Тирания писистрата и писистратидов в афинах (560—510 гг. до н. э.). — студенческий портал

3. Тирания Писистрата и Писистратидов в Афинах (560–510 гг. до н. э.)

Революция Солона заложила основы полисной демократии, но в столь короткий срок не могла выкорчевать все остатки родового строя, окончательно сломить господствующее положение знати.

Накопленные богатства, корпоративные связи, значительный слой зависимых людей, формально освобожденных, но фактически привязанных к знатным родам, обеспечивали старой аристократии ведущую роль в социальной жизни, большое политическое влияние.

Но реформы Солона укрепили положение демоса, который мог теперь опираться на поддержку законодательства, на благоприятную экономическую политику, на новые органы власти. Борьба между знатью и демосом продолжалась после Солона, но она обрела новое качество.

После Солона в Афинах организуются три политические группировки, возглавляемые представителями знатных родов: педиеи во главе с Ликургом, паралии во главе с Мегаклом и диакрии во главе с Писистратом. Эти группировки не были политическими партиями в современном их понимании.

Просто знатные роды объединились для захвата власти и ее использования в своих корыстных интересах, и в этой борьбе они учитывали сложившуюся напряженность между знатью и демосом в целом и под их давлением вынуждены были проводить мероприятия и законы в пользу демоса. Так, в 60–х годах VI в. до н. э. на острове Саламин была выведена клерухия (поселение) афинских бедняков, которые получили там земельные участки, но должны были охранять Саламин от нападения со стороны угрожающих острову соседних Мегар.

Острая борьба политических группировок между собой закончилась победой диакриев во главе с Писистратом, который в 560 г. до н. э. овладел Афинами и провозгласил себя верховным правителем полиса. Захватив власть, Писистрат стал принимать меры к ее укреплению.

Его основной задачей было не проведение реформ, направленных на оздоровление социально-экономического положения разных слоев населения, как это сделал Солон, а обеспечение прочности своей власти и тех социальных групп и знатных родов, которые его поддерживали.

Писистрат хотел представить свой режим как удовлетворяющий самым различным слоям населения: земледельцам, торгово-ремесленным кругам, части знати.

Заботясь о земледельцах, Писистрат раздавал беднякам льготные ссуды для обеспечения земледельческих работ, учредил разъездные суды, которые решали все споры на месте и не отвлекали земледельцев от работы.

Вместе с тем именно Писистрат ввел довольно обременительный налог в размере 10 % урожая в пользу своей казны.

Писистрат поощрял занятия ремеслами, производство на экспорт за пределы Аттики. При нем в Афинах началось обширное строительство: был построен храм Афины на акрополе, начато сооружение святилищ Аполлона и Зевса. Для снабжения города питьевой водой был устроен водопровод.

Писистрат проводил активную политику в Эгейском бассейне, поощрял морскую торговлю, что способствовало оживлению кораблестроения. К эпохе Писистрата относится смена чернофигурного стиля знаменитых ваз более нарядным краснофигурным. Это дало новый импульс керамическому производству.

В квартале гончаров — Керамике — открываются новые мастерские.

Не была обижена и знать. Правда, Писистрат конфисковал земельные владения своих противников и раздал часть конфискованных земель бедным крестьянам, но большая часть знатных родов сохранила свои богатства, хотя и должна была поступиться своим влиянием в пользу тирана.

Стремясь придать блеск городу и своему правлению, Писистрат привлекал ко двору выдающихся деятелей греческой литературы и искусства (например, поэтов Анакреонта и Симонида), не жалел средств для организации общественных празднеств. С особой пышностью справлялись празднества в честь покровительницы полиса богини Афины — Панафинеи, в которых принимал участие сам тиран и его семья.

Ранее скромный сельский праздник в честь бога вина и веселья Диониса — Дионисии — превращается в общеаттический, государственный и справляется очень торжественно. В празднествах Дионисий принимали участие специально обученные хоры. Песни хора перемежались репликами актера. Эта нехитрые представления дали начало прославленным аттической трагедии и комедии, достигшим блестящего расцвета в V в.

до н. э.

Успешной и масштабной была внешняя политика афинских тиранов. Их основная цель заключалась в овладении ключевыми пунктами, контролировавшими морской путь к проливам и далее в Причерноморье.

Писистрату удалось овладеть богатыми рудниками в Пангее на фракийском побережье, афиняне утвердились на островах Лемнос и Имброс.

На азиатском берегу, недалеко от входа в Геллеспонт, был захвачен город Сигей, Один из афинских эвпатридов Мильтиад, соперник Писистрата, вынужденный покинуть Афины, овладел полуостровом Херсонесом Фракийским и, несмотря на вражду и политические разногласия, поддерживал афинские интересы в этом районе.

Писистрат установил дружеские отношения с тиранами островов Наксоса и Самоса, с фессалийской знатью, с городами Аргосом и Коринфом. Внешнеполитические успехи превратили Афины при Писистрате и его сыновьях в сильный полис, который играл большую роль в международных отношениях греческого мира.

Сыновья Писистрата Гиппий и Гиппарх, унаследовавшие власть после смерти отца в 527 г. до н. э., продолжали его политику, но не смогли удержать в своих руках власть. В 514 г. до н. э. в результате заговора был убит Гиппарх, а Гиппий усилил жестокость режима, вызывавшего всеобщее недовольство. Ухудшилось и внешнеполитическое положение Афин.

Огромная Персидская монархия захватила все греческие города в Малой Азии и большую часть островов Эгейского моря. Афиняне были вынуждены уйти из Херсонеса Фракийского. Знатный афинский род Алкмеонидов, находившийся в изгнании как противник Писистратидов, воспользовался недовольством афинского населения, неудачами во внешней политике.

Алкмеониды начали собирать силы, чтобы сбросить тиранию в Афинах. Им удалось склонить на свою сторону влиятельного в политических делах Греции дельфийского оракула, а также могущественную Спарту. Спартанский царь Клеомен во главе значительного войска вторгся в пределы Аттики и осадил укрепленный акрополь.

Лишенный какой бы то ни было поддержки, Гиппий сдался на милость победителя и удалился в изгнание в Персию. Тирания в Афинах пала (510 г. до н. э.).

Несмотря на свою кратковременность, тирания Писистрата и его сыновей имела важное значение для общего развития Афин.

Хотя тираны в значительной степени руководствовались своими личными целями, их политика лавирования среди разных социальных прослоек, поддержание государственного порядка и известного социального спокойствия, стимулирование экономического и культурного развития оказали положительное влияние на общий процесс формирования афинского общества. Тираны не отменили солоновского законодательства, и в обществе продолжалось укрепление полисных порядков, которые были заложены Солоном.

Тирания Писистрата и Писистратидов в Афинах (560—510 гг. до н. э.). - Студенческий портал

Схема перепада высот водопровода Самоса. VI в. до н. э.

Следующая глава

Источник: https://history.wikireading.ru/92664

Тирания Писистрата | История древней Греции

Писистрат происходил из древнего знатного афинского рода. Он был богатым человеком, владевшим золотыми рудниками во Фракии. Возвышение Писистрата началось со времени войны за Саламин, где он отличился и показал себя храбрецом.

Испу­ганные ростом влияния Писистрата эвпатриды попытались орга­низовать покушение на его жизнь, но оно не удалось. После этого по требованию диакриев народное собрание выделило Пи­систрату охрану. Эту охрану составляли крестьяне-диакрии, во­оруженные дубинами.

Опираясь на поддержку крестьянства и используя своих дубинщиков, Писистрат в 560 г. до н. э. захва­тил власть в Афинах. Однако его положение на первых порах не было прочным. Политика Писистрата, проводимая в интере­сах аттического крестьянства, вызвала недовольство и эвпатри­дов-педиеев и паралиев.

Аристотель в «Афинской политии» пи­шет: «Но так как власть его (Писистрата) еще не укрепилась, то приверженцы Мегакла и Ликурга, придя между собой к со­глашению, изгнали его…» (Аристотель, Афинская политая, 14, (3)).

Союз паралиев и педиеев, однако, просуществовал недолго. Вскоре после изгнания Писистрата между обеими группиров­ками разгорелась борьба. Теснимый эвпатридами вождь пара­лиев Алкмеонид Мегакл вступил в союз с Писистратом.

Аристотель сообщает: «Сам Мегакл, поставленный в безвыход­ное положение своими противниками, начал переговоры с Писи­стратом и, условившись, что тот возьмет замуж его дочь, устро­ил его возвращение…» (Там же, 14, (4)).

Вскоре между диакриями и паралиями произошел новый разрыв. Результатом его было еще одно и на этот раз более дли­тельное изгнание Писистрата из Афин. По-видимому, вместе с ним из города ушло много его сторонников.

Располагая боль­шими средствами, которые давали принадлежавшие ему Пангейские рудники во Фракии, Писистрат через некоторое время набрал наемное войско и, заручившись союзом с городом Эрет­рией на Эвбее, фессалийцами и фиванцами, высадился на побе­режье Аттики у Марафона.

Опираясь на военные силы и под­держку диакриев, Писистрат обратил в бегство выступившее ему навстречу афинское ополчение и вступил в Афины. На этот раз он пробыл у власти до конца жизни (527 г.).

Таким образом, правление Писистрата длилось, если не счи­тать перерывов, 33 года (560—527). Некоторыми учеными на­шего времени высказывалось предположение, что второе изгна­ние Писистрата является позднейшим вымыслом. Однако нет достаточных оснований не считаться с категорическим утверж­дением нашего главного источника — «Афинской политии» Ари­стотеля.

Социальную основу власти Писистрата составляли диакрии, при поддержке которых он пришел к власти. Их интересы в пер­вую очередь и стремился удовлетворить Писистрат.

Возможно, что Писистрат частично удовлетворил потребность афинских крестьян в земле за счет земель, конфискованных им у его поли­тических противников.

Кроме того, Писистрат ввел государст­венный кредит для нуждавшихся землевладельцев, установил льготы в отношении налогов и принял ряд мер, улучшавших по­ложение аттического крестьянства.

«Бедных он даже снабжал вперед деньгами на сельские ра­боты, чтобы они могли кормиться, занимаясь земледелием» (Там же, 16. (2)), — пишет Аристотель.

Таковы главные мероприятия Писистрата, проведенные им в интересах диакриев. Кроме того, он ввел разъездных судей, раз­биравших судебные процессы на местах и избавлявших сель­ских жителей от напрасной потери времени на поездки в города.

Возраставшая сила государства и авторитет его главы на­шли блестящее выражение в благоустройстве Афин и террито­риальном росте города. Афины стали благоустраиваться, пре­вращаясь в большой и цветущий город.

Средства, получаемые от торговли и налогов, расходовались на постройку общественных зданий. Благодаря оживлению строительной деятельности беднейшее городское население получило работу. В этом отно­шении Писистрат — предшественник Перикла.

При нем в Афи­нах был построен водопровод, воздвигнут храм Афины Паллады на месте будущего Парфенона, заложен храм Зевса Олимпий­ского, построен храм Деметры в Элевсине и др. Государствен­ная централизация при Писистрате проявляется гораздо резче, чем при Солоне.

Об этом свидетельствуют два факта: 1) введе­ние общегосударственного подоходного налога (десятины) и 2) содержание постоянного наемного войска.

Тирания Писистрата и Писистратидов в Афинах (560—510 гг. до н. э.). - Студенческий портал

Рельеф, найденный в Афинах около Олимпейона…

Идее государственной централизации была подчинена и ре­лигиозная политика Писистрата. При нем вошли в обычай и наряду с Панафинейскими приобрели значение всенародных Дионисии. До этого культ Диониса был только крестьянским праздником. Из олимпийских божеств по-прежнему особым по­четом пользовалась Афина как символ объединенного Афин­ского государства.

Читайте также:  Географическая карта - студенческий портал

Главной задачей Писистрата было усиление экономической мощи Афин. Афины поглощали много сельскохозяйственных продуктов — хлеба, масла, вина, овощей, фруктов, дичи и т. д. Городское население возрастало, увеличивалось число ремеслен­ных мастерских, в которых наряду с рабами трудились свобод­ные рабочие и безземельные крестьяне. Много людей было за­нято в порту, торговом и военном флотах.

Однако для растущей афинской торговли и ремесел одного внутреннего рынка было уже недостаточно. Писистрат стре­мился создать новые — внутренние и внешние — рынки для сбы­та продуктов сельского хозяйства Аттики (главным образом оливкового масла).

Афинских купцов и ремесленников привле­кал черноморский рынок, откуда Греция с ранних времен в большом количестве импортировала хлеб и куда экспортиро­вала некоторые продукты сельского хозяйства и ремесленную продукцию. К черноморскому рынку и протянул руку афинский тиран, стремясь овладеть входом и выходом в Черное море, берегами Геллеспонта, с одной стороны, и Боспора — с другой.

Усилия Писистрата не пропали даром. При нем Афины захва­тили опорный, ключевой пункт при входе в Геллеспонт — Сигей (в Троаде), открывший путь к Черноморью. В то же время Си­гей представлял собой плодороднейшую и удобную для поселе­ния местность. На противоположном берегу, в Херсонесе Фра­кийском, утвердился афинянин Мильтиад.

Это был представи­тель аристократического рода крупных афинских землевладель­цев Филаидов, который, вероятно, потерял свои земли в Аттике и переселился на Геллеспонт. Мильтиад пользовался поддерж­кой Писистрата и зависел от него.

Таким образом, в руках Писистрата оказались ключевые по­зиции на проливах. О торговых связях Афин с Северным При­черноморьем во времена Писистрата свидетельствуют довольно многочисленные находки аттической керамики на черномор­ских побережьях.

В этот же период афиняне овладели островами Лемносом и Имбросом, распространили свое влияние на Наксос, где ут­вердился союзник Писистрата Лигдамид. Писистрат сумел так­же установить дружественные отношения с островом Делосом, занимавшим центральное положение в Кикладах, фессалий­цами, Аргосом и Коринфом.

Широкое развитие внешней торговли предполагало существо­вание значительного флота, экипаж которого составляли феты, оплачиваемые государством.

Государственный строй Афин при Писистрате формально не претерпел никаких изменений. Созданные Солоном учреждения сохранялись, но рядом с ними и над ними стоял тиран, Писи­страт, права которого не были ни предусмотрены, ни ограничены действующей конституцией.

Все должностные лица выбирались из его сторонников, поддержка народного собрания, большин­ство которого составляли крестьяне-диакрии, была ему обеспечена. Благодаря этому фактически власть сосредоточивалась в руках Писистрата.

Острие диктатуры Писистрата, опиравшегося прежде всего на аттическое крестьянство, было направлено про­тив старой родовой аристократии, тормозившей дальнейшее по­ступательное развитие производительных сил афинского обще­ства. В этом состоит прогрессивное значение периода афинской истории, связанного с его именем.

В своей политике Писистрат опирался также на торгово-ремесленные слои, в интересах кото­рых он и стремился овладеть подступами к проливам. В позд­нейшей традиции о правлении Писистрата сохранились воспоми­нания, как о «золотом веке» Кроноса. «Афиняне,— говорит Ари­стотель,— жили тогда как бы в царствование Кроноса».

Самого Писистрата Аристотель изображает как популярного политика, умевшего действовать одновременно в интересах всех классов и притом избегавшего крутых мер.

Однако афиняне мирились с тираническим режимом до тех пор, пока этот режим оправдывал себя блестящими внешнепо­литическими успехами и былое политическое могущество родо­вой аристократии не было окончательно сломлено. Между тем внешнеполитическая обстановка и положение внутри Афин к концу правления Писистрата существенно изменились. Поэтому положение сыновей Писистрата, унаследовавших его власть, ока­залось менее прочным.

После смерти Писистрата в 527 г. власть перешла к двум его сыновьям, Гиппию и Гиппарху. Фактически государственными делами занимался Гиппий, Гиппарх же посвятил себя литера­туре и искусству.

У нас нет сведений о том, что правление сыно­вей Писистрата — Писистратидов сильно отличалось от правле­ния их отца. Однако постепенно внутриполитическое и между­народное положение Афин стало ухудшаться. В 514 г.

в среде афинских аристократов возник заговор, целью которого было низвержение тирании. Двое заговорщиков — Гармодий и Аристогитон — предприняли попытку убить Гиппия и Гиппарха во время Панафинейского празднества. Покушение это удалось лишь отчасти: убит был один Гиппарх.

Гармодий на месте поку­шения погиб от рук копьеносцев, Аристогитона схватили, под­вергли пыткам и казнили. Память о Гармодии и Аристогитоне как борцах против тирании потом долго чтилась афинскими демократами.

Оставшийся в живых Гиппий обрушил жестокие репрессии на головы своих противников, стал на путь проведения терро­ристической политики, вызывавшей острое недовольство даже среди прежних сторонников Писистрата. В этот период очень многие афиняне покинули родину.

Положение Гиппия осложняется также внешнеполитически­ми затруднениями. В 519 г. Афины присоединили к своим владениям пограничный беотийский город Платеи. Это привело к разрыву с фиванцами. В это же время происходит ослабление Аргоса, старого союзника Писистрата, и усиливается враждеб­ная тирании аристократическая Спарта.

В довершение всего Афины теряют контроль над проливами, который переходит в руки персидской державы Ахеменидов. В связи с этим против Гиппия начинают активно выступать не только афинская аристо­кратия, но и паралии, возглавляемые Алкмеонидами. Возникает союз земледельческой и торговой знати.

Алкмеониды призвали на помощь спартанцев, которые послали свои войска, чтобы сверг­нуть тиранию. Однако первая попытка спартанской интервенции окончилась неудачей. Только в 510 г. афинские эмигранты при активной поддержке Спарты сумели нанести поражение Гиппию и запереть его в Афинском акрополе.

В конце концов Гиппий вынужден был капитулировать и удалиться из Афин в Сигей, находившийся в это время под властью Персии.

Источник: https://collectedpapers.com.ua/ru/history-of-ancient-greece/tiraniya-pisistrata

Власть тирана Писистрата в Афинах

Революция Солона заложила основы полисной демократии, но в столь короткий срок не могла выкорчевать все остатки родового строя, окончательно сломить господствующее положение знати.

Накопленные богатства, корпоративные связи, значительный слой зависимых людей, формально освобожденных, но фактически привязанных к знатным родам, обеспечивали старой аристократии ведущую роль в социальной жизни, большое политическое влияние.

Но реформы Солона укрепили положение демоса, который мог теперь опираться на поддержку законодательства, на благоприятную экономическую политику, на новые органы власти. Борьба между знатью и демосом продолжалась после Солона, но она обрела новое качество.

После Солона в Афинах организуются три политические группировки, возглавляемые представителями знатных родов: педиеи во главе с Ликургом, паралии во главе с Мегаклом и диакрии во главе с Писистратом. Эти группировки не были политическими партиями в современном их понимании.

Просто знатные роды объединились для захвата власти и ее использования в своих корыстных интересах, и в этой борьбе они учитывали сложившуюся напряженность между знатью и демосом в целом и под их давлением вынуждены были проводить мероприятия и законы в пользу демоса. Так, в 60–х годах VI в. до н. э. на острове Саламин была выведена клерухия (поселение) афинских бедняков, которые получили там земельные участки, но должны были охранять Саламин от нападения со стороны угрожающих острову соседних Мегар.

Острая борьба политических группировок между собой закончилась победой диакриев во главе с Писистратом, который в 560 г. до н. э. овладел Афинами и провозгласил себя верховным правителем полиса. Захватив власть, Писистрат стал принимать меры к ее укреплению.

Его основной задачей было не проведение реформ, направленных на оздоровление социально-экономического положения разных слоев населения, как это сделал Солон, а обеспечение прочности своей власти и тех социальных групп и знатных родов, которые его поддерживали.

Писистрат хотел представить свой режим как удовлетворяющий самым различным слоям населения: земледельцам, торгово-ремесленным кругам, части знати.

Заботясь о земледельцах, Писистрат раздавал беднякам льготные ссуды для обеспечения земледельческих работ, учредил разъездные суды, которые решали все споры на месте и не отвлекали земледельцев от работы.

Вместе с тем именно Писистрат ввел довольно обременительный налог в размере 10 % урожая в пользу своей казны.

Писистрат поощрял занятия ремеслами, производство на экспорт за пределы Аттики. При нем в Афинах началось обширное строительство: был построен храм Афины на акрополе, начато сооружение святилищ Аполлона и Зевса. Для снабжения города питьевой водой был устроен водопровод.

Писистрат проводил активную политику в Эгейском бассейне, поощрял морскую торговлю, что способствовало оживлению кораблестроения. К эпохе Писистрата относится смена чернофигурного стиля знаменитых ваз более нарядным краснофигурным. Это дало новый импульс керамическому производству.

В квартале гончаров — Керамике — открываются новые мастерские.

Не была обижена и знать. Правда, Писистрат конфисковал земельные владения своих противников и раздал часть конфискованных земель бедным крестьянам, но большая часть знатных родов сохранила свои богатства, хотя и должна была поступиться своим влиянием в пользу тирана.

Тирания Писистрата и Писистратидов в Афинах (560—510 гг. до н. э.). - Студенческий портал

Стремясь придать блеск городу и своему правлению, Писистрат привлекал ко двору выдающихся деятелей греческой литературы и искусства (например, поэтов Анакреонта и Симонида), не жалел средств для организации общественных празднеств. С особой пышностью справлялись празднества в честь покровительницы полиса богини Афины — Панафинеи, в которых принимал участие сам тиран и его семья.

Ранее скромный сельский праздник в честь бога вина и веселья Диониса — Дионисии — превращается в общеаттический, государственный и справляется очень торжественно. В празднествах Дионисий принимали участие специально обученные хоры. Песни хора перемежались репликами актера. Эта нехитрые представления дали начало прославленным аттической трагедии и комедии, достигшим блестящего расцвета в V в.

до н. э.

Успешной и масштабной была внешняя политика афинских тиранов. Их основная цель заключалась в овладении ключевыми пунктами, контролировавшими морской путь к проливам и далее в Причерноморье.

Писистрату удалось овладеть богатыми рудниками в Пангее на фракийском побережье, афиняне утвердились на островах Лемнос и Имброс.

На азиатском берегу, недалеко от входа в Геллеспонт, был захвачен город Сигей, Один из афинских эвпатридов Мильтиад, соперник Писистрата, вынужденный покинуть Афины, овладел полуостровом Херсонесом Фракийским и, несмотря на вражду и политические разногласия, поддерживал афинские интересы в этом районе.

Писистрат установил дружеские отношения с тиранами островов Наксоса и Самоса, с фессалийской знатью, с городами Аргосом и Коринфом. Внешнеполитические успехи превратили Афины при Писистрате и его сыновьях в сильный полис, который играл большую роль в международных отношениях греческого мира.

Сыновья Писистрата Гиппий и Гиппарх, унаследовавшие власть после смерти отца в 527 г. до н. э., продолжали его политику, но не смогли удержать в своих руках власть. В 514 г. до н. э. в результате заговора был убит Гиппарх, а Гиппий усилил жестокость режима, вызывавшего всеобщее недовольство. Ухудшилось и внешнеполитическое положение Афин.

Огромная Персидская монархия захватила все греческие города в Малой Азии и большую часть островов Эгейского моря. Афиняне были вынуждены уйти из Херсонеса Фракийского. Знатный афинский род Алкмеонидов, находившийся в изгнании как противник Писистратидов, воспользовался недовольством афинского населения, неудачами во внешней политике.

Читайте также:  Психологическая характеристика личности - студенческий портал

Алкмеониды начали собирать силы, чтобы сбросить тиранию в Афинах. Им удалось склонить на свою сторону влиятельного в политических делах Греции дельфийского оракула, а также могущественную Спарту. Спартанский царь Клеомен во главе значительного войска вторгся в пределы Аттики и осадил укрепленный акрополь.

Лишенный какой бы то ни было поддержки, Гиппий сдался на милость победителя и удалился в изгнание в Персию. Тирания в Афинах пала (510 г. до н. э.).

Несмотря на свою кратковременность, тирания Писистрата и его сыновей имела важное значение для общего развития Афин.

Хотя тираны в значительной степени руководствовались своими личными целями, их политика лавирования среди разных социальных прослоек, поддержание государственного порядка и известного социального спокойствия, стимулирование экономического и культурного развития оказали положительное влияние на общий процесс формирования афинского общества. Тираны не отменили солоновского законодательства, и в обществе продолжалось укрепление полисных порядков, которые были заложены Солоном.



Источник: http://biofile.ru/his/12547.html

11. Тирания Писистрата и Писистратидов: истоки, характеристика, причины падения. — ИДМ 2 семестр

Реформы
Солона не решили социальных противоречий
между демосом и знатью, поэтому вспыхнула
гражданская война между тремя
группировками, недовольными
преобразованиями. Одна – паралиев
(прибрежная область), которые добивались
среднего образа правления.

Другая –
педиаков (плодородная равнина), которые
стремились к олигархии. И третья –
диакрийцев (малоплодородная гористая
почва), беднейшее население, которое
стремились к демократии. Именно диакриев
в 60-х годах VI в. до н. э.

возглавил Писистрат наиболее талантливый
и амбициозный политический лидер того
времени.

После
столкновений между группировками верх
взял Писистрат, установивший в Аттике
тиранию. Тирания Писистрата продолжалась
с небольшими перерывами с 560 по 527 гг. до
н.э. Основной задачей нового правителя
были не оздоровительные реформы, а
мероприятия по укреплению собственной
власти, которые были направлены на
удовлетворение потребностей всех слоев
населения.

Внутренняя
политика

Сельское
хозяйство:
введение для сельского
населения выездных судов (что подрывало
власть эвпатридов на местах) и дешевого
5% кредита (лишение эватридов главного
источника наживы в виде ссуживания
денег под высокие проценты). Эти меры
способствовали развитию оливководства.
Однако, тем не менее, именно Писистрат
вводит налог в размере 1/10 от доходов,
что для многих было весьма обременительно

Ремесло:
строительная политика Писистрата
(строительство храмов, водопровода)
увеличила занятость беднейшего населения
и стимулировала развитие ремесла.
Активная внешняя политика способствовала
развитию кораблестроения и торговли.
Расцвет керамического ремесла.

Религия
и культура:
строительство храмов
(Деметры, Афины, Зевса), празднование
Панафиней и Великих Дионисий.

Эти
преобразования в первую очередь
культивировали сельских божеств, чтобы
сельское население продолжало поддерживать
Писистрата, и также было направлено на
централизацию государства.

Афины были
сделаны культурным центром, где появилась
первая библиотека, записаны были поэмы
Гомера, жили выдающиеся поэты того
времени.

Внешняя
политика

  • Захват острова Саламин, овладение побережьем Фракии, укрепление на островах по пути к Понту Эвксинскому, куда шло оливковое масло, и откуда поступал хлеб. Это сделало Афины крупным торговым центром
  • Установление дружеских связей с другими полисами (Самос, Наксос)
  • Начинается политика выведения афинских поселений на ряд островов (клерухия). Беднейшее население переселялось на завоеванные территории, получало землю, работало, а заодно и выполняло функцию военного поселения, укрепления. Первая клерухия появилась на Саламине.

Не
смотря на ненависть родовой знати,
которой два раза удавалось изгонять
Писистрата из Афин, власть его оказалась
прочной, так как его активно поддерживал
народ, благодаря успешной внешней и
внутренней политике, а также близости
к народу.

После
смерти Писистрата в 527 г.до.н.э. власть
в Афинах перешла его сыновьям Гиппию и
Гиппарху. Их внешняя политика была менее
удачна, а образ жизни не сделал их
популярными в народе. В 514 г.до.н.э в
результате заговора был убит Гиппарх,
и Гиппий ужесточил режим, что вызвало
массовое недовольство.

Пользуясь
ослаблением власти Гиппия, давние враги
Писистратов род Алкмеонидов активизировал
свою политическую деятельность.
Представитель этого рода Клисфен собрал
вокруг себя всех недовольных политикой
Писистратидов.

Стычки между сторонниками
и противниками Гиппия продолжались
несколько лет, пока на помощь Клисфену
не пришло спартанское войско, и Гиппий
не был со своими сторонниками изгнан
из Афин. Было это в 510 г. до н.э. Тирания
в Афинах была свергнута.

Политика
тиранов поддерживала государственный
порядок и социальное спокойствие,
стимулировала экономику. Тираны не
отменили законов Солона, благодаря чему
продолжалось формирование афинское
общество и полисные порядки.

При
деспотизме, беззаконном по самой своей
сути, сформировалась потребность в
автономном государственном устройстве,
определяемом самими гражданами, которая
охватила широкие слои афинского народа.

Тирания именно из-за ее беззаконности
чем дольше длилась и чем резче проявлялась,
тем больше — даже в кругах, которые при
ней экономически процветали — будила
потребность в свободном государстве с
четкими законами.

Против своей воли
тирания помогла рождению полиса V
века, для которого она уже подготовила
почву, способствовав нивелированию
сословий. Именно в этом, наверное, и
кроется причина свержения тирании в
Аттике. Она стала неизбежным этапом для
формирования демократии, т.к. тирания
уничтожила родовые принципы во власти,
и тем самым открыла дорогу для развития
демократии, поэтому и погибла.

Источник: https://www.sites.google.com/site/idm2semestr/home/11-tirania-pisistrata-i-pisistratidov-istoki-harakteristika-priciny-padenia

Тирания Писистрата в Афинах

Солон заложил основы демократии, но сохр. остатки родового строя, знать еще сильна. Но реформы Солона укрепили положение демоса (поддержка законодательства, опора на новые органы власти). Борьба между знатью и демосом продолжалась после Солона. В Афинах-3 полит. группировки: педиеи во главе с Ликургом, паралии — Мегакл и диакрии — Писистрат.

Знатные роды объединились для захвата власти, учитывали напряженность между знатью и демосом, вынуждены проводить законы в пользу демоса. Победа диакриев во главе с Писистратом, кот. в 560 г. до н. э. овладел Афинами и провозгласил себя правителем. Захватив власть, Пис. стал принимать меры к ее укреплению.Раздал беднякам льготные ссуды, учредил разъездные суды.

Но ввел обременительный налог в размере 10% урожая в пользу своей казны. Пис. поощрял ремесла, производство на экспорт. В Афинах — обширное строительство: храм Афины, начато сооруж. святилищ Аполлона и Зевса. Построен водопровод. Поддержка морск. торговли, оживление кораблестроения. Смена чернофигурного стиля знаменитых ваз более нарядным краснофигурным. Импульс керамическому произв-ву. Пис.

конфисковал земельные владения своих противников и раздал часть крестьянам, но большая часть знатных родов сохранила свои богатства. Пис. привлек ко двору деятелей лит-ры и иск-ва, организовывал празднества. Особо пышно – Панафинеи. Праздник «Дионисии» превращ. в общеатгический, пышный. В празднествах Дионисии — начало театра. Внешняя политика аф. тиранов: овладение ключ. пунктами, контролир.

морской путь к проливам и далее в Причерноморье. Пис. овладел рудниками в Пангее на фракийском побережье, о. Лемнос и Имброс. На азиат. берегу, недалеко от входа в Геллеспонт, захвачен г. Сигей. Мильтиад, соперник Писистрата, вынужденный покинуть Афины, овладел п-овом Херсонесом Фракийским и, несмотря на вражду и полит. разногласия, поддерживал афинские интересы. Пис. установил друж.

отношения с тиранами о-в Наксоса и Самоса, с фессалийской знатью, с г. Аргосом и Коринфом.

Сыновья Пис. Гиппий и Гиппарх, унаследовавшие власть в 527 г. до н. э., продолжали его политику, но не смогли удержать в своих руках власть. В 514 г. до н. э. убит Гиппарх, а Гиппий усилил жестокость режима.

Всеобщее недовольство. Ухудшилось внешнеполитическое положение Афин. Род Алкмеонидов,при поддержке дельф. оракула и Спарты свергли Гиппия (510 г. до н. э.). Важное знач-е тирании. Зак.

Солона не отменены, продолжалось укрепление полисных порядков.

№ 16 Реформы Клисфена в Афинах 509-500гг

Сверж.тирании Гиппия вызвало вспышку внутр.борьбы – к руков. Афинами пришел род Алкмеонидов. Его представ. Клисфен выступил с реформами(509-500гг), кот. должны были выкорчевать последние остатки родовых отношений и завершить оформление полисного строя в его демократическом варианте.

• Введение нового административного деления Аттики(поделена на 10 областей(фил), состоящие из 3 районов(триттий), каждый район включал несколько демов)=>прежние родовые колл. разбросаны, т.е. фактически потеряли всякое полит. значение.

• Включил в состав полноправных граждан значительное число метеков и вольноотпущенников; 506г.Афины разгромили халкидян с о-ва Эвбеи, на конфиск. земле поселены 4тыс. бедных афинян(поселенцев-клерухов), получивших земел.участки, кот. обеспечили им приличный доход афинского зевгита => укрепление слоя средних земледельцев(зевгитов)

• Учрежден новый Совет 500(50 представителей от каждой филы)

• Введены новые должности(10 аподектов – сборщиков разл.взносов, 10 стратегов – воен. командиров)

• Функции Ареопага были огранчены => превращался в судеб. инстанцию

Источник: https://studopedia.ru/20_74136_tiraniya-pisistrata-v-afinah.html

Тирания писистрата и писистратидов

Все значение реформ Солона стало ясным только со временем. Непосредственно же после их проведения гражданские волнения не только не прекратились, но, пожалуй, даже усилились. Случались годы, когда из-за острых внутриполитических конфликтов не удавалось избрать архонтов.

А архонт-эпоним Дамасий по истечении годичного срока не пожелал оставить должность и удерживал власть более двух лет, пока не был свергнут силой.

Иными словами, в афинском полисе появились все симптомы грядущей тирании – явления, в высшей степени характерного для Греции эпохи архаики.

В течение первой половины VI в. до н. э. политическая борьба имела форму противостояния сильных группировок, базировавшихся в различных регионах Аттики и возглавлявшихся местными аристократами. Источники (Геродот, Аристотель, Плутарх) сообщают о трех такого рода группировках.

Одна из них (ее членов называли педиэями) действовала в окрестностях Афин. В этой наиболее богатой естественными ресурсами (в частности, плодородными почвами) области Аттики положение аристократии традиционно было особенно прочным, а сама знать – особенно консервативно настроенной.

Представители другой группировки (их называли паралиями) опирались на население прибрежной части Аттики; во главе этой группировки стоял аристократический род Алкмеонидов. Жители побережья отличались меньшим консерватизмом, большей мобильностью; источниками их богатства были не только земельные владения, но также и торговые операции.

Наконец, третья группировка (входившие в нее граждане называли себя диакриями) базировалась в отдаленной северо-восточной части Аттики, которая была самым бедным регионом афинского полиса. Диакрии были настроены наиболее радикально по отношению к существующим порядкам, во многом еще определявшимися господством знати.

Именно диакриев в 60-х годах VI в. до н. э. возглавил Писистрат (правил в 560—527 II. до н. э.) – наиболее талантливый и амбициозный политический лидер того времени. Представитель древнего аристократического рода и дальний родственник Солона, он завоевал большую популярность у демоса, особенно после того, как проявил незаурядные полководческие способности в войне с Мегарами.

Читайте также:  Бухгалтерский учет и отчетность при реорганизации и ликвидации юридических лиц

Используя популистские лозунги, Писистрат преуспел в борьбе с соперниками и в конце концов получил от народного собрания разрешение обзавестись отрядом телохранителей, вооруженных дубинами. С этим отрядом он захватил в 560 г. до н. э. афинский Акрополь и объявил себя правителем государства. Правда, вскоре после этого аристократы, объединив свои силы, свергли Писистрата.

Однако через несколько лет, вступив в соглашение с Алкмеонидами, он сумел вернуться к власти, но и на этот раз ненадолго: был свергнут и изгнан из Аттики. Лишь в 546 г. до н. э. Писистрат во главе сильного войска вторгся на территорию афинского полиса и окончательно утвердился в качестве тирана.

Он правил до своей смерти, а умирая, передал власть сыновьям Гиппию и Гиппарху, основав, таким образом, династию Писистратидов.

В отличие от многих представителей Старшей тирании, которые запятнали себя кровавыми злодеяниями, Писистрат, судя по источникам, пользовался репутацией мудрого, умеренного и даже «кроткого» правителя. Он всячески стремился продемонстрировать легитимный характер своей власти, свое уважение к законам.

В частности, он не предпринял ни малейшей попытки отменить законодательство Солона и, более того, постоянно подчеркивал, что следует законам точно так же, как и все остальные граждане.

При нем в Афинах продолжали функционировать органы полисного управления: избирались архонты (правда, тиран всегда старался обеспечить занятие этой должности своими ставленниками), заседал Совет ареопага (при этом Писистрат, конечно, держал его деятельность под своим контролем), собиралось народное собрание (однако правитель приказал разоружить демос, заявив, что отныне он сам при помощи отрядов наемников из других городов будет заботиться о безопасности граждан). Но над всеми органами полисного управления теперь была власть одного человека.

Правлению Писистрата были чужды террор и репрессии, характерные для господства других тиранов. Правда, род Алкмеонйдов был вынужден покинуть Аттику, но не потому, что эти аристократы боялись за свою судьбу, а потому, что они не желали сотрудничать с новоявленным владыкой.

Как и все представители архаической тирании, Писистрат проводил антиаристократическую политику, направленную на ослабление старой знати: конкуренты в борьбе за власть были ему совершенно не нужны. Он, в частности, стремясь освободить крестьян от произвола местных аристократических вождей, учредил разъездные судебные коллегии.

Судьи отправлялись в сельскую местность и там разбирали тяжбы между земледельцами (ранее это было прерогативой аристократов). Писистрат во многом покровительствовал крестьянам: выдавал беднякам кредиты на льготных условиях и т. п.

Не случайно даже много лет спустя после ликвидации тирании афинские крестьяне вспоминали о времени правления Писистрата как о «золотом веке». И это несмотря на то, что он взимал с земледельцев в свою пользу довольно тяжелый (по античным меркам) налог – десятую часть доходов.

Писистрат стремился превратить Афины в крупнейший экономический, политический и культурный центр Эллады. Для этого он проводил активную внешнюю политику. В его личном владении находились территории на северном побережье Эгейского моря с серебряными рудниками, приносившими тирану значительный доход.

Писистрат старался установить контроль над черноморскими проливами, через которые в Аттику доставляли хлеб, и для этого основал на подступах к ним опорные базы. Остров Делос, где находилось святилище Аполлона – главный религиозный центр ионийцев, был также взят афинским тираном под свое покровительство.

Афинский правитель проявил себя умелым дипломатом: ему удавалось одновременно поддерживать дружественные связи со Спартой и Аргосом, а также с Фессалией и рядом островных полисов.

Его правление ознаменовалось, пожалуй, только одной крупной внешнеполитической неудачей: резко ухудшились отношения Афин с Дельфами, а находившийся там оракул Аполлона пользовался огромным авторитетом во всем греческом мире.

Религиозная и культурная политика Писистрата также способствовала возвеличению афинского полиса. Тиран не жалел средств для организации пышных общественных празднеств. С необычайным блеском и торжественностью стали отмечаться при нем раз в четыре года.

Великие Панафиней праздник в честь богини Афины, превратившийся в главное культовое и общественное мероприятие афинского календаря. Поощрялся Писистратом культ Диониса бога умирающей и воскресающей природы, веселья и вина.

Проводившийся весной в Афинах праздник в честь Диониса – Великие Дионисии – получил известность во всем эллинском мире. Именно из ритуалов этого праздника и родился древнегреческий театр.

При нем в Афинах (на Акрополе и в других местах) появились первые каменные храмы, святилище Аполлона, началось сооружение грандиозного храма Зевса Олимпийского.

По распоряжению Писистрата была сделана запись гомеровских поэм, что позволило из различных версий, бытовавших в устной передаче, создать единый канонический текст. Писистратиды поощряли развитие культуры: в Афинах творили знаменитые поэты Анакреонт и Симонид, процветало изобразительное искусство, в частности вазопись.

Старший сын Писистрата Гиппий, ставший его наследником, на первых порах продолжал достаточно мягкую и корректную политику отца. Он даже попытался примириться со знатными родами, ранее покинувшими Афины.

Ситуация изменилась в 514 г. до н. э., когда два афинских аристократа – Гармодий и Аристогитон, побуждаемые личной обидой, составили заговор с целью свержения Гиппия. В результате их выступления был, однако, убит лишь младший брат тирана – Гиппарх. Заговорщики были схвачены и казнены.

Впоследствии, после ликвидации тиранического режима, Гармодий и Аристогитон были провозглашены героями-покровителями афинской демократии, а их имена еще долго были окружены ореолом славы и почета. После раскрытия заговора аристократов Гиппий стал более подозрителен; его режим приобрел черты жестокости и начал постепенно утрачивать популярность. Алкмеониды вновь были изгнаны из Афин.

Обосновавшись в Дельфах и приобретя там значительное влияние, они начали плести против тирана интриги. В конце концов Спарта под давлением дельфийских жрецов разорвала дружественные отношения с Гиппием и объявила Афинам войну. В 510 г. до н. э. в город вступило спартанское войско под командованием царя Клеомена І.

Гиппий со своими родственниками был осажден на Акрополе, вскоре он вынужден был сдаться и покинуть территорию полиса. Так была свергнута афинская тирания, просуществовавшая с перерывами около полувека.

Источник: https://students-library.com/library/read/38323-tirania-pisistrata-i-pisistratidov

Читать онлайн "История Древней Греции" автора Андреев Юрий Викторович — RuLit — Страница 79

Из других социальных реформ Солона следует отметить введение свободы завещания при отсутствии прямых наследников (ранее в этом случае имущество, особенно земля, оставалось в роду) и введение земельного максимума, т. е. запрещение иметь земельные владения сверх установленной законом нормы.

Важные преобразования были проведены в военно-политической области.

Если в досолоновские времена военная организация была тесно связана с родовым коллективом и решающую роль в ней играла знать, то при Солоне она была поставлена в тесную связь с общим социальным делением афинского общества на четыре разряда. Теперь основой военной организации стала тяжеловооруженная пехота гоплитов, которая комплектовалась из разряда зевгитов.

Все эти мероприятия Солона привели к активизации деятельности Народного собрания. Сходки соплеменников для решения разных дел были хорошо известны в Греции еще с гомеровского времени. Однако их роль в Афинах в VIII–VII вв. до н. э. была небольшой, собирались они по желанию знати и были одним из инструментов ее политического господства.

При Солоне положение изменилось. На Народном собрании стали обсуждать важные государственные дела, принимать законы, которые были направлены против знати. В частности, целая серия реформ Солона была утверждена на Народных собраниях.

Новое социальное деление на четыре разряда, право зевгитов и фетов участвовать в Народных собраниях, общее повышение роли средних прослоек гражданства способствовали превращению Народного собрания в полномочный и важный государственный орган.

Для лучшей организации работы Народных собраний Солон учреждает новый Совет из 400 человек (избирались 100 человек от каждой филы), который руководил подготовкой дел для обсуждения на Народном собрании, разбирал некоторые текущие дела управления. Повышение роли Народного собрания и учреждение Совета 400 привели к ограничению функций аристократического совета Ареопага.

Новым государственным органом стала гелиея, многочисленная коллегия судей, избранных из всех граждан, включая и фетов. Гелиея должна была проверять отчеты должностных лиц, вести разбирательства различных конфликтов между гражданами. Гелиея стала самым демократическим органом среди всех других государственных органов.

Для руководства усложнившейся финансовой деятельностью полиса были образованы новые должности казначеев, полетов (сдавали в аренду государственное имущество), коллакретов (следили за финансовым обеспечением жертвоприношений). Полицейские функции исполняла коллегия, состоявшая из 11 человек.

Сущность политических нововведений Солона заключалась в организации такого государственного управления, в котором могли бы принимать участие широкие слои афинского народа, демоса. Государственный строй, при котором в управлении могли принять участие самые широкие слои демоса, получил название демократии. Солон заложил основы афинской демократии, которая достигнет полного расцвета только в V–IV вв. до н. э.

3. Тирания Писистрата и Писистратидов в Афинах (560–510 гг. до н. э.)

Революция Солона заложила основы полисной демократии, но в столь короткий срок не могла выкорчевать все остатки родового строя, окончательно сломить господствующее положение знати.

Накопленные богатства, корпоративные связи, значительный слой зависимых людей, формально освобожденных, но фактически привязанных к знатным родам, обеспечивали старой аристократии ведущую роль в социальной жизни, большое политическое влияние.

Но реформы Солона укрепили положение демоса, который мог теперь опираться на поддержку законодательства, на благоприятную экономическую политику, на новые органы власти. Борьба между знатью и демосом продолжалась после Солона, но она обрела новое качество.

После Солона в Афинах организуются три политические группировки, возглавляемые представителями знатных родов: педиеи во главе с Ликургом, паралии во главе с Мегаклом и диакрии во главе с Писистратом. Эти группировки не были политическими партиями в современном их понимании.

Просто знатные роды объединились для захвата власти и ее использования в своих корыстных интересах, и в этой борьбе они учитывали сложившуюся напряженность между знатью и демосом в целом и под их давлением вынуждены были проводить мероприятия и законы в пользу демоса. Так, в 60–х годах VI в. до н. э. на острове Саламин была выведена клерухия (поселение) афинских бедняков, которые получили там земельные участки, но должны были охранять Саламин от нападения со стороны угрожающих острову соседних Мегар.

Источник: https://www.rulit.me/books/istoriya-drevnej-grecii-read-227170-79.html

Ссылка на основную публикацию