Альфред Адлер — разногласия с классической психоаналитической теорией

Альфред Адлер был венским врачом, который оказал большое влияние на теории о человеческом уме. Адлер, Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг, они являются основателями того, что мы знаем как «глубокая психология».

Адлер родился в Вене, Австрия, 7 февраля 1870 года. Он был вторым из шести детей. Его отец был еврейским торговцем зерном, а мать — домохозяйкой. Детство провел в пригороде австрийской столицы. Его здоровье было очень хрупким, отчасти потому, что он страдал от рахита, а отчасти потому, что однажды его сбила машина.Альфред Адлер - Студенческий портал

Один из его братьев умер от дифтерии, когда Адлеру было всего 4 года. Несмотря на то, что они спали на одной кровати, Адлер не заболел этой болезнью.

 Однако в 5 лет он заболел тяжелой пневмонией, которая поражала его всю оставшуюся жизнь. Именно тогда он решил стать врачом. В остальном он был нормальным ребенком, очень экстравертным и игривым.

У него не было особой склонности к учебе, но он был очень конкурентоспособным.

Адлер получил медицинскую степень в Венском университете в 1895 году. Именно тогда он начал работать офтальмологом. У него были контакты с людьми с нарушениями зрения, и там он начал формировать свои представления о человеческом уме.

Позже он переключился на общую медицину. В своей общей практике он видел пациентов из цирка. Этот опыт повлиял на его представления о неполноценности и превосходстве, которые он развил позже. После этого он также работал неврологом, а затем психиатром.

Встреча Альфреда Адлера и Фрейда

Благодаря своей медицинской практике Альфред Адлер начал интересоваться феноменами человеческого разума. Не имея четкой цели, молодой венский врач начал собирать материалы о физических и психических последствиях инвалидности или органических ограничений. В 1902 году он встретил Зигмунда Фрейда и был заинтригован его идеями.

Сам Фрейд пригласил Адлера быть частью его внутреннего круга. Альфред Адлер начал участвовать в знаменитых собраниях в доме Фрейда.

Сначала они называли его «Обществом психологии», а затем его назвали «Венское психоаналитическое общество». В 1904 году Адлер впервые выразил свое несогласие с теорией Фрейда.

 Однако он остался частью психоаналитического общества, потому что его наставник прямо попросил его об этом.

В 1910 году он начал редактировать журнал «Психоанализ» вместе с Фрейдом и Стекелом. Адлер был директором издания. Напряжение в теории Фрейда усилилось, и в августе 1911 года Адлер решил окончательно отделить себя от традиционного психоанализа. Он объявил об этом в редакции журнала, которую он направил.

Альфред Адлер - Студенческий портал

Разногласия Адлера с классической психоаналитической теорией

Альфред Адлер поделился многими гипотезами с Зигмундом Фрейдом. На самом деле, он никогда полностью не отделял себя от них. Тем не менее, он также имел серьезные сомнения относительно некоторых вещей, на которых сосредоточился отец психоанализа. По сути, Адлер не согласился с Фрейдом в двух основных моментах:

  1. Адлер не верил, что основным регулятором человеческого поведения является сексуальность.
  2. Он не верил в абсолютный детерминизм бессознательного.

В отличие от Фрейда, Адлер считал, что основной движущей силой человека является сила воли, а не сексуальный инстинкт. Философия Ницше сильно повлияла на философию Адлера.

Он считал, что сила воли человека так же важна, как сексуальное влечение. Он утверждал, что разочарование сменилось комплексом неполноценности.

Это, в свою очередь, стало хорошей средой для различных психологических расстройств.

В то же время Альфред Адлер отверг идею о том, что наши первые переживания остаются в бессознательном и определяют нашу умственную жизнь. Напротив, он придавал огромное значение способности человека определять направление и смысл своей жизни здесь и сейчас.

Основой теории Адлера послужили его наблюдения за пациентами. Многие из них имели долгую историю физических ограничений.

Он обнаружил, что некоторые люди превратили этот опыт в мотивацию для разработки оригинальных способов компенсации своих ограничений. Другие, однако, позволили своим разочарованиям утяжелить их и не могли двигаться вперед.

Основываясь на этих наблюдениях, Адлер придавал большое значение человеческой воле для преодоления трудностей. 

Альфред Адлер - Студенческий портал

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

В 1911 году Адлер основал Общество свободных психоаналитических исследований. В 1912 году он изменил название на Общество индивидуальной психологии.

Название «индивидуальная психология» может показаться противоречивым, учитывая, что Адлер считал, что социальные факторы и окружение были важны для благополучия человека.

Адлер ввел термин «индивид», потому что считал, что сильное социальное влияние оказывает различное влияние на каждого человека.

Одной из первых концепций, предложенных Адлером, была концепция «компенсации».

Она была основана на модели «конституциональной патологии» и утверждала, что организм автоматически компенсирует любую органическую недостаточность.

 Эта компенсация начинается в уме, а затем переводится в тело. Как офтальмолог он заметил, что многие пациенты с серьезными проблемами со зрением были отличными читателями.

По словам Адлера, главной движущей силой каждого человека является сила воли. Однако, когда этому препятствию мешают, именно тогда возникает то, что он назвал «комплексом неполноценности».

Это невротическое чувство неспособности или некомпетентности, вытекающее из опыта и окружения. Чтобы компенсировать это состояние, человек развивает «комплекс превосходства».

Это включает в себя непропорционально высокое восприятие и желания самого себя.

В этих случаях процесс компенсации приводит к двум доступным вариантам. Во-первых, человек компенсирует свое чувство неполноценности, развивая новый потенциал. Другой заключается в том, что индивид попадает в ловушку чувства неполноценности и развивает нездоровый комплекс превосходства. Это приводит их к цинизму, разочарованию, равнодушию и даже преступности.

Альфред Адлер - Студенческий портал

Наследие Альфреда Адлера

Наследие Альфреда Адлера имело важное влияние в течение его времени. Он был популярен не только в Европе, но и в Соединенных Штатах. Там он был успешным оратором и даже приглашенным профессором в престижных университетах. Все это несмотря на то, что его книги и идеи были запрещены на его родине и во многих местах в Европе во время расцвета нацистов.

Акцент на индивидуальной воле и способности индивида изменять свою судьбу оказал большое влияние на последующие школы мысли. Это включает в себя гуманистическая психология, Эриха Фромма Социальный психоанализ и Виктора Франкла логотерапии. Кроме того, в психологии самопомощи часто используются многие его теории.

Основные принципы индивидуальной психологии были изложены в его книге «Невротический характер», опубликованной в 1912 году.

Другими работами, которые определяют его наследие, являются Практика и теория индивидуальной психологии (1920), Знание человека(1926), Понимание человеческой природы (1928-1930), Образование детей, Наука о жизни (1957) и превосходство и общественный интерес(1965 года).

Источник: https://poznanie-mira.ru/alfred-adler/

Альфред Адлер — Психологос

Альфред Адлер - Студенческий портал

Альфред Адлер (1870-1937) — австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.

Примыкал сначала к сторонникам Фрейда, затем основал собственную школу, получившую наибольшее влияние в 20-е гг., с созданием Международной ассоциации индивидуальной психологии.

Концепция индивидуальной теории личности

В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (Адлер первым вводит этот термин).

Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы — люди невысокого роста (Наполеон, А. В. Суворов).

Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности.

Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться.

В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти).

Главные ключевые принципы его теории можно разделить на:

  1. чувство неполноценности и компенсация;
  2. стремление к превосходству;
  3. стиль жизни;
  4. социальный интерес;
  5. творческое Я;
  6. порядок рождения;
  7. фикционный финализм.

Стиль жизни и комплекс неполноценности

Адлер, в целом принимая структурную модель психики, разработанную Зигмундом Фрейдом, заменяет крайне абстрактные движущие силы личности Эрос и Танатос на более конкретные.

Он предположил, что жизнь человека определяется борьбой двух основных потребностей: потребности во власти и превосходстве и потребностью в привязанности и принадлежности к социальной группе. Центральным для концепции Адлера стало понятие «компенсации».

Маленький ребенок переживает свою неполноценность, ущербность по сравнению со старшими (отсюда термин «комплекс неполноценности»). Стремление преодолеть комплекс неполноценности запускает процесс развития человека.

По мнению Адлера, именно стремление к сверхкомпенсации, возникающее в ответ на ярко выраженный дефект, приводит к выдающимся успехам (например, мальчик, которого все дразнят за субтильное телосложение, становится знаменитым спортсменом).

Адлер придерживался мнения, что нормальный человек способен достичь баланса между стремлением к превосходству и стремлением к социальной привязанности. Таким образом, человек старается достичь первенства, но в тех областях, которые полезны обществу. Адлер вводит понятие «стиль жизни». Стиль жизни – это уникальный способ, которым индивид преодолевает свой комплекс неполноценности и достигает общности с людьми.

Основные работы

    • «Практика и теория индивидуальной психологии»
    • «Исследование физической неполноценности и ее психической компенсации»
    • «Невротическая конституция»
    • «Смысл жизни»
    • «Постижение человеческой природы»
    • «Наука жизни»
    • «Социальный интерес: вызов человечеству»
    • «Образ жизни».

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/alfred-adler

Альфред Адлер — Наука жить

Альфред Адлер - Студенческий портал

В науке, которая непосредственно связана с жизнью, теория и практика почти неразделимы. Наука о жизни становится наукой жить именно потому, что создает себя непосредственно в движении жизни.

Все эти соображения особенно справедливы для индивидуальной психологии. Наша наука была вызвана практической необходимостью, так как с помощью определенных знаний возможно корректировать и изменять установки людей.

Книга «Наука жить», написанная автором Адлер Альфред, предназначена для широкого круга читателей, интересующихся литературой из раздела.

Читайте также:  Строение и процессы жизнедеятельности кольчатых червей - сегменты тела

Книга может быть полезна и интересна студентам высших и средне-специальных учебных заведений.

«Наука жить»! Как эффектно, уверенно, безапелляционно! Это очень хорошо характеризует стиль изложения А. Адлера: стиль комиссара полиции, рассказывающего преступнику о его преступлении.

При этом автор очень разумно разъясняет смысл такого броского названия, опираясь на высказывание своего любимого философа-прагматика Уильяма Джеймса (в России его лучше знают в транскрипции «Джемс»): дескать, лишь наука, по-настоящему связанная с реальной жизнью, может называться наукой.

При этом она будет являться наукой о жизни, что для Адлера равнозначно «науке жить». Кто будет с этим спорить, если речь идет о психологии?

Альфред Адлер (1870–1937) известен у нас в стране не так широко, как, скажем, его старший коллега Зигмунд Фрейд, а между тем Адлер также является основателем собственной школы, одной из наиболее влиятельных в западной науке, — так называемой «школы индивидуальной психологии».

Хотя он родился в Австрии и большую часть жизни провел именно там, его принципы наиболее активно были подхвачены в США, где до сих пор существуют институт и клиника его имени, а также издается научный журнал, придерживающийся адлеровских принципов.

Это обстоятельство можно объяснить характером психологии Адлера с ее «здравым смыслом», социальной целесообразностью и выделением стремления к власти как главной обуславливающей жизненный путь человека силы.

Киевское издательство выпустило самую известную работу Адлера, впервые опубликованную им в Америке (считается, что это переработанный цикл лекций), с добавлением нескольких статей, переведенных с немецкого языка, то есть выходивших на родине ученого.

Постараемся рассмотреть книгу без скидки на «древность»: тех, кого интересует классика психологии, это издание способно привлечь самим фактом своего появления.

Главное достижение Адлера и наиболее интересные места в книге — это главы, касающиеся комплексов неполноценности и превосходства, которые автор считает двумя сторонами одного явления: искажения здоровых психических основ.

Эти основы, формирующиеся в детские годы индивидуума, представляют собой нечто цельное — Адлер не признает раздробления личности. Посему проблеме воспитания в семье и школе он уделяет довольно много внимания.

Искажение психики пробуждает тенденции к асоциальности, депрессиям, преступности, суициду, а именно против этих явлений (если рассмотреть социальный уровень) борется «индивидуальная психология» напористого и прагматичного Адлера.

Таким образом, автор отводит психологу место «общественного целителя», возвращающего заблудших в лоно социума. Адлер настаивает на том, что индивидуальное не может рассматриваться вне связи с коллективным, а на передний план выдвигает идею общественной пригодности, что сегодня, когда в моде солипсизм и мизантропия, выглядит несколько наивно.

На фоне интересных разработок о вышеуказанных комплексах краткие главы о телодвижениях, сновидениях и сексуальности в наши дни смотрятся тускло. Не то чтобы Адлер избегает сферы сексуальности, просто он находит для себя более очевидное психическое движение — стремление к победе, к власти — и строит на этом свою систему.

Он вводит понятие «стиля жизни» — кто-то может сравнить его с берновским «скриптом», но у Адлера самому индивидууму отводится большая роль в оформлении этого «стиля», чем его родителям. «Стиль жизни» — это своего рода способ психологической ориентации в окружающем мире, наиболее ярко проявляющийся в критических ситуациях.

Несколько статей, следующих за «Наукой жить», наделены не менее соблазнительными названиями: «Критические размышления о смысле жизни» или, например, «Спасение человечества с помощью психологии»… сколь же глобально мыслил этот прагматик, обманчиво назвавший свой подход «индивидуальным».

Александр Зайцев

Глава 1. Принципы индивидуальной психологии

Великий философ Уильям Джеймс однажды сказал: «Только наука, непосредственно связанная с жизнью, является настоящей наукой».

По-другому эту мысль можно выразить так: в науке, которая непосредственно связана с жизнью, теория и практика почти неразделимы.

Наука о жизни становится наукой жить именно потому, что создает себя непосредственно в движении жизни. Все эти соображения особенно справедливы для индивидуальной психологии.

Индивидуальная психология рассматривает жизнь человека как целостность, относясь к каждой единичной реакции, каждому движению и импульсу, как к проявленной части индивидуальной жизненной установки.

Наша наука была вызвана практической необходимостью, так как с помощью определенных знаний возможно корректировать и изменять установки людей.

Таким образом, индивидуальная психология является вдвойне пророческой: она не только предсказывает, что случится, но как пророк Иоанн, она предсказывает, что случится, чтобы этого не случилось.

Индивидуальная психология как наука развивалась из настойчивого стремления постичь таинственную творческую силу жизни, силу, которая воплощается в желаний развития, борьбы, достижения, превосходства и даже компенсации поражения в одной сфере, стремлением к успеху в другой.

Эта сила телеологическая: она проявляется в устремленности к цели, в которой все телесные и душевные движения производятся во взаимодействии. Таким образом, абсурдно изучать телесные движения и ментальные состояния абстрактно, безотносительно к индивидууму как целому.

Абсурден, к примеру, тот факт, что в судебной психологии больше внимания уделяется преступлению, чем преступнику, ведь важен именно он, и совершенно не имеет значения, как долго мы созерцаем преступные действия: невозможно понять их преступный характер до тех пор, пока они не предстанут в качестве эпизода в жизни конкретного лица.

Внешне одинаковые действия могут быть преступными в одном случае и не являться преступлением — в другом. Очень важно понять индивидуальный контекст — цель жизни человека, которая определяет направление всех его поступков и побуждений.

Понимание цели жизни делает для нас возможным понимание скрытого смысла, лежащего в основе различных разрозненных действий, так как мы начинаем видеть их частями единого целого. И наоборот, мы лучше проникаем в смысл целого, когда исследуем части, при условии, конечно, что мы видим их в качестве частей этого целого.

Наш интерес к психологии развился из медицинской практики, которая обеспечила телеологический (ориентированный на цель) подход, необходимый для понимания психологических фактов.

С медицинской точки зрения, все органы развиваются в направлении конечной цели: к периоду зрелости каждый из них имеет определенную форму Более того, мы обнаруживаем дополнительные усилия природы преодолеть неполноценность либо компенсировать ее развитием другого органа в случаях органических дефектов. Жизнь всегда стремится продолжаться, а жизненная сила до последнего не сдается без борьбы.

У каждого человека есть концепция цели или идеал, необходимый для того, чтобы добиваться больше тога, что возможно для него в актуальной жизненной ситуации, преодолевать недостатки и трудности настоящего благодаря постулированию конкретной цели будущего.

Имея эту конкретную цель или намерение, человек чувствует себя в состоянии преодолеть любые проблемы, так как в нем живет его будущий успех. Без ощущения цели деятельность индивида не имел бы никакого смысла.

Совершенно очевидно, что фиксация этой цели — придание ей конкретной формы — должна происходить на раннем этапе жизни, во время формирующего периода детства. Характер прототипа или модели будущей зрелой личности начинает складываться именно в это время. Можно представить, как протекает этот процесс.

Будучи слабым, ребенок чувствует свою неполноценность и находится в ситуации, которую с трудом может вынести. Однако в нем заложено стремление развиваться в направлении, определенном целью, которую он для себя выбирает. На этом этапе материал, служащий развитию, менее важен, чем сама цель, детерминирующая направление жизни.

Трудно сказать, как фиксируется эта цель, однако ясно, что она существует и оказывает влияние на каждое душевное движение ребенка. Мы в самом деле знаем еще совсем немного о движущих силах, импульсах, причинах, способностях и их отсутствии в этот ранний период. Для их понимания все еще нет ключа, так как направление жизни устанавливается только после фиксации цели.

Когда же мы видим направление, к которому склоняется человек, мы уже можем догадаться, какие шаги будут делаться впоследствии.

Правда, употребление слова «цель» у читателя, по всей вероятности, вызывает весьма смутное представление: о чем идет речь. Идея нуждается в конкретизации, так как в конечном счете «иметь цель» — означает стремление быть как Бог.

Но быть как Бог, конечно же, это предельная цель, или, если можно так выразиться, цель целей. Воспитателям следует быть осторожными в своих попытках воспитать себя и детей быть подобными Богу. Фактически, мы обнаружили, что ребенок в своем развитии заменяет эту цель на более конкретную и непосредственную.

Он ищет самую сильную личность в своем окружении и делает ее своим образцом, а подражание ей — целью. Это может быть отец или мать, так как мы обнаружили, что даже мальчик может быть под влиянием матери, если она кажется самой сильной личностью.

В дальнейшем ребенок может хотеть быть кучером, так как по какой-то причине верит, что именно кучер — это сильнейший человек. Когда ребенок представляет эту цель, он начинает вести себя, чувствовать и одеваться как кучер, он обретает качества, связанные со своей целью.

Но стоит полицейскому пошевелить пальцем, и кучер становится ничем. Позже идеалом может стать доктор или учитель, ведь учитель наказывает детей, и поэтому к нему возникает отношение как к сильнейшей личности.

Источник: https://www.libfox.ru/171583-alfred-adler-nauka-zhit.html

Альфред Адлер о главном критерии патологии психики

У Зигмунда Фрейда было два знаменитых ученика, которые в итоге стали критиковать своего учителя и создали свои концепции: Карл Густав Юнг и Альфред Адлер. Сегодня речь пойдет об Адлере и его критериях здоровья и патологии психики.

Одна из основных претензий Адлера к Фрейду заключалась в следующем: ученик не соглашался с учителем, что причина проблем и поступков всегда кроется в прошлом.

Читайте также:  Вексель и вексельное обращение - классификация и ценность бумаг

Адлер говорил, что на поступки человека влияет не только причина, которая в прошлом, но и цель, которая в будущем. И уже исходя из этой цели, он преобразует причину. Только зная цель, можно сказать, почему человек поступил так или иначе.

Адлер приводит пример с театром: только к последнему акту мы понимаем поступки героев, которые они совершили в первом акте.

Итак, по Адлеру: у каждого человека есть цель, поэтому вся личность целостна (подчинена цели).

А теперь о самом интересном.

Адлер вывел всеобщий психологический закон: человек всегда стремится компенсировать ту область (или области), в которой ощущает свою неполноценность.

Именно поэтому заикающийся Демосфен решил стать оратором. Это стремление может быть здоровым, а может перерасти в болезнь. В своей книге «Наука о характерах.

Понять природу человека» Адлер пишет о трех вариантах развития событий. Расскажу о них.

При нормальном развитии человек понимает свои слабые и сильные стороны: что-то у него развито лучше, что-то хуже, чем у других.

Он понимает свое место, и это понимание проявляется в адекватном поведении, например, он не высказывается на темы, о которых мало знает, и развивает те области, которые у него хуже развиты.

То есть человек реально оценивает ситуацию — это, по Адлеру, главный критерий здоровой психики. А главный критерий патологии — несоответствие реальности, а точнее, гиперкомпенсация.

По пути гиперкомпенсации идут два других варианта развития событий. В одном случае гиперкомпенсация остается в бессознательном, а в другом — самом тяжелом — проникает в сознание.

При гиперкомпенсации человек чувствует, что он во всем хуже всех (что, конечно же, не соответствует реальности) и стремится к максимальной компенсации: «Я хочу стать самым лучшим человеком на земле».

Если стремление к гиперкомпенсации проникает в сознание, то это психоз: человек, например, начинает считать себя Наполеоном. Это самый плохой вариант из трех возможных. Кстати, Адлер был уверен, что сам Наполеон страдал этим недугом — комплексом неполноценности и стремлением к сверхпревосходству (гиперкомпенсации).

И, наконец, третий вариант когда гиперкомпенсация остается в бессознательном. Тогда человек не стремится развиваться, чтобы стать лучше, а пытается достичь превосходства другими путями. Адлер называл их аранжировками неврозов. Так ведет себя невротик. Вот несколько примеров.

провоцирование событий

Например, жена провоцирует мужа на скандал, чтобы потом ее все жалели. В реальности вроде бы победы нет (скандал же!), а для бессознательного победа — она чувствует себя хорошей женой, которую несправедливо обидели, это поднимает ее в собственных глазах.

чрезмерные ожидания

Сюда подпадают ситуации, когда другой человек типа не оправдывает ожиданий: «Я-то думал, что этот человек такой умный, а он не оправдал мои ожидания». А бессознательное в этот момент шепчет: «Теперь ты лучше его, ты лучше идеала».

  • чувство вины
  • Повышает чувство полноценности: «Если б я вмешался в ситуацию и что-то сделал, то все было бы отлично, а сейчас — ужасно».
  • предвосхищение или пророчество событий

В любом варианте бессознательное в выигрыше: сбылось — я молодец, не сбылось — я ж предупредил, поэтому они одумались, а значит, я снова молодец. Иногда человек сам предвосхищает какие-то события, чтобы оправдать свои поступки.

На основе этих идей Адлер вывел два параметра личности, с помощью которых можно описать любого человека и предсказать его поведение. А также четыре типа личности. Но это уже совсем другая история, о которой я расскажу в будущих публикациях. Ставьте лайк (палец вверх) этой статье и подписывайтесь на мой канал, тогда вы точно ничего не пропустите.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59b3c696168a9163ae063906/5a3d4754865165b474dbf844

Адлер, Альфред — это… Что такое Адлер, Альфред?

Альфред А́длер (7 февраля 1870, Рудольфсхайм, Вена, Австро-Венгрия — 28 мая 1937, Абердин, Шотландия, Великобритания) — австрийский психолог, психиатр и мыслитель, один из предшественников неофрейдизма, создатель системы индивидуальной психологии. Его собственный жизненный путь, возможно, явился важным подспорьем в создании концепции индивидуальной теории личности.

Детство и юность

Альфред был третьим из шести детей в небогатой еврейской семье. Он упорно боролся со своей физической слабостью. Когда только это было возможно, юный Альфред бегал и играл с другими детьми, которые всегда с удовольствием принимали его в свою компанию.

Казалось, он находил среди друзей то чувство равенства и самоуважения, которого был лишен дома.

Влияние этого опыта можно видеть в последующей работе Адлера, когда он подчеркивает важность сопереживания и общих ценностей, называя это социальным интересом, благодаря которому, по его мнению, личность может реализовать свой потенциал и стать полезным членом общества.

В детстве Адлер несколько раз был близок к смерти. Когда Альфреду было 3 года, его младший брат умер в кроватке, где они спали вместе. Кроме того, дважды Адлер едва не был убит в уличных происшествиях, а в пять лет переболел тяжелой пневмонией. Семейный врач считал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика. После этой истории Адлер решил стать врачом.

В юности Адлер очень любил читать. Впоследствии хорошее знакомство с литературой, Библией, психологией и немецкой классической философией принесло ему популярность в венском обществе, а позднее и всемирную известность в качестве лектора.

В 18 лет Адлер поступил в Венский университет на отделение медицины. В университете он заинтересовался идеями социализма и участвовал в нескольких политических собраниях. На одном из них он встретил свою будущую жену Раису Эпштейн, русскую студентку, которая училась в университете.

К концу обучения Адлер стал убеждённым социал-демократом. В 1895 году Адлер получил медицинскую степень. Он начал практику сперва как офтальмолог, затем в качестве врача общего направления.

Позже, по причине его растущей заинтересованности функциями нервной системы и адаптацией, профессиональные устремления Адлера переместились в сторону неврологии и психиатрии.

Участие в деятельности Венской психоаналитической ассоциации и конфликт с Фрейдом

В 1901 году Адлер, подающий надежды молодой врач, активно защищал в печати новую книгу Фрейда «Толкование сновидений».

Хотя Фрейд раньше не был знаком с Адлером, он был глубоко тронут смелой защитой Адлером его работы и прислал ему письмо с благодарностью и приглашением участвовать в только что сформированной дискуссионной группе по психоанализу. Будучи врачом-практиком, в 1902 году примкнул к кружку Фрейда.

Тем не менее Адлер никогда не был сторонником фрейдистского тезиса об универсальной роли детской сексуальности в развитии человеческой психики. После женитьбы принял протестантство[1].

В 1907 году Адлер опубликовал книгу «Исследование неполноценности органов» (Studie ber die Minderwertigkeit von Organen), в которой изложил свои взгляды на формирование человеческой психики, что вызвало негативную реакцию Фрейда.

Адлер заявил о том, что «психоанализ не должен быть ограничен только одним способом», в ответ на это Фрейд резко высказался о «своеволии отдельных психоаналитиков». В 1910 году Адлер был избран президентом Венского психоаналитического общества. Тем временем отношения между Фрейдом и Адлером резко ухудшились.

Фрейд, ещё в ноябре 1910 года в своих письмах к Юнгу называвший Адлера «вполне приличным и очень умным человеком», к концу года объявил его «параноиком», а его теории — «непонятными». «Суть дела — и это меня действительно тревожит — в том, что он сводит на нет сексуальное желание, и наши оппоненты вскоре смогут заговорить об опытном психоаналитике, выводы которого радикально отличаются от наших. Естественно, в своем отношении к нему я разрываюсь между убеждением, что его теории однобоки и вредны, и страхом прослыть нетерпимым стариком, который не дает молодежи развиваться.» — писал Фрейд Юнгу.

Фрейд часто называл своих врагов «параноиками». Он считал, что причиной паранойи являются подавленные гомосексуальные чувства. Фрейд сделал ретроспективный анализ применительно к своему утраченному другу, Вильгельму Флису, и назвал Адлера «маленьким рецидивом Флиса».

Он даже признался Юнгу, что его так расстраивает ссора с Адлером, потому что «от этого открываются старые раны дела с Флисом».[2] 8 февраля 1911 года на очередном собрании Венского психоаналитического общества Фрейд подверг резкой критике взгляды Адлера.

В ответ Адлер и вице-президент Штеклер, так же являвшийся сторонником взглядов Адлера, сложили с себя полномочия. В июне Адлер покинул Венское психоаналитическое общество. В октябре того же года оставшиеся последователи Адлера получили приказ выбрать один из двух лагерей.

Всего вместе с Адлером ушли десять членов движения, которые решили образовать свой собственный кружок — «Общество свободных психоаналитических исследований», впоследствии переименованный в «Ассоциацию индивидуальной психологии».

Фрейд в своём письме Юнгу писал об этом событии: «Я очень рад что наконец-то избавился от банды Адлера». По решению Фрейда между членами Венского психоаналитического общества и отколовшейся «бандой Адлера» не допускалось контактов.

Популярно мнение, согласно которому А.Адлер являлся учеником З.Фрейда. Однако, согласно Г.

Элленбергеру: «Вопреки распространенному мнению, ни Адлер, ни Юнг не являются психоаналитиками, отклонившимися от общепринятого пути („psychoanalytic deviant“), и их системы не вносят „искажения“ в психоанализ.

У обоих еще до встречи с Фрейдом были собственные идеи; сотрудничая с ним, они сохраняли свою независимость, а покинув его, создали системы, коренным образом отличные как от фрейдовского психоанализа, так и друг от друга.»[3]. Об этом же говорят Р. Фрейджер и Д.

Фэйдимен: «Адлер вошел в группу (позднее превратившуюся в Венское психоаналитическое общество) сформировавшимся молодым профессионалом, уже разрабатывавшим собственное научное мировоззрение. Он не был ни последователем, ни „учеником“ Фрейда и никогда не подвергался тренировочному анализу.»[4].

Читайте также:  Планирование маркетинга - студенческий портал

Дальнейшая жизнь

В 1912 году Адлер опубликовал работу «О нервном характере», обобщавшую основные концепции индивидуальной психологии. В том же году Адлер основал «Журнал индивидуальной психологии», выпуск которого вскоре был прерван Первой мировой войной.

В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в Вену, возглавил военный госпиталь. В 1919 году при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера.

Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Подобные клиники вскоре появились в Голландии и Германии, затем — в США, где функционируют и поныне.

В 1922 году была возобновлена ранее прерванная войной публикация журнала под новым названием — «Международный журнал индивидуальной психологии». С 1935 года под редакцией Адлера выходит журнал на английском языке (с 1957 года — Journal of Individual Psychology).

В 1926 году Адлер получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке. В 1928 году он побывал в США, где читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке.

Став сотрудником Колумбийского университета, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов. С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись репрессиям и вынуждены были эмигрировать.

Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 году Оскаром Шпилем и Ф. Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938 году.

Тогда же был запрещён «Международный журнал индивидуальной психологии». В 1946 году, после окончания второй мировой войны экспериментальная школа открылась вновь, в то же время возобновилась и публикация журнала.

В 1932 году Адлер окончательно переезжает в США. В последние годы своей жизни он активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях Запада. 28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет. Похоронен в Абердине.

Концепция индивидуальной теории личности

В отличие от Фрейда, акцентировавшего роль бессознательного и сексуальности как детерминант человеческого поведения, Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (Адлер первым вводит этот термин). Например, прославленный древнегреческий оратор Демосфен с детства страдал дефектом речи, а многие знаменитые полководцы — люди невысокого роста (Наполеон, А. В. Суворов).

Адлер считал, что изначально большинству детей присуще ощущение собственной неполноценности по сравнению со «всемогущими взрослыми», что ведёт к формированию у ребёнка комплекса неполноценности.

Развитие личности, согласно воззрениям Адлера, зависит от того, каким образом этот комплекс будет компенсироваться.

В патологических случаях человек может пытаться скомпенсировать свой комплекс неполноценности за счёт стремления к власти над другими (компенсаторная теория власти).

Главные ключевые принципы его теории можно разделить на: 1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; 3) стиль жизни; 4) социальный интерес; 5) творческое Я; 6) порядок рождения; 7) фикционный финализм.

Одним из основополагающих трудов теории личности Адлера является «Практика и теория индивидуальной психологии».

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/127057

Альфред Адлер: биография

Альфред Адлер родился в предместье Вены (Пензинг) в 1870 году в семье зажиточного торговца зерном, был вторым ребенком в семье, в которой было шестеро детей: четыре мальчика и две девочки.

В семье исповедовались ортодоксально-иудейские взгляды, вызывавшие впоследствии протест молодого Альфреда — он даже принял христианство.

Альфред был болезненным рахитичным ребенком. Его самые ранние воспоминания относятся к двухлетнему возрасту, когда он много болел и был забинтован так, что еле двигался и испытывал острое чувство зависти к своему свободно двигавшемуся старшему брату.

Вообще его детские воспоминания окрашены безуспешным соперничеством со старшим братом. В возрасте 5 лет Альфред заболел пневмонией настолько тяжело, что доктора опасались за его жизнь.

К опасениям взрослых добавлялись страхи самого Альфреда, хорошо помнившего раннюю смерть одного аз своих младших братьев. Но лечение все же оказалось успешным, и Альфред выздоровел.

К этим переживаниям темы смерти можно добавить еще и то, что Альфред в возрасте от 4 до 5 лет дважды попадал под машину. Он решил стать доктором, чтобы «преодолеть смерть и страх смерти» (Ansbacher & Ansbacher).

Видео «Альфред Адлер»: часть 1.

В конечном итоге Адлер мужественно преодолел свои физические трудности. В школьные годы он активно занимался спортом, что повышало его авторитет в глазах одноклассников, но не могло помочь в соперничестве со старшим братом.

Он также компенсировал первоначальные неудачи в учебе, особенно в математике, став, по словам Боттома (Bottome), «математическим гением, решающим задачи, лишь только они ставились перед ним».

На протяжении всей жизни Адлер любил музыку, участвовал в различных представлениях и обладал таким прекрасным тенором, что, наверное, мог бы стать оперным певцом.

Адлер женился на образованной эмигрантке  из России, чьи убеждения были намного либеральнее принятых в Австрии того  времени.

Она осуждала ограниченность  традиционного отношения к женщинам, что, несомненно, оказало воздействие на Адлера.

Не без ее влияния он провел исследование, в котором показал прямую зависимость между карьерной успешностью матерей и их дочерей. У Адлера и его жены, Раисы, было четверо детей.

Адлер получил степень по медицине в Венском университете в 1895 году и начат практиковать как офтальмолог, позднее — как врач общей практики Он интересовался влиянием психологических факторов на болезнь и ее лечение, но не ограничивал свою практику одной психиатрией вплоть до 1910 года, до разрыва с Фрейдом.

Его озабоченность как врача общей практики социальным контекстом течения болезни, выражена в его брошюре «Здоровье портных», в которой он исследовал условия работы, приводящие к высокому уровню заболеваемости в этой профессиональной группе.

Во время Первой мировой войны Адлер служил врачом в австрийской армии, занимаясь военными неврозами (впоследствии названными им контузиями).

На Адлера (как и на Юнга) произвела огромное впечатление книга Фрейда о сновидениях, и он публиковал статьи с положительной оценкой этой работы, хотя в то время и не был знаком с Фрейдом лично. Фрейд отреагировал на эго с благодарностью.

В 1902 году Фрейд пригласил Адлера присоединиться к его еженедельному дискуссионному кружку, впоследствии известному как Венское психоаналитическое общество. Хотя Адлер и не проходил психоанализ у Фрейда или у кого-либо еще, он принимал активное участие в дискуссиях.

Он стал преемником Фрейда как президент Психоаналитического общества в 1910 году и издавал журнал, общества. Адлер продолжал лечение многих пациентов, ранее лечившихся у самого Фрейда, и даже был его личным врачом.

Однако в 1911 году Фрейд порвал с Адлером, будучи не в состоянии принять его теоретические воззрения.

Личная неприязнь между ними дошла до того, что Фрейд ставил под сомнение интеллектуальные способности Адлера и обвинял его в отказе признать значение бессознательного, а следовательно, потере важнейшего отправного пункта психоанализа.

Адлер, в свою очередь, охарактеризовал Фрейда как избалованного ребенка, который никак не преодолеет детской капризности и по мере возможности цепляется за власть.

У Адлера было много сторонников. Когда он в 1911 году покинул кружок Фрейда, отказавшись от должности президента Психоаналитического общества. 9 из 35 участников общества ушли вместе с ним. В 1912 году он создал независимую психоаналитическую ассоциацию — Общество индивидуальной психологии а в 1914 году основал свой журнал.

Видео «Альфред Адлер»: часть 2.

Адлер особенно интересовался проблемами детей, включая предупреждение правонарушений и психологические трудности, вызванные физическими недостатками, плохими родителями и проблемами общения с другими детьми (Ansbacher). Он основал около 50 детских больниц в Вене и в Европе.

Ему с Удивительным успехом удавалось достичь взаимопонимания с пациентами даже в особо трудных случаях, в частности при работе с людьми, пребывавшими в глубокой депрессии. Хирурги вызывали его успокоить подростков.

На подобные приглашения он отзывался прежде всего из чувства сострадания, а не из корпоративной солидарности, и тем более в таких ситуациях он не выступал как исследователь.

Это постоянное внимание к интересам пациентов препятствовало его признанию в академических кругах, хотя вызвало отклик тех, кто призывал психологов «дать психологию» народу (Miiller).

Адлер много писал, опубликовал свыше 300 статей и книг (Dinkmeyer & Dinkmeyer). Его репутация была широко известна, и он читал лекции и в Соединенных Штатах, и по всей Европе.

Как и многие европейцы в политически неспокойное время перед Второй мировой войной, Адлер в 1935 году переехал в Соединенные Штаты. Он преподавал в Лонг-Айлендском медицинском колледже.

В 1937 году, в возрасте 67 лет умер от сердечной недостаточности во время лекционного турне в Шотландии.

Адлер признавал, что его теория берет свое начало в его собственном жизненном опыте. Легко представить, каково было мальчику, когда-то больному, и как считалось, неизлечимо, найти в себе силы в конце концов стать врачом-психиатром и описать преодоление физических недостатков как основную движущую силу развития личности.

Источник: https://5psy.ru/obrazovanie/alfred-adler-biografiya.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector