Правила формирования отношений — студенческий портал

Формирование межличностных взаимоотношений студентов

Матяш Анастасия Дмитриевна

студент 3 курса факультета коммерции и маркетинга Кемеровского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова (бывш. РГТЭУ), г. Кемерово

E-mail: anastasiyamatyash@rambler.ru

Григорьева Светлана Аркадьевна

научный руководитель, доцент кафедры физического воспитания Кемеровского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова (бывш. РГТЭУ), г. Кемерово

E-mail: grigoreva@kemcity.ru

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье» — состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Специалисты считают, что обеспечение здоровья и функциональные резервы организма зависят от внешних (экзогенных) и внутренних (эндогенных) факторов [7]. Экзогенные факторы в значительной степени регулируются обществом, они включают в себя социальные факторы (быт, работа, воспитание), которые являются определяющими в формировании образа жизни.

Эндогенные факторы состоят из индивидуального генофонда, который детерминирует физиологические возможности человека с момента его рождения — пол, возраст, этническая принадлежность, наследственность с конституционными особенностями, формирование отдельных органов и систем, их взаимодействие, индивидуальные особенности обменных процессов.

Специалисты предупреждают, что на ухудшение здоровья человека влияют 4 группы факторов:

1.  Несоблюдение здорового образа жизни.

2.  Плохая экология.

3.  Санитарно-гигиеническая безграмотность, низкий уровень культуры здоровья, некачественное медицинское обслуживание.

4. Психоэмоциональное напряжение и стресс, которые являются ключевыми критериями в обеспечении здорового образа жизни, так как желание его соблюдать зависит, прежде всего, от нормального психического состояния человека.

Одним из важнейших критериев обеспечения здорового образа и стиля жизни являются благоприятные межличностные взаимоотношения. В свою очередь, неблагоприятные взаимоотношения ведут к нарушениям настроения, возникновению психического напряжения, стрессов и физическим недомоганиям.

Межличностные взаимоотношения — это отношения, складывающиеся между отдельными людьми [1]. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутренний мир человека.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма.

Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создает условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни [6].

Одной из таких площадок является пора студенчества. Студентами являются молодые люди, обучающиеся в высших учебных заведениях. Термин «студенчество» собирает в себя такие понятия как: социально-демографическая группа и определенное общественное положение, роль и статус; особая фаза социализации [4].

Самочувствие и оценка обучающимся психологического климата во многом зависит от того, как он воспринимает группу, в которой ему приходится работать, что представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие.

В период обучения студенты бывают вовлечены во множество взаимоотношений — с одногруппниками, однокурсниками, преподавателями, учебным персоналам и т. д.

В этом возрасте большая часть студентов предпочитает объединяться не только по принадлежности к определённой академической группе, но и по интересам (посещение клубов, секций, занятий) [2].

Всё вышеперечисленное активно влияет на формирование социальных ролей и межличностных взаимоотношений; при этом, по мнению специалистов, чем больше у человека социальных ролей и социального общения, тем большим опытом он будет обладать при построении взаимоотношений.

Социальный опыт индивида — опыт участия человека в различных видах деятельности и межличностноговзаимодействия при исполнении комплексасоциальныхролей, наложивший отпечаток на понимание жизни и отношение к ее различным проявлениям, определивший содержание установок и знаний человека, уровень развитияегоумений и навыков.

Социальный опыт всегда является результатом активного взаимодействия человека с окружающим миром. Овладетьсоциальнымопытом — значит не просто усвоить сумму сведений, образцов, а научиться тем способам деятельности и общения, результатом которых он (опыт) и является [3]. П. Линвилл считает, что сложность личности, характеризуемая большим социальным опытом, многогранность самосознания лучше всего защищают человека от стрессов [5].

На примере студентов Кемеровского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова мы попытались проанализировать, как они оценивают взаимоотношения внутри академических групп, сколько социальных ролей они играют в обществе и как меняется динамика их взаимоотношений в течение трех первых курсов обучения в вузе.

Цель исследования — получение новых научных знаний о взаимоотношениях студентов.

Задачи исследования:

1.  Выявить количество социальных ролей студентов 1—3 курса.

2.  Оценить формирование межличностных взаимоотношений студентов на 1—3 курсе обучения в вузе.

Методы исследования: анализ научной и научно-популярной литературы; анкетирование; методы статистической обработки данных.

Организация и результаты исследования. Исследование было организовано и проведено в Кемеровском институте (филиале) Российского государственного торгово-экономического университета. В исследовании принимали участие 58 студентов (из них: студенты первого курса в количестве 14 человек, второго курса — 18, третьего — 26), которые отвечали на нижеприведенные вопросы.

Анализ ответов на вопрос анкеты «Как ты оцениваешь свое отношение к одногруппникам по пятибалльной шкале?» показал, что среди студентов 1 курса половина оценивает на «4». Начальная стадия обучения подразумевает знакомство с группой, интуитивно студенты окрашивают позитивно свое отношение к одногруппникам, обосновывая тем, что они открыты для контакта.

В течение обучения колебание процентов на уровне «4» совсем незначительное, что, в основном, оправдывает ожидания первокурсников и подтверждает позитивное отношение учащихся к одногруппникам.

Однако в данной таблице присутствует довольно большой процент отношения на уровне «3», особенно на третьем курсе.

Данное явление объясняется долгим знакомством, которое не всегда положительно сказывается на отношениях и может порождать конфликты среди обучающихся внутри группы.

  • Если касаться общей статистики, то больше половины опрошенных студентов склонны к положительной и наивысшей оценке отношений с одногруппниками, что подтверждает достаточный для данного возраста и социального положения уровень социализации.
  • Таблица 1.
  • Оценка отношений студентов к одногруппникам
Вопрос «Твоё отношение к одногруппникам по 5-ти балльной системе», %
Варианты
Ответов
1 2 3 4 5
1 курс (n=14) 7 7 50 36
2 курс(n=18) 6 11 56 28
3 курс(n=26) 31 42 27
Студенты (N=58) 4 11 48 29

Ответы на вопрос: «Как, на твой взгляд, группа относится к тебе?» показали, что большинство опрошенных расценивают отношение одногруппников к себе, как «хорошее» и «положительное».

Стоит также обратить внимание, что ¼ всех опрошенных испытывают недостаток комфортного общения с людьми, с которыми проводят большую часть времени данного отрезка своей жизни.

Процент довольно высок, что позволяет говорить о высокой возможности возникновения и развития у студентов комплексов, связанных со сложностью нахождения собственного места в обществе, идентификацией своей личности, ощущения своей индивидуальности, общения в социуме.

Таблица 2.

Оценка отношений одногруппников к студенту, по его мнению

Вопрос «Как, на твой взгляд, группа относится к тебе?», %
Варианты
Ответов
Душа
Компании
Положительно Безразлично Отрицательно
1 курс (n=14) 36 36 28
2 курс(n=18) 33 50 17
3 курс(n=26) 23 42 31 4
Студенты (N=58) 29 43 26 2

Анализ вопроса: «Есть ли у тебя близкий друг в группе?», отразил уровень сплоченности студентов. Больше половины опрошенных ответили положительно на данный вопрос. Примечательно то, что, несмотря на наличие близких друзей в группах, студенты отмечали, что не всегда могут быть довольны отношением целой группы к себе.

При этом была замечена следующая тенденция: студенты, которые имеют друзей в группе, переносили свое положительное отношение к данным людям на всю группу, и также отношение данных нескольких людей переносили как положительное отношение всей группы.

Также было замечено, что довольно высок процент тех, кто отмечал наличие друзей в группе, но таких, с которыми за пределами ВУЗа общения у студента нет.

Таблица 3.

Наличие близких отношений студентов внутри группы

Вопрос «Есть ли у тебя близкий друг в группе?», %
  1. Среднее
  2. количество
  3. близких друзей
Варианты
ответов
Да Нет
1 курс (n=14) 50 50 3
2 курс(n=18) 100 2
3 курс(n=26) 69 31 2
Студенты (N=58) 74 26 2

Уровень сплоченности группы мы попытались выявить у студентов, задавая им вопрос: «Готов ли ты помочь одногруппнику в возникшей у него проблеме?» Как правило, почти все студенты отвечали положительно на данный вопрос, что свидетельствует как о высоких моральных качествах и воспитании опрашиваемых, так и о желании быть в малой группе «на хорошем счету».

Таблица 4.

Уровень сплоченности одногруппников

Вопрос «Готов ли ты помочь одногруппнику в возникшей у него проблеме?», %
Варианты
ответов
Да Нет
1 курс (n=14) 93 7
2 курс(n=18) 100
3 курс(n=26) 81 19
Студенты (N=58) 90 10

Касаясь вопроса о социальном опыте, еще раз отметим зависимость между количеством социальных ролей, которые несут в себе студенты и уровнем их подготовки к взаимодействию с обществом: чем больше показатель, тем студент более социализирован. Для удобства студентов в анкете были приведены примеры социальных ролей (сын/дочь, брат/сестра, студент, староста, юноша/девушка и т. д.). Нормой и оптимальным количеством в данном вопросе является показатель «от 5 до 8».

На первом курсе студенты характеризуются небольшим кругом взаимодействия внутри группы и за пределами вуза. Как правило, с каждым годом количество ролей у студента возрастает, данная тенденция прослеживается и в ниже приведенной таблице.

Таблица 6.

Уровень подготовки студентов к взаимодействию с обществом

Вопрос «Сколько социальных ролей ты в себе несешь?», %
Варианты
ответов
24 58 9 и больше
1 курс (n=14) 57 38 7
2 курс(n=18) 39 44 17
3 курс(n=26) 27 54 19
Студенты (N=58) 38 47 15

Анализ последнего вопроса помогает отразить целостную картину взаимодействия студента с одногруппниками.

Несмотря на довольно высокие проценты вышеприведенных ответов, которые показывают хороший уровень социального развития студентов и их положительной ролью в группе, почти половина опрошенных заявила, что атмосфера внутри студенческих групп является некомфортной.

Читайте также:  Пелопоннес в viii-vi вв. до н.э. общие условия развития. - студенческий портал

Также стоит обратить внимание на то, что большинство студентов отметили существование небольших группировок, объединений внутри одной группы, что приводит в целом к разобщению студентов.

Как правило, данные группы не контактируют между собой, и отношение внутри этих малых групп автоматически проецируется на большую группу: если студенту комфортно в малой группе, он склонен преувеличивать свое отношение и отношение целой группы к нему. Если же студент не смог вписаться ни в одну из существующих групп, то и в процент некомфортного пребывания в общей группе возрастает.

Таблица 7.

Оценка студентами внутригрупповой психологической атмосферы

Вопрос «Устраивает ли тебя атмосфера общения, которая существует в твоей студенческой группе?»
Варианты
Ответов
Да Нет Безразлично
1 курс (n=14) 36 43 21
2 курс(n=18) 50 17 33
3 курс(n=26) 27 54 19
Студенты (N=58) 36 40 24

Список литературы:

  1. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений — СПб., «Питер», — 2009. — 194 с.
  2. Немов Р.С. Социальная психология: краткий курс / учебник — СПб., «Питер», — 2008. — 112—117 с.
  3. Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся: Открытый класс.— [Электронный ресурс] — Режим доступа. URL: http://www.openclass.ru/(дата обращения 11.12.12)

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/vii/31015

Особенности межличностных отношений в студенческой группе

Данилова Е. Л. Особенности межличностных отношений в студенческой группе [Текст] // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 70-72. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3474/ (дата обращения: 20.03.2020).

Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека, переходный от юности к зрелости. Юношеский («студенческий») возраст, юношеский период — это начало самостоятельной, взрослой жизни.

В юношеском возрасте выделяются следующие возрастные периоды: 16–17 лет — ранняя юность, 17–20 лет — собственно юность, 20–21 год — поздняя юность. Эти возрастные периоды имеют свою специфику, но, при этом, обладают многими общими характеристиками.

В исследованиях Б. Г. Ананьева, Н. В. Кузьминой, А. А. Реан, В. И. Слободчикова, В. А. Сластенина, Е. И.

Степановой и ряда других исследователей накоплен значительный эмпирический и теоретический материал, позволяющий говорить о том, что межличностные отношения студентов обуславливается, во-первых, возрастными особенностями данной социальной группы, во-вторых, особенностями присущей ей деятельности.

Профессиональная подготовка в вузе проходит на основе вовлечения будущего специалиста в такие виды деятельности как учебная, научно-исследовательская и общественная деятельность.

Учебная деятельность выступает основным видом деятельности студента, занимающим наибольший объем времени во всем процессе подготовки будущих специалистов.

Научно-исследовательская деятельность исполняется в процессе участия в работе различных научных сообществ и объединений.

Общественная работа позволяет значительно обогатить социальный опыт студентов в сфере построения межличностных взаимодействий, сформировать у них позитивные личностные черты.

В период обучения в вузе студенты проявляют себя также в эстетической и досуговой видах деятельности, которые в случае их положительной направленности оказывают позитивное влияние на личностно-профессиональное развитие молодых людей, позволяют существенно обогатить содержание их межличностного взаимодействия.

Пестрота национального, социально-экономического состава молодых людей, обучающихся в вузе, присущего им интеллектуального, креативного потенциала, развитость профессиональных и общекультурных интересов и ценностных ориентаций и т. д.

делает среду студенческой молодежи достаточно неоднородной.

Данная неоднородность проявляется на уровне познавательной активности молодых людей, их ориентации в установлении трудовых отношений, а также на качественном и содержательном состоянии выстраиваемого ими межличностного взаимодействия.

Среди множества факторов — экономических, политических, культурных и т. д. — высоко значимой для построения и развития межличностных отношений студентов выступает среда, формируемая в рамках вуза.

Образовательная среда включает в себя ряд структурных единиц, оказывающих влияние на личность. В интерпретации Г. А. Ковалева она состоит:

  1. физическое окружение (архитектура здания вуза, размеры, находящихся в нем учебных помещений и т. д.);

  2. человеческие факторы (личностные, статусно-ролевые, возрастные, национальные и иные особенности обучающихся);

  3. программы обучения (стиль преподавания, особенности контроля и оценки и т. д.).

Несмотря на прослеживающееся влияние всех обозначенных структурных единиц образовательной среды на межличностные отношения студентов, в качестве ведущих для их построения в психологии рассматривается человеческий фактор.

Студенческая академическая группа, которая является первой и основной ячейкой, где формируется личность будущего специалиста. Студенческая группа — сложное и многообразное социальное явление, которое развивается по объективно существующим законам, законам общения.

Мощное социализирующее воздействие на личность студента оказывает сама студенческая среда, особенности студенческой группы, в которую входит человек, особенности других референтных групп.

В студенческой группе происходят динамичные процессы структурирования, формирования и изменения межличностных, эмоциональных и деловых взаимоотношений, распределения групповых ролей и выдвижения лидеров и т. п. Все эти групповые процессы оказывают сильное влияние на личность студента, на успешность его учебной деятельности и профессионального становления, на его поведение.

Такие особенности студенческой группы, как однородность возрастного состава (разница в возрасте обычно не более 5 лет), обуславливает возрастное сходство интересов, целей, психологических особенностей, способствует сплочению группы. Основной вид деятельности студенческой группы — учение, а факторы учебного сплочения слабее, чем производственные, поэтому порой сплоченный коллектив не складывается: каждый сам по себе.

Студенческие группы функционируют как на основе самоуправления через систему формальных и неформальных лидеров, так и подвергаются определенным управляющим воздействиям со стороны преподавателя. В студенческой группе проявляются такие социально-психологические явления, как:

  1. «коллективные переживания и настроения» ̶ эмоциональная реакция коллектива на события в коллективе, в окружающем мире; коллективное настроение может стимулировать или угнетать деятельность коллектива, приводя к конфликтам, может возникать настроение оптимистическое, безразличное или неудовлетворенности;

  2. «коллективные мнения» ̶ сходство суждений, взглядов по вопросам коллективной жизни, одобрение или порицание тех или иных событий, поступков членов группы;

  3. явления подражания, внушаемости или конформизма, явления соревнования — форма взаимодействия людей, которые эмоционально ревностно относятся к результатам своей деятельности, стремятся добиться успеха.

Межличностные отношения связывают, прежде всего, студентов с друг другом.

Отношения типа «студент-студент» в вузовской среде относиться к горизонтальному уровню взаимодействия, которое характеризуется интенсивностью неформального общения, удовлетворением психологических потребностей, формированием черт характера и свойств личности. Отношения между студентами представляют с собой форму взаимодействия со сверстниками, пропитанную специфическими задачами профессионализации.

Как отмечает Е. Е. Сапогова, общение со сверстниками решает целый ряд специфических задач. В трактовке автора, оно представляет с собой, прежде всего, важный канал специфической информации, которую нельзя или по каким-то причинам стыдно получить от взрослых.

Кроме того, по данным Е. Е.

Сапоговой, общение со сверстниками в студенческом возрасте продолжает выступать средством усвоения молодыми людьми статусов и ролей, отработки коммуникативных навыков и стилей общения в новой социальной среде.

Важно также и то, что данное общение выступает разновидностью эмоционального контакта, способствующей осознанию группой своей принадлежности, автономия, эмоционального благополучия и устойчивости.

  • Качество межличностных отношений студентов во многом определяется уровнем развития студенческой группы.
  • Являясь одной из разновидностей социальных групп, студенческая группа развивается по объективно существующим законам общества, но обладает и некоторым своеобразием и неповторимостью.
  • Среди особенностей студенческой группы, влияющих на устанавливаемые в ней межличностные отношения можно выделить следующие:
  • цель, состоящая из овладения знаниями, умениями, навыками и подготовки к профессиональной деятельности;
  • учеба как основной вид деятельности;
  • индивидуальные формы труда;
  • отсутствие отношений «по вертикали»;
  • относительная возрастная однородность;
  • ограниченность периода существования.

    Развитие студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.

    Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.

    Второй курс — период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизни второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.

    Третий курс — начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности.

    Четвертый курс — первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.

    Пятый курс — перспектива скорого окончания вуза формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т. п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.

    Поиски друга жизни играют на III-IV курсах большую роль, оказывая влияние и на успеваемость, и на общественную деятельность студентов. Интерес к противоположному полу занимает значительное место в мыслях и поведении студентов. Но было бы ошибкой видеть в этом негативное явление.

    Интимные отношения нередко способствуют повышению желания лучше учиться, рабочему настроению, творческой активности. Данные социологов говорят, что, как правило, после некоторого «затишья» семейные пары не остаются в стороне от общественной работы и не выпадают из коллектива.

    Вступление в брак большинства студентов к концу учебы не ведет к распаду студенческих коллективов, хотя число непосредственных межличностных и межгрупповых контактов среди его членов несколько уменьшается.

    Читайте также:  Вальдорфская школа - что это такое и принципы обучения

    Студенческий возраст, в котором пребывают члены группы — это пора достижений, стремительного накапливания знаний, умений, становления нравственности, обретение новой социальной позиции.

    В это же время, юношеский возраст характеризуется потерей детского мироощущения и наступает пора сомнений в собственных силах, возможностях, утверждение собственного «Я« в обществе, и взаимоотношений с окружением.

    На этой почве отношение к коллективу меняется по сравнению со школьными годами, наблюдается избирательность в межличностном общении, критичность по отношению к коллективу. Активность и процесс утверждения своего «Я» среди сверстников затрудняется тем, что он осуществляется на основе однотипных профессиональных интересов, на что указывает Ю. А. Самарин.

    Таким образом, знание психологических особенностей студенческого возраста на современном этапе становится очень важным и необходимым явлением в психологии высшей школы. Становление личности студента происходит в академической группе, которая находится на определенном этапе своего развития.

    Характер развития личности в значительной мере обусловлен уровнем развития группы, в которую личность включена и в которой она интегрирована.

    В академических группах, которые достигли в своем развитии уровня коллектива, существуют благоприятные условия для формирования у студентов положительных качеств личности, необходимых современному специалисту.

    Литература:

    1. Андреева, И. Н. Методологические основы изучения социально-психологического климата в академической группе вуза / И. Н. Андреева. — Минск, 1985. — С. 19–32

    2. Ковалев, А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А. Г. Ковалев. — М., 2001. — С. 52–56

    3. Козуб, Е. Л. Особенности взаимосвязи общения и межличностных отношений в студенческих группах педагогического вуза / Е. Л. Козуб. — М.,1994. — С. 74–89

    4. Панферов, В. Н. Общение и массовая информация в учебно-воспитательном процессе в вузе // Человек и общество / под рел. Б. Г. Ананьева и др. — Л., 1973. — С.55–58

    5. Педагогика и психология высшей школы / Под ред. Юсупянц Э. А. — Ростов н/Д., 2002. — С. 528

    6. Сапогова, Е. Е. Психология развития человека / Е. Е. Сапогова. — М., 2001. — С. 57–90

    Источник: https://moluch.ru/conf/psy/archive/81/3474/

    Внутригрупповые отношения студентов

    Поступая в институт, первокурсник входит в совершенно новый для него мир взаимоотношений с группой, курсом и преподавательским составом. Весь период обучения в вузе предполагает постоянное межличностное общение молодежи в аудиториях.

    Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности (ее эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности), так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем.

    Важнейшим звеном в системе межличностных отношений является активность личности. Вступая в самые разнообразные по форме, содержанию, ценностям, структуре человеческих общностей межличностные отношения, индивид проявляет себя как личность и представляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

    Одним из ведущих условий формирования и совершенствования коммуникативной компетентности студентов является общение в студенческой группе.

    Занимая определенную позицию в группе, студенты приобретают опыт влияния на других людей, совершенствуют умения и навыки межличностного познания и оценки, необходимые как для учебной деятельности в вузе, так и для развития профессиональных качеств.

    Значимость этого опыта для становления личности и будущей профессиональной деятельности студентов трудно переоценить.

    С целью выявления внутригрупповых отношений современных студентов в ноябре–декабре 2007 года авторами было проведено социологическое исследование. Всего было опрошено 208 студентов, по 50% юношей и девушек, студентов 2 и 4 курсов дневного отделения юридического факультета Воронежского государственного университета [1].

    Анализируя процесс развития студенческой группы, остановимся на особенностях развития межличностных внутригрупповых отношений, механизмах сплочения и этапах группового развития.

    Известно, что в ходе групповой жизни возникают и закрепляются определенные групповые нормы и ценности, которые в той или иной степени должны разделять все участники. Сегодня этот процесс в вузе идет достаточно сложно.

    И поэтому отношения в студенческих группах складываются неоднозначно. Так, только 40,3% студентов ответили, что общаются со всеми своими одногруппниками одинаково. Большинство же – 51,9% – строят свои отношения в зависимости от того, как относятся к ним.

    Есть и такие, их 7,6%, кто предпочитает вообще не общаться с некоторыми сокурсниками.

    Соответственно и отношение к себе других студентов группы все оценивают по-разному. 44,2 % опрошенных считают, что к ним относятся когда как; 40,3% сказали, что к ним относятся хорошо, 11,5% – не знают; и 3,8% воспринимают отношение одногруппников к себе как плохое.

    Во многом это зависит от того, насколько члены группы соблюдают групповые нормы, регулирующие взаимоотношения между членами группы. Если члены группы исполняют требования группы, группа поощряет их – повышается уровень их эмоционального принятия, растет статус.

    Если же поведение членов группы не соответствует принятым группой нормам, то группа в большей степени ориентирована на наказание таковых.

    Это могут быть такие психологические методы воздействия как бойкот, снижение интенсивности общения с «провинившимся», понижение его статуса, исключение из структуры коммуникативных связей и др.

    Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося к непривычной для него системе отношений. Познавая, какими правилами руководствуются члены группы в своем поведении, какие ценности отношений исповедуют, новый член группы встает перед проблемой принятия или отвержения этих норм, правил и ценностей.

    Как показывают исследования, принятие норм группы под давлением является очень распространенным.

    Феномен вынужденного принятия человеком норм и ценностей группы под угрозой потери этой группы или своего устойчивого положения в ней получил название конформизма и рассматривается сегодня как один из важнейших механизмов поддержания целостности группы, единства ее ценностей и целей.

    Однако проведенное исследование позволило выявить в этом отношении интересный факт. На вопрос, «Как влияют Ваши одногруппники на Вашу жизнь?», почти две трети (73,1%) ответили, что «никак»; и только чуть меньше четверти (23,1%), что «помогают», а 3,8% – «мешают».

    Это позволяет говорить о том, что сегодня в студенческих группах особых групповых норм и не существует: в большинстве случаев каждый в группе сам по себе.

    Одновременно, опрашиваемые студенты сказали, что если кому-то из одногруппников понадобиться их помощь, то они поведут себя следующим образом: большинство (61,5%) поможет, но все будет зависеть от возникшей проблемы; почти каждый пятый (19,2%) помогут всегда и безусловно; 13,4%  окажут помощь в зависимости от того, кто их об этом попросит; а 5,7% современных студентов никогда никому не помогают.

    Важным фактором социального поведения человека является его конформность.

    Ее величина зависит от ряда факторов: значимости для личности высказываемого мнения (чем оно важнее лично для него, тем ниже уровень конформности); от авторитетности людей, высказывающих в группе те или иные взгляды (чем выше их статус и авторитетность для группы – тем выше конформность членов группы); от количества членов группы, высказывающих позицию, от их единодушия; от возраста и пола человека. Так, девушки, в целом, более конформны, чем юноши.  Конформность чаще всего проявляется у студентов тогда, когда в группе появляются группировки. В такой ситуации большинство (51,9%) буду относиться к той из них, в которой находятся их друзья, еще 13,4% – посмотрят на сложившуюся ситуацию. А каждый третий – 34,6% – считают, что все это несерьезно.

    Для одних студентов учебная группа является референтной группой, их поведение ориентировано на нормы и ценности данной общности. В этом случае, по отношению к учебной группе, они будут демонстрировать высокую конформность, а у преподавателя появится возможность влиять на их поведение через работу с коллективом.

    Те же студенты, для которых данная учебная группа является лишь группой членства, не будут заинтересованы в близком общении с одногруппниками, не будут ориентироваться на нормы и ценности учебной группы, займут отстраненную или конфликтную позицию.

    Таким образом, конформность – важный механизм поддержания внутренней целостности группы.

    Соответственно небезынтересен вопрос о критерии выбора друзей в студенческой группе. Ровно половина (50%) студентов выбирают их в основном по схожести интересов (среди девушек этот фактор стоит на первом месте у 73%, а среди юношей – у 57,6%).

    Другие по материальному достатку (5,7%), по успехам в учебе (3,8%), и даже по внешности (3,8%). Более трети опрашиваемых (36,5%) выбрали вариант «другое», но никто не написал, что же это такое другое. Важно то, что сегодня в студенческой среде никто не отметил такой критерий, как «по национальному признаку».

    Все-таки студенческая молодежь достаточно толерантна друг к другу в этом отношении.

    Поэтому и общаются 65,4% опрошенных студентов с одногруппниками в основном по интересам. Еще 9,6% – по вопросам учебы; 3,8% – по работе (в основном уже работающие студенты четвертого курса). У каждого пятого (21,1%) есть и иные поводы для общения.

    Поскольку большую часть времени студенты проводят в вузе, то общаются они в основном там же. Так ответили 69,2% опрашиваемых. Другие же, их 15,4%, общаются в местах совместного отдыха. А 9,6% (это четверокурсники) – на работе. У 5,8% есть другие места для общения, но они их не назвали.

    Читайте также:  Н.Федоров и его философия - особенности русского космизма

    Студенты, поступая в вуз, распределяются по учебным группам. И почти все члены группы находятся в одной и той же студенческой группе на протяжении всех лет обучения.

    Но в групповых отношениях все ведут себя по-разному: одни – активно взаимодействуют с одногруппниками, другие – стремятся искусственно отделиться от группы, так как боятся наступления для себя неблагоприятных последствий.

    В таком случае можно говорить о проявлении антагонизма по отношению к группе или иным студентам. Поэтому взаимоотношения в группах складывается не так уж и гладко.

    На вопрос о частоте возникновения конфликтов в студенческой группе, 28,9% ответили, что часто, но ведут себя в конфликтах все студенты по-разному.

    Так, 23,1% отвечавших сказали, что, несмотря на достаточно частые конфликты, они всегда стремятся придти к компромиссу. А вот 5,8% на это не идут, так как считают, что все люди разные.

    И только каждый десятый студент не конфликтует со своими одногруппниками, так как всегда понимает других.

    Если конфликт начался, то почти половина (48%) студентов постараются справиться с конфликтной ситуацией самостоятельно, без чьей-либо помощи.

    Другая значительная часть – 40,2% – вообще не будут принимать участия в конфликте. Лишь немногие (11,5%) будут ждать, пока конфликтная ситуация разрешится сама собой.

    При возникновении неразрешимых противоречий в группе поведение юношей и девушек совпадает.

    Если в группе возникнут серьезные противоречия, то подавляющее большинство студентов (92,3%) все равно останутся в своей группе. Однако 7,6% перейдут в другую группу.

    Юноши более терпимы к групповым проблемам, чем девушки, поэтому 96,1% юношей и намного меньше – 88,5% – девушек, несмотря ни на что, останутся в своей группе. Соответственно 3,9% юношей и 11,5% девушек предпочтут переход в другую группу.

    Важно отметить, что никто из студентов в данной ситуации не покинет учебное заведение, так как не допускают возможности отказа от обучения из-за возникновения конфликта.

    Важную роль в студенческой группе играет староста. В целом студенты относятся к нему положительно (74% девушек и 58% юношей). Более того, некоторые студенты ответили, что являются их лучшими друзьями (15,3% девушек и 11,5% юношей).

    Но, тем не менее,  почти каждый четвертый юноша (24%) отвечал, что староста недостаточно хорошо справляется со своими обязанностями. У девушек этот показатель ниже – всего 7,7%. Однако лишь небольшое количество студентов хотели бы взять на себя обязанности старосты (3,8% девушек и 7,7% юношей).

    По 3,8% студентов 2 и 4 курсов хотели бы занять место старосты. 73,1% студентов 4 курса и 65,4% – 2 курса относятся к старосте хорошо.

    Для студентов и молодежи характерно интенсивное и разноплановое общение (с другими студентами, с преподавателями,  другими людьми) как в учебное, так и во внеучебное, свободное  время.

    В ходе исследования выяснилось, что впервые студенты начали общаться при поступлении (57,6% юношей и 42,3% девушек). Также многие студенты познакомились на занятиях (26,9% юношей и 15,5% девушек).

    Много и тех, кто знал друг друга до обучения в ВУЗе: 23,1% юношей и 15,5% девушек. Немного тех, кого познакомили друзья – 11,5% и 7,7% соответственно.

    В итоге можно сказать, что студенческая группа – это такая общность, в которой молодые люди взаимосвязаны длительным учебным процессом. Но на их отношения оказывает влияние не только учебная деятельность, но и то, что представляет из себя каждая студенческая группа.

    Авторы: Федорова Е.В., Калашникова С.М. 

    Примечание:

    1. Программа и инструментарий социологического исследования, анкетный опрос студентов, обработка и анализ социологической информации подготовлены и проведены авторами.

    Источник: http://vrnbiz.ru/vnutrigruppovye-otnosheniya-studentov

    Управление и структура университета

    • Воспитательная работа со студентами является одним из важнейших направлений учебно-образовательной деятельности Омского государственного педагогического университета.
    • Цели и задачи воспитательной работы
    • Основными целями центра являются:
    • обеспечение целостности и взаимосвязи учебной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности;
    • обеспечение, сохранение и обогащение преемственности культурно-исторических и научно-педагогических традиций;
    • содействие развитию у обучающихся общекультурных компетенций;
    • участие в проведении общевузовских (гражданско-патриотических, культурно-массовых, физкультурно-оздоровительных (совместно с кафедрой физической культуры), научных и др.) мероприятий;
    • развитие и совершенствование работы органов студенческого самоуправления;
    • формирование установки на здоровый образ жизни и на прохождение обучающимися комплекса ГТО.

     Основными задачами центра являются:

    • разработка нормативных документов, регламентирующих воспитательную работу в Университете;
    • создание условий для развития лидерских качеств у обучающихся Университета;
    • участие совместно с другими подразделениями Университета в организации курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского состава, педагогических работников, кураторов по вопросам воспитательной деятельности;
    • пропаганда здорового образа жизни, укрепления физического здоровья;
    • вовлечение студентов в процессы управления образовательной, внеучебной и научной деятельностью Университета;
    • поддержка студенческих общественных объединений и организаций;
    • разъяснительная работа с обучающимися о необходимости соблюдения правил внутреннего распорядка и устава Университета.

    Направления воспитательной работы:

    Реализация воспитательных целей и задач осуществляется в Омском государственном педагогическом университете посредством следующих направлений деятельности:

    • развитие органов студенческого самоуправления;
    • духовно-нравственное воспитание;
    • гражданско-патриотическое и правовое воспитание;
    • волонтерское движение;
    • эстетическое и художественное воспитание, развитие творческого потенциала студентов;
    • физическое воспитание и формирование здорового образа жизни студентов;
    • психолого-консультационная работа;
    • социальная поддержка студентов;
    • организация воспитательной деятельности в студенческих общежитиях университета.

    В реальной деятельности по обучению и воспитанию студентов университета все эти направления тесно взаимосвязаны, дополняют и обуславливают друг друга.

    В соответствии с системным подходом к организации воспитания студенческой молодежи и формированию социокультурной среды вуза реализация воспитательной функции университета осуществляется в единстве учебной деятельности и внеучебной воспитательной работы в вузе.

    Студенческое самоуправление

    Приоритетным направлением в университете является развитие студенческого самоуправления, стимулирование общественно-политической и социальной активности студентов. В сентябре 2016 года состоялись выборы уполномоченного по правам студентов, а в ноябре 2016 г. прошли выборы председателя объединенного совета обучающихся.

    Студенческие советы активно взаимодействуют с администрациями факультетов и администрацией вуза по вопросам учебной, воспитательной и организационной работы.

    Развитие студенческого самоуправления и реализация различных проектов осуществлялись в рамках плана проведения  культурно-массовых мероприятий для студентов ОмГПУ на 2017 г.

    Гражданско-патриотическое и правовое воспитание студентов

    Важнейшей составной частью воспитательного процесса в ОмГПУ является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности молодого человека.

    Только на основе возвышенных чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества.

    Студенты университета принимают активное участие в городских и областных конкурсах, фестивалях гражданско-патриотической направленности.

    В связи с реализацией на территории Омской области Федерального Закона РФ «Об участии граждан в охране общественного порядка» в университете создана и активно работает студенческая народная дружина.

    Нравственное воспитание

    Вовлечение студенческой молодежи в социально значимую деятельность помогает студентам реализовывать потребность в духовном и нравственном развитии. С этой целью в ОмГПУ создан и активно работает волонтерский центр,  деятельность которого, в первую очередь, направлена на распространение и развитие добровольческого движения в Омском регионе.

    Волонтерский центр состоит из семи волонтёрских отрядов и объединяет в своих рядах желающих заниматься благотворительной и добровольческой деятельностью на вузовском, городском, региональном и всероссийском уровнях.

    На базе университета также действуют студенческие педагогические отряды «Вожатский переплет» и «Ярилоград», студенческий строительный отряд «Пламя», студенческие отряды проводников «Омский экспресс» и «Снежный барс».

    Эстетическое и художественное воспитание

    Эффективной формой раскрытия творческого потенциала студентов является культурно-массовая работа, которой занимается студенческий центр ОмГПУ.

    В университете осуществляют свою деятельность творческие коллективы, которые успешно представляют наш вуз на городских, региональных, всероссийских и международных фестивалях и конкурсах: студия современной клубной хореографии «CLUB’ничка», хореографический ансамбль «Ярмарка», вокальная студия «Вертикаль», студенческий творческий коллектив «Шанс», инструментальные группы и др. Визитной карточкой университета, безусловно, является академический хор «Лик» – лауреат международных и всероссийских конкурсов. Признанием деятельности творческих коллективов стало второе место в городском конкурсе «Студенческая весна – 2016».

    Творческая активность студентов также демонстрируется на таких традиционных вузовских мероприятиях, как «День знаний», «Дебют первокурсника», «День учителя», «День рождения университета», «Ректорский бал», турнир «Пятерка отважных», «Краса ОмГПУ», «Фестиваль “Студенческая весна в ОмГПУ”», «Лекторий под открытым небом» и др.

    Омский государственный педагогический университет, несомненно, является центром развития социально значимых проектов, студенческих инициатив, развития волонтерства и обмена опытом в сфере молодежной политики.

    Студенческая молодежь активно принимает участие в реализации совместного с администрацией города Омска социально значимого проекта «Студенческие скверы», а при поддержке правительства Омской области инициировала межвузовский проект «Первое областное студенческое телевидение».

     В рамках реализации проекта, направленного на развитие патриотического воспитания, наш вуз участвует в региональных акциях «Я помню, я горжусь», «Свеча памяти» и др.

    1. План мероприятий по реализации Государственной молодежной политики в ОмГПУ для студентов на 2019 год, реализуемых Студенческим центром ОмГПУ (PDF, 1.26 Мб)
    2. План культурно-массовых, спортивных и оздоровительных мероприятий для студентов на 2018 год, реализуемых Студенческим центром ОмГПУ (PDF, 911.38 Кб)
    3. Положение о студенческом центре ОмГПУ (PDF, 2.91 Мб)

    Источник: https://omgpu.ru/directory/stud-center

    Ссылка на основную публикацию