Ф. Энгельс и его философия — кто такой и какие теории он продвигал?

В книгах «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и «Роль труда в процессе превращения человека в обезьяну» представлен ряд ассоциаций с эпохой советского времени.

Самое большее преимущество того времени, я лично считаю, наличие идеологии в обществе. При этом немецкий философ отвергал все идеологическое и признавал единство противоречий.Ф. Энгельс и его философия - Студенческий портал

Рассмотрим базис Фридриха Энгельса и основные идеи по вопросам философии, а главное социологии. У нас есть шанс понять, чего не хватило СССР для выживания.

Кто такой Энгельс и какие теории он продвигал?

Основной гипотезой Фридриха была трудовая теория. Труд реально делает нас более человечными, мы становимся менее агрессивными, но в тайне ждем достойной оплаты, немного рыча, как обезьяны. Об этой научной доктрине ученого говорят мало, но Энгельс изучал историю возникновения языков мира на основе звукоподражательной теории.

Он считал, что крики животных и голоса птиц, изначально обитающих в ареалах, сопутствуют будущему диалекту населения, проживающего там географически. Теории воспитания Энгельс отдал немало времени. Грамотный процесс воспитания человека активно влияет на развитие социальных, демократических, а также исторических процессов государства.

Основная идея книги «Диалектика природы»

Энгельс обычный человек, поэтому его так тянуло к природе. При этом диалектикой он называл процесс разговора о насущных проблемах, которые требуют скорейшего изменения.

Из учения следует, что большинство вещей заменяются самостоятельно, соответствуя спиральному ходу развития истории, когда процессы повторяются, но уже с учетом открытий и технического прогресса.

Полностью отказавшись от мистики и метафизики, Фридрих оставил нашему читателю место для конспирологических суждений основных истин творения, которое он даже не успел завершить.

Термин диалектика пришел из Древней Греции, поэтому философ не изобретал ничего нового, он попросту объединил мысли Платона, Гегеля и Канта вместе.

Природа позволяет человеку и обществу повышать уровень мышления, при этом развитие рождается в споре, как и любые открытие подвергаются сомнению и корректируются человеком, либо внешней средой.

Энгельс и его книга «диалектика природы» важнее продвижения коммунистических идей ученого, хотя верить во что-то метафизическое нам никто пока запретить не может, до тех пор, пока не удастся заглянуть за кулисы и понять секреты многочисленных фокусов Вселенной.

Ф. Энгельс и его философия - Студенческий портал

О чем книга «происхождение семьи, частной собственности и государства»?

Фридрих Энгельс основные свои идеи раскрыл в данном произведении. Он доработал учение Моргана и наложил на него свои «мохнатые коммунистические лапы». Определяющим моментом истории он признавал производство и воспроизводство жизни. При этом он разделил общество на две вида: те, кто обслуживает человека, а вторая половина воспроизводит человечество, рожая детей.

В идеале сочетание двух категорий – развитие труда и происхождение семьи, что не так просто на первый взгляд. Фридрих изучил зависимость от качества производства и товаров на процесс укрепления родовых связей, в одном месте убывало, а в другом прибывало.

В творении он разделил общество на стадии развития: дикость, варварство и цивилизация, а их в свою очередь на три уровня: низшая ступень, средняя и высшая.

Ф. Энгельс и его философия - Студенческий портал

Рыночная экономика полностью зависит от прав на частную собственность. Об этом как никто другой знает текущая власть, подсаживая население на кредиты, а также мощные ипотечные процессы.

«Отобрать и поделить» — кричал Карл Маркс, а Энгельс спокойно рассудил, что общество сменится иным обществом, постепенно классы отойдут на второй план, а государство перестанет существовать.

«Человек мира» — это звучит гордо.

Главная мысль книги «Роль труда в процессе превращения человека из обезьяны»

Основные идеи философа пришли из учения Дарвина, но Фридрих постарался найти еще больше доказательств обратного, специально для приверженцев противоположной теории. Труд – источник богатства, но он даже большее, чем это.

Благодаря труду, обезьяна смогла эволюционировать в некое создание, которое способно качественнее мыслить, анализировать и говорить. Свое развитие получили рука и качество речи, но без труда не вытащишь и человека из макаки.

Остается пойти к зеркалу и лишний раз убедиться в правоте Энгельса, а после пойти трудиться, чтобы не деградировать в обратную сторону. Происхождение человека логично по обеим теориям ученых, поэтому читателю позволительно придерживаться любой из них.

Ф. Энгельс и его философия - Студенческий портал

Основные идеи Фридриха Энгельса

Составим список основных идей философа, общественного деятеля, политика, писателя и ученого:

  • Философия диалектического материализма.
  • Грамотный воспитательный процесс человека.
  • Труд – основное средство обогащения и развития.
  • Производство и воспроизводство двигает общество вперед.
  • Ход истории и смена общества не зависит от него самого.
  • В философии обязательно должны быть противоречия.
  • Истина между консервативной жизнью и революционными преобразованиями.

Итогом исследовательской жизни Энгельса стали несколько десятков актуальных на сегодняшний день трудов по философии, политологии, социологии, экономики и культуре.

Источник: https://SilaMira.ru/ehngels-fridrih-osnovnye-idei/

Георг Вильгельм Фридрих Гегель, биография

И до него создавали целостные философские концепции. Не он первый говорил о мировом разуме и его реализации в материальной субстанции.

Законы диалектики были придуманы и введены в философию задолго до появления Гегеля, но только он сделал диалектику основным законом развития.

Догегельянские философы видели в противоречии ребус, который необходимо разгадать, или досадную преграду, которую следует преодолеть. Гегель увидел здесь двигатель прогресса и смысл истории.

Будучи идеалистом, он вдохновлял революционеров, чьи идеи оказались не менее идеалистичными. Работоспособность Гегеля и сила его разума до сих пор удивляет. Профессионализм современного философа определяется тем, сумел ли он одолеть старика Георга Вильгельма. После Гегеля любой другой философский труд покажется сочинением школьницы.

Биография философа

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 года в городе Штутгарте. Отец Георг Людвиг был человеком серьезным и позаботился о хорошем образовании для сына.

Будущий философ не вылезал из учебы, потому что после государственной школы его поджидали частные педагоги. Надо сказать, что мальчику нравилась такая жизнь. Он полюбил книги, полюбил учебу, тем более что успехи оплачивались отцом.

Школьное образование прошло по касательной, без особых впечатлений, а вот в библиотеке он с удовольствием проводил все свободное время.

Гегеля интересует история науки и философия. Он полюбил античных авторов, которых перечитывал до последних дней жизни. Это тем более странно, что философ не воспринимал серьезную немецкую литературу, отдавая предпочтение всякой пошлятине.

Возможно, любовь к бульварному чтиву как-то связана с учебой в богословской семинарии, куда Гегель поступил по окончании гимназии? Серьезные богословы нередко видят в литературе источник развлечения, отдыха от абстракций.

Впрочем, Гегель так и не стал богословом, хотя и прослушал теологический курс в Тюбингенском университете. Здесь же он изучает философию и защищает магистерскую диссертацию.

Он не тратит время на светскую жизнь. Никогда он не хватался за шпагу, сражаясь за оскорбленную честь. Гегель вообще не обижался на колкие замечания. Похоже, его мечта – получить собственный кабинет, наполненный снизу доверху книгами.

Но события Великой французской революции не на шутку заинтересовали будущего гиганта мысли. Чтобы иметь возможность их обсуждать, Гегель записывается в студенческий политический клуб.

Он не был аскетом и уж тем более святошей, допуская в свою жизнь вино, табак и карты – в умеренной форме.

Ф. Энгельс и его философия - Студенческий портал

Диалектика в его жизни

Отказавшись от карьеры священника и богослова, Гегель нанимается домашним учителем к знатному горожанину города Берн Карлу Штейгеру. Профессия гувернера позволяла безбедно жить и заниматься самообразованием. Отпрыски патриция не слишком отвлекают Георга Вильгельма. Он много читает и пишет.

Его отношение к событиям во Франции двоякое. С одной стороны, он понимает прогрессивную роль революции, но террор Робеспьера ему не по душе. А между тем, всякая революция является прекрасной иллюстрацией одного из законов диалектики Гегеля – «закона отрицания отрицания».

Революционеры отвергли власть короля, чтобы, преодолев  инстинкт разрушения, насадить новую власть. Однако развращенный свободой народ никогда не пойдет в стойло государственности добровольно, террор неизбежен. В казнях революция отрицает саму себя, следуя закону гегелевской диалектики.

Революция, как Сатурн, пожирает своих детей – это сказал один вельможа перед лицом гильотины.

Однажды друзьям все-таки удалось вытащить Гегеля в Альпы. Он бродил по живописным склонам с альпенштоком и не понимал, зачем он здесь. Природа интересовала Георга Фридриха только в философской упаковке. В начале 1797 года он возвращается на родину, чтобы вновь погрузиться в царство идей.

В следующем году выходит первая печатная работа философа, а еще через год умирает его отец, оставив в наследство 3000 гульденов. Две антиномии – печальная (смерть отца) и радостная (наследство и финансовая независимость) – превращаются в тезис и антитезис логической триады Гегеля, завершившись в синтезе.

Ученый бросает учительство, чтобы вступить на поприще университетской науки.

Его движение по академической лестнице вполне укладывается в «закон отрицания отрицания». С трудом находит молодой профессор Иенского университета путь к душам студентов. Язык его рассуждений сложен и непонятен.

После утомительных лекций профессор Гегель уединяется в кабинете, чтобы продолжить работу над «Феноменологией духа». Первая попытка стать любимцем студентов не удалась.

В 1807-1808 годах Гегель – редактор газеты в Бамберге, а с 1080 по 1816 года он руководит классической гимназией в Нюрнберге.

Трудно представить, чтобы человек, написавший столько тяжелых (в прямом и переносном смысле) книг, мог жениться по любви. Однако «закон перехода количества в качество» легко и просто это объясняет.

Количество прожитых лет и накопленный вес в обществе (ректор гимназии) подводят ученого к мысли о качественном изменении жизни, то есть, о создании семьи. Он женился на Марии Елене Сузанне фон Тухер в 1811 году.

Вторая попытка перерасти в свою противоположность (и стать любимцем подрастающего поколения) была предпринята Гегелем в 1816 году, когда начал преподавать в Гейдельбергском университете. По всей видимости, «Феноменология духа» принесла ему славу не только в ученых кругах.

Университеты Берлина, Эрлангена и Гейдельберга желают видеть его на своих кафедрах философии. В 1818 году Гегель выбирает Берлин. Вскоре количество прочитанных книг и собственных выводов переходит в новое качество, результатом чего станет «Философия права», опубликованная в 1821 году.

Здесь, в Берлине, Гегель, наконец-то превращается в любимца студенческой аудитории. Чтение лекций по истории философии, философии права, философии религии и эстетике становится главным его занятием. Послушать его приезжают не только немцы из многочисленных государств германского мира, но юноши и девушки из других стран.

Законы диалектики неумолимо нависают над Георгом Вильгельмом до конца его дней. В 1830 году он – на вершине почета, назначенный ректором Берлинского университета. В 1831 году прусский король Фридрих Вильгельм III украсил его грудь Орденом Красного Орла III степени за службу Прусскому государству.

Читайте также:  А. Герцен и его философия - детство и юность, общественная деятельность

Наверно, следуя закону «отрицания отрицания» в том же году Берлин навестила холера. Напуганный философ бежит из столицы и поселяется в Кройцберге. Но тоска по любимым студентам, а, возможно, и жажда новых похвал, гонит его назад. Ему кажется, что эпидемия уже миновала.

14 ноября 1831 года противоречие между жизнью и смертью (вследствие заражения холерой или в результате заболевания желудочно-кишечного тракта) достигло непреодолимой стадии, и Георг Вильгельм Фридрих Гегель предстал перед Мировым Духом.

Только вперед!

Мистические сочинения Якова Бёме имели большое влияние на Гегеля. Грехопадение человека было необходимой стадией эволюции универсума, в которой Бог должен познать самого себя. Гегель зачитывается Кантом, Руссо и Гете.

Современное общество и культура кажутся ему наполненными противоречиями – между субъектом и объектом познания, между человеком и природой, между «я» и «другим», между свободой и властью, знанием и верой, Просвещением и Романтизмом.

Философ пытается свести напряжение этих противоречий к всеобъемлющему, развивающемуся и рациональному единству, которое он, в разных контекстах, называл «абсолютной идеей» или «абсолютным знанием».

Главное характеристикой этого единства, по Гегелю, является развитие и манифестация себя через противоречие и отрицание. Эти качества проявляются в динамике, в разных сферах бытия – в сознании, в истории, философии, искусстве, природе и обществе, стремясь к рациональному единству, которое сохраняет эти противоречия как фазы развития.

Гегель называет этот процесс осознанным, потому что только разум может увидеть в этих этапах движение к познанию самого себя. Это единство рационально, поскольку один и тот же логический основополагающий порядок развития лежит в каждой сфере бытия, являясь осознанием самое себя, хотя полное самосознание приходит лишь на последнем этапе развития.

Полнота осознания не находится где-то за пределами существующих предметов или сознаний. Можно сказать, что самосознание завершается в философствующих мозгах отдельных людей, которые через осознание самих себя осуществляют процесс самопознания вообще.

Чтобы оставаться субъектом (активным участником) исторического процесса, человек должен исповедовать философию абсолютного отрицания.

Ф. Энгельс и его философия - Студенческий портал

Мир после Гегеля

Сделав противоречие критерием истины, Гегель дал мощное оружие в руки ученых, эволюционистов и историков. Рационально объясняя революцию, он тем самым оправдывал ее. Марксизм, вскормленный идеями Гегеля, докатился до России и произвел в ней чудовищные по своей жестокости перемены. Его диалектику истории можно свести к пользе насилия в деле исторического прогресса.

О нем до хрипоты спорят, но только те, кто нашел в себе силы прочесть и кое-как понять Гегеля. Одни считают его отцом тоталитаризма, иные – глашатаем разумной свободы. Ему приписываются взгляды, которые он не высказывал. Но в этом виноват сам Гегель.

Если бы он писал не для абстрактного умника, но для своих студентов, реальных читателей его сочинений было бы намного больше.

Для большинства он остается символом академической учености, подступы к которой, возможно, заграждает наша собственная лень или невежество.

Источник: https://theperson.pro/georg-vilgelm-fridrih-gegel/

Ф. Энгельс и его философия - Студенческий порталФридрих Энгельс (нем. Friedrich Engels) — немецкий философ, один из основоположников марксизма, друг, единомышленник и соавтор Карла Маркса.

Фридрих Энгельс родился в вестфальском городе Бармен (ныне район Вупперталя) 28 ноября 1820 в семье преуспевающего текстильного фабриканта. Его отец, Фридрих Энгельс был сторонником пиетизма.В Бармене Энгельс посещал городскую школу (до 14 лет) и гимназию Эльберфельда (с 1834).

В сентябре 1837 он по настоянию отца преждевременно оставил гимназию, чтобы работать продавцом в принадлежащей отцу торговой фирме в Бармене. Он продолжил обучение на торгового работника с августа 1838 по апрель 1841 в Бремене.

Там он наряду с обучением подрабатывал бременским корреспондентом «Штутгартской утренней газеты» («Stuttgarter Morgenblatts») и «Аугсбургской Общей Газеты» («Augsburger Allgemeinen Zeitung»). Молодой Энгельс написал свою первую статью в марте 1839, в возрасте 18 лет.

Начиная с сентября 1841 Энгельс проходил годичную военную службу в Берлине, также он посещал там лекции по философии в университете и сблизился с кружком младогегельянцев.В ноябре 1842 Энгельс проездом посетил Кёльн, где впервые лично встретил Карла Маркса в редакции «Рейнской газеты».

Маркс его принял довольно прохладно, ибо считал его одним из младогегельянцев, с коими у Маркса возникли разногласия. Далее Энгельс направился в Манчестер, чтобы закончить своё коммерческое образование на местной хлопкопрядильной фабрике, которой владел его отец вместе со своим партнёром по бизнесу — Эрменом.

Там Энгельс познакомился с ирландскими работницами Мэри и Лидией Бёрнс, с которыми он до конца жизни был связан тёплыми отношениями: Мэри стала его первой женой, а Лидия — второй. За день до смерти Лидии Энгельс переступил свои принципы и заключил с ней официальный брак.

В гораздо более развитой в промышленном отношении Англии он познакомился с повседневным бытом рабочего класса, что оказало влияние на всю его последующую жизнь.

Энгельс впервые в 1843 в Лондоне вступил в контакт с первой немецкой революционной рабочей организацией — «Союзом справедливых», а также с английскими чартистами в Лидсе и начал писать статьи для газеты Owenisten, которые появлялись также в газете чартистов — The Northern Star («Северная звезда»). В то же время он ведёт переписку с редакцией «Рейнской газеты».

В ноябре 1843 Энгельс пишет статьи в «The New Moral World» о коммунизме на европейском континенте, в феврале 1844-го появляются письма «Положение Англии» и «Наброски к критике национальной экономики» в «Немецко-французских ежегодниках».

В Англии Энгельс познакомился также с торговым менеджером и с поэтом Георгом Вертом, который позднее будет руководить рубрикой фельетонов «Новой Рейнской газеты» в течение революционных лет (1848—1849).Первым результатом изучения Энгельсом политической экономии была статья «Наброски к критике политической экономии» (1844).

В ней Энгельс попытался показать противоречивый характер капиталистического общества и обвинил буржуазную экономическую науку в апологетике существующего положения дел. Статья Энгельса в некотором смысле дала толчок Марксу засесть за учебники по экономике.В 1844 Энгельс начал писать первые статьи для Немецко-Французского Ежегодника.

Немецко-Французский Ежегодник издавался Карлом Марксом и Арнольдом Руге в Париже, вследствие чего началась обширная переписка. По дороге обратно в Германию в конце августа 1844 Энгельс заехал в Париж и во второй раз встретился с Марксом. На этот раз встреча была гораздо теплей. Они пробыли вместе десять дней и поняли, что их взгляды полностью совпадают.

Они решили с этих пор тесно сотрудничать.По возвращении в Германию в 1845 Энгельс пишет большую работу «Положение рабочего класса в Англии». К этому времени у Энгельса возникли проблемы личного характера во взаимоотношениях с отцом. Сюда же присовокупились проблемы с полицией (за Энгельсом было установлено наблюдение). У Маркса в это время тоже возникли проблемы с французским законом.

Всё это склонило двух друзей переселиться в свободнейшую в те времена в Европе страну — в Бельгию, в Брюссель.В июле 1845 Энгельс приглашает Карла Маркса в Англию. В Англии они встретились со многими чартистами и деятелями «Союза Справедливых».

В январе 1846 оба возвратились в Брюссель, где они основывали «Коммунистический корреспондентский комитет» — виртуальный орган для почтовой связи социалистов из всех стран Европы.

Также вплоть до лета 1846 они занимались разработкой своих диалектическо-материалистических взглядов, которые нашли выражение в их совместной работе «Немецкая идеология», в которой они противопоставили свои мировоззрения материализму Фейербаха и идеализму младогегельянцев.

С августа 1846 Энгельс начинает также писать статьи для французской газеты «La Réforme», а начиная с середины 1847 также для коммунистической «Немецко-брюссельской газеты».В начале 1847 «Союз справедливых» предложил Марксу и Энгельсу вступить в свои ряды. Они приняли приглашение и способствовали в дальнейшем переименованию организации в «Союз коммунистов».

Также по поручению первого конгресса «Союза справедливых» Энгельсом был разработан текст «Проект Коммунистического символа веры», который позднее стал основой для «Манифеста Коммунистической партии» (февраль 1848).Во время революции 1848-1849 Энгельс вместе с Марксом пишет материалы для заново основанной «Новой Рейнской газеты».

В работе «Требования Коммунистической партии в Германии» (март 1848) они выступают против идеи экспорта революции в Германию.В апреле 1848 Энгельс в составе группы рабочих активистов переезжает в Германию в Кёльн. В Кёльне в июне 1848 Энгельс пишет несколько статей об июньском парижском восстании рабочих, которое он назвал первой гражданской войной между пролетариатом и буржуазией.

В сентябре 1848 Энгельс был вынужден вновь покинуть Германию. На этот раз он поселился в швейцарском городе Лозанна, откуда он продолжал активную переписку с редакцией «Новой Рейнской газеты». Поселившись в Лозанне (Швейцария), он участвует в рабочем движении и продолжает сотрудничать с «Новой Рейнской газетой».

В январе 1849 Энгельс опять возвращается в Кёльн, пишет серию статей по вопросам национально-освободительной борьбы венгерского и итальянского народов.В мае 1849 в западных и юго-западных землях Германии началась серьёзная гражданская война.В июне 1849 Энгельс вступает в Народную Армию Бадена и Пфальца и участвует в Эльбертфельдском восстании и сражениях против Пруссии.

В это же время он знакомится с Иоганном Филиппом Беккером — лидером баденского народного сопротивления, с которым позднее его свяжет тесная дружба. Свою критику половинчатости действий Баденского Революционного Правительства Энгельс позднее положит в основы работы «Германская кампания за имперскую конституцию».

После поражения революционной армии Энгельс ищет убежище в Швейцарии, а позднее переезжает в Англию.В ноябре 1849 Энгельс прибывает в Лондон, продолжает деятельность в рамках «Союза коммунистов». В частности в этот период он пишет статью по итогам революционных событий «Крестьянская война в Германии»,1850.

Как член Центрального Комитета союза он подготавливает статью «Обращение Центрального комитета к Союзу коммунистов»,
1850. К этому же периоду относится борьба Энгельса с членами ЦК «Союза коммунистов» Карлом Шаппером и Августом Виллихом, которые призывали к немедленному проведению революции в Германии.

По мнению Энгельса такие призывы были авантюристскими и могли стать причиной раскола Союза. Раскол все же произошёл в сентябре 1850. В 1850 Энгельс снова прибывает в Манчестер, где работает в торговой фирме «Эрмен & Энгельс», позднее он получил в наследство долю своего отца, которую он, в конце концов, в 1870 продал Эрмену.

Доход (в том числе и от журналистской деятельности) позволял Энгельсу оказывать систематическую помощь Марксу, который находился в крайне тяжёлых материальных условиях. С 1851 по 1862 Энгельс регулярно пишет статьи для американской газеты «Нью-Йорк Дейли Трибун» («New York Daily Tribune»), в том числе серию статей «Революция и контрреволюция в Германии».

В этих статьях развиваются вопросы марксистской тактики руководства революцией и вооруженной борьбой. Они были опубликованы в 1851—1852 за подписью Маркса — официального корреспондента газеты. Энгельс пишет также статьи о Крымской войне, о национально-освободительных войнах в Индии и Китае, об итало-франко-австрийской войне, о Гражданской войне в США, о франко-прусской войне.

Читайте также:  Виды резисторов - студенческий портал

Опыт в военной службе помогли Энгельсу стать экспертом по армии в дружеской паре и принёс ему кличку «Генерал». Энгельс написал статьи «Армия» и «Флот» для «Новой Американской Энциклопедии», многочисленные статьи в газетах по военным вопросам.

Во время итальянской войны, в 1859 выпустил анонимную брошюру: «По и Рейн», в которой, с одной стороны, критиковал австрийскую теорию, утверждавшую, что Рейн следует защищать на По, а с другой, — прусских либералов, ликующих по поводу поражения Австрии и не видевших, что Наполеон III является общим врагом. По окончании войны Энгельс пишет статью «Савойя, Ницца и Рейн».

В 1865 выпустил брошюру: «Прусский военный вопрос и немецкая рабочая партия». Некоторые из этих статей многие принимали за произведения некого прусского генерала. Прусское правительство безуспешно добивалось от правительства Великобритании выдачи Маркса и Энгельса. 20 марта 1860 умирает отец Энгельса, а в январе 1863 умирает близкая подруга Энгельса — Мери Бёрнс.

С момента создания 1-го Интернационала (28 сентября 1864) Энгельс становится одним из его руководителей. Он активно сотрудничал с Вильгельмом Либкнехтом и Августом Бебелем в борьбе против лассальянства и создании в 1869 в Германии Социал-Демократической Рабочей Партии. В октябре 1870 Энгельс переселяется в Лондон.

С 1871 он член Генерального Совета Интернационала, секретарь-корреспондент сначала для Бельгии и Испании, затем для Италии и Испании. На Лондонской конференции Интернационала (сентябрь 1871) Энгельс призывал к созданию в каждой стране революционной рабочей партии и выдвинул тезис необходимости установления диктатуры пролетариата.В 1873 Энгельс приступил к созданию труда, посвященного философии естествознания, — «Диалектика природы», в котором хотел дать диалектико-материалистическое обобщение достижений естественных наук. Над рукописью работал в течение десяти лет (1873—1883), однако так её и не закончил. К этому же периоду принадлежат произведения «К жилищному вопросу» (1872—1873), «Об авторитете» (1873), «Бакунисты за работой» (1873), «Эмигрантская литература» (1874—1875) и др.В октябре 1873 умирает его мать, вследствие чего он совершает поездку в Бармен. В марте 1875 Энгельс сотрудничает с Марксом в написании работы «Критика готской программы», посвященной критике лассальянских предложений в качестве программы Германской Рабочей Партии. В течение 1877 и 1878 Энгельс публикует ряд статей против Дюринга, вышедших затем отдельным изданием под заглавием: «Переворот в науке, произведенный г. Евг. Дюрингом» («Herrn Eugen Dührings Umwälzung der Wissenschaft»). Эта работа, известная под именем «Антидюринг» — самое цельное и законченное из произведений Энгельса. В сентябре 1878 умирает его вторая жена Лидия Бёрнс. Резко ухудшилось здоровье Маркса. 14 марта 1883 скончался Маркс. «Самый могучий ум нашей партии перестал мыслить, самое сильное сердце, которое я когда-либо знал, перестало биться», — писал в эти дни Энгельс.После смерти Маркса на Энгельса легла вся ответственность за доработку и подготовку к публикации 2 и 3 томов «Капитала», чем Энгельс и занимался на протяжении всей оставшейся жизни.Наряду с работой над «Капиталом» Энгельс пишет и издает собственные работы. В 1884 он завершил одну из ключевых для понимания марксизма работ «Происхождение семьи, частной собственности и государства», в которой развиваются идеи исторического материализма. В 1886 выходит в свет ещё одна ключевая работа Энгельса — «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».В 1894 Энгельс пишет работу «Крестьянский вопрос во Франции и Германии», в которой затрагиваются вопросы социалистической альтернативы массовой пауперизации крестьянства.

Философия Энгельса

Энгельс, как и Маркс, является одним из основоположников материалистического понимания истории. Энгельс совместно с Марксом предпринял диалектико-материалистическую переработку буржуазной политической экономии.

Создав вместе с Марксом диалектический материализм, материалистическое понимание истории и научный коммунизм, Энгельс в ряде своих произведений в строго систематизированной форме изложил марксизм как цельное мировоззрение, показал его составные части и теоретические источники. Этим Энгельс в огромной мере способствовал победе марксизма в международном рабочем движении в 90-е гг. XIX века.

Разрабатывая совместно с Марксом учение об общественно-экономических формациях, Энгельс раскрыл ряд специфических закономерностей первобытнообщинного строя, античного и феодального обществ, возникновения в них частной собственности и классов, формирования государства.

В последние годы жизни Энгельс уделил значительное внимание вопросу о взаимоотношении экономического базиса, политической и идеологической надстроек. Он подчеркивал необходимость конкретного раскрытия огромного воздействия на жизнь общества политики определенных классов, их борьбы за политическое господство, правовых отношений, идеологии.

Велико его участие в разработке марксистского учения о литературе и искусстве. Ряд областей марксистской науки является в значительной мере результатом самостоятельного вклада Энгельса. К их числу относятся: учение о диалектических закономерностях в природе и в естествознании, диалектико-материалистическое учение об армии и военном деле и др.

Маркс и Энгельс настаивали на единстве революционной теории и практики международного рабочего движения. Они совместно разработали научную программу, стратегию и тактику пролетариата, обосновали его всемирно-историческую роль как творца нового общества, необходимость создания его революционной партии, осуществления социалистической революции и установления диктатуры пролетариата.

Маркс и Энгельс явились пропагандистами пролетарского интернационализма и организаторами первых международных объединений рабочего класса — Союза коммунистов и 1-го Интернационала. Приверженность принципам интернационализма они рассматривали как неотъемлемую черту подлинно пролетарской партии. Маркс и Энгельс постоянно указывали на творческий характер революционной теории.

Особенно велики заслуги Энгельса в последние годы жизни. Он развил марксистскую науку, обогатил марксистскую стратегию и тактику новыми теоретическими обобщениями, развернул борьбу против оппортунизма и левого сектантства, против догматизма в социалистических партиях. Работая над завершением 3-го тома «Капитала», Энгельс в своих дополнениях к нему подметил некоторые черты, свойственные новому периоду развития капитализма — империализму.

Источник: https://filosof.at.ua/publ/biografii/fridrikh_ehngels/2-1-0-353

Философия Фридриха Энгельса

Ф. Энгельс — известный немецкий мыслитель, совместно с К. Марксом разработал и научно обосновал принципы марксизма. В процессе формирования мировоззрения Энгельса особое значение приобретают идеи таких немецких философов, как Гегель, Фейербах, Маркс. Разрабатывал проблемы как естественных, так и социальных наук. [8]

Фридрих Энгельс — является одним из наиболее видных представителей коммунистических взглядов в дореволюционный период и одним из основоположников марксизма. В. И. Ленин характеризует Ф. Энгельса как самого замечательного, после его друга К.

Маркса, учителя пролетариата, вся жизнь которого неразрывно связана с борьбой рабочего класса. Он показывает Ф. Энгельса как величайшего учёного, создавшего вместе с К. Марксом научный социализм. Как он считает, величайшей заслугой К. Маркса и Ф.

Энгельса было открытие всемирно-исторической роли пролетариата как могильщика капитализма и строителя нового, коммунистического общества. Как подчёркивает В. И. Ленин в своей работе. К. Маркс и Ф.

Энгельс первые показали, что пролетариат с его требованиями является закономерным порождением капитализма, что классовая борьба организованного пролетариата избавит человечество от бедствий, гнетущих его при капитализме. Вся писаная история до сих пор была историей классовой борьбы.

Интересы пролетариата требуют уничтожения основы классовой борьбы и классового господства — частной собственности и порождённого ею беспорядочного общественного производства. При этом Ленин считает, что социализм является не выдумкой мечтателей, а конечной целью и необходимым результатом развития производительных сил в капиталистическом обществе. [9]

Свою работу Фридрих Энгельс начинает с рассмотрения исторического аспекта развития человеческого общества, представленного в его работе более ранними трудами Льюиса Г. Моргана и некоторых других. Вместе с Морганом он разделяет историю человеческого общества на три основных эпохи:

  • 1) эпоха Дикости.
  • 2) эпоха Варварства.
  • 3) эпоха Цивилизации.

Опираясь на исследования Моргана, Энгельс также делит каждую из них на три ступени низшую, среднюю и высшую. Но, в отличие от Моргана, Энгельс старается заострить своё внимание именно на моногамной семье и ступенях её развития, а также на переходе от древнейших семейных и родовых общин к целостному обществу и государству.

Дикость — низшая ступень. В исследованиях Ф. Энгельса является «детством человеческого рода». В то время «люди находились в местах своего первоначального пребывания, в тропических или субтропических лесах.

Они жили, по крайней мере, частью, на деревьях…» (так Энгельс объяснял их существование среди крупных хищных зверей). «Пищей служили им плоды, орехи, коренья».

Главным достижением того периода Энгельс считает возникновение членораздельной речи.

Дикость — средняя ступень. «Начинается с введения рыбной пищи … и с применения огня».

Главным здесь он считает то, что это позволило людям расселяться вне зависимости от климата и местности, следуя по течению рек и морским берегам, а также появление первых «…грубо сделанных, не отшлифованных каменных орудий раннего каменного века…, которые являются наглядным доказательством этих переселений» и оружия. Вследствие постоянной нехватки пищи появляется людоедство, которое теперь сохраняется надолго.

Дикость — высшая ступень. «Начинается с изобретения лука и стрелы, благодаря которым дичь становится постоянной пищей, а охота — одной из основных отраслей труда».

Они уже знакомы с луком и стрелами, но ещё не знакомы с гончарным искусством (его Морган считает началом перехода к Варварству).

Появляются первые зачатки поселения деревнями, деревянные сосуды, лодки, выдолбленные из дерева при помощи каменных орудий, ручное ткачество, плетёные корзины из лыка или камыша и т. д.

Варварство — низшая ступень. «Начинается с введения гончарного искусства». С эпохи Варварства начинается разделение в развитии народов в связи с различиями климатических условий на разных территориях их проживания. «Характерным моментом периода Варварства является приручение и разведение домашних животных, и возделывание растений».

Варварство — средняя ступень. «На востоке начинается с приручения домашних животных, дающих молоко и мясо, на западе — с возделывания съедобных растений при помощи орошения и с употребления для построек кирпича сырца высушенного на солнце и камня. Деревни постепенно обрастают частоколами, а внутри них уже находятся деревянные дома.

Варварство — высшая ступень.«Начинается с плавки железной руды и переходит в цивилизацию путём изобретения буквенного письма и применения его для записи словесного творчества.

Эта ступень, самостоятельно пройденная, как уже сказано, лишь в восточном полушарии, более богата успехами в области производства, чем все предыдущие ступени, вместе взятые.

К ней принадлежат греки героической эпохи, италийские племена незадолго до основания Рима, германцы Тацита, норманны времён викингов».

Цивилизация. «Период овладения дальнейшей обработкой продуктов природы, период промышленности в собственном смысле этого слова и искусства».

Энгельс полагал, что философия возникает в древности как синкретическое мировоззрение, вычленяя в качестве основной проблемы вопрос об отношении мышления к бытию. Он писал: “Великий основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию”.

Читайте также:  Экономическое районирование территории России - суть и порядок явления

Энгельс поясняет, что этот “высший вопрос” всей философии, как всякая религия, имеет свои корни в невежественных представлениях людей периода дикости. В средние века он принял более острую форму: создан ли мир богом или он существует от века?

Энгельс пишет о том, что в зависимости от ответа на этот вопрос философы разделились на два больших лагеря: принимавшие первичным началом природу, материю составили лагерь материализма; принимавшие за первичное начало дух в любой форме составили идеалистический лагерь. Ничего иного в точном смысле эти термины и не означают.

Энгельс также указал на то, что вопрос об отношении мышления к бытию имеет и другую сторону: как наши мысли относятся к окружающему нас миру. Одни философы, их большинство, считают, что наши мысли о мире являются отражением этого мира, мир познаваем. Другие — оспаривают возможность познания мира или исчерпывающего его познания. Энгельс упоминает в связи с этим Юма и Канта.

Такого рода соображения Энгельс изложил в работе “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии”. Энгельс полагал, что в лоне некогда единого знания, философии, возникали конкретные науки и отпочковывались от нее.

В упомянутой работе он делает вывод: “За философией, изгнанной из природы и из истории, остается, таким образом, еще только царство чистой мысли, поскольку оно еще остается: учение о законах самого процесса мышления, логика и диалектика”. [10]

Значительно раньше в “Анти-Дюринге” Энгельс высказал не менее принципиальное положение: “Современный материализм является по существу диалектическим и не нуждается больше ни в какой философии, стоящей над прочими науками.

Как только перед каждой отдельной наукой ставится требование выяснить свое место во всеобщей связи вещей и знаний о вещах, какая-либо особая наука об этой всеобщей связи становится излишней.

И тогда из всей прежней философии самостоятельное существование сохраняет еще учение о мышлении и его законах — формальная логика и диалектика. Все остальное входит в положительную науку о природе и истории”.

Далее в этой же работе Энгельс поясняет, что теперь речь идет не о философии, а о мировоззрении, которое должно найти себе подтверждение и проявить себя не в некоей науке наук, а в реальных науках. Философия “снята”, т.е. одновременно преодолена и сохранена, преодолена по форме и сохранена по своему действительному содержанию.

Философия была совокупностью гипотез. Эти гипотезы вошли в конкретные науки или были отброшены.

Однако представленный сюжет в работах Энгельса — не единственный. Вопреки изложенному, уже в “Анти-Дюринге” Энгельс высказывается в том плане, что некая всеобщая наука, стоящая рядом с “реальными науками”, нужна.

И ее роль должна исполнить диалектика, разрабатывать которую Энгельс и намеревался. Он пишет: “Диалектика и есть не более как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления”.

Свой замысел Энгельс реализовал в 1873-1886 годах, обобщая данные естественных наук, полученные к середине XIX века. Итогом явилась незавершенная работа, названная издателями “Диалектика природы”.

В “Наброске общего плана” этой работы Энгельс пишет: “Диалектика как наука о всеобщей связи.

Главные законы: превращение количества и качеств — взаимное проникновение полярных противоположностей и превращение их друг в друга, когда они доведены до крайности, — развитие путем противоречия, или отрицание отрицания, — спиральная форма развития”.

И хотя Энгельс объявил о “смерти философии”, он сам, тем не менее, разрабатывал традиционные и новые философские проблемы, оставил оригинальную версию философии. Эта концепция, названная Плехановым диалектическим материализмом, была единственной официально признанной в Советском Союзе.

И по сию пору в большинстве учебников 90-х годов XIX века мысли Энгельса воспроизводятся без ссылок на его произведения. Речь идет об основном вопросе философии, о характеристике материи и сознания. К Энгельсу восходит трактовка пространства, времени, движения, категорий и законов диалектики, процесса познания.

Энгельс показал образцы диалектик-материалистического обобщения данных естественных наук, истории развития философской мысли. Философия Маркса в качестве философской антропологии — учение о человеке как практически действующем существе — дает основание к пониманию отношения “человек — мир» в качестве гуманистического критерия измерения человеческой деятельности.

Философия Маркса нацелена на поиск истины и поиск смысла, на социальное освобождение человека. Эта философия — единство социального и гуманитарного знания, т.е. знания об объективной стороне функционирования и развития общества, знания о субъективной стороне, о мире общественной и человеческой субъективности.

Эта философия — синтез когнитивного и оценочного, теоретического и вне теоретического знания. Философия Маркса и Энгельса — завершение классической немецкой философии, выходящее принципиально за ее пределы. Эта философия критична по своему существу в двояком смысле: в социальном — она критична революционно, в теоретическом смысле она критична аналитически.

На Маркса огромное влияние оказала философия Канта и Фихте с ее методологической установкой на анализ истоков, сути и границ разума, вообще всех явлений культуры: морали, искусства, религии, права, науки.

Критический подход Канта, трансформированный далее Гегелем и особенно Фейербахом, получил у Маркса развитие в виде критики исторической реальности, этой основы построения философии в качестве философской антропологии, философии практики, философии практического гуманизма. Просвещение исходило из внешней по отношению к человеку “естественной” реальности.

Немецкая классика усмотрела в самой действительности отпечаток свободной человеческой деятельности как автономной. Формирование человеческого в человеке связывалось изначально с открытием всеобщих форм чувства, воли, мышления. Маркс открыл их практическую основу, представил их в качестве имеющих историю, а философию постигал и творил как “философию человека”. Сущее предстало философски в практическом ракурсе. [11]

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s50033t6.html

Философские взгляды Ф. Энгельса

Если социальная философия марксизма – творение главным образом Маркса, хотя и Энгельс внес в него свой вклад, то попытка построить всеобщую философию, охватывающую природу, общество и мышление (позже это было названо диалектическим материализмом), была предпринята Энгельсом.

Эта философия излагается в его работах «Анти-Дюринг» (1876—1878) и «Диалектика природы» (1873—1886). Занявшись в 70-х гг.

проблемами естествознания, Энгельс задался вопросом: действуют ли в природе те же общие диалектические закономерности, которые им и Марксом были зафиксированы в обществе? Он предложил свою интерпретацию гегелевской философии, разделив ее на систему и метод, выявляя противоречие между «консервативной» системой и «революционным» методом. Энгельс выразил свое отношение к гегелевской философии и ее роли в развитии диалектического знания о природе, истории, человеческом познании и мышлении сначала в «Анти-Дюринге», а затем в небольшой обобщающей работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886). Согласно Энгельсу, основной порок всей прежней философии заключается в попытках решить неразрешимую задачу – построить завершенную систему абсолютных истин в условиях, когда развитие человеческих знаний не может завершиться. Требовать от философии разрешения всех противоречий – значит требовать, чтобы один философ сделал такое дело, которое под силу только всему человечеству в его поступательном развитии. И если человечество понимает это, подытоживает свою мысль Энгельс, то философии в старом смысле слова приходит конец. Однако, по Энгельсу, забыть о достижениях предшествующей философской традиции нельзя.

С диалектической точки зрения как нет абсолютной истины, так и нет абсолютного заблуждения.

В прошлой философии немало поучительного, считает Энгельс, и это особенно касается такого великого творения, как «гегелевская философия, которая имела огромное влияние на духовное развитие нации. Ее надо было «снять» в ее собственном смысле, т. е.

… уничтожить ее форму и спасти добытое ею новое содержание». Поддерживая, с одной стороны, общие антиспекулятивные настроения, Энгельс, с другой стороны, шел «против течения», выступая в защиту гегелевской диалектики.

Энгельс сознавал эвристическую ценность идей гегелевской «Науки логики». В рукописи «Диалектика природы» (опубликованной впервые в 1925 г.) он опирался на нее, определяя три закона диалектики: закон взаимоперехода количества в качество, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания.

В целом диалектика представлена как наука о всеобщих законах движения и развития природы, человеческого общества и мышления. Энгельс стремился решить задачу обобщения конкретно-научного знания. При этом он исходил из того, что науки открывают в природе и обществе такие закономерности, которые могут быть охарактеризованы как диалектические.

Для подтверждения этого вывода Энгельс стремился показать, что само развитие наук идет в направлении все большей их диалектизации или, иначе, что науки открывают в природе и обществе все больше таких закономерностей, которые могут быть охарактеризованы как диалектические.

По мысли Энгельса, именно диалектика является для естествознания наиболее важной формой мышления; только диалектические подходы представляют аналог и, следовательно, метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой.

Поэтому философский материализм в его механистических версиях неизбежно будет вытеснен «современным» материализмом (так Энгельс называл диалектический материализм, как он его сам обосновывал). По убеждению Энгельса, марксистский материализм является по существу диалектическим.

Поэтому философия, противопоставляющая себя современным наукам и возвышающаяся над ними, окажется отныне невостребованной. На примере естествознания Энгельс тем самым дал пример универсалистского толкования диалектики как ключа ко всем проблемам теории и практики.

В его работах просматривался замысел построить путем обобщения некоторых данных конкретных наук общую картину развития природы от низших и простейших форм до высших и сложнейших, включая затем переход к человеку и обществу (об этом свидетельствуют тексты «Диалектики природы»). Однако этот замысел остался неосуществленным.

В 80-х гг. XIX столетия идеи марксизма (сам термин тоже появляется в этот период) стали основой многих политических проектов в социалистических и социал-демократических партиях. Превратившись в инструмент пропаганды и политической борьбы, многие идеи Маркса и Энгельса были идеологизированы. Они стали объектом вульгаризации. Энгельс негативно оценил эти тенденции.

Его тревоги выразились в многочисленных письмах; наиболее содержательные моменты его переписки получили впоследствии название «Писем об историческом материализме» (это письма, которые Энгельс написал в 90-е гг. молодым марксистам Ф. Мерингу, К. Шмидту, И. Боргиусу, И. Блоху и др.).

Энгельс протестовал против сведения марксистского учения об обществе к одностороннему «экономическому материализму» и подчеркнул значение идеи о взаимовлиянии экономической основы, базиса общества и всех надстроечных форм (идеологии, права, религии, морали, политики и пр.).

Впервые в марксизме отчетливо прозвучали аргументы в защиту концепции многофакторности исторического процесса, многомерности влияния элементов жизни общества на социальную эволюцию.

Источник: https://infopedia.su/14x17d.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector