Административно-территориальное устройство россии — студенческий портал

  • Что такое административно-территориальное устройство
  • Принципы административно-территориального устройства
  • Административно-территориальное устройство РФ
  • Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации
  • Правовое регулирование административно-территориального устройства субъектов РФ

Что такое административно-территориальное устройство

Административно-территориальное устройство государства — это деление территории страны на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Различают следующие формы административно-территориального устройства стран.

Федеративная

  1. Федерация — это страна, состоящая из государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью в рамках такой страны.
  2. Эти гособразования называются субъектами Федерации.

  3. Субъекты Федерации наделены рядом полномочий во внутренней политике страны (например, принимают законы по ограниченному кругу полномочий, сами устанавливают систему региональных и местных органов власти), однако государственным суверенитетом не обладают.

  4. Примеры стран-федераций:
  • Россия (ч. 1 ст. 1 Конституции РФ);
  • США;
  • Мексика;
  • Канада.

Унитарная

Унитарное государство состоит из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью, т. е. таких, которые сами не заключают международные договоры, не имеют собственных органов управления, не подчиненных центральному управлению.

В унитарном государстве едино все: конституция, законодательство, система управления, соподчиненная центру. Все государственные, в том числе судебные, органы составляют единую систему, действуют на основе единых правовых норм, в рамках одной налоговой и финансовой политики.

Унитарные государства по признаку централизации бывают:

  • Централизованными. В них региональные органы власти возглавляются должностными лицами, назначаемыми из центра. К таким государствам относятся Великобритания, Швеция, Дания и др.
  • Децентрализованными. Региональные органы формируются независимо от центральных. Например, Франция, Италия, Испания.

По признаку наличия автономий унитарные государства дифференцируются:

  • На простые. Либо в принципе не делятся на административно-территориальные единицы (например, Мальта, Бахрейн), либо делятся, но в их составе отсутствуют автономии (например, Польша, Франция, Колумбия).
  • Сложные. Имеют в своем составе хотя бы одну автономию. Например, Дания, Испания и т. д.

Конфедеративная

 Конфедерация признается формой государственного устройства во многих источниках. Однако надо признать, что эта форма:

  • нестабильна и носит временный характер;
  • ближе к союзу государств, чем к единому государству.

Конфедерация создается для решения конкретных задач, в связи с этим у каждой из ее составляющих свое законодательство, бюджет, армия, валюта. Может быть ряд общих государственных органов.

Например:

  1. Сенегамбия — объединение Сенегала и Гамбии с 1982 по 1989 год (была общая армия и силы безопасности), затем распалась.
  2. Конфедерация в США в период 1781–1878 годов (общая Конституция и конгресс, который не имел права принимать законы по важнейшим вопросам вроде налогов и пошлин), преобразовалась в Федерацию.

Важно! Некоторые авторы называют в качестве формы госустройства содружество, сообщество стран, ассоциацию, союз и др. Однако эти организационные формы не являются именно формами государственного устройства, т. к. это объединения отдельных стран.

Административно-территориальное устройство России - Студенческий портал

Принципы административно-территориального устройства

В каждой стране есть свои особенности деления территории на административные единицы. Тем не менее общие тенденции сохраняются для подавляющего большинства государств. В т. ч. принципы административно-территориального устройства РФ и субъектов РФ тоже построены на перечисленных ниже закономерностях.

Перечислим главные принципы административно-территориального устройства.

Административно-территориальное устройство России - Студенческий портал

Социально-экономический

На основе этого критерия административно-территориальное деление территории страны производится с учетом особенностей экономики данной местности и специфики традиционной занятости населения, в т. ч. численности и плотности населения, его тяготения к определенным экономическим центрам, направления и характера путей сообщения, размещения производственных сил и т. д.

Географический

Границы административно-территориальных единиц определяются с учетом рельефа местности, наличия тех или иных природных ресурсов и угодий, размера территории и иных природных особенностей.

Демографический

С учетом динамики численности населения субъекта страны происходит изменение границ и количества административно-территориальных единиц.

Национально-исторический

Административно-территориальные единицы выделяются на основе особенностей традиций, быта, хозяйственного профиля компактно проживающих групп населения. Данный принцип используется для того, чтобы одноименные народы не были искусственно и против их воли разделены по различным административно-территориальным единицам.

Политический

Принцип используется для того, чтобы приблизить органы власти и управления к населению, создать систему местного самоуправления.

Административно-территориальное устройство РФ

Как мы уже отметили выше, территория России делится на такие административно-территориальные единицы, как субъекты Федерации.

Действующую форму административно-территориального устройства РФ можно охарактеризовать совокупностью следующих признаков:

  • государственная целостность РФ, обеспечение неприкосновенности российской территории (ч. 3 ст. 4 Конституции);
  • единство системы государственной власти в России;
  • разграничение предметов ведения и полномочий между органами госвласти РФ и субъектами РФ в регулировании территориальных вопросов;
  • учет национального фактора в территориальной организации государства;
  • установление равноправия субъектов РФ (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ);
  • единство экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ);
  • местное самоуправление самостоятельно в пределах своих полномочий (ст. 12 Конституции РФ).

В настоящий момент в состав РФ входят следующие субъекты (ч. 1 ст. 65 Конституции РФ):

  • 22 республики;
  • 9 краев;
  • 46 областей;
  • 3 города федерального значения;
  • 1 автономная область;
  • 4 автономных округа.

Таким образом, в составе РФ сейчас 85 субъектов Федерации.

Административно-территориальное устройство России - Студенческий портал

Входящие в состав государства субъекты Федерации имеют собственные предметы ведения, свои полномочия, собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и собственное административно-территориальное устройство, то есть территорию и границы.

Вопросы административно-территориального устройства решаются субъектами РФ самостоятельно. Все изменения административно-территориального устройства осуществляются только с учетом мнения проживающего на данной территории населения.

Границы между граничащими субъектами РФ могут быть изменены с их взаимного согласия.

Дальнейшее территориальное деление (т. е. уже внутри субъекта РФ) регламентируется законами субъектов РФ.

Важно! Одной из основных гарантий, обеспечивающих целостность российской территории, является тот факт, что Конституция РФ не предусматривает право субъектов Федерации на односторонний выход из состава государства.

Республика

Республика в составе РФ — одна из разновидностей субъектов РФ. При этом республики (ч. 1 ст. 66, ч. 2 ст. 68 Конституции РФ):

  • Принимают собственные конституции (Конституция РФ все равно имеет главенствующее значение). Дополнительные сведения по этому вопросу вы найдете в статье «Юридическая сила нормативных правовых актов: иерархия НПА».
  • Могут устанавливать свои государственные языки (при этом русский язык обязательно остается в числе государственных языков в любой республике РФ).
  • Имеют свои столицы.

Несмотря на вышеперечисленные полномочия (как у самостоятельного государства), республики в составе РФ не имеют собственного государственного суверенитета.

Край

Край — наименование еще одного из видов субъектов РФ. При этом различия между правовым статусом края и области в составе РФ на законодательном уровне не регламентированы (в т. ч. Конституцией РФ). Наименование «край» (а не область, например) по большей части обусловлено историко-географическими факторами.

Область

Существенных различий между правовым статусом области и края в составе субъектов РФ законом не утверждено. И край, и область (как и другие субъекты РФ) имеют свои органы управления, могут принимать свои законы, но, например, не могут устанавливать свои государственные языки или иметь свои конституции (такие правомочия на данный момент есть только у республик).

Город федерального значения

Город федерального значения — город со статусом субъекта РФ. Основным отличием от прочих видов субъектов РФ является особая форма организации местного самоуправления. Так, в городах федерального значения выделяются внутригородские муниципальные образования, а сами города при этом муниципальными образованиями не являются.

Автономная область

Автономии в РФ (к автономным округам это также относится) создавались с учетом особенностей национального состава населения, которое проживало на соответствующей территории.

Виды автономии (область или округ) были образованы в зависимости от ряда признаков, в т. ч. численности населения, перспектив и уровня развития экономики и прочих факторов.

В РФ автономные округа и автономные области не имеют собственной конституции, системы высших органов государственной власти, гражданства и законодательства.

Автономный округ

По правовому статусу автономный округ в составе РФ не слишком отличается от автономной области. Автономные округа отличаются от автономных областей огромной территорией при относительно небольшой численности населения.

Статус и автономной области, и автономного округа определяется Конституцией РФ и уставом соответствующего субъекта РФ (ч. 2 ст. 66 Конституции РФ).

По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области или автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области или автономном округе (ч. 3 ст. 66 Конституции РФ).

Автономный округ может входить в состав области или края.

Административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации

  • Административно-территориальное устройство субъектов РФ — территориальная организация субъекта Федерации, в соответствии с которой строится и функционирует система его органов государственной власти и органов местного самоуправления.
  • Административно-территориальная единица — часть территории субъекта РФ в фиксированных границах, установленная для осуществления функций госуправления, полученная по итогам административно-территориального деления субъекта РФ, имеющая установленный законодательством статус и наименование.
  • Административно-территориальное устройство субъекта РФ обычно основывается на базовых принципах, таких как:
  • соблюдение гарантий местного самоуправления;
  • повышение эффективности управления;
  • обеспечение благоприятного развития территории;
  • учет исторических, национальных, бытовых особенностей жизни населения и его интересов;
  • ресурсная достаточность для самостоятельного функционирования и социально-экономического развития территории.

Общую схему административно-территориального устройства Российской Федерации уровня субъекта Федерации можно представить таким образом:

  • Автономные округа. Имеются далеко не в каждом субъекте (есть, например, в составе Тюменской области).
  • Города районного значения.
  • Муниципальные образования внутри субъектов РФ: городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения (ст. 2 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ).
  • Межселенные территории — территории муниципального района, находящиеся вне границ поселений.
  • Закрытые административно-территориальные образования, в пределах которых расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты, для которых федеральными органами госвласти устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан (например, г. Озерск Челябинской области). Имеются не во всех субъектах.
  • Административно-территориальные единицы с особым статусом — территория бывшего субъекта РФ, утратившая статус такового при объединении с другим субъектом РФ (например, Таймырский (Долгано-Ненецкий) и Эвенкийский районы в составе Красноярского края).
Читайте также:  Метод сущность-связь. основные понятия метода - студенческий портал

Административно-территориальное устройство России - Студенческий портал

Границы административно-территориальных образований в субъектах РФ обычно совпадают с границами соответствующих муниципальных образований.

Решение вопросов административно-территориального устройства отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта РФ.

Правовое регулирование административно-территориального устройства субъектов РФ

Правовую основу административно-территориального устройства субъекта РФ составляют:

  • Конституция РФ;
  • Конституция субъекта РФ (например, конституция Республики Тыва);
  • федеральное законодательство (например, закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ, указ Президиума ВС РСФСР «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР» от 17.08.1982);
  • устав субъекта РФ (например, устав Тюменской области);

Источник: https://rusjurist.ru/studentu/administrativno-territorialnoe-ustrojstvo-rossijskoj-federacii/

7.1.3 Административно-территориальное устройство России

  • Видеоурок: Административно-территориальное устройство России
  • Лекция: Административно-территориальное устройство России
  • Факторы территориального деления

Большая протяженность территории нашей страны с севера на юг и с запада на восток, площадь, составляющая 17,1 кв.км. обусловило существующее адинистративно-территориальное деление. 

Территориальное деление осуществлялось с учетом факторов:

  • разнообразие экономических субъектов;
  • неоднородность географического расположения;
  • неоднородность природно-климатических условий;
  • особенности демографии субъекта;
  • многонациональный состав населения.

Федеральные округа и субъекты

В 2000 году были выделены 7 федеральных округов. В 2010 из состава Южного федерального округа был выведен в самостоятельную единицу Северо-Кавказский федеральный округ.

В результате присоединение Крымского полуострова к территории РФ, появился новый 9 Крымский округ. В 2016 году Крымский округ был присоединен к Южному Федеральному округу. Теперь на территории России выделяют 8 федеральных округов: Центральный, Южный, Северо-западный, Дальневосточный, Сибирский, Уральский, Приволжский, Северо-Кавказский. Федеральные округа не являются субъектами РФ.

Административно-территориальное устройство России - Студенческий порталТерриторию России составляют 85 субъектов РФ:

  • республик -22;
  • краев -9;
  • областей – 46;
  • городов федерального значения – 3(Москва, Санкт-Петербург, Севастополь);
  • автономная область – 1(Еврейская автономная область);
  • автономных округов – 4.

С учетом особенностей экономического развития нашей страны выделяют 11 экономических районов.

Самый большой по площади Дальневосточный федеральный округ, самый маленький Северо-Кавказский. По количеству субъектов самый большой Центральный округ (18 субъектов). Республика Саха занимает самую большую площадь из всех Республик, Республика Ингушетия наименьшая в РФ. Самый обширный край Красноярский – 2336797 км. кв.

Особенности административного устройства

Особенности административного устройства нашей страны заключается в особом положении Республик, входящих в состав РФ. Они выступают в роли самостоятельных государств, имеют право принимать свою Конституцию, вводить национальный язык, в праве учреждать свои конституционные суды. 

В Республиках РФ есть институт президентства, в то время как другие субъекты управляются губернаторами. Отличительной чертой является также наличие столичных городов. 

С учетом сложности административного деления в нашей стране некоторые регионы являются многосоставными, в их состав могут входить автономные области и округа. 

В соответствии с Конституцией каждый субъект РФ решает, находиться ему в составе региона или войти в состав РФ непосредственно.

Для решения административных и других вопросов между регионами и автономия заключаются внутренние договора, регулирующие их взаимоотношения.

Уникальное положение Калининградской области, которая отделена от РФ территорией других государств, определила статус особой экономической зоны.

Неординарное положение и с городами федерального значения. Они выделяются как самостоятельные субъекты, но в то же время входят в состав других субъектов.

Взаимоотношения федеральных городов и областей также по аналогии с автономными округами решаются подписанием соответствующих внутренних договоров.

Москва имеет четыре правовых аспекта, как город (населенный пункт), город федерального значения, административная единица Московской области и столица России.

Административно-территориальное устройство России - Студенческий портал

Предыдущий урок Следующий урок

Источник: https://cknow.ru/knowbase/268-713-administrativno-territorialnoe-ustroystvo-rossii.html

Административно-территориальное устройство субъектов РФ

Одним из основных атрибутов государства является административно-территориальное устройство. Если унитарное государство подразделяется на административно-территориальные единицы, то государство федеративного устройства включает в себя субъекты, территория которых, в свою очередь, состоит из административно-территориальных единиц.

Правовая основа административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации – Конституция РФ, законодательные и иные нормативно-правовые акты федерального уровня, устав субъекта Федерации, закон об административно-территориальном устройстве субъекта Российской Федерации.

Определение 1

Административно-территориальное устройство субъектов РФ – это обоснованное разделение территории на административно-территориальные единицы, согласно которым выстраивается система государственных и муниципальных органов с учетом исторических и культурных традиций, а также хозяйственных связей и имеющейся инфраструктуры.

Граница территориально-административной единицы – линия, которой определены пределы территории административно-территориального образования, то есть пространственный предел функционирования соответствующих государственных и муниципальных органов, установленный в законодательном порядке.

Вывод 1

Как правило, границы административно-территориальных единиц в субъектах Российской Федерации идентичны границам соответствующих муниципальных образований.

Классификация принципов разделения административно-территориальных единиц

Подразделение на административно-территориальные единицы основано на определенных принципах. Основным принципом административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации является экономический принцип. Согласно этому принципу, должен осуществляться следующие действия:

  • Осуществление учета естественных рубежей, экономической направленности территории;
  • Реализация контроля численности и плотности населения, принадлежностью населенных пунктов к определенным экономическим центрам;
  • Определение направлений и характера путей сообщения, развития средств связи;
  • Формирование экономических и организационных условий для эффективно действующих государственных и муниципальных органов.

Следующий принцип – сопоставление исторически сложившейся системы расселения и тенденций развития таковой системы.

Национальном принципом подразумевается проведение учета национального состава населения, его характерных особенностей, создание условий для компактного проживания в границах определенной административно-территориальной единицы.

Целевое назначение национального принципа – развитие культур различных национальностей, культурно-бытовых традиций, а также различных видов деятельности национальных и этнических групп народов с малой численностью населения, которые проживают на территории субъекта Российской Федерации.

К принципам административно-территориального устройства субъекта РФ также следует отнести приближение к населению государственного и муниципального аппарата.

Важнейшим принципом является учет мнения местного населения при решении вопросов организации новых или уже существующих административно-территориальных единиц.

Характеристика различных административно-территориальных единиц

Определение 2

Административно-территориальная единица – это часть территории субъекта Российской Федерации в определенных границах, которая устанавливается с целью реализации функций государственного управления, которая была образована при административно-территориальном делении субъекта РФ, имеющая статус и наименование, установленные законодательными актами.

Основными административно-территориальными единицами являются сельские районы и города.

Определение 3

Сельский район представляет собой административно-территориальное образование, которое не входит в состав иных административно-территориальных образований, которое включает в себя несколько сельских советов, поселковых советов и городов районного значения и имеющее единый административный центр

Одним из видов сельского района является национальный район, на территории которого проживают граждане Российской Федерации, который относит себя к определенной этнической общности, которая находится в ситуации национального меньшинства на территории субъекта Российской Федерации.

Пример 1

На территории Алтайского края находится Славгородский немецкий национальный район.

Определение 4

Город областного (республиканского) значения – административно-территориальная единица, которая включает в себя город и административно подчиненный один или несколько населенных пунктов вместе с землями, которые прилегают к их территории и являются необходимыми для развития и обслуживания города и населенных пунктов.

В городе областного значения населения должно составлять не менее 50 тысяч человек. В свою очередь, крупные города подразделяются на внутригородские районы.

Определение 5

Внутригородским районом называется – административно-территориальная единица, которая входит в состав областного (республиканского) значения, и состоит из части его территории и административно подчиненного ему населенного пункта в совокупности с землями, прилегающими к ним, которые являются необходимыми для развития города и населенных пунктов.

Помимо городов областного значения, территория субъекта Российской Федерации включает в себя также город районного значения.

Городом районного значения называется административно-территориальная единица, которая входит в состав сельского района и состоит из города и земель, прилегающих к нему, которые необходимы для развития городской инфраструктуры.

Численность населения города районного значения должна составлять не менее 11000-15000 человек.

Численность регулируется законодательными актами об административно-территориальном устройстве каждого российского субъекта по различным критериям.

Замечание 1

Отдельными случаями предусмотрено определение меньшего по численности населения города, но имеющего важное промышленное, социально-культурное и историческое значение, к категории «город районного значения».

Сельский район включает в себя такие административно-территориальные единицы, как поселок и село.

Определение 6

Поселком городского типа называется единица, на территории которой размещены промышленные предприятия, строительные объекты, узлы железнодорожного сообщения и иные объекты промышленной инфраструктуры или основное назначение которой – это предоставление санитарных услуг или организация летнего отдыха для населения, численность которого более 3000 человек.

Отдельными случаями предусмотрено определение населенных пунктов с меньшим количеством населения, но имеющих перспективу развития экономики и демографического роста населения.

Читайте также:  Особенности мышления - студенческий портал

Определение 7

Сельским населенным пунктом называется село, деревня и иные населенные пункты сельского типа, основной деятельностью жителей которого является сельскохозяйственное производство.

Сельское поселение – территориальная единица, включающая в себя несколько сельских населенных пунктов, объединенных общей территорией, границы которой совпадают с границами муниципального образования, имеющего статус сельского поселения.

Замечание 2

Предусмотрено наличие на территории Российской Федерации закрытого административно-территориального образования.

Определение 8

Закрытое административно-территориальное образование – образование, в границах которого располагаются промышленные предприятия военной отрасли – разработка, изготовление, ранение, утилизация оружия массового поражения; переработка радиоактивных материалов; военные и иные объекты, которые обладают особым режимом безопасного функционирования и ораны государственной тайны, в частности специальные условия проживания граждан на этой территории.

Пример 2

Московская область включает в себя три ЗАТО – г. Краснознаменск, поселок Восход и поселок Молодежный.

Вывод 2

В качестве административного центра административно-территориального образования выступает городской или сельский населенный пункт, находящийся в пределах территории соответствующего образования, определяемый в качестве местонахождения органов государственной или муниципальной власти.

Новый тип административно-территориальных единиц

В последнее время начинают формироваться нетрадиционные административно-территориальные единицы.

Пример 3

Территории города Москвы подразделена на округа, а округа, в свою очередь, на городские районы.

При объединении некоторых субъектов, бывшие субъекты приобрели положение, называемое «административно-территориальная единица с особым статусом».

Федеральным законом, принятого 14 октября 2005 года №6 «Об образовании в составе Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского автономного округа и Эвенкийского автономного округа», а именно частью 1 статьи 5 регламентировано создание административно-территориальной единицы с особым статусом в границах Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов.

Пример 4

Данный особый статус установлен федеральным законодательством, Конституцией РФ и законодательными актами нового субъекта Российской Федерации.

Под особым статусом административно-территориальных единиц предполагается сохранение территории, которой им уже принадлежала на момент объединения с иными субъектами России.

Уставами вновь образованных российских субъектов устанавливаются специальные правовые нормы об этнических меньшинствах, которые проживают на территории административно-территориальных единиц с особым статусом.

В состав государственных органов исполнительной власти входит специальный орган по делам населения административно-территориальной единицы с особым статусом.

Пример 5

В Пермском крае создано Министерство по делам Коми-Пермяцкого округа, руководителем которого является префект – представитель края на территории округа.

В Пермском крае Законодательное собрание включает в себя 60 депутатов, 2 из которых представляются квотой, закрепленной за Коми-Пермяцким округом. Такая же норма распространена и на Красноярский край. Иные административно-территориальные единицы не имеют подобного представительства.

Вопросы по административно-территориальному устройству относятся к компетенции законодательных и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации. К вопросам в сфере административно-территориального устройства законодательных органов государственной власти субъекта России относятся следующие:

  • Формирование, объединение, преобразование, ликвидация административно-территориальных единиц;
  • Установление и изменение границ административно-территориальных единиц;
  • Определение и перенос административных районных центров;
  • Рассмотрение предложений о присвоении административно-территориальным единицам, их переименовании.

Ведение органа исполнительной власти субъекта (глава администрации, губернатор) включает в себя такие действия, как:

  • Формирование, объединение, преобразование, ликвидация городов районного значения, дачных или рабочих поселков, сельских населенных пунктов (села, деревни, хутора и иные виды населенных пунктов сельского характера);
  • Внесение проектов нормативно-правовых актов в орган законодательной власти по вопросам в сфере административно-территориального устройства;
  • Подготовка материалов с предложениями присвоения наименований и в переименовании административно-территориальных единиц;
  • Присвоение имен государственных или общественных деятелей, представителей культуры, науки, улицам и иным элементам населенных пунктов;
  • Регистрация, учет, и структурирование административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации.

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-rossijskoj-federatsii/administrativno-territorialnoe-ustrojstvo/

Административно-территориальное устройство России

Классификация административно-территориальных единиц

По определению Конституции страны от 12.

12 1993 года, Российская Федерация – это суверенная республика, наделенная всеми демократическими правами и свободами, в состав которой входит 89 равноправных региональных субъекта.

В течение нескольких лет проводилось последовательное административное деление территорий, согласно целенаправленному улучшению устройства страны. Эти мероприятия привели к настоящему составу Российской Федерации.

На данный момент, наша Федерация имеет в своем составе следующие субъекты:

  • 3 города федерального значения – Москва, Санкт-Петербург, Севастополь;
  • 1 автономная область – Еврейская автономная область;
  • 4 автономных округа – Чукотский, Ненецкий, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий;
  • 9 краев – Хабаровский, Алтайский, Краснодарский, Пермский, Ставропольский, Забайкальский, Красноярский, Камчатский и Приморский;
  • 22 республики – Алтай, Калмыкия, Ингушетия, Башкортостан, Кабардино-Балкарская Республика, Марий Эл, Карелия, Тыва, Адыгея, Бурятия, Карачаево-Черкесская, Коми, Саха, Дагестан, Удмуртская Республика, Татарстан, Чеченская, Чувашская, Крым, Мордовия, Хакасия и Северная Осетия-Алания.
  • 46 областей – Орловская, Кемеровская, Астраханская, Курганская, Мурманская, Нижегородская, Кировская, Омская, Пензенская, Саратовская, Псковская, Ростовская, Брянская, Магаданская, Рязанская, Сахалинская, Самарская, Смоленская, Воронежская, Свердловская, Белгородская, Курская, Ленинградская, Челябинская, Оренбургская, Тамбовская, Томская, Ярославская, Тверская, Ульяновская, Тульская, Владимирская, Липецкая, Московская, Новосибирская, Волгоградская, Тюменская, Калининградская, Калужская, Амурская, Иркутская, Ивановская, Архангельская, Вологодская, Новгородская и Костромская.

Одновременно с официальным административным разделом Территории РФ, Президент подписал указ от 13 мая 2000 года, согласно которому, территория страны была поделена на округа федерального значения. Это было сделано для более полного общего управления страной.

Федеральные округа не имеют отношение к разделению страны по административно – территориальному признаку, а скорее более схожи по составу с военными округами. Административной столицей Федерального Округа не обязательно становится самый крупный город региона.

Например, Пятигорск – не самый крупный город Северо-Кавказского региона, он уступает по величине таким большим городам, как Грозный, Махачкала, Нальчик или Ставрополь. На данный момент РФ состоит из следующих Федеральных округов:

  • Центральный ФО, административный центр — Москва;
  • Южный ФО, административный центр – Ростов-на-Дону;
  • Северо-Западный ФО, административный центр – Санкт-Петербург;
  • Уральский ФО, административный центр – Екатеринбург;
  • Приволжский ФО, административный центр – Нижний Новгород;
  • Сибирский ФО, административный центр – Новосибирск;
  • Дальневосточный ФО, административный центр – Хабаровск;
  • Северо-Кавказский ФО, административный центр – Пятигорск;
  • Крымский ФО, административный центр – Симферополь;

Классификация административно-территориальных единиц

С начала 2014 года для повсеместного кодирования административно – территориальных объектов применяется, так называемый, классификатор ОКТМО.

Этот классификатор всех находящихся на территории страны образований муниципального уровня, присваивает им 11-значный индивидуальный номер, где первые восемь знаков взяты из предыдущего классификатора ОКАТО, который повсеместно применялся до 2014 года. Согласно ОКАТО, выделялись следующие уровни административно-территориальных объектов:

  • Первая ступень. К данной группе относятся все федеральные образования субъектов страны;
  • Вторая ступень. К данной группе относятся муниципальные районы, городские и внутригородские муниципальные округа городов федерального уровня;
  • Третья ступень включает поселения городского и сельского уровня, городские районы.

Согласно общим принципам федерации, выстраивается система органов госуправления. Каждый субъект РФ имеет право на свою систему не только законодательной, но и исполнительной власти. Многие субъекты РФ в качестве высшего должностного лица имеют губернатора или президента.

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/administrativno-territorialnoe-ustrojstvo-rossii/

Новое административно-территориальное деление РФ

?

Categories: Все материалы данного блога предназначены для лиц старше 18 лет (18+)Мое мнение, в случае, если народ РФ, руководствуясь действующим законодательством, решит изменить Конституцию РФ, то в рамках возможной будущей конституционной реформы стоило бы изменить административно-территориальное деление РФ. А именно, предлагается ввести высший уровень субъектов РФ — губернии, каждая из которых будет объединять по нескольку областей/краев/республик. Это будут субъекты федерации первого (верхнего) уровня. Кроме того, субъектами федерации первого (верхнего) уровня будут также и города федерального значения. Области же, края, республики станут субъектами РФ второго уровня. Основной смысл этого один — убрать (или снизить) угрозу (постоянно присутствующую) выхода из федерации ее национальных субъектов. Для чего губернии нужно формировать таким образом, чтобы население национальных республик и автономий составляло в ней заметное меньшинство.Причем, часть налоговых поступлений (и, соответственно, полномочий) можно было бы спустить с федерального уровня на уровень губерний, с уровня областей, краев и республик: частично поднять на уровень губерний, частично спустить на муниципальный уровень.Таким образом, области, края и республики будут «упакованы» в субъекты РФ более высокого — первого — уровня, которые будут иметь больше денег, полномочий и полицейских сил. А субъекты второго уровня, соответственно, потеряют значительную часть денег и полномочий. Новые субъекты первого уровня займутся выстраиванием общегубернских хозяйственных и социальных систем, снижая возможности и желание субъектов РФ второго уровня в плане потенциального национального сепаратизма. Пирамида субъектов РФ, таким образом, будет выглядеть следующим образом:1. Субъекты федерации первого уровня:- Губернии,- города федерального значения,- особые федеральные территории*.2. Субъекты федерации второго уровня:- Республики,- края, — области, — агломерационные области**.

* Особая федеральная территория – новый вид субъекта РФ верхнего уровня, с широкими возможностями его органов власти в плане модификации финансово-экономических, фискальных и иных условий, действующих на ее территории. Необходимы для формирования новых внутренних квази-оффшоров.

** Агломерационная область – новый вид субъекта РФ второго уровня. Необходим для формирования и развития городских агломераций. Территории под такие области будут выделяться из территорий республик, краев и областей. Агломерационные области будут выводиться из подчиненности субъектов РФ второго уровня, переходя, в административном плане, на губернский уровень подчинения.

Читайте также:  Планирование маркетинга - студенческий портал

Ну а поскольку вместо небольших и слабых в России появятся большие и сильные субъекты, разумеется, в рамках реформы Федеральный Центр должен получить больше законных возможностей как по директивному, волевому изменению границ субъектов РФ, так и по вмешательству в процесс управления субъектами (вплоть до прямого управления) в особых и чрезвычайных ситуациях. То есть, в некоторых моментах и ситуациях, Россия должна стать более унитарной страной, но с сохранением определенного уровня федерализма, с сохранением определенной самостоятельности ее субъектов.

Однако

Правда, надо понимать, что решая таким образом одну задачу — снижение риска выхода из федерации ее национальных субъектов — мы получим проблему на новом направлении: в случае ослабления федерального центра, федерация, теоретически, может развалиться и на губернии.

И, учитывая, что многие из них будут весьма велики (у губернских элит будет большой финансово-экономический ресурс), опасность губернского сепаратизма нельзя сбрасывать со счетов.Его нивелирование — тема отдельного большого разговора.

Основной залог единства — экономические интересы, новые федеральные социально-экономические институты:

Мега-корпорация РФ

Общественный капитальный фонд РФБольшой фонд РФКредитно-страховой фонд РФГубернские общины, которые будут постепенно создавать не только внутри-, но и межгубернские хозяйственные комплексы, экономические структуры, прочно сшивающие страну межрегиональными хозяйственными связями.

  • Генерал-губернаторы
  • Как это может выглядеть
  • Губернии и города федерального значения (в скобках — текущая численность населения этих территорий)
  • В рамках возможной будущей конституционной реформы
  • * Предлагается присоединить Московскую область к городу федерального значения Москва, часть Ленинградской области — к городу федерального значения Санкт-Петербург, часть территории республики Крым — к городу федерального значения Севастополь.
  • ** Предлагается лишить статуса субъектов федерации:
  • — Ненецкий АО (реорганизовав его в Ненецкий округ с национально-культурной автономией (ОНКА) в составе Архангельской области),

Ну а в административно-силовом плане, для новых губерний будет необходимо создать институт назначаемых федеральным центром генерал-губернаторов. Они будут администрировать значительную часть «силового» бюджета губерний. Генерал-губернатору в каждой губернии будет подчинена специально созданная структура, включающая в себя: информационно-аналитическое, оперативно-розыскное и силовое подразделения, некоторые собственные средства массовой информации, а также несколько специализированных лабораторий для углубленного анализа и прогнозирования ситуации по разным направлениям.Вот один из возможных вариантов нового административно-территориального деления России (для простоты — без особых федеральных территорий и агломерационных областей).1. Северная губерния (население — 4,5 млн. чел.)Архангельская область** (включая Ненецкий ОНКА)Вологодская областьРеспублика КомиМурманская областьРеспублика Карелия2. Город федерального значения Санкт-Петербург* (население — 6,2 млн. чел. — агломерация, включая часть Ленинградской области)3. Северо-Западная губерния (население — 2,1 млн. чел.)Ленинградская область (часть)Псковская областьНовгородская область4. Балтийская губерния (население — 1 млн. чел.)Калининградская область5. Город федерального значения Москва* (население — 19,8 млн. чел.)МоскваМосковская область6. Западная губерния (население — 3,2 млн. чел.)Калужская областьСмоленская областьБрянская область7. Рязанско-Тульская губерния (население — 2,6 млн. чел.)Рязанская областьТульская область8. Юго-западная губерния (население — 4,5 млн. чел.)Воронежская областьТамбовская областьЛипецкая область9. Центральная губерния (население — 5,6 млн. чел.)Тверская областьВладимирская область Ивановская областьЯрославская областьКостромская область10. Лесо-степная губерния (население — 4,7 млн. чел.)Республика МордовияПензенская областьСаратовская область11. Центрально-черноземная губерния (население — 3,4 млн. чел.)Орловская областьКурская областьБелгородская область12. Средневолжская губерния (население — 5,2 млн. чел.)Нижегородская областьЧувашская республикаРеспублика Марий-Эл13. Поволжская губерния (население — 8,4 млн. чел.)Республика ТатарстанСамарская областьУльяновская область14. Нижневолжская губерния (население — 3,5 млн. чел.)Волгоградская областьАстраханская область15. 16. Республика Крым + город федерального значения Севастополь* (население — 2,3 млн. чел.)СевастопольРеспублика Крым17. Южная губерния (население — 15,4 млн. чел.)Ростовская областьКраснодарский крайСтавропольский крайРеспублика АдыгеяКарачаево-Черкесская республикаКабардино-Балкарская республикаРеспублика Северная Осетия — АланияРеспублика Калмыкия18. Кавказская губерния (население — 5 млн. чел.)Республика ИнгушетияЧеченская РеспубликаРеспублика Дагестан19. Южно-Уральская губерния (население — 10,4 млн. чел.)Республика БашкортостанОренбургская областьЧелябинская областьКурганская область20. Приуральская губерния (население — 5,5 млн. чел.)Пермский крайУдмуртская республикаКировская область21. Уральская губерния (население — 4,3 млн. чел.)Свердловская область22. Западно-Сибирская губерния (население — 5,8 млн. чел.)Тюменская область** (включая Ханты-Мансийский ОНКА и Ямало-Ненецкий ОНКА)23. Сибирская губерния (население — 2 млн. чел.)Омская область24. Южно-Сибирская губерния (население — 6,6 млн. чел.)Новосибирская областьКемеровская областьТомская область25. Алтайская губерния (население — 2,6 млн. чел.)Алтайский край** (включая Алтайский ОНКА)26. Красноярская губерния (население — 3,7 млн. чел.)Красноярский край** (включая Хакасский ОНКА)Республика Тыва27. Восточно-Сибирская губерния (население — 2,4 млн. чел.)Иркутская область28. Забайкальская губерния (население — 2,1 млн. чел.)Республика БурятияЗабайкальский край29. Дальневосточная губерния (население — 4,2 млн. чел.)Хабаровский крайБиробиджанская область***Амурская областьРеспублика Саха (Якутия)Магаданская областьКамчатско-Чукотский край** (включая Чукотский ОНКА)Сахалинская область30. Приморская губерния (население — 1,9 млн. чел.)Приморский край— Ханты-Мансийский АО и Ямало-Ненецкий АО (реорганизовав их в Ханты-Мансийский ОНКА и Ямало-Ненецкий ОНКА в составе Тюменской области),— Республику Алтай (реорганизовав ее в Алтайский ОНКА в составе Алтайского края),— Республику Хакасия (реорганизовав ее в Хакаский ОНКА в составе Красноярского края),— Чукотский АО (реорганизовав его в Чукотский ОНКА в составе Камчатско-Чукотского края).

*** Предлагается переименовать Еврейскую автономную область в Биробиджанскую область с сохранением статуса субъекта федерации второго уровня.

На главную страницу блога

Источник: https://mrpumlin.livejournal.com/76516.html

GISGeo

GISGeo готов оказать помощь по преобразованию ваших данных и созданию карт на основе текстовых или табличных форматов. Отправьте нам запрос на info@gisgeo.org

Административно-территориальное деление в векторном формате

Границы административно-территориального деления РФ из OpenStreetMapСервис по предоставлению слоев АТД РФ в shape-формате из проекта OSM с атрибутикой из классификаторов. Разработка NextGIS при идейной и материальной поддержке iFort и КОМКОН.

Ссылка на источники данных: gis-lab.info/qa/osm-adm.html

Границы субъектов Российской Федерации из проекта OSM (с обрезкой по береговой линии, по состоянию на 2012 год), в атрибутивных данных сохранено только полное официальное название региона и привязка к федеральному округу. Скачать (.shp) | Скачать (.geoJSON) | Скачать (.kml)

Границы районов и городских округов Московской области из проекта OSM (выгрузка проекта GIS-Lab), в атрибутивных данных сохранено только полное официальное название территории. Скачать (.shp) |

Наборы мировых границОт АТД до карты часовых поясов

Ссылка: http://freegisdata.rtwilson.com/

Геопривязанные социально-экономические данные, подготовленные проектом GISGeo

Данные Содержание Структура Формат (объем) Ссылка на скачивание
Банки России Количество банков в России по данным Госкомстата с 2006 года по 2014. Банки региональные и их филиалы в других субъектах. N2006_BANK — количество региональных банков в 2006 г. N2006_BAN2 — количество филиалов банков из других регионов в 2006 г. N2011_BANK — количество региональных банков в 2011 г. N2011_BAN2 — количество филиалов банков из других регионов в 2011 г. N2012_BANK — количество региональных банков в 2012 г. N2012_BAN2 — количество филиалов банков из других регионов в 2012 г. N2013_BANK — количество региональных банков в 2013 году. N2013_BAN2 — количество филиалов банков из других регионов в 2013 г. N2014_BANK — количество региональных банков в 2014 г.N2014_BAN2 — количество филиалов банков из других регионов в 2014 г. SHP (11 МБ), XLS (16 Кб) Скачать shp, скачать xls
Демография районов Москвы Демографическая характеристика районов Москвы по данным Портала Открытых Данных Правительства Москвы за 2013 год в абсолютных значениях. TotalPopulation — население всего TotalWomen — всего женщин TotalMen — Всего мужчин TotalPopulationUnder18 — всего населения возрастом до 18 лет TotalMen18to27 — всего мужчин возрастом от 18 до 27 лет TotalPopulationWorkingAge — всего населения в трудостпособном возрасте TotalWomen18to55 — женщин возрастом от 18 до 55 лет TotalMen18to60 — мужчин возрастом от 18 до 60 лет TotalPopulationOfRetirementAge — количество пенсионеров TotalWomenOlder55 — количество женщин старше 55 лет TotalMenOlder60 — количество мужчин старше 60 лет District — район города Москвы (например, Останкинский, Бабубшинский)Area — административный округ (например, СЗАО) SHP (304 Кб), XLS (22 Кб) Скачать shp, скачать xls
Население России Численность населения регионов России по данным Росстата за 2013 год. UNDER_16 — Население возрастом до 16 лет (в % от всего населения), AGE_16_59 — от 16 до 59 лет, OLDER_59 — старше 59 лет,Total (K) — всего населения в тысячах. SHP (11 Мб), XLS (22 Кб) Скачать shp, скачать xls
Социально-экономические характеристики Калужской области Численность населения, средняя зарплата, строительство, объем розничной торговли по районам Калужской области. Данные калужского Росстата. oktmo name — название района population — численность постоянного населения Калужской области на 1 января 2016 года wage — уровень заработной платы работников крупных и средних организаций Калужской области в марте 2016 года buildconst — введено кв. м общей площади в муниципальных районах и городских округах Калужской области за январь-март 2016 г.retail — оборот розничной торговли и общественного питания по муниципальным районам и городским округам Калужской области в январе-феврале 2016 г. в тыс. рублей SHP (734 Kб) Скачать shp
Исследование госзакупок По материалам проекта ГосЗатраты Рейтинг автономности регионов.Затраты регионов на закупки. Анализ доли федерального бюджета.Данные в формате .shp (по состоянию на 01.02.2015). .shp. Скачать .shp
Валовый региональный продукт по субъектам России 2000-2013 годы

Источник: http://gisgeo.org/data.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector