А. Герцен и его философия — детство и юность, общественная деятельность

Философ, писатель и публицист, русский либерал, подаривший современникам и будущим поколениям воспоминания «Былое и думы», яростный критик крепостного права и основатель бесцензурного книгопечатания, Александр Герцен стал одним из ярчайших символов революционной борьбы начала ХХ века. Его литературное наследие оставалось под запретом до 1905 года, дождавшись своего часа после октябрьских событий.А. Герцен и его философия - Студенческий портал

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Детство и юность

Родился будущий светоч революции в марте 1812 года в Москве, в знаменитом доме по Тверскому бульвару, который сохранился до наших дней. Сегодня тут обосновался Литературный институт им. Горького. Дом также известен по роману Булгакова «Мастер и Маргарита», где назван «Домом Грибоедова». О родившемся тут Герцене напоминает памятник в палисаднике.

Иван Яковлев, отец Александра Герцена / Российская государственная библиотека

Масштабы родового поместья по Тверскому, позже вместившего целый институт, говорят о богатстве отца, аристократа и помещика Ивана Яковлева.

Род Яковлевых, известный и старинный, ведет начало от боярина времен Ивана Калиты по имени Андрей Кобыла, которого исследователи называют первым достоверным предком дома Романовых.

По иронии судьбы Александр Герцен, имевший дальнее родство с русскими царями, стал одним из гробовщиков монархического строя.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Возникновение первых географических обществ - история и создание первых заведений

Оценим за полчаса!

Разные фамилии с отцом объясняются незаконным рождением мальчика. Его маму — 16-летнюю немку Генриетту Гааг, дочь мелкого чиновника из Штутгарта, 45-летний Иван Яковлев привез в Москву из Германии, где жил долгое время. Жениться на юной любовнице помещик не собирался, но сына признал и даже придумал ему фамилию, в переводе с немецкого обозначавшую «сын сердца».

Родитель маленького Саши обладал сумасбродным и тяжелым нравом. Образование сыну он дал на свое усмотрение. В детстве и юности Александру рассказывали о достижениях французской революции и давали читать вольнолюбивые сочинения Пушкина и книги «просветителей» Руссо и Вольтера.

А. Герцен и его философия - Студенческий порталАлександр Герцен в молодости / Национальная портретная галерея

В конце 1820-го отец позаботился о зачислении отпрыска в Экспедицию кремлевского строения, ведавшую ремонтными и строительными работами в Кремле и владениях императорской семьи в Москве и окрестностях. На тот момент мальчику исполнилось 8 лет, но Яковлев указал 14. Спустя 3 года 12-летнему Саше присвоили чин коллежского регистратора, низшего чина в Табели о рангах.

Будучи подростком, Герцен познакомился с Николаем Огаревым, с которым Яковлевы состояли в дальнем родстве.

Мальчики сошлись в симпатиях к декабристам и, прогуливаясь по Воробьевым горам, поклялись отдать жизнь «в борьбе за благо родины».

Позже российские либералы придали этому событию в биографии Герцена важность исторического. В 18 лет Александр Герцен поступил в университет, выбрав физико-математический уклон.

Общественная деятельность

В университете вокруг Герцена и Огарева образовался кружок единомышленников, которые восхищались демократией, французской революцией, наступившим после нее террором, конституцией и утопическим социализмом Сен-Симона.

А. Герцен и его философия - Студенческий порталПортрет писателя Александра Герцена. Художник Николай Ге / Третьяковская галерея

Зачатки общественной активности проявились в «маловской истории», когда Александр Герцен вместе с другими студентами выступил против преподавателя Михаила Малова, грубияна и невежды. Молодежь криками и топотом добилась, чтобы Малов покинул аудиторию. Преподавателя уволили, но и зачинщиков беспорядков бросили в карцер.

Этот студенческий бунт, в котором активно участвовал Герцен, позже назвали первым проявлением студенческого движения, увенчавшимся победой. После «маловской истории» полиция установила наблюдение за активистами.

Вскоре после выхода из университета, в 1834-м, Герцена арестовали. Молодые революционеры, участвуя в пирушке, распевали «бунтарские» песни. 9 месяцев его держали под следствием в столице, затем сослали в Пермь, а оттуда в Вятку. Герцен трудился мелким чиновником и писал статьи в столичные журналы.

А. Герцен и его философия - Студенческий порталВ 1837-м в Вятке проездом оказался будущий царь Александр II, для которого Герцен устроил экспозицию из местных произведений искусства. Наследнику и выставка, и экскурсовод понравились.

Окончательно сменить гнев монаршей семьи на милость удалось Василию Жуковскому, подавшему ходатайство за симпатичного ему молодого человека.

В том же году Александра Герцена перевели во Владимир, а спустя 2 года сняли с полицейского надзора. Он вернулся в Москву.

В 1840-м Герцену предложили высокую должность в Северной столице, в Министерстве внутренних дел. Перед отъездом в Петербург революционер влился в московский кружок Николая Станкевича, переориентировав приверженцев консервативной философии Гегеля на революционно-радикальные рельсы.

В министерстве чиновник задержался на год: в руки полиции попало письмо Герцена отцу, в котором он на все лады ругал ведомство. За критику его понизили в должности и отправили в Новгород советником в городскую губернию.

А. Герцен и его философия - Студенческий порталСпустя год, в 1842-м, деньги отца помогли Александру уйти в отставку и вернуться в Москву. Здесь он стал звездой салонов и блистал ораторским мастерством. Взяв псевдоним Искандер, печатал статьи и художественные произведения. В эти годы он работал над романом «Кто виноват?».

Весной 1846-го скончался отец писателя. А в январе следующего года унаследовавший огромное состояние Герцен отправился в Европу. Его дом в Сивцевом Вражке сохранился. В середине 1970-х тут открылся музей мыслителя.

Литература и философские взгляды

В Париже взгляды публициста «полевели». После февральской революции, которую Герцен горячо приветствовал, и кровавого подавления восстания рабочих он окончательно склонился к социализму и сблизился с революционерами-радикалами. Вместе с Прудоном выпускал газету «Глас народа», взяв на себя финансирование. Материализм и атеизм Александру Герцену становились все ближе.

А. Герцен и его философия - Студенческий порталУзнав о публикациях в «Гласе народа», правительство России обязало революционера вернуться на родину. После его отказа последовало изгнание и запрет на возвращение до конца жизни. В России Герцена не забывали. Некрасовский журнал «Современник» публиковал его «Письма из авеню Мариньи», беллетристические произведения, рассказы о жизни во Франции, его идеи обустройства России.

Когда во Франции установился режим Наполеона III, парижскую газету закрыли. Чтобы избежать преследования, Александр Владимирович с семьей переехал в Ниццу.

Здесь, оправившись от семейных неурядиц и череды трагедий, Герцен продолжил писать литературные обзоры, статьи и книги. С окончанием революции надежды русского эмигранта прославиться в Европе рухнули.

Его радикальные взгляды и философия не стали популярными на Западе. В публицистике Герцена зазвучали ноты разочарования порядками в Европе.

А. Герцен и его философия - Студенческий порталВчерашний «западник» все больше возвращался мыслями к России. Теперь он утверждал, что крестьянская община — это эмбрион социализма, который при дальнейшем развитии превратится в справедливое общество. В то же время погруженная в «буржуазное мещанство» Европа далека от совершенства.

В 1849-м, после ареста Николаем I в России имущества Герцена и его матери за революционную деятельность, публицист и писатель отправился в Лондон.

В середине 1850-х он открыл типографию, где с 1855-го печатал альманах «Полярная Звезда». Через год к нему присоединился Огарев.

Летом 1857 года вышел первый номер журнала «Колокол», где эмигранты ратовали за отмену крепостного права и демократию в России.

А. Герцен и его философия - Студенческий порталПамятник Александру Герцену на кладбище в Ницце / Википедия

Российские либералы реформаторской эпохи Александра II зачитывались каждым номером журнала, делились цитатами талантливого публициста, пока Герцен не поддержал польское восстание 1863–1864 годов.

Поляки ратовали за восстановление Речи Посполитой до Днепра. Призывы «Колокола» к русским солдатам переходить на сторону поляков возмутили почитателей журнала.

В России Герцена презирали и критиковали. А в середине 1860-х политик был вынужден переехать в Женеву: британское правительство поддалось давлению русского и предложило Александру Ивановичу покинуть страну.

Летом 1867-го «Колокол» закрылся. Пятью годами ранее та же участь постигла «Полярную звезду». В 1868 году вышла полная версия воспоминаний Герцена «Былое и думы».

Личная жизнь

О том, как выглядел писатель в молодости, можно судить по портрету Герцена кисти А. Збруева. Тонкое, одухотворенное лицо с горящими темными глазами не могло не нравиться женщинам. Одна из них — Наталья Захарьина — стала женой Александра. Личная жизнь пары — сюжет для романа. Наталья — двоюродная сестра Герцена, родная племянница отца.

А. Герцен и его философия - Студенческий порталГерцен фактически выкрал ее из дома, чтобы жениться. Венчались супруги во Владимире, где в то время отбывал ссылку революционер. Там же родился первенец Саша, запечатленный на портрете с отцом работы А. Витберга. Он стал известным физиологом, профессором, преподававшим в университете Лозанны. Всего у супругов родились 8 детей, из которых выжили трое.

Во Франции, куда уехали из Москвы Герцены, у Натальи случился роман с немецким поэтом Георгом Гервегом.

Какое-то время две семьи (Гервег был женат) жили под одной крышей, пока Герцен не уличил супругу, уверявшую, что «плотской связи» с Георгом у нее нет, в измене. После грянувшего скандала Гервеги покинули дом.

Герцен сомневался в отцовстве родившейся в 1850-м дочери Ольги, но признал девочку. Она прожила до глубокой старости и умерла в 103 года.

Через год после появления дочери семью постигло горе. В Средиземном море утонул корабль, на котором в Ниццу плыли мать Герцена с его 8-летним сыном Колей. Их тела так и не нашли. Еще через год — в 1852-м — скончалась от родов Наталья Герцен. Спустя несколько дней умер новорожденный сын Владимир.

В 1856-м из России в Лондон перебрался давний друг и соратник Огарев, у которого Герцен «увел» жену Наталью Тучкову. С 1857-го и до смерти Александра Ивановича они жили вместе. При этом дружба с Огаревым не прервалась.

В 1858-м Тучкова родила дочь Елизавету, а спустя 3 года близнецов. Лиза покончила жизнь самоубийством в 17 лет, а близнецы скончались от дифтерии. Так как Наталья Тучкова не разводилась с Огаревым, появившиеся от Герцена дети официально считались детьми Николая Платоновича.

Смерть

Осенью 1869-го Герцен и Тучкова переехали в Париж. Во французской столице прожили недолго: в январе 1870-го писатель скончался. Причиной смерти стала пневмония.

Источник: https://24smi.org/celebrity/43639-aleksandr-gertsen.html

А.И. Герцен: идеи

А. Герцен и его философия - Студенческий портал

Еще в детстве Герцен познакомился и подружился с Николаем Огаревым. По его воспоминаниям, сильное впечатление на мальчиков (Герцену было 13, Огарёву 12 лет) произвело восстание декабристов.  Под его впечатлением у них зарождаются первые, ещё смутные мечты о революционной деятельности.

Однажды во время прогулки на Воробьевых горах  мальчики поклялись посвятить свою жизнь борьбе за свободу. А. Герцен — незаконнорожденный сын богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева и юной немки Генриетты Гааг. Фамилию мальчику придумал отец: Герцен (от нем. herz –cердце) — «сын сердца».

Он получил хорошее образование, окончив физико-математический факультет Московского университета. Еще будучи студентом, он вместе с другом Н.Огаревым организовал кружок студенческой молодежи, в котором обсуждалась социально-политическая проблематика.

Неоднократно был сослан в ссылки за участие в революционном движении университетской молодежи

В русле полемики «западников» и «славянофилов» Александр Иванович Герцен (1812 — 1870) занимает особое место. Он не только принадлежал к партии «западников», но и в определенном смысле возглавлял ее, был ее идейным вождем.

Суть полемики между двумя этими группами русских интеллигентов заключалась в  разнице понимания исторического процесса и места в нем России.

«Славянофилы»  исходили из того, что Европа, отжившая свой век, загнивает, а у России исключительно свой исторический путь развития, ни в чем не схожий с западным.

«Западники» же утверждали, что принцип исторического развития имеет всеобщее значение для человечества, но в силу ряда обстоятельств наиболее адекватно и полно он получил выражение в Западной Европе, поэтому имеет  универсальное значение.

В 1847 г., добившись разрешения посетить Европу, Герцен покидает Россию, как оказалось, навсегда. В 1848 г. Герцен стал свидетелем поражения Французской революции, что оказало на него глубокое идейное воздействие. С 1852 г. он поселяется в Лондоне, где уже в 1853 г.

основывает вольную русскую типографию и начинает издавать альманах “Полярная звезда”, газету “Колокол” и периодическое издание “Голоса из России”.

Издания вольной русской типографии Герцена стали первой бесцензурной печатью России, оказавшей огромное влияние не только на социально-политическую, но и на философскую мысль.

Философские взгляды

В 1840 г., возвратившись из ссылки, Герцен познакомился с кружком гегельянцев, который возглавляли Станкевич и Белинский. Ему импонировал их тезис полной разумности всякой действительности.

Читайте также:  Гештальт-терапевт - описание профессии и особенности обучения

Но радикальные революционеры отталкивали его своей непримиримостью и готовностью на любые, даже необоснованные, жертвы ради революционных идей. Как последователь Гегеля, Герцен верил, что развитие человечества идет ступенями, а каждая ступень воплощается в народе.

Таким образом Герцен, будучи «западником», разделял со «славянофилами» веру в то, что грядущее – за славянскими народами.

Социалистические идеи

А. Герцен и его философия - Студенческий портал

«Теория русского социализма» А.И. Герцена

После подавления Французской революции 1848 г. Герцен пришел к выводу, что страной, в которой есть возможность соединить социалистические идеи с исторической реальностью, является Россия, где сохранилось общинное землевладение.

  • В русском крестьянском мире, утверждал он, содержатся три начала, позволяющие осуществить экономический переворот, ведущий к социализму:
  • 1) право каждого на землю
  • 2) общинное владение ею
  • 3) мирское управление.
  • Он считал, что у России существует возможность миновать стадию капиталистического развития: «Человек будущего в России — мужик, точно так же, как во Франции работник».

Герцен уделял большое внимание способам осуществления социальной революции. Однако Герцен  не был сторонником обязательного насилия и принуждения: «Мы не верим, что народы не могут идти вперед иначе, как по колена в крови; мы преклоняемся с благоговением перед мучениками, но от всего сердца желаем, чтоб их не было».

В период подготовки крестьянской реформы в России в «Колоколе» выражались надежды на отмену крепостного права правительством на выгодных для крестьян условиях. Но в том же «Колоколе» говорилось, что если свобода крестьян будет куплена ценой пугачевщины — то и это не слишком дорогая плата. Самое бурное, необузданное развитие предпочтительнее сохранения порядков николаевского застоя.

Надежды Герцена на мирное решение крестьянского вопроса вызвали возражения Чернышевского и других революционных социалистов. Герцен отвечал им, что Русь надо звать не «к топору», а к метлам, чтобы вымести грязь и сор, скопившиеся в России.

«Призвавши к топору, — пояснял Герцен, — надобно овладеть движением, надобно иметь организацию, надобно иметь план, силы и готовность лечь костьми, не только схватившись за рукоятку, но схватив за лезвие, когда топор слишком расходится». В России нет такой партии; поэтому к топору он звать не будет, пока «останется хоть одна разумная надежда на развязку без топора».

Особое внимание обращал Герцен на «международное соединение работников», то есть на Интернационал.

Идеи о государстве

Проблемы государства, права, политики рассматривались им как подчиненные главным — социальным и экономическим проблемам. У Герцена немало суждений о том, что государство вообще не имеет собственного содержания — оно может служить как реакции, так и революции, тому — с чьей стороны сила.

Взгляд на государство как на нечто второстепенное по отношению к экономике и культуре общества направлен против идей Бакунина, считавшего первостепенной задачу разрушения государства.

«Экономический переворот, — возражал Бакунину Герцен, — имеет необъятное преимущество перед всеми религиозными и политическими революциями».

Государство, как и рабство, писал Герцен, идет к свободе, к самоуничтожению; однако государство «нельзя сбросить с себя, как грязное рубище, до известного возраста». «Из того, что государство — форма преходящая, — подчеркивал Герцен, — не следует, что это форма уже прошедшая».

Взгляды Герцена на педагогику

  1. Специально данным вопросом  Герцен не занимался, но, будучи мыслителем и общественным деятелем, имел  продуманную концепцию по вопросам воспитания:
  2. 1)    он не признавал авторитарности в вопросах воспитания и резко критиковал существующую систему подавления личности в эпоху Николая I;
  3. 2)    дети, по убеждению Герцена, должны развиваться свободно  и учиться уважению к труду, отвращению к праздности, бескорыстной любви к родине у простого народа;

3)    призывал ученых вывести науку из стен кабинетов, сделать ее достижения всеобщим достоянием. Он хотел, чтобы учащиеся общеобразовательной школы наряду с естествознанием и математикой изучали литературу (в том числе и литературу античных народов), иностранные языки, историю. А.И. Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многостороннего развития.  Герцен написал два специальных произведения, в которых объяснял подрастающему поколению явления природы: «Опыт бесед с молодыми людьми» и «Разговоры с детьми».

Литературная деятельность

Идеи Герцена  не могли не получить выражение в его литературных произведениях и в многочисленной публицистике.

«Кто виноват?», роман в двух частях (1846 г.)

  • «Мимоездом», рассказ (1846 г.)
  • «Доктор Крупов», повесть (1847 г.)
  • «Сорока-воровка», повесть (1848 г.)
  • «Поврежденный», повесть (1851 г.)
  • «Трагедия за стаканом грога» (1864 г.)
  • «Скуки ради» (1869 г.)

Газета «Колокол»

А. Герцен и его философия - Студенческий портал

Это была первая русская революционная газета, издававшаяся А. И. Герценом и Н. П. Огарёвым в эмиграции в Вольной русской  типографии  в 1857—1867 годах. Как продолжение закрытого «Колокола», в 1868 году на французском языке издавалась газета «Kolokol» («La cloche»), адресованная преимущественно европейскому читателю.

В первые годы существования Вольной русской типографии авторство большинства опубликованных статей принадлежало самому Герцену. В 1855 г. Герцен начал выпуск альманаха «Полярная звезда», и положение резко изменилось: в нем не хватало места для публикации всех интересных материалов – издатели начинают выпускать приложение к альманаху, газету «Колокол».

Первые номера «Колокола» выходили раз в месяц, но газета стала набирать популярность, и ее стали выпускать дважды в месяц объемом в 8 или 10 страниц. Листы печатались на тонкой бумаге, которую проще было нелегально переправлять через таможню. Регулярное бесцензурное издание оказалось востребовано читателями.

С учетом допечаток, за десять лет существования газеты было выпущено около полумиллиона экземпляров. Издание было немедленно запрещено в России, а в первой половине 1858 г. русскому правительству удалось добиться официального запрещения «Колокола» и в других европейских странах.

Однако Герцену удается создать пути для сравнительно безопасной доставки корреспонденции из России через ряд надежных адресов.

В «Колоколе» публиковались и литературные произведения, которые были подчинены задачам агитации, разоблачения политики властей. В газете можно было встретить поэзию М. Ю. Лермонтова («Увы! как скучен этот город…»), Н. А. Некрасова («Размышления у парадного подъезда»), обличительные стихи Н. Огарёва и др. Как и в «Полярной звезде», в «Колоколе» публикуют отрывки из «Былого и дум» А.Герцена.

С 1862 года  интерес к «Колоколу» начинает падать. В России уже появляются более радикальные движения, которые «звали Русь к топору». Несмотря на осуждение «Колоколом» терроризма, после покушения на императора Александра II газета продолжает терять читателей.

Корреспонденция из России почти перестаёт поступать. В 1867 году  издание снова возвращается к единственному выпуску в месяц, а 1 июля 1867 года стихотворением Н. Огарёва «До свиданья!» сообщает, что «смолкает Колокол на время». Но в 1868 г.

«Колокол» прекратил существование.

Источник: https://www.rosimperija.info/post/2

Официальный сайт университета имени А.И. Герцена | Безымянная страница

А. Герцен и его философия - Студенческий портал

Институт философии человека РГПУ им. А. И. Герцена (ранее – факультет философии человека) был создан в 1993 г. На протяжении двух десятилетий он остается единственным в России научно-образовательным центром по подготовке специалистов в области фундаментальных и прикладных гуманитарных знаний, концентрирующим усилия на комплексном исследовании антропологической проблематики.

В подготовке бакалавров и магистров принимают участие преподаватели и сотрудники следующих кафедр института:

Образовательный и научно-исследовательский смысл концепции института философии человека заключался и заключается в поиске оптимальной формы интеграции широкого спектра гуманитарных дисциплин (философия, культурология, этика, эстетика, педагогика, теория и методика информационно-коммуникативных видов деятельности и др.), ядром которой стала бы «философия человека», названная так еще Аристотелем на том основании, что имеет своим предметом целостное рассмотрение проблемы человека в единстве субъективных и объективных сторон человеческой сущности и существования. Этим во многом объясняется и выбор названия института.

Коллективом института разрабатывается ряд актуальных научных программ, объединенных общей антропософской проблематикой:

  • человек как предмет философского и научного познания;
  • философские образы человека и мира: история и современность;
  • современная философская антропология;
  • философия образования;
  • нравственно-эстетические ценности человека;
  • философско-культурная антропология;
  • РR в сфере коммуникаций и образования;
  • человек в системе общественных коммуникаций и др.

Набор направлений института включает как классические, традиционно необходимые обществу профессии: философа, культуролога, педагога, режиссера школьного театра, так и современные широко востребованные специальности – связи с общественностью и реклама, способные решать конкретные технологические задачи воздействия на сознание человека, жизнестроение человека и на социальную практику.

В институте философии человека сформировались и действуют научные коллективы, исследующие:

  • Современную философию;
  • Историю и философию науки и техники;
  • Историю российской философии и культуры;
  • Историю античной философии и культуры;
  • Историю восточной философии и культуры;
  • Практическую культурологию;
  • Прикладную этику;
  • Богословие в контексте современного образования;
  • Современные стратегии в сфере связей с общественностью.
  • Институт философии человека располагается в историческом здании, которое Решением Правительства Санкт-Петербурга было включено в список вновь выявленных памятников архитектуры.

Источник: https://www.herzen.spb.ru/main/structure/inst/ifch/

А. Герцен и его философия

Свою философско-социальную деятельность Герцен начинает после увлечения великими идеями социалистов-утопистов. В Москве Герцен становится одой из ведущих фигур «западничества», ведя борьбу со славянофилами.

Герцен имел огромную известность в России и в Европе. За свою деятельность он несколько раз был притеснён царским правительством, но попытки были вскоре оставлены.
Родился в семье богатого помещика, получил дворянское образование. В юношестве увлекался немецкой философией, особенно гегельянством, позже его вниманием завладели социалистические идеи западных философов.

Был талантливым мыслителем своего времени.

Ключевые работы, написанные им:

  • «Былое и думы»,
  • «Письма об изучении природы»,
  • «Дилетантизм в науке».

Своей основной целью и задачей Герцен полагал формирование концепции «русского социализма».
«Русский социализм» в понимании Герцена представлял собой объединение западной теории с отечественной практикой.

  • Курсовая работа 470 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 200 руб.

В $1847$ году Герцен переезжает в Европу, и основывается в Лондоне. Изначальная деятельности в эмиграции была направлена на антицарскую пропаганду.

Герцен высказывал оптимистический и рационалистический взгляд на историю, человека он полагал в качестве разумного основания всего.

В момент увлечения социалистическими идеями, Герцен примыкал к идеалистическим взглядам на социализм и возможности социальных преобразований.

Кризис философского мировозрения

Середина $19$ века характеризовалась для Европы как период крупных революций, которые были проведены $3$-м и $4$-м сословиями под социалистическими лозунгами. Третье сословие смещало четвертое.

Это сформировало представление, что разумность истории и теоретического просвещения масс оказывается ложными. Это в корне меняет философскую и социальную позицию Герцена.

Он впадает в пессимистический цикл писем «С того берега» — имеет ли история свою разумность?

Революционные события выявили кризис исторического разума. Таким образом, история предстала под видом иррационализма. В ней каждый момент имеет свою ценность и свой собственный смысл. Предугадать завтрашние события не представляется возможным. История делается людьми, которые принадлежат конкретному времени. Каждый человек имеет в своей основе собственный смысл.

Впоследствии его революционный романтизм сменился на реализм. Герцен начинает критично смотреть на мещанство Европы, которое представляло $3$-е сословие. Запад, который представлял Герцен, оказывается далеким от социализма, который не даёт никаких социалистических гарантий.

Герцен приходит к выводу, что России необходимо искать средство, с помощью которого можно преобразовать жизнь. Этим средством становится сельская община, основаная на совместном владении землей. К общине должно присоединиться мирское самоуправление. Это и есть фундамент «русского социализма». К сожалению, в России это начало находилось в угнетённом состоянии.

Замечание 2

Для истории, культуры и философии Герцен был известен не сколько своим радикализмом, сколько активностью своей мыслительной деятельности, работами по изучению Запада и России, обширным радиусом интересов, начиная с научных открытий, заканчивая эстетическими концепциями.

Издательская деятельность

«Полярная звезда» и «Колокол» – первые русские революционные газеты под издательством А. Герцена и Н. Огарёва. Программа журнала была нацелена на привлечение либерально-оппозиционных кругов, для формирования антикрепостнического фронта.

Такое регулярное и лишенное цензуры издательство вызывала огромный интерес у читателей. Всего было издано около полумиллиона экземпляров. Газета была строжайше запрещена в России.

В $1858$ году русское правительство смогло добиться запрета издательства в Пруссии, Саксонии, Риме, Франкфурте на Майне. Но нелегальные каналы связи всё же способствовали её распространению.

Публикации в газете стали производиться анонимно, так как имели под собой агитационную атмосферу, направленную на разоблачение властей. В публикациях можно было увидеть поэзию Лермонтова, Некрасова, обличительные произведения Огарёва, Михайлова, Вейнберга.

Влияние Герцена на развитие русской философской и социалистической мысли невозможно не оценить. Он имеет центральное значение для русской судьбы.

Источник: https://spravochnick.ru/filosofiya/russkaya_filosofiya_19_veka_osobennosti_razvitiya_filosofskih_idey_v_rossii_v_pervoy_polovine_19_veka/a_gercen_i_ego_filosofiya/

А. И. Герцен и русская философия

Статья содержит взгляд на философию Герцена как на органический компонент интегральной русской философии, а не какой-то ее отдельной части. Автор доказывает автономность философии Герцена и ее независимость от революционной или политической деятельности. В качестве центральной темы философии Герцена показана идея свободы.

Цель статьи заключается в том, чтобы привлечь внимание к русскому философу, наследие которого сегодня, к сожалению, не является предметом модных научных интересов. Однако оно оставило глубокий след не только в отечественной, но и в европейской культуре.

Именно к этой категории отечественных мыслителей принадлежит Александр Иванович Герцен (1812–1870), и в год его двухсотлетнего юбилея возникает необходимость хотя бы в самых общих чертах рассказать о его огромной и уникальной роли в истории русской философской мысли.

Это предполагает интерпретацию философии Герцена в качестве органического компонента интегральной русской философии, а не какой-то ее отдельной части.

Но прежде хотелось бы высказать соображения более общего характера относительно некоторых, отнюдь не сегодняшних, но сложившихся еще в XIX в. стереотипов партийной интеллигентской предвзятости в оценках отечественных мыслителей.

«Русский портфель» редакций философских журналов формируется сегодня, как правило, по соображениям формальной новизны. Известная пословица гласит, что новое – это «хорошо забытое» старое. Однако «хорошо забытым» бывает разное «старое», в том числе «старое», которое забыто совершенно безо всяких на то оснований, подобно философии Герцена.

И отношение к этому «старому», то есть к философскому наследию, являющемуся частью культурного кода нации, зачастую является несправедливым, если не сказать невежественным.

Здесь надо заметить, что журнал «Философия и общество» исповедует иную редакционную политику, являясь одним из немногих изданий, предоставляющих свои страницы изложению взглядов русских философов различных направлений, а не только религиозным мыслителям, что стало ныне общим местом.

Тему русской философии можно назвать наглядным индикатором отношения к исторической и современной России, которое всегда существовало в виде различных оценочных восприятий. При всем разнообразии аксиология этих восприятий может быть представлена двояким образом.

Первое отношение, характерное для объективного философского россиеведения, связано со стремлением понять Россию как огромную, богатейшую в своих проявлениях культурно-историческую реальность, проникнуть в глубины особого мира российской цивилизации.

Второе отношение основано на стремлении продемонстрировать на материале русской философской мысли собственные авторские суждения, зачастую крайне ограниченные, о том, какой должна быть «философия вообще» и что такое «русская философия вообще».

Читайте также:  Формирование территории России -

Одним из самых плодовитых авторов, распространяющих подобные некомпетентные представления о русской философии в интернете и печатных изданиях, является ректор Санкт-Петербургского института богословия и философии П. А.

Сапронов, чьи мнения о «русской философии вообще» сводятся к представлению о ней как о суррогате богословия и «мифологизированной публицистике». П. А.

Сапронов пишет: «Отечественные мыслители философами не являются и читать их тексты так же, как трактаты и тексты Декарта, Канта или Гегеля, означает повергнуть их в философское небытие»[1].

И далее следуют пустые, многократно и в разных вариациях повторяемые заявления о том, что «русская философия вовсе и не философия», а «публицистика» и «мифология», что «…русская философия предпочла для себя бытие…

в том очень ограниченном по своим возможностям интеллектуальном пространстве, которое остается еще раз обозначить как склонную к мифологизированию публицистику…»[2]. Не приходится удивляться, что Герцен в такой трактовке философом не может быть признан по двум причинам: во-первых, он не писал систематические философские трактаты и, во-вторых, он не имел ничего общего с религиозно-философской публицистикой, которая мыслится П. А. Сапроновым в качестве едва ли не единственной формы существования русской философии.

Разговор о «русской философии вообще», ведущийся в подобной примитивной форме, – это беспредметный разговор, поскольку он априори отрицает возможность существования институциональной русской философии и вообще философии «незападного типа».

Однако в современных условиях отрицание национально своеобразных форм существования философского знания выглядит не просто отсталым западоцентризмом, но и своего рода философским расизмом.

На огромное разнообразие национальных форм бытования философии было многократно указано в докладах и выступлениях участников Всемирного дня философии, впервые прошедшего в России в 2009 г. Директор Института философии РАН академик А. А.

Гусейнов подчеркнул, что философия сегодня не может быть мыслима вне ее «национальной укорененности»: «Нам недостаточно назвать кого-то философом. Надо еще уточнить, является ли он философом китайским, русским, французским, американским, японским и т. д., то есть отнести его к той или иной национальной философской традиции»[3].

Источник: https://www.SocioNauki.ru/journal/articles/143598/

Философия А.И. Герцена (стр. 1 из 2)

Реферат по философии

Философия А. И. Герцена

Александр Иванович Герцен родился в 1812 г. Отцом Герцена был богатый помещик Иван Яковлев. Мать — Луиза Гааг, родом из Германии. Сын же их получил фамилию «Герцен» — от немецкого слова

«Herz» — сердце. Сильное впечатление на юного Герцена произвело восстание декабристов. «Казнь Пестеля и его товарищей окончательно разбудила ребяческий сон моей души», — писал он впоследствии.

Пятнадцатилетний Александр вместе со своим другом Николаем Огаревым (1813-1877) на Воробьевых горах, «обнявшись, присягнули, в виду всей Москвы, пожертвовать нашей жизнью на избранную нами борьбу». В 1829 г.

Герцен поступил в Московский университет на физико-математическое отделение и в 1833 г. его окончил.

Еще в студенческие годы Герцен и Огарев организовали политический кружок, мечтая «о том, как начать в России новый союз по образцу декабристов». В 1834 г. последовал арест, а затем ссылка. Лишь в 1840 г. Герцен возвратился в Москву.

В мае этого же года он переезжает в Петербург, где занимается литературной деятельностью. Но в 1841 г. его снова ссылают по распоряжению Николая I, которому донесли, что в письме к отцу Герцен неуважительно отозвался о полиции. В 1842 г.

он вновь возвращается в Москву, где продолжает занятия литературой и философией. В 1847 г. Герцен с семьей уезжает за границу. В 1853 г. он создает Вольную русскую типографию, издает альманах «Полярная звезда» и газету «Колокол», публикациями которых вступает в открытую борьбу с царским самодержавием.

Все эти годы Герцен ведет интенсивную работу как публицист, художник, мыслитель-философ до своей смерти в Париже в начале 1870 г.

Богатейшее литературное наследие Герцена может рассматриваться во многих аспектах — литературно-художественном, социально-политическом, философском.

Философские идеи и взгляды мыслителя содержатся не только в его собственно философских сочинениях, но и в публицистических статьях, дневниках, письмах, а также в художественных произведениях.

Белинский подчеркивал философское значение произведений Герцена, считая, что их автор — «философ по преимуществу», «больше философ и только немножко поэт» (X, 326). Его роман «Кто виноват?» посвящен одному из роковых для России философских вопросов.

Философские взгляды Герцена претерпели определенную эволюцию. Еще в период учебы в университете он пишет сочинение «О месте человека в природе» (1832) и кандидатскую диссертацию «Аналитическое изложение солнечной системы Коперника» (1833).

В этих ранних философских работах он во многом находится под влиянием натурфилософии Шеллинга, но вместе с тем в поисках научного метода обращается к трудам Бэкона и Декарта.

Он делает попытку преодолеть односторонность «эмпиризма» и «идеализма», понимаемого как чисто умозрительный подход к миру, на основе единства человека и природы.

В годы первой ссылки Герценом овладевают мистически-религиозные настроения, в значительной мере под влиянием архитектора А. Л.

Витберга — автора первого проекта храма Христа Спасителя,который в то время также находился в ссылке в Вятке. «Влияние Вит-берга поколебало меня, — вспоминал Герцен в «Былом и думах».

— Но реальная натура моя взяла все-таки верх. Мне не суждено было подниматься на третье небо, я родился совершенно земным человеком».

Возвратившись из ссылки, Герцен обнаружил, по его словам, «отчаянный гегелизм» в кружке Станкевича. Бакунин и Белинский, опираясь на Гегеля, утверждали, что «все действительное разумно», в том числе самодержавие, которое Герцен называл «чудовищным». И тогда он «серьезно занялся Гегелем».

В результате этих основательных занятий им был сделан вывод, совершенно противоположный тому, какой делал Белинский в период «примирения с действительностью». «Философия Гегеля — алгебра революции, она обыкновенно освобождает человека и не оставляет камня на камне от мира христианского, от мира преданий, переживших себя»1, — заявляет Герцен.

Он не стал правоверным гегельянцем, но блестяще овладел диалектическим методом.

В философских очерках «Дилетантизм в науке» (1842-1843) Герцен писал: «Все живое живо и истинно только, как целое, как внутреннее и внешнее, как всеобщее и единичное — сосуществующее. Жизнь связует эти моменты; жизнь — процесс их вечного перехода друг в друга» (I, 61).

«Во все времена долгой жизни человечества заметны два противоположные движения: развитие одного обусловливает возникновение другого, с тем вместе — борьбу и разрушение первого» (1,45).

С позиций диалектики Герцен показывает несостоятельность примирения «со всей темной стороной современной жизни» (I, 80).

В этой работе Герцен стремится существенно дополнить и развить диалектические положения самого Гегеля, ибо «Гегель, раскрывая области духа, говорит об искусстве, науке и забывает практическую деятельность, вплетенную во все события истории» (1,75-76).

По его убеждению, «мысль должна принять плоть, сойти на торжище жизни, раскрыться со всею роскошью и красотой временного бытия»; «человек призван не в одну логику, — а еще в мир социально-исторический, нравственно-свободный и положительно-деятельный» (I, 78).

Герцен по-своему решает вопрос об отношении мышления и бытия, духа и материи: «Природа есть именно существование идеи в многоразличии» (I, 33). Однако уже здесь проводится диалектическая мысль о единстве идеального и материального.

В главном своем философском труде «Письма об изучении природы» (1844-1845) Герцен обстоятельно развивает эту мысль на обширном историко-философском материале.

В советской литературе распространено мнение, что в этом труде Герцен выступает как последовательный материалист в трактовке вопроса о соотношении материального бытия и мышления, критикует схоластику и идеализм.

В «Письмах» Герцена действительно содержится резкая характеристика идеализма: «идеализм — не что иное, как схоластика протестантского мира» (I, 99).

Он пишет о том, что философия должна победить в себе «дуализм, идеализм, метафизическую отвлеченность» (I, 99), что «философия, не опёртая на частных науках, на эмпирии, -призрак, метафизика, идеализм» (1,101).

Достается за идеализм и самому Гегелю, ибо «идеализм, в котором он был воспитан, который он всосал с молоком, срывает его в односторонность, казненную им самим, и он старается подавить духом, логикой природу» (I, 120).

С нашей точки зрения, термин «идеализм» Герцен употребляет не совсем в том смысле, как он трактуется современной философией.

Для него идеализм означает не столько первичность идеального, духовного по отношению к материальному, сколько умозрительный односторонний подход к действительности. Таким же односторонним взглядом на мир является для него и тогдашний материализм.

Если «идеализм стремился уничтожить вещественное бытие, принять его за мертвое, за призрак, за ложь, за ничто», «видел и признавал одно всеобщее, родовое, сущность, разум человеческий, отрешенный от всего человеческого», то «материализм, точно также односторонний, шел прямо на уничтожение всего невещественного, отрицал всеобщее, видел в мысли отделение мозга, в эмпирии единый источник знания, а истину признавал в одних частностях, в одних вещах, осязаемых и зримых» (I, 261).

Сам Герцен стремился диалектически преодолеть односторонности предшествовавших ему идеалистических и материалистических учений, и свое миропонимание он определял как «реализм», истоки которого он усматривал еще в древнегреческой философии, основанной на «безусловном признании действительности мира, природы, жизни» (I, 142). Герценовский реализм предполагает диалектическое единство материального и духовного, природы и человека, бытия и мышления, умозрения и опыта, философии и естествознания, теории и практики. Отправным пунктом мировоззрения Герцена составляет убеждение в том, что «человек — не вне природы и только относительно противоположен ей», «как цветок противоположен стеблю, как юноша — ребенку», так как «все стремления и усилия природы завершаются человеком», а человеческое сознание венчает «все развитие природы» (I, 127). Притом он верно отмечает, что «история мышления — продолжение истории природы: ни человечества, ни природы нельзя понять мимо исторического развития» (I, 128). Его реализм чужд односторонности в трактовке философских вопросов, причем он основывается на диалектике: «Принимать ту или другую сторону в антиномиях совершенно ни на чем не основано;природа на каждом шагу учит нас понимать противоположное в сочетании» (I, 157).

Но что представляет собой герценовский реализм с точки зрения современного представления о материализме и идеализме? Думается, что и в аспекте этих представлений Герцена нельзя трактовать ни как чистого материалиста, ни как последовательного идеалиста.

Преодолев мистически-религиозные настроения, он приходит к заключению, что «нет ни личного духа, ни бессмертия души» (II, 188). Так, встретив во время новгородской ссылки женщину, потерявшую троихдетей, Герцен понял, почему она «предалась мистицизму», «нашла спасение от тоски в мире таинственных примирений» (II, 186).

Однако и сам Герцен испытал такую же трагедию — «три колыбели заменились вдруг тремя гробами». Когда он потерял первого ребенка, ему показалось, что «тут религия, одна религия несет утешение».

Но перед лицом «тупой случайности», перед «отсутствием разума в управлении личной жизни» он находит в конечном счете утешение не в религии, а в философии.

В 1848 г. Герцен испытывает уже не просто чисто личное, но социально-политическое потрясение, после жестокого поражения европейских революций, поражения его надежд и ожиданий.

В серии очерков «С того берега» он таким образом определяет состояние человека, пережившего потрясения от крушения его надежд и верований: «Душа его или становится еще религиознее, держится с отчаянным упорством за свои верования… или он, мужественно и скрепя сердце, отдает последние упования, становится еще трезвее».

Между «блаженством безумия» и «несчастьем знания» Герцен избирает второе: «Я избираю знание, и пусть оно лишит меня последних утешений, я пойду нравственным нищим по белу свету, — но с корнем вон детские надежды, отроческие упования! Все их под суд неподкупного разума!» (II, 40).

Источник: https://mirznanii.com/a/231210/filosofiya-ai-gertsena

Александр Иванович Герцен — исторические личности москвы

Внебрачный сын богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева и немки Луизы Ивановны Гааг. При рождении отец дал ребенку фамилию Герцен (от немецкого слова herz – сердце).

Получил хорошее домашнее образование. С юности отличался начитанностью, свободой и широтой взглядов. Декабрьские события 1825 года оказали большое влияние на мировоззрение Герцена.

Вскоре он познакомился со своим дальним родственником по отцу Николаем Платоновичем Огаревым и стал его близким другом.

В 1828 году они, будучи единомышленниками и близкими друзьями, на Воробьевых горах в Москве дали клятву в вечной дружбе и выказали решимость посвятить всю свою жизнь в борьбе за свободу и справедливость.

Герцен получил образование в Московском университете, где сошелся с рядом прогрессивно мыслящих студентов, образовавших кружок, в котором обсуждался широкий круг вопросов, касающихся науки, литературы, философии и политики. Окончив в 1833 году университет со степенью кандидата наук и серебряной медалью, он увлекся учением сенсимонистов и начал изучать произведения социалистических писателей Запада.

Через год А.И. Герцен, Н.П. Огарев и другие их соратники были арестованы за свободомыслие.

Пробыв в тюрьме несколько месяцев, Герцен был сослан в Пермь, а затем в Вятку в канцелярию местного губернатора, где стал сотрудником газеты «Губернские ведомости». Там он сблизился со ссыльным архитектором А.И. Витбергом.

Затем Герцен был переведен во Владимир. Какое-то время ему было разрешено жить в Петербурге, но вскоре он опять был сослан, на этот раз в Новгород.

С 1838 года женат на своей дальней родственнице Наталье Александровне Захарьиной.

Родители не хотели отдавать Наталью за опального Герцена, тогда он похитил свою невесту, обвенчался с ней во Владимире, где находился в то время в ссылке, и поставил родителей перед свершившимся фактом.

Все современники отмечали необыкновенную привязанность и любовь супругов Герценов. Александр Иванович не раз обращался в своих произведениях к образу Натальи Александровны. В браке имел троих детей: сына Александра – профессора физиологии; дочерей Ольгу и Наталью.

Последние совместные годы жизни супругов были омрачены печальным увлечением Натальи Александровны немцем Георгом Гервег. Эта некрасивая, заставившая страдать всех ее участников, история закончилась со смертью Натальи Александровны от родов. Внебрачный ребенок скончался вместе с матерью.

В 1842 году Герцен получил разрешение на переезд в Москву, где прожил до 1847 года, занимаясь литературной деятельностью. В Москве Герцен написал роман «Кто виноват?» и ряд рассказов и статей касающихся социальных и философских проблем.

В 1847 году Александр Иванович уехал в Европу, живя попеременно то во Франции, то в Италии, то в Швейцарии и работая в различных газетах. Разочаровавшись в революционном движении Европы, он искал отличный от западного путь развития России.

После смерти жены в Ницце А.И. Герцен переехал в Лондон, где организовал издание свободной русской прессы: «Полярной звезды» и «Колокола». Выступая со свободолюбивой и антикрепостнической программой для России Герценовский «Колокол» привлек внимание и симпатии прогрессивной части русского общества. Он выходил до 1867 года и был весьма популярен среди русской интеллигенции.

Источник: https://um.mos.ru/personalities/7693/

Ссылка на основную публикацию