Лосский Н. и его философия — биография, творчество и деятельность философа

Николай Онуфриевич Лосский (1870–1965) — русский философ, представитель религиозной философской мысли, один из основоположников интуитивизма в философии.Лосский Н. и его философия - Студенческий портал

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!

Оценим за полчаса!

Биография

Николай Онуфриевич Лосский родился 24 ноября (6 декабря) 1870 года в местечке Креславка Динабургского уезда Витебской губернии (ныне город Краслава в Латвии). С 1881 года учился в гимназии в Витебске, где увлёкся социалистическими идеями, за что в 1887 году был исключён из учебного заведения.

Продолжил образование в Швейцарии, где посещал лекции на философском факультете Бернского университета (1888–1889). Вернувшись в 1889 году в Россию поступил в Санкт-Петербургский университет.

В 1895 году окончил с дипломом I степени естественное отделение физико-математического факультета; с 1894 года посещал лекции на историко-филологическом факультете, который также окончил с дипломом I степени в 1898 году. Учился, в частности, у Александра Ивановича Введенского и Алексея Александровича Козлова.

Был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию по кафедре философии. В 1901–1903-х годах учился в Германии у Вильгельма Виндельбанда в Страсбурге и у Вильгельма Вундта в Лейпциге.

В 1903 году получил степень магистра философии за диссертацию «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма»; в 1907 году — степень доктора философии за диссертацию «Обоснование интуитивизма». С 1900 года стал приват-доцентом, а с 1916 — профессором Санкт-Петербургского университета. Был активным участником, затем членом правления Философского общества при Санкт-Петербургском университете.

В 1905 году вступил в Конституционно-демократическую партию России (партию кадетов) и некоторое время принимал участие в работе кадетских организаций.

alt

Узнай стоимость своей работы

Бесплатная оценка заказа!
Читайте также:  Анализ жизненного цикла товара - что это такое и концепция процесса

Оценим за полчаса!

Октябрьскую революцию 1917 года не принял, после чего был лишён университетской кафедры и в 1922 году был выслан в Германию в составе большой группы российской интеллигенции, не принявшей марксистской идеологии.

Вскоре, по приглашению чешского философа и общественного деятеля Томаша Масарика, перебрался в Прагу, где преподавал в Русском университете, а также в университетах Брно и Братиславы. В 1945 году переехал во Францию, где читал лекции по философии в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже.

С 1946 по 1961 год жил в Соединённых Штатах Америки, где преподавал богословие в Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке. В 1961 году вернулся во Францию, где провёл последние четыре года своей жизни. Ушёл из жизни 24 января 1965 года в Париже.

Основные труды: «Обоснование интуитивизма» (1906), «Введение в философию» (1911), «Интуитивная философия Бергсона» (1914), «Мир как органическое целое» (1917), «Основные вопросы гносеологии» (1918), «Свобода воли» (1927), «Ценность и бытие» (1931), «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» (1938) и «Условия абсолютного добра. Основы этики» (1949), «История русской философии», (1951). «Достоевский и христианское миропонимание» (1951), «Характер русского народа» (1957).

Творчество и деятельность

Философское учение Лосского представляет собой единую сложно выстроенную систему, в основу которой положен ряд фундаментальных принципов, главный из которых — специфически истолкованный принцип интуитивизма.

Первооснованием этой системы стала «пропедевтическая гносеология» интуитивизма — на её фундаменте предполагалось выстраивать онтологию и метафизику, философскую психологию, антропологию, логику, этику, эстетику, социальную философию. Завершением её должно было стать учение о Царстве духа как Царстве Божием.

Наиболее разработаны в философии Лосского гносеологические, онтологические, религиозно-теологические, этические, аксиологические аспекты.

Гносеологическое учение Николая Лосского, в тенденции объединяемое с онтологией, получило название интуитивизма.

Из сравнительно-типологического анализа, изложенного, прежде всего, в работе «Обоснование интуитивизма» (1906), эмпиризма и рационализма их достоинств и их недостатков, он делает вывод: новая гносеология «должна отказаться от предпосылки рационализма и эмпиризма, согласно которой субъект и объект обособлены друг от друга…» Необходимо «снять перегородки между субъектом и объектом, признать их первоначальное единство…» (Н. О. Лосский: Избранное. — М., 1991, с. 67–68). От анализа знания, характерного для традиционной логики и гносеологии, Лосский переходит к исследованию переживания. «Согласно нашей точке зрения, — пишет он, — сравниваемое переживание и есть объект знания…» (там же, с. 76). Свой интуитивизм он также именует эмпиризмом, но в отличие от «индивидуалистического» классического эмпиризма подчёркивает его всеобщие моменты, благодаря чему он становится «универсалистским эмпиризмом», ибо предмет его — также и сверхчувственное, которое, однако, не есть сверхопытное. Лосский стремится включить в интуитивистскую концепцию «мистические» элементы: речь в данном случае идёт о таких сторонах религиозного опыта, благодаря которым человек способен переживать Бога так же непосредственно, как своё Я; так же непосредственно он может переживать любое не-Я. Специфику своего интуитивизма философ усматривает в новом решении вопроса об отношении знания и бытия: во-первых, знание само есть бытие в том смысле, что оно действительно существует; во-вторых, «знание содержит в себе как элемент бытие, которое само по себе, то есть помимо процесса сравнения, вовсе не есть знание» (там же, с. 327). Так интуинтивистская теория познания превращается в новую онтологию.

Читайте также:  Мартин Бубер и его философия - западная философия от истоков до наших дней

Свою онтологическую концепцию, построенную на фундаменте гносеологии, Лосский назвал «органическим конкретным идеал-реализмом» и изложил в работе «Мир как органическое целое» (1917). В ней по-новому ставятся и решаются традиционные проблемы метафизики — вопросы о соотношении целого и частей, об органической целостности мира, о реальном и идеальном бытии, о субстанции, об абсолютном.

В органическом миропонимании утверждается относительность бытия любого вида, то есть его несамостоятельность и связь — как члена мирового целого — с системой всего мира. Когда речь заходит о ценностях, то, напротив, утверждается их абсолютность.

Согласно концепции идеал-реализма Лосского, в состав мира входит прежде всего реальное бытие, то есть пространственно-временны́е или временны́е процессы. В основе же реального бытия — идеальное бытие. Оно стоит выше пространственно-временны́х событий. Математические формы, число, законы отношений — примеры отвлечённо-идеального бытия.

«Выше их стоит конкретно-идеальное бытие, например, Я человека» (там же, с. 525). Конкретно-идеальное бытие Лосский уподобляет монаде Г. В. Лейбница и называет его «субстанциальным деятелем».

Лейбницевское учение о монадах он мыслит необходимым сочетать с «учением об идеальных началах в духе платонизма… В этой системе всякий субстанциальный деятель есть индивидуум, то есть единственный, своеобразный, незаменимый элемент мира, имеющий своё особое место и значение для всего мира; своеобразие индивидуума выражено в идее Бога о нём и составляет его идеальное назначение» (там же, с. 526–527).

Далее Лосский органично переходит к принципу персонализма. На каждой ступени развития мира утверждается наличие «субстанциального деятеля» более высокого порядка, поэтому концепция именуется также иерархическим персонализмом.

На этой сложной метафизическо-онтологической основе затем воздвигается учение о свободе, в котором рассматривается сначала отрицательное, а потом положительное понятие свободы. Отрицательное определение свободы — свобода человека «от…» (от внешнего мира, своего тела, своего характера, от своего прошлого, от Бога).

Правда, уже на ступени отрицательной свободы человека совершается переход к свободе положительной: «человек оказался свободным от всего, что есть в мире, и даже от Того, Кто выше мира» (там же, с. 576).

Формальная свобода человека перерастает в содержательную материальную свободу при условии, что в распоряжении людей находится «бесконечная творческая сила для осуществления бесконечного разнообразия красоты, добра и обретения совершенной истины» (там же, с. 583).

В «Условиях абсолютного добра» и других этических работах Лосский сосредоточился на обосновании Добра как абсолютной ценности, на критике релятивизации ценностей, на религиозном обосновании высших, или абсолютных, ценностей Добра, Истины, Красоты, Любви, Всесовершенства, на противопоставлении им эгоистических и животных склонностей людей, приводящих к «отпадению», отчуждению личности от Бога. Индивид должен добровольно отречься от использования безграничной формальной свободы и сделать бесповоротный выбор в пользу Добра, а значит и в пользу «благодатного всемогущества положительной материальной свободы в Боге и Царстве Божием» (там же, с. 597).

Источник: https://gtmarket.ru/personnels/nikolay-lossky

Николай Онуфриевич Лосский

Николай Онуфриевич Лосский (1870—1965) принадлежит к той плеяде русских религиозных философов, которые стремились создать оригинальные философские системы, завершающие собой вековую традицию русской религиозно-философской мысли. Как отмечал В.В. Зеньковский, «Лосский справедливо признается главой современных русских философов… Он едва ли не единственный русский философ, построивший систему философии в самом точном смысле слова».

Н.О. Лосский родился в местечке Креславка Витебской губернии. В юности, как и многие его ровесники, он прошел период увлечения марксизмом и даже был изгнан из гимназии за пропаганду атеизма, почему ему пришлось уехать в Швейцарию для продолжения образования.

В 1891 году Н.О. Лосский поступил на естественнонаучное отделение физико-математического факультета Петербургского университета. Через некоторое время он увлекся философской проблематикой и одновременно продолжил обучение на историко-филологическом факультете.

С 1900 года Лосский преподает философию на Бестужевских Высших женских курсах и в Петербургском университете (сначала приват-доцент, а с 1916 г. — профессор).

В 1903 году он получил магистерскую степень по философии, в 1907 году защитил докторскую диссертацию на тему «Обоснование интуитивизма».

После установления Советской власти Н.О. Лосский оказался среди тех русских философов, кто стал неугоден новым властителям России. В 1921 году он был изгнан из университета, а в 1922 году арестован и затем выслан из России. В 1922—1945 гг.

Лосский жил в Чехословакии, работал в университетах Праги, Брно и Братиславы. В 1945 году переселился во Францию, а в 1946 году уехал в США, где стал профессором Свято-Владимирской духовной академии в Нью-Йорке.

В 1950 году он вышел в отставку, но до 1961 года продолжал активную научно-философскую деятельность.

Перу Н.О. Лосского принадлежит много сочинений, недаром В.В. Зеньковский называл его одним из «самых плодовитых русских писателей по философии». При этом почти все его работы переводились на иностранные языки — английский, немецкий, французский. Из наиболее ярких трудов Н.О.

Лосского стоит отметить следующие: «Обоснование интуитивизма», «Мир как органическое целое», «Ценность и бытие. Бог и Царство Божие как основа ценностей», «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция», «Бог и мировое зло.

Основы теодицеи», «Общедоступное введение в философию», «История русской философии», «Характер русского народа».

Как философ, Н.О. Лосский считается основателем учения интуитивизма и представителем персонализма в России. На его становление как мыслителя наибольшее влияние оказали учения В.С. Соловьева, немецкого философа Г. Лейбница, а также его последователя русского лейбницианца А.А. Козлова.

Н.О. Лосский разрабатывал философское учение, необычное для русской мысли своим высоким уровнем систематичности и логической обоснованности. Правда, еще В.В.

Зеньковский отметил, что в системе Лосского присутствуют слишком разнородные идеи, хотя и очень искусно связанные, но имеющие разные корни и остающиеся разнородными: «Органический синтез… действительно едва ли удался Лосскому, хотя он… пытается добиться внутреннего сближения разных начал, соединенных им в одну систему».

В целом, философская система Н.О.

Лосского состоит из следующих разделов: учение о предмете, методе и структуре философии; гносеология интуитивизма; идеал-реалистическая, персоналистская онтология и метафизика; философская психология и антропология; логика; теория свободы воли; христианская теономная этика; эстетика; социальная философия и психология; история философии. Конечно, в данном кратком очерке невозможно осветить все стороны системы Лосского, поэтому остановимся на ее наиболее значимых разделах.

Современный исследователь П.П. Гайденко отмечает, что Н.О. Лосский отличается от многих других русских философов тем, что стремится строить философию именно как науку, в классическом ее понимании.

Философия, в понимании Лосского — это особая «наука о мире как целом», а ее главная задача — «установить цельную, непротиворечивую общую картину мира как основу для всех частных утверждений о нем».

Наиболее полная форма философии — это метафизика, которая, по мнению Лосского, входит в состав всякого мировоззрения, дает сведения о подлинном бытии (о «вещах в себе») и проникает в самые основы бытия.

Поэтому истинный метафизик, «имея предметом своего исследования все мировое целое… не останавливается на относительно основном: ища абсолютно основного, он выходит за пределы мира в область Сверхмирового Начала, в сферу Абсолютного».

Методологической основой метафизики Лосского стала гносеология (теория познания) интуитивизма. Суть интуитивизма состоит в следующем.

По убеждению Лосского, всякому человеческому сознанию присуще «естественное миропонимание», или, как его называл сам Лосский, «наивный реализм» — интуитивное признание содержания чувственного восприятия не субъективными переживаниями, а самою действительностью (реальностью). Основная гносеологическая формула интуитивизма — «все имманентно всему».

Согласно интуитивизму, в качестве предмета, источника и материала познания выступает сама мировая действительность, а не ее чувственно-мысленные отражения в виде ощущений, представлений, идей, копий, образов.

Объекты внешнего мира свободно входят в наше сознание, непосредственно присутствуют в нем.

С помощью интуитивных актов сознание как бы проникает в окружающий мир, поэтому интуиция — это созерцание предмета «в его неприкосновенной подлинности».

По сути дела, интуитивизм Н.О. Лосского есть учение об открытости сознания, недаром сам философ был убежден, что предмет познается так, как он есть: «Ведь в знании присутствует не копия, не символ, не явление познаваемой вещи, а сама эта вещь в оригинале».

Это значит, что весь мир есть некоторое органическое целое, а индивид внутренне связан со всем остальным миром, со всеми существами в нем. Следовательно, в мире присутствует единосущие, которое, к тому же существует между познающим индивидом и всеми элементами мира.

В силу единосущия между индивидом и познаваемым им миром устанавливается гносеологическая координация — особое «чисто теоретическое» и «духовное» допознавательное отношения человеческого «я» к внешним предметам, делающее их «доступным сознанию», но еще не создающее знания о них.

Гносеологическая координация и воплощает собой всеобщую имманентность мира: «Вследствие единосущия и гносеологической координации всякий элемент внешнего мира существует не только в себе и для себя, но также и для другого, по крайней мере для того другого, которое есть индивидуум».

Тезис «все имманентно всему» одновременно выводит Лосского на проблемы онтологии (учения о бытии). Свое учение об онтологии Лосский называет «идеал-реализмом» или «иерархическим персонализмом». Согласно этому учению, мир представляет собой органическую целостность.

Первый уровень бытия составляют эмпирические события — материальные и психические, находящие в противоречивом и раздробленном состоянии. Единство и систематическую связь в это многообразие вносят идеальные образования, которые являют собой новый уровень бытия и называются Лосским отвлеченно-идеальным бытием.

К ним Лосский относит математические формы, законы чисел, законы отношений величин и др. Это идеальное бытие стоит выше бытия эмпирического и, естественно, обладает полной реальностью, которое постижимо с помощью интеллектуальной интуиции. Собственно, поэтому и возникло именование «идеал-реализм» — Н.О.

Но отвлеченно-идеальное бытие — это низший уровень идеального вообще. Мир как система может быть основан только с помощью конкретно-идеального бытия.

Конкретно-идеальное бытие выше и эмпирического, и отвлеченно-идеального бытия. Это бытие является сверхпространственным, сверхвременным и, что важно, индивидуальным.

Лосский называет этот индивидуальное конкретно-пространственное бытие — субстанциальным деятелем.

Идеально-реальный субстанциальный деятель — это своего рода монада Лейбница. Главным определением субстанциального деятеля является свобода воли, что и отличает конкретно-идеальное бытие от отвлеченно-идеального бытия.

Самих субстанциальных деятелей много, поэтому можно говорить об их плюрализме — о самостоятельном бытии множества субстанций. Выстраивая иерархию субстанциальных деятелей, Лосский на низшую ступень помещает электроны и протоны.

Читайте также:  Альфред Адлер - разногласия с классической психоаналитической теорией

За ними идут деятели, составляющие царство органической природы, еще выше — наделенные сознанием и разумом, как человек. Человека происходят более совершенные монады, а самую совершенную из них Лосский называет Высшей субстанцией.

Именно потому, что Лосский такое значение придает роли субстанциальных деятелей, выстраивает их иерархию, его онтология и получила второе именование — «иерархический персонализм».

Итак, мир представляет собой, с одной стороны, органическое целое, а с другой стороны, иерархическую лестницу множества субстанций.

Стремясь объединить эти два начала в единое целое, Лосский приходит к выводу, что каждая монада-субстанция способна объединять вокруг себя низших, а Высшая субстанция способна объединить весь мир.

Но при этом, Высшая субстанция — это не Бог, а именно монада, сотворенная Богом.

Вообще, для Лосского было очень важным признание идеи творения. Этим он соотносил свою философию с христианским вероучением, которому, при всем своеобразии своей философии, стремился соответствовать. Он признавал Бога сверхмировым, сверхсистемным, трансцендентным началом, каким и мыслит его христианское богословие.

Именно Бог является основанием мира, именно Бог творит мир. Но при этом Бог стоит выше сотворенной мировой системы и может мыслиться как единое вне всякой связи со многими. Однако само творение Н.О. Лосский понимал своеобразно.

Согласно его учению, Бог в действительности творит бытие субстанциальных деятелей, а вот функция объединения их принадлежит Высшему внутримировому деятелю, т.е. Высшей субстанции.

В таком случае, материальный мир, в понимании Лосского, предстает не как непосредственно Божие творение, а как продукт грехопадения субстанций. Иначе говоря, Бог создал духовные субстанции — деятелей и наделил их творческой силой. В свою очередь, субстанциальные деятели уже сами вырабатывают свои качества, ведь они наделены свободой воли.

Если деятели любят Бога больше, чем себя, то они стремятся к добру и становятся членами Царства Божия. Если деятели любят себя больше Бога, т.е. эгоистичны, то они совершают грехопадение и творят мир эмпирического бытия.

И выбор, который осуществляют субстанциальные деятели — это выбор между добром и злом, между любовью к Богу и любовью к себе, больше чем к Богу.

Рассуждая о сущности Царства Божия, как совокупности бытия совершенных личностей, Лосский пришел к выводу о том, каждый субстанциальный деятель, даже если он любил себя больше, чем Бога, имеет возможность спасения. Так Н.О.

Лосский становится сторонником учение об апокатастасисе и учения о переселении душ: «Согласно персонализму, не только человек, но и каждый электрон, каждая молекула, всякое растение и животное, даже каждый листок на дереве есть существо, которому открыта возможность, поднимаясь на все более высокие ступени жизни, стать действительною личностью и вступить, наконец, в Царство Божие… В этом смысле можно сказать, что никто и ничто не пропадает в мире, все бессмертно и все существа подлежат воскресению».

Необходимо отметить, что эта позиция Н.О. Лосского противоречила официальному христианскому вероучению. Идею апокатастасиса, как возможности всеобщего спасения (даже дьявола!), выдвинул в III в. известный христианский мыслитель Ориген. Но уже в VI в. христианская Церковь осудила учения об апокатастасисе и о переселении душ как еретические.

Неоднозначную реакцию позиция Лосского по этому вопросу, особенно в части учения о переселении душ, вызвала и у таких русских мыслителей, как С.Л. Франка, С.Н. Булгакова, Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, Г.В. Флоровского, которые видели в этом учении возрождение древних оккультных взглядов. В.В.

Зеньковский даже саркастически заметил: «Должен сознаться, что совершенно не понимаю, зачем Лосскому понадобилась вся эта фантастика». Позднее, под влиянием критики, и сам Н.О. Лосский несколько пересмотрел свою позицию, наполнив ее в большей степени не оригеновским, а лейбницианским содержанием.

Впрочем, окончательно Лосский от своего понимания проблемы спасения и воскресения не отказался.

Лосского — это оригинальная религиозно-философская система, центром которой является идея личности, как «центральный онтологический элемент мира». П.П. Гайденко отмечает, что «с помощью учения о субстанциальных деятелях философ хочет укоренить личность в самом фундаменте бытия, дать онтологическое обоснование как ее бессмертия, так и ее свободы».

Источник: https://www.portal-slovo.ru/history/35593.php

Новая философская энциклопедия (в 4 томах, 2001). ЛОССКИЙ НИКОЛАЙ ОНУФРИЕВИЧ

ЛОССКИЙ Николай Онуфриевич [24 ноября (6 декабря) 1870, Креславка, Витебской губ. — 24 января 1965, Париж] — русский философ, создатель интуитивизма. Учился в гимназии в Витебске, увлекся идеями атеизма и социализма, за что в 1887 исключен из гимназии. Продолжил образование за границей.

Вернувшись на родину, в 1891 поступил на естественно-научное отделение Петербургского университета; в 1894 перешел на историко-филологический факультет. Учился у А. Введенского ν. А. Козлова. В 1901-03 находился в заграничной командировке (учился у В. Виндельбанда в Страсбурге, у В. Вундта в Лейпциге).

К этому времени у Лосского уже сложились главные идеи его концепции, изложенные в диссертации «Основные учения психологии с точки зрения волюнтаризма», изданной в 1903. Перевел «Критику чистого разума» И. Канта (1907).

В России Лосский опубликовал работы: «Обоснование интуитивизма» (1906), «Введение в философию» (1911), «Интуитивная философия Бергсона» (1914), «Мир как органическое целое» (1917), «Основные вопросы гносеологии» (1918). Вел педагогическую деятельность (с 1900 приват-доцент, с 1916 профессор Петербургского университета).

Октябрьскую революцию не принял, в 1922 был выслан в Германию, вскоре перебрался в Прагу, где преподавал в Русском университете, а также в университетах Брно и Братиславы. В 1945 переехал во Францию, с 1946 в США, где до 1950 был профессором Духовной семинарии Св. Владимира в Нью-Йорке.

В пражский и американский периоды жизни Лосским написаны «Свобода воли» (1927), «Ценность и бытие» (1931), «Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция» (1938) и «Условия абсолютного добра. Основы этики» (1949) и др. Он читал лекции, исследовал проблемы, посвященные философии и культуре России и обобщенные затем в ряде произведений («История русской философии», 1951; «Достоевский и христианское миропонимание», 1951; «Характер русского народа», 1957). Умер в возрасте 94 лет в Париже.

Свое учение мыслитель строит как единую систему, в основу которой положен ряд фундаментальных принципов, и главный из них — специфически истолкованный принцип интуитивизма.

Первооснованием системы стала «пропедевтическая гносеология» интуитивизма — на ее фундаменте предполагалось выстраивать онтологию и метафизику, философскую психологию, антропологию, логику, этику, эстетику, социальную философию. Завершением должно было стать учение о Царстве духа как Царстве Божием.

Наиболее разработаны в философии Лосского гносеологические, онтологические, религиозно-теологические, этические, аксиологические аспекты.

Гносеологическое учение философа, в тенденции объединяемое с онтологией, получило название интуитивизма.

Из сравнительно-типологического анализа (прежде всего в работе «Обоснование интуитивизма») эмпиризма и рационализма, их достоинств и их недостатков, он делает вывод: новая гносеология «должна отказаться от предпосылки рационализма и эмпиризма, согласно которой субъект и объект обособлены друг от друга…».

Необходимо «снять перегородки между субъектом и объектом, признать их первоначальное единство…» (Избранное. М., 1991, с. 67-68). От анализа знания, характерного для традиционной логики и гносеологии, Лосский переходит к исследованию переживания. «Согласно нашей точке зрения, — пишет он, — сравниваемое переживание и есть объект знания.

..» (там же, с. 76). Свой интуитивизм мыслитель также именует эмпиризмом, но в отличие от «индивидуалистического» классического эмпиризма подчеркивает его всеобщие моменты, благодаря чему он становится «универсалистским эмпиризмом», ибо предмет его — также и сверхчувственное, которое, однако, не есть сверхопытное.

Лосский стремится включить в интуитивистскую концепцию «мистические» элементы: речь в данном случае идет о таких сторонах религиозного опыта, благодаря которым человек способен переживать Бога так же непосредственно, как свое Я; также непосредственно он может переживать любое не-Я.

Специфику своего интуитивизма философ усматривает в новом решении вопроса об отношении знания и бытия: во-первых, знание само есть бытие в том смысле, чтооно действительно существует; во-вторых, «знание содержит в себе как элемент бытие, которое само по себе, т. е. помимо процесса сравнения, вовсе не есть знание» (там же, с. 327). Так интуинтивистская теория познания превращается в новую онтологию.

Свою онтологическую концепцию, построенную на фундаменте гносеологии, Лосский назвал «органическим конкретным идеал-реализмом» и изложил в работе «Мир как органическое целое».

В ней по-новому ставятся и решаются традиционные проблемы метафизики — вопросы о соотношении целого и частей, об органической целостности мира, о реальном и идеальном бытии, о субстанции, об абсолютном. В органическом миропонимании утверждается относительность бытия любого вида, т. е. его несамостоятельность и связь — как члена мирового целого — с системой всего мира.

Когда речь заходит о ценностях, то, напротив, утверждается их абсолютность. Согласно идеал-реализму, в состав мира входит прежде всего реальное бытие, т. е. пространственно-временные или временные процессы. В основе же реального бытия — идеальное бытие. Оно стоит выше пространственно-временных событий.

Математические формы, число, законы отношений — примеры отвлеченно-идеального бытия. «Выше их стоит конкретно-идеальное бытие, напр., Я человека» (там же, с. 525). Конкретно-идеальное бытие Лосский уподобляет монаде Лейбница и называет его «субстанциальным деятелем».

Лейбницевское учение о монадах он мыслит необходимым сочетать с «учением об идеальных началах в духе платонизма… В этой системе всякий субстанциальный деятель есть индивидуум, т. е.

единственный, своеобразный, незаменимый элемент мира, имеющий свое особое место и значение для всего мира; своеобразие индивидуума выражено в идее Бога о нем и составляет его идеальное назначение» (там же, с. 526-527). Отсюда Лосский органично переходит к принципу персонализма.

На каждой ступени развития мира утверждается наличие «субстанциального деятеля» более высокого порядка, поэтому концепция именуется также иерархическим персонализмом. На этой сложной метафизическо-онтологической основе затем воздвигается учение о свободе, в котором рассматривается сначала отрицательное, а потом положительное понятие свободы.

Отрицательное определение свободы — свобода человека «от…» (от внешнего мира, своего тела, своего характера, от своего прошлого, от Бога) Правда, уже на ступени отрицательной свободы человека совершается переход к свободе положительной: «человек оказался свободным от всего, что есть в мире, и даже от Того, Кто выше мира» (там же, с. 576).

Формальная свобода человека перерастает в содержательную материальную свободу при условии, что в распоряжении людей находится «бесконечная творческая сила для осуществления бесконечного разнообразия красоты, добра и обретения совершенной истины» (с. 583).

Источник: http://philosophy.niv.ru/doc/encyclopedia/new-philosophical/articles/842/losskij-nikolaj-onufrievich.htm

Ссылка на основную публикацию