Психология возрастного развития человека — студенческий портал

Возрастная психология, или психология развития, изучает, как психика человека меняется по мере взросления. Именно эта область психологических наук отвечает на вопросы вроде «почему одни дети начинают говорить раньше других?», «готов ли ребёнок к школе?» или «нормально ли, что в 30 лет мне нравятся фильмы про супергероев?».

Детская психология

Психология возрастного развития человека - Студенческий портал Фрикомыслие: думай как ребёнок

Возрастная психология, да и вообще идея того, что каждому возрасту соответствует отдельное состояние духа и разума и свои потребности — изобретение относительно новое. В этом легко убедиться, взглянув на старинные парадные портреты. В классической культуре дети носили такие же костюмы, как взрослые, так что юные наследники из благородных семей выглядели уменьшенными копиями своих родителей.

Появление детской психологии связывают с публикацией в конце XIX века книги немецкого физиолога и психолога Вильгельма Прейера «Душа ребёнка».

В этой работе Прейер рассказывал о наблюдении за собственным сыном с рождения до трёх лет, описывая, как развиваются моторика, мышление, речь и навыки ребёнка. После этого работы, посвящённые направленному исследованию раннего развития человека, стали появляться регулярно.

Например, игра начала рассматриваться как самостоятельный процесс, важный для становления личности, причём не только в детском возрасте. 

Сегодняшняя психология развития учитывает, что на жизнь ребёнка с первых дней и даже до рождения влияют самые разные факторы, как биологические, так и социальные.

Например, коллективная монография «Бедность и развитие ребенка» рассказывает о том, как развитие ребёнка связано с положением его матери, а анимационный фильм ПостНаука Production — о потребностях детей и о том, как происходит их социальная адаптация.

Психология возрастного развития человека - Студенческий портал

Портрет двухлетних сестёр, середина XVII век.

Источник: Pinterest

Подростковый период

Психология возрастного развития человека - Студенческий портал Эстетическое воспитание в любом возрасте

Подростковый период располагается между фактическим половым созреванием и полным принятием социальной роли взрослого члена общества. В этот период формируется личностная и социальная идентичность, закладываются ценности, получаемые не от родителей, а часто вопреки им, а также происходит гормональная буря. Однако затяжной «переходный возраст» с бунтом, мрачными мыслями и дерзостями по отношению к старшим — во многом социальный конструкт. Например, Маргарет Мид в работе «Взросление на Самоа» указывала на то, что в традиционных племенах конфликты поколений отсутствуют.

В Европе глобальная революция, связанная с разделением на «детей» и «взрослых» случилась во время становления проекта всеобщего образования.

Если прежде дети могли продолжать дело родителей, просто научившись держать в руках инструмент, то теперь школа стала отдельным ведомством социализации, которое выдаёт аттестат зрелости. В традиционных обществах юноши и девушки после наступления половой зрелости проходили ритуалы инициации, после которых считались полноценными членами общества и могли вступать в брак.

Сегодня в развитых странах дети избавлены от такой необходимости — зато они сдают экзамены. Чтобы вступить во взрослую жизнь, нужно подтвердить, что ты обладаешь определённым набором знаний о мире. О том, как образование изменило подход к становлению личности, можно почитать у философа Мишеля Фуко, который исследовал школу в ряду таких дисциплинирующих механизмов, как больница и тюрьма.

Возрастные кризисы

Психология возрастного развития человека - Студенческий портал Новости каждый день: психология информационной эпохи

За последние сто лет взаимоотношения людей с собственным возрастом и механизмы социальной адаптации ещё сильнее изменились. Такие изменения приводят к появлению новых возрастных кризисов. Продолжительность жизни в развитых странах выросла, а возраст вступления людей в самостоятельную жизнь отодвинулся.

  • Так называемый «кризис четверти жизни» выражается в том, что люди чувствуют неуверенность, сомневаются в полученном образовании, желаниях и призвании, испытывают недостаток самостоятельности. Школа, университет, магистратура и аспирантура, стажировка, курсы, ещё одно высшее образование… Часто современный европеец продолжает обучение до 25-30 лет и получает материальную поддержку от родителей, всё это время сохраняя «юношеский» статус в глазах общества. Часто молодые люди 25 лет и старше чувствуют себя только вступающими во «взрослую» жизнь.
  • Кризис среднего возраста посещает наших современников в период, который люди века XIX-го считали «преклонными» или, по крайней мере, «почтенными» годами. Что говорить о тех, кому за 40, если даже выражение «бальзаковский возраст», ассоциирующееся с последним шансом и зрелостью, произошло от романа Бальзака о тридцатилетних женщинах? Однако наши современники не планируют увядать и в 40. Зато периодически чувствуют тревожность и неуверенность, раздумывая о том, состоялись ли они как специалисты, партнёры, родители.

Геронтопсихология — направление возрастной психологии, которое изучает психологические переживания людей пожилого возраста.

  • Пожилые люди часто переживают тревожное состояние, связанное с заметными признаками старения и отказом от привычного ритма жизни. Однако сегодня прежняя парадигма «ухода на покой» уже не такая жёсткая. Нередки случаи, когда люди в 70 лет решают завести новое дело, получить дополнительное образование или вступить в брак. Иногда это приводит к новым психологическим трудностям — например, заводя ребёнка, пожилые родители не уверены, что смогут быть рядом достаточно долго.

Источник: Wikipedia

У людей прежних эпох было меньше времени на рефлексию, но не было тех проблем, которые ставит перед нами современная цивилизация. Существование психологии развития означает, что вместе с новыми вызовами культуры возникают и новые инструменты, чтобы с ними справляться. 

Главное, что внушает оптимизм во всех сложных ситуациях, связанных с возрастом — любой кризис рассматривается психологами не только как проблема, но и как повод для переоценки ценностей.

Источник: https://newtonew.com/science/developmental-psychology

Возрастная психология(Полный жизненный цикл развития человека) | Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. | скачать книгу

Кулагина И.Ю. Колюцкий В.Н. В учебном пособии по курсу возрастной психологии (психологии развития) отражен полный жизненный цикл, который проходит человек. Рассматриваются возрастные закономерности развития в младенчестве, раннем и дошкольном детстве, младшем школьном и подростковом возрастах, юности, молодости, зрелости и поздней зрелости.

Прослежены варианты развития личности в зависимости от ее направленности. Теоретический и фактический материал представлен в традициях психологической школы Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина.

Пособие адресовано студентам психологических факультетов педагогических институтов и университетов, но может быть полезно и более широкому кругу читателей — школьным учителям, родителям, молодежи, интересующейся психологией. Содержание
Предисловие 2
Раздел I. ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
Глава 1. Жизнь и деятельность 5
§ 1.

Появление психической формы жизни в филогенезе 5
§ 2. Жизнь как совокупная деятельность 7
§ 3. Структура деятельности 8
§ 4. Ведущая деятельность 12
§ 5. Общение как вид деятельности 13
Глава 2. Развитие психики в филогенезе и психика человека 15
§ 1. Уровень недифференцированной чувствительности 16
§ 2. Сенсорный уровень 18
§ 3. Перцептивный уровень 22
§ 4.

Уровень психики высокоразвитых животных 25
§ 5. Уровень психики человека 31
Глава 3. Мотивация 37
§ 1. Мотив, мотивационная сфера и жизненный замысел 37
§ 2. Индивидуальность, личность, сущность 38
§ 3. Жизненный мир и центральный жизненный принцип 41
§ 4. Особенности онтогенеза жизненного мира 46
§ 5. Мотивация и типы характера 48
§ 6.

Доминирующие мотивы и варианты линий онтогенеза 51
Глава 4. Возрастное развитие: факторы и закономерности 59
§ 1. Предмет и методы возрастной психологии 59
§ 2. Факторы и закономерности развития психики 62
Глава 5. Стадиальность психического развития 67
§ 1. Критерии периодизации возрастного развития 67
§ 2. Л.С. Выготский о стадиальности развития 68
§ 3.

Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину 69
§ 4. Стадии развития взрослого человека 70
Глава 6. Развитие личности 73
§ 1. Периодизация развития личности по З. Фрейду 73
§ 2. Периодизация развития личности по Э. Эриксону 74
§ 3. Развитие морального сознания личности по Л. Колбергу 78
§ 4. Периодизации развития личности по А.В.

Петровскому 79
Глава 7 Интеллектуальное развитие 81
§ 1. Периодизация интеллектуального развития по Ж. Пиаже 81
§ 2. Интеллектуальное развитие ребенка по Дж. Брунеру 85
Раздел II. РАЗВИТИЕ В ДЕТСТВЕ И ОТРОЧЕСТВЕ 88
Глава 1. Младенчество (до 1 года) 88
§ 1. Новорожденность 88
§ 2. Младенческий возраст 90
§ 3. Кризис 1 года 93
§ 4. Жизненный мир младенца 95
Глава 2.

Раннее детство (от 1 года до 3 лет) 97
§ 1. Развитие психических функций 97
§ 2. Эмоциональное развитие 100
§ 3. Кризис 3 лет 101
§ 4. Развитие жизненного мира 102
Глава 3. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) 104
§ 1. Игра как ведущая деятельность 105
Глава 3. Дошкольное детство (от 3 до 7 лет) 105
§ 1. Игра как ведущая деятельность 106
§ 2.

Развитие психических функций 109
§ 3. Развитие эмоций, мотивов и самосознания 112
§ 4. Развитие жизненного мира 116
Глава 4. Шестилетние дети. Психологическая готовность к школьному обучению 119
§ 1. Проблема обучения детей с 6 лет 120
§ 2. Психологическая готовность к школе и ее диагностика 122
§ 3. Варианты развития 126
Глава 5.

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 128
§ 1. Кризис 7 лет 128
§ 2. Учебная деятельность 130
§ 3. Развитие психических функций 132
§ 4. Мотивация и самооценка 134
§ 5. Линии развития жизненного мира 139
Глава 6. Подростковый возраст (11 —15 лет) 143
§ 1. Пубертатный кризис 143
§ 2. Развитие психических функций 145
§ 3. Развитие самосознания 146
§ 4.

Подростковые реакции 150
§ 5. Личностная нестабильность и подростковые проблемы 154
§ 6. Линии развития жизненного мира 156
Глава 7. Старший школьный возраст: ранняя юность (16, 17 лет) 160
§ 1. Переходный период 160
§ 2. Условия развития 161
§ 3. Стабилизация личности и самоопределение 163
§ 4. Линии развития жизненного мира 166
Приложение ко II разделу.

Читайте также:  Николай Кузанский – на рубеже двух эпох, натурфилософия эпохи Возрождения

Диагностика психологической готовности детей к школьному обучению 170
Раздел III. РАЗВИТИЕ ЗРЕЛОЙ ЛИЧНОСТИ 175
Глава 1. Юность (от 17 до 20—23 лет) 175
§ 1. Кризис 17 лет 175
§ 2. Условия развития 177
§ 3. Основные линии онтогенеза 181
Глава 2. Молодость (от 20-23 до 30 лет) 186
§ 1. Главные стороны жизни 186
§ 2. Основные линии онтогенеза 194
§ 3. Кризис 30 лет.

Проблема смысла жизни 201
Глава 3. Зрелость (от 30 до 60-70 лет) 204
§ 1. Особенности развития личности. Профессиональная продуктивность 204
§ 2. Отношения с детьми 207
§ 3. Зрелость и психологический возраст 211
§ 4. Основные линии онтогенеза 215
Глава 4. Поздняя зрелость (после 60-70 лет) 222
§ 1. Условия развития. Старение и психологический возраст 222
§ 2. Основные линии онтогенеза 226
§ 3. Конец жизни 232 Скриншоты

Скачать книгу бесплатно (doc, 11.45 Mb)

#1

Психология возрастного развития человека - Студенческий портал Категория: Пособия самодельщикам

#2

Категория: Энциклопедии, справочники, учебники

#3

Психология возрастного развития человека - Студенческий портал Северин Е.С Категория: Медицина, Химия, Биохимия

#4

Психология возрастного развития человека - Студенческий портал Синельников Р. Д. Категория: people, people, health

#6

Психология возрастного развития человека - Студенческий портал Синельников Р. Д. Категория: people, people, health

Источник: https://booksee.org/book/671729

Возрастная психология

Кризис – это тяжелое переходное состояние, характеризующееся недостаточностью имеющихся возможностей для поддержания жизнедеятельности на оптимальном уровне. Для преодоления кризисных ситуаций изыскиваются новые модели жизнедеятельности.

Психологический кризис рассматривается в справочной литературе как состояние психической дестабилизации и реинтеграции, ведущее к поиску новых адаптационных возможностей.

Данный период в развитии ребенка очень важен, так как меняется социальная ситуация, он приобретает новую социальную роль.

Ребенок осваивает свои новые возможности и права, усваивает социальные правила. Семья в данном возрасте остается главным социальным институтом для малыша.

Он идентифицируется со значимыми взрослыми (родителями) и приобретает новый социальный опыт в общении со сверстниками.

Готовность к школьному обучению рассматривается современными и психологами в нескольких аспектах: познавательном, эмоционально-волевом, коммуникативном личностном. Эти стороны психического развития имеют свои параметры, обусловленные задачами, условиями и требованиями школьной жизни, особенностями систематического обучения в современной школе.

К концу дошкольного возраста складывается целая система противоречий, свидетельствующая о формировании психологической готовности к школьному обучению.

Дошкольное детство – это период от 3 до 7 лет. На этом этапе появляются такие психические новообразования, которые позволяют специалистам судить о норме или отклонениях в психическом развития детей.

Например, в процессе преодоления кризиса 3-х лет, возникает инициативность, стремление к самостоятельности в самообслуживании, игровой деятельности. Ребенок начинает осваивать те или иные социальные роли.

У него развивается фундамент самосознания – самооценка.

Именно в этот период ребенок осознает себя и начинает выделять из внешней среды. Он становится социально значимым, обособленным, признанным в кругу семейного общения и взаимодействия как личность.

Раннее детство охватывает возраст от одного до 3 лет. К концу 1 -го года жизни ребенок уже не так зависит от матери. Психологическое единство «мать — ребенок» начинает распадаться, т.е. психологически ребенок отделяется от матери.

В этом периоде (1-й год жизни) ребенок впервые сталкивается с социумом. Его контакты очень ограничены, но уже сейчас имеют большое значение для формирования положительного отношения к миру. Этому способствует заботливое отношение к ребенку со стороны родителей.

К первому году жизни ребенок становится более самостоятельным. В этом возрасте дети уже самостоятельно встают, учатся ходить. Возможность передвигаться без помощи взрослого дает ребенку чувство свободы и независимости.

Теория ведущей деятельности развития в трудах Э.Б.Эльконина. Основываясь на исследованиях классиков отечественной психологической науки (Л.С.Выготский, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.

), автор раскрывает идею «ведущей деятельности» в своей монографии «Психология игры», доказывая зависимость преодоления возрастного кризиса от уровня сформированности той или иной ведущей деятельности, присущей данному возрастному периоду.

Возрастная психология как наука исследует представления о механизмах психического развития человека на каждом возрастном этапе и условия перехода в развитии личности с одного возрастного этапа на другой.

В этой связи возрастная психология изучает такие периоды как детский, юношеский, зрелый возраст.

Особое место в ходе теоретического и практического изучения возрастной периодизации отводится герантологии, которая изучает психические процессы, связанные со старением организма, изучающие причины притупления и затухания некоторых психических функций.

Источник: https://hr-portal.ru/tags/vozrastnaya-psihologiya

Тест с ответами: “Возрастная психология”

I вариант.

1. Как называется закономерность возрастного психического развития, характеризующаяся присущим определенному возрасту оптимальным сочетанием условий для развития определенных психических свойств и процессов?
а) сензитивность+
б) вариативность
в) компенсаторность

г) преемственность

  • 2. Подберите определение понятию геронтогенез:
    а) период старения и старости+
    б) наука о внутриутробных дефектах развития плода
    в) период зрелости
    г) инфекционное заболевание
  • д) переход от юности к взрослости

3. Чем является реакция индивида, направленная на изменение своего внутреннего состояния?
а) анаболизм
б) аффект
в) стресс+

  1. г) катаболизм
  2. 4. Прочитайте предложение и вставьте слово, которого не хватает:
    Наука, изучающая пожилой возраст, называется __________
  3. Ответ: геронтология.
  4. 5. Выберите проблемы возрастной психологии:
    а) проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека+
    б) проблема относительного влияния стихийного и организованного обучения и воспитания на развитие+
  5. в) соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психическом развитии ребенка; +

6. Год принятия ЮНЕСКО “Конвенции о правах ребенка”:
а) 1989 г. +
б) 1992 г.
в) 1962 г.

г) 1997 г.

7. Что называется ходом жизни в виде постоянного круговорота, подобного временам года?
а) жизненный стиль
б) жизненный цикл
в) время жизни

г) жизненный путь

8. Какой период жизни человека, изучает возрастная психология?
а) от рождения до смерти+
б) с 7 до 18 лет
в) с 7 лет до смерти
г) от рождения до 18 лет

д) от рождения до 60 лет

9. Что является предметом возрастной психологии?
а) изучение закономерностей психического развития в онтогенезе+
б) изучение индивидуально-психологических различий между людьми
в) изучение общих психологических закономерностей, понятий психологии, определение методического аппарата
г) изучение процесса обучения и воспитания

д) изучение особенностей физиологического развития людей различных возрастов

10. Прочитайте текст и вставьте недостающее слово:
Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от рождения до старости называется _________психологией.

Ответ:возрастной

11. Чем является процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления?
а) учением
б) научением
в) обучением

г) усвоением+

12. Что такое специфический набор признаков и ценностей, по которому представители данного возрастного слоя, класса или группы осознают и утверждают себя в качестве “мы”, отличного от всех остальных возрастных общностей?
а) возрастная структура
б) возрастной класс
в) возрастная группа
г) возрастная культура+

д) возрастная степень

13. Что такое признанное деление жизни индивида по мере того, как он переходит от младенчества к старости?
а) возрастная степень+
б) возрастной класс
в) возрастная группа
г) возрастная культура

д) возрастная структура

14. Как называется закон научения, согласно которому при прочих равных условиях реакция на ситуацию связывается с ней пропорционально частоте повторений связей и их силе?
а) закон готовности
б) закон упражнения
в) закон смежности во времени

г) закон подкрепления+

15. Что образуется совокупностью людей, занимающих в определенный момент времени нормативно выделенную возрастную степень?
а) возрастной класс+
б) возрастная степень
в) возрастная группа
г) возрастная культура

д) возрастная структура

16. Как называется индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом его жизни?
а) икрогенез
б) филогенез
в) антропогенез

г) онтогенез+

17. Как называется быстрое изменение в психике и поведении человека, которое происходит под влиянием социальных факторов?
а) эволюционным развитием
б) ситуационным развитием+
в) революционным развитием

г) поступательным развитием

18. Какой возраст человека определяется психофизиологическими, психологическими и социально-психологическими изменениями?
а) социальный
б) психологический+
в) Энергетический

г) субъективный

19.

Что такое сенситивный период?
а) естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста
б) процесс и результат присвоения ребенком социального опыта по мере его психологического интеллектуального и личностного развития
в) период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологический свойств и видов поведения+

г) максимальное развитие человеком имеющихся у него задатков и способностей, их реализация в практических делах

20. Каким возрастом является период с момента зачатия и до конца жизни?
а) биологический
б) хронологический+
в) профессиональный

г) социальный

II вариант.

1. Какая функция движения направлена на внешний мир?
а) тоническая
б) рефлексивная
в) кинетическая

г) регулятивная+

2. Расставьте в верном порядке периоды онтогенеза, по Д.Б. Эльконину:
1) ранее детство
2) детство
3) отрочество
а) 1,2,3+
б) 2,3,1
в) 3,2,1

  • г) 1,3,2
  • 3. Семиотическая функция это:
    а) способность устанавливать связь между каким-либо жестом в качестве обозначающего и объектом, действием, ситуацией в качестве обозначаемого
    б) процесс объединения значений двух явлений между собой
    в) процесс превращения какого-либо явления из внешнего во внутреннее
  • г) способность ребенка мысленно представлять наблюдаемый объект, непосредственно не наблюдаемое в данный момент явление или событие в виде образов, символов или знаков+
  • 4. Назовите закономерную и необходимую зависимость психических явлений от порождающих их факторов:
    а) эволюционизм
    б) детерминизм+
    в) функционализм
  • г) эгоцентризм
  • 5. История индивидуального развития личности это:
    а) жизненный цикл+
    б) жизненный путь
    в) образ жизни
  • г) стиль жизни
  • 6. Закон психического развития, согласно которому каждая сторона в психике имеет свой оптимальный период развития это:
    а) метаморфозы
    б) неравномерности возрастного развития+
    в) биогенетический
  • г) развития высших психических функций
  • 7. Кризис возрастного развития это:
    а) новый этап в развитии психических качеств человека
    б) переход от одной стадии развития к другой, сопровождающийся эмоциональным подъемом
    в) несоответствие между уровнем достигнутого личностного развития и операционально-техническими возможностями, ведущее к аффективным взрывам
  • г) задержка в психическом развитии человека, сопровождаемая депрессивными состояниями, выраженной неудовлетворенностью собой, а также трудноразрешимыми проблемами личностного и межличностного характера+
  • 8. Пассивное приспособление к среде это:
    а) аккомодация
    б) социализация
    в) ассимиляция+
  • г) фрустрация
Читайте также:  Архаическая греция. формирование полисной системы в аттике viii-vi вв. до н.э. - студенческий портал

9. Выберите форму действия по Ж.Пиаже:
а) эмоция
б) речь
в) операция+

г) мысль

10. Непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями ?
а) особенности
б) новообразования
в) кризисы+

  1. г) свойства
  2. 11. Обучение и воспитание, целенаправленно осуществляемое специальной частной и государственной системами образования, начиная от семьи и заканчивая высшими учебными заведениями:
    а) стихийным обучением
    б) организованным обучением+
    в) преподаванием
  3. г) изменением
  4. 12. Расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития:
    а) зона ближайшего развития+
    б) кризис развития
    в) новообразование развития
  5. г) зона актуального развития

13. Что такое: «качественные изменения, появление новообразований, новых механизмов, новых процессов»?
а) Рост
б) развитие+
в) совершенствование

г) созревание

14. Чем является процесс целенаправленной передачи общественно-исторического опыта, а так же организация формирования знаний, умений, навыков?
а) обучением+
б) усвоением
в) тренировкой

  • г) научением
  • 15. Возрастное новообразование это:
    а) психические и социальные изменения, которые возникают на данной возрастной ступени и определяют весь ход его развития в данный период+
    б) противоречие между образом жизни ребенка и его возможностями
    в) восприимчивость к внешним воздействиям
    г) индивидуальные особенности ребенка
  • д) структура личности ребенка

16. К какому детерминизму относится зависимость развития психики от предметных действий ?
а) механический
б) сихологический
в) деятельностный+

г) биологический

17. Как называется метод при котором, одна и та же группа людей тестируется через фиксированные промежутки времени?
а) лонгитюдным методом+
б) близнецовым методом
в) кросс-культурным исследованием
г) квазиэкспериментом

  1. д) генетическим методом
  2. 18. Процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления это:
    а) учение
    б) научение
    в) обучение
  3. г) усвоение+
  4. 19. Выявление определенных психических особенностей и уровней развития соответствующего психического качества или свойства это:
    а) констатирующий эксперимент+
    б) формирующий эксперимент
    в) Моделирование
    г) Исследование
  5. д) наблюдение
  6. 20. Реакция индивида, направленная на изменение своего внутреннего состояния это:
    а) анаболизм
    б) аффект
    в) стресс+
  7. а) катаболизм

Источник: https://liketest.ru/psixologiya/test-s-otvetami-vozrastnaya-psixologiya.html

Психология развития человека в образовании

За прошедшие годы и в жизни, и в науке произошли перемены, значительной переменой является вступление России в Болонский процесс, в котором участвуют более 300 европейских высших учебных заведений и их представительских организаций. Согласно общеевропейскому документу в 2010 г.

Европа должна иметь единую систему работы высшей школы; образуется общеевропейское образовательное пространство или «Европа знаний». Единство европейского образовательного пространства (имеется в виду высшая школа) обеспечивается, прежде всего, введением многоуровневого обучения.

Российский небольшой опыт многоуровневого обучения последних лет базируется на такой модели: 4 года бакалавриат, 2 года — магистратура, 3 года очная аспирантура. Эта модель отличается от европейских канонов, но допускается Болонским процессом.

Такой подход спровоцировал некоторые проблемы, одной из важных, на наш взгляд, является проблема книгообеспечения, наличие учебно-методических комплектов качественно нового содержания, которые будут соответствовать новым образовательным стандартам третьего поколения для направлений подготовки бакалавров и магистров, при этом в своем содержании отражали бы компетенции: знать, уметь владеть.

Учебно-методическое пособие «Психология развития человека в образовании» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития человека в образовании», разработанное в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО 2010, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «22» декабря 2009 г. № 788).

При подготовке учебно-методического пособия ориентировались на цель и задачи освоения содержания дисциплины «Психология развития человека в образовании» студентами.

Цель освоения дисциплины: формирование профессиональной компетентности бакалавра педагогики в области психологии развития и в образовательном процессе через освоение знаний о возрастных особенностях человека, проявляющихся в обучении, задачах и резервах развития в разные возрастные периоды, а также влиянии возрастных и индивидуальных особенностей учащихся на решение широкого круга профессиональных педагогических задач. Достичь понимания студентами специфики обучения людей с разными возрастными, индивидуальными, типологическими особенностями.

  • Задачи освоения дисциплины: овладеть понятийным аппаратом психологии развития в образовании; познакомить с классическими и современными теориями и концепциями психологии развития; сформировать представления о динамике, механизмах и закономерностях психического развития в различные возрастные периоды; дать понимание важнейших этапов психического развития, возрастных и индивидуальных особенностей психики человека; раскрыть определяющие закономерности психического развития в его связи с воспитанием и обучением; научить обоснованно и корректно подбирать и использовать в профессиональной деятельности различные психолого-педагогические средства; сформировать навыки применения современных методов психодиагностики; применять на практике полученные знания.
  • В соответствии с целью освоения содержания дисциплины «Психология развития человека в образовании» и задачами профессиональной деятельности, бакалавр должен обладать компетенциями, которые представлены и раскрыты в учебно-методическом пособии.
  • В первом разделе учебно-методического пособия «Проблемы психического развития человека» рассматривается понятие о психическом развитии человека, различные подходы к объяснению психического развития, исторический аспект психологии развития в России и за рубежом, а так же возрастная периодизация психического развития различных авторов.
  • Во втором разделе «Возрастные ступени психического развития человека и особенности его образования» раскрываются особенности психического развитие человека в дошкольном, младшем школьном, подростковом, юношеском и взрослом возрастах, а так же представлены особенности учебной и образовательной деятельности в каждом возрастном периоде.
  • Третий раздел «Психологическое сопровождение психического развития человека в образовании» представлен рассмотрением вопросов индивидуальности в образовательном пространстве, здоровьесбережения как фактора развития личности, основ консультирования родителей по проблемам развития и ролью психодиагностической деятельности в образовании.
  • Приложение включает программу семинарских занятий, тестовый контроль знаний студентов, диагностический материал для изучения развития человека в различные возрастные периоды, темы рефератов и контрольных работ, вопросы к экзамену, зачету, учебно-методическое обеспечение дисциплины.

Учебно-методическое пособие «Психология развития человека в образовании» рецензировано доктором психологические наук, профессором кафедры генетической и клинической психологии ФГБОУ ВПО Национальный исследовательский «Томский государственный университет» Т.Г.

Бохан, доктором психологических наук, профессором, зав. кафедрой общей психологии, директором института психологии ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» С.А. Минюровой.

На учебное пособие получен отзыв доктора исторических наук, профессора, ректора ФГБОУ ВПО «Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова» С.П. Шилова.

Источник: https://psy.su/psyche/projects/678/

Юношество. Особенности развития личности в возрасте от 15-16 до 20 лет

  • На протяжении всего юношеского возраста — 15 — 20 лет — личностью достигается высокий уровень интеллектуального развития, обогащается ментальный опыт, впервые значительно рассматривается своя индивидуальность, собственный внутренний мир, формируется целостный Я-образ, осуществляется самоопределение в профессиональных и жизненных планах, осознанно направляется собственный взгляд в будущее, что указывает о ее переходе к этапу взрослости.
  • Многообразные признаки юношества как индивидуальной демографической, социально-психологической группы, присущей язык и нормы поведения, особые ценности, решительность в реализации замыслов, досуг, стиль, решительность, является ознаменованием свойственной лишь ему психологической, социальной ситуации развития.
  • В период юности, личность выходит на рубеж относительной зрелости, в данный период завершаются ее первая социализация, безудержное развитие и рост организма.
  • Самоопределяясь и утверждаясь в мировоззрении, стремясь к индивидуальной неповторимости, девушки и юноши проявляют более высокий, в сравнении с подростковым возрастом, уровень коммуникативности, учебной деятельности, в своем видении будущего согласовывают отдаленную и близкую перспективы, зачастую испытывая кризис идентичности.
  • В юношеском возрасте, характерность психического развития в большинстве случаев связана со специфичностью социальной ситуации развития, основа которой — постановка обществом перед молодыми людьми жизненно важной, настоятельной задачи — принять, непосредственно в данный период, профессиональное самоопределение, при этом именно в плане реального выбора.

В период данного возраста активно осуществляется изменение иерархии потребностей, процесс усложнения, формирования личности. Юношеский возраст имеет особую важность при решении задач выбора жизненного пути, самореализации и самоопределения, связанные с выбором профессии.

Когнитивные изменения

В старших классах школы обучение связано со внушительным усложнением и изменениями содержания и структуры учебного материала, увеличением его объема, в результате к учащимся повышается уровень требований. Ожидают от них четкости, универсальности, самостоятельности в решении когнитивных задач, гибкости, производительности познавательной деятельности.

Ориентирование на будущее, постановка задач личностного и профессионального самоопределения отражается на всем процессе психического развития, включая и развитие познавательных процессов. Учебно-профессиональная деятельность становится основной.

У старшеклассников, в сравнении с подростками, значительно повышается интерес к учению и школе, так как обучение накапливает, связанный с будущим, непосредственный жизненный смысл.

В свою очередь, возникает значительный интерес к разным информационным источникам — книги, телевидение, кино.

Отмечается усиление потребности в индивидуальном приобретении знаний, растет осознанное отношение к обучению и труду, познавательные интересы получают широкий, действенный и устойчивый характер. Личностная избирательность и направленность интересов связана с жизненными планами.

В данный период отмечается повышение качества памяти школьников — увеличивается объем памяти, изменяются способы запоминания.

Читайте также:  Размножение бактерий - студенческий портал

Одновременно с непроизвольным запоминанием наблюдается обширное использование целесообразных приемов произвольного запоминания материала.

Учащиеся старших классов приобретают метакогнитивные умения — саморегуляция и самоконтроль, влияющие на действенность их познавательных стратегий.

Когнитивному развитию в юности характерны — формально-операциональное, формально-логическое мышление. Это теоретическое, гипотетико-дедуктивное, абстрактное мышление, имеющее связь с определенными условиями окружающей среды, существующее в настоящий момент.

В период юношеского возраста значимое новообразование интеллектуальной сферы — теоретическое мышление, процесс его развития.

Старшеклассников и студентов младших курсов чаще волнует вопрос «почему?» Самостоятельнее и активнее умственная деятельность, отмечается критичное отношение к содержанию приобретаемых знаний, преподавателям.

Изменилось представление об интересе к предмету — подростки ценят увлечение предметом, его описательную и фактологическую стороны, старшеклассников интересует неизученное, неоднозначное, что-либо требующее рассуждения. В ценности нестандартная форма подачи материала, эрудиция преподавателя.

Еще одна характерность интеллектуальной сферы данного возраста — выраженное рвение к поиску единых принципов и закономерностей, которые стоят за определенными истинами, тяга к обобщениям.

Так, как старшеклассники, никто не тяготеет к «космическим», глобальным обобщениям, не любит «больших» теорий.

Вместе с тем, в юношеском возрасте существует сочетание широты интересов с отсутствием метода и системы в приобретении навыков и знаний — интеллектуальный дилетантизм.

Третья особенность — это известная юношеская предрасположенность к преувеличению собственных умственных способностей и силы своего интеллекта, самостоятельности и уровня знаний, тяга к вымышленной, показной интеллектуальности.

Практически в каждом старшем классе есть некоторое количество скучающих, равнодушных школьников — обучение для них примитивно и обыденно, подаваемый материал учителем аксиоматический, скучный, давно всем известный, ненужный и не имеющий ничего общего с интеллектом, реальной наукой.

Старшеклассники обожают задавать учителям каверзные вопросы, а при получении ответа разводят руками, пожимают плечами.

В период юношества отмечается также увеличение показателя индивидуализации в способностях и интересах, при этом зачастую осуществляется дополнение разницы, компенсирование негативными поведенческими реакциями. Потому учитель старших классов с легкостью может выделить группу безалаберных, но способных учеников, группу хронических троечников, интеллектуалов-отличников.

Интеллектуальное развитие в данный период — это и накопление навыков и знаний, изменение структуры и свойств интеллекта, становление особой линии интеллектуальной деятельности — своеобразно-индивидуальной системы психологических средств, использующиеся человеком, стихийно или сознательно, с целью лучшей уравновешенности собственной индивидуальности с внешними, предметными условиями деятельности.

Улучшается владение сложными умственными операциями синтеза и анализа, теоретического абстрагирования и обобщения, доведения и аргументации. Для девушек и юношей свойственны систематичность, самостоятельная творческая деятельность, установки причинно-следственных связей, критичность и устойчивость мышления.

Образуется тенденция к абсолютной и целостной оценке различных явлений действительности, к обобщенному пониманию мира. Ж.

Пиаже считал, что логика юношеского возраста — это глубокомысленная коррелированная система, отличающаяся от детской логики, она являет собой суть взрослой логики и источник элементарных форм научного мышления.

Наблюдается активное развитие специальных способностей, в большинстве случаев связанные с избранной профессиональной сферой — педагогические, технические, математические. В конечном итоге, в юности, когнитивные структуры обретают сложнейшее строение и индивидуальное своеобразие.

Варьирование когнитивных структур служит условием образования способности к рефлексии, интроспекции. Поступки, чувства, мысли юношей и девушек являются предметом их мыслительного анализа и рассмотрения.

Еще одна значимая сторона интроспекции связана с умением различать несогласованность меж словами, поступками и мыслями, пользоваться идеальными обстоятельствами и ситуациями.

Появляется возможность для создания идеалов — человека или морали, семьи, общества, для попыток их реализации, для сравнения их с реальной действительностью.

Зачастую, без знания предпосылок, на ограниченном фактическом материале, юноши и девушки имеют склонность к теоретизированию выдвигаемых гипотез, к формулированию обширных философских обобщений.

В будущем, в молодости, интеллектуальная сфера предполагает более высокое и качественное развитие, связанное с формированием творческих способностей, а также усвоение информации, проявление умственной инициативы, создание чего-то нового — способность обнаружить проблему, переформулировать и поставить вопрос, находить оригинальные решения.

Самосознание — процесс становления в возрасте от 15 до 20 лет

Одним из значимых психологических процессов в период юношества является формирование устойчивого образа «Я», самосознания.

Психологов долгое время волновало, почему непосредственно в данном возрасте осуществляется развитие самосознания. По итогам многочисленных изучений они сделали вывод, что данному явлению предрасполагают следующие обстоятельства.

  1. Интеллект продолжает свое развитие. Возникновение абстрактно-логического мышления способствует проявлению острого желания к теоретизированию и абстракции. Молодые люди часами говорят и спорят на различные темы, по сути, не зная о них ничего. Они сильно увлечены этим, так как абстрактная возможность — явление без ограничений, за исключением логических возможностей.
  2. На раннем этапе юношества осуществляется открытие внутреннего мира. Молодые люди погружаются в себя, наслаждаются собственными переживаниями, меняется взгляд на мир, познаются новые чувства, звуки музыки, красота природы, ощущения собственного тела. Юношеский возраст чувствителен к проблемам внутренним, психологическим, потому в данном возрасте молодых людей интересует не всего лишь событийный момент произведения, внешний, а в большей степени психологический аспект.
  3. Образ воспринимаемого человека со временем изменяется. Принятие его осуществляется с позиции умственных способностей, волевых качеств, кругозора, отношения к труду и иным людям, эмоций. Укрепляется способность к точному и убедительному изложению материала, анализировать и объяснять человеческое поведение.
  4. Проявление драматичных переживаний и тревожности в связи с открытием внутреннего мира. Одновременно с осознанием собственной неповторимости, несхожести с другими, уникальности возникает чувство одиночества или же страха одиночества. «Я» молодых людей пока неустойчиво, неопределенно, расплывчато, потому наблюдается возникновение ощущения внутреннего беспокойства и пустоты, от которых, как и от чувства одиночества, нужно избавиться. Они восполняют эту пустоту благодаря общению, являющемуся избирательным в данном возрасте. Однако, вопреки потребности в общении, остается необходимость в уединении, больше того, она жизненно необходима.
  5. Юности характерно преувеличение собственной уникальности, однако это проходит, с возрастом человек становится более развитым, находит больше различий меж сверстниками и собой. В свою очередь, это приводит к образованию необходимости в психологической интимности, позволяющей человеку раскрыться, проникнуть во внутренний мир других людей, благодаря чему он приходит к осознанию собственной непохожести на других, пониманию единства с окружающими людьми, осмыслению собственного внутреннего мира.
  6. Возникает ощущение устойчивости во времени. Развитие временных перспектив обусловлено с умственным развитием и изменением жизненной перспективы.

Из всех временных измерений для ребенка важнейшим является «сейчас» — у него нет чувства течения времени, все его значимые переживания осуществляются в настоящем, прошлое и будущее для него расплывчаты.

Восприятие времени в подростковом возрасте охватывает прошлое и настоящее, будущее воспринимается как продолжение настоящего. В период юности временная перспектива расширяется, как вглубь, включая прошлое и будущее, так и вширь, охватывая социальные и личные перспективы.

Наиболее значимым измерением времени для молодых людей становится будущее.

Благодаря данным временным изменениям возрастает необходимость в достижении целей, ориентация сознания на внешний контроль сменяется внутренним самоконтролем. Возникает осознание необратимости, текучести времени и собственного существования.

Мысль о неминуемости смерти у одних вызывает чувство ужаса и страха, у других стремление к повседневным занятиям, деятельности. Существует мнение, что молодым людям лучше не думать о печальных вещах.

Однако, это ошибочное мнение — именно осознание неминуемости смерти подталкивает человека серьезно задуматься о смысле жизни.

Источник: https://azbyka.ru/deti/yunoshestvo-osobennosti-razvitiya-lichnosti-v-vozraste-ot-15-16-do-20-let

Студенческий возраст: психология, физиология, эмоциональное развитие

Студенческий возраст классифицируется как завершающий этап взросления и становления личности. Период с 18 до 25 лет, когда большинство молодых людей обучаются в высших учебных заведениях, называется поздней юностью или ранней взрослостью.

Студенческий возраст имеет определенные социально-психологические отличия от зрелого периода.

Особенности данного этапа в жизни человека заключаются в активном развитии процессов самосознания и решении вопросов, касающихся профессионального самоопределения.

Характеристика студенческого возраста

Молодые люди, ставшие студентами, отличаются от других социальных групп (в том числе и от сверстников, которые отказались от идеи обучения в вузе) следующими чертами:

  • более высоким образовательным уровнем;
  • стремлением к получению углубленных профессиональных знаний и навыков;
  • высокой активностью на социальном уровне;
  • познавательной мотивацией;
  • интеллектуальной и социальной зрелостью, которые гармонично сочетаются между собой.

На психологическом и социальном уровне студент становится дееспособным членом семьи, который вносит свой вклад в семейный бюджет и заботится о младших членах семейства. Однако зачастую родители не готовы принимать взрослость своего ребенка, что приводит к конфликтам, которые по своей природе напоминают противоречия в подростковом возрасте.

Полученные в вузе профессиональные навыки и знания побуждают студента искать пути реализации своих трудовых стремлений. При этом на данном этапе актуальной становится потребность в познавательной и учебной деятельности. Кроме того, среди особенностей студенческого возраста нужно отметить следующие:

  • процессы восприятия достигают наивысшего уровня развития, что позволяет человеку продолжительное время концентрироваться на объекте или учебном материале;
  • сформированные гражданские качества находят выход в необходимости быть частью коллектива;
  • дружеские отношения приобретают признаки многоплановости (углубляется содержание понятия дружбы, расширяется поле интеллектуальных и эмоциональных контактов);
  • система убеждений и нравственных понятий приобретает завершенный формат.

С физиологической точки зрения возраст студентов является переходным периодом между юностью и зрелостью. Совершенствование процессов мышления и памяти проявляется в преобладании смыслового запоминания.

Студент целенаправленно выявляется смысловые связи и опорные пункты, которые имеются в учебном материале, это позволяет быстро запоминать и усваивать полученные знания, чтобы в дальнейшем применять их в ходе профессиональной деятельности.

Источник: http://vozrastinfo.ru/youthful/vozrast_studentov.htm

Ссылка на основную публикацию