Каждый отдельно взятый человек оценивает мир, исходя из собственных ощущений. В психологии принято выделять четыре разновидности восприятия, характерные для людей. К ним относятся: визуалы, аудиалы, кинестетики и дигиталы. У каждого типа присутствуют свои особенности и характеристика.
Общая информация о видах восприятия
Деление людей на визуалистов, аудиалистов, кинестетиков и дигиталов в соответствии с основами нейролингвистического программирования (НЛП) позволяет выявить у них доминирующий орган чувств. При этом одно преобладающее сенсорное восприятие мира у человека не означает подавление им других. Для людей характерно наличие четырех каналов, по которым они познают мир:
- Визуальный. При нем у человека преимущественно развита зрительная система восприятия окружающей действительности. Для него имеет значение цвет, форма.
- Слуховой. Доминирует орган слуха и соответствующее ему мировосприятие посредством звуков, тембров, мелодий, громкости.
- Кинестетический. Преобладает осязательная функция. Человеку проще распознать тот или иной предмет по запаху, вкусу, прикосновению.
- Дигитальный. Доминирует логическое восприятие мира путем построения человеком внутреннего диалога.
Ведущий канал мировосприятия информации у человека позволяет активизировать мыслительную деятельность. Благодаря ему запускаются другие процессы в форме памяти и воображения.
Существует несколько методов, как определить визуала, аудиала, кинестетика и дигитала. Основным является диагностика преобладающей модальности путем тестирования, разработанного С. Ефремцевым. Тест доступен в режиме онлайн для пользователей интернета, желающих узнать свой доминирующий тип восприятия.
Характеристика аудиалов, визуалов, кинестетиков и дигиталов включает в себя:
- доминирующий орган, участвующий в восприятии человеком окружающего мира;
- влияние ведущего канала восприятия на характер;
- соотношение вида восприятия с типом личности человека;
- набор отличий одной формы оценки человеком окружающей действительности от других.
Характеристика визуалов
Аудиалы, визуалы, кинестетики, дигиталы отличаются друг от друга по характеру, способу общения, внешним признакам. Особенностью визуалов является их восприятие мира посредством зрительных образов. Доминирующий орган чувств у них — глаза. При этом другие формы оценки мира у таких людей развиты не меньше, но им проще и удобнее обрабатывать поступающую информацию именно через зрение.
Выявить визуала можно по характерной мимике. Она служит его отличительной чертой. Многое определяется по взгляду человека:
- направленный вверх и влево при стремлении вспомнить какую-либо информацию;
- вверх и вправо при фантазировании;
- прямо и вдаль при мыслительной деятельности.
Указанные признаки характерны для людей с преобладающим визуальным каналом мировосприятия. По взгляду визуала можно определить, говорит он правду или лжет.
Интересно! Визуалист, пытающийся сказать неправду, смотрит вверх и вправо в случае, когда ему задают конкретный вопрос.
Для визуалов характерны следующие особенности:
- восприятие информации через образы;
- выраженная жестикуляция;
- использование при разговоре слов «видеть», «заметить», «мне кажется», «взгляните», «посмотрите»;
- восприятие в процессе обучения только визуальной информации в виде графиков, схем, рисунков, фотографий, экспериментов;
- обращение внимания на внешность других людей, их мимику, жесты, позы;
- хорошее воображение.
Для визуала важен внешний вид. Он восприимчив ко всему, что видит. Такие люди ценят красоту мира и отдельных его предметов. Они не любят грязь, неряшливость и беспорядок. Если ребенок является визуалом, то в процессе обучения он будет лучше усваивать информацию, преподносимую ему в схематичном и иллюстрированном виде.
Люди данного типа быстрее других осваивают скорочтение и лучше воспринимают информацию в форме текста. Для визуалов также характерна зрительная память. Они лучше остальных запоминают местонахождение предметов, хорошо ориентируются на местности.
Визуалисты предпочитают держать дистанцию при разговоре с другими людьми. Для них важна зона комфорта. Причем расстояние между ними и собеседниками должно быть минимум один метр. Взгляд визуалов блуждает и находится в поиске. Для успешного выполнения поставленных задач таким людям необходимо наличие четких схем, наглядных картинок и образов.
Характеристика аудиалов
Для указанного типа восприятия особое значение представляет информация, полученная через органы слуха. Аудиалом можно назвать человека, который лучше усваивает материал, прочтенный вслух. Особенно это важно для школьников. Дети-аудиалы хорошо запоминают только те сведения, которые были преподнесены им учителем в устной форме.
Для аудиала характерны следующие признаки:
- использование в речи «слуховых» фраз («слышал», «не могу понять», «скажи», «мне послышалось», «послушай меня»);
- хорошее восприятие музыки, бесед;
- неплохой слух;
- необходимость полной тишины при сосредоточении на чем-либо;
- высокая требовательность как к своей, так и чужой речи;
- большая любовь к музыке;
- чувствительность к разговорам;
- хорошая слуховая память.
Внимание! При разговоре с аудиалистом важно не повышать тон и не кричать, поскольку это вызывает отторжение у него к собеседнику.
Люди указанного типа считаются хорошими рассказчиками. Они предпочитают обсуждать с другими какой-либо вопрос. Так они лучше усваивают любой материал. Аудиалы больше других ориентированы на общение. Это один из самых коммуникабельных типов людей.
Аудиалисты хуже других запоминают лица людей и не всегда хорошо ориентируются в пространстве. Но они лучше остальных узнают человека по голосу. Определить таких людей удается по взгляду. У них он обычно направлен либо вправо, либо влево.
Аудиалы меньше других склонны к конфликтам и чаще предпочитают не повышать голос. У них он обычно ровный, а речь размеренная и спокойная. Часто встречающаяся профессия среди аудиалистов — музыкант. С учетом общительности и умения вести разговор такие люди добиваются успеха в работе, связанной с ораторским искусством.
Для аудиала имеет значение только конкретный факт без лишних подробностей. Ему важен контакт с человеком, который обладает приятным для него тембром голоса. Они обращают меньше внимания на внешний вид людей, руководствуясь преимущественно слуховыми ощущениями.
Описание кинестетика
Определить такого человека можно по ряду признаков:
- частое употребление слов с выраженным эмоциональным оттенком («взволнован», «мурашки по коже», «я восхищен»);
- частые прикосновения к собеседнику;
- близкая дистанция с человеком при разговоре;
- непоседливость;
- эмоциональность;
- лучшее усвоение информации через движения и осязание.
Кинестетик хорошо познает мир посредством личного опыта. Он предпочитает практику теории. При этом ему важно принять непосредственное участие в процессе. Люди данного типа больше других ориентируются на вкус, запах. Им важно лично потрогать или попробовать предмет, чтобы сделать необходимые выводы.
Кинестетики относятся к числу деятельных людей. Им можно дать точное определение. Это трудоголики, не терпящие бездействия. Кинестетики не отличаются хорошим вниманием, они плохо концентрируются на чем-либо длительное время. По этой причине они не любят рутинную и монотонную работу.
Кинестетикам присущ особый психологический портрет. Несмотря на стремление таких людей находиться на минимальном расстоянии от собеседника во время разговора, они избирательны в общении. Близко к себе кинестетик может подпустить только завоевавшего его доверие человека.
Интересно! Для кинестетика особенно оскорбительно нарушение его личного пространства малознакомым человеком. Это не может пройти бесследно для него.
Как и визуалы, люди данного типа плохо воспринимают устную информацию. Им проще познавать мир за счет наглядных данных и путем личного контакта. Для кинестетика важен именно телесный контакт с близким человеком.
На него оказывает серьезное влияние комфорт. Любое неудобство провоцирует у кинестетика сильное раздражение. Такие люди любят разговоры, касающиеся чувств и ощущений. Для них важен эмоциональный обмен с собеседником.
Особенности дигитала
Аудиал, визуал, кинестетик — не единственные типы людей в зависимости от восприятия ими мира. Выделяется четвертый тип, называемый дигиталами. Отличить таких людей от других можно по следующим признакам:
- руководство логикой и обдумывание действий;
- четкое планирование деятельности;
- минимальное проявление чувств при общении;
- слабые эмоции;
- стремление к содержательным разговорам и неприятие пустых тем для них;
- высокое самообладание и спокойствие в условиях стресса.
Дигитала сложнее выявить среди других людей только лишь по тому, какими словами он оперирует в процессе разговора. Для него одновременно характерны некоторые признаки визуала и аудиала.
Для дигитала и кинестетика свойственны различные подходы к восприятию мира. Первый пытается понять суть событий и действий путем логических схем, второй — за счет чувственного опыта.
Процент дигиталов остается невысоким по сравнению с другими типами людей. Это редкий вид восприятия. Ребёнок, являющийся дигиталом, предпочитает точные науки и добивается успеха при их изучении. Он склонен планировать учебный процесс и отличается дисциплинированностью.
Дигиталы успешны в профессиях, требующих логики и точности. Это может быть программирование, моделирование, научная деятельность.
Отличить дигитала можно по их состоянию задумчивости. Он предпочитает вести внутренний диалог с самим собой и осмысливать суть происходящих событий. Для него важны конкретные данные и примеры, а не абстрактные формы.
Он склонен анализировать, имеет рациональное и временами нестандартное мышление.
Главное различие между дигиталами и другими типами восприятия заключается в приоритете для них только логичных, четких заключений, а не слуховых и зрительных образов.
Характеристика визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов является условной. Большее количество людей относится к первым трем типам восприятия, меньшее — к дигиталам.
Подобная классификация лишь примерно разделяет людей на определенные типы в зависимости от их мировосприятия. Каждый отдельно взятый человек сочетает в себе признаки сразу нескольких типов.
Та или иная форма восприятия проявляется в человеке при конкретных жизненных обстоятельствах, событиях.
Умение человека различать у себя ведущий тип восприятия (аудиал, визуал, кинестетик, дигитал) позволяет ему более эффективно усваивать информацию, правильно доносить свои мысли и идеи в общении с другими людьми.
Источник: https://vsepromozg.ru/teoriya/audial-vizual-kinestetik
Практические рекомендации для визуалов, аудиалов и кинестетиков
?
Практические рекомендации для визуалов, аудиалов и кинестетиковaolintMarch 3rd, 2013Наверняка Вы замечали, что люди по разному учатся и усваивают материал. Существует много разных стилей обучения, но самая популярная на сегодняшний день система, которая делит людей на 3 категории: визуалы, аудиалы и кинестетики.
Пройти тест вы можете,
кликнув на ссылку.
Визуалы – это люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Их стиль обучения – визуальный (т.е. зрительный).
Аудиалы – это те, кто в основном получает информацию через слуховой канал, т.е.лучше усваивает информацию на слух. Их стиль обучения – аудиальный (т.е. слуховой).Кинестетики – это люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Их стиль обучения – кинестетический (т.е. тактильный, осязательный, двигательный).
В каждом человеке заложенные все 3 способности, но одна из них обычно более развита. Если человек знает и понимает свой собственный стиль обучения, он может эффективнее использовать подходящие для него способы и методы. А это улучшает скорость и качество усваивания материала.
Советы для визуалов:
- Если Вы больше визуал, чем аудиал, значит вам лучше полагаться на зрительные ощущения, лучше обучаться через наглядные пособия (книги, видео, графики, фотографии).
- Прежде чем начать что-то учить, запишите свою практическую цель, это вам поможет сосредоточиться.
- Если вам нужно выучить фразы, напишите их на стикерах и разместите на видных местах по дому (на столе, зеркале, шкафу и т.д.), или же создайте карточки, которые вы сможете носить с собой везде и пересматривать. Для более технически продвинутых людей существуют различные приложения в телефонах с таким же принципом flash cards.
- Если вы не можете понять или запомнить слово во время урока, попросите преподавателя написать для вас или еще лучше напишите сами, обычно уже в этот момент человек сам замечает ошибку и сам исправляет себя.
- Многие визуалы любят учиться одни. Если это относится к вам, то для выполнения домашних заданий, обеспечьте себе уединение, чтобы вас никто не отвлекал.
- Обязательно заведите для себя тетрадку или отдельную папку на компьютере с разными файлами, сами записывайте туда пройденную на уроках информацию, подчеркивайте, выделяйте разными цветами (купите маркеры, стикеры разных цветов).
- Обычно визуалы любят учиться в полной тишине, это позволяет им лучше сконцентрироваться. Если вам нравится, то тихий музыкальный фон также не помешает.
- Для лучшего запоминания материала – записывайте фразы и предложения (всегда учите слова в контексте), проводите материал через себя, иногда помогает запомнить материал, если от руки исписать целый листок одной фразой.
- Учитесь, используя фильмы с субтитрами, интернет (там где есть наглядная информация).
- Если словесные объяснения вам непонятны, попросите письменных инструкций (например, попросите преподавателя написать на доске сказанное, или ресурс, где можно об этом прочитать).
- Внимательно следите за тем, что пишется на доске, старайтесь также записывать, делать пометки (даже если учитель вас не просит это делать).
- Во время объяснения материала, смотрите на учителя: это поможет вам сосредоточиться.
- Старайтесь в мыслях представить образ изучаемого материала (например, представьте образ слова, ситуацию или описываемый факт, которые необходимо запомнить).
- Для самостоятельной тренировки устной речи, диалогов, обязательно используйте зеркало. Встаньте напротив него и, войдя в роль, погрузившись в реальную ситуацию, проговорите весь диалог, интерпретируя на заданную тему. Запишите себя на видеокамеру в телефоне, фотоаппарате или компьютере.
- Ведите блог или журнал на иностранном языке в одной из социальных сетей. Больше переписывайтесь с иностранными друзьями.
Советы для аудиалов:
- Если вы аудиал, то вам лучше использовать свои сильные стороны: слушать и говорить (обсуждения, лекции, аудио прослушивание, ролевые игры).
- Изучая материалы (схемы, картинки, графики, карты и т.д.) произносите для себя вслух важные вещи, выводы. Если вы читаете книгу или текст на иностранном языке, лучше всего читать ее вслух.
- Обязательно расскажите другому человеку то, что бы вы хотели запомнить. Есть такой способ teach to learn (научи др
угого чтобы запомнить), это точно для вас.
- Материал, который необходимо выучить, запишите на карточках и время от времени перечитывать их вслух.
- Вам лучше учиться с кем-то, чтобы вы могли поговорить и обсудить изучаемый материал (у вас будет возможность услышать информацию и лучше ее воспринять).
- Прежде чем начать что-то учить, назовите вслух цель – то, что вам необходимо выучить: это поможет вам сосредоточить свое внимание.
- Используйте онлайн словари с возможностью прослушать выбранное слово, обязательно повторяйте его несколько раз.
- Существуют такие приложения к браузерам, которые позволяют выделить текст на любом сайте и нажать на кнопку и диктор вам его произведет вслух.
- Есть такие сайты, где люди ведут видео дневники, вы тоже можете записывать себя на видео и выкладывать на таких сайтах.
Советы для кинестетиков:
- Если вы кинестетик, вам лучше больше двигаться. Заучивая какой-то материал, расхаживайте по комнате, при этом повторяя то, что нужно запомнить.
- Попробуйте использовать музыкальный фон (лучше всего спокойную, классическую музыку).
- Для вас важно обустроить рабочее место, например на свой письменный стол постелите бумагу любимого цвета, купите разные красивые канцелярские товары, тетрадки, папки, доску для разной информации или используйте другие элементы декора. Это поможет вам сосре
доточиться, настроиться на работу.
- Если трудно сидеть спокойно во время урока или выполнения домашних заданий, можете подвигать ногами или ступнями, сделать упражнения для пальцев и кистей рук.
- Если нужно что-то запомнить (слова, даты, имена, номер телефона и т.п.), закройте глаза и в воздухе (или на какой-то поверхности) запишите эту информацию. Мысленно старайтесь увидеть и услышать то, что вы записываете. Если хотите вспомнить нужную информацию, закройте глаза и мысленно постарайтесь увидеть или услышать то, что вы учили.
- Дома, при заучивании какого-то материала, не сидите все время за столом: удобно устройтесь в кресле, сядьте на пол и т.п.
- Обучаясь, делайте перерывы и сделайте что-нибудь активное: 25-30 мин. работы, 1-5 мин. перерыв.
- Читая, держите книгу в руках, а не на столе.
- Когда читаете, используйте в качестве указки палец или ручку и следуйте за ней.
- Заучивая какой-то материал, постарайтесь записать своими словами важные мысли (главные идеи).
- Записывайте себе на телефон или mp3 плейер разные диалоги, аудиокниги и слушайте во время прогулок, пробежек, занятий спортом.
Обратите внимание, что в различных учебных ситуациях, Вы можете иметь разные предпочтения и стили. В каждом стиле есть свои преимущества и недостатки. Важный момент, если вы комфортно чувствуете себя в своем основном стиле обучения, то старайтесь также развивать стороны, которые меньше развиты, чтобы быть гармоничным и сбалансированным человеком и иметь возможность выбора в разных ситуациях.Например, если вы визуал, то, скорее всего, вам сложно понимать иностранный язык на слух, но в реальной жизни, у людей по лбу не бежит бегущая строка с титрами, соответственно, вам надо быть готовыми к реальным жизненным ситуациям и больше развивать аудиальные способности. Из-за сложившихся условий в современном мире преобладают визуалы. Много тысяч лет назад люди обладали лучшей памятью, тогда не было письменности и вся информация передавалась из уст в уста. Письменность появилась, когда память людей стала ухудшаться. В современном мире люди больше читают, смотрят телевизор, работают за компьютером и зачастую уже в детстве плохо воспринимают информацию на слух.Главный вывод: важно осознавать свои особенности в обучении, чтобы эффективно использовать сильные стороны и развивать слабые.
Упражнения:
- Для того чтобы практически применить информацию из статьи, вы можете применить метод: Stop — Keep — Start
Stop – выпишите, что вы делаете, но это не работает и вы бы хотели прекратить эти действияKeep – выпишите действия, которые вы применяете для эффективного обучения и чувствуете, что они работают, соответственно нужно сосредоточиться на них и продолжать это делать осознанно.Start — выпишите пункты, которые вам понравились, но вы раньше их не применяли. Возможно, вы захотите испробовать их в ближайшие дни.
- Наблюдайте за собой и постепенно выписывайте наиболее эффективные способы для работы с разного рода заданиями в специальный блокнот или файл в компьютере.
- Если вы изучаете английский язык, вы можете послушать аудиоинтервью с Пиной Де Роса на английском с переводом на русский язык. Это даст вам возможность погрузиться в английский на интересующую вас тему, а затем проверить себя насколько вы поняли, послушав перевод на русский язык http://myuniversalsecrets.com/blog/?p=976.
Делитесь, пожалуйста, с нами вашим опытом: что сработало, что нет, возможно добавите еще какие-то советы в нашу копилочку .можно поделиться в х, а можно написать на наш электронный адрес: info@artoflearningint.com
Источник: https://aolint.livejournal.com/5401.html
Типы восприятия и школа
Мухортова Д. Д. Типы восприятия и школа // Молодой ученый. — 2016. — №17. — С. 300-301. — URL https://moluch.ru/archive/121/33384/ (дата обращения: 20.03.2020).
- В статье пойдет речь об основных типах восприятия, какой тип преобладает у школьников 15–18 лет и следует ли в учебном заведении учитывать тип восприятия.
- Ключевые слова: типы восприятия, исследование, школа
- Восприятие — это психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии на их органы чувств.
На данный момент выделяют чаще всего визуальный тип восприятия, аудиальный и кинестетический.
Также в последнее время многие говорят о таком типе восприятия, как дискреты (этот тип подразумевает анализ всех остальных систем восприятия и на основе их идёт общая картина информации), этот тип не является, чем — то новым, он известен с давних времен, но обычно деление происходит именно по трем основным типам.
Визуальный тип восприятия — человек, воспринимает основной объём информации через зрительный канал. Так же выделяют различные формы визуального восприятия: цветовая гамма, образ картинки в целом, образ логических символов и т. д.
Аудиальный тип восприятия — человек, получает основную информацию через слуховой сенсорный канал. Сама аудиальная репрезентативная система делится на 2 направления восприятия:
‒ аудиально-тональная — это система восприятия звуков и тональных последовательностей (т. е. звук как физическое явление, в чистом виде);
‒ аудиально-дигитальная — система восприятия звука в виде слов и их сочетаний (т. е. восприятие звука в логической, смысловой форме).
Кинестетический тип восприятия — информация наилучшим образом воспринимается через тактильные ощущения.
Более подробно с темой восприятия можно ознакомиться у таких авторов как: Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, В. П. Зинченко, Н. Н. Ланге, К. Коффка и у других.
Весной, 2016 года, было принято решение провести исследование в школе. Были поставлены две цели:
- Определить какой тип восприятия преобладает у школьников.
- Узнать мнение школьников, с каким типов восприятия легче учиться в школе и почему.
Данное исследование проводилось с учениками 15–18 лет, в количестве 92 человек.
Изучив методические подходы, которые предлагаются для данной темы, было принято решение взять «Тест аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева».
В методике 48 вопросов, следует отвечать «да» или «нет». Далее путем подсчета выясняется, какой тип восприятия у данного испытуемого.
Обработав и проанализировав весь полученный диагностический материал, были получены результаты, которые представлены на рисунке ниже.
По результатам мы видим, что у данных школьников преобладает кинестетический тип восприятия, дальше идет аудиальный тип восприятия, далее визуальный, но разрыв у последних двух, минимальный.
Перед тем, как выявить, какой тип восприятия преобладает среди школьников, хотелось узнать, что они думают на тему: какому типу легче учиться в школе. На данный вопрос, все 92 ученика ответили, что аудиалам легче всего учиться в школе, т. к.
большая часть информации дается именно устно, не смотря на увеличение визуальных пособий, использование интерактивных досок и т. д., что является бесспорным фактом. Сложнее всего учиться кинестетикам, ведь им больше требуется практики, времени.
Т. к. методика проста в обработке, школьники сразу узнавали, какой тип восприятия у них, спорных ситуаций не возникало, они соглашались с результатами и подтверждали общее мнение, кому легче или сложнее учиться.
- Из полученных данных, можно сделать вывод, что было бы не плохо, если бы такие исследования проводились в школах и программы по возможности были доступнее для всех типов восприятия.
- По результатам были составлены учебные рекомендации для каждого типа восприятия и вот некоторые из них:
- Школы достаточно оснащены для визуалов: плакаты, графики, правила, вынесенные на бумагу — стоит обращать внимание учеников на данные вещи.
- Также чаще использовать различный раздаточный материал, например, можно раздавать в начале урока основные моменты новой темы, выведенные на лист бумаги в схемах и таблицах.
- Еще одна небольшая рекомендация, очень часто именно визуалы хотят сидеть на первых партах — при возможности разрешать им это.
- Аудиалы очень чутко реагируют на звуки, тембр голоса, ритм речи и одна из рекомендаций для педагога — при объяснении новой темы выделять интонационно основные, важные моменты.
Аудиалы лучше запоминают информацию, когда проговаривают ее вслух.
Данный способ используется в основном в младшей школе, но можно использовать и в старших классах, если в данной среде преобладают аудиалы, то основную информацию можно в конце занятия проговаривать всем классом или по очереди, а если аудиалов мало, то можно их попросить индивидуально представить новую информацию для всего класса.
Аудиалам также можно предложить пользоваться аудио/видео курсами, книгами, во внеурочное время это идеальный вариант для эффективной учебной работы.
Было выявлено, что именно в этой среде очень много кинестетиков, одна из главных рекомендаций, по моему мнению, это привязывать новый материал к какой-либо практической деятельности, т. е. в начале занятия, например, говорить, где понадобятся новые полученные знания.
Кинестетикам движение помогает лучше работать/запоминать, поэтому если школьник, сидя за партой, делает движения пальцами рук, крутит ручку и т. д., но при этом никому не мешает, не стоит его одергивать.
Так же есть такой факт, что кинестетикам нужно немного больше времени, чем аудиалам или визуалам, чтобы обработать полученную информацию, разложить ее у себя по полочкам, поэтому не стоит слишком торопить таких детей.
Основные термины (генерируются автоматически): тип восприятия, какой тип восприятия, визуальный тип восприятия, какой тип, кинестетический тип восприятия, основная информация, школа, школьник.
Источник: https://moluch.ru/archive/121/33384/
ISSN 2618–7159 ИФ РИНЦ = 0,440
В условиях интенсивно развивающегося информационного общества в современной России постоянно увеличиваются источники и каналы получения информации, происходит перераспределении аудитории между их различными видами, постоянно растет количество информации и совершенствуются способы ее подачи.
В последние годы в России наблюдаются существенные изменения в медиапотреблении различных поколений россиян, что не только формирует различные взгляды и установки на получаемую информацию о происходящих событиях, но и создает различную картину мира у представителей разных возрастов.
Существуя в одном территориально-временном пространстве, представители различных поколений оказываются вовлечены в несвязанные между собой информационные потоки с различными приоритетами подачи и интерпретации информации, что формирует у каждого из них свои особенности восприятия и мышления. Все это усиливает известный «конфликт поколений», который получил новое трактование в Теории поколений, предложенной американскими учеными Вильямом Штраусом и Нейлом Хоувом в 1991 году.
Указанная тенденция находит свое подтверждение в исследовании, проведенном ВЦИОМ в октябре 2013 г. [1], а также в исследованиях, проводимых в г. Волжском [2,3].
Изучая «конфликт поколений», авторы Теории поколений пришли к выводу, что данный конфликт не связан с возрастными противоречиями, а вызван различием ценностей.
На формирование ценностей каждого поколения влияют одновременно несколько факторов – политические, экономические, социальные, технологические, культурные, национальные.
Значение имеет и модель воспитания в семье, и социально-политическая ситуация, которая сопровождает процесс социализации молодого человека до возраста 12 — 14 лет, когда и формируется собственная система ценностей.
К российской действительности данную теорию в начале XXI века адаптировали ученые-практики: Евгения Шамис, Алексей Антипов, Евгений Никонов и др. Согласно их выводам, сейчас в России живут и работают представители следующих поколений: Поколение GI (1900-1923 г.р.), Молчаливое поколение (1923-1943 г.р.), Поколение Беби-Бумеров (1943-1963 г.р.
), Поколение Х (1963-1984 г.р.), Поколение Миллениум или Y (1984-2000 г.р.), Поколение Z (c 2000 г.р.) В настоящий момент самым активным и многочисленным является Поколение Х, а самым малочисленным и уходящим – Поколение GI; самым молодым поколением, которое будет формироваться до 2023 года, является Поколение Z.
Соотношение поколений россиян представлено в таблице 1 [1].
Таблица 1
1991 | 2013 | ||
1900-1923 | Поколение GI (Поколение Победителей) | 4 % | — |
1923-1943 | Молчаливое поколение | 32 % | 8 % |
1943-1963 | Поколение Беби-бумеров | 44 % | 32 % |
1963-1983 | Поколение Х | 19 % | 36 % |
1983-2003 | Поколение У | — | 24% |
* Поскольку Поколение Z только формируется, оно не представлено в таблице.
Современное поколение студентов – представители Поколения Y. Ценности данного поколения формировались под влиянием таких событий, как: распад СССР, военные конфликты и теракты, массовые эпидемии, развитие цифровых технологий и информационного общества, рост потребления и продуктовое изобилие, стремительное проникновение цифровой техники в обыденную жизнь.
В системе ценностей Поколения Y присутствуют такие ценности как: оптимизм, уверенность, немедленное вознаграждение, изменения, достижения, хорошее знание техники, быстрое обучение всему; и вместе с тем: наивность и пассивность, а также гражданский долг и мораль.
Отличительной чертой данного поколения является практически неограниченная свобода мышления и действий, их сознание не сковано никакими ограничениями.
Поколение Y легко воспринимает все новое и стремится получить результат здесь и сейчас. Игреки никогда не станут заниматься тем, что им не интересно, моментально и безоговорочно бросают ту деятельность, которая для них пуста и рутинна.
Они нацелены на результат, на свои силы и редко прибегают к помощи других поколений, авторитет которых для них малозначителен. Старшие поколения уже не являются важнейшими носителями информации, они утратили свою роль единственных источников знаний и опыта.
Для новых поколений главными, подчас, единственными, источниками информации становятся Интернет и телевидение.
Таким образом, у поколения современных студентов сформировались иные способы получения, восприятия и усвоения информации, а также способы мышления и понимания, чем у предшествующих поколений, что и является одной из основных причин тех проблем, с которыми сталкивается сегодня система высшего образования.
Проблема заключается и в том, что Игреки не способны воспринимать большие объемы информации (академическая лекция), подаваемой без визуализации. Им не будут интересны длинные пространные рассуждения и речи, от которых они быстро устают.
Восприятие современных студентов нацелено именно на яркий зрительный образ, именно так они привыкли и настроены воспринимать информацию.
Психологи отмечают «клиповое мышление» у современных студентов, когда информация подается фрагментарно, в сжатой, лаконичной, но в тоже время яркой и захватывающей форме. Таким образом, условием успешного восприятия лекционной информации становится, на наш взгляд, ее легкость для восприятия, доступность, простота и наглядность.
Сегодня в России академические традиции вузов, жесткие требования, необходимость конспектирования и длительного «сидения на лекциях», интенсивность занятий, записывание и заучивание огромного количество новых понятий, таблиц, классификаций и схем, оказались серьезным препятствием для успешного обучения Поколения Y.
Частым явлением становится отказ от продолжения обучения во время первой сессии, что объясняется, на наш взгляд, характеристиками поколения. Для Игреков любые трудности тяжело переносимы, важен немедленный результат и резкий отказ от деятельности, которая не приносит удовольствия и угрожает самооценке.
- Сложность создает и система мышлениями и восприятия большинства преподавателей, которая формировалась в другое время и при других условиях, а поэтому кардинально отличается от системы мышления и восприятия современных студентов.
- Все вышеизложенное во многом объясняет те трудности, с которыми сталкиваются все участники образовательного процесса российского высшего образования — и педагоги, и студенты.
- На наш взгляд, есть несколько направлений выхода из данной ситуации.
- Прежде всего, необходимо признать тот факт, что механизмы восприятия и мышления новых поколений студентов не совпадают с имеющимися технологиями преподавания в высшей школе.
- В интересах повышения качества подготовки студентов необходимо применение новых информационных технологий в образовательном процессе, что требует, на наш взгляд, серьезной переподготовки кадров высшей школы.
Ориентируясь на особенности нынешних студентов, необходимо включать в обучение интерактивные методы – проблемные лекции, лекции- дискуссии, лекции-презентации. Активнее использовать кейс-метод.
Не менее важна корректировка психологии общения преподавателя со студентом с позиции авторитетного доминирования в общении на позицию сотрудничества и взаимодействия.
В условиях постоянно меняющегося информационного пространства современного российского общества высшее образование в нашей стране должно постоянно совершенствоваться, искать новые методы и способы преподавания, не теряя при этом фундаментальность и содержательность образовательного процесса. В противном случае, без инноваций и новых технологий, высшая школа не справится со своей основной задачей – подготовкой специалистов для новой высокотехнологичной России.
Источник: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=5036
Виды восприятия | Студент-Сервис
Виды восприятия зависят от преобладания того или иного вида анализаторов, включенных в отражательный процесс. Например, зрительное восприятие преобладает при осмотре выставки, слуховое – при прослушивании музыкального произведения.
Восприятие классифицируется также и по видам самих воспринимаемых объектов. В этом случае говорят о восприятии пространства, времени, движений, человека человеком – “социальная перцепция” (А.А. Бодалев).
Под восприятием пространства подразумевается восприятие форм предметов, их пространственных величин и отношений во всех трех измерениях. Различают восприятие пространства с помощью зрения, осязания и мускульно-двигательных органов.
При помощи зрения мы воспринимаем пространственное отношение, форму, объем и величину объектов; посредством осязания – положение и величину небольших предметов, с которыми можно непосредственно соприкасаться, например, монета; мускульно-двигательные органы, дополняющие осязательное и зрительное восприятие, дают возможность воспринимать пространственные формы отношения и величины малых и больших объектов во всех трех измерениях (интерьер).
Восприятие времени отражает длительность и последовательность явления или события, зависящих от смены психических процессов, например, время, заполненное малоинтересными событиями, кажется нам более длительным, а смена разнообразных и приятных событий воспринимается скоротечно (“счастливые часов не наблюдают”).
Негативные эмоции связаны с замедлением времени. Михаил Чехов писал, например, что смерть человека надо изображать как замедление и исчезновение чувства времени: “Актер, играющий смерть,
должен в этом месте так построить ритмический и метрический рисунок своей роли, чтобы публика, следя за ним, чувствовала замедление времени и незаметно пришла к той точке, где замедленный темп как бы на минуту останавливается. И эта остановка дает впечатление смерти”.
Восприятие времени и пространства есть одновременно и восприятие движения, ибо предметы воспринимаются только перемещающимися в этих величинах. Различают относительное и безотносительное восприятие движения.
Относительным восприятием называется такое, при котором одновременно воспринимается и движущийся предмет и неподвижная точка, мимо которой он движется.
Восприятие называется безотносительным, когда движущийся предмет воспринимается изолированно от других.
Восприятие обладает избирательностью, целостностью и предметностью, так называемой константностью предмета.
Несмотря на изменение физических условий восприятия (например, при удалении человека к горизонту и уменьшении его изображения на сетчатке, восприятие о его действительном росте сохраняется. Иногда предметы воспринимаются в неправильном, искаженном виде.
Возникают иллюзии, часто имеющие место при восприятии геометрических предметов. Нормальными являются также иллюзии фигуры и фона, где объект воспринимается то как фон, то как фигура.
Кроме нормальных иллюзий бывают случайные иллюзии, когда, например, в состоянии жажды человек воспринимает освещенную местность как озеро, а трусливый принимает пенек за хищного зверя. Иллюзии надо отличать от галлюцинаций – патологических психических процессов.
Галлюцинациями называется болезненное ‘восприятия” объекта, который в данный момент на человека не действует, но при этом воспринимаются образы, хранящиеся в памяти или сконструированные воображением, которые человек воспринимает и переживает как реально существующие.
Галлюцинации чаще всего бывают при психических и инфекционных заболеваниях, иногда – у здоровых (например, у лиц, страдающих от жажды). Различают слуховые, вербальные (‘голоса”), зрительные, обонятельные и тактильные (осязательные) галлюцинации.
Псевдогаллюцинациями называются галлюциннации у больных, осознающих ложный характер явления.
Как показал А.Р. Лурия, иллюзия зависит от условий жизни и общественно-исторической практики, в которых живет население данной культуры.
Например, иллюзия, обычная для европейцев, живущих в условиях цивилизации в “прямоугольной” зрительной среде, почти отсутствует у африканцев, живущих в округлых хижинах.
Не от рассовых, а от социальных условий зависит иллюзия трапециевидного окна у зулусов, живущих в городе (64% случаев), встречающаяся очень редко (14%) у зулусов, живущих а деревне.
Гештальтпсихология (гештальт–образ) – как направление структурализма приписывает восприятию способность преобразовывать действие материальных раздражителей внешней среды, идеально реконструировать мир, реализовывать формотворческие новообразования.
Таким образом, восприятие отрывается от внешнего мира, идеалистически замыкается в субъекте, лишается предметной детерминированности и сводится к сенсорной активности. Введя положительные идеи психической активности и верно акцентируя внимание на синтезирующей творческой деятельности, структурная психология абсолютизировала эти категории.
С позиции теории отражения предметность восприятия раскрывается как объективное качество, детерминированное особенностями воздействия предметов
внешнего мира.
Восприятия могут развиваться в процессе обучения и профессиональной творческой деятельности человека. Средства психорегуляции и психологическая тренировка развивают и укрепляют способность сосредотачиваться на воспринимаемых объектах или выработать более точное восприятие, например, времени, путем психогигиенизации режима труда и воспитания “рефлекса на время”.
Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/vidy-vospriyatiya/
Мини-тест: "Кто вы? Аудиал, визуал или кинестетик?"
На днях один мой знакомый психолог сказал своей клиентке про её ребенка: «Он ведь у Вас кинестетик!» «КТО?!» — спросила ошарашенная мамочка, словно ее дитя сейчас причислили к инопланетной расе. В связи с этим я решил написать данную статью. И, для начала, вам предстоит пройти самый короткий психологический тест на свете.
Представьте себе МОРЕ.
Опишите его пятью прилагательными. А теперь давайте разберемся, что это такое и зачем Вам это знание.
У каждого человека по-своему развиты органы чувств. Учитывая также, например, не только качество зрения, но и связанную с ним область коры головного мозга.
И, как слабовидящие, больше опираются на слух, так и каждый из нас больше опирается на тот или иной канал приема информации. Так до нас легче достучаться. И так мы лучше воспринимаем.
В связи с этим, ученые (те самые, которых всегда упоминают) выделяют следующие категории: аудиал, визуал, кинестетик и (чуть реже встречается) дигитал. Теперь подробнее..
АУДИАЛЫ
Аудиалы — это люди, которые лучше воспринимают информацию на слух. Да-да, это те самые люди, которые в универе СЛУШАЛИ лектора и РЕАЛЬНО ЗАПОМИНАЛИ, что он говорит. И это те самые люди, которые предпочитают аудиокнигу бумажному изданию. Зачастую они начинают свою речь со слов: «Слушай…», «Рад тебя слышать…», «Звучит заманчиво…»
Для аудиала не характерно смотреть прямо в глаза собеседника — это его отвлекает, мешает слушать и вызывает напряжение. Они легко отвлекаются на звуки. На день рождения аудиалам желательно дарить то, что они с наслаждением будут слушать. И вообще, аудиалы любят ушами.
Если в описании моря Вы использовали слова вроде: «громкое», «шумное», «тихое» — возможно, Вы аудиал.
О степени выраженности данного канала восприятия можно говорить, исходя из количества использованных слов. Ни одного — практически не выражено. Одно — слабо выражено. Пять — сильно выражено. Аудиалы, кстати, самый редкий тип.
ВИЗУАЛЫ
А вот кто больше всего внимания уделяет внешнему виду — это визуалы. И на лекции им лучше бы зарисовать все на графике. И во время шопинга выбор скорее падет на красивую вещь, а не на удобную. Речь свою они начинают со слов: «Видишь…», «Смотри…», «Выглядит, словно…» Кроме того, если визуалы не видят, они как бы и не слышат. Так, в разговоре по скайпу, при помехах в видеосвязи, они прерывают свой разговор. И картинки в данной статье — специально для них! А если бы я объяснял эту тему в живую, то специально для визуалов я бы красочно жестикулировал.
Если в описании моря Вы использовали слова вроде: «красивое», «синее», «бескрайнее» — возможно, Вы визуал.
КИНЕСТЕТИКИ
Самый распространенный тип. Те, кто чувствуют этот мир через обоняние, осязание, с помощью движений и др. На лекциях они все записывают, а больше всего любят практические занятия. Уютные свитера, пледы, ароматические свечи, масла — все это специально для кинестетиков. Жаль, мой блог никак не пахнет — так бы кинестетики зависали здесь на несколько часов. Речь свою они начинают со слов: «Чувствую…», «Двигаемся…», «Сделаем…» Иногда, чтобы «включить» кинестетика в разговор, необходимо его коснуться, обнять. В этот момент словно срабатывает какая-то кнопка — Вас слышат, Вы можете говорить. Дарить, конечно же, кинестетикам стоит то, что будет приносить приятные ощущения. И в любви для них главное объятия, прикосновения, руки.
Если в описании моря Вы использовали слова вроде: «теплое», «соленое», «приятное» — возможно, Вы кинестетик.
ДИГИТАЛЫ
Ну и напоследок, менее известный тип. Данную категорию выделяют намного реже, поскольку она связана не столько с приемом информации, сколько с ее обработкой. Дигиталы воспринимают информацию через цифры, логическое осмысление, четкие доводы. Их слова: «Почему…», «Наверное…», «Думаю…» Считается, что дигиталы получаются из кинестетиков. Если чувства, которые вы испытываете, слишком болезненны — легче уйти в размышления. В связи с этим, поза у дигиталов чаще всего зажатая, скованная. В подарках — главное польза. А в любви — расчёт.
Если в описании моря Вы использовали слова, описывающие его конкретные характеристики, вроде: «глубокое», «Черное», «судоходное» — возможно, Вы дигитал.
Такие вот результаты теста. Напомним, о степени выраженности каждого отдельного канала восприятия можно говорить, исходя из количества использованных слов. Ни одного — практически не выражено. Одно — слабо выражено. Пять — сильно выражено. Кроме того, «чистых типов» практически не существует. В нас всего намешано. В тех или иных пропорциях. ????
И ЗАЧЕМ ЭТО НАДО?
- Не всегда аудиалы, визуалы, кинестетики и дигиталы могут хорошо понять друг друга. Очень важно общаться с человеком на «его языке». С аудиалом — меняя тембр голоса. С визуалом — используя жестикуляцию. С кинестетиком — прикосновения. С дигиталом — конкретные факты.
- Школьникам и студентам, испытывающим сложности в заучивании так же следует учитывать особенности своего восприятия. Аудиалам — записывать лекции на диктофон и прослушивать их. Визуалам — зарисовывать графики, диаграммы и пр. Кинестетикам — несколько раз записывать одно и то же. Дигиталам — выстраивать логические цепочки.
- Ну и желательно, чтобы Ваша деятельность была связана с Вашими особенностями восприятия. Так Вы будете получать больше удовольствия.
И вообще, любое знание о себе — полезно. Ведь Вам с Вами жить. ????
Данила Плотников (психолог, гештальт-терапевт)
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5baa3f0f69d47500ae8b173f/5baf7f55d043b300ab10f09e