Коммуникативные навыки — студенческий портал

Упражнения на коммуникативные навыки — это основа большинства тренингов личностного роста. Чем грамотнее и профессиональнее вы общаетесь, тем большего успеха добьетесь в самых разных сферах жизни.

Коммуникативные навыки - Студенческий портал

Коммуникация — это та область, развиваться в которой можно бесконечно. И помочь в этом развитии могут эффективные упражнения.

В сети сейчас можно найти большое количество упражнений на коммуникативные навыки. Но многие из них слишком «заезжены» или малоинтересны. Для тех, кто ценит качество, эксперты профессионального портала TRENERSKAYA.RU сделали подборку из 6 ярких и качественных упражнений на развитие коммуникативных навыков, которые есть в свободном доступе.

Упражнение «Разговор начистоту»

  • Цель: Упражнение позволяет участникам объективно оценить свои коммуникативные навыки, получить масштабную обратную связь от группы, лучше узнать друг друга.
  • Время: 15–20 минут
  • Размер группы: 8–30 человек
  • Ход упражнения:

Скажите участникам тренинга: «Мы вместе уже довольно длительный срок, и это дало нам возможность узнать друг друга и проявить свои коммуникативные навыки.

Для человека, на мой взгляд, характерно любопытство: „А как меня воспринимают другие?“ Так как все мы участники тренинга и разбираем мы блок коммуникации, то и вопрос который мы обсудим: „Каков я в отношении с другими?“

  1. Этап № 1:
  2. На листе формата А4 каждый пишет свои положительные и отрицательные, качества, которые у него проявляются в коммуникациях.
  3. 3 минуты на выполнение.

Итак, перед каждым — его видение самого себя. Скажем так: коммуникативный автопортрет. Второй этап упражнения позволит сравнить собственное представление о себе с тем, как мы выглядим в глазах других.

Этап № 2:

Возьмите каждый, еще по одному чистому листу. Его вы прикрепите с помощью булавки на спине. Этот лист будут заполнять ваши товарищи.

  • Если вы хотите, чтобы вам писали только комплименты — рисуйте в углу листа солнышко.
  • Если хотите услышать критику — рисуйте молнию и тучу.
  • Если вам интересно узнать о себе и то, и другое — рисуйте вопросительные знаки.

Теперь попросите товарищей закрепить на спине чистые листы, а на груди листы самооценки.

Источник: http://trenerskaya.ru/article/view/uprazhneniya-na-kommunikativnye-navyki

Формирование коммуникативных умений у студентов в образовательном процессе

Рассматривается сущность проектной деятельности, как одного из способов стимулирования личностного роста и социального становления человека. Анализируется принцип и условия организации проектной деятельности при работе со студентами.

Ключевые слова: проектная деятельность, субъектность, коммуникативные умения.

Инновационные процессы в образовании, включая создание педагогических теорий, образовательных стандартов и нормативных документов, программ модернизации, не будут эффективными, если с решением всех проблем не рассматривать и решать проблемы личности, ее самоопределения, ценностных ориентиров, смыслов.

И хотя в настоящее время российская система образования характеризуется ориентацией на личность, субъектность, субъективность, по-настоящему уклон на личностные стороны развития субъекта образования, не является специальным предметом рассмотрения.

ФГОС и стандарты выступают первостепенным показателем всего образовательного процесса.

Но, несмотря на это работа в данном направлении ведется. Усиление личностного потенциала образования рассматривается на современном этапе как одно из базовых направлений в системе образования.

Одно из основных современных назначений образования — помочь каждой личности найти себя в этом мире и научиться с этим миром безопасно и эффективно взаимодействовать.

Для решения названной проблемы обучающемуся необходимо приобрести знания, освоить определенные способы действий, стили поведения, обеспечивающие более глубокое развитие тех способностей и задатков, которые заложены у учащихся самой природой [3, с. 25]. В связи с этим, мы считаем необходимым формирование коммуникативных умений и на уроках математики.

Так как любой предмет не только дает определенные знания студенту, но и развивает его как личность, затрагивает его субъектность. Среди современных методов обучения развитию коммуникативных умений и навыков в наибольшей степени способствует проектная деятельность. В процессе работы над проектами формируются следующие умения и навыки:

—       сотрудничества (умения коллективного планирования, взаимодействия с другими членами группы, взаимопомощи, умение находить и исправлять ошибки в работе других);

—       коммуникации (организация и взаимодействие со взрослыми: формулировка вопросов, ведение диалога, участие в дискуссии, отстаивание своей точки зрения или поиск компромисса);

—       презентации (навык выступления, монолога, умение уверенно держать себя, отвечать на неожиданные вопросы без дополнительной подготовки и т. п.) [5, с. 14].

Наконец, немаловажно то, что в процессе подобной деятельности у обучающихся появляется чувство коллективизма, переживание общей радости.

Ведь для учащихся особенно важна эмоциональная привлекательность умений, они с удовольствием применяют в дальнейшем те действия и приемы учебной деятельности, которые вызывали у них радостные переживания, эмоционально положительно окрасили учебный процесс [1, с. 36].

Выполнение проекта предполагает наличие у автора определенных первоначальных знаний, умений и навыков.

Например, не имея предметных знаний по теме проекта, он должен иметь доступ к источнику этих знаний; не имея навыка работы в библиотеке или пользования Интернетом, он должен не только получить помощь в этой части своей работы, но и научиться делать это самостоятельно, и так далее [2, с. 41].

Учебный проект с точки зрения учащегося — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя — это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

В этом заключается смысл работы над проектом: знания, умения и навыки, приобретаемые осознанно в ходе работы над личностно значимой проблемой, быстро присваиваются и закрепляются студентом, превращаются в его активный запас академических знаний и практического опыта и в дальнейшем легко переносятся на другие виды работы [3, с. 28].

  • Главные цели введения метода проектов:
  • —       показать умения отдельного ученика или группы обучающихся использовать приобретенный на уроках исследовательский опыт;
  • —       реализовать свой интерес к предмету; приумножить знания и донести приобретенные знания своим одноклассникам;
  • —       продемонстрировать уровень обученности; совершенствовать свое умение участвовать в коллективных формах общения;
  • —       подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.
  • Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

1)                 Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов. Желательно чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно.

  1. 2)                 Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.
  2. 3)                 Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его подготовки.
  3. В зависимости от поставленной цели, задач и способов выполнения, проекты делятся на несколько типов:

Практико-ориентированный проект. Цель проекта — решение практических задач, поставленных заказчиком проекта.

Проектным продуктом могут стать учебные пособия, макеты и модели, инструкции, памятки, рекомендации и т. п.

Такой продукт имеет реальные потребительские свойства — он способен удовлетворить насущную потребность конкретного заказчика, класса, школы и др.

Исследовательский проект. Цель проекта — доказательство или опровержение какой-либо гипотезы.

Проект выполняется по аналогии с научным исследованием: обязательное обоснование актуальности исследуемой проблемы, выдвижение гипотезы, осуществление эксперимента, проверка различных версий, анализ, обобщение и обнародование результатов. Проектным продуктом в данном случае является результат исследования, оформленный установленным способом.

Информационный проект. Цель проекта — сбор информации о каком-либо объекте или явлении для предоставления ее заказчику для дальнейшего использования по его усмотрению.

Проектным продуктом могут стать оформленные оговоренным с заказчиком способом статистические данные, результаты опросов общественного мнения, обобщение высказываний различных авторов по какому-либо вопросу и пр.

Результаты информационных проектов могут использоваться в качестве дидактического материала к урокам, могут быть опубликованы в школьной газете или выложены в Интернете.

Творческий проект. Цель проекта — привлечение интереса публики к проблеме проекта. Данный проект характеризуется свободным творческим подходом к трактовке проблемы, к ходу работы и к презентации результатов. Результатом проекта, проектным продуктом могут стать произведения литературы, изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы.

Игровой или ролевой проект. Цель — представление публике опыта участия в решении проблемы проекта. Проектным продуктом, как правило, является мероприятие (игра, состязание, викторина, экскурсия и тому подобное). При этом автор проекта выступает в какой-либо роли (организатор действия, ведущий, режиссер-постановщик, судья, литературный персонаж) [4, с. 43].

Заранее планируя, какой будет доминирующая деятельность, учитель может направленно воздействовать на самостоятельное, активное приобретение учащимся знаний, на формирование необходимых для него умений и навыков [5, с. 36].

  • Говоря о проектной деятельности учащихся, нельзя не остановиться на такой форме работы как, организация научного общества учащихся.
  • Научное общество учащихся (НОУ) является самостоятельным формированием, которое объединяет учащихся, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний как по отдельным предметам, так и в области современных научных знаний.
  • Думаю, привлекать детей к работе в НОУ нужно раньше, с 5 или 6 класса, чтобы уже в таком перспективном возрасте, когда глаза еще распахнуты, силен интерес ко всему, начинать реализовывать следующие цели:
  • —       расширение кругозора учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки (обязательным считаю возвращение к историческим именам);
  • —       выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;

—       активное включение учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития.

Появление компетентностного образования — это ответ на вызовы общества, его главная идея — это обеспечение органичной связи образовательного учреждения с жизнью, обучение учащихся еще в стенах школы способности «эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов» (В. А. Болотов, В. В. Сериков), решать жизненно-ориентированные проблемы. Именно этому будут учить учителя 21 века учеников 21 века. Наша задача не предвидеть будущее, а творить его уже сегодня, ведь будущее всегда заложено в настоящем!

Литература:

1.      Епишева О. Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. — М.: Просвещение, 2009.

2.      О развитии ключевых компетенций у учащихся при решении задач // Математика в школе. — 2010. — № 5. — С. 28–32.

3.      О федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Росс. Академии образования (Под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова // Педагогика. — 2010. — № 10.

4.      Громыко Н. В. «Метапредмет «Знание».- М., 2010.- 540 с.

5.      Гузова Л П. Развитие профессиональной культуры учителя — фактор успешной работы /Л. П. Гузова //Методист. — 2011. — № 2. — С. 34–37.

Основные термины (генерируются автоматически): проектный продукт, умение, знание, проектная деятельность, проект, научное общество учащихся, работа, навык, учащийся, учебный проект.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5229/

Использование социальных сетей в Интернете как средство развития межкультурной коммуникативной компетентности студентов-лингвистов

Вхождение России в мировое образовательное и информационное сообщество обусловливает новые требования к качеству образования и квалификации специ­алистов. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

в качестве основной цели профессионального образования ставит подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурен??оспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональ­ной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования [4].

C 2003 г.

в Омском государственном педагогическом университете в рамках направления 620100 «Лингвистика и межкультурная коммуникация» открыта новая специальность 022600 «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур», готовящая выпускников для осуществления профессиональной деятельности в сфере лингвистического образования и межкультурной коммуникации. Согласно требованиям к профессиональной подготовленности специалиста этого направления, предъявляемым стандартом [1], выпускник должен практически владеть системой изучаемых иностранных языков и принципами ее функционирования применительно к различным сферам речевой коммуникации, понимать особенности межличностной и массовой коммуникации, речевого воздействия, что относится, согласно И.А. Зимней и А.В. Хуторскому, к ключевым (т.е. относящимся к общему (метапредметному) содержанию образования) компетенциям — коммуникативным [2; 7].

Под компетенцией мы понимаем отчужденное, заранее заданное социальное требование (норму) к образовательной подготовке ученика (студента), необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере.

Ком­петенцию следует отличать от компетентности — совокупности личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере [7].

Читайте также:  Вексель и вексельное обращение - классификация и ценность бумаг

Профессиональная компетентность лингвиста — это способность специалиста решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [3. С. 8].

В свою очередь, государственный стандарт выдвигает следующее требование к выпускнику: он должен быть готов к осуществлению профессиональной деятельности в области образования и межкультурной коммуникации.

Таким образом, профессиональная компетентность включает в себя межкультурную, коммуникативную и другие виды компетентностей.

Межкультурная компетентность — это основанная на знаниях, умениях и опыте межкультурного общения способность, позволяющая осуществлять межкультурную коммуникацию в стиле сотрудничества, соответственно с уровнем своих ценностей, включающая также индивидуальные личностные характеристики — открытость, толерантность, эмпатию, взаимопонимание, гибкость мышления и общепланетарный его характер.

Коммуникативная компетентность — умение ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнеров, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.

В коммуникативную компетентность, соответственно, входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения, поведения, что, в свою очередь, предполагает усвоение этнопсихологических и социально-психологических эталонов, стандартов, стереотипов поведения, овладение «техникой» общения (правилами вежливости и другими нор­мами поведения).

Межкультурный аспект коммуникативной компетентности предполагает наличие знаний о способах представления ценностных ориентаций в разных культурах, знаний о межкультурных различиях, психологии межкультурного взаимодействия, знаний феномена барьеров межкультурного общения и способов их предотвращения, умений построить собственное поведение в соответствии с нор­мами культуры изучаемого языка в ситуациях межкультурного общения, умений предотвращения межкультурных конфликтов и проявлений ксенофобии и этноцентризма, умений соблюдать педагогический такт, умений плодотворного межкультурного взаимодействия в профессиональной деятельности [5].

И.Л. Плужник отдельно выделяет межкультурные коммуникативные компетенции (МКК), представляющие собой функциональные умения понимать взгляды и мнения представителей другой культуры, корректировать свое поведение, преодолевать конфликты в процессе коммуникации, признавать право на существование различных ценностей, норм поведения.

Они создают основу для профессиональной мобильности, подготовки к быстро меняющимся условиям жизни, при­общают специалиста к стандартам мировых достижений, увеличивают возможно­сти профессиональной самореализации на основе коммуникативности и толерант­ности [6].

В свете вышесказанного развитие МКК студентов-лингвистов представ­ляется особенно важным для овладения ими профессиональной компетентности.

Выделяется несколько уровней развития компонентов МКК студентов-линг­вистов: низкий, средний и высокий уровень развития мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностно-поведенческого, аффективного и рефлексивного ком­понентов.

Опыт межкультурной деятельности и общения между студентами, представляющими разные культуры, в ходе которого воспитываются личностные качества, приобретаются знания и развиваются умения, является основой формирования МКК.

Следовательно, для успешного формирования МКК необходимо организовать общение и совместную деятельность российских и иностранных студентов по взаимному изучению культур, представителями которых они являются. Такая деятельность может быть реализована в ходе выполнения международного проекта и реализации проектного метода обучения [4].

Наиболее доступный способ дистанционного общения между учащимися различных стран осуществляется с помощью средств телекоммуникации, а именно глобальной сети Интернет.

Исследователи проектного метода заостряют свое внимание на эффективности применения метода проектов при формировании МКК [4].

Под учебным телекоммуникационным проектом (УТП) мы понимаем совместную учебно-позна­вательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащих­ся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленную на достижение совместного результата [4. С. 204].

При развитии МКК студентов телекоммуникационные технологии позволяют формировать деятельностную основу обучения, с их помощью образуется среда межкультурного общения и межкультурного обучения (это «место встречи» многих культур, смыслов, ценностей), телекоммуникации непосредственно реализуют принцип диалога культур, задают социокультурный контекст и контекст буду­щей профессиональной деятельности, позволяют создать ситуации успеха, об­разуют межкультурное пространство, в котором развиваются эмоции, чувства, личностные качества. Межкультурная деятельность в сети Интернет ведет к актуализации субъектного опыта, позволяет пересматривать стереотипы, отказываться от предрассудков. Телекоммуникационные технологии ориентированы на ситуации аутентичного межкультурного общения, т.е. на ситуации реального соци­ального взаимодействия с представителями других стран [5].

В настоящее время все большее распространение в сети получают социальные сети, в социологии — социальные структуры, состоящие из группы узлов, которыми являются социальные объекты. Социальные сети направлены на построение в Интернете сообществ людей со схожими интересами или деятельностью. Связь осуществляется посредством сервиса внутренней почты или мгновенного обмена сообщениями.

Источник: http://cis.rudn.ru/doc/1458

Коммуникативные компетенции: как научиться эффективному общению?

Вы когда-нибудь задумывались о том, как можно научиться общаться более уверенно с другими людьми? Или преодолеть страх публичных выступлений? Вам бывает сложно редактировать тексты? Или подобрать нужные слова? В этой статье психолог CogniFit («КогниФит») Айноа Арранз Альдана расскажет вам о том, что такое коммуникативные компетенции, на какие типы они делятся и как применяются на практике. Более того, здесь вы найдёте полезные советы, которые помогут вам оценить и улучшить эти способности.

Коммуникативные компетенции

Коммуникативные компетенции: определение и предназначение

Коммуникативные компетенции можно определить как совокупность навыков, которые позволяют человеку выбирать уместные модели речевого поведения в зависимости от ситуации общения. По словам Д.

Хаймса, учёного, который ввёл в употребление этот концепт, суть коммуникативных компетенций состоит в том, чтобы знать «когда следует говорить и когда – молчать, о чём следует говорить, с кем, когда, где, в какой форме».

Мы постоянно взаимодействуем с другими людьми, и не можем отказаться от речевого общения. Следовательно, освоение этих навыков имеет основополагающее значение для нашего личностного и социального развития. Мы используем их в момент говорения, слушания, чтения и письма.

У вас или вашего ребёнка есть проблемы с чтением? Пропуск букв, проблемы с прочтением похожих слов? Проверьте себя и своих близких на риск наличия дислексии с помощью нейропсихологического теста CogniFit на дислексию!

В последнее время нам стало трудно оторваться от экранов компьютеров и мобильных устройств. Способы коммуникации меняются в бешеном ритме, и мы должны к нему адаптироваться. Тем не менее, вне зависимости от канала передачи информации, мы должны уметь использовать наши коммуникативные компетенции в любой среде.

Все мы знаем, что недопонимание может привести к негативным последствиям. Мы также знаем или можем представить себе неприятное ощущение, вызванное тем, что никто не обращает внимание на нас, когда мы что-то говорим.

Это неизбежно, что иногда наше сообщение не представляет интереса для слушателей, или возникают ошибки в процессе коммуникации. Однако, в этой статье мы поделимся с вами некоторыми рекомендациями, которые помогут вам свести эти ситуации к минимуму.

Узнайте, как улучшить свои коммуникативные способности!

Коммуникативные компетенции: их применение

Мы не можем перестать общаться с другими людьми, даже если мы попытаемся. Даже всего один жест уже выдаёт нас. На самом деле, даже когда мы остаёмся одни, мы говорим сами с собой. Находить подходящие слова и последовательно формулировать мысли важно во всех сферах жизни. Рассмотрим три наиболее важные их них.

1- Коммуникативные компетенции в рабочей среде

Не всегда получает заслуженное тот, кто работал больше или лучше. Иногда важнее умение продавать идеи и использовать силу убеждения. Коммуникативные компетенции позволяют нам развивать наши техники влияния и лучше воздействовать на публику.

На профессиональном уровне необходимо уметь адекватно взаимодействовать с коллегами, принимать правильные решения даже в стрессовых ситуациях и преодолевать трудности различного характера. Это одна из причин того, почему коммуникативные компетенции с каждым разом всё больше ценятся в резюме.

Они имеют почти такое же значение, как знание иностранных языков или навыки использования компьютерных программ. Кандидат с развитыми коммуникативными способностями превосходит других сразу в нескольких областях и является наиболее успешным на собеседовании.

2- Коммуникативные компетенции в сфере образования

Мы можем развивать эти способности с детства. На самом деле, идеальным вариантом является естественное развитие этих навыков и оптимальная адаптация к окружающей среде. Умение общаться улучшает наши социальные отношения и качество жизни. Это помогает нам чувствовать себя более компетентными и уверенными.

Важно уделить внимание развитию этих навыков в процессе преподавания.

Если мы попытаемся научить детей устанавливать контакт и общаться друг с другом без проблем, из них вырастут самостоятельные, способные решать проблемы и довольные собой взрослые.

Кроме того, мы сможем улучшить взаимодействие с детьми, если они научатся лучше понимать, что мы говорим, усваивать полученную информацию и ясно выражать свои мысли.

При обучении коммуникативным компетенциям мы сами должны быть хорошими коммуникаторами. Невозможно эффективно передать эти знания, не являясь подхоящим образцом для подражания.

3- Коммуникативные компетенции в повседневной жизни

Мы используем эти навыки, чтобы в уважительной форме попросить соседа помыть за собой посуду, сообщить другу плохую новость или послать открытку родственникам. Социальные взаимодействия, от самых маленьких до самых сложных, требуют от нас умения выражать свои мысли. Успешные коммуникации экономят наше время, усилия и делают жизнь более приятной.

Коммуникативные компетенции в повседневной жизни

10 характеристик людей с хорошими коммуникативными компетенциями

1- Они наблюдательны

Согласно теории разума, мы способны делать выводы о психическом состоянии других людей. Хорошие коммуникаторы умеют предвидеть и распознавать реакцию других людей, модифицируя свою речь, чтобы добиться поставленных целей.

2- Умеют интерпретировать контекст

Люди с развитыми коммуникативными компетенциями проявляют любопытство к окружающему миру и адаптируются к индивидуальным, социальным и культурным различиям. Представьте себе, что вы приезжаете в азиатскую страну, и вдруг замечаете, что её жители чувствуют себя неудобно, разговаривая с вами. Вероятно, это связано с тем, что в этой стране не принято смотреть собеседнику прямо в глаза.

Нет необходимости ехать так далеко для оценки ситуации. Это имеет важное значение в любой области. Необходимо принимать во внимание каноны окружающей среды для поддержания эффективной коммуникации.

3- Имеют высокую личную эффективность

Они воспринимают препятствие как вызов. Вера в собственные силы помогает нам сосредоточиться на том, что мы хотим сказать, не отвлекаясь на моменты неуверенности. Это вполне естественно, что у нас возникают некоторые сомнения (это необходимо для избежания ошибок), но наше восприятие играет важную роль в развитии коммуникативных компетенций.

4- Они уважают других

Человек с развитыми навыками общения способен разговаривать с людьми, с которыми он не согласен, и выражать свою точку зрения, не выходя за рамки приличий.

Это бывает непросто, когда речь идёт, например, о политике или футболе.

Сколько раз мы видели, как люди теряют над собой контроль по пустякам? Хорошие коммуникаторы способны принять точку зрения другого человека и вежливо привести свои аргументы.

5- Обладают эмоциональным интеллектом

Они беспокоятся о том, что чувствует собеседник. Они умеют быть настойчивыми и понять переживания другого человека. Они знают, какие вопросы следует адресовать аудитории, как найти к ней подход и о чем лучше промолчать.

6- Они организованы

Способны привести свои мысли в порядок прежде, чем их озвучить. Они привыкли думать перед тем, как что-то сказать, и не боятся признать, что они чего-то не знают. Как устная, так и письменная речь требует от нас чёткой организации мыслей. Таким образом, мы помогаем собеседнику следовать за ходом разговора и делаем нашу речь более убедительной.

Читайте также:  Тесты по педагогике - студенческий портал

7- Они креативны

Они используют различные ресурсы, чтобы привлечь внимание своей целевой аудитории. Они рассказывают истории, чтобы создать эмоциональную связь со слушателем, создают подходящие метафоры, находят остроумные и запоминающиеся примеры и т.д. Они проявляют гибкость и знают, что лучше подходит для каждого случая.

8- Учатся у профессионалов

Они концентрируют внимание, и это далеко не всегда происходит осознанно, на коммуникативных компетенциях других. Они быстро учатся и совершенствуют свои методы. Если у вас это не происходит автоматически, попробуйте применять эту технику в качестве упражнения.

9- Они не боятся делать ошибки

Невозможно всегда иметь всё под контролем, вне зависимости от степени развития коммуникативных компетенций. Отличные коммуникаторы не являются таковыми от природы. Они становятся успешными, потому что учатся на своих ошибках, не останавливаются перед трудностями и воспринимают их с юмором. Неудачи – это неотъемлемая часть процесса коммуникации.

10- Практика, практика и еще раз практика

Это правда, что есть люди, которые, кажется, имеют сверхъестественную способность к общению. Тем не менее, этот потенциал будет потрачен впустую, если не тренировать коммуникативные навыки. Немного упражнений никогда не помешает.

А вы хороший коммуникатор?

Типы коммуникативных компетенций

1- Грамматическая или лингвистическая компетенция

Это собственно владение языком. Включает в себя интеграцию формы и значения языка, поддерживая их двустороннюю связь. Имеет следующие уровни: фонологический (интонация, ритм и т.д.

), лексико-семантический (словарный запас) и грамматический (структура слов, способы их сочетаемости и т.д.).

Этот тип компетенции является основой общения, без него мы бы не смогли понять ни друг друга, ни самих себя.

2- Социолингвистическая компетенция

Соответствие языка существующему контекстному фону. Наш язык неотделим от времени, в котором он используется.

Для того, чтобы правильно использовать этот тип компетенции, необходимо умение понимать различные выражения в зависимости от ситуации, в которой мы находимся.

Например, мы можем определить разницу, когда в паре один называет другого «глупый» в переносном смысле, выражая любовь и нежность, и когда один человек, критикуя другого, говорит это слово в прямом смысле.

3- Дискурсивная компетенция

Включает в себя навыки, связанные с интерпретацией сообщений и передачей множества типов коммуникаций в различных обстоятельствах. Содержание повествования должно быть целостным и связным. Мы применяем этот тип компетенции на практике, когда (в устной или письменной форме) рассказываем друзьям, как провели выходные, придавая сообщению упорядоченную и логическую структуру.

4- Стратегическая компетенция

Помогает нам выстраивать эффективные коммуникации и исправлять ошибки, не нарушая ход разговора.

Включает различные тактики, позволяющие избежать долгие паузы в разговоре и неудачную интерпретацию сказанного. Также включает в себя невербальный язык (жесты, поза, мимика).

Например, благодаря этому типу компетенции мы способы плавно изменить ход разговора, если мы видим, что вдруг затронули неудобную тему.

10 полезных советов для улучшения коммуникативных компетенций

1- Проанализируйте себя

Понаблюдайте за своим окружением и найдите тех, кто умеет передавать свои мысли особенным образом. Постарайтесь понять, как они это делают.

И тогда вы поймете, что вы сами делаете хорошо, а что можно улучшить. Со временем вы будете замечать это автоматически. Результаты не заставят себя долго ждать.

И не старайтесь быть перфекционистом, слишком строгая оценка может вызвать обратный эффект.

2- Не усложняйте

Зачастую «меньше значит больше». И в данном случае, это не является исключением. Не тратьте время, стараясь выучить высокопарные выражения или заумные термины. Они мешают процессу общения и не всегда дают позитивный эффект. Это не значит, что пришло время остановить расширение словарного запаса. Просто следует знать, когда использовать нужное слово, и делать это естественно.

3- Будьте собой

Знакомо ли вам ощущение, что ваш собеседник будто играет некую роль, разговаривая с вами? Иногда мы пытаемся казаться теми, кем не являемся на самом деле. Это ещё не значит, что мы лжем. Иногда это лишь способ адаптации.

Представьте себе человека на первом свидании. Скорее всего, он будет чувствовать себя неуверенно и искать одобрения своего спутника.

Вполне вероятно, что он попытается показать все свои знания или характерные черты, которые могут помочь ему расположить к себе собеседника. Но несмотря на хорошие намерения, подчас это выглядит вынужденным и неубедительным.

Крайне важно, верить в самого себя и чувствовать себя комфортно, чтобы общаться без проблем.

4- Будьте приятным собеседником

Это может показаться очевидным. Тем не менее, иногда в спешке или под влиянием стресса и плохого настроения мы забываем улыбаться. Нам также трудно говорить, излучая позитив.

Не все обстоятельства позволяют нам поддерживать радостный настрой, но мы всегда можем постараться быть более внимательными и отзывчивыми. Развивайте свои социальные навыки.

И вы заметите, что такая модель поведения улучшает отношение к вам других людей и, следовательно, качество вашей жизни.

5- Адаптируйтесь к собеседнику

Каждый человек на протяжении многих лет по-своему строил свою реальность. Но это вовсе не означает, что каждый из нас живёт на своей планете. На самом деле, мы можем отличаться на социокультурном уровне, придерживаться различных точек зрения по ряду вопросов или иметь другое мысленное представление для конкретного слова. И это может привести к недоразумениям.

Во многих случаях, эти ошибки можно избежать, если мы пытаемся наблюдать за реакцией наших слушателей и действовать соответствующим образом. Если вы видите, что вас не понимают, найдите поясняющие примеры или свяжите ваши слова с миром собеседника. С другой стороны, не оставайтесь со своими сомнениями и задавайте вопросы, чтобы убедиться, что ваше общение является эффективным.

6- Попробуйте техники релаксации

Ожидание важной оценки, требовательная публика или люди, которые заставляют нас нервничать, могут негативно повлиять на наши коммуникативные компетенции. Вполне естественно, что мы испытываем беспокойство в этих обстоятельствах.

Тем не менее, есть способы, которые помогают сохранить спокойствие в стрессовых ситуациях. Например, вы можете начать считать про себя, пока не почувствуете себя лучше.

Это может показаться нелепым, но это помогает переключить внимание и сосредоточиться на чём-то другом, чтобы дистанцироваться от существующей проблемы.

7- Ищите вдохновение

В наши дни можно найти множество статей и книг, которые рассказывают о том, как улучшить коммуникативные компетенции. Вы можете изучить такие темы, как язык тела, сторителлинг (от англ.

Storytelling) или техники нейролингвистического программирования (НЛП). Найдите в интернете выступления экспертов в любой области, которая вас интересует, и посмотрите, как они ведут себя.

С другой стороны, литература может быть еще одним источником вдохновения, помимо того, что чтение – само по себе приятное занятие.

8- Помните о силе изображений

Если вам нужно подготовить презентацию или позволяет ситуация, используйте визуальные ресурсы. Найдите фотографии, иллюстрации и инфографики, которые помогают вам передать идеи. Вы можете взять за основу исследования по психологии цвета, чтобы создать более близкую эмоциональную связь с аудиторией. Так вы сможете придать дополнительный эффект своим словам, и зрители вас лучше запомнят.

9- Получайте удовольствие от общения

Коммуникация является не только средством общения и достижения целей, вы также можете получать от нее удовольствие. Она всегда сопровождает нас в лучших моментах жизни.

Не каждый любит писать рассказы или обсуждать деликатные темы перед сотнями людей. Тем не менее, мы используем наши коммуникативные компетенции в такие моменты, когда хотим пошутить или поддержать и обнять близкого человека.

Улучшая навыки общения, вы сможете получить наибольшее удовлетворения даже от этих ситуаций.

Между прочим, этот процесс будет более приятным, если мы на время откажемся от многозадачности. Это не только может вызвать раздражение собеседника, но и отвлекает наше внимание, мешая прочувствовать всю ценность данного разговора.

10- Научитесь слушать

Практикуйте активное слушание, проявляйте заинтересованность в разговоре и продемонстрируйте собеседнику, что вы его понимаете. Уметь слушать – это так же важно, как и обладать грамматически безупречной речью или иметь большой словарный запас. Таким образом, вы не перестанете учиться новому и обогащать межличностные отношения.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59b8f61648c85eb43c0062f6/5a8321fe8139ba2bcf8a0e51

Мастер-класс "Развитие личности студентов в процессе совершенствования коммуникативных навыков" статья

ВЫСЕЛКОВСКИЙ  ФИЛИАЛ  ГОСУДАРСТВЕННОГО  БЮДЖЕТНОГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ  «КРОПОТКИНСКИЙ  МЕДИЦИНСКИЙ  КОЛЛЕДЖ»                                             МИНИСТЕРСТВА  ЗДАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО  КРАЯ

Специальность 34.02.01 Сестринское дело

Сообщение

  «Развитие личности студентов                                                                                         в процессе совершенствования коммуникативных навыков»                               (из опыта работы)

                            Сообщение подготовила                                                                 преподаватель русского языка                                                                                                    и литературы                                                                                                                    Стрельцова В.И.

  • Выселки
  • 2019 г.
  • СОДЕРЖАНИЕ
  • ВВЕДЕНИЕ                                                                                                     3
  • ГЛАВА I. Развитие личности студентов                                                                                         в процессе совершенствования коммуникативных навыков                     4
Читайте также:  Формирование территории России -

1.1. Формирование коммуникативной компетенции                                  4

1.2. Система работы                                                                                       5

1.3. Отбор теоретического материала                                                          6

1.4. Межпредметные связи                                                                            6

1.5. Развитие познавательного интереса                                                      7

1.6. Организация самостоятельной работы                                                  8

1.7. Нетрадиционные формы уроков                                                            8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                              10

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность проблемы: В соответствии с концепцией модернизации российского образования вопросы коммуникативного обучения русскому языку приобретают особое значение, т.к. коммуникативная компетенция выступает как интегративная, ориентированная на достижение практического результата в овладении русским языком, а также на образование, воспитание и развитие личности обучающегося.

  1. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использовании новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции студентов, совершенствования их языковой подготовки, поэтому приоритетную значимость приобрело изучение русского языка как средства общения и обобщения духовного наследия . Формирование и совершенствование  коммуникативной компетентности в совокупности всех ее составляющих:
  2. речевой компетенции — совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме);
  3. языковой компетенции — систематизации ранее изученного материала;
  4. развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных
  5. целях;
  6. социокультурной компетенции — увеличения объема знаний о социокультурной специфике русскоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны;
  7. компенсаторной компетенции — дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче языковой информации;
  8. учебно-познавательной компетенции — развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению русским языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знаний.
  9. ГЛАВА I. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ                                                       В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ                              КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ
  10. Главной целью моей педагогической деятельности является создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития лингвистических способностей каждого студента, формирование и развитие коммуникативной компетенции.
  11. При организации занятий у обучающихся колледжа формирую следующие общеучебные умения и универсальные учебные действия:

-приемы работы с текстом, опираясь на умения, приобретенные на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т.п.);

— общеречевые коммуникативные умения, например, начинать и завершать разговор, используя речевые клише;

-поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая; умения самоконтроля, самооценки; умения самостоятельно выполнять задания с использованием компьютера.

1.1. Формирование коммуникативной компетенции

Коммуникативная компетентность обучающихся целенаправленно формируется на уроках и во внеурочное время (внеаудиторных мероприятиях) через разнообразные формы, методы и приемы работы.

В своей работе я опираюсь на интегрированный подход к обучению русскому языку и литературе, особенно в области развития культуры речи, т.е. развитие таких компетенций, как коммуникативно-стратегическая, дискурсивная, социокультурная и др.

Опыт по формированию и развитию коммуникативных навыков обучающихся применяю на занятиях и во внеурочной работе.

Для успешной реализации опыта необходимы:

1. Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью к решению профессиональных задач.

2. Социальная активность и креативность.

3. Занятия по самообразованию и самовоспитанию.

4. Иметь в наличии учебно-методическую базу (методическую и справочную литературу, дидактический материал).

5. Предметная компетенция в сфере предстоящей медицинской деятельности.

6. Профессиональная самореализация.

7. Иметь в наличии аудио- и видеоматериалы, мультимедийные диски.

1.2. Система работы

  • Мною создана эффективная, организационная, методическая система формирования и развития коммуникативных навыков обучающихся, способствующая развитию личности студентов в процессе совершенствования их коммуникативных навыков.
  • Элементы системы:
  • 1) отбор дополнительного теоретического материала;
  • 2) расширение полученных знаний через использование межпредметных связей;
  • 3) использование регионального компонента;
  • 4) направленность приемов, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса на активизацию познавательной и практической деятельности обучающихся;
  • 5) внеаудиторная работа как средство активизации познавательного интереса студентов.

1.3. Отбор теоретического материала

Современные принципы коммуникативного обучения русскому языку требуют учета соответствующих дидактических принципов «доступности», «возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся», «последовательности и систематичности в обучении».

В своей работе руководствуюсь следующими положениями, характерными для коммуникативного обучения общению: о коммуникативной направленности обучения всем видам речевой деятельности и средствам языка, о стимулировании речемыслительной активности обучающихся, об индивидуализации обучения, о новизне и информативности учебного процесса.

Так, при знакомстве со студентами предлагаю написать сочинение «Моя будущая профессия» с последующим обсуждением, т.к. обучающиеся уже готовы вести дискуссию, высказывать свою точку зрения, предполагаемые позитивные и негативные стороны выбранной карьеры.

1.4. Межпредметные связи

Уроки русского языка — это благодатная почва для реализации межпредметных связей.

Русский язык, литература, история, география, ИЗО, музыка, биология — это предметы, содержание которых в той или иной мере находит отражение в тематике программы по русскому языку.

В практику работы вошли интегрированные уроки с информатикой (готовят презентации по различным темам), английский язык, ОБЖ, биология и др.

Применение новых информационных (компьютерных) технологий использую в развитии навыков логического мышления (составления кроссвордов, решения лексических ребусов, составления диалогических реплик), навыков использования лексико-грамматических структур в изучении видовременных глагольных форм, интеллектуальном марафоне.

На уроках русского языка при выполнении упражнений используются тексты англоязычной направленности, употребление заимствованных английских слов (саммит — встреча на высшем уровне, массмедиа — средства массовой информации, Интернет-сеть).

1.5. Развитие познавательного интереса

В основу развития познавательного интереса к изучаемым предметам были положены следующие виды работ:

 использование материалов, средств и информационных ресурсов Интернета на уроках в подготовке к конференциям. Так, от каждой группы выбирается выступающий и два-три корреспондента, представляющие различные газеты и журналы. Они задают, острые, актуальные вопросы докладчикам и берут интервью у участников конференции и вносят свои предложения по проблемам, обсуждаемым на конференции;

  1. проведение насыщенных по содержанию и видам учебной деятельности занятий с использованием различных методов и приемов развития интереса к изучаемым предметам;
  2. организация самостоятельной работы обучающихся с учебной дополнительной литературой;
  3. использование на уроках упражнений с использованием таких элементов, как образные сравнения, пословицы, поговорки, фразеологические обороты, повышающие мотивацию обучаемого на изучение предметов;

Последние годы свидетельствуют о значительном повышении интереса к русскому языку как средству международного общения.

Русский язык признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности, а появление компьютеров поставило использование русского языка в особое положение с другими языками, поэтому я, как преподаватель, работаю над задачей поддержания постоянного, устойчивого познавательного интереса.

  • Учитываю психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления обучающихся,  в учебном процессе отвожу большое место игровым формам работы, развивающим логическое мышление, эмоции, активность, воображение, догадку.
  • Апробирую собственные элементы педагогической технологии поддержания интереса, заключающиеся в роли и месте эмоционального фактора, в этом случае происходит усвоение материала на уровне трех сфер: эмоциональной; когнитивной; психомоторной.
  •          Так, на занятиях по литературе я отвожу особую роль музыке, что объясняется способностью музыкально-акустических стимулов вызывать определенные эмоциональные состояния, обучающиеся аргументировано высказывают свою точку зрения и могут пояснить, почему выбранное музыкальное сопровождение подходит для чтения того или иного произведения.  

Эмоциональное, насыщенное усвоение русского языка носит деятельностный характер, что обеспечивается взаимодействием речевых и неречевых действий, а также движений, зрительных, слуховых и кинестетических представлений. И в целом успешно развивает познавательный интерес и творческие способности обучающихся.

1.6. Организация самостоятельной работы

  1. В своей работе я ставлю такие задачи в организации самостоятельной деятельности обучающихся, которые позволяют в дальнейшем успешнее реализовывать самообучение русскому языку с целью поддержания и совершенствования достигнутого уровня коммуникативной компетенции.
  2. При формировании самоконтроля действуют принципы посильности и доступности:
  3. 1) дается установка на контроль одного из аспектов языка: грамматики, лексики, фонетики;
  4. 2) затем усложняется задача включением в контроль двух аспектов и в конечном результате контроль обучающихся направляется не только на языковое оформление, но и на содержание продукта речевой деятельности.
  5. Неотделима оценка и самооценка, так обучающиеся пользуются схемой: оценка преподавателя — взаимооценка — самооценка.

Важный аспект в работе — больше времени отводить на организацию и осуществление групповой деятельности. Контроль в группе мотивирует и стимулирует обучающихся к самоконтролю. Групповое взаимодействие обогащает знаниями и умениями, как специальными, так и общими учебными действиями, служит формированию целеполагания, самоконтроля и самооценки.

1.7. Нетрадиционные формы уроков

Системы обучения русскому языку и литературе в урочное и внеурочное время включают разнообразные мультимедийные средства, в том числе сеть Интернет, электронные словари и учебники и т. д. На уроках используются, кроме традиционного, такие формы построения учебно-воспитательного процесса, как

  • урок-лекция;
  • урок-путешествие («Страна Литературия»);
  • урок-игра (различные «запоминайки»);
  • урок-соревнование («Что вы знаете о литературе периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет?»);
  • урок-викторина («Занимательная грамматика»);
  • видео-урок («Твардовский»,  «Живой Маяковский»);
  • урок-конференция («Особенности развития литературы начала ХХ века»);
  • урок — брейн-ринг («Морфология»);
  • урок-защита проекта
  • урок-зачет (по окончании изучения темы)
  • урок-экскурсия («Заочная экскурсия в Спасское-Лутовиново»);

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В основу обучения положен принцип коммуникативно-ориентированного обучения. Поэтому внеаудиторная работа направляется на усвоение как языкового, так и информативного материала, формирование определенных коммуникативно-познавательных действий, учет индивидуальных способностей каждого обучающегося. Для этого проводятся конкурсы, игры, викторины, интеллектуальные марафоны.  

Все это способствует развитию личности студентов, так как направлено на развитие коммуникативных навыков, столь необходимых студентам в процессе обучения в колледже, а затем и в последующей их профессиональной деятельности.

Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2019/06/28/master-klass-razvitie-lichnosti-studentov-v

Ссылка на основную публикацию