдуард Гиббон и др.
Гольбах внес значительный вклад в Энциклопедию. Его перу принадлежат многие статьи по вопросам политики, религии, естествознанию и др.

Гольбах широко известен как автор многочисленных атеистических произведений, в которых он в простой и логичной форме, часто с юмором, критиковал как религию вообще, так и служителей культов. Эти книги, прежде всего, были направлены против христианства, в частности, против Римско-католической церкви.

Первым антирелигиозным сочинением Гольбаха стало «Разоблаченное христианство» (1761), за ним последовали «Карманное богословие» (1766), «Священная зараза» (1768), «Письма к Евгении» (1768), «Галерея святых» (1770), «Здравый смысл» (1772) и др.
Основное и наиболее известное сочинение Гольбаха «Система природы, или О законах мира физического и мира духовного» вышло в свет в 1770 году.

Книга представляет собой наиболее всестороннее обоснование материализма и атеизма той эпохи. Современники окрестили ее «Библией материализма».
«Система природы» была осуждена парижским парламентом и приговорена к сожжению вместе с атеистическими произведениями Гольбаха, а Римско-католическая церковь включила их в «Индекс запрещенных книг».

Но сам автор не подвергся преследованиям, так как авторство книг не было установлено. Сочинения Гольбаха издавались за пределами Франции под вымышленными именами и с указанием ложного места издания. Тщательно сохраняя анонимность, Гольбах сумел избежать преследований, тюремных заключений и возможной смерти.

Кроме произведений собственного сочинения, Гольбах издавал переведенные им на французский язык сочинения философов Лукреция, Томаса Гоббса, Джона Толанда, Энтони Коллинза, а также труды немецких и шведских ученых.

Источник: https://www.rulit.me/authors/golbah-pol-anri-ditrih

Цитаты автора Поль-Анри Гольбах

Страх всегда был и будет самым верным средством обмана и порабощения людей.

Не бог создал человека по своему образу и подобию, а человек всегда творил бога по своему образцу, наделяя его своим умом, своими качествами, особенно — пороками.

Священники скоро заметили, что, работая на богов, они работали на себя, что они могут невозбранно приложить руки к дарам, обетам и жертвам, приносимым существам, которые никогда не предъявляли требований на все эти вещи.

Не будь дьявола, многие набожные люди никогда не помышляли бы ни о боге, ни о его духовенстве.

Духовенство было бы весьма недовольно, если бы его духовный труд оплачивался духовно.

Говорить, что религия недоступна разуму, значит допускать, что она не создана для разумных существ; значит согласиться с тем, что сами доктора богословия ничего не смыслят в тайнах, которые они каждодневно проповедуют.

Поклоняться богу — значит поклоняться вымыслу, созданному человеческим воображением, или попросту поклоняться тому, чего нет.

Выбор религии народом всегда определяется его правителями. Истинной религией всегда оказывается та, которую исповедует государь; истинный бог – тот бог, поклоняться которому приказывает государь; таким образом, воля духовенства, которое руководит государями, всегда оказывается и волей самого бога.

Истина являет себя лишь здоровому духу в здоровом теле.

Религия по существу своему враг человеческих радостей и человеческого благоденствия. Что такое святой с точки зрения всех религий? Это человек, который молится, постится, занимается самоистязанием, бежит от мира; которому, как сове, хорошо только в полном одиночестве.

Если бог воздерживается в течение достаточно длительного времени от применения своего правосудия и допускает зло в течение всего существования нашей планеты, какие же могут быть у нас гарантии того, что и в другом мире божественное правосудие не будет точно так же бездействовать и попустительствовать страданиям его обитателей?

Мораль есть единственный культ, единственная естественная религия человека на земле, единственное, что должно занимать его в этом мире. Только выполняя требования этой морали, мы можем считать себя выполняющими божественную волю.

Если действительно бог сделал человека тем, что он есть, то, стало быть, бог наделил его и чувством самосохранения, и стремлением к счастью. Если это бог сотворил нас разумными, значит, он пожелал, чтобы мы считались с разумом, разбираясь, где добро и зло, полезное и вредное.

Если он сделал нас существами общественными, значит, он хотел, чтобы мы жили в обществе и стремились к его сохранению и благополучию.

Мораль не имеет ничего общего с религией. Религия не только не служит основой морали, но скорее враждебна ей. Истинная мораль должна быть основана на природе человека. Мораль религиозная всегда будет зиждиться только на химерах и произволе тех людей, которые наделяют Бога языком, часто в корне противоречащем и природе, и разуму человека.

Кто такие святые? Это молящиеся, постящиеся, терзающие себя люди, которые бегут от мира, которые, как совы, радуются уединению, которые воздерживаются от всякого удовольствия, которые бегут от всего, что может отвратить их хоть на минуту от их фантастических упражнений… Что останется от людей и во что обратятся люди, если каждый захочет быть святым? Общество распадется, люди же станут дикарями.

Источник: https://citaty.info/man/pol-anri-golbah

Ссылка на основную публикацию