Что означает в переводе с греческого педагогика? — студенческий портал

Работа добавлена на сайт samzan.ru: 2015-07-10

ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА

ВОПРОСЫ:

1. Объект, предмет, задачи  и функции педагогики.

2. Основные категории педагогики.

3. Связь педагогики с другими областями научного знания.

4. Структура системы педагогических наук.

ВОПРОС 1.  

 «Педагогика» в переводе с греческого означает «детоведение» (paidos – дитя,  ago – веду). Педагогом в Древней Греции называли раба, который сопровождал детей своих хозяев в школу. Учительствовал в этой школе другой раб, только учёный.

Работа учителя оплачивалась на месте в зависимости от того, какой урок заказывал ученик – однодрахмовый или двудрахмовый.

В понятии «педагогика» точно зафиксирован его главный смысл: непосредственная близость к ребёнку, «ведение» её по трудным дорогам взросления к высотам человеческой культуры.

Нужно отметить, что каждый человек опытным путём приобретает определённые знания в области воспитания, обучения и образования, устанавливает некоторые зависимости между различными педагогическими явлениями.

Так уже первобытные люди обладали знаниями по воспитанию детей, которые передавались от поколения к поколению в виде обычаев, традиций, игр,  составивших содержание народной педагогики.

Их роль очень велика как в жизни общества, так и отдельной семьи, конкретного человека. Народная педагогика старше педагогической науки!!!

Педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями.

Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. К.Д.

Ушинский сравнивал педагогическую практику без теории со знахарством в медицине.

В научной литературе слово «педагогика» употребляется в четырёх значениях:

как явление жизни (т.е. как процесс реального обучения, воспитания, образования, развития и самосовершенствования людей в педагогических учреждениях, в жизни каждого человека, общества и деятельности государства);

  • как наука (изучающая педагогические явления и разрабатывающая способы их оптимизации в интересах человека, общества и государства);
  • как учебная дисциплина (включающую в себя теоретический и прикладной аспекты обучения и воспитания);
  • как педагогическая практика (воплощающая положения и рекомендации системообразующей педагогической науки и учебной дисциплины, а также смежных наук и дисциплин в живую работу с людьми).

Что же такое педагогика как наука? Во взглядах учёных на педагогику существуют три концепции.

Представители первой из них считают, что педагогика – междисциплинарная область человеческого знания. Этот подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку (т.е. область отражения педагогических явлений). В педагогике оказываются представленными самые сложные объекты действительности (космос, культура и т.д.).

Другие учёные отводят педагогике роль прикладной дисциплины, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных у других наук (психологии, естествознания и т.д.

) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. При таком подходе не может быть разработана целостная фундаментальная основа для функционирования и преобразования педагогической практики.

Содержание такой педагогики сводится к совокупности фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.

Третья концепция, продуктивная, по мнению В.В. Краевского, согласно которой педагогика – это относительно самостоятельная научная дисциплина, имеющая свой объект и предмет исследования.

Объект науки – категория, обозначающая некоторую целостность, выделенную из объективного мира и выступающую в качестве области человеческой деятельности и познания.

Предмет науки – наиболее существенные отношения, стороны, свойства, признаки объекта, исследуемые с определённой целью данной наукой.

По мнению Сластёнина В.А., Исаева И.Ф., Шиянова Е.Н., и др. учёных в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием. Ещё А.

С, Макаренко указывал на ошибочность представления о том, что объектом педагогики является ребёнок. Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества.

Эти явления получили название образования.

Образование изучают многие науки (с разных сторон). Предмет педагогики – это образование как целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика – наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении его жизни (В. А. Сластёнин, С. А. Смирнов  и др.)

Педагогика – особая сфера человеческой познавательной деятельности и форма общественного педагогического сознания, ориентированные на познание педагогической действительности, производство системы достоверных знаний о ней в целях эффективной практики воспитания, образования, обучения, развития, самосовершенствования людей всех возрастов и групп, помощи им в полной жизненной самореализации, а обществу – в построении цивилизованной жизни граждан, развитии в благополучном будущем (Столяренко А.М.)

Любая наука выполняет функцию выработки и систематизации объективных знаний о действительности (в соответствии с предметом). В научной и учебной литературе (Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.)  выделяют следующие функции педагогической науки: теоретическую и технологическую, каждая из которых реализуется на трех уровнях.  

  1. Теоретическая функция педагогики реализуется на:
  2. описательном уровне (изучение передового и новаторского педагогического опыта);
  3. диагностическом уровне (определение состояния педагогических явлений, эффективности деятельности педагога и учащихся, а также условий, обеспечивающих эту эффективность);
  4. прогностическом уровне (раскрытие сущности педагогических явлений, нахождение глубинных явлений в педагогическом процессе, научное обоснование предполагаемых изменений).
  5. Технологическая функция педагогики  реализуется на:
  6. проективном уровне  (разработка методических материалов);
  7. преобразовательном уровне (внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью её совершенствования и реконструкции);
  8. рефлексивном уровне (оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания, последующая коррекция во взаимодействии научной теории и практической деятельности).
  9. В соответствии с названными выше функциями реализуются основные задачи педагогики как науки.
  10. ВОПРОС 2.
Читайте также:  Моря и внутренние воды россии - студенческий портал

Любое теоретическое построение требует чёткого разграничения между обыденными представлениями и научными знаниями. В обыденной речи воплощается повседневная практика воспитания и обучения.

Научные понятия передают педагогический опыт и знания в обобщённой форме.

Основные педагогические понятия, выражающие наиболее существенные свойства и отношения педагогического явления, принято называть также педагогическими категориями.

К основным педагогическим категориям относятся образование, педагогический процесс, воспитание, обучение, самообразование, самовоспитание. Педагогика широко оперирует также общенаучными категориями, такими, как развитие,  формирование, социализация.

  • Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних (природная и социальная среда, воспитание, коллективная деятельность, общение) и внутренних (анатомофизиологические предпосылки, собственная активность личности, реализуемая в деятельности), управляемых (воспитание и самовоспитание) и неуправляемых (объективное, стихийное влияние среды) факторов.
  • Формирование – процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.
  • Социализация – развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во  взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.
  • Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определённой воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
  • Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
  • Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
  • Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
  • ВОПРОС 3.

«Если нельзя требовать от воспитателя, чтобы он был специалистом во всех тех науках, из которых могут быть почерпаемы основания педагогических правил, то можно и должно требовать. Чтобы ни одна из этих наук не была ему совершенно чуждой, чтобы … он…стремился… приобрести всесторонние сведения о человеческой природе» (К. Д. Ушинский)

К настоящему времени педагогика оформилась как многоотраслевая наука, функционирующая в тесной взаимосвязи с другими научными дисциплинами.

Философия:

  •  составляет методологический фундамент педагогики;
  •  формирует категориальный аппарат науки в целом;
  •  даёт знания об общих законах развития природы, общества, мышления (теорию познания).

Социология:

  •  даёт педагогике знания о социальной среде формирования личности,  группах общества, социальных отношениях и позволяет раскрыть влияние среды на человека;
  •  характеризует взаимодействие человека, семьи, коллектива и общества.

Этика:

  •  дает знания о природе морали, её месте в системе общественных отношений;
  •  составляет основу нравственного воспитания личности.

Эстетика:

  •  дают знание о природе эстетического, художественной деятельности людей;
  •  образует основу художественного воспитания.

Экономика:

  •  обогащает педагогику знанием об экономических, производственных  процессах, влияющих на образование;
  •  даёт экономическое обоснование эффективности использования тех или иных  педагогических систем, образовательных технологий, организационных форм.

Медицина:

  •  раскрывает условия, пути и средства сохранения и укрепления здоровья людей;
  •  основа здоровьесберегающих технологий в образовании.

Физиология:

  •  является естественнонаучной базой педагогики (чтобы формировать личность, надо знать организм человека, жизнеобеспечивающие системы, высшую нервную деятельность).

Психология:

  •  наука о сознании и поведении человека;
  •  психология открывает законы развития личности, педагогика учит целенаправленно руководить им.

Кибернетика:

  •  как теория управления сложными динамическими системами, помогает интерпретировать педагогический процесс как процесс управления сложной педагогической системой.

Педагогика связана и с другими науками. Педагогическое знание носит междисциплинарный характер, ибо человек изучается многими науками, наряду с педагогикой, интегрирующей знание о человеке, использующей данные, теории, методы смежных наук. Однако педагогика является самостоятельной наукой, имеющей свой предмет, систему теорий, понятий,  собственные методы и средства достижения цели.

ВОПРОС 4.

Развитие связи педагогики  с другими науками приводит к выделению ее новых отраслей, пограничных научных дисциплин. Сегодня педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук. В её структуру входят:

  1. Общая педагогика – наука, изучающая наиболее общие закономерности, принципы, методы обучения, воспитания и образования человека независимо от его возраста, психофизиологических и личностных особенностей, получаемой профессии и разнообразия педагогических ситуаций.
  2. Включает:
  3.  методологию педагогики (учение о структуре, логической организации методов и средств педагогической деятельности, принципах построения, формах и способах научного познания в педагогике);
  4. дидактику (составная часть педагогики, теория образования и обучения, раскрывающая общие закономерности процесса обучения, вопросы содержания образования, принципы, цели, методы и организационные формы обучения, методологические проблемы урока, закономерности общего, политехнического и профессионального образования);
  5. теорию воспитания (составная часть педагогики, система основных идей, концепций, раскрывающих закономерности и взаимосвязи процесса воспитания, его содержание, методы и формы);
  6.  методику (составная часть педагогики, в которой рассматривается процесс обучения определённому предмету, разрабатываются нормативные требования к содержанию, преподаванию и учению);
  7.  историю педагогики (область педагогики, изучающая состояние и развитие педагогических идей в их единстве с различными видами учебно-воспитательной практики (от образовательной политики государства до образовательной  деятельности семьи, школьных и внешкольных учреждений) на разных ступенях развития человеческого общества, а также во взаимосвязи с современными проблемами образования);
  8. школоведение или управление образованием – междисциплинарная область, в которой рассматриваются теория и практика управления системой образования на региональном и муниципальном уровнях, организация и методы управления различными типами и видами образовательных учреждений, проблемы руководства педагогическим коллективом, организация и методы анализа деятельности в управлении школой, основы и методы управления инновационными процессами.
  9. Возрастная педагогика (пренатальная, педагогика раннего детства (ясельная), дошкольная педагогика, педагогика начальной школы, школьная педагогика, андрогогика, геронтогогика);
Читайте также:  Отделы водорослей и их краткая характеристика - студенческий портал

Профессиональная педагогика – область педагогической науки. В которой рассматриваются закономерности профессионального роста, содержание, формы и методы подготовки специалистов в системе начального, среднего и высшего профессионального образования.

Включает в себя: педагогику высшего профессионального образования, педагогику среднего профессионального образования, педагогику начального  профессионального образования, послевузовскую педагогику, военную педагогику, спортивную педагогику, театральную  педагогику и т.д.).

  • Коррекционная (специальная) педагогика – область педагогической науки, в которой рассматриваются психофизиологические особенности развития детей с физическими и психическими недостатками, пути и средства компенсации различного рода дефектов в умственном и физическом развитии.
  • Выделяют следующие области: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика, логопедия, соматопедия и др.
  • Специализированные и междисциплинарные области и направления: внешкольная педагогика, исправительно-трудовая (пенитенциарная) педагогика, компаративистская (сравнительная) педагогика, медиа-образование, мигрантская педагогика, этнопедагогика, педагогика толерантности (педагогика мира) и др.

Источник: http://samzan.ru/204672

Психологический взляд (PsyVision) — викторины, учебные материалы, каталог психологов

Свое название педагогика получила от греческих слов «пайдос» – дитя и «аго» – вести. В дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель». Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его в школу Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства «вести ребенка по жизни», т.е. воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие.

Со временем накопление знаний привело к возникновению особой науки о воспитании детей Теория очистилась от конкретных фактов, сделала необходимые обобщения, вычленила наиболее существенные отношения. Так педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей. Такое понимание педагогики сохранилось вплоть до середины XX века И только в последние десятилетия возникло понимание того, что в квалифицированном педагогическом руководстве нуждаются не только дети, но и взрослые. Самое краткое, общее и вместе с тем относительно точное определение современной педагогики следующее это наука о воспитании человека.

Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие.

Более точно педагогику можно определить как науку о закономерностях воспитания подрастающего поколения, взрослых людей об управлении их развитием в соответствии с потребностями общества. Раскрывая предмет педагогики, нельзя не коснуться ее категорий, т.е.

понятий, выражающих научные обобщения. К этим категориям относятся воспитание в широком и узком значении, образование, обучение, формирование и развитие.

Предмет и объект педагогики:

Предмет педагогики — целостный педагогический процесс направленного развития и формирования личности в условиях ее воспитания, обучения и образования. Объект педагогики — воспитание как сознательно и целенаправленно осуществляемый процесс.

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых, освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и приумножить этот опыт, и, в-третьих, — передать его следующему поколению.

Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и активного усвоения младшими поколениями социального опыта, необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к ученику, сопровождавший его в школу, прислуживающий ему на занятиях и вне их. Это греческое слово можно перевести как «детоводитель». Таким образом, «педагогика» в буквальном переводе с греческого — детовождение. Основными категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение.

Развитие человека – это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.

Воспитание в широком смысле представляет собой целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова — систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на воспитуемых с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

Читайте также:  Жан Поль Сартр и его философия - краткое описание жизненного пути и развитие в период духовного кризиса

Образование – процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно.

Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний. Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а деятельность учащихся — учением.

Поэтому обучение можно определить и так: обучение – это преподавание и учение, взятые в единстве.

В свете вышеизложенного педагогика предстает как наука о воспитании (имеется в виду «воспитание» в широком смысле); это наука, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения (здесь «воспитание» употребляется в узком смысле).

Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее обучения, образования, воспитания.

Общая педагогика – изучает и формирует принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения и воспитания. Составными частями общей педагогики являются теория воспитания и теория обучения (дидактика).

Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы обучения и воспитания студентов вузов.

Исправительно-трудовая педагогика занимается вопросами перевоспитания осуждённых.

Функции педагогики:

Теоретическая функция:

  • изучение передового и новаторского опыта (описательный уровень);
  • выявление состояния педагогических явлений (диагностический уровень);
  • проведение экспериментальных исследований (прогностический уровень).

Технологическая функция:

  • разработка методических материалов (планов, программ, учебных пособий и др.), определяющих нормативный план педагогической деятельности (проективный уровень);
  • внедрение достижении науки в педагогическую практику (преобразовательный уровень);
  • анализ результатов научных исследований (рефлексивный уровень).

Функции педагогической науки осуществляются в органическом единстве.

Исходя из этих функций, основными задачами педагогики являются:

  • анализ современного состояния и прогнозирование развития образования в будущем;
  • разработка теоретико-методологических основ образования;
  • выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами;
  • определение содержания образования в конкретных условиях;
  • разработка образовательных стандартов;
  • разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания;
  • изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогический инноваций;
  • внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику;
  • изучение истории развития образования и педагогической мысли.

Источник: http://psyvision.ru/help/pedagogika/42-pedagogika/472-ped001

Название этого раздела педагогики в переводе с греческого означает «поучающий»

Добрый вечер! Здравствуйте, уважаемые дамы и господа! Пятница! В эфире капитал-шоу «Поле чудес»! И как обычно, под аплодисменты зрительного зала я приглашаю в студию тройку игроков. А вот и задание на этот тур:

Вопрос: Название этого раздела педагогики в переводе с греческого означает «поучающий». (Слово состоит из 9 букв)

Ответ:    Дидактика (9 букв)

Если этот ответ не подходит, пожалуйста воспользуйтесь формой поиска. Постараемся найти среди 1 126 642 формулировок по 141 989 словам.

Разбор ответа по буквам:

  • Первая буква: д
  • Вторая буква: и
  • Третья буква: д
  • Четвертая буква: а
  • Пятая буква: к
  • Шестая буква: т
  • Седьмая буква: и
  • Восьмая буква: к
  • Девятая буква: а

Также слово является ответом на вопросы:

  • Раздел педагогики.
  • Основоположником какой науки был чешский педагог Ян Амос Коменский?
  • Раздел педагогики, излагающий общую теорию образования и обучения.
  • Теория образования и обучения.
  • Наука о принципах обучения.
  • Наука о методах обучения.
  • Ж. греч. искусство учить, научать или наставлять. Дидактический, поучительный, учебный, наставительный. Дидактик, дидаскал м. учитель, наставник, проповедник, поучительный писатель или поэт.
  • Учение о преподавании.
  • Часть педагогики, содержащая изложение общих методов обучения.
  • Часть педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения.
  • Как называется самый крупный комар-ручейник?  7 букв
  • Как называется съедобный плод, который на самом деле является ягодой. Он имеет широкое применение в кулинарии, от жарки до изготовления муки и вин. Наиважнейшее пищевое растение в странах, где климат влажный и жаркий.  5 букв
  • Как называются постройки из больших камней для которых привлекалось большое количество людей?  7 букв
  • Необъезженный конь, которого Александр Македонский укротил еще в юности, и служивший ему верой и правдой до сражения с царем персов Дарием. Имя этого коня?  7 букв
  • Как назывались пешие солдаты, составляющие основу армии Александра Македонского. Эти солдаты сражались в боевом порядке, который назывался фаланга?  7 букв
  • Назовите провинцию, расположенную в республике Конго?  7 букв
  • Медоносное дерево, распространённое на территории России, насчитывается их порядка 100 видов?  6 букв
  • Город от имени, которого была названа четырехместная карета с открытым верхом?  6 букв
  • Назовите фамилию французского изобретателя воздушного шара.  10 букв
  • Если основанием пирамиды является правильный многоугольник, а вершина проецируется в центр основания, то пирамида именно такая.  10 букв

В случае возникновения вопросов Вы можете обратиться к администрации сайта отправив письмо на support@pole-chudes-otvet.ru.

Сайт с ответами к игре Поле Чудес. © 2020

Источник: https://pole-chudes-otvet.ru/nazvanie-etogo-razdela-pedagogiki-v-perevode-s-grecheskogo-oznachaet-pouchayushhij-1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector