Философия и искусство — студенческий портал

Декан — член–корреспондент РАН Миронов Владимир Васильевич

Философия и искусство - Студенческий портал

Философский факультет МГУ — один из первых трех факультетов Московского университета, созданных М.В. Ломоносовым в 1755 году. Философский факультет внес существенный вклад в развитие отечественной философской мысли. В стенах Московского университета преподавали выдающиеся русские философы Вл.С. Соловьев, М.М. Троицкий, П.Д. Юркевич, Л.М. Лопатин, С.Н. и Е.Н.

 Трубецкие, И.А. Ильин, Г.И. Челпанов, Г.Г. Шпет, Н.Я. Грот и другие, представители общественно-политической мысли России — А.И. Герцен и Н.П. Огарев, В.Г. Белинский. В развитие философских проблем естественных и гуманитарных наук большой вклад внесли такие ученые университета, как М.Г. Павлов, К. Рулье, К.А. Тимирязев, И.М. Сеченов, В.И. Вернадский и др.

В 2016 году философский факультет торжественно отметил 75-летие воссоздания в структуре Московского университета: в 1941 году он был вновь образован из соответствующего факультета МИФЛИ (Московского института философии, литературы и истории).

После воссоздания на факультете работали крупные советские философы А.Ф. Лосев, Б.А. Фохт, А.В. Кубицкий, В.Ф. Асмус, Б.С. Чернышев, П.С. Попов, О.В. Трахенберг. В более поздний период на факультете преподавали А.С. Богомолов, Ю.К. Мельвиль, А.Ф. Грязнов, Т.В. Васильева, В.А. Смирнов, А.С. Ахманов, И.С.

 Нарский, А.С. Панарин, Т.И. Ойзерман, Б.Г. Юдин, В.Г. Горохов, В.С. Степин. Лучшие традиции в преподавании философии, политологии и религиоведения сохраняют и ныне работающие на факультете профессора, и преподаватели.

С течением времени из философского факультета выделились факультет психологии (1966), социологический факультет (1989), факультет политологии (2008).

В последние десятилетия факультет динамично развивается. В 1996 году на базе кафедры философии религии и религиоведения на факультете было создано отделение религиоведения.

В 2000 году на факультете была открыта образовательная программа «Связи с общественностью», в 2003 году — образовательная программа «Экономическая политика», а в 2005 году был открыт набор на образовательную программу «Культурология».

В 2009 году в структуре факультета созданы новые кафедры: философии образования, философии языка и коммуникации, философии политики и права.

Философия и искусство - Студенческий порталВ состав факультета входят 16 кафедр, учебная лаборатория информационных систем в гуманитарном образовании, лаборатория исследования современных религиозных процессов, Центр креативных индустрий, Московский центр исследования видеоигр, Центр исследования сознания и Научно-образовательный центр «Художественная галерея Cogito».

Для преподавания привлекаются видные ученые Российской академии наук. На факультете регулярно читают лекции иностранные профессора из ведущих университетов мира. Почетными докторами философского факультета являются авторы известного учебника «Западная философия от истоков до наших дней» Дж. Реале и Д. Антисери.

Сегодня философский факультет ведет обучение бакалавров и магистров на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова по очной форме на бюджетной и договорной основе.

Для обучения в бакалавриате абитуриент может выбрать одно из 5 направлений подготовки:

  • Философия
  • Религиоведение
  • Культурология
  • Реклама и связи с общественностью
  • Политология

Направление «Философия» включает в себя кафедры: онтологии и теории познания, логики, социальной философии, истории зарубежной философии, истории русской философии, этики, эстетики, философии и методологии науки, философской антропологии, истории и теории мировой культуры, философии образования, философии языка и коммуникации, философии политики и права.

Философия и искусство - Студенческий портал

Студенты бакалавриата по направлению подготовки «Философия» получают фундаментальную подготовку по гуманитарным, естественным, экономическим и специальным философским дисциплинам, приобретают навыки педагогической, научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности.

Среди профессиональных дисциплин важное место занимают курсы по логике, онтологии и теории познания, социальной философии, истории философии, философии и методологии науки, этике, эстетике, философии религии, философским проблемам конкретнонаучных дисциплин, теории и практике аргументации, философской антропологии, философии языка, философии политики и права, философии образования.

Подготовка по направлению «Философия» подразумевает прохождение ряда образовательных ступеней: от знакомства с общими гуманитарными и естественнонаучными дисциплинами к исследованию конкретных областей философского знания.

Со второго курса студенты специализируются по конкретной философской проблематике, выбирают интересующую их тему и ведут научно-исследовательскую работу под руководством преподавателя.

Студент может прикрепиться к одной из 16 кафедр:

Направление подготовки «Религиоведение» реализуется на факультете с 1996 года. Обучение осуществляет преподавательский и научный состав кафедры философии религии и религиоведения.

На отделении преподаются общепрофессиональные религиоведческие дисциплины и дисциплины специализации: философия религии, социология религии, психология религии, феноменология религии, история религии, история отечественного и зарубежного религиоведения, религиозная этика, эстетические проблемы в религиоведении, эзотерические учения, новые религиозные движения и др.

Философия и искусство - Студенческий портал

Студенты бакалавриата получают фундаментальную гуманитарную подготовку, осваивают специальные религиоведческие дисциплины наряду с широким набором общефилософских курсов, проходят педагогическую и производственную практики, изучают современные и древние языки. Полученные знания позволяют понимать и объяснять современные религиозные процессы.

На направлении «Культурология» реализуется образовательная программа подготовки бакалавров и магистров «Прагматика и менеджмент культуры». Она открыта на базе одной из первых в России культурологических кафедр — кафедры истории и теории мировой культуры.

Кафедра возникла в 1990 году при поддержке и участии блестящих отечественных ученых с мировыми именами, таких, как С.С. Аверинцев, В.В. Бибихин, М.Л. Гаспаров, Вяч.Вс. Иванов, Г.С. Кнабе, А.Я. Гуревич, Ю.М. Лотман, Е.М. Мелетинский, Н.И. Толстой, Б.А. Успенский. Первым заведующим кафедрой был академик Вяч.Вс. Иванов.

В 1995–2009 гг. кафедру возглавлял А.Л. Доброхотов.

Программа сочетает фундаментальное культурологическое образование, позволяющее подготовить профессионала, способного к самостоятельному мышлению и креативной деятельности, с развитием прикладных навыков эффективного руководства в сфере культуры.

Студенты получают комплексную подготовку в области истории и теории культуры, искусствоведения, менеджмента культуры и музейного дела, приобретают знания и навыки управления персоналом, кросс-культурного, коммуникационного менеджмента. Учебным планом предусмотрено изучение двух европейских, а также древних языков.

Философия и искусство - Студенческий портал

Студенты проходят музейную и педагогическую практики, принимают участие в выездных искусствоведческих школах.

Бакалавры и магистры имеют возможность участвовать в экспедициях Центра прикладной урбанистики Московской высшей школы социальных и экономических наук и вносить свой вклад в создание креативных городских пространств не только в столице, но и в других российских регионах.

Преподаватели программы работают во взаимодействии с Департаментом культуры г. Москвы и, в частности, Московским молодежным многофункциональным центром, сотрудничают с ГМИИ им. А.С.

 Пушкина, Московским музеем современного искусства (ММОМА), Центром современной культуры ГАРАЖ, Центром современного искусства ВИНЗАВОД, Государственным центром современного искусства (ГЦСИ), Московским домом фотографии (Мультимедиа Арт Музей), Еврейским музеем и центром толерантности и др.

Cочетание теоретических и прикладных компетенций позволяет выпускникам осуществлять профессиональную деятельность в учреждениях культуры и искусства, арт-бизнесе, туристическом бизнесе, в средствах массовой информации и редакциях издательств.

«Реклама и связи с общественностью» — это уникальная образовательная программа по одноименному направлению подготовки, которая поможет вам получить фундаментальные и прикладные знания в области массовых коммуникаций.

Занятия в рамках этой образовательной программы наряду с университетскими преподавателями проводят специалисты-практики, имеющие длительный опыт работы в данной сфере.

Сочетание традиционной для МГУ фундаментальной подготовки с освоением практических навыков позволяет в полной мере овладеть профессией специалиста в области рекламы и связей с общественностью — одной из самых престижных и востребованных на рынке труда.

Все студенты образовательной программы также изучают такие предметы, как мировые информационные ресурсы, лидерство в социальных и политических коммуникациях и др. Студенты учатся не только решать любые частные задачи в рамках кампаний по связям с общественностью, но и выполнять общие функции их организатора и менеджера.

Предусмотренная учебным планом производственная практика проводится в ведущих государственных и коммерческих структурах г.

 Москвы, в том числе в Администрации Президента РФ, Совете Федерации, Государственной Думе, аппаратах политических партий и общественных организаций, пиар-агентствах, службах по связям с общественностью бизнес-структур.

Во время учебы студенты отделения могут пройти стажировку в зарубежных вузах-партнерах или получить дополнительную подготовку в рамках летних международных школ по направлению «Реклама и связи с общественностью». Выпускникам образовательной программы присваивается квалификация бакалавр по направлению «Реклама и связи с общественностью».

На направлении «Политология» реализуется образовательная программа подготовки бакавларов и магистров «Стратегическое управление и экономическая политика», которая ориентирована на комплексную междисциплинарную подготовку в области политологии, экономики, управления и права.

Обучение построено на принципах интеграции наук и сочетания фундаментальных знаний с прикладной ориентацией образования.

Освоение учебных курсов предполагает использование инновационных методов образования: анализ конкретных ситуаций (case study), решение проблемных задач, деловые игры, что способствует развитию у студентов лидерских качеств, навыков принятия решений и коммуникации.

Философия и искусство - Студенческий портал

В качестве дисциплин специализации читаются предметы экономико-математического и управленческо-правового циклов.

Студенты программы овладевают аналитическими, коммуникационными, консультативными компетенциями наряду с организационно-управленческими, научно-исследовательскими и педагогическими навыками, проходят производственную практику в ведущих государственных и коммерческих компаниях, органах власти.

Занятия ведут ученые МГУ (философского, экономического, юридического факультетов, факультетов политологии и государственного управления), институтов Российской Академии наук. В учебном процессе принимают участие специалисты, работающие в органах государственной власти и в крупных корпорациях.

В процессе обучения студенты проходят производственную и педагогическую практику.

Производственная практика проходит в крупных финансовых промышленных корпорациях, в центральных политических и экономических структурах (в том числе в Администрации Президента РФ, Государственной Думе РФ, Минэкономразвития РФ, Сбербанке России, Рособоронэкспорт, Мосэнерго и др.).

Читайте также:  Карл Теодор Ясперс и его философия - центральное понятие и список основных трудов

Выпускники последних лет работают в области стратегического планирования и прогнозирования, политического консалтинга, бизнес-администрирования и управления проектами. Программа дает подготовку, позволяющую работать как в политике и реальной экономике, так и в научной и научно-педагогической сферах.

Обучение на договорной основе, очное (дневное).

Магистратура

С 2008 года философский факультет ведет подготовку магистров. Выпускники факультетов МГУ имени М.В.Ломоносова и других вузов могут продолжить свое образование по перспективным программам в рамках 5 направлений подготовки:

  • Философия, в рамках которой реализуются две образовательные программы:
    • Образовательная программа интегрированной магистратуры «Классическая и современная философия» для лиц, имеющих базовое философское образование
    • Образовательная программа неинтегрированной магистратуры «Философия культуры и история идей» для выпускников нефилософских направлений
  • Религиоведение (программа интегрированной магистратуры «Современное религиоведение»)
  • Реклама и связи с общественностью (программа интегрированной магистратуры «Стратегический консалтинг в сфере рекламы и связей с общественностью»)
  • Культурология (образовательная программа интегрированной магистратуры «Прагматика и менеджмент культуры»)
  • Политология (образовательная программа интегрированной магистратуры «Стратегическое управление и экономическая политика»)

Содержание программ магистерской подготовки основывается на новейших научных и методических разработках преподавателей факультета, необходимых для подготовки современных кадров высшей квалификации. В учебную программу входят курсы, читаемые на иностранном языке, в том числе приглашенными иностранными преподавателями.

Обучение в магистратуре предполагает прохождение практики в правительственных организациях и учреждениях, аналитических и исследовательских центрах, а также в ведущих московских пиар-агентствах, СМИ, в межправительственных и международных организациях.

Срок обучения в магистратуре — 2 года по очной форме. Обучение ведется на бюджетной и договорной основе.

Источник: https://www.msu.ru/info/struct/dep/philos.html

Бесплатные онлайн-курсы по философии

Онлайн-курсы – это довольно удобный способ изучения философии, стимулирующий критическое мышление и способность интерпретировать мир.

Если вы разделяете мнение, что для полноты и законченности образования необходимо изучение философии, эта подборка для вас.

Мы отобрали онлайн-курсы и видеолекции, которые расскажут вам о становлении философии, её месте и роли в культуре, об учениях разных философских школ от античности до наших дней, а также о ключевых философских понятиях и идеях, под влиянием которых сформировалась современная картина мира.

В начале списка расположены курсы, которые скоро стартуют, далее – доступные в любое время. Все курсы бесплатные и читаются на русском языке.

Онлайн-курсы, которые скоро начинаются

Философия: искусство создавать проблемы – главная цель этого курса – выработка понимания общей картины развития философии, формирование философской культуры и рационального мышления, осознание сущности основных мировоззренческих проблем, истории их формирования, источников и теоретических вариантов решения. Курс состоит из 26 лекций (6 модулей).

Философская культура российского самосознания – курс, состоящий из 41 лекции, знакомит слушателей с русскими мыслителями, философами и публицистами ХIХ-ХХ веков.

Перед вами развернётся знаменитый спор славянофилов и западников, неутихающий и в наше время.

Загадка русской души, метафизические искания всеединства, смысл истории, оправдание творчеством, эсхатология – все эти темы станут близки и понятны.

Синергетика – наука о сложном – курс из 38 лекций даёт учащимся возможность ознакомиться с основами синергетики как науки о сложном, а также с её приложениями в науке, культуре и технике. Автор и лектор курса – доктор философских наук Владимир Григорьевич Буданов, научный сотрудник Института философии Российской академии наук.

Генетические коды цивилизаций – курс из 57 лекций приглашает вас на поиск культурных «кодов», «культурных ядер», «генов» цивилизаций. До сих пор закономерности жизни общества искались в самом обществе. Взгляд «изнутри» позволяет увидеть многое, но не всё. Он может быть дополнен взглядом «извне».

При взаимодействии природы и общества в основном хозяйственном процессе находят своё отражение закономерности обеих подсистем. Технологии основного хозяйственного процесса являются своеобразным зеркалом общества, позволяющим увидеть систему основных ценностей – «генетический код» цивилизации.

Автор курса – Эдуард Сальманович Кульпин-Губайдуллин.

Онлайн-курсы, открытые в любое время

История философии – на сайте университета «ИНТУИТ» представлен широчайший курс из 29 лекций, который начинается с истории становления философии, её месте и роли в культуре, освещает все основные направления, школы философии и этапы её развития.

От специфики философского знания Китая, Древней Индии, античной и средневековой философии до философии Нового времени, немецкой классической философии, философии марксизма, фрейдизма, русского экзистенциализма и анархизма, космизма, позитивизма, прагматизма и современной религиозной философии.

Вы ознакомитесь с понятиями материального и идеального, пространства и время, а также узнаете о взаимодействии цивилизаций и сценарии будущего.

Философия информации – в этом курсе на сайте университета «ИНТУИТ» наряду с проверенными временем концепциями, автор обращает внимание на свежие и непривычные для большинства из нас идеи.

В современном мире информация превратилась в один из важнейших ресурсов человечества, а информационные системы и технологии – в важнейшие средства обработки этого ресурса.

В 8 лекциях подробно рассмотрены предмет, объект и основные задачи исследования философии информации.

Философия Мартина Хайдеггера – прослушав 7 лекций по философии Мартина Хайдеггера, можно разобраться в таких непростых вопросах как: Что такое «бытие»? Почему так опасно «забвение бытия»? Когда мы были поэтами и почему сейчас превращаемся в «производителей»? За что философы окрестили «Бытие и время» «книгой книг» XX века?

«Философия буддизма» – четыре интереснейшие видеолекции известного во всём мире востоковеда и философа Александра Пятигорского.

Из этого цикла вы узнаете, как возникла и что собой представляет философия буддизма.

В том числе речь пойдёт о первой аксиоме буддийской философии, об отшельничестве, о страдании и избавлении от страдания, о тройной бухгалтерии кармы и философском учении о Дхармах.

История политической мысли Древнего мира и Средних веков – на сайте ПостНаука курс из 13 лекций историка Александра Марея, охватывающий ключевые этапы развития политических и правовых учений в период с V по XV века нашей эры. Курс вмещает политическую философию Платона, Аристотеля, Цицерона, Нового Завета и так далее до Мартина Лютера и Франсиско де Витории.

История русской философии – 14 лекций философа Алексея Козырева о зарождении философии на Руси и ее развитии вплоть до ХХ века опубликованы на сайте ПостНаука.

Автор курса показывает, что русская философия самобытна, она рождается из своеобразных проблем осмысления географической, культурной, религиозной и этнической реальности.

Также представлены портреты философов, эпох и направлений, наследие которых даёт нам возможность постичь историю национальной культуры.

Политическая философия в современном мире – курс из 10 лекций философа Кирилла Мартынова на ПостНауке посвящён идеям, меняющим наше представление о государстве, власти и правах человека.

Политические институты современного мира изобретены философами, и сегодня философия продолжает создавать новые революционные идеи, выстраивающиеся в очередь на изменение мира.

Курс приглашает аудиторию принять участие в большой европейской дискуссии о природе власти, государства и справедливости, опираясь на тексты актуальных политических теоретиков. Цель курса – прояснение политических понятий, через которые мыслит себя человек, живущий и действующий в современном мире.

Философия: онлайн-курс ВШЭ – 150 видеолекций от Школы философии факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Занятия освещают широчайший спектр тем. Среди лекторов доценты факультета Носов Дмитрий Михайлович, Гаспарян Диана Эдиковна, Марей Александр Владимирович, Резвых Петр Владиславович.

Лекции по философии – на сайте факультета гуманитарных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» опубликовали свыше 100 лекций по философии.

Видеолекции объединёны по темам: «История философии», «Логика», «Аналитическая философия», «Политическая философия», «Социальная философия» и «Философия культуры. Русская философия».

Материал излагают доценты и профессора Школы философии.

Источник: https://cameralabs.org/11441-besplatnye-onlajn-kursy-po-filosofii-na-russkom-yazyke

Философия как наука и искусство. Философия и психология

Является ли философия только наукой? Сегодня существует крайняя точка зрения, согласно которой философия не наука вовсе. Однако как быть с великим философским теоретическим наследием прошлого в лице Аристотеля, Канта, Гегеля, создавших системы мироздания, поражающие наше воображение?

Ответ очевиден: философия и наука, и нечто большее. Ибо рядом с именами философов-теоретиков в истории философии мы встречаем философов-эссеистов (Б. Паскаль, Ф. Ницше, Н.

Бердяев), а также философов-писателей (Ф. Достоевский, Л. Толстой, Т.Манн, Г. Гессе, А. Камю, Ж.-П. Сартр) и философов-художников (Леонардо да Винчи, Рафаэль, И. Босх, П. Брейгель-Старший, К. Малевич, С. Дали)  и философов-режиссеров (И. Бергман, А.

Довженко, А.Тарковский, В. Уорд, Ф.Феллини).

Философия как искусство в строгом и широком смысле

Итак, рядом с теоретической философией всю историю ее развития находится философское искусство. Если понимать философское искусство в строгом смысле, то это художественные произведения с философским содержанием.

Можно сказать иначе — это философские произведения с художественной формой. Ясно, что философское искусство нужно отличать от философии искусства.

Читайте также:  Логика как наука - студенческий портал

Философское искусство – это художественная философия, философия искусства – это анализ искусства как формы культуры.

(Подробнее о философском искусстве в отношениях с философской теорией и эссеистикой – в главе Философия как наука и искусство, книги Н. Хамитова Философия: Бытие. Человек. Мир.)

Однако философское искусство можно понимать и в широком смысле – как искусство построения мудрой и гармоничной жизни, в которой достижения не приводят к одиночеству.

Философское искусство в широком смысле – это искусство создания своей жизненной философии, а так же психологии стратегии жизни, которая соответствует этой философии и психологии.

Это не означает, что каждый может стать философом или психологом. Но это означает, что каждый может обрести мировоззренческую стратегию, ведущую к свободе, любви и полноте жизни.

В актуализации такой стратегии – высшая цель и смысл Ассоциации Философского Искусства (АФИ), на сайте которой вы сейчас находитесь.

Философия  и психология как искусство на сайте афи

Философию и психологию как искусство Вы найдете на сайте АФИ в разделах Эссе и трактаты,Психология, Романы, Рассказы, Стихи, Афоризмы, Фильмы, Философия для студентов, в них – разнообразные произведения членов АФИ.

Учитывая, что философия и психология во все времена органично проявляли себя в сказках, формировавших мировоззрение целых стран и народов, в разделе Главное событие закономерно представлен роман-сказка Магическая Книга. Философское искусство не случайно осознается и как философия, и как психология.

Эти науки и формы духовной жизни личности и общества разошлись в начале ХХ века, хотя психология во все предшествующие эпохи была составляющей частью философии и важнейшим проявлением философского искусства.

По нашему мнению, в публицистических произведениях тоже может быть философский смысл, поэтому на сайте АФИ есть и раздел Публицистика.

Допущение, что философское искусство может быть проявлено не только в словесной форме, вызывает к жизни раздел Изобразительное искусство, где представлены художественные фотографии и картины членов Ассоциации.

Философское искусство как искусство диалога

Философия как искусство не может быть только монологичной, она проявляется в диалоге.

Поэтому на сайте АФИ существует Форум со множеством направлений, где обсуждаются жизненно важные проблемы, актуальные как для нашего времени, так вообще для всех времен и культур.

Философское искусство как искусство диалога представлено и в философских радиопрограммах членов Ассоциации Философского Искусства, записи и обсуждение которых можно найти в разделе Радиопрограммы членов Ассоциации.

Философское искусство как психоанализ и андрогин-анализ

Философское искусство в широком смысле – это практическая философия, которая соединяется с психологией и психоанализом.

Поэтому на сайте Ассоциации Философского Искусства представлены уникальные разработки в области андрогин-анализа – новейшего направления в психоанализе, которое исследует проблему внутреннего одиночества и гармонизации личности и отношений между личностями – прежде всего в семье, ибо семья – фундамент любого общества.

Этим проблемам посвящена ветка форума сайта Ассоциации Философского Искусства – Психоанализ и андрогин-анализ. На сайте АФИ есть целый ряд классических произведений по психологии и по психоанализу, а так же раздел по психологии.

Афоризмотерапия и андроид-философ как ноу-хау в философском искусстве

На сайте АФИ есть совершенно уникальные проекты.

Это прежде всего Афоризмотерапия, основанная на идеях андрогин-анализа как философского психоанализа и практически воплощенная на основе искусственного интеллекта, разработанного членами Ассоциации Философского Искусства. Афоризмотерапия как методика исцеляющих афоризмов направлена на актуализацию личностного потенциала всех выходящих на сайт АФИ. 

  • Итак, приглашаем Вас в путешествие по таинственному континенту философского искусства, очертания которого постоянно меняются. Кто знает, может, в ходе этого путешествия Вы станете членом Ассоциации Философского Искусства…
  • Назип ХАМИТОВ, Президент Ассоциации Философского Искусства
  • Светлана КРЫЛОВА, Вице-президент Ассоциации Философского Искусства

Источник: http://aphy.net/phylosophy

Идеи и образы. Философия искусства, Москва — T&P

Описание курса

Цель курса — познакомить слушателей с философскими концепциями, непосредственно повлиявшими на искусство и определившими принципиально различные модели культуры.

Современное творчество не может быть наивным, опирающимся лишь на личную интенцию автора, но требует знаний, умения мыслить и понимать контекст.

Учиться этому можно у тех философов и художников, которые выдвигали яркие идеи, ставили сложные задачи, спорили друг с другом и оставили нам богатейший корпус текстов.

Курс включает в себя не только лекции, но и самостоятельные упражнения, которые помогают освоить сложный материал и научиться владеть логикой, иметь представление о языках различных философских и художественных теорий и практик, уметь анализировать тексты, произведения искусства и разнообразные явления с точки зрения как традиционных, так и современных философских концепций.

Большое внимание будет уделено разработке творческого метода, который основан не на акценте на самовыражение и не на форму представления произведения, а на авторский взгляд, на внимательное наблюдение, анализ, поиск взаимосвязей явлений. Современная культура часто требует от художника любым способом выделиться, стать заметным.

Вопреки этому предлагается следующее — главное быть видящим, это гораздо важнее, чем быть видимым. Студентам курса предстоит самостоятельная работа по формированию своего собственного творческого взгляда.

Важнейшей задачей будет — видеть и понимать события и явления, построить свое собственное взаимоотношение с культурой, и при этом не раствориться в контексте, но выработать личную границу и язык общения с окружающим миром. В любой школе, ремесленной, научной, творческой, всегда ставится цель освоить некоторый комплекс знаний и навыки определенной профессии.

В любой школе предлагают стать «кем-то». В школе Великанова предлагают стать собой. Это значит, что пройдя сложный путь знакомства с философскими идеями, дискуссий на разнообразные темы, а также самостоятельных размышлений и упражнений, вы неминуемо столкнетесь с проблемами идентификации самого себя, своих желаний, потребностей.

Для некоторых эта встреча бывает болезненной, травмирующей и даже недостижимой. Для других это прекрасная возможность обрести не только себя, но и научиться коллективному зрению и пониманию. Философия, культура, искусство служат тем полем возможностей, в котором мы можем реализовать себя.

Для кого

Я хотел бы видеть среди своих студентов тех, кто считает искусство одним из важнейших способов познания. Оставляю за вами право называть искусством все, что угодно. Отсюда следует, что нужна определенная свобода мышления, по крайней мере, стремление к нему.

Для кого мой курс точно не подходит, так это для тех, у кого основная цель — занять свое место в определенной профессиональной или академической среде. Это не значит, что группа будет состоять из любителей-одиночек-анархистов, но значит, что вы неминуемо выработаете у себя потребность в самостоятельном восприятии и мышлении.

А если вам это сделать не захочется, то скорее всего вы покинете группу по собственному желанию. Главное требование — определенный творческий опыт и собственный творческий проект (реализуемый или только планируемый).

В качестве такового может быть художественный или кураторский проект в любом жанре, научное исследование в гуманитарной области (дипломный проект, статья, диссертация), журналистская работа на заданную тему, образовательный проект и т.д.

 Специальное образование не требуется, но очень желательна общая эрудиция — широкий круг чтения, интерес к художественным практикам, кино, архитектуре и музыке.

Предполагается, что желающие поступить на курс знакомы с идеями преподавателя — например, посещали отдельные лекции, читали его тексты, и теперь ждут от него помощи и консультаций в конкретных проектах. Формат работы Одно занятие в неделю (5 астрономических часов, лекция + семинар) с сентября по май. В 2017/18 году занятия будут проходить по воскресеньям с 17-00 до 22-00. Студенты группы в промежутках между очными встречами заняты активной самостоятельной и коллективной работой. Вольным слушателям можно посещать лекции бесплатно и без всяких ограничений.

Как стать не вольнослушателем, а студентом

Если вам мало быть вольнослушателем, описание о том, как подготовиться и стать студентом — тут: http://www.velikanov.ru/entran…

Источник: https://theoryandpractice.ru/courses/30092-idei-i-obrazy-filosofiya-iskusstva

Кафедра «Философия» (ФЛС)

Научные конференции

  • Кафедра «Философия» осуществляет философско-методологическую, научную и мировоззренческую подготовку будущих специалистов на всех факультетах на протяжении многих лет.
  • Начало этой деятельности было положено в 1931 году с образованием единой кафедры общественных наук.
  • В 1958 году в Саратовском автодорожном институте происходит образование самостоятельной кафедры философии (диалектического и исторического материализма), ведущей работу в области философских наук.

В 1990-е годы в связи с новыми задачами общественного развития происходит качественная реорганизация кафедры. Она освобождается от политической и идеологической доминанты и становится чисто философской. C 1992 по 2019 год ее возглавлял д.ф.н., проф. Александр Сергеевич Борщов.

В настоящее время на кафедре работают 10 преподавателей, из которых 10 имеют ученые степени и звания. Пять сотрудников имеют степень доктора философских наук.

Учебная работа кафедры протекает в основных направлениях:

  • преподавание основных дисциплин: «Философия», «Философия науки и техники» и «Философия науки» для студентов всех направлений бакалавриата и специалитета;
  • преподавание магистерских дисциплин: «Философские проблемы науки и техники», «Философия науки», «Философия науки и техники», «Методология научных исследований», «Методология научных исследований в строительной деятельности», «Современная философия и методология науки», «Методология науки», «Философские и психологические проблемы творчества», «Философские вопросы технических знаний», «Философия технических наук», «Философские проблемы технической физики», «Философские проблемы естествознания»;
  • преподавание вариативных дисциплин: «Концепции современного естествознания», «Современные концепции естествознания», «Современная научная картина мира», «Религиоведение», «Логика», «Философия бизнеса», «Методология научного познания» в соответствии с требованиями новых стандартов и учебными планами;
  • преподавание дисциплин для аспирантов всех направлений и специальностей: «История и философия науки», «Методология современного научного исследования», а также спецкурса для аспирантов различных направлений «Методика диссертационного исследования».
Читайте также:  Виды розничной купли-продажи - студенческий портал

В содержании основных и специальных курсов раскрывается разнообразная тематика философских проблем, демонстрирующая тенденции развития современной культуры на переломе веков.

Большое значение в учебном процессе придается созданию электронных УМКД, разработке интерактивных методик ведения занятий, заполнению, обновлению информационно-образовательной среды (ИОС) по читаемым дисциплинам.

На кафедре регулярно проводятся заседания научно-методического семинара (руководитель – доц. Довгаленко Н.В.), на котором обсуждаются вопросы перехода к новым стандартам обучения; различные методики, организационные вопросы проведения лекций, практических занятий, олимпиад, студенческих научных конференций; особенности преподавания магистрантам, аспирантам различных направлений и др.

Для обеспечения учебного процесса кафедрой подготовлены и изданы методические указания по разделам основных и специальных дисциплин, учебные пособия и хрестоматии.

Кафедра возглавляет основное научное направление 18В СГТУ имени Гагарина Ю.А. «Разработка проблемы самоидентичности человека в условиях столкновения цивилизаций». С 1991 по 2016 год при кафедре успешно действовала аспирантура по философским направлениям. За период с 1991 по 2012 год сотрудниками и аспирантами кафедры было защищено 7 докторских и 28 кандидатских диссертаций.

С 1991 года членами кафедры было опубликовано 20 монографий и свыше 850 научных работ, проведено более 50 научных конференций, включая всероссийские и международные. Под редакцией профессора кафедры А.С. Борщова выпущено свыше 50 изданий: научные сборники, учебные пособия, хрестоматии. С 2010 г.

в рамках научной работы кафедры осуществляется издание научно-образовательного журнала «Цивилизация и человек», главным редактором которого является к.ф.н., доц. Д.И. Заров. Журнал создан с целью объединения усилий ученых различных вузов для  развития перспективных направлений социально-гуманитарной и экономической науки, анализа современных научных и образовательных идей.

Полная версия журнала размещается в системе РИНЦ в открытом доступе на платформе eLIBRARY.RU

На кафедре, на постоянной основе, действует научно-теоретический семинар (руководитель – проф. Стеклова И.В.), на котором в форме докладов и «круглых столов» обсуждаются наиболее актуальные философские проблемы.

Деловые и профессиональные качества сотрудников кафедры отмечаются также тем, что они избираются, назначаются на различные руководящие должности.

Среди сотрудников кафедры – секретарь Саратовского регионального отделения Российского Философского Общества (доц., к.ф.н. Заров Д.И.). Проф. А.С. Борщов, проф. И.В. Стеклова, проф. О.Ф. Филимонова, проф. Ю.М.

Дуплинская, проф. С.И. Трунев входят в диссертационные ученые советы различных вузов.

Особое внимание на кафедре уделяется воспитательной работе студентов. Дважды в год (по семестрам) проводятся внутривузовские олимпиады по «Философии» и «Философии науки и техники».

Доклады и студенческие научные работы, написанные под руководством преподавателей кафедры, участвуют в научных конференциях различного уровня, в том числе, ежегодной Всероссийской научной конференции «Философские этюды», организуемой на базе кафедры.

Инициативной группой преподавателей на регулярной основе проводится Всероссийский конкурс научных эссе «Философствующие (не)философы». В нем принимают участие как студенты негуманитарных направлений, так и школьники старших классов.

Он призван актуализировать «вечные» вопросы философии для современной молодежи, развить культуру мышления и умение артикулировать идеи различного уровня, научиться выражать аргументированную авторскую позицию по заявленной теме эссе, синтезировать философское, естественнонаучное и техническое знание.

Еще одним успешно реализуемым проектом является Всероссийский конкурс мультимедийных проектов и фотографий «Зеркало философии».

В рамках конкурса предоставляется повод увидеть в привычном мире новые смыслы, идеи и ракурсы и выразить это в специфических художественных образах современных мультимедийных технологий (фото, презентация, фотофильм).

Конкурс является отражением потребности современного общества к визуализации. Однако задача его не просто зафиксировать образы, но раскрыть их эстетически, философски.

В настоящее время кафедра «Философия» обладает большим потенциалом, позволяющим ей ставить и решать важнейшие задачи обучения, воспитания студентов и аспирантов.

Источник: http://sstu.ru/obrazovanie/instituty/ispm/struktura/fls/

Интервью со студентом. Философия и История Искусств

  • Имя: Мария Борщевская
  • Специальность: Философия и История Искусств
  • Университет: University College London, London
  • Страна: Украина
  • Как вы выбрали данную программу и университет?

Занятие философией и чтение соответствующей литературы всегда меня занимали, и изучение их на университетском уровне казалось мне шагом к пониманию и адаптации к постоянно изменяющемуся окружающему миру. Начав свое обучение в UCL по специальности философия и история искусств, я поняла что не ошиблась.

UCL предлагает один из лучших курсов по философии в Великобритании. Кроме того, жизнь в центре столичной студенческой и культурной жизни является бесценным опытом – постоянный поток событий, людей и информации есть залог незабываемой студенческой жизни.

Почему Великобритания?

Жизнь и учеба в Великобритании всегда казались мне идеальным развитием событий после школы – мне всегда хотелось пожить в этой стране, тем более что язык я учила с раннего детства, а культурой всегда интересовалась.

Меня конечно не меньше привлекал академический аспект — Английские университеты известны высоким уровнем своих образовательных программ.

Познакомившись со своими родственниками, которые живут в Лондоне я приняла окончательное решение начать учебу в этой стране – их энтузиазм и уважение к английской системе образования показался мне очень убедительным.

Какими были для вас первые месяцы пребывания в университете?

На удивление приятными и беззаботными. Конечно, тоска по дому неизбежна для любого юного студента учащегося заграницей, однако я постаралась принять ее как нечто необходимое для адаптации и сконцентрировалась на новых людях и впечатлениях. Понимая, что нагрузка очень скоро возрастет, невольно значительно больше ценишь свободное время в новой среде.

Помог ли вам ваш университет быстро адаптироваться к студенческой жизни?

Несомненно. Мне кажется, что в этом шумном потоке жизненной энергии, бьющей из университетских дверей в первые недели учебного года не сможет остаться асоциальным даже самый асоциально настроенный первокурсник. Бесконечные ознакомительные встречи, вечеринки и ярмарки просто таки не оставляют в графике новоприбывшего студента времени на тоску по дому и друзьям.

Где вы жили и как нашли себе жилье?

Первый год своей университетской программы я жила в студенческом общежитии, на комнату в котором может подать любой первокурсник – главное следить за датами подачи заявок. Второкурснику, однако, значительно труднее получить комнату в общежитии, и я снимала квартиру вместе с подругой.

С какими трудностями вы столкнулись во время своего первого года обучения?

Главной трудностью для русско-говорящего студента в Великобритании, с моей точки зрения является огромная разница в стилистике письма на английском и русском. Это особенно актуально в отношении гуманитарных специальностей, требующих точного и аргументированного изложения своих мыслей с помощью коротких и понятных предложений.

Множественные сложносочиненные предложения, определения и эпитеты, столь привычные для русского письма просто не воспринимаются английскими читателями. В результате мне пришлось практически заново учится излагать свои мысли на бумаге и осваивать английский стиль академического письма.

Специальные курсы, предлагаемые большинством британских университетов и стопки книг на хорошем английском языке зачастую необыкновенно полезны в подобных ситуациях.

  1. Как отличаются методы образования в Великобритании и России?
  2. Основное отличие заключается в том, что в Английских университетах образование проходит под девизом «студент учится сам»: здесь студент гораздо меньше времени проводит на лекциях и в классе – вместо этого успешная учеба требует длинных часов в  библиотеке за самостоятельным изучением материала – безусловно полезный опыт для организации своего времени и обозначения приоритетов (навыки которые окажутся незаменимыми при приеме на работу).
  3. Что в вашем обучении в Великобритании вам нравится больше всего?

Наверно огромное количество новых людей и возможностей. Интернациональная атмосфера, которой сегодня во многом пропитаны английские университеты заставляет по-другому смотреть на мир, в котором учат быть свободным мыслящим индивидуумом. Кроме того, широкие карьерные перспетивы, которые открываются перед выпускником является не менее привлекательным для студентов со всего мира.

  • Какие у вас планы после окончания своей программы?
  • Как и другие многочисленные выпускники постараюсь найти работу в Лондоне.
  • Какой совет вы дадите другим международным студентам?

 Постарайтесь узнать как можно больше о своей программе, университете, городе.

Наверняка вы уже готовы к обучению в другой стране, по другой программе, в совершенно новой культуре, но знания приобретенные во время подготовки к отъезду помогут вам почувствовать себя уверенно и быстрее адаптироваться в новой среде.

Такие сайты как Hotcourses, разнообразные карьерные ярмарки и впечатления студентов, находившихся в подобной ситуации несколько лет назад могут оказаться очень полезными.

Узнать рейтинг Лондоского университета и других Британских высших учебных заведений вы можете здесь.

Прочитать истории и интервью с другими студентами вы можете на нашем блоге.

Источник: https://www.hotcourses.ru/study-in-the-uk/subject-guides/spotlight-history-arts-philosophy/

Ссылка на основную публикацию