Принцип доступности в педагогике — студенческий портал

Принцип доступности в педагогике - Студенческий портал

Для начала стоит сказать, что принципом называется основное положение какой-либо научной области, имеющее одинаковое значение для любого объекта. Принцип указывает на то, как требуется поступать в определённой ситуации и что нужно брать во внимание при решении какой-либо задачи.

Принципы дидактики являются основными положениями, управляющими педагогом в его деятельности по обучению и воспитанию, направленной на подготовку учащихся к жизни в социуме.

Конкретно в педагогике принципы дидактики можно назвать ориентирами, координирующими весь процесс образования и служащими инструментом, который использует педагог для достижения своих педагогических целей.

Беря во внимание каждый из этих принципов, организуя учебный процесс, любой преподаватель будет знать, что требования этих принципов помогут определить формы и методы обучения, его содержание и поведение самого преподавателя во время занятий.

Идеи Яна Коменского были приняты и поддержаны такими выдающимися учёными-педагогами как Иоганн Фридрих Гербарт, Иоганн Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег, Карл Рэнсом Роджерс, Жан Пиаже, Джон Дьюи, Януш Корчак, Василий Сухомлинский, Лев Выготский, Павел Блонский и многие другие.

Основные принципы дидактики

Итак, к основным дидактическим принципам относятся:

  • Принцип научности
  • Принцип доступности
  • Принцип целенаправленности
  • Принцип систематичности и последовательности
  • Принцип наглядности
  • Принцип связи обучения с жизнью
  • Принцип сознательности и активности
  • Принцип прочности
  • Принцип воспитания и развития

Но педагог должен не только знать эти принципы, но и следовать при их реализации определённым требованиям. Поговорим об этом более подробно.

Принцип научности

Принцип научности предполагает, чтобы содержание обучения основывалось на тех положениях, которые соответствуют фактам и отражают актуальные научные данные.

Такие положения можно найти в учебниках, учебных программах, образовательных стандартах.

В обучение учеников входят элементы научного поиска и исследовательских методов, благодаря чему они учатся отличать истинные данные от ложных.

Требования принципа научности:

  • Наличие системы теоретических знаний у учащихся
  • Достоверность изучаемых фактов, закономерностей и явлений
  • Аргументированность действий и практических выводов наукой

Принцип доступности

Согласно принципу доступности, необходимо, чтобы обучение соответствовало индивидуальным особенностям учащихся и уже накопленным ими знаниям. При этом обучение ни коем случае не должно быть лёгким, но его трудность должна быть оптимальной и учитывать интересы и жизненный опты учеников.

Грамотный педагог наставляет своих учеников находить истину и вовлекает их в процесс её поиска. Мы уже говорили об этом ранее, но всё же повторимся: Коменский настаивал на том, чтобы обучение шло от простого к сложному, от известного к неизвестному, от того, что близко, к тому, что далеко.

Требования принципа доступности:

  • Должен учитываться образовательный уровень учащихся
  • Должны учитываться познавательные возможности учащихся
  • Должна учитываться профессиональная подготовка, характер и опыт учащихся
  • Должны учитываться возрастные особенности учащихся
  • Должны учитываться потребности и интересы учащихся

Принцип целенаправленности

Принцип целенаправленности проявляется в главной цели базовых направлений развития среднего и профессионального образования. Это выражается в том, что должны создаваться организованные, методические и содержательные основы педагогического процесса. Кроме того, эти основы должны быть способны адаптироваться к постоянно меняющимся условиям жизни социума и научному прогрессу.

Требования принципа целенаправленности:

  • Содержание образовательного процесса должно соответствовать содержанию воспитания, а методы их организации должны соответствовать формам
  • Средние специальные заведения должны соответствовать основным образовательным целям
  • Обучение должно соответствовать учебному плану и включать в себя обязательные программы по специальности

Принцип систематичности и последовательности

Принцип систематичности и последовательности подразумевает особый порядок и систему преподавания, основанные на чёткой логической хронологии.

Это значит, что преподаваемая информация должна строго планироваться, состоять из законченных разделов, модулей и шагов. Каждая учебная тема должна состоять из идейных центров и главных понятий, которым подчинены остальные части темы, лекций или уроков.

Важнейшей составляющей здесь являются структурно-логические схемы, которые вскрывают понятийную иерархию и систему знаний.

Требования принципа систематичности и последовательности:

  • Материал в учебной программе должен располагаться в строгой и логической последовательности, которая должна соблюдаться также и в методах передачи информации учащимся
  • Учащиеся должны овладевать знаниями, навыками и умениями последовательно, одновременно применяя их на практике

Принцип наглядности

Принцип наглядности, согласно «Великой дидактике» Коменского, является «золотым правилом» образования. Он гласит, что в целях повышения результативности обучения необходимо применять средства наглядности и опираться на зрительные органы – это основное. Дополнительным является задействование в процессе восприятия данных остальных органов чувств.

Суть принципа наглядности состоит в том, что учащимся для восприятия зрением нужно предоставлять всё, что видимо, для восприятия слухом – всё, что слышимо, для восприятия вкусом – всё, что подлежит вкусу, для восприятия осязанием – всё, что доступно осязанию. Но максимальной информативностью обладает именно зрение, т.к. оно даёт человеку 80% знаний.

Требования принципа наглядности:

  • Применение наглядности должно иметь чёткую дидактическую цель
  • Демонстрирование чего-либо должно иметь свой порядок и осуществляться методически
  • Объём наглядности должен определяться целенаправленно
  • Отдельные виды наглядности должны сочетаться друг с другом
  • Учащиеся должны проводить собственный анализ наблюдаемого
  • Демонстрирование чего-либо должно соответствовать культурным требованиям
  • К оформлению наглядности должны применяться психологические требования
  • Педагог должен уметь делать вывод из процесса своих демонстраций

Принцип связи обучения с жизнью

Принцип связи обучения с жизнью ещё называют принципом связи теории с практикой. Он говорит о необходимости наличия постоянного сомнения и проверки теории посредством эффективных практических критериев. В учебном заведении должны быть только те занятия, практический смысл которых полностью понятен учащимся.

Требования принципа связи обучения с жизнью:

  • Весь учебно-воспитательный процесс должен иметь профессиональную направленность
  • В процессе обучения должен быть дан ответ на вопрос, когда, где и каким образом в жизни можно применять полученные знания

Принцип сознательности и активности

Принцип сознательности и активности является следствием той особенности образовательной деятельности, согласно которой в педагогическом процессе принимают участие две стороны: педагог и учащийся. Обе стороны должны быть активными в процессе обучения и точно понимать и осознавать каждая свою цель.

Естественно, основная роль отводится именно педагогу, который должен стимулировать познавательную деятельность своего ученика. Исходя из этого, педагог является субъектом образования, а учащийся – объектом.

Активность учащегося выражается в усвоении содержания обучения и его целей, а также в самостоятельной организации и планировании своей работы и проверке её результатов.

Активность педагога, в свою очередь, состоит в формировании мотивов обучения и применения интересов познавательного характера, формировании познавательных склонностей и использовании различных образовательных методов, например, дискуссий, деловых игр, соревновательных элементов и т.п.

Требования принципа сознательности и активности:

  • Учебный процесс должен быть двусторонним
  • Педагог обязан вызывать у учащихся желание к самостоятельной и творческой работе
  • В учебный процесс должны включаться активные формы обучения
  • Учащиеся должны быть включены в процесс самостоятельного получения информации
  • Педагог должен развивать у учащихся научное мышление и профессиональный творческий подход к получению знаний, а также навык свободного и самостоятельного применения этих знаний для решения конкретных практических задач

Принцип прочности

Принцип прочности основывается на требовании закрепления содержания обучения в сознании учащихся и становлении его основой их поведения. Но такого результата можно достичь лишь, если учащиеся проявляют стремление к познанию, материал систематически повторяется, а за результатами обучения обеспечивается планомерный контроль.

Требования принципа прочности:

  • Все требования к вышеперечисленным принципам должны быть эффективно реализованы
  • Знания должны повторяться и закрепляться, а умения и навыки должны быть применены на практике
  • Должен проводиться систематический контроль приобретённых знаний, навыков и умений
  • В процессе учебно-воспитательного процесса должен осуществляться индивидуальный подход к каждому учащемуся

Принцип воспитания и развития

Принцип воспитывающего и развивающего обучения говорит о том, что все элементы педагогического процесса должны быть направлены на воспитание и развитие в учащихся не только тех качеств и навыков, которые требуются для жизни в обществе и работы, но и всевозможных благодетелей, которые обуславливают развитие учащегося как адекватную, здоровую, благопристойную, состоятельную, стремящуюся к знаниям и живую личность. Именно поэтому в идеях Коменского образование и воспитание идут «рука об руку».

Требования принципа воспитывающего и развивающего обучения:

  • Должны быть правильно определены ведущие цели обучения: развивающая, воспитывающая и познавательная
  • В процессе занятий у учащихся должно формироваться научное мировоззрение
  • В учащихся должны воспитываться дисциплинированность, навыки культурного поведения, интеллигентность, гуманность, гражданская ответственность и патриотизм
  • В учащихся должны формироваться творческое мышление, инициативность и самостоятельность
  • В учащихся должно развиваться умение самостоятельно делать выводы, сопоставлять, сравнивать, выделять основное, обобщать, анализировать и т.д.

Из всего сказанного нами выше следует тот факт, что каждый из принципов дидактики взаимосвязан с другими, а все вместе они составляют полноценную систему. Например, научная сторона обучения не может быть отделима от его доступности, прочность усвоения новой информации может быть обеспечена только активностью учащихся и т.д. и т.п.

В дополнение к основным дидактическим принципам мы бы хотели также привести информацию, которая является очень важной для любого человека, жизнь и деятельность которого хоть как-то связана с образованием. Далее мы предлагаем вам ознакомиться с некоторыми требованиями, которые Ян Коменский выдвигал для процесса образования – они взяты из его труда «Великая дидактика».

Некоторые основные моменты «Великой дидактики Коменского»

Мы приводим для ознакомления некоторые положения трёх глав «Великой дидактики» Коменского (текст, за исключением названий глав, не является оригиналом).

Из главы 16 (Общие требования обучения и учения, т.е. как учить и учиться)

Первое основоположение гласит:

  • Образование человека необходимо начинать в детском возрасте
  • Наиболее продуктивными для занятий являются утренние часы
  • Всё, что подлежит изучению, следует распределять, исходя из возрастных особенностей (смотри первый урок) – в определённом возрасте может быть изучено только то, что доступно восприятию учащегося на данный момент

Второе основоположение гласит:

  • Все обучающие материалы должны быть подготовлены заблаговременно
  • Ум должен развиваться раньше, чем язык
  • Реальные учебные предметы должны быть основой формальных
  • Примеры должны служить основой правил

Четвёртое основоположение гласит:

  • Порядок в школах должен быть установлен таким образом, чтобы ученики в один и тот же период изучали только один предмет

Шестое основоположение гласит:

  • Молодые люди, которым нужно дать образование, сначала должны получить общеобразовательные основы – учебный материал должен быть распределён так, чтобы в новых занятиях не было ничего нового, но было предоставлено некоторое развитие знаний, которые уже получены
  • Любые науки и языки изначально должны быть преподаны посредством простейших элементов для того чтобы у учащихся сформировалось общее понимание о них, как о целом
Читайте также:  Первое народное ополчение - студенческий портал

Седьмое основоположение гласит:

  • Весь комплекс учебных занятий необходимо точно разделять на классы, чтобы изученное было основой неизученного
  • Учебное время необходимо распределять точнейшим образом, чтобы каждому учебному часу, дню, месяцу и году соответствовала своя конкретная работа

Из главы 17 (Основы лёгкости обучения и учения)

Первое основоположение гласит:

  • Юношеское образование следует начинать рано
  • Один и тот же ученик по одному и тому же предмету может обучаться только одним и тем же учителем
  • Если так считает педагог, то, в первую очередь, в учащемся должны быть гармонизированы нравы

Второе основоположение гласит:

  • В детях нужно всеми силами стремиться утверждать неукротимое стремление познавать и учиться
  • Образовательные методы должны облегчать процесс обучения, чтобы он не порождал в учащихся недовольства и отвращения к последующему обучению

Третье основоположение гласит:

  • Любую из наук необходимо заключать в максимально сжатые, но максимально точные правила
  • Любое из правил должно излагаться минимумом самых ясных слов
  • Любое из правил следует снабжать максимумом примеров, с целью показать разнообразие его применения

Из главы 18 (Основы прочности обучения и учения)

Основные положения главы таковы:

  • Наибольшее внимание должно уделяться только вещам, способным быть полезными
  • Любая последующая информация должна опираться на предыдущую
  • Любые знания должны быть закреплены при помощи упражнений
  • Любая информация должна изучаться последовательно, а внимание должно сосредотачиваться на чём-либо одном
  • Каждый предмет должен изучаться до тех пор, пока не станет полностью понятен

Если обобщить суть всех принципов дидактики и требований Коменского к обучению и образованию, можно сказать, что они являются для педагогов и людей, тем или иным образом связанных с педагогической деятельностью (менеджеров, тренеров, консультантов и т.д.) теми направляющими ориентирами, которые позволяют грамотно, качественно и эффективно выстроить учебный процесс. Опираться в педагогической деятельности следует именно на них.

В следующем уроке нашего тренинга по педагогике мы поговорим на тему взаимосвязи педагогики и психологии, а также о психологических основах обучения.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант.

После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время.

Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Принцип доступности в педагогике - Студенческий порталЕвгений БуяновПринцип доступности в педагогике - Студенческий порталКирилл Ногалес← 1 Педагогические теории3 Психология и педагогика →

1LLL

Источник: https://4brain.ru/pedagogika/principy-didaktiki.php

Принцип доступности

Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. Однако доступность не должна подменяться «легкостью», обучение не может обойтись без напряжения умственных сил учащихся.

Не надо забывать и о том, что высокий уровень развития достигается на пределе возможностей. Поэтому процесс обучения должен быть трудным, но посильным для учащихся.

Когда речь заходит о трудовом воспитании, то обычно имеются ввиду лишь «уроки труда», хотя важнейшим путем такого воспитания является учебный труд учащихся. Учение – это ежедневный многочасовой труд. Необходимо, чтобы процесс обучения был трудным, но посильным и интересным, чтобы учащиеся чувствовали уверенность в своих силах, которая ведет к творческой активности.

Доступность обучения прежде всего определяется возрастными особенностями учащихся, но необходимо учитывать и другие факторы. Если учащихся вооружить более рациональными приемами работы по усвоению знаний, то это расширит их познавательные возможности, а значит, сделает доступным более сложный учебный материал.

Доступность определяется многими факторами: соблюдением принципов дидактики, тщательным отбором содержания, использованием более эффективной системы его изучения, более рациональных методов работы, мастерством самого обучающего и т.п.

В начале XX в. обучение начиналось с 9–10 лет, потом с 8 лет, а с 1944 г. стали обучать с 7 лет, в настоящее время официально обучение начинается с 6 лет. И это не означает что «опускалось» само содержание обучения, изменился характер обучения. И сегодня некоторые знания, формируемые в недалеком прошлом у школьников 12–13-летнего возраста, легко усваиваются 8–9-летними детьми.

Если первоначальная ступень школьного обучения ориентировалась прежде всего на формирование навыков чтения, письма, счета, то сегодня младшим школьникам даются и теоретические сведения о некоторых явлениях, что способствует развитию у них мышления.

Доступность учебного материала нельзя отождествлять с его сложностью. Он может быть трудным для одного ученика и совсем не трудным для другого. Поэтому доступность должна определяться уровнем подготовки ученика, его умственными и физическими возможностями.

Как правило, принцип доступности нарушается по трем основным причинам:

  1. Учебный материал недоступен учащимся по своей глубине (большое количество абстрактных рассуждений, непонятных формул, математических расчетов и т.п.) и они не могут понять сущности изучаемого материала;
  2. Материал недоступен по объему, в этом случае учащиеся не всегда успевают «переварить» соответствующее количество материала и усваивают его довольно поверхностно.
  3. Материал недоступен для учащихся ввиду физического перенапряжения. В данном случае имеется ввиду не просто усталость школьников, а именно перенапряжение в процессе выполнения непривычно большой физической нагрузки (в домашних условиях, в спортивных секциях и т.п.).

Правила принципа доступности в обучении

  1. Одним из главных правил является необходимость совпадения темпа сообщения информации учителем и скорости усвоения этой информации учащимися. Очень часто возникает вопрос: учитель должен говорить быстро или медленно? На него нельзя дать однозначного ответа.

    Скорость информации, сообщаемой учителем, должна учитывать особенности возраста, подготовленности и общего развития учащихся.

  2. В процессе обучения необходимо ориентировать учащихся прежде всего на понимание изучаемого материала, а не на запоминание.

    Традиционный репродуктивный (объяснительно-иллюстративный) процесс обучения ориентирует именно на запоминание, на повторение информации, данной учителем.

    Поэтому необходимо ставить учащихся в проблемные ситуации, предложить им, например, задачу практического содержания, для решения которой надо использовать на практике знания, данные учителем, а не просто повторить их.

  3. Необходимо соблюдать и такие традиционные правила, как «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному» и т.п. Однако необходимо помнить об относительности этих правил.

    Так, например, простейшими структурными элементами изучаемых объектов (организмов и веществ) являются атомы и клетки, но в процессе обучения мы вначале изучаем целостные организмы и вещества и лишь потом переходим к изучению их глубинной структуры.

Понятие «близкое» так же трактуется не в буквальном смысле. Например, учащимся ближе современные социальные отношения, однако изучаются вначале те, которые существовали в древней истории, поскольку они ближе учащимся, нежели сложнейшие современные отношения. Когда мы говорим о «близком», имеем ввиду то, что учащемуся легче представить.

Процесс обучения не может быть легким. «Легкое» в данном случае означает, что учащийся способен преодолеть поставленные перед ним затруднения самостоятельно.

От известного к неизвестному. Учащийся может приобретать новые знания только на основании и с помощью уже имеющихся в его сознании сведений и выработанного ранее желания узнать что-то новое, интересное или полезное для него.

Эти правила нельзя рассматривать упрощенно и использовать в основном только в одном направлении, индукция должна соседствовать с дедукцией, что обогатит методический багаж педагога.

Похожие материалы в разделе Педагогика:

Источник: https://Psylist.net/pedagogika/00310.htm

Сущность и особенности реализации принципа доступности обучения школьников — современные проблемы науки и образования (научный журнал)

1
Дмитриев В.И. 1

Басова Л.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет»
Приведен краткий обзор истории развития понятия «принцип доступности».

Выделены следующие существенные признаки этого принципа: критерий при отборе учебного материала; соответствие содержания, методов, форм, средств, объема учебного материала возрастным особенностям учащихся; учет уровня учебной подготовки школьников; преодоление обучаемым познавательных затруднений; мера посильной трудности в освоении содержания образования.

Рассмотрено понятие «дидактическая доступность», показаны случаи ее количественной оценки: для изучения какого-либо учебного предмета отдельным учеником; освоения учеником программы, состоящей из нескольких предметов; условий классного коллектива.

количественная оценка дидактической доступности позволяет разделить всех обучающихся на две группы — с достаточным и ослабленным (недостаточным) уровнем доступности. Показана зависимость данных уровней от состояния общеучебных умений (чтение, письмо, вычисления) школьников.

дидактическая доступностьколичественная оценка дидактической доступности
1. Баранов С.П.

Педагогика: учеб. пособие для пед. уч-щ / С.П.Баранов, Л.Р.Болотина, В.А.Сластенин. — М.: Просвещение, 1987. — 368с.
2. Дидактика средней школы. Некоторые проблемы современной дидактики / под ред. М.А.Данилова и М.Н.Скаткина. — М.: Просвещение, 1975. — 303с.
3. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования / В.И.Загвязинский. — М.: Педагогика, 1982.

— 160с.
4. Ишалин А.С. Диагностико-технологическое управление дидактической доступностью как основа повышения качества обучения школьников: автореф. дис… канд. пед. наук. — Йошкар-Ола, 2003. — 19с.
5. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Педагогическое общество России, 2006. — 608 с.
6. Ушинский К. Д.

Изб. пед. соч.: в 2 т. / под ред. А.И. Пискунова. — М.: Педагогика, 1974. — Т.2 — 434 с.
Обеспечение доступности качественного общего образования является одним из приоритетных направлений развития образовательной системы России. В связи с этим остается актуальной и проблема обеспечения доступности обучения на современном уровне.

Проблему доступности в обучении впервые поставил Я. А. Коменский, который и выдвинул важный дидактический принцип — принцип доступности — и предложил такое решение проблемы, которое во многом не потеряло значения и сегодня. Сформулированные им правила доступности от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному, от близкого к далекому — стали педагогическими аксиомами.

Изучение вопроса доступности обучения нашло отражение в трудах М. В. Ломоносова, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, А. И. Анастасиева, В. П. Вахтерова, К. Д. Ушинского, К. В. Ельницкого.

Пути достижения доступного уровня обучения они видели не только в разработке содержания, структуры учебного материала, но и в работе учителя. В более поздних сочинениях происходит увеличение ёмкости содержания понятия «принцип доступности».

По мнению одних исследователей, принцип доступности вытекает из учёта возрастных особенностей учащихся (И. Т. Огородников, П. Н. Шимбирев); другие — определяют «доступность как критерий отбора содержания учебного материала» (А. И. Каиров), третьи, что доступность обусловлена также уровнем подготовки учащихся, т. е.

запасом знаний и умений, необходимых для усвоения нового материала; объёмом программ и соотношением программного материала и количества времени, отведенного на его изучение (Н. А. Константинов).

Совершенно иное толкование принципа доступности представлено в учебнике «Дидактика» под редакцией И. Н. Казанцева (1959 г.). В нём подчеркнута мысль, что для осуществления принципа доступности обучения нужно опираться на наивысшую границу умственных возможностей учащихся в данный момент с целью постоянного её повышения.

Период с 1946 по 1960 г.

можно считать одним из основных в формировании содержания понятия принципа доступности в педагогической науке, так как анализ более поздних работ показывает идентичность поздних толкований сущности принципа доступности и тех толкований, о которых шла речь выше, или сходство во взглядах по отдельным аспектам содержания принципа доступности. Так, Н. А. Сорокин считает, что принцип доступности предполагает соответствие содержания, характера, методов, форм и объёма учебного материала уровню подготовки учащихся, их возрастным особенностям и развитию их познавательных способностей. Однако автор отмечает, что возрастные границы в развитии познавательных сил учащихся условны и подвижны, поэтому доступность обучения зависит от возрастных возможностей учащихся, понимаемых диалектически. Характеризуя принцип доступности, С. П. Баранов считает, что «доступность усвоения знаний, формирования умений и навыков означает их связь с уровнем развития школьников, с их личным опытом, с теми знаниями, умениями и навыками, которыми владеет ученик. Если такие связи установить не удается, то знания считаются недоступными» [1]. Им же рассмотрены главные факторы, влияющие на степень доступности: связь содержания новых знаний с имеющимися; новое содержание может включать привычные для ученика, непривычные или вовсе не знакомые рассуждения, доказательства, формы и операции мышления; усвоение знаний зависит от интересов, склонностей ученика, сформированности навыков учебного труда; доступность содержания обучения всегда связывается с его необходимостью для умственного, нравственного и физического развития школьников.

Изменения в представлениях о структуре принципа доступности происходят в 1970-е гг. в работах М. А. Данилова, М. А. Скаткина, А. В. Загвязинского, Н. Г. Казанского, Г. С. Назаровой и других. В работах М. А. Данилова и М. Н. Скаткина [2] принцип доступности понимается как мера посильной трудности. В работе Н. Г. Казанского и Г. С.

 Назаровой предложен и охарактеризован принцип своевременности, сущность которого состоит в необходимости строить учебный процесс в соответствии с реальными возможностями детей и с потребностями научно-технического прогресса, культурного развития общества и его требованиями к подрастающему поколению.

Проанализировав представления названных авторов о сущности принципа своевременности, мы пришли к выводу, что данный принцип включает в себя требования принципа научности. В. И.

 Загвязинский [3] под принципом доступности понимает меру трудности, преодолеваемой с помощью педагога в процессе рационально организованной деятельности в «зоне ближайшего развития ученика».

Принцип доступности в обучении, как отмечается в работе П. Н.

 Пидкасистого [5], вытекает из требований учёта особенностей развития учащихся, анализа материала с точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.

Доступность не понимается педагогами как учение без трудностей, так как учебная работа должна требовать от учащихся определенных усилий в достижении поставленных целей. Однако эти трудности должны не подрывать, а развивать силы ученика и способствовать повышению результатов знаний.

Характерной особенностью развития общеобразовательной школы на современном этапе является повышение научного уровня образования, происходящее одновременно с открытием многочисленных профилированных школ и классов, созданием учебных заведений нового типа (гимназий, лицеев, колледжей и т. п.).

Принцип доступности в обучении привлекает к себе особое внимание также в связи с проблемой индивидуального подхода к учащимся. Поэтому в современных условиях проблема доступности обучения как адекватного отражения в сознании каждого учащегося содержания преподаваемого материала является актуальной.

Известно, что в ряде случаев наблюдается перегрузка учащихся, происходит недостаточно полное и глубокое усвоение учебного материала некоторыми учащимися. В печати появляются заметки о чрезмерно высокой сложности некоторых программ.

Завышенные учебные нагрузки порождают у учащихся неверие в свои силы, способности и ведут к поверхностному отношению к учению. Все это свидетельствует об актуальном значении в настоящее время следующего высказывания К. Д.

 Ушинского: «Теперь уже осознано почти всеми, что научное и педагогическое изложение науки — две вещи разные, и педагоги всех стран деятельно трудятся над переработкой научных систем в педагогические…

Над этой переработкой наук в учебники отразилась и вся история педагогических систем и педагогических заблуждений… Педагогическая переработка науки — дело очень и очень нелёгкое. Однако же хорошо уже и то, что сама идея этой переработки беспрестанно развивается» [6].

Л. В. Занков ввел принцип обучения на высоком уровне трудности. Но и он отвечает принципу доступности, т. е. принципу обучения в «зоне ближайшего развития», т. е. на том уровне, которого ребёнок может достичь под руководством учителя. З. И.

 Калмыкова, исследуя проблемы развития, тоже обращает особое внимание на принцип доступности в обучении, который должен учитываться при комплектовании групп учащихся с учетом уровня их развития.

По её мнению, в «массовой школе индивидуализация заданий крайне затруднена тем, что при этом требуются различные варианты заданий». Однако не каждый учитель может самостоятельно создать по всему материалу такие задания. Поэтому З. И.

 Калмыкова считает необходимым создание пособий по основным темам изучаемого предмета, предусматривающих такую организацию работы школьников, при которой они могли бы выбирать с помощью учителя соответствующий их возможностям уровень сложности учебного материала.

В 1980-е гг. в педагогической теории происходит пересмотр традиционных принципов. В. В. Давыдов предлагает заменить принцип доступности принципом развивающего обучения. В. В. Заволока называет принцип доступности принципом единства доступного и недоступного в обучении. По его мнению, такое определение принципа более точно отражает сущность понятия «доступность», его диалектическую природу.

В период с 1990 по 2001 г. исследователи в основном характеризуют принцип доступности как самостоятельный принцип.

Одни из них полагают, что этот принцип требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей школьников, чтобы учащиеся не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье. Другие считают, что в основе принципа доступности лежит закон тезауруса (лат.

tesa-urus — сокровище): доступным для ребенка является то, что соответствует уровню его мышления, объёму накопленных им знаний, умений, способов мышления. Согласно третьей точке зрения, принцип доступности представляет собой меру трудности.

  • Анализ педагогической литературы показал, что в трактовке принципа доступности современная педагогика пока не предложила ничего принципиально нового.
  • Таким образом, обобщая выполненный здесь обзор истории развития понятия «принцип доступности», можно выделить следующие существенные признаки этого принципа:
  • а) является критерием при отборе учебного материала;
  • б) отражает соответствие содержания, методов, форм, средств, объема учебного материала возрастным особенностям учащихся;
  • в) требует учета уровня учебной подготовки учащихся;
  • г) направлен на преодоление обучаемым познавательных затруднений;
  • д) определяет меру посильной трудности в освоении содержания образования.

На современном этапе доступность обучения представляет собой комплексную проблему, исследованием которой заняты специалисты многих отраслей науки.

Гигиенисты и физиологи изучают утомляемость учащихся на уроках разных учебных предметов, в разные дни недели, дают гигиеническую оценку учебных пособий, школьных зданий, решают другие важные вопросы, относящиеся к физическому состоянию школьников.

Психологи исследуют психические возможности обучающихся, закономерности учения. Ими много сделано для раскрытия характера трудностей, возникающих в процессе учения, — трудностей мышления, трудностей запоминания.

Изучены трудности овладения знаниями и умениями, которые испытывают школьники различных возрастных групп; показаны пути преодоления трудностей, условия, позволяющие сделать трудный материал доступным.

Доступность обучения имеет три составляющих: экономическую, организационную и дидактическую. Так, в научно-исследовательской работе А. С.

 Ишалина данные составляющие трактуются следующим образом: «экономическая доступность оценивается по отношению реального (3-4 процента ВВП) и минимально необходимого (10-12 процентов ВВП) финансового обеспечения образования и находится в пределах 0,25-0,4 [4]. Именно такое значение приведено в «Концепции модернизации…».

Как показал первый этап осуществления модернизации, нельзя рассчитывать, что экономическая доступность будет увеличена при нынешнем состоянии государства. Организационная доступность при социализме (выполнении всеобуча) достигала почти 100 процентов, сейчас стремится к 90 процентам. Это означает, что более 2 миллионов детей не посещают школы и являются беспризорниками…

Следует отметить еще одну причину снижения организационной доступности обучения — это появление вокруг элитарных учреждений очень слабо функционирующих общеобразовательных школ. Единственно управляемой составляющей является дидактическая доступность, которая может быть увеличена в 1,5-2 раза.

Дидактическая доступность — один из результирующих признаков обучения, отражающий главное противоречие между решаемыми дидактическими задачами и реальными учебными возможностями учеников. Другими словами, под дидактической доступностью понимается один из результирующих признаков обучения, который характеризует быстроту качественного усвоения материала и связан с успешностью обучения детей» [4].

Дидактическая доступность — понятие, зависящее от многих признаков, многомерное, и возникают некоторые сложности при её количественной оценке. Поэтому рассмотрены три случая количественной оценки дидактической доступности и предложены простые формулы для её расчета:

  • для изучения какого-либо учебного предмета отдельным учеником;
  • для освоения учеником программы, состоящей из нескольких предметов;
  • для условий классного коллектива.

Самый простой случай, который придется рассматривать, это оценка доступности изучения какого-либо учебного предмета для конкретного ученика. Совершенно очевидно, что предмет доступен для изучения, если ученик усваивает его не ниже, чем на «4».

Отметка «3»  означает, что существуют какие-то трудности, что уровень доступности весьма сомнителен.

В этой простой ситуации можно использовать дихотомию, когда 1 оценивается наличие доступности предмета, а 0 означает наличие трудностей, отсутствие доступности.

Несколько сложнее случай, когда ученик осваивает учебную программу, состоящую из нескольких учебных предметов. Если из N предметов он освоил не все на «4» и «5», а лишь n предметов, то для оценки доступности изучаемой программы логично использовать отношение D = n : N.

Например, если ученик изучает 12 предметов, и по 9 из них имеет высокие отметки, то доступность обучения для него равна D = 9 : 12 = 0,75.

Доступность обучения для ученика имеет два важных свойства: во-первых, её использование обнаруживает достаточно сильное стимулирующее действие для слабых учеников; во-вторых, в основной школе, где от 5-го к 9-му классу нарастает количество одновременно изучаемых предметов (т. е. растет знаменатель N), доступность обучения неизбежно уменьшается.

Наконец, можно говорить о доступности обучения для данного классного коллектива — как среднем значении доступности. Его можно определить двумя способами:

— либо, просуммировав значения доступности для всех учеников, разделить полученную сумму на количество учеников

Dкл = (D1 +  D2 + … + Dk) : k;

— либо, составив ведомость отметок для всех учеников по всем изучаемым предметам, посчитать в этой ведомости количество высоких отметок Nв и разделить его на произведение количества изучаемых предметов z и количества учеников k (то есть на общее количество отметок Nкл)

Dкл = Nв : (z • k) = Nв : Nкл

Количественная оценка дидактической доступности представляет практический интерес и для ученых-теоретиков, и для учителей — как инструмент анализа. Так, количественная оценка дидактической доступности для обучающихся исследуемых классов (по отношению D = n : N) позволила разделить всех учеников на две группы — с достаточной (D = 1) и с ослабленной (недостаточной) (D 

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=6014

Принцип доступности в обучении

Подобно принципу наглядности, принцип доступности в учебно-воспитательной работе требует учета особенностей достигнутого уровня развития учащихся.

При подборе учебного материала учитель должен учитывать, насколько он доступен для учеников, использовать методы обучения, отвечающие уровню их развития, с тем чтобы в максимальной степени сделать возможной самостоятельную работу как на уроке, так и в ходе внеурочной работы.

Например, если учитель старших классов средней общеобразовательной или профессиональной школы для ознакомления учащихся с новым для них материалом останавливает свой выбор на лекции, то он должен отдавать себе отчет в том, что этот метод требует от них меньшей активности по сравнению, например, с обсуждением.

В то же время лекционная форма работы противопоказана на уровне пропедевтического обучения, так как у детей в возрасте от 7 до 11 лет еще не развились способности к абстрактному мышлению и они не могут ни концентрировать внимание на определенной проблеме в течение длительного времени, ни вести записи, словом, не умеют эффективно пользоваться лекцией.

Из принципа доступности в обучении, который иначе называется принципом нарастающей трудности, также следует ряд более частных дидактических правил. Уже Я. А. Коменский, который считал доступность материала таким же важным условием успешного учебного процесса, как и наглядность, сформулировал следующие правила:

  • В обучении следует переходить от того, что ученику близко, к тому, что до сих пор было ему чуждо.В свете этого правила понятными становятся концепции программ, в которых рекомендуется, чтобы ученики сначала изучали историю родного края, а затем переходили к изучению всеобщей истории; сначала познакомились с географией своего района и лишь затем учили географию своей страны и соседних стран и т. п.
  • В обучении следует переходить от легкого к более трудному. Строгое соблюдение этого дидактического правила является залогом успеха любой учебно-воспитательной работы, независимо от уровня, на котором она ведется. Предъявление к учащимся непосильных для них требований отбивает интерес к учебе, подрывает веру в собственные силы, снижает желание учиться, порождает серьезные препятствия на пути достижения учебных целей. Слишком же низкий уровень требований не мобилизует усилия учащихся, что в процессе обучения, как и в любой другой работе, является решающим условием достижения нужных результатов. Постепенное же усложнение заданий для учащихся приводит к тому, что они работают оптимальным образом, как бы приближаясь к пределу своих возможностей. Чтобы этого достичь, учитель должен хорошо знать возможности своих воспитанников, должен интересоваться их работой, вникать в причины возникающих трудностей и, постепенно повышая уровень предъявленных требований, помогать им их преодолевать.
  • В обучении следует переходить от уже известного к новому, неизвестному.Для правильной реализации этого правила учитель обязан хорошо изучить объем исходных знаний учащихся в тот момент, когда они приступают к выполнению данного задания. Часто бывает так, что наличие пробелов и недостатков в усвоении учениками пройденного материала делает работу над новой темой затруднительной и даже невозможной.Этот перечень традиционных дидактических правил, вытекающих из принципа доступности в обучении, сегодня дополняется еще одним очень важным правилом.
  • В процессе обучения нужно учитывать различия в скорости индивидуальной работы и в уровне продвинутости в учебе отдельных учащихся.

Несоблюдение требования индивидуализации содержания и темпа обучения оказывает особенно неблагоприятное влияние на учебу слабых учеников, хотя и способным учащимся оно затрудняет достижение оптимальных результатов, вследствие чего тормозится их полное развитие, полное раскрытие их способностей.

Легко заметить, что охарактеризованные правила неоднократно пересекаются между собой. То же самое можно сказать и в адрес отдельных принципов.

Остается фактом, что эти принципы вместе с вытекающими из них правилами концентрируют внимание на определенных своеобразных для процесса обучения моментах.

С учетом этого мы и рассматриваем только отдельные из них, не претендуя на то, чтобы дать полный перечень дидактических правил, стараясь выделить только наиболее важные.

Источник: https://didaktica.ru/principy-obucheniya/103-princip-dostupnosti-v-obuchenii.html

Принцип доступности

Принцип базируется на законе тезауруса: доступным для человека является лишь то, что соответствует его тезаурусу. Латинское слово «тезаурус» означает «сокровище». В переносном значении под этим понимается объем знаний, умений, способов мышления.

Доступность обучения определяется возрастными особенностями школьников и зависит от их индивидуальных особенностей, от организации учебного процесса, применяемых учителем методов и связана с условиями ' протекания процесса обучения; доступность обучения определяется его предысторией; чем выше уровень умственного развития школьников и больше имеющийся у них запас представлений и понятий, тем успешнее они могут продвинуться вперед при получении новых знаний; постепенное нарастание трудностей обучения и приучение к их преодолению положительно влияют на развитие учащихся и формирование их моральных качеств; обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы и эффективность обучения, качество знаний.

Классические правила, относящиеся к практической реализации принципа доступности, сформулированы еще Я. А. Коменским: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Теория и практика современного обучения расширяют перечень обязательных для реализации правил доступного обучения.

Не забывайте наставления Я. А. Коменского: все подлежащее изучению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте.

Обучая, исходите из уровня подготовленности и развития учащихся, учите, опираясь на их возможности. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учащихся, их интересы, особенности развития.

Для доступности широко используйте аналогию, сравнение, сопоставление, противопоставление: дайте толчок мысли учащихся, покажите им, что даже самые сложные знания доступны для понимания.

Введение каждого нового понятия должно не только логически вытекать из поставленной познавательной задачи, но быть подготовлено всем предшествующим ходом обучения.

Наиболее трудными для понимания и усвоения учащимися являются закономерности развития общества, фундаментальные законы природы. Учителя всех учебных предметов должны вносить посильный вклад в процесс формирования методологических знаний — для этого иллюстрируйте примерами из своего учебного предмета многообразное проявление общих и всеобщих закономерностей.

Поспешайте медленно! Не форсируйте без нужды процесс обучения, не стремитесь к быстрому успеху: педагогические возможности снижения барьера доступности не безграничны.

Доступность, так же как и убедительность, и эмоциональность, зависит от ясности изложения учителем: четко и однозначно формулируйте понятия, избегайте монотонности, обучайте образно, используя яркие факты, примеры из жизни, литературы.

Реализуя принцип доступности, основное внимание уделяйте управлению познавательной деятельностью учащихся: плохой учитель сообщает истину, оставляя ее недоступной для понимания, хороший учит ее находить, делая доступным процесс нахождения.

Доступность не означает легкости обучения, и функция учителя вовсе не в том, чтобы бесконечно облегчать труд учащихся по самостоятельному добыванию, осмыслению и усвоению знаний. Помочь, направить, непонятное раскрыть через понятное, дать кончик нити для самостоятельного анализа, ободрить — это и есть будни доступного обучения.

Источник: https://studwood.ru/1890962/pedagogika/printsip_dostupnosti

Доступность обучения

ДОСТУПНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ — соответствие содержания и объёма изучаемых знаний возрастным особенностям учащихся, а также имеющимся у них знаниям и представлениям — один из основных дидактических принципов.

Зависимость доступности обучения от возрастных особенностей учащихся не означает, что каждому возрасту соответствуют якобы неизменные, раз и навсегда установленные, доступные ему содержание и объём знаний.

Возможности усвоения знаний во многом определяются методами обучения и зависят от соблюдения учителем многих психологических и дидактических требований.

Одно из основных среди них — отношение к ученику не как к объекту педагогических воздействий, а как к субъекту учебной деятельности, от активного участия которого зависит успех обучения, продвижение в умственном развитии. Правильное понимание и применение принципа доступности и посильности имеют чрезвычайно большое значение для умственного развития учащихся.

Проблема допустимого уровня трудности обучения очень сложна. Посильность выдвигаемых перед учеником трудностей является основой развития внутренних побудительных мотивов познавательной деятельности, которые являются движущей силой учения.

Лёгкость обучения снижает не только мыслительную активность, но и интерес к учению, излишняя трудность не приводит к успеху, а отсутствие успеха вызывает потерю уверенности в себе, убивает интерес к учению. Правильно определённая посильность обучения способствует и развитию познавательной активности, и ускорению общего развития учащихся.

В этом проявляется особая взаимозависимость между обучением и развитием. Обучение и учитывает уровень развития учащихся, и одновременно содействует его повышению. Должно осуществляться развивающее обучение.

В последние десятилетия под влиянием данных специальных психолого-педагогических исследований, выявляющих зависимость между со-держанием, объёмом и трудностью изучаемого материала и темпом умственного развития учащихся (Л.B. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б.

Эльконин), было предложено строить учение не в точном соответствии с уже достигнутым уровнем развития умственных сил и познавательных возможностей обучаемых, а с некоторым их опережением, т.е. с ориентацией на их перспективное развитие.

Для того, чтобы обучение было развивающим, оно должно ориентироваться на те познавательные возможности, которые лежат в зоне ближайшего (потенциального) развития, а отсюда и известный пересмотр того, что включается в понятия «преодоление посильных трудностей» и «доступность учебного материала».

Исследования показали, что долгое время недооценивались познавательные возможности учащихся начальной школы. Результаты этих исследований были учтены при переработке учебных планов и программ начальной школы: в них был включён учебный материал, требующий более интенсивной умственной деятельности.

Работа по определению оптимального соотношения между объёмом, глубиной усваиваемых знаний и познавательными возможностями уч-ся разных возрастов продолжается.

Некоторые зарубежные психологи утверждают, что принцип посильности и доступности следует применять не к содержанию, а лишь к методам обучения, что якобы любому ребёнку на любой стадии развития можно с успехом преподавать любой предмет в достаточно полноценной форме. Весь вопрос заключается лишь в методах преподнесения этих знаний (Брунер Дж. Психология познания. М., Прогресс, 1977).

Использованы материалы кн.: Психолого-педагогический словарь. / Сост. Рапацевич Е.С. – Минск, 2006, с. 204-205.

Источник: http://ponjatija.ru/node/9578

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector