Жизнь птиц слагается из многократно повторяющихся явлений, среди которых можно различить суточные и годичные периодические явления.
Суточные представляют собой чередование периодов деятельности и отдыха, годичные гораздо сложнее, отражают на себе приспособление организма к жизни в разных условиях.
В течение года в большинстве районов мира погодные и кормовые условия для птиц не постоянны. Они и определяют сезонность поведения птиц.
- Основные периоды годового цикла птиц:
- · подготовка к размножению (происходит в начале весны);
- · размножение и выведение потомства (летом);
- · послегнездовая линька (в конце лета);
- · подготовка к зиме (происходит осенью);
- · зимовка.
- Познакомимся подробнее с данными периодами.
- Каждую весну у птиц начинается ежегодный цикл ухаживания и образования пар.
Во время ухаживания у самцов некоторых видов появляется брачный наряд. Например, таким нарядом примечательны турухтаны. У самцов на шее развиваются удлинённые перья. Они могут иметь самую разнообразную окраску: белую, оливковую, рыжую, чёрную или черно-зелёную. В этот период нельзя найти двух самцов одинаковой расцветки.
Самцы собираются на открытых участках – токах, распускают крылья и хвосты, подпрыгивают, принимают различные позы, устраивают битвы, издают своеобразные звуки, стараясь быть наиболее заметными. Такое поведение называют токованием, оно привлекает внимание самок. Токование характерно для турухтанов, тетеревов, глухарей, фазанов и некоторых других птиц.
Самцы также привлекают самок пением, одновременно сообщая соперникам о занятости участка. Каждая певчая птица, например, соловей, зяблик или пеночка, поёт по-своему.
Самки выбирают наиболее активных самцов и создают с ними пары. Большинство мелких и средних по величине птиц создают пары только на один сезон. Некоторые крупные птицы, например, аисты, орлы, лебеди, пингвины, образуют пары на несколько лет.
Для размножения птицы, как правило, выбирают гнездовые участки и стоят гнёзда. Начинается период гнездования.
Гнездо – центр гнездового участка, где самка откладывает яйца. Гнёзда птиц облегчают согревание яиц, обеспечивают защиту кладки, насиживающей птицы и птенцов от неблагоприятных погодных условий и хищников.
Разные виды птиц строят гнездо по-своему. Самый простой способ гнездования наблюдается у козодоев, которые откладывает яйца прямо на землю, даже не делая ямки. Гагарки гнездятся в расщелинах скал, не сооружая специальных гнёзд.
Воробьиные, которые гнездятся на земле, вьют в ямке настоящее гнездо. На наземные гнёзда похожи по своему строению плавающие гнёзда таких птиц, как поганки и гагары.
Они плавают по достаточно глубокой воде среди растительности и выдерживают вес кладки яиц и насиживающей её птицы.
Многие птицы гнездятся в закрытых местах. В дуплах сооружают гнёзда многие воробьиные, дятлообразные, совы, попугаи, некоторые голуби. Ласточки, стрижи лепят гнёзда из смоченной почвы и ила, а затем обвивают его травой и перьями. Некоторые птицы — береговые ласточки, зимородки — роют в обрывах с мягким грунтом норы с гнездовой камерой в конце хода.
Значительно сложнее строение гнёзд птиц, которые гнездятся на деревьях и кустарниках. Материалом для постройки гнёзд служат сухие ветви и сучья, тростник и растительные волокна.
Самец ремеза строит несколько пушистых, круглых гнёзд из растительных волокон, пуха и семян на свисающих над водой ветвях.
Одни из наиболее искусно сплетённых гнёзд сооружают многие ткачиковые. Например, обыкновенный общественный ткач создает групповые гнёзда, когда под единой крышей находится от 200 до 400 индивидуальных гнездовых камер.
Многие птицы (пингвины, фламинго, чайки) гнездятся колониально, т.е. большими скоплениями.
Однако существуют и виды, которые не строят собственных гнезд, самостоятельно не насиживают кладку и не выводят птенцов. Это, например, кукушки. Они подкладывают свои яйца в гнезда других видов птиц, которые насиживают эти яйца и выкармливают чужих птенцов.
Для развития зародыша в яйце тепла внешней среды не хватает, поэтому кладка яиц насиживается самкой, самцом или по очереди. В сутки яйцо переворачивается от 50 до 200 раз для предупреждения перегрева и лучшего поступления воздуха.
За периодом гнездования начинается период выведения птенцов. Вылупившиеся птенцы гнездовых птиц требуют, прежде всего, большого количества корма. Например, пара пёстрых дятлов приносит за сутки пяти птенцам около двухсот порций корма. При интенсивном кормлении и обогреве птенцы мелких птиц за сутки увеличивают массу тела от 20 до 50%.
Кроме кормления, родители обогревают птенцов, защищают их от перегрева солнечными лучами, создавая тень над ними с помощью приподнятых крыльев, регулярно чистят гнездо, унося в клюве различный мусор.
При появлении врага взрослые птицы бесстрашно защищают своё потомство. Нередко, объединив усилия соседних родительских пар, они отгоняют врага и вынуждают его покинуть гнездовую территорию.
Подросшие птенцы покидают гнездо. С этого момента начинается послегнездовой период. Птенцы начинают линять. У большинства видов птиц перья заменяются постепенно, лишь у некоторых видов (утки, лебеди) выпадают сразу все маховые перья.
В этот период они не могут летать, поэтому вынуждены скрываться в зарослях прибрежной растительности. У взрослых птиц также наблюдается линька. Происходит замена их износившегося оперения. В этот период почти все птицы ведут скрытный образ жизни.
Сменив оперение, они начинают активно питаются, расти и запасать питательные вещества перед зимовкой.
В преддверии зимы многие виды мигрируют. По характеру сезонных миграций различают несколько групп птиц.
Оседлые птицы живут постоянно в одной и той же местности и не мигрируют. Это голуби, воробьи, рябчики, кряква. В конце лета они делают небольшие запасы корма на зиму.
Например, сойки прячут орехи и жёлуди в ямки на поверхности земли, в мох или дупла. Синицы запасают семена и насекомых, засовывая их в трещины коры и среди лишайников.
Найденными зимой и ранней весной запасами птицы питаются, когда другого корма мало.
Кочующие птицы перед наступлением холодов объединяются в небольшие стайки и постепенно продвигаются к югу, мигрируя на относительно небольшие расстояния. С наступлением весны они вновь откочёвывают в более северные местообитания, где и размножаются. К кочующим птицам относятся снегири, грачи, клесты и чижи.
Перелётными являются, например, аисты, гуси, стрижи, ласточки. Они прилетают ежегодно весной для выведения птенцов и улетают в конце лета или осенью. В период отлёта птицы собираются в большие стаи, состоящие из сотен и даже тысяч особей. Одни виды летят ночью, другие – днём.
Крупные птицы летят, как правило, определённым строем, мелкие виды – стайками. Многие виды летят одиночно. Первыми улетают насекомоядные птицы, затем – зерноядные и позже всех – водоплавающие и болотные. С наступлением весны перелётные птицы возвращаются на родину, чтобы вывести птенцов.
Не все птицы совершают миграции при помощи перелётов. Большинство видов пингвинов осуществляют регулярные миграции вплавь, пути этих передвижений могут достигать 1000 км.
Причины перелётов птиц и способы их изучения
Перелёты птиц – это результат закономерных периодических cмен сезонов года. Главные причины перелётов: сокращение продолжительности светового дня, понижение температуры, ухудшение условий добывания пищи, чередование сухого и влажного сезонов.
При изучении перелётов огромное значение имеет метод кольцевания птиц. Пойманным птицам одевают на ногу лёгкое алюминиевое кольцо, на котором указаны номер и учреждение, осуществляющее кольцевание.
Все сведения о месте обнаружения окольцованных птиц поступают в Центр кольцевания Российской академии наук.
Применение метода кольцевания позволило выяснить пути и скорость перелёта птиц, места зимовок, постоянство возвращения птиц к старым местам гнездования.
Подведём итог. В течение года в большинстве районов мира погодные и кормовые условия для птиц не постоянны. Они и определяют периодичность поведения птиц.
- Основные периоды годового цикла птиц:
- · подготовка к размножению;
- · размножение и выведение потомства;
- · послегнездовая линька;
- · подготовка к зиме;
- · зимовка.
- Группы птиц по характеру сезонных миграций: оседлые, кочующие и перелётные.
Источник: https://videouroki.net/video/19-siezonnyie-iavlieniia-v-zhizni-ptits.html
Сезонные явления в жизни птиц
Рассмотрите рисунки 282–283 и определите, чем различаются между собой птичьи гнезда.
Гнездование птиц. Весна — самое оживленное время в жизни птиц. Они выбирают места для постройки гнезд, строят гнезда, самки откладывают в них яйца, а затем насиживают их.
Возвращающиеся с зимовки перелетные птицы обычно гнездятся на том же участке леса, луга, болота, где выводили птенцов в предыдущие годы.
Многие птицы образуют пары, которые сохраняются или весь сезон, или только до откладывания яиц.
Чаще всего птицы гнездятся отдельными парами на выбранной гнездовой территории и охраняют ее от вторжения особей своего и близких видов. Особо выражена охрана гнездовой территории у мелких насекомоядных птиц, например у мухоловки пеструшки, лесного конька (они не могут за один раз принести много корма птенцам и летать за ним на далекое расстояние).
Более сложные гнезда в развилках веток деревьев строят вороны, грачи и сороки, используя прутики, волосы линяющих зверей, перья птиц.
Сороки штукатурят внутреннюю часть гнезда глиной, сверху делают из прутьев крышу, а сбоку вход. Искусные чашевидные гнезда с толстыми и прочными стенками строят дрозды, зяблики, камышовки.
Шаровидные гнезда строят крапивники, а в виде рукавички — ремезы (рис. 284).
Вне зависимости от времени года (и среди жаркого лета, и в морозную зиму) выводят птенцов клесты.
Они делают гнездо с толстыми стенками, в развилке около ствола ели или сосны под ветвями, которые защищают его от падающего снега. Внутри выстилают его перьями, стебельками трав, хвойными иглами.
Клесты выкармливают птенцов семенами сосны или ели, первоначально размягченными в зобу, а позднее — твердыми.
Некоторые виды птиц не строят гнезд и не насиживают яйца. Сорные куры, живущие в Австралии и на островах Малайского архипелага, сгребают ногами холмик из земли и листьев и зарывают в них отложенные крупные яйца. При гниении листьев в холмике выделяется тепло, необходимое для инкубации (согревания) яиц. Птенцы сорных кур выводкового типа.
Известная всем обыкновенная кукушка, как и многие другие кукушки, подкладывает яйца в гнезда мелких певчих птиц. При этом она выбрасывает одно яйцо из кладки приемных родителей, а взамен приносит в клюве свое яйцо, отложенное на земле. В другом случае кукушка откладывает по одному яйцу непосредственно в кладку яиц других птиц.
Вылупившийся птенец кукушки, едва окрепнув, выталкивает из гнезда яйца, а часто и птенцов хозяев гнезда и перехватывает приносимый родителями корм у сохранившихся птенцов (рис. 285). Приемные родители едва успевают прокормить только одного кукушонка.
Гнездовой паразитизм у кукушек развился в связи с тем, что крупные насекомоядные птицы не в состоянии выкормить все свое потомство. Рис. 285. Кукушонок в гнезде приемных родителей Послегнездовой период. Второе важное сезонное явление в жизни птиц — линька. Как правило, она происходит постепенно и птица не теряет способность к полету. Во время линьки большинство птиц ведет тихий и скрытный образ жизни. У птиц некоторых видов, например у гусей, уток, лебедей, фламинго, выпадение маховых перьев происходит сразу и полностью. Птицы на несколько недель утрачивают способность к полету и все это время скрываются в прибрежных зарослях тростника или уходят на открытые участки воды.
Некоторые птицы, например журавли, орлы, меняют маховые перья не ежегодно, а один раз в два года. При этом в год обильной линьки крупные хищники даже не гнездятся. Большинство птиц линяет один раз в году после вывода птенцов.
В послегнездовой период птицы собираются в небольшие стаи и кочуют в поисках корма. Обильно питаясь, они жиреют. Некоторые птицы (кедровка, сойка, воробьиный сыч) запасают пищу на зиму (рис. 286). Рис. 286. Птицы, запасающие корм на зиму
Кедровка заготовляет кедровые орешки, помещая их в разных местах леса кучками под мох, корни деревьев. Сойка прячет под корни и в дупла деревьев желуди и некоторые ягоды. Сычи складывают в дупла деревьев умерщвленных ими мелких птиц и грызунов. Небольшие запасы корма делают сороки и вороны, припрятывая его под опавшие листья.
В конце лета и осенью, по мере сокращения количества пищи, понижения температуры воздуха, уменьшения дня, послегнездовые кочевки усиливаются и постепенно у одних птиц переходят в осенние и зимние кочевки, а у других — в осенний перелет. По особенности сезонных перемещений птиц делят на оседлых, кочующих и перелетных.
Оседлые и кочующие птицы. Оседлые птицы в течение всего года живут в одной и той же местности и каких-либо регулярных сезонных перемещений не совершают. В северных и умеренных широтах оседлых птиц крайне мало, и почти все они обитают в поселениях человека. К ним относят, например, домового воробья, галку, сизого голубя.
Оседлые птицы приспособились к переходу с одного вида корма на другой (к всеядности), использованию кухонных отбросов человека, переживанию зимних холодов под крышами домов и в других укрытиях. К оседлым птицам близки сорока, тетерев, глухарь, рябчик, большая синица, обыкновенная овсянка.
Кочующие птицы удаляются от летних местообитания на десятки сотен километров, непрерывно перемещаясь даже при достаточном количестве пищи. Ежегодно повторяющихся путей перемещения и каких-либо постоянных мест зимовок у них не бывает.
К кочующим птицам относят дятлов, поползней, синиц, клестов, корольков, чижей, снегирей, свиристелей (рис. 287). К началу весны кочующие птицы обычно возвращаются к прежним местам гнездования. Рис. 287. Кочующие птицы Перелетные птицы совершают дальние перелеты на постоянную зимовку, где они ведут более или менее оседлый образ жизни. На зимовку и к прежним местам гнездования они летят постоянными, сложившимися веками, пролетными путями. К перелетным птицам относятся соловьи, иволги, стрижи, ласточки, пеночки.
Основным сигналом перелета для птиц служит уменьшение продолжительности дня. Остальные сигналы — понижение температуры воздуха, исчезновение насекомых и другого корма — изменчивые (осенью часто теплые дни сменяются холодными и наоборот). Первыми улетают на зимовку соловьи, иволги, стрижи, ласточки, а перед самым наступлением холодов — гуси, утки, журавли.
Крупные и средние по величине птицы летят определенным строем — «клином», «вожжой» (журавли, гуси), поперечными шеренгами (утки) (рис. 288, 289). Связано это с тем, что крыльями они сильно колеблют воздух и лететь беспорядочной группой значительно труднее.
Мелкие птицы летят чаще всего невысоко, а крупные, например журавли, могут лететь на высоте до 1000–5000 м. Быстрокрылые птицы отдельных видов пролетают за сутки по 1000 км и более. Рис. 288. Клин пролетных гусей
Рис. 289. Шеренга птиц Способы изучения миграций птиц. Сезонные перемещения птиц издавна интересовали людей, но только в конце ХVIII столетия было установлено, что птицы не впадают в зимнюю спячку, а улетают на зимовки в теплые края. Достоверные знания о местах зимовок птиц и их пролетных путях были получены методом кольцевания. На цевки отловленных птиц надевались легкие алюминиевые кольца с указанием даты и адреса центра кольцевания (рис. 290). Кольца пересылались по указанному адресу с сообщением, где и когда они были сняты с пойманной птицы. В последнее время используются датчики, прикрепляемые к спине птицы.
Рис. 290. Кольцо на ноге утки Возникновение перелетов птиц. Ученые считают, что перелеты птиц возникли несколько сот тысячелетий назад, когда на Земле с изменением климата в умеренных широтах стали устанавливаться времена года. Основная причина развития перелетов — недостаток или отсутствие корма в местах гнездования в холодное время года. Понижение температуры окружающей среды не имеет существенного значения, так как при достаточном количестве корма оседлые и кочующие птицы хорошо переносят даже суровые морозы.
Инстинкт перелета проявляется у птиц при уменьшении продолжительности дня. Это подтверждается тем, что при достаточном количестве корма перелетные птицы, содержащиеся в неволе, беспокойно ведут себя при наступлении времени начала отлета на зимовку.
➊ Какие явления в жизни птиц происходят весной? ➋ В связи с чем некоторые виды птиц гнездятся колониями? ➌ Какое значение в жизни птиц имеет гнездостроение? ➍ У каких птиц и в связи с чем развился гнездовой паразитизм? ➎ Какие явления в жизни птиц происходят после выведения птенцов? ➏ Каких птиц называют оседлыми, а каких — кочующими и перелетными? ➐ В связи с чем у птиц развились кочевки и перелеты? ➑ Какое изменение в природе служит основным, вызывающим проявление инстинкта перелета и почему?
Проведите весной наблюдения за прилетом птиц, гнездящихся вблизи поселений человека, и их поведением в период постройки гнезд.
Источник: https://blgy.ru/bird4/
Разработка урока в 8-ом классе на тему "Сезонные явления в жизни птиц. Происхождение птиц"
Тема «Сезонные явления в жизни птиц. Происхождение птиц».
Цели урока:
-
Показать особенности сезонных явлений в жизни птиц, связанные с изменениями в природе; доказать родство птиц с пресмыкающимися, подвести учащихся к выводу о происхождении пернатых от древних пресмыкающихся;
-
Развивать умения анализировать, обобщать, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, делать выводы;
-
Продолжить экологическое воспитание учащихся.
- Учебно-методическое обеспечение: учебное пособие, рабочая тетрадь, презентация, дидактический материал.
- Ход урока
- Создание психологической готовности учащихся к уроку, условий для активного взаимодействия с учителем.
— Ребята, здравствуйте! Сегодня на уроке мы с вами продолжим путешествие по городу Птиц и узнаем много интересного об их поведении и происхождении. И, как любому путешественнику, вам необходимы маршрутные листы. Они лежат у вас на партах, возьмите их и ознакомьтесь с вашим сегодняшним маршрутом.
Во время нашего урока вам предстоит выполнить задания, указанные в листах, и получить баллы, которые в конце урока превратятся в замечательные отметки! Итак, сегодня мы с вами посетим несколько интересных мест, но начнем наше путешествие мы с воспоминаний, а именно, я предлагаю вам вспомнить строение птиц, их яиц и их размножение.
-
Проверка домашнего задания.
- (за правильный термин – 0,5 балла)
- У самца птиц образуются сперматозоиды в _семенниках_, а у самки –яйцеклетки_ в _яичнике_.
- Яичник один, благодаря чему _уменьшается_ масса тела.
- Созревающие яйцеклетки поступают в _яйцевод_, где происходит оплодотворение_.
- Белок и оболочки яйца формируются за счет работы_желез , расположенных в стенках яйцевода.
- Из яйцевода яйцо поступает в _клоаку_, а потом наружу.
- Выход 4 балла
-
Подпиши обозначенные на рисунке элементы строения яйца птицы.(за правильный термин – 0,5 балла)
- Ответ:
- 1 – канатик
- 2 – желток
- 3 – воздушная камера
- 4 – белок
- 5 – скорлупа
- 6 – зародышевый диск
- Выход – 3 балла
-
Найди правильный ответ. (за правильный выбор по 0,5 балла)
- Гнездовыми называются птицы (птенцы которых рождаются голыми, могут видеть, не могут передвигаться, не нуждаются в кормлении, слепые)
- Выводковыми называются птицы, (птенцы которых могут видеть, нуждаются в кормлении, покрыты густым пухом, способны к самостоятельному передвижению).
- Выход – 3 балла
- Учитель с помощью наводящих вопросов помогает ученикам сформулировать цели урока, после чего объясняет значимость знаний и умений по теме.
Молодцы, ребята! У вас за спиной хорошая база знаний и можем двигаться в путь! Только у меня вопрос: а куда мы двинемся? О чем мы хотим сегодня узнать из нашего путешествия? Какие у вас предположения? Давайте я вам немножко помогу. Ответьте мне на следующие вопросы:
- — почему многие птицы улетают на зимовку в другие места?
- — зачем птицы строят гнезда?
- — могут ли птицы заботиться о своем потомстве?
Итак, каковы наши цели урока? (ученики формулируют цели урока, вывод целей на экран слайда).
-
Изучение нового материала.
-
Биологические периоды в жизни птиц.
Объяснение учителя:
— Жизнь птиц осуществляется ритмически и связана с изменением у птиц обмена веществ, поведения, добычей корма и другими факторами. Говоря другими словами, их жизнь состоит из нескольких биологических периодов: гнездование, выведение птенцов, послегнездовой период.
Предлагаю вам познакомиться с биологическими периодами в жизни птиц в учебнике на стр.161-162. И заполнить схему в маршрутном листе. Обсуждение результатов.
Биологические периоды птиц
- гнездование
- Выведение птенцов
- Послегнездовой период
Что происходит Что происходит? Что происходит?
- 1. вылет из гнезда
- 2. линька
- 3. накопление питательных веществ
- 1.выкармливание птенцов
- 2.забота о потомстве
- 1.выбор участка
- 2.постройка гнезда
- Выход – 3 балла
-
Причины перелетов и способы их изучения.
Вопрос учителя:
-Ребята, как вы считаете, почему в течение всего года мы с вами не видим на нашей территории ласточек, скворцов, жаворонков, аистов?
Правильно, они улетают в теплые края. Экологи говорят «мигрируют». Что значит термин «миграция»?
Миграция птиц — перемещение птиц, связанное с изменением экологических или кормовых условий, либо с особенностями размножения.
— А в чем еще причина их перелетов? (если не могут ответить, читают учебник стр. 163 «Причины перелета птиц»)
Верно, отсутствие корма, низкая температура, короткий световой день.
-Все ли птицы улетают от нас на зимовку? Кто остается? Почему?
-Правильно, ребята, есть птицы, которые приспособились к выживанию в неблагоприятных условиях. Я предлагаю вам познакомиться с экологическими группами птиц.
Самостоятельная работа с учебником стр.163 (оседлые, кочующие, перелетные птицы). Заполнение таблицы в маршрутном листе. Обсуждение работы.
Экологические группы птиц, связанные с миграцией
экологическая группа | представители | особенности образа жизни |
оседлые | сойки, синицы | постоянно живут в одной местности, делают запасы на зиму |
кочующие | клест, свиристель | С наступлением холодов продвигаются к югу на небольшие расстояния, весной возвращаются обратно |
перелетные | аисты, гуси, соловьи, ласточки, кукушки | Улетают на зимовку в южные страны, весной возвращаются для выведения птенцов |
Выход – 3 балла
Способы изучения перелетов птиц.
— Ребята, а вы знаете, как люди узнают места зимовки птиц? С помощью очень простого метода, который называется кольцевание. Давайте познакомимся с ним поближе и посмотрим небольшой видеосюжет.
Просмотр видео.
Ребята, а не обращали ли вы внимание на то, что домашняя курица отдаленно напоминает динозавров, только в уменьшенном размере? Как вы считаете, это сходство случайное? Конечно же нет! Сравнение строения птиц с пресмыкающимися выделяет много общих черт. Давайте обратимся к нашему учебнику на стр.163-165 и попытаемся ответить на вопрос: «В чем сходство археоптерикса с представителями класса Птиц и Пресмыкающихся?»
Самостоятельная работа с учебником стр.163-165. Выполнение задания в маршрутном листе.
- Сходство археоптерикса с птицами и пресмыкающимися
- Рядом с чертами строения археоптерикса, присущими птицам, поставьте букву П, рептилиям(пресмыкающимся) – букву Р. (за каждый правильный ответ – 0,5 балла)
- Зубы -__Р___, крылья- __П___, перья-__П___, длинный хвост-___Р__, несросшиеся туловищные позвонки-__Р___, вилочка-___П__, неполые кости конечностей-___Р__, свободные пальцы на крыльях-___Р__.
- Выход -4 балла
-
Закрепление изученного материала.
-
Прочитайте отрывок из стихотворения и найдите биологическую ошибку. Подчеркните её.
- Где же ты, птаха!
- Где ты, певичка!
- В дальнем краю
- Гнездышко вьешь ты,
Там и поешь ты песню свою. В.А.Жуковский
Выход 2 балла
-
Ответьте на вопросы «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны:
-
+Оседлые птицы живут постоянно в одной и той же местности.
-
— Аисты – кочующие птицы.
-
— Первыми улетают водоплавающие и болотные птицы.
-
+Линька – процесс замены перьев.
-
— Крупные птицы летят стайками, а мелкие определенным строем.
Выход 5 баллов
Ребята, давайте подведем итог нашей работы на уроке. Я прошу вас ответить на вопросы, которые вы видите на слайде.
А теперь подсчитайте количество баллов, которые вы сегодня заработали в нашем путешествии и переведите их в оценку (количество баллов разделить на три).
§ 43, ответить на вопросы после параграфа. Подготовить сообщения «Птицы леса», «Болотные, водоплавающие и околоводные птицы», «Птицы открытых мест обитания» (по желанию).
- Кто может рассказать, о чем поют птицы?
- Маршрутный лист
- учащейся(-гося) 8 «А» класса
- ГУО «Средней школы № 7 г.Новополоцка»
- ФИ_______________________________________________________________
- Тема урока:_____________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- Цель урока:_____________________________________________________________
- __________________________________________________________________
- __________________________________________________________________
-
Проверка домашнего задания.
1. Биологический диктант.
(за правильный термин – 0,5 балла)
1.У самца птиц образуются сперматозоиды в ___________________, а у самки -______________________ в _____________________.
2.Яичник один, благодаря чему _____________________ масса тела.
3.Созревающие яйцеклетки поступают в ________________________, где происходит____________________________.
4.Белок и оболочки яйца формируются за счет работы________________ , расположенных в стенках яйцевода.
5.Из яйцевода яйцо поступает в __________________, а потом наружу.
Выход балла
-
Подпиши обозначенные на рисунке элементы строения яйца птицы (за правильный термин – 0,5 балла)
Выход балла
-
В скобках найти правильное продолжение предложения и подчеркнуть. (за правильный выбор по 0,5 балла)
- А) Гнездовыми называются птицы (птенцы которых рождаются голыми, могут видеть, не могут передвигаться, не нуждаются в кормлении, слепые)
- Б) Выводковыми называются птицы, (птенцы которых могут видеть, нуждаются в кормлении, покрыты густым пухом, способны к самостоятельному передвижению).
- Выход балла
-
Изучение нового материала.
1. Познакомиться с биологическими периодами в жизни птиц в учебнике на стр.161-162. Заполнить схему.
(по 1 баллу за период)
Биологические периоды птиц
Что происходит? Что происходит? Что происходит?
- 1.
- 2.
- 3.
- 1.
- 2.
- 1.
- 2.
- Выход балла
-
Самостоятельная работа с учебником стр.163 (оседлые, кочующие, перелетные птицы). Заполнение таблицы.
(по 1 баллу за колонку)
Экологические группы птиц, связанные с миграцией
экологическая группа | представители | особенности образа жизни |
Выход балла
-
Самостоятельная работа с учебником стр.163-165.
- Сходство археоптерикса с птицами и пресмыкающимися
- Рядом с чертами строения археоптерикса, присущими птицам, поставьте букву П, рептилиям(пресмыкающимся) – букву Р. (за каждый правильный ответ – 0,5 балла)
- Зубы -_____, крылья- _____, перья-_____, длинный хвост-_____, несросшиеся
- туловищные позвонки-_____, вилочка-_____, неполые кости
- конечностей-_____, свободные пальцы на крыльях-_____.
- Выход балла
-
Закрепление изученного материала.
-
Прочитайте отрывок из стихотворения и найдите биологическую ошибку. Подчеркните её. (за правильный ответ 2 балла)
- Где же ты, птаха!
- Где ты, певичка!
- В дальнем краю
- Гнездышко вьешь ты,
- Там и поешь ты песню свою.
В.А.Жуковский
Выход балла
-
Ответьте на вопросы «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны (1 балл за каждый правильный ответ)
-
Оседлые птицы живут постоянно в одной и той же местности.
-
Аисты – кочующие птицы.
-
Первыми улетают водоплавающие и болотные птицы.
-
Линька – процесс замены перьев.
-
Крупные птицы летят стайками, а мелкие определенным строем.
- Выход баллов
- Ребята, подсчитайте количество баллов, которые вы сегодня заработали в нашем путешествии и переведите их в оценку (количество баллов разделить на три)
- Моя оценка за урок __________
Источник: https://multiurok.ru/files/razrabotka-uroka-v-8-om-klassie-na-tiemu-siezonnyi.html
Биология в лицее
Сезонные явления в жизни птиц
Забота о потомстве у птиц
Птицы заботятся о своём потомстве. Например, обустраивая гнёзда. Особенно искусны в этом деле певчие птицы. Впрочем, некоторые виды птиц откладывают яйца прямо на землю, или в траву, или даже на камни (скалы). Но всё равно, где бы ни лежали яйца, родители их насиживают. А в самом яйце в это время идёт процесс развития зародыша.
На ранних стадиях развития зародыш не похож на взрослую птицу: голова его очень большая, клюв намечен всего лишь крошечным бугорком. Но самое удивительное – наличие на шее зародыша хорошо выраженных жаберных щелей. (Они присутствовали также и у зародышей пресмыкающихся, а также, будут присутствовать у всех млекопитающих.
) Это служит доказательством того, что древние предки всех наземных позвоночных вышли из воды. Хвостовые позвонки на первых порах развития зародыша птицы длинные, передние конечности по форме не отличаются от задних. Все эти особенности можно увидеть у зародышей ящериц, крокодилов и черепах. Это сходство указывает на родство между птицами и пресмыкающимися.
При дальнейшем развитии зародыш с каждым днём всё больше становится похож на птицу. У него обнаруживаются зачатки пуха, увеличиваются размеры клюва, а вот рост хвоста резко замедляется. Незадолго до вылупления, птенец прорывает клювом внутреннюю оболочку воздушной камеры и впервые начинает дышать лёгкими. В этот период можно услышать, что в яйце кто-то попискивает.
Затем посредством рогового бугорка клюва (так называемого, «яйцевого зуба») в скорлупе проделывается отверстие, и вылупляется.
Благодаря разнообразным и эффективным формам заботы о потомстве у птиц процент выживших детёнышей существенно больше, чем у рыб, земноводных и пресмыкающихся. А поэтому птицам нет необходимости нести такое же количество яиц, как пресмыкающимся. Не говоря уже о количестве икринок у рыб и земноводных.
Сезонные явления в жизни птиц
Жизнь птиц, как и других позвоночных животных, меняется в течение года. Это связано с изменениями условий существования и имеет важное приспособительное значение.
Выделяют следующие основные этапы годового жизненного цикла птиц: размножение, послегнездовые кочевки, подготовка к зиме, зимовка.
Размножение. При подготовке к размножению происходит образование пар. Для успешного формирования пар важное значение имеет ритуальное поведение и токование птиц. У большинства видов токование выражается в турнирных соревнованиях самцов.
Так, самцы глухарей и тетеревов весной токуют: собираются вместе на освободившихся от снега полянах, ходят по земле кругами, распушив крылья и хвосты, демонстрируя яркие участки оперения, издают булькающие звуки.
Самки, находясь по соседству, выбирают наиболее активных самцов.
У самцов турухтанов весной отрастают яркие перья, образующие манишки. У каждого самца манишка имеет свою собственную яркую окраску. Собравшись вместе на проталинах у водоемов, самцы, распушив манишки, демонстрируют друг перед другом агрессивные намерения, но прямых стычек избегают.
Красивые брачные танцы исполняют журавли. Бекасы совершают токовые полеты, при резких пируэтах крайние рулевые перья трепещут в потоках воздуха и издают своеобразный блеющий звук. Дятлы весной находят резонирующий расщеп на стволе или ветвях дерева и равномерно ускоряющимися ударами клюва исполняют «барабанную» дробь.
Для певчих птиц кроме демонстративного поведения характерно пение. Особенно активно поют самцы в начале брачного периода. Так, красивая, мелодичная, насыщенная разнообразными звуками песнь соловья состоит из нескольких колен. Слышно соловьиное пение почти за километр. С утра до вечера звенят над полями трели жаворонка.
Пение имеет важное биологическое значение в жизни птиц. Прилетевшие раньше самок самцы, выбрав территорию, песней сообщают окружающим, что территория занята. Самки выбирают наиболее активно поющих самцов. Пение способствует физиологической зрелости партнеров при образовании пары. С началом выкармливания птенцов самцы перестают петь.
Гнездостроение. Для успешного размножения большое знчение имеет удачно построенное гнездо. Гнезда бывают самых разных конструкций. Большинство куликов откладывает яйца на земле в небольшую ямку и никаких специальных гнезд не делает. Жаворонки, коньки, овсянки строят чашеобразные гнезда на земле, укрепляя стенки и выстилая лоток сухими травинками.
Зяблики (2) сооружают чашеобразные гнезда на боковых ветвях деревьев, у ствола, в середине толстых и на концах тонких ветвей. Остов гнезда они формируют из тонких веточек, сухих травянистых побегов, стеблей и листьев злаков, мха. Снаружи стенки гнезда отделывают кусочками коры и лишайников так, что оно становится совсем незаметным. Лоток выстилают шерстинками и перьями.
Наиболее совершенные гнезда делают длиннохвостые синицы и крапивники (1). Это шарообразные постройки с боковым входом. Городские ласточки лепят гнезда из комочков влажной земли. Чем лучше защищено гнездо, тем больше безопасность насиживающей птицы, кладки и птенцов.
Лучше других защищены гнезда, сделанные в укрытиях. Так, большая группа птиц гнездится в дуплах. Дятлы сильным долотообразным клювом выдалбливают дупла в древесине, выстилая их древесной трухой.
Синицы, пищухи, мухоловки используют для гнездования дупла дятлов или естественные ниши и дупла в стволах деревьев. Они выстилают лоток мягкими травинками, мхом, шерстью. Береговые ласточки, щурки, зимородки роют норы в береговых обрывах, стенках оврагов.
Гнездо-гамак иволги помещается в развилке ветвей. Для его постройки используются листья, трава, паутина. Внутри гнездо выстлано пухом, перьями, шерстью.
Очень оригинально гнездо ремеза (3). Оно похоже на рукавицу с наполовину отрезанным пальцем и зашитым верхом. Птица попадает в рукавичку и вылетает из неё через «палец».
Обычно гнездо подвешивается над водой на веточках ивы. Оно сплетается из тонких волокон крапивы или размочаленных злаков. Промежутки между волокнами ремез заполняет пухом ивы или других растений.
Сверху гнездо маскируется чешуйками от почек, шерстью и другими материалами.
Важное значение для развития потомства имеет форма гнезда. Например, полусферическое гнездо не позволяет яйцам раскатываться, создавая благоприятные условия для их насиживания. Стенки гнезда хорошо сохраняют тепло.
Чаще всего птицы гнездятся отдельными парами. В местах, богатых кормом, с ограниченным числом мест, подходящих для гнездования, птицы поселяются колониями. Совместно они лучше защищают гнезда от хищников.
После завершения строительства гнезда самка откладывает яйца. Птенцовые птицы откладывают небольшое число яиц: например, крупные хищники откладывают 1 яйцо, голуби и козодои – 2, стрижи и чайки – 3, кулики – 4, певчие птицы обычно 4-6 (синицы иногда до 10-11 яиц).
Число яиц в кладке – наследственный признак, и определяется он у птенцовых птиц максимальным числом птенцов, которых могут выкормить родители.
У выводковых птиц яиц больше: до 16 у чирков, до 24 у серой куропатки. Полагают, что максимальное число яиц у выводковых птиц ограничено возможностями насиживания – тем числом яиц, которое может поместиться под наседкой.
В классе Птицы, собрались в большинстве своём «честные и благородные родители». Но и здесь не обошлось без «урода». Всем известно, что «уродом» этим явилась кукушка.
Отыскав насиживающую яйцо птичку, кукушка сидит и подкарауливает момент, когда гнездо, хоть на самое короткое время, останется без присмотра. Улучив момент, кукушка стремглав подлетает к гнезду, чтобы выпихнуть из него яйцо (а если яиц несколько – одно из яиц), а на освободившееся место снести своё собственное. Весь этот номер занимает несколько секунд. Что не удивительно: отрабатывался он веками.
Изучая особенности поведения кукушки в период кладки яиц, учёные ещё раз имели возможность убедиться в неисчерпаемости эволюционных приспособлений. Было установлено, что кукушка не кладёт своё яйцо в первое попавшее гнездо.
Оказывается, в ходе эволюции, «взаимодействуя» с определённым видом птиц, кукушка «научилась» нести такое яйцо, которое с виду очень похоже на яйцо (яйца) будущей приёмной родительницы её птенца.
Форма кукушечьих яиц и их окраска чрезвычайно разнообразны в целом, но у отдельной самки они очень похожи на яйца вида-хозяина. Так что заметить подмену трудно.
Часто кукушонок вылупляется первым. Используя лапы и крылья, этот ещё слепой бандит первым делом выбрасывает из гнезда всех своих не успевших вылупиться сводных братьев и сестёр. Таким образом, он стремится завладеть всей пищей, которой его будут снабжать заботливые приёмные родители. Птенец быстро растёт и вскоре начинает превосходить размерами хозяев гнезда.
Насиживание – время между откладыванием первого яйца и вылуплением последнего птенца. Оно продолжается у разных видов разное время.
Мелкие певчие птицы насиживают кладку около двух недель; вороны, сороки, галки – до 19 суток; большинство курообразных – 21 сутки, чайки – 23-26 суток; крупные хищные птицы – до 2 месяцев.
Если птенцы выводковых птиц способны сразу же сами клевать корм, то у птенцовых начинается длительный период выкармливания потомства.
Продолжительность пребывания птенцов в гнезде тесно связана с размерами птиц: у крупных она больше, чем у мелких. Так, ястребы-тетеревятники кормят птенцов в гнезде 28-30 дней, беркуты – 90 дней, мелкие певчие птицы – около двух недель.
Быстрее развиваются птенцы певчих птиц, гнездящихся на земле: птенцы полевого жаворонка покидают гнездо в девятидневном возрасте, соловьи – в одиннадцатидневном.
У многих видов птенцы покидают гнезда только после того, как становятся способными летать.
Послегнездовой период. Вторым после размножения, наиболее важным этапом в годовом жизненном цикле птиц является смена оперения. Под воздействием внешних условий перья снашиваются и выцветают. Края перьев стираются, крючочки, сцепляющие бородки опахал, разрушаются. Особенно сильно обнашиваются наиболее важные для полета маховые и рулевые перья.
Снашивание оперения ослабляет летательные способности птиц и ухудшает его теплоизолирующие возможности. В результате линьки происходит смена сезонных и возрастных нарядов птиц.
Сезонные наряды у птиц отличаются по густоте оперения и окраске. Например, летнее оперение у белой куропатки сравнительно негустое и имеет серую, под цвет летней тундры, покровительственную окраску. В результате линьки число перьев увеличивается, лучше развиваются пуховые части оперения. Наряд становится ярко-белым – под цвет снега.
У большинства птиц перья меняются постепенно, а у уток, гусей, лебедей выпадают сразу все маховые и рулевые перья. Во время линьки эти птицы не способны летать. Они собираются на водоемах в недоступных для хищников местах, укрываются в прибрежных зарослях.
В послегнездовое время птицы кочуют – перемещаются на небольшие расстояния в поисках корма.
Вначале выводки перемещаются недалеко от гнезда, потом семьи объединяются в стаи, и тогда кочевки становятся более далекими. Птицы концентрируются в богатых кормом местах.
Многие птицы к осени чаще кочуют в южном направлении, и постепенно кочевки переходят в направленные на юг осенние миграции – дальние перелеты.
Сезонные миграции. В зависимости от дальности перемещений в послегнездовое время птицы делятся на оседлых, кочующих и перелетных.
Оседлые птицы на зиму остаются в районах гнездования и дальних миграций не совершают. К ним относятся сорока, ворон, сизый голубь, городской воробей. Зимой оседлые птицы более активны в поисках корма, поедают калорийные корма, перемещаются ближе к жилью человека, где используют его пищевые отходы.
Кочующие птицы в послегнездовое время покидают районы гнездования, удаляясь от них на сотни и тысячи километров. Очень часто в северной части гнездового ареала серая ворона и грач – кочующие птицы, а на юге они оседлые.
Перелетные птицы улетают на зимовку за пределы гнездового ареала в те области, где нет суровых зим, пролетая тысячи и десятки тысяч километров. Большинство видов птиц на севере нашей страны перелетные.
В лесной зоне России преобладают перелетные птицы. Причиной перелетов служат неблагоприятные условия: сокращение светлой части суток, когда птицы могут кормиться; уменьшение запасов корма и понижение температуры. Одни птицы летят к югу в одиночку или небольшими группами, другие объединяются в крупные стаи.
Первыми улетают иволги, чечевицы, стрижи, ласточки. Перед наступлением холодов улетают гуси, утки, лебеди. Птицы летят на разной высоте: мелкие воробьиные поднимаются на несколько десятков метров, крупные птицы – на сотни метров. Отмечены случаи пролета крупных хищных птиц на высоте около 1000 м.
Во время миграций птицы ориентируются по наземным приметам: летят вдоль горных хребтов, побережий морей и океанов, над долинами крупных рек. Некоторые птицы ориентируются по Солнцу, ночные мигранты – по звездам. Полагают, что птицы могут для ориентации использовать магнитное поле Земли.
На юге, в подходящих условиях, перелетные птицы проводят зиму, а весной возвращаются в районы гнездования. Птицы, гнездящиеся на севере и в умеренном климате России, зимуют в тропических и субтропических районах на юге Европы, в Африке, Южной и Юго-Восточной Азии.
Интерактивный урок-тренажёр (Пройдите все страницы урока и выполните все задания)
Наиболее важный период годового жизненного цикла птиц – период размножения. Благополучное строительство гнезда, насиживание яиц и выкармливание птенцов обеспечивают высокую эффективность размножения.
В послегнездовой период птицы сменяют оперение. Выводки вместе с родителями сначала кочуют в районах гнездования, потом объединяются в стаи, кочевки становятся более длинными.
По дальности сезонных миграций птицы делятся на оседлых, кочующих и перелетных.
Источник: http://biolicey2vrn.ru/index/sezonnye_javlenija_v_zhizni_ptic/0-180
Сезонные явления в жизни птиц
Сезонная периодичность у птиц обычно отсутствует только в полосе экваториального климата, где имеются благоприятные условия для жизни круглый год. Здесь вместо сезонных циклов имеют место видовые и индивидуальные циклы, которые обусловлены возрастом, наступлением половой зрелости, продолжительностью гнездового периода, сношенностью пера и т.д.
Однако некоторые виды птиц совершают перелеты и из тропиков, где часто бывают засуха или ливневые дожди.
В других районах земного шара, имеющих неблагоприятные условия для жизни птиц в определенные времена года, существуют годичные циклы в жизни птиц.
Птицы, во-первых, гнездятся и выводят птенцов лишь в наиболее благоприятное время года, и, во-вторых, приспосабливаются к кочевкам или перелетам.
Гнездовка птиц
Возвратившись весной на родину из теплых краев, птицы разбиваются на пары и строят гнезда. Одни виды птиц (гуси, мелкие воробьиные) соединяются в пары на один сезон.
Другие (фазаны, утки) держатся вместе лишь до времени насиживания яиц. Третьи (аисты, цапли, хищники и др.) живут парами на протяжении многих лет.
Такие виды птиц, как тетерева и глухари, не образуют вообще постоянных пар.
Птицы чрезвычайно стойко удерживают гнездовой участок из года в год. Большинство видов птиц откладывают свои яйца в гнезда, которые строит обычно самка (реже один самец или оба родителя совместно).
Птицы строят гнезда в различных местах: на ветвях, в дуплах и среди корней деревьев, в норках береговых обрывов, под карнизами домов, на земле и т. д.
Лишь немногие виды птиц совершенно не устраивают гнезд (кайры, гагарки и др.).
Птицы ведут разнообразный образ жизни. Есть птицы оседлые (сойки, синицы), кочующие (снегири, грачи) и перелетные (стрижи, соловьи, иволги, утки, лебеди).
Перелетные птицы меняют место своего обитания в связи с приближением зимы. Одни из них (утки, лебеди) улетают в теплые края поздней осенью, когда не могут кормиться на родине. Другие (иволги, стрижи, соловьи) улетают на зимовку в конце лета, когда стоит теплая погода и достаточно пищи. Ежегодно птицы используют одни и те же пролетные пути.
Оцените, пожалуйста, статью. Мы старались:) (1
Источник: https://animals-world.ru/sezonnye-yavleniya-v-zhizni-ptic/
Сезонные явления в жизни птиц
Годовой жизненный цикл у большинства птиц начинается весной, с периода их размножения. В начале периода размножения самцы и самки образуют пары: мелкие и средние птицы создают пару один раз на сезон размножения (воробьи, ласточки и др.), большие птицы (аисты, лебеди) — на много лет или навсегда.
Некоторые птицы (тетерева) могут не создавать пар, а собираются в определенных местах — «токовищах», где самцы устраивают своеобразные турниры, выбирая себе самку. При этом демонстрируют сложные элементы поведения. Самки отдают предпочтение победителям турниров.
После размножения самцы уходят от забот, предоставляя самкам воспитывать птенцов.
Но все-таки большинство птиц, соединяясь в пары на длительный период, начинают искать территории для строительства гнезда и приступают к его построению. Занимаются этим самцы, найдя место для гнезда, они поют.
Для каждого вида птиц характерна своя брачная песня. Встречаются среди мелких птиц отличные певцы, например соловьи. В песне соловья различаются различные «колена», среди которых выделяется щелканье, переходящее в раскатистое «р-р-р…».
В тревоге он издает короткий свист — цыканье. Прекрасный певец весеннего леса зяблик, чья короткая песня — громкая, жизнерадостная, заканчивающаяся звуком — «вичиу!» Удивительна песня певчего дрозда.
Она напоминает слова: «Фил-лин, фил-лин, при-ди, при-ди чай пить, чай пить!»
В течение всего периода гнездостроительства и насиживания яиц (май-июнь) самцы поют песни около гнезда. Затем пение ослабевает и прекращается. Вообще, звуковая сигнализация у птиц достигает большого разнообразия и совершенства, в особенности у певчих. Голосовые связки у них находятся в нижней гортани, а трахеи служат отличным резонатором (усилителем звука).
Период гнездования — очень ответственная пора в жизни птиц. После спаривания птицы (самцы одни или вместе с самкой) начинают строить свои гнезда.
Не строят своих гнезд кукушки, подбрасывая яйца в чужие гнезда, кайры — откладывают яйца на выступах скал «птичьих базаров» — и пингвины, которые выводятся на льдах Антарктиды.
Конструкция гнезд и место их расположения у различных птиц разные.
В гнездо птицы откладывают яиц от 1-2 (черный гриф, беркут), до 14 (большая синица) и до 26 штук (серая куропатка). После выведения птенцов и их развития в течение летнего периода птицы начинают подготовку к следующему периоду — к зимовке.
Из-за климатических условий сезонного характера некоторые птицы оказываются в течение года в различных погодных условиях и в зависимости от уровня своей организации они переносят их по-разному.
Птицы, весь год проживающие па одной и той же территории, называются оседлыми (домашний воробей, сорока, серая куропатка и др.). Их годовой цикл состоит из двух периодов: гнездование (и связанные с ним откладка яиц, насиживание и т. д.) и зимовка. Оседлые птицы находят себе пищу в одной местности в течение всего года.
Кочующие птицы (галки, снегири, сойки, дятлы, синицы) перемещаются зимой в поисках пиши в соседние области.
Перелетные птицы (белый аист, серый журавль, дрозды, ласточки, кукушки) совершают далекие миграции, дальность которых может быть разная.
Например, деревенская ласточка из Европы летят на юг Африки (дальний мигрант), грачи зимуют на Средиземноморье (ближний мигрант).
Перелеты птиц связаны с надвигающейся бескормицей, а сигналами к ее наступлению служат происходящие в природе изменения (укорочение светового дня, понижение температуры и др.), а также изменения физиологического состояния птиц.
Перелеты сопряжены с трудностями, нередко — с опасностями. В тяжелых маршрутах погибает немало птиц. Во время перелетов птицы придерживаются постоянных путей, но которым они каждый год летят на зимовку, а весной возвращаются обратно, чтобы вывести птенцов.
Из года в год, из поколения в поколение выживают те птицы, которые лучше переносят полеты, вовремя отлетают и прилетают. Гибель неприспособленных к полетам способствовала выработке связанных с перелетами инстинктов. Инстинкт перелетов — неосознанные действия.
«Слепота» инстинкта обнаруживается на так называемых парадоксальных пролетных путях. Например, птицы, ранее обитавшие только в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке и зимовавшие в Китае, позднее постепенно расселялись по Сибири на запад и далее — в Европу, некоторые до Скандинавии, другие — до бассейна Днепра и т. д.
Теперь эти птицы осенью сначала летят на восток, то есть на родину своих предков, и только оттуда на юг, в Китай (весной — в обратном направлении).
Характер перелетов различен: одни птицы (мелкие пернатые) летят беспорядочной группой, другие, особенно крупные птицы, летят строем (журавли, гуси). Высота полета от 1000 м (у мелких птиц) и до 5000м. Длительность полета также различна: от 40 км до 1000 км и более за сутки.
Миграции птиц, время, направление, скорость полета изучают ученые орнитологи с помощью кольцевания, визуальных наблюдений, фенологических наблюдений.
Запись опубликована в рубрике Биология с метками птицы. Добавьте в закладки постоянную ссылку.
Источник: http://shkolo.ru/sezonnyie-yavleniya-v-zhizni-ptits/
Годовой жизненный цикл. Сезонные явления в жизни птиц. — презентация
- 1 Годовой жизненный цикл. Сезонные явления в жизни птиц
- 2 простые, чашеобразные из прутьев, сучьев ( грачи, аисты ); полушаровидные, покрытые мхом снаружи ( зяблики, щеглы ); шаровидные, покрытые мхом, стебельками ( ремез, крапивник ); дупла ( дятлы, дрозды ); норы ( береговая ласточка ); гнезда на земле ( утки, журавли ); гнезда из глинистой почвы ( стрижи ); не строят гнезд колибри, пингвины.
- 3 Живущие в саваннах ткачи селятся большими колониями и свивают до сотни гнезд на одном баобабе или акации.
4 живет на юге нашей страны. Она строит теплое гнездо из овечьей шерсти, обычно на ветках ивы над водой. В Восточной Европе гнезда ремеза собирают и делают из них теплые домашние тапочки.
5 Самые большие гнезда строят сорные куры, живущие в Австралии, на Филиппинских островах. Они сгребают листья, палки и землю в большие кучи, высотой 2 м, поперечнике 50 м ; весят они до 5 т.
Самец сорной курицы с поразительно точностью определяет температуру внутри гнезда — инкубатора. Для этого он погружает в песок открытый клюв.
Нужная температура достигается то досыпанием, то разгребанием песка над инкубатором.
6 сгибают один или несколько рядов растущих листьев, протыкают их края и сшивают листья внутри, утепляют хлопком, пухом и шерстью. Поселяются они на верандах жилых домов и шьют свои гнезда из комнатных растений.
- 7 а ) проблемы с кормом б ) погодные условия ( смена времён года ) в ) укорочение светового дня.
- 8 а ) перелётные ( гуси, скворцы, ласточки ) б ) кочующие ( снегири, синицы, свиристели ) в ) оседлые ( воробьи, глухари, дятлы )
- 9 Дикие гуси ( сбор перед полётом )
- 10
- 11 а ) по звёздам б ) по положению Солнца, Луны в ) по магнитному полю г ) по ландшафту ( зрительная память ) д ) миграционный инстинкт
- 12 а ) кольцевание б ) радиолокация в ) наблюдение
13 Выпишите номера правильных утверждений :_________________.
Утверждения : 1 жизнь птиц не зависит от сезонных изменений условий существования ; 2 яйценоскость обеспечивает относи тельное постоянство численности птиц ; 3 годовой жизнен ный цикл состоит из этапов : размножения и зимовки ; 4 пение птиц имеет биологическое значение в их жизни ; 5 наиболее важный период годового жизненного цикла зимовка ; 6 период насиживания у всех птиц одинаков ; 7 по дальности сезонных миграций птицы делятся на оседлых, кочующих и перелетных ; 8 перелетные птицы держатся на одинаковой высоте ; 9 линька у птиц происходит в послегнездовой период ; 10 продолжительность пребывания птенцов в гнезде зависит от размеров птиц.
14
Источник: http://www.myshared.ru/slide/659264/