Компетенция в педагогике — студенческий портал

В статье представлены результаты пилотного исследования, которое посвящено выявлению взаимосвязи между участием в студенческом самоуправлении и уровнем развития общекультурных компетенций у будущих бакалавров – педагогов/педагогов-психологов.

В свете реализации федеральных государственных образовательных стандартов ВО перед образовательными организациями появилась такая задача, как формирование у обучающихся общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций.

Компетенция – это комплексная характеристика готовности выпускника применять полученные знания, умения и личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности.

Важный компонент компетенции – опыт интеграции в единый процесс усвоенных отдельных действий, способов и приемов решения задач.

Общекультурные компетенции являются структурной частью модели конкурентоспособного выпускника вуза и делают его востребованным на рынке труда, способным успешно реализовывать себя в различных сферах деятельности.

Важно выявить и использовать все средства, с помощью которых возможно формирование компетенций у студентов. Данный процесс происходит, как в учебной деятельности, так и во внеучебной.

Одна из форм активного включения обучающихся во внеучебную деятельность – участие в студенческом самоуправлении.

В условиях изменения парадигмы образования со знаньевой на компетентноориентированную возникает необходимость переосмысления возможностей студенческого самоуправления в подготовке будущих специалистов.

Студенческое самоуправление имеет большую историю и за своё существование сталкивалось с немалым количеством проблем и вопросов.

В настоящее время под студенческим самоуправлением понимается инициативная, самостоятельная и под свою ответственность деятельность студентов по решению жизненно важных вопросов по организации обучения, быта, досуга. Отличительная особенность студенческого самоуправления – это соуправление и самоорганизация.

Соуправление заключается в том, что в образовательной организации решения принимаются администрацией с учетом мнения студентов (представительного органа). Студенческий орган принимает решения, направленные на повышение качества образования обучающихся.

Самоорганизация органов студенческого самоуправления заключается в том, что идея и решение о создании органа студенческого самоуправления исходит от студентов, по их воле, а не «спускается» со стороны администрации.

Также органы студенческого самоуправления сами организуют и координируют свою деятельность, выбирают структуру, проводят конференции. Администрация может лишь быть партнером и оказывать административную помощь (предоставление кабинета, техники и т.д.).

Вопросами самоуправления обучающихся занимались такие ученые, как А.В. Волохов, В.А. Караковский, Т.В. Лисовский, А.В. Мудрик, М.И. Рожков и другие. В современной педагогике изучению феномена студенческого самоуправления посвящен ряд диссертационных исследований: Н.А. Помелова, И.И. Тимерманис, Г.Ю. Баландина, В.В.

Овчинникова рассматривают студенческое самоуправление как социальный институт и ресурс общественного развития; с позиции организации воспитательной работы и внеучебной деятельности в образовательном учреждении студенческое самоуправление исследуют В.М. Певзнер, Т.Н. Волоткевич, С.Г. Заяц, А.Н.

Чиж; с точки зрения формирования гуманистической направленности личности – Л.Д. Варламова, Г.Б. Жанбуршина; как средство формирования лидерских качеств и социальной активности студентов – Л.П. Шигапова, С.И. Карпенко; с позиции профессионального становления личности специалиста – О.А. Колмогорова, Г.В. Гарбузова, А.И.

Давыдкова, И.С. Клименко.

Многие авторы выдвигают идею о том, что участие в студенческом самоуправлении формирует у студентов активную гражданскую позицию, а также способствует повышению конкурентоспособности будущего специалиста и развитию лидерских качеств.

В рамках студенческого самоуправления обучающиеся получают первый управленческий опыт, опыт нахождения баланса в принятии решений. Обучающиеся, являющиеся представителями всего студенчества, несут ответственность за свои решения.

Все эти качества важны для любого специалиста, но особая важность этих качеств отмечается для будущих педагогов, поскольку педагог – это будущий лидер класса, который должен уметь вести за собой своих учеников.

Сегодня активизация студенческого самоуправления и поддержка социальных инициатив являются необходимым условием для самоопределения и наиболее полной реализации потенциала обучающихся. Желание студентов принимать полноправное участие в экономической, политическое и культурной жизни нашей страны способствует появлению новых идей, инициатив.

В связи с этим нами было проведено пилотное исследование, в котором мы попытались выявить взаимосвязь между участием в студенческом самоуправлении и уровнем развития общекультурных компетенций у будущих бакалавров – педагогов/педагогов-психологов.

Для проведения пилотного исследования были разработаны два вопросника: один из них выявлял, является ли студент участником студенческого самоуправления, а второй направлен на определение уровня сформированности общекультурных компетенций. Для получения более объективной информации второй вопросник относительно каждого студента, участвовавшего в исследовании, заполняли преподаватели, оценивая сформированность компетенций у обучающихся.

Основываясь на работах Л. В. Шкериной, мы рассматривали в структуре каждой компетенции 3 аспекта: когнитивный, праксиологический и аксиологический [1]. Когнитивный включает в себя знания в области реальных объектов, по отношению к которым вводится компетенция, и знания в области методов, способов и приемов деятельности в сфере данной компетенции.

Праксиологический аспект включает умения, навыки и способы деятельности в сфере компетенции, а также минимально необходимый опыт деятельности студента в сфере компетенции.

Аксиологический включает отношение к деятельности в сфере компетенции и её результату (проявление интереса, активности, организованности и ориентированности на получение результата; понимание значения результата и его самооценка).

На рисунке 1 показано, как выглядел один из фрагментов вопросника «Сформированность ОК».

ОК-5 Оцените уровень методов работы в команде
Оцените способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия
Оцените важность работы в команде, толерантного восприятия социальных, культурных и личностных различий

Рисунок 1. Фрагмент вопросника «Сформированность ОК»

Пилотное исследование проводилось на базе института психолого-педагогического образования Красноярского государственного педагогического университета КГПУ им. В.П.

Астафьева: были опрошены студенты 1 и 3 курса, обучающиеся по направлениям «Педагогическое образование» и «Психолого-педагогическое образование». Всего в исследовании приняли участие 58 студентов: 26% — студенты 3 курса, 74% — студенты 1 курса, все они уже проходили практику в образовательных организациях.

Выявлено, что из них 21% — активно участвуют в работе органов студенческого самоуправления, а 79% респондентов не относят себя к активу.

Подсчёт среднего арифметического по каждой компетенции происходил следующим образом: самооценка студента по каждой части компетенции складывалась и делилась на три, к полученному числу прибавлялось значение, полученное таким же образом в результате оценивания преподавателями сформированности компетенции у этого студента, а затем высчитывалось среднее арифметическое.

На рисунке 2 представлены результаты сформированности каждой компетенции у респондентов 1 группы (актив) и 2 группы.

Компетенция в педагогике - Студенческий порталРисунок 2. Уровень сформированности общекультурных компетенций

Как показано на рисунке, большинство компетенций у студентов-активистов сформировано на более высоком уровне.

Только показатели сформированности ОК-2 (Способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции) и ОК-3 (Способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве) у студентов-активистов ниже, чем у респондентов 2 группы.

Стоит отметить, что наиболее развита у респондентов обеих групп ОК-5 (Способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия).

Наименее развита у студентов, участвовавших в исследовании, компетенция ОК-3 (Способность использовать естественнонаучные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве).

Наибольшая разница между уровнем сформированности компетенции у респондентов 1 и 2 группы выявлена по показателю «ОК-7 (Способность использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности)».

Среднее арифметическое по всем компетенциям студентов-активистов составляет 7,15; у студентов 2 группы среднее арифметическое равно 6,75.

Анализируя полученные данные, можно говорить о том, что участие в студенческом самоуправлении играет роль в развитии общекультурных компетенций у студентов. В дальнейшем планируется проведение более масштабного исследования, а также организация формирующего эксперимента, в котором примут участие респонденты 2 группы, изъявившие желание включится в работу студенческого самоуправления.

Источник: https://novainfo.ru/article/8485

Формирование социальных компетенций студентов педагогических специальностей и направлений — современные проблемы науки и образования (научный журнал)

1
Биктагирова Г.Ф. 1
1 ГОУ ВПО Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет, Казань, Россия
В статье рассмотрен вопрос о формировании социальной компетенции студента – будущего педагога; факторы, которые необходимо учитывать при подготовке будущих педагогов.

Выделены особенности, условия формирования социальной компетенции в педагогическом образовании на современном этапе, необходимость более активных форм и методов работы со студентами.

формирование социальных компетенций
1. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: метод. пособие.

– М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 72 с.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – № 5. – C. 34-42.
3. Зимняя И. А., Лаптева М.Д., Морозова Н.А.

Социальные компетентности в контексте государственных образовательных стандартов и проекта TUNING // Высшее образование сегодня. – 2007. – №11. – С.22-27.
4. Лебедева С.С.

Перспективы развития системы подготовки специалистов социальной сферы в контексте использования отраслевого подхода // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. – 2009. – Т. 12. – № 2. – С. 138-141.
5. Шаронова С.А.

Компетентностный подход и стандарты в образовании (Сравнительный анализ стран ЕС и России) // Социологические исследования. – 2008. – Т. 7. – № 1.URL: http://ecsocman.edu.ru/text/19137846/
6. Федеральный государственный образовательный стандарт. высшего профессионального образования по направлению «Психолого-педагогическое образование» … 050400 — Психолого-педагогическое образование. (квалификация (степень) – бакалавр) URL: http://mon.gov.ru/files/materials/5943/09.10.02-050400b.pdf
Стратегия современного педагогического образования, в основе которой лежит  необходимость овладения различными компетенциями и субъективное развитие и саморазвитие личности школьника, студента и педагога,  способного выходить за пределы нормативной деятельности и осуществлять инновационные, творческие процессы, предполагает изменения в образовательном процессе.

К сожалению, в современном образовании формирование социальных компетенций не носит целенаправленного и научно обоснованного характера. Проявление подобных компетенций нередко зависит от ситуативных факторов. Главное же заключается в том, что овладение социальными знаниями и умениями не соотносится с личностными основаниями социальной компетенции, то есть с теми социально-личностными характеристиками, которые у каждого человека представлены разным уровнем сформированности. Социально-личностные характеристики, социальные знания и умения в условиях педагогического образования должны получить должное развитие. Необходимо создавать контекст будущей социальной жизни и деятельности студентов. Именно в этом контексте следует создавать новое содержание образования, то есть и обучение, и воспитание, будучи двумя составляющими образовательного процесса, должны определяться, прежде всего, с точки зрения контекста будущей социальной действительности, с которой сталкиваются нынешние студенты. Таким образом, социальная компетенция играет одну из ведущих ролей, где происходит взаимодействие практически во всех сферах социальной активности. Нередко недостаток социальной компетенции (педантизм, неумение владеть собой, слабый контакт с людьми, завышение требований к сотрудникам, перенос собственной неуравновешенности на окружающих) приводит к неудачам в педагогической деятельности, в  коммуникационном процессе, в управлении педагогическим процессом.

Читайте также:  Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости продукции - студенческий портал

В определении понятия «социальные  компетенции» сегодня  нет общего мнения у  исследователей.

При широкой трактовке сюда включают многое: от таких качеств, как эмпатия (способность к сопереживанию), социальная чуткость, умение держать ролевую дистанцию, терпимость к чужому мнению, непосредственность, независимость, способность к коммуникации и творчеству, до таких, как активное поведение, открытость, терпимость к конфликтным ситуациям, самоограничение и доверие [1, 2, 3, 5]. В связи с содержательным многообразием общеприемлемое определение социальной компетенции до сих пор еще не закрепилось. Конструкция «социальная компетенция», к которой можно отнести личную компетенцию по таким категориям, как персональное развитие, ключевая квалификация и индивидуальность, обнаруживает сильнейшую зависимость от ситуативной специфики. Так, то, что в быту является успешной моделью поведения, в профессиональной повседневной жизни — особенно в организациях, управляемых с ориентацией на рынок — может привести к краху. Кроме того, ожидания по отношению к одному и тому же лицу сильно меняются в зависимости от роли, которую оно выполняет. Кроме того, социальную компетенцию ни в коем случае нельзя понимать как индивидуальную квалификацию или личную мотивацию. Огромное значение приобретает стимулирование социальной компетенции. Поэтому необходимо формирование данной компетенции в рамках подготовки будущих социальных педагогов и специалистов социальной сферы.

Качество развития системы подготовки педагогов и специалистов социальной сферы находится также в непос­редственной зависимости от уровня теоретических и эмпирических исследований.  Будущие специалисты в данной сфере должны учитывать все факторы, оказывающие влияние на них в послед­ние десятилетия:

  • ускорение темпов социально-экономичес­кого развития, что ставит человека в ситуацию пос­тоянного совершенствования, необходимости быть включенным в систему непрерывного образования, социокультурные процессы, совершенствоваться в профессиональной сфере, организовывать с учетом изменений общественную и личную жизнь;
  • необходимость вовлечения человека в но­вые социальные процессы и явления, новые соци­альные институты и структуры на глобальном, фе­деральном и региональном уровнях, что требует от каждого соответствующей адаптации по всем этим позициям, начиная с государственно-общественно­го уровня и кончая уровнем семьи и личных отно­шений;
  • радикальные изменения в информацион­но-коммуникационной области, отразившиеся на характере общения и взаимодействия людей со всеми общественными структурами, сетевыми сис­темами, органами государственно-общественного управления [4].

В этом контексте, прежде всего, требуется, чтобы выпускник обладал следующими  профессиональными  компетенциями в социально-педагогической деятельности: готовность к организации мероприятий по развитию и социальной защите учащегося; способность к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении учащихся; умения составлять  программы социального сопровождения и поддержки; способность участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности учащегося, развитии социальных инициатив, социальных проектов; готовность выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства; владение методами социальной диагностики; способность выступать посредником между учащимся и различными социальными институтами. Кроме того, будущий социальный педагог должен обладать суммой инвариативных общекультурных и общих для всех видов профессиональной деятельности ключевых компетенций (согласно стандарту третьего поколения Российской Федерации) [6].

В тоже время в настоящий  момент образование столкнулось с достаточно трудной и неоднозначно решаемой исследователями задачей определения, как содержания этого понятия, так и оснований разграничения ключевых компетенций и объема входящих в них компонентов. Это, в свою очередь, затрудняет и разработку подходов (процедур, критериев, инструментов) к их оценке как результату образования.

  • Современное состояние образования, эволюция специальностей сегодня, содержание реальных программ и ситуаций предполагают необходимость приобретения выпускником вуза комплекса инвариантных ключевых компетенций, которые позволят личности быть постоянно востребованной на рынке труда.
  • Для того чтобы сформировать данные компетенции, необходимо перестраивать и весь педагогический процесс, и самого студента.
  • Для формирования социальной компетенции студентов необходимо:
  • в основу вузовского этапа обучения положить принципы гуманизации, гуманитаризации, интеграции в сочетании с принципами реформирования системы высшего образования с опорой на коммуникативность и практико-ориентированную направленность;
  • профессиограмма выпускника университета и государственные стандарты высшего образования предполагают необходимость проявления социальной компетентности в деятельности всех участников педагогического процесса высшей школы;
  • в соответствии с дидактическими традициями вуза необходимо всецело реализовывать концепцию личностно ориентированного обучения;
  • изучение всех, прежде всего, специальных дисциплин, должно быть профессионально ориентировано, что развивает социально и профессионально значимые компетенции.

Организация образовательного процесса  сегодня и заключается в создании условий для формирования у студента опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, социальных, креативных,  нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. При этом собственно содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения таких проблем.

 Хотелось бы отметить, что одной из линий реализации компетентностного подхода является усиление прикладного, практического характера всего вузовского  образования, в том числе и предметного обучения.

Педагогические, социально-педагогические практики на протяжении всего срока обучения,  активные методы обучения, разнообразные ситуации социального взаимодействия (посещение и проведение социальных, благотворительных акций в детских домах, приютах, центрах, специальной школе закрытого типа для детей  с девиантным поведением и др.) должны стать основой обучения  при формировании профессиональных компетенций.

В таких условиях в системе подготовки специ­алистов при преподавании дисциплин    «Социальная педагогика»,  «Основы социальной работы», «Основные концепции социальной педагогики» и др. первостепенное место отводится формированию основных ценностных систем — ду­ховной ориентации, нравственной позиции, отно­шения к человеку, к обществу, государству, к куль­туре, к труду.

С этих позиций образовательный процесс «наполняется» такими задачами и видами деятельности, реализация которых вне актуализации педагогической позиции студента  как целостного  профессионально-личностного образования невозможна.

В обосновании и  развитии данной позиции мы опираемся на следующее:

  • социальная компетенция студента в педагогической деятельности обусловлена не только психологическим механизмом саморегуляции личности, но и социокультурно-педагогическим контекстом, который выступает как содержание данного явления, определяя ее профессионально-личностную и социальную ценность;
  • данное явление динамическое и развивается на протяжении всей профессиональной жизни педагога;
  • развитие происходит в той мере, в которой оно соответствует механизму личностного развития и педагогическому ценностному целеполаганию.

Таким образом, содержание формирования социальной компетенции студентов, будущих педагогов, может быть представлено только с учетом социокультурного, социопедагогического, ценностно-смыслового опыта развития личности.

Как известно, ценности формируются в результате многократной рефлексии, осмысления, чему способствует предоставления ситуации вы­бора, умение анализировать и корректировать.

В связи с этим, отбор организационных форм предусматривает мно­гократную возможность анализировать ситуации реальной жизни, особенно при проведении практи­ческих занятий на базе реабилитационных центров, специализированных школ, общественных объеди­нений инвалидов, пожилых и других групп риска.

Эти ситуации, отражающие проблемы и противоре­чия реальной жизни, могут выступать для будущих специалистов убедительным учебным материалом, побуждающим их к углубленному анализу социаль­ных проблем, ставящих в ситуацию сопоставления выдвигаемых гуманистических ценностей и опыта реализации социальных программ. Подобная умс­твенная работа служит источником поиска путей организации инновационной деятельности для творческих личностей.

Социально-личностная компетенция специ­алиста, как известно, проявляется не только в сфе­ре его жизнедеятельности, но без исключения на всем социокультурном пространстве, где происхо­дит взаимодействие, сотрудничество, организация процессов социального партнерства, совместной деятельности специалиста социальной сферы с со­циальными институтами: образования, здравоохра­нения, культуры, физкультуры и спорта и, особен­но, с институтом семьи. Именно на этой платформе проверяется уровень сформированности социаль­ной компетенции, таких профессионально-зна­чимых качеств, как эмпатия (способность к сопере­живанию), эмоциональная устойчивость, толерант­ность, побуждение к творческим проявлениям, от­крытость, самоограничение, альтруизм, сохранение профессионально-ролевой дистанции.

Как известно, компетенции специалиста оп­ределяются не только объемом знаний, но и умением их рационально использовать при решении профес­сиональных задач, рассматривать ситуации с пози­ции современных научных парадигм, использовать соответствующий научный аппарат и технологии при решении научно-методических и практических проблем.

В процессе формирования социальных компетенций при преподавании  различных дисциплин мы  и используем активные методы обучения, которые направлены на формирование интеллектуально-гностической, эмоционально-рефлексивной и поведенческой составляющих компетенций в социально-педагогической деятельности, которые содействуют  соединению теоретических знаний с практическими умениями. В отношении стимулирования социальной компетенции следует отметить, что ее различные грани тесно связаны со стабильностью характера личности (частично обусловленной генетически, частично благоприобретенной ранее). Нередко природные качества людей усиливаются в ходе социализации. Базис социальной компетенции развивается на основе позитивного самоопределения. Главными при этом являются самостоятельность в действиях и отношение к контролю.

 На практических и семинарских занятиях необходимо активно использовать интерактивный подход, имитационные методы, метод анализа конкретных ситуаций, инсценировки, социально-психологические тренинги.

    Здесь принимается во внимание как результаты воспитания в детстве, так и потенциал развития социальной компетенции на других этапах жизни.

При этом социальные навыки (например, ораторские способности, решение профессиональных задач, профессиональная техника) изменяются легче, чем квалификация, структуры ценностей и мотивов, которые лежат в основе социального поведения.

Процесс формирования подразумевает  также рациональное сочетание аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности студентов.

Внеаудиторная деятельность преследует тот же комплекс практических, воспитательных, образовательных и развивающих целей, создавая общую социально-педагогическую воспитательную среду, которая способствует формированию у будущих педагогов толерантных форм общения и взаимодействия,  готовности к пониманию собеседника и умения идти к нему на встречу.

Это и волонтерская работа, и выезды с социальной помощью в приютах и детских домах. Проводимые нами «Недели педагогики», «Недели психологии», олимпиады по «Социальной педагогике», многолетняя деятельность Казанского корчаковского общества  «Солнце детям»  на нашем факультете также способствуют  этому.

Читайте также:  Пьер Абеляр - биография и начало деятельности, собственная школа и личная трагедия

Необходимо продолжать и развивать данную деятельность, совершенствовать систему создания определенных педагогических, организационных и психологических условий,  которые позволили бы успешно осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне и педагогам и их воспитанникам в будущем. Более глубокие исследования феномена социальной компетенции должны быть направлены на устранение связанных с ней потенциальных опасностей и расширение возможностей ее измерения и стимулирования.

Рецензенты:

  • Казанцева Л.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики Казанского (Приволжского) федерального университета МОиН  РФ, г. Казань.
  • Валеев А.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры иностранных языков Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета Министерства образования и науки РФ, г. Казань.

Работа получена 08.09.2011.

Библиографическая ссылка

Источник: https://science-education.ru/ru/article/view?id=4748

Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического колледжа

Важны и другие компетенции:

  • аналитическое мышление
  • умение вести переговоры
  • быстро осваивать новую информацию
  • работать в стрессовой ситуации
  • работать в группе
  • гибкость и адаптивность
  • поиск знаний
  • обмен знаниями
  • быстрая инновационная перестройка своей деятельности
  • и др.

Возникает необходимость сформировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности студентов, то есть те ключевые компетенции, которые и определяют современное качество содержания образования. Можно разработать планы преобразования процесса обучения, приобрести современные технические средства, но все окажется напрасным, если студенты не захотят учиться с полной самоотдачей.

Использование различных развивающих образовательных технологий с ориентацией на формирование исследовательских умений у обучающихся способствуют развитию познавательных способностей, усиливают мотивацию к получению образования, позволяют учреждениям профессионального образования готовить конкурентноспособных выпускников, с уже сложившимся творческим, проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом, умеющих творчески мыслить. На каждом этапе образовательного процесса должны формироваться ключевые образовательные компетенции.

Учебно-познавательные компетенции играют большую роль для формирования высококвалифицированных специалистов, так как они обеспечивают профессиональную мобильность выпускников учебных заведений, которые при необходимости могут поменять специальность и сферу своей профессиональной деятельности.

Таким образом, учебно-познавательные компетенции — это фактор социальной конкурентоспособности. Формирование и развитие мотивации учебно-познавательной деятельности происходит на этапе перехода от системы внешнего управления к самоуправлению и самоорганизации.

В процессе обучения увеличивается способность студентов к самостоятельной творческой деятельности и резко снижается необходимость передачи знаний преподавателем.

Одним из перспективных методов решения этой проблемы являются проблемно-деловые и ролевые игры, ориентированные на развитие творческих способностей, творческой индивидуальности и творчески-познавательной активности.

Игры стимулируют познавательную активность студентов, способность к критическому и аналитическому мышлению, рациональной и ответственной дискуссии, вырабатываются коммуникативные навыки, умение отстаивать свою позицию.

Работая с заданиями, составленными в форме игры, студенты повторяют то, что уже изучили, проверяют свои способности, анализируют, систематизируют накопленный опыт и делают обобщения и выводы.

В нашем педагогическом колледже накоплен огромный опыт использования различных по уровню и содержанию деловых игр в учебном и воспитательном процессе. Все они направлены на коллективный поиск решения проблемы, выявление различных точек зрения, интеграцию профессионального и личностного опыта студентов под руководством преподавателей.

Совершенствование профессиональной компетентности участников посредством инновационных форм работы повышают мотивацию к обучению, так как студенты осуществляют активную творческую и коллективную деятельность.

Рефлексия позволяет каждому участнику самостоятельно определить свою роль и место в коллективной мыслительной деятельности, сформировать индивидуальную и групповую ответственность за внедрение результатов игры а практику.

Сложившаяся в колледже система организации учебно-воспитательного процесса, создание инновационной среды направлена на обеспечение условий саморазвития, самореализации и личностного роста студентов.

Студенты нового набора начинают обучение с «нулевого цикла», в котором реализуется программа их адаптации; происходит погружение в изучение дисциплины «Введение в специальность»; студенты старших курсов проводят тренинги общения, осуществляют диагностику профессиональной мотивации, уровня сформированности общеучебных компетенций, навыков самостоятельной и познавательной деятельности. Совместная студенческая деятельность обеспечивает возможность проявить себя, определить траекторию личностного роста.

Организация образовательного процесса сопровождается использованием современных технологий:

  • исследовательский метод
  • метод проектов
  • проблемное обучение
  • и др.

Исследовательская деятельность студентов выступает как важный элемент технологий активного обучения. Обучение исследовательским навыкам проходит на лекциях, семинарских занятиях с использованием следующих заданий:

  • информационные: подбор, обработка и представление информации, полученной из литературных источников; обобщение информации, ее систематизация;
  •  проблемные: классификация и подбор задач; составление задач и их решение;
  •  экспериментальные: решение экспериментальных задач, проведение эксперимента и его иллюстрация на практике.

Студентам предлагаются и фрагментарные учебно-исследовательские занятия:

  • подбор литературы по теме занятия;
  • чтение отрывков из научной литературы с критическим анализом текста и предложением своих вариантов решения проблем;
  • дискуссии по проблемам;
  • планирование и составление выступлений по определенной теме;
  • конспектирование научной статьи с использованием схем и таблиц;
  • оформление результатов исследования в форме отчета, схем, таблиц.

Исследовательская деятельность позволяет эффективно использовать все виды самостоятельной работы студентов с охватом межпредметных и внутрипредметных связей.

Обеспечивает информативность и системность учебного материала, индивидуализирует обучение, воспитывает у студентов потребность в непрерывном самообразовании.

Логическим завершением исследовательской деятельности является защита выпускной квалификационной работы в рамках итоговой аттестации.

Важное значение в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов, играет внеаудиторная деятельность, которая ориентирована на закрепление теоретических знаний, создания условий для личностного роста, самореализации студентов.

Работа кружков, секций, проведение профессиональных конкурсов представляют для будущих учителей, воспитателей, социальных педагогов возможность демонстрировать способность к профессиональной деятельности, оценивать уровень сформированности их общекультурной и профессиональной компетентности.

Участие студентов в конкурсах творческих работ позволяет им вести научно обоснованную полемику, обобщать материал, лаконично излагать свои мысли, развивать перцептивные и рефлексивные способности. Студенты включаются в проектную работу, что находит отражение в их самостоятельной практической деятельности.

Опыт показывает, что приобретенные студентами навыки творческой исследовательской работы помогают им быстрее адаптироваться в профессиональной среде, быть конкурентоспособным в новых экономических условиях.

Задачи современного образования неразрывно связаны с формированием профессиональной компетентности студентов в контексте культуры. Обеспечение международного стандарта образования требует включения культурологических аспектов в содержание обучения.

Обществу потребуются люди с глобальным мышлением, умеющие налаживать международные профессиональные и культурные контакты, обладающие высоким уровнем социальной и культурной компетенцией толерантности, владеющие высокой коммуникативной и профессиональной культурой.

Процесс формирования профессионально-культурной компетентности студентов происходит на всех этапах подготовки специалиста — от диагностики уровня развития студентов на первых курсах до оценки качества подготовки выпускников и профессиональной компетентности специалистов.

При формировании общекультурных компетенций в процессе освоения дисциплин базового и расширенного уровня, межпредметные связи предметов лингвистического цикла способствуют формированию профессиональных компетенций, таких, как навыки пользования профессиональными словарями, владение профессионально ориентированными языковыми структурами, лексическим минимумом для чтения, перевода и аннотирования профессионально направленных иностранных текстов. В процессе изучения социально-гуманитарного блока на основе межпредметных связей, целостного подхода к организации обучения и воспитания у студентов формируются соответствующие профессиональные, интеллектуальные и языковые умения, приходит осознание влияния культуры, науки, экономики на профессиональные умения, компетентность в области отечественной профессиональной культуры и профессиональной культуры других стран.

Показателем сформированности профессионально-культурной компетентности студента является умение прогнозировать развитие собственной профессионально-культурной компетентности. Уровень профессионально-культурной компетентности выпускника рассматривается как основополагающий для эффективной профессиональной деятельности и проектирования дальнейшего профессионального роста.

Образование — это всегда преобразование. Содержание образования, основанное на компетенциях, является основанием взаимодействия участников педагогического процесса, в котором меняется роль преподавателя. Он становится организатором обучающей среды.

Через понимание студента и диалог с ним, преподаватель включает себя в его культуру как соавтор. «В обучении учатся оба, создавая друг друга» — кредо компетентного преподавателя.

В совместной деятельности каждый достигает своей цели: выпускник станет специалистом, востребованным на рынке труда, а преподаватель будет морально удовлетворен результатами своего труда.

Литература:

  1. Аношкина В.А. Инновационно-личностно-ориентированные образовательные технологии. Ростов н/Д., 2001
  2. Горячев А.В. Проектная деятельность в Образовательной системе. М., 2004
  3. Кармаев А.Г. Инновационные процессы в образовании. М., 2000
  4. Щуркова Н.Е. Новые подходы и новые технологии. М., 1998

Об авторах:

  • Мирошниченко Ольга Валентиновна, преподаватель французского и немецкого языков Азовского филиала ГБОУ СПО РО Донского педагогического колледжа.
  • Новопашина Светлана Ивановна, преподаватель изобразительного искусства Азовского филиала ГБОУ СПО РО Донского педагогического колледжа.

Екатерина Пашкова.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь

и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Источник: https://pedsovet.su/publ/144-1-0-4578

Компетенция в педагогике

Формулировка

Под компетенцией понимают комплекс вопросов, в которых индивид ориентируется, имея определенные познания, рабочий и жизненный опыт.

Педагогическая компетенция это объединенный результат усвоения содержания программы образования, который проявляется в решимости учащегося использовать полученные знания, способности, навыки, методы активности в конкретных жизненных обстоятельствах для эффективного разрешения разнообразных практических, теоретических проблем.

Базовые составляющие компетенции

Педагогическая компетенция – комплексный результат взаимодействия таких составляющих:

  • мотивационных, которые отображаются в сильной заинтересованности в конкретном подвиде человеческой активности, существовании персональных представлений в процессе разрешения определенных вопросов;
  • целенаправленных, сопряженных со способностью ставить персональные цели, равнозначные личным представлениям, формировать индивидуальные проекты, программы, планы, составлять определенные алгоритмы поступков, действий, которые гарантируют успешное достижение необходимого эффекта;
  • ориентационных, подразумевающих учет внутренних, внешних факторов активности;
  • функциональных, сопряженных с применением знаний, навыков, методов активности, информационной грамотности в виде базиса для разработки персональных вариаций действий, вынесения заключений;
  • контрольных, подразумевающих наличие конкретных измерителей процедуры активности, ее конечных результатов, усовершенствование личных действий согласно поставленным целям;
  • оценочных, сопряженных с умением к соответствующей самооценке, самоанализу.

Примечание

Педагогические компетенции в равной степени охватывают все представленные составляющие. Такие компоненты в единой структуре компетенции находятся в тесной взаимосвязи. Причем каждый элемент оказывает воздействие на развитие прочих составляющих.

Смысл педагогической компетентности

Что такое компетенция и компетентность в образовании?

Формулировка

Педагогическая компетентность это знание индивидом конкретных компетенций. Иначе говоря, компетенция в педагогике – установленный показатель академической подготовки, тогда как учебная компетентность включает умение, качество индивида, требуемые для рациональной, высококачественной активности в конкретной сфере деятельности.

Читайте также:  Пенитенциарная психология - студенческий портал

Основная отличительная черта компетентности, с точки зрения педагогики, полагает в следующем — это не абстрактные общепредметный умственные процессы, особенные предметные познания, это совершенно однозначные, конкретные жизненные способности, навыки, нужные каждому индивиду.

Специфика компетентно-ориентированного обучения

Вопросы компетентно-ориентированного образования исследуют многие популярные международные объединения. В их числе можно выделить: Организация европейского развития, сотрудничества, ПРООН, ЮШСЕФ, Совет Европы, ЮНЕСКО и многие прочие.

В различных государствах Европы регулярно вносятся поправки в учебные программы, нацеленные на формирование действенного фундамента для достижения учениками конкретных учебных компетенций. В таком случае имеется потребность в дефиниции основного комплекса компетенций.

Условный перечень базовых компетенций имеет такой вид: исследовать, размышлять, заниматься поиском, сотрудничать, приспосабливаться, приступать к работе. И все же общей формулировки, списка основных компетенций до сих пор не было разработано.

Данный момент связан с тем, что компетенции – это заказ социума на выполнение подготовки индивидов.

Способность к учебе как базовая педагогическая компетенция

Способность обучаться формирует персональный опыт самостоятельной учебной деятельности. Школьник, который понимает как обучаться самостоятельно, автоматически программируется на творческую, инициативную работу в дальнейшем.

Представленная компетенция подразумевает:

  • ученик самостоятельно детерминирует цели, задачи учебно-познавательной активности, либо же соглашается с той целью, которую предлагает преподаватель;
  • ученик составляет план своей работы;
  • учащийся организует свою учебную деятельность с целью достижения заданной цели;
  • ученик самостоятельно ищет, выбирает самые нужные знания, умения для разрешения задач;
  • ученик планомерно реализует операции, техники, действия;
  • ученик осознает то, что делает, усовершенствует свою работу;
  • учащийся имеет все необходимые способности, навыки самооценки, самостоятельного контроля.

Нужны оригинальность, уникальность и персональный подход? Закажи свою оригинальную работу УЗНАТЬ СТОИМОСТЬ

Источник: https://sciterm.ru/spravochnik/kompetenciya-v-pedagogike/

Теоретические основы подготовки бакалавров педагогики к формированию социальной компетенции обучающихся

Теоретические основы подготовки бакалавров педагогики к формированию социальной компетенции обучающихся

Научная статья

Калинина Н.В.*

  • ORCID: 0000-0002-9603-1201,
  • Иркутский государственный университет, Иркутск, Россия
  • * Корреспондирующий автор (kalinina_n75[at]mail.ru)
  • Аннотация

Рассмотрена сущность феномена социальная компетенция, его основные характеристики и компоненты. Описаны этапы подготовки на уровне бакалавриата будущих педагогов к формированию социальной компетенции у обучающихся.

Установлено, что основным условием подготовки будущего педагога к формированию социальной компетенции у школьников является поэтапность, включающая продвижение студентов от этапа формирования элементарной грамотности (этап накопления знаний) к этапу формирования эвристической грамотности (применения в профессионально-практической деятельности полученных знаний, их творческая переработка).

  1. Ключевые слова: социальная компетенция, структура социальной компетенции, условия формирования социальной компетенции.
  2. THEORETICAL BASIS OF TRAINING BACHELORS IN PEDAGOGICS FOR THE FORMATION OF SOCIAL COMPETENCE OF STUDENTS
  3. Research article

Kalinina N.V.*

  • ORCID: 0000-0002-9603-1201,
  • Irkutsk State University, Irkutsk, Russia
  • * Corresponding author (kalinina_n75[at]mail.ru)
  • Abstract

The article discusses the phenomenon of social competence, its main characteristics and components. The stages of preparation of future teachers at the level of the bachelor to the formation of social competence of students are described.

It is established that the main condition for the preparation of a future teacher to the formation of social competence among schoolchildren is phasing, including the advancement of students from the stage of basic literacy formation (the stage of knowledge accumulation) to the stage of heuristic literacy formation (application of the received knowledge in their professional practice, creative processing).

Keywords: social competence, structure of social competence, conditions social competence formation.

Современная реальные потребности системы образования требуют от педагогов владение новыми профессиональными качествами и компетенциями.

Формирование социальной компетенции у обучающихся является одним из приоритетных направлений в работе образовательной организации.

Действительно, в современной поликультурной реальности необходимо быть готовым и уметь вступать в конструктивное взаимодействие с другими людьми, реализовывая не только личностное начало, но и социальное, общечеловеческое.

Проблема формирования социальной компетенции личности активно и всесторонне изучается со второй половины прошлого века.

На ранних этапах научных исследований социальная компетенция не рассматривалась как интегративная характеристика личности, целостно и системно отражающая степень адаптации к окружающему социуму субъекта деятельности.

Сегодня убежденно обосновывается, что необходимость владения социальной компетенцией детерминировано актуальной социокультурной ситуацией, характеризующейся нелинейными процессами в обществе [1, С. 43].

Освоение социальной компетенции предполагает развитую способность к выстраиванию конструктивного взаимодействия, способность к личностному самовыражению и самореализации в современном информационном и поликультурном обществе.

Владение будущими педагогами передовыми практиками сотрудничества в образовательной среде, готовность обучающихся к деловому сотрудничеству, умелая реализация личностного потенциала во взаимодействии с другими людьми – эти аспекты определяют социальную компетенцию личности.

А. Г. Асмолов, Г. У.

 Солдатова, осуществляя анализ понятия «социальная компетенция», определяют ее как динамичную развивающуюся характеристику личности, включающую в себя совокупность когнитивных, социальных и эмоциональных автоматизированных умений, необходимых для успешной интеграции в образовательное пространство в соответствии с возрастосообразностью [2, С. 37]. В российской науке и образовательной практике вопрос о социальной компетенции стал широко обсуждаться в связи с переосмыслением качества современного образования, и личностных результатах обучающихся в условиях реализации ФГОС. По мнению С. С. Бахтеевой, социальная компетенция включает:

– понимание и знание этикета в сфере общения, традиций, обычаев, в соблюдении приличий, воспитанности, в ориентации средств межкультурной коммуникации, присущих менталитету нации;

– в способностях человека эффективно решать проблемы взаимодействия с обществом на основе актуализации знаний и опыта в конкретной области [3,С. 75].

Характеризуя сущностные основы социальной компетенции, для нас является значимой точка зрения И. А. Зимней, которая выделяет компетенцию успешного социального взаимодействия и компетенцию в общении.

Компетенция социального взаимодействия обусловлена необходимостью выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии и пр. [4, С. 12].

Следует отметить, что структура социальной компетенции обосновано и развернуто изложена у М. И. Лукьяновой. При этом, в качестве основных составляющих элементов автор предлагает следующие:

– мотивационно-ценностный элемент (содержит осознание мотивов социально-преобразующей деятельности; сознательный выбор ценностных оснований просоциального поведения);

– операционно-содержательный (включает систему знаний о формах, контексте, способах выполнения типичных социальных ролей; практические умения и навыки культурных норм и традиций; владение этикой трудового и гражданского конструктивного социального взаимодействия);

– эмоционально-волевой (оценка происходящих событий и принятие решения, выбор варианта социальной деятельности) [5, С. 240].

Мы, в свою очередь, дополняем данную структуру рефлексивно-оценочным элементом. Именно рефлексивная оценка помогает выявить и осознать основные смыслы, типы, способы выполняемой социокультурной деятельности [6, С. 330], [7, С. 194].

Следовательно, структура социальной компетенции, по нашему мнению, выглядит следующим образом:

  1. Мотивационно-ценностный компонент.
  2. Оперативно-содержательный компонент.
  3. Эмоционально-волевой компонент.
  4. Рефлексивно-оценочный компонент.

Ядро социальной компетенции состоит из знаний о реальной социокультурной действительности – с одной стороны, информационной и цифровой, а с другой – поликультурной; а также путях и способах личностной самореализации в ней.

Объектами познания учеником современного общества выступает обобщенный социальный опыт специалистов в различных областях человеческой деятельности – ученые, инженеры, писатели и пр., а также современная культура как коммуникативная система специфических форм общения в микро-среде (ближайшее окружение – семья, коллектив сверстников и пр.) и макро-среде (этнос, государство).

Ключевые деятельности как составляющие социальной компетенции связаны с когнитивными (познавательными) действиями, креативными действиями, регулятивными действиями, коммуникативными действиями.

Подготовка бакалавров педагогики к формированию социальной компетенции обучающихся предполагает поэтапность. Основная цель данного этапа – формирование элементарной грамотности у будущего педагога через освоение авторских позиций и характеристик социальной компетенции, осмыслении компонентов и особенностей ее формирования у обучающихся.

На данном этапе студенты знакомятся с характеристиками современного ребенка в социуме. В современном обществе все чаще говорят про цифровое поколение детей, которые воспитываются за счет компьютерных технологий.

«Цифровых» детей отличает  максимальное умение работать с информацией, вместе с тем, общение и взаимодействие является одной из больших проблем, которым нужно научить новое поколение.

Следующий, второй этап подготовки предполагает формирование функциональной грамотности у будущих педагогов. Студент должен владеть формами организации образовательного процесса, педагогическими технологиями и принципами построения образовательной среды для формирования социальной компетенции у обучающихся.

Реализуя данный этап мы обращались к использованию организационно-деятельностных игр, где будущие педагоги проектировали и осуществляли по определенным правилам деятельности ее участников.

Деятельность разворачивалась внутри тематических групп под руководством преподавателя, далее группы встречались для обсуждения своих результатов и межгрупповой коммуникации. В этих условиях будущие педагоги имели возможность получить мыслительную образовательную продукцию.

Предметом деятельности таких игр выступало содержание и технологические регулятивы образовательной среды, «запускающей» механизмы формирования коммуникативной компетенции у обучающихся.

Завершающим этапом работы стала организация прямой коллективной «мозговой атаки» с целью генерирования идей, направленных на совершенствование путей формирования социальной компетенции.

Организация взаимодействия при этом включала в себя следующие шаги: формирование малых групп численностью 5–6 человек; назначение руководителя в каждой группе; самостоятельные мозговые атаки (генерирование новых идей) в малых группах (продолжительность работы – 15 минут); оценка новых идей, выбор наиболее оригинальной идеи в каждой группе; представление наиболее оригинальной идеи каждой из групп; отбор наиболее рациональной идеи из всех предложенных; оценка работы группы в целом, выставление баллов каждому участнику дискуссии.

  1. В процессе представления и обсуждения идей студенты приходили к выводу, что наиболее продуктивным способом формирования социальной компетенции обучающихся является прямое взаимодействие в группах.
  2. На третьем этапе формирования эвристической грамотности студент должен научиться применять в профессионально-практической деятельности полученные знания, их творчески перерабатывать, также овладеть навыком построения активного взаимодействия «педагог – ребенок (родитель, педагог)».
  3. Данный этап предполагал самостоятельное моделирование будущими педагогами образовательной среды по формированию социальной компетенции у обучающихся и частичную реализацию построенных моделей в рамках педагогической практики в образовательных организациях.
Благодарности

Источник: https://research-journal.org/pedagogy/teoreticheskie-osnovy-podgotovki-bakalavrov-pedagogiki-k-formirovaniyu-socialnoj-kompetencii-obuchayushhixsya/

Ссылка на основную публикацию