Уильям Оккам и его философия — принцип универсальной простоты

«Сущности не следует умножать без необходимости.» У. Оккам

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Уильям Оккам — английский философ, основоположник номинализма и эпистемологии, францисканский монах. Его считают одним из самых выдающихся логиков в истории философии.Уильям Оккам и его философия - Студенческий портал

«Бритва Оккама» — принцип универсальной простоты

Уильям Оккам, философ-номиналист

Уильям Оккам был сторонником двойственности истины, то есть он считал, что у религии истина одна, а у философии — другая. Эти две сферы не нужно смешивать и пытаться совместить, потому что в вопросах веры разум бессилен, а в вопросах науки и познания не нужна вера.

Он спорил со схоластами, которые настаивали, что высшая ступень знания — это Божественное откровение.

Какие же инструменты предлагает применять Уильям Оккам для постижения реальности? Прежде всего это наблюдения, эксперименты, размышления и логические построения, то есть все, что используется наукой.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Класс головохордовые, или ланцетники: значение в природе и внешнее строение

Оценим за полчаса!

Самое известное утверждение философа — сформулированный им принцип, позже названный «бритвой Оккама». Другие названия этого положения — закон экономии и принцип бережливости.

Он звучит так: «Не следует множить сущности без необходимости» или: «Бесполезно делать посредством многого то, что может быть сделано посредством меньшего».

Не нужно усложнять то, что можно объяснить просто; не нужно вводить дополнительные понятия и категории, если для доказательства какой-либо истины можно обойтись без них.

Уильям Оккам и его философия - Студенческий портал

Александр Великий разрубает гордиев узел. Эта история олицетворяет безнадежную проблему, которая решается при помощи разрубания самой сложности, и является грубой аналогией «Бритвы Оккама».

Сам Оккам применял свой принцип в первую очередь для подтверждения существования Бога. Он стремился удалить из сложившейся к тому времени философской системы все лишние понятия, введенные его предшественниками. Основным в теории Уильяма Оккама было представление о Боге как о существе, обладающем бесконечным и безграничным могуществом.

«Ничто не должно приниматься без основания, если оно не известно или как самоочевидное, или по опыту» (У. Оккам)

Оккам о «знаках ума»

Одним из спорных вопросов в средневековой философии был вопрос об универсалиях, то есть об общих понятиях, которые у Платона назывались идеями. Например, Платон считал, что в идеальном мире существует общая идея (универсалия) яблока, по образцу которой созданы все яблоки в нашем мире.

Спор происходил в основном между реалистами и номиналистами. Реалисты считали, что универсалии существуют в реальности, номиналисты же утверждали, что универсалии находятся лишь в человеческом уме и больше нигде не существуют.

Сам термин «номинализм» произошел от слова «номен» — «имя», то есть эта наука рассматривает лишь абстрактные названия, а не конкретные предметы, присутствующие в мире.

Уильям Оккам, как номиналист, считал, что универсалии — это «знаки ума».

Почему же они не могут существовать на самом деле? Если бы универсалии находились в реальной сфере бытия, то одним своим присутствием они бы уничтожали свою «общность».

В этом случае любая универсалия стала бы индивидуальным объектом или любая вещь могла бы считаться общим понятием. Таким образом, универсалия, с точки зрения Оккама, — это вымысел.

Кроме этого, Оккам приводил и другие доказательства условности такого понятия как универсалии. Он утверждал, что ни в одной реальной вещи нельзя обнаружить универсалию как нечто реальное и наблюдаемое. Общие понятия не существуют ни до вещей, ни внутри самих вещей, ни после них.

Так как в вещи универсалия отсутствует, значит, ее существование ограничено областью ума, где она выполняет обозначающую функцию. Оккам подразделял универсалии на два вида — естественные и условные. Естественные знаки возникают в уме, это представления о вещи, то, как человек видит ее своим внутренним взором.

Когда человек выражает понятие словами, это условная универсалия.

Источник: https://SiteKid.ru/filosofiya/uilyam_okkam_nichego_lishnego.html

Уильям Оккам — Философия

Уильям Оккам и его философия - Студенческий порталУильям О́ккам (англ. William of Ockham; ок. 1285(1285), Оккам, графство Суррей — 1349, Мюнхен) — английский философ, францисканский монах из Оккама[1], маленькой деревни в графстве Суррей в Южной Англии. Сторонник номинализма, считал, что существует только индивидуальное, а универсалии существуют только благодаря абстрактному мышлению в человеческом уме, а помимо этого не обладают никакой метафизическойэпистемологии и современной философии в целом, а также одним из величайших логиков всех времен. сущностью. Считается одним из отцов современной

Сделал радикальные выводы из тезиса о свободной, ничем не ограниченной воле Творца.

Если воля Бога, согласно Дунсу Скоту, свободна лишь в выборе возможностей (Идей), предсуществующих независимо от воли в Божественном мышлении, то, по Оккаму, абсолютная свобода Божественной воли означает, что в акте творения она не связана ничем, даже идеями.

Оккам отрицает существование универсалий в Боге; их не существует и в вещах. Так называемые идеи суть не что иное, как сами вещи, производимые Богом. Нет идей видов, есть только идеи индивидов, поскольку индивиды — единственная реальность, существующая вне ума, как Божественного, так и человеческого.

Читайте также:  Вексель и вексельное обращение - классификация и ценность бумаг

Единичное не может познаваться с помощью общих понятий, оно является объектом непосредственного созерцания. Богу свойственна интеллектуальная интуиция идей, соответствующих индивидам, человеку — интуитивное познание индивидуальных вещей в чувственном опыте.

Интуитивное познание предшествует абстрактному. Последнее возможно не потому, что в самих вещах есть «чтойности», то есть концептуально постижимые свойства или характеристики. Реально существующая вещь есть лишь «это», неделимая единица, лишенная определений.

Понятия формируются в уме познающего субъекта на основе чувственного восприятия вещей.

Универсалии суть знаки в уме, сами по себе они являются единичными, а не общими, сущностями. Их универсальность заключается не в их бытии, а в их обозначающей функции. Универсалии-знаки подразделяются Оккамом на естественные и условные.

Естественные знаки — это понятия (представления, мысленные образы) в уме, относящиеся к единичным вещам. Естественные знаки предшествуют словесным выражениям — условным знакам.

Естественный знак представляет собой некий вымысел (фикцию), иными словами, качество, существующее в уме и обладающее от природы способностью обозначать. Оккам различает среди естественных знаков первые и вторые интенции ума.

Первая интенция — это понятие (мысленное имя), приспособленное самой природой для того, чтобы подставляться вместо вещи, не являющейся знаком. Вторые интенции суть понятия, обозначающие первые интенции.

Логическое обоснование номиналистической концепции дано Оккамом в теории суппозиций (подстановок), которая объясняет, каким образом использование в языке общих терминов может быть совмещено с отрицанием реального существования универсалий. Оккам выделяет три типа суппозиций: материальную, персональную и простую.

Только при персональной подстановке термин выполняет обозначающие функции, замещая (обозначая) вещь, то есть нечто единичное. При двух других термин ничего не обозначает. При материальной подстановке термин подставляется вместо термина.

Например, в высказывании «человек есть имя» термин «человек» не обозначает конкретного человека, а означает слово «человек», то есть указывает на себя как на термин. При простой подстановке термин подставляется вместо понятия в уме, а не вместо вещи.

Термин «человек» в высказывании «человек есть вид» отнюдь не обозначает какой-либо общей (видовой) сущности человека, которая обладала бы реальным существованием; он замещает видовое понятие «человек», наличное лишь в уме познающего субъекта. Поэтому использование общих терминов не обязывает к признанию реальности сущностей-универсалий.

Отсутствие общего в единичных вещах исключает реальное существование отношений и каких-либо закономерностей, в том числе причинности. Поскольку знание о мире формируется на основе общих понятий, о нём возможно только вероятное, но не достоверное знание.

В номинализме Оккама отрицается основная предпосылка схоластической философии — убеждение в рациональности мира, наличие некоего рода изначальной гармонии слова и бытия.

Бытийные и концептуальные структуры отныне противопоставляются друг другу: бытием обладает только единичное, рационально невыразимое «это», смысловые же определенности, фиксируемые общими понятиями, не имеют места вне ума.

Поскольку бытие больше не связано со смысловым значением слов, схоластическое исследование бытия, основанное на анализе слов и их значений, становится беспредметным. Появление доктрины Оккама знаменовало конец средневековой схоластической философии (хотя схоластические штудии продолжались в XV—XVI веках).

Источник: https://www.sites.google.com/site/filosofia12and/srednevekovaa-filosofia/spekulativnaa-filosofia-ili-teologia/uilam-okkam

Скачать Оккам Уильям

Уильям Оккам и его философия - Студенческий портал

Тем не менее, вплоть до настоящего времени из колоссального литературного наследия великого английского философа на русский язык не было переведено практически ничего, именно поэтому непосредственно познакомиться с творчеством Оккама могли только специалисты, владеющие латинским языком. Настоящее издание призвано, насколько это возможно, изменить такую ситуацию.

Во впервые переведенных на русский язык фрагментах сочинений великого английского философа Уильяма Оккама (ок. 1280-1347), основателя номиналистического направления в поздней схоластике, представлен весь спектр его философских интересов: логика (включая знаменитую теорию суппозиций), теория познания, метафизика и этика.

В основу книги легла подборка текстов, осуществленная известным исследователем-медиевистом францисканцем Ф.Бенером (f 22.05.1955), стоявшим у истоков критического издания собрания сочинений Оккама.

На наш взгляд, антологию Бенера отличают следующие достоинства: она достаточно компактна и при этом вполне представительна (в антологию включены фрагменты из основных произведений Оккама: Qrdmatio, Quodlibeta, Суммы всей логики), а потому читатель, не знакомый близко со средневековой философией и не привыкший к несколько своеобразному языку схоластов, столь непохожему на язык современной философии, сможет достаточно быстро составить более или менее полное представление о логике, эпистемологии и метафизике английского философа.

Источник: https://Platona.net/load/knigi_po_filosofii/istorija_srednevekovaja/uiljam_okkam_izrannoe_m_editorial_urss_2002/8-1-0-131

Уильям оккам (1280 – 1349)

Уильям Оккам – один из представителей поздней схоластики, номиналист. Родом из Англии, учился и преподавал в Оксфорде. По обвинению в ереси был вызван в Авиньон папой Иоанном XII. Бежал в Мюнхен, к Людвигу VI Баварскому, политическому противнику папы.

В Мюнхене Уильям Оккам написал многочисленные политические сочинения, в которых он, в частности, защищал францисканский идеал бедности и выступал против учения о непогрешимости Папы. Религиозно-политические труды Уильяма Оккама позволили исследователям его творчества назвать его «первым протестантом».

Уильям Оккам о соотношении веры и знания

Взгляды Уильяма Оккама на соотношение веры и знания стали одним из наиболее влиятельных вариантов учения о двойственной истине. Согласно Уильяму Оккаму, вера и знание радикально различаются по предмету и методу. Знание опирается на опыт, его предмет – телесная природа.

Вера же целиком основана на божественном откровении, сфера ее влияния – моральные поступки человека. При помощи знания, мышления невозможно ни познать Бога, ни предоставить аргументы его несуществования. Поэтому в него остается только верить.

А поскольку философия и другие науки стремятся к познанию и руководствуются добытыми знаниями, их задача – освободиться от влияния богословия.

Номинализм Уильяма Оккама

Уильям Оккам подверг критике реализм, признававший реальное существование универсалий. Последние не могут существовать вне человеческого ума, ибо в этом случае они были бы единичными вещами, а не общими сущностями. Поэтому «Универсалия – это мысленный предмет».

Для понимания критики Уильямом Оккамом схоластического реализма крайне важен «принцип бережливости» или «бритва Оккама». Сам автор выражал его так: «Без необходимости не следует утверждать многое»; «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего».

Позднее данный принцип стал популярен в следующей формулировке: «Сущности не следует умножать без необходимости», в которой у автора он не встречается.

Будучи по сути одним из ранних лозунгов эмпиризма, «бритва Оккама» требовала изгонять из науки многочисленные платоновские метафизические сущности, такие, как «субстанциональные формы», «скрытые качества», «натуры».

Историческое значение философского учения Оккама

Рассуждения Уильяма Оккама природе универсалий в сравнении с тем, что писали концептуалист Пьер Абеляр и реалист Фома Аквинский, выглядят менее аргументированными и убедительными, поскольку в них единичное противопоставляется общему. Но вот сам способ аргументации в форме «бритвы Оккама» сохранил значение и как принцип науки и как атеистический принцип, хотя последнего значения сам автор ему не приписывал.

Источник: http://www.SoleCity.ru/philosophy/wiliam-okkam

Оккам уильям

Оккам уильям — английский ло­гик, фи­ло­соф, бо­го­слов, пред­ста­ви­тель позд­ней схо­ла­сти­ки.

Мо­нах-фран­ци­ска­нец. В 1310-1324 годах учил­ся и за­тем пре­по­да­вал в Окс­фор­де. В начале 1320-х годов об­ви­нён в ере­си и вы­зван в Авинь­он, где то­гда на­хо­дил­ся пап­ский двор, для су­деб­но­го раз­би­ра­тель­ст­ва.

Во вре­мя сво­его пре­бы­ва­ния в Авинь­о­не (1324-1328) во­вле­чён в кон­фликт ме­ж­ду гла­вой фран­ци­скан­ско­го ор­де­на Ми­хаи­лом Че­зен­ским и па­пой Ио­ан­ном XXII; при­няв сто­ро­ну Ми­хаи­ла, Оккам вме­сте с ним бе­жал в Мюн­хен под по­кро­ви­тель­ст­во про­тив­ни­ка па­пы, императора Лю­до­ви­ка IV Ба­вар­ско­го. В по­след­ние го­ды жиз­ни Оккам ак­тив­но уча­ст­во­вал в дис­кус­сии о пре­де­лах ком­пе­тен­ции цер­ков­ных вла­стей в свет­ских де­лах. Основные со­чи­не­ния: «Ком­мен­та­рий к I кни­ге «Сен­тен­ций» Пет­ра Лом­бард­ско­го», «Сум­ма всей ло­ги­ки», «Во­про­сы на сво­бод­ную те­му», «Диа­лог» и др.

От­ли­чительной чер­той твор­че­ст­ва Оккама яв­ля­ет­ся кри­тическое от­но­ше­ние к вы­со­кой схо­ла­сти­ке XIII века, пред­ста­ви­те­ли ко­то­рой стре­ми­лись осу­ще­ст­вить син­тез ари­сто­те­лиз­ма и хри­сти­ан­ско­го бо­го­сло­вия.

Осу­ще­ст­в­ляя пе­ре­смотр тра­ди­ци­он­ной (пре­имущественно ари­сто­те­ли­ан­ской) он­то­ло­гии, Оккам по­ста­вил под со­мне­ние са­му воз­мож­ность по­доб­но­го син­те­за.

Главным ме­то­до­ло­гическим прин­ци­пом ста­ла так называемая брит­ва Ок­ка­ма, имев­шая сле­дую­щие фор­му­ли­ров­ки: «Мно­же­ст­вен­ность не сле­ду­ет до­пус­кать без не­об­хо­ди­мо­сти» и «Не су­ще­ст­ву­ет ос­но­ва­ния для то­го, что­бы объ­яс­нять с по­мо­щью мно­гих до­пу­ще­ний то, что мо­жет быть объ­яс­не­но с по­мо­щью мень­ше­го чис­ла до­пу­ще­ний». При этом Оккам до­пус­кал ис­клю­че­ние из это­го пра­ви­ла: «Без долж­но­го ос­но­ва­ния сле­ду­ет до­пус­кать толь­ко то, что ли­бо са­мо­оче­вид­но, ли­бо по­зна­ёт­ся че­рез опыт, ли­бо до­ка­за­но ав­то­ри­те­том Свя­щен­но­го Пи­са­ния» (In Sent., I, d. 30, q. 1).

Про­во­дя чёт­кую гра­ни­цу ме­ж­ду фи­ло­со­фи­ей как сфе­рой ес­тественного по­зна­ния и бо­го­сло­ви­ем как сфе­рой ве­ры, Оккам счи­тал, что большая часть по­ло­же­ний хри­сти­ан­ской тео­ло­гии мо­жет быть до­ка­за­на в её собственных рам­ках, но при этом ос­тав­лял воз­мож­ность для ра­цио­наль­но­го бо­го­по­зна­ния и ис­поль­зо­ва­ния фи­ло­со­фии как ин­ст­ру­мен­та тео­ло­гии.

Для фи­ло­со­фии Оккама важ­ней­шее зна­че­ние име­ла его при­вер­жен­ность но­ми­на­лиз­му в ре­ше­нии во­про­са об уни­вер­са­ли­ях. Со­глас­но Оккаму, мир со­сто­ит толь­ко из еди­нич­ных суб­стан­ций и их ка­честв.

Та­ких объ­ек­тов, как «че­ло­век во­об­ще» или «че­ло­веч­ность», в объ­ек­тив­ной ре­аль­но­сти не су­ще­ст­ву­ет: об­щее есть «мыс­лен­ный об­раз» (fictum), «акт мыш­ле­ния» (actus intelligendi) и при­сут­ст­ву­ет толь­ко в соз­на­нии че­ло­ве­ка.

Упот­реб­ле­ние в ло­ги­ке и ес­тественном язы­ке об­щих тер­ми­нов и имён Оккам объ­яс­ня­ет с по­мо­щью тео­рии суп­по­зи­ций («за­ме­ще­ний», или «под­ста­но­вок»): об­щие тер­ми­ны (например, «че­ло­век» и «жи­вое су­ще­ст­во» в вы­ска­зы­ва­нии «че­ло­век есть жи­вое су­ще­ст­во») за­ме­ща­ют и обо­зна­ча­ют в вы­ска­зы­ва­нии не ка­кую-то ре­аль­ную «об­щую при­ро­ду», а еди­нич­ный объ­ект, «это­го вот» че­ло­ве­ка. При та­кой по­ста­нов­ке во­про­са про­бле­ма ин­ди­ви­дуа­ции ока­зы­ва­ет­ся псев­до­проб­ле­мой: бес­смыс­лен­но спра­ши­вать о том, как «об­щая при­ро­да» ин­ди­ви­дуа­ли­зи­ру­ет­ся в еди­нич­ных ве­щах, ес­ли та­ко­вой при­ро­ды во­об­ще не су­ще­ст­ву­ет. Тео­рия суп­по­зи­ций ис­поль­зу­ет­ся Оккамом и при ре­ше­нии во­про­са о сущ­но­сти и су­ще­ст­во­ва­нии, ка­ко­вые по­ня­тия, с его точ­ки зре­ния, за­ме­ща­ют в вы­ска­зы­ва­нии один и тот же объ­ект — ре­аль­но су­ще­ст­вую­щую вещь.

В во­про­се о при­ро­де и ха­рак­те­ре че­ло­ве­че­ско­го по­зна­ния Оккам от­час­ти со­гла­шал­ся с Дун­сом Ско­том, раз­ли­чая ин­туи­тив­ное и аб­ст­ракт­ное зна­ние.

Од­на­ко по­сколь­ку об­ще­го ре­аль­но не су­ще­ст­ву­ет, то аб­ст­ра­ги­ро­ван­ное зна­ние есть зна­ние не об­ще­го, но еди­нич­но­го, а аб­ст­ра­ги­ро­ван­ным оно яв­ля­ет­ся толь­ко в том смыс­ле, что от­вле­че­но от су­ще­ст­во­ва­ния и не-су­ще­ст­во­ва­ния кон­крет­ной ве­щи.

Бли­зок Оккам к Дун­су Ско­ту и в во­про­се о ес­тественном по­зна­нии Бо­га. Так, он при­зна­ёт обос­но­ван­ность ско­ти­ст­ской тео­рии «уни­во­ка­ции» (од­но­знач­но­сти) су­ще­го.

При­ни­мая в це­лом до­ка­за­тель­ст­во су­ще­ст­во­ва­ния Бо­га как «пер­вой при­чи­ны», он счи­тал, од­на­ко, что оно долж­но вес­тись от «со­хра­няю­щих» при­чин и вос­хо­дить к пер­вой со­хра­няю­щей при­чи­не, обу­слов­ли­ваю­щей со­хра­не­ние в бы­тии всех су­ще­ст­вую­щих ве­щей.

Со­глас­но Оккаму, все­мо­гу­ще­ст­во Бо­га не ог­ра­ни­че­но ни­чем, кро­ме за­ко­на не­про­ти­во­ре­чия. С этим ут­вер­жде­ни­ем не­по­сред­ст­вен­но свя­за­но и эти­че­ское уче­ние Оккама.

В со­от­вет­ст­вии со сво­им аб­со­лют­ным мо­гу­ще­ст­вом (potentia absoluta) Бог мо­жет по­ве­леть че­ло­ве­ку всё, что угод­но, да­же то, что про­ти­во­ре­чит за­по­ве­дям и ес­тественному за­ко­ну, и ес­ли бы Он дей­ст­ви­тель­но по­же­лал это­го, то со­от­вет­ст­вую­щие дей­ст­вия че­ло­ве­ка бы­ли бы бла­ги­ми и дос­той­ны­ми. Од­на­ко в сфе­ре нрав­ст­вен­но­сти Бог, как пра­ви­ло, дей­ст­ву­ет со­об­раз­но сво­ему «упо­ря­до­чен­но­му мо­гу­ще­ст­ву» (potentia ordinata). Соз­дав че­ло­ве­ка та­ким об­ра­зом, что оп­ре­де­лён­ные дей­ст­вия вред­ны или про­тив­ны че­ло­ве­че­ской при­ро­де, Бог пред­пи­сал и по­ве­лел че­ло­ве­ку де­лать толь­ко то, что яв­ля­ет­ся для не­го бла­гом. И хо­тя в оп­ре­де­лён­ной си­туа­ции Бог мо­жет ос­во­бо­дить че­ло­ве­ка от со­вер­ше­ния этих дей­ст­вий, при нор­маль­ном по­ло­же­нии ве­щей че­ло­век дол­жен эти дей­ст­вия со­вер­шать. По­это­му в сфе­ре нрав­ст­вен­но­сти су­ще­ст­ву­ет оп­ре­де­лён­ный ес­тественный по­ря­док, ус­та­нов­лен­ный Бо­гом, и ра­зум че­ло­ве­ка в со­стоя­нии по­стичь этот по­ря­док без по­мо­щи сверхъ­ес­те­ст­вен­но­го От­кро­ве­ния.

С эти­ми идея­ми свя­за­но и по­ли­тическое уче­ние Оккама. Ес­тественный за­кон, вне­дрён­ный Бо­гом в че­ло­ве­че­скую при­ро­ду, не дол­жен на­ру­шать­ся людь­ми ни при ка­ких об­стоя­тель­ст­вах.

Как пол­но­ту вла­сти им­пе­ра­то­ра, так и пол­но­ту вла­сти па­пы Оккам трак­то­вал ис­клю­чи­тель­но как их пра­во со­вер­шать всё то, что не про­ти­во­ре­чит ес­те­ст­вен­но­му (и, ко­неч­но, бо­же­ст­вен­но­му) за­ко­ну.

Читайте также:  Русский позитивизм 19 века - основные идеи и первый роман в литературе

Сле­дуя еван­гель­ской мак­си­ме «от­да­вать ке­са­ре­во ке­са­рю, а Бо­жие Бо­гу», Оккам на­стаи­вал на том, что Цер­ковь не долж­на вме­ши­вать­ся в де­ла свет­ских пра­ви­те­лей: «Им­пе­ра­тор име­ет власть над вре­мен­ны­ми, а па­па — над ду­хов­ны­ми цен­но­стя­ми» (Breviloq., d. III, q. 7). О влия­нии Оккама на по­сле­дую­щее раз­ви­тие схо­ла­сти­ки смотри Ок­ка­мизм.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/okkam_uiliam

Уильям Оккам

Вильямм Окком, известный как doctor invincibilis — Непреодолимый учитель (ок. 1280 — ок. 1350 pp.) — Английский философ схоласт, представитель поздней схоластики, логик, ведущий номиналист, политик — публицист. Учился в Оксфорде, Париже в Дунса Скота, оппонентом которого позже стал. Оккам был обвинен в ереси, за что ему грозило четырехлетнее заключение в Авиньоне.

Он убегает и спасается в Мюнхене при дворе императора Людвига Баварского, поддерживая последнего в борьбе с папой против господства церкви над государством, за разграничение сфер их юрисдикции. Уильям Оккам — активный предвестник идей Реформации, автор трактатов по политике, философии, логики.

Основные труды: «Summa Logicae» («Сумма логики»), «Philosophia naturalis» («Естественная философия») и другие.

Оккам рассуждает о соотношении философии и теологии, веры и разума. По его мнению, философия не служанка теологии, а теология — не наука, а комплекс положений, связан не рациональной последовательностью, а цементирующей силой веры. Истины веры подвергаются логическим обоснованием.

Разум не способен поддержать веру, потому сфера человеческого разума и владения веры — не пересекаются. Вера и знание радикально различаются по предмету и методу. Уильям Оккам обосновывает идею «двойственной истины».

Отсюда логической вытекает требование и вывод: философия должна освободиться от теологии.

Проблема универсалов. Оккам осуществляет критику реализма с позиции номинализма. По его мнению, реально существует только индивидуальное, единичное.

Универсале «! — Это только имена, а не почву реальности и не реальные субстанции, существующие вне человеческой душой. Универсалий нет ни в вещах, ни за душой, ни к вещам.

Они суть вербальные формы для удобства ума выстраивать типы отношений для логического применения.

Оккам впервые в средневековой схоластике берет на себя миссию «очистить» современную ему философию (и науку) от, как он считал, метафизического «балласта». Для этого он изобретает методологический принцип, который получил название «бритва Оккама», согласно которой «сущностей не следует приумножать без необходимости».

Или «то, что можно объяснить с помощью меньшего, не нужно выражать посредством большего». Этот принцип — принцип простоты, или «бережливости» — требовал исключения из науки «субстанциональных форм», «натуры», то есть метафизической реальности. Но, доведенный до своего логического конца, этот принцип становится беспомощным.

Дело в том, что без так называемой метафизической реальности становятся невозможными ни наука, ни простое осознание существующего. Отсюда — принципиальная борьба Оккама с платонизмом, аристотелизмом в христианском мировоззрении теряет свой смысл. Можно выдвинуть предположение, что принцип Виль- яма Оккама разрушал основы фундаментальных наук.

Наследие Уильяма Оккама и, прежде все, его номиналистическая метафизика произвели ощутимое влияние на дальнейшее развитие философской мысли Европы.

Последователи Оккама (оккамисты), среди которых Мыслитель из Отрекура и Буридан, оказали значительное влияние на оживление тогдашнего интеллектуального и философского жизни, обусловили появление новых философских ячеек.

Источник: http://bagazhznaniy.ru/obshhestvo/uilyam-okkam

Уильям Оккам

В XIV и XV вв. вновь проявляется номинализм в философии, но он уже имеет несколько иное значение, чем раньше. Он связан прежде всего с борьбой против метафизики Аквината и Скота. Исходя из того, что реально лишь единичное, конкретное, что сближает философию с эмпирическими дисциплинами, католицизм становится таким образом проводником нового, ренессансного подъема наук.

Наиболее последовательным представителем номинализма этого периода был Уильям Оккам (ок. 1300-1349/50). Его называют последним представителем схоластики.

Его атака на основы схоластики является следующим и более решительным в сравнении с Роджером Бэконом и Дунсом Скотом шагом к Новому времени.

Уильям Оккам родился в Великобритании, недалеко от Лондона, учился и преподавал в Оксфорде. Также был монахом францисканского ордена.

В одно время занимал довольно резкую позицию в отношении папы Римского, из-за этого он сидел некоторое время в тюрьме.

Когда он был выпущен из тюрьмы, как говорят, он бежал под прикрытие к одному из итальянских королей и, как повествует традиция, обратился к этому королю за помощью, сказав исторические слова: «Охраняй меня мечем, я буду охранять тебя словом». Последние годы жизни он провел в Италии.

Среди его произведений выделяют «Распорядок», «Избранное» и «Свод всей логики». Уильям Оккам как представитель философии и христианской схоластической мысли 14-го века, показывает упадок схоластического богословствования. У Оккама можно видеть все следствия из такого познания Бога, из попытки познания Бога рассудочными методами.

Уильям Оккам практически начисто отрицает право философии на какое-либо познание Бога.

Философия вообще ничего не может доказать, не имеет никакой ценности для богослова, философия даже не может доказать существования Бога, потому что Бог есть актуальная бесконечность, а человек, в лучшем случае, мыслит бесконечность потенциальную. Поэтому в своем познании Бога богословие опирается только лишь на Писание, а предмет философии не зависит от богословия.

Поэтому истины Писания недоказуемы, и чем очевиднее их недоказуемость, тем сильнее вера в них. Истины, постигаемые философией, отличаются от истин богословия. Поэтому у Оккама мы вновь видим возрождение теории двойственной истины, что истины философии и истины богословия отличаются друг от друга в силу и предметов и методов познания.

Уильям Оккам вошел в историю человеческой мысли во многом благодаря так называемой «бритве Оккама». «Бритва Оккама» — это методологический принцип, помогающий мыслить правильно, не впадая в заблуждения.

Эта «бритва Оккама» формулируется в нескольких разных в выражениях: «Без необходимости не следует утверждать многое», «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего».

И краткая формулировка «бритвы Оккама», возникшая уже впоследствии: «Сущности не следует умножать без необходимости».

Этот принцип Уильям Оккам сформулировал в своей борьбе против различных схоластических ухищрений, различных тонких дистинкций и т.д., что особенно стало популярным благодаря трудам Иоанна Дунса Скота. Этот уход от познания реального мира не устраивал Оккама, и в своей защите эмпиризма, познания чувственного мира в борьбе против схоластики, Оккам и сформулировал этот принцип.

В сущности своей этот принцип ведет свое происхождение от знаменитого спора Аристотеля с Платоном. Аристотель возражал Платону, что вводя свои идеи, тот удваивает количество сущностей, необходимых для объяснения. Так же поступил и Оккам. Если у нас имеется чувственный мир, то для его объяснения нет никакой необходимости придумывать какие-то универсалии, идеи, формы и т.д.

Поэтому не существует ни идей, ни универсалий, есть лишь познающий субъект и объект. Если бы универсалии существовали, то они были бы единичными вещами, что самопротиворечиво.

Универсалии возникают в душе человека в результате интенции, т.е. направленности субъекта на объект. Поэтому универсалия есть не что иное, как интенция души.

Человек направляет свое познание на некоторый предмет, и таким образом образуются универсалии.

В силу этого Оккам считает, что наше знание всегда единично, что мы всегда познаем конкретные и индивидуальные предметы. Общим это знание становиться лишь в нашем уме, в соответствии с тем или иным значением, которое мы ему придаем.

Поэтому универсалии принимают характер этого значения, и Оккам развивает учение о знаках, ведь универсалия, по Оккаму, есть ничто иное, как знак. Одни из знаков естественны, как, например, дым есть знак огня, а смех есть знак радости.

Другие универсалии условны, искусственны, как наши слова есть знаки вещей. Мыслится не непосредственно предмет, а его знак, понятие. Всего бывает два типа понятий: знаки вещей и знаки знаков. Универсалия — это знак для многих знаков и вещей. Общее не имеет реальности. Поскольку универсалий нет нигде, в т.ч. и в божественном уме, то Бог познает их через человека.

Появление доктрины Оккама знаменовало конец средневековой схоластической философии. И хотя схоластические штудии продолжались в XV — XVI вв., золотой век схоластической философии был уже позади.

Источник: http://www.openreality.ru/school/philosophy/medieval/scholasticism/ockham/

Что такое бритва Оккама и можно ли ей порезаться?

Иногда в разговорах, касающихся философии или науки, мы часто слышим выражение «бритва Оккама» или «лезвие Оккама». Что же это за такая бритва, можно ли ей побриться и насколько качественно, мы сейчас разберемся.

Вначале скажем о том, что такое Оккам. Оккам (с ударением на первую букву) – это крошечная деревня в английском графстве Суррей. В XIV веке в ней проживал философ и францисканский монах по имени Уильям, которого называли Уильямом из Оккамы или Уильямом Оккамским. Ныне для специалистов он – фигура знаковая, один из отцов современной логики, да и всей философии в целом.

Так вот, бритва Оккама никакого отношения к настоящей бритве не имеет. Да и к самом Уильяму тоже, так как он к этому выражению непричастен. Впервые это выражение появилось в 1852 году, когда британский профессор логики Уильям Гамильтон (тоже Уильям!) написал его в одной из своих книг.

Суть же этого принципа была известна еще со времен Аристотеля.

Но нас, прежде всего, интересует смысл этого выражения. Уильям Оккамский писал:

То, что может быть сделано на основе меньшего числа предположений, не следует делать, исходя из большего их числа.

В простых словах этот принцип говорит о том, что нет необходимости прибегать к сложным объяснениям там, где достаточно простого.

Например, некое природное явление можно объяснить двумя путями: используя две сущности и три сущности. Несмотря на то, что результат будет один и тот же, объяснение с использованием двух сущностей будет предпочтительнее (третья сущность избыточна).

В современной интерпретации бритва Оккама применяется достаточно широко и говорит о том, что если любое явление можно объяснить несколькими гипотезами, то следует предпочесть самое простое из них.

Разумеется, при условии, что простое объяснение такое же исчерпывающее, как и сложное.

Таким образом, бритва как бы «сбривает» с логически выверенного и правильного объяснения всё лишнее, несущественное, то, без чего истина может обойтись.

Приведем небольшой пример. Допустим, мы увидели в ночном небе яркий свет. Можно предположить, что это летающая тарелка пришельцев.

При этом мы попутно предполагаем, что пришельцы существуют во Вселенной, что они смогли построить летающую тарелку с неизвестным нам пока принципом перемещения в пространстве, что они пролетели незамеченными для всех средств наблюдения, и что вообще их заинтересовала наша планета. И такое объяснение имеет право на существование.

Но воспользовавшись принципом бритвы Оккама, мы скорее всего сделаем вывод, что это просто прожектор летящего самолета, идущего на посадку, так как это предположение требует гораздо меньшее количество допущений.

Всё следует упрощать до сих пор, пока это возможно, но не более того (Альберт Эйнштейн)

Принцип Оккама позволяет не отходить в сторону при разумном и логическом объяснении. Но не стоит воспринимать этот принцип как догму, применяя его к месту и не к месту. Ведь мир устроен гораздо сложнее, чем мы думаем, и в этом плане Альберт Эйнштейн абсолютно к месту написал слова «пока это возможно».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a0d56ea830905093eb7fd64/5d3437c4c7e50c00addfd9f3

Ссылка на основную публикацию