Возникновение экологических правоотношений — нормы права и юридические факты

Экологическими правоотношениями являются отношения, регулируемые нормами экологического и смежных с ним отраслей права, которые возникают в сфере охраны окружающей природной среды, а также предупреждения и устранения вредных последствий в результате воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности.Возникновение экологических правоотношений - Студенческий портал

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Экологические правоотношения классифицируются по разным основаниям:

  • по субъектам правоотношений;
  • по их объектам;
  • по степени правовой охраны и др.

Различают правовые отношения в сфере:

  • естественных экологических систем и озонового слоя атмосферы;
  • земельных, горных, водных, лесных отношений, отношений по поводу использования и охраны атмосферного воздуха, озонового слоя атмосферы и околоземного космического пространства, животного мира, микроорганизмов, генетического фонда, природных ландшафтов;
  • особо охраняемых природных объектов (заповедников, заказников, национальных природных парков и др.).

Основаниями возникновения экологических правоотношений служат юридические факты. В области природопользования и охраны окружающей среды эти факты делятся на: события и действия.

Нормы экологического права

Для возникновения экологических правоотношений необходимо наличие:

  • нормы экологического права;
  • юридических фактов.

Нормами экологического права являются правила, которые регулируют деятельность человека в области использования и охраны окружающей природной среды. Эти нормы устанавливают деятельность участников экологических правоотношений.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Здоровый образ жизни школьника - правильный режим дня и основы питания

Оценим за полчаса!

Замечание 1

Нормы экологического права бывают:

  • отраслевые – регулируют охрану и использование земли, вод, лесов, недр и т.д.;
  • комплексные – регулируют использование природных комплексов и природной среды в целом;
  • экологизированные – предусмотрены другими отраслями российского права: административным, гражданским, хозяйственным, уголовным и требующие соблюдения правил охраны окружающей природной среды.

Эколого-правовые нормы делятся на: нормы-принципы, нормы-приоритеты и нормы-правила.

Нормы-принципы содержат в себе основополагающие начала охраны окружающей природной среды.

Нормы-приоритеты определяют правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими с целью обеспечения качества природной среды. Суть экологических приоритетов заключается в том, что если какие-либо мероприятия хозяйственного назначения угрожают здоровью человека и экологии, они должны быть запрещены.

  • Нормы-приоритеты имеют три уровня: отраслевой, межотраслевой и общий.
  • Отраслевые приоритеты имеют место в положениях природно-ресурсных отраслях законодательства.
  • Межотраслевые приоритеты регулируются нормами отраслевого законодательства, устанавливая при этом преимущества по охране определенных природных объектов.
  • Общие экологические приоритеты обеспечивают благоприятные экологические условия для жизни, труда и отдыха человека, а также рациональное использование природных ресурсов в соответствии с экологическим законодательством.
  • Нормы-правила содержат в себе экологические требования-императивы, которые применяются к конкретной сфере экологических отношений.
  • По своему содержанию экологические императивы делятся на:
  • предупредительные;
  • запретительные;
  • обязывающие;
  • разрешительные;
  • восстановительные (компенсационные);
  • карательные;
  • управомочивающие;
  • поощрительные.

Юридические факты

Правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение экологических прав и обязанностей с фактами, которые получили название юридические. То есть, другими словами, юридические факты являются предпосылкой возникновения экологических правоотношений и вызывают наступление юридических последствий.

Юридические факты по своей роли в экологических правоотношениях можно подразделить на три группы:

  1. Правоустанавливающие факты – события или поведение людей, которые являются основанием возникновения прав и обязанностей субъектов, а, следовательно, и возникновения экологических правоотношений.
  2. Правоизменяющие факты – события или поведение людей, которые влекут за собой изменение сложившихся правоотношений.
  3. Правопрекращающие факты – события или поведение людей, которые влекут за собой прекращение экологических правоотношений.
    Юридические факты подразделяются на: действия и события.

Возникновение экологических правоотношений - Студенческий портал

Рисунок 1. Юридические факты как предпосылка возникновения экологических правоотношений

Действия – это осознанные волевые акты поведения людей. Они могут быть: правомерными и неправомерными. Все действия делятся на две группы: юридические акты и поступки. В связи с этим все поступки можно подразделить на:

Под позитивным поведением человека как участника экологического правоотношения понимают выполнение им в процессе природопользования экологических предписаний закона. Такие действия делятся на:

  • использование природных ресурсов;
  • охрану окружающей природной среды.

О негативном экологическом правоотношении говорят, если происходит причинение вреда окружающей среде и здоровью человека вследствие нарушения экологических предписаний.

Негативное экологическое правоотношение имеет место тогда, когда нарушаются экологические предписания, причиняется вред природной среде и здоровью человека. Такие юридические факты становятся экологическими правонарушениями. Негативные экологические правоотношения формируют институт эколого-правовой ответственности.

Юридические акты – это действия, направленные на достижение определенных юридических последствий.
Юридическими поступками являются действия, независимо от намерений лица влекущие возникновение юридических последствий, иными словами порождающие, изменяющие либо прекращающие экологическое правоотношение.

Замечание 2

В отличие от действий события происходят независимо от воли людей (примером могут быть природные явления – землетрясение, наводнение и т.д.), порождая стихийные бедствия. Отношения по поводу явлений, вызывающих стихийные бедствия, тоже регулируются законодательством и по этому поводу складываются экологические правоотношения.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/ekologicheskie_pravootnosheniya/vozniknovenie_ekologicheskih_pravootnosheniy/

Экологические правоотношения

Правоотношение — это возникающее в соответствии с требованиями норм права общественное отношение, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, гарантируемые государством.

Экологические правоотношения — общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права.

Основаниями возникновения правоотношений являются юридические факты. Юридические факты — это конкретные жизненные факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. По волевому признаку все юридические факты делятся на события и действия.

События — такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношения (например, стихийные бедствия). События подразделяются на абсолютные (не зависят от воли кого-либо) и относительные (связаны с действиями человека).

Действия — это факты, которые зависят от сознания и воли людей. Причем бездействие — это пассивное действие с точки зрения юриспруденции. Действия подразделяются на правомерные (или позитивные) и неправомерные (или негативные), что есть правонарушения. Надо отметить, что действие — это наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений.

  • Для характеристики любых правоотношений требуется определить их субъектов, объекты и содержание.
  • Субъектами экологических правоотношений являются физические, юридические лица и публично-правовые образования в лице Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.
  • По содержанию прав и обязанностей все субъекты экологического правоотношения подразделяются на четыре категории:
  • 1) природопользователи — носители прав и обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране природной среды;
  • 2) органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной природной среды;
  • 3) общественные объединения экологического профиля;
  • 4) органы судебно-прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений.

Объектами экологического права является то, по поводу чего совершается правовое регулирование. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» относит к объектам охраны окружающей среды:

  • — земли, недра, почвы;
  • — поверхностные и подземные воды;
  • — леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд;
  • — атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

Итак, объектами экологический правоотношений являются, как окружающая среда в целом, так и отдельные ее компоненты — природные объекты и природные комплексы, а также экологические права человека.

Окружающая среда — это естественная среда обитания и деятельности человека, других живых организмов, куда входят гидросфера, атмосфера, литосфера, биосфера и околоземное космическое пространство. Иными словами, природа + окружающая человека среда = окружающая среда.

  1. Под природой понимается состоящая из естественных экологических систем природная среда, основные характеристики которой: объективная реальность, существующая независимо от сознания человека; следствие объективного эволюционного развития материального мира.
  2. Согласно Закону «Об охране окружающей среды» под окружающей средой понимается совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.
  3. Компонентами природной среды (природы) являются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле.
  4. Природный объект — это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Составной частью окружающей среды, охраняемой законом, обладающей признаками естественного происхождения, является природный объект. Согласно Закону «Об охране окружающей среды» природный объект — это естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Природно-антропогенный объект — это природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение. Объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов, называется антропогенным объектом.

Ресурс — источник потребления. В широком смысле природный ресурс— источник экологического, экономического, духовного, эстетического потребления человеком природы.

  • В узком смысле (применительно к российскому законодательству) природные ресурсы — это компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность.
  • Под использованием природных ресурсов понимается эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности.
  • В контексте права природные ресурсы подразделяют на:
  • — исчерпаемые (лесные, земельные, водные, минеральные ресурсы). Характерный их признак — способность уменьшаться и исчезать по мере потребления человеком. Вот почему обязанность по рациональному природопользованию распространяется прежде всего на данную категорию ресурсов;
  • — неисчерпаемые (практически неиссякаемые ресурсы, например, солнечные, климатические, энергетические, геотермальные);
  • — возобновляемые (лесные ресурсы, дикий животный мир, рыбные запасы);
  • — невозобновляемые.

Подразделение ресурсов на возобновляемые и невозобновляемые имеет значение для регулирования обязанности природопользова- теля по воспроизводству природных ресурсов. Ученые выделяют также группу относительно возобновляемых ресурсов. Запасы пресной воды, скажем, можно получить путем опреснения морской воды.

  1. В первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.
  2. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, континентальный шельф и исключительная экономическая зона Российской Федерации, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.
  3. Содержание экологических правоотношений составляет человеческая деятельность по поводу охраны окружающей среды, использования ее отдельных природных объектов, которая выражается в реализации участниками этих правоотношений предусмотренных законодательством прав и обязанностей.
  4. Рассмотрим подробнее одних из них.
Читайте также:  Клинический психолог - что за профессия и необходимые навыки

Комплексным нормативным документом в области охраны окружающей среды является Федеральный закон «Об охране окружающей среды», в котором определено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде (п. 1 ст. 11).

Поскольку речь идет о правах человека и гражданина, нельзя не учитывать нормы Конституции РФ, согласно которой (ст. 2) человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

Глава 2 Конституции РФ полностью посвящена правам и свободам человека и гражданина, среди которых к правам человека (гражданина) в области экологического законодательства относятся:

  • — право на благоприятную окружающую среду (ст. 42);
  • — право на достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42);
  • — право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42);
  • — право иметь в частной собственности землю; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ст. 36).

Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст. 41).

Основные права человека и гражданина, установленные в Конституции РФ, неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения; осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17).

Немаловажную роль в развитии экологических прав граждан играют нормы международного права. В соответствии с той же ст. 17 в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию от 14 июня 1992 г.

провозгласила, что люди имеют право жить в добром здравии и плодотворно трудиться в гармонии с природой (Принцип 1); экологические вопросы рассматриваются наиболее эффективным образом при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне.

На национальном уровне каждый человек имеет соответствующий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которая имеется в распоряжении государственных органов, включая информацию об опасных материалах и деятельности в их общинах, и возможность участвовать в процессах принятия решений.

Государства развивают и поощряют информированность и участие населения путем широкого представления информации. Обеспечивается эффективный доступ к судебным и административным разбирательствам, включая возмещение и средства судебной защиты (Принцип 10).

Право на жизнь в целом тоже можно рассматривать как естественное экологическое право граждан.

Права граждан в Российской Федерации в рамках норм природоохранительного законодательства содержатся в п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Но перечень данного пункта исчерпывающим не является.

Среди имеющихся прав согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» можно выделить следующие основные группы прав:

  • 1) общественные права граждан в области охраны окружающей среды;
  • 2) информативные права граждан в области охраны окружающей среды;
  • 3) права по защите прав граждан в области охраны окружающей среды.

Так, согласно п. 2 указанной статьи граждане имеют право:

  • — создавать общественные объединения и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды. Перечень прав самих общественных объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, предусмотрен ст. 12 Федерального закона «Об охране окружающей среды»;
  • — направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
  • — принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству РФ акциях;
  • — выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
  • — оказывать содействие органам государственной власти РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
  • — обращаться в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
  • — предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
  • — осуществлять другие предусмотренные законодательством права.
  • Право требовать соответствующую экологическую информацию гражданами предусматривается в Федеральных законах «Об экологической экспертизе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».
  • Сбор и обмен информацией осуществляются организациями, органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов РФ и федеральными органами исполнительной власти в целях принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях.
  • Прямым источником получения экологической информации являются ежегодные государственные доклады о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды.
  • За неисполнение или ненадлежащее исполнение такой обязанности по предоставлению гражданину соответствующей информации предусмотрена административная ответственность.

Источник: https://studme.org/121642/pravo/ekologicheskie_pravootnosheniya

Административный акт как основание возникновения экологических правоотношений

Основаниями возникновения —юридические факты, которые предусмотрены законода­тельством (действия и события).

Типичными основаниями являются административные акты органов государственной власти и органов местного самоуправления. Например, для осуществления водопользования в целях сброса сточных и дренажных вод требуется получение лицензии, т.е.

документа, удостоверяющего право владельца на пользование водным объектом или его частью в течение установленного срока на определенных условиях. В лицензии должны содержаться сведения об установленных лимитах водопользования. Порядок лицензирования водопользования регулируется ст. 48—53 и 83 ВдК РФ.

Выдача лицензии на сброс сточных и дренажных вод является основанием возникновения водных правоотношений и правоотношений в сфере охраны окружающей среды.

Аналогично решается вопрос о разрешении на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ст. 14 Закона об охране атмосферного воздуха). Допускается на основании разрешения, выданного в порядке, определенном Правительством РФ.

В некоторых случаях основания предусмотрены в Законе об охране окружающей среды. Например, правоотношения, связанные с обеспечением экологической безопасности, обычно возникают только с момента ввода в эксплуатацию соответствующего предприятия.

Особые юридические факты являются основанием возникновения экологических правоотношений в сфере охраны окружающей среды от радиационного загрязнения. Решения о сооружении ядерных установок, радиационных источников и т.д., принимаемые в установленном порядке.

Типичным примером возникновения являются случаи объявления какой-либо территории, например, учреждение природного заповедника постановлением Правительства РФ Указанный юридический состав является основанием возник­новения правоотношений в области консервативной охраны природы.

Зачастую основаниями являются события. Например, когда морские аварии становятся причиной загрязнения морей. Если авария привела или может привести к серьезным вредным последствиям, Правительство РФ вправе принять необходимые меры к пострадавшему судну и виновнику аварии в целях защиты побережья от загрязнения или угрозы загрязнения.

Возможна ситуация, когда экологические правоотношения возникают как на основе договора, так и административного акта.

Так, на основании заключенного соглашения о разделе продукции выдается лицензия на право пользования участком недр.

Такой юридический состав служит основанием возникно­вения экологических правоотношений в связи с тем, что на недропользователя возлагаются обязанности как по охране недр, так и охране окружающей природной среды

В качестве примера оснований возникновения процессуального экологического правоотношения можно привести процедуру установления предельно допустимых выбросов для стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В этом случае технические нормативы выбросов устанавливаются специально уполномоченными органами при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.

Разработку предельно допустимых и временно согласованных выбросов обеспечивает юридическое лицо, имеющее стационарные источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух. Указанные выбросы устанавливаются в соответствии с разрешениями на них.

В этом случае основанием возникновения процессуального правоотношения станет принятие решения о начале процедуры установления предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух.

Основания прекращения — административные акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, например решение об изъятии природного объекта у природопользователя для государственных или общественных нужд или в случае нарушения им требований законодательства, или в случае нарушения требований в области охраны окружающей среды. В отдельных случаях таким основанием может быть истечение срока договора, его растор­жение и т. д. Или, например, основания могут устанавливаться в законе: в ст. 60 ВдК РФ определены основания прекращения прав пользования водными объектами: отказ водопользователя от пользования водными объектами; истечение срока пользование и т.д. Принудительное прекращение прав пользования водными объектами допускается только в случаях: неиспользования водных объектов в течение определенного срока или невыполнение определенных условий использования.

Если в результате нарушения законодательства причинен ущерб окружающей природной среде, то это влечет ограничение, приостановление либо прекращение экологически вредной деятельности, но правоотношений в сфере охраны окружающей среды не прекращаются пока виновный в совершении экологического правонарушения не возместит в полном объеме причиненный ущерб.

Источник: https://infopedia.su/15×5964.html

Решу егэ

На основании знаний курса обществознания сформулируйте определение понятия «отрасль экологического права». Какие две формы взаимодействия общества и природы лежат в основе определения автором предмета отрасли экологического права?

  • Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
  • В основу классификации отраслей российского права положены предмет и метод правового регулирования.
  • Экологическое право — это самостоятельная отрасль права, которая имеет свой предмет и метод.

Предмет экологического права образует специфическая группа отношений, которые складываются в процессе взаимодействия общества и природы (экологические отношения).

Поскольку это взаимодействие проявляется в двух основных формах, можно сказать, что предметом экологического права являются общественные отношения по поводу рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей природной среды.

Метод правового регулирования — это совокупность приёмов и средств правового воздействия на общественные отношения.

Как известно, правовое регулирование осуществляется с помощью двух основных методов — административно-правового (императивного), который предполагает отношения власти и подчинения между субъектами, установление обязательных предписаний и запретов, а также гражданско-правового (диспозитивного), основанного на равенстве участников правоотношений и свободе их волеизъявления. Особенности метода отрасли права обусловлены характером регулируемых отношений, своеобразием её предмета.

В экологическом праве сочетаются оба указанных метода.

С учётом значимости экологических интересов общества, от имени которого выступает государство, правовое регулирование экологических отношений осуществляется преимущественно с помощью административно-правового метода: компетентные государственные органы принимают нормативные акты, в которых предусмотрены экологические правила, обязательные для выполнения всеми участниками отношений в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды.

Какое определение понятию «правовой метод» даёт автор? Чем, по мнению автора, обусловлены особенности методов правового права применительно к различным отраслям права?

Пояснение.

  • B правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:
  • 1) определение:
  • — метод правового регулирования — это совокупность приёмов и средств правового воздействия на общественные отношения;
  • 2) особенности:
  • — особенности метода отрасли права обусловлены характером регулируемых отношений, своеобразием её предмета.
  • Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитаты, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста

Какие два метода правового регулирования называет автор? Какой метод является преимущественным для норм экологического права? Приведите пример одной любой нормы экологического права и укажите, к какому методу правового регулирования она относится.

Пояснение.

  1. В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:
  2. 1) названы два метода правового регулирования:
  3. — административно-правовой (императивный);
  4. — гражданско-правовой (диспозитивный);
  5. 2) преимущественный метод:
  6. — императивный (административно-правовой;
  7. 3) норма экологического права:
  8. — гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации (императивный метод).
  9. Могут быть приведены другие нормы экологического права, указан другой метод правового регулирования.

Используя текст и обществоведческие знания, назовите два вида юридической ответственности за нарушение норм экологического права. Проиллюстрируйте каждый из них примером, каждый раз указывая, какой вид ответственности Вы иллюстрируете.

Пояснение.

  • В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:
  • 1) виды ответственности:
  • — административная;
  • — уголовная;
  • 2) примеры:
  • — гражданка И., выгуливая собаку ранней весной, позволила ей вытоптать лужайку подснежников (административная ответственность);
  • — директор компании «Лес и природа» не предотвратил незаконную вырубку и порчу леса в значительном размере, которую осуществила его компании (уголовная ответственность).
  • Могут быть названы другие виды ответственности. Могут быть приведены другие примеры
  1. В правильном ответе должны присутствовать следующие элементы:
  2. 1) определение:
  3. — отрасль экологического права — это система правовых норм, регулирующих отношения по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей природной среды с целью её сохранения, воспроизводства и улучшения.
  4. 2) две формы взаимодействия:
  5. — рациональное использование природных ресурсов;
  6. — охрана окружающей природной среды.
  7. Может быть приведена иная формулировка определения.

Источник: https://soc-ege.sdamgia.ru/problem?id=10392

Объекты и субъекты экологических правоотношений. Эколого-правовые нормы и основания экологических правоотношений

Объекты правоотношений, возникающих в сфере экологии, рассматриваются Законом об охране окружающей среды (статья 4). В качестве объектов законодательство трактует объекты, подлежащие охране в окружающей среде, которые также могут являться объектами экологических отношений в сфере права, включая:

  • землю и ее недра, почву;
  • воды, включая поверхностные и подземные;
  • лес и прочая растительность;
  • животных и других организмов, в том числе их генетический фонд;
  • атмосферу, ее озоновый слой и околоземное пространство космоса.
Читайте также:  К. Маркс и его философия - основные идеи и принципы, место человека в обществе

В число объектов, которые необходимо охранять в первую очередь, важно отнести определенные виды естественных систем экологии; ландшафт природы и природные комплексы, которые не подверглись антропогенному воздействию.

Особая охрана необходима для:

  • объектов, которые входят в состав Списка всемирного культурного и природного наследия;
  • природных заповедников государства, включая биосферные, природные заказники страны, природные памятники, национальные дендрологические природные парки, ботанические сады, лечебные местности и курорты и др;
  • исконной среды обитания, мест традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренного малочисленного народа государства;
  • объектов, которые обладают особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и прочим ценным значением;
  • континентального шельфа и исключительным экономическим зонам РФ;
  • редких или находящихся под угрозой вымирания почв, лесов и прочей растительности, животных и прочих организмов, включая места их обитания.

Что касается субъектов, то в экологические правоотношения по закону способны вступать различные субъекты. Классификация разделяет их на публичных и частный. Первые из них в свой состав включают:

  • Российскую Федерацию и ее субъектов;
  • муниципальные образования;
  • высшие органы власти государства, включая Президента, Государственную Думу, Правительство страны, Совет Федерации Федерального Собрания РФ;
  • специально уполномоченные органы государства, работающие в сфере охраны окружающей среды и пользования природой;
  • представительские и исполнительные органы государственной власти соответствующих субъектов, включая сформированные ими специальные органы, с помощью которых происходит управление природопользованием и охраной окружающей среды;
  • органы местного самоуправления, включая формируемые ими специальные органы, которые управляют в сфере охраны природы и др.

Частные субъекты представлены следующими:

  • гражданами РФ, иностранными лицами и лицами без гражданства, которые по закону находятся на территории нашей страны, включая тех, кто ведет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
  • общественными экологическими объединениями и прочими некоммерческими организациями, включая отечественными отделениями международных неправительственных учреждений, связанных с экологией;
  • отечественными и иностранными юридическими лицами, юридическими лицами со смешанным капиталом.

Правовые отношения частных субъектов обладают гражданско-правовым характером, а отношения публичных и частных субъектов предполагают императивность.

Основные экологические правовые нормы

Экологические нормы права включают предписания и правила, которые включены в законы и подзаконные правовые акты, имеющие отношение к регулированию общественных отношений. Эти отношения касаются охраны окружающей среды, природопользования, поддержания безопасности в сфере экологии.

Замечание 2

Подобные нормы классифицируются на нормы в виде дефиниций, деклараций, принципов и регуляторов.

В условиях современности складывается положительная тенденция, в соответствии с которой происходит нормативное закрепление соответствующих ключевых понятий.

Закон об охране окружающей среды рассматривает благоприятную окружающую среду в качестве среда, качественная составляющая которой способна обеспечивать устойчивое развитие и функционирование естественных экологических систем, а также антропогенных и природных объектов.

Аналогично законодатель подходит к этому вопросу в ст. 1 Закона о животном мире, в ст. 1 ФЗ № 113«О гидрометеорологической службе» и в прочих нормативных актах, посвященных этой тематике.

Замечание 3

Все это оказывает влияние на единообразие в понимании одних и тех же явлений, процессов, событий разными субъектами, что дает возможность точно формировать практику применения права.

Норма в виде декларации имеет характер лозунга. Подобные нормы в большинстве не подкрепляются твердыми гарантиями от публичной власти или способны повлечь за собой ответственность в случае их невыполнения.

Статья 42 Конституции содержит положение, что каждое лицо вправе жить в благоприятной окружающей среде, но на практике реальное обеспечение этого права со стороны государства пока невозможно по причинам объективного и субъективного характера. Как декларация звучит и 58 статья Конституции, которая закрепляет обязанность для всех сохранять природу и окружающую среду.

Из смысла этой нормы не совсем понятно, как осуществляется подобная охрана окружающей среды, как и нет в ней прямого указания на ответственность, если обязанность не будет выполнена.

Нормы в виде принципов представляют собой закрепленные в законодательстве ключевые положения. Они предназначены для участников (субъектов) соответствующих правоотношений.

Пример 1

Так, в 3 статье Закона об охране атмосферного воздуха сформулированы принципы, в соответствии с которыми не допускаются необратимые последствия загрязнения атмосферы для окружающей среды, при этом обязательным признается государственное регулирование выброса вредных (загрязняющих) веществ и вредного физического воздействия.

Нормы-регуляторы способны непосредственно определять рамки поведения соответствующих субъектов экологических правоотношений. Если содержащиеся в них предписания не исполняются или исполняются ненадлежащим образом, то это приведет к определенным негативным последствиям как для частных, так и для публичных субъектов.

Например, необоснованная волокита со стороны специально уполномоченных государственных органов в сфере охраны и использования водных объектов по поводу принятия решений о предоставлении в пользование водных объектов оспаривается в суде.

В результате выносится судебное решение, которое обязывает соответствующий орган к принятию решения.

Экологические правовые нормы включены в источники экологического права.

Возникновение, изменение и прекращение экологических правоотношений

Для возникновения, изменений или прекращения правоотношений в области экологии, необходимы соответствующие основания, которые представляют собой юридические факты в виде явлений, событий, действий (бездействие) субъектов, решений органов публичной власти и решений суда, которые влекут за собой правовые последствия.

Пример 2

Вступление гражданина в право наследования участком земли может быть основано на допускаемом гражданским законодательством событии, например, смерти наследодателя. Гражданин-наследник в этом момент становится участником экологических правоотношений, так как наделяется соответствующими его статусу правами, возлагая на себя соответствующие обязанности.

Если же произойдет стихийное бедствие, то это приведет к тому, что у собственника временно будет изъят земельный участок на основе решения уполномоченного исполнительного органа государственной власти.

Собственник останется собственником, но не сможет использовать уже свой участок по назначению.

Здесь налицо изменение правоотношений или их прекращение (когда невозможно вернуть собственнику временно изъятый участок после того, как он получил соответствующую компенсацию.

Что касается возникновения экологических правоотношений по причине бездействия, то это может произойти в случае, когда лесопользователь не принял необходимых мер для того, чтобы обеспечить пожарную безопасность на переданном ему в пользование участке лесного фонда. В этой ситуации органом лесной охраны даже в случае отсутствия реального вреда от этой противоправной пассивности могут быть приняты меры принудительного характера в отношении к пользователю леса.

Пример 3

Прекращение правоотношений возникает через официально заявленный отказ природопользователя от реализации своих прав.

Решение уполномоченного органа государство может изменять характер экологических правоотношений, например, при приостановке действия выданных лицензий по причине несоблюдения пользователями установленных требований.

При этом, природопользователь остается таковым официально, но не является фактически, так как без устранения в установленный срок требований внесенного ему предписания, он не вправе в полной мере реализовать свое право.

Судебные решения порождают, изменяют, прекращают экологические правоотношения. К примеру, положительное судебное решение по иску гражданина, который пострадал от вредного воздействие на его здоровье со стороны хозяйствующего субъекта.

Это порождает обязанность субъекта выплатить потерпевшему доказанную в суде компенсацию. Причинно-следственная связь работы организации и наступившего ухудшения здоровья гражданина часто очевидна, но возможность получить ее он получает только после вынесения соответствующего решения судом.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ekologicheskoe-pravo/obekty-i-subekty-ekologicheskih-pravootnoshenij/

Тест по экологическому праву с ответами

Сборник итоговых тестов по дисциплине Экологическое право  (Основы экологического права) с ответами

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Отраслью какого права является экологическое право?

  • + Это самостоятельная отрасль российского права;
  • — Это подотрасль гражданского права;
  • — Это институт конституционного права.
  • 2. Экологическое право это отрасль права, предмет которой составляют отношения, которые:
  • + касаются природопользования, охраны окружающей среды, защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц в указанных сферах;
  • — возникают при использовании природных ресурсов, их добыче, переработке и реализации, в том числе путем экспорта;
  • — связаны с охраной флоры и фауны, обеспечением окружающего мира в надлежащем и пригодном для жизни состоянии.

3. К какому виду источников экологического права относится устав перерабатывающего предприятия?

  1. + К локальным нормативным правовым актам;
  2. — К муниципальным нормативным правовым актам;
  3. — К правовым обычаям.
  4. 4. Основным источником экологического права, имеющим наивысшую юридическую силу, является:
  5. + Конституция РФ;
  6. — международные договоры;
  7. — Постановления Правительства РФ.
  8. 5. Особенностью источников экологического права является то, что:
  9. + правовые нормы указанной отрасли содержатся в иных самостоятельных отраслях права, а также то, что отсутствует единый экологический кодекс;
  10. — они устанавливаются и принимаются исключительно на федеральном уровне власти;
  11. — они четко определены конкретными нормативно-правовыми актами, главным из которых является Экологический кодекс РФ.
  12. 6. Система экологического права включает в себя институт:
  13. + мониторинга;
  14. — преступлений против окружающей среды;
  15. — надзора в сфере природопользования.
  16. 7. Экологическое право регулирует общественные отношения в сфере:
  17. + оба ответа верные;
  18. — использования и охраны природных ресурсов;
  19. — защиты экологических прав граждан и организаций.
  20. 8. Принципы экологического права:
  21. + составляют отдельный институт этой отрасли;
  22. — образуют подотрасль экологического права;
  23. — нормативного закрепления не получили.
  24. 9. Одним из основных принципов экологического права является:
  25. + презумпция опасности любой экологической деятельности;
  26. — презумпция невиновности государственных органов в сфере природопользования;
  27. — презумпция безвозмездности природопользования.
  28. тест 10. Объектами экологического права являются:
  29. + окружающая природа, ее объекты, ресурсы и комплексы, а также экологические права граждан и юридических лиц;
  30. — совокупность норм права, которые регулируют отношения в области пользования и охраны природы и е ресурсов;
  31. — взгляды и убеждения на практические проблемы правоприменения экологического законодательства.
  32. 11. Экологическое право относится к числу:
  33. + комплексных;
  34. — прикладных;
  35. — узкоспециализированных.

12. Что из указанного относится к международным источникам экологического права?

  • + Договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой от 1963 г.;
  • — Конвенция ООН против пыток от 1984 г.;
  • — Красная книга РФ.
  • 13. К специальным принципам международного экологического права относится:
  • + абсолютный суверенитет каждого государства над собственными природными ресурсами;
  • — принцип мирного урегулирования споров;
  • — добросовестность в выполнении международных обязательств государствами.
  • 14. Субъектом международного экологического права не является:
  • + отдельный гражданин;
  • — государство;
  • — межправительственная организация.

15. Проявлением какого метода правового регулирования в экологическом праве является государственный экологический контроль?

  1. + Императивного;
  2. — Диспозитивного;
  3. — Экологизации.
  4. 16. Окружающая среда в экологическом праве означает:
  5. + совокупность природных и антропогенных объектов;
  6. — объекты, созданные человеком;
  7. — объекты природного мира: ресурсы, система экологии, ландшафт и прочие.
  8. 17. Как наука экологическое право является:
  9. + системой взглядов, теорий и знаний в сфере экологического права;
  10. — совокупностью научных работ в сфере природопользования;
  11. — комплексом тем по изучению норм экологического права студентами ВУЗов.
  12. 18. Соотношение экологического права с другими отраслями, которое проявляется во включении в последние норм по защите окружающей среды, называется:
  13. + экологизацией;
  14. — нормированием;
  15. — мониторингом.

19. Нормы экологического права, которые регламентируют охрану и пользование отдельными видами природных объектов, например, лесов, земли, недр и т.п. – это нормы:

  • + отраслевые;
  • — экологизированные;
  • — комплексные.
  • тест_20. Классификация экологических правоотношений в зависимости от оснований их возникновения:
  • + общие и конкретные;
  • — абсолютные и относительные;
  • — материальные и процессуальные.
  • 21. Состояние окружающей среды, которое определяется по конкретным показателям, называется ее:
  • + качеством;
  • — загрязнением;
  • — охраной.
  • 22. Механическое загрязнение окружающей среды предполагает:
  • + ее засорение предметами, которые не вызывают физико-химических последствий;
  • — снижение ее качества в результате естественных природных катаклизмов;

— отклонение от нормы ее физических свойств: температуры, энергии, радиации и т.п.

23. Что относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области охраны окружающей среды?

  1. + подача исков о возмещении вреда окружающей среде в результате нарушения экологического законодательства;
  2. — организация мероприятий по защите окружающей среды в зонах экологического бедствия;
  3. — государственная экологическая экспертиза.
  4. 24. Целью экологического страхования является:
  5. + защита имущественных прав лиц при наличии экологических рисков;
  6. — защита прав и законных интересов лиц в области охраны окружающей среды;
  7. — возмещение морального вреда, причиненного правонарушениями и преступлениями в области природопользования.

25. Кем определяются области, в которых применяют наилучшие доступные технологии?

  • + Правительством РФ;
  • — Министерством природных ресурсов РФ;
  • — Президентом РФ.
  • 26. Экологическую экспертизу проводят для:
  • + определения соответствия документации о планируемой хозяйственной деятельности нормам экологического законодательства;
  • — установления степени вреда, причиненного окружающей среде экологическими правонарушениями;
  • — определения качества окружающей среды с использованием нормативных показателей.

27. Какой вид ответственности за нарушение экологического законодательства законом не предусмотрен?

  1. + международная;
  2. — имущественная;
  3. — дисциплинарная.
  4. 28. Список редких и исчезающих видов животных, растений и других организмов называется:
  5. + Красной книгой;
  6. — кадастром;
  7. — государственным учетом.
  8. 29. Распространение знаний в области экологической безопасности, состояния качества окружающей среды и об использовании ресурсов природы – это:
  9. + экологическое просвещение;
  10. — экологическая агитация;
  11. — экологический надзор.

тест*30. Кто не обязан предоставлять декларацию о воздействии на окружающую среду?

  • + граждане;
  • — индивидуальные предприниматели;
  • — организации.
  • 31. К объектам охраны окружающей среды не относятся:
  • + антропогенные объекты;
  • — компоненты природной среды;
  • — природные комплексы.
  • 32. Сочетание определенных типов рельефа, флоры, почвы, которые сформировались в одном климате характеризует понятие:
  • + природного ландшафта;
  • — природного комплекса;
  • — природной среды.
  • 33. Комплексное наблюдение за состоянием окружающей среды, протекающими в ней процессами и явлениями, оценка и прогноз изменений ее характеристик называется:
  • + государственным экологическим мониторингом;
  • — экологическим аудитом;
  • — экологической экспертизой.
  • 34. Не являются приоритетным направлением деятельности на территории лесопаркового зеленого пояса:
  • + строительство капитальных объектов;
  • — развитие туризма;
  • — проведение научных исследований.
  • 35. Использование разными способами водных объектов в целях удовлетворения потребностей субъектов такого использования называется:
  • + водопользованием;
  • — водопотреблением;
  • — охраной водных объектов.
  • 36. По своему целевому предназначению все леса классифицируются на:
  • + защитные, резервные и эксплуатационные;
  • — противоэрозионные, грунтоувлажняющие, почвозащитные, полезащитные;
  • — лиственные, хвойные, смешанные.

37. С какого возраста наступает уголовная ответственность за совершение экологических преступлений?

  1. + С 16 лет;
  2. — С 14 лет;
  3. — С 18 лет.

Источник: https://testua.ru/yuridicheskie-temy/1074-test-po-ekologicheskomu-pravu-s-otvetami.html

Ссылка на основную публикацию