Инновационные процессы на предприятии — студенческий портал

Сегодня на рынке представлены необычные товары из мира науки и техники. Они созданы в результате новаторской деятельности и называются «инновацией». С английского «innovation» переводится как «новшество».

Инновационные процессы на предприятии - Студенческий портал

Понятие инновационного процесса

Инновационный процесс — это период превращения идеи в конечный продукт. Включает множество этапов: от начала проведения исследований до выведения товара на рынок и реализации.

Новаторский процесс характеризуется такими понятиями:

  1. Совокупность деятельности — одновременное совершенствование таких сфер работы предприятия: научно-технической, научно-исследовательской, маркетинговой, производственной.
  2. Жизненный цикл инновации — прохождение товаром этапов развития: от зарождения идеи до распространения и упадка.
  3. Ресурсная база — поиск источников финансирования для самостоятельной разработки идеи и представления в будущем как товара или услуги.

Инновационный процесс разделяют на 3 вида:

  1. Внутриорганизационный — простой натуральный, когда новшество применяется в практической деятельности внутри организации. Новая идея не воплощается в товар для продаж. Потребителями выступают сотрудники.
  2. Межорганизационный — простой товарный, когда новшество выступает в роли товара и покупается/продается на рынке. Здесь создатель или производитель и потребитель — разные структуры.
  3. Расширенный, когда новаторская идея воплощается в жизнь на предприятии и поступает в широкую продажу, чем нарушает монополию и дает толчок для новых разработок.

Новаторский процесс отличается от научно-технического тем, что не заканчивается в момент поступления товара в продажу. Инновация совершенствуется, приобретает новые потребительские свойства, что способствует расширению области применения.

Управление новаторской деятельностью на предприятии происходит с помощью 2 взаимосвязанных систем:

  1. Общая — предполагает разработку продукта для общества. Здесь инновация не выступает центром производственного процесса.
  2. Менеджмент новаторской деятельности — система направлена на управление этой областью развития предприятия, которая разрабатывает кардинально новый продукт.

Инновационные процессы на предприятии - Студенческий портал

Цели инновационного менеджмента:

  1. Отслеживание тенденций современного рынка, постоянное обновление ассортимента и оборудования, внедрение новаторских технологий и способов организации труда.
  2. Постоянный рост научно-технического потенциала как на предприятии, так и в государстве с помощью внедрения инновации на другие производства.
  3. Создание и пополнение научного задела.

Этапы инновационного процесса

Процесс создания новаторского продукта происходит поэтапно:

  1. Проведение фундаментальных исследований. На этом этапе проводится анализ рынка и желаний потребителей, осуществляется систематизация информации, обоснование необходимости продажи новшества, рассмотрение возможностей разработки и реализации. Разделяется на теоретическое исследование — разработка научных подходов, и поисковое — поиск принципов создания нового продукта или технологии.
  2. Проведение прикладных исследований. На этом этапе обрабатывается информация, которую получили, определяются способы применения на практике, уточняются нюансы. Разделяется на теоретическую часть — оцениваются затраты и прибыли, корректируются результаты, и экспериментальный подход — создание моделей, изготовление макета. Также происходит отсеивание неперспективных идей. Результатом этапа является предоставление технической информации о новинке, рекомендаций и образца.
  3. Проведение опытно-конструкторских работ — создание новых образцов, испытание на практике и выделение тех, что пригодны для использования.
  4. Изготовление продукта. На этом этапе проводится повторная оценка рынка, рассматриваются перспективы новинки, оценивается ожидаемая прибыль, проверяется соответствие стандартам, проводится патентование. Затем осуществляется производство и реализация товара.
  5. Рост продаж. Этап характеризуется максимальной прибылью от реализации новинки.
  6. Замедление роста. На этом этапе прибыль падает, рынок насыщен продукцией, снижается потребительский спрос.
  7. Спад объема продаж — потребители уже не считают товар инновацией, спрос снижается, продажи минимальны.

Основой инновационной деятельности является постоянная трансформация идеи, усовершенствование продукта.

Поскольку внедрение новшеств сопровождается рисками, на этапе проектирования принято проводить моделирование инновационного процесса. Рассмотрение имитаций предполагаемых ситуаций позволяет принять оптимальное решение и выбрать стратегию развития.

Рисками являются:

  • масштабность проекта;
  • неопределенность рынка в долгосрочной перспективе;
  • деятельность конкурентов;
  • ошибки на этапе проектирования и коммерческой реализации.

Факторы, влияющие на инновационный процесс

Кроме рисков при внедрении нового продукта, на организацию инновационного процесса влияют также факторы:

  1. Экономические и технологические:
    • соответствие инновационного проекта стратегии компании;
    • рыночная ориентация;
    • объем резервных мощностей;
    • достаточное количество финансов для проведения разработок и реализации продукта;
    • наличие технической и хозяйственной инфраструктуры.
  2. Социально-психологические:
    • поощрение персонала за творческую деятельность;
    • общественное признание новинки;
    • возможность самореализации персонала;
    • благоприятный психологический климат.
  3. Политико-правовые:
    • соответствие инновации установленным стандартам и нормам, которые приняты государством;
    • наличие льгот;
    • государственная поддержка.
  4. Организационно-управленческие:
  • эффективность управления проектом;
  • соблюдение сроков;
  • преодоление информационных барьеров в маркетинге и НИОКР;
  • гибкость организационной структуры предприятия;
  • автономия рабочих групп.

Инновационные процессы на предприятии - Студенческий портал

Выполнение новаторского проекта считается удачным, если:

  • соблюден календарный план;
  • текущие финансовые затраты соответствуют расчетным критериям;
  • затрачены ресурсы по нормативным показателям;
  • участники проекта обеспечиваются доходом.

Участники инновационного процесса

  • После прохождения последовательности стадий развития инновация становится товарной продукцией, которая продается на рынке.
  • Поэтому участниками такого процесса являются:
  1. Потребители — категория людей или предприятий, которые предъявляют спрос на новшество. Это компании или государство, которые заинтересованы в конкурентоспособности внутренней продукции.
  2. Производители — лица или компании-создатели инновации, которые обеспечивают предложение. Это исследовательские институты, научно-производственные кластеры.
  3. Посредники — лица или организации, которые предоставляют услуги содействия в поиске покупателей и продавцов новинки.
  4. Инвесторы — частные лица, фонды или организации, которые финансируют процесс производства и внедрения инновации.

Чтобы новаторская деятельность имела положительный исход, необходимо содействие и заинтересованность государства и новаторов. Для этого требуется развитие конкурентной среды в области инноваций, повышение оплаты труда творческих личностей и исследователей. Также следует внедрить поощрение малого предпринимательства и ужесточение авторского права.

Источник: https://viafuture.ru/sozdanie-startapa/innovatsionnyj-protsess-eto

Научная электронная библиотека Монографии, изданные в издательстве Российской Академии Естествознания

Гребенюк И. И., Голубцов Н. В., Кожин В. А., Чехов К. О., Чехова С. Э., Фёдоров О. В.

Инновационные процессы на предприятии - Студенческий портал

  • Издательство: Академия Естествознания
  • Год издания: 2012
  • ISBN: 978-5-91327-164-8

В монографии приводится анализ статистических исследований инновационной деятельности высших учебных заведений России, анализируются основные социально-экономические предпосылки развития инновационной деятельности вузов в современных экономических условиях.

Обосновывается роль инноваций в системе устойчивого развития, даются авторские трактовки категорий «инновационная деятельность вузов», «инновация образовательного процесса», анализ особенностей инновационной деятельности вузов. Рассмотрена методика оценки инновационной деятельности вузов России.

Рассмотрены особенности внедрения инновационных проектов в государственных и негосударственных вузах.

    ВВЕДЕНИЕ

    Глава I. АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ

        1.1. Общая характеристика инновационного развития высшего образования России

        1.2. Анализ законодательной базы инновационной деятельности вузов

        1.3. Отечественный и зарубежный опыт создания инновационной инфраструктуры в вузах

        1.4. Анализ исследований инновационной деятельности вузов

    Глава II. ХАРАКТЕРИСТИКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ РОССИИ

        2.1. Общие сведения о технопарках

            2.1.1. Понятие, функции и задачи технопарков

            2.1.2. Зарубежный опыт работы технопарков

            2.1.3. Технопарки в России

            2.1.4. Региональные перспективы развития технопарков

        2.2. Общие сведения о бизнес-инкубаторах

            2.2.1. Основы создания бизнес-инкубаторов

            2.2.2. Анализ результатов деятельности бизнес-инкубаторов

            2.2.3. Модели бизнес-инкубаторов

            2.2.4. Условия необходимые для создания бизнес-инкубаторов

            2.2.5. Краткая характеристика структуры управления и финансирования бизнес-инкубатора

            2.2.6. Анализ услуг предлагаемых бизнес-инкубатором

            2.2.7. Методические рекомендации по планированию стратегии развития бизнес-инкубатора

        2.3. Инновационно-технологические центры

            2.3.1. Цели и задачи инновационно-технологических центров

            2.3.2. Структура инновационно-технологических центров

            2.3.3. Порядок управления деятельностью инновационно-технологическими центрами

        2.4. Научно-исследовательские лаборатории

        2.5. Научно-исследовательские институты

        2.6. Конструкторские бюро

        2.7. Малые инновационные предприятия

    Глава III. ИННОВАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ВУЗОВ

        3.1. Понятие об инновациях в образовании, их классификация

        3.2. Аспекты инноваций образовательного процесса вузов России

        3.3. Развитие электронного обучения в высших учебных заведениях

        3.4. Анализ современных методов обучения в вузе

            3.4.1. Компьютеризация учебного процесса

            3.4.2. Дидактическая концепция обучения на основе компьютерных технологий

            3.4.3. Проблемы машинных методов обучения

            3.4.4. Мультимедиа-курсы

        3.5. Дистанционное обучение

            3.5.1. Основы теории дистанционного обучения

            3.5.2. Дидактическая система дистанционного обучения

            3.5.3. Дидактические проблемы применения средств новых информационных технологий в системе дистанционного обучения

        3.6. Медиатека

    Глава IV. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

        4.1. Системный подход к решению задач оценки инновационной деятельности вуза

        4.2. Показатели и критерии при решении задач оценки инновационной деятельности вуза

        4.3. Методы оценки эффективности и финансовой реализуемости инвестиционных проектов вузов

            4.3.1. Характеристика инновационных проектов вузов

            4.3.2. Основные принципы оценки эффективности

            4.3.3. Общая схема оценки эффективности инновационных проектов

            4.3.4. Особенности оценки эффективности на разных стадиях разработки и осуществления проекта

            4.3.5. Денежные потоки инвестиционного проекта

            4.3.6. Схема финансирования проекта

            4.3.7. Дисконтирование денежных потоков

            4.3.8. Показатели эффективности инвестиционных проектов

        4.4. Методика оценки эффективности инновационного проекта

            4.4.1. Методика оценки финансовой реализации инновационного проекта

            4.4.2. Оценка эффективности участия вуза в инновационном проекте

            4.4.3. Методика оценки эффективности участия вуза в государственных или региональных инновационных проектах

            4.4.4. Методика оценки бюджетной эффективности инвестиционных проектов

            4.4.5. Методика учета инфляции при оценке эффективности инвестиционных проектов

        4.5. Практические рекомендации по оценке эффективности внедрения инновационных проектов

            4.5.1. Расчетный период и его разбиение на шаги

            4.5.2. Оценка ставки дисконта

            4.5.3. Оценка основных показателей эффективности

            4.5.4. Оценка альтернативной стоимости имущества

            4.5.5. Разработка проектной схемы финансирования инновационного проекта

        4.6. Методика использования показателей эффективности при выборе инвестиционных проектов

            4.6.1. Оценка соотношения между различными инновационными проектами

            4.6.2. Использование условий реализуемости и показателей эффективности при выборе проектов

  1.     СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
  2.     ПРИЛОЖЕНИЯ
  3.         КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКИХ ВУЗАХ
  4.         ПЕРЕЧЕНЬ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ИНСТИТУТОВ РОССИИ
  5.         ВУЗЫ, В КОТОРЫХ ВЕДЕТСЯ ТА ИЛИ ИНАЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
  6.         СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Читайте также:  Триз педагогика - студенческий портал

Источник: https://monographies.ru/en/book/view?id=143

На острие эпохи: семь российских инноваций, которые изменят будущее :: РБК Тренды

Россия долгие годы не считалась технологическим и тем более инновационным лидером, несмотря на одну из сильнейших в мире научно-технических школ. Но ситуация меняется: в 2019 году есть уже минимум семь результатов этого

Инновационные процессы на предприятии - Студенческий портал

Da Kraplak / Unsplash

В глобальном инновационном индексе за 2019 год Россия расположилась на 46 месте из 129 возможных. При этом эксперты признают, что наша страна — один из лидеров по активности в сфере хай-тек среди стран с низким и средним доходом.

По данным НИУ ВШЭ, по интенсивности затрат на инновационные технологии со стороны отраслевых предприятий Россия — в числе передовиков в мире.

Более других в инновации вкладываются отечественные промышленные предприятия, следом за ними — сфера услуг, сельское хозяйство и строительство.

Не исключено, что скоро российские ученые и предприниматели будут определять ландшафт глобального рынка хай-тек. Какие из свежих отечественных разработок готовы двигать прогресс уже сейчас?

Почти живая: искусственная рука нового поколения

История MaxBionic — стартапа, который занимается изготовлением передовых бионических протезов — началась с того, что сооснователь проекта Максим Ляшко потерял руку на производстве. А всего через несколько лет MaxBionic привлекла через краудфандинг 1,5 млн руб. и стала самой многообещающей инновационной компанией 2019 года в сфере протезирования.

Их главный продукт — MeHandS — это сверхлегкая кисть, которая функционирует как настоящая робо-рука, причем подстраивается индивидуально под каждого пользователя.

При помощи программируемых чипов, датчиков и сенсорного пульта управления пользователь может полностью контролировать работу протеза и даже ощущать силу захвата. Правда, стоит подобное удовольствие немало — $14 тыс.

Возможно, в будущем основателям MaxBionic удастся снизить стоимость продукта и запустить массовое производство.

По фигуре: медицинский экзоскелет

Промышленными экзоскелетами уже мало кого удивишь — многие предприятия в этом году начали тестирование таких устройств, чтобы снизить риск травмирования работников. Но в ExoAtlet пошли дальше, создав экзоскелет для медицинской реабилитации.

Он помогает пациентам с параличом нижних конечностей, болезнями опорно-двигательного аппарата или нервной системы передвигаться без посторонней помощи. Люди, которые еще недавно не чувствовали собственные ноги, получают возможность самостоятельно садиться и вставать, подниматься и спускаться по лестницам.

В результате, их реабилитация, в том числе психологическая, проходит быстрее, а нагрузка на персонал клиник снижается.

Особенно такая помощь полезна при восстановлении детского здоровья.

В сентябре 2019 года на заседании наблюдательного совета Агентства стратегических инициатив (АСИ) был представлен экзоскелет Exoatlet Bambini — новая разработка компании, предназначенная для реабилитации детей и подростков в возрасте от 4 до 13 лет как в стационаре, так и на дому. Его клинические исследования и внедрение в больницах начнутся в 2020 году.

Как закалялась сталь: установка лазерной обработки

Компания «ТермоЛазер» предоставляет услуги термического упрочнения деталей. Недавно «ТермоЛазер» и госкорпорация «Ростех» впервые представили мобильный лазерный комплекс для обработки деталей различного элементного состава и размеров. Использование технологии повышает износостойкость изделий и продлевает срок их службы в несколько раз.

Именно мобильность — главное преимущество роботизированного комплекса. Для термического упрочнения и лазерной наплавки нужны были стационарные условия.

Мобильное решение «ТермоЛазера» способно обрабатывать даже крупногабаритные детали, не поддающиеся транспортировке. Это, например, компоненты бортовой обшивки кораблей.

При этом не требуется дополнительной механической обработки каждой детали постфактум, которая обычно удлиняет технологический процесс.

Не жарко: система жидкостного охлаждения центров обработки данных

Непосредственное жидкостное охлаждение — еще одно изобретение российских инженеров, отобранное экспертами АСИ в 2019 году.

Разработчики Inpro Technologies создали вычислительно-коммуникационный комплекс Liquid Cube, который обеспечивает термостабильный режим работы для систем хранения и обработки данных за счет погружения оборудования в диэлектризованную жидкость. Именно нетоксичная жидкость и способ ее циркуляции в «кубе» является главным секретом разработчиков.

При этом потребляется до 30% меньше электроэнергии, чем при использовании традиционных решений.

Комплекс Liquid Cube позволяет ускорить в несколько раз процесс запуска информационной инфраструктуры и снизить операционные издержки на нее почти вполовину.

Бизнес получил российское энергоэффективное решение и сможет обрабатывать постоянно растущие объемы информации без существенного роста энергопотребления.

Прорыв за три измерения: 5D-принтер

Волгоградский производитель «СтереоТек» выпустил принтер STE520 с долей отечественных комплектующих 94,5%, который считается первым в мире настольным 5D-принтером. Это не значит, что аппарат может напечатать время и ощущения — просто вместо трех осей координат X, Y и Z он печатает еще в двух плоскостях.

Инновационная технология аддитивной пятиосевой печати позволяет создавать более прочные изделия, чем при обычной 3D-печати.

Причем, как утверждают создатели, качество печати с технологией 5Dtech не зависит от формы деталей. Правда, размер изделий пока ограничен: 15х15х15 см.

Но это препятствие преодолимо, тем более что технология вызывает большой интерес со стороны авиационных и оборонных предприятий.

5Dtech стала победителем всероссийского конкурса S7 Startup Challenge от фонда «Сколково», завоевала победу на конкурсе «Битва стартапов», а также выиграла в номинации «Инновационный проект года» на конференции 3D Print Expo 2019 года.

С миру по детали: программирование роботов для детей

Другой перспективный проект с использованием 3D-печати (но не только ее) предназначен уже для детской аудитории. ROBBO — проект свободной образовательной робототехники на открытом программном и аппаратном обеспечении.

Фактически это робо-конструктор, который позволяет собрать собственного робота и написать для него первую программу.

Помимо этого, компания открыла «РОББО Клубы» — кружки робототехники и свободного программирования, где дети учатся создавать роботов «с нуля» при помощи технологий 3D-моделирования и 3D-печати, а также писать программы для управления ими.

С помощью ROBBO обучается 50 тыс.

детей в более чем 200 школах и 110 кружках в 16 странах мира: России, Финляндии, Таиланде, Великобритании, США, Испании, Вьетнаме, Китае, Казахстане, Белоруссии, Украине, Таджикистане, Израиле, Германии, Италии, а теперь и в Японии.

Недавно правительство города Фукуока пригласило ROBBO открыть ROBBO Japan после победы проекта в российско-японском конкурсе технологических проектов Fukuoka Startup Day и успешного тестирования продуктов компании в школах страны.

Против солнца: Big Data для предупреждения эко-катастроф

Студенты Новосибирского государственного технического университета НЭТИ разработали автономную беспроводную система сбора данных (WDAS) для автоматического мониторинга состояния почвы, воздуха, проверки исправности трубопроводов и линий электропередач.

Система состоит из комплекса датчиков, устройства сбора данных и базовой станции. Устройства в режиме реального времени принимают данные об экологической обстановке с различных типов датчиков и передают их на базовую станцию по протоколу LoRa.

А уже станция переправляет комплексный отчет по GPRS и/или GSM-каналу на сервер заказчика.

Таким образом, компоненты Big Data и сенсорики позволяют отслеживать критический уровень экологического загрязнения по параметрам, которые человеку не подсчитать самостоятельно.

Впрочем, от интересной разработки до ее успешного вывода на рынок — множество препятствий. Не зря одним из ключевых ограничений для инновационного развития России эксперты называют низкий уровень коммерциализации научных разработок. Но перспективы очевидны, Россия имеет все шансы отвоевать себе место в инновационном будущем планеты.

Источник: https://www.rbc.ru/trends/sharing/5de7ae4e9a79478976062b0e

Статья "Инновационная деятельность преподавателей в образовательном процессе в системе СПО" статья на тему

  • СТАТЬЯ «ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В СИСТЕМЕ СПО»
  • Пархоменко Ирина Сергеевна
  • ГБПОУ «Владикавказский торгово-экономический техникум»председатель цикловой комиссии компьютеризации, физики, математики, преподаватель информационных технологий в профессиональной деятельности
  • Аннотация
  • В статье рассматриваются направления инновационной деятельности преподавателей в системе СПО: инновации в целях обучения, инновации в содержании, инновации в методах и формах обучения, инновации в организации совместной деятельности преподавателя и обучающегося, инновации в методах оценивания.

Важнейшей составляющей современного образовательного процесса является инновационная деятельность педагога. Для выявления сущности данной педагогической категории обратимся к толкованию понятия «инновация». Всем известно, что «инновация» означает новшество, новизну, изменение. Инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Следовательно, применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности преподавателя и обучающегося.

В педагогике понятие «инновационная деятельность» трактуется как деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта с целью достижения более высоких результатов, получения нового знания, внедрения новой педагогической практики. Это творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования [1, с.124].

Рассмотрим более подробно инновационную деятельность преподавателей в современном образовательном процессе системы СПО.

Первым направлением инновационной деятельности является внесение изменений в цели обучения. Инновации в целях обучения согласно ФГОС СПО 3-его поколения – это формирование общих компетенций, включающих в себя различного рода способности, и профессиональных компетенций, соответствующих основным видам профессиональной деятельности.

Поэтому преподавателям необходимо сформулировать новые цели курсов преподаваемых дисциплин и междисциплинарных курсов.

Например, целью изучения курса информатики может являться формирование информационной компетентности; целью изучения информационных технологий – формирование профессиональной компетентности в области информационных технологий.

Читайте также:  Уровни методологии педагогики - студенческий портал

Инновационная цель образования заключается в создании благоприятных условий для творчества, реализации природной сути и социальных потребностей человека.

С целью реализации творческого потенциала и формирования общих и профессиональных компетенций личности преподаватели могут включать творческие задания на аудиторных занятиях, а также осуществлять внеурочную работу, проводя внеклассные мероприятия, кружки, предлагая и координируя участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях.

При этом мероприятия должны нести не только познавательный характер, позволять студентам показать свои знания по учебным дисциплинам, но и формировать, проявлять, развивать творческое профессиональное мышление.

Большое количество таких мероприятий международного и всероссийского уровня можно найти, например, на сайте Интернет-издания «ПРОФОБРАЗОВАНИЕ», на портале «РОСКОНКУРС.РФ».

Вторым направлением инновационной деятельности является внесение Инноваций в содержание. Инновации в целях обучения влекут за собой инновации в содержании. Поэтому необходима разработка учебного материала с учетом новейших достижений науки, техники и производства, междисциплинарных связей.

Обновление профессиональной информации и условий труда происходит непрерывно практических во всех областях: введение новых методик и технологий, изобретение и внедрение приборов, применение информационных технологий при выполнении должностных обязанностей и т.п.

А порой издание учебников с обновленной информацией допущенных Министерством образования РФ в качестве учебных пособий для студентов среднего профессионального образования запаздывает, поэтому следует не забывать дополнять материал занятий необходимыми новыми сведениями.

Например, по дисциплинам информационного блока требуется постоянно расширять круг изучаемых программ и более детально знакомить с актуальными на данный момент.

Разрабатывать методические указания по проведению практических занятий с использованием более новых версий прикладных программ, проектировать задания с междисциплинарным характером, или отражающие различные стороны профессиональной деятельности. Также следует проводить бинарные уроки с дисциплинами информационного блока и интегрированные мероприятия.

Третьем направлением инноваций является Инновации в методах и формах обучения.

 Согласно ФГОС СПО 3-его поколения при проведении занятий необходимо использовать активные и интерактивные методы и формы обучения, которые ориентированы на широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности студентов в процессе обучения.

Наиболее часто на своих занятиях преподаватели используют такие активные и интерактивные методы обучения, как проблемная лекция, самостоятельная работа с литературой, коллективная мыслительная деятельность, творческие задания, метод проектов, «Каждый учит каждого», а также обучение на основе использования информационных технологий.

Преимущества применения информационных технологий на занятиях в средних специальных учебных заведениях подтверждаются теми преподавателями, которые их активно используют на своих уроках [2]. Но существуют и проблемы использования информационных технологий в преподавании дисциплин и модулей. Анализ специальной литературы и методической деятельности преподавателей позволил выделить следующие:

  1. ·недостаточная информационная компетентность преподавателей (отсутствие навыков работы за компьютером; быстрое обновление информационных технологий; а порой нежелание стать активным участником процесса создания информационной образовательной среды);
  2. отсутствие готовых к использованию на занятиях материалов (не разработанность программного обеспечения или необходимость корректировки и переделывания «под себя»);
  3. трудоемкость разработки уроков с применением информационных технологий (сложность поиска и подготовки учебного материала, «нехватка» времени);
  4. разобщенность, отсутствие обмена опытом между преподавателями общеобразовательных и специальных дисциплин;
  5. недостаточная техническая база для проведения занятий.
  6. Перспективы для широкого использования информационных технологий в образовании связаны не только с имеющимися проверками вышестоящих органов, системы материального и морального поощрения, курсов повышения квалификации в области информационно-коммуникационных технологий, но и:
  7. наличием в каждом из учебников рекомендованных и допущенных к использованию в образовательном процессе дисков с компьютерной поддержкой уроков, которые позволят преподавателю использовать на уроках сертифицированные и адаптированные к процессу обучения программные средства;
  8. изменением должностной инструкции преподавателя, где следует указать о его профессиональной компетентности в области информационных технологий, а именно: преподаватель должен знать дидактические возможности использования ресурсов сети Интернет, уметь использовать средства информатизации, прикладные программные средства в учебном процессе;

кадровой политикой, обеспечивающей такие ставки, как заместитель директора по информационным технологиям, заведующий информационным центром (медиатекой), системный администратор. Без работы которых, невозможно эффективно использовать образовательные возможности информационных технологий, а также автоматизировать процесс управления образовательным учреждением в целом.

Четвертым направлением инноваций является Инновации в совместной деятельности преподавателя и студента.

 С внедрением в учебно-воспитательный процесс стандартов нового поколения преподаватель должен выполнять функции координатора, консультанта, советчика, воспитателя, а не основного источника информации для студентов.

Уделять должное внимание руководству проектной и исследовательской деятельности обучающихся, ставить перед ними задачи, решение которых будет способствовать поиску, обработке, преобразованию информации, что в свою очередь повлечет проявление и формирование активной жизненной и профессиональной позиции.

  • Пятый тип инновационной деятельности заключается в реализации инновационных методов оценивания образовательного результата, среди которых могут быть рейтинговая оценка [3], создание портфолио, оценивание студентами друг друга.
  • Оценивая компетентность, следует помнить, что учебные и контрольные задания должны содержать различные проблемные ситуации, при разрешении которых обучающиеся применяют полученные знания и умения, так как компетентность проявляется в тесной взаимосвязи знаний и действий.
  • По нашему мнению, объективное сочетание традиционных и инновационных видов контроля знаний позволяет управлять процессом обучения, стимулирует к регулярной подготовке студентов и тем самым приводит к повышению качества образования будущих специалистов.

В настоящий момент для допуска студента к государственной (итоговой) аттестации необходимо наличие его портфолио, которое позволяет оценить сформированность общих и профессиональных компетенций выпускника, качество его подготовки к будущей профессиональной деятельности. При этом портфолио не влияет на итоговую оценку, но в случае возникновения спорных ситуаций может быть использовано при её выставлении.

Шестой тип инновационной деятельности заключается в том, что Инновационная деятельность педагога не возможна без повышения его научно-методического мировоззрения, непрерывного развития творческого потенциала, а также обмена и распространения опыта.

Повышением квалификации преподаватели должны заниматься регулярно, проходя не только те курсы обучения, вебинары, которые предлагает администрация учебного заведения, но и подбирать самостоятельно, согласно профилю преподаваемых дисциплин и потребностей в совершенствовании своих профессиональных компетенций. Согласно ФГОС 3-го поколения, преподаватели специальных дисциплин должны иметь опыт деятельности на предприятиях соответствующей профессиональной направленности. В связи с этим все преподаватели специальных дисциплин обязаны проходить стажировку не реже одного раз в три года с целью совершенствования своего профессионального мастерства при изучении передового опыта. В результате стажировки преподаватели приобретают практический опыт в рамках преподаваемых профессиональных модулей, необходимый для качественной подготовки востребованных и конкурентоспособных специалистов на рынке труда.

Для раскрытия творческого, профессионального потенциала, адекватной оценки уровня своей компетенции, преподаватели всё чаще принимают участие в конференциях, конкурсах педагогического мастерства, мастер-классах, размещают свои материалы в сети Интернет.

По рассмотренным шести направлениям инновационной деятельности преподавателями достигнуты различные результаты. Где-то они выше, где-то ниже. Но непрерывная работа и творческое проявление педагогов обязательно благоприятно отразится на качестве обучения и конкурентоспособности выпускников средне специальных учебных заведений.

Библиографический список

  1. Сангаджиева З.И. О содержании понятия «Инновационная деятельность» в образовательном процессе // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2013. – № 1 (17). – С.123-127.
  2. Дмитриенко Т.В. Технологии, формирующие компетенции специалиста // Специалист. – 2010. № 2. – С. 16-17.
  3. Битер О.А. Электронное портфолио студента как показатель качества обученности // Методист. – 2010.- № 1. – С. 47 – 48.

Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2017/05/23/statya-innovatsionnaya-deyatelnost

Управление инновационными процессами на предприятии

Слово «инновация» переводится на русский язык как «новизна», «новшество», «нововведение». Значение данного понятия в менеджменте определяется как «новшество, освоенное в производстве и нашедшее своего потребителя». [1]

Наиболее полно содержание понятия «инновация» отражает следующее понятие, сформулированное В.Н.

Владимировым: «Инновация (нововведение) – это конечный результат творческой деятельности, получивший воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции либо нового или усовершенствованного технологического процесса, реализованных на рынке и используемых в практической деятельности для удовлетворения определённых запросов потребителей.»[3]

Исходя из данного понятия, инновация рассматривается как конечный результат, а значит она должна иметь определенное начало. Этим началом является некая новая идея, замысел, изобретение. Для того чтобы эта идея реализовалась в конкретной продукции ей необходимо пройти через множество этапов и действий. Цепочка таких взаимосвязанных этапов носит название инновационного процесса. [2]

Сущность инновационного процесса можно представить как целенаправленную последовательность действий по инициации инновации, разработке новых продуктов и операций и по их реализации на рынке.

Инновационный процесс включает в себя следующие элементы, инициация; реализация инновации; выпуск (производство) инновации; продвижение инновации; маркетинг инновации; оценка экономической эффективности инновации. Соединение этих элементов в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного процесса.

Читайте также:  Ф. Энгельс и его философия - кто такой и какие теории он продвигал?

Большинство авторов определяют инновационный процесс как прохождение следующих его стадий: фундаментальные исследования → поисковые научно-исследовательские работы (НИР) → прикладные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) → маркетинговые исследования → технология → производство → рыночная реализация. [5]

В общем виде инновационный процесс может быть представлен последовательностью перехода от идеи возможного нововведения до создания, продажи и диффузии этого нововведения. [10] Такая последовательность действия может осуществляться в три этапа (Таблица 1).

Таблица 1. – Содержание основных стадий инновационного процесса

Стадия Суть стадии инновационного процесса
Новация – новая идея, новое знание Результат законченных научных исследований (фундаментальных и прикладных), опытно конструкторских разработок, иные научно-технические достижения.
Новые идеи могут иметь форму открытий, рационализаторских предложений, понятий, методик, инструкций и т.д.
Нововведение (собственно инновация) Результат внедрения нового знания, его реализации в новой или усовершенствованной продукции, реализуемой на рынке, либо в новом или усовершенствованном технологическом процессе, используемом в практической деятельности
Диффузия нововведения Процесс распределения уже однажды освоенной, реализованной инновации, т.е. применение инновационных продуктов, услуг, технологий в новых местах и условиях.
Форма и скорость этого проекта зависят от структуры и мощности коммуникационных каналов, способности хозяйствующих субъектов быстро реагировать на нововведения.

Таким образом, термины «инновация» и «инновационный процесс» не идентичны, хотя и близки. Инновация является одним из компонентов инновационного процесса, а инновационный процесс в целом предполагает не только создание, но также освоение и распространение инноваций.[4]

При рассмотрении основных принципов управления инновационными процессами в экономических системах необходимо учитывать особенности самого инновационного процесса, общие принципы управления организацией и характерных черт участников инновационного процесса. Анализ данных характеристик позволяет определить ряд базовых принципов управления инновационными процессами. [6].

  • К основным принципам эффективного управления инновационным циклом относятся: самоорганизация; организация информационных потоков; цикличность; предвидение; лояльность; целостность; непрерывность; целенаправленность; научная обоснованность; ответственность; развитие; гармоничность; ресурсное обеспечение; последовательность; вариантность; преодоление сопротивления; наличие обратных связей и др. [7]
  • Следование данным принципам способствует успешной реализации инновационных процессов, увеличению интеллектуального капитала организации, развитию процесса генерирования новых знаний и интеллектуальной деятельности.
  • Быстрые изменения внешней среды оказывают значительное влияние на управление инновационным процессом и определяют высокие требования к образованию персонала и его личным качествам, наиболее значимыми из которых являются инициатива и предпринимательская способность.
  • Управление инновационным процессом должно обеспечивать выполнение следующих основных функций:
  • 1) познавательную (приращение общих знаний);
  • 2) информационную (их распространение);
  • 3) исследовательскую (целевое приобретение знаний в определенной области);
  • 4) преобразовательную (улучшение существующих и создание принципиально новых объектов и процессов);
  • 5) экономическую (сокращение затрат труда);
  • 6) мотивационную (стимулирование творчества);
  • 7) социально-потребительскую (обеспечение людей все более совершенными благами и услугами);
  • 8) ресурсо- и природосберегающую (создание технологий, обеспечивающих охрану окружающей среды и экономию естественных ресурсов). [9]

Инновационные процессы той или иной направленности осуществляются во всех сферах социальной и экономической деятельности государства в рамках предприятий и учреждений различных форм собственности. На предприятиях инновационные процессы должны охватывать научную, информационную, проектно-конструкторскую и производственную деятельность.

Нельзя также не учитывать при организации инновационных процессов экономико-управленческую и социально-культурную деятельность. [4]
Наиболее значимым для организации инновационного процесса является материально-техническая база научных и проектных разработок.

Рациональное построение и управление инновационными процессами зависит от оптимизации затрат на создание инноваций, сроков их реализации, а также рыночных возможностей.

Государственное регулирование представляет один из механизмов регулирования инновационных процессов в масштабах страны.

Политика правительства, законодательство могут в значительной степени активизировать инновационные процессы, стимулировать организации в различных сферах и отраслях деятельности инвестировать средства в разработку более эффективных инновационных технологий, могут инициировать поиск альтернативных ресурсов, разработку инновационных продуктов и т.д.[6]

Управление самым простейшим типом инновационного процесса, который представляет относительно обособленную последовательность действий с конечным результатом и набором традиционных способов в качестве средств реализации, сводится к распределению ресурсов для обеспечения данного процесса и созданию определенных стимулов к участию в этом процессе всех участников.

Действенным инструментом управления процессом внедрения инновации может служить контроль перехода от одной операции инновационного процесса к другой. С другой стороны, некоторые операции процесса внедрения инновации необходимо представить в виде обособленных элементов, вход в которые являются результаты предыдущих операций, а выход представляет продукция данной стадии.

Успешность внедрения инновации в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения по логической цепочке операций. Этого можно достичь путем согласования смежных подразделений при переходе от одной операции к другой. Не маловажно для этого и стимулирование организаций, ответственных за соответствующие операции.

Таким образом, эффективное управление инновационными процессами связано с объединением в процессе деятельности предприятий всех элементов системы наука — технология—производство—потребление, которое должно предусматривать создание разветвленной системы сбытового и сервисного обслуживания для стимулирования научных исследований и активизации изобретательской деятельности на основе подключения нового типа связей — обратных связей в инновационном процессе. [8]

Библиографический список:

  1. Инновационный менеджмент: Учебник./под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 313 стр.

  2. Ильдеменов С.В., Ильдеменов А.С., Воробьев В.П. Инновационный менеджмент – М., ИНФРА-М, 2002., 208 стр.

  3. Владимиров В. Н. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / В. Н. Владимиров; ВятГУ, СЭФ, каф. УП. — Киров: Изд-во ВятГУ, 2004. — 110 стр.

  4. Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие – Пенза: Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2003. 189 стр.

  5. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие, М.: ИНФРА-М, 2004

  6. СуринА. В. , Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 368 стр.

  7. Ассорина Г. Управление инновационными процессами в экономических системах: базовые принципы // «Проблемы теории и практики управления», 2009, №5

  8. Бекетов Н.В. Инновационная деятельность и инновационный процесс: сущность и основные этапы исследования в экономической литературе // «Экономический анализ: Теория и практика», 2008, №3 (108) февраль

  9. Веснин В. Р. Менеджмент: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 504 стр.

  10. Базилевич А.И. Инновационный менеджмент предприятия: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / А.И. Базилевич; под ред. В.Я. Горфинкеля. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 231 стр.

Источник: https://eee-region.ru/article/1901/

Научная инфраструктура

Научно-исследовательская и инновационная деятельность университета осуществляется в соответствии с Программой развития СКФУ по следующим ключевым направлениям: нанотехнологии и новые материалы; биомедицинские и фармацевтические технологии; биотехнологии пищевых производств и переработки сельскохозяйственной продукции; аэрокосмические и геоинформационные технологии; территориальное планирование; нейрокомпьютеры, параллельные и высокопроизводительные вычисления; комплексная безопасность инфраструктурных объектов и территорий; гостиничный и туристический сервис; конфликтология; кавказоведение, культура и традиции народов Северного Кавказа; этнодемографические процессы.

В университете успешно работают научные коллективы 27 научных школ.

Научные исследования ведутся коллективами ученых, преподавателей, аспирантов на 101 кафедре университета, из которых 10 базовых, созданных при научных и производственных организациях.

Современная научная инфраструктура университета включает в себя 27 научно-образовательных центров, 40 проблемных научно-исследовательских лабораторий, 19 малых инновационных предприятий группы компаний «СКФУ ИНКОМ».

В настоящее время университет располагает уникальным высокотехнологичным научным оборудованием, обеспечивающим выполнение фундаментальных и прикладных исследований на самом современном уровне. За 2013-2018 гг. для оснащения научных структурных подразделений и лабораторий кафедр приобретены приборы и оборудование на сумму 1 млрд 400 млн руб.

  • Основу научно-инновационной инфраструктуры СКФУ составляют:
  • Самостоятельные научные подразделения
  • Научные подразделения институтов
  • Гуманитарный институт 
  • Инженерный институт
  • Институт живых систем 
  • Институт информационных технологий и телекоммуникаций 
  • Институт математики и естественных наук 
  1. Ресурсный инновационный центр аэрокосмических технологий мониторинга природных процессов «Аэрокосмос-Эко» 
  2. Научно-образовательный центр эколого-географических исследований
  3. Научно-образовательный центр геофизики и астрофизики 
  4. Научно-образовательный центр народонаселения и территориального планирования
  5. Научно-образовательный центр «Математические модели и методы теоретико-числовых систем» 
  6. Учебно-научный центр «Вычислительная математика и параллельное программирование на Супер ЭВМ» 
  7. Научно-учебная лаборатория «Экоаналитическая лаборатория» 
  8. Проблемная научно-исследовательская лаборатория «Магнитные наноматериалы»
  9. Проблемная научно-исследовательская лаборатория кадастра и землеустройства
  10. Молодежный инновационный центр геоинформационных систем в управлении территорией и ведении кадастра «ТерраГИС» 
  11. Геологический музей
  12. Научно-исследовательская лаборатория новых органических материалов
  13. Научно-исследовательская лаборатория новых синтетических методов
  14. Научно-исследовательская лаборатория стереоселективного синтеза
  15. Научно-исследовательская лаборатория физических методов исследования
  1. Институт нефти и газа
  2. Институт образования и социальных наук
  3. Институт экономики и управления
  4. Юридический институт
  5. Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) СКФУ в г. Пятигорске

На нашем сайте используются cookie-файлы и другие аналогичные технологии. Если, прочитав это сообщение, вы остаётесь на нашем сайте, это означает, что вы не возражаете против использовании этих технологий.

Источник: http://www.ncfu.ru/science/nauchnaya-infrastruktura/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector