Понятие и значение подведомственности гражданских дел — студенческий портал

Понятие и значение подведомственности гражданских дел - Студенческий портал

Подведомственность гражданских дел – это совокупность факторов, позволяющих определить организацию, в которую следует обращаться для разрешения споров и проблемных вопросов. Рассмотрим, что такое подведомственность, чем отличается от подсудности, какие бывают виды и как понять, куда подавать заявления и жалобы по разным категориям дел.

Что такое подведомственность?

Содержание (кликните, чтобы открыть)

Подведомственность в гражданском процессе – это понятие, разграничивающее предметную компетенцию судов, органов государственной и муниципальной власти, нотариата, и иных организаций, которым предоставляется право рассмотрения споров.

Простыми словами: подведомственность предполагает, что спор можно разрешить не только в суде, но и через другие учреждения. Однако есть исключительная подведомственность, когда конфликты разрешаются только в судах. Рассмотрим все виды более подробно.

Виды подведомственности в гражданских делах

В гражданском законодательстве подведомственность делится на несколько видов:

  • альтернативную;
  • исключительную;
  • условную;
  • императивную.

Альтернативная подведомственность

Альтернативная подведомственность подразумевает возможность обращения заинтересованного лица не только в суд, но и в другое учреждение для мирного урегулирования конфликта.

Право выбора остается исключительно за гражданином. Стороны могут заключить мирный договор или обратиться в Третейский суд, предварительно заключив соглашение.

Пример альтернативной подведомственности:

Супруги развелись, с женщиной остался ребенок. Она хотела обратиться в суд для взыскания алиментов с бывшего мужа, но тот предложил заключить соглашение, т.к. такая возможность предоставляется ст. 99 СК РФ. Стороны выбрали альтернативный вариант, и вместо суда обратились к нотариусу для заверения договора.

Исключительная подведомственность

Исключительная подведомственность означает, что для разрешения спора сторонам не нужно соблюдать досудебный порядок урегулирования, и проблема решается только в суде – другие госорганы заниматься этим не вправе.

Примеры исключительной подведомственности:

  • признание недействительным договора купли-продажи недвижимости;
  • оспаривание незаконного увольнения с последующим восстановлением на рабочем месте;
  • признание авторства;
  • лишение родительских прав;
  • признание гражданина недееспособным или пропавшим безвестно, умершим.

Как видно из представленного выше, исключительная подведомственность подразумевает рассмотрение довольно серьезных проблем и вопросов, которые другие госорганы разрешить не смогут.

Условная подведомственность

Условная подведомственность означает, что перед обращением в суд граждане и организации должны соблюсти обязательный досудебный порядок урегулирования конфликта.

Такой порядок устанавливается для следующих видов споров:

  • индивидуальные трудовые споры;
  • взыскание обязательных платежей, недоимки;
  • расторжение договора банковского счета;
  • расторжение договора аренды, найма;
  • выплаты по договору ОСАГО;
  • споры по грузо-, ЖД-, авиаперевозкам, переводкам морским транспортом, и пр.;
  • разногласия по договорам поставки.

Пример условной подведомственности:

У гражданина открыт накопительный счет в банке. После снятия суммы он захотел его закрыть, для этого написал заявление и представил его в банковском отделении. Согласно условиям финансового учреждения, закрытие счета происходит в течение 30 дней после обращения клиентов. Однако по истечении указанного срока ответа не последовало, счет не закрыт.

Гражданин повторно обратился в банк за получением объяснений, но вразумительного ответа не последовало. Он отправил письменную претензию с требованием закрыть счет и дать письменный ответ в течение 30 дней. Требования не выполнены, и тогда мужчина подал заявление о выдаче судебного приказа.

Документ был готов через 5 дней и направлен на адрес банка, договор расторгли в принудительном порядке.

Императивная подведомственность

Под императивной подведомственностью подразумевается обязательное объединение в одно дело нескольких требований, подлежащих рассмотрению в разных судах: например, в суде общей юрисдикции и арбитражном.

Важно! Если часть требований рассматривается районным, и еще одна часть – арбитражным судом, — разбирательство должно проходить в суде общей юрисдикции, если разделение невозможно (ст. 22 ГПК РФ).

Если требования разделяются, судья выносит определение об отказе в принятии иска, который должен рассматриваться арбитражным судом, и принимает требования, относящиеся к компетенции суда общей юрисдикции.

Кратко: понятие подведомственности актуально, если нужно определить, куда именно обращаться для решения проблемы.

Виды подсудности

Многие люди часто путают понятия «подведомственность» и «подсудность», в то время как между ними есть колоссальные отличия. Подсудность означает распределение разных категорий дел между судами.

Например, арбитражный суд не может рассматривать дела о взыскании алиментов, а районный – экономические споры юридических лиц.

Подсудность определяется гл. 3 ГПК РФ, где дела распределяются между разными судами:

  • мировыми;
  • районными;
  • военными или специализированными;
  • краевыми, областными, верховными судами республик;
  • верховным судом РФ.

Родовая подсудность

Родовая (предметная) подсудность определяется по предмету иска, разграничивается между судами первой инстанции по вертикали и определяется несколькими параметрами:

  • характером дела, предметом спора;
  • исковыми требованиями.

С точки зрения родовой подсудности споры делятся на подсудные мировым, районным, областным (краевым, городским, республиканским), Верховному суду РФ.

Здесь происходит разграничение компетенций судов: например, мировой не может рассматривать дела, подсудные районному, а районный не вправе разрешать споры, подведомственные областному.

Территориальная подсудность

  • При территориальной подсудности гражданские дела, подсудные судам одного уровня, разграничиваются в пространстве (по территории).
  • Простыми словами: в данном случае подразумевается выбор конкретного суда для подачи заявления в зависимости от места жительства истца или ответчика.
  • По отдельным категориям дел истец может делать выбор самостоятельно, но есть споры, где применяется исключительная подсудность, определяемая ГПК РФ.

Исключительная подсудность

Исключительная подсудность устанавливается ст. 30 ГПК РФ.

По отдельным категориям дел иски могут подаваться только в конкретные суды в зависимости от установленной территории:

  • оспаривание, установление прав на земельные участки, недра, здания, строения, нежилые и жилые помещения, снятие ареста с имущества – по адресу расположения объектов;
  • взыскание кредитной задолженности кредиторами после смерти заемщиков при вступлении правопреемников в наследство – по месту открытия наследственного дела;
  • споры по договорам перевозки – по месту расположения компаний-перевозчиков;
  • защита интересов группы лиц, в том числе по потребительским спорам – по адресу проживания или регистрации ответчика.

Пример исключительной подсудности:

Мужчина при жизни взял кредит на сумму 2 000 000 руб., через несколько месяцев умер. Остаток задолженности составил 1 700 000 руб. По закону долги наследуются в пределах стоимости наследуемого имущества. Наследственное дело открыто в другом городе, поэтому представителям банка для взыскания денег с правопреемников придется ехать туда согласно правилам исключительной подсудности.

Альтернативная подсудность

Альтернативная подсудность регламентируется ст. 29 ГПК РФ и предоставляет истцам право обращаться в любые суды: как по своему месту жительства, так и по адресу проживания ответчика.

По каким делам истец может подать заявление в судебный орган по адресу своего проживания:

  • расторжение брака, если с истцом проживает ребенок или поездка в суд по адресу проживания ответчика затруднительна из-за плохого состояния здоровья;
  • определение отцовства, взыскание алиментов;
  • возмещение вреда жизни и здоровью по вине ответчика;
  • пенсионные, жилищные споры о правах;
  • возмещение морального вреда за нарушение закона о персональных данных;
  • восстановление трудовых прав.

Договорная подсудность

Согласно ст. 32 ГПК РФ, стороны по конкретному делу могут самостоятельно изменить территориальную подсудность по предварительной договоренности.

Это возможно только до принятия иска к производству. Исключение – родовая и исключительные подсудности: они определяются ГПК РФ, поэтому по согласованию меняться не могут.

Подсудность связанных дел

Здесь подразумевается возможность предъявления иска по месту жительства одного ответчика, если их несколько и все проживают в разных местах. При объединении требований истец вправе выбрать конкретный суд самостоятельно.

Пример подсудности связанных дел:

Группа людей из хулиганских побуждений повредила автомобиль гражданина. Он обратился в полицию, их привлекли к уголовной ответственности. Собственник машины решил взыскать компенсацию за причиненный имуществу вред.

Для этого он подал в суд заявление по месту проживания одного из виновников, т.к. все зарегистрированы в разных субъектах РФ.

Кратко: в отличие от подведомственности, подсудность затрагивает исключительно суды.

Понятие используется для определения компетенции судов по конкретным делам.

Подведомственность и подсудность: отличия

Эти два понятия отличаются по критериям:

Понятие
Смысл
Порядок определения
Последствия нарушения
Подсудность Используется только по отношению к судам, разграничивает их компетенцию Определяется после уточнения подведомственности Если человек обратился не в тот суд, материалы дела передаются в соответствующий судебный орган
Подведомственность Применяется к судам, муниципальным и государственным учреждениям, иным организациям При возникновении проблемы гражданином определяется сначала подведомственность, т.е. госорган, куда следует обращаться При нарушении подведомственности делу по заявлению гражданина ход не дается

Как определить подведомственность?

Чтобы определить, куда обращаться, достаточно сделать несколько простых шагов:

  1. Определить характер проблемы. Например, споры с работодателями зачастую решаются через Государственную трудовую инспекцию, по ЖКХ – через Жилищную инспекцию.
  2. Посмотреть, есть ли основания для обращения в суд и обязателен ли досудебный порядок урегулирования.

Если основания для подачи иска есть, устанавливается предмет спора, а затем уточняется родовая подсудность. После этого нужно определиться с территориальной и узнать, куда направлять заявление – по месту жительства истца, ответчика, или расположению имущества.

Пример:

Мужчина работает в организации, за мелкое нарушение работодатель делает ему замечание с занесением в личное дело. Гражданин посчитал, что это негативно отразится на его карьере, и пожаловался в Государственную инспекцию по охране труда, т.к. с учетом правил подведомственности такие дела разрешает именно эта организация.

Однако для отмены приказа мужчине пришлось обратиться в суд, т.к. инспекция нарушений со стороны руководителя не выявила.

Согласно правилам подсудности, дело рассматривалось районным судом по месту нахождения предприятия.

Решение вынесено в пользу истца, приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности в виде замечания отменен.

Заключение Эксперта

Подведомственность гражданских дел делится на несколько категорий: альтернативную, условную, императивную, исключительную.

При определении суда, в котором будут проходить разбирательства, большое значение имеет подсудность – именно от нее зависит, куда истец будет обращаться.

Юрист. Стаж 12 лет. Специализация: семейное и наследственное право.

Если у вас остались вопросы или вам требуется помощь в судебных разбирательствах, оставьте сообщение нашим юристам. Вам ответят в короткие сроки и сделают все для быстрого решения вашей проблемы с правовой точки зрения.

Читайте также:  Русский позитивизм 19 века - основные идеи и первый роман в литературе

Ответы юриста на популярные вопросы

Хочу развестись с мужем, взыскать с него алименты на себя и ребенка. Куда мне обращаться?

Дело подлежит рассмотрению в мировом суде, если нет спора о ребенке. Заявление можно подать по своему адресу или месту регистрации ответчика – выбор предоставляется истцу.

Мы с мужем хотим развестись, но не можем согласовать, с кем останется общий сын. В какой суд подавать заявление?

Если нужно определение места жительства ребенка, иск подается в районный суд.

Мне нужно взыскать с магазина компенсацию вреда здоровью, причиненного мне при употреблении некачественных продуктов, купленных в нем. В какой суд обращаться?

Вы можете подать иск в районный суд по своему адресу или адресу ответчику – на ваш выбор.

Что делать, если я не знаю, где зарегистрирован ответчик?

В таком случае иск подается по последнему известному адресу регистрации ответчика, либо по месту расположения его имущества.

Хочу оспорить увольнение и восстановиться на рабочем месте. Куда мне обращаться?

Иски по таким делам подаются в районные суды по адресу регистрации организации-работодателя.

Не нашли ответ на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – напишите свой вопрос прямо сейчас(это быстро и бесплатно)

Консультация юриста для посетителей сайта бесплатна!

Автор статьи

Правовед. Стаж 2 года. Специализируюсь на гражданских спорах в сфере семейного права.

Источник: https://SocPrav.ru/podvedomstvennost-grazhdanskih-del

Понятие подведомственности гражданских дел и его законодательное закрепление. Виды подведомственности

ГПК РФ не дает легального определения понятия подведомственности. В юридической литературе также отсутствует определение, которое признавалось бы большинством авторов и не вызывало дискуссий.

  • Подведомственность (от глагола «ведать») означает в гражданском процессуальном праве пред­метную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых спо­ров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.
  • Иначе, подведомственность — это закрепленная законом относимость дел к ведению различных органов, полномочных их рассматривать и разрешать.
  • Институт судебной подведомственности — совокупность процессуальных норм, устанавливающих правила и условия, с помощью которых определяется возможность судебного рассмотрения и разрешения гражданских дел.
  • Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установ­ленной процессуальным законодательством, осу­ществляют (ст. 11 ГК РФ):
  • суд;
  • арбитражный суд;
  • третейский суд.

Критерии определения судебной подведомственности (из научной литературы):

  1. круг дел, отнесенных законом к ведению суда (учитывается характер дела);
  2. компетенция суда (полномочия суда на разрешение гражданских дел, отнесенных к ведению суда);
  3. судебная юрисдикция в отношении дел, отнесенных к ведению суда.

Для определения подведомственности дел различных видов су­допроизводства (искового, особого, приказного и т.д.) применяются разные правила.

Подведомственность гражданских дел судам

В соответствии со ст. 22 ГПК РФ судам подведомственны:

  1. исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
  2. дела по указанным в ст. 122 Кодекса требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;
  3. дела особого производства, указанные в ст. 262 Кодекса;
  4. дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
  5. дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;
  6. дела об оказании содействия третейским судам в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Все исковые и неисковые дела рассматриваются судами общей юрисдикции при условии, что они не относятся к категории эко­номических споров и других дел, отнесенных законов к ведению арбитражных судов (ст. 22 ГПК РФ).

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Виды подведомственности

В теории гражданского процессуального права и в законода­тельстве различают несколько видов подведомственности. Знание этих видов позволяет правильно решать вопрос о применении той или иной формы защиты права или о последовательности обращения граждан и организаций за защитой права в различные органы государства или компетентные организации.

Подведомственность конкретного правового требования может быть:

    • исключительной,
    • альтернативной,
    • условной,
    • определяе­мой по связи требований.

Исключительная подведомственность

Исключительная подведомственность означает, что конкретное юридическое дело может быть разрешено только судом и никаким иным органом, а также возможность стороны обратиться непосредственно в суд, минуя любое досудебное рассмотрение дела каким-либо органом.

Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами.

К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произве­дение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т.д.

Альтернативная подведомственность

Альтернативная подведомственность существует тогда, когда спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариаль­ном порядке, третейским судом), однако обязательность обращения в этот орган не закреплена.

Альтернативной называется подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. Например, действия (бездействие, решение) органов государственной власти, государственных и муниципальных служащих могут быть обжалованы как в суд, так и вышестоящему должностному лицу или органу.

Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).

Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам (некоторые авторы выделяют её как договорную подведомственность). Для передачи спора третей­скому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.

Условная подведомственность

Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных право­вых вопросов соблюдение предварительного внесудебного (досудебного) порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности ха­рактерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа.

Например, в силу ч. 2 ст.

138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ, и т.д.

Подведомственность дел, определяемая по связи исковых тре­бований

При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.

Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.

В ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье Ко­декса РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.

Если возможно разделение требований, судья выносит опреде­ление о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомствен­ных арбитражному суду.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-podvedomstvennosti-grazhdanskich-del-i-ego-zakonodatelnoe-zakreplenie-vidi-podvedomstvennosti

Глава 11 Подведомственность гражданских дел

Глава 11

Подведомственность гражданских дел

  • Вопросы к теме
  • 1 Понятие и виды подведомственности гражданских дел
  • 2 Судебная подведомственность гражданских дел Правовые последствия неподведомственности дела суду
  • § 1. Понятие и виды подведомственности гражданских дел
  • Понятие подведомственности. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав и охраняемых законом интересов осуществляют различные юрисдикционные органы, как государственные, так и негосударственные
  • К государственным органам, которые осуществляют правосудие, относятся суды конституционные (уставные), суды общей юрисдикции, арбитражные суды и административные суды
  • К негосударственным органам, имеющим право рассматривать гражданско-правовые споры, относятся смешанные органы (комиссии по трудовым спорам) и общественные образования (третейские суды)
  • В некоторых случаях защиту гражданских прав и охраняемых законом интересов специфическими методами осуществляют исполнительные федеральные органы и органы местного самоуправления, нотариат Но действия таких органов по защите гражданских прав можно обжаловать в суд

Коллективные трудовые споры рассматриваются в особом порядке, Предусмотренном гл. 61 ТК.

Таким образом, юридические вопросы разрешают различные государственные, смешанные и общественные органы, которые в силу указания закона имеют на это право.

Подведомственность — относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного, смешанного органа или третейского суда.

Термин «подведомственность» в правоведении употребляется для обозначения института гражданского процессуального права и как предпосылка права на обращение в суд. Подведомственность не следует смешивать с компетенцией.

Следует различать эти два понятия.

Понятие «компетенция» относится к характеристике органа, осуществляющего юрисдикционную деятельность по разрешению правовых вопросов, а понятие подведомственности определяет круг конкретных правовых вопросов, подлежащих рассмотрению данным органом.

Виды подведомственности. Традиционно подведомственность классифицируют на единичную (исключительную) и множественную.

Единичная (исключительная) подведомственность означает, что разрешить юридический вопрос может только один конкретный юрисдикционный орган. Например, установить факт нахождения на иждивении может только суд.

Множественная подведомственность означает, что юридический вопрос может быть разрешен в суде или третейском суде, в комиссии по трудовым спорам и в суде.

В некоторых случаях закон предоставляет заявителю право выбора органа, в который он может обратиться за разрешением юридического вопроса, либо предоставляет сторонам самим решить вопрос о выборе органа либо строго определяет последовательность обращения в различные органы, решающие юридические вопросы.

В этой связи различают следующие разновидности множественной подведомственности: альтернативную, договорную, императивную и условную.

Читайте также:  Антикризисная инвестиционная политика - студенческий портал

Альтернативной называют подведомственность по выбору заявителя, желающего защитить свои нарушенные права или охраняемые законом интересы.

Так, жалобы на решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих можно подавать как в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, так и непосредственно в суд. Жалобщик сам выбирает юрисдикционный орган, в который он может обратиться с жалобой.

Договорной называется подведомственность, которая определяется соглашением сторон. Например, граждане имеют право при заключении сделки в одном из пунктов договора зафиксировать, что все споры, возникающие из этого договора, будут разрешаться в конкретном третейском суде. Об этом же участники сделки могут совершить отдельную третейскую запись.

Императивная подведомственность означает, что законом установлена строгая последовательность прохождения дела по юрисдикционным органам, осуществляющим защиту прав. Так, большинство трудовых споров должны рассматриваться комиссиями по трудовым спорам.

Если работник не удовлетворен решением КТС, то он имеет право обратиться за разрешением спора в суд общей юрисдикции (ст. 390 ТК).

Заявления о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья, а также смертью кормильца в связи с исполнением трудовых обязанностей, сначала рассматривает работодатель, а в случае неудовлетворительного решения заявление подается в суд.

Условная подведомственность означает, что дело может быть рассмотрено судом при наличии предусмотренных законом условий. Например, по спорам, связанным с перевозкой груза или багажа, закон требует от сторон предварительно урегулировать спор во внесудебном порядке путем предъявления претензий.

Правильное определение подведомственности юридического вопроса или спора позволяет экономить время, регулировать нагрузку юрисдикционных органов.

§ 2. Судебная подведомственность гражданских дел

Подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции (в дальнейшем — судам) определяется ст. 22 ГПК. Основными критериями (правилами) отнесения гражданских дел к судебной подведомственности являются: субъектный состав материального правоотношения и содержание материального правоотношения. Эти два критерия Должны учитываться вместе.

Субъектами материального правоотношения являются: физические лица — граждане Российской Федерации, лица без гражданства, иностранные лица; к субъектам материальных отношений следует также отнести юридических лиц любой формы собственности: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, некоммерческие организации (потребительские кооперативы, общественные и Религиозные организации, фонды, ассоциации и союзы). Субъектами материальных отношений могут быть также: Российская Федерация; субъекты Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования. В материальные отношения могут вступать и организации, не являющимися юридическими лицами: избирательные комиссии по выборам депутатов, комиссии по организации и проведению референдумов, избирательные блоки и объединения, инициативные группы по проведению референдума и др.

Определяющим для отнесения правового конфликта к подведомственности суда является то, что одним из субъектов спорного правоотношения должно быть физическое лицо.

Характер (сущность) спорного правоотношения, как критерий разграничения подведомственности правовых конфликтов, в последние время стал играть большую роль в распределении круга правовых дел по юрисдикционным органам (И. Н. Поляков). Раньше в качестве критерия для определения судебной подведомственности учитывали содержание материального правоотношения.

В связи с принятием Конституции РФ, критерий «содержание материального отношения» потерял актуальность, так как ст. 46 Конституции провозгласила праве граждан на судебную защиту нарушенных прав, свобод и охраняемых законом интересов.

Характер спорного правоотношения означает, что если спор носит экономический характер и связан с предпринимательской деятельностью спорящих субъектов, то он отнесен к подведомственности арбитражного суда, а если спор возник из гражданских, трудовых, семейных и подобных отношений, не связанных с предпринимательской и иной экономической деятельностью, то рассмотрение и разрешение спора отнесены к подведомственности судов общей юрисдикции. На это обстоятельство указывается в п. 3 постановления №_ » Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» [74]. Кроме того, Пленум обратил внимание судов на то, что к подведомственное арбитражных судов отнесены дела по спорам между акционером и акционерным обществом, между участниками иных хозяйственных товариществ и обществ, вытекающие из деятельности хозяйственных товариществ и обществ, за исключением трудовых споров.

Указанные дела подведомственны арбитражным судам независимо от того, какие лица — юридические или физические — являются участниками правоотношений, из которых возник спор.

Все остальные споры, вытекающие из гражданских, трудовых, семейных, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, подведомственны судам общей юрисдикции (ч. 1 ст. 22 ГПК).

  1. Судам подведомственны дела приказного производства. Судебный приказ выдается, если:
  2. · требование основано на нотариально удостоверенной сделке;
  3. · требование основано на сделке, совершенной в простой письменной форме;
  4. · требование основано на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта;
  5. · заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц;
  6. · заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам;
  7. · заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы;

· заявлено органом внутренних дел, органом налоговой полиции, подразделением судебных приставов требование о взыскании расходов в связи с розыском ответчика, или должника и его имущества, или ребенка, отобранного у должника по решению суда, а также расходов, связанных с хранением арестованного имущества, изъятого у должника, и хранением имущества должника, выселенного из занимаемого им жилого помещения (ст. 122 ГПК).

  • Суды рассматривают следующие дела, возникающие из публичных отношений:
  • · по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов;
  • · по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, Должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
  • · по заявлениям о защите избирательных прав или права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;
  • · иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда.

Как видно из ст. 245 ГПК, перечень дел, возникающих из публичных отношений, не ограничен.

ГПК РФ в отличие от ГПК РСФСР и Закона РФ от 27 апреля 1993 г. (в ред. от 14 декабря 1995 г.

) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» [75] не допускает возможности оспаривания в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений. Следовательно, с 1 февраля 2003 г.

дела об оспаривании решений и действий (бездействия) учреждений, предприятий, организаций, их объединений и общественных объединений должны рассматриваться по правилам искового производства (ч. 3 п. 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. № 2).

  1. Суды рассматривают и разрешают дела особого производства:
  2. · об установлении фактов, имеющих юридическое значение;
  3. · об усыновлении (удочерении) ребенка;
  4. · о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим;
  5. · об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;
  6. · об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);
  7. · о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;
  8. · о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);
  9. · о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании,
  10. · о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;
  11. · по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;
  12. · по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства.

Данный перечень дел законом не ограничен, так как в ч. 2 ст. 262 ГПК закреплено, что федеральными законами к рассмотрению в порядке особого производства могут быть отнесены и другие дела.

Впервые закон отнес производство об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов к подведомственности судов общей юрисдикции.

Очевидно, что суды общей юрисдикции могут принимать к производству только те решения третейских судов, характер спора и субъектный состав которых позволяет отнести такие споры к подведомственности судов общей юрисдикции.

В противном случае оспаривание решений третейских судов возможно в арбитражном суде. Не все решения третейских судов можно оспаривать в государственных судах.

Если стороны в третейской записи или в договоре сделают оговорку, что решение третейского суда окончательно и обжалованию не подлежит, то такое решение не может быть предметом оспаривания в государственном суде.

Новеллой является и отнесение к подведомственное суда дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений. По данным делам действуют общие правила судебной подведомственности. Если спор не связан с предпринимательской или иной экономической деятельностью, то вопрос подведомствен суду общей юрисдикции, а не арбитражному суду.

При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции (ч. 4 ст. 122 ГПК).

Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду. В п.

6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от января 2003 г.

№ 2 указывается, что в определении суда по вопросам принятия такого дела к производству суда должны быть приведены Мотивы, по которым он пришел к выводу о возможности или невозможности разделения предъявленных требований.

Правовые последствия неподведомственности дела суду. если при подаче заявления судья обнаружит, что данное дело неподведомственно суду, то он в соответствии с ч. 1 ст. 134 ГПК выносит определение об отказе в принятии заявления.

Читайте также:  Машиностроительный комплекс, его состав и значение - студенческий портал

Если неподведомственность дела суд обнаружится в ходе подготовки дела к судебному разбирательству или в ходе судебного разбирательства в суде первой, апелляционной, кассационной или надзорной инстанций, то соответственно, судья или суд выносит определение о прекращении производства по делу (ст. 220, ч. 4 ст. 152, ст. 328, 361,ч. 1 ст. 390 ГПК). В определениях об отказе в принятии заявления и о прекращении производства по делу судья обязан указать причины отказа в принятии заявления или причины прекращения производства по делу. На эти определения могут подаваться частные жалобы и представления прокурора.

Следующая глава

Источник: https://law.wikireading.ru/11912

Кубанское агенство судебной информации

 Потапенко С.В., заведующий

  •  кафедрой гражданского  процесса
  •  и международного права ФГБОУ
  •  ВПО «Кубанский  государственный
  •  университет,  доктор юридических
  •  наук, профессор, заслуженный
  •  юрист РФ, почетный работник
  •  судебной  системы
  • Тезисы лекции по дисциплине «Гражданское процессуальное право»,
  • юридический факультет КубГУ, 2015-2016 учебный год
  • АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДВЕДОМСТВЕННОСТИ И ПОДСУДНОСТИ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ
  1. Понятие и правовое содержание подведомственности.
  2. Виды подведомственности.
  3. Разграничение подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов.
  4. Понятие и правовое содержание подсудности.
  5. Проблемы определения родовой и территориальной подсудности.
  1. Понятие и правовое содержание подведомственности

В гражданско-правовых спорах от правильного решения вопроса о подведомственности, то есть о том, какой конкретно судебный орган должен рассматривать спор, зависит реальное обеспечение права граждан и организаций на судебную защиту, доступ к правосудию. Проблема подведомственности судебных споров, прежде всего, процессуальная.

Как с полным основанием отметила Осокина Г.Л.

, «значение института подведомственности заключается в том, чтобы упорядочить, разграничить деятельность различных органов по разрешению юридических вопросов, обеспечив при этом оптимальное сочетание государственных и общественных форм защиты прав и законных интересов граждан и организаций»[1].

Осипов Ю.К. обращает внимание на то, что подведомственность выступает в качестве межотраслевого института права, выполняющего функции распределительного механизма юридических дел между различными юрисдикционными органами[2].

В ГПК РФ отсутствует легальное закрепление понятия «подведомственность». В научной литературе существует несколько точек зрения относительно определения понятия подведомственности. Например, Чудиновских К. А. определяет подведомственность путем указания на составляющие ее элементы.

Во-первых, это круг юридических дел, отнесенных к ведению того или иного юрисдикционного органа, а во-вторых, — это правовая связь, существующая между юридических делом и юрисдикционным органом, которая определяет относимость конкретной категории дел к предмету ведения этого органа[3].

Осипов Ю. К. в определении института подведомственности исходит из того, что данное понятие необходимо рассматривать в широком и узком смысле[4].

    В широком смысле, по мнению автора, подведомственность есть круг любых объектов, по отношению к которым тот или иной орган государства или общественности может осуществлять возложенные на него функции.

Подведомственность в узком смысле представляет круг материально-правовых вопросов индивидуального значения, по отношению к которым тот или иной орган вправе осуществлять функцию применения права и следовательно является частью юрисдикции.

По мнению Осокиной Г.Л., подведомственность представляет собой совокупность гражданско-процессуальных норм, устанавливающих границы полномочий  различных органов по рассмотрению и разрешению юридических дел, а также порядок их реализации[5].

Авдеенко Н. И. и Кабакова М. А. определяли подведомственность через разграничение компетенции различных органов по защите гражданских прав[6].

Тараненко В. Ф. трактует подведомственность как круг дел, отнесенных законом к ведению того или иного органа[7].

По мнению Треушникова М.К., правовое понятие «подведомственность» происходит от глагола «ведать» и означает в гражданском процессуальном праве предметную компетенцию судов[8]

Ярков В. В. рассматривает подведомственность как относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и других юридических дел к ведению того либо иного государственного и иного органа, это свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами[9].

Щепалов С.В. считает, что подведомственность – это относимость дела к компетенции определенного правопримененительного органа[10].

В нашем понимании применительно к гражданскому судопроизводству под судебной подведомственностью, прежде всего, следует понимать круг гражданских дел, которые соответствующие суды вправе рассматривать и разрешать по существу.

Иными словами, это компетенция суда как органа государственной власти.

Подведомственность, с другой стороны, это институт гражданского процессуального права, включающий в себя нормы, определяющие какие дела подлежат рассмотрению в каких судах.

Подведомственность конкретного правового требования может быть исключительной, условной, альтернативной, договорной и определяемой по связи требований.

Исключительная (или единичная) подведомственность озна­чает, что из всей совокупности юрисдикционных органов лишь один из них уполномочен законом на рассмотрение и разрешение данного конкретного дела. Например, только судам общей юрисдикции подведомственны дела о восстановлении на работе или об усыновлении.

Условная подведомственность означает, что для определенной категории споров или иных право­вых вопросов соблюдение предварительного внесудебного порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду.

Например, согласно ст. 121 УЖТ РФ[11] до предъявления против перевозчи­ка иска, возникшего в связи с осуществлением перевозок пасса­жиров, багажа, ему может быть предъявлена претензия.

Несоблюдение заинтересованным лицом установ­ленного федеральным законом или предусмотренного догово­ром сторон обязательного для данной категории дел досудебного порядка урегулирования спора либо непредставление заинтере­сованным лицом документов, подтверждающих его соблюдение, является основанием для возвращения искового заявления (п. 1 ч. 1 ст. 135 ГПК РФ).

Альтернативная подведомственность означает, что дело отне­сено законом к ведению различных юрисдикционных органов (как судебных, так и несудебных), право выбора одного из которых принадлежит заинтересованному лицу. Например, в со­ответствии с ч. 1 ст.

254 ГПК РФ заявление об оспаривании ре­шения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государ­ственного или муниципального служащего, которое нарушает права и свободы, может быть подано гражданином или органи­зацией непосредственно в суд либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Рассмотрение вышестоя­щим органом или должностным лицом такого дела по существу не лишает заинтересованное лицо права на обращение в соот­ветствующий суд в дальнейшем.

Альтернативная подведомственность имеет место также в случаях передачи дела на разрешение третейского суда.

Договорная подведомственность означает, что дело может быть рассмотрено не в одном, а в нескольких юрисдикционных органах по выбору спорящих сторон, основанному на обоюдном согласии, т. е. договоре.

Договор о передаче дела на рассмотре­ние и разрешение в тот или иной юрисдикционный орган представляет собой соглашение сторон об изменении установленной законом подведомственности конкретного дела в случаях, когда такое изменение допускается законом.

Например, дела, возникающие из гражданских правоотношений, подведомст­венные судам общей юрисдикции, могут быть переданы по со­глашению сторон на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом (ч. 3 ст. 3 ГПК РФ).

Альтернативная подведомственность отличается от договор­ной тем, что выбор юрисдикционного органа осуществляется одной, а не обеими сторонами, в связи с чем для ее реализации согласие обеих сторон не требуется.

Подведомственность по связи требований – это особый вид подведомственности.

  При объединении нескольких связанных между собой тре­бований, из которых одни подведомственны суду, а другие — ар­битражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно. Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований[12].

На этот счет в ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье ГПК РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрис­дикции.

Если возможно разделение требований, судья выносит опреде­ление о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомствен­ных арбитражному суду.

  1. Разграничение подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов

Проблема разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами весьма актуальна, что обусловлено функционированием двух ветвей судебной власти, рассматривающих частно-правовые и публичные споры.

Институт подведомственности служит для разграничения полномочий судов общей юрисдикции и арбитражных судов, исходя из их компетенции по защите прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и других лиц.

Разрешение проблем, возникающих при разграничении полномочий названных судов, имеет не только теоретическое, но и важное практическое значение, поскольку правильность определения подведомственности судебных споров напрямую связана с реализацией принципа доступа каждого к правосудию.

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал на то, что из гарантированного Конституцией РФ (ч. 1 ст.

46) права каждого на судебную защиту прав и свобод не следует возможности выбора по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются исходя из Конституции РФ федеральным законом[13].

Разграничивая подведомственность судов общей юрисдикции и арбитражных судов следует, прежде всего, учитывать, что последние являются специализированными судами, поэтому их компетенция более детально определена законом. Очевидно, исходя из этого в ч. 3 ст.

 22 ГПК установлено общее правило разграничения подведомственности дел между судами общей юрисдикции и специализированными арбитражными судами: суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают все указанные выше дела (ч. 1 и 2 ст.

 22 ГПК), за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Поэтому, решая вопрос о разграничении подведомственности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами необходимо обращаться не столько к нормам ГПК РФ, сколько к положениям АПК РФ.

Традиционно основными критериями разграничения компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами по рассмотрению гражданских дел являются характер спорных правоотношений и их субъектный состав[14]. Однако из этого общего правила имеются многочисленные исключения (п. 4 ст. 27, ст. 33 АПК РФ), дающие основания говорить о доминирующем значении характера спора.

Вопросы разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами разъяснены в  п.п. 3  – 7 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 января 2003 г. N 2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального кодек

Источник: https://pro-sud-123.ru/science/studentu/tezisy-lektsii-po-distsipline-grazhdanskoe-protsessualnoe-pravo-aktualnye-problemy-podvedomstvennost/

Ссылка на основную публикацию