Военная психология — организационные основы деятельности психолога полка

Актуальная задача — Военный психолог – армейская должность, введенная в 2001 г. указом Президента РФ, обязательная для каждого полка. Задачи военных психологов: Отбор курсантов и новобранцев для разных родов войск с учётом специфики военного дела. Разработка методов отбора.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Повышение психологической боеготовности личного состава и подразделений. Улучшение межличностного взаимодействия в армии. Организация эффективной деятельности военнослужащих.Помощь в преодолении тяжёлых психологических состояний, характерных для участников боевых действий.Военная психология - Студенческий портал

Помощь в адаптации к гражданской жизни военнослужащим, вышедшим в отставку.

Для этого представленный курс призван: 1.1 сформировать общее представление о военной психологии как отрасли современной психологической науки, ее структуре и функциях; 1.2 рассмотреть этапы возникновения и развития военной психологии; 1.

3 изучить методы исследования в военной психологии, основы проведения профессионального психологического отбора военнослужащих; 1.4 рассмотреть психологические особенности военно-профессиональной деятельности, причины возникновения и способы профилактики отклоняющегося поведения у военнослужащих; 1.

5 изучить особенности развития воинских коллективов, причины возникновения конфликтов и пути их разрешения; 1.6 рассмотреть психологические особенности поведения человека в экстремальных ситуациях, военнослужащих в условиях современного боя; 1.

7 изучить психологические основы регуляции и саморегуляции психических состояний военнослужащих в экстремальных условиях; 1.8 рассмотреть психологические аспекты учебно-боевой подготовки военнослужащих.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Материк Антарктида: географическое положение и история открытия

Оценим за полчаса!
  • Курс 3.16/1. Военная психология (←вход на курс, доступно только слушателям данного курса).
  • Дисциплины, входящие в модуль: Введение в кризисную психологию; Военная педагогика и психология; Военная психология; Военная психология конфликта; Общая психология; Психология личности; Социальная психология; Основы медиации; Технологии оказания психологической помощи в кризисных ситуациях; Экстремальная ситуация как социально-психологический феномен.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать:

  • специфику военной психологии как отрасли современной психологической науки, ее структуру и функции;
  • этапы возникновения и развития военной психологии;
  • психологические особенности военно-профессиональной деятельности, причины возникновения и способы профилактики отклоняющегося поведения у военнослужащих;
  • особенности развития воинских коллективов, причины возникновения конфликтов и пути их разрешения;
  • психологические особенности поведения человека в экстремальных ситуациях, особенности деятельности военнослужащих в условиях современного боя;
  • психологические основы регуляции и саморегуляции психических состояний военнослужащих в экстремальных условиях;
  • психологические аспекты учебно-боевой подготовки военнослужащих.

Уметь:

  • анализировать и выделять специфические особенности военной психологии как отрасли современной психологической науки, ее структуру и функции
  • выделять психологические особенности военно-профессиональной деятельности
  • выделять причины возникновения отклоняющегося поведения у военнослужащих, определять способы его профилактики и др.

Владеть:

  • основными понятиями, отражающими специфику военной психологии как отрасли современной психологической науки;
  • основными теоретическими положениями военной психологии на основных этапах ее развития
  • навыками изучения психологических особенностей военно-профессиональной деятельности и др

Итоговый контроль по модулям

Контроль знаний: представляет собой зачет или экзамен в сессионный период по дисциплине в целом (с использованием сети Интернет). Рефлексия занятий. В каждой дисциплине представлены тесты для самопроверки, литература, темы рефератов и контрольных работ, архив вебинаров по теме курса, архив учебников, книг, монографий и учебных пособий.

Итоговая аттестация: тест, выпускная квалификационная работа.

Внимание слушателей профессиональной переподготовки (350 , 700, или 1060 часов)!

1.В приложении к диплому для раздела «Стажировка» предоставить: справку с места работы, в случае ее отсутствия администрация ИДПК оставляет за собой право поставить прочерк в данной графе.

  1. Пройти самостоятельно учебную практику в форме стажировки. Слушатели имеют право проходить практику (стажировку) по месту жительства. Предоставить отчет, в свободной форме о стажировке не менее 16 часов- это кол. часов не входит в стоимость курса.

Источник: https://do-zaochnoe.com/product/kurs-3-16-1-voennaya-psihologiya-voennyj-psiholog/

Военный психолог

Военная психология - Студенческий портал

Военный психолог — армейская должность, введенная в 2001 г. указом Президента РФ, обязательная для каждого полка.

Задачи военных психологов

  • Отбор курсантов и новобранцев для разных родов войск с учётом специфики военного дела. Разработка методов отбора.
  • Повышение психологической боеготовности личного состава и подразделений.
  • Улучшение межличностного взаимодействия в армии.
  • Организация эффективной деятельности военнослужащих.
  • Помощь в преодолении тяжёлых психологических состояний, характерных для участников боевых действий.
  • Помощь в адаптации к гражданской жизни военнослужащим, вышедшим в отставку.

Обязанности психолога воинской части сложны и многообразны.

В мирное время он призван решать задачи по изучению психологических особенностей военнослужащих, воинских коллективов, психологически обеспе-чивать боевую готовность, боевую подготовку, боевое дежурство, воинскую дисциплину в воинской части, осуществлять профилактику негативных социально-психологических явлений в воинских подразделениях, оказывать помощь военнослужащим по решению их психологических проблем и т.д. В военное время он выступает непосредственным организатором всей системы психологического обеспечения боевых действий полка (батальона).

Из перечня обязанностей военного психолога видно, что от гражданских психологов он отличается многопрофильностью своей профессиональной деятельности.

Если в гражданских сферах психолог рассматривается как специалист довольно узкого профиля, действующий в рамках конкретной специализации, то условия деятельности военного психолога заставили авторов выстраивать модель специалиста, включающую в себя большинство существующих видов профессиональной деятельности психологов: психодиагностика, психопрофилактика и психогигиена, психологическая подготовка, психологическая реабилитация военнослужащих, социально-психологическая реадаптация ветеранов боевых действий, психологическое противодействие противнику, психологическое консультирование военно-служащих и членов их семей, групповая диагностическая и коррекционная работа. По существу военный психолог вынужден сочетать в себе основные компетенции психолога-диагноста, социального психолога, клинического психолога, психотерапевта, психолога труда и собственно военного психолога. Одновременно он выступает в двух разнокачественных ипостасях – психолога-исследователя и психолога-практика.

Прохождение курса психотерапии для военного психолога не обязательно, так как на него не возлагаются психотерапевтические функции. В связи с этим у военных психологов в меньшей мере выражен «синдром профессионального сгорания».

Организационные основы деятельности психолога полка

Режим работы определен в руководящих документах в период с 8.30 до 17.30 часов, но реально приходится работать гораздо больше. Деятельность психолога происходит на территории расположения всего полка.

Психолог подчиняется заместителю командира полка по воспитательной работе и своих подчиненных не имеет. Психолог несет ответственность за выполнение обязанностей, указанных в документах (см. выше).

Оплата его труда зависит от стажа работы, воинского звания, хорошая работа поощряется вынесением благодарностей, вручением грамот, повышением в звании.

Психолог сам определяет цели своей деятельности, сам планирует свою работу, принимает решения, но согласует все это с вышестоящими должностными лицами. Это необходимо, ибо военная организация (полк, дивизия) живет в своем режиме, который не должен нарушаться психологом.

Какими способами военный психолог решает свои профессиональные задачи? Что он должен знать, уметь, какие индивидуально-личностные качества могут способствовать успеху в его труде?

Психолог изучает виды труда военнослужащих, ситуации их служебной и бытовой жизни, наблюдает за поведением военнослужащих, проводит тестирование, анкетирование личного состава, беседует с ними. Собранная информация подвергается анализу.

Психолог сам вычленяет проблемы, намечает способы их решения, вырабатывает предложения по оказанию психологической помощи.

Психолог планирует и проводит мероприятия по профессиональному психологическому отбору личного состава (при этом он опирается на приказ министра обороны РФ «Руководство по профессиональному отбору в ВС РФ» № 50, 2000 г.). В случае необходимости ему приходится устраивать «Центры психологической разгрузки», проводить консультации.

Особая форма деятельности – выступления перед офицерами, прапорщиками и сержантами с лекциями, мини-тренингами, оперативной информацией. Психолог должен владеть и письменной речью, ибо ему приходится подавать рапорты вышестоящим должностным лицам, писать отчеты о проделанной работе.

Как профессионал военный психолог должен ориентироваться в научно-психологической литературе, в методиках и процедурах обследования. Как военнослужащий, он должен владеть специальными военными знаниями, предусмотренными подготовкой по специальности ВУС-390200 (нормативные документы, устав ВС РФ и пр.).

Кроме этого, психолог полка должен владеть современными информационными технологиями (интернет, текстовые и вычислительные компьютерные программы). Для проведения индивидуальных консультаций, публичных выступлений, работы с малыми группами военному психологу важно обладать ораторскими способностями, организаторскими и педагогическими умениями, приемами психологического воздействия.

Работа военного психолога предполагает частую смену видов и объектов деятельности. Темп работы – высокий, приходится заполнять много документов в условиях дефицита времени, при этом требуется высокая концентрация внимания, чтобы не допустить ошибок. Работа требует долговременного хранения информации в больших объемах.

Оперативное воспроизведение информации касается узкого круга вопросов. Деятельность психолога часто предполагает волевую регуляцию эмоционального состояния.

Поскольку в настоящее время уровень психологических знаний населения в целом не достаточно высок, у психолога могут возникать противоречия, факты недопонимания его со стороны руководства, он должен уметь «сделать себя понятным», принятым, должен уметь противостоять непониманию и противодействию других людей.

Читайте также:  Анализ налоговой системы РФ - процентное соотношение прямых и косвенных налогов

Труд психолога в формальном отношении четко регламентирован и обязательно согласован с руководством, но выполняемые им задачи могут быть уникальными, не стандартизованными. Ошибки психолога при выполнении им своих обязанностей проявляются не сразу, но последствия могут быть губительными для всего личного состава.

Как становятся психологом полка?

Претендент на эту должность должен быть здоровым (в соответствии с нормами для военнообязанных), он должен иметь высшее образование по специальности ВУС-390200, которое обеспечивают военные высшие учебные заведения, пройти 2-3-х месячную стажировку.

Эту специальность могут освоить также студенты гражданских вузов, обучаясь параллельно основному факультету на военных кафедрах.

Формы повышения квалификации: дополнительные курсы, второе образование по смежным областям (личностное консультирование, психология труда, социальная психология).

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/voennyy-psiholog

Психологическая помощь курсантам в процессе адаптации к условиям обучения в военном вузе

Статья посвящена обсуждению направлений работы психолога в военном вузе, способствующих эффективной организации процесса адаптации к условиям обучения в вузе. В ней рассматриваются проблемы гендерных отношений в военном вузе и проблемы межличностного взаимодействия курсантов. А также в статье приведен конспект психодиагностических методик, используемых военным психологом.

Ключевые слова: адаптация, военная служба, военный психолог, гендерное общение, курсанты, психодиагностические методики.

Военная служба представляет собой вид человеческой деятельности, обладающей не только высокой социальной значимостью, но выходящей за пределы повседневной жизни, связанной с особыми условиями существования и жизнедеятельности. Она требует от военнослужащих огромного напряжения физических сил, психической устойчивости, постоянного совершенствования морально-боевых качеств.

Военная служба в Вооруженных Силах Российской Федерации состоит в повседневном четком выполнении конкретных военных обязанностей.

Это и повседневная боевая подготовка, теоретическая подготовка, физическая нагрузка, несения боевой дежурства, соблюдение военной дисциплины, выполнение иных уставных требований, а также непосредственное участие в боевых действиях, постоянное совершенствование каждым военнослужащим своего воинского мастерства и т. п. Поэтому особое внимание необходимо уделять адаптации новобранцев и курсантов к новым условиям жизни.

К военнообязанным гражданам, поступающим на военную службу, и подросткам, желающим обучатся в военном вузе, предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, однако мало уделяется внимание морально-психологическим качествам и психической устойчивости личности.

В данное время при повышении заработной платы офицерскому составу в Вооруженных Силах Российской Федерации, предоставлении жилья и других льгот, многие подростки имеют желание поступить обучатся в военный вуз и в дальнейшем связать свою жизнь с этим видом профессиональной деятельности.

Подросток, поступивший обучатся в военный ВУЗ, в первую очередь, вынужден отказаться от привычных условий жизни и стереотипов поведения. Это связано с особенностями прохождения военной службы.

Например, осуществление принципа единоначалия предполагает осознанное подчинение своей воли и желаний воле другого человека — командира, что в социально-психологическом плане сопровождается ограничением степени личной свободы и активности выбора.

Необходимость ограничения степени личной свободы обусловлена и строгой регламентацией военной службы (сюда можно отнести обязанность выполнения распорядка дня и т. п.) [1, с. 34].

К тому же в армии существует наличие мускулинных отношений, что может приводить к определенным психологическим трудностям в процессе адаптации к условиям обучения в военном вузе.

Воспитанием мальчика занимается изначально мать, потом воспитатели в детском саду, учителя в школе или в ссузе, то есть, деятельностью по воспитанию и обучению занимаются в большинстве женщины.

А если в семье нет отца или его роль в семейном воспитании минимальна, то у мальчика может не быть полноценного мужского общения, и может отсутствовать положительный мужской пример. И только после поступления в военный вуз общение и взаимодействие подростка полярно меняет свою гендерную характеристику.

Воспитанием и обучением начинают заниматься мужчины, в основном в приказном порядке, с выполнением строгого регламента устава, инструкций и приказов. Это может привести к психологическим срывам, дискомфорту и даже суицидальным мыслям.

В детском саду, и в школе дети находятся в гетерогенных группах. Поступая же в военный вуз, отношения становятся гомогенными, то есть в группах находятся подростки только мужского пола. Резко начинает ощущаться нехватка в общении с противоположным полом. Все это может спровоцировать побеги из казарм и нарушение устава.

Поэтому в военных вузах работают психологи. К основным направлениям деятельности психолога в высшем военном учебном заведении относятся:

  1.      Организационно-методическая работа — решаются задачи планирования и подготовки различного рода мероприятий, ведения документации, обработки получаемой в ходе исследований информации, подготовки и совершенствования, необходимой для проведения мероприятий психологической работы материально-технической базы, подготовки формализованных документов (справки, обзоры, донесения и т. п.) для представления их должностным лицам, инструктирования и обучения других субъектов психологической работы (командиры, актив) практике использования психологических знаний, а также непосредственным действиям при проведении мероприятий психологической работы.
  2.      Совершенствование профессиональной компетентности — самостоятельное, так и специально организованное в различных формах изучение новейших сведений из различных сфер психологической науки и практики, пополнение и освоение необходимых для выполнения профессиональных обязанностей и дальнейшего профессионального роста знаний, навыков и умений.
  3.      Психодиагностика представляет собой комплекс мероприятий, проводимых психологом, по выявлению, измерению и оценке индивидуально-психологических особенностей личности курсанта, социально-психологических характеристик деятельности, воинских коллективов в соответствии с имеющимися нормами и критериями, а также факторов, снижающих эффективность служебно-боевой деятельности.
  4.      Психологическая помощь — система мероприятий, проводимых психологом средствами практической психологии и направленных на предупреждение, смягчение или преодоление различного рода психологических затруднений у курсантов и членов их семей, на решение психологических проблем, возникающих у отдельного человека или группы людей. В зависимости от объекта психологического воздействия выделяются следующие формы оказания психологической помощи: индивидуальная, семейная и групповая [4].

Основными видами психологической помощи являются психотерапия и психокоррекция, психореабилитация, психологическое консультирование, психологическое обучение и просвещение, а также психопрофилактика и психогигиена [2, с. 96].

Психотерапевтические и психокоррекционные мероприятия проводятся психологом, когда уже выявлены отклонения от нормы в поведенческом плане или функционирования психики конкретного курсанта.

Психореабилитационные мероприятия часто проводятся как комплексная программа, направленная на восстановление психики человека, находящейся в состоянии отклонения от нормы, вследствие действия психотравмирующих факторов.

Психологическое консультирование осуществляется психологом по индивидуальному запросу курсантов или сотрудников военного вуза.

Данная деятельность помогает снять психологическое напряжение, разрешить личностные проблемы, преодолеть кризисные ситуации, скорректировать неадаптивные способы поведения.

Однако психологическое консультирование отличается от индивидуальной беседы более глубоким психологическим анализом ситуации и наличием психодиагностической составляющей.

Психопрофилактика проводится как обучение курсантов приемам саморегуляции эмоционально-волевых состояний в экстремальных ситуациях и восстановление психофизиологических ресурсов в следствие долгого напряжения. А так же психологом должна проводиться оценка комфортности среды, психологической безопасности образовательной деятельности.

Психолог для адаптации курсантов к условиям обучения в вузе должен проводить социально-психологические тренинги, направленные на развитие профессионально-важных качеств будущего военнослужащего.

Психодиагностическая деятельность осуществляется психологом путем проведения формализованных опросников и проективных методик. У курсантов на первом курсе исследуется память, воображение, мышление, внимание, воля, эмоции, черты характера, реакции и т. д.

В своей работе психолог использует следующие диагностические методики: на оценку нервно-психической устойчивости («Прогноз-2–02», «Личностный опросник НПН-А-02», «Адаптивность-02 (МЛО)»); на изучение черт личности («Методика коммуникативных и организаторских склонностей», «Личностный опросник 16 ФЛО», «Опросник структуры темперамента (ОСТ)»); на выявление межличностных отношений («Социометрическая оценка групповой сплоченности», «Опросник межличностных отношений (ОМО)», «Методика косвенной оценки сплоченности подразделения», «Тест К.Томаса»); на диагностику суицидального риска («Личностная шкала проявлений тревоги (Тейлор)», «Опросник САН», «Опросник депрессивного состояния», «Оценка склонности к суицидным реакциям (СР — 45)», «Анкета оценки суицидального риска»); на оценку готовности к боевому дежурству (службы), гарнизонной и караульной служб («Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний Зунге», «Опросник депрессивности Бека», «Шкала ситуативной тревожности (СТ)», Интегративный тест тревожности (ИТТ)»).

Перечисленные направления работы психолога военного вуза образуют целостную систему, призванную оптимизировать условия жизнедеятельности и обучения курсантов в интересах целей воинской деятельности и способствовать быстрой адаптации курсантов к условиям обучения.

На первом курсе обучения курсантов необходимо особенно обратить внимание на взаимоотношения сокурсников.

Так как они основное время проводят вместе: совместно проживают, находятся на теоретическом и практическом обучении, выполняют режимные моменты. Поэтому общение должно носить доверительный и позитивный характер.

Положительный психологический климат способствует формированию профессиональной идентичности, полноценному овладению профессиональной деятельности, комфортной жизнедеятельности.

В первые же месяцы обучения психолог должен выявить курсантов, склонных к отклоняющемуся (девиантному) поведению, а также лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости и проводить с ними индивидуальную коррекционную работу.

Необходимо уделить особенное внимание взаимоотношениям в группах, так как в военный вуз поступают учиться курсанты из разных семей, с разным воспитанием. Особое преимущество при поступлении в военный вуз имеют дети — сироты.

Поэтому психологу обязательно нужно проводить психологические тренинги на сплочение группы и регулярно проводить социометрию.

При возникновении конфликтных ситуаций, психолог должен немедленно устранять возникшее напряжение и помочь конфликтующим.

Особенности развития межличностного взаимодействия в группах можно проследить путем наблюдения. При индивидуальном наблюдении предметом обследования являются практические действия (поступки) отдельного человека.

При этом выявляются отношение к военной службе, сформированность моральных, индивидуально-психологических и других качеств военнослужащего, имеющих важное значение для успешного прохождения военной службы [3, с. 67].

Источник: https://moluch.ru/archive/100/22459/

Главная страница

Федеральное государственное казенное военное образовательное учреждение высшего образования «Военный университет» Министерства обороны Российской Федерации (далее – Военный университет) – межвидовая военная образовательная организация, ведущий учебно-методический и научный центр Вооруженных Сил Российской Федерации по военной проблематике гуманитарного, социального, юридического, филологического, финансово-экономического и дирижерского направлений подготовки офицерских кадров.

Является правопреемником Военно-политической академии имени В.И.Ленина, Военного института иностранных языков, Военно-юридической академии, Ярославского высшего военного финансового училища имени генерала армии А.В.Хрулева, Львовского высшего военно-политического училища, Московской военной консерватории.

День образования Военного университета установлен 5 ноября (день формирования Учительского института Красной Армии в 1919 году).

К основным штатным структурным подразделениям университета относятся 51 кафедра, 10 факультетов (в том числе внебюджетный), военный институт, пять центров, три научно-исследовательских отдела, отделы и службы, подразделения обеспечения.

В университете осуществляется подготовка иностранных военнослужащих. В соответствии с решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств от 29 мая 2015 г. Военному университету придан статус базовой организации государств – участников Содружества Независимых Государств по подготовке специалистов военно-гуманитарного профиля.

Военный университет реализует образовательные программы подготовки офицеров тактического и оперативно-тактического звена управления.

В Военном университете изучается 44 иностранных языка.

Подготовка научно-педагогических кадров организована в форме очной и заочной адъюнктуры, докторантуры. Научный потенциал Военного университета превышает требования государственной аккредитации образовательной деятельности.

Учебные занятия проводятся в аудиториях, оснащенных современными техническими средствами обучения, сформирована информационно-образовательная среда. По всем учебным дисциплинам разработаны электронные учебники. Обучающимся и профессорско-преподавательскому составу обеспечен свободный доступ к электронной библиотечной системе Военного университета, электронной библиотеке Минобороны России.

Современная спортивная база позволяет качественно проводить как учебные занятия по физической подготовке, так и соревнования по военно-прикладным и другим видам спорта.

Источник: https://vumo.mil.ru/

Военная психология

Военный психолог — одна из востребованных профессий, предполагающих особую организацию учебного процесса в вузе, в ходе которой гражданский специалист будет подготовлен к реализации диагностической, прогностической, охранно-защитной, информационной, посреднической, профилактической функций в вооруженных силах. В магистерскую программу включены фундаментальные курсы по юридической психологии, медицинской психологии, военной психологии, что позволит будущим магистрам обладать расширенным набором форм и методов психологической работы в подразделениях вооруженных сил. Магистр, освоивший данную образовательную программу, сможет работать в качестве практического психолога в военных частях, будет заниматься проблемами психологической готовности и подготовки людей к службе в армии. Обучение в магистратуре связано с реализацией научно-исследовательской деятельности по решению актуальных и перспективных проблем в области военной психологии.

Магистранты, выполнившие требования образовательной программы «Военная психология» должны знать теоретические основы военной психологии, раскрывать специфику психологической адаптации военнослужащих к условиям военной службы; уметь оказывать психологическую помощь военнослужащим и членам их семей; разрешать возникающие конфликты в воинском коллективе; определять потенциал различных отраслей психологического знания в решении актуальных задач вооруженных сил.

Выпускник магистратуры будет подготовлен к решению следующих практических задач:

  • проектирование программ по психологической профилактике, коррекции и развитию личности военнослужащего;
  • проведение профориентационной работы в вооруженных силах;
  • использование современных научно-обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и развития личности военнослужащего с учетом индивидуальных особенностей;
  • разработка и реализация реабилитационных программ для военнослужащих, нуждающихся в комплексной психолого-социально-

Источник: https://www.rsuh.ru/applicant/Popupn/magistracy/psychology/3.php

Информация о новой магистерской программе «Юридическая психология и военная психология»

  1. Направленность  программы:
  2. «Юридическая психология и военная психология»  — магистерская программа, направленная на  подготовку специалистов,  обладающих  специальными  психологическими познаниями для организации  работы психологической службы и психологического  сопровождения   оперативно-служебных мероприятий сотрудников правоохранительных и военных ведомств; реабилитации  ПТСР сотрудников; знающих основы  психофизиологического исследования с применением полиграфа; основы  проведения судебно-психологических  экспертиз; научно-прикладных исследований профессионально-служебной, социальной, педагогической и практической деятельности сотрудников правоохранительных и военных ведомств и др.
  3. Преимущества образовательной программы:
  • Привлечение к реализации программы специалистов-практиков;
  •  Широкие  возможности дальнейшего потенциального трудоустройства;
  •  Модульный принцип   организации обучения;
  • Преподавание профессиональных дисциплин на английском языке;
  • Участие магистрантов в научно-исследовательской и проектной деятельности
  • И др.

Область профессиональной деятельности выпускника:

  • В сфере правоохранительной деятельности и обороны: психологические службы МВД, ФСБ и Федеральной таможенной службы, должности психологов в судах и судебно-экспертных учреждениях, психологические службы в подразделениях Министерства обороны и МЧС.
  • В государственных и коммерческих структурах: государственные и муниципальные учреждения (специалист-психолог по кадровой работе), организации разного профиля деятельности (психолог, специалист в области медиации, специалист по отбору персонала, менеджер по персоналу), консалтинговые фирмы, кадровые агентства и тренинговые центры (бизнес-тренер, HR-специалист, психолог-консультант).
  • В научно-образовательной сфере: средние и высшие образовательные учреждения,  научно-исследовательские институты и лаборатории.

Условия приема: Для обучения по программам магистратуры Южного федерального университета принимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие высшее образование любого уровня (п.10.1 Правила Приема).

Читайте также:  Значение царства грибов: систематика и практическая польза

Обучение по программе  «Юридическая психология и военная психология» осуществляется на основании договоров  об оказании платных образовательных услуг, предусматривающих  полную компенсацию затрат на обучение.

Источник: https://app.sfedu.ru/node/1697

Психологическая помощь военным

Часто на сайт психологической помощи Psi-Labirint.ru обращаются действующие военные или бывшие военные, которые потеряли интерес к общественной жизни, у них снизилась их активность при решении собственных жизненно важных проблем. Многие обращаются с жалобами о том, что после военных учений заметили утрату способности к сопереживанию и душевной близости с другими людьми. Некоторым просто трудно сдержаться, проявить гибкость, отказаться от привычки чуть что хвататься за оружие, в прямом или в переносном смысле.

Нужно заметить, что участие в войне приводит к заметным качественным изменениям сознания человека участвовавшего в военных действиях.

Согласно результатам исследований военных медиков и психологов, особенности жизни в боевых условиях приводят к тому, что после возвращения к мирной -жизни у ветерана развивается так называемый кризис идентичности, то есть утрата целостности восприятия себя и своей социальной роли.

Это проявляется в нарушении способности адекватно участвовать в сложных социальных взаимодействиях, в которых происходит самореализация человеческой личности.

Участие в боевых действиях можно рассматривать как стрессовое событие исключительного характера, которое может вызвать общий дистресс практически у любого человека.

В отличие от многих других стрессовых ситуаций, участие в войне или в военных учениях, приближенных к боевым, может явиться психической травмой с отдаленными последствиями. Такое положение дел нельзя оставлять на самотек и важно прибегать к помощи психотерапевта.

  • Если вы военный и сейчас читаете эту статью, то вам важно знать, что пребывание на войне сопровождается комплексным влиянием ряда факторов, таких, как:
  • I) ясно осознаваемое чувство угрозы для жизни, так называемый биологический страх смерти, ранения, боли, инвалидизации;
  • 2) ни с чем не сравнимый стресс, возникающий у непосредственного участника боя (наряду с этим появляется психоэмоциональный стресс, связанный с гибелью товарищей по оружию или с необходимостью убивать);
  • 3) воздействие специфических факторов боевой обстановки (дефицит времени, ускорение темпов действий, внезапность, неопределенность, новизна);
  • 4) невзгоды и лишения (нередко отсутствие полноценного сна, дефицит воды и питания);
  • 5) необычный для участника войны климат и рельеф местности (гипоксия, жара, переохлаждение).
  • Социально-психологическая адаптация ветеранов войн, перенесших психотравмирующее воздействие факторов боевой обстановки, представляет собой чрезвычайно актуальную проблему, которой почти не занимаются на государственном уровне.

Такое положение дел несет в себе социальные проблемы. Ведь связанные со стрессом во время военных действий психические расстройства являются одним из главных внутренних барьеров на пути адаптации к обычной жизни.

После возвращения к мирной обстановке на уже имеющееся связанное с войной психологической травмой наслаиваются новые расстройства, обусловленные стрессами, связанными с социальной дезадаптацией военных.

Ветераны войны и военные, как правило, сталкиваются с:

  • непониманием,
  • осуждением,
  • сложностями в общении и профессиональном самоопределении,
  • с проблемами в сфере финансов,
  • образования,
  • создания или сохранения семьи.
    В этом случае крайне важно самостоятельно обращаться за психотерапевтической помощью и не медлить с принятием решения о начале личной психотерапии. Нужно поверить в то, что реально восстановить свою психику с помощью специалиста и продолжить жить более полноценной и качественной жизнью.
    Чтобы начать личную психотерапию с психотерапевтом вам нужно добавить в свои скайп контакты специалиста (логин скайпа psi-labirint). Далее договариваетесь о дне, времени. Для военных действует скидка.

Похожее

Источник: https://psi-labirint.ru/psihologicheskaya-pomoshh-voennym/

Военная психология — это… Что такое Военная психология?

Военная психология — раздел психологии, изучающий психологические проблемы, возникающие в процессе подготовки военнослужащих и ведения войны.

Как особая дисциплина военная психология появилась в начале XX века в связи с массовыми исследованиями личного состава вооружённых сил для его отбора, обучения и расстановки.

Задачи

Перечень проблем, исследуемых военной психологией, включает:

  • определение психологических критериев отбора личного состава по родам войск и для специальных заданий;
  • разработку психологических основ боевой подготовки;
  • изучение взаимоотношений между начальствующим составом и подчинёнными, взаимоотношений в малых группах (экипажи танков, самолётов, подводных лодок);
  • изучение поведения человека в специфических условиях (например, в самолёте или подводной лодке, в состоянии сильного утомления, ночью и т. д.) и поиск путей повышения эффективности восприятия;
  • исследование особенностей мышления военачальников разного уровня;
  • разработку методов психологической войны.

Особое место занимает изучение влияния стресса, вызванного боевой обстановкой, на поведение человека.

Мотивация военнослужащих

Важнейшей характеристикой противоборствующих сторон является мотивация военнослужащих к ведению боевых действий. М. И. Дьяченко выделил три вида такой мотивации:

  • широкие социальные мотивы (любовь к Родине, ненависть к врагу, чувство воинского долга и т. п.);
  • коллективно-групповые мотивы (товарищество, взаимовыручка, страх быть подвергнутым групповому презрению);
  • индивидуально-личностные мотивы (стремление отличиться, получить награду, испытать свои возможности, заработать денег и др.).

Опыт показывает, что характер боевых действий военнослужащих (активный или пассивный, самоотверженный или самосохраняющий) во многом зависит от отношения к войне и её целям.

Образ войны в сознании военнослужащих приобретает ту или иную эмоциональную окраску в зависимости от того, насколько успешно, на чьей территории ведутся боевые действия и какая часть населения своей страны физически и психологически принимает в них участие.

Опыт войн убедительно показывает, что чаще побеждают те вооружённые силы, воины которых видят в противнике лютого и ненавистного врага.

От того, какой образ потенциального или реального конфликта сложился в общественном сознании, в значительной степени зависит возможность привлечения широких социальных мотивов для побуждения военнослужащих к активным боевым действиям. При отсутствии общественной поддержки военной акции, проявлении антивоенных настроений это становится проблематичным.

Влияние боевой обстановки на военнослужащих

Постоянная угроза жизни, здоровью, постоянное изменение боевой обстановки, длительные нагрузки, нередко превышающие пределы человеческих возможностей, утрата боевых товарищей, участие в жестоком насилии по отношению к врагу оказывают огромное воздействие на психику участников боевых действий.

По оценкам американских экспертов, около 90 % военнослужащих испытывают в бою страх в явно выраженной форме. При этом у 25 % из них страх сопровождается тошнотой, рвотой, у 20 % — неспособностью контролировать функции мочеиспускания и кишечника. Рядом исследований установлено, что примерно 30 % солдат испытывают наибольший страх перед боем, 35 % — в бою и 16 % — после боя.

В исследованиях российских, американских, немецких и французских военных специалистов указывается на то, что в бою лишь 20-25 % солдат самостоятельно проявляют необходимую активность (ведут прицельный огонь, целесообразно перемещаются на поле боя и т. п.), а остальные проявляют активность, лишь находясь на виду у командира. В его отсутствии они прячутся в безопасное место, имитируют выход из строя техники, оружия, психическую или физическую травму, «сопровождают» в тыл раненых сослуживцев.[1]

Немецкий исследователь Е. Динтер выявил, что процесс адаптации к боевым действиям длится примерно 15-25 суток, после чего военнослужащий достигает пика морально-психологических возможностей. После 30-40 суток непрерывного пребывания в непосредственном соприкосновении с противником наступает истощение духовных и физических сил. Р. А.

Габриэль считает, что если после 45 суток непрерывного пребывания на поле боя военнослужащие не будут отправлены в тыл, то они по своим психофизиологическим возможностям окажутся небоеспособными. Аналогичной точки зрения придерживаются американские психиатры Р. Свонк и У. Маршан.

По их мнению, у 98 % военнослужащих, непрерывно участвующих в боевых действиях в течение 35 суток, возникают те или иные психические расстройства.

Неблагоприятное влияние на психологическое состояние личного состава оказывает также нарушение ритмов жизнедеятельности (привычного чередования активной деятельности, сна, отдыха, приема пищи), непривычная местность, частая смена климатических условий, плохие погодные условия.

Установлено, что сложная боевая обстановка вызывает серьёзные психологические расстройства, и полную потерю боеспособности на определенное время у воинов со слабым типом нервной системы (среди военнослужащих их около 15 %).

В аналогичных условиях воины со средним типом нервной системы (таких около 70 %) снизят активность боевых действий лишь на короткое время.

Воины с сильным типом нервной системы (их примерно 15 %) не подвергаются ощутимому психотравмирующему воздействию боевой обстановки.

Во время Второй мировой войны в американской армии по причине психических расстройств были выведены из строя 504 тыс. военнослужащих, а около 1 млн. 400тыс.

имели различные психические нарушения, на некоторое время исключавшие участие в боевых действиях.

Во время Корейской войны и войны во Вьетнаме психогенные потери в армии США составляли 24—28 % от численности личного состава, непосредственно участвовавшего в боевых действиях.[2]

Немаловажное значение для психологического состояния военнослужащих имеют вера, суеверия, символы-ценности, способы регуляции психических состояний (ритуалы, обряды и т. д.).

Многие из военных усваивают себе, часто совершенно искренно и по убеждению в необходимости этого, особенную физиономию, привычки, речь. Эта манера, так сказать напускная, исчезает в бою неодолимо и заменяется другой, соответствующей врожденным инстинктам человека.

Там люди хорошего закала и действительно храбрые проявляют это качество блистательно; другие, в обыкновенное время бойкие на словах, когда дело идет о войне, впадают в мрачное, убитое молчание; храбрые на словах, всегда, повидимому, готовые на бой и поэтому приобретшие теоретическую репутацию неустрашимости, являются глубоко смущенными; некоторые даже постыдно исчезают во время дела, не способные обуздать свое волнение и оценить его последствия. Третьи, хотя и подвержены мучительной тревоге, сдерживают ее усилием воли; но они ничего не видят, не слышат, не могут собрать своих мыслей и одинаково неспособны предводить или быть предводимыми. Люди хладнокровные, кроткие, считаемые зачастую робкими в мирное время, обнаруживают увлекающую храбрость и дают наилучший пример; сумасброды, у которых, повидимому, голова не совсем в порядке, являют спокойствие, здравость суждения, распорядительность в неожиданных размерах. Во всем бой есть безошибочный оселок, дающий меру способностей и мужества каждого, помимо его и независимо от него. После сражения большая часть оставшихся в живых мало-помалу принимают свою обычную манеру и физиономию, повидимому и не помня даже о своем преображении во время боя; и представляется тогда наблюдению другое, новое зрелище; каждый в мере, допускаемой его положением, усиливается утвердить за собою славу успеха, отклонить ответственность за неудачу. Самолюбие, гордость, честолюбие заставляют пускаться в проделки, которые часто бывают не искренни и даже предосудительны. Бой, во время которого служили общему делу с лицом, поневоле открытым, уже забыт; начинается другой бой — личных интересов. Не один ловкач является перед общим мнением в маске и требует его благосклонности, с местом в бюллетене и в наградном списке. И от этого сколько сомнительных подвигов, удостоившихся чести опубликования! Сколько подвигов действительной храбрости и самоотвержения проходят безвестно, или узнаются слишком поздно благодаря тому, что виновники этих подвигов не трубили об них, или же поплатились за них жизнью, что часто бывает; или же, наконец, тяжело изувеченные, не находятся налицо. Часто мне приходилось видеть все это и каждый раз становилось тяжело; это эксплуатация войны, в которой убитые, раненые, без вести пропавшие и скромные проигрывают; оставшиеся в живых, находящиеся налицо и нахальные — выигрывают.[3]

Долгосрочные психологические последствия

Психика людей, перестроенная под потребности войны, оказывается неприспособленной к мирной обстановке, к стандартным ценностям общества, к оценке мирными гражданами пережитого участником военных действий.

У ветеранов войны часто проявляются навязчивые воспоминания, ночные кошмары, агрессивность, ненависть к бывшему противнику, что указывает на посттравматическое стрессовое расстройство.

Мощными факторами психической травматизации являются ранения, особенно вызвавшие инвалидность.

Примерно у 25 % американских ветеранов войны во Вьетнаме отмечалось развитие неблагоприятных личностных изменений после полученной психотравмы. В литературе распространены сведения, что к началу 1990-х гг.

около 100 000 ветеранов этой войны покончили жизнь самоубийством (данная цифра оспаривается некоторыми авторами как чрезвычайно завышенная[4]), 40 000 вели замкнутый, почти аутичный, образ жизни.

Среди раненых и инвалидов войны доля тех, у кого проявлялось посттравматическое стрессовое растройство, превышала 42 %, тогда как среди физически здоровых ветеранов войны их было 10-20 %.[5]

По данным на ноябрь 1989 г.

, 3700 советских ветеранов Афганской войны находились в заключении, количество разводов и острых семейных конфликтов составляло в семьях «афганцев» 75%; более двух третей ветеранов не были удовлетворены работой и часто меняли ее из-за возникающих конфликтов, 90 % студентов-«афганцев» имели академическую задолженность или плохую успеваемость, 60 % страдали от алкоголизма и наркомании.[2]

Психологической реабилитации ветеранов боевых действий способствуют:

  • Их достойная встреча при возвращении домой
  • Публичное признание социальной значимости их участия в боевых действиях
  • Признание их нового, более высокого социального статуса
  • Понимание специфических ценностей боевого братства, особенностей психических реакций и поведения ветеранов
  • Вовлечение ветеранов в активную общественную работу
  • Создание условий для поддержания благоприятной психологической атмосферы в семье
  • Раннее выявление, быстрое и позитивное разрешение межличностных конфликтов с участием ветеранов
  • Постепенное «стирание» социальной стратификации по критерию участия в боевых действиях

Источник: https://dal.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1452772

Ссылка на основную публикацию