Процесс воспитания — студенческий портал

Процесс воспитания - Студенческий порталПри каких же условиях взаимодействие преподавателя и студента становится именно воспитанием, понимаемым как создание тотальности (целостности) образовательного процесса? Что же нужно сделать преподавателю, чтобы придать любой педагогически организованной деятельности, в которую включается студент, воспитательную функцию? Педагогическое взаимодействие становится воспитанием, когда: организованные события стновятся «точками перегиба» в формировании какого-то отношения воспитанника, причем у каждого отдельного воспитанника они могут наступать в разное время, то есть вовсе не одновременно.

Социальное воспитание рассматривается как часть процесса социализации, создание условий социализации личности.

В высших и специальных учебных заведениях люди получают профессии, позволяющие вписаться не вообще в общество, а в конкретные отрасли общественного производства, найти рабочие места на предприятиях и в организациях.

Соответственно, система образования — один из важнейших агентов социализации. Именно благодаря профессиональной социализации индивиды оказываются в состоянии занимать многие статусные позиции, вдыхая в них жизнь.

Человек, успешно прошедший школьную социализацию, готов к прохождению социализации в университетах и на предприятиях. Таким образом, система высшего и среднего специального образования готовит людей к жизни на разных этажах социальных иерархий и к ее воспроизводству.

В вузах члены общества осваивают многие элементы культуры данной страны, приобретают общеобразовательные знания. Иначе говоря, в высших учебных заведениях люди учатся быть членами своего общества, своей группы.

Здесь учатся читать и писать на родном или государственном языке, осваивают правила поведения в общественных заведениях, привыкают подчиняться преподавателям и взаимодействовать с равными по статусу, получают основы научных знаний, необходимых для освоения разных профессий, нередко обучаются основам трудовой деятельности.

Значение социального воспитания в деятельности государственных и частных образовательных институтов

Главная функция социального воспитания — это формирование социального мышления, развитие понимания социально-педагогических проблем, источников их возникновения и возможных путей разрешения. Так считал и А.И.

Арнольдов, ратовавший за расширение понятия социального воспитания, которое, по его мнению, должно стать частью духовной жизни человека и общества, превратиться в педагогику общечеловеческих культурных ценностей.

Для него социальное воспитание — это фундаментальное магистральное направление и эффективная система духовного воспитания народа, это система, исследующая процесс духовного самопознания и самосовершенствования человека и общества, необходимый механизм их гармонического развития. Сегодня в центре социального воспитания — духовный мир человека.

И ее первостепенная значимость как фундаментальной науки состоит в том, что она способствует обогащению стратегического резерва общества — его интеллектуального потенциала. Социальное воспитание призвано адекватно отразить происходящее, правильно оценивать сложившуюся историческую ситуацию, найти пути и способы преодоления противоречий между воспитанием как необходимостью и свободой личности.

Важную функцию в трансляции воспитания имеет преподаватель. Весьма существенна и важна роль преподавателей, оказывающих помощь студентам с дефицитом социального воспитания и поэтому нуждающихся в особой заботе общества.

Одна из важнейших целей воспитания, как целенаправленной деятельности, — оказание учащимся помощи в жизненном самоопределении, создание условий для самореализации личности.

Что же такое самоопределение на личностном уровне? Какие социально-значимые качества должны стать содержанием воспитания? Ведь в конечном итоге, при удачной реализации учебной программы ФГОСов, из вузов выходят совершенно незрелые в нравственном смысле и беспомощные в практической жизни молодые люди — граждане нашей страны.

Но ведь сама жизнь показывает, что даже в точных науках успеха добиваются, прежде всего, ученые с четкими рациональными приоритетами. Именно в этом контексте стоит вопрос об институте как средстве социализации и социального воспитания, как о своего рода месте занятости подростков.

Управление воспитательным процессом в современном вузе

Ключевой момент социализации — обучение в условиях разных иерархий. В вузе студента всеми средствами учат уважать преподавателя и его слова, даже если преподаватель слабее своих студентов.

Консерватизм системы высшего образования (не только российской) заключается в ориентации на наполнение голов учащихся информацией, которой придается статус истины. Сомнения, поиск альтернативных путей на стадии студенчества обычно не приветствуется.

Поэтому встает вопрос: в какой мере существующая система образования способствует развитию личности, а в какой ее калечит?

Однозначного ответа, видимо, нет. Существующие методы обучения строятся на стимулировании готовности следовать воле преподавателей. Соответственно, творческие преподаватели формируют, опираясь на данную им власть, творческие способности, а нетворческие преподаватели, опираясь на ту же власть, искореняют стремление к творчеству.

Сегодня бытует мнение, что Закон «Об образовании в Российской Федерации» сосредоточил внимание образовательных учреждений и всей системы образования в основном на образовательных стандартах или системе дополнительного образования. В этом есть определенный уход от постановки более широкой проблемы — отсутствия в стране системы социального воспитания. Нет целостной системы, связывающей вузы с предприятиями, дополнительным образованием.

Основная задача социального воспитания — помочь понять сущее, мир отношений, то есть сформировать сознательное отношение к миру, реальному и противоречивому.

Подходы к нравственному воспитанию студента можно рассматривать через его положение в культуре: как человека культуры, у которой свой язык, метафоры, символы, способы построения отношений, но общее для любой культуры — стремление к целостности представлений о мире.

В связи с этим выделяют факторы воспитательного процесса, способствующие развитию ценностных отношений личности студента к собственной деятельности: В профессиональной работе преподаватель обязан учить студентов размышлять над прочитанным, находить в текстах основание для нравственных суждений, определяющих мировоззренческую позицию, уважать традиции своей национальной культуры.

©

Вместе с этим читают:
• Социальное воспитание
• Система образования
• Школа

Источник: https://phdru.com/vuzprep/socialedu/

Создание условий для личностного развития студентов в вузе

В статье предложена оригинальная система организации воспитательной работы в вузе, ориентированная на целостное восприятие процесса профессиональной подготовки, адаптированная к особенностям будущей профессиональной деятельности выпускника. Автор основывается на собственном опыте формирования системы профессионального воспитания.

В конечном итоге результаты работы любого учебного заведения, оцениваются по деятельности его выпускников. Именно в их деятельности проявляется, насколько точно были определены цели, задачи, инструменты обучения, насколько избранная модель подготовки специалиста закладывает основы успешной профессиональной карьеры будущего работника.

Традиционная для России система профессионального образования рассматривала в качестве основы подготовки будущих специалистов триаду: овладение знаниями, умениями и навыками. Профессиональное воспитание выступало либо элементом умений и навыков, либо рассматривалось как часть пронизывающей все общество системы коммунистического воспитания.

Резкие социально-политические сдвиги, произошедшие в конце XX столетия, привели к разрушению основ существовавшей модели развития общества и породили дискуссию о месте и роли профессионального воспитания. Результатом стало изъятие вместе с идеологией практически всех элементов профессионального воспитания из образовательного процесса.

Сложилась парадоксальная ситуация — задача воспитания была исключена из системы образования и передана на ранней стадии (общее среднее образование) в семью, а на более поздней стадии (профессиональное образование) возложена на общество.

При этом общая ситуация в стране стремительно развивалась в направлении разрушения и деформации семейных отношений, а общество занятое выбором новых социально-политических моделей, оказалось неспособным сформировать новую систему ценностей и создать на се основе эффективную и целостную систему воспитания.

Нс менее серьезное негативное влияние на место профессионального образования в системе профессионального образования оказали и кардинальные экономические изменения, происходящие в России.

Поскольку при смене экономических отношений коренным образом меняется мотивационная модель и вся система ценностных ориентиров личности, меняется поведение самого работника и требования, выдвигаемые к нему на рынке труда.

Причем сам рынок труда еще находится в процессе своего формирования и не в состоянии сформулировать четкие и ясные требования к работник)'.

Реакцией на эти изменения явилось как падение интереса к профессиональному образованию в целом, так и возникновение крайне негативной тенденции, когда в вуз или суз идут не за профессией, а за дипломом.

Человек изначально перестает планировать свое профессиональное будущее, а следовательно, из профессионального образования изымается его сердцевина — цель образовательной деятельности.

Такая система нс способна обеспечить качественное образование и попытки отнести все ее грехи к слабому материально-техническому оснащению или слабой подготовке профессорско- преподавательского состава, кажутся несостоятельными.

  • Существующая система профессиональной подготовки тяжело больна и основные причины этой болезни в неопределенности целей и мотиваций процесса образования. Вместе с уходом профессионального воспитания из системы подготовки специалистов ушли крайне важные элементы подготовки, такие как:
  • система стимулирования мотивации на профессию и на наиболее полное овладение ею. В результате исчезло стремление совсршснствоваться в профессии испытывать удовлетворение от результатов профессиональной деятельности;
  • учет специфических социально-психологических аспектов различных видов деятельности. Требования к поведенческим и коммуникативным свойствам спсциалиста-менеджера и бухгалтера будут различными;
  • подготовка к корпоративным особенностям профессионального общения. У большинства выпускников возникает проблемы с профессиональной и корпоративной адаптацией в трудовых коллективах;
  • система обратной связи с выпускниками и работодателями как элемент постоянного совершенствования качества подготовки.

К сожалению, само признание необходимости профессионального воспитания в качестве элемента профессиональной подготовки также нс решает проблемы повышения качества подготовки специалистов поскольку существующее понимание самого понятия «профессиональное воспитание».

Как правило, в вопросе определения понятия мы видим две крайности: либо сведение всей деятельности в этом направлении к утилитарному овладению некоторыми отдельными профессиональными навыками, либо расширение его пределов до формирования общечеловеческих ценностей.

Поэтому вопрос точного определения понятия является крайне важным и актуальным.

В самом общем виде под профессиональным воспитанием понимается процесс системного и комплексного воздействия на личность, с целью формирования устойчивых ценностных ориентаций на профессию, а так же развития основных личностных, поведенческих и коммуникативных качеств составляющих основу для решения профессиональных задач.

Цели профессионального воспитания, выделенные в определении, позволяют выделить основные подсистемы и их функции:

  • 1. Подсистема формирования ценностных ориентаций личности. Призвана формировать у будущего специалиста ощущение осознанности выбора профессии, убеждение в том, что его профессия общественно значима, гордость за принадлежность к сообществу обладателей этих профессиональных знаний. Это дает устойчивые стимулы к овладению профессией. Достигается это различными методами погружения в специальность и начинается эта работа с момента поступления студента в учебное заведение. Оптимальной формой запуска этой подсистемой являются проводимые многими учебными заведениями «лагерные сборы первокурсников». Принципиально важным является наполнить содержание этих лагерных сборов не просто формированием корпоративного духа и студенческих коллективов (что само по себе тоже важно), а расставить акценты так, чтобы уезжая, студент был убежден, что он вытянул «счастливый билет». Поэтому все мероприятия, проводимые в рамках лагерного сбора, должны быть направлены на формирование духа принадлежности к профессиональной корпорации, «окрашены» в профессиональные цвета. Далее профессиональная гордость должна поддерживаться в процессе обучения всей системой мероприятий, особенно важным элементом, которых должно стать общение с профессиональным сообществом и выпускниками, чей опыт будет подтверждать правильность профессионального выбора.
  • 2. Подсистема имитации элементов профессиональной деятельности. Задачей данной подсистемы является формирование личностных, коммуникативных и иных качеств специалиста определяемых специфическими условиями профессиональной деятельности. Поэтому в основе деятельности этой подсистемы должен лежать детальный анализ основных характеристик будущей профессиональной деятельности (профессиограмма). В этом случае сама студенческая жизнь и учебная деятельность нс будут выглядеть случайным набором предметов и мероприятий, а будут цепочкой последовательно раскрывающей главные стороны профессиональной деятельности. Основной формой реализации целей подсистемы является создание системы имитации профессиональной деятельности, прежде всего это достигается организацией научных, производственных и общественных практик цели и задачи которых определяются на основе сформулированных ранее требований к специалисту. Причем формы этих практик должны четко соответствовать специальностям.
  • 3. Подсистема обратной связи. Предусматривает возобновление и самосовершенствование системы за счет формирования устойчивой связи с работодателями и выпускниками. Формирование подсистемы позволяет актуализировать учебные планы и программы подготовки специалистов, на основе анализа востребованности на рынке труда знаний, умений и навыков полученных в процессе обучения. С другой стороны является способом развития и фокусировки личностных ориентаций и предпочтений в профессии (первая подсистема).
Читайте также:  Русь, орда и литва после нашествия едигея - студенческий портал

Формирование подобной системы профессионального воспитания — плод продуманной многолетней педагогической и методической работы. Простое копирование форм и методов работы зачастую просто невозможно, поскольку требуется их глубокая переработка и адаптация.

Вообще сам подход к формированию системы должен опираться на четкое осознание целей деятельности, только после этого должны подбираться адекватные им методы и формы работы.

Тем более, что сама система целей может быть многоуровневой, поскольку сочетание специальностей в современных образовательных вузах самое разнообразное и нельзя одинаково организовывать профессиональное воспитание инженера, аналитика и менеджера.

Поэтому вопрос о последовательности и этапах формирования системы профессионального воспитания в вузе отнюдь не праздный.

  • 1. Первым и важнейшим этапом становления системы профессионального воспитания является первичное формирование целей и задач профессионального воспитания. На этом этапе формируется наиболее важный элемент системы ее стержень. Как правило, это выглядит как сочетание целенаправленного изучения специфики и особенностей профессии и формирование системы взаимодействия с работодателями на содержательном уровне. Результатом этой деятельности должно стать формирование модели специалиста с учетом его социально-психологических параметров (профсс- сиограммы). На основе этого можно сформулировать основные задачи профессионального воспитания и выбрать основные формы и методы педагогического воздействия.
  • 2. Вторым этапом формирования системы профессионального воспитания является выбор форм и методов реализации целей и задач и запуск основных подсистем. На этом этапе вся внеучебная и учебная деятельность детально просматривается на предмет ее важности и приоритетности для процесса профессиональной подготовки. Первичным итогом этой работы является построение имитационных моделей сочетающих в себе все виды деятельности студента в ВУЗе (учебную и научную, производственную и общественную практику, систему внеучебных мероприятий и др.). Все это рассматривается как единая система подчиненная единой цели.
  • 3. Третий этап налаживание и коррекции системы подготовки. Здесь основную роль начинают играть механизмы обратной связи. Принципиальной становится система самообновления системы, воспроизводства ее основных качеств в рамках изменяющейся обстановки. Как уже говорилось, основными элементами данной системы является обеспечение постоянной связи с выпускниками и профессиональным сообществом. Важно не формальное наличие соответствующих структур (большинство вузов в той или форме имеет различного рода ассоциации выпускников), а в содержании и целях этой деятельности. Как правило эти ассоциации выпускников рассматривают как спонсоров или как возможность организовать практику студентов. Взаимодействие с выпускниками должно быть организованно на более глубокой содержательной основе. Так, ассоциации выпускников истпеда неформально не существует, но связи между этим сообществом очень крепкие, и они основаны не на коммерческих или карьерных интересах, а верности своему профессиональному выбору и готовности быть полезными именно в этом качестве. Новой и бурно развивающейся формой связи с работодателями и выпускниками стали профессиональные сообщества которые формируются сейчас в Московском государственном университете управления и технологии. Найден механизм сопряжения интересов предпринимателей отрасли, науки и образования на основе как рыночных мотиваций, так и корпоративных отраслевых интересов.

Необходимо отметить, что на протяжении всех трех этапов осуществляется отладка и совершенствование всех подсистем системы профессионального воспитания, многие методы по своей сути являются комплексными и воздействуют на все три подсистемы.

Так, встреча с работодателем или выпускником может рассматриваться и как формирование устойчивой мотивации на профессию на примере успешной профессиональной деятельности, и как имитация профессиональной деятельности, и как способ получения информации для коррекции системы профессиональной подготовки.

Важно нс забыть о существовании этих трех составляющих при организации мероприятия.

Некоторые выводы:

  • 1. Профессиональная подготовка по традиционной схеме (овладение знаниями умениями и навыками) не в состоянии обеспечить соответствующие современным требованиям качественные параметры специалиста высшей квалификации.
  • 2. Введение профессионального воспитания в качестве равноправного элемента профессиональной подготовки формирует мотивацию на профессию, создает условия для более глубоко и целенаправленного овладения профессией.
  • 3. Система профессионального воспитания должна охватывать весь период профессиональной подготовки и профессиональной деятельности человека.
  • 4. Система профессионального воспитания обеспечивает комплексное воздействие наличность с целью формирования специалиста, связывает воедино разнородные виды деятельности (учебную, научную, общественную и производственную).

Источник: https://ozlib.com/852115/ekonomika/sozdanie_usloviy_lichnostnogo_razvitiya_studentov_vuze

Особенности процесса воспитания в высших учебных заведениях



Современный научно-технический прогресс, бурные социально-экономические изменения в обществе, изменение духовных приоритетов, подмена ценностей — все эти проблемы подталкивают общество в целом и образовательную систему в частности к совершенствованию воспитательного воздействия на обучающихся. Решающую роль в этом играл и продолжает играть социум и система образования в целом в стране и в отдельной взятой образовательной организации.

Воспитание студенческой молодежи имеет важное социально-экономическое, политическое и психолого-педагогическое значение для современного общества, так как: студенчество остается одной из самых значительных групп молодежи, как по численности, так и по своей социальной роли в современном обществе; студенты являются наиболее образованной, многообещающей частью молодежи, на которую государство и общество возлагает большие надежды.

Поскольку социально-экономическая модернизация общества повлекла за собой серьезные деформации молодежных ценностей и их источников, требуется определить пути приобщения подрастающего поколения к культурным традициям. Необходимо обогащение педагогической теории новыми понятиями, подходами и педагогическими технологиями, основанными на новом междисциплинарном знании, вплетенном в содержание воспитания.

Выпускники высших учебных заведений составляют ядро человеческого капитала страны, поскольку их знания, умения, навыки, профессиональные компетенции во многом определяют решение ключевых социально-экономических проблем развития современного общества.

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» отмечено, что «… важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, компетентного гражданина России».

Одна из важнейших государственных функций является культурно-воспитательная. Очень часто можно услышать, что главными видами воспитания являются лишь патриотическое и государственное.

При этом почему-то забывают сказать, что существует воспитание эстетическое, физическое, правовое, нравственное, трудовое, политехническое.

Все виды воспитания оговариваются в планирующих и регламентирующих документах образовательных организаций высшего образования.

Образовательная организация ставит перед собой такие цели и добивается высокого результата в их реализации с помощью не только образовательных программ, инновационных подходов в обучении, прекрасно подготовленных педагогов, но и с помощью целенаправленности воспитательного процесса, систематичности, всеохватываемости, всепричастности, заинтересованности всего коллектива образовательной организации.

Как нам известно, воспитание в широком смысле слова есть совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение накопленного социально-культурного опыта, нравственных норм и ценностей.

В узком смысле слова — это специальная воспитательная деятельность, направленная на достижение конкретных воспитательных целей и решение конкретных задач воспитания.

Поэтому основополагающим направлением в деятельности всего профессорско-преподавательского коллектива вуза должно стать создание оптимально благоприятной воспитывающей среды.

Воспитывающая среда в отличие от формирующей — это совокупность окружающих студента обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру. Учебным заведением должна осуществляться специальная работа по конструированию и развитию воспитывающей среды.

Организовать воспитывающую среду непросто, так как воспитывающая среда динамична, многогранна (включает в себя совокупность воздействий на семью, на студента, на студенческую группу, на систему студенческого самоуправления, на неформальные молодежные организации и т. д.).

Поэтому управление воспитывающей средой требует системного подхода, то есть необходимо определить единую цель, стратегию образовательного процесса, содержание воспитывающей деятельности, основные принципы функционирования воспитательной системы, разработать структуру управления воспитательным процессом, осуществлять мониторинг результатов воспитательной деятельности, обеспечить научно-методическое сопровождение воспитательного процесса.

Воспитание в вузе осуществляется не только как целенаправленный социально-педагогический процесс, но и как создание условий для построения чувства долга, патриотизма и чести, воспитания высоконравственных основ, эстетических вкусов. Реализация этих ценностей в образовательном процессе всегда и во все времена была актуальной.

Наша задача — обобщить опыт воспитательной работы с обучающимися в образовательном процессе вуза и показать её практическую применимость и основные принципы работы воспитательной деятельности педагогов и образовательной организации.

Одним из ведущих условий целенаправленного создания нравственно-морального облика будущих специалистов из современной молодёжи является, конечно, профессорско-преподавательский состав образовательной организации.

Педагог как личность и человек играет достаточно большую роль в формировании компетенций обучающихся.

При этом роль преподавателя заключается не только в узкоспециальной качественной подготовке, здесь важна и нравственная сторона каждого члена педагогического коллектива, его личное построение индивидуальной ценностной шкалы, отношение к педагогической работе, а также субъективное мнение человека о любых темах. При этом надо отметить, что обмануть обучающихся с помощью неискреннего, притворного поведения почти невозможно. «Человек, как это показывает опыт, по природе своей склонен к подражанию, как обезьяна. Находясь среди добродетельных граждан, он и сам становится добродетельным гражданином» [6].

Ведущий педагогический принцип воспитания в образовательном процессе — систематичность. Этот принцип является неотъемлемым для создания условий в процессе обучения и воспитания при подготовке будущего гражданина своей страны.

Принцип систематичности реализуется не только в процессе обучения, но и в воспитательном процессе. При этом процесс воспитания реализуется через аудиторные занятия, индивидуальные консультации, через личностный пример, а также через оформление аудиторий и рекреационных зон в вузе.

Это всё является визуальной агитацией и воздействует ежедневно на обучающихся не меньше, чем пример педагога и устное слово наставника.

Также одним из условий воспитательного процесса в образовательной организации является планирование в учебном процессе такой дисциплины, как «Профессиональная этика». Это дисциплина, которая формирует принципы и основы профессионального этического поведения.

Организация дополнительных внеаудиторных мероприятий для обучающихся акцентирует внимание на таких ценностях, как любовь к Родине, знание истории памятных дат.

Это и участие в конференциях с патриотической направленностью, и конкурс чтецов по темам, приуроченным к круглым датам, и подготовка номеров художественной самодеятельности своего родного края, и написание эссе на близкую тематику и многое другое.

Читайте также:  Формирование и свойства почвы - студенческий портал

Организация посещения музеев и выставок в другие образовательные организации, государственные учреждения, при этом не только по тематике осваиваемой специальности, должна способствовать формированию как узкопрофессиональных качеств, так и общечеловеческих ценностей, нравственной платформы. Сбор краеведческого материала для местного музея или музея образовательной организации, участие по возможности в археологических раскопках также будут способствовать созданию условий для результативности воспитательной деятельности по отношению к обучающимся.

Выявление талантов среди обучающихся и с их помощью осуществление подготовки и проведения концертных программ будет способствовать не только воспитанию гражданских качеств у обучающихся, но и созданию условий для роста коллективизма (необоснованно сегодня забытого воспитательного принципа, с помощью которого можно усилить воздействие на личность).

Эти концерты могут быть не только приурочены к памятным датам, но и проводиться как вечера встреч, общения, досуга. Билеты на концерты классической музыки не всегда по карману современным студентам, поэтому целесообразно договариваться с концертными залами о бесплатных билетах для обучающихся, пусть даже в небольших количествах.

Посещение концертных и театральных площадок не должно быть воспринято как «обязаловка», но только как поощрение.

Если обучающимся поначалу сложно воспринимать такие виды искусства, как опера, необходимо проводить просветительскую работу до посещения театра, рассказать историю сюжета, простыми словами дать характеристику этому виду искусства.

При преподавании любой дисциплины по учебному плану, если будет на то желание педагога и образовательной организации, можно создавать условия для воспитательного процесса не только на бумажных носителях, но и в реальных формах работы. Как преподаватель сможет реализовать воспитательное воздействие на обучающихся, решает только он сам, главное, чтобы это шло от души.

Подводя итог, можно уверенно сказать, что сегодня социально-педагогическая подготовка в вузе будущих специалистов и граждан своей страны осуществляется на протяжении всего процесса образования, притом что образование — это всегда двуединый процесс, состоящий из обучения и воспитания, и ни одну из данных составляющих нельзя превозносить, чтобы не было перекосов.

Также анализ воспитательной работы с обучающимися подводит нас к выводу, что воспитание — это целенаправленный процесс, но при этом многофакторный и многофункциональный.

Также воспитательный процесс всё-таки предполагает создание определённых условий для становления нравственно-моральных качеств у обучающихся и выстраивания ценностных оснований в самом образовательном процессе.

Таким образом, вся целостная работа в образовательной организации создаёт условия для становления, совершенствования и развития ценностных ориентаций молодого поколения.

Но успешная реализация такого подхода всегда зависит от искренней заинтересованности преподавателя, от взаимности со стороны обучающихся в данном процессе и непосредственного участия и помощи государства. Только в этом случае можно говорить о результативности воспитательного процесса. Закончить статью хотелось бы словами священнослужителя Л.

Кураева: «Первый шаг младенца радует всё же больше, чем финиш олимпийского чемпиона, хотя он и не столь техничен, стремителен и идеален. Поэтому важнее не техника шага, а общее направление движения» [9].

Литература:

  1. Калинковская С. Б. Специфика использования методов воспитания в образовательном процессе ВУЗА // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть II. — Новосибирск: СибАК, 2010.
  2. Подласый И. П. Педагогика: 100 вопросов — 100 ответов: учеб. пособие для вузов / М.: ВЛАДОС-пресс, 2004. — 365 с.
  3. Огольцова Е. Г. Современные концепции воспитания в технических вузах [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 119–123.
  4. Подласый, И. П. Педагогика: новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений: в 2 кн. Кн. 2: Процесс воспитания [Текст] / И. П. Подласый — М.: Владос, 2003. — 256 с.
  5. Сидорова И. А. Воспитание на основе сотрудничества // Высшее образование в России. — 2009. — № 7. — С. 79–82.
  6. Словарь иностранных слов [Текст]. — 7-е изд., перераб. — М.: Большая Рос. Энцикл.: РИПОЛ классик, 2004. — С. 356–357.
  7. Смирнов, С. Д. Педагогика и психология высшего образования. От деятельности к личности: учеб. пособие [Текст] / С. Д. Смирнов. — М.: Академия, 2001. — 304 с.
  8. Трушников Д. Ю. Проектирование системы воспитания в структуре университетского комплекса на основе кластерного подхода / Тюмень: Нефтегазовый университет, 2010. — 336с.
  9. Трушников Д. Ю. Воспитание в вузе: гуманистический аспект / Тюмень: Нефтегазовый университет, 2006. — 132с.
  10. Трушников Д. Ю. Система воспитания в структуре образовательного кластера инженерного вуза / Тюмень: Тюменский издательский дом, 2008. — 246с.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательная организация, воспитательный процесс, воспитывающая среда, обучающийся, воспитание, создание условий, образовательный процесс, современное общество, воспитательная работа, воспитательная деятельность.

Источник: https://moluch.ru/archive/276/62487/

Психолого-педагогические основы процесса воспитания студентов

План

1. Социализация и воспитание студентов как актуальная проблема современной педагогики.

2. Особенности воспитательной работы педагога со студентами.

1. Социализация и воспитание студентов как актуальная проблема современной педагогики.

Несомненно, период обучения в вузе — важнейший период социализации человека.

Социализация — процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует его в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны, которые приняты в данной группе и обществе. Процесс социализации включает освоение культуры человеческих отношений и общественного опыта, социальных норм, социальных ролей, новых видов деятельности и форм общения. В студенческом возрасте задействованы все механизмы социализации: это и освоение социальной роли студента, и подготовка к овладению социальной ролью «профессионального специалиста», и механизмы подражания, и механизмы социального влияния со стороны преподавателей и студенческой группы.

Понятие социализации более широкое, чем понятие «воспитание». Социализация не равна воспитанию, ибо воспитание — это намеренное формирование личности в соответствии с принятым идеалом под влиянием сознательно направляемых различных воздействий.

При социализации индивид играет активную роль, сам выбирает определенный идеал и следует ему, а круг людей, которые оказывают социализирующее воздействие, — широк и очерчивается неопределенно.

Студенческий возраст, как отмечалось, характеризуется именно стремлением самостоятельно и активно выбирать тот или иной жизненный стиль и идеал.

Таким образом, вузовское обучение является мощным фактором социализации личности студента, и этот процесс социализации осуществляется в ходе самой жизнедеятельности студентов и преподавателей. Но встает вопрос, требуются ли целенаправленные воспитательные воздействия на студентов со стороны преподавателей и эффективны ли они?

Нет, пожалуй, более спорной проблемы в педагогике и психологии высшей школы, чем проблема воспитания студентов. «Надо ли воспитывать взрослых людей?» — разговоры такого рода часто можно услышать в вузовских кулуарах и на официальных собраниях.

Ответ на эти вопросы зависит от того, как понимать воспитание. Если его понимать как воздействие на личность с целью формирования нужных воспитателю, вузу, обществу качеств, то ответ может быть только отрицательным.

Если как создание условий для саморазвития личности в ходе вузовского обучения, то ответ должен быть однозначно положительным.

Традиционный подход к воспитанию базируется на том, что воспитание студентов — это воздействие на их психику и деятельность с целью формирования личностных свойств и качеств — направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умения работать с людьми, самокритичности и др.

Свойства и качества — это целостное выражение личности, включающее познавательные, мотивационные, эмоциональные и волевые компоненты в своеобразном сочетании их как по содержанию, так и по форме проявления. Так, например, самостоятельность складывается из понимания, соответствующей оценки ситуации и выбора способа поведения.

Зная природу и психологическую структуру того или иного качества, можно более успешно использовать воспитательные возможности различных предметов и условий вуза в целом. Началом формирования качества является понимание факта, явления, события. Далее идут усвоение и выработка положительного отношения к усвоенному, уверенности в его истинности.

Затем происходит синтез интеллектуальных, эмоциональных, волевых и мотивационных процессов, превращение в устойчивое образование — качество.

Например, в высшей школе воспитание интереса и любви к избранной профессии достигается путем выработки у студентов правильного представления об общественном значении и содержании работы в предстоящей области деятельности, о закономерностях ее развития:

Формирование у каждого студента убеждения в своей профессиональной пригодности, а также ясного понимания необходимости овладения всеми дисциплинами, видами подготовки, предусмотренными учебным планом данного вуза.

Источник: https://poisk-ru.ru/s10850t2.html

Рихновец А.А. Культурно-нравственное воспитание студентов ВУЗа

Библиографическая ссылка на статью:
Рихновец А.А. Культурно-нравственное воспитание студентов ВУЗа // Психология, социология и педагогика. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/02/2805 (дата обращения: 07.02.2019).

Внимание социологов всегда было обращено к изучению тех связей и интегрирующих взаимодействий, которые лежат в основе поддержания структуры общества, обеспечивают его порядок и продуктивное функционирование.

Данной скрепляющей силой, поддерживающей упорядоченность системы, являются законы, система санкций, общепринятые правила поведения, и, что является не менее важным – нравственные ориентиры, характерные для общества в тот или иной временной период.

На сегодняшний день, для отечественной социологии всё большую актуальность приобретает изучение трансформации нравственных ценностей в современном российском обществе, а также влияние данного процесса на формирование структуры потребностей, образ жизни и поведенческие установки различных категорий населения, в том числе и студенчества.

Под духовно-нравственной культурой личности понимается сложное образование, качественные характеристики сознания и самосознания личности, отражающие целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром [2, с.261].

В прямой зависимости от выделенных условий находится проблема формирования духовно-нравственной культуры личности будущего специалиста в условиях вуза. Это объясняется тем, что современное поколение студентов живет в условиях быстрой смены событий общественной жизни, динамичных перемен и противоречивых тенденций в развитии общества, нарастающего потока информации [2, с.260].

В связи с этим воспитание, которое ориентировано на формирование духовно-нравственной культуры студентов, является одной из приоритетных целей современной системы воспитания в высшем учебном заведении.

Культурно-нравственное воспитание – это комплекс форм, средств, методов и принципов, стимулирующих развитие духовно-нравственной культуры студента, процесс повышения степени освоения личностью социального опыта, ценностей культурно-регионального сообщества, культуры, приобщение студентов к нравственным ценностям, развитие нравственных чувств; становление нравственной воли; побуждение к нравственному поведению. На практике это означает воспитывать у молодежи устремленность к творческому началу в любом деле и любой профессии, акцентируя внимание не только на материальной заинтересованности, но и на духовном воплощении своих интересов и потребностей [3].

Читайте также:  Географическая карта - студенческий портал

Сегодняшняя система высшего образования не удовлетворяет в полной мере требованиям сохранения и развития интеллектуального и нравственного потенциала. Она все еще слабо ориентирована на самореализацию и саморазвитие личности. Рыночная же экономика в цивилизованном обществе требует, чтобы каждый человек выступал как субъект с широкими возможностями выбора.

Отсюда следует, что система образования, с одной стороны, должна удовлетворять изменяющимся требованиям общества, а с другой, обеспечивать развитие личности с учетом ее запросов, способностей, интересов, ценностных ориентации.

В условиях ВУЗа, стоит учитывать, что студенческий возраст является периодом активного развития культурно-нравственных структур личности [3].

Воспитательная система ВУЗа – это комплекс форм, средств, методов и принципов, стимулирующих культурно-нравственное развитие студента-будущего специалиста.

В связи с эти, главной целью воспитания является формулирование общей и профессиональной культуры студентов, понимание ими истории цивилизации, возвышение духовных потребностей, приобщение к этическим нормам общения, а также осознание своего места в системе культуры, саморазвития и нравственного сознания [1, с. 131].

В процессе обучения ВУЗ должен активно содействовать саморазвитию и самообразованию личности, ее способности и готовности к освоению системы социальных ролей. Образовательный процесс в ВУЗе должен быть нацелен на создание условий для формирования культурно-нравственных, духовных ценностей личности.

Все эти обстоятельства делают необходимым разработку программ формирования системы культурно-нравственных ценностей у студентов. Культурно-нравственное воспитание студентов выступает одной из главных целей воспитательной программы учебного заведения.

Рассмотрим подробнее, как осуществляется программа культурно-нравственного воспитания на примере Амурского Государственного Университета.

Амурский Государственный Университет создает собственную систему культурно-нравственного воспитания студентов, реализуя её через программу культурно-нравственного воспитания студентов АмГУ 2010-2015.

Данная программа направлена на воспитание нравственных качеств, духовности; на сохранение и приумножение историко-культурных традиций университета; приобщение к университетскому духу, формирование чувства университетской солидарности и корпоративности; создание оптимальной социально-педагогической воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности; развитие умений и навыков управления коллективом с использованием различных форм студенческого самоуправления; содействие работе общественных организаций, клубов, объединений и коллективов университета, организация культурно-массовых мероприятий.

Все эти направления университет реализует, проводя следующие мероприятия: традиционные всероссийские праздники, организацию спектаклей театров АмГУ «Глобус» и «М. и.

Р» , искусствоведческих гостиных (музыкально-литературной, художественной, театральной), создание инициативных студенческих сообществ, предоставление информации через сайт университета, телевизионный модуль и газету «Амурский университет», которыми занимаются сами студенты  и др.

Таким образом, Амурский Государственный Университет реализует одну из главных задач высших учебных заведений – формирование системы культурно-нравственных ценностей у студентов.

Процесс формирования духовно-нравственной культуры является важным и сложным направлением в процессе подготовки специалистов университета. Чем более высока духовно-нравственная культура будущего специалиста, тем выше его социальная востребованность, социальная значимость для общества.

В связи с этим необходимо использовать традиции, как средства нравственного воспитания, осуществлять воспитание студентов в научно-обоснованной логической последовательности, повышать эффективность нравственного воспитания студенческой молодежи.

На пути осуществления этих целей существует множество противоречий. Во-первых, отсутствует система знания о сущности нравственного воспитания студентов. Во-вторых, недостаточно обоснованы процессы нравственного воспитания студентов.

В-третьих, не до конца разработана логика программы социально-педагогической деятельности в формировании культурно-нравственного воспитания.

Все это свидетельствует о проблеме, состоящей в отсутствии целостного представления о нравственных приоритетах студенческой молодежи, и как следствие недостаточная эффективность программ культурно – нравственного воспитания.

В 2013 г. нами было проведено эмпирическое социологическое исследование. В качестве объекта исследования выступали студенты АмГУ, реализованная выборка составила 420 человек.

Предметом исследования является культурно-нравственное воспитание студентов ВУЗа. Цель исследования – дать оценку системы культурно-нравственного воспитания АмГУ студентами ВУЗа.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • 1) Уточнить место и роль культурно-нравственных аспектов воспитания человека.
  • 2) Выявить организацию культурно-нравственного воспитания в АмГУ глазами студентов.
  • 3) Проанализировать динамику развития системы культурно-нравственного воспитания в АмГУ с 2007 по 2013 гг.
  • В процессе разработки программы социологического исследования были выдвинуты несколько гипотез:
  • 1) Большинство студентов считают не нужным культурно-нравственное воспитание в системе образования.
  • 2) Студенты АмГУ оценивают мероприятия, проводимые в вузе в рамках программы культурно-нравственного воспитания, выше среднего.

3) Динамика студенческого участия в системе культурно-нравственного воспитания (за период 2007-2013 г.)  является положительной.

Полученные в ходе исследования данные позволяют говорить о том, что по мнению студентов АмГУ, культурный человек прежде всего воспитанный и тактичный, порядочный и добрый, широко эрудированный, начитанный, высоконравственный, совестливый. Можно отметить, что для студенты АмГУ считают культурным человека, который обладает не только культурой, но и духовными, нравственными качествами.

Определяя образ студента Амурского Государственного Университета, чаще всего были отмечены следующие качества: в первую очередь – юмор и жизнерадостность, затем, энергичность, предприимчивость, деловые способности, терпение, выносливость, умение переносить трудности, отзывчивость и желание помочь.

Полученный собирательный образ студента АмГУ получился в целом положительным. Лишь немногие приписали ему грубость, хамство, равнодушие, зависть.

При анализе ответов на этот вопрос, была отмечена следующая зависимость: положительные качества отмечали в основном лица мужского пола, а та небольшая доля, которая подметила отрицательные качества – девушки.

За нравственное воспитание человека, по мнению большинства, несет ответственность семья. Учебное заведение отметили самая небольшая доля студентов.

Таблица 1 – Ответственность за нравственное воспитание

Варианты ответов Количество ответивших (чел.) Количество ответивших (%)
Сам человек 134 31,9
Семья 261 62,1
Государство 21 5
Уч. заведение 4 1
Всего 420 человек 100 %

Однако на вопрос о том, существует ли в АмГУ система культурно-нравственного воспитания практически половина опрошенных ответили, что да. Стоить отметить, что вариант «затрудняюсь ответить» выбрали 40 % студентов.

Это связано с тем, что студенты мало осведомлены о том, что входит в систему культурно-нравственного воспитания, какие мероприятия, события проводятся и происходят для того, что бы повысить уровень духовно-нравственной культуры.

  1. Что интересно, наиболее важными направлениями воспитания студенты АмГУ считают именно культурно-нравственное воспитание – 24,8 %, на втором месте правовое воспитание – 14,8, на третьем – профессионально-трудовое воспитание 14,6%.
  2. Чаще всего из них отмечались следующие реализующиеся в нашем вузе системы воспитания:
  3. 1) Профессионально-трудовое (22,5 %)
  4. 2) Культурно-нравственное (16,5%)
  5. 3) Физическое (16,3%).
  6. Вопрос «Хотели бы Вы заниматься каким-либо направлением общественной деятельности в ВУЗе»:
  7. Таблица 2 – Желание заниматься общественной деятельностью в ВУЗе
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс Всего
Да и уже занимаюсь 20 14 8 28 2 72
17,1%
Да, хотел бы 45 53 44 27 3 172
41%
Нет 30 29 22 23 12 116
27,6%
Затрудняюсь ответить 24 19 6 10 1 60
14,3%
Всего 119
28,3%
115
27,4%
80
19%
88
21%
18
4,3%
420
100%

Большинство ответили «да, хотел бы». 17 % – уже занимаются в вузе общественной деятельностью. Здесь прослеживается взаимосвязь с курсом, на котором обучается студент. На таблице видно, что после 2го курса у студентов желание заниматься общественной деятельностью сокращается.

Студенты, которые ответили, что хотели бы заниматься общественной деятельностью чаще всего выбирали творческие коллективы АмГУ (театры, вокал, КВН). На втором месте студенческое самоуправление.

Из тех, кто уже состоит в данных организациях, большинство являются членами студенческого актива факультета и студенческого актива общежития.

Полученные на подобные вопросы ответы в 2007 г. позволили проследить, что доля лиц, занимающихся спортом, упала с 46% до 2%. Из тех, кто еще ни чем не занимается, но хотел бы, спортивные секции не были отмечены ни разу. Это говорит о том, что популярность спортивной деятельности среди студентов сократилась.

  • На вопрос «Какие из перечисленных мероприятий проводятся в АмГУ» было получено следующие процентное соотношение:
  • 1)организация и проведение творческих конкурсов «юниор-шоу», «мусорный бал», «мистер и миссис АмГУ». – 14,1 %
  • 2)организация фестивалей КВН и АмГУ – весна – 12,5
  • 3)организация традиционных праздничных вечеров «посвящение в студенты», «день факультета», «ректорский прием» и др. – 11,8

В 2010 г. 19% студентов ответили фестивали КВН; далее 16,6 % – организацию и проведение творческих конкурсов, 11% – праздничные концерты.

В этой сфере изменения не значительны, популярными и видимо самыми посещаемыми являются именно творческие мероприятия, имеющие непосредственное отношение к студенчеству и студенческой жизни.

На сегодняшний день студенчество принимает участие в данных мероприятиях в основном в качестве зрителя – 48%.  В 2010 г.  таких людей было 35%. Можно говорить о том, что количество  людей, посещающих такие мероприятия, увеличивается.

Оценивая уровень проведения данных мероприятий по 10ти бальной шкале, студенты в среднем дали оценку 8. По сравнению с 2010 годом оценка студентами данных мероприятий увеличилась. Тогда средний балл составил 6. Это объясняется повышением качества данных мероприятий, более высокой подготовкой, хорошей аппаратурой и т.д.

На вопрос о важности и нужности данных мероприятий 89% опрошенных ответили, что такие мероприятия нужны. И лишь 2,6 % заявили о ненужности данных мероприятий.

Что касается того, что студенты хотели бы изменить в организации мероприятий, то часто отмечались однообразие участников, сложность проникновения в студенческое самоуправление и то, что ВУЗ мало заинтересован в привлечении к системе культурно-нравственного воспитания новых лиц.

Таким образом, наша первая гипотеза о «ненужности системы культурно-нравственного воспитания по мнению студентов опровергалась. Студенты сознательно выделяют систему культурно-нравственного воспитания на первое место среди других видов воспитательной деятельности.

Вторая и третья гипотеза подтвердились. Студенты действительно высоко оценивают мероприятия, которые проводятся в рамках программы культурно-нравственного воспитания. Ежегодно количество студентов, принимающих в них участие, увеличивается, в основном растет зрительский интерес.

Однако существует проблема, которая состоит в том, что система культурно-нравственного воспитания в нашем ВУЗе ориентирована в основном на повышение уровня культуры студентов АмГУ, нравственные аспекты часто упускаются. Отсюда, и среди студентов мало кто разграничивает понятия «культура» и «нравственность».

Библиографический список

  1. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания :  Монография / Научн. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград : Перемена, 2001. 214 c.
  2. Боташева Х.Ю. Духовно-нравственные ценности студента университета в зеркале социологического анализа // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2008. №77, С. 259-265.
  3. Савотина Н.А. Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды : дис. канд. психол. наук : 13.00.06. М., 1997. – 196 с.

Количество просмотров публикации: Please wait

Источник: http://psychology.snauka.ru/2014/02/2805

Ссылка на основную публикацию