- Логика как наука и ее предмет.
- Логика – наука о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется.
- Предмет: мышление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления.
Роль мышления в познании. Типы познания.
- Познание –это процесс отражения действительности в сознании человека, целью которого является получение адекватных знаний об окружающем мире.
- В процессе познания можно выделить два способа, которые представляют собой единство: чувственный и рациональный.
- Понятие логической формы и логического закона.
Логической формой конкретной мысли является строение этой мысли, т.е. способ связи ее составных частей. Логическая форма отражает объективный мир, но это отражение не всей полноты содержания мира, существующего вне нас, а его общих структурных связей, которые необходимо воплощаются и в структуре наших мыслей. Понятия, суждения, умозаключения имеют свои специфические формы (структуры).
Соблюдение законов логики — необходимое условие достижения истины в процессе рассуждения.
Основными формально-логическими законами обычно считаются: 1) закон тождества; 2) закон непротиворечия, 3) закон исключенного третьего; 4) закон достаточного основания.
Они будут подробно излагаться в отдельной главе. Эти законы (принципы) выражают определенность, непротиворечивость, доказательность мышления.
Истинность и правильность.
ПРАВИЛЬНОСТЬ И ИСТИННОСТЬ — категории логики и теории познания. Правильность (логическая) есть характеристика логических операций (умозаключение, доказательство, определение, классификация и др.), независимая от конкретного содержания познавательных актов, в которых они применяются, в частности, от конкретного содержания высказываний и понятий — объектов этих операций
Истинность есть характеристика содержания результатов познания (высказываний, теорий) и означает соответствие их познаваемой действительности (Истина). Однако и правильность характеризует отношение мышления и действительности, поскольку формы логических операций и лежащие в их основе логические законы являются отражением наиболее общих черт и отношений объективного мира.
Мышление и язык. Функции языка.
Мышление – высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на ощущения, восприятия, мышление преодолевает их ограниченность и проникает в сферу сверхчувственных, существенных связей мира, в сферу его законов.
Язык – знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание); искусственно созданное человеком средство познания и общения.
Функции языка: коммуникативная (или функция общения) — основная функция языка, использование языка для передачи информации; когнитивная (или мыслительная) — формирование мышления индивида и общества; познавательная (или аккумулятивная функция) — передача информации и её хранение; эмоционально-экспрессивная — выражение чувств, эмоций.
Понятие знака. Виды знаков. Значение и смысл знаков.
Знак – материальный предмет (явление, событие), выступающий в качестве представителя некоторого другого предмета, свойства или отношения и используемый для приобретения, хранения, переработки и передачи сообщений (информации, знаний).
В качестве языковых знаков выступают слова и словосочетания естественного языка, потому что, с одной стороны, они являются материальными объектами (представляют собой колебания воздуха или следы чернил, типографской краски, графита и т.п.) и как таковые доступны органам наших чувств. С другой стороны, они представляют какие-то объекты и, прежде всего, из внеязыковой действительности, т.е. имеют те или иные предметные значения.
Предметное значение знака – это замещаемый объект. Подобным объектом могут быть предметы, в широком смысле слова – все, что способно стать объектом мысли, все, о чем можно что-либо утверждать или отрицать. В этом качестве могут выступать и характеристики предметов. Вообще предметные значения знаков многообразны.
Именная функция.
Именная функция – это выражение, которое при замене переменных постоянными превращается в обозначение предмета. Возьмем именную функцию «отец y». Подставим вместо «y» имя «писатель Жюль Верн», получим «отец писателя Жюля Верна» – имя предмета.
- Пропозициональная функция.
- Пропозициональной функцией называется выражение, содержащее переменную и превращающееся в истинное или ложное высказывание при постановке вместо переменной имени предмета из определенной системной области.
- Понятие, слово, термин.
- ПОНЯТИЕ – форма логического мышления, образ, фиксирующий общие и существенные признаки и свойства предметов и явлений и отношения между ними.
- Сло́во — одна из основных структурных единиц языка, которая служит для именования предметов, их качеств и характеристик, их взаимодействий, а также именования мнимых и отвлечённых понятий, создаваемых человеческим воображением.
Те́рмин (от лат. terminus — предел, граница) — слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и так далее.
Содержание и объем понятия. Виды понятий.
Объем понятия означает совокупность предметов, которые обобщаются под данным понятием. Другими словами объем — это класс (количество) предметов, которые мыслятся под данным понятием.
Например, объем понятия “студент” включает всех студентов, которые жили, живут и будут жить; понятие “конституция государства” включает все конституции государства, которые существовали, существуют и будут существовать; понятие “водоем” — все водоемы, которые… и т.д.
Содержание понятия — это совокупность существенных свойств, присущих отображаемой в данном понятии класса предметов.
Другими словами, если мы хотим определить объем понятия, мы должны ответить на вопрос “Сколько таких объектов существует?” а если хотим определить содержание — ответить на вопрос “Какое оно ?” или “Чем оно является?”.
- В зависимости от объема, понятия могут быть пустыми, единичными и общими.
- Пустыми называются понятия, объемы которых не включают ни одного реального предмета
- Единичным является понятие, объем которого включает только один предмет, явление или событие.
Общими являются понятия, объем которых включает один предмет — “страна”, “студент”, “наука”, “город”, “менеджмент”, “сервис”, “грамотный” и т.д.
- Конкретные — абстрактные;
- Положительные — отрицательные;
- Относительные и безотносительные (четные и нечетные);
- Собирательные и несобирательные
15. Закон обратного соотношения между объемом и содержанием понятий.
В этом законе речь идет о понятиях, находящихся в родовидовых отношениях. Объем одного понятия может входить в объем другого понятия и составлять при этом лишь его часть.
Например, объем понятия «хищная рыба» целиком входит в объем другого, более широкого по объему понятия «рыба» (составляет часть объема понятия «рыба»). При этом содержание первого понятия оказывается шире, богаче (содержит больше признаков), чем содержание второго.
На основе обобщения такого рода примеров можно сформулировать следующий закон: чем шире объем понятия, тем уже его содержание, и наоборот. Этот закон называется законом обратного отношения между объемами и содержаниями понятий.
Он указывает на то, что чем меньше информации о предметах, заключенной в понятии, тем шире класс предметов и неопределеннее его состав (например, «водопад»), и наоборот, чем больше информации в понятии, тем уже класс предметов .
Простые суждения и их виды.
Простым, является такое суждение, ни одна из логических частей которого не может являться суждением.
К ним относятся атрибутивные (суждения о свойствах), реляционные (суждения об отношениях) и экзистенциальные (суждения о существовании).
Теория, изучающая логическую структуру простых атрибутивных высказываний, отношения между ними и выводы, построенные с учетом этой структуры, называется силлогистика.
Атрибутивные суждения – это суждения, в которых утверждается наличие или отсутствие какого-либо свойства у объекта. Например, «Все киты являются морскими млекопитающими», «Часть студентов является отличниками учебы». Основными элементами логической структуры атрибутивного суждения являются: субъект, предикат, связка и квантор.
Соединительные суждения. Таблица истинности для конъюнкции.
Соединительным, или конъюнктивным называют суждение, состоящее из нескольких простых, связанных логической связкой «и».
Разделительные суждения. Полная и неполная, строгая и слабая дизъюнкция. Таблица истинности для дизъюнкции.
Разделительным, или дизъюнктивным, называют суждение, состоящее из нескольких простых, связанных логической связкой «или».
Условные суждения. Таблица истинности для импликации.
Условным, или импликативным, называют суждение, состоящее из двух простых, связанных логической связкой «если.., то…».
Эквивалентные суждения. Таблица истинности для двойной импликации.
вивалентным называют суждение, включающее в качестве составных два суждения, связанных двойной (прямой и обратной) условной зависимостью, выражаемой логической связкой «если и только если…, то…».
- Закон тождества.
- Зако́н то́ждества — закон логики, согласно которому в процессе рассуждения каждое осмысленное выражение (понятие, суждение) должно употребляться в одном и том же смысле.
- Закон непротиворечия.
Закон непротиворечия (закон противоречия) — закон логики, который гласит, что два несовместимых (противоречащих) суждения не могут быть одновременно истинными. По крайней мере одно из них ложно[1].
Развитие логики в России.
Первый трактат по логике появился в России в Х в. Это был перевод философской главы из “Диалектики” византийского писателя VII в. Иоанна Дамаскина, которая представляла собой изложение работ Аристотеля и его комментариев.
Первое систематическое учебное пособие по логике, включавшее аристотелевскую логику и отдельные идеи Гоббса, было подготовлено во второй половине XVII в.
Тогда же в России начали распространяться отдельные идеи математической логики.
В XVIII в. в России появляются оригинальные логические результаты. Первым их добивается Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765). Он вносит существенные изменения в традиционную силлогистику, предлагая свою классификацию умозаключений,
Русские видные публицисты В. Г. Белинский (1811-1848), А. И. Герцен (1812-1870), Н. Г. Чернышевский (1828-1889), Н. А. Добролюбов (1836-1861) активно интересовались философскими вопросами, в том числе проблемами логики.
Белинский предостерегал от логических ошибок в ходе доказательства тезиса. А. И. Герцен выдвигал лозунг гармонического сочетания теоретического мышления и практической деятельности. Н.
Г Чернышевский утверждал, что понятие относительности знания не означает, что оно иллюзорно или необъективно, а лишь указывает на его незаконченность.
Крупнейшими русскими логиками XIX в. были Михаил Иванович Каринский (1840-1917) и его ученик Леонид Васильевич Рутковский (1859-1920), основные логические работы которых посвящены классификации умозаключений.
Индуктивная логика.
раздел логики, изучающий индуктивные рассуждения, используемые гл. обр. с целью получения индуктивных обобщений, объяснений, предсказаний, описаний и предписаний (см. Индукция). Осн. объект изучения в совр. И. л.— индуктивный вывод.
Модальная логика.
Модальная логика (от лат. modus — способ, мера) — логика, в которой кроме стандартных логических связок, переменных и/или предикатов есть модальности (модальные операторы). Модальности бывают разные; наиболее распространены временны́е («когда-нибудь в будущем», «всегда в прошлом», «всегда» и т. д.) и пространственные («здесь», «где-то», «близко» и т. д.).
Математическая логика.
Математи́ческая ло́гика (теоретическая логика, символическая логика[1]) — раздел математики, изучающий математические обозначения, формальные системы, доказуемость математических суждений, природу математического доказательства в целом, вычислимость и прочие аспекты оснований математики[2]. В более широком смысле рассматривается как математизированная ветвь формальной логики[3] — «логика по предмету, математика по методу»[4], «логика, развиваемая с помощью математических методов»[5].
Стратегия и тактика спора.
Уловки в споре:
Первое правило: необходимо явно сформулировать тезис (в виде суждения, системы суждений, проблемы, гипотезы, концепции и т.д.). Это правило выражает главное условие эффективности аргументации и критики.
Второе правило: тезис должен быть сформулирован четко и ясно.
Иногда в споре применяют уловку «умышленная нечеткая формулировка тезиса», т.е. умышленно формулируют тезис нечетко.
С первым правилом связана также уловка «чрезмерное требование уточнение тезиса». Она заключается в требовании разъяснить даже ясные выражения.
Еще одна уловка – «умышленное непонимание тезиса». Она может заключатся в изменении смысла выражения, с тем чтобы изменить смысл тезиса не в пользу пропонента. Например, вместо того чтобы сказать, что у человека заболела голова, говорят, что у него что-то с головой. Вместо «смотрит не поворачивая головы» говорят «смотрит косо».
Третье правило: тезис не должен изменяться в процессе аргументации и критики без специальных оговорок.
Еще одна разновидность ошибки «подмена тезиса» — «потеря тезиса». Например, выступает кто-то из студентов на собрании и говорит: «Мало мы занимаемся по вечерам.
В общежитии мы ходим друг к другу, отвлекаем друг друга от занятий». Выступающему бросают реплику: «Ты еще слишком молодой».
Он теряет тезис и говорит о том, что до поступления в институт работал на заводе, потом служил в армии. А тут и время истекло.
- Логика как наука и ее предмет.
- Логика – наука о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется.
- Предмет: мышление как средство познания объективного мира, те его формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления.
Источник: https://cyberpedia.su/5xbbec.html
Логика — Изучаемые дисциплины на специальностях — Останкинский институт телевидения и радиовещания
-
Подготовительное отделение
Логика представляет собой дисциплину, основанную на получении знаний об абстрактном мышлении относительно окружающих объектов, являясь при этом одним из наиболее важных инструментов любой науки. Кроме того, логические операции, которые эта дисциплина детально изучает, применяются и в быту, обычной жизни каждым человеком (иногда неосознанно).
Кому необходимо изучение логики?
Эта дисциплина не будет лишней ни для одного человека, однако есть профессиональные отрасли, для овладения которых изучение логики является обязательным. К ним относятся:
- преподавательская деятельность;
- программирование и математика;
- следовательская деятельность, криминалистика;
- юридическая отрасль, бухгалтерская и предпринимательская практика;
- менеджмент, аналитика;
- психология, медицина.
Цель изучения логики: формирование у ученика знаний о рациональном мышлении, о его законах, теории и практических приемах. В ходе изучения этой дисциплины студент получает представление о том, какие есть базовые понятия логики (суждение, аргументация, гипотеза и тд), ее законы (тождество, непротиворечия и тд).
Задачи освоения этой дисциплины заключаются преимущественно в изучении критериев получения достоверного результата относительно того или иного события, которые студент получает в процессе мышления, его структурировании и связи мыслей друг с другом.
Особенно это важно для юридической сферы деятельности, где логика помогает найти ошибки в суждениях, разработать правильную тактику построения доказательств и опровержения данных.
Задачи, которые выполняет логика, гораздо более обширны, чем решение абстрактных математических задач, с ее помощью можно получить возможность совершенствоваться в области любой профессиональной деятельности, требующей логического мышления, умения оперативно и верно принимать решения.
Что получает студент, прошедший курс дисциплины «логика»
Обучение базовым знаниям, касающимся этой дисциплины, дает возможность студентам получить следующие знания и навыки:
- умение мыслить правильно с точки зрения законов логики;
- навыки непротиворечивого, последовательного и связного выражения своих мыслей и применения их к конкретной деятельности;
- знания, касающиеся самых распространенных логических ошибок, умение их своевременно выявлять;
- владение основами правильного с точки зрения логики ведения дискуссий и споров.
Основные знания, которые получают студенты, изучившие логику:
- понятие нормы и суждения;
- основы вопросно-ответных ситуаций;
- определение понятий, их форм и классификаций;
- определение и значение таких понятий, как индукция, дедукция, аналогия, умение их применять на практике;
- изучение правил и законов выводов (касаемо логики высказываний);
- изучение формально-логических законов;
- основы доказательства и аргументации суждений;
- знания, касающиеся формы развития информации: проблема, понятие и структура гипотезы, а также ее виды;
- знания и правила, касающиеся установки причинно-следственных связей между теми или иными событиями и явлениями;
- знания, касающиеся соотношений между предметами, явлениями, процессами;
- умение выявлять однозначность истины;
- объективная и правильная оценка фактов, вероятностей, обстоятельств и ситуаций.
- Студенты, прошедшие курс дисциплины логика, должны в результате научиться осуществлять оценку доказательности тех или иных высказываний в процессе споров и дискуссий, не позволять себе допускать ошибки и быстро находить их в тех или иных суждениях других.
- Результатом прохождения курса является умение просчитывать варианты принятий решений, сосредоточения на структурированном мышлении, умение абстрагироваться от содержания мысли, вникая в ее сущность.
- Изучение логики дает возможность ознакомиться:
- с историей становления и развития диалектической и формальной логической науки;
- со связью логики с философией и другими науками;
- с основами мышления, касающегося вопросов и ответов;
- с практическими навыками оперирования понятиями и фактами;
- с теорией и практикой модальных и категорических суждений.
Таким образом, логика является разносторонней дисциплиной, ее применение на практике возможно во всех сферах профессиональной деятельности человека.
- Рабочая программа по дисциплине Логика(Размер: 633.58 Kb)
Учебная дисциплина изучается на следующих направлениях:
-
Вступительные испытания На базе среднего общего образования Перечень вступительных испытаний* Формы вступительных испытаний, проводимых Институтом самостоятельно Испытания творческой и профессиональной направленности Письменная экзаменационная работа – творческое сочинение Русский язык Письменное тестирование Литература ** Письменное…
Источник: http://www.ostankino-institut.ru/disciplines/logika.html
Понятие логики и её задачи
Понятие «логика» имеет несколько значений. Оно употребляется в различных ситуациях и чаще всего не в смысле логика как наука. Обычно в разговоре не задумываясь, произносим, например, логика вещей, или поступков. Подразумевая под этим последовательность действий или взаимозависимость событий.
Замечание
Г. К. Честертон писал: «Быть может он безумец, но в его безумии есть логика. Почти всегда в безумии есть логика, именно это и сводит человека с ума».
Понятие «логика» имеет много значений, следовательно его употребление в различных жизненных ситуациях не редкость. Ещё один пример логичное или наоборот нелогичное мышление.
В первую очередь, подразумевая доказательность высказывания. Кроме того, логика – это наука о мышлении. Первое упоминание о логике как науке датируется IV в. до н.э.
Спустя некоторое время, получила название формальной логики.
Предмет логики как науки
Говоря о понятии логики как науки подразумевается, что это наука о законах правильного и последовательного мышления. Однако не стоит забывать о том, что человеческое мышление самое многогранное и сложное явление во Вселенной.
Неспроста ведь оно изучается многими науками. Логикой в том числе. Всякое движение человеческой мысли, которое постигает истину, принципы добра и красоты, опирается на логические законы, даже не осознавая это.
Но человеческое подсознание всегда им следует.
Рассуждение – это особая форма принуждения. Размышляя, человек ощущает несвободу и прессинг. От воли человека зависит, на чём остановить свою мысль. В любой момент можно прервать размышление и отойти к совершенно иной мысли.
Однако если человек решит, что определённую тему следует домыслить до конца, то сразу же поневоле попадёт в сети логики. Это действует как механизм, который невозможно остановить, поскольку согласившись с одним утверждением, мысли его будут просто вынуждены принять и другие утверждения, которые являются логичным продолжением предыдущих.
И вне зависимости нравятся они его подсознанию или нет, человеческое подсознание и мысли должны их принять.
Например, допустив одно, человек автоматически лишает себя возможности утверждать иное, несовместимое с допущенным.
Представьте ситуацию, вы убеждены, что все металлы проводят электрический ток, следовательно, если вещество не проводит ток, оно не металл.
Или ещё ситуация, утверждая, что все птицы умеют летать, мы автоматически исключаем курицу, страуса и пингвина из разряда птиц. Это и есть логическое мышление под давлением, когда из одного утверждения следует несколько вытекающих.
- Понять, как это работает, можно только ответив на несколько вопросов:
- Где источник непрекращающегося принуждения?
- Какова природа этого источника?
- Что именно приходится считать несовместимым с уже принятыми утверждениями и как это работает в связке?
- В чём заключаются принципы работы человеческого мышления?
В поисках ответов на эти вопросы и родилась наука логика. Наука о мышлении и его функционировании. Наука о том, как срабатывает человеческое мышление под давлением его же мыслей и размышлений.
Обратившись к истории, то можно проследить за этапами развития логики как науки. На протяжении многих веков сфера конкретных интересов постоянно менялась. Неизменным оставалось лишь фундаментальное исследование того, как из одних утверждений можно выводить другие. Иными словами «что из чего следует».
Хотя не стоит забывать о том, что логика занимается не только этим вопросом, он является главным, но не единственным.
Поскольку наука эта изучает ещё и различные процессы и операции, например, операции определения и деления или классификации, операции доказательства и опровержения, занимается проблемами языка и правдоподобных рассуждений и т.п.
Задачи логического исследования
Основной задачей логического исследования является поиск и классификация установленных образцов правильного рассуждения. Эти образы представляют собой логические законы, на которых основывается правильное логическое мышление.
Рассуждать логично – значит рассуждать в соответствии с законами логики, соответственно рассуждать правильно. Из этого следует, что чётко сформулированные законы логики важны для науки. Становится понятным, что эти законы рождаются в сознании человека и не зависят от его воли.
Их принудительный характер для человека объясняется тем, что в конечном итоге они отображают общие принципы миропонимания и мировоззрения для человека.
И только потому, что человек практически всё время находится в процессе мышления, законы логики нам кажутся иногда такими очевидными и изначально присущими человеческой способности к рассуждению.
Древнегреческий философ Платон рассуждал о логике так: «Бог создал зрение и вручил его нам, чтобы мы видели на небе движение Разума мира и использовали его для руководства нашего собственного разума». Он уверял, что человеческий разум – это лишь часть той разумности, которая правит на земле, а способность к размышлению – невольное воспроизведение той разумности, которую нам подарил бог.
Ученик Платона Аристотель первым дал обоснованное определение о природе и принципах человеческого мышления.
Он уяснил, что «принудительная сила наших речей» существует по особым законам – законам логического мышления, благодаря которым человеческое подсознание принимает утверждения один за другим по цепной реакции, и отметать то, что не соответствует принятому изначально. Труды Аристотеля принято считать началом систематического исследования логики и её законов.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что изучению логики как науки посвящено около двух с половиной тысячелетий. Раньше логики начали развиваться как науки только математика и философия.
Виды логики: традиционная и современная
Как уже говорилось, история логики насчитывает около двух с половиной тысяч лет, и немудрено, что эти периоды были поделены исследователями на определённые периоды в соответствии с предназначением и общим восприятием. Этих периода два, которые и поделили логику как науку на два вида:
- Традиционный.
- Современный.
Традиционная логика начинается с самых истоков в древней Греции и заканчивается появлением на рубеже XIX и XX вв. абсолютно новой современной логики. Последняя, в свою очередь, относится к нынешнему времени.
Её принято называть еще математической логикой или символической. Несложно догадаться, что традиционная является предшественницей современной логики.
А её содержание практически полностью вошло в состав математической, но не заняла какое-то основное место, а напротив, ей отвели совершенно незначительную часть.
Говоря о логике традиционной, то она в корне была философской наукой. Базировалась на законах философии. Исследователи толковали причинно-следственные связи, опираясь на понятия философии. В ней не использовались как-либо специальные символы или обозначения. Традиционная логика как наука описывалась естественным языком и не содержала в себе никаких дополнительных истолкований.
Касательно современной логики, то она являет собой синтез двух наук: математики и философии.
Если углубляться в процессы, то станет ясно, что это произошло потому, что в философские исследования стали внедрять математические методы.
Новые своеобразные методы представляют собой использование искусственных языков при исследовании различных процессов. Этого не делали ранее, поэтому математическая логика в корне отличается от традиционной.
Внедрение математических методов в изучение логики позволило во многих ситуациях избежать двусмысленности и логической неясности, что не позволительно было при использовании только естественных языков.
Второе название «символическая логика» родилось в процессе становления и перемены способа изучения. Использование множества математических символов позволило называть современную науку еще и символической.
Однако все эти имена имеют один и тот же смысл – современная логика. По роду занятия она не чем не отличается от традиционной. Задачи остались те же: поиск и изучение правильных методов мышления.
Различия заключаются только в применяемых для исследования методах.
Пример
«Изобретателем» современной логики по праву считается немецкий философ Г. В. Лейбниц. Именно он первый высказал предположение о том, что доказательство можно представить в виде вычисления, подобно тому, как это делается в точных науках, например, в математике.
Принципы правильного рассуждения
Главная задача логики как науки заключается в изолировании правильных способов умозаключения от неправильных. Правильное рассуждение строится следующим образом: из правильного или истинного рассуждения вытекает обоснованное следствие. Если посылки обоснованные, то можно утверждать, что правильное умозаключение даёт из них обоснованные заключение.
Пример, который использовали ещё во времена Древней Греции: «Все люди смертны. Все греки люди. Следовательно, все греки смертны». В этом варианте первые два предложения – это посылки умозаключения, а третье – заключение.
Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/filosofija/filosofija-nauki/zadachi-logiki/
Openedu.ru
- 16 недель
- от 6 до 7 часов в неделю
- 3 зачётных единицы
Курс формальной логики направлен на демонстрацию связи естественного языка и мышления, закономерности последнего с точки зрения его структурной организации, возможности построения логических исчислений. Строится на основе традиционной аристотелевской логики и логики высказываний, завершается теорией аргументации.
Курс посвящен структурной, или формальной, стороне нашего мышления. Он является базовым, показывающим взаимосвязь мышления и языка, идеального содержания первого и его материальной организации посредством второго.
Этот курс про то, почему мы, приняв те или иные утверждения в качестве исходных и истинных, можем и должны прийти не к какому угодно, а к вполне определенному – единственно возможному – заключению.
Формат
Курс содержит 19 тем. Каждая тема содержит три раздела – лекция, практическое занятие, самостоятельная работа. Лекционный раздел включает видеоролик, презентацию, конспект, глоссарий, тест и список рекомендуемой литературы.
Раздел «Практическое занятие» состоит из методических рекомендаций, примеров решения задач, собственно задач и списка литературы, к которой можно обратиться.
Самостоятельная работа предполагает одно задание, направленное на решение нестандартных задач или на изучение материала по теме, не вошедшего в лекцию и практическое занятие.
Требования
Не требует специальной подготовки
Программа курса
Программа курса включает 19 тематических занятий, каждое из которых предполагает лекционные материал, практические задания и задание для самостоятельной работы учащегося:
- Предмет и значение логики
- Понятие как форма мышления
- Логические операции с понятиями
- Суждение как форма мышления
- Логический анализ вопросов
- Сложное суждение
- Операции над сложными суждениями
- Логический квадрат
- Логический закон
- Модальные суждения
- Умозаключение как форма мышления
- Непосредственные дедуктивные умозаключения
- Простой категорический силлогизм
- Сложные и сокращенные силлогизмы
- Дедуктивные умозаключения из сложных посылок
- Недедуктивные умозаключения
- Проблема, гипотеза и теория и их место в научном познании
- Доказательство и опровержение
- Стратегия и тактика аргументации
Результаты обучения
Способность выделять логическую структуру естественного языкового мышления и манипулировать ею согласно правилам логики. Навык выстраивания аргументации разными способами. Навык обнаружения логических ошибок в рассуждениях.
Формируемые компетенции
- ОК-5: способность к коммуникации в устной и письменной форме на русском и иностранных языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия;
- ОК-7: способность к самоорганизации и самообразованию;
- ОПК-4: способность осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации
Источник: https://openedu.ru/course/spbstu/LTARG/
Логика науки
Логика науки — это направление логико-философских исследований научного знания, основными задачами которого являются описание строения и структуры науки (см.
Наука), определение наиболее важных познавательных функций научного знания и анализ используемых в различных научных дисциплинах (математике, естествознании, социальных, гуманитарных и технических науках) логических процедур получения и обоснования знания, методов доказательства и опровержения.
По своим задачам логика науки тесно связана с философией науки, социологией науки и психологией научного исследования и открытия. Основное отличие логики науки от философии науки состоит в том, что в ней преимущественное внимание уделяется использованию средств современной формальной логики (см.
Логика формальная) для анализа научного знания, в то время как в философии науки главными методами исследования являются эпистемологические, историко-научные и методологические средства, причём научное знание рассматривается не только в контексте его структуры и функций, но также и в аспекте его генезиса.
От социологии науки и психологии научного исследования логика науки отличается тем, что центральные её проблемы концентрируются вокруг построения теоретических, формальных — в идеале формализованных моделей научного знания, а социология и психология науки ориентированы на эмпирические исследования структуры, функций и форм деятельности научного сообщества (социология науки) и выявление психологических механизмов создания нового знания (психология научного исследования). В логике науки иногда выделяется особая область — логика научного исследования, в которой основной акцент делается на анализе динамической, процессуальной стороны научного творчества.
Исследования по логике науки начались в период формирования современной экспериментальной науки в XVI–XVII веках в трудах Г. Галилея, Ф. Бэкона, Р. Декарта, Г. В. Лейбница, Д.
Юма и других классиков философии Нового времени, хотя в то время и даже значительно позже термин «логика науки» не использовался. Существенный вклад в разработку этой проблематики внёс позитивизм О. Конта, Г. Спенсера, Э. Маха, прагматизм Ч. Пирса и У. Джемса, конвенционализм А.
Пуанкаре, операционализм П. У. Бриджмена и другие направления исследований. Специальное внимание исследованию логических оснований научного знания было уделено в середине и в конце XIX века Дж. Гершелем, У. Уэвеллом, Дж. С. Миллем, С. Джевонсом, П.
Дюгемом и фактически с их исследований началась реальная история логики науки с преимущественным акцентом на разработку проблем индуктивного обоснования научного знания.
В XX веке логика науки стала одной из наиболее активно разрабатываемых областей философско-логических исследований. Этому способствовала возможность использования для анализа научного знания средств математической логики, основы которой были заложены Дж. Булем, Г. Фреге, Б. Расселом и другими.
Существенные результаты были получены в первой трети XX века и позднее сторонниками логического позитивизма (М. Шлик, Р. Карнап, Г. Рейхенбах, Ф. Франк, К. Гемпель и другие), которые в своих исследованиях опирались на фундаментальные работы Рассела по логическому атомизму и на «Логико-философский трактат» Л.
Витгенштейна.
В 1950–1980-е годы важную роль в разработке идей логики науки сыграли работы представителей критического рационализма (основатель этого направления К.
Поппер ещё в 1930-е годы получил известность как оригинальный исследователь проблем логики и роста научного знания) и постпозитивизма (Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, С. Тулмин, Д. Агасси и другие). В результате в XX веке в рамках аналитической философии (см.
Аналитическая философия) сформировались три главных направления исследований по философии и логике науки:
- Логический анализ языков науки и исследования по формализации таких языков.
- Лингвистический анализ обыденного языка, который, естественно, используется также и в науке.
- Логико-методологический анализ развития научного знания, смены парадигм научного исследования, логические и внелогические факторы динамики научного знания.
В последние десятилетия XX века к этим трём направлениям добавились исследования по использованию средств так называемой неформальной логики (Informal Logic) для анализа научного, главным образом гуманитарного, знания.
В России и Советском Союзе разработка проблем логики науки велась на рубеже XIX и XX веков преимущественно в связи с анализом гуманитарного знания (Н. Лосский, А.
Лосев и другие) и весьма активно, начиная с 1950–1960-х годов, в области исследования современного математического, естественнонаучного, социального и технического знания (В. Асмус, Б. Кедров, П. Копнин, А. Ахманов, В. Смирнов, А. Зиновьев, Б. Грушин, М.
Мамардашвили, Г. Щедровицкий, Д. Горский, Б. Грязнов, М. Попович, А. Уемов, А. Огурцов, В. Стёпин и многие другие).
Один из наиболее распространённых взглядов на логику науки вплоть до 1960-х годов состоял в рассмотрении её как прикладной формальной логики, то есть дисциплины, которая имеет своим предметом применение идей и методов формальной (математической) логики к анализу структуры научного знания.
Такое понимание логики науки справедливо лишь отчасти, ибо формальная логика оперирует со статическими, неизменяемыми объектами, и областью её применения являются лишь результаты научного познания, а не процесс получения новых идей.
Логика науки не ограничивается лишь сферой прикладной формальной логики, а имеет своим предметом также механизмы роста и развития знания. В самом общем смысле термин «логика науки» означает не что иное, как возможные пути, способы, методы преобразования, развития и обоснования наличного содержания знания.
Наиболее важной задачей логики науки является построение абстрактных моделей развития знания (примерами таких моделей являются «структура научных революций» Т. Куна или («Исследовательская программа» И. Лакатоса).
Однако логика науки не исчерпывается этим формальным моментом, она также ориентирована на тот наличный мыслительный материал, который был аккумулирован наукой в процессе её исторического развития.
Условно можно выделить три слоя логики науки, которые специфичны как сами по себе, так и в отношении к реальной истории науки. Логика в первом смысле — это формальная структура науки в её статическом и динамическом аспектах.
Статический аспект логики науки составляют её готовые, завершённые результаты, которые являются предметом формально-логического и методологического анализа (гипотетико-дедуктивные модели науки, теории логического вывода, структура научной теории и тому подобные).
Динамический аспект логики науки составляют механизмы роста и развития научного знания, представленные, к примеру, современными некумулятивными концепциями (моделями Т. Куна, К. Поппера и тому подобными). Реальная история науки движется в тех структурных рамках, которые «предписываются» логикой науки.
Логика во втором смысле — это пространство возможностей развития некоторого мысленного содержания в рамках определённой логической формы. Это как бы «трансцендентальная» логика науки, то есть логика, исследующая применение абстрактных моделей к известному эмпирическому содержанию.
История в этом случае есть знание того, как и почему реализовались те или иные возможные точки роста научного знания. Наконец, логика в третьем смысле — это логика формирования философских и научных категорий в процессе истории.
Такие логические категории, как закон, качество, количество, причина, следствие и другие, являясь продуктом общественно-исторической практики, одновременно представляют собой те категориальные рамки, которые делают возможным сам процесс исторического развития научного мышления.
Следует, однако, иметь в виду, что указанные три слоя логики науки в их соотношении с историей науки являются той объективной основой, реальной историей развития науки, которая отображается в тех или иных методологических концепциях и соответствующих историко-научных реконструкциях. Причём каждому новому этапу в развитии науки соответствуют определённые формы методологической (логической) и историко-научной рефлексии. Так, эмпирико-описательная стадия в развитии науки нашла своё методологическое отражение в индуктивизме, а успехи математики и теоретического естествознания породили рационалистическую традицию в методологии (см. Методология).
Одной из наиболее важных исходных проблем логики науки является различение научного и ненаучного знания, в частности метафизического.
Логические позитивисты решали эту проблему с помощью принципа верифицируемости — подтверждения универсального высказывания (закона) на основе установления истинности соответствующего факта или единичного свидетельства (см. Верифицируемость). Такое подтверждение закона может быть только частичным, и поэтому Р. Карнап, Г.
Рейхенбах и другие разработали вероятностную концепцию подтверждения, которая, однако, не давала возможности установить истинность соответствующего универсального утверждения. К.
Поппер переформулировал эту проблему: с его точки зрения проблема демаркации науки и метафизики не является вопросом анализа языка, а представляет собой действительную философскую проблему, которую можно решить, используя принцип фальсифицируемости — доказательства ложности универсального высказывания (закона) на основании установления истинности противоречащего ему единичного свидетельства (по логическому закону modus tollens). Согласно этой концепции, все научное знание погрешимо, оно носит предположительный характер, признается научным сообществом в качестве правдоподобного до тех пор, пока не опровергается фактическими данными науки, но в конечном счёте должно быть заменено на более истинные научные гипотезы (см. Гипотеза) и теории (см. Теория).
В логике науки значительное внимание уделяется исследованию логических способов обоснования теоретического знания.
Логические позитивисты пытались решить эту проблему на основе редукции (сведéния) теоретического знания к эмпирическому, которое базируется на данных чувственных восприятий (протокольных предложениях) и в истинности которого, как представляется, нет оснований сомневаться.
В этой программе были получены интересные результаты при исследовании логических проблем редукции, однако в целом реализовать её не удалось. Эмпирическое знание, в основе которого в конечном счёте лежат субъективные чувственные восприятия, не может рассматриваться как безусловно истинный фундамент научного знания.
Кроме того, решение проблемы редукции сталкивается с так называемой «дилеммой теоретика», сформулированной одним из лидеров логического позитивизма, К. Гемпелем: если теоретические понятия сводимы к эмпирическим, то они не нужны; если же они не сводимы к эмпирическим понятиям, они тем более не нужны.
В результате проблему редукции не удалось решить в общем виде, и можно говорить о сведéнии теоретических понятий к эмпирическим только применительно к отдельным областям знаний и только в связи с обсуждением конкретных, специальных научных проблем.
Среди других проблем логики науки, получивших основательную разработку во второй половине XX века, следует назвать дедуктивно-номологическую модель научного объяснения, предложенную в современной формулировке Поппером и Гемпелем (дать объяснение некоторого события — значит дедуцировать описывающее его высказывание, используя в качестве посылок один или несколько универсальных законов вместе с определёнными начальными условиями), логический анализ наблюдения, измерения, эксперимента, логическое описание методов построения научных теорий (эмпирического, аксиоматического, конструктивного и так далее), разработка логических методов оценки правдоподобности научных теорий и другие.
Источник: https://gtmarket.ru/concepts/7077
Вводный раздел. Логика как наука
Вводный раздел. Логика как наука
- Прежде чем непосредственно приступить к проблематике логики, необходимо иметь хотя бы общее представление о самой этой науке — уяснить себе ее предмет, познакомиться с историей ее возникновения и развития вплоть до наших дней, осмыслить ее принципиальное значение для научного познания и практической деятельности вообще, для юристов в частности и особенности.
- Без такого общего представления о логике в целом трудно понять отбор самих логических проблем, оценить место и значение каждой из них в ряду других.
- Следующая глава
1.1. Логика как наука
Логика относится к числу древнейших наук, первые учения которой о формах и способах рассуждений возникли еще в цивилизациях Древнего Востока (Китай, Индия). В западную культуру принципы и методы логики вошли главным образом благодаря усилиям античных
§ 2. ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА КАК НАУКА
Чтобы дать определение логической формы мысли и указать способы выявления логических форм различных мыслей, выделим среди выражений естественного языка термины, называемые логическими. К ним относятся союзы “и”, “или”, “если…, то…”,
Глава 1. ЛОГИКА КАК НАУКА
Освоение проблем формальной логики требует глубокого понимания, в первую очередь, ее объекта и предмета как науки, уяснения методологической роли для конкретного вида деятельности. При этом решаются не только теоретические задачи. Познание
РАЗДЕЛ 6. ЭТИКА, ИЛИ НАУКА ЖИТЬ 43) «ЗНАНИЕ – ГЛАВНАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ» (СОКРАТ)
Слова, принадлежащие древнегреческому философу Сократу, раскрывают суть его отношения к понятию о нравственном назначении человека.Сократ говорит, что «есть одно только благо – знание и одно
Глава I ЛОГИКА КАК НАУКА § 1. РОЛЬ МЫШЛЕНИЯ В ПОЗНАНИИ
Логика — наука о законах и формах, приемах и операциях мышления, с помощью которой человек познает окружающий мир. Данное определение предполагает прежде всего выяснение вопроса, сформулированного в названии
§ 2. ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА КАК НАУКА
Чтобы дать определение логической формы мысли и указать способы выявления логических форм различных мыслей, выделим среди выражений естественного языка термины, называемые логическими. К ним относятся союзы “и”, “или”, “если…, то…”,
§ 1. Логика как наука о типах порядка
В предыдущих главах мы видели, что обоснованность доказательства зависит не от истинности или ложности посылок, а от их формы, или структуры. В качестве фундаментальной задачи логики мы признали изучение этих объективных отношений
Глава 4. НАУКА САКРАЛЬНАЯ И НАУКА ПРОФАНИЧЕСКАЯ
Выше мы показали, что в традиционных цивилизациях в основе всего лежит интеллектуальная интуиция. Иными словами, в таких цивилизациях самым существенным является чисто метафизическая доктрина, а все остальное проистекает
Раздел II.
Наука как традиция
(Розов М.А.)
Логика открытия и логика оправдания гипотезы
В стандартной модели развития теории, которая разрабатывалась в рамках позитивистской традиции, логика открытия и логика обоснования резко разделялись и противопоставлялись друг другу. Отголоски этого противопоставления
Первый раздел.
Онтологическая логика I. Бытие
А. Качествоа) Бытие§ 161) Началом знания является непосредственное, лишенное определений понятие бытия; 2) по своей бессодержательности это понятие представляет собой то же самое, как и ничто. Как мышление такой пустоты ничто в
Второй раздел.
Субъективная логика I. Понятие
§ 54Понятие есть целое определений, сведенное в их простое единство.§ 55Понятие имеет моменты всеобщности, особенности и единичности.§ 56Всеобщность есть его внутри себя существующее единство в определении. Особенность есть
Наука сакральная и наука для профанов
Ранее мы уже говорили, что в традиционных обществах в основе всего находится интеллектуальная интуиция. Иначе говоря, метафизическая доктрина является самым важным элементом такого общества, а все остальные области человеческой
2. Наука не рождается из мифа, но наука всегда мифологична
В связи с этим я категорически протестую против второго лженаучного предрассудка, заставляющего утверждать, что мифология предшествует науке, что наука появляется из мифа, что некоторым историческим эпохам, в
2. Вводный и гуманистический элементы в церковной школе
В отличие от средневековой ситуации современная церковная школа и школа, управляемая церковью, зависят от небольшой части религиозной жизни, от того или иного вероисповедания или группы, исповедующей ту или иную
Источник: https://fil.wikireading.ru/18318
Логика, как наука о правильном мышлении Среднее время прочтения:
Логика относится к числу наиболее прогрессирующих гуманитарных наук второй половины XX века. Она представляет собой развитую научную дисциплину, имеющую десятки направлений. Каждая из логик(классическая, диалектическая, математическая, неклассическая и др.
)имеет свой предмет и сферу приложения, но все они базируются на классической логике, основанной Аристотелем. Прежде всего, знакомство с логикой приучает нас точно мыслить и ясно излагать свои мысли. Многие люди вообще не способны связать двух слов.
Другие говорят, но так бессвязно и расплывчато, что ничего не поймешь. Логика содействует формированию связной и ясной речи. Логика воспитывает умение обосновывать свои идеи и решения и убеждать других людей.
Если вы способны обосновать свою мысль, решение того или иного вопроса, то ваша речь будет не только ясной, но и убедительной. Каким бы родом деятельности вы ни занимались, часто это – необходимое условие ее успеха.
Можно согласиться с неоднозначным применением термина «логика», ибо такое применение этого термина противоречит как истории философии, так и научному словоупотреблению вообще. Н.
Кондаков в своем «Логическом словаре» указывает, что термин «логика» применяется в трех различных смыслах. На три значения термина «логика указывает и А.
Лаланд в своем получившем широкую известность словаре философских терминов.
— Salik.biz
Не менее важно и то, что знакомство с логикой постепенно формирует привычку анализировать свои и чужие рассуждения. Логика вооружает нас и средствами, позволяющими обнаружить, точно обозначить и устранить ошибку рассуждения.
Она помогает нам справиться с демагогией и софистикой, избавляет нас от того земляного простодушия, которое легко толкает нас в объятия сладкоречивых жуликов, в том числе занимающихся наукой и писательством. Обращаются, например, к вам с таким рассуждением: «Я – человек, а вы – не я, следовательно, вы – не человек».
И даже если вы чувствуете, что здесь что-то не так, сможете ли вы достойно возразить? Вряд ли.
В лучшем случае буркнете что-то вроде «Сам дурак!» и отойдете с чувством интеллектуального унижения. Знакомство с логикой даст вам возможность определить, что это за рассуждение, каким требованиям оно должно удовлетворять и какое из этих требований здесь нарушено.
Указав на все это, вы пристыдите демагога или невежду, и уже он отойдет от вас, посыпав голову пеплом.
Это может странно звучать, но мне бы очень хотелось, чтобы знание логики научило людей в полной мере использовать потенциал дискуссий и бесед, избегать спора, ибо в споре не рождается истина… И в повседневной жизни, и в профессиональной деятельности нам часто приходится вступать в полемику по разным поводам.
Спорить мы, как правило, не умеем, и наши столкновения чаще всего заканчиваются перебранкой, криком, а то и дракой. Более того, спор не ведет к прояснению истину, но лишь помогает утвердиться одной из двух ложных утверждений.
Познакомившись с логикой, вы научитесь корректно отстаивать свое мнение, опровергать ошибочное убеждение своего оппонента, находить компромиссы, разоблачать недобросовестные приемы и уловки, уводящие не просто от правды, но и от истины. То же самое обстоит и с характером мысли.
Начнем с того, что мысль называется истинной, если она соответствует своему предмету, т.е. представляет объект, ситуацию, положение дел так, как они существуют в реальности, само по себе. Если же мысль не соответствует своему предмету, искажает его, ее называют ложной. Например, мысль о том, что русский композитор А.П. Бородин был химиком, является истинной, так как Бородину действительно принадлежит целый ряд трудов и открытий в области химии. Однако мысль о том, что на яблоне растут бананы, будет ложной, ибо дает искаженное представление о яблоне.
Логическая правильность рассуждения есть его соответствие правилам, законам логики. Если вы опираетесь на истинные данные и рассуждаете правильно, то вы всегда получите истинное заключение. Это логика гарантирует. К сожалению, можно правильно рассуждать, но исходить при этом из ложных посылок.
В таком случае вы можете прийти к любому заключению – как к истинному, так и к ложному. Как говорится, из лжи следует все что угодно. Например, если вы приняли посылку «Все тигры питаются травой», то из нее вы можете сделать как истинный вывод: «Некоторые травоядные полосаты», так и ложный – «Некоторые травоядные есть тигры».
Важно иметь в виду следующее: логика не может сказать, истинны ли те или иные посылки – это задача конкретных наук и повседневной практики, – но она помогает нам сделать наши рассуждения правильными. Если вы опираетесь на ложь, ваши рассуждения могут привести вас куда угодно.
Если вы опираетесь на истину, правильные рассуждения приведут вас только к истине.
В наш прагматичный век, сталкиваясь с чем-то для себя новым, люди первым делом спрашивают: «А зачем мне это нужно?» Увы, простая любознательность постепенно исчезает, да и вечная погоня за карьерой, успехом, просто за куском хлеба почти не оставляет времени и сил на занятия, не приносящие немедленной пользы. Поэтому – зачем? Зачем мне читать эту книжку? Быть может, следующие соображения покажутся вам заслуживающими внимания.
И все-таки, самое важное – логика вырабатывает привычку думать. Современная жизнь вынуждает человека много знать, поэтому системы школьного и высшего образования построены таким образом, чтобы вложить в голову учащегося как можно больше информации. Но они, как правило, не учат думать, не стремятся развить эту драгоценную способность человека.
Поэтому многие не любят и не умеют думать. Вместо того чтобы задуматься и найти свое решение тех или иных проблем, мы охотно полагаемся на мнение какого-нибудь телевизионного вещателя, друзей или знакомых. Конечно, думать трудно, напряженное размышление забирает столько сил, сколько тратит шахтер или молотобоец.
Но ведь думать необходимо, если вы не хотите прожить всю свою жизнь куклой, которую дергают за веревочки ловкие манипуляторы. А когда «думание» становится привычкой, оно начинает доставлять наслаждение. Так атлет, хрустя позвоночником, обливаясь потом, со стонами развивает свои мышцы.
Зато потом, какой восторг доставляет ему игра этих мышц, когда каждая клетка тела поет о радости телесного бытия!
Стремление к «истине», поиск «истинного бытия» свойственны многим человеческим культурам; и поэтому – когда возникает вопрос об уникальных особенностях европейской культуры – одним лишь «стремлением к истине» невозможно выделить ее из множества прочих, как невозможно опознать по этому признаку и действительных ее «представителей». Ибо все те, кому приходило в голову озадачиться поиском «истины», так или иначе находили то, что они могли бы счесть удовлетворительным результатом своих исканий.
Люди, которые используют в своих умозаключениях и высказываниях законы правильного мышления, относятся к разряду рациональных. Ну, а люди, которые в своем познании и интерпретации окружающего мира используют интуицию и эмоции, а также фантазии и основанные на этом представления – относятся к разряду интуитивных.
Рекламное видео:
Изначально, все люди, без исключения, приобретают в ходе обучения и воспитания привычку, к элементарному(«магнитофонному»)мышлению, которое большей часть основано, как раз, на интуиции, эмоциях и собственных представлениях относительно окружающего мира.
Это привычное мышление, так и остается сопровождать некоторых людей на протяжение всей их жизни, в то время, как исключительно небольшое число людей достигают способности воспринимать мир и его порядок вещей в мире должным образом — правильно.
Начать переориентацию с привычного мышления в сторону правильного мышления не совсем просто. Сложность подобного поворота обусловлена с сопутствующей тому необходимостью переосмыслить ряд жизненных ценностей.
Более того, как мы это часто можем наблюдать, истинная потребность в правильном мышлении возникает лишь в редких случаях. А именно, в классической науке или в условиях, когда следует принять решение, касающееся разрешения или предупреждения вероятных конфликтов, споров или разногласий.
Логика, безусловно, сопутствует естественным наукам(математики, физики, химии и др.), но исследование указанного среза не входит в задачу данной статьи, следовательно, ограничимся попыткой прояснить место и значение правильного мышления в практической жизнедеятельности человека.
Прежде всего, стоит раздвинуть завесу напущенной строгости и требовательности к человеку, признав, что люди не могут постоянно использовать рациональное мышление, уж тем более мышление правильное.
В силу сложившихся обстоятельств, люди «обречены» мыслить интуитивно, следуя шаблонам, которые являются привычными не только им самим, но и окружению, с которыми им повседневно приходится иметь дело. Это значит, что люди мыслят так, как считают правильным «по-своему».
Именно с этой, данной точки зрения, мы могли бы, отвечая на вопрос: «А кто прав больше, чем тот, кто прав по-своему?», ответить, что «Прав тот, кто думает не о себе».
То, что «внутри» у одного не обязательно переходит во «внутрь» другого, так как другой человек рождает свое «нутро», что совершенно невозможно при рациональном подходе, где всегда найдутся слова, способные собой заменить сомнительные жесты и не допустят кривотолков и инотолкований.
Люди могут себе позволить мылить привычным образом, не имеющим ничего общего с логикой, только в том случае, если они преследуют свою личную цель в кругу своих единомышленников, чьи ценности являются ограниченными или заостренными на решении некой внутренней задачи, которую одинаково представляет и понимает каждый, кто взаимодействует в пределах очерченного круга. Но, в случае, если деятельность таких людей будет выходить за рамки указанного круга, то они, тем не менее, будут вынуждены волей или неволей считаться с законами правильного мышления, научной логики. В этом нет ничего страшного, как пытаются некоторые такое положение дела представить. Единственное – привычное, интуитивное мышление непригодно в научных дискуссиях или в рациональном познании. Но таковых дискуссий не так уж и много в повседневной жизни. Обыденные отношения сплошь заполнены и насыщены интуитивным, эмоциональным и фантазиями…
В самой науке логике утверждается, что интуитивное и рациональное не пересекаются. Если двое стоят на разных позициях, консенсус невозможен. Сложность ситуации в том, что один из них не может понять умозаключения другого. Догадайтесь сами, кто не может.
Вывод простой: если человек желает овладеть истиной, то следует обратиться к рациональному мышлению, к логике научной.
Люди, желающие просто потешить себя, свое воображение и отдаться воле эмоций, могут оставаться такими, какие они есть и жизнь сама выбирает последнее, поскольку это достается без труда…
В бурном потоке жизненных перемен, одно остается неизменно: сегодня, как и всегда, важно обладать способностью, не только приобретать знания, но и использовать их для решения огромного количества чрезвычайно сложных задач.
Способность решать задачи, имеющие не личную, а общественную ценность, зависит от того, сколь разумно мы поступаем, сколь часто мы поступаем так, как надо, а не от того, поступаем ли мы так или иначе, руководствуясь лишь эмоциями и интуицией, следуя не тому, что надо, а просто-напросто тому, что очень сильно хочется.
Злоключения и хитросплетения жизненных обстоятельств стали такими ухищренными и полными лукавства, что, даже говоря о необходимости приобретать и использовать знания, приходится еще констатировать необходимость в правильных знаниях и в правильном их употреблении.
Количество и качество знаний не есть уже одно и то же, равно как качество знаний не есть обязательно правильное знание. Дело в том, что знанию, когда оно не правильное, может быть присуще множество качеств, например, «недостаточное», «неполное» и др.
Правильное мышление, позволяющее достичь правильных знаний, есть величайшая ценность, которая не может быть навязана уже в силу того, что не все в одинаковой мере к ней предрасположены и способны.
В этой связи, неловкие попытки представить структуру того или иного человеческого общества аристо-демократическим, может быть оправдано уже тем, что во всяком обществе есть аристократы мысли, чьи помыслы, мысли, мышление и знания, являются, пусть не всегда востребованными, но единственно правильными. Равно, как есть еще часть общества, демос, который руководствуется(или которому удобно до поры до времени, руководствоваться)исключительно собственным понимаем вещей и правды — «своей правдой».
Источник: https://salik.biz/articles/17541-logika-kak-nauka-o-pravilnom-myshlenii.html