В этом году скорбный для всех учащихся день знаний выпадает аж на 3 сентября. И пока по улицам не потянулись стройные ряды гладиулосов, расскажу про образование в Иране. А оно отличается от нашего хотя бы тем, что дети в школу пойдут только 23 сентября.
Младшая, средняя и старшая школы в Иране
До пяти лет малыши ходят в иранский аналог наших детских садов – махд-е кудак. За год до школы в возрасте 5 лет ребенка можно отдать на подготовительные школьные курсы, но они не пользуются особой популярностью. Особых требований и экзаменов для поступления в школу нет.
Поэтому дети легко поступают и начинают школьное обучение с 6 лет. С 6 до 11 лет дети учатся в младшей школе – дабестан. После реформы образования 2012 года первые три школьных года предметы ведет один учитель-универсал.
В его задачу входит не столько додошная передача знаний по предметам, сколько стимулирование и направление учеников. Вместо запоминания используются метод исследования, когда ребенок не зазубривает факты, а самостоятельно приходит к выводам.
После 5 лет обучения в младшей школе дети сдают единый национальный выпускной экзамен по всем предметам и получают сертификат о начальном образовании.
Иранская средняя школа – рахнамаи – начинается для детей в 10 лет и длится три учебных года. Сдесь школьники получают первое разделение учебной программы для мальчиков и девочек. Если до этого те и другие проходили общие точные науки и гуманитарные дисциплины, то в средней школе девочкам начинают преподавать домоводство, а мальчикам – начальные знания довоенной подготовки.
Девочки изучают кройку, шитье, готовку и другие тонкости домоводства. Мальчики занимаются инженерными науками и механикой. В государственных школах для учеников средней школы есть специальное праспределение по предприятиям. Родители оплачивают эту «практику», чтобы мальчики раз в неделю могли работать подмастерьями и получать реальные навыки.
Восемь лет являются обязательным образованием.
Старшая школа начинается в 14 лет и называется дабирестан. Здесь начинается разделение на учащихся, которые пойдут поступать в ВУЗ и колледж, а так же деление по основным специальностям. Те, кто планирует в дальнейшем поступать в университет, выбирают теоретичекое обучение. Те, кто идет на средне-специальное образование, выбирают техническое и прикладное обучение.
В средней школе у детей уже должно быть понимание, в какой вуз или колледж они будут поступать в дальнейшем. Поэтому в старшей школе происходит деление на специализированные классы с уклоном на те предметы, которые понадобятся в будущей профессии. В старшей школе дети учатся 3 года, а затем еще год – специальной предвузовой подготовки. Итого – 12 лет.
Школьные предметы в Иране
Все предметы в школах ирана можно разделить на три направления. Точные науки – математика, химия, физика, биология, геометрия и тп.
Гуманитарные науки – персидский язык и литература, география, социальные дисциплины, иностранные языки. Исламские науки – арабский язык, чтение и толкование корана, история ислама.
Так же есть физкультура, в каждой школе своя – теннис, бадминтон, ролики, бег, общая физическая подготовка.
В средней школе начинается изучение иностранного языка, который ребенок выбирает сам. На выбор 6 вариантов – английский, немецкий, французский, итальянский, испанский и… русский. Последнему уделяют особое внимание последние полгода в виду политической ситуации в мире.
Некоторые представители власти в пику США хотят вовсе отменить изучение английского, другие наоборот – хотят сделать его обязательным с начальной школы. Как бы то ни было по иранскому телевидению есть множество каналов, посвященных изучению каждому из перечисленных языков.
Интересно, что некоторое время назад в иранских школах стали преподавать половое воспитание. До этого предмет считался запрещенным в Исламской Республике Иран , но теперь дети могут задавать все интересующие их вопросы.
В старшей школе для учеников, которые собираются поступать в университет, начинается деление на профильные классы – естественно-научные, медицинские и гуманитарные. Первый год старшей школы проходит финальное изучение общих предметов средней школы, но 2-3 год отводится на углубленные профильные дисциплины. Предполагается, что ученик уже определился с будущей профессией.
Школьные оценки и экзамены
В отличие от нашей пятибальной шкалы в Иране оценивают по 20-бальной. 0-6 означает неуд, 10-11 – равноценны нашей двойке и минимальному проходному баллу, 12-13 – тройка, 14-15 – четверка, 16-20 – пятерка.
Первый экзамен сдают по окончании средней школы, второй – после окончания старшей школы (здесь же выдается диплом о среднем образовании). Затем все ученики учатся годдва, чтобы получить сертификат довузовской подготовки, чтобы поступить в университет.
Так же школьники могут сдать экзамен конкур. Школьники, успешко сдавшие экзамен конкур приравниваются к международной степени бакалавриата. В отличие от нашего ЕГЭ иранский конкур – сдается по всем предметам, независимо от выбранной специальности.
А за время школьного обучения их больше 20! Например, будущие искусствоведы сдают химию, а программисты – персидскую литературу. Зачем сдавать кучу предметов, которые тебе не понадобятся? Позиция иранского правительства в этом вопросе непреклонна.
Образованный человек должен в равной степени обладать базой знаний в точных и гуманитарных науках, а так же в исламских и богословских дисциплинах.
Любопытно, что даже будущие исламские богословы обязаны сдавать биологию и проходить обязательный курс физики. Школьное и высшее теологическое образование не противит совеременной науке. Там вы не встретите обескураживающих концепций, вроде плосской земли.
Иран еще со времен древней персии пропагандировал гармонию разума и веры. Образовании в шиитском исламе рассматривается как источник права и опора религии.
Один из предметов – толкование корана – сегодня изучает множество тафсиров (комментариев богословов), которые аппелируют к совеременным достижениям науки.
Школьная форма для девочек в Иране
Школьное образование в Иране для девочек и мальчиков проходит отдельно. Но в институтах студенты участся все вместе. С 6-7 лет девочки учатся носить хиджаб и привыкать к исламскому дресс-коду. Он напоминает наши косынки и длинную рубашку (манто) которая прикрывает попу. Косынки и форма могут быть совершенно разных цветов от черного и белого, до розового и голубого. Ношение хиджаба прививается девочкам с раннего возраста вместе с основами религиозного воспитания и психологии. Это позволяет приспособиться, понять, что это естественно и удобно. Мальчики тоже носят форму – брючки, рубашку, жилетку.
Высшее образование в Иране
Высшее образование в Иране бесплатное, но есть ряд коммерческих вузов. Университеты получают мощную финансовую поддержку, позволяющую студентам не платить за обучение на протяжении всех лет. Сначала студенты учатся 4 года для получении степени бакалавра, затем 2 года магистратуры, после чего сдают экзамены и защищают дипломную работу. После идут 2 года аспирантуры. Многие иранцы проходят все этапы обучения, заканчиваю учебу только в 27 лет с докторской степенью в кармане.
В Иране находится один из самых, по многим направлениям – и Самый престижный университет Ближнего Востока – Тегеранский университет. Крупнейший и старейший классический университет Ирана, созданный по личному распоряжению Реза-шаха Пехлеви.
Правда, именно в стенах университета зародилось несколько политических и социальных движений, которые впоследствии поддержали Исламскую революцию и свергли режим шаха.
Сегодня в Тегеранском университете более 20 факультетов, включая передовые технологии и естественные нуаки, факультет изобразительных искусств, мировых исследований и филофии.
При институте раположены 20 исследовательских центров в областях биофизики, биохимии, неорганических перспективных и биоматериалов и мн.др. Тегеранский университет, а так же Технологический университет имени Шарифа и Университет Тарбиат Модарес входят в 1000 лучших университетов мира.
Хоузе-е эльмийе – духовные академии и религиозные исламские университеты. Один из самых известных – Джамаат-е Мостафа – расположен в Куме. Там же находится женский исламский университет Джамаат-е Захра, на территорию которого не пускают мужчин. На территории есть огромный бассейн, в который охотно ходят все жительницы Кума, снимая свой черный чадор и плавая в современных бикини.
В иранских вузах девушки и парни учатся вместе. Для девушек самые популярные специальности – медицина, гуманитарные науки, бизнесс и юриспруденция. Для парней – инженерные и строительные специальности, электроника и теника. Кстати, девушек в иранских вузах на 18% больше, чем парней. Последние годы они так же активно осваивают «мужские» специальности.
Интересные факты про образование в Иране
- Государственное финансирование образования в Иране одно из самых высоких в мире. Ежегодно на вузы и школы приходится 20% всех бюджетных расходов и 5% ВВП. Для сравнения, в 2018 году Россия выделила на образование всего 0,7% от ВВП.
- Школьное образование бесплатно и общедоступно, хотя есть и частные платные школы. К платным школам относятся так же SAMPAD – школы для одаренных детей. В них есть серьезные вступительные экзамены. Но есть и льготные бесплатные условия обучения для тех, кто наберет высокий балл.
- Школьные занятия начинаются в 7:30 и проходят с субботы по пятницу. Четверг и пятница в Иране – выходной для детей и взрослых. Однако, школы довольно лояльны к детям из иудейских семей, поэтому они могут не посещать занятия и в субботу. Шаббат все-таки.
- Каникулы в школе длятся с мая по конец сентября, а в институте между курсами – январские каникулы и каникулы с июня по сентябрь. Есть еще персидские новогодние каникулы на Навруз с 21 марта по апрель.
- Классы редко набирают больше 20 человек, чтобы уделить внимание каждому ребенку. В средней и старшей школе на предметы отводится не более 30 часов т.е. по 5-6 уроков в день.
- Школ-интернатов в Иране нет. Государство не занимается проблемами усыновления т.к. ребенок без родителей всегда остается на попечении ближних или дальних родственников. Даже среди коммерческих школ нет таких, где ребенок бы проживал все время.
Похожее
Источник: https://bazariran.ru/obrazovanie-v-irane-pro-shkoly-i-universitety/
Иран – кратко вся история
Исла́мская Респу́блика Ира́н находится в Западной Азии. Вплоть до 1935 г. назывался Пе́рсией.Площадь государства – 1,6 кв.км. Оно раскинулось на большей части Иранского и юго-восточной части Армянского нагорий. Свыше половины территорий занимают горы с отдельными вулканами, чередующиеся межгорными впадинами.
Государственный строй
Иран – конституционная монархия. Глава государства – шах. Двухпалатный парламент является высшим законодательным органом, состоящим из двух палат: нижней палаты – меджлиса (268 депутатов, избираемых народом) и верхней палаты – сената (60 сенаторов: половину из них избирает народ, другую половину назначает глава государства). Законы, принятые парламентом утверждает шах.
Население Ирана
На сегодняшний день население страны – около 83 млн человек. Коренное население – персы, они составляют половину всех жителей. На северо-западе страны обосновались иранские азербайджанцы (их различных источников – от 16 до 40 %).
Курды населяют Курдистан, Керманшах и др. провинции (их численность – от 5 до 10 %). В Иране также проживают мазендеранцы, талыши, гилянцы (на берегах Каспийского моря), туркмены (в Голестане).
На юго-востоке – белуджи, юго-запад заселили луры, бахтиары, арабы и другие этносы.
Государственный язык – фарси.
Многие века страна была лидирующим государством на Востоке. Иран – технологически развитое государство, богат нефтью и газом.
Древний Иран
Ученые на основании письменных источников полагают, что возраст Ирана – около 5000 лет.
Первое ираноязычное государство Элам возникло до нашей эры в III тысячелетии и находилось юго-западнее современного Ирана.
Общество Элама испытывало на себе большое влияние шумеро-аккадской культуры, откуда на смену иероглифике пришла клинопись. В период расцвета Эламское государство простиралось от Евфрата до Центрального Ирана.
Тысячелетие спустя на эту территорию пришли племена, говорящие на индоиранских языках – арии. В переводе с древне-иранского Иран – это Страна ариев. Так называется она в собрании древних текстов зороастризма – Авесте.
На рубеже VI II — VII веков до н. э. на территории Ирана возникло Мидийское царство. Ираноязычные мидяне переместились в Мидию из Средней Азии (или с Северного Кавказа) и установили свою власть над частью иранских территорий, разгромив ассирийцев, а также подчинив Урарту и север Месопотамии.
Ахемениды
550 г. до н.э. воцарение в Персии рода Ахеменидов. В 553 г. до н. э. Кир начал войну с мидийцами, захватил Экбатаны и провозгласил себя царём Мидии и Персии, в 546 г. до н.э. построил столицу Пасаргады, а Кир II Великий в 529 г. до н. э. завоевал все земли Западной Азии.
Персидский воин
Легенда о происхождении Кира
Однажды правителю Мидии по имени Астиаг явилось во сне будто в чреве Манданы – так звали его дочь – забил источник и затопил Азию. Мудрецы поведали царю, что скоро у него родится внук, который лишит его царства. Астиаг испугался и отдал Мандану замуж за скромного персидского вельможу.
Вскоре на свет появился внук по имени Кир, и снова царя посетило видение. Тогда Астиаг приказал слуге умертвить младенца. Гарпак, так звали вельможу, отнес Кира в лес, но не стал сам убивать ребенка, а поручил это сделать местному пастуху. В это время у пастуха тоже родился ребенок, но умер. Несчастные родители решили оставить внука Астиага себе.
Кир рос лидером среди детей черни. В играх они называли его царем. Но не все повиновались царскому отпрыску и однажды венценосный внук поколотил сына вельможи и за это был для наказания доставлен Астиагу. Тот сразу узнал своего внука по знакомым чертам.
Так как Кир уже был избран детьми царем, то Астиаг успокоился и отправил мальчика в Персию к родителям. И что же? Кир поднял восстание и разбил войско своего деда.
После Кира II на трон взошел Дарий I, жестоко расправлявшийся с непокорными племенами во время военных походов. Время его правления — 522-486 гг. до н.э. При нем империя раздвинулась до Балкан и Инда и стала могущественным государством.
Кир II Великий
Дарий I
В 512 г. до н.э., преодолев Босфор, персы устремились покорять Кавказ. Но скифы, не вступая в стычки с крупными силами пришельцев, измотали их бегством. Жгли на пути войск траву, закапывали источники с водой. В конце концов персы вынуждены были поворотить назад и вернуться в Персию прежним путем.
Потомки Дария ослабили железную дисциплину в сатрапиях. Мятежи и беспорядки расшатали управление страной.
330 г. до н.э. — время выступления против ослабленного персидского войска Александра Македонского и начало конца Ахеменидов.
Александр Македонский
Парфия и Сасаниды
Когда в 323 г. до н.э. не стало Александра Македонского, развалилась и его огромная империя. Часть земель вошла в Селевкию. Парфийский правитель Митридат I выступил против Селевкидов, покорил Междуречье и Персию.
I в. до н.э. – начало продолжительной войны Парфии с римлянами. Воспользовавшись обстоятельствами, персидский царь в 224 г. до н.э. нанес поражение царю Парфии, основал Сасанидское государство и продолжил бороться с римлянами.
Сасанидский царь Хосров I (531—579) захватил Антиохию, Египет, часть Аравийского полуострова, разгромил государство таджиков. Победы способствовали расцвету иранской культуры и развитию торговли. Хосров II, правивший в 590-628 гг., продолжил воевать с Византией, но потерпел крах, был схвачен восставшими и казнен. Тем временем на юге страны появился новый враг – арабы.
Арабское завоевание
Арабские воины VII векаНабеги арабов на Иран Сасанидов продолжались с 632 г. в течение двух десятилетий. В 637 г. персидские воины были сокрушены в сражении при Кадисии, после чего Персия стала частью Халифата Омейядов. С этого времени арабы начали приобщение иранцев к исламу, оказавшему значительное влияние на персидскую культуру.
Начался золотой век ислама.
В 750 г. Аббасиды отправились завоевывать Дамаск, Багдад, тогда Омейяды подарили автономию персидским губернаторам, и в 822 г. губернатор Хорасана объявил себя родоначальником династии Тахиридов, освободившись от арабской зависимости. В 900 г. Хорасан и восточный Иран вошли в состав империи Саманидов.
Тюркские и монгольские завоевания
Арабизация в Иране вызвала сопротивление со стороны народа и не прижилась. Начался расцвет языка фарси и литературы на фарси. Большой популярностью пользовалась поэма Фирдоуси «Шахнаме».
В 962 г. Саманиды распались, и Иран влился в государство Газневидов, куда в 11 веке началось вторжение тюрок, в том числе сельджуков. Империя Сельджукидов в результате феодальной раздробленности вскоре распалась на султанаты.
В 11-12 веках в султанатах обострилась классовая борьба между имущими и неимущими. Эта борьба вылилась в противостояние между суннитами (феодалами, купцами) и шиитами (бедняками, крестьянами, ремесленниками).
В 1220 г. Чингисхан атаковал земли северо-восточного Ирана. Монгольские воины разорили многие персидские провинции, нещадно уничтожая население. Пришли они и в Хорасан и властвовали над ним до половины XIV века.
Во времена правления Тамерлана великолепные иранские мастера создали в Самарканде такие архитектурные шедевры, как мавзолей Гур Эмир и многие др.
Шах Исмаил I подчинил себе весь Иран и в 1501 г. провозгласил себя шахиншахом. В стране царил ислам шиитов.
В 1722 г. во времена правления династии Афшаридов при Надир-шахе началась война с Индией. Границы Ирана раздвинулись до Амударьи. Суннизм стал государственной религией.
Династию Афшаридов сменили Зенды, а затем Каджары. Именно во время правления Каджаров Персия вела безуспешные войны с Россией и потеряла земли Азербайджана и Армении.
В 1906 г. в Иране свершилась революция. В 1916 г. в страну вторглись британцы. В 1921 г. РСФСР признала независимость Ирана.
В 1925 г. шахом был провозглашен Реза-хан Пехлеви. Началась индустриализация страны.
Реформатор Мохаммед Мосаддык, правивший с 1951 г., национализировал нефтяную отрасль.
В 1963 г. за радикальные реформы из Ирана был выслан видный шиитский богослов Аятолла Хомейни. В стране началось волнение и протесты.
В 1979 г. революционным путем была установлена республика.
Исламская республика
Шах Пехлеви покинул страну. Монархия пала. На родину вернулся аятолла Хомейни. Временное правительство управляло страной до принятия конституции. 31 марта
Источник: https://www.istmira.com/drugoe-razlichnye-temy/17765-iran-kratko-vsja-istorija.html
Весь Иран за 10 дней: полное погружение
Проехать по самым ярким городам страны и рассмотреть все оттенки персидского колорита
Эта поездка создана для тех, кто хочет всего за 10 дней изучить многогранную персидскую культуру и увидеть главные достопримечательности самых значимых городов Ирана. Вы получите невероятный опыт и с головой погрузитесь в красочный и гостеприимный мир!
За 10 дней путешествия вы проедете по самым колоритным и значимым городам центральной части Ирана: окунетесь в водоворот столичной жизни Тегерана, прогуляетесь по древним улицам зороастрийского Язда, полюбуетесь великолепной архитектурой Шираза, почувствуете дыхание веков в царском Персеполисе, заглянете в ремесленные мастерские Исфахана, увидите лучшие персидские ковры в Кашане и лучшую керамику – в священном городе Куме. Каждый город на нашем пути будет по-новому раскрывать для вас историю и колорит многоликого Ирана.
Вы поймете особенности самобытной культуры Ирана и познакомитесь со всеми её гранями. Побываете в прекрасных мечетях и заглянете на яркие восточные базары, где можно купить всё на свете. Увидите, как в ремесленных мастерских создаются настоящие произведения искусства.
Попробуете блюда иранской кухни и даже научитесь готовить некоторые из них на кулинарном мастер-классе. Проведете день среди иранских кочевников, увидите изнутри их уникальный быт и повседневные занятия.
Вы получите полное представление о персидской культуре, наполненной запахом специй и раскрашенной всеми красками мира.
+8
Путешествие начнется в аэропорту Тегерана, куда вы добираетесь самостоятельно (удобнее прямым рейсом Аэрофлота). Всю поездку вас будет сопровождать опытный русскоязычный гид, прекрасно знакомый с культурой и историей Ирана.
День 1 — Первый день в Тегеране
После прилета в Тегеран и отдыха в гостинице вам предстоит познакомиться с «воротами» Ирана, его столицей.
Вы рассмотрите дворец-шкатулку Голестан, который находится посреди современных зданий и создает замечательный архитектурный контраст. После шумных городских улиц вы сможете попасть в умиротворенную тишину старинного дворца, где короновался последний шах Ирана.
Затем в Центральном банке Ирана вы посетите Музей драгоценностей с коллекцией сокровищ, принадлежавших иранским шахам, а также археологический музей с удивительными находками. А вечером вы сможете увидеть Тегеран с высоты птичьего полета, поднявшись на башню Милад.
Подробнее
День 2 — Особенности иранской кухни и кулинарный мастер-класс
Сегодня вас ждет знакомство с местной кухней, которая уходит корнями в глубокую древность.
Вы убедитесь на практике, что иранцы до сих пор для физического и душевного здоровья делят пищу на «горячее-холодное». На городском базаре вас познакомят с разными специями, без которых не обходится приготовление традиционных блюд. Кроме того, вы сможете сами приготовить что-нибудь из иранской кухни под руководством местных поваров!
- Вечером, полные новых впечатлений и удивительных рецептов, мы вылетаем из Тегерана в город Язд.
- Подробнее
День 3 — Зороастрийский город Язд
Этот день посвящен знакомству с атмосферным Яздом – городом зороастризма, древнейшей религии Ирана.
Вы пройдете по узким улочкам Старого города, исторического района Язда, рассматривая старые дома с плоскими крышами и таинственные арки. Здесь же мы посетим Пятничную мечеть с очень высокими минаретами, а в саду Довлат Абад посмотрим на устройство бадгиров – ветряных башен, которые до сих пор служат на юге Ирана своеобразными кондиционерами.
Вечером отправимся в Харанаку, где вы сможете походить по крышам старых домов и увидеть покинутую жителями деревню. А на ночь вернемся в комфортабельный отель Язда.
Подробнее
Посмотреть всю программуВся программа
+2
В каждом городе Ирана вы будете останавливаться в 3 и 4-звездочных отелях:
- Тегеран — отель Jahan hotel 3*
- Язд — отель Moshir al Mamalek hotel 4*
- Шираз — отель Karim Khan hotel 3*
- Исфахан — отель Setare hotel 4G*
Даты поездки 6 — 16 сентября, группа до 10 человек, стоимость тура $ 1890 за человека (двухместное размещение) без перелета. Оставьте заявку или задайте свои вопросы по поездке. Мы также всегда на связи по телефону: +7 (499) 272-6859
Источник: https://experience.tripster.ru/iran-10-days/
О программе
В основу образовательной программы положена идея о том, что события и явления современной религиозной, политической и экономической жизни Исламской Республики Иран не могут быть адекватно интерпретированы без хорошего знания средневековой культуры мусульманского Ирана и без знакомства с историей и культурой Древнего Ирана. Изучение культуры, в свою очередь, должно иметь в своей основе знание как классических языков (классический персидский и арабский), так и современных (современный персидский, арабский). Кроме того, специалист по современному или средневековому Ирану не может обойтись без знаний по истории сопредельных регионов, в тот или иной исторический период составлявших культурное или политическое единство с территорией современного Ирана: Ближнего Востока, Кавказа и Закавказья, Средней Азии, Афганистана, Северо-Западной Индии.
По этой причине именно на изучении персидского и арабского языков, персидской литературы и истории Ирана и сопредельных областей будут сосредоточены основные усилия студентов. Во всех курсах по профилирующим предметам большое внимание уделяется чтению и анализу текстов, с тем чтобы привить студентам навыки научной работы, основанной на анализе достоверных источников.
Программа имеет своей целью возрождение традиции подготовки филолога-ираниста, во многом утраченной в последние десятилетия.
Её главная цель – дать студентам как можно более полные знания не только о языках, истории и литературе Ирана, но и о той сложно устроенной и многосоставной культуре, внутри которой они существуют и развиваются.
Программа также предусматривает знакомство студентов с методологией современных языкознания, литературоведения и истории.
Культура Ирана с эпохи раннего средневековья развивалась в рамках мусульманского религиозного канона, поэтому огромное значение для подготовки филолога-ираниста имеет изучение арабского языка, религиозной доктрины ислама и арабо-мусульманской философии.
Средневековый Иран является также наследником богатейшей древней традиции, основывавшейся на ином религиозном каноне – зороастрийском. Подготовка квалифицированного ираниста требует поэтому ознакомления с языками, историей и культурой доисламского Ирана.
Учащиеся будут иметь возможность углубить свои знания в интересующей их области, выбрав на втором году обучения двухгодичный майнор – комплекс курсов, объединённых по региональному, хронологическому или иному принципу.
Что я буду изучать?
Языки:
- современный персидский язык; изучается на протяжении всех пяти лет обучения; студенты осваивают современную литературную норму и тегеранский диалект; уровень выпускников позволяет читать специальную литературу, художественные произведения и исторические источники на персидском языке, читать, воспринимать на слух и переводить общественно-политические и художественные тексты, тексты бытовой, общекультурной, исторической, религиозной и литературоведческой тематики, а также поддерживать беседу и составлять письменные тексты различной тематики.
- классический персидский язык; изучается на втором и третьем курсе как язык всего корпуса текстов средневековой персидской словесности.
- арабский язык; изучается на третьем, четвёртом и пятом году обучения как второй восточный язык; курс предполагает освоение как классического, так и современного литературного арабского языка; уровень выпускников позволяет читать, воспринимать на слух и переводить тексты различной тематики.
- среднеперсидский и древнеперсидский языки; изучаются в рамках курса «История персидского языка» на четвёртом курсе.
Лекционные курсы:
- Введение в востоковедение;
- История изучаемого региона;
- История восточных цивилизаций;
- История персидской литературы;
- Введение в языкознание;
- Религиозные системы Ирана;
- Арабо-мусульманская философия;
- Коран как основополагающий религиозный текст культуры;
- Современная персидская проза;
- Материальная культура и искусство Ирана;
- Ключевые тексты классической персидской литературы.
Наряду с перечисленными выше дисциплинами профессионального цикла и обязательными для всех студентов общими предметами образовательная программа «Язык и литература Ирана» предусматривает курсы по выбору, которые помогут учащимся углубить свои знания в области литературоведения, лингвистики или истории.
Какие задачи я смогу решать?
Выпускник пятилетнего бакалавриата «Язык и литература Ирана» готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская, переводческая, аналитическая, культурно-просветительская, педагогическая. Выпускник пятилетнего бакалавриата должен уметь:
- в научно-исследовательской деятельности: читать, переводить и комментировать исторические и литературные источники; осуществлять научные исследования по истории, литературе и культуре средневекового и современного Ирана и представлять результаты своих исследований в форме статей и докладов на научных семинарах и конференциях; составлять аналитические обзоры, аннотации и рефераты;
- в переводческой деятельности: осуществлять перевод классических памятников, перевод произведений современной литературы, газет, журналов, теле- и радионовостей, устный последовательный перевод;
- в экспертно-аналитической деятельности: подготавливать аналитические статьи и пресс-релизы по политической, религиоведческой, культурологической и социальной проблематике;
- в педагогической деятельности: преподавать современный и классический персидский языки, читать лекционные курсы по истории персидской литературы, истории Ирана, религиям Ирана и т. п.
- в культурно-просветительской деятельности: заниматься популяризацией знаний о культуре Ирана и иранского мира в СМИ, публичных лекциях, теле- и радиопередачах и иных формах.
Преимущества программы:
Выпускник пятилетнего бакалавриата будет иметь возможность за годы обучения приобрести широкие познания в области истории, литературы, религиозных систем, философии и искусства Ирана с древности до наших дней, будет владеть двумя современными восточными языками – персидским и арабским – и иметь богатый опыт чтения памятников средневековой словесности на классическом персидском и арабском языках. Он также получит знания в области методологии современных языкознания, литературоведения и исторической науки. Это откроет перед выпускником широкие возможности выбора как при желании продолжить образование, так и в случае решения начать профессиональную деятельность.
Окончив пятилетний бакалавриат по образовательной программе «Язык и литература Ирана», выпускник получит возможность выбора между исследовательской и культурно-просветительской деятельностью, связанной с различными аспектами классической культуры Ирана, с одной стороны и возможностью практической работы в СМИ или в сфере ирано-российских взаимоотношений – с другой. Уровень владения современным персидским языком позволит выпускнику, при желании, продолжить образование в Иране.
Преимущество программы состоит также в том, что знание классического персидского языка, истории и культуры древней и средневековой Средней Азии и Афганистана позволит выпускнику в кратчайшие сроки освоить дари и таджикский языки и со временем в случае необходимости переквалифицироваться в специалиста по этим регионам. Знание дари и таджикского расширит круг возможностей по трудоустройству выпускника – например, позволит строить карьеру в международных организациях, подобных Международной организации по миграции.
Преимущество программы «Язык и литература Ирана» ИКВИА НИУ ВШЭ по сравнению с другими вузами заключается и в том, что студент пятилетнего бакалавриата имеет возможность самостоятельно выбрать комплекс курсов (майнор), отвечающий его профессиональным интересам.
Студенты будут изучать выбранные в рамках майнора дисциплины на втором и третьем годах обучения. В рамках Факультета гуманитарных наук с 2016 г.
осуществляется выбор студентами бакалавриата майноров, организованных по различным принципам: хронологическим (медиевистика, антиковедение), страноведческим (Франция, Германия, Италия и др.), научным полям («Современные методы в гуманитарных науках»).
Таким образом, уже на втором курсе студент получает возможность самостоятельного выбора комплекса курсов, необходимых ему для дальнейшего совершенствования в профессии.
Источник: https://www.hse.ru/ba/iran/about
Самый древний город Ирана
Только ради этого глиняного города стоит ехать в Иран. Увидеть самые настоящие лабиринты древних улиц, по которым гуляешь с ощущением, что ты среди декораций к фильму о Древней Персии или о какой-то исчезнувшей цивилизации. В какие-то моменты город даже кажется не настоящим.
На самом же деле Йезд — очень древний город, ЮНЕСКО признало его городскую застройку второй по возрасту в мире, хотя в Википедии в списке самых древних городов мира Йезда нет вовсе.
Самый он или не самый, оставим этот вопрос историкам и археологам, но то, что он невероятно колоритный и необычный, с этим спорить сложно. А еще в Йезде удивительно мало туристов. Большинство едет в Исфахан и Шираз, оставляя Йезд вне зоны своего внимания. И совершенно зря.Представляю вам вторую часть рассказа о Йезде.
В этом посте не будет историй о задержании полицией, поисков проходов на крыши и т.д., все было в предыдущем, где я показал, как выглядит потрясающий желтый город сверху. Теперь посмотрим на него взглядом обычного прохожего, человека, прогуливающегося по бесконечным галереям города-рынка, теряющегося в лабиринтах глинобитных улиц и среди простых городских жителей…
Если вы решите приехать в Йезд, обязательно поселитесь в самом центре этого города, в одном из отремонтированных караван-сараев. Тогда вы окажетесь прямо в эпицентре потрясающих древних улиц-лабиринтов, образованных построенными встык друг с другом традиционных домов из необожженного кирпича-сырца.
Для фотографов эти лабиринты, арки, ниши и проемы — настоящий клад. Ныряя в очередную улочку, ты не знаешь, что ждет тебя за поворотом — новый лабиринт, лавка старьевщика или вход в одну из галерей рынка. А может быть караван-сарай или ресторанчик. Или вход в жилой дом… Или дети, играющие между домами…
Куда ни повернешь голову — хоть картину пиши. Неудивительно, что мне так хотелось остаться в Йезде еще хотя бы на один день
Очень интересно присматриваться к стенам домов, рассматривать двери и оформление входов. Окон здесь почти нет, все освещение получают через проемы в купольных крышах, которые я показывал в рассказе о Йезде сверху.
Табличка с названием улицы. Дублирования на английском, как в Тегеране или Исфахане, нет. Вообще, удивительно, как почтальонам удается ориентироваться в этих бесконечных лабиринтах. С другой стороны, когда ходишь здесь каждый день, знаешь их, как свои пять пальцев)
Это одна из моих любимых фотографий не только из Йезда, но и со всей поездки в Иран. Сделал я ее буквально через 5 минут, после того, как мы вышли из отеля прогуляться вечером в день приезда. История и современность. Детство и старость. Яркое и черное…
Возраст улиц и домов очень разный. Здесь можно встретить и те, которым несколько сотен лет, и построенные совсем недавно. Причем, очень часто у нового дома соседи могут быть очень преклонного возраста.
Восток есть восток. Рано или поздно любая улица приводит к базару. Базар — это все для восточного города, ведь вся жизнь, все деньги — здесь, на базаре… Тележки с товарами, которые толкают уставшие грузчики или сами торговцы, лучшее подтверждение того, что вы приближаетесь к базару.
Галереи базаров, как правило, построены более основательно, чем простые дома. Именно поэтому многие базары в Иране существуют не одну сотню лет практически в неизменном виде.
Здесь фактуры уже совсем другие, но это не значит, что они не интересные. Скорее даже наоборот, этот контраст вносит новые нотки в общее впечатление о Йезде
Надоело идти по галерее? Смело сворачивайте в одно из ответвлений и снова окажетесь на улочке, среди глиняных домов и бадгиров.
Главное, гуляя по улочкам и галереям, не торопиться и внимательно рассматривать все вокруг… Бояться, что воришка, увидев зеваку, обчистит ваши карманы, не нужно. В Иране не воруют совсем, за это можно лишиться, как минимум, трех пальцев (если поймали на воровстве первый раз), а то и вовсе руки (если во второй раз).
Посматривайте вверх, вдруг увидите лестницу, ведущую на крышу и открытую дверь. Виды сверху на город потрясающие, вчера вы могли это оценить
Если любите восточные базары, обязательно прогуляйтесь по галереям в торговые дни. Многих товаров вы не увидите нигде больше, кроме Ближнего Востока. Рынок в Йезде сильно отличается от рынка в Исфахане или Ширазе — здесь намного больше старины, необычных изделий ручной работы и серебряных украшений
Лавка с четками. Такого их разнообразия я не видел никогда!
Или вот, например, лавка с кальянами. Сотни самых разных, на любой вкус и кошелек.
Трубок для кальянов и вовсе тысячи.
Попетляв по глиняным лабиринтам, торговым галереям, рано или поздно вы выйдете на привычные улицы с проезжей частью, магазинчиками и мастерскими. Довольно редко можно увидеть здесь пустые улицы и закрытые лавки, но в пятницу вечером так всегда. Пятница — это праздничный выходной день у мусульман.
В Йезде довольно часто встречаются расписанные стены домов. Причем, это не граффити в привычном нам понимании, а добротно и с душой сделанные рисунки на различные темы, в том числе и по мотивам зарубежных мультфильмов
Больше всего нам понравились подобные «оживления» «мертвых» серых стен домов без реальных проемов нарисованными дверьми с жителями и даже окнами
Панорама центра Йезда — мечеть Амир-Чакмах
Иран — рай для автонекрофилов. Здесь на улицах можно встретить очень много довольно древних машин. Правда, 99% из них иранского производства. Каких-то других раритетов, к сожалению, не найти
Традиционно на иранских улицах много питьевых фонтанов. И если в других городах они представляют собой невзрачные бетонные или гранитные чаши/постаменты, то в Йезде это вот такие головы львов
Самые известные бадгиры Йезда около мечети Амир-Чакмах. Их можно увидеть на многих фотографиях города, в том числе и в Википедии.
Информация для тех, кто любит музеи. Есть здесь уникальный музей воды. Почему уникальный? Уникальность касается скорее не самого музея, а представленного в его экспозиции способа доставки воды в город, который используется в Йезде с древних времен.
Дело в том, что Йезд расположен в очень сухой местности без дождей, рек и озер, поэтому проблема водоснабжения города всегда стояла очень остро, пока не была придумана знаменитая система «канатов» (араб.
qanat, ганат, кяриз, кариз) — традиционная подземная гидротехническая система, совмещающая водопровод и систему орошения.
В XVII веке путешествующий по Персии купец Федот Котов посетил древний город Султанию. В своих заметках путешественника он описал водовод, направлявший воду с гор и тянувшийся на двадцать с лишним верст. Этот водовод состоял из подземных искусственных рек, называемых канатами.
Жители Персии не были знакомы с технологией бурения скважин, и строительство канатов было единственным способом обеспечить население пустынной местности водой. Длина канатов может достигать десятков километров, а их глубина 200 метров! Это глубина колодцев у подножия гор — истока каната.
В городе водоносные слои выходят ближе к поверхности и пролегают на глубине 5-10 метров. Суть технологии заключается в том, чтобы прокопать подземный тоннель от водоносного слоя в горах до потребителей в долине. В начале, в горах, подбирали подходящее место, откуда пойдет канат.
Делали тестовую вертикальную шахту до водоносного слоя, в течение нескольких дней периодически опускали в неё кожаную корзину и проверяли, сколько воды набралось. Самый глубокий обнаруженный на сегодня колодец – 275 м. Копать начинали обычно от города к источнику.
Рабочие, мухагни, каждые 20-50 м копали вертикальную шахту диаметром примерно 1 м, для удобства изъятия материала наверх. Материал (земля, глина, песок) укладывался вокруг отверстия, так что получался холмик, а в целом получалась цепочка холмиков, которые можно и сейчас увидеть проезжая по окрестностям Йезда.
Тоннель должен иметь небольшой наклон в сторону города, чтобы вода не задерживалась и стекала, но при этом делала это медленно и не размывала стены тоннеля. Для этого следующие вертикальные шахты копались менее глубокими, глубина проверялась по веревочному отвесу.
Направление определялось с помощью натянутой на поверхности веревки от текущей вертикальной шахты до следующей. Если требовалось, то стены тоннеля укреплялись кольцами из обожженной глины. Далее уже в городе либо строили небольшой бассейн, откуда могли брать воду желающие, либо канат заводился в хранилища воды.
Эти девочки в фиолетовом нас покорили. Яркие, выделяющиеся на улицах древнего города, веселые, задорные и очень любопытные. Нам повезло, что мы проходили мимо их школы в тот момент, когда закончились занятия и дети разбегались по домам. Некоторых из них забирали родители, но основная масса направлялась домой самостоятельно. Но нужно было перейти дорогу…
В Йезде очень многие ездят на велосипедах. Это вам не Тегеран с его миллионами древних мотоциклов
Вот таким мне и запомнился Йезд — провинциальным, милым, приветливым, улыбчивым и совершенно не похожим на остальные иранские города…
Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a46786e3c50f77c93ceb878/5a5f37a39b403ce229567bce