Безопасность жизнедеятельности и производственная среда — студенческий портал

Программный продукт предназначен для имитационного выполнения лабораторных работ по основным разделам курса безопасности жизнедеятельности и охраны труда для технических специальностей.

В состав виртуальной лаборатории входят 6 имитационных лабораторных работ:

  1. Исследование микроклиматических условий в рабочей зоне производственных помещений;

  2. Исследование освещенности рабочих мест при искусственном освещении;

  3. Исследование эффективности вентиляционной системы;

  4. Исследование процесса статической электризации при пневмотранспорте гранулированного материала;

  5. Исследование электробезопасности электроустановок напряжением до 1000 В;

  6. Определение температур вспышки и воспламенения горючих жидкостей.

Программы выполнены в виде самостоятельных интерактивных трехмерных модулей.

Минимальные системные требования:

  • процессор: Intel/AMD, не менее 2 ГГц;
  • ОЗУ: не менее 1 Гб;
  • видеопамять: не менее 512 Мб (предпочтительнее видеокарты NVidia);
  • разрешение экрана: не менее 1024x768x32;
  • ОС: Microsoft Windows XP, 7, 8, 8.1, 10;
  • DirectX версии 9.0.c;
  • стандартная клавиатура и компьютерная мышь с колесом прокрутки;
  • средства воспроизведения звука (аудиоколонки или наушники).

Цель работы заключается в ознакомлении с теоретическими основами нормирования микроклиматических факторов, освоении приборов, методик измерения и оценке микроклиматических условий в рабочей зоне помещений.

Проведение лабораторной работы включает последовательное выполнение ряда имитационных опытов.

Выполнение каждого имитационного опыта заключается в совершении ряда последовательных действий согласно стандартной методике эксперимента.

  • Безопасность жизнедеятельности и производственная среда - Студенческий портал
  • Безопасность жизнедеятельности и производственная среда - Студенческий портал
  • Безопасность жизнедеятельности и производственная среда - Студенческий портал
  • Безопасность жизнедеятельности и производственная среда - Студенческий портал
  • Безопасность жизнедеятельности и производственная среда - Студенческий портал
  • Безопасность жизнедеятельности и производственная среда - Студенческий портал
  • Безопасность жизнедеятельности и производственная среда - Студенческий портал
  • Безопасность жизнедеятельности и производственная среда - Студенческий портал
  • Безопасность жизнедеятельности и производственная среда - Студенческий портал
  • Безопасность жизнедеятельности и производственная среда - Студенческий портал

Цель работы заключается в изучении принципов нормирования освещенности на рабочих местах, исследовании освещенности на рабочем месте с помощью аналогового люксметра и оценке уровня освещенности по СНиП 23-05-95.

В виртуальной лабораторной работе имитируется специально оборудованная кабина, огражденная плотным темным занавесом.

В кабине предусмотрены устройства, позволяющие включать системы общего и комбинированного освещения с люминесцентными лампами и лампами накаливания, изменять с помощью лабораторного автотрансформатора напряжение в электрической сети, а с помощью разноцветных щитов моделировать окраску стен помещения.

Цель работы заключается в освоении гостированного метода аэродинамического испытания общеобменной вентиляционной системы и определении ее эффективности.

В виртуальной лабораторной работе имитируется специально оборудованный стенд аэродинамического испытания общеобменной вентиляционной системы.

Имитационная модель лабораторного стенда включает центробежный вентилятор с электрическим приводом, воздуховод постоянного сечения, оснащенный специальной задвижкой в виде лепестковой диафрагмы, измерительную пневмометрическую трубку (трубку Пито) и аналоговый микроманометр.

Цель работы заключается в исследовании электростатической искроопасности процесса пневмотранспорта диэлектрических материалов, определении чувствительности исследуемого объекта к зажигающему воздействию разряда статического электричества и оценке эффективности применяемых мер защиты.

 В виртуальной лабораторной работе имитируется специально оборудованный стенд, включающий систему пневмотранспорта твердой фазы (смеси полимерных материалов с размером частиц 3…

5 мм) по замкнутому циклу циркуляции, устройства для регистрации электрических зарядов статического электричества, а также разрядную камеру («бомбу») емкостью 1 л с двумя электродами, один из которых присоединен к алюминиевой обкладке бункера, а второй – заземлен.

Цель работы заключается в выработке умения правильно оценивать и обеспечивать требуемые условия электробезопасности электроустановок (ЭУ) напряжением до 1000 В.

В виртуальной лабораторной работе имитируется специально оборудованный стенд, оснащенный измерительными приборами (миллиамперметром, амперметром и вольтметром), мнемопанелью, магазином сопротивлений и тумблерами установки режимов работы.

Также в работе имитируются дополнительные измерительные приборы – электронный мегаомметр (для измерения сопротивления изоляции фаз кабелей) и электронный измеритель сопротивления заземляющего устройства. Лабораторная работа разделена на 3 учебно-методических части: работа со стендом; измерение сопротивления изоляции фаз кабелей; измерение сопротивления заземляющего устройства.

Цель работы заключается в освоении гостированного метода определения температуры вспышки и воспламенения горючих жидкостей в открытом тигле. В виртуальной лабораторной работе имитируется специальный прибор для определения температур вспышки и воспламенения горючих жидкостей в открытом тигле.

Лабораторное оборудование помещено в вытяжной шкаф, обеспечивающий своевременную вытяжку продуктов сгорания исследуемых жидкостей.

В качестве испытуемых материалов предлагается 10 вариантов горючих жидкостей: мазут сланцевый, масляный лак, дизельное топливо (ДС), керосин (КО-25), уайт-спирит, этиловый спирт (этанол), метиловый спирт (метанол), машинное масло «Велосит», авиационное масло (МС-20) и ацетон.

В лицензионный дистрибутив лабораторного практикума входят подробные инструкции по установке и работе с программами:

Инструкция по установке программного продукта

Инструкция по установке.pdf

Adobe Acrobat Document 642.5 KB

Руководство по применению программного продукта

1.Руководство по работе с ВЛ.pdf

Adobe Acrobat Document 7.3 MB

Руководство по настройке программного продукта

2.Руководство по настройке параметров ВЛ

Adobe Acrobat Document 1.4 MB

Источник: https://www.sunspire.ru/products/bjd/

Безопасность жизнедеятельности и производственная среда

Основную часть нашей жизнедеятельности составляет профессиональный труд в условиях производственной среды, способной неблагоприятно влиять на здоровье и самочувствие в отсутствие контроля над ее соответствием нормам и регламентам.

Определение 1

Производственная среда – это один из элементов человеческого окружения, включающий воздействие на свое окружение вредных и опасных факторов.

Определение 2

Опасный фактор – фактор окружения, способный, в определенных обстоятельствах, привести к острым физиологическим отклонениям и гибели организма.

К опасным факторам относятся движимые механизмы, транспортируемые грузы, режущие и вращающиеся агрегаты, электрический ток и др.

Определение 3

Вредный фактор – фактор, который оказывая влияние на работоспособность человека, способен привести к профессиональному заболеванию и другим функциональным нарушениям.

К вредным факторам относятся температура рабочей зоны, влажность воздушной среды, повышенный уровень шума и др.

Безопасность жизнедеятельности и производственная среда - Студенческий портал

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Классификация и связь опасных и вредных факторов

Опасные факторы могут выражаться в следующих видах:

  • Химические – факторы токсической направленности;
  • Физические – факторы воздействующие на физическую сущность окружающих людей (шум, вибрация и пр.)
  • Биологические – факторы патогенного происхождения, вызванные микробными и биологическими микроорганизмами (сапрофиты, пестициды и др.)

Вредные факторы, включают:

  • Химические – токсикологические микроэлементы;
  • Физические – факторы, воздействующие на физическую сущность окружающих людей, в том числе перегрузки с давлением на отдельные части тела;
  • Биологические – факторы патогенного происхождения, вызванные микробными и биологическими микроорганизмами;
  • Физиологические – факторы ограниченной двигательной активности;
  • Нервно-психические – умственно-эмоциональные перегрузки с выраженным напряжением анализаторов.

Между вредными и опасными производственными факторами наблюдается определенная взаимосвязь. Так, влияние вредных факторов способствует появлению производственной опасности.

Пример 1

Чрезмерная влажность в производственном помещении и наличие токопроводящей пыли повышают опасность поражения человека электрическим током.

Уровни воздействия вредных производственных факторов нормированы предельно-допустимыми уровнями и регламентированы системой стандартов трудовой безопасности, санитарно-гигиеническими правилами.

Определение 4

Предельно допустимое значение — это максимальное значение влияющего фактора, которое не вызывает опасности и психическо-физических расстройств на протяжении всей трудовой деятельности воздействие.

Формы трудовой деятельности

  1. Труд с большими затратами мышечной энергии – традиционная форма труда в отсутствии автоматизации деятельности, приводящий в энергозатратам до $6000$ ккал в сутки;
  2. Механизированный труд – форма деятельности с вовлечением в работу мелких мышц дистальных отделов, требующая до $4000$ ккал в сутки;
  3. Частично автоматизированное производство связано с обслуживанием агрегатов и механизмов, с невысоким энергопотреблением до $2500$ ккал в сутки;
  4. Конвейерный (групповой) труд состоит в разделении технологического процесса на последовательность мелких операций с использованием конвейерной ленты и требует высокой концентрации, темпа работ и затрат до $2500$ ккал в сутки;
  5. Управление процессами и механизмами – форма интеллектуального труда с элементами контроля и повышенного внимания с потреблением до $2000$ ккал в сутки;
  6. Интеллектуальный труд – процесс, полностью лишенный больших физических нагрузок с целенаправленной работой головного мозга в определенной сфере деятельности (врачи, учителя и др.) с использованием до $2000$ ккал в сутки;

Источник: https://spravochnick.ru/bezopasnost_zhiznedeyatelnosti/sovokupnost_i_klassifikaciya_opasnostey/bezopasnost_zhiznedeyatelnosti_i_proizvodstvennaya_sreda/

Безопасность жизнедеятельности и производственная среда (стр. 1 из 7)

  • Безопасность жизнедеятельности и производственная среда.
  • Труд и обеспечение его комфортности.
  • Большую часть времени активной жизнедеятельности человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды, которая при несоблюдении принятых нормативных требований может неблагоприятно повлиять на его работоспособность и здоровье.

Производственная среда – это часть окружающей человека среды, включающая природно-климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения и др.), называемые вредными и опасными факторами.

Опасными называются факторы, способные при определенных условиях вызывать острое нарушение здоровья и гибель организма; вредными – факторы, отрицательно влияющие на работоспособность или вызывающие профессиональные заболевания и другие неблагоприятные последствия.

Условия труда зависят также от производственной обстановки или характера труда.

Характер и организация труда, взаимоотношения в трудовых коллективах могут неблагоприятно влиять на работоспособность или здоровье человека.

Они носят название «производственные (профессиональные) вредности», под которыми понимаются все факторы, способные вызывать снижение работоспособности, появление острых и хронических отравлений и заболеваний, влиять на рост заболеваемости с временной утратой тру-доспособности или другие отрицательные последствия.

  1. Опасные и вредные факторы подразделяются на:
  2. · химические, возникающие от токсических веществ, способных вызвать неблагоприятное воздействие на организм;
  3. · физические, причиной которых могут быть шум, вибрация и другие виды колебательных воздействий, неионизирующие и ионизирующие излучения, климатические параметры (температура, влажность и подвижность воздуха), атмосферное давление, уровень освещенности, а также фиброгенные пыли;
  4. · биологические, вызванные патогенными микроорганизмами, микробными препаратами, биологическими пестицидами, сапрофитной спорообразующей микрофлорой (в животноводческих помещениях), микроорганизмами, являющимися продуцентами микробиологических препаратов.
  5. К вредным (или неблагоприятным) факторам относятся также:
  6. · физические (статические и динамические) перегрузки – подъем и перенос тяжестей, неудобное положение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы и кости;
  7. · физиологические – недостаточная двигательная активность (гипокинезия);
  8. · нервно-психические перегрузки – умственное перенапряжение, эмоциональные перегрузки, перенапряжение анализаторов.

Трудовая деятельность человека и производственная среда постоянно меняются в процессе интенсивного использования продуктов научно-технического прогресса и осуществления широких социально-экономических преобразований. Вместе с тем, труд остается первым, основным и непременным условием существования человека, экономического, социального и духовного развития общества, всестороннего совершенствования личности.

В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности в настоящее время различают следующие формы труда.

1. Формы труда, требующие значительной мышечной энергии.

Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000-6000 ккал) и выше в сутки.

Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, напряженный физический труд имеет и ряд недостатков. Прежде всего, это его неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени.

2. Механизированные формы труда.

При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки.

Механизированные формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Профессии механизированного труда нередко требуют специальных знаний и навыков.

В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необхо-димые при управлении механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда.

3. Формы, связанные с частично автоматизированным производством.

Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электронной техникой. Характерные черты этого вида работ – монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность.

Читайте также:  Системы управления базами данных - студенческий портал

Физиологическая особенность автоматизированных форм труда – это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок. Такое функциональное состояние «оперативного ожидания» различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т. д.

4. Групповые формы труда – конвейер.

Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.

Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом, чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание.

Монотония – одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении.

В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и как следствие быстро наступает утомление.

5. Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами.

Человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено – чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека.

С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других – редких.

В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором – работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

6. Формы интеллектуального (умственного) труда.

Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства, например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др., так и вне его – ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.

Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого – мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж (2000-2400 ккал) в сутки.

Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональной деятельности. В наступивший компьютерный век во многих профессиях, преимущественно физического труда, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

· Операторский труд.

В условиях современного многофакторного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей.

Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.

· Управленческий труд – труд руководителей учреждений, предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, по-вышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.

· Творческий труд – наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов.

· Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.

Источник: https://mirznanii.com/a/298112/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti-i-proizvodstvennaya-sreda

Безопасность жизнедеятельности и производственная среда

  • Безопасность жизнедеятельности и производственная среда.
  • Труд и обеспечение его комфортности.
  • Большую часть времени активной жизнедеятельности человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды, которая при несоблюдении принятых нормативных требований может неблагоприятно повлиять на его работоспособность и здоровье.

Производственная среда – это часть окружающей человека среды, включающая природно-климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения и др.), называемые вредными и опасными факторами.

Опасными называются факторы, способные при определенных условиях вызывать острое нарушение здоровья и гибель организма; вредными – факторы, отрицательно влияющие на работоспособность или вызывающие профессиональные заболевания и другие неблагоприятные последствия.

Условия труда зависят также от производственной обстановки или характера труда.

Характер и организация труда, взаимоотношения в трудовых коллективах могут неблагоприятно влиять на работоспособность или здоровье человека.

Они носят название «производственные (профессиональные) вредности», под которыми понимаются все факторы, способные вызывать снижение работоспособности, появление острых и хронических отравлений и заболеваний, влиять на рост заболеваемости с временной утратой тру-доспособности или другие отрицательные последствия.

Опасные и вредные факторы подразделяются на:

  • химические, возникающие от токсических веществ, способных вызвать неблагоприятное воздействие на организм;
  • физические, причиной которых могут быть шум, вибрация и другие виды колебательных воздействий, неионизирующие и ионизирующие излучения, климатические параметры (температура, влажность и подвижность воздуха), атмосферное давление, уровень освещенности, а также фиброгенные пыли;
  • биологические, вызванные патогенными микроорганизмами, микробными препаратами, биологическими пестицидами, сапрофитной спорообразующей микрофлорой (в животноводческих помещениях), микроорганизмами, являющимися продуцентами микробиологических препаратов.

К вредным (или неблагоприятным) факторам относятся также:

  • физические (статические и динамические) перегрузки – подъем и перенос тяжестей, неудобное положение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы и кости;
  • физиологические – недостаточная двигательная активность (гипокинезия);
  • нервно-психические перегрузки – умственное перенапряжение, эмоциональные перегрузки, перенапряжение анализаторов.

Трудовая деятельность человека и производственная среда постоянно меняются в процессе интенсивного использования продуктов научно-технического прогресса и осуществления широких социально-экономических преобразований. Вместе с тем, труд остается первым, основным и непременным условием существования человека, экономического, социального и духовного развития общества, всестороннего совершенствования личности.

В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности в настоящее время различают следующие формы труда.

  1. Формы труда, требующие значительной мышечной энергии.

Этот вид трудовых операций применяется при отсутствии механизированных средств и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000-6000 ккал) и выше в сутки.

Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, напряженный физический труд имеет и ряд недостатков. Прежде всего, это его неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени.

  1. Механизированные формы труда.

При этих формах труда энергетические затраты рабочих колеблются в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки.

Механизированные формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы действий. Профессии механизированного труда нередко требуют специальных знаний и навыков.

В условиях механизированного производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необхо-димые при управлении механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда.

  1. Формы, связанные с частично автоматизированным производством.

Полуавтоматическое производство исключает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электронной техникой. Характерные черты этого вида работ – монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность.

Физиологическая особенность автоматизированных форм труда – это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок. Такое функциональное состояние «оперативного ожидания» различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т. д.

  1. Групповые формы труда – конвейер.

Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.

Конвейерная форма труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом, чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание.

Монотония – одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении.

В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и как следствие быстро наступает утомление.

  1. Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами.

Человек включен в систему управления как необходимое оперативное звено – чем менее автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека.

С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других – редких.

В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором – работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

  1. Формы интеллектуального (умственного) труда.

Этот труд представлен как профессиями, относящимися к сфере материального производства, например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др., так и вне его – ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.

Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого – мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж (2000-2400 ккал) в сутки.

Для интеллектуального труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Гипокинезия является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечно-сосудистой патологии у лиц умственного труда.

В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого элемента во всех сферах профессиональной деятельности. В наступивший компьютерный век во многих профессиях, преимущественно физического труда, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику.

Умственный труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Формы умственного труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

  • Операторский труд. В условиях современного многофакторного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.
  • Управленческий труд – труд руководителей учреждений, предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, по-вышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.
  • Творческий труд – наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов.
  • Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.
  • Труд учащихся и студентов – это напряжение основных психических функций, таких, как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).
Читайте также:  Валютная политика центрального банка - студенческий портал

Успешное осуществление различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению работоспособности организма, создании комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников.

Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который вовлекаются все органы и системы человеческого тела.

Огромную роль в этой деятельности играет центральная нервная система, обеспечивающая координацию функциональных изменений, развивающихся в организме при выполнении работы.

Трудовая деятельность осуществляется благодаря затратам энергии мускулов, нервов, человеческого мозга.

Источником химической энергии, превращающейся в механическую работу мышц, является аденозинтрифосфорная кислота (АТФ).

Под влиянием нервных импульсов эта кислота взаимодействует с сократительной белковой структурой мышцы, причем происходит диссоциация актомиозина на его компоненты, изменение конфигурации белковых молекул, возникновение электрических зарядов, ферментативное расщепление АТФ мио-зином и т. д.

Именно комплекс всех явлений и ведет к сокращению мышечного волокна, в процессе которого активно участвуют ионы солей, в первую очередь калия, кальция и магния.

Во время расслабления мышцы утратившая фосфор АТФ вновь фосфорилируется за счет фосфокреатинина.

Затем начинаются процессы гликолиза и окислительного распада глюкозы, сопровождающегося связыванием фосфорной кислоты, отщепленной от АТФ в процессе сокращения.

Таким образом, энергия, получающаяся при распаде углеводов, используется для выполнения механической работы не непосредственно, а через образование особых фосфорных соединений, за счет которых восполняется убыль фосфокреатинина и АТФ.

Количество кислорода, расходуемое на окислительные процессы в мышцах, может отчасти служить критерием интенсивности выполняемой физической работы.

Вместе с тем, кислородная задолженность свидетельствует об отставании потребления кислорода во время выполнения работы от потребности в нем организма. Величина этой задолженности определяет в известной мере длительность изменений газообмена восстановительного периода, т.е.

промежуток времени после окончания работы, в течение которого физиологические функции организма постепенно возвращаются к дорабочему уровню. В процессе физической деятельности изменяются не только мышцы, но и другие органы и системы организма.

Например, увеличивается объем легочной вентиляции, обусловливаемый как учащением, так и углублением дыхания, причем у тренированных лиц преобладает углубленное дыхание.

Происходят изменения и сердечно-сосудистой системы, где физическая нагрузка вызывает возрастание минутного объема вследствие учащения сокращений и увеличения ударного объема сердца. Кроме того, мышечная работа вызывает, как правило, известное повышение максимального артериального давления; минимальное же обычно возрастает лишь при сравнительно больших физических усилиях.

Из биохимических изменений крови обращает на себя внимание динамика сахарной кривой. При работах средней тяжести уровень сахара в крови несколько повышается, причем повышенное его содержание сохраняется некоторое время и в течение восстано-вительного периода.

При значительных энергетических затратах возможна гипогликемическая реакция, свидетельствующая о начинающемся истощении углеводных резервов организма или о недостаточной их мобилизации.

Резкое повышение содержания молочной кислоты, сопровождающееся одновременным падением резервной щелочности крови, наблюдается при тяжелых работах, производимых в условиях кислородной задолженности. Длительные физические усилия умеренной мощности вызывают только первоначальное повышение содержания молочной кислоты в крови.

Источник: https://studizba.com/files/show/doc/43545-1-4642.html

Производственная среда и безопасность жизнедеятельности

Проблемы защиты окружающей среды затрагивают всех людей.

Пытаясь разобраться в проблемах воздействия человека на окружающую среду, способах защиты от негативных проявлений этого воздействия, человечество создало множество наук и научных направлений, каждое из которых оперирует своей терминологией, использует свои методы исследований. Одной из таких наук является «Безопасность жизнедеятельности».

«Безопасность жизнедеятельности» возникла на стыке технических, естественных и социальных наук.

Рассматривая «Безопасность жизнедеятельности» как учебную дисциплину, преподаваемую во всех технических ВУЗах России, ее можно определить как прикладную дисциплину, представляющую собой систему научно-обоснованных инженерно-технических мероприятий, направленных на сохранение качества окружающей производственной среды и здоровья человека в условиях растущего промышленного производства.

«Безопасность жизнедеятельности» — это область научных знаний, изучающая вредные, опасные и особоопасные антропогенные факторы и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания.

Антропогенные факторы, возникающие в процессе жизнедеятельности воздействуют как на окружающую среду так и на самого человека. При этом в условиях производства воздействие этих факторов усиливается. В этой связи имеет смысл говорить об антропогенных производственных факторах.

Антропогенный производственный фактор (АПФ) — фактор, способный вызвать негативные изменения здоровья человека, непосредственно занятого в производственном процессе, и антропогенные изменения окружающей среды, подверженной воздействию данного производственного процесса.

Еще раз подчеркнем, что речь идет о факторах, которые обусловлены трудовой, производственной деятельностью.

Рассматривая воздействие АПФ на производственную окружающую среду и человека можно сформулировать следующие требования:

-АПФ при их комплексном воздействии на человека не должны оказывать отрицательного влияния на здоровье человека при его профессиональной деятельности в течение длительного времени;

  • -АПФ не должны вызывать снижения надежности и качества деятельности человека (оператора) при действии их в течение дня.
  • При учете и нормировании АПФ различают следующие уровни их воздействия на человека:
  • комфортная производственная окружающая среда обеспечивает оптимальную динамику работоспособности человека (оператора), хорошее самочувствие и сохранение его здоровья;
  • относительно дискомфортная производственная окружающая среда обеспечивает при воздействии в течение определенного интервала времени заданную работоспособность и сохранение здоровья, но вызывает у человека субъективные ощущения и функциональные изменения, не выходящие за пределы нормы;
  • экстремальная производственная окружающая среда приводит к снижению работоспособности человека и вызывает функциональные изменения, выходящие за пределы нормы, но не ведущие к патологическим нарушениям;
  • сверхэкстремальная производственная окружающая среда приводит к возникновению в организме человека патологических изменений и (или) к невозможности выполнения работы.
  • АПФ можно классифицировать по разным признакам.
  • По своей природе АПФ могут быть: физическими, химическими, биологическими, психофизиологическими.
  • С другой стороны, по своему действию АПФ могут различаться на:

-вредныеАПФ, воздействия которых на работающих в определенных условиях приводят к заболеванию или снижению работоспособности. К вредным АПФ можно отнести: шум, вибрацию, электромагнитные поля и др.

-опасные— АПФ, воздействия которых на работающих в определенных условиях приводят к травме или другому резкому ухудшению здоровья. К опасным АПФ относятся — электрический ток, газообразный хлор в определенных концентрациях и др.

-особоопасные— АПФ, которые при определенных условиях приводят к промышленной аварии, т.е.

разрушительному высвобождению собственного энергозапаса промышленного предприятия, при котором сырье, промежуточные продукты, продукция предприятия, отходы производства, установленное на промышленной площадке технологическое оборудование, вовлекаясь в аварийный процесс, создают факторы для населения, персонала, окружающей среды и самого промышленного предприятия, приводящие к катастрофическим последствиям (ионизирующие излучения, пожар, взрыв, выброс большого количества газообразного хлора и др).

Следует отметить, что вредные антропогенные производственные факторы носят, как правило, детерминированный характер, а опасные и особоопасные — стохастический характер. В количественную оценку стохастических АПФ входит вероятность возникновения данного фактора.

Выявление и анализ антропогенных производственных факторов, разработка комплекса способов и средств, позволяющих достигнуть гармонизации взаимодействия человека с окружающей производственной средой являются по существу обязательными элементами обеспечения любых производственных процессов.

УМК «Безопасность жизнедеятельности» посвящен рассмотрению следующих АПФ: электрический ток, шум, освещение, микроклимат, эргономические факторы — их влияния на человека и окружающую производственную среду, способам и средствам защиты человека от их негативного воздействия.



Источник: https://infopedia.su/13x1301d.html

Профессиональное образование — скачать и читать онлайн электронные учебники бесплатно для вузов | Единое окно

  • Калужский М.Л. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.11 «Социальная философия». Работа о процессах формирования, развития и сглаживания системных противоречий в социальных системах. Используя методологию общей теории систем и теории самоорганизации, автор анализирует на основе обобщения фактического и теоретического материала закономерности проявления системных интересов, потребностей и противоречий в Российской Федерации. Тип материала: Автореферат диссертации; | Аудитория: Исследователь; | Уровень образования:
  • Петухова А.В. Диссертация на тему «Инженерно-графическая подготовка студентов вуза в профессионально-ориентированной образовательной среде». Специальность: Теория и методика профессионального образования. Защищена в 2009 году в Новосибирском государственном педагогическом университетею Цель исследования: создание локальной профессионально-ориентированной образовательной среды инженерно-графической подготовки студентов вуза, обеспечивающей повышение эффективности обучения. Тип материала: Диссертация; | Аудитория: Учащийся; Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Послевузовское; Переподготовка и повышение квалификации;
  • Калужский М.Л. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук по специальности 09.00.11 «Социальная философия». Работа о процессах формирования, развития и сглаживания системных противоречий в социальных системах. Используя методологию общей теории систем и теории самоорганизации, автор анализирует на основе обобщения фактического и теоретического материала закономерности проявления системных интересов, потребностей и противоречий в Российской Федерации. Тип материала: Диссертация; | Аудитория: Исследователь; | Уровень образования:
  • Красильников Валерий Павлович Диссетация написана на основе полевых этнопедагогических материалов. Собранных автором с 1990 по 1994 гг. Библиография по проблеме традиционных игр и состязаний хантов в тот момент содержала очень малочисленные сведения по проблеме. В диссертации содержится до 200 народных игр, традиционных состязаний и самобытных физических упражнений. Тип материала: Диссертация; | Аудитория: Исследователь; | Уровень образования:
  • Калужский М.Л. Предисловие к монографии, посвященной социально-философскому анализу социального контроля государства над обществом как одного из важнейших инструментов социального управления. Монография предназначена для научных работников, управленцев-практиков, а также для всех интересующихся вопросами социального управления и контроля в современном обществе. Тип материала: Статья; Монография; | Аудитория: Исследователь; | Уровень образования:
  • Журнал основан в 2005 году, периодичность выхода — 4 номера в год. Главный редактор — А.В. Федоров, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. Основные темы журнала: текущие новости, история, теоретические концепции, программы, методика/технология медиаобразования, рецензии на новые книги. Тип материала: Журнал; | Аудитория: Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Высшее;
  • Научно-методический журнал издается с 1994 года, периодичность выхода — 4 номера в год. Главный редактор — Я.А. Ваграменко. Журнал включен в «Перечень периодических научных и научно-технических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук». Рубрикатор журнала: компьютер в школе, информатика и информационные технологии в вузе, информатизация образования в странах СНГ, ресурсы информатизации, конференции. Тип материала: Журнал; | Аудитория: Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Высшее;
  • Научно-методический журнал издается с 1994 года, периодичность выхода — 4 номера в год. Главный редактор — Я.А. Ваграменко. Журнал включен в «Перечень периодических научных и научно-технических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук». Рубрикатор журнала: компьютер в школе, информатика и информационные технологии в вузе, информатизация образования в странах СНГ, ресурсы информатизации, конференции. Тип материала: Журнал; | Аудитория: Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Высшее;
  • Научно-методический журнал издается с 1994 года, периодичность выхода — 4 номера в год. Главный редактор — Я.А. Ваграменко. Журнал включен в «Перечень периодических научных и научно-технических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук». Рубрикатор журнала: компьютер в школе, информатика и информационные технологии в вузе, информатизация образования в странах СНГ, ресурсы информатизации, конференции. Тип материала: Журнал; | Аудитория: Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Высшее;
  • Научно-методический журнал издается с 1994 года, периодичность выхода — 4 номера в год. Главный редактор — Я.А. Ваграменко. Журнал включен в «Перечень периодических научных и научно-технических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора наук». Рубрикатор журнала: компьютер в школе, информатика и информационные технологии в вузе, информатизация образования в странах СНГ, ресурсы информатизации, конференции. Тип материала: Журнал; | Аудитория: Преподаватель; Исследователь; | Уровень образования: Высшее;
  • Страницы ← предыдущая следующая →

Источник: http://window.edu.ru/catalog/resources?p_frubr=3.56&p_rubr=2.2.75.15

Производственная среда и проблемы её безопасности

  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 
    УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 
    ОБРАЗОВАНИЯ
  • ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ 
    ИНСТИТУТ
  • ФИЛИАЛ Г. КАЛУГА
  • Контрольная работа
  • По дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»
  • На тему «Производственная 
    среда и проблемы её безопасности»
  • Вариант №7
  • Исполнитель:
  • № зачетной книжки:
  • Факультет: бакалавр МиМ
  • Группа: 3 курс
  • Руководитель:
  • Содержание
  • Теоретический вопрос
  • Производственная 
    среда и проблемы ее безопасности.
  • Тестовые задания
  • 1. В программных документах Всемирной программы действий
  • «Повестка дня на XXI век» уделяется особое внимание:
  • а) всем направлениям устойчивого развития с акцентом на развитие окружающей среды;
  • б) вопросам борьбы с бедностью;
  • в) вопросам обеспечения здоровья населения;
  • г) вопросам сотрудничества в области метеорологических исследований.
  • 2. Устойчивое развитие – это:
  • а) процесс, позволяющий обеспечить стабильное социально)
  • экономическое развитие при высокой степени безопасности социо-природных систем;
  • б) процесс, обеспечивающий глобальное выживание цивилизации, ведущий к повышению качества жизни настоящих и будущих
  • поколений человечества в условиях сохранения исторически сложившегося равновесия биосферы;
  • в) процесс 
    оптимизации человеческой деятельности по отношению к локальным экосистемам и биосфере в целом;
  • г) процесс 
    экономического и социального развития общества.
  • 3. Пороговые значения безопасности – это:
  • а) параметры, оценивающие состояние экономики по критериям безопасности;
  • б) количественные показатели, характеризующие предельно
  • допустимый 
    уровень снижения объемов производства;
  • в) количественные оценки, характеризующие предельно допустимый уровень снижения качества жизни основной массы населения;
  • г) количественные показатели, характеризующие состояние
  • и развитие какой-либо сферы экономики в экстремальных режимах.
  • Практическое задание

У пострадавшего 
кровотечение. Необходимо его остановить.

  1. Расскажите 
    о видах кровотечений и правилах их остановки.
  2. Теоретический вопрос
  3. Производственная среда и проблемы ее безопасности.
  4. Большую часть 
    времени активной жизнедеятельности 
    человека занимает целенаправленная профессиональная работа, осуществляемая в условиях конкретной производственной среды, которая 
    при несоблюдении принятых нормативных 
    требований может неблагоприятно повлиять на его работоспособность и здоровье.

Производственная среда – это часть окружающей человека среды, включающая природно-климатические факторы и факторы, связанные с профессиональной деятельностью (шум, вибрация, токсичные пары, газы, пыль, ионизирующие излучения и др.), называемые вредными и опасными факторами.

Опасными называются факторы, способные при определенных условиях вызывать острое нарушение 
здоровья и гибель организма; вредными – факторы, отрицательно влияющие на работоспособность или вызывающие профессиональные заболевания и другие неблагоприятные последствия.

Условия труда 
зависят также от производственной обстановки или характера труда.

Характер и 
организация труда, взаимоотношения 
в трудовых коллективах могут неблагоприятно влиять на работоспособность или здоровье человека.

Они носят название «производственные (профессиональные) вредности», под которыми понимаются все факторы, способные вызывать снижение работоспособности, появление острых и хронических отравлений и заболеваний, влиять на рост заболеваемости с временной утратой трудоспособности или другие отрицательные последствия.

Опасные и вредные факторы подразделяются на:

  • химические, возникающие от токсических веществ, способных вызвать неблагоприятное воздействие на организм;
  • физические, причиной которых могут быть шум, вибрация и другие виды колебательных воздействий, неионизирующие и ионизирующие излучения, климатические параметры (температура, влажность и подвижность воздуха), атмосферное давление, уровень освещенности, а также фиброгенные пыли;
  • биологические, вызванные патогенными микроорганизмами, микробными препаратами, биологическими пестицидами, сапрофитной спорообразующей микрофлорой (в животноводческих помещениях), микроорганизмами, являющимися продуцентами микробиологических препаратов.

К вредным (или 
неблагоприятным) факторам относятся 
также:

  • физические (статические и динамические) перегрузки – подъем и перенос тяжестей, неудобное положение тела, длительное давление на кожу, суставы, мышцы и кости;
  • физиологические – недостаточная двигательная активность (гипокинезия);
  • нервно-психические перегрузки – умственное перенапряжение, эмоциональные перегрузки, перенапряжение анализаторов.

Трудовая деятельность человека и производственная среда 
постоянно меняются в процессе интенсивного использования продуктов научно-технического прогресса и осуществления широких социально-экономических преобразований. Вместе с тем, труд остается первым, основным и непременным условием существования человека, экономического, социального и духовного развития общества, всестороннего совершенствования личности.

В соответствии с принятой физиологической классификацией трудовой деятельности в настоящее 
время различают следующие формы 
труда.

  1. Формы труда, требующие значительной мышечной энергии.

Этот вид 
трудовых операций применяется при 
отсутствии механизированных средств 
и требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 МДж (4000-6000 ккал) и выше в сутки.

Развивая мышечную систему и стимулируя обменные процессы, напряженный физический труд имеет и ряд недостатков. Прежде всего, это его неэффективность, связанная с низкой производительностью и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени.

  1. Механизированные формы труда.

При этих формах труда энергетические затраты рабочих 
колеблются в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 ккал) в сутки.

Механизированные 
формы труда изменяют характер мышечных нагрузок и усложняют программы 
действий. Профессии механизированного 
труда нередко требуют специальных знаний и навыков.

В условиях механизированного 
производства наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, в работу вовлекаются мелкие мышцы дистальных отделов конечностей, которые должны обеспечить большую скорость и точность движений, необходимые при управлении механизмами. Однообразие простых и большей частью локальных действий, однообразие и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда.

  1. Формы, связанные с частично автоматизированным производством.

Полуавтоматическое 
производство исключает человека из процесса непосредственной обработки 
предмета труда, который целиком 
выполняют механизмы. Задача человека ограничивается обслуживанием автоматизированных линий и управлением электронной 
техникой. Характерные черты этого вида работ – монотонность, повышенный темп и ритм работы, нервная напряженность.

Физиологическая особенность автоматизированных форм труда – это постоянная готовность работника к действию и быстрота реакции по устранению возникающих неполадок. Такое функциональное состояние «оперативного ожидания» различно по степени утомляемости и зависит от отношения к работе, срочности необходимого действия, ответственности предстоящей работы и т. д.

  1. Групповые формы труда – конвейер.

Особенность этой формы заключается в разделении общего процесса на конкретные операции, строгой последовательности их выполнения, автоматической подаче деталей к каждому рабочему месту с помощью движущейся ленты конвейера.

Конвейерная форма 
труда требует синхронной работы участников в соответствии с заданным ритмом и темпом. При этом, чем меньше времени тратит работник на операцию, тем монотоннее работа и проще ее содержание.

Монотония – одно из отрицательных последствий конвейерного труда, которое выражается в преждевременной усталости и нервном истощении.

В основе этого явления лежит преобладание процесса торможения в корковой деятельности, развивающееся при действии однообразных повторных раздражителей, что снижает возбудимость анализаторов, рассеивает внимание, уменьшает скорость реакции, и как следствие быстро наступает утомление.

  1. Формы труда, связанные с управлением производственными процессами и механизмами.

Человек включен 
в систему управления как необходимое 
оперативное звено – чем менее 
автоматизирован процесс управления, тем больше участие человека.

С физиологической точки зрения различаются две основные формы управления производственным процессом: в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, а в других – редких.

В первом случае непрерывное внимание работника получает разрядку в многочисленных движениях или речедвигательных актах, во втором – работник находится главным образом в состоянии готовности к действию, его реакции малочисленны.

  1. Формы интеллектуального (умственного) труда.

Этот труд представлен 
как профессиями, относящимися к 
сфере материального производства, например конструкторы, инженеры, техники, диспетчеры, операторы и др., так 
и вне его – ученые, врачи, учителя, писатели, артисты, художники и др.

Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, и как следствие этого – мобилизация памяти и внимания, частота стрессовых ситуаций. Однако мышечные нагрузки, как правило, незначительны, суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж (2000-2400 ккал) в сутки.

Для интеллектуального 
труда характерна гипокинезия, т. е. значительное снижение двигательной активности человека, приводящее к ухудшению 
реактивности организма и повышению 
эмоционального напряжения. Гипокинезия 
является неблагоприятным производственным фактором, одной из причин сердечнососудистой патологии у лиц умственного труда.

В условиях научно-технического прогресса возрастает роль творческого 
элемента во всех сферах профессиональной деятельности. В наступивший компьютерный век во многих профессиях, преимущественно физического труда, увеличивается доля умственного компонента, когда даже функции управления и контроля возлагаются на электронную технику.

Умственный 
труд связан с приемом и переработкой информации, требует напряжения сенсорного аппарата, внимания, памяти, а также активации процессов мышления, эмоциональной сферы.

Формы умственного 
труда подразделяются на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Отличаются они по организации трудового процесса, равномерности нагрузки, степени эмоционального напряжения.

  • Операторский труд. В условиях современного многофакторного производства на первый план выдвигаются функции управления и контроля за работой технологических линий, процессами товародвижения и обслуживания покупателей. Например, труд диспетчера оптовой базы или главного администратора супермаркета связан с переработкой большого объема информации за короткое время и повышенной нервно-эмоциональной напряженностью.
  • Управленческий труд – труд руководителей учреждений, предприятий характеризуется чрезмерным ростом объема информации, быстрым принятием решения, повышенной личной ответственностью, периодическим возникновением конфликтных ситуаций.
  • Творческий труд – наиболее сложная форма трудовой деятельности, требующая значительного объема памяти, напряжения внимания, что повышает нервно-эмоциональное напряжение. Это труд педагогов, программистов, дизайнеров, научных работников, писателей, композиторов, артистов, художников, архитекторов, конструкторов.
  • Труд преподавателей, торговых и медицинских работников, работников всех сфер услуг отличается постоянными контактами с людьми, повышенной ответственностью, часто дефицитом времени и информации для принятия правильного решения, что обусловливает высокую степень нервно-эмоционального напряжения.
  • Труд учащихся и студентов – это напряжение основных психических функций, таких, как память, внимание, восприятие; наличие стрессовых ситуаций (экзамены, зачеты).

Успешное осуществление 
различных форм трудовой деятельности человека возможно при обязательном учете физиологических основ 
умственного и физического труда, проведении необходимых мер по повышению 
работоспособности организма, создании комфортных условий для трудовых коллективов и отдельных работников.

Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который 
вовлекаются все органы и системы 
человеческого тела.

Огромную роль в этой деятельности играет центральная нервная система, обеспечивающая координацию функциональных изменений, развивающихся в организме при выполнении работы.

Трудовая деятельность осуществляется благодаря затратам энергии мускулов, нервов, человеческого мозга.

Источник: https://student.zoomru.ru/bjd/proizvodstvennaya-sreda-i-problemy-ejo/188809.1570292.s1.html

Ссылка на основную публикацию