Внешний и внутренний государственный долг — основные понятия и термины

Внешний долг России или так называемый валовой – это заимствованная сумма денег у сторонних представителей. Его величина свидетельствует о том, насколько хороша или плоха ситуация в стране. Поэтому любое здравомыслящее правительство всегда стремится снизить внешний долг. Какова ситуация в России по годам и как выглядит госдолг в стране – поговорим более подробно в данной статье.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Внешний и внутренний государственный долг - Студенческий портал

Что это такое

Чтобы четко себе представлять ситуацию с внешним долгом России в реальном времени и в предыдущие годы, необходимо детально понимать, что это такое и на какие моменты он влияет.

Внешний долг любой страны, в том числе и Российской Федерации – это вся совокупная сумма денег и других финансовых обязательств, которые необходимо вернуть кредиторам (заемщикам) в определенный временной промежуток. Таким образом – это общая задолженность страны на определенный момент времени по внешним займам, с учетом, как взятой в долг суммы, так и процентам по ней. Берут заемные средства государства для того, чтобы:

  • Оплатить определенные расходы.
  • Восполнить дефицитный бюджет.

Чаще всего финансовые средства берут у:

  • МВФ – международного валютного фонда.
  • У других государств.
  • У различных мировых организаций.

По своей структуре он может состоять из:

  • Краткосрочных займов, срок которых не превышает 1 год.
  • Среднесрочных – в этом случае заемные средства берутся на срок от 1 года до 5 лет.
  • Долгосрочные – срок в этом случае превышает 5 летний период.

Важно отметить, что все эксперты признают, что внешний долг государства не должен превышать отметки в 77%.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Факторы и закономерности спроса - рынок и анализ предложения

Оценим за полчаса!

Именно на этом показателе считается, что у государства имеются определенные проблемы, и кредиторы начинают настороженно относиться к этой ситуации. Поэтому, в преобладающем большинстве случаев, правительство вынуждено увеличивать проценты.

Что действует несколько успокаивающе на кредиторов. Но для самого государства это означает, что ему приходится одалживать еще больше суммы.

Актуальные показатели

Что касается непосредственно внешнего долга России за период, начиная с 1994 года по сегодняшний день, вот какие цифры можно привести в качестве статистических показателей:

  • 1994 год – 118 млрд $.
  • 1998 год – 182 млрд $.
  • 2000 год – 178 млрд $.
  • 2003 календарный период – 151 млрд $.
  • 2006 г. – 257 млрд $. Причем, начиная годом ранее, он был, как в иностранной валюте, так и в национальная.
  • 2009 г. – 479 млрд $.
  • 2012 г. – 538 млрд $.
  • 2014 г. – 728 млрд $.
  • 2017 г. – 511 млрд $.
  • 2019 г. – 481 млрд $.

Как видно, вплоть до 2014 года сумма существенно увеличивалась, но затем стала постепенно снижаться.

Внутренний долг

Под внутренним долгом понимаются финансовые обязательства, которые берет на себя государство по отношению к организациям или населению страны по причине того, что привлекает средства которые необходимы, чтобы выполнять различные государственные заказы или программы. Включает в себя внутренний долг России:

  • Долговые обязательства РФ перед физическими лицами.
  • А также перед юридическими лицами. Причем, выражается в национальной валюте.

Внешний и внутренний государственный долг - Студенческий портал

Выражается в форме:

  • Государственных займов.
  • Кредитов.
  • Выпуск облигаций.
  • Долговые обязательства под гарантии правительства.

Если говорить непосредственно о статистике по внутреннему государственному долгу России, то показатели за последние приблизительно 20 лет выглядят следующим образом:

  • 1993 г. – 3,5 млрд. руб.
  • 1998 г. – 490 млрд. руб.
  • 2003 г. – 679 млрд. руб.
  • 2010 г. – 2 трлн.
  • 2015 г. – 7,2 трлн. руб.
  • 2017 г. – 8 трлн.
  • 2019 г. – 9,1 трлн. руб.
  • В 2020 г. ситуация будет выглядеть следующим образом – планируется на уровне 10 трлн.

Внешний долг

Как видно из представленных статистических данных, внутренний и внешний долг России постоянно растет, с небольшой оговоркой. Внешний – за последние 4 года снизился приблизительно на 25%. Но, когда говорится о внешнем долге, анализировать исключительно по нему ситуацию в стране – это не совсем верная ситуация.

Все же специалисты предлагают рассматривать, хороша или плоха экономическая ситуация в стране, с учетом также величины ВВП, величины на душу населения расходов, которые нужны по обслуживанию долга, а также от объема экспорта.

Пока не выработана единая позиция на то, как государственный долг влияет на темпы экономического роста страны. Но все же существует одна выделенная закономерность – чем больше он у станы страны, тем активнее растет ВВП.

Это можно обосновать тем, что в разные сферы экономики привлекаются большие по объему средства. На этом фоне можно привести пример США, где госдолг на сегодняшний день более 22 трлн $.

Но это не мешает стране активно развиваться.

Структура долга

Внутренний и внешний госдолг России представляет собой следующую структуру:

Внутренний:

  • По гос.ценным бумагам.
  • Гарантийные обязательства государства по ценным бумагам.
  • Кредиты для банков и других типов кредиторов.
  • Не выплаты компенсаций физ. и юр. лицам.

Все эти обязательства могут быть как рыночными, так и не рыночными.

Внешние разделяются на:

  • По реализуемым и печатаемым ценным облигациям.
  • Займы от сторонних не расположенных в государстве кредиторов.
  • Гарантийные обязательства под внешние займы.
  • Долги по операционным обязательствам на внешнеторговом уровне.

Показатели по годам

Рассматривая данные, которые имеются в соответствии со статистическими показателями, можно сделать один вывод, что в экономику страны государство пытается привлечь, как можно больше финансовых средств. Но политика двигается в сторону сокращение внешнего и увеличения внутреннего займа.

Внешний и внутренний государственный долг - Студенческий портал

Динамика

За последние 5 лет динамика продолжает нарастать, причем, как в сторону увеличения, так и сторону снижения, в зависимости от того, где берутся заемные средства. Это может свидетельствовать о том, что на сегодняшний день пытаются снизить влияние финансовых организаций на Россию извне, но при этом постараться сохранить темпы роста экономики.

Прогноз

Учитывая прогнозные данные, стоит отметить, что в ближайшие несколько лет будет увеличиваться внутренний долг и постепенно снижаться внешний. Еще один интересный момент, который необходимо отметить это то, что к лету прошлого (2019 года) активы составили около 1,25% от прогнозного внутреннего валового продукта этого же периода на основе государственной оценки.

На 1 января 2019 года государственный долг с расширенным понимание превысил государственные активы на 1,5% от ВВП. Тем самым, у России отсутствует на сегодняшний момент чистый долг.

государств, тем самым она является одной из наиболее интересных экономик, у развивающихся экономик, по мнению некоторых аналитиков. Определенные политические условия вынудили правительство увеличивать запасы и контролировать достаточно жестко долговую дисциплину.

Правда, из-за такого жесткого подхода ухудшилась ситуация, связанная с развитием экономической ситуации в стране.

По мнению аналитиков на сегодняшний день Россия может позволить себе увеличить общий долг на 50% не подвергая угрозе свою финансовую стабильность. Это достаточно хороший резерва для того, чтобы ускорить в принципе медленные темпы роста экономики.

Источник: https://rosinfostat.ru/vneshnij-i-vnutrennij-dolg/

Внешний государственный долг

Внешний и внутренний государственный долг - Студенческий порталГосударственный долг – под этим термином подразумеваются долговые обязательства, которые принимает на себя государство перед международными организациями, иностранными государствами, юрлицами и физлицами.

Различают внешний и внутренний государственный долг

  • Внешний государственный долг – обязательства, которые страна несет перед нерезидентами и выплачивает в иностранной валюте
  • Под внутренним государственным долгом понимаются обязательства перед резидентами, выраженными в национальной валюте.
  • Иными словами, деление на внешний и внутренний долг (по действующему Бюджетному Кодексу России) производится по валюте займа.

О государственном долге

Государственный долг может носить:

  • Краткосрочный характер (срок – до 1 года включительно)
  • Среднесрочный характер (интервал от 1 до 5 лет)
  • Долгосрочный характер (срок – от 5 до 30 лет).

Соответственно, государственный долг погашается должником, согласно установленным срокам – при этом, длительность займа не может быть более тридцати лет. Как следствие, управление государственным долгом возложено на действующее правительство.

На примере Российской Федерации

Существует порог – максимальный объем государственного внешнего государственного долга. Объем определяется законом о федеральном бюджете, что принимается на очередной год.

Согласно действующего законодательства России, ст. 106 Бюджетного кодекса РФ предусмотрен предельный уровень объема внешних государственных займов.

Он не может превысить 1-годовой объем платежей по погашению, а также обслуживанию долга.

Помимо максимального объема государственного долга, правительство также утверждает программу внешних государственных заимствований. Программа отображает общее количество внешних заимствований из федерального бюджета на финансовый год.

Также здесь обязательно указываются источники заимствования, цели, объем займа, а также сроки возврата.

Отдельно в программе оговариваются государственные гарантии и займы, размер которых превышает отметку в 10 миллионов американских долларов (эквивалентная сумма).

Государственная гарантия

Под термином «государственная гарантия» понимается способ обеспечения правовых обязательств. Таким образом, РФ, выступая гарантом, предоставляет письменное обязательство о несении ответственности перед лицом, гарантию получившим, а также обязательств перед третьими лицами.

Вышеприведенный Закон о Федеральном бюджете на будущий год определяет максимально возможный размер суммы государственной гарантии. Сумма государственных гарантий, которая выражается в иностранной валюте, будет включена в состав внешнего государственного долга.

Министерство финансов РФ ведет государственные книги внешнего (а также внутреннего) долга России.

Государственная долговая книга

Сюда вносятся данные про общий объем долговых обязательств, которые имеет РФ, субъекты федерации, а также муниципальные образования. Данные про займ вносят в Государственную долговую книгу не более чем через трое суток со дня возникновения обязательства.

Чтобы снизить долговое бремя, правительство РФ может принять решение о реструктуризации внешнего государственного долга. Реструктуризация – это погашение старых долговых обязательств путем взятия нового заимствования (размер нового заимствования не может превышать объема погашаемой задолженности) и согласие на новые условия долгового обслуживания.

Инструменты управления

Правительство страны имеет несколько эффективных инструментов, которые позволяют им управлять государственным долгом. Всего их 4:

  • Конверсия внешнего долга
  • Конверсия государственного займа
  • Консолидация
  • Новация

Под термином «новация» понимают замену первоначального обязательства сторон на новое обязательство с другим способом исполнения.

Термин «консолидация» означает объединение нескольких займов в один долгосрочный. При этом изменяется процентная ставка.

Конверсия внешнего долга – это инструмент, используемый для сокращения внешнего долга путем выполнения перед кредиторами долговых обязательств. Конверсия предусматривает передачу кредиторам акций, а также векселей, выраженных в национальной валюте.

Конверсия государственного займа – инструмент, с помощью которого можно изменить первичные условия займа, которые касаются доходности. Наиболее часто при конверсии государственного займа правительство преследует цели снижения процентной ставки.

Читайте также:  Характеристики рек России - бассейны и протяженности, тепловой режим

Программа предоставления кредитов иностранным государствам

Чтобы обеспечить собственные внешнеэкономические и внешнеполитические интересы, в РФ действует программа о предоставлении займов иностранным государствам. Предоставление кредитов утверждается в законе о федеральном бюджете, который составляется на будущий год.

В программу включены:

  • Перечень кредитов
  • Цели предоставления кредитов
  • Предоставляемые суммы
  • Получатели.

Если правительство приняло решение о реструктуризации кредита или его полном списании – это решение требует обязательной ратификации в Государственной думе.

О внешнем финансировании

Внешнее финансирование государства необходимо для привлечения дополнительных финансовых источников, что будут использованы для дополнительного финансирования государственных расходов и дефицита государственного бюджета в случае, если иные источники государственных средств были исчерпаны.

Иными словами, внешнее финансирование необходимо в случае, когда есть необходимость финансировать дефицит государственного бюджета и собственные расходы в случае, если мобилизовать такие средства внутри страны не представляется возможным.

Система управления государственным долгом

Разумеется, нельзя обойтись без системы управления долгами государства. Действующая система работает таким образом:

  • Погашаются проценты
  • Погашается капитальная сумма долга
  • В случае необходимости, происходит рефинансирование госдолга

Стандартный процент ссудных капиталов для государств-заемщиков на международном рынке составляет 4 года.

Рефинансирование государственного долга

Под этим термином понимается система мер, которая направлена на изменения условий взятых кредитов — процентов, объемов или сроков. Используются следующие инструменты:

  • Пролонгация
  • Капитализация
  • Секьюритизация
  • Аннуляция

Начнем с последнего. Под термином «аннуляция» подразумевают отмену долга. Может быть применена только при полном банкротстве страны (как должника)

  1. Секьюритизация – инструмент, позволяющий перепродать облигации государственного займа на фондовой бирже.
  2. Под термином «капитализация» понимается реструктурирование государственных облигаций в частные ценные бумаги (осуществляется путем перепродажи их на бирже)
  3. Пролонгация предусматривает возможность продления долговых сроков, а также погашения процентов.

Источник: https://utmagazine.ru/posts/8844-vneshniy-gosudarstvennyy-dolg

Государственный внутренний долг

Внутренний государственный долг — внутренняя задолженность государства перед юридическими и физическими лицами, которая появилась в связи с привлечением их средств, для выполнения государственных программ и заказов, выпуском в обращение бумажных денег, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг, а также вследствие наличия вкладов населения в государственных банках.

Государственный внутренний долг — продукт перетекания денег из казны в руки населения и обратно

Внутренний долг государства не стоит путать с внешним. Последний формируется за счет долговых обязательств перед резидентами других стран. Государственный внутренний долг — это совокупность финансово-кредитных операций по перемещению денежных средств из казны и обратно.

Механизм образования внутреннего госдолга в разных странах может несколько отличаться от того, как это происходит в нашей стране. Сущность государственного внутреннего долга в РФ — долговые обязательства страны перед юридическими и физическими лицами. Для чего это нужно? Госдолг стимулирует ход наличных денег внутри страны.

Дефицит бюджета также эффективней погашается за счет внутреннего долга.

Государственный внутренний долг в России может также выступать в виде ценных бумаг, которые, в свою очередь, являются гарантией того, что их владелец в обязательном порядке получит свои деньги из казны. Очевидно, что такие отношения можно рассматривать как отношения между кредитором и заемщиком. Так оно и есть. Кто может выступить кредитором?

  1. Любой гражданин, выполняющий спецзаказ от государства. Прибыль, результирующая его деятельность, отправится в казну. Здесь в качестве вклада могут рассматриваться как финансовые ресурсы, так и трудовые. В конечном итоге субъект кредитования государственной казны получит компенсацию в рублях.
  2. Юридические лица. Со-финансирование каких-либо программ, помощь в погашении внешнего долга и др.
  3. Депозиторы. Инвестиции средств в банк, управляет которым государственный аппарат, — тоже кредитование казны.
  • Федеральные долги.
  • Долги предприятий и корпораций, финансовую ответственность за которые несет государство.
  • Задолженность муниципальных властей перед гражданами и коммунальщиками.

Что делает государство, чтобы погасить внутренний долг?

  1. Финансирование рынка ценных бумаг и способствование его выхода на международный рынок.
  2. Создание и продвижение программ по привлечению иностранных инвестиций.
  3. Оптимизация федеральных затрат.
  4. Долговой оборот — погашение долговых обязательств с целью нового заимствования.

Существуют сотни методов по уменьшению суммы внутреннего госдолга. Но полное его погашение не возможно, так как за счет этого движется поток наличности внутри государства.

Источник: https://www.kredito24.ru/content/gosudarstvennyi-vnutrenniy-dolg/

Внешний и внутренний долг

Внешний долг – это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед Российской Федерацией в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

Внутренний долг – это обязательства, возникающие в российской валюте, а также обязательства субъектов РФ и муниципальных образований перед Российской Федерацией в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований) (ст. 6 БК РФ).

Долговые обязательства России полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Они могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляет Правительство РФ (ст. 101 БК РФ), а долгом субъекта РФ – органы его исполнительной власти.

Непосредственно в кредитные отношения от имени Российской Федерации вступает Минфин России, который выпускает государственные ценные бумаги, определяет их доходность, конкретные сроки выпуска и погашения, а также заключает соглашения как с целью привлечения средств внутри страны на условиях срочности, платности и возвратности, так и в случае предоставления бюджетных кредитов.

Существование государственного долга автоматически подразумевает обязательство по управлению им. Под управлением государственным долгом понимается разработка и реализация мер по его погашению и обслуживанию.

Погашение накопленного долга может происходить различными путями: денежными выплатами, обменом долгового обязательства па освобождение от налогов, отказом от уплаты, аннулированием задолженности кредитором, принятием задолженности другим органом управления и т.п. Кроме того, в целях управления государственным долгом могут быть использованы механизмы его рефинансирования и реструктуризации, регулирование расходов по обслуживанию и другие методы.

Однако главными источниками средств для обслуживания и погашения государственного долга являются налоговые и неналоговые доходы бюджета. Особую роль здесь играет профицит бюджета, с помощью которого возможно досрочное погашение.

Существуют два режима управления государственным долгом: в условиях относительно стабильной экономики и в условиях большого объема задолженности, сопряженного с кризисными явлениями в экономике.

Механизм управления государственным долгом в условиях стабильно развивающейся экономики основывается на согласовании динамики роста долга с темпами экономического роста при соблюдении условия снижении затрат по обслуживанию долга.

При осуществлении новых заимствований органы власти должны исходить прежде всего из эффективности заимствований, а также оценить необходимые размеры и срок заимствований.

Кроме того, управление государственным долгом в подобной ситуации предполагает стабилизацию сто размеров при увязке с процессами инвестирования.

Соблюдение этих условий, как правило, позволяет при увеличении абсолютных масштабов заимствования сохранять примерно на одном уровне отношение государственного долга к ВВП, не допуская ситуации, при которой начинает проявляться негативное воздействие государственного долга на экономику.

Основными проблемами, рассматриваемыми при решении вопросов о новых заимствованиях, являются эффективность заимствований, определение их допустимых размеров и источников покрытия, оценка влияния заимствований на социально-экономическое развитие.

Одним из средств погашения долгов, по которым наступил срок выплат, для обслуживания государственного долга наравне с доходами государственного бюджета применяется механизм рефинансирования, который представляет собой процесс погашения ранее взятых долговых обязательств за счет новых займов, т.е.

продажи новых облигаций и использования части полученных средств для выплаты держателям погашаемых облигаций или же получения новых кредитов и погашения за их счет ранее полученных.

Иными словами, обязательства перед кредиторами исполняются за счет новых займов, а кредиторы получают проценты за предоставляемые средства.

Данная система обеспечивает функционирование внутреннего государственного долга как постоянно действующего инструмента, не требующего обязательного погашения.

Кроме того, рефинансирование может быть использовано как средство замещения внешнего государственного долга внутренним.

При этом будет существенно уменьшаться возможность давления па органы государственного управления со стороны других государств и международных финансовых организаций путем выдвижения различных условий предоставления займов.

Управление государственным долгом в условиях чрезмерной задолженности требует выработки специальной программы, главной целью которой должно быть смягчение пиков платежей, улучшение структуры долга, снижение затрат на его обслуживание, приведение величины долга в соответствие с возможностями страны по его обслуживанию и погашению, а также получение отсрочки выплаты долга в те периоды, когда получение новых займов на приемлемых условиях затруднено.

Для управления государственным долгом применяются следующие методы:

  • конверсия долга, т.е. превращение долговых обязательств, по которым не выплачиваются проценты, или слишком обременительных долговых обязательств в новые, улучшающие положение заемщика либо в текущем финансовом отношении, либо с точки зрения перспективы;
  • консолидация, которая представляет собой продление срока действия долга (займа) посредством превращения их в более долгосрочные или бессрочные, объединение нескольких долгов (займов) в единый с возможным изменением величины ссудного (заемного) процента;
  • новация – соглашение между государством-заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;
  • унификация – решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов.

Способами регулирования государственного долга являются контроль над его размером; определение предельных величин задолженности; рационализация его состава, структуры, форм и методов обслуживания, подлежащих применению в сложившихся экономических условиях. Все это предполагает создание единой системы мониторинга и управления государственным долгом, включая внешние займы субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Источник: https://studme.org/39814/finansy/vneshniy_vnutrenniy_dolg

Внутренний государственный долг — Answr

Внутренний государственный долг — обязательства страны перед населением и юридическими лицами.

Внутренний государственный долг — совокупность кредитно-финансовых отношений, благодаря которым осуществляется погашение бюджетного дефицита государства, повышается объем наличности в обращении.

Внутренний госдолг возникает в связи с необходимостью привлечения ресурсов для осуществления заказов, проектов и программ государственного уровня. Его обслуживанием занимается Центральный Банк РФ.

Особенности и методы контроля

Внутренний госдолг — финансовая ответственность страны, которая возникает перед частными лицами, предприятиями, корпорациями, коммерческими структурами. Так, в России он выражается в форме кредитования, использования ценных бумаг, займов и обязательств, которые гарантирует Правительство.

В его состав в Российской Федерации входят: долги общефедерального уровня, обязательства перед предприятиями, финансовую ответственность за которые несет страна, а также долги муниципалитетов перед гражданскими лицами. Среди основных методов управления госдолгом можно выделить:

  • конверсия. В этом случае органы власти принимают решение об изменении доходности по уже действующим займам. Обычно речь идет о снижении процентов по ним;
  • консолидация. Эта процедура подразумевает повышение срока действия по обязательствам, которые были выпущены ранее. Преобразование в более длительные по времени задолженности всегда выгодны государству;
  • унификация. Метод используется для объединения займов, которые были выпущены ранее. Обычно осуществляется обмен на облигации новых займов;
  • дефолт. Это радикальная мера, используемая государством, отказывающимся от взятых на себя ранее обязательств;
  • рефинансирование. Эта методика подразумевает выпуск новых займов для погашения старых долгов.

Внутренний государственный долг представляет собой «перетекание» денежных ресурсов из казны и обратно. В его составе задолженность прошлых периодов и вновь возникающие обязательства.

Если Правительство страны не предоставляет гарантии на долговые обязательства территориальных образований, то ответственность за погашение долгов ложиться на власти на местах.

Такое условие закреплено в федеральном законодательстве.

Преимущества и условия для погашения

Внутренний долг государства является стимулятором для обращения наличных денег внутри страны. За счет увеличения внутреннего долга происходит погашение дефицита бюджета. Еще одно преимущество — финансовые ресурсы на покрытие дефицита занимаются на внутреннем рынке, то есть не происходит прирост денежной массы.

Чтобы своевременно платить по образовавшимся долгам государство финансирует рынок ценных бумаг, оказывает влияние на его развитие, выходит на международные рынки. Правительство принимает законы, которые позволяют привлекать на территорию страны большие объемы инвестиций. Органы власти используют меры, которые помогают оптимизировать федеральные затраты.

Вывод

Корректное увеличение внутреннего государственного долга не несет опасности для отечественной экономики. Если рационально и эффективно управлять таким инструментом, то страна останется дееспособной и стабильной.

Правительство должно осуществлять заимствования в объемах, которые нужны для решения социально-экономических задач. Прозрачная и последовательная политика в этом направлении позволит добиться доверия у юридических и физических лиц.

Источник: https://answr.pro/articles/1325-vnutrenniy-gosudarstvennyiy-dolg

Государственный долг: понятие, классификация и управление им

Когда государство привлекает заемные средства, возникает государственный долг.

У государства появляются долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями, включая государственные гарантии, которые предоставляются государством.

Система учета и регистрации государственных займов в России является единой, ее осуществляет Министерство финансов РФ. Существуют специальные требования к структуре долговой книги и порядку ее заполнения.

В Минфине разработан Порядок ведения Государственной долговой книги Российской Федерации.

Существует еще субфедеральный долг, его необходимо отличать от государственного. Это долговые обязательства определенного региона. По долговым обязательствам субъектного характера Российская Федерация не несет ответственности, исключением являются случаи, когда государство гарантирует выплату долга. Субъекты не несут ответственности за долговые обязательства РФ.

Государство ведет кредитную политику, госдолг – прямое следствие этой политики. Какие формы государственного кредита выберет государство, от того сколько свободных денежных средств привлекается в распоряжение публичной власти зависит состояние государственного долга страны.

В государственный долг Российской Федерации включены: основной долг по кредитам, номинальный долг по государственным ценным бумагам и по гарантийным обязательствам.

Проценты, непроцентные доходы по займам в госдолг не входят, так как являются самостоятельной формой расходов федерального бюджета.

Только те обязательства Российской Федерации, которые являются объектами правоотношений по государственному кредиту, можно отнести к государственному долгу.

Определение 1

Выплата долга государством должна быть гарантирована, гарантом является казна, за счет которой полностью и безусловно обеспечивается госдолг.

Платежеспособность субъекта гарантирует имущество субъекта РФ, составляющее его казну.

Замечание 1

Долг обеспечивается казной государства, но погашение долга происходит за счет доходов федерального бюджета, за счет этих же средств происходит обслуживание долга.

Читайте также:  Инструменты для вычислений и измерений - преимущества и недостатки решения

Классификация государственного долга

Госдолг классифицируется по сроку погашения на капитальный, текущий.

Определение 2

Капитальный долг – это общая задолженность государства. Текущий долг – расходная сумма по долговым выплатам, наступившим по сроку.

Краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными бывают кредиты по сроку привлечения. В России долговые обязательства не могут быть больше срока в 30 лет. Госдолг может быть внутренним и внешним в зависимости от валюты обязательств.

Иногда разделителем внешнего и внутреннего долга является субъектный состав. Если кредитные средства предоставлены резидентами, это указывает на внутренний долг, если не резидентами – внешний. Взаимодействия внешнего и внутреннего долга в современном мире усилились.

В России часть внутренних долговых обязательств по краткосрочным облигациям преобразовалась во внешний долг краткосрочного порядка. Одновременно с этим для погашения внешнего долга происходит эмиссия государственных ценных бумаг, размещенных на федеральном рынке.

Формы государственного долга

Государственный долг существует в определенных формах, которые закреплены законодательно и проверены экономической практикой. Госдолг структурируется по видам обязательств, они могут быть следующими:

  • по кредитам от кредитных организаций иностранных государств;
  • по государственным ценным бумагам;
  • по кредитам бюджета, которые привлечены в федеральный бюджет из других бюджетов РФ;
  • по государственным гарантиям;
  • по другим, ранее не причисленным к государственному долгу, обязательствам.

Определение 3

Государственный долг – это комплекс, состоящий из экономических и правовых норм с особым регулированием финансовых отношений. Методы регулирования различны.

Методы регулирования государственного долга

Определение 4

Управление госдолгом – финансовые государственные операции, обеспечивающие единое планирование и учет операционных действий по внешнему и внутреннему долгу и предоставлению государственных гарантийных обязательств.

Управлением госдолгом занимается Правительство РФ, непосредственно Минфин России. Министерство разрабатывает программы заимствований государством, осуществляет их от имени государства.

Совместно с Банком России Минфин осуществляет операции по обслуживанию долга. Управление государственным долгом вменено в обязанности Банка России.

Все операции, связанные с обслуживанием госдолга осуществляются Банком России без комиссии.

Определение 5

К методам регулирования относятся: реструктуризация, конверсия, новация, пролонгация, уступка права требования.

Реструктуризация государственного долга

Это прекращение исполнения долговых обязательств, основанное на соглашении сторон, с заменой на другие долговые обязательства с наиболее приемлемыми условиями обслуживания и погашения.

В ходе реструктуризации может быть произведено частичное списание суммы, составляющей основной долг.

Если случается долговой кризис, реструктуризация становится главным управленческим механизмом, поскольку предоставляет такие возможности, как отсрочка платежа, изменение графика выплат и обслуживания эмитированных ценных бумаг.

Должнику предоставляется льготный период, когда он имеет возможность выплачивать только процентные суммы. Льготный период выгоден не только должнику, кредитор тоже заинтересован в скорейшем и беспрепятственном возврате денег. Так в 1996 году внутренний долг России был переоформлен в государственные облигации, это упорядочило работу с долгом.

Погашение долговых обязательств происходит путем выпуска новых долговых обязательств с новыми условиями и сроками погашения.

Внешний долг реструктуризируется при согласии международных финансовых кредитных структур, если существуют условия для проведения данного мероприятия. В США существуют специальные фонды, которые предоставляет льготные кредиты странам-должникам.

Главное условие – нахождение на грани банкротства государства-должника.

Тогда будет предложена программа финансовой стабилизации, которая в свое время была разработана и финансируется МВФ, программа совершенствования системы государственного управления, программа повышения эффективности экономической политики, которые были разработаны МБР.

Конверсия и новация

Определение 6

Конверсия – это мероприятия по сокращению долга финансово-правового характера.

Внешний долг заменяется на другие виды обязательств, они могут быть финансово-правовыми и гражданско-правовыми. Например, перевод государственного долга в инвестиции промышленного сектора государства-кредитора; погашение долга поставками товаров; выкуп собственного долга ; обмен; взаимозачет.

Конверсия не направлена на отсрочку платежей, ее целью является сокращение денежного объема долга.

Россия выдает множество кредитов другим странам, метод конверсии наиболее оптимален при управлении госдолгом, так как создается возможность для льготного режима вывоза прибыли, инвестирования в приоритетные отрасли хозяйствования, доступа на закрытые рынки.

Следует опасаться чрезмерной конверсии, это может повлечь за собой потерю контроля за валютными средствами, поступающими в страну и дешевыми импортными товарами, что чревато прогрессирующими инфляционными явлениями.

Определение 7

Новация – замена первоначального кредитного договора другими обязательствами.

Новое обязательство имеет другой предмет и способ исполнения. Обязательство всегда должно быть субъектным. В 2005 году была осуществлена новация облигаций внутреннего государственного займа на облигации государственного валютного облигационного займа.

В качестве новации может быть осуществлен переход в заемные обязательства из обязательств купли-продажи, аренды.

В 1993 году вновь образовавшиеся государства, бывшие республики СССР имели государственные долги перед Россией и погашали их поставками товаров, передачей собственности. Госдолг России перед странами, членами бывшего СЭВ, погашался поставками российских товаров.

В 2007 году обязательства по облигациям внутреннего государственного валютного облигационного займа были прекращены, с владельцами данных обязательств были заключены договоры об отступном.

Определение 8

Пролонгация – продление срока действия долгового обязательства.

Определение 9

Уступка права требования – замена одного кредитора другим. Такой метод применим, когда государство продает свою дебиторскую задолженность третьим лицам.

Определение 10

Бюджетный кодекс устанавливает предельный объем государственных заимствований и госдолга. Максимальная сумма государственных заимствований не должна быть больше, чем годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга России.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/bjudzhetnoe-pravo-rossii/gosudarstvennyj-dolg/

Государственный внутренний и внешний долг Российской Федерации

Капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам; текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам, что ведет к росту государственного долга — внутреннего и внешнего.

Активность государства в качестве заемщика служит индикатором состояния его финансов. Чем больше объем заимствований, тем хуже обстоит дело с государственным бюджетом. Чем выше доля государственного долга в ВВП, тем глубже кризис финансов государства. Огромный государственный долг России — как внутренний, так и внешний — свидетельствует о финансовом кризисе в стране.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ под государственным долгом понимаются долговые обязательства Правительства РФ перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Таким образом, следует различать не только государственный внутренний и внешний долг, но и общегосударственный долг, который включает задолженность не только Правительства РФ, но и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства.

Государственный долг России полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Долговые обязательства Российской Федерации могут выступать в форме кредитов, полученных правительством, государственных займов или других долговых обязательств, им гарантированных.

Государственный внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникшей задолженности. Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных образований, если они не были гарантированы Правительством РФ. Форма их долговых обязательств и условия выпуска определяются самостоятельно на местах.

Как отмечалось, в зависимости от места размещения займы делятся на две группы: внутренние и внешние, отличающиеся видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов, валютой займа.

Кредиторами по внутренним займам выступают юридические и физические лица, являющиеся резидентами данного государства. Займы обычно предоставляются в национальной валюте. Для привлечения средств выпускаются ценные бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используются различные налоговые льготы.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рынках в валюте других государств. При размещении таких займов учитываются специфические интересы инвесторов страны размещения.

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет. Изменение условий выпущенного в стране государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

В 1990-е годы заемная деятельность Правительства РФ на рынке ценных бумаг активизировалась, что объясняется отказом от использования кредитов Центрального банка для покрытия бюджетного дефицита. При этом для привлечения средств выпускались высокодоходные ценные бумаги.

В результате в предкризисный 1998 г. период возникла парадоксальная ситуация: самые надежные государственные бумаги являлись одновременно и самыми доходными, а следовательно, и самыми популярными.

Как следствие, основная масса средств инвесторов, вовлеченных в операции с ценными бумагами, направлялась не в производство, а на финансирование федеральных расходов и обслуживание внутреннего государственного долга.

Тем самым государственный кредит стал оказывать негативное воздействие на экономическое развитие страны. Стремительное увеличение расходов, связанных с обслуживанием государственного долга, свидетельствует, что нарастание государственного долга РФ стало самовоспро- изводящимся процессом.

В общих расходах федерального бюджета еще в 2003 г. расходы, связанные с обслуживанием государственного долга (с учетом направления части профицита бюджета), занимали более 14%. В 2004 и 2005 гг. на них приходилось соответственно 10,8% и 8%.

Расходы на обслуживание государственного долга в государственном федеральном бюджете на 2005 г. предусмотрены в сумме 244 млрд руб. против 277,5 млрд руб. в 2003 году и 287,6 млрд руб. в 2004 году.

В2006и2007гг. расходы на обслуживание государственного долга существенно сократились: в бюджете на 2006 г. они предусматривались в сумме 198,5 млрд руб. и в бюджете на 2007 г. — 156,8 млрд руб. Расходы сократились в основном за счет уменьшения внешнего долга, который, по экспертным оценкам, на начало 2007 г. составлял 70-80 млрд долл, против примерно 120 млрд долл, на начало 2005 года.

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации федеральном законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждаются предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований Российской Федерации с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Предельный объем государственных внешних заимствований Российской Федерации не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга Российской Федерации.

В федеральном бюджете на 2006-2007 гг. верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2007 г. и 1 января 2008 г.

был предусмотрен по долговым обязательствам Российской Федерации в сумме 1148,7 млрд руб. и 1363,2 млрд руб.

соответственно, верхний предел государственного внешнего долга РФ — в сумме 79,2 млрд долл, (или 64,4 млрд евро) и 46,7 млрд долл, (или 36,3 млрд евро).

Правительство Российской Федерации имеет право осуществлять внешние и внутренние заимствования с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год предельного объема государственных внешних и внутренних заимствований, если при этом оно снижает расходы на их обслуживание в рамках установленного предельного объема государственного долга.

Государственная Дума вместе с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год рассматривает также Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации и предоставляемых Российской Федерацией государственных кредитов, которая содержит перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием по каждому из них целей, источников, сроков возврата, общего объема заимствований, объема использованных средств по займу до начала финансового года и объема заимствований в данном финансовом году. В эту программу в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы, если таковые не утратили силу в установленном порядке. За последние годы, особенно в 90-х гг., как отмечалось, государственный долг нашей страны увеличился, достигнув в 2004 г. более 900 млрд руб. (внутренний долг). Внешний государственный долг к этому периоду превышал 120 млрд долл. Наступившие по срокам платежи по внешнему долгу достигали в 2002 г. 14,2 млрд долл., а в следующем — уже 17,5 млрд долл. С конца 1998 г. Правительство России постоянно вело переговоры с кредиторами о реструктуризации платежей, т. е. по пересмотру сроков и порядка выплаты внешних долгов. По оценке Министерства финансов Российской Федерации, внешние долги на начало 2005 г. состояли из кредитов членов Парижского клуба (40 млрд долл.), Лондонского клуба, объединяющего примерно 600 банков (около 35 млрд долл.), фирм-поставщиков (около 7 млрд долл.), стран, не входящих в Парижский клуб (около 25 млрд долл.), МВФ и МБРР (около 15 млрд долл.).

В 2005—2006 гг. произведено досрочное погашение долгов перед странами—членами Парижского клуба кредиторов. В августе 2006 г. Россия полностью рассчиталась по долгам перед странами—членами этого клуба, выплатив им 21,6 млрд долларов.

Однако, к сожалению, при сокращении долга органов государственного управления резко увеличились заимствования на внешнем рынке негосударственным сектором. По данным ЦБ РФ в 2006 г. заимствования компаний увеличились почти на 1/3, а задолженность банков без обязательств перед прямыми инвесторами — вдвое (с 50 млрд долл, до 101,2 млрд долл.).

Общий внешний долг российских резидентов на 1 января 2007 г. достигал 310,6 млрд долларов и продолжал рост (на конец 2007 г. он уже достигал 465,4 млрд долл., и на конец 2008 г. — 484,7 млрд долл. США)[1]. Подобное положение экономически обоснованным считать нельзя.

В целом это неперспективный и опасный для финансовой системы страны и банковской системы в частности бизнес.

Сложившаяся финансово-экономическая ситуация в стране требует принятия решительных мер по ограничению темпов увеличения государственного долга.

Обычно это достигается за счет роста налоговых поступлений и сокращения бюджетных расходов, а самое главное — за счет повышения объемов и темпов развития реального сектора экономики.

Меры, принимаемые Правительством Российской Федерации по поддержанию и защите отечественного производства, укреплению финансово-кредитной системы и денежного обращения в стране, будут этому способствовать.

На состояние государственного долга существенно влияет и совершенствование управления государственным кредитом — порядка и условий получения новых займов, размеров погашений и выплачиваемых по ним процентов.

Источник: https://studref.com/357095/finansy/gosudarstvennyy_vnutrenniy_vneshniy_dolg_rossiyskoy_federatsii

Ссылка на основную публикацию