«философия арифметики» и «логические исследования» э. гуссерля — студенческий портал

Годы жизни философа Эдмунда Гуссерля — 1859 — 1938. Основатель философского направления под названием феноменология. Внёс немалый вклад в развитие немецкой психологии, и распространил её в других странах. Разносторонне развитая личность.

Начало деятельности Эдмунда Гуссерля как философа

Рождённый 8 апреля в обычной еврейской семье мальчик изначально начал развивать свои математические способности. Его отец занимался продажей шляпок. Эдмунд Гуссерль был вторым в семье среди остальных детей.

Посещал реальное училище, после перешёл учиться в гимназию. Со временем под влиянием некоторых личностей понял своё истинное предназначение и занялся изучением философии.

Его первые работы были посвящены математике, затем появлялись труды, относящиеся к философии.

На путь философа его подтолкнул Массарик. Общаясь не только с философами, но и с психологами, Эдмунд Гуссерль начинает заниматься изучением психологических феноменов. И внедрять их в философию, тем самым открывая новое и донося собственные мысли в массы.

На становление Эдмунда Гуссерля как философа повлияли следующие учёные и их труды: Юм, Кант, Лейбниц, Декарт и многое другие. Смешивая психологические знания и философские, он раскрывал всему миру нечто новое, неизведанное до сих пор.

«Философия арифметики» и «Логические исследования» Э. Гуссерля - Студенческий портал

Основные даты из жизни великого философа

  • В 1876-1878 году в университете Лейпцига занимался изучением астрономии, физики, математики.
  • В 1882 году защитил диссертацию «К теории вариационного исчисления».
  • В 1884-1886, приходя на лекции, которые проводил Бретано, понял, что должен заниматься философией, а не математикой.
  • Преподавательская деятельность философа длилась с 1887 по 1928 годы. С 1887 по 1901 годы преподавал в университете Галле, с 1901 по 1916 — в университете Гёттингена, и 1916-1928 годы — в университете Фрайбурга, где возглавил кафедру Риккерта.
  • Последующие годы был изолирован и отстранён от деятельности преподавателя.

После смерти был найден архив Гуссерля. Он насчитывал более 40 000 листов неизданных рукописей. Впоследствии он был тайно перевезен в Бельгию. Там основали специальный архив, в котором хранили рукописи.

Полное их опубликование проводится в собрании сочинений учёного.

Философия арифметики — первый труд философа

Создавая и разрабатывая труд «Философия арифметики», Гуссерль соединил в одно целое математику и психологию. Обе науки очень нравились Эдмунду, но это привело к определённым трудностям при написании и толковании.

Если разобраться, то в какой-то степени Эдмунд Гуссерль, краткая биография которого представлена вашему вниманию в статье, является основоположником гештальтпсихологии, так как в последней главе своей работы он описывал процесс «мгновенного схватывания» (например, когда человек видит сразу много объектов в общем, а не отдельно каждый).

«Философия арифметики» и «Логические исследования» Э. Гуссерля - Студенческий портал

Основные труды Гуссерля

Первые труды, как уже упоминалось ранее, были посвящены математике и логике, так как изначально основное направление учёного было как раз математическим. Самые значимые работы философа:

  • «Философия арифметики», вышедшая в 1891 году.
  • «Логические исследования» публиковались в 1900 году, и дополнение вышло в 1901. Именно эта работа стала основополагающей для нового направления в науке под названием феноменология.

В дальнейшем Эдмунд Гуссерль книги и труды посвятил философской науке, и в частности отрасли феноменологии. Эти труды были опубликованы:

  • «Философия как строгая наука» (1911 год). Гуссерль занимался преподавательской деятельностью в Гёттингене и имел на своей стороне множество единомышленников.
  • «Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии», труд вышел в 1913 году.

В дальнейшем публикуется труд, отредактированный лучшим учеником Гуссерля — Мартином Хайдеггером. Он называется «Лекции по феноменологии внутреннего сознания времени». Опубликование его произошло в 1928 году.

Затем один за другим вышли следующие труды учёного:

  • «Формальная и трансцендентальная логика», которая была напечатана в 1929 году.
  • «Картезианские размышления». Были опубликованы на французском языке в 1931 году.
  • «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология», которая вышла в 2 частях в 1936 году. Полное издание произошло уже после смерти учёного в 1954 году.

Многие работы философа переведены на русский язык.

«Философия арифметики» и «Логические исследования» Э. Гуссерля - Студенческий портал

Последние годы жизни Гуссерля

Дальнейшая судьба философа складывалась следующим образом. Приход к власти нацистов способствовал тому, что Гуссерль как еврей был освобождён от преподавательской деятельности.

Ему было запрещено заниматься философской деятельностью и участвовать в различных конгрессах. Но несмотря ни на что немецкий философ Эдмунд Гуссерль, биография которого свидетельствует о большом трудолюбии, не уехал из Фрайбурга.

Оставшись один, так как дети уехали из города, он умер от плеврита.

Его ученикам и овдовевшей супруге оказал помощь Герман Лео Ван Бред, благодаря его стараниям вдова осталась на свободе и уехала из города, а труды учёного были спасены от конфискации и возможного уничтожения.

Эдмунд Гуссерль: феноменология философа

Основная тематика многих трудов философа — это феноменология. Это учение о феноменах, которые воспринимаются сознанием, как возникновение смысловых образов предметов и действий. Переход к идеализму нового типа.

Все началось со слов «назад, к самим вещам», своеобразное противопоставление присущему в то время возврату к философии Гегеля или Канта и др. Феноменология Гуссерля — это обращение к опыту познающего сознания. То есть это возврат человеческой мысли к тому, что было до появления всех теорий и направлений.

А именно к осознанию и пониманию того, что чувствует, видит и осязает человек во время изучения мира.

Гуссерль предлагал вернуться к пониманию мира, когда структура ещё только создаётся, и мир не наполнен ненужными связями и объектами понимания мира, именно так, полгал он, может открыться истинный смысл.

Мир — это не что-то осязаемое, это всего лишь феномен сознания, который представляет собой основу всех дальнейших действий. Душевная жизнь не подлежит никакому анализу. Это как организм, который можно рассматривать внешне сколько угодно, но для того чтобы понять сущность, нужно будет вернуться к истокам. К тому, с чего все начиналось.

  • Феноменология положит начало прямой философской интуиции и совместно с ней породит такую науку, которая получит ответы на все вопросы, не прибегая к анализам и доказательствам.
  • Феноменологический метод позволяет постичь суть вещей, а не то, что вещь вообще собой представляет.

«Философия арифметики» и «Логические исследования» Э. Гуссерля - Студенческий портал

Эдмунд Гуссерль: основные идеи философии

За основу в своих работах Гуссерль брал именно принцип созерцательности. Очевидное в его философии являлось важнейшим принципом. То есть то, что изучается, должно быть на виду, не скрыто ничем, оно не должно требовать применения никаких научных знаний при непосредственном изучении.

Большая роль отводилась именно чувственному созерцанию, то есть это восприятие человеком всего, что его окружает. Основой его философии является не только созерцание реальных объектов, но и созерцание сущности.

Философия — это наука, которая в качестве основного постулата использует идею единства всего сущего, и объясняет с его помощью все основные понятия.

Феноменология действует при помощи редукции. Понятие феноменологической редукции — это освобождение сознания от наивности при взгляде на окружающий мир. То есть происходит отключение от реального мира, и затем при помощи трансцендентальной редукции осуществляется переход к чистому сознанию.

Фундаментальное свойство сознания — это способность быть направленным на объект. Это может быть не только реальный объект, но некая сущность или какое-либо значение. Таким образом и проявляются различия между реальным и интенциональным в сознании (ноэзис и ноэма). Ноэзис — это направленность и придание смысла, а ноэма — сам смысл.

При тщательном изучении феноменологической редукции раскрываются составляющие смысла (ноэмы). То есть то, из чего он состоит, и его взаимосвязь с сознанием.

По аналогии восприятия себя и другого объекта идёт процесс причисления себя к тому же миру, в котором живут те, с кем себя сравнивает субъект, приписывая при этом собственные свойства и ощущения объекту сравнения.

Вся философия учёного опирается на теорию познания. И все его труды исследования пронизаны проблематикой гносеологии.

«Философия арифметики» и «Логические исследования» Э. Гуссерля - Студенческий портал

Идеал строгой науки

В своих трудах и исследованиях Эдмунд Гуссерль, фото которого вы видите в статье, стремился придерживаться идеала строгой науки. Он считал, что философия должна быть идеальна во всех исследованиях и трактовках.

Издавна философия стремится к тому, чтобы быть рациональной, но вместе с тем старается она быть мудрой и глубокомысленной.

Как считал Эдмунд Гуссерль, философия должна раскрывать ценности, которые неподвластны времени и всем изменениям, происходящим в мире.

Философия Гуссерля

Основные цели и методы философии Гуссерль раскрывал в своём труде «Логические исследования». В нем он определяет также и объект исследования — это, в его понимании, знание и познания в науке. А целью философии является построение науки о науке.

Гуссерль в своих исследованиях придерживался того, чтобы исключить из сознания догмы и теоретические знания, вернуться к самым истокам. К тому, с чего все начиналось, к философии без навязанных идей. Недостаточно просто знать о том, что происходит с вещами или что происходило с ними. Важно знать о сути вещи. Это он и пытался привнести в свои труды.

Эдмунд Гуссерль, немецкий философ, призывал всех к отказу от каких-либо установок, принятых в обществе. Есть только предмет без какой-либо смысловой привязки. Необходимо только откинуть все ненужное, чтобы понять истинную суть.

Например, нельзя судить о религии только по тому, что делается, и во что верят люди, необходимо разобраться в том, что представляет собой религиозность в общем смысле этого слова.

То есть понять, с чего именно все начинается и как происходит.

Невозможно кратко описывать суть философии Гуссерля, так как для точного понимания всех нюансов и тонкостей требуется детальное изучение его трудов. Основа его философии — это обращение к истокам, корням, то есть самому началу.

Феноменология в его трудах появляется не сразу, но после первого провозглашения идеи она присутствует во всех его последующих трудах.

«Философия арифметики» и «Логические исследования» Э. Гуссерля - Студенческий портал

Формирование философских взглядов Гуссерля

Множество философов и учёных, находящихся рядом с Гуссерлем, оказали непосредственное влияние на формирование его философских взглядов. Но все же основными были двое, это Больцано и Бретано.

От одного из них он взял понятие интенциональности, а другой повлиял на него тем, что критиковал психологизм. Взяв за основу их суждения, Гуссерль старался освободить философию от психологического наслоения. И объяснять смысл вещей, отбрасывая в сторону убеждения.

Что хотел внести в науку Гуссерль

В своих исследованиях философ нередко упоминал о недостатках философии как науки, он пытался сделать её совершенной. Ввести такие методы изучения и способы воздействия, которые бы доводили до совершенства.

Читайте также:  Галилео Галилей - история жизни и основные постулаты

Он считал, что необходимо менять существующие критерии, давая миру более новые и актуальные на данный момент. Все, что было раньше, неизбежно устаревает и приходит в негодность.

  1. Он стремился объединить все человечество посредством становления философии как строгой науки.
  2. Радикальность в его трудах — это попытка дойти до истины, при этом убирая в сторону все то, что нужно было принимать на веру.

«Философия арифметики» и «Логические исследования» Э. Гуссерля - Студенческий портал

Общая оценка феноменологической философии Гуссерля

Введённый философом метод феноменологии позволил науке разнообразить собственные методы исследования сознания, чем расширил область исследования данного объекта.

Интенциональность в сочетании с феноменальностью предотвращают постоянное противостояние сознания и мира. Это происходит потому, что преодолевается схема субъект-объект.

Неоценим вклад, который внес в философскую науку Эдмунд Гуссерль. Феноменология Гуссерля до сих пор вызывает интерес у учёных, хоть сейчас уже и нет последователей этого учения. Внимание до сих пор приковано к многочисленным трудам философа. Его феноменологическое учение позволило расширить возможности философии как науки.

Вместо послесловия

Сам Гуссерль писал: «Истинный философ не может быть не свободным». И вся его жизнь прошла в соответствии с данным принципом. Его волевые качества и были для многих учеников той основой, из-за которой они готовы были идти за учителем и поддерживать его мысли и учения.

Источник: https://www.syl.ru/article/314732/nemetskiy-filosof-edmund-gusserl-biografiya-i-foto

Философские идеи Эдмунда Гуссерля

«Философия арифметики» и «Логические исследования» Э. Гуссерля - Студенческий портал«Смысл является, или строится в пространстве сознания, он является феноменом сознания, результатом познавательной деятельности.» — Эдмунд Гуссерль.

Классическая немецкая философия, заняла важное место в истории человечества благодаря таким большим философам как Гегель Кант Л. Фейербах и других, в том числе основной вклад в развитие немецкого идеализму сделал Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль. Он является отцом феномологии, был учеником Франца Брентано и Карла Стампф.

Он был уникальным мыслителем, без которого сложно представить любой направление современной философии или науки.

Это человек, который внесла неоценимый произведение в развитие философского мышления, Гуссерль ввел неограниченное количество новых терминов, мыслитель который произносил новые требования к философии, он в течение всей своей жизни пытался сделать более он может.

В свое время он утверждал, что любой философ, любой мыслитель должен быть готов к тому, чтобы отказаться от всего этого, что он сейчас делает и начать все с начала.

Он является достаточно интересной личностью, которая должна собственное мнение. Свое мнение он отстаивал в достаточно сложный довоенное время. Гуссерль умер в 1938 году на 79 году жизни, через год началась война.

Но несмотря на это творческое и философское наследие Гуссерля которое осталось после его смерти невероятное, оно превышает 11 000 страниц.

Это не напечатаны пометки, записи, статьи, объемные мысли которые не нашли своего официального места на бумаге.

Один известный журналист бравший интервью у Гуссерля спросил:
— Скажите пожалуйста, чем для вас является феномология?
Он говорил, что:

— Феномология — это я и Мартин Хайдеггер.

Он достаточно высоко ценил своего ученика, он возлагал на него большие надежды. Благодаря этому маленькому и неприметном аспиранту архив Гуссерля был спасен. Все наработки были перевезены в неприметный город Лувен, основав в том месте «памятник» культурной творчества Гуссерля.

С началом 1929 года, Гуссерль был лишен права на выражение собственного мнения, публикации книг, статей, не имел права выступать в общественных местах, он не имел права работать по своей специальности.

Все творчество Гуссерля, мысленно можно разделить на 3 периода. Один из них, характеризуется эмпирико-позитивистским направлением, представленный работой «Философия арифметики», направленный на раскрытие психологических оснований логики и математики.

Основой второго этапа является «Логические исследования» (1901) — глобальный разрыв психологии с эмпиризмом, освещаются основные категории феномологии.

«Трансцендентальный», является третий период творчества Гуссерля он охватывает наибольшую часть его наследия, плодом этого периода является «в идеях к чистой« феномологии »(1913).

Гуссерль неоднократно подчеркивал, что всю свою жизнь он посвятил только одной проблеме «основе человеческих знаний». Опираясь на философские взгляды Архимеда, Гуссерль хотел найти свою точку опоры в этом мире, глобально повлиять на человечество. В своих трудах он имел целью построить философию как строгую науку, а саму науку он рассматривает как социально-культурный феномен.

По его мнению наука всегда укрепляться аргументами, теории, системностью, доказательствами которые есть обоснованные и равные для всех, научная мысль в первую очередь не должно быть противоречивой, не иметь внутренних конфликтов.

Должны существовать общепринятые логические законы, которые играют большое значение в обществе.

Также существовали такие два понятия как реальные науки, описывающие реальные события и идеальные науки которые основывается на чистой логике.

По мнению Гуссерля, одной из главных характеристик человечества является узнавание мира, акты познания разделяются на субъективные и объективные.

Феномология это описание субъективных актов нашего подсознания, это способность что-то обдумывать обосновывать и делать выводы, одним словом это «рефлексия» способность субъекта реагировать на раздражители в социальном, физическом и материальном смысле. Феномология противостоит которой теории, она должна быть основой быть либо теории она является независимой.

Основной мыслью философии Гуссерля является выработка нового метода, суть которого «Назад к вещам».

Чтобы понять, что такое вещи можно только с помощью описания феноменов, то есть явлений, которые возникают в нашем сознании после закладки в памяти моментов бытия.

Каждое событие имеет свою структуру, анализ которой показывает, что структура расширяется индивидуально связывая особые компоненты. По мнению Гуссерля, феномологичний метод помогает понять сущность вещей, а не факты.

Основные задачи феномологичнои психологии является систематическое изучение типов и форм переживаний, а также описание их структур и постижения душевной жизни. Феномология реализуется с помощью метода редукции, в основе чего заложено познания субъекта не как эмпирического, а как трансцендентального выходя за пределы эмпирической сознания.

Гуссерль, вводит понятие «идеция», способность к непосредственному рассмотрению объективно — идеальных языковых выражений.

Взглянув на этот срок через призму феномологии, можно сказать, что это наука о способе постижения мира через чистое сознание. Мир по мнению Гуссерля, конструируется сознанием.

Гуссерль понимает философию как метод приведения ума к осознанию своих возможностей. Феномологична философия строится на анализе и прояснении феноменов сознания, черпая из них знания.

Немаловажную тему о восприятии Гуссерль описал в учении «жизненном мире», ее содержание можно определить как действительность которая воспринимается не как какая-то вещь, а смысловая картина осознанного. Восприятие обычно связано с потенциалом уже пережитого, опыта, знания. В соответствии с ними человек ориентируется в похожей ситуации, оценивает, различает и сравнивает ее.

Варианты феномологии различаются, по основанию описания фундаментального круга «человек — сознание -бытье». Для Э. Гуссерля она является естественной установкой, жизненный мир и субъективность.

Источник: http://moral.infotaste.com/filosofskie-idei-edmunda-gusserlya/

ГУССЕРЛЬ, ЭДМУНД

ГУССЕРЛЬ, ЭДМУНД (Husserl, Edmund) (1859–1938), немецкий философ, основатель феноменологии как философского движения. Благодаря преподавательской деятельности и многочисленным работам оказал значительное влияние на философию в Германии и многих других странах, в частности на возникновение и развитие экзистенциализма.

Гуссерль родился 8 апреля 1859 в Проснице (Моравия). Учился в Берлинском и Венском университетах, готовился стать математиком, но Т.Масарик привел его в классы философа и психолога Ф.Брентано. Общение с Брентано, а затем с психологом К.

Штумпфом стимулировало его интерес к исследованию мыслительных процессов. Гуссерль обязан Брентано важнейшим понятием интенции (направленности сознания: сознание есть всегда сознание «чего-то»).

Впоследствии Гуссерль заявлял, что Брентано не удалось увидеть действительных проблем «интенциональности», связанных с основаниями знания и конституированием структур опыта. Среди тех, кто повлиял на Гуссерля в ранний период, – У.Джемс, английские эмпирики (главным образом Дж.С.

Милль), а также Г.В.Лейбниц. Кантовская теория познания оказала влияние на Гуссерля в более поздний период его философского развития.

Гуссерль полагал, что главную задачу он определил уже в первой книге – Философия арифметики (Philosophie der Arithmetik: Psychologische und logische Untersuchungen, 1891). Два основных предмета его интереса, математика и формальная логика, с одной стороны, и психология – с другой, впервые соединились в этой работе.

Трудности, с которыми он столкнулся (некоторые из них были выявлены Г.Фреге в критическом анализе этой книги), заставили Гуссерля предпринять общее исследование строения и специфической активности «осознанного опыта». В последней главе он рассматривал мгновенное «схватывание» таких характерных форм, как шеренга солдат или стая птиц.

Таким образом, Гуссерля можно считать предтечей гештальт-психологии.

Хотя через все работы Гуссерля проходят одни и те же идеи, его взгляды претерпели значительные изменения.

Можно выделить четыре основные группы работ: 1) период увлечения «психологизмом»; 2) феноменология, первоначально именуемая «дескриптивной психологией», или феноменология в узком смысле; и 3) трансцендентальная феноменология, впервые изложенная в 1913, однако задуманная несколькими годами ранее. Работы, опубликованные в поздний период жизни Гуссерля и после его смерти, составляют четвертую группу.

Логические исследования (Logische Untersuchungen, 1900–1901; в русском издании – Логические исследования, т. 1. СПб, 1909) – наиболее известная работа Гуссерля, рассматривалась им самим как «расчистка пути» для феноменологии.

В первом томе, озаглавленном Пролегомены к чистой логике, дана решительная критика в то время влиятельной концепции «психологизма», или взгляда, согласно которому основополагающие понятия и принципы логики определяются в терминах психологии.

В последней главе, «Идея чистой логики», представлена философия формальной логики, эмансипированная от психологии. Гуссерль настаивает на бессмысленности отнесения сферы чистой логики, или формального мышления, к психологии. Второй том составляют шесть исследований значения и структуры опыта.

Прежний интерес к характерным формам опыта привел Гуссерля к изучению «категориальной интуиции».

Для следующего периода, начало которому было положено лекциями Идея феноменологии (Die Idee der Phänomenologie, лекции 1907, опубл.

посмертно) и исторически связано с трудом Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии (Ideen zu einer reinen Phänomenologie und phänomenologischen Philosophie, 1913; русское издание – М.

, 1994), решающее значение имел осуществленный Гуссерлем переход к новому типу идеализма. Этой цели служил предложенный им метод феноменологической «редукции».

Эпохэ(epoche), или методическое воздержание от любых суждений и верований, является необходимым предварительным шагом в процедуре выделения поля восприятий как таковых и нахождения «абсолютного» основания для философии. Стало ясно, что феноменология ищет не что иное, как сущности и сущностные отношения.

В работах Гуссерля рельефно представлена его оппозиция натурализму, что видно, в частности, по его эссе Философия как строгая наука (Philosophie als strenge Wissenschaft, 1911; русское издание – Логос, кн. 1, 1911). Это противостояние было для него одним из наиболее действенных мотивов.

Читайте также:  Виды гостиничных услуг - студенческий портал

Дескриптивная наука об опыте, рассматриваемая чисто рефлексивно или «трансцендентально», должна была дать философии «радикальное» начало, свободное от каких-либо предпосылок. Программа «конститутивной» феноменологии, развернутая в последующих томах его Идей (опубл.

посмертно), а также в других трудах, имела целью создание новой идеалистической философии.

Гуссерлевский гений особенно поражает в двух областях: в философии логики и дескриптивном анализе процессов сознания, включая опыт сознания времени.

Исследования по логике включают работы зрелого периода: Опыт и суждение (Erfahrung und Urteil, 1939) и Формальная и трансцендентальная логика (Formale und transzendentale Logik: Versuch einer Kritik der logischen Vernunft, 1929).

Бесспорного признания заслуживает исследование сознания времени в Лекциях о феноменологии внутреннего сознания времени (Vorlesungen zur Phänomenologie des inneren Zeitbewusstsein, 1928), а также ряде работ разных лет.

В Картезианских медитациях (Méditations cartésiennes, 1931) дано детальное изложение проблемы переживания и познания сознания других людей.

Многие бывшие студенты и коллеги Гуссерля разрабатывали феноменологию в альтернативных направлениях. Так, М.Шелер испытывал интерес к религии и соответственно строил свою концепцию феноменологии. М.Хайдеггер, один из основателей экзистенциализма, вначале был почтительным и восприимчивым учеником Гуссерля.

Затем он предпринял основательную ревизию феноменологии, основываясь на понятиях «бытия» и «существования». Уверенный в безграничном потенциале своей «конститутивной» феноменологии, дополненной понятием «пред-данного жизненного мира», Гуссерль подверг критике теорию Хайдеггера.

Покинутый своими «арийскими» учениками, Гуссерль тяжело переносил нездоровье последних лет жизни. Завершила поздний период его работа Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология (Die Krisis der Europäischen Wissenschaften und die transzendentale Phänomenologie, 1936, опубл.

в 1954), в которой Гуссерль предложил известное понятие жизненного мира (Lebenswelt).

Умер Гуссерль во Фрайбурге-им-Брайсгау 26 апреля 1938. После него осталось около 11 000 страниц неизданных трудов и заметок. К счастью, они были сохранены и перевезены в Лёвен (Бельгия), где в настоящее время продолжается начатая в 1950 работа по их редакционной подготовке и изданию (серия «Гуссерлиана» – «Husserliana»).

См. также ФИЛОСОФИЯ.

«Философия арифметики» и «Логические исследования» Э. Гуссерля - Студенческий портал

Источник: https://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/filosofiya/GUSSERL_EDMUND.html

«Философия арифметики» и «Логические исследования» Э. Гуссерля

Размышления Гуссерля

Изначальный импульс для собственных своих философских размышлений Гуссерль получает от своего учителя математики Карла Вейерштрасса. С именем данного математика связан начальный этап попыток подвести основы математического анализа в целом к прозрачному фундаментальному арифметическому понятию. Таким образом, складывается программная арифметизация математики.

По аналогии происходит процесс и в геометрии, где решение задач наведения логических порядков знаменует создание неевклидовой геометрии. Они возникают, как попытка довести до совершенства системы Евклида, доказывая постулаты о параллельных линиях, когда основание исходит из аксиом, которые лежат в основаниях данных математических конструкций.

Замечание 1

Таким образом, математическая проблема всё больше сливается с логическим, методологическим и общефилософским понятием той же проблемы.

Главные работы

В данной интеллектуальной атмосфере назревает проблематика первого цикла работ Эдмунда Гуссерля.

Главные его сочинения:

  • Курсовая работа 460 руб.
  • Реферат 240 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.
  1. «Философия арифметики», изданная в $1891$ году
  2. двухтомник «Логические исследования», который составлялся с $1900$ по $1901$ год.

Теоретические установки данных работ настолько разные, что следует сказать о двух разных этапах в развитии мировоззрения Эдмунда Гуссерля за данный период длиною в десятилетие. Таким образом, речь может пойти о нечто весьма важном, то есть о том, что их между собой связывает.

Данное общее положение формулируется философом в первых строчках работы «Логические исследования». Ту цель, которую ставил философ, была достигнута. В сочинении «Философия арифметики» он ищет последнее основания, на котором, по его мнению, должно держаться всё здание арифметики, если, конечно, она является определённой строгой наукой.

Размышления Эдмунда Гуссерля

Поиски определённых оснований Эдмунда Гуссерля ведут согласно мировоззрениями, предложенными Декартом, который выдвинул методологические программы обоснования знаний через призму его погружения в испепеляющие огни универсальных сомнений.

Декарт теплил надежду вывести незыблемую и прочную опору познания в том, что может выдержать каждое сомнение. Действительное основание любого подлинного познания, согласно Декарту, может быть самоочевидным.

Таким образом, целый цикл размышлений Эдмунда Гуссерля основан на взглядах Декарта.

Отдельный способ

Способ, который Эдмунд Гуссерль применил в сочинении «Философия арифметики», пытается достигнуть самоочевидного основания научного познания, он также был отмечен в те времена печатью модного теоретико-познавательного психологизма. Автор-философ пытается подвести все определения арифметики, в конечном счете, к наипростейшим восприятиям, с чего может начинаться всякое подлинное познание и знание.

Человеческое сознание

Сознание человека, согласно теории Эдмунда Гуссерля, «несовершенно», в том простом смысле, что непосредственное постигнуть, пережить разное число человек не сможет. Человеку нужно конструировать, чтобы иметь способность считать.

Потому что счёт считается единственный способ постижения больших чисел человеческим разумом. Абсолютное или совершенное сознание могло тогда переживать, распознавать с первого взгляда не только группы из двух, трех или пяти объектов, но и любое множество.

В данном случае можно говорить о том, что «Бог не считает!».

Значение

Замечание 2

Любое сочинение всегда оказывает отпечаток на последующие исследования.

Если данное сочинения имело громкий резонанс в своё время, следовательно, для будущих философов есть «пища» над чем работать дальше и над чем подумать, чтобы будущие размышления имели более глубокий и вразумительный смысл. Труды известного философа Эдмунда Гуссерля широко повлияли на дальнейшее развитие философии в данной области.

Источник: https://spravochnick.ru/filosofiya/istoriya_zapadnoy_filosofii_19_i_nachala_20_veka/filosofiya_arifmetiki_i_logicheskie_issledovaniya_e_gusserlya/

Эдмунд Гуссерль: «Назад, к самим вещам!»

Феноменология, одно из крупнейших философских течений в XX веке, началась с тезиса Эдмунда Гуссерля «Назад, к самим вещам!» и перевернула все представление о современной ему философии.

Попытаемся хотя бы немного разобраться в достижениях этого мыслителя.

На время издания первого крупного произведения Гуссерля — «Философия арифметики» (1891) — в научном сообществе процветала позитивистская теория эмпиризма, претендовавшая на место философии науки.

Если кратко, направление эмпиризма в теории познания признавало чувственный опыт источником знания и предполагало, что содержание знания может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему. Одними из главных направлений были неокантианство и эмпиризм.

Учитель Гуссерля, Франц Брентано, также придерживался эмпирических взглядов.

Сперва Гуссерль следовал во взглядах за своим учителем, пытаясь подвести эмпирическую основу под арифметику, однако вскоре разочаровался в этом течении и стал искать дальше. По сути, Гуссерля, равно как и большинство его последователей, волновало только одно — поиск истины в её первозданном виде.

От эмпиризма Гуссерля оттолкнули его бесконечный скептицизм и солипсизм, отсутствие неопровержимых истин и начал. В конце концов Гуссерль поставил себе целью найти эту неопровержимую истину.

С выходом первого тома «Логических исследований» в 1900 году вокруг него складывается «феноменологическое движение».

Феноменология — это учение о феноменах, то есть о «чистых» явлениях окружающего мира, свободных от всяческих человеческих характеристик, приписываемых обыденным сознанием. Явление, которое постигается исключительно в чувственном созерцании, заключая за скобки его реальный статус.

Но сама феноменология, как течение, ставит себе целью построение универсальной науки, которая бы служила обоснованием всем прочим наукам и ремеслу познания в целом. en.ppt-online.org
В феноменологии Гуссерль постепенно формирует определенные способы изучения и анализа любой информации в целом.

А учитывая, что феноменология пытается на тот момент представлять собою базис и основу всех наук, то поднимаются вопросы восприятия, наблюдения. Вопросы чувственного познания и логического, попытки изучения сквозь призму опыта и без неё.

В первую очередь необходимо рассказать о категориальном сознании, понятии, которое Гуссерль выработал во время написания работы «Логические исследования».

Эпоха Гуссерля отличалась от нашей, и очевидные сейчас, казалось бы, вещи тогда воспринимались совершенно иначе. Для Гуссерля восприятие чувственное не являлось исключительно эмоциональным, первичным восприятием.

Оно вполне равноправно включало в себя и память, и воображение. Гуссерль не поддерживал популярную в то время теорию психологизма, которая разделяла процессы сознательные, социальные и интуитивные, личные.

Он подчеркивал, что для феноменологии неприемлема позиция, при которой объекты, формулируемые чувственным восприятием, находятся на самом деле вне сознания, а объекты, создающиеся воображением, представляют лишь фикцию, образы тех объектов, которые находятся вне его.

По Гуссерлю, все объекты являются интенциональными, то есть обращающими на себя мышление сознания и оставляющими в нём след.

Поясню на примере. Допустим, я пошёл в галерею и увидел «Девятый вал» Айвазовского. После этого я направился домой и по пути представил себе эту картину. Когда я стоял перед ней и видел её, я воспринимал её чувственно, у меня не было необходимости вспоминать то, что это картина, что на ней нарисовано, где она находилась и так далее.

У меня вообще не было необходимости воспринимать, и моё сознание было акцентировано исключительно на восприятие того, что создал художник. Это, по Гуссерлю, восприятие чувственное. Но когда я иду домой, я вспоминаю, что было со мной не так давно, и я так же буду воспринимать «Девятый вал», но уже путём воображения.

И во время того, как я стою и смотрю на эту картину, и во время того, как я её представляю, это всё ещё один и тот же объект, а чувственное восприятие и воображение являются равноправными, хотя и разными способами интуитивной данности мне.

Конечно, существуют исключительно воображаемые объекты, которые не могут быть увидены мною в реальной жизни, но это уже совершенно другой вопрос.

Однако во времена Гуссерля доказать это было очень важным достижением, так как популярные тогда позитивистские теории старались свести всё воспринимаемое к чувственному опыту. Продолжая свою линию, Гуссерль формулирует тезис категориальной интуиции, которая существует наряду с воображением и чувственным восприятием и существует независимо.

Категориальная интуиция является по своей сути названием той несформулированной связи, которая позволяет увидеть общие отношения между объектами в их расположении, признаках, категориях, характеристиках, типах и так далее.

Советский философ Ярослав Слинин объясняет это с помощью следующего примера: «Допустим, что я вижу красную розу. Знание о том, что эта роза красная, не может быть дано мне чисто чувственным путем.

Эту розу и этот красный цвет я воспринимаю при помощи чувственной интуиции, но связь между ними не может быть дана никаким ощущением. Она дается только при помощи категориальной интуиции».

Согласно Гуссерлю, существует и ещё одна часть «усмотрения сущности», помимо категориальной интуиции. Он формулирует этот метод как «идеирующую абстракцию». Условно говоря, это восприятие всего универсального, что существует в объектах. Я вижу белый лист бумаги и, скажем, белую рубашку.

Я могу чувственным способом воспринять белое как таковое в листе бумаги и в рубашке, но я не могу воспринять цвет как таковой. Я воспринимаю и белый лист, и белую рубашку исключительно в контексте этих объектов как таковых.

Допустим существуют исключительно умозрительные объекты — геометрические фигуры, формулы, даже такие объекты, как русалки или драконы. Эти объекты даются интеллектуальной интуицией.

Но если мы видим совершенно конкретный, индивидуальный объект, этот квадрат, этот белый лист или эту белую рубашку, то в формировании участвует равно как чувственное восприятие, так и воображение с усмотрением сущности. И все они взаимодействуют в абсолютном согласии, не сталкиваясь друг с другом, обеспечивая свою сторону восприятия и анализа.

Таким образом, с точки зрения феноменологии Гуссерля, каждый конкретный объект имеет два сущностных центра: с одной стороны, он существует здесь и сейчас, являясь неповторимым, а с другой стороны включает в себя множество различных универсальных категорий и универсальных законов.

Гуссерль переписывался с французским антропологом Люсьеном Леви-Брюлем. revision-filosofica.blogspot.com Теперь обратимся к тезису феноменологической редукции, который является одним из центральных в феноменологии Гуссерля. Этот тезис связан с процессом освобождения сознания от «наивного» взгляда на мир, где вещи существуют вне нас. Они находятся в пространстве и времени, в физическом мире, отделенные от нашего сознания.

На момент издания «Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии» (1913 год), Гуссерль все ещё придерживается идеи о поиске аподиктической, то есть не могущей быть подвергнутой сомнению основы философии.

Однако на пути к достижению этого замысла Гуссерль открыл для себя, что совсем не любое эйдетическое знание является аподиктическим. Исходя из этого суждения, Гуссерль понял, что его учение об интеллектуальной интуиции может быть истолковано не совсем должным образом, и поиски надо продолжать в другом месте.

Читайте также:  Действительные числа, рациональные числа и иррациональные числа - студенческий портал

Почти никто из студиозусов, бывших с ним в пору «Логических исследований», не последовал за ним далее. Они либо удовлетворялись теми тезисами, которые Гуссерль уже сформулировал и возводили их в априорную степень, либо же были уверены в том, что Гуссерль вернулся к субъективизму и психологизму, ошибаясь в своих новых исследованиях.

В «Идеях чистой феноменологии» философ предложил новый способ получения аподиктического знания — метод феноменологической редукции. Этот метод заключается в том, чтобы воздержаться от суждения о существовании всего того, в чем есть возможность усомниться. На греческом языке этот тезис формулируется как эпохэ́ (греч.

ἐποχή) — принцип рассуждения, в котором происходит остановка любой метафизической оценки и обращение к чистому «оценивающему» сознанию. Мы направляем взор не на воспринимаемое, а на само восприятие, акцентируя внимание на характере этого процесса.

Если ранее нам было важно, реален ли этот объект, существует ли он, то теперь это теряет всякий смысл, мы отслеживаем лишь восприятие, допустим, конкретного белого листа, а не сам цвет, присущий реальному предмету. Мы поочередно выносим за скобки все существующие «разряды» объектов, существование которых может быть подвергнуто сомнению.

Гуссерль говорит о том, что феноменологическая редукция означает переход от естественного, «наивного» сознания к феноменологическому. В своей книге «Идеи чистой феноменологии» он в первую очередь выносит за скобки суждения чувственного порядка.

Однако необходимо заметить, что все вынесенное за скобки не отрицается в своем существовании, но лишь подвергается сомнению. Сомнение является процессом маркирования проблемного, неаподиктичного знания, на котором нельзя строить свои суждения. Таким образом, в это поле попадают в первую очередь все эмпирические знания о природе, включая психофизическую природу людей, их историю и социальные образования.

В таком случае, если человек выполняет феноменологическую редукцию, он должен вынести за скобки не только весь окружающий мир, но собственное «декартовское» ego, мышление и ощущение эмпирическое, как существующее в этом мире.

Этот человек должен подвергнуть сомнению существование не только вещей, но и собственного физического тела, вместе со своим психологическим «я» в той мере, насколько оно входит в структуры окружающего нас психофизического мира.

Гуссерль уделял особенно много внимания последнему моменту, придавая ему большое значение.

Так же Гуссерль выносит за скобки «трансцендентность Бога», его расположение в непостигаемой опытным путем плоскости и подвергает сомнению и любое относящееся к природе эйдетическое знание. В сфере проблематичного оказываются все формальные и материальные структуры и законы, все эмпирические, развивающиеся опытным путём науки.

Но если вынести за скобки практически всё, что остается? Осталось ли что-то такое, в чём невозможно усомниться, что существует аподиктически? Не вынесенным остается сам факт сомнения, и я сам, сомневающийся. Феноменологическая редукция приводит Гуссерля к умозаключению: я, сомневающийся, несомненно существую.

Однако что же из себя представляет это несомненно существующее «я»? Ясно точно, что оно не имеет никакого отношения к природному и психофизическому, ведь его мы вынесли за скобки.

Тут Гуссерль сталкивается с тем видом существования, которое он и искал, но не мог представить: существованием себя в качестве трансцендентального ego, трансцендентального «я». Соответственно и феноменологическая редукция оказывается трансцендентальной: она приводит редуцирующего к трансцендентальному субъекту.

И только этот субъект обладает аподиктическим существованием, являясь аподиктической базой для всех наук и философии. Фрайбургский дом Э. Гуссерля, где он жил с июля 1937 года до своей смерти. Википедия

Здесь я перечислил всего лишь несколько тезисов из тех, что сформулировал Гуссерль. Однако уже они одни могли бы стать и стали основой для философии следующих поколений. Феноменология в дальнейшем обрела прочность и силу в лице Мартина Хайдеггера, давшего направление не только отдельному течению, но и общемировой философии в целом. Гуссерль писал: «Истинный философ не может не быть свободным: сущностная природа философии состоит в её крайне радикальной автономии». Здесь видна и его страсть к основополагающему миру сознания, страсть к попыткам понять своё бытие и бытие других.

P. S. К сожалению, свободный в своих мыслях Эдмунд Гуссерль не мог похвастаться той же свободой в грубо социальном смысле. После прихода в Германии к власти нацистов Гуссерль как еврей был на некоторое время уволен из Фрайбургского университета.

После принятия в 1935 году «Нюрнбергских законов о чистоте расы» лишивших евреев гражданства философ был окончательно отстранён от должности. Мартин Хайдеггер весной 1933 года был избран ректором университета и вскоре вступил в НСДАП; вопрос о его личной причастности к травле Гуссерля и об их взаимоотношениях в этот период до сих пор спорный.

Гуссерлю запретили участвовать в философских конгрессах 1933 и 1937 годов; его старые книги не изымались из библиотек, но издать новые было невозможно. Нацистский режим окружил Гуссерля враждебностью, его дети уехали в США, но сам философ не покинул родину. Эдмунд Гуссерль, его вдова и Германн Лео Ван Бреда. biografieportaal.

nl Эдмунд Гуссерль умер во Фрайбурге в 1938 году от плеврита почти в полном одиночестве. Бельгийский монах-францисканец, аспирант Высшего института философии Германн Лео Ван Бреда перевёз в бельгийский Лувен библиотеку и неизданные работы Гуссерля, опасаясь, как бы их не уничтожили в Германии нацисты. Он же помог выехать из Германии вдове и ученикам философа.

Если бы не вмешательство Ван Бреды, вдове Гуссерля грозила бы депортация в концлагерь, а его архиву — конфискация и гибель. Так в Лувене был основан Гуссерль-Архив — центр изучения наследия Гуссерля, существующий по сей день.

Источник: https://news.rambler.ru/other/42105388-edmund-gusserl-nazad-k-samim-vescham/

Философия арифметики — Philosophy of Arithmetic

Философия арифметики ( PA ; немецкий : . Философии Arithmetik Psychologische унд Логических Untersuchungen ) является 1891 книга Эдмунда Гуссерля . Первый опубликованная книга Гуссерля, это синтез его исследований вматематики, под Карлом Вейерштрассы , с его исследованиями вфилософии и психологии, под Францем Брентано , которому посвящена и Штумпф .

Состав

Философия арифметики представляет собой первый том работы , которую Гуссерль намеревался включать в себя два тома, из которых вторая не была опубликована. Всесторонне было бы охватывала четыре части и приложения.

Первый объем разделен на две части, в первой из которых Гуссерль направлено на то, чтобы проанализировать «правильной концепции множественности, единства и количество» ( Die eigentliche Begriffe фон Vielheit, Einheit унд Anzahl ) , а во втором «Символическое сумма-концепции и логические источники количества-арифметики»( Die symbolischen Anzahlbegrife унд умереть logischen Quellen дер Anzahlen-Arithmetik ).

содержание

Основная проблема книги является философским анализом понятия числа , которое является самой основной концепцией , на котором все здание арифметики и математики может быть основано. Для того , чтобы приступить к этому анализу, Гуссерль, следуя Брентано и Штумпф, использует инструменты из психологии , чтобы искать «происхождения и содержания» понятия числа.

Он начинается с классическим определением, уже дается Евклид , Гоббс и Лейбниц , что «число множественность единств» , а затем спрашивают себя: что множественность и что такое единство? Все , что мы можем думать, что мы можем представить, можно рассматривать на самом базовом уровне , чтобы быть «что — то». Кратность затем «коллективное подключение» от «чего — то и что — то и что — то и т.д.

» Для того , чтобы получить номер вместо простого количества, мы можем также думать об этих безликих абстрактных «нечто» , как «те» , а затем получить «один и один и один и т.д.» в качестве основного определения числа в отвлеченно . Однако, это лишь собственные числа, то есть число , которое мы можем представить себе должным образом, без помощи инструментов или символов.

Психологически мы ограничены только первые несколько цифр , если мы хотим , чтобы представить их должным образом, с более высокими номерами нашей кратковременной памяти не достаточно , чтобы думать о них все вместе, но все же как тождественные себе и отличается от всех остальных.

Таким образом, Гуссерль говорит, что мы должны перейти к анализу символически задуманных чисел, которые эффективно являются те, которые используются в математике.

история

Книга является продуктом его лет обучения с Вейерштрассой (в Берлине) и его учеником Кёнигсбергер (в Вене) на математической стороне и его исследование с Брентано (в Вене) и Штумпф (в Галле) на психологической / философской стороне , Книга основана главным образом на его Habilitationsschrift 1887 г. «О Концепции Номер» ( Über ден Begriff дер Zahl ). Гуссерль также читал лекции по понятию числа между 1889 и 1891, так же в том же духе. Он продолжал работать над вторым томом до , по меньшей мере , 1894.

Фреге был критически философии арифметики , и обвинил Гуссерля полагаться слишком много на метафизическом и не хватает на логических аспектах математики.

Критика Фреге отрицательно повлияли карьеры молодого математика в качестве профессора.

Гуссерля Логические исследования обеспечили его репутацию через десять лет, но Фрег и другие никогда не принимали Гуссерля как практики истинной логики.

издания

Оригинальное издание:

Philosophie der Arithmetik Psychologische und logische untersuchungen, von Dr. E. G. Husserl. 1. bd. 1891, xvi, 324 p. 23 cm. LC Classification: QA9 .H8 Dewey Class No.: 510.1 Other System No.: OCLC 4787664

Husserliana издание:

Philosophie der Arithmetik Psychologische und logische untersuchungen — mit ergänzenden Texten (1890-1901) Series: Husserliana — Edmund Husserl Gesammelte werke, Vol. XII Husserl, Edmund Ed. Eley, Lothar 1970, 585 p., Hardcover ISBN 90-247-0230-5

Официальный перевод на английском языке Husserliana издания:

Philosophy of Arithmetic Psychological and Logical Investigations — with Supplementary Texts from 1887-1901 Series: Edmund Husserl Collected Works, Vol. X Husserl, Edmund Tr. Willard, Dallas 2003, 580 p., Hardcover ISBN 1-4020-1546-1

Список используемой литературы

  • Вальтер Biemel «Решающие этапы в развитии философии Гуссерля», в: RO Elveton, редактор, Феноменологии Гуссерля, Отдельные критические чтения (Чикаго: четырехугольник Книга, 1970), (Tr по Elveton, RO.).
  • Франческо Dentoni, Alle Radici делла fenomenologia (Рома: Abete, 1978).
  • Ханс-Мартин Герлах и Hans Rainer Зепп, редакторы, Гуссерль в Галле , Дедал (Europäisches Denken в Deutscher Философии) 5 (Франкфурт -на- а. М .: Питер Lang GmbH, 1994).
  • Берт Хопкинс, «Подлинные и символьные Числа в философии Гуссерля Арифметика», в Новом ежегоднике для феноменологии и феноменологической философии II (2002), 39-71.
  • Эдмунд Гуссерль, 'Persönliche Aufzeichnungen', в философии и феноменологических исследований XVI (1956), ( под ред. В. Biemel).
  • Эдмунд Гуссерль, 'Erinnerungen в Брентано', в: Т. Ненон и HR Sepp, редакторы, Husserliana XXV (Den Haag: Найхофф, 1987).
  • Malvine Гуссерль, «Skizze Эйнес Lebensbildes фон Эдмунда Гуссерля, в Гуссерля Studies 5 (1988), 105-125, ( под ред. К. Schuhmann).
  • Карло Ierna 'Гуссерль и Бесконечный', в Studia Phaenomenologica III: 1-2 (2003), 179-194 [1] .
  • Карло Ierna, «Начала философии Гуссерля. Часть 1: От Über ден Begriff дер Zahl в Философии Arithmetik », в Новом ежегоднике для феноменологии и феноменологической философии V (2005), 1-56.
  • J. Филип Миллер, Числа в присутствии и в отсутствие , Phaenomenologica 90 (Den Haag: Найхофф, 1982).
  • Jitendra Нат Mohanty 'Гуссерль, Фреге и преодоление психологизма', в: Ках Kyung Cho, редактор, философии и науки в феноменологической перспективе , Phaenomenologica 95 (Dordrecht / Boston / Lancaster: Найхофф, 1984), 143-152.
  • Jitendra Нат Mohanty 'Развитие мысли Гуссерля', в: BM Смит и DW Смит, редактора, Кембридж Companion Гуссерлит (Кембридж: Cambridge University Press, 1995).
  • Робин Д. Rollinger, Мейнонг и Гуссерль на абстракции и универсалий , Studien цур Österreichischen Философии XX (Амстердам — Атланта: Родопи, 1993).
  • Robin D. Rollinger, позиция Гуссерля в школе Брентано , Phaenomenologica 150 (Dordrecht: Kluwer, 1999).
  • Роджер Шмит, Husserls Философии Mathematik (Бонн: Бувье, 1981).
  • Карл Schuhmann, Гуссерль — Chronik (Denk- унд Lebensweg Эдмунд Husserls) , Husserliana Dokumente I (Den Haag: Найхофф, 1977).
  • Dallas Willard, Логика и Объективность знаний (Athens (Ohio): Ohio University Press, 1984).

Источник: https://ru.qwe.wiki/wiki/Philosophy_of_Arithmetic

Ссылка на основную публикацию