Программный продукт предназначен для имитационного выполнения лабораторных работ по основным разделам курса безопасности жизнедеятельности и охраны труда для технических специальностей.
В состав виртуальной лаборатории входят 6 имитационных лабораторных работ:
-
Исследование микроклиматических условий в рабочей зоне производственных помещений;
-
Исследование освещенности рабочих мест при искусственном освещении;
-
Исследование эффективности вентиляционной системы;
-
Исследование процесса статической электризации при пневмотранспорте гранулированного материала;
-
Исследование электробезопасности электроустановок напряжением до 1000 В;
-
Определение температур вспышки и воспламенения горючих жидкостей.
Программы выполнены в виде самостоятельных интерактивных трехмерных модулей.
Минимальные системные требования:
- процессор: Intel/AMD, не менее 2 ГГц;
- ОЗУ: не менее 1 Гб;
- видеопамять: не менее 512 Мб (предпочтительнее видеокарты NVidia);
- разрешение экрана: не менее 1024x768x32;
- ОС: Microsoft Windows XP, 7, 8, 8.1, 10;
- DirectX версии 9.0.c;
- стандартная клавиатура и компьютерная мышь с колесом прокрутки;
- средства воспроизведения звука (аудиоколонки или наушники).
Цель работы заключается в ознакомлении с теоретическими основами нормирования микроклиматических факторов, освоении приборов, методик измерения и оценке микроклиматических условий в рабочей зоне помещений.
Проведение лабораторной работы включает последовательное выполнение ряда имитационных опытов.
Выполнение каждого имитационного опыта заключается в совершении ряда последовательных действий согласно стандартной методике эксперимента.
Цель работы заключается в изучении принципов нормирования освещенности на рабочих местах, исследовании освещенности на рабочем месте с помощью аналогового люксметра и оценке уровня освещенности по СНиП 23-05-95.
В виртуальной лабораторной работе имитируется специально оборудованная кабина, огражденная плотным темным занавесом.
В кабине предусмотрены устройства, позволяющие включать системы общего и комбинированного освещения с люминесцентными лампами и лампами накаливания, изменять с помощью лабораторного автотрансформатора напряжение в электрической сети, а с помощью разноцветных щитов моделировать окраску стен помещения.
Цель работы заключается в освоении гостированного метода аэродинамического испытания общеобменной вентиляционной системы и определении ее эффективности.
В виртуальной лабораторной работе имитируется специально оборудованный стенд аэродинамического испытания общеобменной вентиляционной системы.
Имитационная модель лабораторного стенда включает центробежный вентилятор с электрическим приводом, воздуховод постоянного сечения, оснащенный специальной задвижкой в виде лепестковой диафрагмы, измерительную пневмометрическую трубку (трубку Пито) и аналоговый микроманометр.
Цель работы заключается в исследовании электростатической искроопасности процесса пневмотранспорта диэлектрических материалов, определении чувствительности исследуемого объекта к зажигающему воздействию разряда статического электричества и оценке эффективности применяемых мер защиты.
В виртуальной лабораторной работе имитируется специально оборудованный стенд, включающий систему пневмотранспорта твердой фазы (смеси полимерных материалов с размером частиц 3…
5 мм) по замкнутому циклу циркуляции, устройства для регистрации электрических зарядов статического электричества, а также разрядную камеру («бомбу») емкостью 1 л с двумя электродами, один из которых присоединен к алюминиевой обкладке бункера, а второй – заземлен.
Цель работы заключается в выработке умения правильно оценивать и обеспечивать требуемые условия электробезопасности электроустановок (ЭУ) напряжением до 1000 В.
В виртуальной лабораторной работе имитируется специально оборудованный стенд, оснащенный измерительными приборами (миллиамперметром, амперметром и вольтметром), мнемопанелью, магазином сопротивлений и тумблерами установки режимов работы.
Также в работе имитируются дополнительные измерительные приборы – электронный мегаомметр (для измерения сопротивления изоляции фаз кабелей) и электронный измеритель сопротивления заземляющего устройства. Лабораторная работа разделена на 3 учебно-методических части: работа со стендом; измерение сопротивления изоляции фаз кабелей; измерение сопротивления заземляющего устройства.
Цель работы заключается в освоении гостированного метода определения температуры вспышки и воспламенения горючих жидкостей в открытом тигле. В виртуальной лабораторной работе имитируется специальный прибор для определения температур вспышки и воспламенения горючих жидкостей в открытом тигле.
Лабораторное оборудование помещено в вытяжной шкаф, обеспечивающий своевременную вытяжку продуктов сгорания исследуемых жидкостей.
В качестве испытуемых материалов предлагается 10 вариантов горючих жидкостей: мазут сланцевый, масляный лак, дизельное топливо (ДС), керосин (КО-25), уайт-спирит, этиловый спирт (этанол), метиловый спирт (метанол), машинное масло «Велосит», авиационное масло (МС-20) и ацетон.
В лицензионный дистрибутив лабораторного практикума входят подробные инструкции по установке и работе с программами:
Инструкция по установке программного продукта
Инструкция по установке.pdf
Adobe Acrobat Document 642.5 KB
Руководство по применению программного продукта
1.Руководство по работе с ВЛ.pdf
Adobe Acrobat Document 7.3 MB
Руководство по настройке программного продукта
2.Руководство по настройке параметров ВЛ
Adobe Acrobat Document 1.4 MB
Источник: https://www.sunspire.ru/products/bjd/
Безопасность жизнедеятельности и производственная среда
Основную часть нашей жизнедеятельности составляет профессиональный труд в условиях производственной среды, способной неблагоприятно влиять на здоровье и самочувствие в отсутствие контроля над ее соответствием нормам и регламентам.
Определение 1
Производственная среда – это один из элементов человеческого окружения, включающий воздействие на свое окружение вредных и опасных факторов.
Определение 2
Опасный фактор – фактор окружения, способный, в определенных обстоятельствах, привести к острым физиологическим отклонениям и гибели организма.
К опасным факторам относятся движимые механизмы, транспортируемые грузы, режущие и вращающиеся агрегаты, электрический ток и др.
Определение 3
Вредный фактор – фактор, который оказывая влияние на работоспособность человека, способен привести к профессиональному заболеванию и другим функциональным нарушениям.
К вредным факторам относятся температура рабочей зоны, влажность воздушной среды, повышенный уровень шума и др.
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Классификация и связь опасных и вредных факторов
Опасные факторы могут выражаться в следующих видах:
- Химические – факторы токсической направленности;
- Физические – факторы воздействующие на физическую сущность окружающих людей (шум, вибрация и пр.)
- Биологические – факторы патогенного происхождения, вызванные микробными и биологическими микроорганизмами (сапрофиты, пестициды и др.)
Вредные факторы, включают:
- Химические – токсикологические микроэлементы;
- Физические – факторы, воздействующие на физическую сущность окружающих людей, в том числе перегрузки с давлением на отдельные части тела;
- Биологические – факторы патогенного происхождения, вызванные микробными и биологическими микроорганизмами;
- Физиологические – факторы ограниченной двигательной активности;
- Нервно-психические – умственно-эмоциональные перегрузки с выраженным напряжением анализаторов.
Между вредными и опасными производственными факторами наблюдается определенная взаимосвязь. Так, влияние вредных факторов способствует появлению производственной опасности.
Пример 1
Чрезмерная влажность в производственном помещении и наличие токопроводящей пыли повышают опасность поражения человека электрическим током.
Уровни воздействия вредных производственных факторов нормированы предельно-допустимыми уровнями и регламентированы системой стандартов трудовой безопасности, санитарно-гигиеническими правилами.
Определение 4
Предельно допустимое значение — это максимальное значение влияющего фактора, которое не вызывает опасности и психическо-физических расстройств на протяжении всей трудовой деятельности воздействие.
Формы трудовой деятельности
- Труд с большими затратами мышечной энергии – традиционная форма труда в отсутствии автоматизации деятельности, приводящий в энергозатратам до $6000$ ккал в сутки;
- Механизированный труд – форма деятельности с вовлечением в работу мелких мышц дистальных отделов, требующая до $4000$ ккал в сутки;
- Частично автоматизированное производство связано с обслуживанием агрегатов и механизмов, с невысоким энергопотреблением до $2500$ ккал в сутки;
- Конвейерный (групповой) труд состоит в разделении технологического процесса на последовательность мелких операций с использованием конвейерной ленты и требует высокой концентрации, темпа работ и затрат до $2500$ ккал в сутки;
- Управление процессами и механизмами – форма интеллектуального труда с элементами контроля и повышенного внимания с потреблением до $2000$ ккал в сутки;
- Интеллектуальный труд – процесс, полностью лишенный больших физических нагрузок с целенаправленной работой головного мозга в определенной сфере деятельности (врачи, учителя и др.) с использованием до $2000$ ккал в сутки;
Источник: https://spravochnick.ru/bezopasnost_zhiznedeyatelnosti/sovokupnost_i_klassifikaciya_opasnostey/bezopasnost_zhiznedeyatelnosti_i_proizvodstvennaya_sreda/
Безопасность жизнедеятельности и производственная среда (стр. 1 из 7)
- Безопасность жизнедеятельности и производственная среда.
- Труд и обеспечение его комфортности.
- Большую часть времени активной жизнедеятельности человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды, которая при несоблюдении принятых нормативных требований может неблагоприятно повлиять на его работоспособность и здоровье.
Производственная среда – это часть окружающей человека среды, включающая природно-климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения и др.), называемые вредными и опасными факторами.
Опасными называются факторы, способные при определенных условиях вызывать острое нарушение здоровья и гибель организма; вредными – факторы, отрицательно влияющие на работоспособность или вызывающие профессиональные заболевания и другие неблагоприятные последствия.
Условия труда зависят также от производственной обстановки или характера труда.
Характер и организация труда, взаимоотношения в трудовых коллективах могут неблагоприятно влиять на работоспособность или здоровье человека.
Они носят название «производственные (профессиональные) вредности», под которыми понимаются все факторы, способные вызывать снижение работоспособности, появление острых и хронических отравлений и заболеваний, влиять на рост заболеваемости с временной утратой тру-доспособности или другие отрицательные последствия.
- Опасные и вредные факторы подразделяются на:
- · химические, возникающие от токсических веществ, способных вызвать неблагоприятное воздействие на организм;
- · физические, причиной которых могут быть шум, вибрация и другие виды колебательных воздействий, неионизирующие и ионизирующие излучения, климатические параметры (температура, влажность и подвижность воздуха), атмосферное давление, уровень освещенности, а также фиброгенные пыли;
- · биологические, вызванные патогенными микроорганизмами, микробными препаратами, биологическими пестицидами, сапрофитной спорообразующей микрофлорой (в животноводческих помещениях), микроорганизмами, являющимися продуцентами микробиологических препаратов.
- К вредным (или неблагоприятным) факторам относятся также:
- · физические (статические и динамические) перегрузки – подъем и перенос тяжестей, неудобное положение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы и кости;
- · физиологические – недостаточная двигательная активность (гипокинезия);
- · нервно-психические перегрузки – умственное перенапряжение, эмоциональные перегрузки, перенапряжение анализаторов.
Трудовая деятельность человека и производственная среда постоянно меняются в процессе интенсивного использования продуктов научно-технического прогресса и осуществления широких социально-экономических преобразований. Вместе с тем, труд остается первым, основным и непременным условием существования человека, экономического, социального и духовного развития общества, всестороннего совершенствования личности.
В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности в настоящее время различают следующие формы труда.
1. Формы труда, требующие значительной мышечной энергии.
Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000-6000 ккал) и выше в сутки.
Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, напряженный физический труд имеет и ряд недостатков. Прежде всего, это его неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени.
2. Механизированные формы труда.
При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки.
Механизированные формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Профессии механизированного труда нередко требуют специальных знаний и навыков.
В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необхо-димые при управлении механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда.
3. Формы, связанные с частично автоматизированным производством.
Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электронной техникой. Характерные черты этого вида работ – монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность.
Физиологическая особенность автоматизированных форм труда – это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок. Такое функциональное состояние «оперативного ожидания» различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т. д.
4. Групповые формы труда – конвейер.
Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.
Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом, чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание.
Монотония – одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении.
В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и как следствие быстро наступает утомление.
5. Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами.
Человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено – чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека.
С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других – редких.
В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором – работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.
6. Формы интеллектуального (умственного) труда.
Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства, например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др., так и вне его – ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.
Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого – мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж (2000-2400 ккал) в сутки.
Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.
В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональной деятельности. В наступивший компьютерный век во многих профессиях, преимущественно физического труда, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику.
Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.
Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.
· Операторский труд.
В условиях современного многофакторного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей.
Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.
· Управленческий труд – труд руководителей учреждений, предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, по-вышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.
· Творческий труд – наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов.
· Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.
Источник: https://mirznanii.com/a/298112/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-i-proizvodstvennaya-sreda
Безопасность жизнедеятельности и производственная среда
- Безопасность жизнедеятельности и производственная среда.
- Труд и обеспечение его комфортности.
- Большую часть времени активной жизнедеятельности человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды, которая при несоблюдении принятых нормативных требований может неблагоприятно повлиять на его работоспособность и здоровье.
Производственная среда – это часть окружающей человека среды, включающая природно-климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения и др.), называемые вредными и опасными факторами.
Опасными называются факторы, способные при определенных условиях вызывать острое нарушение здоровья и гибель организма; вредными – факторы, отрицательно влияющие на работоспособность или вызывающие профессиональные заболевания и другие неблагоприятные последствия.
Условия труда зависят также от производственной обстановки или характера труда.
Характер и организация труда, взаимоотношения в трудовых коллективах могут неблагоприятно влиять на работоспособность или здоровье человека.
Они носят название «производственные (профессиональные) вредности», под которыми понимаются все факторы, способные вызывать снижение работоспособности, появление острых и хронических отравлений и заболеваний, влиять на рост заболеваемости с временной утратой тру-доспособности или другие отрицательные последствия.
Опасные и вредные факторы подразделяются на:
- химические, возникающие от токсических веществ, способных вызвать неблагоприятное воздействие на организм;
- физические, причиной которых могут быть шум, вибрация и другие виды колебательных воздействий, неионизирующие и ионизирующие излучения, климатические параметры (температура, влажность и подвижность воздуха), атмосферное давление, уровень освещенности, а также фиброгенные пыли;
- биологические, вызванные патогенными микроорганизмами, микробными препаратами, биологическими пестицидами, сапрофитной спорообразующей микрофлорой (в животноводческих помещениях), микроорганизмами, являющимися продуцентами микробиологических препаратов.
К вредным (или неблагоприятным) факторам относятся также:
- физические (статические и динамические) перегрузки – подъем и перенос тяжестей, неудобное положение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы и кости;
- физиологические – недостаточная двигательная активность (гипокинезия);
- нервно-психические перегрузки – умственное перенапряжение, эмоциональные перегрузки, перенапряжение анализаторов.
Трудовая деятельность человека и производственная среда постоянно меняются в процессе интенсивного использования продуктов научно-технического прогресса и осуществления широких социально-экономических преобразований. Вместе с тем, труд остается первым, основным и непременным условием существования человека, экономического, социального и духовного развития общества, всестороннего совершенствования личности.
В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности в настоящее время различают следующие формы труда.
-
Формы труда, требующие значительной мышечной энергии.
Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000-6000 ккал) и выше в сутки.
Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, напряженный физический труд имеет и ряд недостатков. Прежде всего, это его неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени.
-
Механизированные формы труда.
При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки.
Механизированные формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Профессии механизированного труда нередко требуют специальных знаний и навыков.
В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необхо-димые при управлении механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда.
-
Формы, связанные с частично автоматизированным производством.
Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электронной техникой. Характерные черты этого вида работ – монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность.
Физиологическая особенность автоматизированных форм труда – это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок. Такое функциональное состояние «оперативного ожидания» различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т. д.
-
Групповые формы труда – конвейер.
Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.
Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом, чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание.
Монотония – одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении.
В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и как следствие быстро наступает утомление.
-
Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами.
Человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено – чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека.
С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других – редких.
В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором – работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.
-
Формы интеллектуального (умственного) труда.
Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства, например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др., так и вне его – ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.
Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого – мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж (2000-2400 ккал) в сутки.
Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.
В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональной деятельности. В наступивший компьютерный век во многих профессиях, преимущественно физического труда, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику.
Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.
Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.
- Операторский труд. В условиях современного многофакторного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.
- Управленческий труд – труд руководителей учреждений, предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, по-вышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.
- Творческий труд – наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов.
- Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.
- Труд учащихся и студентов – это напряжение основных психических функций, таких, как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).
Успешное осуществление различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению работоспособности организма, создании комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников.
Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который вовлекаются все органы и системы человеческого тела.
Огромную роль в этой деятельности играет центральная нервная система, обеспечивающая координацию функциональных изменений, развивающихся в организме при выполнении работы.
Трудовая деятельность осуществляется благодаря затратам энергии мускулов, нервов, человеческого мозга.
Источником химической энергии, превращающейся в механическую работу мышц, является аденозинтрифосфорная кислота (АТФ).
Под влиянием нервных импульсов эта кислота взаимодействует с сократительной белковой структурой мышцы, причем происходит диссоциация актомиозина на его компоненты, изменение конфигурации белковых молекул, возникновение электрических зарядов, ферментативное расщепление АТФ мио-зином и т. д.
Именно комплекс всех явлений и ведет к сокращению мышечного волокна, в процессе которого активно участвуют ионы солей, в первую очередь калия, кальция и магния.
Во время расслабления мышцы утратившая фосфор АТФ вновь фосфорилируется за счет фосфокреатинина.
Затем начинаются процессы гликолиза и окислительного распада глюкозы, сопровождающегося связыванием фосфорной кислоты, отщепленной от АТФ в процессе сокращения.
Таким образом, энергия, получающаяся при распаде углеводов, используется для выполнения механической работы не непосредственно, а через образование особых фосфорных соединений, за счет которых восполняется убыль фосфокреатинина и АТФ.
Количество кислорода, расходуемое на окислительные процессы в мышцах, может отчасти служить критерием интенсивности выполняемой физической работы.
Вместе с тем, кислородная задолженность свидетельствует об отставании потребления кислорода во время выполнения работы от потребности в нем организма. Величина этой задолженности определяет в известной мере длительность изменений газообмена восстановительного периода, т.е.
промежуток времени после окончания работы, в течение которого физиологические функции организма постепенно возвращаются к дорабочему уровню. В процессе физической деятельности изменяются не только мышцы, но и другие органы и системы организма.
Например, увеличивается объем легочной вентиляции, обусловливаемый как учащением, так и углублением дыхания, причем у тренированных лиц преобладает углубленное дыхание.
Происходят изменения и сердечно-сосудистой системы, где физическая нагрузка вызывает возрастание минутного объема вследствие учащения сокращений и увеличения ударного объема сердца. Кроме того, мышечная работа вызывает, как правило, известное повышение максимального артериального давления; минимальное же обычно возрастает лишь при сравнительно больших физических усилиях.
Из биохимических изменений крови обращает на себя внимание динамика сахарной кривой. При работах средней тяжести уровень сахара в крови несколько повышается, причем повышенное его содержание сохраняется некоторое время и в течение восстано-вительного периода.
При значительных энергетических затратах возможна гипогликемическая реакция, свидетельствующая о начинающемся истощении углеводных резервов организма или о недостаточной их мобилизации.
Резкое повышение содержания молочной кислоты, сопровождающееся одновременным падением резервной щелочности крови, наблюдается при тяжелых работах, производимых в условиях кислородной задолженности. Длительные физические усилия умеренной мощности вызывают только первоначальное повышение содержания молочной кислоты в крови.
Источник: https://studizba.com/files/show/doc/43545-1-4642.html
Производственная среда и безопасность жизнедеятельности
Проблемы защиты окружающей среды затрагивают всех людей.
Пытаясь разобраться в проблемах воздействия человека на окружающую среду, способах защиты от негативных проявлений этого воздействия, человечество создало множество наук и научных направлений, каждое из которых оперирует своей терминологией, использует свои методы исследований. Одной из таких наук является «Безопасность жизнедеятельности».
«Безопасность жизнедеятельности» возникла на стыке технических, естественных и социальных наук.
Рассматривая «Безопасность жизнедеятельности» как учебную дисциплину, преподаваемую во всех технических ВУЗах России, ее можно определить как прикладную дисциплину, представляющую собой систему научно-обоснованных инженерно-технических мероприятий, направленных на сохранение качества окружающей производственной среды и здоровья человека в условиях растущего промышленного производства.
«Безопасность жизнедеятельности» — это область научных знаний, изучающая вредные, опасные и особоопасные антропогенные факторы и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания.
Антропогенные факторы, возникающие в процессе жизнедеятельности воздействуют как на окружающую среду так и на самого человека. При этом в условиях производства воздействие этих факторов усиливается. В этой связи имеет смысл говорить об антропогенных производственных факторах.
Антропогенный производственный фактор (АПФ) — фактор, способный вызвать негативные изменения здоровья человека, непосредственно занятого в производственном процессе, и антропогенные изменения окружающей среды, подверженной воздействию данного производственного процесса.
Еще раз подчеркнем, что речь идет о факторах, которые обусловлены трудовой, производственной деятельностью.
Рассматривая воздействие АПФ на производственную окружающую среду и человека можно сформулировать следующие требования:
-АПФ при их комплексном воздействии на человека не должны оказывать отрицательного влияния на здоровье человека при его профессиональной деятельности в течение длительного времени;
- -АПФ не должны вызывать снижения надежности и качества деятельности человека (оператора) при действии их в течение дня.
- При учете и нормировании АПФ различают следующие уровни их воздействия на человека:
- —комфортная производственная окружающая среда обеспечивает оптимальную динамику работоспособности человека (оператора), хорошее самочувствие и сохранение его здоровья;
- — относительно дискомфортная производственная окружающая среда обеспечивает при воздействии в течение определенного интервала времени заданную работоспособность и сохранение здоровья, но вызывает у человека субъективные ощущения и функциональные изменения, не выходящие за пределы нормы;
- — экстремальная производственная окружающая среда приводит к снижению работоспособности человека и вызывает функциональные изменения, выходящие за пределы нормы, но не ведущие к патологическим нарушениям;
- —сверхэкстремальная производственная окружающая среда приводит к возникновению в организме человека патологических изменений и (или) к невозможности выполнения работы.
- АПФ можно классифицировать по разным признакам.
- По своей природе АПФ могут быть: физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими.
- С другой стороны, по своему действию АПФ могут различаться на:
-вредные — АПФ, воздействия которых на работающих в определенных условиях приводят к заболеванию или снижению работоспособности. К вредным АПФ можно отнести: шум, вибрацию, электромагнитные поля и др.
-опасные— АПФ, воздействия которых на работающих в определенных условиях приводят к травме или другому резкому ухудшению здоровья. К опасным АПФ относятся — электрический ток, газообразный хлор в определенных концентрациях и др.
-особоопасные— АПФ, которые при определенных условиях приводят к промышленной аварии, т.е.
разрушительному высвобождению собственного энергозапаса промышленного предприятия, при котором сырье, промежуточные продукты, продукция предприятия, отходы производства, установленное на промышленной площадке технологическое оборудование, вовлекаясь в аварийный процесс, создают факторы для населения, персонала, окружающей среды и самого промышленного предприятия, приводящие к катастрофическим последствиям (ионизирующие излучения, пожар, взрыв, выброс большого количества газообразного хлора и др).
Следует отметить, что вредные антропогенные производственные факторы носят, как правило, детерминированный характер, а опасные и особоопасные — стохастический характер. В количественную оценку стохастических АПФ входит вероятность возникновения данного фактора.
Выявление и анализ антропогенных производственных факторов, разработка комплекса способов и средств, позволяющих достигнуть гармонизации взаимодействия человека с окружающей производственной средой являются по существу обязательными элементами обеспечения любых производственных процессов.
УМК «Безопасность жизнедеятельности» посвящен рассмотрению следующих АПФ: электрический ток, шум, освещение, микроклимат, эргономические факторы — их влияния на человека и окружающую производственную среду, способам и средствам защиты человека от их негативного воздействия.
Источник: https://infopedia.su/13x1301d.html
Профессиональное образование — скачать и читать онлайн электронные учебники бесплатно для вузов | Единое окно
- Калужский М.Л. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.11 «Социальная философия». Работа о процессах формирования, развития и сглаживания системных противоречий в социальных системах. Используя методологию общей теории систем и теории самоорганизации, автор анализирует на основе обобщения фактического и теоретического материала закономерности проявления системных интересов, потребностей и противоречий в Российской Федерации. Тип материала: Автореферат диссертации; | Аудитория: Исследователь; | Уровень образования:
- Петухова А.В. Диссертация на тему «Инженерно-графическая подготовка студентов вуза в профессионально-ориентированной образовательной среде». Специальность: Теория и методика профессионального образования. Защищена в 2009 году в Новосибирском государственном педагогическом университетею Цель исследования: создание локальной профессионально-ориентированной образовательной среды инженерно-графической подготовки студентов вуза, обеспечивающей повышение эффективности обучения. Тип материала: Диссертация; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Послевузовское; Переподготовка и повышение квалификации;
- Калужский М.Л. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.11 «Социальная философия». Работа о процессах формирования, развития и сглаживания системных противоречий в социальных системах. Используя методологию общей теории систем и теории самоорганизации, автор анализирует на основе обобщения фактического и теоретического материала закономерности проявления системных интересов, потребностей и противоречий в Российской Федерации. Тип материала: Диссертация; | Аудитория: Исследователь; | Уровень образования:
- Красильников Валерий Павлович Диссетация написана на основе полевых этнопедагогических материалов. Собранных автором с 1990 по 1994 гг. Библиография по проблеме традиционных игр и состязаний хантов в тот момент содержала очень малочисленные сведения по проблеме. В диссертации содержится до 200 народных игр, традиционных состязаний и самобытных физических упражнений. Тип материала: Диссертация; | Аудитория: Исследователь; | Уровень образования:
- Калужский М.Л. Предисловие к монографии, посвященной социально-философскому анализу социального контроля государства над обществом как одного из важнейших инструментов социального управления. Монография предназначена для научных работников, управленцев-практиков, а также для всех интересующихся вопросами социального управления и контроля в современном обществе. Тип материала: Статья; Монография; | Аудитория: Исследователь; | Уровень образования:
- Журнал основан в 2005 году, периодичность выхода — 4 номера в год. Главный редактор — А.В. Федоров, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. Основные темы журнала: текущие новости, история, теоретические концепции, программы, методика/технология медиаобразования, рецензии на новые книги. Тип материала: Журнал; | Аудитория: Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Высшее;
- Научно-методический журнал издается с 1994 года, периодичность выхода — 4 номера в год. Главный редактор — Я.А. Ваграменко. Журнал включен в «Перечень периодических научных и научно-технических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук». Рубрикатор журнала: компьютер в школе, информатика и информационные технологии в вузе, информатизация образования в странах СНГ, ресурсы информатизации, конференции. Тип материала: Журнал; | Аудитория: Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Высшее;
- Научно-методический журнал издается с 1994 года, периодичность выхода — 4 номера в год. Главный редактор — Я.А. Ваграменко. Журнал включен в «Перечень периодических научных и научно-технических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук». Рубрикатор журнала: компьютер в школе, информатика и информационные технологии в вузе, информатизация образования в странах СНГ, ресурсы информатизации, конференции. Тип материала: Журнал; | Аудитория: Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Высшее;
- Научно-методический журнал издается с 1994 года, периодичность выхода — 4 номера в год. Главный редактор — Я.А. Ваграменко. Журнал включен в «Перечень периодических научных и научно-технических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук». Рубрикатор журнала: компьютер в школе, информатика и информационные технологии в вузе, информатизация образования в странах СНГ, ресурсы информатизации, конференции. Тип материала: Журнал; | Аудитория: Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Высшее;
- Научно-методический журнал издается с 1994 года, периодичность выхода — 4 номера в год. Главный редактор — Я.А. Ваграменко. Журнал включен в «Перечень периодических научных и научно-технических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук». Рубрикатор журнала: компьютер в школе, информатика и информационные технологии в вузе, информатизация образования в странах СНГ, ресурсы информатизации, конференции. Тип материала: Журнал; | Аудитория: Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Высшее;
Страницы ← предыдущая следующая →
Источник: http://window.edu.ru/catalog/resources?p_frubr=3.56&p_rubr=2.2.75.15
Производственная среда и проблемы её безопасности
- ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ - ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ - ФИЛИАЛ Г. КАЛУГА
- Контрольная работа
- По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
- На тему «Производственная
среда и проблемы её безопасности» - Вариант №7
- Исполнитель:
- № зачетной книжки:
- Факультет: бакалавр МиМ
- Группа: 3 курс
- Руководитель:
- Содержание
- Теоретический вопрос
- Производственная
среда и проблемы ее безопасности. - Тестовые задания
- 1. В программных документах Всемирной программы действий
- «Повестка дня на XXI век» уделяется особое внимание:
- а) всем направлениям устойчивого развития с акцентом на развитие окружающей среды;
- б) вопросам борьбы с бедностью;
- в) вопросам обеспечения здоровья населения;
- г) вопросам сотрудничества в области метеорологических исследований.
- 2. Устойчивое развитие – это:
- а) процесс, позволяющий обеспечить стабильное социально)
- экономическое развитие при высокой степени безопасности социо-природных систем;
- б) процесс, обеспечивающий глобальное выживание цивилизации, ведущий к повышению качества жизни настоящих и будущих
- поколений человечества в условиях сохранения исторически сложившегося равновесия биосферы;
- в) процесс
оптимизации человеческой деятельности по отношению к локальным экосистемам и биосфере в целом; - г) процесс
экономического и социального развития общества. - 3. Пороговые значения безопасности – это:
- а) параметры, оценивающие состояние экономики по критериям безопасности;
- б) количественные показатели, характеризующие предельно
- допустимый
уровень снижения объемов производства; - в) количественные оценки, характеризующие предельно допустимый уровень снижения качества жизни основной массы населения;
- г) количественные показатели, характеризующие состояние
- и развитие какой-либо сферы экономики в экстремальных режимах.
- Практическое задание
У пострадавшего
кровотечение. Необходимо его остановить.
- Расскажите
о видах кровотечений и правилах их остановки. - Теоретический вопрос
- Производственная среда и проблемы ее безопасности.
- Большую часть
времени активной жизнедеятельности
человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды, которая
при несоблюдении принятых нормативных
требований может неблагоприятно повлиять на его работоспособность и здоровье.
Производственная среда – это часть окружающей человека среды, включающая природно-климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения и др.), называемые вредными и опасными факторами.
Опасными называются факторы, способные при определенных условиях вызывать острое нарушение
здоровья и гибель организма; вредными – факторы, отрицательно влияющие на работоспособность или вызывающие профессиональные заболевания и другие неблагоприятные последствия.
Условия труда
зависят также от производственной обстановки или характера труда.
Характер и
организация труда, взаимоотношения
в трудовых коллективах могут неблагоприятно влиять на работоспособность или здоровье человека.
Они носят название «производственные (профессиональные) вредности», под которыми понимаются все факторы, способные вызывать снижение работоспособности, появление острых и хронических отравлений и заболеваний, влиять на рост заболеваемости с временной утратой трудоспособности или другие отрицательные последствия.
Опасные и вредные факторы подразделяются на:
- химические, возникающие от токсических веществ, способных вызвать неблагоприятное воздействие на организм;
- физические, причиной которых могут быть шум, вибрация и другие виды колебательных воздействий, неионизирующие и ионизирующие излучения, климатические параметры (температура, влажность и подвижность воздуха), атмосферное давление, уровень освещенности, а также фиброгенные пыли;
- биологические, вызванные патогенными микроорганизмами, микробными препаратами, биологическими пестицидами, сапрофитной спорообразующей микрофлорой (в животноводческих помещениях), микроорганизмами, являющимися продуцентами микробиологических препаратов.
К вредным (или
неблагоприятным) факторам относятся
также:
- физические (статические и динамические) перегрузки – подъем и перенос тяжестей, неудобное положение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы и кости;
- физиологические – недостаточная двигательная активность (гипокинезия);
- нервно-психические перегрузки – умственное перенапряжение, эмоциональные перегрузки, перенапряжение анализаторов.
Трудовая деятельность человека и производственная среда
постоянно меняются в процессе интенсивного использования продуктов научно-технического прогресса и осуществления широких социально-экономических преобразований. Вместе с тем, труд остается первым, основным и непременным условием существования человека, экономического, социального и духовного развития общества, всестороннего совершенствования личности.
В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности в настоящее
время различают следующие формы
труда.
- Формы труда, требующие значительной мышечной энергии.
Этот вид
трудовых операций применяется при
отсутствии механизированных средств
и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000-6000 ккал) и выше в сутки.
Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, напряженный физический труд имеет и ряд недостатков. Прежде всего, это его неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени.
- Механизированные формы труда.
При этих формах труда энергетические затраты рабочих
колеблются в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки.
Механизированные
формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы
действий. Профессии механизированного
труда нередко требуют специальных знаний и навыков.
В условиях механизированного
производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда.
- Формы, связанные с частично автоматизированным производством.
Полуавтоматическое
производство исключает человека из процесса непосредственной обработки
предмета труда, который целиком
выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электронной
техникой. Характерные черты этого вида работ – монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность.
Физиологическая особенность автоматизированных форм труда – это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок. Такое функциональное состояние «оперативного ожидания» различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т. д.
- Групповые формы труда – конвейер.
Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.
Конвейерная форма
труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом, чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание.
Монотония – одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении.
В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и как следствие быстро наступает утомление.
- Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами.
Человек включен
в систему управления как необходимое
оперативное звено – чем менее
автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека.
С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других – редких.
В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором – работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.
- Формы интеллектуального (умственного) труда.
Этот труд представлен
как профессиями, относящимися к
сфере материального производства, например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др., так
и вне его – ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.
Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого – мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж (2000-2400 ккал) в сутки.
Для интеллектуального
труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению
реактивности организма и повышению
эмоционального напряжения. Гипокинезия
является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечнососудистой патологии у лиц умственного труда.
В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого
элемента во всех сферах профессиональной деятельности. В наступивший компьютерный век во многих профессиях, преимущественно физического труда, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику.
Умственный
труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.
Формы умственного
труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.
- Операторский труд. В условиях современного многофакторного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.
- Управленческий труд – труд руководителей учреждений, предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.
- Творческий труд – наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов.
- Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.
- Труд учащихся и студентов – это напряжение основных психических функций, таких, как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).
Успешное осуществление
различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ
умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению
работоспособности организма, создании комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников.
Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который
вовлекаются все органы и системы
человеческого тела.
Огромную роль в этой деятельности играет центральная нервная система, обеспечивающая координацию функциональных изменений, развивающихся в организме при выполнении работы.
Трудовая деятельность осуществляется благодаря затратам энергии мускулов, нервов, человеческого мозга.
Источник: https://student.zoomru.ru/bjd/proizvodstvennaya-sreda-i-problemy-ejo/188809.1570292.s1.html