Чтобы разобраться с тем, какие бывают чувства, нужно понять по каким критериям их можно оценить. Критерии – еще одно основание для классификации.
Критерии служат для того, чтобы переживания можно было измерить, охарактеризовать и назвать словом, то есть определить.
Выделяют три критерия чувств:
- валентность (тон);
- интенсивность (сила);
- стеничность (активность или пассивность).
Таблица чувств №1 позволяет охарактеризовать любое сложное переживание:
КРИТЕРИИ | ВИДЫ | ||
Валентность | Положительные | Отрицательные | Нейтральные (амбивалентные) |
Интенсивность | Сильные | Слабые | Средние по силе |
Стеничность | Стенические (побуждающие к активности) | Астенические (пассивные, расслабляющие) |
Например, человек может испытывать положительное сильное стеническое переживание. Это может быть любовь. Если интенсивность ощущений слабая, это просто симпатия.
Таблица чувств, характеризуя переживания, не позволяет назвать их словом. Название можно только предположить. У человека не всегда достаточно знаний и опыта, чтобы определиться как правильно назвать испытываемое душевное волнение. Это не удивительно, так как их очень много. Однако некоторые люди не могут назвать даже десяти чувств, а ведь столько, в среднем, испытывает человек ежедневно.
Третье основание для классификации социально обусловленных переживаний – в зависимости от базовой эмоции.
Американский психолог Пол Экман выделил семь базовых эмоций:
- радость;
- печаль;
- гнев;
- страх;
- удивление;
- отвращение;
- презрение.
Таблица чувств №2 предполагает поиск названия испытываемого душевного переживания, отталкиваясь от первых четырех базовых эмоций:
БАЗОВАЯ ЭМОЦИЯ | ПРОИЗВОДНЫЕ |
Страх | Беспокойство, замешательство, паника, нервозность, недоверие, неопределенность, неуверенность, опасение, смущение, тревога, сомнение и другие. |
Грусть | Апатия, отчаяние, вина, обида, озабоченность, печаль, подавленность, разбитость, стыд, скука, тоска, угнетенность, усталость и другие. |
Злость | Агрессия, ярость, брезгливость, бешенство, гнев, зависть, ненависть, недовольство, омерзение, нетерпимость, отвращение, презрение, пренебрежение, ревность, досада, циничность и другие. |
Радость | Бодрость, блаженство, восторг, достоинство, доверие, любопытство, облегчение, оживление, оптимизм, покой, счастье, умиротворенность, уверенность, удовлетворение, любовь, нежность, сочувствие, эйфория, экстаз и другие. |
Вторая таблица чувств дополняет первую. Воспользовавшись ими двумя, можно понять, что за сила овладела разумом и сердцем, как ее описать и назвать. А это первый верный шаг к осознанности.
Список моральных, интеллектуальных, эстетических чувств
На вопрос: «какие бывают чувства», каждый человек может дать свой ответ. Кто-то чаще испытывает сильные и глубокие переживания, а у кого-то они легкие и непродолжительные. Способность чувствовать зависит от темперамента, характера, принципов, приоритетов и жизненного опыта личности.
Чаще всего чувства классифицируют в зависимости от сферы, в которой находится объект переживаний:
Это симпатия и антипатия, уважение и презрение, привязанность и отчужденность, любовь и ненависть, а также чувства благодарности, коллективизма, дружбы и совести. Они возникают по отношению к действиям других людей или собственным.
Обусловлены нравственными нормами, принятыми в обществе и усвоенными личностью в процессе социализации, а также его взглядами, убеждениями, мировоззрением. Если чужие или свои поступки соответствуют моральным нормам, возникает удовлетворение, если нет – негодование.
У человека есть и такие переживания, которые возникают в процессе умственной деятельности или в связи с ее результатом: радость, удовлетворение от процесса и результата работы, открытия, изобретения. Это также и вдохновение, и горечь от неудач.
Душевные волнения возникают при восприятии или создании чего-либо красивого. Невероятные ощущения человек испытывает, когда видит красоты Земли или мощь природных явлений.
Человек ощущает чувство прекрасного глядя на маленького ребенка или на взрослого гармонично сложенного человека. Прекрасные произведения искусства и другие творения рук человека способны вызвать восторг и душевный подъем.
Так как эта классификация не раскрывает всю палитру чувств, их принято классифицировать еще по нескольким основаниям.
Чем отличаются чувства от эмоций
Все люди испытывают душевные переживания и волнения, но не все умеют их называть и выражать в словах. А ведь именно знание того, какие бывают чувства, помогает не только правильно определять, но и контролировать, управлять ими.
Чувства – комплекс переживаний, связанных с людьми, предметами или событиями. Они выражают субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам.
Люди в быту и некоторые психологи употребляют слова «чувства» и «эмоции» как слова-синонимы. Другие говорят что чувства – вид эмоций, а именно высшие эмоции. Третьи разделяют эти понятия: эмоции относят к классу психических состояний, а чувства к психическим свойствам.
Да, между ними есть прямая взаимосвязь, ведь они являются переживаниями человека. Без душевных волнений индивид бы не жил, а существовал. Они наполняют жизнь смыслом, делают ее разнообразной.
Но все же между чувствами и эмоциями есть существенные отличия:
- Эмоции – врожденные и инстинктивные реакции организма на изменения окружающей среды, чувства – социальные, развитые в процессе воспитания и обучения переживания. Чувствовать человек учится, выражать эмоции все умеют с момента рождения.
- Эмоции сложно контролировать усилием воли, чувствами легче управлять, несмотря на их сложность и неоднозначность. Их большая часть возникает у человека в сознании, эмоции часто не осознаются, так как связаны с необходимостью удовлетворить инстинктивную потребность.
- Чувство меняется, развивается и угасает, варьируется по силе, по-разному проявляется, может перерасти в свою противоположность, эмоция – определенная реакция. Например, если человек испытывает ненависть к другому лицу, не исключено что это переживание перерастет в любовь, а эмоция страха всегда страх, независимо от объекта (она может быть и беспричинной). Страх либо есть, либо его нет.
- Эмоции не имеют предметной соотнесенности, чувства – имеют. Они переживаются по отношению к чему-то или кому-то по-разному. Например, любовь к ребенку не то же самое, что любовь к супругу. А к примеру, недоумение всегда выражается одинаково вне зависимости от того что конкретно его вызывает.
- Чувства – более сильный мотиватор, чем эмоции. Они побуждают, вдохновляют, толкают на совершение поступков в отношении объекта, на который они направлены. Эмоции лишь рождают действия в виде ответных реакций.
- Эмоции – непродолжительные и поверхностные, хоть и яркие проявления, а чувства всегда сложные и сильные душевные волнения.
Бывает сложно определить, когда сочетание эмоций породит чувство, и какое высшее переживание выражается в той или иной череде эмоциональных проявлений. Это близкие, сопутствующие друг другу явления, но все же их нужно различать. Личность в ответе за свои высшие эмоции и за те поступки, которые они повлекут за собой.
Как управлять своими чувствами
Когда сильные переживания и волнения овладевают человеком, даже если они позитивные, психологический баланс нарушается.
- Для психологического здоровья и благополучия нужно уметь в меру как радоваться позитивным чувствам, так и огорчаться от негативных.
- Чтобы справиться с чрезмерными, мешающими адекватно реагировать и разумно поступать сантиментам, нужно:
- Охарактеризовать душевные ощущения: определить валентность, интенсивность, стеничность (Таблица чувств №1).
- Определить базовую эмоцию. Выбрать на что в большей мере похоже переживание: на страх, грусть, злость или радость (Таблица чувств №2).
- Определиться с названием и постараться разобраться в переживаниях самостоятельно.
Иногда душевные порывы настолько овладевают человеком, что он в прямом смысле не может ни спать, ни есть. Длительные сильные переживания являются стрессом для организма. Не зря природой задумано, что даже яркий период влюбленности, когда кровь перенасыщена адреналином, окситоцином и дофамином, длится недолго, перерастая в спокойную и основательную любовь.
У каждого человека должна быть собственная таблица чувств, если он хочет быть осознанной личностью.
Вечный спор между разумом и сердцем это вопрос об умении регулировать эмоциональные, чувственные порывы посредством разума.
Испытывая глубокие и сильные переживания, человек проживает жизнь в полной мере. Ограничивать свою чувствительность неразумно, а порой просто невозможно. Все дело в том, какие переживания выбирает человек: позитивные или негативные, глубокие или поверхностные, настоящие или поддельные.
Какие бывают человеческие чувства: классификация и как в них разобраться Ссылка на основную публикацию
Источник: https://HeadLife.ru/kakie-byvayut-chuvstva/
Какие бывают студенты? Ироническая классификация студентов
Главная страница » Учеба, сессия, экзамены
Студенческие годы представляют собой один из самых ярких этапов жизни человека. Пять – шесть лет обучения в вузе любой выпускник вспоминает с особой теплотой и ностальгией.
За это время бывший школьник не только становится дипломированным специалистом, но и приобретает нечто большее – чувство сопричастности к студенческому сообществу, особому студенческому братству.
Студентов объединяет общность интересов и потребностей в получении новых знаний, выбранная профессия и карьерные стремления, высокая степень общительности, умственной и физической активности, большое разнообразие жизнедеятельности. И все же студенческое сообщество не однородно.
Внимательно присмотревшись, можно выделить разные виды и типы студентов. Предлагаем вам ознакомиться с одной из ироничных классификаций современных студентов. В некоторых типажах возможно вы узнаете кого-то из своих знакомых.
Студент – первокурсник
Этот вид студента сразу бросается в глаза. Обычно его трудно встретить одного, ведь первокурсники передвигаются «стайками», из корпуса в корпус, из аудитории в аудиторию.
Если в университете встречается студент с потерянными глазами, жадно ищущий, у кого бы спросить о месторасположении заветной аудитории, то можно со стопроцентной уверенностью утверждать, что он отстал от группы, покупая булочки.
Этот вид студента — временный, и наблюдать за ним можно в период с сентября до Дня первокурсника.
Студент – прилежный
Студент – разумный
Расписание занятий и номера аудиторий есть в ежедневнике каждого студента — разумного. Библиотека становится родным домом примерно на час раз в две недели. Столько времени нужно, чтобы найти информацию для семинара.
Тексты лекций в тетрадях появляются с завидной регулярностью. Желание их писать может вызвать только толковый лектор и/или интерес к предмету.
Обычно такой студент выбирает профессию по душе, мало прислушиваясь к советам близких, поэтому цель поступить в университет плавно перетекает в цель его закончить.
Студент – ловкач
Подвид студента – умного. У него нет ежедневника, но есть iPhone 3 (часто купленный в кредит, за который платить еще лет пять) с сотней номеров на все случаи жизни. По ним можно получить любую справочную информацию.
Вместо библиотеки — только Интернет. Вместо своих лекций – только ксерокопии лекций студента – разумного. Этот студент всегда вывернется из любой ситуации и успешно закончит университет.
Результаты целиком зависят от формулы: ловкость и находчивость + удача.
Студент — находчивый интеллектуал
Еще один подвид студента – разумного. В ежедневнике iPhone 5 есть все и даже больше. Любые недостающие контакты находит в кратчайшие сроки. Конспекты, по большей части, свои.
Его мозг, как губка, впитывает абсолютно все, исходя из соображения, что когда-то эта информация обязательно пригодится. Наличие свободного времени и желание постоянно развиваться заставляет его находить все новые способы для применения своих талантов.
Такой студент не только окончит университет, но и сможет найти свое место под солнцем.
Студент – ленивый
Обычно он поздно ложится спать, а потому в его расписании нет первой пары, да и последней тоже.
Лекции им, конечно, иногда пишутся, но понять его каракули вперемешку с абстрактными рисунками никто не может, включая и его самого.
Библиотека – учреждение с малопонятным месторасположением и предназначением. Если не произойдет переоценка ценностей, то студент — ленивый может и не закончить родной вуз.
Студент – оболтус
Сильно запущенный подвид студента – ленивого. У него никогда не было расписания занятий, и практически никого из одногруппников он не знает в лицо. Декана и лекторов – тем более.
Этот студент — гроза всех студентов, составляющих вид студента – разумного. Конспекты, один раз оказавшиеся в его руках, никогда больше не возвращаются к своим владельцам. В родном вузе бывает редко, в основном, когда больше нечем заняться.
Фамилии именно этих студентов чаще всего встречаются в приказах на отчисление.
Студент — активный эрудит
Внешне этот представитель студенческого сообщества ничем не примечателен. Выдают его глаза — они так и светятся интеллектом и эрудицией. Студент – эрудит может поддержать любую тему разговора, иллюстрируя его примерами и цитатами.
Такой студент — интересный собеседник, может всегда спасти родную группу на семинаре, когда никто не готов к ответам, активно вовлекая в дискуссию и «убалтывая» преподавателя.
Он является предметом гордости «однокашников» и находкой для любого преподавателя и университета.
Студент – спортивный
Особый вид студента с ярко выраженным стремлением к здоровому образу жизни. Регулярно посещает спортивные секции и фитнес-клубы, спортзалы. Увлекается несколькими видами спорта. Принимает участие во всех спортивных мероприятиях вуза. Нередко играют в университетских спортивных командах, за что получают стипендии на обучение.
Студент — зазнайка
Этот вид возникает среди особо успешных студентов. Чрезвычайно высокомерен, поскольку считает себя редкостным интеллектуалом, часто полагает что его заслуги не дооценивают окружающие. Если студент – зазнайка замечает, что окружающие не знают чего-то из того, что знает он — его амбиции растут, как на дрожжах.
Дает всем советы, даже если его не спрашивают, уверен в своем превосходстве над любым студентом, а порой и преподавателем. Преподавателей считает бесплатным приложением к университету, обычно это «приложение» недостойно его обучать. Главное убеждение по жизни: «Хорошо там, где нас нет».
Внешне этот тип выделяется вечно недовольным либо надменным взглядом и громко-возмущенным голосом.
Студент-аспирант
Самый опытный студент. Отличается умом, сообразительностью и отличным знанием большинства изучаемых предметов. Это не только самый старший из студентов, но и самый сознательный, т. к. студент – аспирант решил продолжить свое дальнейшее обучение в вузе. Иногда приходит на экзамен, тянет билет и начинает списывать.
Потом вспоминает, что преподаватель — это он сам. Он любит науку, и его сильно задевает, когда другие студенты халатно относятся к любимым дисциплинам. Боится своего научного руководителя, хотя каждую неделю ездит с ним «на шашлыки» на дачу. Однажды в процессе написания диссертайии изобретет вечный двигатель.
Знание – сила, и он это действительно понимает.
Как видно из этой шутливой классификации студенты бывают разные, и это конечно же не все возможные виды студентов.
Если же говорить серьезно, поскольку сложно собрать в единую систему все многообразие студентов, их характеров и индивидуальных особенностей, то социологами, психологами и педагогами предложено множество критериев классификаций студенческого сообщества. Критерии, как правило, зависят от целей научного исследования.
Например, вполне очевидная классификация — по этапам обучения. Как отмечают ученые, на первых годах обучения студентам требуется общение с большим количеством людей, появляются новые интересы, которые требуют пространства для разнообразной деятельности.
Первому этапу обучения студентов (базовая ступень обучения длится в среднем четыре года) присущи высокая степень коммуникативности, физическая активность, большое разнообразие видов увлечений и жизненной активности. Студенты выпускных курсов и аспиранты ведут более «оседлый» спокойный образ жизни.
Как правило, к этому времени их интересы приобретают более узкую специализацию, меньше времени уделяется на общение, у большинства студентов появляется работа (в том числе надомная), а у некоторых семья и дети. Так что, приведенную выше классификацию при желании можно легко дополнить и расширить.
Советую также прочитать: Как сдать экзамен, получить зачет «автоматом» >>>
Источник: https://prizmaznaniy.ru/stat_types_of_students.html
Классификация чувств: эстетические, правовые, интеллектуальные
Классифицировать чувства можно по-разному.
Рисунок 1. Основы классификации чувств
По влиянию на деятельность выделяются чувства стенические и астенические. Стенические чувства положительно влияют на деятельность и поведение человека, астенические, напротив, отрицательно. Чувства могут быть разнонаправленными: положительными(радость, оптимизм, восторг, умиление) и отрицательными (страх, тревога, неуверенность, угнетенность).
Классификация чувств по форме проявления
По форме проявления выделяют настроения, аффекты и страсти.
Определение 1
Настроения — эмоциональные состояния человека, которые длятся относительно недолго.
Определение 2
Аффекты — эмоции имеющие большую силу, носят кратковременный характер.
Такие кратковременные чувства можно назвать вспышками. К ним относятся: гнев, ненависть, паника, страх. В сознании происходят значительные изменения, нарушается волевой контроль. Причиной аффекта является неожиданный или большой силы раздражитель, к которому не может приспособиться человек.
Часто этой причиной выступает конфликт с другими людьми, длительное игнорирование какой-то просьбы, усталость, переутомление. Аффект присущ людям неуравновешенным и слабохарактерным. Человек становится чрезмерно активным, эта активность не соответствует ситуации.
Он жестикулирует, громко говорит, его речь сопровождается возгласами и восклицаниями. Либо, наоборот, человек впадает в оцепенение, его движения замедленны, речь заторможена. Усилием воли возможно погасить вспышку. Чем больше развиты волевые качества, тем меньше человек подвержен аффекту.
Предупредить, замедлить аффект может отвлечение или переключение внимания. С точки зрения психологии сильное нервное возбуждение переносится на другие участки мозга.
Определение 3
Страсти — сильные, глубокие переживания.
Они довольно устойчивы и длительны. Если страсть направлена на общественно важную цель, она обогащает человека, ведет к успехам, может даже к выдающимся достижениям. Любовь к науке, искусству, чрезмерная, всезахватывающая — тоже страсть.
Морально-политические чувства
Морально-политические чувства относятся к социальным. Сюда можно отнести чувства любви к своей Родине, ненависти к врагу, позитивного отношения к труду.
Честь, достоинство, совесть — тоже морально-политические чувства. Перечисленные эмоции тесно связаны с мировоззренческой позицией человека, с политическими и нравственными убеждениями.
Проявление этих чувств является важной мотивацией поведения человека.
Правовые чувства
Большое место в жизни человека занимают правовые чувства. При помощи них человек выражает свое отношение к поступкам, нормам, правилам.
Если правовые чувства высоко развиты, человек является законопослушным гражданином, он соблюдает предписания права. Чувства уважения к закону, уверенность в его справедливости следует относить к правовым чувствам.
Правосознание формируется при помощи воспитания, получения человеком правовых знаний.
Интеллектуальные чувства
Когда человек осуществляет познавательную деятельность, возникают интеллектуальные чувства. Это отношение человека к мыслям. Любознательность, удивление,ясность, понимание, уверенность, сомнение, ощущение нового — это чувства, возникающие при приобретении знаний и умений. Они стимулируют мышление, побуждают человека дойти до истины, разобраться в непонятном.
Эстетические чувства
У человека есть эстетические потребности. В зависимости от того удовлетворены они или нет возникают эстетические чувства разной направленности: чувство прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического. У каждого человека свои нормы прекрасного, эстетические оценки, они имеют под собой мировоззренческую основу.
Выделяют чувства профессиональные, семейно-бытовые, религиозные и др.
Успех в профессии зависит от любви к ней, гордости, уверенности, коллективизма, а также ответственности, исполнительности, инициативности.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/psihologija/psihologija-i-pedagogika/raznovidnosti-chuvstv/
Виды чувств
- Низшие чувства
- Высшие чувства
- Нравственные чувства
- Эстетические чувства
- Интеллектуальные чувства
- Социальные чувства
- Чувства – это разнообразные по своей форме выражения переживания, отражающие отношение индивидуума к действительности и происходящему. В психологии существует следующая классификация чувств:
Низшие чувства
Нацелены удовлетворить базовые потребности индивидуума на физиологическом уровне, к примеру, утолить голод или жажду, ощутить себя в безопасности или обрести спокойствие.
Высшие
Отражают наш внутренний мир, нацелены на удовлетворение социальных потребностей. Они являются основой различной жизнедеятельности и идут рука об руку с общественной деятельностью. Такие чувства в свою очередь разделяют на нравственные, интеллектуальные, эстетические и социальные.
Нравственные чувства
Связаны с взаимоотношениями человека с другими людьми, его позицией к месту рождения, родителям и семье, самому себе. В перечень нравственных чувств включены: любовь, гуманность, достоинство. Такое разнообразие объясняется богатством взаимоотношений между людьми. Нравственные чувства являются механизмом управления поведением индивидуума.
Эстетические чувства
Связаны с переживанием ощущения прекрасного. Рождаются в минуты созерцания художественных шедевров, а также явлений природы. Развиваются в рамках понимания индивидуумом искусства и прекрасного. Музыкальные произведения влияют на формирование музыкальных чувств. В данный перечень также включены чуткость, вдохновение к творчеству, юмор, сарказм.
Интеллектуальные чувства
Связаны со стремлением людей познать окружающий мир, удовлетворить собственную любознательность, отыскать истину и обрести ответы, необходимые для решения определенных проблем и мыслительных задач. К вышеописанным чувствам причисляют любознательность, загадочность, недоверие, нерешительность, замешательство.
Социальные чувства
Выступают механизмом обеспечения эмоционального взаимодействия с окружением. В этом перечне находятся известные чувства справедливости, почтения, ответственности, ощущения единодушия, уважение к Родине. В эту классификацию также включены застенчивость, озадаченность, тоска, скупость.
Остановимся на некоторых из них более детально:
- Страсть является сильным, увлекающим чувством, которое занимает наиболее существенное место среди других стремлений. Оно фиксирует внимание человека, а также все его силы конкретно на объекте страсти.
- Ненависть – негативно окрашенное чувство, в основе которого лежит событие или явление, противоречащее потребностям человека, его мыслям и мировоззрению. Оно подталкивает индивидуума к критическому анализу, а также нередко становится причиной разрушающих действий, направленных на этот раздражающий объект. Ненависти предшествует появление сильного раздражения, а также накопление негативных эмоций. Предметом ненависти порой становится не только настоящая, но и ошибочная причина определенных событий.
- Юмор исходит от способности замечать парадоксы и разногласия, царящие в окружающем мире. Люди склонны отдавать отчет контрастности позитива или негатива в каком-то человеке и гиперболизировать их. Юмор подразумевает дружелюбное мироощущение — сочетание хорошего и забавного. Вызывающие смех недостатки трактуются как позитивное и приятное явление.
- Ирония в своей основе содержит сравнение позитивного с негативным. Человек противопоставляет имеющийся в его воображении идеал действительности, либо же соотносит смешное с благородным. В эти моменты люди испытывают чувство собственного превосходства над объектом, порождающим иронию. Злобное ироническое ощущение зачастую заканчивается насмешкой или даже издевательством.
- Цинизм отвергает жизненные ценности,пренебрегает моралью и правилами поведения, царящими в обществе. В основе такого чувства лежит неумение приложить усилия для того, чтобы побороть трудности.
- Сарказм граничит с колючей насмешкой, злобной иронией или едким замечанием. За ним скрывается неумение действовать.
Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход? Закажи свою оригинальную работу УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ
Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/vidi-chuvstv/
Понятие о чувствах. Виды чувств
Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека, отличающаяся относительной устойчивостью. Благодаря чувству можно выяснить эмоциональное отношение человека к тем или иным вещам, определить его моральные убеждения и особенности внутреннего мира человека.
Всё новое происходящее в жизни и деятельности человека воспринимается и выражается в новых чувствах и переживаниях. Формирование чувств является необходимым условием развития человека как личности. Они формируются по мере развития индивидуального сознания под влиянием воспитательных воздействий семьи, образования, культуры и других факторов.
Функции чувств:
- мотивационная – чувства мотивируют поведение;
- сигнальная – чувства сигнализируют человеку о потребностной значимости объектов и побуждают направлять на них деятельность;
- оценочная – чувства помогают определить значимость всего, что происходит;
- функция синтезирующая основы образа — отражает разнообразие раздражителей в виде целых и структурных образований;
- экспрессивная функция – обеспечивает невербальную коммуникацию.
Классификация чувств: чувства различают по модальности, по интенсивности, по продолжительности, глубине, осознанности, генетическому происхождению, сложности, условиям возникновения, выполняемым функциям, воздействию на организм, по формам и условиям своего развития, по психическим процессам, с которыми они связаны, по потребностям, по предметному содержанию. Существующие классификации различаются по своей теоретической и эмпирической обоснованности.
Принято выделять низшие и высшие чувства:
- Низшие чувства связаны с удовлетворение или неудовлетворением физических или физиологических потребностей человека.
- Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные. Высшие чувства отражают духовный мир человека и связаны с анализом, осмыслением и оценкой происходящего и определяющего его личность.
Нравственные или моральные чувства – это форма переживания ценности или наоборот, недопустимости иных действий, поступков, мыслей, намерений человека с точки зрения требуемого от него отношения к обществу, к интересам общества, к нормам поведения, выработанным обществом.
Эти переживания могут возникнуть лишь на основе соотнесения действий, поступков людей с нормами, выражающими общественные требования к поведению человека. Они зависят от знания норм поведения, требований морали, принятой в данном обществе, выражают отношение человека к другим людям.
К таким чувствам относятся чувства товарищества, дружбы, любви, отражающие различную степень привязанности к определённым людям, потребность в общении с ними. Отношение к своим обязанностям, принятым на себя человеком по отношению к другим людям, к обществу называется долгом.
Несоблюдение этих обязанностей приводит к возникновению отрицательного отношения к себе, выражающегося в чувство вины, стыда и в угрызениях совести. Также к ним относятся чувство жалости, зависти, ревности и другие проявления отношения к человеку.
Эстетические чувства представляют собой переживание чего-либо как прекрасного. В наиболее типичной и яркой форме они возникают при восприятии произведений искусства (явления природы, действия людей, вещи). Развиваются они в связи с развитием искусства.
Именно музыка и пробуждает у нас музыкальное чувство. Эти чувства – это отношение человека к прекрасному и уродливому, связанное с пониманием красоты, гармонии, возвышенного и трагического.
К ним относятся чувство юмора, ирония, злоба, издёвка, сарказм, чувство трагического, драматического.
Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью людей, с удовлетворением любознательности, познавательных интересов, с поисками истины, с решением мыслительной задачи.
Источник: http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psychology/982-2010-12-03-10-26-35.html
Мочалова Ю.В., Сорокина О.А., Толстова М.В., Мельникова Н.А. Исследование возможностей информационно-образовательной среды в целях адаптации студентов-первокурсников
Мочалова Юлия Владимировна1, Сорокина Ольга Андреевна1, Толстова Мария Владимировна1, Мельникова Наталия Александровна11Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина, студент 4 курса
Mochalova Julia Vladimirovna1, Sorokina Olga Andreevna1, Tolstova Maria Vladimirovna1, Melnikova Natalia Alexandrovna11Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin, 4th year student
Библиографическая ссылка на статью:
Мочалова Ю.В., Сорокина О.А., Толстова М.В., Мельникова Н.А. Исследование возможностей информационно-образовательной среды в целях адаптации студентов-первокурсников // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74698 (дата обращения: 02.02.2020).
Современная жизнедеятельность человека характеризуется все большим развитием информационно-коммуникационной области, что заставляет все больше задуматься о масштабе ее применения.
С каждым днем информационные технологии внедряются в нашу жизнь, предоставляя человеку возможность осуществлять обмен знаниями и опытом.
Сегодня информационно-коммуникационные технологии способны активизировать процесс потребностно-мотивационной сферы личности, а также изменять самосознание человека, тем самым способствуя киберсоциализации индивидуума.
Проблема формирования и развития личности остается актуальной до настоящего времени. Психологи Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С.
Кон писали, что немаловажную роль в процессе развития играет общение, но, поскольку живое общение давно уже вытеснено Интернет-общением, необходимо понимать важность изучения особенностей коммуникации в информационной среде как одного из факторов социализации человека.
Информационные коммуникации занимают особое место в педагогической деятельности. Особенность Интернет-ресурсов позволяет использовать их в социально-педагогической практике студентам и педагогам не только в процессе обучения, но и в процессе адаптации, когда студенты только поступают в профессиональное образовательное учреждение.
Проблема адаптации в информационной среде поднималась уже такими исследователями, как И.А. Васильева, В.В Нестерова, М.Ю. Сидорова и другими, а доктор педагогических наук А.В.
Мудрик считает, что сегодня глобальная сеть – Интернет – это совокупность духовного и материализованного информационного потенциала общества, представляющая собой огромный базис для всех направлений деятельности человека и являющаяся в настоящее время одним из самых важных факторов социализации личности в целом [1].
На данный момент информационная среда доступна для жителей боле 180 стран и включает в себя различные тематические порталы, сайты, блоги, содержит большое количество знаний и многое другое. Интернет-среду принимают за достояние человечества.
Большую часть своего времени человек проводит именно в сети-Интернет, создается некое информационное пространство, где непосредственно и происходит социализация человека, а в нашем случае студента первого курса, как определенный вид киберсоциализации.
Поступая в образовательное учреждение, многие студенты приезжают из отдаленных местностей, что затрудняет процесс их адаптации в новом городе.
Не имея знакомых и друзей на новом месте, студент начинает искать поддержку в интернете, а в особенности, в социальных сетях, блогах, форумах.
Информационная среда создает стихийные условия для социализации студента, так как влияние Интернета имеет спонтанный характер и зависит от интересов и потребностей индивида.
Изменения потребностно-мотивационной сферы студента и структуры его самопознания в информационной среде могут быть как позитивными, так и негативными.
Негативное влияние глобальной сети в процессе адаптации студента происходит в случае формирования интернет-зависимости с ее отрицательными для человека последствиями.
Как уже говорилось, особую роль в адаптации студента играют социальные форумы, которые могут оказывать пагубное влияние на личность. Не различая нужную информацию от ненужной, студент забывает о главных целях приезда – получить образование.
Позитивное влияние информационные сети оказывают в процессе киберсоциализации, когда студентом используются тематические и полуфункциональные веб-ресурсы и сервисы для удовлетворения определенных потребностей.
Именно поэтому нами был предложен проект создания тематического информационно – образовательного портала на базе университета, где студент-первокурсник мог бы получать всю необходимую информацию не только об учебе, но также мог участвовать в жизни университета, находить новых знакомых, получать последние новости и еще много интересного.
Информационно-образовательная среда сегодня используется почти во всех ВУЗах в педагогических целях.
Она представляет собой совокупность ресурсов, ориентированных, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками, подходит для организации традиционных дистанционных курсов, а также для поддержки очного обучения. Данные электронные образовательные модули пользуются популярностью у студентов лишь в том случае, когда вынуждает учеба.
Мы предлагаем разнообразить такого рода образовательные модули до уровня современной развитой образовательной сети. В целях адаптации студентов-первокурсников нами был разработан проект информационно-образовательного портала, который позволяет студентам первых курсов адаптироваться в университете с помощью Интернет-сети.
Разработанный электронно-образовательный портал представляет собой сайт на базе университета, который содержит в себе несколько модулей: учеба, новости, развлечения, досуг и так далее.
Прежде всего, проект ориентирован не на учебные курсы, а на помощь студентам, которые только приехали в новый город, не зная, что и где искать, куда обратиться за помощью.
Основная задача образовательного портала – донести всю необходимую информацию, которая пригодится для ребят первых курсов, поможет им раскрыться как личностям и понять все самые основные положительные моменты обучения в данном учебном заведении.
Основным преимуществом разработанного электронного образовательного портала от других социальных форумов и поисковиков является то, что портал ориентирован именно на студентов одного высшего учебного заведения.
Портал объединяет в себе общие интересы и вопросы студентов: жизнь в общежитии, вопросы с расписанием, экскурсии по городу и многое другое. От социальных же форумов электронный портал отличается тем, что он оказывает только положительное влияние.
Студент, посещая сайт, не отвлекается на разносторонние темы и форумы, которые могут отнимать время и вызывать зависимость.
Для исследования данных теоретических положений и внедрения проекта информационного образовательного портала в целях адаптации студентов нами было организовано анкетирование.
Контингент испытуемых составили студенты первых курсов Нижегородского Педагогического университета имени Козьмы Минина, так как именно на данную категорию лиц ориентируется разработка проекта. Тестирование проводилось в октябре 2016 года.
В данной статье приведены основные полученные данные, на основе которых можно сделать выводы об использовании информационно-образовательного портала в целях адаптации студентов.
Результаты анкетирования показали: средний возраст опрошенных студентов 17-18 лет, 83% являются иногородними студентами, то есть больше половины опрошенных впервые уехали от родителей и начинают взрослую жизнь. Большинство из них не привыкли решать проблемы самостоятельно, из-за чего и могут возникнуть трудности в адаптации.
Находясь в поиске ответа на какой-либо вопрос, больше половины студентов ответили, что обратились бы за помощью к интернету, на втором месте – к знакомым.
67% ответивших считают, что основным условием адаптации студентов-первокурсников является наличие какого-либо электронного модуля, где можно найти всю информацию.
Причиной такого выбора обучающихся, возможно, является, во-первых, удобство портала, позволяющее сократить время на поиски нужной информации, а во-вторых, у многих студентов может присутствовать страх быть отвергнутым новыми знакомыми.
Также стоит отметить, что выбор студентов в пользу электронно-образовательного портала в целях адаптации (61%) объясняется тем, что сеть-Интернет сегодня широко развита и является не только способом нахождения информации, но и средством общения.
Большинство пользователей, а точнее 62% опрошенных, находятся постоянно в режиме on-line. Больше шести часов в день 25% опрошенных также проводят в Интернете.
Таким образом, для многих студентов намного удобнее получать информацию, общаться, узнавать последние новости через информационную сеть, так как современный мир всегда «на связи».
В сознании людей глобальная сеть-Интернет до сих пор является пространством, где можно развлекаться, работать, читать, но анкетирование показало, что большинство студентов (90%) было бы не против, если на базе образовательного учреждения был бы создан портал, где можно было общаться и получать всю ценную информацию.
Студенты выразили интерес и указали, что именно они хотели бы видеть в такой, не совсем еще привычной для нас, информационно-образовательной среде. Все до одного согласились, что основное предназначение данного проекта – учеба.
83% не против заводить знакомства с одногруппниками через данный модуль, 28% были за то, чтобы можно было узнавать новости и информацию о мире в целом.
Одним из важных вопросов в анкетировании был о том, упростит ли информационно-образовательная среда жизнь студентам. 91% опрошенных считают, что данный портал позволит быстрее адаптироваться на новом месте. Данный проект позволит студентам проходить обучение, поддерживать постоянную связь с преподавателями и однокурсниками, общаться, знакомится, делится общими идеями на одном сайте.
Следовательно, обобщая результаты исследования, можно сделать следующие выводы. Электронная среда обладает большими возможностями для социализации и адаптации студентов-первокурсников. Это совокупность всех направлений деятельности человека, позволяющая развиваться студентам в различных сферах жизнедеятельности.
Для положительного влияния электронной среды на адаптацию студентов первых курсов она должна быть представлена специализированным ресурсом, в данном случае – это электронно-образовательный портал в виде сайта. Такой портал в первую очередь должен быть ориентирован на студентов и общение между ними.
Электронный образовательный портал создается на базе университета, то есть должен объединять студентов только одного высшего учебного заведения.
Необходимо, чтобы содержание сайта было насыщенным не только в плане учебы, но также было развито в других различных направлениях, то есть студент мог бы найти в таком портале решение административных вопросов (оформление индивидуального графика обучения, заказ справок), узнать о различных досуговых центрах, познакомиться с однокурсниками, узнать город и так далее. Конечно же, сайт должен содержать в себе всю информацию об университете и иметь форум, где студенты могли бы обращаться за помощью к старшекурсникам. Особое внимание нужно уделить оформлению портала. Он должен «вызывать» у студентов чувство защищенности, где они бы не стеснялись задавать любого рода вопросы.
84% опрошенных студентов-первокурсников готовы использовать электронно-образовательный портал в целях адаптации, знакомства, организации совместных мероприятий и так далее.
Библиографический список
Количество просмотров публикации: Please wait
Источник: http://web.snauka.ru/issues/2016/11/74698
О понятиях «эмоция» и «чувство» в научной литературе — международный студенческий научный вестник (электронный научный журнал)
1 Телицына Е.Л. 1 1 Югорский государственный университет
1. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. – М.: Языки русской культуры, 1999. – 896 с. 2. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Том I. Лексическая семантика (синонимические средства языка) 2-изд., испр. и доп. – М.: Языки русской культуры, 1995. – 464 с.
3.
Вежбицкая А. Сравнение – градация – метафора // Теория метафоры. – М.: Прогресс, 1990. – С. 303-341.
4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. –М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. –142 с.
5. Додонов Б. И. В мире эмоций. – М.: Политиздат, 1987. – 140 с.
6. Изард И. Эмоции человека. – М., 1980. – С. 5271.
7. Леонтьев А.Н.
Избранные психологические произведения. В 2-х т. – М.: Просвещение, 1983.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Издательство: Питер, 1989. – 720 с. 9. Шаховский В.И. О переводимости эмотивных смыслов художественного текста // Перевод и коммуникация. – М., 1997. – С. 138-152. 10.
Советский энциклопедический словарь / главн. ред. А.М. Прохоров. – Изд. 4-е. – М.: Советская энциклопедия, 1986. – 1600 с. 11. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 22.01.2015).
Эмоции многогранны: они затрагивают чувства и опыт человека, его физиологию и поведение, формы познания и концептуализации. Интерпретация эмоций относится к одной из самых сложных исследовательских задач, как в психологии, так и в лингвистике. По этой причине эмоциональность и оценочность изучается как лингвистами, так и психологами. На трудность толкования эмоций указывает каждый ученый-психолог, затрагивающий данную проблему [Изард, 1980; Додонов, 1987].
Эмоция – это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную оценку и охватывающие все виды чувствительности и переживаний [СЭС 1986: 1556]; это чувство субъекта, основанное на способности переживать эмоцию или выражать ее [Лукьянова 1983]. Эмоции являются предметом исследования не только лингвистов, но и психологов. Но с точки зрения психологии эмоции изучены слабо и понимаются разными учеными по-разному.
В научной литературе лексемы эмоция и чувства определяются друг через друга, что находит выражение в том, что такие эмоциональные переживания, как радость, веселье, восторг и восхищение в литературе, посвященной описанию эмоций, рассматриваются как эмоции [Вежбицкая, 1990; Арутюнова, 1988; Апресян, 1995], а в толковых словарях определяется через лексему чувство.
Вместе с тем, отличия между чувством и эмоцией существуют и интуитивно осознаются носителями языка, что находит выражение, в частности, в том, что о более глубоком, продолжительном и устойчивом душевном переживании мы говорим «чувство», а о ситуативно возникающем – «эмоция», ср. любовь и ревность. «Наивное» толкование эмоциональных состояний находит подтверждение в психологии; здесь собственно эмоциями называют преходящие, «ситуационные» эмоциональные состояния [Леонтьев 1983: 367].
Чувства – особый вид эмоциональных переживаний, носящих отчетливо выраженный предметный характер и отличающихся сравнительной устойчивостью [СЭС 1986: 1504].
Под чувствами понимается эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к реальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений. В просторечии и в некоторых словосочетаниях (например “орган зрения”) чувствами также называют ощущения [Свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/: дата обращения 22.01.2015 г.].
Экспрессивность – совокупность семантико-стилистических признаков единицы языка, которые обеспечивают ее способность выступать в коммуникативном акте как средство субъективного выражения отношения говорящего к содержанию или адресату речи [ЛЭС 1990: 591].
Таким образом, эмоциональное отношение представляет собой эмоциональное переживание, вызванное внешним относительно говорящего объектом и не соотносимое с личностной сферой в плане утилитарности. В то время как эмоциональное состояние предполагает, что некое событие, эмоционально оцениваемое субъектом речи, может принести пользу или ущерб самому говорящему.
Библиографическая ссылка
Телицына Е.Л. О ПОНЯТИЯХ «ЭМОЦИЯ» И «ЧУВСТВО» В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-3.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=16022 (дата обращения: 20.03.2020).
Источник: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16022