Полномочия органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды

На первый взгляд российская система органов государственной власти может показаться крайне запутанной,однако на деле это совсем не так. После проведённой в начале двухтысячных административной реформы все государственные институты были строго разделены по своему функционалу, что позволило ликвидировать дублировавшиеся и пересекавшиеся ранее полномочия. При этом довольно обширная категория органов в настоящее время занимается именно вопросами охраны природы и защиты окружающей среды. О том, как понять, как орган в каждом конкретном случае, сможет помочь вам в разрешении спорной ситуации, и пойдёт речь в данной главе.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Начать стоит прежде всего с того, что вся система власти разделена на три большие ветви: законодательную, исполнительную и судебную.Полномочия органов государственной власти в сфере охраны окружающей среды - Студенческий портал

В идеале предполагается, что каждая из них может в той или иной степени контролировать две другие, отчего на Западе такая система получила название «сдержек и противовесов».

Российские реалии несомненно вносят в неё свои коррективы, однако на бумаге «сдержки и противовесы» у нас также закреплены.

I. Органы законодательной власти

Итак, первая ветвь – власть законодательная. Это органы, уполномоченные принимать законы, которые служат основой для разработки и утверждения всех других нормативных правовых актов.

По сути это ключевые органы, которые одной строчкой могут пустить миллионы гектаров леса на древесину или, например, наоборот — объявить их заповедной природной территорией, на которой запрещена любая человеческая деятельность.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Коррекционная педагогика - профессиональное образование и описание направления

Оценим за полчаса!

Считается, что обычный человек в нынешних реалиях ничем не может повлиять на законодателей, однако это не так: даже самые одиозные федеральные законы можно изменить путём массового сбора подписей, организации кампаний в СМИ, а также манифестаций и пикетов (обо всех этих способах вы сможете прочесть в соответствующих главах данного пособия). Например, в феврале 2015 года Государственная Дума под давлением общественности (32 тысячи подписей на сайте Гринписа) отклонила предлагаемые поправки в Водный кодекс, которые могли разрешить сброс сточных вод в охранных зонах источников питьевой воды. В настоящее же время (июнь 2015 года) ведётся массовая кампания за ужесточение наказания за умышленные поджоги травы и предоставления полицейским полномочий по составлению соответствующих протоколов, что должно существенно снизить количество лесных пожаров в стране.

Любой федеральный закон, чтобы вступить в силу, должен пройти следующие обязательные инстанции:

1. Принятие Государственной Думой в трёх чтениях2. Одобрение Советом Федерации

3. Подписание Президентом

В каждом субъекте Российской Федерации (республике, области, крае и др.) есть собственные законодательные органы (обычно также называемые Думами или Законодательными собраниями), однако следует понимать, что их акты ни в какой части не могут противоречить законам федеральным.

При обнаружении несоответствий такой акт должен быть отменён в судебном порядке или же решением органа, принявшим его.

Отслеживать вновь принятые, а также проекты планируемых к принятию нормативных правовых актов субъектов в настоящее время можно на официальном сайте законодательного органа своего субъекта в сети интернет.

  • II. Органы исполнительной власти
  • Органы исполнительной власти федерального уровня могут существовать в одной из трёх форм:
  • А) Министерство – отвечает за принятие нормативных правовых актов в рамках своей компетенции;
  • Б) Служба – контролирует в рамках своей компетенции исполнение федеральных законов и иных нормативных правовых актов, обладая полномочиями по применению мер ответственности к нарушителям;
  • В) Агентство – осуществляет управление федеральным имуществом.

Исходя из данной структуры мы можем сделать вывод о том, что в случае выявления нарушения природоохранного законодательства следует прежде всего обращаться в Службу (и её территориальные подразделения, которые существуют на уровнях субъектов РФ), которая имеет полномочия такие нарушения пресекать. Иные органы помочь вам не смогут, так как они не обладают соответствующей компетенцией.

В настоящее время функции государственного контроля и надзора в сфере природопользования и охраны окружающей среды осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (сокращённо – Росприроднадзор), в состав которой входят 9 департаментов по федеральным округам и 71 Управление по субъектам Российской Федерации. Именно она обладает полномочиями на решение большинства вопросов, связанных с защитой окружающей среды, однако имеется ряд иных органов с более специфическими функциями.

Так, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор), у которой также имеются отдельные Управления в каждом субъекте Российской Федерации, осуществляет «государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства».

Если у вас имеются обоснованные опасения в том, что незаконная хозяйственная деятельность вызвала (или может вызвать) угрозу здоровью людей, проживающих на данной территории (например, загрязнение или осушение водоёма, который обеспечивает поступление питьевой воды), смело обращайтесь за защитой в местное Управление Роспотребнадзора.

Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), которая также включает в себя Департаменты в федеральных округах и Управления в субъектах Российской Федерации, обязана обеспечивать права граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды путём, в том числе, предоставления информации о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей среды и ее загрязнении. Заключения специалистов Росгидромета об обнаруженных нарушениях (например, о превышении концентрации загрязняющих веществ в атмосфере) могут стать сильным козырём в борьбе с нарушителями.

  1. Помимо указанных служб вопросами природоохраны занимаются следующие агентства, чей функционал угадывается из самих названий:
  2. Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы)- Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз)- Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра)
  3. Здесь ещё раз хотелось бы обратить внимание на то, что указанные агентства за редкими исключениями не уполномочены принимать меры принудительного воздействия к нарушителям (эти функции возложены на органы Росприроднадзора), однако их заключения могут быть использованы для дальнейшей защиты своих прав, в том числе, в вышестоящих и судебных инстанциях.

Все указанные выше службы и агентства находятся в прямом подчинении Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды), в чьи обязанности входит выработка государственной политики и принятие нормативных правовых актов в сфере экологии и природопользования. Таким образом, бездействие территориального органа службы или агентства может быть всегда оспорено в Федеральном органе и далее непосредственно в Минприроды.

Полную информацию о полномочиях, структуре и адресах всех перечисленных органов вы сможете найти на их официальных сайтах (http://government.ru/ministries/).

Что касается органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то здесь трудно говорить о каком-то единообразии.

Высшим должностным лицом субъекта является его Глава (губернатор), который обладает всей полнотой исполнительной власти, возглавляет Правительство субъекта и самостоятельно выстраивает систему подчинённых органов в соответствии с Конституцией (Уставом) своего субъекта.

Так, в составе исполнительных органов субъекта могут появляться такие, которые напрямую занимаются решением местных вопросов, связанных с экологией и защитой окружающей среды (Министерство природных ресурсов и экологии, Управление государственного строительного надзора, Комитет по охоте и рыболовству, Служба по охране и использованию животного мира и многие другие). Именно в данные органы рекомендуется обращаться в первую очередь, так как они могут наиболее оперативно принять требуемые меры в случае выявления нарушений.

Систему органов исполнительной власти своего субъекта можно изучить на сайте высшего должностного лица субъекта (губернатора) в сети интернет.

III. Органы судебной власти

Cуды в Российской Федерации делятся на две крупные группы: арбитражные суды и суды общей юрисдикции.

В рамках защиты экологических прав арбитражные суды вам вряд ли понадобятся, так как их компетенция – разрешение имущественных споров в основной массе исключительно между юридическими лицами (то есть организациями, а не гражданами).

А вот суды общей юрисдикции могут выносить решения по искам любого заинтересованного лица, в том числе, обязывающие прекратить те или иные нарушения или отменяющие незаконные нормативные правовые акты.

Читайте также:  Габриэль Оноре Марсель и его философия - биография и учения философа

В систему судов общей юрисдикции входят:

1. Верховный суд2. Суды субъектов3. Районные (городские) суды

4. Мировые судьи

Как видно из данной таблицы, наиболее «незначительные» дела рассматриваются мировыми судьями, при этом довольно трудно представить ситуацию, связанную с нарушением экологического законодательства, которая была бы отнесена к их подсудности. В основном в компетенцию мировых судей входит рассмотрение семейных дел, мелких имущественных споров и ряда дел об административных правонарушениях. Кроме того, система мировых судей до сих пор создана не во всех субъектах страны.

Абсолютное большинство всех рассматриваемых судами споров относится к компетенции районных (городских) судов, в том числе, в них можно оспорить действие или бездействие как местных органов государственной власти, так и непосредственно нарушителей экологического законодательства.

Если же требуется признать незаконным нормативный правовой акт органа государственной власти субъекта РФ (например, постановление губернатора области), обращаться следует напрямую в Областной суд, т.е. суд субъекта РФ.

Разграничение полномочий между органами судебной системы установлено Главой 3 Гражданского процессуального кодекса, а более подробно о том, как следует осуществлять судебную защиту своих прав, вы можете прочитать в главе «Как обращаться в органы власти в случае экологического правонарушения».

IV. Прокуратура

Особняком среди всех органов государственной власти стоят органы прокуратуры. Они не относятся ни к одной из ветвей власти, а их основная задача — надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории.

И с полным основанием можно утверждать, что наряду с Росприроднадзором именно прокуратура является тем органом, который наиболее часто приходит на помощь гражданам, ищущим справедливости в борьбе за свои экологические права, прежде всего если речь идёт о нарушениях, совершаемых самими органами государственной власти в виде принятия незаконных актов, которые могут повлечь за собой самые тяжёлые экологические последствия.

Так, прокуроры имеют право самостоятельно обжаловать в суде нормативные правовые акты органов исполнительной и законодательной власти, а с учётом того, что для составления грамотного иска и отстаивания своей позиции в суде необходимо обладать хотя бы базовыми юридическими знаниями, именно обращение в прокуратуру может стать самым действенным инструментом в борьбе за свои права. Кроме того, прокуратура осуществляет надзор и за тем, как ведётся в государственных органах, в том числе, в органах полиции работа с обращениями граждан. Если в течение контрольного срока вы не получили ответа на свою жалобу или считаете, что по фактам, изложенным в вашем письме, не была проведена надлежащая проверка, можете смело обращаться в прокуратуру с требованием принять меры как непосредственно к нарушителям экологического законодательства, так и к самим недобросовестным чиновникам.

Но и это ещё не все плюсы прокурорского надзора. В настоящее время в субъектах РФ созданы отдельные природоохранные прокуратуры, к полномочиям которых отнесено обеспечение исполнения природоохранного законодательства, контроль за соблюдением экологических прав граждан и рациональным использованием природных ресурсов.

Природоохранные прокуроры осуществляют расследование экологических преступлений, а также могут участвовать в качестве государственных обвинителей при рассмотрении дел судами – всё это делает природоохранные прокуратуры незаменимыми инструментами в нынешней борьбе граждан за свои экологические права.

Контакты природоохранной прокуратуры в своём субъекте можно найти на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ.

В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время система органов государственной власти представляет из себя довольно разветвлённую сеть с самыми обширными полномочиями.

Если прибавить к этому широчайшие возможности органов прокуратуры по надзору за всеми тремя ветвями власти, мы придём к логичному заключению, что при грамотном использовании имеющихся механизмов, прежде всего в виде оперативных обращений в указанные выше инстанции, можно с высокой долей вероятности добиться нужных результатов в максимально короткие сроки.

Однако следует учитывать и то, что несмотря на красивые постулаты, система «сдержек и противовесов» до сих продолжает оставаться «западной диковинкой», плохо приживающейся в российских реалиях.

Трудно представить себе, чтобы органы законодательной, исполнительной и судебной власти одного уровня вдруг начали в чём-то не соглашаться друг с другом, поэтому нужно быть психологически готовыми к тому, что первые результаты борьбы вас разочаруют.

Но всегда следует помнить о том, что над каждым органом существует вышестоящий, никаким образом не подконтрольный местной коррумпированной системе, и одно его решение сможет разом перечеркнуть все ваши неудачи на «первом уровне».

Источник: http://ecamir.ru/experts/Sistema-organov-gosudarstvennoy-vlasti.html

Система органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды

Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях.

Виды органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды:

    • органы общей компетенции;
    • специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере;
    • иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи.

Органы государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды общей компетенции

Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, — развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

К органам общей компетенции, осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

    1. Президент России;
    2. Правительство России;
    3. правительства (администрация) субъектов РФ.

Деятельность Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. К важнейшим функциям его управленческой деятельности можно отнести:

    • определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства;
    • нормотворчество;
    • организацию системы центральных органов исполнительной власти России;
    • гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды;
    • обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом, так и структурами в его администрации. В настоящее время такой структурой является Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета безопасности РФ.

При анализе деятельности Президента РФ по управлению природопользованием и охраной окружающей среды, нельзя не обратить внимания на очевидную тенденцию принятия им решений, уменьшающих возможности для решения в стране острейших экологических проблем. Об этом свидетельствует не только упразднение должности Советника по вопросам экологии и охраны здоровья в собственном аппарате.

Соответствующими указами Президента РФ были упразднены Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (1996 г.), созданный на его основе Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (2000 г.), Федеральная служба лесного хозяйства России, Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору России (2000 г.

) как самостоятельные органы федеральной исполнительной власти.

Компетенция Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами.

Основными актами общего характера являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Конкретные полномочия этих органов по вопросам природопользования и охраны окружающей среды определяются многими актами специального характера — федеральными и региональными законами, указами Президента РФ и др.

Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство России:

    • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;
    • осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;
    • проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» в отдельной статье определил полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологической безопасности; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Правительство РФ осуществляет деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через созданные им структуры. В аппарате Правительства РФ вопросами в данной области ведают Департамент социального развития и охраны окружающей среды и Департамент отраслевого развития (в части организации и экономики природопользования).

Специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды

На специализированные органы управления, действующие на разных уровнях, возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, экспертизой, лицензированием, экспертизой, сертификацией, контролем и т.д.

В ряду эколого-правовых проблем в России организация системы специально уполномоченных государственных органов управления в этой сфере остается наиболее острой. В последние годы Система органов государственного экологического управления  неоднократно изменялась, причем не в сторону ее совершенствования.

В настоящее время специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды включают:

  • федеральные министерства;
  • федеральные агентства;
  • федеральные службы.

Федеральные органы специальной компетенции в зависимости от выполняемых функций и решаемых задач систематизируются следующим образом:

  • Органы, выполняющие все задачи или блок природоохранительных задач: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
  • Органы, охватывающие вопросы охраны и использования отдельных природных объектов: Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство по рыболовству и др.
  • Органы, выполняющие одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов: Федеральная служба государственной статистики, Министерство внутренних дел РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная таможенная служба и др.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в настоящее время специально уполномоченными государственными органами в данной сфере являются:

  1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
    • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
    • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
    • Федеральное агентство водных ресурсов
    • Федеральное агентство лесного хозяйства
    • Федеральное агентство по недропользованию
  2. Министерство сельского хозяйства РФ
    • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
    • Федеральное агентство по рыболовству
  3. Министерство экономического развития РФ
    • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
    • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
  4. Федеральная служба безопасности Российской Федерации
  5. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды иными органами

В системе центральных органов федеральной исполнительной власти имеется ряд органов, на которые также возложены специальные задачи по государственному управлению природопользованием и охраной окружающей среды наряду с решением иных задач.

К таким органам относятся, в частности:

  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  • Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
  • Федеральная таможенная служба;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет, в частности, надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/sistema-organov-gosudarstvennogo-upravleniya-v-oblasti-prirodopolzovaniya-i-ochrani-okruzhaiuschey-sredi

Система органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования (стр. 1 из 3)

Согласно ст.71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации. Охрана окружающей среды и законодательство об охране окружающей среды в соответствии со ст.72 Конституции РФ находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст.77 Конституции РФ ).

  1. Государственное управление в области охраны окружающей среды является частью социального управления и должно рассматриваться как одна из функций Российской Федерации.
  2. В данной работе мы рассмотрим систему органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
  3. Высшими государственными органами, осуществляющими политику в области охраны окружающей среды, являются: Президент РФ , Федеральное Собрание- парламент РФ , состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, Правительство РФ , органы исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Читайте также:  Высшие семенные растения - общие признаки и значение в природе

Специальными органами, осуществляющими управление в области охраны окружающей среды, являются: Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию. Следует отметить также Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также иные органы, опосредованно участвующие в данном направлении, а также органы государственной власти субъектов РФ , органы местного самоуправления.

В науке экологического права после принятия комплексного Федерального закона «Об охране окружающей среды» выделяются различные подходы к систематизации органов управления в области охраны окружающее среды. О.Л.

Дубовик подразделяет органы, осуществляющие по закону или иному уполномочиванию государственное экологическое управление, по статусу на общие (Президент РФ , Правительство РФ , органы исполнительной власти субъектов РФ , органы местного самоуправления (муниципальные образования) и специальные (многочисленные органы федеральной исполнительной власти и их территориальные органы, а также межрегиональные органы, специально уполномоченные указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ на осуществление экологического управления); по масштабам деятельности- на федеральные и территориальные (субъектов РФ ).[1]

Несмотря на специфические полномочия тех или иных государственных органов в сфере охраны окружающей среды, в деятельности по охране окружающей среды должны принимать участие все без исключения- исходя из основного принципа охраны окружающей среды, установленного в ст.

3 Федерального закона «Об охране окружающей среды».

Основными принципами являются: обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды, международное сотрудничеств РФ в области охраны окружающей среды.[2]

Несомненно, главным государственным органом, исполняющим объем федеральных полномочий в области охраны окружающей среды, является Министерство природных ресурсов Российской Федерации (МПР России).

Действующее положение о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации утверждено постановлением Правительства РФ от 22 июля 2004г. N370.Весна и лето 2004г.

в Российской Федерации ознаменовались проведением административной реформы, в результате которой были реорганизованы, упразднены действующие органы федеральной власти и сформированы новые федеральные органы исполнительной власти и утверждены положения о них.

МПР России сегодня подведомственны: Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство по недропользованию.

МПР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов, включая управление государственным фондом недр и лесным хозяйством, использование и охрану водного фонда, использование, охрану, защиту лесного фонда и воспроизводство лесов, эксплуатацию и обеспечение безопасности водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), использование объектов животного мира и среды их обитания (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты), особо охраняемые природные территории, а также в сфере охраны окружающей среды (за исключением сферы экологического надзора).[3]

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования.

Данная служба осуществляет контроль и надзор: в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства); в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения; за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов; за использованием и охраной водных объектов; за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне; за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе; за безопасностью гидротехнических сооружений (соблюдением норм и правил безопасности), кроме гидротехнических сооружений промышленности, энергетики и судоходных гидротехнических сооружений.

  • Федеральное агентство водных ресурсов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
  • Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет ведение: государственного реестра договоров пользования водными объектами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; государственного водного кадастра в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; Российского регистра гидротехнических сооружений.
  • Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет: владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности, и управление водным фондом; выдачу, оформление и регистрацию лицензий на водопользование и распорядительных лицензий, приостановление действия и аннулирование указанных лицензий, регистрацию договоров пользования водными объектами; государственный мониторинг водных объектов, государственный учет поверхностных и подземных вод и их использования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; планирование рационального использования водных объектов, включая установление лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения) по бассейнам рек, для субъектов Российской Федерации и водопользователей по водным объектам, находящимся в федеральной собственности и др.
  • Федеральное агентство лесного хозяйства является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере лесного хозяйства.
  • Федеральное агентство лесного хозяйства в установленной сфере деятельности осуществляет следующие полномочия: организует предоставление гражданам и юридическим лицам в установленном порядке информации о лесном фонде Российской Федерации (далее- лесной фонд).
  • Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере недропользования.
  • Федеральное агентство по недропользованию организует: государственное геологическое изучение недр; экспертизу проектов геологического изучения недр; проведение в установленном порядке геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений полезных ископаемых и участков недр; проведение в установленном порядке конкурсов и аукционов на право пользования недрами.

Источник: https://mirznanii.com/a/32438/sistema-organov-ispolnitelnoy-vlasti-v-sfere-okhrany-okruzhayushchey-sredy-i-prirodopolzovaniya

Управление в области охраны окружающей среды

Охрана окружающей среды, как важного фактора для нормальной жизни граждан, является одной из приоритетных задач государственных органов. Статья расскажет о государственном управлении в сфере охраны окружающей среды

Содержание

Окружающая среда представляет собой совокупность элементов естественной природы, объектов ландшафта, не возобновляемых или частично возобновляемых природных ресурсов, создающих основу для жизнедеятельности человека.

Технический прогресс и развитие средств и способов производства систематически увеличивают последствия деятельности человечества на окружающий мир.

Охрана окружающей среды и ее экологического благополучия имеет ключевое значение не только для устранения негативных последствий техногенного мира, но и для самого существования человечества.

Государственное управление в области охраны окружающей среды

Государственное управление в области охраны окружающей среды реализуется в комплексе мероприятий, оказывающих прямое и косвенное влияние на регулируемый объект отношений. Исходя из характера полномочий государственных органов, можно выделить следующие ключевые моменты управления в этой сфере со стороны государства:

  • Комплекс мероприятий осуществляют органы, уполномоченные государством на совершение действий в области охраны окружающей среды. Если государство выступает только роли организатора конкретного мероприятия, то оно автоматически приобретает контрольные функции по отношению к субъектам, осуществляющим на практике функции охраны природного мира.
  • Юридические действия государственных органов носят властный характер и обеспечиваются средствами государственного принуждения в случае неисполнения императивных правил и предписаний.
  • В рамках государственного управления издаются нормативные акты обязательные для исполнения и обращенные к неограниченному кругу лиц.
  • За нарушение норм в сфере охраны окружающей среды в законодательстве предусмотрены санкции.

Основной задачей государственного управления является реализация функций исполнительной власти во взаимоотношениях со всеми институтами общества.

Система управления охраной окружающей среды

Система государственного управления включает в себя следующие элементы:

  • Наличие у государственных органов правомочий на решение вопросов в области охраны окружающей среды. Права и обязанности институтов государственной власти четко прописаны в нормативных актах и не подлежат расширительному толкованию. Государственные органы обязаны действовать точно в соответствии с нормами права, а реализация их полномочий осуществляется в пределах, ограниченных законодательством, устанавливающим их комптенцию. В некоторых случаях органы власти имеют возможность выступать в экологических правоотношениях как равноправный партнер (например, при реализации совместных проектов в области охраны природы).
  • Четкое разграничение полномочий между различными государственными органами. Государство наделяет каждый свой орган исключительной компетенцией, не допускающей дублирования функций различных институтов. Отраслевой и межотраслевой характер реализации государственных функций максимально точно определяет уровень полномочий конкретного органа.
  • Иерархия системы органов власти. Вся система государственного управления построена по принципу подчинения нижестоящих органов вышестоящим. На практике такая иерархия позволяет не только координировать усилия по охране окружающей среды «сверху вниз», но и осуществлять постоянный контроль за деятельностью органов низших ступеней иерархии.

В сфере экологического права и охраны природной среды государство осуществляет управление по следующим конкретным видам деятельности:

  • Правотворческая деятельность. Государство разрабатывает и принимает нормы и правила, регулирующие любые правоотношения в сфере охраны природы.
  • Правоприменительная. Принятие нормы права подразумевает ее реализацию на практике, поэтому государственные и муниципальные органы являются одновременно и субъектами правоотношений в области экологического права, т.е. выступают в роли участника конкретного мероприятия по охране либо осуществляют контроль за их проведение.
  • Юрисдикционная. В пределах своей компетенции органы власти дают указания субъектам экологических правоотношений, могут влиять на возникновение или изменение таких правоотношений. Правомочия государства включают в себя возможность и обязанность осуществлять действия, направленные на охраны природной среды. Важным признаком государственного управления в этой деятельности является соблюдение экологических прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
  • Иная властная деятельность.

Если рассмотреть конкретные проявления государственного управления, то в отношении ряда властных органов можно выделить следующие особенности:

  • Президент РФ. Издает указы и распоряжения в области охраны экологии в рамках федерального законодательства. Акты Президента носят конкретный характер и направлены на конкретные правоотношения в области экологического права (например, указы о ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций)
  • Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ. Разрабатывают систему нормативных актов в области экологии, создают особые охранные зоны, осуществляют контроль за соблюдением охранных мероприятий
  • Муниципальные органы власти. Создают местные охранные зоны и зоны особой экономической деятельности на охраняемых территориях

Механизм охраны окружающей среды

Под механизмом государственного управления охраной окружающей среды понимается комплекс мер, направленных на охрану природной среды, а также на создание благоприятных условий жизни человека. В зависимости от области применения и способу регулирования эти меры подразделяются на:

  • Организационные меры. Уполномоченные государственные структуры организуют работу общественных институтов по охране природной среды, а также сами участвуют в конкретных природоохранных мероприятиях.
  • Правовые меры. Государственные органы создают правовую базу для деятельности по охране окружающей среды путем принятия систематизированного комплекса нормативно-правовых актов.
  • Экономические меры. Предусматривают как бюджетное финансирование мероприятий в сфере охраны, так и создание рычагов экономического стимулирования общества (юридических и физических лиц).

В общем механизме охраны окружающей среды можно выделить отдельные группы, которые на практике имеют самостоятельное значение:

  • Управленческий механизм. Характеризуется наличием системы органов власти и необходимых инструментов реализации властных полномочий. Государство не только предписывает правила поведения субъектов экологических правоотношений, оно одновременно участвует в конкретных охранных мероприятиях.
  • Экономико-юридический механизм. Включает комплекс мер экономического стимулирования охраны окружающей среды, базирующийся на законодательном регулировании. Государство может оказывать прямую и косвенную помощь субъектам, занимающимся охраной природной среды; осуществляет финансирование охранных мероприятий; вводит денежные санкции за вред, причиненный окружающей среде.
  • Правовой механизм. Предусматривает наличие норм и правил, обязательных к применению всеми субъектами, а также рычаги ответственности за их несоблюдение (штрафы, санкции, возмещение вреда и т.д.). Только государственные органы уполномочены на принятие общеобязательных норм права.
  • Механизм особой охраны. Для охраны природной среды разрабатывается комплекс конкретных мер по защите природы (создание зон с особыми условиями деятельности, определение неблагоприятных территорий и т.д.).
  • Идеологический механизм. Включает в себя мероприятия по воспитанию, просвещению, обучению и повышению уровня экологической культуры населения. В этом механизме государству принадлежит организационная роль, так как осуществлять идеологические мероприятия могут любые субъекты правоотношений.
  • Международно-правовой механизм. Национальные органы власти в сфере охраны окружающей среды действуют в тесной кооперации с международными институтами, подчиняются общим нормам международного права, участвуют в совместном решении проблем охраны природного мира.

Источник: https://advokat-malov.ru/ekologicheskoe-pravo/upravlenie-v-oblasti-ohrany-okruzhayushhej-sredy.html

Ссылка на основную публикацию