Влияние s-характера — студенческий портал

1 Исаева А.М. 1 Антонец К.В. 1 1 Казахский Национальный Медицинский Университет им. С.Д. Асфендиярова
Нарушения режима гигиены сна, а именно времени сна и бодрствования, существенно сказываются как на физическом, так и на психическом здоровье молодежи.

Проведенное исследование доказывает влияние сна не только на учебную деятельность студентов, но и на их социальную адаптацию. Исследование проводилось среди 67 студентов 2 курса Казахского Национального Медицинского Университета имени С.Д. Асфендиярова факультета общей медицины в возрасте от 18 до 20 лет.

Результаты опроса позволили выявить процент нарушения данных режимов среди респондентов в межсессионных периодах и в периодах экзаменационной деятельности. Полученные данные могут явиться базой для корректирования расписания занятий для студентов, что позволит увеличить продолжительность сна, необходимого для регенерации и отдыха организма.

1. Газенкампф К.А., Шнайдер Н.А., Дмитренко Д.В. Влияние нарушений продолжительности и качества сна на состояние психофизиологического здоровья и успеваемости студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – №12. – С. 257-260 2. Кубарко А.И. Нормальная физиология ч.2: учеб. для вузов. – Мн.

: Высшэйшая школа, 2014. – С. 587.
3. Любан-Плозза Б. Здоровый сон / [Пер. с нем. И.Н. Громыко]. — Мн.: Полымя, 1990. – С. 29 4. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка : словарь. – М.: Оникс-Лит, 2012. – С. 736.
5. Тимошенко С.О., Назаров С.Б.

комплексная характеристика ночного сна старшеклассников и студентов медицинского ВУЗа // Журнал научных статей Здоровье и образо- вание в XXI веке. – 2007. – Т. 9. № 3. – С. 285.
6. Lima P.F. Sleep-wake pattern of medical students: early versus late class starting time / P.F. Lima, A.L. Medeiros, J.F. Araujo // Brazilian J. Med. and Biol. Res.

2002. Vol. 35, № 11. P. 1373-1377.
7. Veldi M. Sleep quality and more common sleep-related problems in medical students / M. Veldi, A. Aluoja, V. Vasar // Sleep Med. 2005. Vol. 6, № 3. P. 269-275.

Введение

Адаптация студентов к учебному процессу сказывается на их психическом и физическом здоровье. Особенно данному воздействию подвергнуты учащиеся младших курсов высших учебных заведений, так как именно они оказываются в непривычных для них условиях перехода из школьной жизни на новую ступень обучения.

Данные процессы адаптации сказываются на всех жизненно важных механизмах развития будущих специалистов. Нельзя не подчеркнуть особое влияние режима сна и бодрствования на эти процессы. Ведь именно во сне происходят процессы восстановления организма и пополнение его энергетических запасов [5].

После активно проведенного дня устают не только мышцы, но и многие важные органы. Особенно в отдыхе нуждается мозг.

Согласно определению Ожегова, сон – это наступающее через определенные промежутки времени физиологическое состояние покоя и отдыха, при котором почти полностью прекращается работа сознания, снижаются реакции на внешние раздражения [4]. Сон – это необходимое состояние для организма человека. Необходимое суточное время сна является индивидуальным показателем.

В среднем продолжительность сна для взрослого человека – 7-8 часов, для детей 5-7 лет нормой является 10 часов, 8-10 лет – не менее 9 часов [2,3]. Не следует использовать время, отведенное для сна, как дополнительный резерв для выполнения тех или иных дел.

Систематически недостаточный сон приводит к нарушениям в функционировании нервной системы, снижению работоспособности, к повышению утомляемости, раздражительности.

Исследователи Гарвадской медицинской школы доказали, что возраст человека влияет на механизмы «засыпания»: чем старше человек, тем труднее ему это дается. Данный феномен получил название «задержка сна». Таким образом, уменьшается и процент времени, которое человек проводит во сне. Уменьшение продолжительности фазы медленного сна также сказывается на процессе старения организма.

Образ жизни студентов, как отдельной социальной группы, является главным фактором, определяющим состояние их здоровья. Здоровый образ жизни обладает позитивным воздействием на организм молодого человека, свойства его личности и успеваемость, так как продуктивность обучения и здоровье студента взаимообусловлены – чем крепче здоровье, тем эффективнее проходит процесс учебы [1].

Частые недосыпания приводят к накоплению недостатка сна, т.е. со временем увеличивается нейробиологическая цена недостающего количества часов, проведенных в фазе сна. Также стоит отметить значительное снижение когнитивных функций при недостатке сна, что зачастую остается незамеченным человеком, но сильно отражается его физиологическом и психическом состояниях [2].

Цель исследования – изучить распространенность нарушений гигиены сна и их влияние на успеваемость студентов.

Материалы и методы исследования

Данное исследование проводилось на базе Казахского Национального Медицинского Университета имени С.Д.Асфендиярова среди 67 студентов второго курса факультета Общей Медицины. Возраст испытуемых варьировался от 18 до 21 года. Респондентам было предложено ответить на следующие вопросы анкеты:

  1. В какое время Вы ложитесь спать?
  2. В какое время Вы просыпаетесь?
  3. Сколько часов Вы спите в ночь перед экзаменом?
  4. Сколько у Вас выходных в неделю?
  5. Высыпаетесь ли Вы?
  6. Бывает ли, что Вы засыпаете во время занятий?
  7. Что является необходимым для полноценного сна для Вас?
  8. Есть ли у Вас проблемы со здоровьем, которые, на Ваш взгляд, могли бы повлиять на Ваш сон?
  9. Влияет ли сон на Вашу успеваемость?
  10. Соблюдаете ли Вы гигиену сна?

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты показали, что у большинства респондентов наблюдались отклонения в режиме сна и бодрствования. Так, на вопрос «В какое время Вы ложитесь спать?» большинство студентов (32%) склонились к ответу «01:00». 30% из всех опрошенных засыпают в 02:00, 18% — в полночь, а 14% — в 23:00. И лишь 6 % студентов – в 10:00 (диаграмма 1).

У студентов, спавших по 8 часов в день, на протяжении эксперимента не наблюдалось каких-либо нарушений – снижения когнитивных функций, ухудшения реакции или провалов в памяти. В то же время у людей, спавших по 6 и 4 часа в сутки, постепенно ухудшались все показатели.

У группы с 4 часами сна показатели были хуже, хотя не намного, чем у 6-часовой.

Диаграмма 1. Результаты ответа на вопрос «В какое время Вы ложитесь спать?».

Влияние s-характера - Студенческий портал

Во время экзаменов данные показатели уменьшаются почти в 2 раза. Результаты опроса выявили, что большинство студентов спят 3 и менее часов в ночь перед экзаменом, при этом 22% из них не спят вовсе. Лишь 2% из всех респондентов спят 6 часов (диаграмма 2).

Диаграмма 2. Результаты ответа на вопрос «Сколько часов Вы спите в ночь перед экзаменом?»

Влияние s-характера - Студенческий портал

Следует подчеркнуть, что сон оказывает большое влияние на успеваемость студентов, поэтому нами был задан следующий вопрос. При этом большая часть опрошенных осознает данное влияние, так как 78% дали положительный ответ, и лишь 22% — отрицательный (диаграмма 3).

Диаграмма 3. Результаты ответа на вопрос «Влияет ли сон на Вашу успеваемость?»

Влияние s-характера - Студенческий портал

Следствием недосыпания является то, что некоторые студенты засыпают во время занятий, что было выявлено с помощью соответствующего вопроса.

Во время экзаменов данные показатели уменьшаются почти в 2 раза. Сон имеет значительное влияние на успеваемость студентов. Выспавшиеся студенты бодрые и активные на занятиях, чем другие студенты. А также мы узнали, что из-за недосыпания некоторые студенты засыпают во время лекции. Только 28% студентов участвовавших в опросе спят 7-8 часов.

Выводы

По результатам исследования были выявлены нарушения в режиме сна и бодрствования у большинства студентов, что имеет огромное влияние на их физиологическое и психическое состояние.

Опираясь на данные литературных источников, можно выделить последствия нарушений режима сна, которые сказываются на интеллектуально-мнестических показателях учащихся, академической успеваемости, досуговой активности и качестве жизни [7].

Снижение эффективности механизмов памяти и познавательной деятельности, ухудшение настроения также являются важными последствиями данного нарушения.

Отмечается также, что у тех студентов, у которых занятия начинались позднее, выше качество сна и большая его продолжительность. И наоборот, меньшая продолжительность сна наблюдалась у студентов, чей учебный процесс начинался раньше.

Эти недосыпы последняя группа студентов компенсировали продолжительным сном в выходные дни [6].

Таким образом, сон является незаменимым аспектом жизни, а его длительность играет важную роль в развитии и становлении организма. Осознанная депривация, замеченная среди респондентов, ослабляет их мозговую активность и приводит к потере тонуса организма.

В связи с этим, определяется необходимость более дифференцированного подхода к составлению учебных нагрузок для студентов, особенно младших курсов в силу их меньшей адаптации к новым условиям жизни и большей подверженности негативным факторам, связанным с нарушением продолжительности и качества сна [1].

Библиографическая ссылка

Исаева А.М., Антонец К.В. ВЛИЯНИЕ СНА НА УСПЕВАЕМОСТЬ СТУДЕНТОВ // Международный студенческий научный вестник. – 2017. – № 2.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=16920 (дата обращения: 20.03.2020).

Источник: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=16920

Влияние сети интернет и социальных сетей на молодёжь (на примере студентов егу им. и.а. бунина)

ВЛИЯНИЕ СЕТИ ИНТЕРНЕТ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА МОЛОДЁЖЬ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ ЕГУ ИМ. И.А. БУНИНА)

Нестерова Галина Валерьевна

студент факультета ПиМНО (ОРМ), ЕГУ им. И.А. Бунина, г. Елец, Липецкая область

E-mail: 

Зайцева Ирина Александровна

научный руководитель, канд. полит. наук, кафедра философии и молодёжной политики, ЕГУ им. И.А. Бунина, г. Елец

Современное общество — это общество высоких технологий. Интернет охватил весь мир и все сферы жизнедеятельности людей. Интернет-магазины дают возможность совершать покупки, не выходя из дома, он-лайн трансляции позволяют просматривать телепередачи, новостные программы и т.

 п. Обмен информацией, поиск работы, общение между людьми, отдых переходят сегодня в мир виртуальный. Сеть Интернет расширила возможности человека. Главная функция сети Интернет для социума — коммуникативная. Стремление к общению объединяет людей на определённом ресурсе.

Социальные сети стали в современных условиях мощными инструментом влияния на молодое поколение. Такие классические институты социализации как семья, школа, сверстники отошли на второй план. Иллюзорный, виртуальный мир становится все более притягательным для молодых людей.

Он не только предоставляет возможность рассказать о своих чувствах, переживаниях, но и предоставляет возможность доступа к личной информации других людей. Погружаясь в него, они даже не задумываются о том, что есть вероятность формирования «зависимости от виртуальности».

Убегая от реальных проблем в виртуальный мир, молодые люди, не осознавая это, начинают воспринимать его как часть реального.

Что же дает молодёжи сеть Интернет?

Опрос студентов ЕГУ им. И.А. Бунина (№ 100) показал, что лишь 21 % респондентов систематически читают печатные издания, 40 % — «время от времени», 24 % предпочитают электронные издания, а у 15 % — «нет времени для чтения».

При этом все опрошенные (100 %) используют сеть Интернет в тех или иных целях, отмечая, что в «современных условиях невозможно успешно учиться (работать) без помощи сети Интернет».

Обычно в сети Интернет респонденты проводят более 5 часов — 7 %, от 3—5 часов 20—%, от 1—3 часов 53 %.

Для чего используют молодые люди сеть Интернет? Ответы были получены следующие: «общение (социальные сети)» — 96 %, «поиск информации для учебы (работы)» — 19 %, «игры оnline» — 31 % , «поиск информации о событиях в стране, мире» — 11 %, «об отдыхе» — 24 %, «о спорте» — 32%, «скачивают файлы (музыка, фильмы и т. д.

Читайте также:  Формирование и свойства почвы - студенческий портал

)» — 79 % , «без цели» («бродят по сайтам без цели») — 6 %. Меньше всего опрошенных студентов интересуют данные о конкурсах, стипендиях, грантах. Только 5 % ответили, что читают в сети Интернет данную информацию.

Данные ответа показывают, что Интернет для молодёжи — это способ получения информации развлекательного характера, для поиска которой молодые люди пользуются.

Источник: https://sibac.info/studconf/social/viii/31647

Каким будет Студенческий совет?

Публикуем проект Положения о Студенческом совете московского кампуса ВШЭ, а также интервью об этом документе Татьяны Дубовой, директора по работе со студентами и выпускниками ВШЭ. Каким же должен быть Студенческий совет? Согласны ли вы с пунктами Положения о нем? Приглашаем высказать свое мнение в х под интервью.

— Татьяна Ферапонтовна, каковы основные цели создания Студенческого совета ВШЭ?

— Прежде всего, Cтудсовет призван обеспечить участие студентов в решении самого широкого круга проблем, затрагивающих их интересы, как учебных, так и внеучебных (начиная с морально-этических, заканчивая бытовыми). Но чтобы учитывать мнение студентов, необходимо, как минимум, его знать.

Устраивать плебисцит по каждому вопросу невозможно, консолидированное же мнение лучше формулировать демократическим путем, а для этого нужен легитимный студенческий орган, который будет отражать точку зрения студенчества и в полной мере принимать участие в управлении университетом.

И, во-вторых, хотелось бы с помощью Студсовета изменить ситуацию «хуторской» разобщенности факультетов. Когда спрашиваешь ребят, знают ли они, что происходит за пределами их факультета, чаще всего слышишь отрицательный ответ.

Надеемся, Студсовет позволит студентам одних факультетов узнать о жизни других и наладить взаимоотношения между ними.

— Бесспорно, студенты должны играть существенную роль в принятии решений, определяющих судьбу университета, вопрос, насколько студенческое сообщество Вышки готово взять на себя предоставляемые права и связанную с ними ответственность. Вы ожидаете, что студенты проявят интерес к обсуждению проекта?

— Мы надеемся, что проект вызовет не меньший интерес у студентов и сотрудников нашего университета, чем недавно состоявшееся обсуждение проблем академической этики и свободы выражения, и у нас получится живое и плодотворное обсуждение.

То, каким быть Студенческому совету должны решать сами студенты, поэтому на открытое обсуждение и выносится предварительный вариант положения о Студсовете московского кампуса. Так что, критикуйте, предлагайте, как улучшить проект.

Итоги обсуждения будут подведены через две недели.

— Положение касается только студентов московского кампуса?

— Да, но при разработке проекта Положения о Студенческом совете московского кампуса учитывались мнения кампусов в других городах. И данное Положение будет использовано при разработке типового положения о студсоветах для других кампусов университета. Естественно, с учетом специфики уже имеющихся локальных документов, регламентирующих взаимоотношения администрации и студенчества.

— Согласно проекту Положения Студенческий совет является правопреемником Студенческой палаты ВШЭ. Зачем понадобилось преобразовывать Студенческую палату в Студенческий совет?

— Студенческая палата ВШЭ просуществовала недолго, и ее деятельность нельзя назвать плодотворной. Принцип ее формирования, когда половина членов (по аналогии с Общественной палатой) была делегирована деканами, не оправдал себя. Поэтому принцип формирования нового Студсовета — выборность.

Дело, разумеется, не в словах, а в делах. Для студентов, на мой взгляд, это очередной вызов, экзамен на гражданскую зрелость.

Мы надеемся, что выбранные представители будут лучше осознавать меру своей ответственности перед выборщиками, а последние смогут отозвать тех представителей, которые не оправдали их ожиданий.

— Какова сфера компетенции Студенческого совета ВШЭ? Какие задачи он будет решать?

— Круг задач, в решении которых хотелось бы видеть участие студентов, как я уже сказала, очень широк: это подготовка предложений по выделению материальной помощи, поощрений.

Мнение Студсовета ВШЭ будет учитываться при принятии решения о выделении финансирования под тот или иной проект в рамках создаваемого сейчас в университете Фонда поддержки студенческих инициатив.

То есть совет будет формировать предложения администрации ВШЭ по вопросам, затрагивающим интересы студентов. В том числе это проблемы, о которых сейчас студенты сообщают на «Выразительную кнопку».

Студенческий совет — это гражданский институт защиты взглядов и выработки консолидированной позиции студентов. И если в результате у нас заметно уменьшится количество анонимных обращений на «Красную кнопку», то, на мой взгляд, цель создания Студсовета будет достигнута.

В составе Студенческого совета ВШЭ могут быть сформированы комитеты по различным направлениям, например, комитет по работе с первокурсниками, по развитию волонтерских программ в университете, по организации досуга и другим вопросам студенческой жизни. Количество комитетов и направления их деятельности определят сами члены Студенческого совета на одном из первых заседаний.

— Каков принцип формирования состава Совета? Кто будет принимать участие в работе Студенческого совета?

— Принцип формирования Студенческого совета, как я уже сказала, — демократические выборы, лучшей процедуры, гарантирующей легитимность органа студенческого самоуправления, пока никто не предложил, но еще есть шанс поспорить с Черчиллем.

В состав Студенческого совета ВШЭ должны войти представители всех факультетов и отделений ВШЭ, а также представители советов общежитий.

Проект предусматривает, что количество представителей от факультета или отделения будет примерно пропорционально численности студентов, но при этом все, даже небольшие по численности образовательные подразделения, будут представлены в Студенческом совете ВШЭ.

При этом мы надеемся на здравый смысл большинства, чтобы не «раздуть» Студсовет до сотни человек, представляющих все магистерские программы. Сейчас завершаются выборы студсоветов на факультетах, которые после обсуждения проекта и утверждения окончательного варианта Положения о Студсовете ВШЭ делегируют своих представителей.

— Каким образом будет организована работа Студенческого совета? Как его деятельность будет вписана в общую структуру принятия управленческих решений в университете?

— Проект предусматривает, что Студенческий совет будет собираться на заседания раз в месяц (хотя и этот вопрос обсуждается).

На заседания выносятся проблемы, по которым Студенческий совет должен выработать свою позицию, после чего, в зависимости от характера проблемы, Студенческий совет выносит предложения на соответствующий уровень принятия решений, вплоть до ректората и Ученого совета ВШЭ.

При принятии решений, касающихся жизни студентов, органы управления ВШЭ готовы учитывать мнение студентов, которое формирует Студенческий совет ВШЭ. Если же мнения будут расходиться, то это — предмет переговоров, учиться вести которые предстоит студенческим избранникам.

Согласитесь, весьма полезное умение, которое, кстати, высоко ценится работодателями, но редко встречается у выпускников. Так что, это будет сравнительным преимуществом тех, кто наберет этот опыт в университете.

  • — В МИЭМ ВШЭ действует студенческий профсоюз, будет ли с ним взаимодействовать Студенческий совет московского кампуса?
  • — МИЭМ участвует в формировании Студенческого совета ВШЭ на правах структурного подразделения, то есть студенческий профсоюз МИЭМ ВШЭ как первичный орган студенческого самоуправления делегирует своих представителей в московский университетский Студенческий совет.
  • — На ваш взгляд, каковы основные сложности, с которыми может столкнуться в своей работе Студенческий совет?

— Основные сложности, с которыми столкнулась в своей работе Студенческая палата, — незнание правил и неумение студентов выстраивать взаимодействие в таком сложном социальном организме, каковым является университет. Мы намерены обеспечить систему поддержки и специальных тренингов для членов Студсовета, для этого создается специальный центр поддержки лидерства и волонтерства.

Миссия университета не сводится к одностороннему воздействию на студента — университет призван актуализировать лучшее, что есть в каждом. Активная роль студентов в соуправлении университетом должна повысить эффективность принимаемых решений. Мы надеемся, что в Студенческий совет ВШЭ придут студенты, неравнодушные к проблемам окружающих и своей Alma Mater, и тогда все получится.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ВШЭ

Источник: https://www.hse.ru/news/life/76713786.html

Влияние коллектива на личность студента

Воспитательная роль коллектива.

В настоящее время роль собственного коллектива в воспитании студентов и регулировании их деятельности значительно возрастает. Создание коллективов, обладающих высоким уровнем сплочённости и самоуправления — важная задача воспитательной и организаторской работы преподавателей и актива учебных групп.

Большое влияние на воспитательные возможности студенческого коллектива может оказать разъяснение целей профессиональной подготовки, престижа и этики избранной студентами профессии, обоснование в учебно-воспитательном процессе ответственности будущих выпускников за успехи в труде, роли товарищества, дружбы, взаимопомощи, принципиальности, доброжелательности.

В целом для повышения воспитательных возможностей студенческого коллектива требуются:

  • 1. комплектование учебных групп с учётом социально-психологических и других особенностей студентов;
  • 2. создание целостно-ориентационного единства путём разъяснения значения профессии, учёбы в вузе, её целей и задач, стимулирования работы актива по сплочению коллектива;
  • 3. развитие сознательности, товарищества и дружбы, понимания взаимоотношений в студенческом коллективе;
  • 4. профессиональное ориентирование учебной деятельности студентов;
  • 5. укрепление авторитета активистов, повышение их примерности, предупреждение и психологически оправданное разрешение конфликтов;
  • 6. забота о студентах, учёт их запросов, интересов, нужд, желаний;
  • 7. расширение студенческого самоуправления и непрерывное движение (рост) коллектива.

В развитом коллективе академической группы складываются благоприятные условия для воспитания студентов, раскрыть которые помогают основные функции. В современных условиях коллектив академической группы выполняет пять основных функций:

  • 1. организаторская — студенческий коллектив есть саморазвивающийся «организм», он является организатором своей жизни и деятельности, студенты сами планируют, осуществляют свои планы, подводят итоги, анализируют собственную деятельность и руководят ею;
  • 2. коммуникативную — одним из важных факторов жизнедеятельности коллектива является постоянное общение его членов, которое возникает в процессе и посредством организации разнообразных видов деятельности. При этом между судентами складываются избирательные личностные и деловые отношения, временные или более длительные, отношения ответственной зависимости;
  • 3. воспитывающую — начинает проявляться уже на первом этапе становления коллектива, но наиболее отчётливо заявляет о себе в развитом коллективе, который создаёт свой нравственный микроклимат, становится носителем и пропагандистом политических, эстетических, нравственных ценностей и убеждений, благодаря чему оказывает воспитательное воздействие на студентов;
  • 4. профессиональную — поскольку студенческий коллектив создаётся и действует в профессиональном учебном заведении, он не может не включаться в решение вопросов подготовки будущих специалистов. Профессиональная направленность деятельности академической группы проявляется в формировании у студентов интереса к будущей педагогической деятельности, в тематике групповых собраний, в шефской и волонтёрской работе с детьми и т.д.;
  • 5. стимулирующую — обеспечивает формирование значимых для студентов стимулов к участию в деятельности, регулируют взаимоотношения и поведение студентов, стимулирует развитие их активной позиции.

Реализация названных функций даёт возможность коллективу оказывать воспитательное влияние на студентов. Этому помогает прежде всего атмосфера взаимопонимания, взаимного уважения и ответственнной зависимости.

На основе совместной деятельности и общения складываются деловые отношения между членами коллектива, на основе личных симпатий и привязанностей — личные.

Уже на 1 и 2 курсах обнаруживаются довольно устойчивые деловые и личные отношения между студентами, они являются стержнем коллектива.

Читайте также:  Классификация методов воспитания в педагогике - студенческий портал

Деятельность, общение и отношения способствуют формированию у студентов академической группы многих ценных качеств: коллективизма, гуманности, общественной активности, креативности, ответственности, организаторских качеств. Однако не у всех студентов академической группы складываются ровные благоприятные отношения с коллективом.

Возникновение межличностных конфликтов является важной проблемой для коллективов. В том числе и студенческих. Одной из важнейших задач анализа конфликтов является определение причин их возникновения. Субъективные причины в межличностном конфликте складываются на основе индивидуальных (социально-психологических, физиологических, мировоззренческих и др.

) особенностей личностей, не имеющих порой прямого отношения к их действительным мотивам и потребностям. С точки зрения других людей они являются ничтожными, но в силу особенностей характера становятся непреодолимыми препятствиями для нормальных взаимоотношений.

Причиной конфликта может послужить чья-то раздражительность или дурное расположение духа, оборачивающееся пустыми придирками к другому человеку.

Как показывает практика, конфликты между людьми неизбежны. Вот почему важно использовать их как источники жизненного опыта, самовоспитания и психологического обогащения.

Воспоминание о каком-либо памятном конфликте, его причинах, способах разрешения и других моментах должны обеспечить лучшее познание самого себя, вовлечённых в конфликт людей (по-настоящему они проявляются именно в конфликтных ситуациях).

Это знание может помочь принять правильное решение в будущем, избежать повторного недоразумения, подумать о необходимости перемен в жизни, поступках.

Наиболее часто встречающиеся причины конфликта — неадекватность оценок и самооценок; конфликты, связанные с учебной деятельностью; подшучивание друг над другом; различия в ценностных ориентациях, взглядах, мнениях; несоответствие норм студента нормам группы, «неуживчивость» характера; бестактность в общении. Наиболее часто используемый стиль поведения в конфликте — стиль конкуренции, реже — стиль сотрудничества.

Те студенты, которые обладают коллективистскими наклонностями, находятся с коллективом в оптимальных отношениях, хорошо проявляют себя в коллективе. Студенты индивидуалистического склада малообщительны, предпочитают обособленный образ жизни.

У них взаимоотношения с коллективом не являются стабильно положительными. Если система ценностных ориентаций студентов соответствует суждениям, ценностям, традициям, сложившимся в коллективе, то включение их в эти отношения значительно облегчается.

Источник: https://studwood.ru/1846104/pedagogika/vliyanie_kollektiva_lichnost_studenta

Студенческий образ жизни

Это статья повествует об особенности студенческого образа жизни.

Молодость — это определенная фаза жизненного цикла, биологически универсальная, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально — историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации.

Наиболее однородной и по возрасту, и по социальным характеристикам частью молодежи являются студенты, основным видом деятельности которых, определяющим все существующие черты их образа жизни, является учеба, подготовка к будущей трудовой жизни.

В научной литературе нет однозначного определения понятия «студенчество». В переводе с латинского языка слово «студент» означает «усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями».

Студенческий возраст (17-25 лет) — важнейший период в становлении человека как личности и активного члена общества. А ведь как раз общество, в свою очередь, требует от человека больших усилий для выживания в наших нелегких условиях. Студенческая молодежь является основой социального развития, а также воспроизводственным потенциалом нации.

Когда молодые люди поступают в университет, то им открывается новый мир. Конечно построение данного мира чем-то похоже на школьное время, но эта похожесть ошибочна и обманчива.

Дело в том, что школьный курс рассчитан на детей, который быстро развиваются, и что приводит к тому, что в итоге они должны постепенно получать базовую информацию о мире. Но в университете ребенок уже должен встать на путь взрослого человека, постепенно развиваясь и обучаясь. Университетские годы дают многое.

Давайте для начала вспомним 1-е сентября І-го курса: с каким настроением мы вошли в вестибюль учебного заведения? Кто-то – с опаской, кто-то – с надеждой, а некоторые – смело, призывая свою удачу, ожидая от учебы только звездных моментов. Каким бы ни был первоначальный настрой, режим учебного процесса был для всех одинаковым. Но реагировали на него все по-разному. Вот так же, по-разному, проявлялись у каждого особенности студенческого возраста.

Переживание первого курса… Не всегда уверенное, зыбкое, многообещающее. В ракурсе психологии этот возраст характеризуется активным развитием нравственных и эстетических чувств, становлением характера. И действительно, нравственность студента всегда подвергается жестокому испытанию.

Ведь сколько вокруг него соблазнов! Одно общежитие чего стоит! У тех, кто прошел жизненную школу общежитием, студенческие возрастные особенности наверняка проявлялись в полном объеме. Комплекс всех чувств, предусмотренных природой, регулярно заявлял о себе своими проявлениями.

Эстетические предпочтения, нравственные убеждения, характерологические особенности – все менялось, возвращалось обратно и снова становилось другим.

Они развивают как мыслительную, так и нравственную основу ребенка. После пяти лет учебы молодого человека просто не узнать. И дело не только в том, что за пять лет почти еще ребенок превращается в молодого мужчину, но и в том, что мужчина этот четко должен понимать чем он хочется заняться в жизни, и какие приоритеты у него есть.

Институт образования обеспечивает социализацию, инкультурацию, профессиональную подготовку личности, адаптированной к сегодняшним реалиям, но одновременно ориентируясь на возможные грядущие изменения, определяющие «завтрашние» потребности общества, исходя из тенденций развивающегося производства и общественной жизни.

Образование обладает огромными возможностями в том, чтобы современная молодежь захотела свою гражданскую идентичность обозначить как россияне, сохраняя при этом свою принадлежность одной или нескольким культурам в зависимости от своего происхождения и места проживания.

Одним из перспективных вариантов исследования этой проблемы и решения задачи социальной стабилизации общества может быть политика взаимного признания, толерантности и равноправия всех культур и народов страны.

Именно в этом отношении возрастает роль и влияние этнокультурной составляющей образования в целом, а также идей мультикультурализма, освоение этих идей ведет к открытости, пониманию вклада всех культур в развитие человечества.

Формирование культуры межнационального общения в вузе требует решения проблем мировоззренческого и поведенческого уровня. Учеба в вузе составляет основу духовного становления человека, выступая важнейшим условием овладения им человеческой культурой.

Поэтому огромная роль в нем принадлежит организации учебно-воспитательной работы по развитию соответствующего миропонимания, развертыванию толерантных отношений, формированию многонационального коллектива и созданию условий для самореализации личности в нем [3] .

Университет дает возможность молодым людям прикоснуться к учебе, дает возможность учится и получать от учебы удовольствие, а так же в дальнейшем приобщиться к науке. Конечно наукой занимаются чрезвычайно маленькое количество людей, но вот получить хорошую профессию и в дальнейшем реализоваться — это главная задача университетского образования.

И все эти принципы высшего образования и бурного развития организма студента дает возможность говорить о том, что данная система очень положительна и имеет высокую степень успешности.

Надо заметить и тот факт, что процесс образования и развития личности молодого человека двигаются параллельно, и нельзя одно отличать от другого, что в конечном итоге и дает тот положительный эффект от высшего образования, что мы имеем сейчас.

В основе образование лежит всеми известный и практикуемый принцип соревнования.

Формированию студента как личности способствует студенческий образ жизни. С этим вряд ли кто осмелится спорить. Ну разве можно устоять перед искушением поспать подольше, опоздав, а то и успешно пропустив первую пару? Так, кстати, рождается ответственность.

Ее степень у всех различна, и проявляется она буквально во всем: в своевременной сдаче зачетов, в качественной подготовке семинаров, в регулярном посещении лекций… Но как можно следовать всем установленным учреждением правилам в течение стольких лет? Причем лет замечательных, насыщенных яркими событиями и интересными знакомствами. Всегда ли здесь до учебы? Вряд ли.

Но не только учебой известен пресловутый студенческий образ жизни. Для многих студентов одной из первых ступеней в самостоятельной и взрослой жизни становится проживание в общежитии.

Конечно, «общага» – это незабываемый спектр различных эмоций: от самых запоминающихся розыгрышей и вечеринок с соседями по комнате до совместного поедания последних съестных запасов, привезенных из дому.

Студенческое общежитие – это своеобразная школа жизни, здесь происходят первые самостоятельные ремонты и неумелые приготовления пищи, здесь как нельзя лучше проявляются все личные качества человека. И, наконец, именно здесь очень многие обретают свою вторую половинку, с которой впоследствии неоднократно вспоминают все радости и трудности, на которые так богата жизнь студента…

Практически вся жизнь человека это соревнование с другими конкурентами, и не важно о чем речь идет, о работе и карьере, или о завоевании сердца девушки. Главное, что мы всю жизнь соревнуемся. Именно процесс образования дает возможность молодому человеку развиваться, соревнуясь с другими студентами, постигать сложную науку через соревнование с другими коллегами.

Источник: https://novainfo.ru/article/3139

Студенчество как субкультура: постановка проблем

В данной статье рассматривается студенчество как наиболее активная и образованная группа молодежи, которая обращает на себя внимание ученых, исследователей. По мнению некоторых авторов, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу.

Причиной формирования специфической студенческой субкультуры являются следующие характеристики: особые неформальные взаимоотношения, формы коллективистской деятельности студентов, поведенческие нормы, сленг, стиль жизни, традиции и обычаи, социально-групповое самосознание, территориальное сосредоточение.

Формами функционирования студенческой субкультуры становятся творческие студенческие коллективы, форумы, студенческие спортивные секции и т.п.

В статье показано, что студенческая субкультура, объединенная общим видом деятельности (получение высшего образования) включает в себя ценностно-нормативную систему; определяет стили жизни студентов; влияет на формирование установок и на определенные жизненные стратегии.

В общем виде в научной литературе под «субкультурой» понимают противопоставление господствующей культуре, то, что находится за ее пределами.

Общий смысл некоторых теоретических подходов изучения молодежных субкультур можно свести к следующему: субкультура выступает как фактор, который провоцирует девиантное поведение, расовую нетерпимость, наркотизацию, преступность и т.д. А особенностью же студенческой субкультуры является то, что она ближе всех находится к культуре общества. Она не противопоставляет себя господствующей культуре, а стремится к интеграции с ней. 

Молодежь включает в себя различные группы, среди которых выделяется студенчество. Студенчество – это социальная группа, которая в будущем определяет направления в экономической, политической и духовной жизни общества.

На собственный путь развития вступает новое поколение, в связи с чем становится актуальным анализ явлений и проблем, связанных с включением в многообразную жизнь студенческой молодежи, как особой современной субкультурной общности.

Определенное воздействие на учащихся оказывают институционально определенные параметры: количество вузов, численность студентов по формам обучения и профилю, получаемое образование.

Известно, что к основным принципам образовательной политики Республики Казахстан  относятся: равенство всех граждан на образование; доступность образования; светский характер образования; стимулирование образованности и разнообразие организаций образования; демократический характер управления образованием; гуманистический и развивающий характер образования; интеграция образования, науки и производства; профессиональная ориентация образования; информатизация образования [1]. Так, государство обеспечивает получение гражданами Республики Казахстан бесплатного предшкольного, начального, основного среднего и общего среднего образования, а также на конкурсной основе, в соответствии с государственным образовательным заказом, бесплатного технического и профессионального, послесреднего, высшего и послевузовского образования, если образование каждого из этих уровней гражданин получает впервые [2].

Читайте также:  Конкурентные силы рынка. модель конкурентных сил - студенческий портал

Важным направлением образовательной политики является обеспечение доступности  образования. В мировой образовательной статистике для оценки уровня доступности образования принято использовать показатель охвата населения типичного возраста образовательными услугами соответствующего уровня.

По данным агентства Республики Казахстан по статистике возрастной состав студентов вузов от 16 до 29 летсоставляет 531949 человек, из них в Алматы – 205456 человек [3]. По количеству студентов на 10 000 населения Казахстан (334) превосходит Германию (258) и Японию (222), но значительно отстает от США (589) [4].

На нынешнем этапе общество заинтересовано не просто в достаточном числе специалистов, а в их высокой квалификации, в их умении самостоятельно, творчески мыслить, ориентироваться в постоянно меняющихся социально-экономических условиях, в их социальной активности и образованности. Именно эти факторы обусловливают возрастание социальной роли и ответственности студенчества как социально-демографического, социально-профессионального и интеллектуального резерва общества [5, C.159].

В целом студенческая молодежь, как современное поколение молодежи, сформировалось в новых, неформальных условиях, ориентирована на свободные, демократические формы общения.

Период получения высшего образования является важным этапом социализации молодого человека, когда осознанно происходит выбор траекторий своего будущего развития, свойственна вертикальная социальная мобильность, имеющая в молодежной среде, согласно нормам, восходящую направленность.

Сегодня стала важной переориентация – от «единство=единообразие» до «единствов разнообразии», проблема соотношения единства и разнообразия, целостности дифференциации молодежи. Исследователи предлагают два противоположных «сценария» изучении ямолодежи как социального ресурса [6].

Первый, несмотря на всю силу дифференцирующих факторов, направленна актуализацию интегрирующих характеристик, позволяющих рассматривать молодежь как целостность. Второй основана преобладающей роли дифференцирующих факторов.

В этом случае целесообразнее говорить не о молодежи в целом как социальном ресурсе, а выделять ресурсные особенности различных социальных групп молодежи [6, С. 26].

Независимо от социально-экономической ситуации взросления и социализации возрастных  когорт, универсальные ценности частной жизни – семья, здоровье, интересная, престижная работа, конкурируя между собой во времени, остаются неизменно устойчивыми.Ниже приводится лишь отдельная часть, посвященная исследованию ценностей студенческой молодежи.

Так, крепкое здоровье, как наиболее значимое в жизни студента, занимает 47% от ответов респондентов. Интересная, престижная работа – 44%, уверенность в себе – 44%. Дружная семья – 42% от ответов респондентов.

При этом в отношении студентов особенно проявляется разрыв между вербальной значимостью здоровья как ценности и реальным поведением большинства, весьма далеким от норм и требований валеологической культуры, здорового образа [6, С.173].

От того, сможет ли молодой человек выделить среди интересов и ориентиров приоритетный, выстроить своеобразную иерархию жизненных ценностей, будет зависеть успешность его дальнейшего жизненного пути [5, C.159-160].

Студенчество как наиболее активная и образованная группа молодежи обращает на себя внимание ученых, исследователей. Определение студенчества варьируется, и у авторов можно увидеть их интерпретацию данного понятия.

Изучение студенческой молодежи и ее роли в общественно-исторических изменениях рассматривались в XVIII веке в учениях Р. Оуэна и Ш. Фурье. В конце XIX века американские философы Л. Уорд и Дж. Дьюи продолжают развитие этой проблемы [7].

Мировой опыт показывает, что в процессах модернизации важную роль играет студенческая молодежь. Большой вклад в изучении студенчества и института высшего образования в обществах переходного периода внесли зарубежные ученые – Э. Дюркгейм, К. Мангейм, Э. Гидденс, Н.  Смелзер.

Современная студенческая молодежь как важный объект и субъект социальных преобразований описывается в работахГ.С. Абдирайымовой, Г.К. Асан, Л.А. Бекмамбетовой, Ш.Е. Джаманбалаевой, М. Маульшариф, Г.Ж. Тельбаевой, М.Б. Таныбековой.

Студенчество, как особая социальная группа,отражено висследованиях А.С. Власенко.

Он отмечает, что «студенчество формируется из различных социальных образований общества и характеризуется особыми условиями жизни, труда и быта, особым общественным поведением и психологией, для которой приобретение знаний и подготовка себя для будущей работы, в науке, культуре является главным и в большинстве случаев единственным занятием» [8]. Студенчество, как социальную группу по своему общественному положению ближе всего стоящей к интеллигенции и являющейся социальным резервом общества, изучали С.Н. Иконникова и В.Т. Лисовский. Другой точки зрения придерживается казахстанский ученый М. Махмутова. Она рассматривает проблемы молодых людей, в том числе и студентов, как социально-уязвимых групп, а органам, ответственным за принятие решений в сфере молодежной политики, рекомендует уделять больше внимания проблемам молодежи [9].

Роль студенческого самоуправления была затронута в работах У.С. Кайырбековой, А.А. Аккузова и М.Н. Нареновой.

Студенчество как мобильная социальная группа, основной деятельностью которой является подготовка к выполнению социальных и профессиональных ролей. Б. Рубин и Ю.

Колесников определяют студенчество как: «мобильную социальную группу, «основным условием которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высокой профессиональной и социальной роли в материальном и духовном производстве» [10].

Социальный облик студенчества в условиях трансформирующегося общества описан в работах Ю.Р. Вишневского, В.Т.  Шапко,  Ю.Г.  Волкова,  В.И. Добренькова,  В. Волова,  В.А.  Сибирева,  Н.А. Головина, М.Р. Радовеля и других.

Роль молодого поколения в процессе общественного воспроизводства в условиях социальной неопределенности и возникновения нового типа риска всесторонне освещены в трудах В.И. Чупрова, Ю.А. Зубок.

На Западе молодежь рассматривалась как самостоятельная группа общества со своей системой взглядов на жизнь, общественные процессы, иерархией ценностей, мировоззрением и картиной мира.

Выделение молодого поколения в автономную социальную группу связано, прежде всего, с увеличением уровня жизни населения, улучшением экономической ситуации, вследствие чего, крайне популярным стало получение высшего образования, что привело к «продлению» юности.

Итак,   под   студенчеством   понимают   собственно   студентов   как социально-демографическую группу, характеризующуюся определенной численностью, возрастной структурой; определенным общественным положением, ролью и статусом; стадией социализации, которую проходит значительная часть молодежи и которая характеризуется определенными социально-психологическими особенностями [11].

Черты, проявляемые в общесоциальной сфере студенческой молодежью, привнесены в ее жизнедеятельность, главным образом, в предшествующем периоде жизни, воспитаны в детском и подростковом возрасте семьей, дошкольными учреждениями, школой, общественными организациями. В студенческий период они продолжают активно закрепляться, развиваться и проявляться. Отношение студента к учебе, общественной работе есть также во многом следствие его общесоциальной зрелости [11].

Несмотря на различия социального происхождения, студенчество связано общим видом деятельности и образует в этом смысле определенную социально-профессиональную группу.

Особые неформальные взаимоотношения, формы коллективистской деятельности студентов, поведенческие нормы, сленг, стиль жизни, традициии обычаи, наличие социально-группового самосознания – все  эти характеристикисочетании с территориальным сосредоточением порождают у студенчества специфическую субкультуру.

Таким образом, изучению студенчества посвящены различные виды исследований, тогда как обращение непосредственно к студенческой субкультуре является фрагментарным и представлено в работах отдельных авторов – Л.Г. Вахитовой, Л.В. Мосиенко, И.В. Сотникова, М. Шульги и др.

В статье И.В. Сотникова и М. Шульги [12, С.49-51], откуда взяты приведенные ниже утверждения, описывается возникновение студенческой субкультуры.

Она начинает формироваться в рамках культуры вуза уже на этапе социализации первокурсников через ритуальный обряд «посвящения в студенты», целью которого является адаптация и интеграция первокурсников в образовательное пространство университета.

В дальнейшем формами функционирования студенческой субкультуры становятся творческие студенческие коллективы, форумы, студенческие спортивные секции и т.п.

Таким образом, появляется студенческая субкультура – специфическая социокультурная группа, объединенная общим видом деятельности получением высшего образования, также представляет собой разновидность корпоративной культуры, которая включает в себя ценностно-нормативную систему, определяющую стили жизни студентов, и влияющую на формирование установок, на определенные жизненные стратегии [12, C.49].

Уже с появлением первых университетов,в Средние века в Европезарождается студенческая культура со своими традициями, обрядами, нормами поведения, внешними атрибутами одежды и собственным фольклором.

Позднее, американские ученые утверждали, что в двадцатом веке подлинно независимая массовая молодежная культура появилась среди студентов колледжа, которые «создавали» новые ритуалы и обычаи [13].

В целом, эти события дают основания полагать, что происходит отход от родительской культуры, процесс отделения ребенка от семьи, подготовка к занятию своей статусной позиции в социальной системе. Здесь уместно обратиться к американскому социологу Т.

Парсонсу, согласно которому «молодежные субкультуры, с одной стороны, ниспровергают традиционные ценности, отрывая молодежь от семьи и взрослых.

С другой, являются средством трансформации старых ценностных систем, утверждения новых ценностей, оказывающих индивиду социальную поддержку в его взаимодействии со сверстниками в течении длительного времени от момента «выпадения» из семьи родителей и до создания собственной» [14]. Молодые предлагают свое, альтернативное мировоззрение, отвергая «родительское». Те, со своей стороны, объявляют новое мировоззрение деструктивным, идеалы – извращенными и упадническими, манеру поведения – неприличной. Тем самым обостряется конфликт поколений.

В общем виде в научной литературе под «субкультурой» понимают противопоставление господствующей культуре, то, что находится за ее пределами.

Ярким примером такой конфронтации служит субкультура«хиппи», стиль жизни и поведение которых показывали протест против существующего общества, бегство от главенствующей культуры.

Общий смысл некоторых теоретических подходов изучения молодежных субкультур можно свести к  следующему: субкультура выступает как фактор, который провоцируетдевиантное поведение, расовую нетерпимость, наркотизацию, преступность и т.д.[15].

В этой связи закладывается предвзятое, неоднозначное, негативное отношение к ней, т.е.

установка на осмысление феномена культуры как имеющей некое здоровое ядро (культура как нормативно-ценностная  система,  господствующая  в  данном  обществе)  и  дефектную  периферию (субкультуры как девиантные формы, то есть как различные формы отклонения от единой для всего общества нормативно-ценностной системы).

Особенностью же студенческой субкультуры является то, что она ближе всех находится к  культуре общества. Она не противопоставляет себя господствующей культуре, а стремится к интеграции с ней.

Вцеломпроцессы, происходящие в молодежной среде вызываютспоры, а тем более касающиеся сущностимолодежной культуры и механизм возникновениясубкультур. Бесконечная борьба о границах субкультуры: где она начинается, где ее конец, и остается ли она по-прежнему субкультурой.

Субкультура, как временное средство, с помощью которого молодежь находит свою идентичность, обретая свою индивидуальность, однако в целом лишь для того, чтобы «в дальнейшем вернуться в качестве взрослых к своим предопределенным ролям в доминантной культуре» [16].

Спецификойсубкультуры образовательной деятельности студентов, как и в целом молодежной субкультуры, является то, что она носит подвижный и временный характер. Это подтверждаетсятем, что студенчество занимает промежуточный статус в социально-профессиональной структуре.

Студенты объединяются на определенный отрезок времени, а после переходят на другой этап своей жизни.

  1. Нарбекова Г.А. Актуальные проблемы развития образования казахстанскоймолодежи // Адам Əлемі. – № 2 – 2013 – С.32
  2. Конституция Республики Казахстан (с изменениями и дополнениями от 7 октября 1998 года, 21 мая 2007 года, 2 февраля 2011 года), статья 30.

Источник: https://articlekz.com/article/18603

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector