Вальдорфская школа — что это такое и принципы обучения

Доброго времени суток, дорогие читатели! Пишу вдохновленная и одновременно озадаченная. Сегодня мне посчастливилось прочесть один удивительный отзыв о вальдорфской школе. Ранее, кажется, я что-то слышала о ней, но, то, что я узнала сегодня – повергло меня в шок!

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Система образования в таком учреждении сильно отличается от привычной программы обучения. Причем оказалось, что есть также и детские сады с одноименным названием. И они также отличаются от обычных детских заведений. Каких же принципов придерживается вальдорфская школа, что это такое? Давайте  разбираться!Вальдорфская школа - Студенческий портал

1. В чем суть вольдорфской школы

Большая часть родителей придерживается мнения, что школа должна держать ребенка в узде. Ровно также, что школа должна учить. И это вполне нормально, ведь это устоявшееся суждение.

Я многое прочла про вальфдорскую школу (методика Штайнера). Спрашивала у людей, которые имели к ней хоть какое-то отношение. В чем разница-то? Оказывается, в данной школе обучение проходит по принципу «желания». Ребенка не заставляют сидеть над учебниками, а дают возможность выбора.

Выходит, что основное отличие вальдорфской школы от общеобразовательной в том, что она направлена на развитие творческой стороны ребенка.

В этой школе вы не увидите телевизоров или компьютеров. Здесь дети не пользуются телефонами. Все игрушки сделаны из натуральных составляющих. Дети мастерят своими руками с первых классов невероятные поделки. Кстати, именно натуральный состав игрушек делает вальдорфскую школу схожей с методикой Монтессори. Но, сейчас не об этом.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Атомная электростанция - история создания и проект, великие ученые

Оценим за полчаса!

Многие родители отметили, что есть в этой школе что-то эзотерическое. Что-то волшебное, невозможное, удивительное. И это «что-то» так и манит детей каждый день идти в школу. Неожиданно, да?

Вальдорфская школа - Студенческий портал

Но ведь не бывает все так прекрасно. Правда? Я решила, что есть всё-таки какие-то подводные камни у данной системы образования. И оказалась права. Давайте рассмотри плюсы и минусы методики Штайнера.

2. Преимущества школы

«Не отнимайте у ребенка детство» — слышали такую фразу? Вальдорфская школа всеми руками «за».

Вальдорфская школа - Студенческий портал

Именно поэтому у школы множество своих особенностей, которые так привлекают родителей и детей:

  1. Основной упор в первых классах обучения делается на развитие личности ребенка. Дети в этой школе – центр вселенной. Каждый из них имеет свое мнение и право высказать его. Педагог, в свою очередь, пытается максимально поддержать ребенка и воплотить его мысль/идею/желание. Главное, чтобы это не навредило другим.
  2. В школе обычно изучается два иностранных языка. Причем обучение начинается с первых классов.
  3. В школе уделяется огромное внимание творчеству. Дети не только рисуют и поют (как это принято в обычных школах), но и играют на музыкальных инструментах, познают эвритмию (искусство художественного движения), танцуют, посещают театральные занятия.
  4. Отсутствую домашние задания.
  5. Праздник – святое. Пасха, Рождество, Новый год, масленица и другие праздничные дни отмечаются с размахом! Подготавливаются сценки, дети учат стихи и песни, мастерят своими руками подарки друг другу. Особое внимание – дню рождению. Вместо привычной раздачи конфет в начале урока – здесь целое торжество. Весь класс подготавливает подарки имениннику, читают ему стихи, дарят открытки.
  6. В школе все едины. Отсутствует дух соперничества. Здесь нет места зависти и злому умыслу. Нет лидеров и «изгоев». Благодаря этому класс превращается в один сплоченный коллектив.

Многие родители отмечают, что дети, воспитанные в данной школе – открытые и добродушные люди.

3. Недостатки школы

Есть несколько нюансов у данной школы, которые мне не совсем понятны. Например, детям не ставят оценки за их знания. Вместо этого на каждого ребенка заводится «тетрадь-характеристика». С одной стороны – отлично. Ребенок не находится «в погоне» за пятеркой. Знания, полученные не «по оценке» гораздо дольше остаются в голове. Но с другой стороны, так сложно оценить успеваемость.

Вальдорфская школа - Студенческий портал

Есть и другие «недочеты»:

  1. Трудности с переводом в другую школу. Оно и понятно, попробуй, переведи характеристику ученика в пятибалльную систему.
  2. Обучение в школе может длиться 12 лет, в то время как в обычной школе можно уйти после 9 класса в колледж или обучаться в целом 11 лет.
  3. Нет сильного упора на точные науки, поэтому зачастую выпускники такой школы – гуманитарии.
  4. Есть бесплатные вальдорфские школы, однако чаще – частные, а значит, платные.
  5. Сравнение с сектой. Некоторые родители отмечают, что атмосфера, которая царит в школе, слишком идеализированная и отрывает ребенка от реальности.

Чтению детей не обучают до второго класса. Впрочем, многие привычные для средней школы уроки здесь вводятся позднее обычного.

4. «Правила» школы

Есть у данной школы свой «изюм», который и делает её особенной.

Вальдорфская школа - Студенческий портал

И это – принципы вальдорфской педагогики:

  1. Здесь не принято говорить ребенку «нет». Ребенок может все! В пределах разумного, конечно. Бить другого ученика, крушить кабинеты и прочее ему не позволят. Но, чаще всего, здесь такого и не случается. Дети очень крепко между собой дружат.
  2. «Нет» преждевременному интеллектуальному развитию. Все должно идти своим чередом. Педагоги данной школы считают, что ребенок в начальных классах ещё не готов изучать трудные науки. На этом и не настаивают. Обычно лишь к четвертому классу начинается действительное обучение. Однако говорят, что именно к четвертому классу развитие детей вальдорфской школы выравнивается и уже ничем не отличается от детей из общеобразовательного учреждения.
  3. Учитель – авторитет. Причем один педагог ведет свой класс от самого начала и до конца. Первые восемь классов именно он будет обучать детей всем дисциплинам и лишь после девятого класса появляются другие педагоги. Детям, кстати, это нравится.
  4. Первый урок – главный урок. Утро детей данной школы начинается с важного предмета: математика, русский язык и так далее. После него обычно делается упор на творческое развитие ребенка.
  5. Отсутствие оценок. И детей это мотивирует. Их никто не пытается оценить. Никто не ставит «два», из-за чего у ребенка не появляется чувства никчемности.
  6. Особая атмосфера. В школе словно живет волшебство. Класс — как одна большая семья. Все праздники могут посещать родители и принимать в них активное участие, наравне с детьми и учителями.
  7. Отсутствие директора. Все школьные вопросы решаются на совете, участники которого: учителя, родители, воспитатели.

6. Перспектива в будущем

Если верить отзывам, большая часть детей абсолютно спокойно сдают экзамены, хотя, как я уже писала выше, здесь не делают акцент на интеллектуальном развитии ребенка.

Вальдорфская школа - Студенческий портал

Выпускники без труда поступают в высшие учебные заведения. Но чаще это творческая или гуманитарная профессия. Профессии, выбранные учениками – их любимые. Они посещают ВУЗы с удовольствием.

Также замечено, что дети из данных школ – открытые, счастливые, добродушные, креативные и творческие. Они легко находят язык с людьми разных мировоззрений и прекрасно умеют работать в коллективе.

В любом случае, только родитель сможет принять решение о том, подходит ли данная школа его ребенку или нет. Меня, например, очень вдохновляет мысль о том, что в данной школе своя гармония.

Здорово, когда ребенок воспитывается и обучается в волшебном месте. И уж очень привлекает тот факт, что школа превращает любой праздник в сказку, где каждый ученик – очень важный и нужный персонаж.

Источник: https://maminyzaboty.com/valdorfskaya-shkola-osnovnye-printsipy-plyusy-i-minusy.html

Вальдорфская школа

Школьному образованию в Германии уделяется важное значение. Обучение проходит в начальной, а затем в средней школе и длится 12-13 лет. Школы делятся на государственные и частные.

Вальдорфские школы в Германии являются отличной альтернативой классическому образованию. Здесь уделяется особое внимание не только духовному воспитанию детей, но и их родителей.

Подрастающее поколение стараются обучать, учитывая их уровень развития и не опережая его. Также важное значение уделяется здоровью учеников.

Поэтому отделку в классе выполняют из натуральных безвредных материалов.

Вальдорфские школы пользуются огромной популярностью, о чем говорит тот факт, что дети премьер-министра Баварии проходили здесь свое обучение. Другая ученица из этой школы стала известна тем, что во время выпускного экзамена при защите диплома не только продемонстрировала сделанную самостоятельно скрипку, но и могла на ней прекрасно играть.

Позже она стала известным скрипичным мастером. Со дня открытия первой школы в 1919 году, которая начала работать по вальдорфской системе, стали заметны хорошие результаты этого метода образования.

С 1938 года в других городах Германии и других странах начинают применять принципы этого нового метода педагогики, согласно которому используется не только особый метод обучения, но и подход к ребенку.

Построена вальдорфская система на таких принципах

  • Дать почувствовать ребенку, что он личность, окружить вниманием каждого ученика.
  • Дети должны чувствовать себя защищенными в классе, их никто не оскорбляет и не унижает, если у них что-то не получается.
  • Между учениками и учителями не чувствуется дистанция, а царит дух братства.

Вальдорфская школа - Студенческий портал

В основе всего процесса лежат художественные принципы обучения. Оценки детям почти не ставят, экзамены они не сдают. Родители также принимают активное участие в обучении и следят за его процессом.

В период нацистского режима в Германии эти школы популярностью не пользовались, т. к. царивший в них дух свободы был ненавистен новому режиму.

Поэтому в большинстве европейских захваченных городов они были закрыты и возобновили свою работу после окончания Второй мировой войны.

Базовые принципы обучения легли в основу воспитания и используются также эффективно для занятий с детьми дошкольного возраста. Благодаря вальдорфской системе школа-сад, где пользуются этими методами, стала известна во многих странах мира.

В настоящий момент детских садов, входящих в состав независимой системы образования, насчитывается более 1400. Детей принимают в возрасте от 3 до 6 лет.

День разделен на две части, где первая это свободная игра, а вторая – работа с воспитателем в саду, которая уделяет внимание каждому ребенку.

Основоположником вальдорфской педагогики принято считать Рудольфа Штайнера, австрийца по происхождению. Известен он также как ученый, философ и художник.

Он первый высказал мысль о том, что царивший социально-политический кризис вызван системой образования того времени, когда существовало классовое деление. Для детей из бедных семей не было возможности пройти полноценное обучение.

А те, кто и оканчивали гимназии, не получали практических знаний, которыми могли воспользоваться в жизни.

Поэтому принципы нуждались в изменениях. Штайнер считал, что школа должна быть ориентирована на потребности ребёнка, где он будет не просто проходить обучение, но жить полноценной жизнью. Если по окончании школы ребенок не только получит необходимые знания, но и будет сформирован как здоровая личность, он сможет реализовать себя и быть полезным обществу.

Приблизительная стоимость обучения составляет 200 евро в месяц, но может немного отличаться в зависимости от условий, действующих на разных территориальных землях.

Для малообеспеченных семей эта сумма может показаться огромной, но сообщество родителей помогает решить подобные проблемы.

Состоятельные родители помогают в обучении таких детей, поэтому двери школы открыты и для них, а цена обучения не становится серьезным препятствием.

Многие родители отдают им предпочтение, ведь обучение в Вальдорфской школе ставит главной своей задачей не просто напичкать ребенка всевозможными знаниями, но помочь в развитии его творческих способностей, фантазии и духовности.

Достигается это такими способами:

  • С учебным материалом, разбитым на блоки, ребенка знакомят поэтапно;
  • Учебный день разбит на три части и включает духовное обучение, в котором преобладает мышление, обучение танцам и музыке;
  • Одним из этапов является креативно-практическая честь, где дети могут рисовать, шить, заниматься резьбой по дереву или другими творчеством.

Вальдорфская школа - Студенческий портал

Суть не в том, чтобы просто занять чем-то ребенка. Результаты практических занятий в кружках будут оцениваться после окончания учебы и отражаются в аттестате.

Построены уроки в вальдорфской школе по такому принципу. Учитель сначала здоровается за руку со всеми ученики. Затем дети переходят к ритмической части занятий, они рассказывают стихотворения, поют песни или играют на одном из музыкальных инструментов. Ритмические занятия в младших классах могут принимать различные формы, включая активные.

Учитель может такие уроки превратить в обучение искусству. Поэтому учебные программы не становятся сухой передачей информации, но помогают детям быть активными участниками и развивать творческие способности. После этого приходит время основанного урока.

По словам Штайнера, все предметы должны быть логически связаны между собой и для их изучения нужны постоянные упражнения. Общеобразовательным предметам уделяется от 3 до 5 недель. В конце урока учитель может рассказать какую-то историю, сказку или библейскую историю. Кроме занятий рукоделием и искусством, дети изучают два иностранных языка.

Вторая половина дня обучения посвящена участию или подготовке в разных фестивалях, праздниках или театральных постановках.

Так как Вальдорфская школа — это частная школа, то оценка знаний в ней немного отличается от государственной.

Чтобы после ее окончания получить общепринятый аттестат, необходимо подать заявление в Bezirksregierung с просьбой признать полученное образование. Учащиеся с 2007-2008 гг.

имеют возможность сдавать экзамены, которые установила государственная школа, и получить возможность для дальнейшего обучения в высшем учебном заведении.

К учителям предъявляются высокие требования, воспитательная система исключает проявление агрессии. Преподаватель должен найти подход к любому ученику и завоевать его доверие. Он не запугивает и не заставляет ребенка что-то делать, а располагает его своим примером.

Источник: https://www.worldtraining.ru/obuchenie-v-germanii/valdorfskaya-shkola/

Ассоциация Вальдорфских школ России

Приглашение к самосознанию. Дорогие друзья, дорогие родители, дорогие учителя! Все, кто связан с вальдорфской педагогикой! Создавая вальдорфские школы и детские…

сады, мы берём на себя большую ответственность – ответственность за настоящее, которое на наших глазах становится будущим – на каждом уроке в школе, на каждом занятии в детском саду, в каждом разговоре, в каждом взаимодействии с детьми дома. Мы переходим на другой уровень осознания своей жизни. Хотим перейти. Рудольф Штайнер назвал сто лет назад наше время – эпоха души самосознающей. И мы видим, как всё больше людей это понимают и встают на путь самосознания.

Для учителей – это часть профессионального долга – понимать, что я делаю, почему я это делаю, зачем это нужно детям, каким должен быть я. Долгий трудный путь длинною в жизнь.

В нашей стране четверть века работают школы вальдорфской педагогики. Много мы делали и делаем из подражания своим коллегам в западноевропейских школах. В школах, начавших свою работу в России недавно много подражания школам имеющим опыт. Это первая фаза развития. Она держалась на авторитете основателей и кураторов, на их талантах и опыте.

Сейчас наступило время каждой школе пройти путь осознания и научиться самостоятельно творить вальдорфскую педагогику здесь и сейчас, как это и было задумано основателем.

Мы приглашаем вас принять участие в конференции учителей и родителей посвящённой самосознанию нашей педагогической практики.

Празднование столетия вальдорфской педагогики привело к осознанию мысли, что цели, которые ставит гениальная педагогика, практика движения к ним, как никогда сейчас актуальны, но… воплощение требует ещё очень много работы. Нашей с вами повседневной работы.

Читайте также:  Густав Лебон - психология толпы и ключевые моменты биографии

Я очень часто видел ситуацию, когда повседневная трудная и увлекательная работа учителя приводит к тому, что нет времени на самоосознание — всегда в процессе, без пауз. Тогда нет и перспектив развития, нет стратегии развития, есть только реакция на сегодняшний день.

Наша задача уметь увидеть и почувствовать импульсы здесь и сейчас и импульсы из будущего. И то, и другое очень важно! Приглашаем классных учителей, учителей-предметников, родителей, всех заинтересованных в развитии вальдорфского образования в Ярославль на всероссийскую ежегодную конференцию.

Тема этого года: «Как вальдорфская школа практически отвечает на вопросы будущего?» Цель конференции — увидеть, что делает вальдорфскую педагогику современной. Мы постараемся ответить на вопросы: 1. Что мы считаем навыками будущего? 2.

Что может сделать для развития навыков будущего школьное сообщество, учителя, родители, сами дети? 3. Какими видят навыки будущего современные учёные, вальдорфские педагоги и как это соотносится с ФГОС в области универсальных учебных действий? 4. Работа с навыками будущего в разных возрастах и предметных областях.

5. Что нужно изменить в практике, чтобы школа более полно соответствовала требованиям современности? Для подготовки к конференции рекомендуем прочесть

Источник: https://www.facebook.com/waldorfrussia/posts

Вальдорфская школа: плюсы и минусы

Любая образовательная система имеет свои плюсы и минусы. Идеальных нет, и вальдофская школа — не исключение. Основанная на антропософских идеях, вальдорфская школа даёт лишь общее образование. Дети в вальдорфской школе изучают не только внешний мир, но и свой внутренний душевный мир. Конечная и главная цель вальдорфского образования — воспитание свободной, высоконравственной, ответственной личности с хорошим воображением и отличной памятью.

Вальдорфская педагогика — является товарным знаком (в отличие от Монтессори), поэтому не каждая школа имеет право носить это название.

История создания вальдорфской школы

История вальдорфской школы начинается в 1919 году, когда владелец немецкой сигаретной  фабрики «Вальдорф Астория” в Штутгарте попросил Рудольфа Штайнера открыть школу для детей работников завода. И Штайнер приступил к делу…

в скором времени его школа получила популярность, здесь стали учиться дети со всего города. Так и зародилась знаменитая вальдорфская школа. Надеюсь, вы уже догадались, что названа она так в честь одноименной фабрики. На сегодняшний день в мире насчитывается больше 1000 вальдорфских школ.

Многие из них сосредоточены в США. Ну а кто же такой Рудольф Штайнер? Предлагаю заглянуть в Википедию

… Итак, Рудольф Штайнер — философ, педагог, оккультист, мистик, эзотерик и создатель антропософии… А если вы знакомы с косметикой немецкой фирмы Weleda, тогда знайте, что Штайнер был основателем этой компании — в 1921 году он создал фармацевтическую лабораторию, занимающуюся лекарственными растениями. Ну а что такое антропософия?

Антропософия — философия, «наука о духе», как называл ее Рудольф Штайнер, религиозно-мистическое движение… что не удивительно, ведь сам Штайнер был мистиком.

Основная идея антропософии заключается в триединстве человека — Дух (мысли, интеллектуальные и познавательные возможности), Душа (чувства и эмоции) и Тело (физические возможности). Естественно. Поэтому ученики вальдорфской школы учатся познавать свой Дух, Душу и Тело.

Я не буду вдаваться глубоко в антропософию, ведь главная задача этой статьи — ознакомить вас с плюсами и минусами вальдорфской школы, чтобы вы могли определиться нужна ли она вам и вашему ребенку.

Плюсы вальдорфской образовательной системы

  • в вальдорфской школе воспитывают прекрасных и добрых людей: дети учатся взаимовыручке, ответственности, доброжелательности
  • ученики могут учиться в своем темпе, на изучение предмета детям дается столько времени, сколько нужно
  • дети учатся без электронных гаджетов, даже дома родителей просят оградить учеников от телевизора и от компьютера
  • происходит гармоничное развитие личности
  • обучение позволяет выявить скрытые таланты у детей
  • большое внимание уделяется творческому развитию детей

Миролюбивая политика вальдорфской школы помогает объединять людей. Так, например, в вальдорфской школе в Израиле обучаются одновременно и арабы, и евреи.

Минусы вальдорфской образовательной системы

  • если в семье родители не приверженцы антропософских идей, то детям будет сложно адаптироваться к школьным правилам
  • в настоящей вальдорфской школе вы встретите очень много родителей и детей, которые живут принципами антропософии
  • учителя требуют от родителей проводить очень много времени с детьми — в классах и за пределами школы
  • дети всегда должны быть чем-то заняты, из-за этого ученики сильно устают, подвергаются стрессу
  • в вальдорфской школе детей не заставляют учиться писать (так как ученики учатся в своем темпе), поэтому многие дети не умеют писать, когда их ровесники из других школ уже овладели этим навыком
  • в вальдорфской школе детей не учат читать лет до 7-8, либо пока не появятся коренные зубы
  • в начале обучения дети с высоким интеллектуальным развитием и стремлением к академическим знаниям будут нуждаться в большЕй информации, чем могут дать учителя, тем самым, такое стремление может быть сведено на нет
  • так как в вальдорфской школе крепки идеи гуманизма, то ученики здесь воспитываются слишком миролюбивыми. Поэтому родителям, которые хотят видеть своих детей сильной строгой личностью, не подойдет такой метод обучения

Вальдорфская школа. Интересные факты

  • в вальдорфских школах нет этапов обучения, то есть нет первого, второго и так далее классов
  • ученики не используют учебные пособия
  • у учеников есть только одна тетрадка, в которую они записывают всю важную для себя информацию. Таким образом дети сами пишут свой учебник
  • предметы преподаются «эпохами», то есть, в течение нескольких недель (обычно 3 — 4 недели) ученику изучают один и тот же предмет

Принципы обучения в вальдорфской школе

  • Рудольф Штайнер разработал 3 основных принципа вальдорфского обучения.
  • Правильное развитие памяти ребенка
  • Рудольф Штайнер как и многие другие педагоги понимал, что в разные этапы детского развития необходимы разные подходы к обучению.
  • ребенок должен быть заинтересован в обучении
  • интеллектуальные упражнения должны быть на первом месте, так как они развивают память
  • все уроки идут строго по расписанию, один урок плавно перетекает в другой. До обеда дети изучают основные дисциплины. После обеда — ученики изучают кулинарию, садоводство, рукоделие, деревообработку и прочее.

Одно сравнительное исследование показало, что дети из вальдорфской школы намного креативнее, чем из обычной

Гармония ума и тела ведет к правильному развитию

Штайнер считал, что развитие ребенка происходит в три стадии, которые должны отражаться в трех этапах образования:

  • раннее образование — акцент ставится на практических занятиях и играх
  • начальное образование — развитие художественных навыков и социализации
  • среднее образование — развитие критического мышления и умения сочувствовать

В период получения раннего образования учеников в вальдорфской школе окружают натуральные материалы, спокойные цвета в интерьере. Учителя проводят много времени с детьми, рисуют, сочиняют, поют, играют и вы не встретите здесь слова «учатся». Даже обеды дети готовят вместе. Никакой учебы, вернее — играя, дети учатся.

Затем начинается период начального образования, в котором учителя делятся с детьми академическими знаниями в игровой форме. На каждом этапе учителя рассказывают о мифологии и истории. Затем прибавляются научные уроки. Детям объясняют, почему некоторые предметы тонут в воде, а некоторые нет, например.

Почему падает дождь и так далее, и так далее. Ученики все чаще практикуют садоводство, вышивание, игру на скрипке, овладевают навыками актерской игры. Дети проводят исследования, изучают алгебру, иностранные языки. В средних классах настает время настоящего обучения.

Детям дается много практических заданий, глубже изучаются различные предметы.

Окружающая обстановка — залог гармонии

В вальдорфском образовании особый акцент ставится на обстановку, в которой развивается ребенок. Таким образом, дети достигают больших успехов и результатов в нормальной здоровой обстановке, без давления со стороны учителей.

По мнению Штайнера, все дети разные, следовательно усредняя их возможности и ставя всех под одну гребенку — учителя невольно сдерживают развитие. Поэтому вальдорфская школа выступает за индивидуальный подход к каждому ребенку.

Также внимание уделяется и общению учеников между собой, по мнению Штайнера — дружные дети лучше обучаются.

Вальдорфская школа в России

В мире существуют две организации, которые занимаются аккредитацией международных школ — «Международная ассоциация вальдорфского образования» и «Европейское консульство» .

Только этим организациям позволено выдавать лицензию на использование слов «Вальдорфский» и «Школа Штайнера». То есть, в отличие от школ Монтессори, только настоящая вальдорфская школа может носить такое название.

К сожалению, на сайте этих организаций я не нашла российских школ. Поэтому для меня вопрос об официальных вальдорфских школах в России остается открытым.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b1594804bf16118e5cd9a89/5b17cb9677d0e6b3a92acbf3

Вальдорфская школа. Теперь негатив

Если кто не помнит или не знает, у меня было много восторженно-радостных постов о вальдорфской школе, в которую ходила моя дочка.

Но вот наступил момент, когда я вспомнила все комментарии «слишком хорошо — тоже плохо», «как-то подозрительно радостно» и «школа ваша — секта». И признаю, что все оппозиционеры в х были правы.

Кто просил негатив о вальдорфской школе — налетай, раздаю бесплатно ))))))

Честно говоря, даже не хочется писать. О позитиве говорить гораздо приятнее. Но после всего мной написанного на форуме, я хочу извиниться за получившуюся пропаганду вальдорфской школы. И предупредить всех тех, кого я успела сагитировать, что есть и другая сторона медали. Для меня это урок, что ручаться я могу только за саму себя, и больше ни за кого. Да и полностью доверять тоже никому не стоит. Итак, собственно к теме.
(события произошли ещё в мае)
В декабре прошлого года (третий класс) я вдруг неожиданно обнаружила, что моя дочь с самого начала года в школе ничего не делает. Просто сидит и смотрит в окно или в потолок. При этом я дисциплинированно ходила на родительские собрания, где мне говорили, что всё хорошо. Не было ни одной записи в дневнике от учительницы. Просто в середине декабря зашла в школу, было время, попросила посмотреть Кирины тетради. И тут совершенно спокойно учительница сказала, что показывать нечего, Кира на уроках ничего не делает.
Все расспросы учительницы, почему она мне ничего не говорила, почему на собраниях сообщала, что всё хорошо, почему не писала в дневник замечания, ни к чему не привели. Ответ был один: «По канонам вальдорфской педагогики учитель должен сам разбираться, а не жаловаться родителям». Дескать, она работает над этим вопросом, пока безуспешно. Я в срочном порядке взяла все задания по всем предметам. Поговорила с Кирой, что надо учиться (она сказала, что бездельничала, потому что ей было неинтересно, потому что она уже всё это знает). В общем, дело было в среду, а в понедельник Кира уже сдала все рабочие тетради со всеми заданиями с начала года.
И всё, вроде бы, наладилось. Но с этого момента отношение учительницы явно испортилось. То ли оно и раньше было не очень, а я не замечала. То ли работоспособность ребёнка вызвала такое раздражение. Не знаю. Начались придирки, недовольства. Сначала она стала оставлять Киру в школе, когда все идут на прогулки, якобы из-за того, что у Киры недостаточно тёплая одежда (я разговаривала, объясняла, что ребёнок не привык тепло одеваться, да и сама учительница это уже знала).
Потом появилось требование перестать заниматься с ребёнком дополнительно русским языком, потому что, по её мнению, это испортит восприятие чешского языка. (вся бредовость заявления даже не требует комментариев).
Потом учительница сказала, что как она и прогнозировала, с чешским всё очень плохо и есть сомнения, что Кира вообще сможет закончить год. Сходили к незнакомой независимой учительнице чешского языка, чтобы проверить знания. Кира написала диктант за третий класс вообще без ошибок. Следующим шагом было, что учительница запретила Кире есть в школе перекус («свачинку»), потому что он слишком сладкий, а как всем известно (!!! отличные знания физиологии), сладкое возбуждает, и именно от такой еды Кира слишком возбудима. Для уточнения, у Киры всегда с собой фрукт и что-то мучное — оладьи, блины, домашняя выпечка, и если ничего из этого дома не оказалось, то булка. Весь этот период сопровождался бесконечными разговорами с учительницой в очень мирном русле, которые плавно переходили в коллегиальное обсуждение с завучем по воспитательной работе и директором. Коллективный разум очень корректно и мягко убеждал учительницу в том, что её претензии необоснованы. И через пару дней появлялась новая проблема. Параллельно ухудшались отношения с одноклассниками, Кира переместилась на отдельную парту и перестала общаться с детьми.
Апогеем холодной войны стал понедельник после выходных 8-10 мая. У нас были гости, мы праздновали День Победы, пели песни военных лет, вспоминали прадедов, участвовавших в войне. В понедельник Кира шла в школу совершенно счастливая, с желанием рассказать всем об интересном вечере и новых для неё историях — по понедельникам у них было принято рассказывать, кто как провёл выходные.
Но вместо привычной беседы учительница устроила публичный разбор Киры в лучших традициях советской эпохи. Вытащила её и стала требовать ответить, почему это она всегда в плохом настроении, почему никогда не улыбается (что должен был ответить ребёнок на такой лживый наскок, непонятно), и почему она не хочет ни с кем дружить. А в дневнике после этого я прочитала запись об этом «педагогическом мероприятии».
Понятно, что после этого я её больше в школу не пустила. Потребовала собрать педсовет по факту ЧП. А во вторник, позавчера, состоялся педсовет.
Что я там услышала, повергло меня шок. Это были два часа коллективной критики меня и моего ребёнка. Мне сообщили, что мой ребёнок психически ненормальный, социально незрелый, глупый. Что я неадекватная мамаша, потому что до сих пор не сдала её в интернат для психически больных. Основные агрументы в «подтверждение» их слов:
— ребёнок должен постоянно улыбаться, а моя улыбается редко,
— она не хочет дружить с каждым, кто оказывается рядом, а тщательно выбирает людей для общения,
— она посмела сказать ассистентке (у нас в классе мальчик с синлромом Дауна и аутизмом, ходит с ассистенткой), что та дура. Кстати, эта самая ассистенка весь педсовет в каждой паузе выкрикивала: «А Кира меня дурой обзывала».
— для Киры результат работы имеет большее значение, чем процесс, а нормальный ребёнок получает кайф от процесса, независимо от получившегося результата,
— Кира стремиться сделать задание лучше других, а это порождение конкуренции и явное проявление психической ненормальности,
— все её очень любят и стремятся помочь (в чём, зачем и кто просил — так и не ответили), а она отказывается.
И, наконец, они знают, как решить сию проблему и сделать ребёнка счастливым. Для этого в вальдорфских школах существует «разговор о ребёнке». И пояснили, что скрывается за этим понятием. Сначала я должна сесть с классной учительницей и рассказать ей все подробности о Кире, обычно это три встречи по два часа. Интересовать их будут все-все подробности, начиная с того, как мы её зачали, в какое время суток и в какой позе. А потом всю полученну информацию классная учительница доложит на общей конференции учителей, и они все вместе… будут думать о ребёнке. И этим энергетически ей помогут и сделают её счастливой. Всё это было записано, а копия записи выдана мне. Понятно, что мы экстренно оттуда сбежали. Ребёнок с сегодняшнего дня в другой школе, чему несказанно счастлив.
После того педсовета я говорила с Кирой. Спросила её, как она это терпела, и почему мне ничего не рассказывала. Она ответила, что видела, что я была довольна школой и очень радовалась, что Кира туда ходила, поэтому она не хотела меня разочаровывать и расстраивать. Думаю, всем понятно, что я чувствую после этого.

Я написала длинную жалобу с подробным описанием всего происходящего в чешскую школьную инспекцию http://csicr.cz/

. Была проведена проверка в школе. В конце июня прислали результат проверки.

Мою жалобу они разделили на 5 пунктов. По 1 из них результат — проверить и доказать невозможно (унижение ребёнка педагогом).

Читайте также:  Бизнес план предприятия - что это такое, какие разделы включает и как его составить?

По 2 пунктам — жалоба безосновательная (это по поводу, что вовремя не отправили документы в новую школу, и по поводу недостаточного контакта учителя с матерью). По 2 пунктам — полностью признана обоснованность жалобы.

Это «недостаточное участие школы в образовательном процессе» и «отсутствие реакции директора на жалобу родителя».

В пункте «отсутствие реакции директора на жалобу» как раз подробно описали, что вместо разбора жалобы на учителя директор устроила разбор плохого поведения ребёнка. По части недостаточного участия школы в образовательном процессе — очень длинное описание, чего школа не делала.

Так, не велась эвиденция учеников со специальными потребностями, а в таковые были записаны только дети с диагнозами. Должны, оказывается отдельно вести талантливых детей, детей с родным языком, иным, чем чешский и пр. Соответственно, должны были оказывать языковую поддержку достаточно существенную, чего не было.

Отметили отсутствие заинтересованности учителя в образовательном процессе. Нашли очень много нарушений в бумагах.

1. Как оказалось, в школе много учителей без педагогического образования. А завуч по воспитательной работе (výchovní poradkyně) по образованию медсестра, без педагогического, психологического или социологического образования вообще.

2. Работники столовой рассказали, что учительница не давала Кире выбрать то, что она хотела, принуждала съесть всё, стояла над ней, часто доводя до рвоты. Несмотря на несогласие работников столовой — объясняла, что так надо по воспитательной работе.

3. Учительница в объяснении заявила, что это очень проблемный ребёнок, и проблемы начались с самого начала первого класса. При этом нет ни одной записи, ни одного предложения решения, консультации психолога, социолога и т.п. В общем, полное отсутствие попыток решения заявленных проблем в течении 3 лет.

В итоге письмо о результате проверки переслали учредителю школы (городской администрации) для решения вопроса о компетентности директора и учительницы.

Источник: https://www.BabyBlog.ru/user/Viktorie/159947

Секта для самых маленьких: почему вальдорфские школы и детские сады опасны

В Перми по решению суда временно остановили работу частного детского садика. Поводом для закрытия стала проверка, проведенная сотрудниками Рособрнадзора, во время которой были выявлены нарушения в работе сада. В частности, в помещении не было кроватей для детского сна, а сами дети спали на полу в тихий час.

Детский сад «Апельсин» называет себя пространством с элементами вальдорфской педагогики, а его основатели утверждают, что вдохновлялись скандинавскими детскими садами и школами.

Почему в России получили популярность вальдорфские детские сады и какие проблемы создает воспитание в «гармоничной атмосфере» для будущей жизни ребенка — разбирались «Известия».

Сад без кроватей

В платном детском саду «Апельсин», закрытом по решению суда, под одной крышей находилось не только помещение для дошкольников, но и частная школа. Проверку провели после того, как один из малышей попал в больницу с диагнозом «коклюш».

Выяснилось, что кровати в здании отсутствовали в принципе, а постельное белье на матрасах менялось реже чем раз в неделю. Кроме того, помещение не проветривалось и не соблюдался температурный режим, а продукты питания на кухне хранились с нарушениями условий.

Руководитель детского сада Лидия Михайлова признала ситуацию «высосанной из пальца» и не стала комментировать отсутствие кроватей в детском саду.

Отзывы родителей об «Апельсине» крайне восторженные не только на странице самого сада, но и на независимых площадках. Мамы отмечают теплое отношение к детям со стороны воспитателей, хорошее питание и большое количество праздников.

Судя по видеоролику, сделанному создателями сайта, внутри царит творческая атмосфера: в помещении развешаны гирлянды из шишек и крафтовых пакетов, у каждого из детей есть свой мягкий ящик, в классе есть грифельные доски во всю стену и огромное количество поделок.

Впрочем, вся эта приятная глазу картинка отражает лишь внешнюю сторону происходящего. В основе воспитания и обучения детей в этом саду лежит вальдорфская система, продуманная австрийцем Рудольфом Штайнером в начале прошлого века.

Образовательный процесс построен вокруг учения об антропософии, которое имеет оккультные корни.

По данным Ассоциации педагогов вальдорфских детских садов в России, членами этой организации являются как минимум 53 детских сада по всей стране. Большая часть из них приходится на частные детские сады, но в ряде городов есть вальдорфские группы в муниципальных садах. Пермский детский сад «Апельсин» входит в число членов данной ассоциации.

Давят на сознание

Апологеты штайнеровского учения видят цель образования в «становлении человека как целостного существа» и поиске его призвания в жизни.

А цельным человека делает обучение по данной системе на протяжении всего детства — с дошкольного возраста до совершеннолетия.

Классическое образование вальдорфская система преподносит как «школьный конвейер» и противопоставляет тому индивидуальный подход, который дает детям школа, «пробуждающая сознание» детей.

Стремление сделать процесс вальдорфского образования столь длительным неслучайно: дети, растущие в тепличных условиях, практически не приспособлены к обучению в условиях обычной школы.

Они не привыкли к тому, что учителя нужно слушаться, а их знания будут оцениваться. В вальдорфской школе дети познают мир через творчество: поделки из натуральных материалов, песни и эвристические танцы.

Оценить прогресс в развитии ребенка исходя из его умения петь, танцевать и лепить поделки достаточно проблематично, но это и не нужно.

Центр религиоведческих исследований Иринея Лионского причисляет вальдорфские школы Рудольфа Штайнера к числу оккультных сект.

Причин этому несколько: эзотерическое учение построено на личных откровениях Штайнера о духовном мире, которые представляют из себя смесь религиозных, научных, исторических и мистических аспектов.

В ней смешиваются философия зороастризма, многобожество и индуистские представления о карме и реинкарнации.

Планеты в философии Штайнера соотносятся с историческими эпохами, созвездия зодиака — с двенадцатью частями человеческого тела, а четыре стихии — с четырьмя типами человеческого темперамента.

Явным признаком секты, по словам исследователей, является и то, что Штайнер признавал свои откровения единственной истиной, отвергая любые другие типы знания, а после его смерти в его учении не допускаются никакие корректировки или дополнения.

Своей привлекательностью для родителей вальдорфские детские сады обязаны тем, что посетитель видит красивые декорации и приятную атмосферу внутри учреждения, а также участливость и отношение педагогов к своим детям.

Дни открытых дверей проходят регулярно, и задача воспитателей, именуемых садовницами, заключается в том, чтобы ничего не навязывать родителям и никак не выносить на обсуждение сектантскую идеологию.

А интересоваться трудами Штайнера, на которых построен процесс воспитания детей, станут лишь самые любопытные из пришедших.

Ширма учительского энтузиазма и индивидуального подхода имеет огромные преимущества в сравнении с обычной школой, где учителя ставят знания гораздо выше самопознания и творчества.

Именно контраст бесконечных семейных праздников в вальдорфской школе и больших классов с зубрежкой в обычной производит неизгладимое впечатление на родителей.

Особенно привлекательна эта система для последователей естественного родительства и других детоцентричных моделей воспитания.

«Учителя выказывают не меньший энтузиазм и любовь к детям, чем католические монахини. Каждое утро они приветствуют каждого школьника рукопожатием и теплой улыбкой с непременным заглядыванием в глаза.

Учителя начальных классов остаются со своими учениками до выпускных классов, во многом подменяя собою родителей.

Поэтому неудивительно, что физическая красота и заботливая атмосфера школ, так же как и идеализм учителей, делают вальдорфскую педагогику необычайно привлекательной для родителей», — говорится в исследовании Дена Дагана и Джуди Даар.

В программе обучения два языка с первого года, рисование и эуритмика — медленные движения под музыку, несущие особый смысл, согласно учению Штайнера. Перед едой дети поют молитву, славящую солнце. Любопытно и то, что индивидуальность ребенка садовницы развивают через подражание.

Мамы, обсуждающие поступление в вальдорфский детский сад на форумах, практически единодушно отмечают, что отношение, которое они и их дети получают, несравнимо с государственным учреждением.

Ради этого они готовы закрывать глаза и на странные молитвы перед едой, и то, что в саду не готовят к поступлению в школу, и даже то, что при продолжении обучения в вальдорфской школе ребенка не будут готовить к поступлению в университет.

«Перед едой они поют: «Каждый плод Землей рожден, силой Солнца напоен, славлю Солнце, славлю Землю, благодарно всё приемлю!» Потом говорят хором: «Приятного аппетита». Ничего плохого в этом не вижу», — написала мама воспитанника вальдорфского детского сада.

Детям запрещено пользоваться пластиковыми игрушками: всё должно быть натуральным и желательно сделанным своими руками. Никаких телевизоров и компьютеров в идеале не должно быть ни в школе, ни дома. Родители должны быть полностью вовлечены в жизнь детского сада: участвовать во всех праздниках, а первые два месяца они должны каждый день проводить с ребенком в детском саду.

Выпускники вальдорфских школ достаточно часто становятся преподавателями всё в тех же «детских садах и школах для свободных людей». Получать классическое образование для работы в вальдорфском детском саду не нужно, гораздо важнее — быть из круга своих и быть близко знакомым с антропософией.

Растить физическое тело

Вальдорфская педагогика — не самостоятельная система, а всего лишь «приложение» оккультного псевдонаучного эзотерического учения антропософии. Антропософы верят, что ребенок — это еще не полноценный человек. Штайнер делит жизнь на семилетние физические циклы.

Ребенок в данном контексте ­— это физическое тело, потом появляется астральное тело, затем эфирное, и так каждые семь лет.

Лишь в 21 год человек становится сформированным, пояснил в беседе с «Известиями» зампредседателя экспертного совета по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Минюсте РФ, профессор ПСТГУ Александр Дворкин.

«Ребенок до семи — это физическое тело, к которому и соответствующим образом нужно относиться: интеллектуальное развитие не поощряется, только проявление эмоций.

Интеллект, согласно этому учению, формируется к 21 году, поэтому в детском саду их не учат читать и писать, а только устраивают постоянные беспредметные праздники.

Это воспитание махрового инфантилизма: детей сознательно воспитывают с отставанием в развитии», — отмечает Александр Дворкин.

По словам Дворкина, родители обманываются навязчивой манипулятивной рекламой: им рассказывают про всемирно признанную элитную систему, исключительные результаты, показывают, как детей окружают любовью и лаской. Взрослые пропускают мимо ушей, что в детском саду и школе нет главного — образования и развития детей.

«Дети окружены бесконечным сюсюканьем и играми, которые не развивают. Он рисует какую-то абстрактную картинку, потому что предметно их рисовать не учат. Все вокруг восторгаются, как это гениально, хотя детей не научили даже простую линию провести. Часть родителей сами приверженцы антропософии, но большинству запихивают это учение с черного хода», — добавил профессор.

Вальдорфцы уверяют, что, дескать никого в школах в антропософию не вовлекают. Но они и не могут вовлекать, так как антропософия позиционирует себя как тайное учение для избранных людей, а дети, по определению, еще не люди. Но антропософское мировоззрение ученикам прививается с самого начала, под видом «философии», «естествознания», «ритмики» и т.д.

Чтобы скрыть религиозную составляющую секты практикуется сознательная подмена понятий: молитвы не называют молитвами, а языческие обряды маскируют под традиции.

«Детей обучают лгать, чтобы скрыть языческие элементы антропософии и не создавать у родителей ощущения, что это религия. Все преподаватели в таких школах должны быть практикующими антропософами или как минимум людьми, глубоко сочувствующими этой системе.

Нужно это для того, чтобы создать подмену понятий и выдавать антропософию за светское учение, что даже близко не так.

Дети не получат нужного образования, им будут исподтишка запихивать антропософское мировоззрение, и дальше, те из них, кто может показаться полезным, окажутся внутри секты и будут распространять ее идеи», — отметил Дворкин.

Атмосфера невмешательства

Анастасия проучилась в вальдорфской школе три года, а ее младший брат ходил в детский сад по этой системе.

За время, проведенное в стенах «особенной» школы, уровень ее знаний сильно упал, и ей пришлось полгода заниматься с репетиторами, чтобы нагнать программу в общеобразовательной.

Уйти из школы она решила из-за странной атмосферы, царившей там, а также нескольких инцидентов с учителями.

«До пятого класса воспитание детей максимально щадящее. Дети пишут карандашами, рисуют круги мелками и не используют ручки. Все рисунки абстрактные, воздушные и никакой конкретики. Оценки ставить нельзя, потому что это может подавить психику ребенка. Когда я пришла из обычной школы, то спокойно умела решать уравнения, но в вальдорфской школе никто и не слышал о том, что это такое.

За три года я растеряла все знания по точным наукам, а когда вернулась в обычную, то мне было очень сложно нагнать по геометрии, алгебре, потому что знания были очень слабые. По литературе программа была очень ограниченная, поэтому приходилось потом читать много книг. Базовые знания всегда стояли на втором месте, а на первом плане — внутренняя жизнь школы», ­— рассказала Анастасия.

Понедельник начинался с общего сбора, в каждом классе было по 10–15 человек. Там все собирались и читали благодарственные тексты, которые настраивали детей на успешную учебу. Каждую неделю выбирался главный предмет, и его изучали больше, чем остальные.

«Были такие занятия, как эвритмия, которые мне казались очень странными. Что-то похожее на гимнастику, но там нужно изображать буквы и использовать палки. Это циклично повторяется и оказывает влияние на мозг.

Там была такая система, что если ты делаешь что-то по-своему, то тебя сразу наказывают: выгоняют, ругают и принижают. Если ты рисуешь или танцуешь не так, как тебя просили, — ты не прав. Любая инициатива порицается.

У меня сложилось впечатление, что это система, которая воспитывает не индивидуальность, а, наоборот, учит быть податливым и удобным для эксплуатации», — добавила бывшая ученица школы.

Анастасия была единственной девочкой в классе, и первое время отношения с одноклассниками не складывались. Учителя предпочитали отстраниться от проблем и советовали ученице терпеть и смириться.

«Постоянно ругали государственные школы, что там всё плохо, всех бьют, подавляют индивидуальность. Хотя когда я училась в обычной школе, то сперва училась в ней выживать, и это было даже полезно. В вальдорфской школе я пришла в класс, где были только мальчики, и первые полгода меня попросту били. Отношения были сложные со всеми.

Учителя не принимали никаких мер и просто говорили, чтобы я терпела и смирилась. Психолог запирал меня в кабинете, чтобы доказать, что я не права. Там хорошо тем, кто никогда не проявляет своих качеств и не высказывает своего мнения.

Сама эта теория появилась незадолго до гитлеровской эпохи и задумывалась как система воспитания детей рабочего класса», — добавила бывшая ученица вальдорфской школы.

Летом детей вывозили в резиденцию, где они должны были отдыхать, но по факту бесплатно работали. Всё это оплачивали родители. Нужно было мыть посуду, ухаживать за скотом, работать на кухне.

«По сути, на нас там только орали, потому что всё мы делали не так. Я отказалась работать и пригрозила рассказать родителям о том, чем мы занимаемся. Там живет куча семей и есть женщина-наставница. Каждое утро они собираются в зале, читают эти молитвы и тексты Штайнера, а потом распределяют работы.

Многие из живущих там продали свои квартиры, чтобы вложиться в эту общину. Они очень убеждены, что живут правильно и всё делают правильно, а на самом деле там много фальшивого. В резиденции меня покусала собака, чуть не оторвала палец.

Был скандал, но они решили замять его и не стали говорить родителям», — добавила Анастасия.

По ее словам, «друзья вальдорфской школы» — большая община, в которой абсолютно искренне верят в идеи Штайнера и почитают его как святого. Они часто устраивают съезды и собрания в славянском стиле, но при этом зачитываются трудами немецкого мыслителя и время от времени читают христианские молитвы.

«Все они волшебные, магические и святые, но на самом деле это всё очень пугает. Мамы, которые туда приводят детей, верят в то, что только в такой школе можно развить таланты ребенка, потому что он уникальный. Но когда человек долго жил в такой атмосфере, ему сложно адаптироваться в реальном мире», — резюмировала ученица вальдорфской школы.

Источник: https://iz.ru/926325/anastasiia-chepovskaia/sekta-dlia-samykh-malenkikh-pochemu-valdorfskie-shkoly-i-detskie-sady-opasny

Ссылка на основную публикацию