Трансцендентальная философия и. канта — студенческий портал

Это прошедшее мероприятие

Вы не можете на него записаться

Трансцендентальная философия И. Канта - Студенческий портал Трансцендентальная философия И. Канта - Студенческий портал

Почему, по Канту, человек способен на эстетическое суждение?   Почему эстетическое суждение никогда не может быть обосновано логически? Эстетическое суждение как производное  свободной игры рассудка и силы воображения. Особенности кантовского понятия «эстетическое чувство»:  оно всегда бескорыстно и сводится к чистому любованию предметом.

  Кантовские признаки прекрасного и  возвышенного:  прекрасное как предмет незаинтересованного и всеобщего любования. Красота как форма целесообразности предмета, как сама целесообразность без цели. Подлинно прекрасно то, что необходимо нравится всем без всякого интереса, своей чистой формой. Абстрактное искусство как воплощение  «свободной красоты».

Различие «свободной» и «привходящей» красоты у Канта.  Возвышенное как то, «что безусловно велико», или то, «в сравнении с чем все другое мало». Два вида возвышенного: математически возвышенное и динамически возвышенное. Соотношение «прекрасного в искусстве» и «прекрасного в природе» в эстетике Канта.

Кантовская трактовка творческого субъекта, или почему для него гении встречаются лишь в искусстве.

Прошедшие лекции

Иммануил Кант: рождение системы трансцендентального идеализма.Часть II

Иммануил Кант — один из самых известных немецких философов и литераторов, родоначальник немецкой классической философии, работавший на грани эпох Просвещения и Романтизма.

В своих работах он часто отождествляет свою философию с трансцендентальным идеализмом, установкой, приравнивающей и ограничивающей наблюдаемые вещи феноменами сознания.

Основной предпосылкой этой установки является различие между явлениями как единицами опыта и вещами в себе.

Лекция будет посвящена появлению его философской системы, так называемым трём «Критикам» или же вопросам, которые Кант ставил перед собой:

  • Что я могу знать?
  • Что я должен делать?
  • На что я могу надеяться?
  • Ответы на каждый из этих вопросов Иммануил Кант даёт в своих работах и исследованиях: «…разум видит только то, что сам создает по собственному плану», «делай, что должно…», «мы смеем надеяться на счастье, если мы достойны его и существует высшая инстанция — Бог — которая может нам его гарантировать, если мы все делаем правильно…».
  • На лекции слушатели смогут узнать о так называемом Кантовском «кодексе Бусидо» и его трансцендентальной и прагматичной антропологии, в конечном счете найдя ответ на вопрос: так что же такое человек?
  • Иммануил Кант: рождение системы трансцендентального идеализма.Часть I

Жизнь Иммануила Канта: биография человека без биографии или почему все-таки Кант –«не лох». Общая характеристика «докритического» периода творчества Канта.

«Всеобщая естественная история и теория неба»: космогоническая гипотеза. Пробуждение от «догматическог сна» и переход к критицизму: влияние Локка и Юма.

Система Кантовской критической философии как попытка ответа на вопрос «Что такое человек?»

Лектор — Дмитрий Багдасаров. Преподаватель,  более 12 лет читает авторские курсы «Философские вопросы виртуальной реальности и искусственного интеллекта», «Философские проблемы современности», «Философские проблемы естественных наук», «Философия религии», «Религиоведение», «Философия политики» и т.д.

Источник: https://punktum.ru/archives/16236

Философия доступным языком: философия Канта

Трансцендентальная философия И. Канта - Студенческий порталФИЛОСОФИЯ КАНТА: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИФилософия Канта: Иммануил Кант (годы жизни 1724- 1804) основоположник классической немецкой философии. Именно Кант совершил так называемый «коперникианский переворот» Всё творчество философа можно разделить на два периода; докритический и критический период.

Докритический период — это как бы подготовительный этап предшествующий критическому периоду. В этот период Кант занимается естественными науками; физика, астрономия, математика. Со временем Кант сделает вывод и скажет что современная наука грешит узостью и однобокостью мышления.

Критический период — Именно в этот период Кант раскрывается как философ. Кант задаётся такими философскими вопросами; Что я могу знать? Что может познать мой разум и каковы его источники? Что есть человек? Кант напишет три работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума» и «Критика способности суждения».

  • «Критика чистого разума» именно эта работа лучше всего отражает философию Канта.
  • Философия канта: «Теория суждения»
  • Апостериорные суждения – это суждения опытные, суждения которые возможны только в рамках конкретного наблюдаемого опыта.
  • Априорные суждения – до опытные суждения — то есть суждения, которые являются залогом любой познавательной способности человека.

Возможности границы и пределы в нашем познании — это ключевая задача работы «Критика чистого разума» Кант хочет показать на что больше может претендовать человек в познании. Чистый разум по Канту- это свободный разум, свободный от любого эмпирического опыта, автономный разум, не зависимый от материальных условий в которых живёт человек. Всё наше познание начинается с опыта. Если лишить человека любой связи с внешним миром то познание станет не возможным. Вне чувств и эмоций, существование человека не возможно. Кант спрашивает « Как возможно чистое внеопытное знание?»По Канту люди обладают двумя видами суждений; Пояснение:Всё содержание наших суждений полностью поступает только из нашего опыта и это не врождённые суждения как у Декарта. Каждый человек начинает познавать этот мир с помощью уже сложившихся форм познания, с уже сформировавшимися видами наших суждений выработанных с помощью опыта предшествующих поколений.Человеческий опыт беспредельный, он постоянно расширяется поэтому каждый из нас приступая к познанию этого мира, имеет огромную базу данных.В свою очередь априорные знания, Кант тоже разделяет на:

Априорные аналитические суждения – это поясняющие суждения. У данных суждений свойства (качества) уже содержатся в субъекте.

Априорные синтетические суждения — качество данного суждения не содержатся прямо в субъекте, но связаны с ним косвенно.

Это суждения, которые способны расширить наши знания не прибегая к опыту. К примеру Кант считал все математические суждения априорно синтетическими потому что их не возможно наблюдать в окружающем нас мире, ( не возможно наблюдать цифру 5), но их можно представить.

Философия Канта: «Теория познания» гносеология:

Кант говорит что наш опыт не даёт нам точного знания об окружающем нас мире. Невозможно познать предмет таким как он есть на самом деле. Кант вводит термины такие как:

Ноумен (вещь в себе) – предмет который навсегда останется недоступен нашему познанию таким как он есть.Феномен (явление) – способ каким этот предмет является нам каким мы можем его себе представить.

Человек есть одновременно и феномен и ноумен, сам для себя я являюсь феноменом, то есть могу познать сам себя, но для другого человека, я ноумен вещь в себе.

Для того, что бы мы начали познавать предмет изначально он должен быть нам дан (явиться нам) чтобы познавать нам необходимо совершать хоть какую — то деятельность, движение.

Познавая предмет он явится но каждому по-разному потому что мы видим этот мир совершенно по-разному, воспринимаем предметы тоже по-разному.

Философия Канта. Пространство и время:

Кант спрашивает; Есть ли что-то в нашем познании, что бы было совершенно единообразным для всех людей, вне зависимости от настроения, уровня знания, особенностей восприятия? Существуют ли неизменные константы в нашем познании?На данный вопрос Кант ответит так; Если мы последовательно отбросим от эмпирического предмета, все те качества и свойства, которые человек наблюдает и видит, то есть; цвет, запах, вкус, то останется, пространство которое этот предмет занимает. Пространство является одной из чистых форм в нашем чувственном познании. Мы можем по разному видеть окружающий нас мир, по разному к нему относиться. Но мы всегда действуем в пространстве. Ещё одна чистая форма нашего чувственного познания по Канту – это время (здесь Кант, имеет введу, пространственно-временной континуум). Пространство и время – есть необходимые формы, чистые трансцендентальные условия, для формирования опыта.

Философия Канта: Трансцендентальная эстетика. Определения по Канту:

Понятие трансцендентное – по Канту, это принципиально не познаваемое, то, что познать не возможно. Предметы и понятия, которые навсегда останутся за гранью нашего понимания (Идея бога, феномен бессмертия души), это скрытое знание от наших познавательных способностей.Понятие трансцендентальное – конструирование нашей познавательной способностью, условий опыта. Творческая активность и поиск человека, способность конструировать условия опыта, до появления самого опыта (к примеру; гипотезы, идеи, теории).

Философия Канта: Трансцендентальное единство апперцепции

Что значит, такое сложное понятие, как Трансцендентальное единство апперцепции.

перцепция — неосознаваемое ощущение. (Человек постоянно ощущает одновременно множество раздражителей, но не осознает их).

Соответственно апперцепция – это осознаваемые ощущения. Единство апперцепции – это совокупность, все осознаваемые ощущения, понимание того, что я есть я. Трансцендентальное единство апперцепции – это, когда я осознаю представления о чём то, одновременно осознавая себя самим собой. Осознание себя в этом мире. Другими словами это единство сознания, которое синтезирует многообразное содержание всех понятий.

Философия Канта: Этика

Человек – это самая непознаваемая загадка и тайна, которую Кант пытался разгадать. Этика Канта — это наука, которая рассматривает взаимоотношения между людьми, а самого человека, как высочайшую ценность.

Кант задаётся вопросом, Что есть мораль, нравственность?

Мораль — это внутреннее, необходимое свойство человека.

Единственный, источник формирующий мораль человека – это нравственный закон, существующий внутри самого человека.

Кант считает, что в человеке заложено природой стремление к счастью, и именно это стремление объединяет всех, ведь все хотят быть счастливыми.

Но возможно ли, для человека, быть одновременно, счастливым и моральным? Здесь Кант приходит к заключению, что это невозможно. Счастье и мораль это взаимоисключающие понятия.

Когда мы стремимся к счастью, мы забываем о морали.

Порой, мы добиваемся поставленных целей на пути к счастью, аморальным путем. «Цель оправдывает средства», даже если они безнравственны.

Источник: https://neo-humanity.ru/83-filosofiya-dostupnym-yazykom-filosofiya-kanta.html

Скачать Шуман А.Н



Подробности Категория: Учебные пособия, учебники Создано: 2016-03-21 alli Просмотров: 249 Трансцендентальная философия И. Канта - Студенческий портал

Шуман А.Н.Трансцендентальная философия

Мн.: Экономпресс, 2002. — 416 с. ISBN 985-6479-27-4

PDF 8 мб / DjVu 4 мб

Качество: сканированные страницы + текстовый слой + оглавление

Язык: русский

Рассматриваются три основные исторически и идейно сменяющие друг друга модели трансцендентальной философии: классическая, неклассическая и постнеклассическая. Помимо демонстрации преемственности трансцендентальных систем по отношению друг к другу дается оценка перспектив новейших программ немецкой трансцендентальной философии.

Читайте также:  Сервис в товарной политике - студенческий портал

Освещается основной терминологический аппарат немецкого трансцендентализма на протяжении всей его истории. Книга может быть использована в качестве справочного пособия по учебным курсам: история западной философии, немецкая классическая философия, трансцендентальная философия, социология действия, история философской логики.

Книга адресована всем интересующимся философией и логикой.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  • Введение 6
  • Глава 1 Основные проблемы трансцендентальной философии 21 Проблема синтетического a priori 27 Понятие трансцендентального субъекта и
  • проблема историчности чистого сознания 38
  • ЧАСТЬ I КЛАССИЧЕСКИЙ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ 56

Глава 2 Трансцендентальная философия как содержательная логика 56 Трансцендентальная логика Канта 58 Трансцендентально-логическое учение Канта о нравственности 96 Трансцендентальная диалектика Шлейермахера 114 Философия тождества 133 1. Наукоучение Фихте 133 2. Система трансцендентального идеализма Шеллинга 143 3. Феноменология духа Гегеля 150

  1. Диалектическая логика Гегеля 170
  2. Глава 3 Трансцендентальная философия как система онтологии 199 Критика телеологической и эстетической способности суждения Канта 200 Натурфилософия Шеллинга и Гегеля 206 Система философских наук Гегеля 214
  3. Философия истории Гегеля 229
  4. Глава 4 Трансцендентальная философия как протестантская теология 241 Логическая теология Гегеля 241
  5. Описательная теология Фихте и Шеллинга 248
  6. ЧАСТЬ II НЕКЛАССИЧЕСКИЙ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ 257
  7. Глава 5 Транзитивные модели трансцендентальной философии 257 Антропологический трансцендентализм (Фейербах, Барт, Бубер) 258 Этический трансцендентализм (Шопенгауэр) 267
  8. Эстетический трансцендентализм (Ницше, Манн, Гессе) 271

Глава 6 Трансцендентальная философия как описательная теория 288 Трансцендентальная методология исторических наук 289 1. Трансцендентальная философия как теория ценностей (Риккерт, Виндельбанд) 289 2.

Критика исторического разума (Дильтей) 298 Трансцендентальная методология естественных наук 307 1. Трансцендентальный реализм (Гербарт) 307 2.

Дескриптивный трансцендентализм (Коген, Наторп) 316 Трансцендентальная феноменология Гуссерля 322

  • Экзистенциальный трансцендентализм (Хайдеггер) 332
  • ЧАСТЬ III СОВРЕМЕННЫЙ ТРАНСЦЕНДЕНТАЛИЗМ 344
  • Глава 7 Трансцендентальная философия как теория дискурса 344 Герменевтический поворот в философии 347 Трансформация философии и трансцендентальная прагматика 354 Аргументативный поворот в философии 361
  • Теория коммуникативного действия 365
  • Заключение 396 Именной указатель 402 Предметный указатель 403
  • Библиография 412

Источник: https://Platona.net/load/knigi_po_filosofii/uchebnye_posobija_uchebniki/shuman-transtsendentalnaya-filosofiya

Трансцендентальная аналитика Канта

Иммануил Кант (см. краткий обзор его философии на нашем сайте) различает в человеческом разуме 1) способность вырабатывать суждения, т. е.

соединять между собою чувственные созерцания по известным априорным законам (Verstand) и 2) способность группировать суждения в ряд общих понятий (Vernunft).

В соответствии с этим критика разума подразделяется у Канта на критику способности суждения (Verstand) и критику собственно разума (Vernunft), или, говоря его языком, на трансцендентальную аналитику и трансцендентальную диалектику.

Как наша созерцательная способность воспринимает все вещи в пространстве и во времени, так и разум образует свои суждения на основании известных форм или общих понятий, которые философия со времени Аристотеля называет категориями.

Кант согласен с Дэвидом Юмом в том, что важнейшая из категорий, идея причины, понимаемая, как необходимое отношение между двумя явлениями, не дана нам в опыте.

Но, вместо того, чтобы видеть в ней результат привычки всегда наблюдать известные факты следующими в одном и том же порядке, – следовательно, вместо того, чтобы признать её лишь предрассудком, полезным для науки, но не имеющим цены для метафизики, – Кант признаёт за идеей причины абсолютную истину и полное значение и из невозможности вывести её путем опыта, он заключает о её врожденности.

Теория познания Канта

Идея причины, равно как и другие категории, по Канту, – априорные функции разума, средства познания, но не предметы его, подобно тому как, по его же теории, пространство и время суть формы созерцания, но не объекты его. Перечисление 12-ти категорий, определение самого понятия о них, классификацию категорий по 4-м рубрикам, 4 начала, из них проистекающие – см. в статье Категории Канта.

Кантовский анализ познавательной способности проводит границу между чувственностью и мышлением. Чувственность получает впечатления, приводит их в порядок и превращает в созерцания. Мышление синтезирует созерцания, т, е. судит и рассуждает.

В чувственности оно различает созерцания, полученные из опыта (а posteriori) от априорных (доопытных) созерцаний пространства и времени.

В мыслительной способности анализ находит ряд априорных понятий, которые являются как бы несколькими вместилищами, куда разум собирает и где обрабатывает материалы опыта. Но, заключая в себе многочисленные элементы, способность познания тем не менее – едина.

Существенное единство разума в разнообразии его операций, это – Я. Чувствование, или сознание (aperception) этого Я сопровождает все умственные явления и составляет как бы общую для них связь.

Трансцендентальная философия И. Канта - Студенческий портал

Иммануил Кант

Кант не довольствуется анализом, он не только разбирает, так сказать, механизм познания, но желает также уяснить способ, по которому одни её части этого механизма «зацепляются» за другие.

В этом-то направлении ему и приходится изобретать категории ограничения, взаимодействия, реальности, как соединительные черты между утверждением и отрицанием, между субстанциальностью и причинностью между возможностью и необходимостью.

Из этих изобретений со временем вышли триады Фихте и Гегеля (тезис, антитезис, синтез).

Вэтом же самом направлении и во имя той же необходимости синтеза Кант поднимает вопрос: каким образом разум может работать над данными чувственности, какими средствами, за какую, так сказать, рукоятку он схватывает чувственные созерцания, чтобы создавать из них понятия? Этот вопрос он решает посредством своего учения о схематизме, утверждая, что посредником между созерцаниями и идеями служит понятие времени.

Общее заключение кантовской критики рассудка (трансцендентальной аналитики) только укрепляет скептический и субъективистский вывод критики созерцательной способности – трансцендентальной эстетики.

Трансцендентальная эстетика доказывает, что мы видим вещи «через стекла пространство и времени», т. е. другими, чем они есть на самом деле. Трансцендентальная аналитика утверждает, что мы входим в сношение с ними через целую систему ещё и других стекол. Чувственность воспринимает вещи, но в самом факте восприятия она налагает на них свои собственные формы, т. е.

преобразует их. Мы не ощущаем предметов такими, какие они есть («вещей в себе»), но такими, какими они нам являются, т. е. какими мы их делаем в сознании. В тот самый момент, как только мы их воспринимаем, они уже отлиты актом ощущения в формы, присущие чувственности (пространство и время). Это уже не вещи в себе, а только их явления.

Итак, явление можно определить как вещь, преобразованную формами созерцательной способности. Явление обусловливается с одной стороны вещью, производящей на наши чувства впечатление, но прежде всего самой чувственностью, разумом в обширном значении. Это мы, это я, ощущающий и мыслящий субъект создаёт явление.

Явление – продукт разума; оно не бывает вне нас, но в нас; его не существует вне границ созерцательного ума.

Если уже эстетика Канта привела нас к пределам субъективного идеализма, то его трансцендентальная логика решительно заставляет нас войти в него, что бы там ни говорил Кант, не желая быть смешиваемым с Беркли.

Эта логика говорит, что разум не только, подобно созерцанию, создает явление, но он же под видом рассудка, определяет взаимные отношения чувственных явлений. Истолковывая их доопытно (a priori) как количества, качества, причины, следствия, разум кладет ни них печать своего законодательного могущества.

Только со стороны разума вещи – количества, свойства, следствия, причины; сами в себе они не то. Следовательно, без преувеличения, разум диктует свои законы чувственному миру, разум творит космос.

Из этих замечательных положений философии Канта прямо вытекают системы Фихте, Шеллинга и Гегеля.

Неважно, что многие считают их отступниками кантовского критицизма; неважно, что сам Кант отрекается от них! Тот, кто сказал, что человеческий разум диктует свои законы вселенной, есть отец гегелевского панлогизма.

Пусть он является им против своей воли, пусть его тенденции существенно разнятся от тенденций его преемников, пусть, будучи далек оттого, чтобы боготворить человеческий разум, он напротив стремится принизить его, возвратить выступивший из берегов поток в его природное русло – мир явлений, и навсегда исключить его из области абсолютного. Если Кант говорит, что разум творит мир или по крайней мере, содействует его творению, то он подразумевает мир феноменальный, целое из всех явлений.

Однако при этом он очень искренно признает по ту сторону этого мира явлений еще мир ноуменов, вещей в себе, недоступных разуму и, следовательно, превосходящих его.

Кант столь мало панлогист, в гегелевском смысле, что вторая часть его критики разума – трансцендентальная диалектика – имеет целью доказать несостоятельность теоретического разума во внеопытной области и тщету метафизики, как науки о безусловном.

Источник: http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/4346-kant-transtsendentalnaya-analitika

Трансцендентальная философия И Канта

Интересные новости и статьи по теме Трансцендентальная философия И Канта из мира науки, здоровья, музыки, автомобилестроения вы найдете в ленте статей нашего онлайн Журнала.

Современная ситуация в философии определяется борьбой за философское наследие. Впрочем, некоторые мыслители склонны утверждать, что вместе с крахом марксистских форм и победой либеральной демократии во всем мире эта борьба закончилась: грядет эпоха многовековой скуки.

«Конец истории печален», — пишет Френсис Фукуяма в своей нашумевшей на весь мир статье «Конец истории?». — «Борьба за признание, готовность рисковать жизнью ради чисто абстрактной цели, идеологическая борьба, требующая отваги…

Трансцендента́льное (от лат. transcendenatis — выходящий за пределы) — связанное независимыми от опыта и предшествующими ему (априорными) условиями возможного опыта, прежде всего — с изначально присущими сознанию априорными формами познания. Этот философский термин имеет долгую историю и не сразу приобрёл то значение, которое является наиболее распространённым и которое приведено в определении.

Русское слово является практической транскрипцией транкрипцией лат. transcendentalis (возможно…

Философы говорят, что реальность есть бытие вещей в их контрастном сопоставлении с небытием или с другими формами бытия. Отсюда реальность — это не пассивное, само для себя существование, — она должна иметь противоположность, чтобы выявиться во вне в качестве таковой.

Можно сказать, что реальность и есть то, на что мы обращаем внимание в противовес тому, на что мы не глядим, что нам непонятно или неизвестно. «Что есть вещи, как не фрагменты бытия, искусственно извлеченные из окружающего мира…

Читайте также:  Американский институционализм - студенческий портал

I. ВВЕДЕНИЕ. «… Я часто читал книгу «Веданта», которую написал профессор Пауль Дейссен. Я занимался этим систематически, она меня сильно увлекала. Эта книга представляет интерпретацию Веданты на основе комментариев Шанкары к Веданта-сутрам.

Этой программе чтения я следовал потому, что убедился на опыте — слова Шанкары имеют на меня особое влияние. Я искренне считал его своим Гуру, с которым находил полное взаимопонимание. Его (т.е. Шанкары) изложение всегда было для меня внятным и…

4. Природа «Я» После того, как мы исследовали в общих чертах состав душевной жизни, мы можем перейти к главному нашему вопросу: чем же конкретно является наше уникальное, самотождественное «Я»? Прежде всего, зададимся вопросом: что представляет собой наше «Я» по отношению к описанным выше явлениям душевной жизни?

Что означают фразы: «я вижу это», «я думаю об этом» и т.п.? Очевидно, это означает, что данный образ или идея входят в круг явлений, который я обозначаю как «круг моих…

Философия абсурда. Credo quia absurdum. © Тертуллиан. *** Беря такой эпиграф, я, конечно, налагаю на себя многие обязательства.

Что же он означает? А он говорит нам о том, что сущность веры – в абсурдности… Человек нуждается в какой-то опоре в жизни…если её нет, он начинает верить…А вера основана на абсурдности…плохо ли это или хорошо — это другой вопрос…Отсюда напрашивается вывод: рано или поздно культура, основанная на вере (авторитете церкви) придёт к пониманию её абсурдности.… То…

Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 — начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия «жизнь» как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.

Философия жизни явилась выражением кризиса классического буржуазного рационализма. Она выступила против господства методологизма и гносеологизма в идеалистической философии 2-й половины 19 — начала 20 вв. (неокантианство, позитивизм). Социально-политические воззрения…

Философия культуры, культурфилософия- это раздел философии, исследующий сущность и значение культуры. Термин введён в начале 19 в. немецким романтиком А. Мюллером. Философию культуры следует отличать как от философии истории, ибо процесс культурного творчества человечества в своих ритмах не совпадает с фазами исторической эволюции, так и от социологии культуры, которая рассматривает культуру с точки зрения её функционирования в данной системе общественных отношений.

Проблематика Философии…

Философия права — наука о наиболее общих теоретико-мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения. Длительное время выступала как составная часть философских систем. В античной философии (Сократ, Платон, Аристотель) обсуждались такие проблемы.

Как соотношение права и справедливости, права и закона, права и силы, о месте права в иерархии социальных ценностей и др. Значительное место Философия права занимала в философии Просвещения (например, доктрина естественного права)и в…

Философия у Аристотеля достаточно четко выделяется из всей сферы знания, хотя и у него этот процесс еще не закончен. Отсюда различение им «первой философии» и «второй философии». Физика для Аристотеля все еще философия, но уже «вторая». Но кроме физики как умозрительного рассуждения о природе (другой тогда физики не могло быть) у Аристотеля есть еще «первая философия», предмет которой отличен от предмета физики как «второй философии».

Предмет «первой философии» (позднее названной…

Источник: https://www.SunHome.ru/journal/transcendentalnaya-filosofiya-i-kanta

Трансцендентальная философия — это… Что такое Трансцендентальная философия?

Трансцендентальная философия, или трансцендентализм — это 1) теоретико-познавательная позиция, 2) американское литературно-философское движение середины XIX века, 3) широкое историко-философское направление, ставящее в центре внимания понятие трансцендентального и отчасти трансцендентного, занимающееся выяснением условий и границ нашего познания, условием объективности и интерсубъективности знания и познания, имеющее тесную связь с онтологией и метафизикой[1]. Трансцендентальная философия есть трансцендентализм в узком смысле слова, то есть трансцендентализм осуществленный на уровне его основных идей целостно и систематически[1]. Наиболее важным для трансцендентальной философии является проблема интерпретации того, что есть опыт, что есть доопытное, или априорное, знание, проблема соотношения трансцендентного и трансцендентального[1].

Предмет и задачи

Как пишет И. Кант, «трансцендентальным [называется] всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько нашим способом познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным а priori» (В 25; ср. с: [1, с.44]).

Понятие же «трансцендентального метода» появляется значительно позже, в работе неокантианца Германа Когена «Теория опыта И. Канта»[2].

При этом трансцендентальный подход/метод предполагает «переключение» философского исследования с предметов на человеческий способ познания, или исследование «человеческой способности познания», при полагании того, что в человеческом знании содержатся априорные компоненты.

Сам Кант соотносит (противопоставляет) человеческий способ познания с божественным, различие между которыми состоит в том, что божественный Ум представляет собой интуитивный рассудок, а наш Ум является дискурсивным рассудком («вторым стволом познания» по Канту) и предполагает обязательное наличие первой ступени («первого ствола») познания — чувственности, посредством которой мы воспринимаем внешний (трансцендентный) мир.

Эрнст Кассирер определил специфику человека в качестве «символического животного», поскольку только человеческое сознание помещает между собой и реальностью особое «символическое пространство». Тем самым человеческое познание отличается от животного.

Точнее, животная психика не «познает» (в точном смысле слова) мир, а просто живет в нем; человеческое же сознание создает особое познавательное пространство, которое можно назвать трансцендентальной (квази)реальностью. Именно она и является предметом исследования трансцендентальной философии.

Более конкретной задачей трансцендентальной философии является: 1) выявление априорного компонента знания и определение его эпистемологического статуса в рамках этого трансцендентального «пространства» [познания]; 2) проведение точной границы между априорным и апостериорным; 3) выявление специфики различных способов познания, каковыми выступают естественнонаучное («физическое»), математическое и философское (метафизическое) познание (эти типы знания были выделены ещё в античности Аристотелем).

Можно сказать, что трансцендентализм полагает наличие особого — трансцендентального — слоя, который находится между внешней (объективной, трансцендентной) и внутренней (субъективной, имманентной) реальностями. Вопрос об онтологическом статусе этого слоя разные представители трансцендентализма решали по-разному.

Если Кассирер определял его в качестве особого «символического пространства» познания, то Э. Гуссерль (как создатель феноменологического трансцендентализма) определял это трансцендентальный слой в качестве интенциональной реальности.

А современные трансценденталисты (в рамках аналитической традиции) трактуют его как пространство нашего языка/кульутры (тезис о социокультурной обусловленности научного знания).

История трансцендентальной философии

В развитии трансцендентализма (соответственно, трансцендентальной философии науки) можно выделить четыре этапа. Первый этап — трансцендентальная философия самого Канта, которая породила традицию немецкого трансцендентального идеализма (Фихте, Шеллинг, Гегель).

Второй этап — неокантианство и трансцендентальная феноменология начала ХХ в.

Третий этап — трансценденталисты второй половины ХХ в. в рамках постпозитивисткой и аналитической философии (науки), к которым можно отнести таких американских мыслителей как У. Куайн, У. Селларс (критика мифа Данного), Х.

Патнем (концепция «внутреннего реализма»), Д. Дэвидсон (идея «концептуальной схемы»). Во многом этот этап связан с поворотом к языку, то есть с именами Л. Витгенштейна, Р. Карнапа и, особенно, Ч. Пирса, который является одним из основателей американского прагматизма.

В рамках этого этапа трансцендентальный подход Канта соотносится с трансцендентальной аргументацией (англ.) (или трансцендентальной логикой, трансцендентальной дедукцией)[3].

Вместе с тем в это же время возникает и ещё одна разновидность трансцендентализма — трансцендентальная прагматика (К.-О. Апель).

Четвёртый, современный этап, развития трансцендентализма (конец ХХ — начало ХХI вв.) связан с восходящей к Канту установкой эпистемологического конструктивизма (В. Лекторский): вещь не «дана», а «задана» активностью нашего Ума (ср.

с коперниканским переворотом Канта). Среди современных течений/представителей можно выделить: программу эрлангенского конструктивизма (П. Лоренцен), радикальный конструктивизм (У. Матурана), социальный конструктивизм.

Несмотря на серьёзные концептуальные различия как между историческими фазами, так и внутри различных концепций, общей для них является трансцендентальная установка: исследование нашей познавательной способности и анализ не-эмпирических компонентов нашего знания, которые выступают как трансцендентальные условия нашей познавательной активности, в том числе и научного знания.

В нашей стране одна из попыток развития трансцендентализма осуществляется в рамках интернет-форума «Современный трансцендентализм» (http://transcendental.ucoz.ru/forum/)

Литература

  • Кант И. Критика чистого разума. — М.: Мысль, 1994.
  • Круглов А. Н. Трансцендентализм в философии. М., 2000. — 384 с. — ISBN 5-93055-05-8.
  • Мотрошилова Н. В. Гуссерль и Кант: проблема «трансцендентальной философии». — В кн.: Философия Канта и современность. М., 1974.
  • Шеллинг Ф. Система трансцендентального идеализма. — Сочинения в 2-х томах. Т.1, М., 1987.
  • Шуман А. Н. Трансцендентальная философия. Минск, 2002. — 416 с.

Примечания

  • Статьи «Трансцендентальный метод», «Трансцендентальное», «Трансцендентальная философия» в Новой Философской энциклопедии (http://iph.ras.ru/enc.htm)

Источник: https://dik.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1260634

Трансцендентальная аргументация в философии И. Канта

Ядром кантовской трансцендентальной философии (теории человеческого опыта) выступает трансцендентальная аргументация, представляющая собой определенный тип рассуждений, который Кант использует в своей трансцендентальной дедукции категорий и аналогиях опыта в труде «Критика чистого разума».

Без учета кантовской специфики, общая структура трансцендентального аргумента имеет следующий вид:

1. E (E — некоторый опытный факт).

2. P есть необходимое условие возможности E (P — неопытная «гипотеза»)

3. Следовательно, P.

Из структуры трансцендентального аргумента видно, что суть трансцендентального метода состоит в выявлении и анализе необходимого набора априорных предпосылок P некоторой совокупности опытных данных E. Исследование данного метода является предметом трансцендентальной философии (метафизики).

Трансцендентальный аргумент в свете кантовского вопроса «Как возможно…?» определяется в качестве метода идеального осмысления вещей, который стремится к выявлению условий мыслимости тех или иных эмпирических данных.

В трансцендентальной философии Канта выделяется ряд специфических особенностей. Во-первых, кантовская мысль разворачивается в условиях «эпистемологического поворота» Нового времени, когда метафизика исследует уже не первоначала сущего, как это было у Аристотеля и последующей схоластической традиции, а «первоначала человеческого познания».

Соответственно, развиваемая Кантом трансцендентальная философия «занимается не столько предметами, сколько нашим способом познания предметов …» Катречко С.Л. Трансцендентальная аргументация Канта как формальная онтология //Модели рассуждений .

Это приводит к тому, что «первые причины» (P в структуре трансцендентального аргумента) у Канта приобретают не онтологический, а гносеологический смысл, выступая в качестве трансцендентальных условий данности явлений сознанию. Во-вторых, на P налагается ряд дополнительных требований, цель которых придать P объективную значимость, т.е.

возможность его эмпирического применения. Этому — вопросу правомочности использования априорных онтологических предикатов (категорий) в опытном познании — и посвящена кантовская трансцендентальная дедукция.

Согласно Канту, априорное P должно, во-первых, подчиняться априорным условиям чувственности и во-вторых, входить в состав полной и непротиворечивой системы априорных положений P'. Как следствие, структура трансцендентального аргумента по Канту, имеет следующий вид Там же:

  • E (E — некоторый опытный факт).
  • [Априорное] P есть трансцендентальное условие E.
  • Следовательно, P (P').
Читайте также:  Учет износа основных средств - студенческий портал

Трансцендентальная метафизика Канта представляет собой формальную онтологию, т.е. теорию об объектах вообще. Понятие объекта (как и связи) не может быть дедуцировано из чувственного опыта, а «вкладывается в опыт нами самими».

Поэтому для описания объекта применяются формальные априорные понятия рассудка, или категории, названные Кантом «онтологическими предикатами».

Правомерность данной онтологии объясняется, во-первых, принципом выведения и осуществления метафизической дедукции категорий, а, во-вторых, доказательством правомерности их использования в опытном познании.

В основании как метафизической, так и трансцендентальной дедукций лежит то обстоятельство, что суждения, единственно при помощи, которых возможно мысленно зафиксировать опыт, имеют не только логическую форму, но и особое трансцендентальное содержание, которая фиксируется категориями. Именно в этом и состоит кантова теория суждений и его идея трансцендентальной логики.

Современная философия принимает трансцендентальные условия Канта в качестве онтолого-гносеологических предпосылок научных теорий, а с логической точки зрения, структура трансцендентального аргумента схожа с объяснительными схемами К. Гемпеля, т.е. соответствует индуктивному способу рассуждений (как «обратной дедукции»).

Источник: https://studbooks.net/511939/filosofiya/transtsendentalnaya_argumentatsiya_filosofii_kanta

Логика трансцендентальная

Трансцендентальная логика — это философское понятие (см. Философия), введённое Иммануилом Кантом в «Критике чистого разума» (1781) для обозначения «науки о чистом, происходящем из рассудка и разума, знании, посредством которого предметы мыслятся вполне a priori» и определяющей происхождение, объём и объективное значение подобных знаний.

В кантовской классификации логик трансцендентальная логика — это по существу частная логика для метафизики, которая, наряду с трансцендентальной эстетикой, составляет трансцендентальное учение о началах.

Трансцендентальная логика подразделяется на трансцендентальную аналитику (аналитика понятий и аналитика основоположений) и трансцендентальную диалектику (понятия чистого разума и диалектические выводы чистого разума).

Традиционную формальную логику (см. Логика) И.

 Кант считал вполне законченной и совершенной наукой со времён Аристотеля; она воспринималась им как наука, «обстоятельно излагающая и строго доказывающая одни только формальные правила всякого мышления (безразлично, априорное оно или эмпирическое, безразлично, каковы его происхождение и предмет…)». (Кант И. Критика чистого разума. — М., 1994. С. 14).

В целом, Кант подразделял логику на общую и частную (логика той или иной дисциплины); общая же логика подразделялась им на чистую и прикладную.

Если прикладная логика учитывает эмпирические условия применения логических принципов, указываемых психологией, то общая логика отвлекается от всякого содержания познания, от всякого отношения к его объекту.

В свою очередь, в общей логике Кант выделял общую чистую логику, которая отвлекается от всего эмпирического, «имеет дело исключительно с априорными принципами и представляет собой канон рассудка и разума» (Там же. С. 71).

Однако, для того чтобы в логике исключить эмпирическое и оставить лишь чистое, необходимо исследовать происхождение знаний, а поэтому оказывается невозможным и абстрагирование от всякого содержания, свойственное традиционной формальной логике.

Данную задачу выполняет трансцендентальная логика: наука, «определяющая происхождение, объём и объективную значимость подобных [неэмпирических, априорных] знаний, должна называться трансцендентальной логикой, потому что она имеет дело только с законами рассудка и разума, но лишь постольку, поскольку она a priori относится к предметам в отличие от общей логики» (Там же. С. 73–74).

Если в трансцендентальной эстетике Кант изолировал чувственность, то в трансцендентальной логике он обособлял рассудок, выделяя «из области наших знаний только ту часть мышления, которая имеет свой источник в рассудке» (Там же.

С. 76). В то же время, даже в трансцендентальной аналитике, наряду с рассудком, Кант обособлял и трансцендентальную способность воображения, а трансцендентальную диалектику целиком посвятил не рассудку, а, прежде всего, разуму.

Кантовское деление трансцендентальной логики на трансцендентальную аналитику и трансцендентальную диалектику соответствовало некоторым логическим традициям того времени. Вместе с тем Кант придал данному делению иное звучание: если трансцендентальная аналитика была истолкована им как «логика истины», то трансцендентальная диалектика — как «логика видимости».

Наибольшее влияние на дальнейшее развитие теории познания оказала трансцендентальная аналитика, включающая в себя, в частности, такие разделы, темы и понятия, как таблица категорий, трансцендентальная дедукция категорий, первоначально-синтетическое и трансцендентальное единство апперцепции, проблема синтеза и связи, трансцендентальные схемы, вторая аналогия опыта с обоснованием принципа причинности и другие. Именно на трансцендентальную аналитику как на составную часть трансцендентальной логики опирались или отталкивались от неё в своих размышлениях многие представители таких течений, как неокантианство, феноменология, неопозитивизм, аналитическая философия (см. Аналитическая философия), философия науки и другие.

Между тем более объёмная по содержанию трансцендентальная диалектика представляет не меньший материал для теоретико-познавательного осмысления.

В первую очередь, это относится к проблеме границ и возможностей познания, к проблеме антиномий, к регулятивному принципу применения трансцендентальных идей, а также к вопросам каузальности, соотношения потенциальной и актуальной бесконечности и другим.

Однако до сих пор трансцендентальная диалектика гораздо реже попадает в центр теоретико-познавательных размышлений, чем трансцендентальная аналитика.

В разработке трансцендентальной логики Кант проявил неудовлетворённость средствами традиционной формальной логики. Тем не менее, рассматривать трансцендентальную логику как некую ступень на пути к так называемой диалектической логике, учитывающей не только форму, но и содержание знания, было бы неоправданно.

Несмотря на существенное влияние, оказанное трансцендентальной логикой на развитие теории познания и философии науки, она практически не оказала никакого воздействия на формальную логику и за исключением некоторых учебников (например, русских пособий по логике начала XIX века) не только не рассматривалась в логических компендиумах, но даже и не упоминалась в них.

После Канта трансцендентальная логика развивалась в немецком идеализме (И. Г. Фихте, Г. В. Ф.

 Гегель) как своеобразная альтернатива формальной логике, включающая (в отличие от кантовского подхода) принципы, противоречащие принципам формальной логики (например, утверждение противоречия).

В неокантианстве (Марбургская школа) трансцендентальная диалектика развивалась в русле, более близком к кантовскому замыслу. В XX веке Э.

 Гуссерль пытался развить трансцендентальную логику как учение о последних, глубоких и универсальнейших принципах и нормах всей науки (см. Наука). В настоящее время предпринимаются отдельные попытки интерпретировать трансцендентальную логику как вид логики, взаимодействующей с аппаратом формальной логики при построении логических выводов (трансцендентальной дедукции).

Источник: https://gtmarket.ru/concepts/6897

Проблема субъектно-объектного отношения в трансцендентальной философии И. Канта

Подробности Категория: Ответы к вступительному экзамену по философии

Родоначальником немецкой классической философии является ИММАНУИЛ КАНТ (1724-1804). В его интеллектуальном развитии выделяют два периода: докритический и критический. В ДОКРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (до 1770 г.

) он выступал как глубокий, проницательный ученый, стихийный материалист и диалектик, обосновывавший идею саморазвития природы. В КРИТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД Кант сформулировал философию, как он сам ее называл, трансцендентального идеализма в трех основных трудах: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790).

В центре философской системы Канта — проблема объективности, истинности познания.

В развитии идеи восприятия общества как субъекта познания философии Канта принадлежит особенное место. Знание и объект, по мысли И.Канта, нельзя привести в соответствие, если идти от объекта к знанию. Поэтому следует испытать обратный путь – привести их в соответствие исходя из сознания.

Кенигсбергский мыслитель в критический период своего творчества попытался преодолеть противоречие между эмпиризмом и рационализмом. Об этом свидетельствуют исходные посылки его теории познания: все знание происходит из опыта; существуют некоторые доопытные формы мышления.

Пытаясь согласовать эти положения, Кант приходит к выводу, что не знание следует согласовывать с объектом, а наоборот, объект – со знанием. В этом, собственно, заключалась сущность коперниканского переворота в философии, осуществленного Кантом. Источник всеобщих и необходимых положений науки мыслитель искал не в действительности, а в деятельности разума.

Таким образом, он стремился объяснить объект познания исходя из субъекта познания. Поставив целью исследование зависимости предмета от знания, философ односторонне анализировал действительную проблему активной роли сознания в познании мира.

«Вещи в себе» — независимая от человеческого сознания сущность веще: абсолютное познание их невозможно. Они для нас только ноумены, т.е. умопостигаемая, но не данная в опыте сущность.

Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом.

В принципиальной ограниченности человеческого познания он видел определенный нравственный смысл: если бы человек был наделен абсолютным знанием, то для него не было бы ни риска, ни борьбы при выполнении нравственного долга.

Кант впервые в истории философии исследовал роль форм созерцания, категорий и идей в процессе духовного освоения человеком окружающего мира.

В его учении эти формы предстают не как пассивное отражение внешних форм мира, а как активный инструмент познания (и построения) мира. Кант поставил объект в зависимость от субъекта. Но при этом он не стал на позиции крайнего субъективного идеализма.

Объект несет нечто и от «вещи в себе», многообразие ощущений вызвано воздействием вещей. Объект – это своеобразный синтез «вещи в себе» и форм сознания.

Выделение указанных форм, освобождение их от психологического содержания и анализ их активной синтетической функции в процессе познания составляют несомненную заслугу кантовской философии.

«Таким образом, при всей своей ошибочности априоризм Канта имел то положительное следствие, что он вскрывал и делал предметом специального исследования активную, творческую сторону деятельности человеческого мышления».

Кант стремился анализировать сознание как сознание вообще, а не как эмпирический феномен; он пытался вычленить принципы деятельности сознания как такового. Это сознание (в противоположность эмпирическому) получило название трансцендентального.

Априоризм и концепция трансцендентального сознания были в конечном итоге выходом за пределы субъекта как отдельного индивида. «Кант подчеркивает, что подлинным субъектом познания является не индивидуальное «эмпирическое я», а некоторый субъект вообще, трансцендентальный субъект, лежащий в основе всякого индивидуального «я».

Априоризм и концепция трансцендентального сознания свидетельствуют о том, что Кант натолкнулся на феномены, природу которых нельзя объяснить на почве эмпиризма, т. е. на основании субъекта как отдельного психологического индивида. Вместе с тем Кант был далек от понимания их общественно-исторической сущности.

Стремление избежать психологизма и каким-то образом согласовать «чистые» формы и идеи с чувственной данностью (с одной стороны, с эмпирическим субъектом, а с другой – с эмпирическими вещами) составляет основной пункт философии Канта.

На данной почве вырастают его субъективный идеализм (субъект навязывает миру априорные формы) и агностицизм (непознаваемость вещей в себе).

Источник: https://studfilosed.ru/otvety-k-vstupitelnomu-ekzamenu-po-filosofii/123-problema-subektno-obektnogo-otnosheniya-v-transcendentalnoj.html

Ссылка на основную публикацию