Анализ налоговой системы РФ — процентное соотношение прямых и косвенных налогов

В статье представлены результаты оценки и анализа ряда показателей эффективности налоговой системы Российской Федерации. Рассмотрены факторы, влияющие на налоговую нагрузку. Рассчитана налоговая нагрузка по отдельным отраслям российской экономики за 2008-2014 годы.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Ключевые слова: налоговая нагрузка; налоговая системы; эффективность налоговой системы.Анализ налоговой системы РФ - Студенческий портал

Налоговая система – это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов. Важнейшей характеристикой налоговой системы является её эффективность.

Налоговая система признается эффективной, если при некотором заданном объеме аккумулируемых государством средств: издержки налогового администрирования минимальны; искажающее действие налогов на поведение налогоплательщиков минимально.

В качестве количественных характеристик эффективности налоговой системы можно использовать так экономические показатели, как налоговая нагрузка; соотношение прямых и косвенных налогов; Рассмотрим подробнее каждый из этих показателей.

1.Налоговая нагрузка (налоговое бремя) – это доля доходов, которые уплачиваются государству в форме налогов и налоговых платежей.

Общепринятым показателем налогового бремени по стране в целом считается доля налогов в ВВП:

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Туризм как одна из динамичных отраслей экономики - определяющий принцип развития

Оценим за полчаса!

Анализ налоговой системы РФ - Студенческий портал

где Н – все платеж налогового характера, включая взносы в государственные внебюджетные фонды и таможенные платежи.

Результаты расчетов налогового бремени за 2009-2014 гг. приведены в таблице 1.

Таблица 1

Налоговое бремя в РФ за 2009-2014 гг. [4]

Показатель Период (год)
2009 2010 2011 2012 2013 2014
ВВП, млрд. руб. 38807,2 46308,5 55967,2 62176,5 66190,1 71406,4
Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ и бюджет ГВБФ РФ, млрд. руб. 13599,72 16031,9 20855,4 23435,1 24083,39 26371,06
Налоговое бремя РФ, % 35,04 34,62 37,26 37,69 36,39 36,93

Исходя из данных, приведённых в таблице 1, показатель налогового бремени в России в период с 2009 по 2012 год имел тенденцию к росту (с 35,04 до 37,69 процентов), а в 2013 году произошли незначительные сокращения на 1,3 процента. Однако, несмотря на это, значение показателя налоговой нагрузки в РФ близко к развитым экономикам, а не к развивающимся.

Важным является стабильность налогового бремени, потому что экономические агенты могут адаптироваться к нему. Факторы, влияющие на уровень налоговой нагрузки можно разделить на несколько больших групп (рисунок 1).

Для выявления эффективной налоговой политики необходимо систематизировать названные выше факторы.

Важным элементом при анализе налоговой нагрузки является расчет налоговой нагрузки не только в целом по РФ, но и по отдельные отраслям, то есть расчет отраслевой налоговой нагрузки. В таблице 2 представлены значения налоговой нагрузки РФ по отраслям за 2008-2014 гг.

Налоговая нагрузка РФ по отдельным отраслям экономики за 2008-2014 гг., % [5]

Виды экономической деятельности 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство 8,0 7,4 4,2 3,6 2,9 2,9 3,4
Рыболовство, рыбоводство 13,7 12,6 9,3 7,6 7,1 6,6 6,2
Добыча полезных ископаемых (нефтегазовый сектор) 46,0 30,8 30,3 33,2 35,2 35,7 38,5
Обрабатывающие производства 9,6 9,3 7,2 7,1 7,5 7,2 7,1
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 8,2 7,1 5,3 4,8 4,2 4,6 4,8
Строительство 14,5 16,2 11,3 12,2 13,0 12,0 12,3
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 3,0 3,0 2,4 2,4 2,8 2,6 2,6
Гостиницы и рестораны 19,4 18,0 12,9 12,5 9,9 8,9 9,0
Транспорт и связь 13,3 13,0 9,8 9,7 9,1 7,5 7,8
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 30,0 23,7 19,7 22,2 18,6 17,9 17,5

Неравномерность налоговой нагрузки в разных отраслях является одной из актуальных проблем в современной экономике.

Исходя из проведённых расчетов, можно сделать вывод, что налоговое бремя дифференцировано по предприятиям различных видов экономической деятельности, например в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых налоговая нагрузка в среднем за 2008-2014 гг.

составляет 35,7 процента; у компаний, осуществляющих операции с недвижимостью, налоговая нагрузка составляет 21,4 процента, в сфере строительства – 13,1 процента; на сельскохозяйственных предприятиях – 4,6 процента; в сфере оптовой и розничной торговли, ремонте автотранспортных средств и бытовых изделий – 2,7 процента.

Исходя из полученных данных следует, что нефтедобывающий сектор больше других отраслей обременен налогами. Усиление налогового давления на нефтегазовую отрасль, которая является основным донором в РФ, с целью решить бюджетные проблемы может серьезно замедлить ее развитие.

Налоговая нагрузка в других отраслях значительно ниже. Причина диссонанса налогового давления в экономике скрывается в различии затрат и рентабельности отраслей. На значительную неравномерность налогового давления указывает еще и вклад отрасли в ВВП страны.

В таблице 3 представлены данные по налоговой нагрузке и вкладу отрасли в ВВП РФ за 2014 год.

Соотношение налоговой нагрузки и вклада отрасти в ВВП в 2014 г.,%

Виды экономической деятельности Налоговая нагрузка, % Вклад отрасли в ВВП РФ, %
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3,4 0,53
Рыболовство, рыбоводство 6,2 0,08
Добыча полезных ископаемых (нефтегазовый сектор) 38,5 30,36
Обрабатывающие производства 7,1 18,42
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 4,8 2,97
Строительство 12,3 4,9
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов и предметов личного пользования 2,6 10,78
Гостиницы и рестораны 9 0,64
Транспорт и связь 7,8 7,93
Операции с недвижимым имуществом, аренда и услуиг 17,5 10,26

Из таблицы 3 видно, что самые незначительные диспропорции наблюдаются у нефтегазоперерабатывающей отрасли: при уровне налоговой нагрузки 38,5 процентов, отрасль обеспечивает поступление около 30 процентов налогов в бюджет и в отрасли транспорт и связь (налоговая нагрузка – 7,8 процента, доля поступлений в ВВП РФ – 7,93 процента. Эти различия связаны с тем, что на уровень налоговой нагрузки влияют различные факторы и добиться её стабильности во всех отраслях экономики невозможно.

Другим важным показателем, определяющим характер эффективности налоговой системы, является соотношение прямых и косвенных налогов. Процентное соотношение прямых и косвенных налогов в РФ за 2009-2014 гг. показывает, что за рассматриваемый период во всех годах косвенные налоги преобладают (таблица 4).

Процентное соотношение прямых и косвенных налогов в РФ (2009-2014 гг.), % [4]

Год Прямые налоги Косвенные налоги
2009 47,15 52,85
2010 48,41 51,59
2011 46,80 53,20
2012 46,52 53,48
2013 46,07 53,92
2014 45,65 54,35
  • В таблице 5 приведена доля прямых и косвенных налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в общем объеме ВВП за 2009-2014 гг.
  • Таблица 5
  • Доля прямых и косвенных налогов в общем объеме ВВП за 2009-2014 гг.
Год 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Доля прямых налогов в ВВП, % 16,52 16,76 17,44 17,53 16,76 16,86
Доля косвенных налогов в ВВП, % 18,52 17,86 19,82 20,16 19,62 20,07
Читайте также:  Защита информации от несанкционированного доступа - этапы и цели системы

Данная таблица подтверждает преобладание косвенных налогов над прямыми.

Среди отдельных видов налогов наибольший вклад в консолидированный бюджет РФ вносят таможенные пошлины и налоги и взносы на социальное страхование (по 18 процентов), налог на добычу полезных ископаемых (11 процентов), налог на доходы физических лиц (10 процентов), также можно отметить налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость (рисунок 2).

Анализ налоговой системы РФ - Студенческий портал

Если рассматривать состав и структуру прямых и косвенных налогов за 2014 год, то можно сделать выводы:

— в структуре прямых налогов наибольший вклад в консолидированный бюджет РФ приносят налог на добычу полезных ископаемых (24 процента), налог на доходы физических лиц (22 процента) и налог на прибыль организаций (20 процентов).

— в структуре косвенных налогов первое место занимают налоги и взносы на социальные нужды (34 процента), затем таможенные пошлины, на долю которых приходится 31 процент.

Важную роль в косвенном налогообложении играет налог на добавленную стоимость, который подразделяется по товарам, ввозимым на территорию РФ (13 процент) и товарам (работам, услугам), реализуемым на территории РФ (15 процентов).

Выделяют различные модели налогообложения в зависимости от их ориентации на прямые и косвенные налоги.

Исходя из сделанных расчетов, можно сделать вывод, что для российской налоговой системы характерен приоритет в распределении налогового бремени косвенных налогов, поэтому она близка к латиноамериканской и евроконтинентальной моделям.

Однако, косвенные налоги скрывают от налогоплательщика ту сумму, которую он платит государству, приоритет косвенных налогов делает налоговую систему менее прозрачной, более запутанной. В свою очередь, прямые налоги ничем не замаскированы, взимаются открыто и побуждают граждан контролировать правительство.

Это значит, что необходимо стремиться, чтобы прямые налоги преобладали над косвенными. Однако сложившиеся условия не позволяют достигнуть этого. А вот достижение равномерного распределение налогового бремени между прямыми и косвенными налогами возможно.

  1. По двум рассмотренным показателям эффективности налоговой системы (налоговая нагрузка и соотношение прямых и косвенных налогов) можно сделать следующие выводы:
  2.         Налоговая нагрузка в РФ за 2009-2014 гг. составила в среднем 36,3 процента;
  3.         Показатель налоговой нагрузки в различных отраслях существенно отличаются в связи с различными затратами и рентабельность отраслей;
  4.         Для российской налоговой системы характерен приоритет в распределении налогового бремени косвенных налогов.
  5. Таким образом, необходимо добиваться эффективности налоговой системы, так как она является необходимым условием устойчивости экономических систем как на уровне отдельных субъектов хозяйствования, регионов, так и на уровне РФ в целом.

Источник: https://moluch.ru/archive/101/23063/

Анализ налоговой системы РФ

Налоговая система – система, образованная на определенных принципах и регулируемая нормами права в отношении взимания и установления налогов и сборов.

  • Структура и порядок организации налоговой системы страны характеризует уровень ее развитости в экономической сфере и степень эффективности государственного устройства.
  • Налоговое законодательство Российской Федерации предусматривает обязательное наличие таких элементов налога, как субъект налога и объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
  • Принципы построения налоговой системы РФ закреплены в Конституции и Налоговом кодексе – трехуровневая система, включающая федеральные, региональные, местные налоги.
  • Принципы налогообложения:
  1. Принцип справедливости – равномерность распределения налога между всеми организациями и гражданами соразмерно их доходам;
  2. Принцип определенности – информированность лица о сроках, сумме и способах погашения налоговых обязательств;
  3. Принцип удобства – взимание налогов в удобное для плательщика время и приемлемым способом;
  4. Принцип экономии – возможность сокращения суммы налоговых расходов.

Налоговый федерализм

Налоговый федерализм – распределение налогов по уровням бюджетной системы РФ, взаимоотношения между РФ, субъектами, местным самоуправлением в реализации полномочий.

Цель налогового федерализма – обеспечение единства государства и стабильного развития в социальной и экономической сфере за счет удовлетворения потребностей в денежных средствах и перераспределении ВВП между звеньями бюджетной системы.

Классификация налогов

По объектам налогообложения

  • Налоги на доходы
  • Налоги на имущество
  • Налоги на потребление
  • Налоги на капитал

В зависимости от субъекта оплаты

  • Налоги с физических лиц
  • Налоги с юридических лиц

Деление по способу изъятия

  • По способу уплаты – прямые и косвенные;
  • По способу взимания – по окладным листам, кадастрам, по тарифам;
  • По экономическому признаку – с производства (имущества, прибыли), с потребления (пользования имуществом, расходов).

Права и обязанности налогоплательщика

Определение 3

Налогоплательщик – лицо (в виде организации или от своего имени), на которое возложена обязанность по уплате в бюджет налогов и сборов.

Права налогоплательщика:

  • Использование налоговых льгот;
  • Ознакомление с итогами проверок;
  • Обжалование решений налоговых органов и др.

Обязанности налогоплательщика:

  • Ведение бухгалтерского, налогового учета и своевременная оплата налогов;
  • Хранение отчетной документации в установленном порядке на протяжении 3 лет;
  • Предоставлять любую информацию о деятельности налоговым органам и вносить соответствующие поправки в документацию и др.

Коэффициент эластичности налогов

Для определения степени налогового влияния на рост экономики страны необходимо рассматривать взаимосвязь налоговых поступлений и уровня текущего налогообложения. Изменения налоговых поступлений в результате воздействия экономических факторов (национального дохода, уровня, ВВП и др.) характеризует коэффициент эластичности налогов.

$E = (YN)/(XM)$

Где E – коэффициент эластичности, Х – начальные налоговые поступления, N — прирост налогового оборота, Y – начальный уровень макроэкономического фактора (ВВП, ВНП и др.), M — прирост фактора за период.

Коэффициент эластичность показывает на какой процент возросли или снизились налоговые поступление при изменении макроэкономического фактора на 1%. Коэффициент равный 1 показывает налоговую стабильность в стране, меньше 1 характеризует снижение доли налогов в объеме анализируемого фактора.

Источник: https://spravochnick.ru/nalogi/analiz_nalogovoy_sistemy_rf/

Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура

Налоговая система РФ — это основа для выполнения государством своих функций и главный источник доходов федерального, региональных и местных бюджетов. В статье мы рассмотрим структуру и основные элементы налоговой системы РФ.

Кратко об истории системы налогообложения в  России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ».

Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть.

Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу.

В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ.

С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Налоговая система — это… (понятие и структура)

  1. Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.
  2. Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.
  3. Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:
  • федеральный;
  • региональный;
  • местный.

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.

Подробнее о федеральных, региональных и местных налогах читайте в этой статье.

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

  • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
  • субъекты обложения налогами и сборами;
  • нормативно-правовая основа;
  • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы.

В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

К системе налоговых органов РФ относятся:

  • Министерство финансов РФ.
  • Федеральная налоговая служба РФ.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

  • учет плательщиков налогов и сборов;
  • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
  • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

О налоговых проверках читайте в нашей одноименной рубрике «Налоговые проверки».

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:

  • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
  • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

Какие бывают налоги в РФ

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. Также обособленно выделим страхвзносы и новый экспериментальный режим налогообложения самозанятых лиц, введенный с 2019 года.

Подробнее об эксперименте по налогообложению самозанятых читайте здесь.

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.

В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ.

Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика.

Читайте также:  Двигатель постоянного тока - принцип действия и описание строения

Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством.

В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Более подробно о прямых и косвенных налогах читайте в статье «Какие налоги относятся к прямым и косвенным (таблица)?».

Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д

Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов  – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения плюс еще один экспериментальный (с 2019 года):

  1. Основная система налогообложения (ОСНО).

Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на  спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

  1. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

  • среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
  • доходы за 9 мес. не превышают 112,5 млн руб.
  1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Данный спецрежим могут применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.

  1. Единый сельхозналог (ЕСХН).

Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».

ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

Как лучше выбрать систему налогообложения

Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:

Налог ООО ИП
Налог на прибыль 20%
НДФЛ 13%
НДС 10 или 18% (с 01.01.2019 — 20%) от суммы наценки в зависимости от вида товаров
Акцизы Ставка зависит от вида продукции
Налог на имущество Ставка устанавливается региональными властями
НДПИ Ставка зависит от вида ископаемых
Транспортный налог Ставка устанавливается региональными властями и зависит от мощности ТС
Водный налог Ставка зависит от вида водного объекта

Если ваш бизнес только начинает развиваться, советуем обратить внимание на спецрежимы. Рассмотрим основные УСНО и ЕНВД:

Налогоплательщику прежде всего следует определиться с видом объекта налогообложения. При УСНО их 2:

Плюсы Минусы
Доходы (6%) Доходы минус расходы (15%) Доходы (6%) Доходы минус расходы (15%)
Единый налог заменяет налог на прибыль (НДФЛ для ИП), НДС, налог на имущество (за исключением налога, исчисляемого с кадастровой стоимости недвижимости) Закрытый перечень расходов, на которые можно уменьшить полученные за год доходы
В ФНС подается одна декларация по итогам года При убытке уплачивается минимальный налог в размере 1% от величины доходов
Бухучет ведется в упрощенном варианте
Сумму налога можно уменьшить на  сумму перечисленных страхвзносов Недоступно открытие филиалов

Чтобы решить какой вид УСН выбрать, нужно изучить величину документально подтвержденных расходов. Если она составляет не менее 60% от суммы доходов, то выгоднее УСН 15%, если менее, то лучше выбрать УСН 6%.

Нюансы применения УСН см. в разделе «УСН».

Для применения ЕНВД величину предполагаемого дохода устанавливает государство. При ЕНВД не платится налог на прибыль, НДС, налог на имущество, за исключением установленных  законом случаев.

Налоговая система России предполагает комплексное взаимодействие всех элементов, образующих ее структуру.

К элементам налоговой системы РФ относятся: налоги и сборы, их плательщики, нормативно-правовая база и органы государственной власти в налоговой сфере. Структура системы РФ в области налогообложения имеет 3 уровня: федеральный, региональный и местный.

На каждом из этих уровней принимаются соответствующие законодательные акты, которые не должны противоречить положениям Налогового кодекса и Конституции РФ.

Если у вас остались нерешенные вопросы, ответы на них вы можете найти в КонсультантПлюс. Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Источник: https://nalog-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/nalogovaya_sistema_rf_ponyatie_elementy_i_struktura/

Пути совершенствования налогового контроля организаций в российской федерации

Современный этап социально — экономического развития требует проведения налоговой политики, которая будет принимать во внимание как необходимость активизации экономической деятельности государства, так и реальную возможность налогоплательщиков уплачивать все установленные законодательством Российской Федерации налоги.

Формирование отлаженной системы налогового контроля уже на протяжении нескольких лет происходит в весьма трудных условиях, которые вызваны, во-первых, нестабильностью налогового законодательства, во-вторых, проблемами, связанными с организацией работы налоговых органов и негативным отношением самих налогоплательщиков к налоговой системе и ряд других. Это накладывает определенный отпечаток на организацию и на то, насколько мероприятия налогового контроля эффективны.

В любой стране, и Россия, к сожалению, не является исключением, некоторые налогоплательщики склонны уклоняться от уплаты налогов.

По мере того как непосредственно в сам рынок внедряются и изобретаются новые способы уклонения от налогов необходимо, с одной стороны, налоговый контроль ужесточить, но с другой — делать его более гибким, таким, который не будет наносить урон добросовестным налогоплательщикам.

Стабильность, прозрачность, предсказуемость и справедливость налоговой системы является первоочередным конкурентным преимуществом национального бизнес-пространства и, безусловно, влияет на инвестиционную привлекательность. Многие специалисты отмечают оформление такого явления, как конкуренция в сфере налогов между государствами за налоговые ресурсы [1, c. 34].

  • Совершенствование налогового контроля в целом, и организаций в частности, представляет собой одну из важнейших задач налоговой политики, которую проводит Россия на современном этапе, так как качество налогового контроля непосредственно определяет саму эффективность налоговой системы страны, её фискальную отдачу.
  • Одними из способов, которые, по-моему, мнению, могут быть использованы для достижения поставленных целей — это дальнейшее развитие налогового контроля организаций и повышение эффективности деятельности налоговых органов в Российской федерации. Налоговый контроль организаций является ключевым звеном финансового контроля и имеет следующие направления:
  • 1. Строгое обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах как;
  • 2.Создание благоприятных и комфортных условий для исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей;
  • 3.Снижение административной нагрузки и упрощение ряда процедур, которые будут способствовать развитию открытого диалога с бизнесом и обществом;
  • 4. Укрепление и совершенствование кадрового потенциала;

5.Оптимизация деятельности налоговых органов с учетом эффективности затрат на ее осуществление.

Развитие каждого из указанных выше направлений будет способствовать усовершенствованию налогового контроля организаций в Российской Федерации. Обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах предполагает осуществление предварительного, текущего и последующего контроля, при использовании методов наблюдения, проверки и анализа.

Важно оптимизировать работу при регистрации налогоплательщиков, опираясь на действующие нормативно-правовые акты, то есть необходимо повысить уровень количественного и качественного анализа сведений, которые будут включены в информационные ресурсы налоговых органов.

Причем данные сведения должны составлять четкую и ясную картину о налогоплательщике, которая будет пополняться дополнительной информацией до конца деятельности, после чего информация о налогоплательщике должна архивироваться для последующего хранения.

Решением данной проблемы должно послужить внедрение современных автоматизированных технологий, которые, в свою очередь, помогут снизить административную нагрузку и упростят процедуры налогового контроля.

Имея четкое представление о налогоплательщике, налоговые органы смогут адекватно и своевременно определить риски и рационально использовать собственные силы на пресечение нарушений [2, c. 84].

Имея необходимую информацию о налогоплательщике налоговые органы способны обеспечить для них необходимые комфортные условия.

Работа в этом направлении ведется постоянно и даёт свои результаты: создаются новые операционные залы, которые имеют достаточно большую пропускную способность; разрабатывается и успешно внедряется необходимое программное обеспечение по составлению отчетности и получению необходимой информации; начал работать сервис «Личный кабинет налогоплательщика» и т.д. Проблемой данных мероприятий является отсутствие системности и взаимосвязи.

Решением данной проблемы является усовершенствование программного обеспечения, объединение всех видов программ в единую систему, что даст налогоплательщикам удаленно управлять налоговыми платежами, а также использовать льготы и вычеты. Данное нововведение позволит оптимизировать рабочее время, как налогоплательщиков, так и налоговых органов.

Однако сложностью разработки данной технологии являются большие массивы данных, а также их защита. Еще необходимо отметить, что приоритетным направлением совершенствования налогового контроля является досудебное и судебное урегулирование. Наиболее эффективным направлением работы налоговых органов остаётся проведение выездных и камеральных и налоговых проверок.

Как четкость правило, при трактовке налогового законодательства судами принимается мнение позиция платеж налогоплательщика. Несмотря на повышение требование к налоговым органам, из года в год растёт процесс доначислений по результатам проверок.

Новые технологии помогут не только увеличить число проверок путём автоматизации, но также задействовать в этом гораздо меньшие человеческие ресурсы, что приведет, в свою очередь, к оптимизации затрат на проведение проверок.

Все вышеназванные мероприятия потребуют более тщательного отбора кадров для работы в налоговых органах. С введением новых технологий потребуется внедрить и новые образовательные методики, а также курсы повышения квалификации для сотрудников. Потребуется усовершенствование системы оценки работы налоговых инспекторов.

Налоговый контроль служит формой реализации контрольной функции налогов и с позиций налогового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать имущественные права государства и муниципальных образований. Без должного налогового контроля невозможна нормальная деятельность налоговой системы страны, без которой, в свою очередь, невозможно само существование государства.

Таким образом, налоговый контроль непрерывно совершенствуется благодаря сбору подробной и максимально полной информации об уплачиваемых налогах, умению проработать её, правильно проанализировать и сделать соответствующие выводы и выбрать именно тех налогоплательщиков, которые вызывают наибольшие сомнения в том, насколько они добросовестны.

При этом в полной мере должно быть обеспечено соблюдение всех законных прав налогоплательщиков.

Это требует, с одной стороны, уважения к налогоплательщику как к партнеру государства и порядочному клиенту налоговых органов и строгого соблюдения всех предписанных законом правил и процедур и широких полномочий налоговых органов в доступе к информации с гарантированным сохранением её конфиденциальности и высококвалифицированных кадров с другой.

Источник: https://sibac.info/journal/student/65/145195

Налоги, взимаемые с юридических и физических лиц: Финансы деньги и налоги — Дипломные работы готовые, купить и скачать

В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены особенности налогообложения российских и иностранных лиц как налогоплательщиков, а именно были подробно рассмотрены положения налогообложения российских и иностранных лиц в Российской Федерации и в иностранных государствах, на примере таких стран, как Германия и США.

Подводя итоги можно сказать, что российская налоговая система как и любая другая, имеет свои недостатки. Во-первых, это большое налоговое бремя, как для резидентов Российской Федерации, так и для иностранных лиц-нерезидентов.

Во-вторых, это постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует стабильному вложения капиталов в РФ и росту экономики.

Выпускная квалификационная работа направлена на выявление и  устранение недостатков налогового законодательства в области налогообложение российских и иностранных лиц.

В работе предусмотрены следующие пути решения поставленных проблем,  направленных на реформирование системы налогообложения РФ:

1.                        Налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения. Необходимо постепенно переносить основную тяжесть налогообложения на физических лиц,  но этот процесс требует последовательной и целенаправленной политики в течение многих лет.

2.                        Довольно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами имеют косвенные налоги (налоги с оборота, продаж, различные сборы), а не прямых, причем доля косвенных налогов постепенно возрастает.

                3.                        Косвенные налоги и сборы в целом не способствуют стимулированию экономики и увеличению сбора налогов, скорее наоборот.

4.                        Неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц, т.к. разрыв между группами лиц с наименьшими и наивысшими доходами составляет 1:25, а в ставках налогообложения всего лишь 1:3. Поэтому основная налоговая нагрузка падает на малообеспеченные слои населения, а не на наиболее богатых.

5.                        Недостаточно эффективный контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов (т.е. большой доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов.

Особенно важное значение в этом направлении приобретает борьба за устранение неучтенного в налоговых целях наличного оборота денежных средств (т.н.»черный налог»), доля которого, по разным источникам, достигает 40% денежного оборота страны, вследствие чего расчеты между юридическими лицами не через расчетные счета приводят к недобору платежей в бюджет не менее чем на 20-25%.

Источник: https://StudyNote.ru/diplomnye_raboty/finansy_dengi_i_nalogi/11217/

Ссылка на основную публикацию