Государственный долг рф — студенческий портал

Государственный долг подразделяется на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный долг. В первую категорию попадают займы, взятые на срок до одного года. Среднесрочный долг – кредит, взятый на срок до 5 лет, долгосрочный – на срок свыше 5 лет.

Долг государства может быть текущим и капитальным. Текущий долг возникает, когда приходит срок уплаты по обязательствам. Капитальный долг — это все выпущенные и непогашенные обязательства государства, в том числе и проценты [5, с. 105].

Кроме этого государственный долг делится на внешний и внутренний. Внешний долг – это задолженность государства перед другими странами, иностранными гражданами, компаниями, финансовыми учреждениями.

Иными словами, внешний долг – это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам в иностранной валюте, возникший в результате привлечения средств путем займов в виде долговых ценных бумаг, размещенных на иностранных фондовых рынках, или в виде кредитов специализированных финансово-кредитных институтов.

Внутренний долг – это задолженность государства перед собственными гражданами или компаниями, которые являются держателями государственных ценных бумаг.

При этом в сумму внутреннего государственного долга не включается задолженность правительства страны по социальным выплатам.

Таким образом, внутренний долг — это долговые обязательства в национальной валюте, возникшие в результате привлечения средств внутри страны путем займов от имени правительства [6, с. 138].

В странах с твердой национальной валютой отсутствует понятие внешнего или внутреннего государственного долга. Для таких стран, как США или Великобритания существует понятие национальный долг.

Внешний долг представляет собой все денежные обязательства государства, которые должны быть возвращены в определенное время внешним кредиторам, это же и вся сумма задолженности, которую накопила страна из-за внешних займов и невыплаченных по ним процентов. Государства могут быть должны деньги правительствам других стран, международным банкам, частным банкам за рубежом и т.д.

Внешний долг может быть текущим, оплатить который необходимо в нынешнем году, а может быть общим, его еще называют накопленным, возврат этого долга растягивается на несколько лет.

Погашать внешний долг нужно только лишь в валюте страны, предоставившей заем. Так что заимствования извне нужно соизмерять с притоком валюты от внешнеторговой деятельности.

Согласно международным стандартам, государство должно соблюдать планку платежей по внешним обязательствам в 20-30% от внешнеторгового оборота.

В противоположном случае, государство будет тратить все средства на обслуживание долга вместо того, чтобы вкладывать их в развитие страны

Внешний долг является предметом особого внимания правительства страны. На сегодняшний день, практически все страны мира используют займы извне.

Но если платежи по внешнему долгу составляют более 30% от внешнеэкономической деятельности страны, получение новых займов является проблематичным.

В этом случае кредиторы выделяют средства под более высокие проценты, при этом требуя особых залоговых обязательств или поручительств.

Внешний долг страны разделяют на текущий и общегосударственный долг. Текущий долг предполагает погашение по долговым обязательствам в нынешнем году, а общегосударственный включает в себя текущий долг и долги, которые нужно вернуть в последующие годы [5, с. 122].

Основными мировыми организациями-кредиторами являются Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Эти организации предоставляют займы государствам, при условии выполнения различных рекомендаций, разработанных их финансовыми специалистами. Среди таких требований обычно проведение различных экономических и социальных реформ.

Помимо этих двух организаций существуют фонды ,направленные на кредитование и поддержание экономики определенных стран объединенных по различным национальным и экономическим интересам. Например, Арабский валютный фонд.

Помимо официальных международных кредитных организаций существуют неформальные объединения кредиторов. Самые известные из них – это Лондонский и Парижский клубы.

Первый рассматривает вопросы погашения и реструктуризации внешних государственных долгов перед коммерческими банками, а второй перед государствами-кредиторами. На сегодняшний день в Лондонский клуб входит около 1000 банков-участников.

В Парижском клубе постоянными участниками являются 19 государств, в том числе и Россия.

Внешний госдолг высчитывается от процента ВВП либо эквивалентно национальной валюте. Проблема государственного долга и причин его формирования в настоящее время актуальна как никогда.  Многие считают основной причиной возникновения долга является слишком широкое распространение кредита на нужды граждан. Особенно  потребительские кредиты.

Таким образом, наличных и электронных денежных средств в обороте всё больше, а золотовалютного запаса для их подкрепления для их подкрепления становится всё меньше.

Отсюда следует, что экономическая система ходит по замкнутому кругу и каждый круг вынужден платить всё большие проценты – поскольку есть необходимость одалживать всё большие суммы у других стран для погашения предыдущих долгов.

Существенную роль здесь играет инфляция, экономические кризисы и ВВП страны. Например, недавний экономический кризис сильнее всего ударил по экономике Греции, Италии и Португалии, чьи государственные долги составляют соответственно 143%, 118% и 97% от ВВП.

Даже активировав, все свои рабочие и экономические резервы эти страны всё равно продолжают «жить за чужой счёт».

Недавним примером стал кредит, который был выдан Германией, на строительство в Греции новой туристической инфраструктуры (на 30 островах, не используемых ранее).

Согласно международным правилам, страна может входить в систему единой европейской валюты в том случае, если ее госдолг не больше 60% от ВВП. Тем не менее, эту планку в середине 90-х годов перешагнуло много стран.

Поэтому многие эксперты начинают склоняться к той мысли, что внешний долг может расти вместе с ростом ВВП, а иногда даже опережать его. Но такая ситуация может быть для государства крайне опасной: когда госдолг становится больше ВВП в два с половиной раза, страна попадает в долговую ловушку.

Тогда государству приходится все силы направлять на то, чтобы выплатить долг и проценты по нему, причем делать это в ущерб своей национальной экономике.

Для государства с растущим внешним долгом важно грамотно использовать заемные средства. Полученные средства нужно разделять: одновременно покрывать нужды текущего потребления и инвестировать в производство.

  Если заимствованные средства будут использоваться только лишь для текущих затрат, они будут буквально «проедаться», а государственный долг и расходы по оплате процентов расти. Жизненный уровень населения от такого направления средств вырастет, но источник для погашения займов от этого не возникнет.

Совсем по-другому развивается ситуация, когда заимствованные средства направляются на инвестиционные нужды. Новые объекты, вложенные в оборот деньги будут приносить прибыль, значит, ВВП и поступления в бюджет страны увеличатся. Благодаря возросшим активам государство сможет погашать задолженность.

В Германии, например, средства, образующие государственный долг, законом запрещено вкладывать в текущее потребление. Эти заемные средства могут быть потрачены лишь в инвестиционных целях и для борьбы с рецессиями, но не в потребительских целях.

Политика наращивания внешнего долга – это есть не что иное, как перекладывание нынешним правительством сегодняшних проблем на правительство следующее.

Читайте также:  Административно-территориальное устройство россии - студенческий портал

Заимствованные средства, вложенные в потребление, облегчат жизнь нынешнему поколению, но оплачивать их будут вынуждены поколения следующие.

Если же заемные средства уходят в капитальные вложения, то плодами такого инвестирования смогут воспользоваться и те, и другие. 

Постоянно брать новые займы и бесконечно наращивать внешний долг государство не может, рано или поздно кредиторы усомнятся в том, что государство способно платить по счетам (ситуация понижения бонитета).

Оценить платежеспособность государства можно, исходя из показателей ставки рефинансирования, а также уровня экономического роста страны. Когда ставка рефинансирования намного меньше темпов роста ВВП страны, то заимствования, скорее всего, будут долгосрочными.

Когда внешний долг государства велик, то новые заимствования приносят повышение процентных ставок, а также уменьшение количества самих инвесторов, которые могут предложить свой капитал.

Так что государство с высоким уровнем задолженности рискует попасть в неразрывный круг, когда одновременно растут проценты по выплате существующего долга, а доступ на финансовый рынок ограничивается.

И это может стать причиной не только потери платежеспособности, но и даже банкротства.

В отличие от внешнего долга, внутренний государственный долг оставляет капитал внутри страны. И государственные резервы идут на повышение благосостояния собственных граждан. Но при этом наблюдается перераспределение доходов внутри государства. Иными словами менее обеспеченные слои граждан становятся беднее, а богатые люди приумножают свой капитал.

Эффект такого неравномерного распределения средств достигается за счет того, что ценные государственные бумаги приобретают наиболее обеспеченные граждане, а следовательно и прибыль будут получать именно они.

Но для того чтобы выплачивать средства по своим долговым обязательствам, государству требуется изъять их из своего бюджета.

Таким образом, при большом внутреннем государственном долге бюджетные средства направляются на обогащение обеспеченных слоев населения за счет урезания различных социальных программ для малообеспеченных граждан [5, с. 84].

Помимо стоимости ценных бумаг выпущенных государством, на сумму внутреннего государственного долга влияют вклады населения, размещенные в государственных банках страны.

Основу внутреннего долга России составляли до 2017 г.:

  • задолженность владельцам государственных краткосрочных облигаций (ГКО), облигаций федерального займа (ОФЗ), облигаций сберегательного займа (ОГСЗ);
  • обязательства по гарантированным сбережениям граждан (по вкладам в Сбербанке и Госстрахе, по обязательствам госзайма и казначейским обязательствам Госбанка);
  • государственные долговые товарные обязательства (по облигациям целевого займа 1990 года, по целевым чекам и целевым вкладам, по обязательствам государства перед сдатчиками сельскохозяйственной продукции).

Основную долю внутреннего долга (свыше 80% от общего объема, за вычетом гарантированных обязательств перед гражданами России) составляют обязательства, оформленные ценными бумагами. В структуре внешнего долга преобладают нерыночные долговые инструменты – лишь одна треть долга секьюритизирована.

В рамках работы рассмотрим динамику объема государственного долга российских регионов. Так по состоянию на 1 ноября 2017 года велична внутреннего долга регионов составила 2,173 трлн. руб.  Годом ранее эта сумма была равна 2,211 трлн. руб., на начало 2017-го она составляла 2,353 трлн руб.

Таким образом, долг субъектов, ранее прираставший более чем на 10% в год, в 2017 году пока даже несколько снизился.

Отчасти это объяснятся проводимой центром (и уже завершающейся) политикой, когда территории могут замещать ранее набранные дорогие банковские займы почти бесплатными (0,1% годовых) бюджетными кредитами.

На 1 ноября из общей суммы регионального долга на долю бюджетных кредитов приходилось 1049 млрд. руб., на банковские кредиты — 553 млрд. руб., на государственные ценные бумаги — 472 млрд. руб., на госгарантии — 91 млрд., на иные обязательства — 8 млрд руб.

Однако, льготные бюджетные кредиты центра стали проблемой для многих регионов. Так в настоящее время правительство готовит к запуску масштабную программу реструктуризации этих обязательств.

Программа будет происходить через предоставление рассрочки по уплате долга: регионы в 2018–2019 годах будут отдавать по 5% от суммы задолженности, в 2020 году — 10%, в 2021–2024 годах — по 20% ежегодно.

Таблица 1.

Долговые показатели проблемных регионов РФ, %

Субъект РФ Долг
(окт. 2017 г. к декабрю 2016 г.)
Доля бюджетных кредитов в объеме долга
Мордовия 115,2 60,8
Костромская область 122,5 28,8
Хакасия 108,7 12,3
Астраханская область 88,2 15,6
Смоленская область 90,5 66,6
Удмуртия 101,9 44,3
Карелия 100,5 47,5
Саратовская область 101,1 46,9
Псковская область 106,8 44,8
Еврейская АО 111,2 42,6
Орловская область 103,0 27,0

Экономисты Центра развития ВШЭ обращают внимание, что, значительная часть проблемных регионов не смогла улучшить ситуацию с бюджетной сбалансированностью. У семи из 11 выбранных экспертами ВШЭ «сложных» регионов (Таблица 1) баланс бюджета по итогам восьми месяцев был отрицательным. Учитывая, что значительная часть трат приходится на конец года, их дефициты далее только вырастут.

То же относится и к долгам, если по РФ в целом за десять месяцев 2017 года долг сократился на 5,5%, то у Костромской области он вырос на 22,5%, у Мордовии — на 15,2%, у Хакассии — на 8,7%.

Примечательно, что если в целом по России доля бюджетных кредитов в общем объеме долга растет, то в ряде проблемных регионов она падает.

Это относится к Хакасии, Костромской, Астраханской и Орловской областям.

Таким образом, несмотря на общую по РФ приостановку наращивания госдолга и фиксируемый совокупный профицит (по данным Минфина, по итогам января—сентября он составил 503,5 млрд. руб.), значительная часть проблемных регионов не смогла улучшить ситуацию с бюджетной сбалансированностью.

Список литературы:

Источник: https://sibac.info/journal/student/21/94287

Экономика России

20-03-2020 04:56:13

Идет загрузка . . . ВВП (Валовой Внутренний Продукт) в этом году(по паритету покупательной способности)
Идет загрузка . . . ВВП в этом году на душу населения (annual $30 522)
Идет загрузка . . . ВВП за сегодня
Идет загрузка . . . ВВП за текущий день на душу населения
Идет загрузка . . . Счетчик государственного долга
Идет загрузка . . . Государственный долг на душу населения
Идет загрузка . . . Государственный долг в этом году
Идет загрузка . . . Государственный долг за сегодня

Источник : Международный Валютный Фонд — Английский .

Выберите страну АвстралияАвстрияАзербайджанАлбанияАлжирАнголаАнтигуа и БарбудаАргентинаАрменияАфганистанБагамские ОстроваБангладешБарбадосБахрейнБеларусьБелизБельгияБенинБолгарияБоливияБосния и ГерцеговинаБотсванаБразилияБрунейБуркина-ФасоБурундиБутанВануатуВеликобританияВенгрияВенесуэлаВосточный ТиморВьетнамГабонГаитиГайанаГамбияГанаГватемалаГвинеяГвинея-БисауГерманияГондурасГонконгГренадаГрецияГрузияДанияДжибутиДоминикаДоминиканская РеспубликаЕгипетЗамбияЗимбабвеИзраильИндияИндонезияИорданияИракИранИрландияИсландияИспанияИталияЙеменКабо-ВердеКазахстанКамбоджаКамерунКанадаКатарКенияКипрКирибатиКитайКолумбияКоморские ОстроваКонго, Демократическая РеспубликаКосовоКоста-РикаКот-д’Ивуар (Берег слоновой кости)КувейтКыргызстанЛаосЛатвияЛесотоЛиберияЛиванЛивияЛитваЛюксембургМаврикийМавританияМадагаскарМакаоМалавиМалайзияМалиМальдивыМальтаМароккоМаршалловы ОстроваМексикаМикронезияМозамбикМолдоваМонголияМьянмаНамибияНауруНепалНигерНигерияНидерландыНикарагуаНовая ЗеландияНорвегияОбъединенные Арабские ЭмиратыОманПакистанПалауПанамаПапуа — Новая ГвинеяПарагвайПеруПольшаПортугалияПуэрто-РикоРеспублика КонгоРоссияРуандаРумынияСальвадорСамоаСан-МариноСан-Томе и ПринсипиСаудовская АравияСвазилендСеверная МакедонияСейшельские островаСенегалСент-Винсент и ГренадиныСент-Киттс и НевисСент-ЛюсияСербияСингапурСловакияСловенияСоединенные Штаты Америки (США)Соломоновы ОстроваСомалиСуданСуринамСьерра-ЛеонеТаджикистанТаиландТайвань (Китайская Республика)ТанзанияТогоТонгаТринидад и ТобагоТувалуТунисТуркменистанТурцияУгандаУзбекистанУкраинаУругвайФиджиФилиппиныФинляндияФранцияХорватияЦентральноафриканская РеспубликаЧадЧерногорияЧехияЧилиШвейцарияШвецияШри-ЛанкаЭквадорЭкваториальная ГвинеяЭритреяЭстонияЭфиопияЮжная КореяЮжно-Африканская РеспубликаЮжный СуданЯмайкаЯпония———————————————-Земля

Источник: https://countrymeters.info/ru/Russian_Federation/economy

Госдолг России в 2019 году. Что такое внутренний и внешний государственный долг

Государственный долг — это сумма задолженности государства перед внешними и внутренними кредиторами, включая займы и начисленные по ним проценты.

Простыми словами, госдолг — это то, сколько денег государство взяло взаймы и теперь обязано вернуть собственным гражданам и иностранцам. Как и любые кредиты, государственный долг нужно обслуживать — выплачивать проценты и постепенно погашать основную сумму долга.

Читайте также:  В. Розанов и его философия - становление философской системы и краткое описание жизненного пути

Государственный долг делится на внутренний и внешний. Внешний госдолг России на июль 2019 года составил 53,9 миллиарда долларов, отчиталось Министерство финансов РФ. Госдолг США превышает 22 триллиона долларов, сообщает Министерство финансов США.

Однако абсолютный размер государственного долга не говорит о том, хороша или плоха экономическая ситуация в стране. Важнее его величина относительно ВВП, объема экспорта, величина на душу населения и расходы по обслуживанию долга.

У экономистов нет единой точки зрения на то, как госдолг влияет на экономический рост. Одни исследования указывают, что положительно — в странах с более высоким госдолгом активнее растет ВВП. Другие исследования показывают отрицательную связь госдолга с ВВП на душу населения.

Структура госдолга: внешний и внутренний государственный долг

Государственный долг делится на внутренний и внешний.

  • Внутренний долг — это долговые обязательства правительства перед юридическими и физическими лицами внутри страны. К внутреннему долгу относятся:
    • Долг по государственным ценным бумагам (облигации федерального займа etc).
    • Гарантии государства под ценные бумаги, выпущенные акционерными обществами.
    • Кредиты, выданные государству банками и другими кредиторами.
    • Не выплаченные физическим и юридическим лицам компенсаций и т.д.

Внутренние обязательства делятся на рыночные и нерыночные.

    • Рыночные обязательства — это обязательства по выпущенным облигациям.
    • Нерыночные обязательства возникают в результате исполнения государственного бюджета — к концу года долги бюджетных организаций переоформляются во внутренний долг.
  • Внешний долг — это задолженность по внешним займам, в иностранной валюте. Внешний долг — долг перед другими государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. К внешнему долгу относятся:

    • Долг по государственным ценным бумагам.
    • Кредиты, выданных государству внешними кредиторами.
    • Гарантии государства под кредиты, полученные за рубежом организациями-резидентами.
    • Задолженность по внешнеторговым операциям бюджетных организаций.

Что такое реструктуризация госдолга

Когда страна не может выплачивать долг на заранее оговоренных условиях, ей необходима реструктуризация. Реструктуризация долга — это пересмотр условий обслуживания долга: процента, суммы, сроков выплаты. Условия реструктуризации обсуждаются на переговорах должника с кредиторами.

Госдолг России. Сумма Госдолга РФ в 2019 году

Государственный долг России — это сумма долговых обязательств перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, говорится в Бюджетном кодексе РФ.

После распада СССР в 1991 году Российская Федерация взяла на себя обязательства по долгам Советского Союза взамен на отказ бывших союзных республик от зарубежных активов СССР. Длительное время советский долг — до 110 млрд долларов — составлял большую часть внешнего долга России.

В 1990-е годы в связи с тяжелой экономической ситуацией Россия стала набирать новые кредиты за границей. Пик российского государственного долга пришелся на 1998 год — он составил 146,4% ВВП (из сообщения МИД РФ).

На 1 января 2000 года внешний госдолг достиг 146 млрд долларов (суммарный внешний и внутренний госдолг — 84% ВВП). На начало 2007 государственный внешний долг был снижен до 52 млрд долларов (5% ВВП).

На 1 июля 2019 года государственный внешний долг России составляет 53,9 миллиарда долларов, сообщает Министерство финансов РФ. Государственный внешний долг России находится в пределах 16-16,5% ВВП, это очень мало, признают аналитики. Для сравнения, у некоторых стран еврозоны он превышает 100% ВВП.

Общий внешний долг России (включая негосударственный) на 1 июля 2019 года составляет 482,4 млрд долларов, приводит данные ЦБ РФ. Он полностью покрыт золотовалютными резервами, а этим не может похвастаться ни одна развивающаяся экономика мира.

Впервые в истории наши резервы полностью покрывают внешний долг как государства (он у нас очень небольшой), так и коммерческого сектора. И эти деньги работают, в том числе в полном объеме поступают в российский бюджет доходы от размещения средств Фонда национального благосостояния.

Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию, февраль 2019 года

За первую половину 2019 года Россия нарастила внешний госдолг. При этом растет и профицит федерального бюджета. Строго говоря, никакой нужды занимать за рубежом у Минфина нет, отмечает telegram-канал Anews «Ясно Понятно».

Однако заимствования на внешнем рынке, во-первых, дешевы, во-вторых, носят «имиджевый» характер — позволяют заявить о себе на мировом рынке долга. Минфин РФ, судя по всему, решил воспользоваться благоприятными обстоятельствами и занимал по принципу «на черный день», указывает «Ясно Понятно».

Что такое санкции против госдолга России и чем они грозят

Внешний госдолг России — это облигации, номинированные в основном в иностранной валюте. Чаще всего покупают такие облигации инвесторы-нерезиденты.

В США неоднократно говорили о возможности ввести санкции против госдолга России, то есть запретить иностранным инвесторам приобретать российские государственные ценные бумаги.

Это предполагает один из пунктов законопроекта «О защите безопасности США от агрессии Кремля» (Defending American Security from Kremlin Aggression Act — DASKA).

В очередной раз данный законопроект бурно обсуждали в феврале 2019 года, однако пока разговоры так и остались разговорами.

Угроза санкций может оказать прямое влияние на объем российского госдолга через спекулятивные денежные потоки, объяснял экономический обозреватель Anews Александр Яковлев. Ведь именно эти деньги подпитывают покупки российских государственных ценных бумаг и помогают долгу расти. Парадокс: чем сильнее санкции, тем меньше темпы роста госдолга.

Важно понимать, что резкий роста внешнего госдолга в 2019 году создает риски для рубля. Не цены на нефть, а потоки иностранного капитала на долговом рынке становятся главной силой, которая двигает курс. Российская национальная валюта становится более уязвимой: если горячие спекулятивные деньги по какой-либо причине начнут уходить, рубль может резко ослабеть.

В августе 2019-го президент США Дональд Трамп все-таки ввел санкции против российского госдолга, но очень ограниченные. Американским финансовым организациям запретили покупать долговые бумаги Минфина РФ, номинированные в валюте. Да и то только первичные выпуски — вторичный рынок не закрыт.

Это означает, что ключевого сегмента рынка русского долга — рублевых облигаций федерального займа — санкции не коснулись, объясняет аналический блог Anews «Ясно Понятно». К тому же, никто не запрещает выпускать бонды в других валютах — евро, британском фунте, швейцарском франке, йенах — и продавать их неамериканцам.

Кроме того, в указе Трампа никак не упомянуты крупные корпорации и банки — их долги американцам покупать по-прежнему можно.

Источник: https://www.anews.com/p/114388693-gosdolg-rossii-v-2019-godu-chto-takoe-vnutrennij-i-vneshnij-gosudarstvennyj-dolg/

Государственный внутренний долг Российской Федерации: анализ структуры и динамики

Кештова Д. Ж. Государственный внутренний долг Российской Федерации: анализ структуры и динамики // Молодой ученый. — 2019. — №45. — С. 293-295. — URL https://moluch.ru/archive/283/63777/ (дата обращения: 20.03.2020).



Проблема государственных заимствований — одна из острейших проблем в современной российской экономике. Государственные заимствования стали важным источником поступления денежных средств в бюджет России. Одним из приоритетных вопросов является определение уровня влияния государственного внутреннего долга на финансовую систему, денежное обращение и на экономику страны в целом.

Читайте также:  Дыхательные техники в психологии - студенческий портал

Государственный внутренний долг в научной литературе рассматривают в двух аспектах: как экономическую и как финансово-правовую категории.

Как экономическая категория государственный внутренний долг представляет собой всю сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которые должны быть выплачены к определенному сроку [1, с. 110].

Как финансово-правовая категория он является совокупностью финансовых обязательств государства, возникающих в связи с привлечением для выполнения государственных программ и заказов средств физических и юридических лиц [2, с. 21].

В действующей редакции Бюджетного кодекса РФ государственный внутренний долг определяется как долговые обязательства публично-правового образования, возникающие в валюте Российской Федерации (статья 6 БК РФ). До изменений в бюджетное законодательство этот термин был раскрыт более содержательно.

  • Анализируя положения статей 98 и 99 Бюджетного кодекса РФ, можно выделить основные элементы в структуре государственного внутреннего долга России:
  • – обязательства по кредитам, привлеченным Российской Федерацией и имеющим выражение в валюте Российской Федерации;
  • – обязательства по государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации и имеющим выражение в валюте Российской Федерации;
  • – обязательства по бюджетным кредитам, привлеченным Российской Федерацией;
  • – обязательства по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;
  • – иные долговые обязательства, оплата которых предусмотрена в валюте Российской Федерации.

В связи с тем, что у физических и юридических лиц в экономическом обороте имеются свободные денежные средства, государство решило прибегнуть к такому финансовому методу погашения дефицита федерального бюджета, как внутренние займы.

Заимствования денежных средств стали одним из способов покрытия постоянно растущих государственных расходов, помимо налоговых отчислений.

Государство не использует метод денежной эмиссии для стабилизации бюджета, поскольку это ведет к инфляции, также правительство отказалось от использования в этих целях кредитов Центрального Банка [3, с. 180].

В современной практике единственной используемой формой государственных внутренних заимствований являются ценные бумаги, поскольку только ценные бумаги за последние годы закрепляются в федеральных законах о бюджете в рамках программы государственных внутренних заимствований [4, с. 49–50].

Так, в Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» объем государственных ценных бумаг в 2019 году составляет 1 566 618 725,8 тысяч рублей, что составляет 100 % от объема государственных внутренних заимствований [5].

Помимо того, статьей 103 БК РФ предусмотрена еще одна форма — кредиты из других бюджетов бюджетной системы РФ, которая в настоящее время не используется.

Вопросы государственного займа регулируются не только бюджетным законодательством, но нормами конституционного и гражданского права [6, с. 115].

В части 4 статьи 75 Конституции РФ закрепляется добровольный характер государственных займов, выпускаемых в установленном федеральным законодательством порядке.

В соответствии со статьей 817 ГК РФ, государственный заем оформляется в виде договора, по которому займодавец (гражданин или юридическое лицо) вправе получать от заемщика предоставленные ему взаймы денежные средства с учетом установленного процента и в оговоренные договором сроки.

Тот факт, что отношения по государственному займу регулируются, как финансовым, так и гражданским правом, порождает проблему их квалификации. В связи с этим в научной литературе провел разграничение.

Финансово правовыми отношениями будут являться отношения, связанные с эмиссией ценных бумаг. Они будут регулироваться БК РФ и ФЗ «О рынке ценных бумаг».

Гражданско-правовыми правоотношениями, регулируемыми ГК РФ, будут отношения между займодавцем и заемщиком, где органы государственной власти выступают на равных с другими участниками правоотношений [7, с. 131–132].

Рассмотрим динамику объема государственного внутреннего долга РФ на основании данных, представленных Министерством Финансов РФ [8].

Таблица 1

Динамика объема государственного внутреннего долга РФ, млрд. руб.

Показатели 2015 2016 2017 2018
Государственный внутренний долг всего 7160,04 7602,35 9137,26 9137,51
Государственные ценные бумаги 5475,71 5573,09 6100,34 7247,12
Государственные гарантии 1638,9 1608 1833,71 1433,25

На основании приведенных данных можно сделать вывод, что в период с 2015 по 2018 год государственный внутренний долг увеличивался. Особенно сильный рост произошел в 2017 году.

В 2018 году, по сравнению с 2017 годом, государственный внутренний долг увеличился на 250 млн. руб., что составило 0,0027 %. Объем государственного внутреннего долга, выраженный в государственных ценных бумагах, увеличился на 1146,78 млрд. руб.

— на 18 %. Уменьшились государственные гарантии на 400,46 млрд. руб. — на 225 %.

Бюджетным законодательством устанавливается, что ежегодно в проекте федерального бюджета на очередной год определяется верхний предел государственного внутреннего долга.

Так, верхний предел государственного внутреннего долга РФ на 1 января 2020 года составляет 11329,48 млрд руб., в соответствии с Федеральным законом о «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов».

Установление предельного размера означает, насколько государство способно его обслуживать и погашать.

Особое внимание необходимо уделить вопросу управления государственным внутренним долгом.

Под управлением государственным внутренним долгом понимается деятельность уполномоченных органов государственной власти, направленная на обеспечение потребностей Российской Федерации в заемном финансировании, своевременное и полное исполнение государственных внутренних долговых обязательств, минимизацию расходов на обслуживание долга, поддержание объема и структуры обязательств, исключающих их неисполнение (статья 101 БК РФ). Управление государственным внутренним долгом относится к компетенции Правительства РФ, но также может осуществляться уполномоченным им Министерством Финансов РФ.

На основе рассмотренных и изученных вопросов можно сделать следующие выводы. Государственный внутренний долг — это долговые обязательства публично-правового образования, возникающие в валюте Российской Федерации.

В качестве основных причин образования государственного внутреннего долга выделяют: во-первых, дефицит бюджета, во-вторых, наличие свободных денежных средств у физических и юридических лиц.

Анализируя приведенные статистические данные, можно сказать, что в Российской Федерации самую большую долю задолженности занимает государственные ценные бумаги, то есть Правительство погашает долги за счет выпуска всевозможных долговых ценных бумаг.

Литература:

  1. Ягупова Е.А, Арифова Э. А. Государственный долг как экономическая категория // Сборник статей научно-практических семинаров кафедры государственных финансов и банковского дела Института экономики и управления ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». 2015. С. 110–113.
  2. Комков И. В., Трубицына Т. И. Текущее состояние внутреннего государственного долга России // Актуальные вопросы в науке и практике. Сборник статей по материалам V международной научно-практической конференции. 2018. С. 20–25.
  3. Фурсова С. Д., Разыграева М. Г., Тамразян Д. А. Государственный внутренний долг Российской Федерации, его структура и динамика // Транспортное дело России. № 6. 2013. С. 180–183.
  4. Цареградская Ю. К. Особенности правового регулирования государственного внутреннего долга Российской Федерации // Вестник Поволжского института управления. № 1 (52). 2016. С. 47–53.

Источник: https://moluch.ru/archive/283/63777/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector