Формирование территории России —

В 1991 г. в результате распада СССР на международной политической аре­не появилось новое государство – Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находилось 89 регионов, включая 21 автономную республику.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Галилео Галилей - история жизни и основные постулаты

Оценим за полчаса!

Федерация –форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства субъекты имеют собственные конституции, законодатель­ные и судебные органы. Вместе с тем образуются единые федеральные органы государственной власти, единое гражданство, единая денежная система.Формирование территории России - Студенческий портал

Одной из самых актуальных задач этого периода стало сохранение терри­ториальной целостности России. В 1991 г. возникла угроза распада России. Республики, входившие в РСФСР, заявили о своем суверенитете и отказе от статуса автономий. Автономные области (кроме Еврейской) также объявили себя суверенными. Татарстан, Башкортостан, Якутия, Чечня взяли курс на выход из состава Федерации.

К 1992 г. отношения России с субъектами Федерации были в некоторой степени урегулированы. Федеративный договор, подписанный в Москве 31 марта 1992 г., определил взаимоотношения между субъектами Федерации (республика, край, область, округ) и границы государства. 9 апреля 1992 г. договор был одобрен VI съездом народных депутатов РФ.

В настоящее время в Федерацию входит 21 автономная республика, 6 кра­ев, 49 областей, 2 города федеративного значения (Москва и Санкт-Петер­бург), 1 автономная область, 10 автономных округов.

Однако подписание договора не прекратило региональных конфликтов.

В октябре-декабре 1992 г. обострился конфликт по территориальному вопросу между осетинами и ингушами. В конце 1992 г. Москве пришлось ис­пользовать армию для решения конфликта.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Биоэнергетика человека - что это такое и как с ней работать?

Оценим за полчаса!

После длительных переговоров 15 февраля 1994 г. был подписан договор между РФ и Татарстаном на особых условиях. Так, вопреки статье 72 Консти­туции РФ о совместном ведении РФ и ее субъектами вопросов владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природ­ными ресурсами эти вопросы были отнесены к исключительному ведению Татарстана. В 1993 г.

Татарстану было предоставлено право экспортировать продукцию военных заводов, а в начале 1994 г.  распоряжаться добываемы­ми здесь нефтью и газом.

Таким образом, остальные субъекты Федерации (края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа) были поставлены в неравное положение, а граждане, прожи­вающие в этих неравноправных субъектах, ущемлены в правах.

Особенно напряженно сложились отношения Центрального правитель­ства и Чечни. В конце 1991 г. к власти в Чечне пришел генерал Д. М. Дудаев.

Выражая волю Общенационального конгресса чеченского народа (ОКЧН), Джохар Дудаев разогнал Верховный Совет Чечено-Ингушетии во главе с утратившим популярность Доку Завгаевым и объявил о создании независимой Че­ченской Республики Ичкерия.

Провоцируя органы государственной власти России на применение силы, Д. Дудаев преследовал цель не только создать независимое чеченское государство, но и, сплотив на антироссийской основе все республики Северного Кавказа, добиться их последующего отделения от России и, в конечном итоге, стать лидером исламской революции в регионе.

В 1992 г. Д. Дудаев, стремясь получить для своих формирований вооружение и технику, потребовал вывести в течение 24 часов войска России с территории Чечни без оружия и военной техники. Началось открытое разграбление частей Российской армии.

Захват военных городков, складов с оружием и материальными средствами, как правило, осуществлялся по схеме: впереди женщины и дети, за ними боевики с оружием.

В дальнейшем передача вооружения и военной техники ЧР производилась по указанию министра обороны РФ П.С. Грачева.

Весной 1994 г. обстановка в Чечне стала резко накаляться. Внутри самих чеченцев (между тейпами – группами родственников) на­чалась борьба за сферы влияния, которая вылилась в подобие гражданской войны.

Правительство России попыталось создать из граждан чеченской национальности отряды оппозиции дудаевскому режиму, вооружить и их силами отстранить Дудаева от власти.

Было решено тайно поддержать их отдельными танковыми, артиллерийскими и авиационными подразделениями Российской армии. Однако наступление на Грозный потерпело неудачу.

Ноябрьский провал тайной спецоперации по захвату Грозного подстегнул к принятию курса на силовое решение проблемы.

Инициатором ввода войск для восстановления конституционного строя в ЧР и правопорядка на ее территории стал министр по делам национальностей и региональной политике Н. Егоров.

Процесс принятия решений замыкался на членов Совета Безопасности, и, прежде всего, на силовых министров. Вопреки мнению большинства, президент Б.Н. Ельцин поддержал предложение о начале военной операции.

Причины Чеченской войны:

1) федеральные власти стремились ликвидировать «самодеятельность» ге­нерала Дудаева, создавшего прецедент открытого неповиновения центру со стороны одного из субъектов Федерации. Это угрожало единству террито­риальной целостности и суверенитету России;

2)  нарушение железнодорожного сообщения и подачи нефти из Баку в Новороссийск поставили под угрозу интересы российских экспортеров нефти и нефтяного бизнеса в целом.

Проблема особенно обострилась в связи с притоком значительных (8,5 млрд.

долларов) западных инвестиций в разработку Каспийского нефтяного шельфа и планами руководства Азербайджана направить бакинскую нефть в Европу через Грузию и Турцию;

3)  криминальные финансовые структуры, успевшие к тому времени «отмыть» через Чечню огромные деньги, были заинтересованы в эскалации напряженности, позволявшей им «замести следы»;

4) коррумпированные московские чиновники, причастные к расходованию средств из федерального бюджета, а также связанные с ними предприниматели, банкиры, торговцы оружием видели в войне перспективный источник личного обогащения.

Один из доминирующих вариантов в интерпретации Чеченского кризиса сводится к поиску «истинных причин» войны в Чечне. Такими причинами эксперты называют чаще всего нефть и деньги.

11 декабря 1994 г. началась специальная операция с применением Вооруженных Сил, войск других министерств и ведомств России по разоружению незаконно созданных в Чечне вооруженных формирований и обеспечению территориальной целостности Российской Федерации.

«Восстановление конституционного» порядка в Чечне привело к крово­пролитной двухлетней войне, которую удалось завершить лишь к осени 1996 г. Федеральные власти не могли одолеть вооруженный сепаратизм.

Поражение российских войск в Чечне создало для России чрезвычайно сложную ситуа­цию в форме реальной дилеммы: предоставлять или не предоставлять незави­симость Чечне.

Затратив почти два года на силовой вариант, конфликтующие стороны вынуждены искать варианты политического урегулирования проти­воречий.

В октябре 1996 г. в Хасавюрте была достигнута договоренность о проведе­нии в Чечне президентских выборов и откладывании на пять лет вопроса о политическом статусе Чеченской Республики. 27 января 1997 г. Президен­том Чеченской республики был избран полковник А.

Масхадов, провозгла­сивший курс на национальную независимость Чечни. 12 мая 1997 г.

между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия подписан Дого­вор о мире и принципах взаимоотношений, по которому стороны откладыва­ли решение главного вопроса – независимости Чечни – на будущее.

После окончания войны в Чечне Россия столкнулась с проблемой терро­ризма на Северном Кавказе, которая осенью 1999 г. превратилась в общена­циональную проблему. В течение этого периода контакты Москвы и Чечни были свернуты, русское население Чечни подвергалось дискриминации и пре­следованиям.

Конституция РФ на территории Чечни прекратила свое действие, закон­ное судопроизводство ликвидировано и заменено шариатским правлением. Чеченские бандформирования проводили политику устрашения российских властей: захват заложников, взрывы домов, нападение на Дагестан. В качестве ответной меры российское правительство во главе с В.В.

Читайте также:  Туризм как одна из динамичных отраслей экономики - определяющий принцип развития

Путиным приняло решение использовать в борьбе с террористами силовые методы.

Антитеррористическая операция на Северном Кавказе (август 1999-2000 г.).Северный Кавказ является одним из регионов, где сталкиваются геополитические интересы крупнейших держав мира. Дестабилизация обстановки на юге России, в частности, в Каспийском бассейне и на Кавказе, выгодна многим и объяснялась:

  •  – нежеланием для арабских нефтяных шейхов перекачки запасов нефти из Каспия через Новороссийск;
  • – повышением возможности дальнейшего распространения исламского фундаментализма и своего влияния на этот и другие регионы;
  • – стремлением вытеснить Россию с Северного Кавказа и утвердить здесь свои стратегические интересы;
  •  – расширением возможности транспортировки наркотиков в Западную Европу и Россию.

Главная цель экстремистов – избавление от «колониального гнета» России и создание на первых порах на территории Чечни и Дагестана единого исламского государства с последующим расширением его границ за счет других субъектов Северо-Кавказского региона. По существу эта акция была направлена на разрушение Российского государства.

На реализацию масштабных замыслов по отторжению от России целого региона выделялись огромные деньги, исчисляемые десятками миллионов долларов.

Основной поток финансовых средств поступал из арабских источников.

На эти деньги, преимущественно на территории Чечни, была создана широкая сеть учебных центров, диверсионно-террористических баз и лагерей, налажена закупка вооружения и самых современных средств связи.

Операция на территории Республики Дагестан.В мае-июле 1999 г. обстановка на чечено-дагестанской границе начала резко обостряться. Бандформирования Шамиля Басаева и Эмира аль-Хаттаба в начале августа перешли чечено-дагестанскую границу и захватили несколько сел в Цумадинском и Ботлихском районах.

Для уничтожения вторгшихся бандформирований в зону боевых действий были переброшены значительные силы внутренних войск МВД с бронетехникой. Авиация и артиллерия провели массированную бомбардировку позиций и мест скопления боевиков. К середине сентября территория в Кадарской зоне боевых действий была полностью взята под контроль федеральными силами.

Потерпев поражение, чеченские боевики высказали угрозы в адрес ряда высших российских должностных лиц и в отместку за потери, понесенные ими в Ботлихском и Цумадинском районах, провели серию террористических актов (Каспийск, Буйнакск, Москва и Волгодонск), которые  масштабами разрушений и трагическими последствиями потрясли весь мир.

Антитеррористическая операция в Чечне. С 1 октября 1999 г. войска Объединенной группировки приступили к антитеррористической операции в Чечне. Суть операции сводились:

к созданию по всему периметру границы с Чеченской Республикой непреодолимой преграды санитарного кордона, исключающей распространение терроризма на сопредельные территории;

к ликвидации преступного режима, захватившего власть в республике, и полному уничтожению террористов.

В итоге этой операции была разгромлена военная машина режима Ичкерии, который в свое время имел больше 20 тыс. вооруженных боевиков, артиллерию, танки, тяжелые минометы и другую современную боевую технику. Потери боевиков на начало 2001 г. превысили 15 тыс.

человек, при этом было арестовано и уничтожено в боях более 40 «бригадных генералов» экстремистов. В Чеченской республике были созданы государственные органы власти под руководством А.

Кадырова, которые значительным образом способствовали стабилизации положения в республике.

Эволюция российской государственности. Неотложным вопросом внутренней политики было оформление российской государственности. Речь шла о выборе конкретной формы государственности:

  1. – президентской республики (сильный президент, формирующий правительство и имеющий право при определенных обстоятельствах распускать парламент и объявлять новые выборы);
  2. – парламентской республики (сильный парламент, назначающий подотчетное ему правительство);
  3. – смешанной, президентско-парламентской республики.

12 июня 1990 г. еще в рамках СССР была принята Декларация о суверенитете РСФСР. Демократизация политического процесса, начавшаяся в период «перестройки, привела к утверждению в политической системе РСФСР принципа разделения властей на исполнительную (в лице избранного в июне 1991 г. Президента) и законодательную (Верховного Совета РСФСР).

В соответствии с изменениями от 9 и 10 декабря 1992 г., внесенными в Конституцию Российской Федерации, система государственной власти осталась на принципах разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Отнесение Президента к исполнительной власти в рамках рассматриваемой Конституции ставило, по существу, его деятельность под полный контроль Верховного Совета, что не устраивало Ельцина.

Конфликт между Верховным Советом и Президентом приобрел размах подлинной «войны законов», когда практически ни один законодательный акт, ни одно из распоряжений двух ветвей власти не выполнялось.

21 сентября 1993 г. указом Президента была приостановлена деятельность Съезда народных депутатов и Верховного Совета, т.е. практически ввел президентскую республику. В ответ Верховный Совет отстранил Б.Н. Ельцина от должности и возложил полномочия Президента на вице-президента А.В. Руцкого.

По приказу Ельцина армейские подразделения и милиция осадили здания Верховного Совета и штурмовали его 3-4 октября. В ходе кровавых событий с обеих сторон по официальным данным погибло 150 человек, а руководство оппозиции было арестовано.

Источник: https://studizba.com/lectures/15-istoriya/504-konspekt-po-otechestvennoy-istorii/8232-151-formirovanie-territorii-rossiyskoy-federacii.html

Студенческие проекты (архив)

Актуальность, основные цели и задачи проекта.

Педагогическая целесообразность данного проекта состоит в том, что он направлен на организацию содержательного досуга студентов, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности, а также на расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения и самореализации в спортивной деятельности. В этом состоит актуальность проекта.

  • Целями проекта являются: развитие и совершенствование спортивной и досуговой жизни студентов университета.
  • Задачами проекта являются:
  • популяризация здорового образа жизни и массового спорта среди студентов ИГЭУ;
  •  создание и улучшение условий, направленных на включение студентов университета в активную физкультурно-спортивную деятельность, формирование сборных команд факультетов по олимпийским видам спорта, а также команда университета по массовым видам спорта;
  •  отбор студентов для представления своих факультетов, общежитий на Спартакиаде первокурсников, Спартакиаде факультетов, Спартакиаде общежитий, Внутривузовского этапа Чемпионата АССК России в ИГЭУ, а также проведение этих и других мероприятий внутри ИГЭУ.
  • Описание проекта.
  • Проект предполагает планирование и осуществление деятельности ССК ИГЭУ на 2017 год.
  • Описание структуры и деятельности ССК подробно изложено в положении об объединении «Студенческий спортивный клуб ИГЭУ».
  • Руководством клуба было принято решение о необходимости каждый год проводить минимум 3 крупных мероприятия:

1.    День здоровья в ИГЭУ 2017.

Проведение спортивного праздника с участием студентов ИГЭУ. Создание площадок для занятий по кроссфиту, шахматам, аэробике, танцам, баскетболу, волейболу, настольному теннису, бадминтону, фитнесу, черлидингу.

  1. 2.    Спартакиада первокурсников ИГЭУ;
  2. Соревнования среди первокурсников факультетов ТЭФ, ЭМФ/ИВТФ, ИФФ/ФЭУ и ЭЭФ по футболу, волейболу, баскетболу, пулевой стрельбе, по кроссфиту, по кроссу, по шахматам.
  3. Победителям вручаются кубки, медали и призы.
  4. Для награждения необходимо 102 медали и 7 кубков, а также ценные призы.
  5. 3.    Внутривузовский этап Чемпионата АССК России в ИГЭУ
  6. Соревнования среди студентов всех факультетов со смешанными командами ТЭФ, ЭМФ/ИВТФ, ИФФ/ФЭУ и ЭЭФ по мини-футболу, волейболу, баскетболу3х3, по настольному теннису, по шахматам.
  7. Победителям вручаются кубки, медали и призы.
  8. Для награждения необходимо 111 медалей и 9 кубков, а также ценные призы.
  9. Преимущества и инновационность.

Проект будет способствовать популяризации здорового образа жизни среди студентов в Ивановском регионе и привлечению абитуриентов, занимающихся массовыми видами спорта и имеющих спортивные разряды в различных видах спорта.

Студенты почувствуют себя в деле организации крупных турниров, школ и семинаров на территории ИГЭУ.

Инновационность проекта заключается, главным образом, в степени доступности студенческого объединения, самостоятельном планировании его деятельности и определении перспектив дальнейшего развития.

  • Опыт реализации.
  • ·         сотрудничество с органами местного самоуправления и Федерациями
  • ·         опыт работы в команде;
  • ·         опыт организации Внутривузовского этапа Чемпионата АССК России в ИГЭУ (сезон 2016-2017)

Ожидаемые результаты проекта. Предполагаемое количество участников проекта.

Командой проекта будет организовано минимум 3 крупных мероприятий, которые будут проведены в течение 2017 календарного года и станут ежегодными мероприятиями, проводимыми ССК ИГЭУ. В организованных мероприятиях  планируется задействовать в общей сложности не менее 200 человек, а с каждым годом количество участников должно увеличиваться.

Источник: http://student.ispu.ru/book/export/html/7218

Ссылка на основную публикацию