Виды наблюдения — студенческий портал

Содержание курса лекций «Статистика»

Виды наблюдения - Студенческий портал

Статистическое наблюдение. Статистическое исследование начинается со сбора статистической информации, характеризующей изучаемые социально-экономические явления и процессы. Данный этап называется статистическим наблюдением.

Статистическое наблюдение – это массовое, планомерное, научно организованное наблюдение за социально-экономическими явлениями и процессами, заключающееся в регистрации необходимых признаков у каждой единицы изучаемой совокупности.

Например, при переписи населения по каждому без исключения жителю страны регистрируются сведения о поле, возрасте, семейном положении, образовании и др.

Статистическое наблюдение, как правило, носит массовый характер. Это проявляется в том, что при проведении наблюдения необходимо получить данные от максимально возможного числа изучаемых единиц совокупности. Массовый охват совокупности позволяет получать наиболее точные данные, характеризующие изучаемое социально-экономическое явление, выявить имеющиеся закономерности и взаимосвязи.

Планомерность проведения статистического наблюдения заключается в том, что любое исследование проводится по заранее разработанному плану, который включает в себя ряд вопросов, касающихся подготовительных работ, непосредственного сбора необходимой информации и обработки полученных данных.

Формы статистического наблюдения

Формы статистического наблюдения: отчетность, специально организованное статистическое наблюдение, регистры.

Отчетность способ получения статистической информации от юридических лиц.

Отчетность представляет собой специально разработанные формы, включающие в  себя те признаки, которые подлежат регистрации.

Формы статистической отчетности разрабатываются и утвержденные органами государственной статистики РФ.

Любое юридическое лицо, являющееся субъектом экономики РФ, обязано предоставлять отчетность органам государственной статистики по месту своей регистрации по установленным отчетным формам и в установленные сроки.

  • В период формирования рыночной экономики особое место в системе сбора стати­стической информации стали занимать специально организованные статистические наблюдения.
  • Специально организованное статистическое наблюдениепроводится для получения каких-либо данных, не содержащихся в предоставляемой отчетности или которые необходимы для проверки или уточнения данных, содержащихся в отчетах.
  • Особо следует выделить такой вид специально организованного наблюдения, как перепись.

Перепись это специально проводимые широкомасштабные работы по сбору необходимой статистической информации об изучаемых объектах в границах отрасли, региона или страны в целом.

Так, например, переписи населения, которые проводятся примерно один раз в 10 лет и направлены на получение необходимой информации о населении страны.

Органами статистики также проводятся переписи многолетних насаждений, жилого фонда, незавершенного строительства и пр.

Кроме переписей, к специально организованному наблюдению также относятся и другие единовременные работы по сбору необходимой статистической информации, в частности, в рамках социологических или маркетинговых исследований.

Регистровое наблюдение представляет собой постоянный мониторинг состояния и развития наблюдаемых единиц, заключающийся в первичном размещении и своевре­менной актуализации информации в ведущейся базе данных.

В статистической практике ряда стран находят применение регистры населения, т.е.

постоянно актуализируемые списки жителей страны с указанием их основных социально-демографических признаков, а также регистры предприятий, содержащие информацию организационно-правового и эко­номического характера.

Классификация видов статистического наблюдения (подробнее см. по ссылке)

Виды наблюдения - Студенческий портал

Планомерность является основой статистического наблюдения, поэтому его проведение должно основываться на детально разработанном плане.

План статистического наблюдения 

План статистического наблюдения состоит из двух частей, первая включает программно-методологические вопросы, а вторая организационные вопросыОбразец и перечень вопросов смотрите по ссылке .

Источник: https://stat-ist.ru/statistika-kurs-lektsij/statisticheskoe-nablyudenie

Наблюдение как метод психодиагностики

Наблюдение — целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта.

Особенности метода наблюдения:

  • непосредственная связь исследователя с объектом наблюдения; одновременность события и его наблюдения;
  • данные об объекте наблюдения получены со стороны наблюдателем;
  • целостное восприятие наблюдаемой ситуации;
  • зависимость данных от состояния и установок наблюдателя;
  • влияние наблюдателя на объект наблюдения;
  • влияние объекта наблюдения на восприятие наблюдателем его признаков и их оценку.
  • Научное наблюдение связано с прямым, непосредственным восприятием событий или участием в них.
  • Оно имеет много общего с обыденным наблюдением, как человек в повседневной жизни воспринимает происходящее, анализирует и объясняет поведение людей, связывает его с характеристиками условий деятельности, запоминает и обобщает события, очевидцем которых он становится.
  • Отличия научного наблюдения от обыденного:
  • четко сформулированы цели и задачи, объект и предмет наблюдения;
  • осуществляется по заранее продуманному плану;
  • данные наблюдения фиксируются в протоколах по определенной системе;
  • полученная информация подвергается контролю на обоснованность и устойчивость.

Наблюдению присущи свои особенности, преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать при его применении.

Преимущества метода наблюдения:

  • непосредственное восприятие поведения объекта наблюдения в реальном времени;
  • оперативность получения информации;
  • объективность, конкретность данных;
  • единство эмоционального и рационального в восприятии ситуации;
  • расширение возможностей интуиции в понимании и объяснении явлений;
  • возможность точнее понять смысл поведения людей за счет идентификации с ценностями, целями объектов наблюдения.
  • возможность использования опыта наблюдателя в выявлении проблемных ситуаций, гибкость исследовательских установок;
  • возможности приближения объекта к условиям экспериментальной ситуации.

Недостатки метода наблюдения:

  • локальность наблюдаемых явлений, ограниченный характер наблюдаемой ситуации;
  • невозможность повторения событий ситуации;
  • трудность дифференциации и выделения признаков наблюдаемой ситуации;
  • искажение естественного состояния объекта ограничивает возможности для обобщения;
  • пассивность метода, его зависимость от имеющихся на момент наблюдения состояний объекта.
  • ограничены возможности получения данных о целях, мотивах поведения;
  • субъективность, искажение, ошибки в регистрации признаков из-за эмоций, низкой квалификации, неверных установок наблюдателя.

Типичные ошибки наблюдения:

  • Гало-эффект — обобщенное впечатление наблюдателя ведет к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.
  • Эффект снисхождения— тенденция всегда давать положительную оценку происходящему.
  • Ошибка центральной тенденции — наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.
  • Ошибка корреляции— оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценивается по беглости речи).
  • Ошибка контраста— склонность наблюдателя выделять у наблюдаемых черты, противоположные собственным.
  • Ошибка первого впечатления — первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Наблюдение незаменимо в случаях, когда:

  • необходимо исследовать естественное поведение без вмешательства извне в ситуацию,
  • нужно получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Классификация видов наблюдения

Рисунок (откроется в новом окне)

Все разновидности наблюдения могут сочетаться различным образом. Рассмотрим их отдельные виды.

Контролируемое наблюдение

  • заранее предусматривает ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов,
  • применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда исследователь знаком с изучаемым явлением.

Неконтролируемое наблюдение

  • применяется в исследованиях разведывательного плана с целью предварительного знакомства с проблемой,
  • при проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации.

Применяется на практике на начальном этапе исследования, а также совместно с другими методами сбора данных, дополняя и контролируя полученную информацию.

Открытое наблюдение :

  • предполагает оповещение наблюдаемых о проводимом наблюдении,
  • осуществляется с целью изучения психологической совместимости группы, экипажа, а также выявления лиц, склонных к отклоняющемуся поведению.

Скрытое наблюдение — осуществляется наблюдателем инкогнито, когда наблюдаемые не знают, что являются объектом исследования,

Включенное наблюдение — наблюдатель сам является членом группы, поведение которой он исследует:

  • предполагает непосредственное участие наблюдателя в происходящих событиях,
  • исследователь может не выделяться как наблюдатель (скрытое включенное наблюдение), осуществляя изучение данной совокупности как бы изнутри.

Включенное наблюдение не всегда используется как скрытое. Возможны и варианты включенного открытого наблюдения.

Варианты включенного наблюдения:

  • наблюдаемые знают о том, что их поведение фиксируется исследователем (при изучении динамики поведения в группе альпинистов или экипажа подводной лодки – фильм «72 метра»).
  • наблюдаемые не знают, что их поведение фиксируется (дети, играющие в комнате, одна стена которой — зеркало Гезелла; фокус-группы). Это позволяет фиксировать скрытые социальные явления в коллективах.

Невключенное наблюдение:

  • осуществляется со стороны,
  • наблюдатель не является участником происходящих событий.

Невключенное наблюдение может быть как скрытым, так и открытым.

Полевое наблюдение:

  • самый распространенный вид исследования,
  • протекает в естественных для наблюдаемых условиях;
  • реально отражает различные стороны жизни и деятельности объекта.

При полевых обследованиях следует различать наблюдение:

  • безучастное,
  • пассивное,
  • активно соучаствующее.

Пример безучастного наблюдения может служить наблюдение на стадионе во время футбольного матча за поведением фанатов. Естественно, никто из них не подозревает о том, что их «исследуют», следовательно, процедура никак не влияет на обычное самовыражение наблюдаемых людей.

  1. О том, что ведется включенное пассивное наблюдение, догадаться не так уж просто, особенно в том случае, если исследователь ведет себя непринужденно и производит впечатление просто любознательного «чужака».
  2. В случае активно соучаствующего наблюдения исследователь живет вместе с группой или сообществом, которые он изучает, принимая непосредственное участие в их деятельности.
  3. Лабораторное наблюдение:
  • характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные,
  • исследователь сам определяет эти условия, место и время проведения наблюдения.
  • Преимущество лабораторного наблюдения – углубленное изучение отдельных сторон деятельности индивида.
  • При лабораторном наблюдении широко используются различные технические средства – фото – кино – видео – аппаратура, измерительные приборы.
  • Систематическое наблюдение:
  • проводится регулярно с заданной периодичностью,
  • осуществляется по достаточно структурированной методике с высокой степенью конкретизации всей деятельности наблюдателя, по определенному плану,
  • выделяются регистрируемые особенности поведения (переменные),
  • классифицирует условия внешней среды.

Несистема тическое (с лучайное ) наблюдение:

  • обычно не планируется, является богатым источником информации,
  • трудность данной разновидности наблюдения состоит в непредсказуемости, случайности возникновения событий,
  • продуктивно в течение более или менее продолжительного промежутка времени.
  1. Проводится в ходе полевого исследования и широко применяется в этнопсихологии, психологии развития, социальной психологии.
  2. Важны не фиксация причинных зависимостей и строгое описание явления, а создание некоторой обобщенной картины поведения индивида либо группы в определенных условиях.
  3. Эпизодическое наблюдение – это фиксация изучаемых явлений и событий при отсутствии четкого регламента регистрации их в определенных временных интервалах или по различным этапам их протекания.
  4. Одномоментное наблюдение – фиксируется одно явление или событие, происходящее в определенном месте и в определенное время, например, осуществляемое психологом невключенное наблюдение за поведением студентов на занятии.
  5. Панельное наблюдение – процесс неоднократного, протяженного во времени, проводимого через определенные интервалы, систематического и организованного наблюдения за одним и тем же объектом, с целью выявить его изменения.
  6. Нестандартизированное наблюдение – изучение психологических явлений и процессов, когда определен только объект наблюдения, но не определены элементы изучаемого процесса и события, которые будут наблюдаться.
  7. Чаще всего применяется на начальной стадии психологического исследования с целью определения проблемной ситуации.
  8. Стандартизированное наблюдение – способ сбора эмипирической психологической информации, когда заранее определен не только объект и предмет исследования, но и состав элементов изучаемого процесса.
  9. Стандартизированное наблюдение может быть использовано как основной метод сбора информации для точного описания предмета исследования и в качестве способа проверки результатов, полученных другими методами, уточнения, корректировки их.
  10. «Сплошное» наблюдение — исследователь (или группа исследователей) фиксирует все особенности поведения, доступные для максимально подробного наблюдения,
  11. Выборочное наблюдение — исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов.
  12. Наблюдение может быть:
  • непосредственное;
  • с использованием наблюдательных приборов и средств фиксации результатов (аудио-, фото- и видеоаппаратура, особые карты наблюдения и т. д.).
Читайте также:  Классификация методов воспитания в педагогике - студенческий портал

Самым лучшим способом исследования поведенческих проявлений —сплошное наблюдение.

Лучший способ фиксации — скрытая аудиовизуальная запись, которую можно было бы неоднократно анализировать. Для психологической диагностики интересны все поведенческие проявления больного (и вербальные, и невербальные), имеющие диагностическую значимость.

В ходе наблюдения может фиксироваться то, что невозможно зарегистрировать никаким иным методом, а именно:

  • стиль поведения,
  • жесты,
  • мимику,
  • движения индивидов и целых групп.
  • Наблюдение используется вкупе с другими методами сбора информации, обогащая бесстрастную статистику живым материалом восприятия.
  • Метод наблюдения — один из наиболее сложных и трудоемких методов исследования, предполагающий составление программы наблюдения.
  • В программе прописываются этапы процедуры исследования методом наблюдения:
  • 1) выявляется проблемная ситуация,
  • 2) определяются цели и задачи,
  • 3) определяются объект наблюдения (отдельные индивиды или группа), предмет наблюдения (поведение индивида или группы), ситуации наблюдения;
  • 4) выбирается способ наблюдения и регистрации данных;
  • 5) строится план наблюдения (ситуации — объект — время);
  • 6) выбирается метод обработки результатов;
  • 7) осуществляется наблюдение согласно плана;
  • 8) проводится обработка и интерпретация полученной информации.
  • Для регистрации различных действий объекта наблюдения (единиц наблюдения) используются следующие документы :
  • а) карточка наблюдения – предназначена для регистрации признаков наблюдения в строго формализованном и, как правило, в закодированном виде;
  • б) протокол наблюдения – предназначен для комбинированной регистрации результатов наблюдения в формализованных и неформализованных процедурах. Отражает алгоритм взаимодействия различных карточек наблюдения;

в) дневник наблюдателя – предназначен для фиксации результатов наблюдения. В нем отмечаются не только сведения об объекте, но и действия исследователя в ходе наблюдения, дается оценка инструментария.

  • Психодиагностика
  • методы психодиагностики
  • наблюдение

Оцените публикацию

Источник: https://hr-portal.ru/article/nablyudenie-kak-metod-psihodiagnostiki

Метод наблюдения. Виды наблюдения. Требования к организации и проведению

Общая характеристика.Наблюдение (в психологии) — описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта.

Научное наблюдение стало широко применяться в областях, где особенное значение имеет фиксация особенностей поведения человека в различных условиях. Наблюдение применяется там, где вмешательство экспериментатора нарушит процесс взаимодействия человека со средой.

Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

Особенности метода (специфика). Главными особенностями метода наблюдения являются: непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта; пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения; сложность (порой — невозможность) повторного наблюдения. присутствие наблюдателя может существенно изменить наблюдаемое поведение.

Цель наблюдения – выявить и зафиксировать отдельные поведенческие акты, а именно индивидуальные действия и взаимодействия со средой и другими индивидами.

Виды наблюдения. Оно бывает: 1. Систематическое и случайное. Систематическое характеризуется регулярностью, повторяемостью. 2. Открытое или скрытое (включенное и невключенное).

Включенное наблюдение может быть как открытым, так и скрытым (например, если исследователь не сообщает о том, что он является таковым, другим членам группы). 3. Полевое и лабораторное. Полевое проводится в естественных для наблюдаемого условиях.

Данное наблюдение в психологии позволяет изучить естественную жизнь наблюдаемого объекта. К его недостаткам относятся трудоемкость, а также неконтролируемость ситуации исследователем, невозможность систематического наблюдения.

Лабораторное предоставляет возможность изучать объект в контролируемой, удобной для исследователя ситуации, однако может существенно исказить результаты исследования.  4. Лонгитюдное, периодическое и одиночное. Лонгитюдное осуществляется в течение длительного времени.

Периодическое наблюдение — осуществляется в течение некоторых точно определенных промежутков времени. Одиночные, или однократные, наблюдения проводятся в виде описания отдельного случая, который может быть как типичным, так и уникальным при изучении того или иного феномена.

Формы регистрации данных: а) качественные (описание – качественная форма регистрации данных, которая заключается в словесном выражении фактов поведения с использованием условных обозначений. Может быть: сплошным, т.е.

сплошное описание всего, что происходит; выборочным (ведение протокола); дневниковые записи (используются для длительного наблюдения, чаще всего за одним человеком) б) количественные (хронометраж – количественная форма регистрации данных, которая заключается в определении длительности какого-либо действия и частоты его проявления; и психологические шкалирование – это количественная форма регистрации данных, которая заключается в отражении уровня или наличии/отсутствии наблюдаемых фактов поведения).

Приемы и методы снижающие эффект субъективности. 1. Необходимо отделить процесс регистрации фактов от их интерпретации. 2. Необходимо правильно подюирать единицы наблюдения. 3. Использование стандартизированных методик наблюдения. 4. Обобщение результатов наблюдения нескольких наблюдателей (существуют методики экспертных оценок). 5. Использование технических средств

Единицы наблюдения. Единицы наблюдения — простые или сложные действия объекта исследования, доступные наблюдателю. Для их регистрации используются специальные документы: 1. Карточка наблюдения. Она необходима, чтобы регистрировать те или иные признаки в формализованном и зачастую закодированном виде.

По ходу исследования может быть использовано несколько таких карточек, отдельно для каждой единицы изучения. 2. Протокол наблюдения. Предназначен для того, чтобы фиксировать комбинированные результаты в формализованных и неформализованных процедурах. Он отражает взаимодействие карточек наблюдения. 3.

Дневник наблюдений. Психология часто использует различные журналы наблюдений. Они необходимы для того, чтобы зафиксировать полученные результаты исследования. В них указываются не только различные сведения о самом объекте, но также и совершенные в ходе изучения действия наблюдателя.

При записи результатов может применяться также различная кино- и видеоаппаратура.

Дата добавления: 2018-06-01; просмотров: 2245;

Источник: https://studopedia.net/6_58434_metod-nablyudeniya-vidi-nablyudeniya-trebovaniya-k-organizatsii-i-provedeniyu.html

1.Формы, виды, способы статистического наблюдения

  • ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «СТАТИСТИКА»
  • для
    студентов второго курса
  • Статистическое
    наблюдение
     —
    это массовое (оно охватывает большое
    число случаев проявления исследуемого
    явления для получения правдивых
    статистических данных) планомерное
    (проводится по разработанному плану,
    включающему вопросы методологии,
    организации сбора и контроля достоверности
    информации), систематическое (проводится
    систематически, либо непрерывно, либо
    регулярно), научно организованное (для
    повышения достоверности данных, которая
    зависит от программы наблюдения,
    содержания анкет, качества подготовки
    инструкций) наблюдение за явлениями и
    процессами социально-экономической
    жизни, которое заключается в сборе и
    регистрации отдельных признаков у
    каждой единицы сФормы
    статистического наблюдения
  • Статистическая
    отчетность

Основная
форма статистического наблюдения,
которая заключается в получении
статистическими органами данных от
единиц наблюдения. Данные поступают в
органы статистики от предприятий и
организаций в виде обязательных отчетов
об их деятельности. Отчётные документы
утверждаются Министерством финансов
РФ и Госкомстатом РФ. Методы и формы
организации статистической отчетности
дифференцируются применительно к
различным типам предприятий и формам
предпринимательства. Основными формами
ответности являются бухгалтерский
баланс и отчет
о прибылях и убытках.

Специально
организованное наблюдение

Заключается
в получении данных, которые в силу тех
или иных причин не вошли в отчетность
или для проверки данных отчетности.
Представляет собой сбор данных посредством
переписей и единовременных учетов.

  1. Регистровое
    наблюдение
  2. Основано
    на ведении статистического регистра,
    с помощью которого осуществляется
    непрерывный статистический учет за
    долговременными процессами, имеющими
    фиксированное начало, стадию развития
    и фиксированное окончание.
  3. Виды
    статистического наблюдения
  4. Статистические
    наблюдения подразделяются на виды по
    следующим признакам:
  • по времени регистрации данных;
  • по полноте охвата единиц совокупности;

Виды
статистического наблюдения по времени
регистрации:

Текущее
(непрерывное) наблюдение 

проводится для изучения текущих явлений
и процессов. Регистрация фактов
осуществляется по мере их свершения.
(регистрация семейных браков и разводов)

  • Прерывное
    наблюдение
     —
    проводится по мере необходимости, при
    этом допускаются временные разрывы в
    регистрации данных:
  • Периодическое наблюдение
    — проводится через сравнительно равные
    интервалы времени (перепись населения).
  • Единовременное наблюдение
    — осуществляется без соблюдения строгой
    периодичности его проведения.
  • По
    полноте охвата единиц совокупности
    различают следующие виды статистического
    наблюдения:

Сплошное
наблюдение
 —
представляет собой сбор и получение
информации обо всех единицах изучаемой
совокупности. Характеризуется высокими
материальными и трудовыми затратами,
недостаточной оперативностью информации.
Применяется при переписи населения,
при сборе данных в форме отчетности,
охватывающей крупные и средние предприятия
разных форм собственности.

Несплошное
наблюдение
 —
основано на принципе случайного отбора
единиц изучаемой совокупности, при этом
в выборочной совокупности должны быть
представлены все типы единиц, имеющихся
в совокупности. Имеет ряд преимущств
перед сплошным наблюдением: сокращение
временных и денежных затрат.

Несплошное
наблюдение подразделяется на:

  • Выборочное наблюдение — основано на случайном отборе единиц, которые подвергаются наблюдению.
  • Монографическое наблюдение — заключается в обследовании отдельных единиц совокупности, характеризующихся редкими качественными свойствами. Пример монографического наблюдения: характеристика работы отдельных предприятий, для выявления недостатков в работе или тенденций развития.
  • Метод основного массива — состоит в изучении самых существенных, наиболее крупных единиц совокупности, имеющих по основному признаку наибольший удельный вес в изучаемой совокупности.
  • Метод моментных наблюдений — заключается в проведении наблюдений через случайные или постоянные интервалы времени с отметками о состоянии исследуемого объекта в тот или иной момент времени.
  1. Способы
    статистического наблюдения
  2. Способы
    получения статистической информации:
  3. Непосредственное
    статистическое наблюдение
     —
    наблюдение, при котором сами регистраторы
    путем непосредственного замера,
    взвешивания, подсчета устанавливают
    факт подлежащий регистрации.

Документальное
наблюдение
 —
основано на использовании различного
рода документов учетного характера.
Включает
в себя отчетный способ
наблюдения — при котором предприятия
представляют статистические отчеты о
своей деятельности в строго обязательном
порядке.

  • Опрос 
    заключается в получении необходимой
    информации непосредственно от респондента.
  • Существуют
    следующие виды опроса:
  • Экспедиционный —
    регистраторы получают необходимую
    информацию от опрашиваемых лиц и сами
    фиксируют ее в формулярах.
  • Способ
    саморегистрации
     —
    формуляры заполняются самими респондентами,
    регистраторы только раздают бланки и
    объясняют правила их заполнения.
  • Корреспондентский —
    сведения в соответствующие органы
    сообщает штат добровольных корреспондентов.
  • Анкетный —
    сбор информации осуществляется в виде
    анкет, представляющих собой специальные
    вопросники, удобен в случаях, когда не
    требуется высокая точность результатов.
  • Явочный —
    заключается в предоставлении сведений
    в соответствующие органы в явочном
    порядке.
  • овокупности.

Источник: https://studfile.net/preview/2848983/

Статистическое наблюдение: формы, виды и способы

Статистическая наука не может обойтись без данных, которые она потом обрабатывает и анализирует.

Как уже говорилось все статистические методы (ссылка на статью что такое статистика) идут в определенной последовательности, и это последовательность не может быть нарушена.

Именно поэтому любое статистическое исследование начинается с наблюдения. По сути, наблюдение это простая фиксация данных.

Статистическое наблюдение – это процесс сбора данных о явлениях общественной жизни, причем данных, как о людях, так и об экономических политических и других процессах протекающих в государстве.

Читайте также:  Размножение бактерий - студенческий портал

Несмотря на кажущуюся простоту, наблюдение выполняет очень важную роль в статистике. И это не только потому, что без собранных данных не будет самой статистики, но также важна и точность статистических данных. Ведь чем точнее данные, тем вернее полученные итоговые результаты.

Поэтому к статистическому наблюдению предъявляются следующие требования:

— полноты статистических данных – данные, которые собираются по объекту наблюдения, по возможности должны собираться все, то есть, если есть такая возможность нужно обследовать все единицы совокупности.

Конечно, не всегда можно исследовать все единицы, чаще всего это экономически невыгодно или при исследовании придется уничтожить все единицы наблюдения (например, проверка обуви на сгибание, или проверка телефона на ударопрочность), в таких ситуациях обследованию подвергается выборочная часть совокупности.

— достоверности и точности данных — это важнейшее требование, данные которые собираются должны быть максимально правдивыми, максимально точными, в них должны отсутствовать приписки «дутые» цифры или наоборот утаивание данных. Чем точнее данные собраны, тем лучше будут результаты анализа. Но выполнить это требование не всегда возможно, в силу ряда причин, не зависящих от статистических органов.

— единообразия и сопоставимости данных – все собираемые данные должны быть приведены к одинаковой размерности, то есть иметь одинаковые единицы измерения.

Дело все в том, что при обработке данных по конкретному признаку единицы измерения отбрасываются и обрабатывается сам количественный материал, и в такой ситуации если единицы измерения были разные, то результат обработки будет со значительными ошибками. Посмотрим это на примере.

В качестве примера возьмем сумму в 35000 рублей и предположим, что курс доллара к рублю 1 к 35. Тогда мы можем эту сумму записать тремя разными способами.

Вариант написания суммы с единицами измерения Итоговая сумма после сложения Сумма, которая будет использоваться при обработке данных Итоговая сумма после сложения
35000 руб. 105000 руб. 35000 36035 руб.
35 тыс. руб. 35
1000 $ 1000
Зная единицы измерения мы сможем при сложении получить верную сумму При обработке данных единицы измерения не фигурируют, так как предполагается что они одинаковые, поэтому в такой ситуации складываются цифры

Итого ошибка, получаемая в примере из-за разных единиц измерения порядка 70000 рублей. В этом и кроется сущность требования единообразия статистических данных.

Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

Статистическое наблюдение это достаточно длительный и дорогостоящий процесс. Любое наблюдение связано с тратой ресурсов финансовых, человеческих, временных. Поэтому любое статистическое исследование необходимо начинать с четкой формулировки целей и конкретных задач. И в первую очередь это связано именно с ресурсами, чтобы не тратить их понапрасну.

После того же как цель и задачи четко установлены и ясны нужно определить:

  1. Объект наблюдения – это та статистическая совокупность, которую мы будем изучать и те признаки в ней, которые интересны наблюдению.
  2. Единица наблюдения – это элемент, из которого состоит объект наблюдения, фактически это единица совокупности, которую мы будем исследовать
  3. Программу наблюдения – чаще всего это перечень вопросов которые необходимо задать, либо перечень признаков которые нужно учесть увидеть посмотреть подсчитать.
  4. Субъект наблюдения – это орган, проводящий статистическое наблюдение, чаще это статистические органы, но могут быть и предприятия, городские администрации и даже отдельные люди.
  5. Время наблюдения – важный элемент для статистики, используется, чтобы не возникала путаница в собранных данных. Наблюдение проводится на конкретную дату и время, например на 1 января 2014 года на 11.00 по Московскому времени. И в собранные данные войдут только те которые произошли до этого времени, если же событие свершилось, скажем, в 11.05 1 января то оно уже не будет учитываться, так как выходит за рамки установленного времени наблюдения.

Формы виды и способы статистического наблюдения

Существует укрупнено всего две формы статистического наблюдения – это отчетность и специально организованное наблюдение. Поэтому все, что не отчетность то наблюдение организованное специально.

Статистическая отчетность это важней элемент сбора данных на государственном уровне, именно отчетность дает возможность получать необходимую информацию.

Отчетность – это форма статистического наблюдения, при которой в органы государственной статистики (разных уровней, а потом аккумулируются в федеральном центре) в установленные сроки поступают сведения от организаций, осуществляющих экономическую деятельность. Сведения сдаются в статистические органы в специальных бланках установленного образца.

Отчетные документы заполняются на основании данных первичного учета и их подписывают должностные лица данной организации.

Специально организованное статистическое наблюдение – исходя из названия его организуют специально, для конкретной цели, это сбор сведений при помощи переписей, единовременных обследований и учета. Примером переписи может быть всеобщая перепись населения.

  • В статистике различают следующие виды статистического наблюдения:
  • 1) если обследованию подвергается все единицы совокупности без исключения явлений и процессов — это сплошное статистическое наблюдение;
  • 2) если обследованию подвергаются только часть единиц изучаемой совокупности — это несплошное статистическое наблюдение. Несплошное наблюдение может проводиться тремя способами:
  • выборочным наблюдением называют наблюдение, при котором характеристика всей совокупности фактов дается по некоторой их части, отобранной в случайном порядке — такая часть явлений называется выборочной совокупностью, и по ним мы характеризуем генеральную совокупность (все элементы). В такой ситуации появляются некоторые погрешности и неточности, которые принято называть ошибки выборки;
  • монографическое обследование – в этой ситуации исследуется один или совеем небольшое количество единиц, но при этом они изучаются досконально;
  • — если обследованию подвергается та часть единиц совокупности, у которой величина изучаемого признака является преобладающей во всем объеме, то это методом основного массива;
  • По времени регистрации наблюдение, может быть:
  • текущим, если наблюдение ведется непрерывно, и при этом все факты и явления, происходящие в состоянии изменения, регистрируются;
  • единовременным, если же наблюдение осуществляется нерегулярно, и только тогда, когда требуется;

периодическим называется наблюдение, которое повторяется через определенные промежутки времени (год, месяц, квартал и т. д.).

  1. В зависимости от источников собираемых сведений различают:
  2. 1) наблюдение, осуществляемое самими регистраторами путем замера и с помощью осмотра, подсчета и взвешивания признаков изучаемого объекта, называется непосредственным;
  3. 2) опрос – это наблюдение, при котором ответы человека на вопросы фиксируются на определенном формуляре;
  4. 3) при документальном учете фактов источником сведений служат документы.
  5. Если сведения в органы предоставляют корреспонденты, то этот способ называют корреспондентским.
  6. Предоставление документов, которые заполняют сами опрашиваемые, а специальные работники только обеспечивают формулярами, называют способом саморегистрации.
  7. Сбор данных, основанный на добровольном заполнении адресатами анкет, называется анкетным обследованием;
  8. Далее перейдем к обработке статистических данных и непосредственно к методу группировки.

Источник: https://ya-prepod.ru/statisticheskoe-nablyudenie-formy-vidy-i-sposoby.html

Как проводится наблюдение?

Классификация методов психологии

Методы психологии

Методами теоретической психологии являются те средства и приёмы, благодаря которым исследователи имеют возможность получать достоверные данные и впоследствии использовать их для создания научных теорий и составления практических рекомендаций. Данные методы используются для изучения психических явлений, их развития и изменения. Но изучаются не только особенности человека, но и «внешние» факторы: возрастные особенности, влияние окружающей среды и воспитания и т.п.

Психологические методы довольно разнообразны. В первую очередь различают методы научного исследования и только потом практические методы. Среди теоретических методов основными являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными являются самонаблюдение, психологическое тестирование, биографический метод, опрос и беседа. Для изучения психологических явлений применяются комбинации этих методов.

ПРИМЕР: Если работник организации проявляет безответственность и это неоднократно замечено при наблюдении, то для выяснения причин, способствующих этому, следует прибегнуть к беседе или естественному эксперименту.

Очень важно, чтобы основные методы психологии использовались комплексно и были «заточены» под каждый конкретный случай. В первую очередь нужно уточнить задачу и определить вопрос, на который требуется получить ответ, т.е. должна быть конкретная цель. И только после этого нужно выбирать метод.

Итак, методы теоретической психологии.

Наблюдение

В психологии под наблюдением понимается целенаправленное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Причём все явления при использовании этого метода изучаются в обычных для объекта условиях. Этот метод считается одним из самых древних.

Но именно научное наблюдение получило широкое применение только в конце XIX века. Сначала оно применялось в психологии развития, а также педагогической, социальной и клинической психологии. Позже его стали использовать в психологии труда.

Наблюдение обычно применяют в тех случаях, когда вмешиваться в естественный процесс хода событий не рекомендуется или невозможно.

  • Существует несколько видов наблюдения:
  • · Полевое – в обычной жизни;
  • · Лабораторное – в особых условиях;
  • · Опосредованное;
  • · Непосредственное;
  • · Включенное;
  • · Невключенное;
  • · Прямое;
  • · Косвенное;
  • · Сплошное;
  • · Выборочное;
  • · Систематическое;
  • · Несистематическое.

Как уже говорилось, наблюдение должно применяться в тех случаях, когда вмешательство исследователя может нарушить естественный процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Данный метод является необходимым, когда нужно получить объёмную картину происходящего и во всей полноте зафиксировать поведение человека/людей. Важными особенностями наблюдения являются:

  1. · Невозможность или сложность повторного наблюдения;
  2. · Эмоциональная окрашенность наблюдения;
  3. · Связь наблюдаемого объекта и наблюдателя.
  4. Наблюдение проводится для выявления различных особенностей поведения – это предмет. Объектами, в свою очередь, могут выступать:

· Вербальное поведение: содержание, продолжительность, интенсивность речи и т.п.

· Невербальное поведение: выражение лица, глаз, положение тела, экспрессия движения и т.д.

· Перемещения людей: дистанция, манера, особенности и т.д.

То есть объект наблюдения – это то, что можно зафиксировать наглядно. Исследователь в этом случае наблюдает не психические свойства, но регистрирует явные проявления объекта. Исходя из полученных данных и предположений о том, проявлением каких психических особенностей они являются, учёный может сделать определённые выводы о психических свойствах индивида.

Как проводится наблюдение?

Результаты данного метода обычно записываются в специальные протоколы. Наиболее объективные выводы можно сделать, если наблюдение проводит группа людей, т.к. представляется возможность обобщить разные результаты. Следует также соблюдать при наблюдении определённые требования:

· Наблюдения не должны влиять на естественный ход событий;

· Проводить наблюдение лучше на разных людях, т.к. есть возможность сравнивать;

· Наблюдения следует проводить повторно и систематично, а также учитывать уже полученные в ходе прошлых наблюдений результаты.

Читайте также:  Создание римской средиземноморской державы iii-i вв. до н.э. - студенческий портал

Наблюдение состоит из нескольких этапов:

1. Определение предмета (ситуация, объект и т.п.);

  • 2. Определение способа наблюдения;
  • 3. Выбор способа регистрации данных;
  • 4. Создание плана;
  • 5. Выбор способа обработки результатов;
  • 6. Наблюдение;

7. Обработка полученных данных и их интерпретация.

Следует определиться и со средствами наблюдения – оно может осуществляться специалистом или фиксироваться приборами (аудио-, фото-, видеоаппаратура, карты наблюдения). Часто наблюдение путают с экспериментом. Но это два разных метода. Различие их в том, что при наблюдении:

· Наблюдатель не влияет на процесс;

· Наблюдатель регистрирует именно то, что наблюдает.

Есть определённый этический кодекс, разработанный Американской психологической ассоциацией (American Psychological Association/APA). Этот кодекс подразумевает проведение наблюдений согласно определённым правилам и мерам предосторожности. В качестве примера можно привести следующие:

· Если наблюдение планируется проводить в общественном месте, то получение согласия от участников эксперимента не обязательно. В противном случае требуется получить согласие.

  1. · Исследователи не должны допустить, чтобы в ходе исследования участникам был причинён какой-либо вред.
  2. · Исследователи должны до минимума снизить своё вторжение в личную жизнь участников.
  3. · Исследователи не должны раскрывать конфиденциальные данные об участниках.
  4. Каждый человек, даже не являясь специалистом в области психологии, может использовать метод наблюдения для того, чтобы в случае необходимости получить данные касаемо какого-либо вопроса.

ПРИМЕР: Вы хотите отдать своего ребёнка в какую-то секцию или кружок. Чтобы сделать правильный выбор, вам нужно выявить его предрасположенности, т.е. к чему он тяготеет сам по себе — без воздействия извне. Для этого нужно провести наблюдение.

Посмотрите на ребёнка со стороны — что он делает, когда остаётся один, какие действия он совершает, чем ему нравится заниматься. Если, к примеру, он постоянно везде рисует, то, возможно, у него есть природная склонность к рисованию и можно попробовать отдать его в художественную школу. Если ему нравится что-то разбирать/собирать, то его может интересовать техника.

Постоянная тяга к игре в мяч говорит о том, что стоит отдать его в футбольную или баскетбольную школу. Также вы можете попросить воспитателей в саду или учителей в школе понаблюдать за вашим ребёнком и на основе этого сделать определённые выводы.

Если ваш сын постоянно задирается и дерётся с мальчишками, это не повод его ругать, но стимул, чтобы записать в секцию какого-то боевого искусства. Если ваша дочь любит заплетать подружкам косички, то ей может быть интересно начать изучать искусство парикмахера.

Вариантов наблюдения может быть огромное количество. Главное – это понять, что конкретно вы хотите определить и продумать наилучшие способы своих наблюдений.

Источник: https://megaobuchalka.ru/10/31120.html

Открытое и скрытое наблюдение

В зависимости от того, знают ли наблюдаемые, что за ними наблюдают, выделяют открытое (явное)и скрытое (тайное, инкогнито) наблюдение.

Открытое (явное) наблюдение— при его проведе­нии члены исследуемой группы знают, что исследова­тель за ними наблюдает. Он не скрывает это от группы.

Присутствие наблюдателя в группе может вызвать у ее членов чувство смущения, застенчивости, особенно в тех случаях, когда наблюдаемая ситуация, событие, расходятся с тем, что по их представлению является общепринятой нормой.

В связи с этим результаты сбо­ра информации могут быть искажены, т. к. на резуль­таты наблюдения большое значение оказывает, знают ли наблюдаемые, что за ними наблюдают.

Проблема воздействия исследователя на объект со­стоит в том, что когда человек знает, что за ним наблюда­ют, он может на это немедленно отреагировать, изменить свое естественное поведение. В результате чего исследо­ватель будет наблюдать уже не сам объект в его чистом виде, а его в какой-то степени превращенную форму.

Это можно проиллюстрировать на примере так на­зываемого «хоуторнского эффекта». В 1927— 1932 гг., под руководством американского социолога Э. Мэйо, на хоуторских предприятиях компании «Вестернэлект-рик» проводился социальный эксперимент. Одной из задач было выяснение факторов, от которых зависела производительность труда.

В частности, был проведен ряд экспериментов с освещенностью рабочего места. Априори естественно было ожидать прямую зависи­мость производительности труда от степени освещен­ности. Но результаты эксперимента не подтвердили выдвинутую гипотезу.

Естественно, что производи­тельность труда стала возрастать в экспериментальной группе по мере увеличения освещенности в помеще­нии, нов то же время, онасовершенно неожиданно начала возрастать и в контрольной группе, где освеще­ние оставалось неизменным.

Еще более поразитель­ным был тот факт, что производительность росла и в случае уменьшения освещенности. Сокращение производительности не отмечалось и тогда, когда осве­щенность уменьшили до света луны в безоблачную ночь.

Разгадка оказалась простой: работницы — участ­ницы исследуемой группы — понимая, что за их рабо­той наблюдают, попросту старались работать как мож­но лучше, повышая производительность труда при не­изменной освещенности в контрольной группе и компенсируя дополнительными усилиями плохую освещенность в группе экспериментальной29.

Открытое наблюдение эффективно при определен­ной заинтересованности наблюдаемых в результатах исследования. Исследователь должен постараться до­биться у наблюдаемых нейтральной установки относи­тельно целей наблюдения для того, чтобы снять воз­можное недоверие, предубежденность и т. п.

В случае использования открытого наблюдения, терпеливый и искусный исследователь может попытаться достичь состояния, при котором члены наблюдаемой группы перестанут обращать на него внимание, то есть, как удачно выразился один социолог, примелькаться, как фонарный столб.

Для этого он должен в первую оче­редь добиться максимальной стереотипности своего поведения.

Желаемой цели можно также добиться, заменяя наблюдателя какими-нибудь регистрирующими тех­ническими средствами (магнитофон, фотоаппарат, те­левизионное устройство и т.д.). Технические средст­ва, как правило, оказывают меньшее возмущающее воздействие на членов исследуемой группы, хотя пол­ностью оно все-таки не исчезает.

При проведении открытого наблюдения с исследо­вателя снимается моральная ответственность за сам факт наблюдения и достигается большее взаимопони­мание между ним и наблюдаемыми на будущее.

Скрытое (тайное, инкогнито) наблюдение— на­блюдаемые не только не знают, но и не подозревают, что за ними ведется наблюдение. При проведение та­кого вида наблюдения возникают некоторые этичес­кие проблемы.

Так, например, американский социолог Джанкер считает, что невключенный наблюдатель ин­когнито чувствует себя шпионом, а включенный — вдобавок к этому и предателем собственной группы30.

Поэтому же и многие другие исследователи иногда ставят под сомнение приемлемость скрытого наблюде­ния вообще.

При проведении скрытого наблюдения исследова­тель обязан соблюдать определенную этику. Оно должно быть морально обоснованно.

Следует по­мнить, что никто не имеет права наблюдать те собы­тия и явления, которые люди специально скрывают от посторонних глаз.

Наблюдать можно только то, что члены изучаемого коллектива не скрывают друг от друга, то, что в их поведении считается более или ме­нее само собой разумеющимся, а фиксировать только те факты, которые характеризуют предмет исследо­вания.

В результате такого наблюдения можно выяснить причины различных ненормальных социальных явле­ний, которые невозможно обнаружить в процессе проведения открытого наблюдения.

В литературе описан ряд случаев тайного наблюде­ния с участием. Для сбора материала о жизни бродяг американский социолог Нельс Андерсон в течении многих месяцев скитался с ними по стране31. Получен­ные материалы изложены им в книге «Бродяга» (1923).

Классическим примером включенного скрытого на­блюдения является исследование, которое провел в 1936— 1939 гг. сотрудник Гарвардского университета Уильям Уайт, и изложенное в работе «Общество на углу улицы» (1943).

Чтобы изучить образ жизни итальянских эмигрантов, процесс возникновения рэкета и формиро­вание преступных шаек молодежи в их среде, он посе­лился в трущобах одного из американских городов, дав условное название этому району — Корневиль.

Корне-виль был известен как очень опасное для чужака италь­янское гетто, в котором орудовало много подозритель­ных банд. Уайт, представившись студентом-историком, желающим описать возникновение Корневиля, вошел в местную общину.

Для выполнения своей цели ему пришлось изучить особый жаргон итальянского языка, которым пользовались в общине. Прожив 18 месяцев в одной эмигрантской семье, он был принят как «свой» человек. Исследователь подружился с руководителями двух соперничавших между собой групп рэкетиров, ос­воил местные обычаи.

Если вначале он делал записи тайком, то после того как завоевал доверие, он мог спо­койно регистрировать свои впечатления в любой обста­новке, порой даже не совсем для этого подходящей. Его или уже привыкли видеть всегда с блокнотом в руках, или уже перестали обращать на это внимание. Всего он прожил 3,5 года в этой общине, полностью разделяя об­раз жизни людей, которых изучал.

Аналогичное исследование провел в 60-е гг. амери­канский социолог Левис Яблонски. В процессе изуче­ния бандитских формирований исследователь уста­новил, что для того чтобы наладить контакт и взаимо­понимание со своими «клиентами», необходимо говорить на их языке. В подобной ситуации перед уче­ным встает нравственная проблема.

Как гражданин, он должен предупредить полицию о любом готовя­щемся преступлении. А чтобы войти в преступную группировку, быть принятым преступниками, должен действовать, как они, т. е. нарушать закон, насиловать, воровать. Профессиональные преступники не играют в преступления, а жестко, без жалости и милосердия совершают их. Завоевать их расположение очень трудно.

Для этого исследователь должен доказать, что способен пойти на преступление, и никакая маскиров­ка, никакая имитация или «игра в преступление» в данном случае не помогут. Но зато, завоевав доверие преступников, исследователь может получить инте­ресные данные о скрытых механизмах поведения и внутренней структуре криминогенной среды.

В ходе проведенного исследования Яблонски установил, что если взрослые преступники способны понять, что на­учное исследование отличается от полицейского доно­са, то подростки не способны этого понять. Для них исследователь — это полицейская ищейка.

Яблонски особо подчеркивал, что исследование можно считать проваленным, если наблюдатель стал инструментом в чьей-то нелегальной деятельности, или наблюдатель своей нейтральной позицией усилил преступную мо­тивацию наблюдаемых32.

Подобные исследования проводились и в нашей стране. Одним из первых, кто использовал метод включенного наблюдения, был В.Б. Ольшанский, быв­ший в то время сотрудником Института философии АН СССР. Целью его исследования было изучение ценностных ориентации и идеалов рабочих. Для этого он поступил на завод им.

Владимира Ильича, и в тече­ние нескольких месяцев работал сборщиком электро­аппаратуры на заводе. Собирая материал, он вел на­блюдение за слесарями, монтажниками одного цеха, о чем они не знали.

За это время он достаточно сбли­зился с рабочими, чтобы составить программу после­дующего формализованного обследования путем ин­тервью, опросов и групповых дискуссий33.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Источник: https://megalektsii.ru/s15744t7.html

Ссылка на основную публикацию