Географическое положение и история исследования африки — студенческий портал

Инфоурок › География ›Презентации›История открытия, исследования и географическое положение материка Африка.

Географическое положение и история исследования Африки - Студенческий портал

Географическое положение и история исследования Африки - Студенческий портал

Географическое положение и история исследования Африки - Студенческий портал

Географическое положение и история исследования Африки - Студенческий портал

Географическое положение и история исследования Африки - Студенческий портал

Географическое положение и история исследования Африки - Студенческий портал

Географическое положение и история исследования Африки - Студенческий портал

Географическое положение и история исследования Африки - Студенческий портал

Географическое положение и история исследования Африки - Студенческий портал

Географическое положение и история исследования Африки - Студенческий портал

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

История открытия, исследования и географическое положение материка Африка.

2 слайд Описание слайда:

Не так названье важно для страны и очертания не так важны, как важно то, кто в том краю живет, зачем живет и чем живет народ . Узнать любой страны особый нрав Мы можем лишь страну узнав. « Чья Африка ?» — спросите у меня, и я отвечу вам: «Она моя, до смерти, до скончания времен- родная мать для всех, кто здесь рожден!» А.Мулату

3 слайд Описание слайда:

А́фрика — это второй по величине континент после Евразии. Африкой называется также часть света, состоящая из материка Африка и прилегающих островов. Площадь Африки составляет 30 065 000 км², или 20,3 % площади суши, а с островами — около 30,2 миллиона км², покрывая, таким образом, 6 % общей площади поверхности Земли и 20,4 % поверхности суши.

4 слайд Описание слайда:

История названия. Изначально словом «афри» жители древнего Карфагена называли людей, обитавших недалеко от города. Это название обычно относят к финикийскому afar, что значит «пыль». После завоевания Карфагена римляне назвали провинцию Африкой (лат. Africa).

Позднее Африкой стали называть и все известные регионы этого континента, а потом и сам континент. Другая теория гласит, что название народа «афри» происходит от берберского ifri, «пещера», имея в виду пещерных жителей.

Возникшая позже на этом месте мусульманская провинция Ифрикия также сохранила этот корень в своём названии.

5 слайд
6 слайд Описание слайда:

История исследования. Путешественник Исследованная / открытая территория.

7 слайд Описание слайда:

1450 – 1500гг. Открыл юго-западное побережье Африки к югу от устья реки Конго, открыл мыс Доброй Надежды.

8 слайд Описание слайда:

1469 – 1524гг. Обогнул Южную Африку, прошел вдоль восточного побережья материка, впервые из европейцев пересек Индийский Океан и достиг побережья Индии.

9 слайд Описание слайда:

1813 – 1873гг. Изучал бассейны рек Конго и Замбези, открыл водопад Виктория.

10 слайд Описание слайда:

1841 – 1904гг. Изучил озеро Танганьика и проследил течение реки Конго.

11 слайд Описание слайда:

1840 – 1892гг. Исследовал водораздел рек Конго и Нил.

12 слайд Описание слайда:

1887 – 1943гг. Организовал несколько экспедиций в Северную и Восточную Африку.

13 слайд Описание слайда:

История исследования. Путешественник Исследованная / открытая территория. Диаш Бартоломеу 1450 – 1500гг. Открыл юго-западное побережье Африки к югу от устья реки Конго, открыл мыс Доброй Надежды. Васко да Гама 1469 – 1524гг. Обогнул Южную Африку, прошел вдоль восточного побережья материка, впервые из европейцев пересек Индийский Океан и достиг побережья Индии.

Давид Левингстон 1813 – 1873гг. Изучал бассейны рек Конго и Замбези, открыл водопад Виктория. Стэнли Генри Мортон 1841 – 1904гг. Изучил озеро Танганьика и проследил течение реки Конго. Юнкер Василий Васильевич 1840 – 1892гг. Исследовал водораздел рек Конго и Нил. Вавилов Николай Иванович 1887 – 1943гг. Организовал несколько экспедиций в Северную и Восточную Африку.

14 слайд Описание слайда:

Определить, как расположен материк относительно экватора, тропиков, (полярных кругов), нулевого меридиана.

Найти крайние точки материка, определить их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток 3. Определить, какие океаны и моря омывают материк. 4.

Как расположен материк относительно других материков. План определения географического положения материка.

15 слайд Описание слайда:

Положение по отношению к: экватору «0» меридиану

16 слайд Описание слайда:

Крайние точки материка Крайняя северная точка: м. Бен-Секка Крайняя южная точка: м. Игольный Крайняя западная точка: м. Альмади Крайняя восточная точка: м. Рас-Хафун

17 слайд Описание слайда:

Размеры материка 1. Расстояние с севера на юг по 20 меридиану в градусах и км 32 + 37 = 69 (градусов) 69 х 111 = 7659 (км) 2. Расстояние с запада на восток по 10 параллели в градусах и км 15 + 52 = 67 (градусов) 67 х 109,6 = 7343,2 (км) 3. Сравнить расстояния, сделать выводы

18 слайд Описание слайда:

Элементы береговой линии Средиземное море 1

19 слайд Описание слайда:

Средиземное море Внутреннее море Атлантического океана, омывает северное побережье Африки. одно из самых больших и достаточно глубоких морей Земли. Образует у берегов Африки заливы Габес и Большой Сирт.

20 слайд Описание слайда:

Элементы береговой линии Средиземное море Суэцкий канал 2 1

21 слайд Описание слайда:

Суэцкий канал Прорыт в 1859 – 1869гг. через Суэцкий перешеек и соединяет Крансое и Средиземное море. Длина канала: 161км., глубина – до 16м., ширина от 116 до 312м.

22 слайд Описание слайда:

Элементы береговой линии Средиземное море Суэцкий канал Красное море 2 3 1

23 слайд Описание слайда:

Красное море Одно из самых теплых (до +32С) и солёных (38-42‰) морей мира. В море много коралловых островов и рифов с неповторимым органическим миром.

24 слайд Описание слайда:

Элементы береговой линии Средиземное море Суэцкий канал Красное море Аденский залив 2 3 4 1

25 слайд Описание слайда:

Аденский залив

26 слайд Описание слайда:

Элементы береговой линии Средиземное море Суэцкий канал Красное море Аденский залив Сомали (полуостров) 2 3 4 1 5

27 слайд Описание слайда:

Сомали (полуостров) Благодаря характерной форме иногда называют «Африканский рог» (напоминает рог носорога).

28 слайд Описание слайда:

Элементы береговой линии Средиземное море Суэцкий канал Красное море Аденский залив Сомали (полуостров) Индийский океан 2 3 4 5 1 6

29 слайд Описание слайда:

Индийский океан

30 слайд Описание слайда:

Элементы береговой линии Средиземное море Суэцкий канал Красное море Аденский залив Сомали (полуостров) Индийский океан Мозамбикский пролив о. Мадагаскар 2 3 4 6 7 8 1 5

31 слайд Описание слайда:

Мозамбикский пролив о. Мадагаскар Четвертый по величине остров Земли. Длина 59 000км2 Отделен от материка Мозамбикским проливом.

32 слайд Описание слайда:

Элементы береговой линии Средиземное море Суэцкий канал Красное море Аденский залив Сомали (полуостров) Индийский океан Мозамбикский пролив о. Мадагаскар Атлантический океан 9 2 3 4 6 7 8 1 5

33 слайд Описание слайда:

Атлантический океан

34 слайд Описание слайда:

Элементы береговой линии Средиземное море Суэцкий канал Красное море Аденский залив Сомали (полуостров) Индийский океан Мозамбикский пролив о. Мадагаскар Атлантический океан Гвинейский залив 9 2 3 4 6 7 8 1 10 5

35 слайд Описание слайда:

Гвинейский залив Один из крупнейших заливов мира. Площадь 753 000км2 Глубина 5 200м

36 слайд Описание слайда:

Элементы береговой линии Средиземное море Суэцкий канал Красное море Аденский залив Сомали (полуостров) Индийский океан Мозамбикский пролив о. Мадагаскар Атлантический океан Гвинейский залив Канарские острова 9 2 3 4 6 7 8 1 10 11 5

37 слайд Описание слайда:

Канарские острова Архипелаг из четырех крупных и множества мелких островов.

38 слайд Описание слайда:

Элементы береговой линии Средиземное море Суэцкий канал Красное море Аденский залив Сомали (полуостров) Индийский океан Мозамбикский пролив о. Мадагаскар Атлантический океан Гвинейский залив Канарские острова Гибралтарский пролив 9 2 3 4 6 7 8 1 10 11 12 5

39 слайд Описание слайда:

Гибралтарский пролив

40 слайд Описание слайда:

Элементы береговой линии Средиземное море Суэцкий канал Красное море Аденский залив Сомали (полуостров) Индийский океан Мозамбикский пролив о. Мадагаскар Атлантический океан Гвинейский залив Канарские острова Гибралтарский пролив 9 2 3 4 6 7 8 1 10 11 12 5

41 слайд Описание слайда:

Кроссворд По горизонтали: 1.Океан, омывающий западные берега Африки. 2.Река на западе Африки, впадающая в Гвинейский залив. 3.Древние горы в юго-восточной Африке. 4.Полуостров в восточной Африке. 5. Самая высокая гора Африки. 6.

Самый большой остров у берегов Африки. 7.Пролив между материком и островом Мадагаскар. 8.Мыс на юге Африки. По вертикали: 1.Перешеек, соединяющий Африку с Азией. 2.Самое глубокое озеро Африки. 3.Пустыня в северной Африке. 4.Море на севере Африки. 5.

Самая длинная река Африки.

42 слайд
43 слайд Описание слайда:

Спасибо за внимание!

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/istoriya-otkritiya-issledovaniya-i-geograficheskoe-polozhenie-materika-afrika-2088199.html

Презентация на тему: Африка. Географическое положение. Исследования Африки

Презентация на тему: Африка. Географическое положение. Исследования Африки Географическое положение и история исследования Африки - Студенческий портал

Скачать эту презентацию

Получить код Наши баннеры Географическое положение и история исследования Африки - Студенческий портал Географическое положение и история исследования Африки - Студенческий портал

Географическое положение и история исследования Африки - Студенческий портал

Географическое положение и история исследования Африки - Студенческий портал

Географическое положение и история исследования Африки - Студенческий портал

Географическое положение и история исследования Африки - Студенческий портал

Географическое положение и история исследования Африки - Студенческий портал

Географическое положение и история исследования Африки - Студенческий портал

Географическое положение и история исследования Африки - Студенческий портал

Скачать эту презентацию

№ слайда 1

Описание слайда:

Африка. Географическое положение. Исследования Африки Средняя школа № 27Ларичева Е.И., учитель 1 квалификационной категории

№ слайда 2

Описание слайда:

Происхождение названия Изначально словом «афри» жители древнего Карфагена называли людей, обитавших недалеко от города. Это название обычно относят к финикийскому afar, что значит «пыль».

Когда Карфаген стал Римской провинцией, римляне сохранили это слово и добавили суффикс «-ca» , что означало «страна» или «край».

Позднее Африкой стали называть и все известные регионы этого континента, а потом и сам континент.

№ слайда 3

Описание слайда:

Физическая карта мира

№ слайда 4

Описание слайда:

Африка на карте мира

№ слайда 5

Описание слайда:

План изучения географическогоположения материака Определить, как расположен материк относительно экватора, тропиков, (полярных кругов), нулевого меридиана.2.

Найти крайние точки материка, определить их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.3. Определить, какие океаны и моря омывают материк.4.

Как расположен материк относительно других материков.

№ слайда 6

Описание слайда:

Физическая карта Африки Африка — континент, расположенный к югу от Средиземного и Красного морей, востоку от Атлантического океана и к западу от Индийского океана. Это второй по величине континент после Евразии. Африкой называется также часть света, состоящая из материка Африка и прилегающих островов.

Площадь Африки составляет 30 065 000 км², или 20,3 % площади суши, а с островами — около 30,2 миллиона км², покрывая, таким образом, 6 % общей площади поверхности Земли и 20,4 % поверхности суши. На территории Африки расположены 53 государства, 4 непризнанных государства и 5 зависимых территорий (островных).

№ слайда 7

Описание слайда:

ОСОБЕННОСТИ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ 1. Африка почти посерединепересекается экватором2. Большая часть лежит между тропиками, поэтому Африка самый жаркий материк.3. Крайняя северная и крайняя южная точки почти одинаково удалены от экватора

№ слайда 8

Описание слайда:

1. Северная – мыс Рас-Энгела Географические координаты37гр. с.ш. и 10 гр. в.д.2. Южная – мыс Игольный Географические координаты36 гр. ю.ш. и 20 гр. в.д.3. Западная – мыс АльмадиГеографические координаты15 гр. с.ш и 16 гр. з.д.4. Восточная – мыс Рас-ХафунГеографические координаты12 гр. с.ш и 52 гр. в.д.

№ слайда 9

Описание слайда:

Определить размеры материка1. Расстояние с севера на югпо 20 меридиану в градусах и км32 + 37 = 69 (градусов)69 х 111 = 7659 (км)2. Расстояние с запада на восток по 10 параллели в градусах и км15 + 52 = 67 (градусов)67 х 109,6 = 7343,2 (км)3. Сравнить расстояния, сделать выводы

№ слайда 10
№ слайда 11

Описание слайда:

КАРТА ИССЛЕДОВАНИЯАФРИКИ

№ слайда 12

Описание слайда:

История исследования Африки1.Начальныйэтап исследования Африки (2-е тыс. до н. э. — до 6 в.) Начало изучения Африки относится к глубокой древности. Древние египтяне осваивали северную часть континента, продвигаясь вдоль побережья от устья Нила до залива Сидра, проникали в Аравийскую, Ливийскую и Нубийскую пустыни. Около 6 в. до н. э.

финикийцы совершали длительные морские походы вокруг Африки. В 6 в. до н. э. карфагенянин Ганнон мореплаватель предпринял плавание вдоль западного побережья континента. Согласно записи на плите, оставленной им в одном из храмов Карфагена, он достиг внутренней части Гвинейского залива, куда европейцы проникли спустя почти две тысячи лет.

В период римского владычества и позднее рыбацкие суда достигали Канарских островов, римские путешественники проникали глубоко в Ливийскую пустыню (Л. К. Бальб, С. Флакк). В 525 византийский купец, мореплаватель и географ Козьма Индикоплов поднялся вверх по реке Нил, пересек Красное море и объездил побережье восточной Африки.

Читайте также:  Аудит начисления оплаты труда и отражения затрат на оплату труда в налоговом учете - студенческий портал

Он оставил 12-томное сочинение, служившее единственным для своего времени источником сведений о реке Нил и сопредельных территориях.

№ слайда 13

Описание слайда:

Второй этап исследования Африки — арабские походы (7-14 вв.)После завоевания Северной Африки (7 в.) арабы много раз пересекали Ливийскую пустыню и пустыню Сахару, начали изучать реки Сенегал и Нигер, озеро Чад.

В одной из наиболее ранних географических сводок Ибн Хордадбеха в 9 в. содержатся сведения о Египте и торговых путях в эту страну. В начале 12 в. Идриси показал Северную Африку на карте мира, которая по точности значительно превосходила существовавшие тогда в Европе карты.

Ибн Баттута в 1325-49, выйдя из Танжера, пересек северную и восточную Африку, посетил Египет. Позднее (1352-53) он прошел Западную Сахару, побывал в г. Тимбукту на реке Нигер и затем возвратился назад через Центральную Сахару.

Оставленное им сочинение содержит ценные сведения о природе посещенных им стран и нравах населяющих их народов.

№ слайда 14

Описание слайда:

Корабли Васко да ГамаВаско да Гама – португальский путешественник

№ слайда 15

Описание слайда:

Маршрут Васко да ГамаВ 1498 году португальский путешественник Васко да Гама, завершая открытие морского пути в Индию, обогнул Южную Африку, прошел вдоль восточного побережья материка, впервые из европейцев пересек Индийский Океан и достиг побережья Индии.

№ слайда 16

Описание слайда:

Четвертый этап — современныйДАВИД ЛЕВИНГСТОН (1813-1873)Исследовать внутренние районы Африки европейцы начали только в конце 19 века, когда быстро развивающимся странам Европы потребовались земли, где можно было бы добывать дешевое промышленное сырье и выгодно сбывать готовые товары.

В середине 19 века несколько путешествий вглубь материка совершил английский исследователь Давид Левингстон. Он пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл на ней большой красивый водопад, названный им в честь королевы Англии Виктории.

Он дал описание верхнего течения реки Конго, озера Ньяса.

№ слайда 17
№ слайда 18

Описание слайда:

Исследование Африки русскимипутешественниками и ученымиБольшой вклад в изучение природы и жизни народов Африки внесли русские исследователи. Они ставили перед собой цель – изучить далекие, неизведанные страны и собранные научные материалы сделать достоянием всего человечества.

№ слайда 19

Описание слайда:

ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ЮНКЕРПутешествовал по Центральной и Восточной Африке в конце 19 века. Собрал интересные сведения о природе и жизни населения этих районов материка.Проводил топографические работы, вел гидрологические и метеорологические наблюдения. Написал книгу «Путешествия по Африке».

№ слайда 20

Описание слайда:

Значительный вклад в изучение северо-восточной части материка внесли Егор Петрович Ковалевский, Александр Васильевич Елисеев и другие русские исследователи.Ковалевский Е.П.Елисеев А.В.

№ слайда 21

Описание слайда:

В 1926-1927 гг. была организована экспедиция в северо-восточную часть материка для изучения культурных растений Африки. Ее возглавил крупнейший ученый Николай Иванович Вавилов.Было собрано более 6000 образцов культурных растений. Вавилов установил, что Эфиопия является родиной ценных (твердых) сортов пшеницы.

№ слайда 22

Описание слайда:

ЗАКРЕПЛЕНИЕ1. Каковы особенности географического положения материка?2. Каковы размеры материка?3. Какова изрезанность береговой линии?4. Какие географические объекты отделяют Африку от Европы и Азии?5. Назовите крайние точки Африки6. Какие русские исследователи изучали материк?7. Какой вклад в исследование Африки внес Давид Левингстон?

№ слайда 23

Описание слайда:

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Параграф 24.Ответить на вопросы в конце параграфа .Задание № 3 письменно в тетради. На контурную карту нанести крайние точки Африки и подписать географические координаты.

Скачать эту презентацию

Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности

№3715 от 13.11.2013).

Получить доступ

Источник: https://ppt4web.ru/geografija/afrika-geograficheskoe-polozhenie-issledovanija-afriki.html

Африка. Физико-географическое положение. История исследования и освоения

Географическое положение и история исследования Африки - Студенческий портал

Общие сведения

Африка — второй по величине материк после Евразии. Площадь суши — 29,2 млн км2, с островами — 30,3 млн км2 (около 1/5 суши земного шара).

Самая высокая точка над уровнем моря — г. Килиманджаро (5895 м), самая низкая — впадине Ассаль (155 м).

  • Экватор Африку пересекает почти посередине, ее окраины заходят в субтропические широты.
  • Африка расположена в четырех полушариях одновременно — Северном и Южном, Западном и Восточном.
  • Крайние точки материка:
  • северная — мыс Рас-Энгела (37° с.ш., 10° в.д.),
  • южная — мыс Агульяс (Игольный) (35° ю.ш., 20° в.д.),
  • западная — мыс Альмади (14° с. ш., 18° з. д.),
  • восточная — мыс Рас-Хафун (11° с. ш., 52° в. д.).

Протяженность с севера на юг — почти 8000 км, ширина на севере — 7500 км (мыс Альмади — мыс Рас-Хафун).

Африка омывается Средиземным и Красным морями, Индийским и Атлантическим океанами. Материк соединяется с Азией узким (120 км) Суецким перешейком. От Европы Африка отделена Гибралтарским проливом (наименьшая ширина 13 км).

Береговая линия Африки порезана незначительно, берега часто гористые. Длина береговой линии — 30500 км, более 1/5 отдаленно от океанов и морей на 1000-1500 км.

Крупные заливы — Гвинейский и Сидра. Удобных бухт мало, крупнейший полуостров Сомали.

  1. Географическое положение и история исследования Африки - Студенческий портал
  2. В Африку относят острова: на востоке Мадагаскар, Поморские, Маскаренские, Амирантские, Сейшельские, Пемба, Мафия, Занзибар, Сокотра; на западе — Мадейра, Канарсьйи, Зеленого Мыса, Аннобон, Сан-Томе, Принеипи, По и отдаленные острова: Вознесения, Святой Елены, Тристан-да-Кунья. 
  3. История исследования и освоения
  4. Европейцы начинают детальное изучение Африки с XV в.

В XVI в. португальцы во время поиска персидского пути в Индию исследовали очертание побережья Африки.

Бартоломеу Диаш — португальский мореплаватель — в 1487 впервые совершил плавание вдоль западного побережья Африки, достиг мыса Доброй Надежды (1487-1488 гг.). Экспедиция Диаша доказала, что Индийский океан соединяется с Атлантическим и в Индию можно попасть морским путем.

Экспедиция под руководством Васко да Гама открыла для европейцев морской путь в Индию (1499). Длительная, сложная путешествие имело значительные последствия — с момента открытия морского пути и к построению в 1869 Суэцкого канала главная торговля Южной и Восточной Азии. 

В XVII в. во внутренних районах Африки к югу от экватора пертугальськие исследователи открыли озера Тана (1613), Ньяса (1616), исследовали истоки Голубого Нила и низовья реки Конго, на западе материка французская экспедиция А. Брю исследовала реку Сенегал.

В XVIII в. вследствие стремительного развития промышленной мировой торговли, растет интерес к материку, его ресурсам.

В 1788 в Лондоне была организована «Ассоциация для содействия открытию внутренних частей Африки», которая в 1830 объединилась а королевским географическим обществом.

Экспедиции, организованные Ассоциацией: М. Парк в 1796-1797 гг. (Исследование Нила и Нигера), Орден, Денгем, Клаппертон в 1822-1824 гг. (Впервые пересекли Сахару до озера Чад, через р.

Сокото дошли до Нигера).

В исследовании бассейна Нила большая роль принадлежит французам (времена похода Наполеона в Египет).

В 1835 Э. Смит исследовал реку Лимпопо.

В 1847 — 1848 гг. экспедиция Е. П. Ковалевского начала географическое и геологическое изучение бассейна Голубого Нила.

В 1848 -1849 гг. немецкие миссионеры И. Крапф и И. Ребман открыли самую высокую точку материка — вулкан Килиманджаро.

В 1856 — 1869 экспедиция Дж. Опека и Р. Бертона открыла озеро Танганьика. Установила, что Нил берет начало из озера Виктория.

Дэвид Ливингстон открыл озеро Нгами, водопад Виктория (1855), пересек Африку с запада на восток, исследовал бассейн реки Замбези, в 1867-1871 гг. изучал южные и западные берега озера Танганьика, открыл озеро Бангвеулу.

В Европе экспедицию Ливингстона считали пропавшей, и на ее поиски был направлен журналист Г. Стэнли, который в 1871 встретился с Ливингстоном на озере Танганьика.

Вместе они продолжили изучение северной части озера и выяснили, что озеро не связано с Нилом.

В 1865-1867 гг. экспедиция немецких исследователей Г. Рольфс и Г. Нахтигаля первой из европейцев пересекла Сахару от берегов Средиземного моря (город Триполи) до Гвинейского залива (город Лагос), достигли массив Вадаи.

Русский путешественник В. В. Юнкер в 1876-1878 гг. провел географические и этнографические исследования Центральной Африки, детализировал гидрографию истока Белого Целую, исследовал водораздел рек Нил и Конго.

Итак, к концу XIX в. были исследованы четыре большие африканские реки — Нил, Конго, Нигер и Замбези, в начале XX в. разведанны большие запасы природных ресурсов.

  • Географическое положение и история исследования Африки - Студенческий портал 
  • Вперёд    
  • Географическое положение и история исследования Африки - Студенческий портал
  •                                                                                                            Рельеф, геологическое строение и                                                                                                                                   природные ресурсы
  • См. также
  • Африка. Рельеф и геологическое строение, природные ресурсы
  • Африка. Климатические условия поверхностные воды
  • Африка. Почвы
  • Африка. Растительный и животный мир
  • Африка. Природные зоны

Африка. Население. Политическая карта

Географическое положение и история исследования Африки - Студенческий порталГеографическое положение и история исследования Африки - Студенческий порталГеографическое положение и история исследования Африки - Студенческий порталГеографическое положение и история исследования Африки - Студенческий портал

Источник: https://moregeo.com/index/post/id/24

Видеоурок «Африка. Географическое положение и история исследования»

Африка — второй по площади материк после Евразии. Площадь Африки с прилегающими островами составляет 30 370 000 км2.

Африку почти посередине пересекает экватор. Она расположена почти симметрично в северном и южном полушариях.

Протяжённость материка с севера на юг составляет около 8000 км. Крайняя северная точка — это мыс Эль-Абъяд. Крайняя южная точка — это мыс Игольный. Протяжённость Африки с запада на восток, в самой широкой её части, составляет около 7500 км. Крайняя западная её точка — мыс Альмади. Крайняя восточная точка — мыс Рас-Хафун.

Африку омывает только два океана: Атлантический и Индийский. Северное побережье Африки, омываемое Средиземным морем, мелко изрезанное. Западное побережье материка, омываемое Атлантическим океаном, наиболее ровное. Восточное побережье Африки, омываемое Индийским океаном, изрезано небольшими заливами. Особенность берегов Африки — это их приподнятость, обрывистость.

Островов у берегов Африки очень мало. А самый крупный из них — это остров Мадагаскар.

Удивительной особенностью Африки является то, что с одной стороны Африка — это территория саванн и вечнозелёных лесов, а вот с другой стороны, в Африке расположена самая большая жаркая пустыня в мире — Сахара. Она охватывает почти все части северной Африки. А площадь её территории можно сравнить с площадью США.

Географическое положение и история исследования Африки - Студенческий портал

Поговорим об истории исследования Африки.

В 1497 году Васко да Гама на трёх кораблях обогнул Африку, тем самым уточнив её очертания.

Огромный вклад в географическое исследования Африки внёс Давид Ливингстон. Это шотландский миссионер и исследователь Африки. Более 30 лет он провёл своё время среди африканцев. Изучая их обычаи, он словно жил их жизнью.

Когда он прибыл в Африку в качестве миссионера, Ливингстон вскоре понял, что приобщение местных жителей к мировой цивилизации надо начинать с материальной культуры.

Именно поиски путей к народам внутренней Африки и привели его к крупным географических открытиям.

Так, Давид Ливингстон пересёк Южную Африку с запада на восток. В 1855 году, исследуя реку Замбези, он побывал на водопаде и назвал его в честь королевы — Виктория.

«Никто не может сравнить красоту с чем-либо увиденным в Англии. Это никогда прежде не видели глаза европейцев. На места, столь прекрасные, должно быть, смотрели ангелы в полёте». Именно так описал европейский первооткрыватель Давид Ливингстон свои впечатления об этом водопаде.

Кроме исследования реки Замбези, он дал полное описание верхнего течения реки Конго, озера Ньяса. Если бы не его кончина в 1873 году, кто знает, может Давиду Ливингстону все-таки удалось бы найти истоки Нила, которые он так искал.

Читайте также:  Системы управления базами данных - студенческий портал

Географическое положение и история исследования Африки - Студенческий портал

Среди исследований Африки зарубежными экспедициями важное место занимают русские путешественники.

Так, Василий Васильевич Юнкер — российский географ и путешественник, является одним из первых исследователей Африки. В конце 19 века он путешествовал по Центральной и Восточной Африке. Ему удалось собрать интересные сведения о природе и жизни населения этих районов.

Значительный вклад в изучение северо-восточной и центральной части Африки внёс Егор Петрович Ковалевский. В 1848 году он исследовал Нубийскую пустыню, бассейн Голубого Нила.

Также он смог нанести на карту обширную территорию Восточного Судана. А ещё он высказал своё предположение о местонахождении притоков Нила. Огромное внимание Ковалевский уделил изучению народов Африки.

Его очень сильно возмущала теория расовой неполноценности африканского населения.

Также очень велика заслуга в изучении Северной и Южной Африки Николая Ивановича Вавилова. Так, в 1926 — 1927 годах в северо-восточную часть Африки была организована экспедиция для изучения культурных растений. В результате чего было собрано более 6000 образцов культурных растений.

Нельзя не отметить, что во многих странах Африки русские исследователи и учёные работают и сейчас. Их деятельность состоит в исследовании природы Африки, а также в оказании помощи молодым африканским государствам.

Источник: https://videouroki.net/blog/vidieourok-afrika-gieoghrafichieskoie-polozhieniie-i-istoriia-issliedovaniia.html

Конспект урока географии в 7 классе по теме: «Географическое положение и история исследования Африки»

  • Категория: География.
  • Конспект урока географии в 7 классе по теме: «Географическое положение и история исследования Африки»
  • Цель урока:
  • – Познакомить с физико – географическим положением Африки;
  • – Научить давать характеристику ФГП материка.
  • – Продолжить формировать умение работать с картами: определить географическое положение материка, определить координаты крайних точек
  • – Прогнозировать влияние ГП на особенности природы материка.

– Назвать имена исследователей континента и результаты их работы.

Подчеркнуть роль русских путешественников в исследовании природы материка.

Оборудование:

  • контурные карты, атлас (у учащихся),
  • экран,
  • проектор,
  • физическая карта мира и Африки,
  • глобус
  • учебник Домогацких Е. М. география 7 кл.

Тип урока:

  • урок-практикум,
  • урок изучения нового материала.

Методы:

  • практический,
  • наглядный,
  • частично-поисковый.
  • объяснительно-иллюстративный

Технологии:

  • ИКТ-технология,
  • здоровьесберегающая
  • проблемная.

Ход урока

I. Оргмомент

– Сегодня мы совершим виртуальную экскурсию вдоль берегов одного из материков, не забывая об изучаемом материале. О каком материке будет идти речь на сегодняшнем уроке, вы догадаетесь сами.

  1. II. Актуализация знаний
  2. – Сколько на Земле материков? (6)
  3. – Назовите самый большой из них. (Евразия)
  4. – А какой материк самый маленький по занимаемой площади? (Австралия)
  5. – Назовите материк, занимающий 2-ое место по занимаемой площади. (Африка)
  6. (все называемые географические объекты показываются на настенной карте)
  7. III. Сообщение темы и постановка целей урока
  8. Слайд 1
  9. Запишем тему урока в тетради.
  10. -Сегодня мы должны изучить особенности ГП Африки и историю исследования материка.
  11. IV. Изучение нового материала
  12. Откуда произошло название материка «Африка»?
  13. Слайд 2.

Изначально словом «афри» жители древнего Карфагена называли людей, обитавших недалеко от города. Это название обычно относят к финикийскому afar, что значит «пыль». Когда Карфаген стал Римской провинцией, римляне сохранили это слово и добавили суффикс «-ca» , что означало «страна» или «край».

  • Позднее Африкой стали называть и все известные регионы этого континента, а потом и сам континент.
  • Теперь откроем карту атласа и проанализируем положение материка относительно других континентов.
  • Слайд 3-4.
  • – Изучение любого материка всегда начинают с изучения его географического положения.

Слайд 5. Запишем план изучения географического положения в тетрадь. 1. Определить, как расположен материк относительно экватора, тропиков, (полярных кругов), нулевого меридиана.

2. Найти крайние точки материка, определить их координаты и протяженность материка в градусах и километрах с севера на юг и с запада на восток.

3. Определить, какие океаны и моря омывают материк. Характер береговой линии.

4. Как расположен материк относительно других материков.

– теперь рассмотрим согласно этому плану особенности ГП материка:

А́фрика – континент, расположенный к югу от Средиземного моря, к юго-западу от Красного моря, к востоку от Атлантическогоокеана и к западу от Индийскогоокеана. Это второй по величине континент после Евразии.

Африкой называется также частьсвета, состоящая из материка Африка и прилегающих островов.

Площадь Африки составляет 30 065 000 км² (запишите), или 20,3 % площади суши, а с островами – около 30,2 миллиона км², покрывая, таким образом, 6 % общей площади поверхности Земли и 20,4 % поверхности суши. На территории Африки расположено более 50 государств.

Какой самый крупный остров находится вблизи материка? Правильно – Мадагаскар.

Африка почти по середине пересекается экватором, а северная и южная часть пересекается тропиками. Таким образом, почти вся Африка находится между тропиками. Какие можно сделать выводы о природе материка?

Действительно, Африка самый жаркий материк, что является следствие его широтного положения.

Африка пересекается начальным меридианом. Т. е Африка лежит на пересечении начальных координат, но точка с координатой 0;0 находится в Гвинейском заливе.

Рассмотрим характер береговой линии. Посмотрите на карту. Много ли заливов вокруг материка? Нет. Единственный крупный залив Гвинейский. Поэтому береговая линия слабо изрезана.

-Какие материки соседствуют с Африкой?

Евразия и Африка разделяются Средиземным морем и Гибралтарским проливом, а от азиатской части отделяется Красным морем. Но все же материки не полностью разделены. Раньше можно было по Суэцкому перешейку перейти сухопутно с одного материка на другой. Сейчас в этом месте прорыт канал Суэцкий. А для чего нужен был канал?

Канал нужен для сокращения пути из Европу в Азию.

Следующий этап. Слайд 8. Определим крайние точки.

Что такое КРАЙНИЕ ТОЧКИ? Откройте учебник на с. 153 и выпишите определение этого понятия.

Определим координаты крайних точек. Запишите в тетрадь.

Теперь вспомним, как определяются размеры материка по координатам. Слайд 9.

Следующий этап нашего урока – изучение истории исследования материка. Слайд 10-11.

Слайд 12. Начальный этап исследования материка (сообщение учащихся).

Начало изучения Африки относится к глубокой древности. Древние египтяне осваивали северную часть континента, продвигаясь вдоль побережья от устья Нила до залива Сидра, проникали в Аравийскую, Ливийскую и Нубийскую пустыни. Около 6 в. до н. э. финикийцы совершали длительные морские походы вокруг Африки. В 6 в. до н. э.

карфагенянин Ганнон мореплаватель предпринял плавание вдоль западного побережья континента. Согласно записи на плите, оставленной им в одном из храмов Карфагена, он достиг внутренней части Гвинейского залива, куда европейцы проникли спустя почти две тысячи лет.

В период римского владычества и позднее рыбацкие суда достигали Канарских островов, римские путешественники проникали глубоко в Ливийскую пустыню (Л. К. Бальб, С. Флакк). В 525 византийский купец, мореплаватель и географ Козьма Индикоплов поднялся вверх по реке Нил, пересек Красное море и объездил побережье восточной Африки.

Он оставил 12-томное сочинение, служившее единственным для своего времени источником сведений о реке Нил и сопредельных территориях.

Слайд 13.

Начало изучения Африки относится к глубокой древности. Древние египтяне осваивали северную часть континента, продвигаясь вдоль побережья от устья Нила до залива Сидра, проникали в Аравийскую, Ливийскую и Нубийскую пустыни. Около 6 в. до н. э. финикийцы совершали длительные морские походы вокруг Африки. В 6 в. до н. э.

карфагенянин Ганнон мореплаватель предпринял плавание вдоль западного побережья континента. Согласно записи на плите, оставленной им в одном из храмов Карфагена, он достиг внутренней части Гвинейского залива, куда европейцы проникли спустя почти две тысячи лет.

В период римского владычества и позднее рыбацкие суда достигали Канарских островов, римские путешественники проникали глубоко в Ливийскую пустыню (Л. К. Бальб, С. Флакк). В 525 византийский купец, мореплаватель и географ Козьма Индикоплов поднялся вверх по реке Нил, пересек Красное море и объездил побережье восточной Африки.

Он оставил 12-томное сочинение, служившее единственным для своего времени источником сведений о реке Нил и сопредельных территориях.

Слайд 14-15. Путешествия Васко да Гама (сообщение учащегося).

В 1498 году португальский путешественник Васко да Гама, завершая открытие морского пути в Индию, обогнул Южную Африку, прошел вдоль восточного побережья материка, впервые из европейцев пересек Индийский Океан и достиг побережья Индии.

Слайд 16-17. Исследование Африки Давидом Ливингстоном (сообщение учащегося).

Исследовать внутренние районы Африки европейцы начали только в конце 19 века, когда быстро развивающимся странам Европы потребовались земли, где можно было бы добывать дешевое промышленное сырье и выгодно сбывать готовые товары.

В середине 19 века несколько путешествий вглубь материка совершил английский исследователь Давид Ливингстон. Он пересек Южную Африку с запада на восток, исследовал реку Замбези, открыл на ней большой красивый водопад, названный им в честь королевы Англии Виктории.

Он дал описание верхнего течения реки Конго, озера Ньяса.

Слайд 18-21. История исследования материка русскими исследователями(сообщение учащегося).

Физпауза

Следующий этап урока – выполнение практического задания.

Теперь, ребята, откройте контурную карту Африки. Нанесем береговую линию (моря и океаны вокруг материка, проливы, заливы, острова), крайние точки материка, соседей. Выделите цветом линию экватора, тропиков и Гринвического меридиана.

V. Закрепление. Слайд 22.

1. Каковы особенности географического положения материка?

2. Каковы размеры материка?

3. Какова изрезанность береговой линии?

  1. 4. Какие географические объекты отделяют Африку от Европы
  2. и Азии?
  3. 5. Назовите крайние точки Африки

6. Какие русские исследователи изучали материк?

7. Какой вклад в исследование Африки внес Давид Ливингстон?

Итог.

Вы сегодня все хорошо поработали. Мы изучили особенности ГП Африки. Рассмотрели историю исследования этого удивительного материка.

Инструктаж домашнего задания.

Запишем домашнее задание. Слайд23.

Параграф 20 прочитать. Уметь характеризовать ГП Африки.

Урок закончен!

А. В. Сентемова, школа № 62, г. Архангельск

Источник: https://www.infobraz.ru/library/geography/id02383

Разработка урока «Географическое положение Африки. История открытия и исследования»

Конспект открытого урока по географии в 7 Г классе

Урок разработан и проведен учителем географии МБУ гимназии №39 «Классическая»  г.о. Тольятти Подоляк О.А.

Дата проведения урока: 18.11.2014

Тема урока: «Географическое положение Африки. История открытия и исследования».

Цели:

  • : познакомить учащихся с физико-географическим положением Африки, с путешественниками-исследователями. Рассмотреть влияние ФГП на природу материка.
  • : научить давать характеристику географического положения по плану. Продолжить формировать умение работать с картой,  анализировать, делать выводы.
  • привить интерес к предмету. Заинтересовать изучаемым материалом.

Оборудование: презентация, карта Африки, атласы, интерактивная доска, учебник Коринская В.А.  География материков и океанов. 7 класс: учебник для образовательных учреждений / В.А.Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. — М., Дрофа.

Тип урока: изучение нового материала.

  • урок с применением презентации созданной в PowerPoint.

Методы работы: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация мультимедийной презентации),  практические (работа с картой).

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.
  3. Сегодня мы приступаем к изучению материка Африка. У каждого человека с детства формируются представления об этом материке. А какой представляется Африка вам?! (Рассуждения ребят на основе собственных имеющихся знаний и просмотра слайд-шоу). Вспомните, какие мультфильмы и фильмы вам знакомы, где мы можем услышать об Африке. Слайд 1, 2.
  • Возможные варианты ответа – мультфильм «Доктор Айболит», фильм «Красная шапочка».
  • Учитель: Что мы узнаем из них об Африке.
  • Предполагаемые ответы:
  1. В Африке акулы, гориллы, большие крокодилы
  2. Если долго долго ехать – можно в Африку попасть, реки там вот такой ширины, горы – вот такой высоты, крокодилы, бегемоты, обезьяны, кашалоты и зеленый попугай.

Учитель: Африка – это материк контрастов. Слайд 3.

У каждого человека есть определенное представление об этом материке. С одним из них я и хочу вас познакомить. Слайд 4.

Синее море! Белый пароход!

  1. Говорят, что в Африке, лето круглый год.
  2. Говорят, что в Африке, круглый год жара.
  3. В самом центре Африки золота гора!
  4. Говорят, что в Африке, злой шаман живет.
  5. Носит он сандалики задом наперед.
  6. Говорят, что в Африке, слон и бегемот
  7. В полдень — спят под пальмами,
  8. В полночь пьют компот.
  9. Говорят, что в Африке,
  10. Много разных стран, Отвези нас в Африку, грозный капитан!

Сегодня мы с вами совершим путешествие в Африку. Начнем изучение с географического положения материка.

Тема урока: «Географическое положение Африки. История открытия и исследования».Слайд 5. Запишите тему в тетрадь.

  • Как вы думаете, почему именно с географического положения?

Предполагаемые ответы: Ребята должны ответить, что именно географическое положение влияет на климат, растительный и животный мир материка.

  • Географическое положение мы будем характеризовать по плану. Слайд 6.  Этот план у вас есть в учебнике на стр. 311, откройте его, пожалуйста. В заключении мы должны будем ответить на проблемный вопросСлайд 7.

 «Как географическое положение влияет на природу материка?»

Учитель: Итак, приступаем. Какой первый пункт плана?

Предполагаемый ответ: 1. Положение материка по отношению к экватору, к нулевому меридиану, к тропикам, полярным кругам. Слайд 8.

Учитель: Подумайте и ответьте на этот пункт.

Предполагаемые ответы: Экватор пересекает Африку почти посередине. Нулевой меридиан в западной части,  северный тропик – в северной части, южный – в южной.

Устная работа по определению географического положения материка сочетается с заполнением контурной карты.

На контурной карте красным цветом выделите линию экватора, синим цветом линию нулевого меридиана, тропики любым другим цветом.

Учитель: Следующий пункт плана?  Слайд 9.

Предполагаемые ответы: 2. В каких полушариях расположен материк. И ответ –

во всех – северном, южном, западном и восточном.

Учитель: Пользуясь атласом, определите крайние точки, их координаты и протяженность материка в градусах и километрах. Расчеты запишите в тетрадь. Слайд 10, 11.

Предполагаемые ответы:

  • Северная — м. Бен-Секка 37ºс.ш., 9ºв.д.
  • Южная — м. Игольный 34ºю.ш., 20ºв.д.
  • Западная — м. Альмади 14ºс.ш., 17ºз.д.
  • Восточная — м. Рас-Хафун 10ºс.ш., 51ºв.д.

Обозначьте крайние точки на контурной карте.

Протяженность материка

1). Расстояние с севера на юг по 20 меридиану в градусах и км.

32 + 34 = 66 (градусов)

66 х 111 = 7326 (км)

2). Расстояние с запада на восток по 10 параллели в градусах и км.

14 + 51 = 65 (градусов)

65 х 109,6 = 7124 (км)

  • По карте определите, в каких климатических поясах находится Африка? Слайд 12.

Ребята отвечают: Экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом.

Учитель: Далее мы рассматриваем элементы береговой линии. Слайды с 13 по 36. Работая со слайдами и атласом ребята определяют, что за объекты появляются на каждом слайде (13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33, 35) и после этого  узнают краткую информацию об объекте (14, 16, 18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32,34, 36).

Подпишите их на контурной карте.

  • Следующее задание. По карте определите – какие материки и с какой стороны от Африки находятся. Слайд 37.

Ребята отвечают: Ближе всего расположена Евразия с северной и северо-восточной стороны.  Остальные материки – далеко – С.Америка  и Ю.Америка с запада, Австралия – с востока, Антарктида – с юга.

На контурной карте подпишите близлежащие материки, моря и проливы, которые их отделяют от Африки.

Учитель: Итак, мы рассмотрели все пункты плана.

Теперь возвращаемся к нашему проблемному вопросу.  Слайд 38.

Как влияет физико-географическое положение  на особенности природы материка? Поскольку мы с вами только учимся делать выводы, я облегчила вам работу –посмотрите на эти фразы и вставьте пропущенные слова. Слайд 39.

  • Давайте вместе проверим записи. Слайд 40.
  1. т.к. пересекает экватор, то на части территории климат жаркий и влажный, животные и растения теплолюбивые, реки незамерзающие.
  2. т.к. пересекают тропики – в этих местах климат жаркий и сухой, много пустынь, со скудной растительностью и отсутствием рек.

Учитель: А теперь давайте закрепим наши знания. Слайд 41. Учитель показывает цифры на слайде.

Предполагаемые ответы: ребята называют объекты, которые рассмотрены ранее.

И ответим на 2 теста (слайд 42,43)

Учитель: Следующая часть урока посвящается краткому знакомству с историей исследования материка. Заранее подготовленные учащиеся выступают со своими сообщениями в форме презентации. 

Можно предложить и другой вариант работы.

Используя текст учебника и рисунок 5, стр. 12-13, заполните таблицу «Исследование Африки».

  • Имя исследователя
  • Время (дата)
  • Результаты исследования
  1. Задание на дом. Слайд 44.

§ 24,выполнить задания в контурной карте на стр. 4 №1, 3

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Конспект открытого урока по географии в 7 Г классе

Урок разработан и проведен учителем географии МБУ гимназии №39 «Классическая» г.о. Тольятти Подоляк О.А.

Дата проведения урока: 18.11.2014

Тема урока: «Географическое положение Африки. История открытия и исследования».

Цели:

Образовательная: познакомить учащихся с физико-географическим положением Африки, с путешественниками-исследователями. Рассмотреть влияние ФГП на природу материка.

Развивающая: научить давать характеристику географического положения по плану. Продолжить формировать умение работать с картой, анализировать, делать выводы.

Воспитательная: привить интерес к предмету. Заинтересовать изучаемым материалом.

  1. Задачи:
  2. • Совершенствовать умения учащихся работать с различными географическими источниками.
  3. • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи.
  4. • Закреплять умение самостоятельно характеризовать особенности ГП.

Оборудование: презентация, карта Африки, атласы, интерактивная доска, учебник Коринская В.А. География материков и океанов. 7 класс: учебник для образовательных учреждений / В.А.Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев. — М., Дрофа.

  • Тип урока: изучение нового материала.
  • Технологии: урок с применением презентации созданной в PowerPoint.
  • Методы работы: словесные (объяснение, беседа), наглядные (демонстрация мультимедийной презентации), практические (работа с картой).
  • Ход урока:
  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

Учитель: Сегодня мы приступаем к изучению материка Африка. У каждого человека с детства формируются представления об этом материке. А какой представляется Африка вам?! (Рассуждения ребят на основе собственных имеющихся знаний и просмотра слайд-шоу). Вспомните, какие мультфильмы и фильмы вам знакомы, где мы можем услышать об Африке. Слайд 1, 2.

  1. Возможные варианты ответа – мультфильм «Доктор Айболит», фильм «Красная шапочка».
  2. Учитель: Что мы узнаем из них об Африке.
  3. Предполагаемые ответы:
  1. В Африке акулы, гориллы, большие крокодилы

  2. Если долго долго ехать – можно в Африку попасть, реки там вот такой ширины, горы – вот такой высоты, крокодилы, бегемоты, обезьяны, кашалоты и зеленый попугай.

Учитель: Африка – это материк контрастов. Слайд 3.

У каждого человека есть определенное представление об этом материке. С одним из них я и хочу вас познакомить. Слайд 4.

Синее море! Белый пароход!

  • Говорят, что в Африке, лето круглый год.
  • Говорят, что в Африке, круглый год жара.
  • В самом центре Африки золота гора!
  • Говорят, что в Африке, злой шаман живет.
  • Носит он сандалики задом наперед.
  • Говорят, что в Африке, слон и бегемот
  • В полдень — спят под пальмами,
  • В полночь пьют компот.
  • Говорят, что в Африке,
  • Много разных стран,Отвези нас в Африку, грозный капитан!

Сегодня мы с вами совершим путешествие в Африку. Начнем изучение с географического положения материка.

Тема урока: «Географическое положение Африки. История открытия и исследования». Слайд 5. Запишите тему в тетрадь.

Вопрос: Как вы думаете, почему именно с географического положения?

Предполагаемые ответы: Ребята должны ответить, что именно географическое положение влияет на климат, растительный и животный мир материка.

Учитель: Географическое положение мы будем характеризовать по плану. Слайд 6. Этот план у вас есть в учебнике на стр. 311, откройте его, пожалуйста. В заключении мы должны будем ответить на проблемный вопросСлайд 7.

«Как географическое положение влияет на природу материка?»

Учитель: Итак, приступаем. Какой первый пункт плана?

Предполагаемый ответ: 1. Положение материка по отношению к экватору, к нулевому меридиану, к тропикам, полярным кругам. Слайд 8.

Учитель: Подумайте и ответьте на этот пункт.

Предполагаемые ответы: Экватор пересекает Африку почти посередине. Нулевой меридиан в западной части, северный тропик – в северной части, южный – в южной.

Устная работа по определению географического положения материка сочетается с заполнением контурной карты.

На контурной карте красным цветом выделите линию экватора, синим цветом линию нулевого меридиана, тропики любым другим цветом.

Учитель: Следующий пункт плана? Слайд 9.

Предполагаемые ответы: 2. В каких полушариях расположен материк. И ответ –

во всех – северном, южном, западном и восточном.

Учитель: Пользуясь атласом, определите крайние точки, их координаты и протяженность материка в градусах и километрах. Расчеты запишите в тетрадь. Слайд 10, 11.

Предполагаемые ответы:

  • Северная — м. Бен-Секка 37ºс.ш., 9ºв.д.
  • Южная — м. Игольный 34ºю.ш., 20ºв.д.
  • Западная — м. Альмади 14ºс.ш., 17ºз.д.
  • Восточная — м. Рас-Хафун 10ºс.ш., 51ºв.д.

Обозначьте крайние точки на контурной карте.

Протяженность материка

1). Расстояние с севера на юг по 20 меридиану в градусах и км.

32 + 34 = 66 (градусов)

66 х 111 = 7326 (км)

2). Расстояние с запада на восток по 10 параллели в градусах и км.

14 + 51 = 65 (градусов)

65 х 109,6 = 7124 (км)

Учитель: По карте определите, в каких климатических поясах находится Африка? Слайд 12.

Ребята отвечают: Экваториальном, субэкваториальном, тропическом, субтропическом.

Учитель: Далее мы рассматриваем элементы береговой линии. Слайды с 13 по 36. Работая со слайдами и атласом ребята определяют, что за объекты появляются на каждом слайде (13, 15, 17, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33, 35) и после этого узнают краткую информацию об объекте (14, 16, 18, 20, 22, 24 , 26, 28, 30, 32,34, 36) .

Подпишите их на контурной карте.

Учитель: Следующее задание. По карте определите – какие материки и с какой стороны от Африки находятся. Слайд 37.

Ребята отвечают: Ближе всего расположена Евразия с северной и северо-восточной стороны. Остальные материки – далеко – С.Америка и Ю.Америка с запада, Австралия – с востока, Антарктида – с юга.

На контурной карте подпишите близлежащие материки, моря и проливы, которые их отделяют от Африки.

Учитель: Итак, мы рассмотрели все пункты плана.

Теперь возвращаемся к нашему проблемному вопросу. Слайд 38.

Как влияет физико-географическое положение на особенности природы материка? Поскольку мы с вами только учимся делать выводы, я облегчила вам работу –посмотрите на эти фразы и вставьте пропущенные слова. Слайд 39.

Учитель: Давайте вместе проверим записи. Слайд 40.

  1. т.к. пересекает экватор, то на части территории климат жаркий и влажный, животные и растения теплолюбивые, реки незамерзающие.

  2. т.к. пересекают тропики – в этих местах климат жаркий и сухой, много пустынь, со скудной растительностью и отсутствием рек.

Учитель: А теперь давайте закрепим наши знания. Слайд 41. Учитель показывает цифры на слайде.

Предполагаемые ответы: ребята называют объекты, которые рассмотрены ранее.

И ответим на 2 теста (слайд 42,43)

Учитель: Следующая часть урока посвящается краткому знакомству с историей исследования материка. Заранее подготовленные учащиеся выступают со своими сообщениями в форме презентации.

Можно предложить и другой вариант работы.

Используя текст учебника и рисунок 5, стр. 12-13, заполните таблицу «Исследование Африки».

Имя исследователя Время (дата) Результаты исследования
  1. Задание на дом. Слайд 44.

§ 24, выполнить задания в контурной карте на стр. 4 №1, 3

  1. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

4

Источник: https://kopilkaurokov.ru/geografiya/uroki/razrabotka-uroka-gieoghrafichieskoie-polozhieniie-afriki-istoriia-otkrytiia-i-issliedovaniia

Ссылка на основную публикацию