Бывает, все есть у человека, чтоб жить да радоваться: и семья, и машина новенькая, и дачка, и работа, а все как-то не так… «Качество жизни страдает» — говорят в таких случаях.
Качество жизни может также быть утрачено из-за «необъяснимого» непонимания в коллективе, из-за неразберихи с планированием собственной карьеры, неспособности делегировать полномочия и эффективно управляться с рабочим временем.
Мы не стремимся быть самой большой командой — мы стремимся быть лучшими! А еще мы стремимся быть счастливыми. Чтобы, радуясь, максимально эффективно трудиться для Вас!
Качество Жизни является первейшей ценностью для всех членов сообщества ВЕГИ
Вторая важнейшая для нас ценность: высокий профессионализм и компетентность. Образовательные Стандарты ВЕГИ – одни из самых высоких в Европе.
Наши выпускники – высококлассные специалисты, востребованные в профессиональном сообществе.
Наши консультанты, тренеры и преподаватели – кандидаты и доктора наук, опытнейшие практики, — являются безусловными авторитетами в своих предметных областях.
Третьей, но отнюдь не последней, ценностью для тех, кто прикоснулся к культуре ВЕГИ, является интегрированность в мировое сообщество. Мы практикуем полевое мировоззрение, поддерживаем неравнодушных людей, учимся и учим жить в унисон с дыханием мировой культуры.
Для специалистов в области человеческих контактов и психического здоровья мы предлагаем множество форм повышения квалификации и возможность взаимообогащающего общения с коллегами.
Для представителей организаций, лидеров и деловых людей открываются широкие возможности совершенствования и развития своего бизнеса и личного потенциала с помощью программ по организационному развитию и коучингу.
От Вас потребуется только одно: решимость и настойчивость в кропотливой работе с консультантом-тренером ВЕГИ для достижения одной общей цели — улучшения качества вашей жизни.
Источник: http://www.vegi.ru/
Что такое Гештальт-терапия?
Гештальт-терапия — это метод психотерапии, который способствует расширению осознавания человека и посредством этого достижение большей внутриличностной целостности, наполненности и осмысленности жизни, улучшение контакта с внешним миром в целом, и с окружающими людьми. Базовая идея гештальт-терапии основана на способности психики к саморегуляции, на творческом приспособлении организма к окружающей среде и на принципе ответственности человека за все свои действия, намерения и ожидания. Основная роль терапевта заключается в том, чтобы фокусировать внимание клиента на осознавании происходящего «здесь и сейчас», ограничении попыток интерпретировать события, внимании к чувствам-индикаторам потребностей, собственной ответственности клиента как за реализацию, так и за запреты на реализацию потребностей.
Супервизия в моей практике появилась, когда мне трудно было самостоятельно найти ответ на возникающие в терапии вопросы.
После очередного «исчезновения» клиента я считал себя терапевтом-неудачником, и в то же время мне было непонятно, как такого классного меня может «бросить клиент». И вот, после очередного «бегства» клиента я решился на супервизию.
К тому времени я уже навесил на себя кучу ярлыков: мне казалось, что я всемогущ и могу «вылечить» любого клиента, и в другой своей нарциссической крайности ощущал себя полным ничтожеством, ничего не знающим, страдающим синдромом самозванца, тупым и никчемным терапевтишкой.
Я не мог этим ни с кем поделиться: ни с коллегами, ни с близкими. Перед коллегами хотелось выглядеть крутым и неуязвимым, конкурентоспособным, успешным и могучим гештальт-терапевтом, который может справиться с любой патологией.
А близким хотелось показать свою новую идентичность гештальт-терапевта как что-то совершенное, как то, что мне позволит в жизни встать на ноги и сделает мою жизнь успешной, прекрасной и насыщенной.
Итак, поговорим об отношениях с точки зрения гештальта, а если быть точнее, то с точки зрения диалогово-феноменологической модели гештальт-терапии. Повторю утверждение, которое я вынес в заглавие – в здоровых отношениях разочарование своим партнером неизбежно. Рано или поздно и, причем не единожды в жизни. Но неизбежно. Вот так вот фаталистично.
Однако есть и приятная новость – в здоровых отношениях очарование своим партнером также неизбежно и тоже не единожды. Разверну свою мысль подробнее.
Внутренняя зона осознавания относится к субьективным феноменам человека, чаще всего их трудно наблюдать окружающим, это прежде всего телесные отклики: ощущения в теле, во внутренних органах, напряжение и расслабление мускулов, биение сердца, дыхание и т.д. К этой же зоне обычно относят и эмоции, хотя это и несколько спорный момент, так как в эмоциях есть и когнитивный компонент (см. раздел «Средняя зона»).
Это осознавание контакта с окружающей нас действительностью. Эта зона прежде всего связана с функциями наших анализаторов, таких как: слух, зрение, речь, вкус, осязание, обоняние и движение), то есть все наши способы контакта с миром. Сюда так же входит наше поведение, речь и действия, то есть объективно наблюдаемые, внешне проявляющиеся феномены.
Итак, обида на кого-то за что-то запускает следующий механизм. Обида, не высказанная сразу, удивительным образом затаивается в глубинах бессознательного в виде злости, гнева, грусти, печали и рано или поздно приводит к мести.
Паттерны, проживаемые в моменте «здесь и сейчас», базируются, как правило, на проекциях прошлого (родительско-детские отношения) и переносятся в реально проживаемую модель поведения с партнёром.
Затаиваемые чувства обиды, злости, гнева на близкого человека создают непреодолимое желание ему отомстить (компенсировать нанесённую обиду).
О близости говорить одновременно и легко, и сложно. Легко, потому что тема всем знакома. Сложно, так как у каждого есть свое понимание того, что это такое.
Важно заметить, что способность к близким отношениям является одним из базовых критериев психического здоровья.
Начну с того, что человек нуждается в близости и в Другом. Это аксиома. Это базовая человеческая потребность. В том случае, если эта потребность не может быть удовлетворена, человек переживает одиночество.
Ярость является чувством, сопровождающим слияние. Цель ярости – не восстановление границы контакта, а отчаянное стремление удовлетворить потребность в привязанности манипулятивным образом, воздействуя на партнера по симбиозу. Другими словами, ярость не способствует отделению, а поддерживает слияние. При этом осознавание и дифференцирование потребностей ввиду отсутствия контакта также представляется невозможным. Необходимо отметить, что конфлюентные отношения со средой можно рассматривать как через онтогенетическую, так и через филогенетическую призмы анализа эмоциональных психических феноменов. Онтогенетически слияние имеет отношение к наиболее раннему этапу развития индивида, происходящего на фоне жизненно и эмоционально важного процесса взаимодействия с матерью и другими близкими людьми. Филогенетически слияние возникает как одна из первых попыток организации контакта со средой, выполняющая функцию выживания человека в первобытном мире.
Ужас является одним из наиболее ранних чувств, появление которого относится к младенческому возрасту. В этот период развития граница контакта индивида со средой еще не сформировалась, отношения в поле строятся по модели конфлюенции, объект еще не отделен от субъекта. Поскольку младенец не в состоянии самостоятельно позаботиться о себе, фрустрация важных потребностей может быть воспринята как угроза его существованию, что приводит к появлению ужаса (поскольку объект не может быть проконтролирован). Ужас часто провоцирует ярость (как последний отчаянный способ восстановить контроль над ситуацией). Однако ввиду существования симбиотической зависимости ярость воспринимается как аутоагрессивное действие, и может снова ввергнуть младенца в состояние ужаса [3, 4, 11] Так поддерживается нарциссический порочный круг, выход из которого связан с возможностью младенца распорядиться своей яростью.
Читать дальше 9 сентября 2015, 13:31
Статья для обычных людей не психологического сообщества.Итак, начну. Всё, что Вами будет прочитано ниже, это лишь мой опыт и опыт моих клиентов, поэтому хотите верьте, хотите нет, это Ваше право.
Парадоксы современного общества загоняют в тупик не только обычного человека, но и светил науки.
Никто не задумывался над таким вопросом: почему количество больных людей увеличивается? Ведь казалось бы, лекарств больше, больницы оснащаются более современным электронно-лазерным оборудованием, а проблема остаётся открытой, мало того, при уменьшении населения России на 1 000 000 человек в год, кол-во больных людей увеличивается… Ответ казалось бы очевиден: неправильное питание, химикаты, образ и темп жизни — заставляют человека отвлечься от краеугольного, но на мой взгляд, самого главного камня — ЗДОРОВЬЯ. Причем здоровье в высшем понимании этого слова, охватывающего все его аспекты. Все знают знаменитую пословицу: «В здоровом теле — здоровый дух!». Получается, у больного человека страдает не только его тело, но и духовная природа. В чем причина? Почему не получается находиться в состоянии здоровья?
Источник: https://gestalt-online.ru/
Обучение Гештальт-терапии
Данная программа реализуется в Московском Институте Гештальт-терапии и Консультирования с 1998 года. Образовательная деятельность нашего Института по дополнительному профессиональному образованию ведется на основании Лицензии № 073403, выданной 18.04.16 Департаментом образования г. Москва.
Программа ориентирована на психологов, студентов психологических специальностей, врачей, педагогов, социальных работников и всех желающих, заинтересованных в самопознании и личностном росте.
Длительность программы 3 года
По окончании обучения при успешном прохождении аттестации выдается диплом о профессиональной переподготовке и сертификат гештальт-терапевта.
Программа обучения разработана на основе программ Французского Института Гештальт-Терапии и Института Ф. Перлза (Германия), и одобрена Европейской Ассоциацией Гештальт-Терапии (EAGT). Обучение организовано как интерактивное освоение теоретических знаний и практических навыков.
Как устроена программа: обучение состоит из 16-ти тематических трехдневных семинаров. Трехдневный семинар: вечер пятницы, суббота, воскресенье. Периодичность семинаров: 1 раз в 2 месяца. В группе не более 24 человек.
Семинары проводятся в «живом» интерактивном формате, в безопасной и безоценочной атмосфере.
Семинары включают в себя групповые упражнения, психотерапевтическую работу ведущего с одним из участников по его желанию с последующим теоретическим анализом работы, упражнения в малых группах, супервизии, мини-лекции и пр.
Помимо трехдневных семинаров в программу включены регулярные супервизорские группы, работа в малом терапевтическом практикуме, участие в интенсивном двухнедельном семинаре.
Содержание программы
На первом году обучения Вы освоите понятия и принципы гештальт-подхода, научитесь применять творческие методы в гештальт-терапии (арт-методы, работа со сновидениями и др.). Вы получите первые практические навыки работы с телесностью и эмоциональной сферой клиента.
На втором и третьем году обучения Вы освоите принципы работы с психосоматическими расстройствами, депрессиями, паническими атаками, зависимостями (химическими, нехимическими, зависимым поведением), горем и потерями, психотравмами, переживаниями личностных кризисов, проблемами взаимоотношений. Вы освоите понятия терапевтических отношений, понятия переноса и контр-переноса. Вы сможете получать регулярную супервизию своей психотерапевтической работы для оттачивания мастерства и профессиональных навыков.
Источник: http://www.gestalt-therapy.org/obuchenie-geshtalt-terapii.html
Гештальт подход в психологическом консультировании
Подготовка специалистов в области гештальт-терапии в нашем Институте ведется уже более 10 лет. Гештальт-терапия — одно из современных направлений исследования личности и психотерапии, разработанное Фредериком Перлзом в конце сороковых годов.
Метод широко применяется в психологическом консультировании, в индивидуальной и семейной терапии, в бизнес-консультировании. Основа методики обучения – целостный подход к человеку, соединяющий эмоциональное, телесное и интеллектуальное начала. Метод гештальт-терапии прост и доступен в освоении.
Поэтому в России он завоевал большое количество поклонников, и с каждым годом количество людей, применяющих этот метод на практике, неуклонно растет.
Участники программы на занятиях осваивают телесно-ориентированные, арт-терапевтические, психодраматические, медитативные и другие техники.
Цель
Подготовить специалистов, способных эффективно и грамотно работать в области психологического консультирования, психокоррекции и психотерапии.
- Полная стоимость программы 138 600 руб.
- Стоимость цикла 6 600 руб.
- При единовременной оплате не позднее 3-х дней до начала обучения стоимость составляет 117 810 руб.
На период обучения слушатели программы получают 10% скидку на все тренинги и семинары. По завершении обучения, в течение 3-х лет слушателям, прошедшим 2 программы повышения квалификации, предоставляется 10% скидка на все тренинги и семинары.
После выполнения сертификационных требований участник программы предоставляет дневник и соответствующие материалы (описание случаев, подтверждение часов личной и групповой терапии, супервизии). Открытую сертификацию проводит сертификационная комиссия, утвержденная ректором Института.
Даты открытой сертификации сообщаются слушателям заранее. Сертификация может быть полной, условной (с указанием условий, необходимых для успешного завершения), может быть рекомендована пересдача, т.е. повторная демонстрация работы в другие сроки.
После рассмотрения комиссией материалов и демонстрации студентом работы на открытой сертификации, признанной соответствующей профессиональному уровню, ему выдается удостоверение о повышении квалификации.
Источник: https://www.paracels.ru/povyshenie-kvalifikacii/geshtalt-terapiya.html
Профессиональная переподготовка и обучение гештальт-терапии
В нашем центре ежегодно происходит набор в программу дополнительного профессионального образования «Теория и практика гештальт-терапии» — это длительный глубокий курс обучения для, кто хочет поменять профессию или получить новые знания.
В программу профессиональной переподготовки принимаются те, кто уже получил высшее образование или получает его — то есть она подходит для студентов ВУЗов, практикующих психологов, медицинских и социальных работников.
Обучение длится 3-3,5 года. Объем программы профессиональной переподготовки по гештальт-терапии для психологов составляет 600 часов теории и практики.
В эти часы входят лекции, учебно-терапевтичсекие модули (занятия похожие на тренинг — в больших и малых группах), семинары и многое другое. Между учебными модулями временной интервал составляет 1,5-2 месяца.
Первый год программы переподготовки «Теория и практика гештальт-терапии» состоит из 6 учебно-терапевтических модулей:
- Шесть двухдневных семинаров (по субботам и воскресеньям) с 11:00 до 19:00. Перерыв между сессиями составляет 1,5-2 месяца;
- Шесть лекций в будние дни по вечерам 19:30 до 21:30 с таким же временным интервалом между ними.
Двухдневные семинары отчасти похожи на тренинг, однако по содержанию — это другой процесс, более глубокий. На «двухдневках» с участниками работают гештальт-терапевты (психологи, которые обучались гештальт-терапии).
На 2 и 3 году проводятся тематические двух- или трехдневные групповые занятия (с пятницы по воскресенье) — в пятницу с 15:00 до 21:00, в субботу и воскресенье с 11:00 до 19:00 с интервалом в 1,5-2 месяца. На каждой встрече работают преподаватели, имеющие опыт и знания в теме, которая запланирована учебно-тематическим планом.
- В конце обучения студенты проходят итоговую сертификационную сессию, на которой независимая комиссия оценивает уровень подготовки будущего гештальт-терапевта. После успешного завершения обучения, выполнения профессиональных стандартов участники программы получают диплом о профессиональной переподготовке на базе имеющегося высшего образования и сертификаты (сертификат программы «Московский Гештальт Институт» и сертификат Международного Института Гештальт-Анализа и Супервизии)
- Теория и практика гештальт-терапии. Базовый курс
- Наши мероприятия
Источник: https://gestalting.ru/school/professionalnaya-perepodgotovka-i-obuchenie-geshtalt-terapii.html
Гештальт-терапия: руководство пользователя
Психология, как отдельная наука, существует немногим больше 100 лет и такой вид помощи, как психотерапия, становится в последние десятилетия все более популярным, востребованным и разнообразным.
Еще век назад, то, что мы сейчас обозначаем, как психотерапевтический запрос – жалобы на эмоциональные сложности или проблемы в отношениях, неуверенность в себе, потеря жизненных смыслов – определялось обществом, как отсутствие дисциплины, проблемы воспитания или происхождения, психопатология.
Сегодня, к счастью, мы можем спокойно заниматься решением своих психологических проблем, не обесценивая и не отмахиваясь от них — мол, «ерунда» и «само пройдет», но перед человеком, решившим пойти на психотерапию, встает поистине сложный выбор – найти направление, специалиста, которые смогут обеспечить поддержку в решении его проблем.
- В этой статье я немного расскажу о том, что такое гештальт-терапия, как она появилась, каков инструментарий гештальт-терапевта и что можно ожидать и получить в психотерапии этого направления.
- Название «гештальт-терапия» не вызывает у русского человека ассоциаций и понимания, поэтому к слову «гештальт» мы обратимся позже, немного более благозвучным может быть словосочетание «экзистенциальный анализ» (основатели гештальт-терапии рассматривали и такое название для своего метода) — от «анализ» + «экзистенция» (существование, жизнь) – то есть анализ, разбор, осмысление того, как устроено бытие человека: на что и как он опирается делая свои выборы, каким образом сосуществует со своим окружением, как понимает и познает себя самое.
- В этих словах – «экзистенция» и «анализ» проступает и реальность времени, в котором зарождалась гештальт-терапия: начало 20 века было временем развития психоанализа, гений Фрейда, окружение, подхватившее новые идеи о том, что существуют внутренние силы движущие человеком и влияющие на его поведение и жизнь, затем первая мировая война, поставившая перед человечеством новые вопросы – о конечности и абсурдности жизни, жестокости людей — поиск ответов на которые стал основой развития такого философского течения, как экзистенциализм.
Именно этой атмосфере появляется новая потребность – осмысливать жизнь и свое в ней присутствие в каждый момент, делать это активно, принимать ответственность за происходящее в собственной жизни на себя, искать возможности саморегуляции и развивать умение делать осознанный выбор.
Подобные вопросы и являются тем ядром, вокруг которого зародилась гештальт-терапия: как человек существует в своем окружении? каким образом он взаимодействует с ним и приносит ли знакомый способ взаимодействия удовлетворенность? как человек распознает и удовлетворяет свои потребности? слышит ли он себя – свое физическое и эмоциональное состояние? имеет ли связь со своей субъективностью? есть ли у каждого воля менять жизнь и обладает ли человек ответственностью за свой выбор? В противоположность психоанализу, в котором пациент был пассивной фигурой, продуцирующей и отдающей аналитику свои ассоциации, которые тот «переваривал» и возвращал обратно в виде интерпретаций, гештальт-подход выбрал своей базой опору на целостное и активное переживание в здесь-и-сейчас, равную ответственность за процесс терапии клиента и терапевта. Отцы-основатели гештальт-подхода: Фредерик Перлз, Пол Гудман, Лора Перлз, Изидор Фромм и другие.
Гештальт- подход
Теперь можно подойти и к загадочному слову «гештальт».
Все, наверное, видели или собирали паззлы, где каждый элемент картинки несет в себе ее часть, но лишь будучи собранными вместе и в нужном порядке эти элементы создают Целое. Собранный паззл и есть гештальт – целостный, завершенный образ, превосходящий сумму своих частей.
Гештальт-терапия рассматривает жизнь человека в неразрывной связи с окружающим миром – все потребности, рождающиеся у человека (от физиологических до духовных, от простых и сиюминутных до сложных и длительных), могут быть удовлетворены лишь при взаимодействии с внешним миром: природой (воздухом, водой, пищей, солнцем), предметами, людьми, организациями, информацией и тд… Процесс удовлетворения потребности, разворачивающийся от неудовлетворенности, через осознание себя, своих возможностей, возможностей внешней среды, установления контакта с миром и признания результата, и является тем самым гештальтом – целостным опытом, обладающим собственным смыслом, приносящим по завершении удовлетворение и спокойствие. То, каким образом человек выстраивает свое взаимодействие с миром, как организует свою жизнь, помогает осознавать и менять гештальт-терапия.
Что же и как делает гештальт-терапевт в своей практике? Я напишу о базовых инструментах, которые может использовать гештальт-терапевт.
1. Цикл контакта. (Он же – цикл опыта, кривая контакта)
Это способ описывать, каким образом клиент выстраивает свое взаимодействие со средой, удовлетворяя свои потребности, и какие существуют остановки в этом движении.
Первый этап цикла контакта – зарождение потребности. Это момент, в котором появляется ощущение некоторого напряжения – что-то хочется, что-то не так, что-то мешает. Рождается первый импульс к изменению – еще ничего не ясно, ничего не сделано, но появляется энергия желания или недовольства, которая указывает на неудовлетворенность.
В этой точке существует опасность не заметить свое возбуждение – если нет чувствительности к телу, к эмоциональным состояниям, если существует привычка обесценивать и не относиться всерьез к себе.
Гештальт-терапевт может спрашивать клиента, что с ним происходит – что тот ощущает и чувствует, для лучшего осознания себя в моменте здесь-и-сейчас, также предлагать упражнения на развитие внимательности к себе.
Второй этап — фокусировка потребности: если первом этапе появляется смутное ощущение «я что-то хочу», то на втором – четкое распознавание желания.
Согласитесь, что достигать желаемого значительно проще, если знаешь, что именно хочешь! И здесь довольно часты столкновения с чуждыми установками и правилами, которые мы бессознательно впитали из внешней среды, которые могут противоречить нашим потребностям и заставлять отказываться от них.
Например, фраза «так нельзя», вспыхивающая в голове при рождении какого-либо желания (от желания съесть зимой мороженое, до необходимости сказать близким, что вас что-то не устраивает).
В этой точке работа гештальт-терапевта состоит в том, чтобы помочь клиенту выяснить, что это за правила, насколько сознательными они являются — основаны они на привычке, страхе или являются осознанным выбором.
Третий этап – сканирование среды. Это этап, на котором мы начинаем приглядываться к окружающему миру – как в нем реализовать свое желание? Куда пойти? К кому обратиться? Что делать? И опасность, которая подстерегает в этом месте – сложность в оценке внешнего мира, приписывание ему заранее привычных и знакомых черт.
Если мы много-много раз в прошлом сталкивались с опасностью, отвержением или неудачами, то автоматически будем ожидать, что мир в очередной раз повернется к нам своей черной стороной, и размышляя о том, что и как нужно сделать для реализации своего желания, можем ошибочно опираться на свой прошлый негативный опыт, останавливая себя страхами или злостью на ужасный мир, не проверяя так ли все плохо и на этот раз.
Четвертый этап – контакт. Человек услышал свое желание, правильно понял его, нашел способ и возможность удовлетворения и тут наступает миг, когда нужно выйти из внутреннего мира – осознаний, размышлений – к непосредственному контакту с миром внешним. …Поговорить с человеком, найти работу, поесть…
Реальные действия, как правило, довольно сильно отличаются от идей о них: они более долгие и трудные, требуют приложения физических и эмоциональных усилий, траты времени, да и получаются не всегда… Делать гораздо сложнее, чем планировать! Это и может стать очередной ловушкой – отказ от реальных действий и уход в бесконечное обдумывание и планирование.
Этап пятый – ассимиляция. Если мы все-таки решились на действие, то у нас остается последний, не менее важный чем предыдущие, этап – этап ассимиляции опыта, присвоения авторства собственных действий, обдумывания успехов и ошибок. Это то место, где поднимают головы (и могут быть проработаны в терапии) страхи, связанные с ошибками, перфекционизм, сравнение себя с другими.
- Идеально дела совершаются лишь в воображении, поэтому на этапе ассимиляции бывает много работы по согласию на несовершенство, на право ошибаться и снова пробовать, учиться, быть собой, без уничижающих сравнений.
- Гештальт-терапия, в самом общем смысле, помогает человеку проходить эти этапы, продвигаясь от «чего-то хочется» до ясного признания результатов после выполнения задуманного.
- Конечно, то, что нас останавливает может быть очень смутным, глубоким, болезненным и, бывает, нужны месяцы, а то и годы, чтобы начать ясно ощущать себя, позволять себе желать, действовать и опираться на свой опыт, но даже такой долгий и непростой путь оправдывает себя, если в итоге появляется согласие с собой, доверие себе и своим силам, причем созданное собственными руками, а не полученное случайно по прихоти другого человека.
2. Как ведет себя гештальт-терапевт, какие «инструменты» и для чего может использовать?
В основном, во время сессии клиент и терапевт разговаривают, часто терапевт задает вопросы о том, что происходит с клиентом в данный момент времени – что он ощущает в теле, как реагирует эмоционально.
Смысл этих вопросов и внимания к настоящему моменту в том, чтобы приблизиться к актуальному переживанию человека, а не остаться на уровне его мыслей и идей о себе, и второе — во время терапевтической сессии, клиент так или иначе организует свое взаимодействие с миром в лице терапевта: так же, как и в «обычной жизни» не дает места себе или не замечает другого, стремится поразить, очаровать или спрятаться, не обращает внимания на происходящее у себя в душе или уделяет все свое внимание другому человеку… обращая внимание на подобные проявления клиента, терапевт может предложить попробовать сделать что-то иначе или хотя бы подумать – что заставляет вести себя тем или иным образом и удобен ли этот способ общения.
Здесь нужно подчеркнуть, что терапевт помогает клиенту исследовать и увеличивать осознание своего поведения, не заставляя его что-либо делать против воли, не давая оценок поведению и не устанавливая жестких правил, которым клиент должен соответствовать.
Если клиенту сложно почувствовать что-либо о себе, терапевт может поделиться тем, что резонирует в нем в ответ на историю клиента — когда ты это рассказываешь я грущу/ злюсь/ радуюсь… Это делается не для того, чтобы терапевт просто мог поболтать о своих переживаниях, а является способом поддержать чувствование клиента: возможно он скажет – а я-то здесь вовсе не грущу, а чувствую возмущение и несправедливость! Или же – да, мне тоже очень грустно… Или – правда? Кто-то может меня заметить и даже что-то почувствовать в связи со мной?
Источник: https://personagrata-studio.ru/articles/geshtalt-terapiya-rukovodstvo-polzovatelya/
4 принципа гештальт-терапии, которые помогут распутать внутренние узлы
Незнакомое слово «гештальт» многим еще режет слух, хотя, если разобраться, гештальт-терапия – не такая уж незнакомка.
Многие понятия и приемы, разработанные ею за 50 лет существования, стали буквально «народными», поскольку так или иначе включены в различные направления современной психотерапии.
Это принцип «здесь и сейчас», позаимствованный из восточной философии; холистический подход, рассматривающий человека и мир как целостное явление.
Это принцип саморегуляции и взаимообмена со средой и парадоксальная теория изменений: они происходят, когда человек становится тем, кто он есть, а не старается быть тем, кем он не является. Это, наконец, техника «пустого стула», когда ты высказываешь свои претензии не реальному, а воображаемому собеседнику – начальнику, другу, собственной лени.
Гештальт-терапия – самое универсальное направление психотерапии, дающее основу для любой работы с внутренним миром – от борьбы с детскими страхами до коучинга первых лиц.
Гештальт-терапия воспринимает человека как целостное явление, в котором одновременно и постоянно есть сознательное и бессознательное, тело и разум, любовь и ненависть, прошлое и планы на будущее. И все это – только здесь и сейчас, поскольку прошлого уже нет, а будущее еще не наступило.
Человек так устроен, что не может существовать изолированно, как «вещь в себе». Внешний мир отнюдь не враждебен нам (как утверждал психоанализ), напротив, он является той средой, которая нас питает и в которой единственно возможна наша жизнь.
Только в контакте с внешним миром мы можем взять то, чего нам не хватает, и отдать то, что нас переполняет. Когда этот взаимообмен нарушается, мы застываем и жизнь становится похожа на заброшенную арену цирка, где давно погас свет, ушли зрители, а мы привычно все ходим и ходим по кругу.
Цель гештальт-терапии даже не в том, чтобы осознать, почему мы ходим по этому кругу, а в том, чтобы восстановить свободу в отношениях с миром: мы вольны уходить и возвращаться, бегать по кругу или спать под открытым небом.
Внучка за бабку
Гештальт-терапию называют внучкой психоанализа. Ее основатель, австрийский психиатр Фредерик Перлз, в начале профессионального пути был фрейдистом, но, как всякий хороший ученик, пошел дальше своего учителя, объединив западные психотерапевтические школы с идеями восточной философии.
Для создания нового направления (впрочем, как и для личной жизни Перлза) важную роль сыграло его знакомство с Лаурой, доктором гештальт-психологии, ставшей впоследствии его женой. Само слово gestalt (нем.) точного перевода не имеет. Приблизительно оно обозначает законченный образ, целостную структуру.
В начале XX века возникла школа экспериментальной психологии, получившая название «гештальт-психология». Ее суть в том, что мы воспринимаем мир как совокупность целостных образов и явлений (гештальтов). Нармипер, бкувы в солве могту слдеоавть в лоюбм пояркде – мы все равно понимаем смысл.
Если мы видим что-то незнакомое, мозг сначала быстренько пытается отыскать, на что же это похоже, и под это подогнать новую информацию. И только если это не удается, включается ориентировочный рефлекс: «Что такое?»
На постулаты нового направления сильно повлияла теория «поля», разработанная гештальт-психологом Куртом Левиным.
По сути, это открытие показало: в мире есть все, что нам нужно, но видим мы только то, что хотим увидеть, что нам важно в данный момент нашей жизни, а остальное становится незаметным фоном, проносится мимо, как пейзаж за окном автомобиля.
Когда нам холодно – мы мечтаем о тепле и уюте, когда ищем сапоги – смотрим всем на ноги. Когда влюблены, все остальные мужчины перестают для нас существовать.
Еще одна теория – «незавершенных действий» – экспериментально выяснила, что лучше всего запоминаются незаконченные дела. Пока работа не сделана, мы не свободны.
Мы все прекрасно знаем, как это бывает, потому что каждый хотя бы раз бродил возле стола с недописанной курсовой, не в силах уже ее писать, но и не в состоянии заняться чем-то другим.
В жизни Перлза случилась череда встреч, повлиявших на возникновение теории гештальт-терапии. Некоторое время он работал ассистентом у врача Курта Гольдштейна, практиковавшего целостный подход к человеку, не считая возможным разделять его на органы, части или функции.
Благодаря Вильгельму Райху, который ввел телесное измерение в психотерапевтическую работу, гештальт-терапия стала первым направлением, рассматривающим телесные проявления не как отдельно существующие симптомы, требующие лечения, а как один из способов переживания внутренних, эмоциональных конфликтов.
На взгляды Перлза оказали также сильное влияние идеи экзистенциализма 20–30-х годов.
Ну и, наконец, суть и философия гештальт-терапии, ее взгляд на мир как на процесс, а на человека как на путника, ее любовь к парадоксам, стремление к истине, скрытой в глубине каждого, – все это удивительно перекликается с идеями буддизма и даосизма.
Миссия выполнима
В основу своей теории Перлз положил представление о балансе и саморегуляции, то есть по сути – о мудрости природы. Если человеку ничто не помешает, он неизбежно будет счастлив и доволен – как дерево, растущее в благоприятных условиях, способное взять все необходимое для собственного роста. Мы дети этого мира, и в нем есть все, что нам нужно для счастья.
Перлз создал красивую теорию о цикле контакта с окружающей средой. Что это такое, можно легко понять на простом примере вашего обеда. Как все начинается? Сначала вы чувствуете голод. Из этого ощущения рождается желание – голод утолить.
Если все прошло как надо, вы довольны процессом и результатом, вы сыты и почти счастливы. Цикл завершен.
В этот большой цикл контакта включено много маленьких: возможно, вам нужно было закончить или перенести какое-то дело, чтобы пойти пообедать, или вы пошли на ланч с кем-то из коллег.
Вам нужно было одеться, чтобы выйти на улицу, а потом из множества блюд выбрать то, что вы хотите (и можете себе позволить) именно сейчас.
Точно так же сам обед мог быть включен в больший гештальт под названием «Деловая встреча» (или «Романтическое свидание», или «Наконец-то повидаемся»). А этот гештальт – в еще больший («Поиск работы», «Продвижение в карьере», «Сумасшедший роман», «Создание семьи»).
Так вся наша жизнь (и жизнь всего человечества) – как матрешка, сложена из разных гештальтов: от перехода улицы до строительства Великой Китайской стены, от минутного разговора со знакомым на улице до пятидесяти лет семейной жизни.
Причины нашей неудовлетворенности в жизни кроются в том, что какие-то циклы контакта где-то прерываются, гештальты остаются не завершены. А мы при этом, с одной стороны, заняты (пока работа не выполнена, мы не свободны), а с другой – голодны, поскольку удовлетворение возможно, только когда дело сделано (обед съеден, свадьба состоялась, жизнь удалась).
И здесь – один из ключевых моментов гештальт-терапии. Перлз сосредоточил свое внимание не на том, как внешний мир нам мешает, а на том, как мы сами не даем себе быть счастливыми.
Поскольку (вспоминаем теорию поля) в этом мире есть все, но для нас существует только то, что мы сами выделяем из фона. А мы можем выделить или свое бессилие перед злыми обстоятельствами, которые не пустили нас обедать, или возможность как-то изменить их.
Тот кто хочет – ищет способы, а кто не хочет – причины. И по сути, люди отличаются друг от друга не столько тем, какие обстоятельства им достались, а тем, как они реагируют на них.
Очевидно, что сотрудник, склонный чувствовать бессилие перед начальником-самодуром, гораздо вернее останется голодным, потому что он сам себя останавливает куда более эффективно, чем его начальник.
Задача терапии – найти место и способ прерывания контакта, выяснить, как и зачем человек себя останавливает, и восстановить нормальный круговорот событий в природе.
Стерео-эффект
Гештальт-терапию иногда называют терапией контакта. В этом ее уникальность. До сих пор это единственная практика, в которой терапевт работает «собой», в отличие от классического психоанализа, где сохраняется максимально нейтральная позиция («чистый лист»).
Во время сеанса гештальт-терапевт имеет право на собственные чувства и желания и, осознавая их, предъявляет их клиенту, если того требует процесс. Люди обращаются к терапевту, когда хотят что-то изменить – в себе или в своей жизни.
Но он отказывается от роли человека, который «знает, как надо», не дает директивных указаний или интерпретаций, как в психоанализе, и становится тем, кто способствует встрече клиента с его сутью. Сам терапевт воплощает в себе тот кусочек мира, с которым клиент пытается построить привычные (и неэффективные) отношения.
Клиент, общаясь с терапевтом, стремится перенести на него свои стереотипы о людях, о том, как они «должны» вести себя и как они «обычно» реагируют на него, и наталкивается на спонтанную реакцию терапевта, который не считает нужным приспосабливаться к изменчивому миру того, с кем находится в контакте.
Очень часто эта реакция не вписывается в «сценарий» клиента и вынуждает последнего сделать решающий шаг за привычный барьер своих ожиданий, представлений, страхов или обид. Он начинает исследовать свои реакции на непривычную ситуацию – прямо здесь и сейчас – и свои новые возможности или ограничения.
И приходит в конце концов к тому, что, выстраивая отношения, каждый может оставаться самим собой и в то же время сохранять интимный контакт с другим. Он обретает или восстанавливает утраченную свободу выйти из сценария, из привычного круга. Он сам получает опыт нового, другого взаимодействия. Дальше он уже может встраивать этот опыт в свою жизнь.
Цель такой терапии – вернуть человеку самого себя, восстановить свободу обращения со своей жизнью. Клиент – не пассивный объект анализа, а равноправный творец и участник терапевтического процесса. Ведь только он сам знает, где его волшебная дверца и золотой ключик к ней. Даже если хорошо забыл или не хочет смотреть в нужную сторону, но он – знает.
За все в ответе
Есть несколько «китов», на которых держится земля под названием «гештальт-терапия».
Осознавание – чувственный опыт, переживание себя в контакте. Это один из тех моментов, когда я «нутром» знаю, кто я, какой и что со мной происходит. Это переживается как инсайт, а в какой-то момент жизни осознавание становится непрерывным.
Осознавание неизбежно влечет за собой ответственность, но не как вину, а как авторство: это не со мной происходит, это я так живу. Не голова болит, а я чувствую боль и сжатие в голове, не мной манипулируют, а я соглашаюсь быть объектом манипуляции.
Вначале принятие ответственности вызывает сопротивление, так как лишает огромных выгод от психологических игр и показывает «изнанку» человеческих подвигов и страданий. Но если найти в себе мужество встретиться со своей «тенью», нас ждет вознаграждение – мы начинаем понимать, что имеем власть над собственной жизнью и над отношениями с другими людьми.
Ведь если это делаю я, то я же могу и переделать! Мы осваиваем свои владения и рано или поздно доходим до их границ.
Так, после переживания эйфории власти мы встречаемся с неподвластным – со временем и потерями, с любовью и печалью, со своей силой и слабостью, с решениями и поступками других людей. Мы смиряемся и принимаем не только этот мир, но и себя в нем, после чего терапия заканчивается, а жизнь продолжается.
Принцип реальности. Его легко объяснить, но трудно принять. Существует некая реальность (данная нам в ощущениях), но есть и наше мнение о ней, наша интерпретация происходящего. Эти реакции гораздо разнообразнее фактов, и они часто оказываются настолько сильнее ощущений, что мы долго и всерьез решаем задачку: это король голый или я глупый?
Гештальт-терапию иногда называют «терапия очевидным». Терапевт опирается не на мысли клиента и не на свои обобщения, а на то, что видит и слышит. Он избегает оценок и интерпретаций, но задает вопросы «что?» и «как?».
Практика показала: достаточно сосредоточить внимание на процессе (что происходит и как происходит), а не на содержании (что обсуждается), чтобы человек воскликнул то самое «ага!». Распространенная реакция на встречу с реальностью – сопротивление, потому что человек лишается иллюзий, розовых очков. «Да, это была правда.
Но какая-то вероломная правда», – призналась одна из участниц группы. Кроме того, реальность иногда вынуждает человека признать, что король действительно гол, и тогда жить, как раньше, уже не получится. А новизна пугает.
Здесь и сейчас. Будущего еще нет, прошлое уже произошло, мы живем настоящим. Только здесь и сейчас я пишу этот текст, а вы его читаете, или вспоминаете то, что было, или строите планы на будущее. Только здесь и сейчас возможно изменение.
Этот принцип совсем не отрицает нашего прошлого. Опыт клиента, поле его жизни никуда не исчезает и определяет его поведение в каждый момент, в том числе и на сеансе. И тем не менее здесь и сейчас он разговаривает с терапевтом – и почему именно об этом? Что есть здесь и сейчас, что могло бы пригодиться (в настоящий момент)?
Диалог в гештальт-терапии – это встреча двух миров: клиента и терапевта, человека и человека. Когда миры соприкасаются, в этом контакте возможно исследование границы, существующей между «мной» и «не-мной».
Клиент (иногда впервые!) получает опыт переживаний, возникающих в процессе взаимодействия с тем, кто является «не мной» при одновременном сохранении собственной идентичности.
Это те Я–Ты отношения, в которых есть Я со своими чувствами, Ты со своими чувствами и то живое, неповторимое, что происходит между ними (происходит впервые, сию минуту и больше никогда не повторится).
Это уникальный опыт, поскольку терапевт – человек вне жизни клиента, которому ничего от него не надо, и он действительно может позволить клиенту быть собой и переживать то, что он переживает, не пытаясь повлиять на его чувства.
Гештальт-терапия – вне морали и политики. Единственная ее задача – сделать внутренний мир клиента доступным для него самого, вернуть человека самому себе. У нее нет воспитательных целей. Ей совершенно все равно, будет человек выращивать капусту или править королевством, – важно, чтобы каждый жил свою жизнь, занимался своим делом и любил своей любовью.
Идущие вместе
В классическом психоанализе и в бытовом сознании индивидуальность и социум противопоставляются друг другу. В обыденной жизни у нас часто бывает представление (и ощущение), что другой человек ограничивает нашу свободу, поскольку она заканчивается там, где начинается нос соседа.
Тогда самым логичным кажется вывод, что чем меньше вокруг людей и чем мы от них дальше, тем более мы свободны, тем легче быть самим собой. То есть, говоря психологическим языком, для глубокой индивидуализации необходимо одиночество.
В большинстве философских практик процесс индивидуализации предполагает погружение в себя и уход от мира.
Возможно, на каком-то этапе это действительно необходимо. Но гештальт-терапия утверждает: чтобы прийти к себе, необходимо прийти к другим. Иди к другому человеку – и там ты найдешь свою сущность. Иди в мир – и там ты обретешь себя.
Но почему контакт с миром и другим человеком позволяет осуществить индивидуализацию? Наедине с собой мы можем думать о себе все что угодно. Но мы никогда не узнаем, правда ли это, пока не вступим во взаимодействие с миром.
Человек может думать, что легко поднимет автомобиль, пока не попробует, – на самом деле нет этой способности, а есть только фантазии о ней. Это ложное Я, ложная уникальность.
Что происходит с нашей уникальностью, когда она встречается с уникальностью другого? Лишь при соприкосновении с миром (другим человеком) наша уникальность обретает практический характер. Сталкиваются две реальности, рождая третью.
Таким образом происходит социализация индивидуальности: самобытность человека – неповторимость его функций, – и это определяет его ценность для других. Вынесенная на границу контакта индивидуальность превращается в функцию для других.
Например: «Я авторитарный» – &ldauo;Ну, тогда руководи». «Я поэт» – «А сделай так, чтобы запела душа».
Таким образом, мы выходим за пределы определения социума как сдерживающих рамок и предписаний, они просто перестают играть определяющую роль. Значимым становится то, что в человеке представляет ценность для других.
И что в других представляет ценность для этого человека. Это наш опыт, переживания и идеи, наши неповторимые особенности или просто способности, которых нет у другого.
Это обусловливает нашу нуждаемость друг в друге и определяет наши отношения.
Глаз-алмаз
Помните молитву, которую приписывают оптинским старцам: «Господи, дай мне сил изменить то, что я не могу вынести! Господи, дай мне терпения вынести то, что я не могу изменить! И, Господи, дай мне мудрости отличить первое от второго!» У меня есть впечатление, что гештальт-терапия постепенно учит меня этой мудрости. Она сделала мою жизнь интересной, поскольку помогает быть очень избирательной, быстро отказываться от того, что мне не подходит, искать и находить то, что мне нужно. И все, что происходит в моей жизни: люди, дело, увлечения, книги, – это то, что мне нравится, интересно и нужно.
Еще гештальт-терапия подарила мне покой. Я могу доверять той реке, которой является моя жизнь. Она дает мне знать, когда и где я должна быть начеку, а когда и где я могу бросить весла и просто отдаться потоку и солнцу.
Источник: https://yogajournal.ru/conscious/philosophy/4-printsipa-geshtalt-terapii-kotorye-pomogut-rasputat-vnutrennie-uzly/