Метод сущность-связь. основные понятия метода — студенческий портал

Пахомов В. А., Похорукова М. Ю. Метод «сущность-связь» для проектирования системы электронного документооборота // Молодой ученый. — 2016. — №11.3. — С. 22-24. — URL https://moluch.ru/archive/115/31351/ (дата обращения: 20.03.2020).



В настоящее время работа и управление на любом предприятии осуществляется с помощью документов, которые являются одновременно источником, результатом и инструментом любой деятельности.

Большой объем бумажных документов зачастую вызывает сложности в обработке, хранении и передаче данных.

В связи с этим разработка системы электронного документооборота приобретает особую актуальность, поскольку позволяет решить эти проблемы и оптимизировать работу всего предприятия в целом.

Существует множество определений системы электронного документооборота. Одно из них — автоматизированная многопользовательская система, в которой все документы хранятся в информационном виде. Такая система использует информационные и сетевые технологии для более эффективной работы с документами.

Одним из важных этапов создания информационной системы является разработка моделей данных. Создание моделей данных подразумевает определение сущностей, атрибутов и их связей. Другими словами, нужно найти, какая информация станет храниться в определенной сущности или атрибуте.

Сущность можно задать как объект, концепцию либо событие, информация о которой необходимо сохранить. Объекты должны иметь названия с точным смысловым значением, называться существительным в единственном числе.

  • Существуют следующие виды моделей для описания информационных потоков:
  •  модель «сущность-связь»;
  •  фреймовая модель;
  •  продукционная модель;
  •  семантическая сеть и др.

Каждая из представленных моделей обладает своими преимуществами и недостатками. При выборе конкретной модели для описания потоков, следует оценить все характеристики и сделать соответствующий вывод.

Для рассматриваемой системы электронного документооборота была выбрана модель данных «сущность-связь» или ER-диаграмма.

Данная модель была предложена в 70-х годах Питером Пин-Шэн Ченом. Эта модель является наиболее известной и изученной моделью данных, что позволяет начать разработку без особых усилий. Рассмотрим основные понятия данной модели.

Сущность (entity) — некий уникальный объект, который можно задать как концепцию либо событие, информацию о которой необходимо сохранить. Объекты обязаны иметь названия с точным смысловым значением, называться существительным в единственном числе.

Набор сущностей (entity set) — некое множество сущностей, которые обладают одинаковыми свойствами.

Атрибут — характеристика сущности. Каждый атрибут имеет уникальное для одной сущности имя.

Для сохранения связей между моделями и самих моделей в «хорошем» состоянии используются несколько механизмов нормализации.

Эти механизмы можно разделить на динамические, которые отрабатывают в процессе работы самой базы данных, так и на статические, которые применяются на этапе проектирования БД.

Стоит отметить, что хоть и нормализация является полезной для проектирования баз данных, она не устраняет всех возможных ошибок, допускаемых при проектировании.

Процесс нормализации — это последовательное приведение структуры базы данных к, так называемым, нормальным формам, то есть к формализованным требованиям по организации данных. В данной работе проектирование выполнено в усиленной третьей нормальной форме (форма Бойса-Кодда).

Рассмотрим пример алгоритма приведения сущности к первой нормальной форме.

  1. Разбиение сложных атрибутов на более простые (или атомарные).
  2. Создание новой сущности из этих атрибутов.
  3. Перенос атрибутов, которые повторяются.
  4. Выбор первичный ключ данной сущности.
  5. Определение связи от прежней сущности к новой (первичный ключ прежней сущности становится внешним ключом для новой).

Для того чтобы привести ко второй нормальной форме, необходимо проделать следующие операции:

  1. Создать новую сущность, выделив атрибуты, которые зависят только от части первичного ключа.
  2. Поместить данные атрибуты в новую сущность.
  3. Установить связь от старой сущности к новой.

Данная нормальная форма дает возможность избежать последующих аномалий при исполнении операций обновления, вставки и удаления.

Процесс перехода к третьей нормальной форме можно описать следующими шагами алгоритма:

  1. Создание новой сущности и перенос в данную сущность атрибутов с одинаковой зависимостью от неключевого атрибута.
  2. В качестве первичного ключа у новой сущности использовать атрибут, который определяет эту зависимость.
  3. Установить связь между старой и новой сущностью.

При проектировании рассматриваемой системы электронного документооборота были выделены следующие сущности: сотрудники, отделы, документы, виды документов.

Рассмотрим первую связь сущностей: сотрудники и отделы (рис. 1). Данная связь является связью «многие-ко-многим», так как и один сотрудник может работать в нескольких отделах, и в отделе может работать несколько сотрудников.

Для реализации такого вида связи необходимо использовать три отношения. Два из них являются связываемыми сущностями, а третье отношение представляет собой связной объект. Первичный ключ связного отношения является объединением первичных ключей связываемых объектов. Иными словами, связь «многое-ко-многим» состоит из двух связей «один-ко-многим».

Метод сущность-связь. Основные понятия метода - Студенческий портал

Рис. 1. Связь сотрудников и отделов.

Рассмотрим сущность «Документы». На предприятии используются три вида документов: входящие, исходящие и внутренние. Для реализации данной сущности потребуются две таблицы, одна, хранящая все документы предприятия, и другая, хранящая виды документов. Между этими таблица реализована связь «один ко многим» (рис. 2).

Метод сущность-связь. Основные понятия метода - Студенческий портал

Рис. 2. Сущности «Документы» и «Виды документов»

Так как «Вид документа» является М-связным объектом и является обязательным, то данная связь реализуется как две таблицы. При этом первичными ключами этих отношений будут ключи этих сущностей.

Используя все вышеперечисленные сущности и связи, можно построить физическую модель разрабатываемой системы электронного документооборота (рис. 3).

Метод сущность-связь. Основные понятия метода - Студенческий портал

Рис. 3. Физическая модель данных

Как видно из рис.3 представленная модель выполнена в нормальной форме Бойса-Кодда и пригодна для последующей программной реализации системы. Спроектированная таким образом модель данных отражает предметную область за счет выделения основных объектов системы и связей между ними, а также является универсальной и не накладывает каких-либо ограничений на выбор среды и средств программирования.

Литература:

  1. Peter Pin-Shan Chen «The Entity-Relationship Model — Toward a Unified View of Data» (англ.) // ACM Transactions on Database Systems (TODS): Сб. — Нью-Йорк: ACM, 1976. — Vol. 1. — P. 9–36. — ISSN 0362–5915. ИЦО:10.1145/320434.320440.
  2. Питер Пин-Шен Чен. Модель «сущность-связь» — шаг к единому представлению о данных. Пер. М. Р. Когаловского.
  3. Joseph M. Firestone. «Dimensional Modeling and E-R Modeling In The Data Warehouse» (англ.) (22–06–1998).

Основные термины (генерируются автоматически): нормальная форма, связь, первичный ключ, электронный документооборот, атрибут, модель, вид документов, точное смысловое значение, модель данных, единственное число.

При этом понятие первичного ключа в данном случае не аналогично соответствующему понятию реляционных баз данных.

АН СССР, 163, 4, стр. 845-848, 1965. Губин М. В. Модели и методы представления текстового документа в системах информационного поиска.: дис. канд…

нормальная форма, атрибут, вид обработки, баз данных, Таблица, имя поля, первичный ключ, размер поля, тип поля, диаграмма взаимосвязей.

г) в базе данных значения первичного ключа используются в качестве идентификаторов

Изложенный выше способ не очень изящен, но он обладает явным преимуществом, поскольку не подрывает логических основ реляционной модели.

База данных среди прочих таблиц содержит таблицы документов, атрибутов и истории атрибутов (рис. 3).

Исследование угроз и проектирование модели разграничения прав доступа для систем электронного документооборота.

Данная модель отражает предметную область в виде совокупности информационных объектов и их структурных связей.

Затем достигается, чтобы ни один неключевой атрибут переменной отношения не являлся транзитивно зависимым от ее первичного ключа.

Со временем понятие «документ» вновь приобрело узкое значение. Документом стали обозначать объект, содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для

котором информация представлена в электронно-цифровой форме».

 возможность перевода бумажных документов в электронный вид, потоковое сканирование, распознавание документов

Для начала была разработана логическая и физическая ER-модель базы данных. Для верного распределения документов необходим минимальный…

В реляционной модели данные группируются в коллекции или таблицы, которые хранятся в структурированном виде и связываются с помощью атрибутов.

Хранилище ключзначение представляет данные в виде ассоциативного массива.

  1. Скачать электронную версию. Библиографическое описание
  2. Хранение сериализованной таблицы в качестве значения атрибута.
  3. Прикладная статистика: Основы моделирования и первичная обработка данных.

При этом понятие первичного ключа в данном случае не аналогично соответствующему понятию реляционных баз данных.

АН СССР, 163, 4, стр. 845-848, 1965. Губин М. В. Модели и методы представления текстового документа в системах информационного поиска.: дис. канд…

нормальная форма, атрибут, вид обработки, баз данных, Таблица, имя поля, первичный ключ, размер поля, тип поля, диаграмма взаимосвязей.

г) в базе данных значения первичного ключа используются в качестве идентификаторов

Изложенный выше способ не очень изящен, но он обладает явным преимуществом, поскольку не подрывает логических основ реляционной модели.

База данных среди прочих таблиц содержит таблицы документов, атрибутов и истории атрибутов (рис. 3).

Исследование угроз и проектирование модели разграничения прав доступа для систем электронного документооборота.

Данная модель отражает предметную область в виде совокупности информационных объектов и их структурных связей.

Затем достигается, чтобы ни один неключевой атрибут переменной отношения не являлся транзитивно зависимым от ее первичного ключа.

Со временем понятие «документ» вновь приобрело узкое значение. Документом стали обозначать объект, содержащий информацию в зафиксированном виде и специально предназначенный для

котором информация представлена в электронно-цифровой форме».

 возможность перевода бумажных документов в электронный вид, потоковое сканирование, распознавание документов

Для начала была разработана логическая и физическая ER-модель базы данных. Для верного распределения документов необходим минимальный…

В реляционной модели данные группируются в коллекции или таблицы, которые хранятся в структурированном виде и связываются с помощью атрибутов.

Хранилище ключзначение представляет данные в виде ассоциативного массива.

  • Скачать электронную версию. Библиографическое описание
  • Хранение сериализованной таблицы в качестве значения атрибута.
  • Прикладная статистика: Основы моделирования и первичная обработка данных.

Источник: https://moluch.ru/archive/115/31351/

1. Основные понятия и сущность сетевых методов планирования и управления (СПУ)

Основные понятия и сущность сетевых методов планирования и управления (СПУ).

Читайте также:  Особенности калькулирования себестоимости продукции в комплексных производствах - студенческий портал

Системы, основанные на использовании так называемых се­тевых графиков или моделей и электронно-вычислительной тех­ники, впервые появились в США в период 1956-1957 гг. Это были система CPM (Critical Path Method) – метод критического пути и система PERT (Program Evolution and Review Technique) – техника обзора оценки программ.

Система CPM первоначально применялась при организации строительных работ, а система PERT – при создании баллистических ракет «Поларис», предназначенных для оснащения атомных подводных лодок американ­ского военно-морского флота. Некоторое время система PERT держалась в секрете, но впоследствии метод решено было опубликовать.

После этого первыми его применили ремонт­но-строительные организации при капитальном ремонте круп­ного завода. В настоящее время эта система применяется в боль­шинстве стран мира. Именно в ней впервые были подробно сформулированы основные понятия сетевого метода планирова­ния и управления, получившие в нашей стране название СПУ.

[5]

Успешное применение метода PERT и его модификаций в планировании различных разработок способствовало его распространению по многим странам. Этот метод нашел широкое применение в планировании технической подготовки производства, научно-исследователь­ских и опытно-конструкторских работ, строительстве крупных сооружений, капитальном ремонте зданий, сооружений, обору­дования и т.д.

В бывшем Советском Союзе сетевые методы планирования и управления впервые нашли применение в строительстве Бурштынской ГРЭС и Черкасского завода искусственного волокна, сооружении второй очереди блока цехов тяжелой химаппаратуры Уралхиммашзавода, строительстве комплекса Лисичанского химкомбината, монтаже блюминга-автомата на Урале, ремонте двух мартеновских печей на металлургическом заводе им. Ф. Дзержин­ского в Приднепровье, капитальном ремонте технологического оборудования на Кировградском медеплавильном комбинате и Среднеуральском медеплавильном заводе. [5]

В общем случае под сетевыми методами планирования и управления понимают совокупность расчётных методов, а также организационных и управленческих приёмов, обеспечивающих моделирование, анализ и динамическую перестройку планов выполнения сложных комплексов работ и разработок с помощью сетевого графика (сетевой модели).

При этом под сетевым графиком (СГ) подразумевают графическое изображение определенного комплекса работ, отражающее их логическую последовательность, взаимосвязь и длительность. График – это модель процесса, на которой можно проводить эксперименты и выяснять к каким изменениям результирующего показателя приведет то или иное изменение исходных параметров модели.

Пример сетевого графика изображен на Рис. 1.

Метод сущность-связь. Основные понятия метода - Студенческий портал

Рис. 1. Пример сетевого графика

Сетевой график состоит из направленных стрелок (обозначений работ) и кружков (обозначений событий).

Термин «работа» в СПУ имеет несколько значений:

1) действительная работа – процесс выполнения каких-либо действий, приводящий к достижению определенного результата, протяжённый во времени и требующий затрат трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Действительные работы на СГ отображаются сплошными стрелками. На Рис.

1 такими работами являются работы, представленные в исходных данных: а, б, в, , л.

2) ожидание – процесс, не требующий затрат труда, но обладающий определенной протяжённостью во времени (например, процесс сушки после покраски, твердения бетона и т.п.). На сетевом графике работы «ожидание» как и действительные работы, обозначаются сплошными стрелками.

3) зависимость или фиктивная работа – логическая связь между двумя или несколькими работами, не требующая затрат труда, материальных ресурсов или времени.

Она указывает, что начало одной работы требует результатов другой. Продолжительность фиктивной работы принимается равной нулю. Обозначается такая работа пунктирной линией. На Рис.

1 к таким работам относятся: работа, соединяющая кружки 2 и 5, и работа, соединяющая кружки 3 и 7.

Событие – это факт или момент завершения какого-либо процесса, отражающий отдельный этап выполнения комплекса. При этом оно может являться либо частным результатом отдельной работы, либо совокупным результатом нескольких работ.

На сетевом графике можно выделить три вида событий:

• исходное событие – это событие означающее начало выполнения комплекса и не имеющее предшествующих работ (чаще всего нумеруется цифрой 0 – см. Рис. 1);

• завершающее событие – событие, означающее завершение комплекса работ и достижение его конечной цели. Такое событие не имеет следующих за ним работ (на Рис.1 это событие №9);

• промежуточное событие, или просто событие – результат одной или нескольких работ, предоставляющий возможность начать работы, которые для своего начала требуют этого результата. Любое промежуточное событие имеет двойственный характер: для всех непосредственно предшествующих ему работ оно является конечным, а для всех непосредственно следующих за ним – начальным.

Событие не имеет продолжительности и свершается как бы мгновенно.

Каждое событие, включаемое в сетевую модель, должно быть полно, точно и всесторонне определено. Его формулировка должна включать в себя результаты выполнения всех непосредственно предшествующих ему работ.

Любая работа сетевого графика соединяет между собой два события (кружка): непосредственно предшествующее данной работе (являющееся для нее начальным событием) и непосредственно следующее за ней (являющееся для нее конечным событием).

Код работы состоит из кодов ее начального и конечного событий, например, работа «ж» на графике, изображенном на рис. 1 кодируется цифрами (5, 6).

Наименование работы, ее номер, продолжительность и другие параметры, на графике располагаются рядом или над стрелкой, обозначающей данную работу. На графике на рис.

1 возле каждой стрелки, приведено ее обозначение (определенная буква) и продолжительность (число, представленное в скобках).

Продолжительность работы – это время, необходимое для ее выполнения. Чаще всего продолжительность определяется делением трудоемкости работы (объем работы в человеко-часах, человеко-днях или пр.) на численность, задействованного на ней персонала. Трудоемкость работ устанавливается на основании действующих нормативов или по экспертным оценкам специалистов.

Путь – это непрерывная последовательность работ и событий на сетевом графике. Длина пути определяется суммой продолжительности составляющих его работ.

Можно выделить несколько видов путей:

• полные пути – это пути, ведущие от исходного события к завершающему. Таких путей может быть несколько (обозначаются буквой L). Продолжительность полного пути (t L) определяется как сумма продолжительностей работ, лежащих на этом пути;

• предшествующие пути – ведут от исходного события к рассматриваемому событию, их обозначают L1,j;

• последующие пути – ведут от конечного события данной работы к завершающему событию. Такие пути обозначаются Lj,k;

Критический путь (Lкр) – это полный путь, имеющий наибольшую продолжительность (t Lкр) из всех полных путей.

Продолжительность такого пути определяет продолжительность всего комплекса работ. Для сетевого графика на рис.

1 критический путь проходит через работы а, в, ж, к, л и составляет 16 ед. (3+5+2+4+2).

На сетевом графике может быть несколько критических путей. Работы, составляющие критический путь, называются критическими. На графике их обычно выделяют жирной линией.

Источник: https://diplomcat.ru/info/free/planneft02.html

Сущность понятий «методика», «технология», их иерархия, соподчиненность и взаимосвязь

В современных вузах при подготовке социальных педагогов, практических психологов и социальных работников введен курс «Методика и технология работы социального педагога».

Осваивая любую профессиональную деятельность, будущий специалист прежде всего знакомится с тем видом деятельности, которым ему предстоит заниматься в дальнейшем.

Познакомившись с особенностями науки, изучив содержание социальной педагогической деятельности, будущий социальный педагог оказывается перед проблемой: как, каким путем помочь ребенку стать личностью, каким образом предупредить отклоняющееся поведение. На эти и многие другие вопросы дают ответы понятия «методика» и «технология».

Социальная педагогика как наука имеет предмет, объект, методологию (учение о научном методе познания, сов-ть методов, применяемых в науке). Методика является составной частью методологии.

Методика:1) отрасль социально-педагогических знаний; изучает адекватные способы решения социальных проблем индивида, социально-педагогических и воспитательных за стоящих перед личностью, семьей, социумом, обществом;2) совокупность форм, средств, методов, приемов соц-пед д-ти. Основные задачи методики работы социального педагога:

  • 1.разработка основных направлний,принципов,форм, средств, методов организации соц-пед работы с различными категориями населения
  • 2.разработка основных направлний,принципов,форм, средств, методов,которые помогут социальному педагогу овладеть искусством помощи детям
  • 3.разработа механизмов изучения,анализа, внедрения отеч-го и зарубежного опыта соц-пед работы в практику профессиональной деятельности

Содержание методики работы социального педагога как отрасли знания включает два основных компонента:1) диагностический — обобщение и осмысление конкретного социально опыта; апробация оваций, те.

определение факта новаторства и условий его распространения; описание и накопление ценной методической информации;2) конструктивный— определение пути реализации теоретических идей в массовой социально практике, т.е.

подготовка рекомендаций для социальных педагогов с учетом региональных особенностей, реализация адекватных форм и методов социально работы; определение перспектив и технологий овладения профессиональным мастерством; в целом — развитие индивидуального творчества каждого соц пед.

Назначение методики работы социального педагога можно охарактеризовать тремя признаками:- определение цели социально работы;- определение способов решения проблемы клиента;- определение характера взаимоотношений соц пед и подопечных.

Методика в самом общем виде представ­ляет собой совокупность методов, приемов и средств целесооб­разного проведения какой-либо работы.

Понятие метода имеет очень широкое применение. Социальная педагогика является отраслью педагогики, поэтому при определении методов соц-пед деятельности необходимо опираться на традиционные методы обучения и воспитания, используемые в педагогике и учитывать специфику социального воспитания и социального обучения и взаимосвязь социальной педагогики и социальной работы.

В поле зрения социального педагога находится ребенок и окружающая его социальная среда, и именно социальный педагог помогает решению проблем ребенка в процессе его социализа­ции.

Социальный педагог может работать непосредственно с ребёнком или же опосредованно — через семью, друзей, детский коллектив — воздействуя на ребёнка. Он может решать какие-то частные, кратковременные задачи, а может работать с ребёнком в течение длительного времени.

С помощью методов социальный педагог может оказывать целенаправленное воздействие на сознание, поведение, чувства ребенка, а также воздействовать и на окружающую его социальную среду.

Методы — это способы взаимосвязанной деятельности соци­ального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка. Кроме метода в соц-пед деятельности широко используются понятия «прием» и «средство».

Прием — частное выражение метода, его конкретизация, носит по отношению к методу частный, подчиненный характер. Соотношение между методом и приемом можно рассматривать как взаимодействие родового (метод) и видового (прием) понятий.

Фактически каждый метод реализуется через совокупность отдельных приемов, которые накапливаются практикой, обобщаются теорией и рекомендуются к их использованию всеми специалистами. Средство является более широким понятием, чем прием и метод, поскольку последние сами в определенных обстоятель­ствах могут выступать средствами.

Средства — это совокупность материальных, эмоциональных, интеллектуальных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели.

Технология– система знаний о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.Технологии подр-ся на: 1)Социальные — система знаний о способах преобразования и регулирования соц отношений и процессов, а также сама практика алгоритмического применения.

2)Соц-пед — обоснование (описание) этапов, методов и средств соц-пед деятельности, обеспечивающих достижение определенного результата; оптимальная последовательность деятельности, направленная на достижение определенной педагогической цели.

3)Пед — это совокупность основных методов, действий, операций и процедур, обеспечивающих получение прогнозируемого результата.

  1. Виды: 1) метатехнологии-технологии по орг-ции другой деят-сти (напр, техн непрерывного обр-ния, техника борьбы с преступностью); 2) мактотехн-реализация политики в рамках ведомств соц институтов отдельной области (напр, техн профильного обр-ния); 3) модульно-локальные-техн, охватывающие отдельные части воспит процесса опред-го учреждения (напр, техн проведения благотворит акций, орг-ции воспитат мероприятий; 4) микротехн-инд взаим-вие с конкр чел-ком (напр, техн диагн-ки личности, тренинги.
  2. Любую научно и практически обоснованную техно­логию отличают следующие три обязательных признака:
  3. • разделение процесса на взаимосвязанные этапы;
  4. • координированное и поэтапное выполнение действий, направ­ленных на достижение искомого результата (цели);
  5. • однозначность выполнения включенных в технологию процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели Классификация: По степени новизны различают традиционные(технологии прошлого опыта) и инновационные (принципиально новые).

По преобладающей деятельности в профессиональной работе социального педагога различают консультативные, посреднические, игровые, психотерапевтические, коррекционные технологии, технологии проведения тренингов, организации досуга подопечных; технологии проектирования, моделирования, экспертизы, управления и т.д.

По количеству подопечных, включенных в процесс реализации социально-педагогической технологии, можно выделить следующие виды: индивидуальные (технологии активизации процессов саморазвития, самовоспитания, самосохранения, самообеспечения и т.д.

); групповые (технологии социальной адаптации выпускников интернатных учреждений, технологии трудоустройства безработных, технологии реадаптации беспризорных, технологии адаптации лиц с ограниченными возможностями и т.д.

); массовые (технологии пропаганды здорового образа жизни, технологии социальной рекламы и т.д.).

По степени практической включенности в процесс профессиональной деятельности А.И.Пригожин выделил: кабинетные (по лучены в результате информационно-логического анализа ситуации); лабораторные (получены в экспериментальных, специально искусственно созданных условиях); полевые (получены в результате реальной работы в общественной среде).

Л.Я. Дятченко подразделил технологии на следующие группы: макротехнологии (технологии уровня общества, региона, больших социальных групп); мезотехнологии (технологии уровня города, населенного пункта, крупной социальной группы); микротехнологии (рассчитаны на небольшие объединения людей, общественные процессы на микроуровне).

Проанализируем соотношение понятий методика и технология по следующим основаниям: целеполагание, универсальность применения, субъект соц-пед.деятельности.Целеполагание имеет важное значение и для методики, но в соц-пед.деятельности часто нет возможности поставить конкретные цели.

В процессе реализации методики возникает масса уточнений координально меняющих замысел. В рамках технологии данный факт недопустим, в технологии-точность,предсказуемость результата..Особенностью технологии является ее универсальность. Максимальное количество соц.педагогов в состоянии освоить ведущие технологии.

Их реализация не изменяется под воздействием индивидуально-личностных особенностей человека. В методике ситуация обратная. Именно индивидуально-личностные особенности соц.педагога, ньюансы его проф.подготовки играют существенную роль в решении соц-пед.задачи.На подбор методики существенное влияние оказывает содержание деятельности ее объекта.

Знание специфики деятельности задает своеобразие цели, определяет методики, кот. м.б. несколько. В технологиях содержание деятельности ожидается опр.изменения объекта. Рост и развитие человека происходит не линейно, под воздействием различных условий и факторов. В этом случае применение технологии становится нецелесообразным.

Необходима комбинация частных технологий и методов, которые влекут за собой постоянное внесение изменений, что и допускается методикой.

Внедрение технологий в деятельность социального педагога обеспечивает экономию сил и средств, позволяет научно строить соц-пед д-ть, способствует эффективности в решении задач, стоящих перед соц пед. Социально-педагогические технологии позволяют решать весь широкий спектр задач социальной педагогики — диагностики, социальной профилактики, социальной адаптации и социальной реабилитации.

Источник: https://megaobuchalka.ru/4/17103.html

Сущность понятия «метод», классификация основных методов исследования

Научное исследование представляет собой наиболее развитую форму рациональной деятельности, которая не может осуществляться по каким-то фиксированным правилам. Поиск предполагает творчество, связанное с абстрагированием и идеализацией, опирающееся на воображение и интуицию.

Именно поэтому такие логические формы, как индукция, аналогия, статистические и другие способы рассуждений приближают нас к истине, но автоматически не гарантируют ее достижения.

Объективное познание действительности достигается с помощью системы принципов и приемов, которые объединяются таким понятием, как «научный метод».

Научный метод является инструментом для решения главной задачи науки – открытия объективных законов действительности. Конкретно каждый метод представляет собой совокупность логических рассуждений, определенных преобразований и тому подобных приемов или операций, при помощи которых осуществляется познание окружающей нас действительности.

Попытки дать определение научного метода были поистине многочисленны: начиная с Ф. Бэкона и Р. Декарта, Д. Локка, И. Канта и заканчивая работами Д. Дьюи, Ж. Пуанкаре, Э. Маха. В настоящее время методы науки строго установлены и вполне объективны и понимаются как система предписаний, рекомендаций, предостережений, образцов и т.п., указывающих, как сделать что-то.

Метод охватывает прежде всего средства, необходимые для достижений определенной цели, он регламентирует  некоторую сферу деятельности и является совокупностью предписаний. Вместе с тем метод обобщает и систематизирует опыт действий в этой сфере.

Являясь итогом и выводом из предшествующей практики, он своеобразным образом описывает эту практику.

При этом систему методов научных исследований можно представить в виде совокупности а) общефилософских методов; б) общенаучных специальных методов и в) специальных методов частных наук.

В параграфе 1.8 мы уже заявили общефилософские методы познания действительности (диалектический, научная теория как метод познания, метод анализа систем знаний). В этой части работы мы некоторым образом их конкретизируем и пойдем дальше.

Итак, всеобщий философский метод есть совокупность наиболее фундаментальных принципов и приемов, регулирующих всякую познавательную и практическую деятельность. Всеобщим для всех без исключения наук пииется  диалектический метод (диалектико-материалистический).

В отличие от специальных методов он не является приемом или операцией процедурного характера и включает законы, категории и принципы материалистической диалектики.

Всеобщий метод материалистической диалектики образует методологическую основу системы методов наглядного исследования в целом и каждого общенаучного и специального метода в отдельности.

В силу своей всеобщности философский метод нуждается в конкретизации и дополнении другими, специальными методами. Методы предназначены для решения отдельных общепознавательных  или специфических для каждой науки задач.

Методы, применяемые почти во всех науках,  справедливо характеризуются как общенаучные. Широта сферы применения сближает их со всеобщими философскими методами, но каждый из этих методов выполняет свою функцию, обеспечивает решение определенной познавательной задачи. Это придает им специальный характер, сближает со специальными методами частных наук.

  • К общенаучным методам исследования относятся:
  • а) наблюдение;                     е) анализ и синтез;
  • б) сравнение;                        ж) индукция и дедукция;
  • в) измерение;                        з) аналогия и моделирование;
  • г) эксперимент;                    и) идеализация;
  • д) абстрагирование;             к) формализация и др.

Специальные методы любой частной науки обусловлены особенностями ее объекта и предметов изучения. Каждый из этих методов представляет совокупность принципов и вытекающих из них приемов, операций, посредством которых решаются специфические задачи в частной области исследований.

  1. К специальным методам частных наук могут быть отнесены методы:
  2. а) математической статистики;
  3. б) оптимизации;
  4. в) технико-экономического анализа;
  5. г) математические и др.
  6. Отметим, что развитие науки на современном этапе характеризуется их всепроникновением, выходом за пределы области знаний, породивший тот или иной конкретный метод.
  7. Основанием для другой классификации методов могут быть также выполняемые ими функции в зависимости от особенности целей, объектов и условий исследования.

По функциям различают методы, применяемые как при эмпирических, так и теоретических исследованиях.

Для эмпирического уровня характерен процесс установления и накопления новых фактов, их анализ, синтез, обобщение в целях получения закономерностей, пригодных для практических целей.

На теоретическом уровне проводится синтез знаний, выдвигаются и формулируются общие для данной предметной области закономерности, позволяющие объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности, а также предсказать и предвидеть будущие события и факты.

В научных исследованиях успешно используются оба эти подхода, которые дополняют и обогащают друг друга.

Результаты эмпирического исследования служат исходным материалом для создания теории, проверки ее истинности и последующего развития и совершенствования.

Теория  позволяет выделить существенные связи, объяснить и обобщить результаты, предсказать наиболее перспективные области дальнейших исследований.

  • Для эмпирического исследования характерны следующие методы:
  • а) наблюдение;
  • б) сравнение;
  • в) измерение;
  • г) эксперимент.
  • К методам, используемым на эмпирическом и теоретическом уровнях, относятся:
  • а) анализ и синтез;
  • б) индукция и дедукция;
  • в) абстрагирование и конкретизация;
  • г) аналогия;
  • д) моделирование.
  • Основу теоретического исследования составляют:
  • а) метод идеализации;
  • б) методы конструктивизации и формализации;
  • в) аксиоматический и гипотетический методы;
  • г) метод восхождения от абстрактного к конкретному.
  • В дальнейшем мы обязательно наполним содержанием, если не все, то большинство заявленных методов, а пока конкретизируем заявленные ранее исследовательские подходы.

Итак, наряду с отдельными методами научного исследования существуют фундаментальные исследовательские подходы, в рамках которых любой общенаучный или специальный метод частной науки приобретает дополнительную специфику, по особому выполняет свою основную функцию. Эти подходы являются тоже своего рода методами, определяющими направление и общий характер исследований. К числу наиболее устоявшихся и признанных в науке подходов можно отнести:

  1. а) исторические и логические;
  2. б) качественные и количественные;
  3. в) натурные и модельные;
  4. г) комплексный подход;
  5. д) системный (разновидностями которого являются структурный и функциональный подходы).

Применяемые на основе этих подходов отдельные методы научных исследований приобретают характерную направленность и взаимно дополняют друг друга.

Характер применяемых методов, состав и связи между ними обусловлены спецификой научного исследования, особенностями его объектов, условий и задач, а также логической последовательностью научного исследования, его основными этапами и формами. Общенаучные и специальные методы исследования имеют свои преимущества и ограничения в применении.

Каждый из них выражает какую-то сторону, черту познавательного процесса, поэтому в чистом виде может быть представлен абстрактно. В реальном процессе научного исследования все методы взаимосвязаны, взаимодействуют и взаимно дополняют друг друга.

Вот теперь настало время наполнить содержанием конкретные методы научных исследований.

Источник: https://magref.ru/sushhnost-ponyatiya-metod-klassifikatsiya-osnovnyih-metodov-issledovaniya/

Сущность понятий «метод», «методика», «методология», «процедура», «техника» социологического исследования

В отличие от методологии методы и процедуры исследования — это система более или менее формализованных правил сбора, обработки и анализа информации.

Но и здесь методологические посылки играют важнейшую роль, прежде всего в выборе тех или иных приемов для изучения поставленной проблемы.

Затем обнаруживается, что конструирование методики для изучения отдельных сторон вопроса так или иначе включает исходные посылки, касающиеся природы объекта в целом и отсюда — способов, с помощью которых мы должны извлечь необходимые сведения.

Ни в советской, ни в зарубежной практике нет единого словоупотребления относительно частных приемов социологического исследования. Одну и ту же систему действий некоторые авторы называют методом, другие — техникой, третьи — процедурой или методикой, а иногда — методологией. В данной работе введем следующее словоупотребление.

  • Метод — основной способ сбора, обработки или анализа данных.
  • Техника — совокупность специальных приемов для эффективного использования того или иного метода.
  • Методика — понятие, которым обозначим совокупность технических приемов, связанных с данным методом, включая частные операции, их последовательность и взаимосвязь.

Например, при опросе общественного мнения социолог использует в качестве метода сбора данных анкетный опрос.

По каким-то соображениям он предпочел часть вопросов сформулировать в открытой форме, а часть — в закрытой (предложены варианты возможных ответов). Эти два способа образуют технику данного анкетного опроса. Анкетный лист, т.

е. инструмент для сбора первичных данных, и соответствующая инструкция анкетеру образуют в нашем случае методику.

Процедурой обычно называют последовательность всех операций, общую систему действий и способ организации исследования. Это — наиболее общее, притом собирательное понятие, относимое к системе приемов сбора и обработки социологической информации.

Если охватить все методические, технические и процедурные особенности работы социолога, доля таких приемов исследования, которые бы не встречались в других общественных и даже естественных науках, будет не столь уж велика.

Социолог использует наряду со специальными общенаучные методы. Помимо того, многие приемы заимствованы из других общественных дисциплин, особенно из экономических, исторических, психологических.

Социолог должен владеть приемами статистического анализа, иметь представление о соответствующих разделах математики и статистики.

Источник: https://studwood.ru/776003/sotsiologiya/suschnost_ponyatiy_metod_metodika_metodologiya_protsedura_tehnika_sotsiologicheskogo_issledovaniya

Понятие и виды теоретических методов исследования

В противовес эмпирическому уровню исследования теоретический уровень подразумевает вторжение в саму суть изучаемого объекта или явления, понимание его внутренней текстуры, источников его возникновения, устройств формирования и функционирования.

Теоретические методы исследования— это такие методы, цель существования которых заключается в том, чтобы кроме установления прецедентов и определения внешних связей между ними, еще и сделать подробное объяснение, что же стало причиной их возникновения, какова сущность их существования и тому подобное. Стоит отметить, что теоретические методы исследования обладают одним недостатком: они не способны оказать конкретное влияние на многообразие исследуемых явлений или же процессов, а только позволяют определять в них скрытые закономерности, общее и значимое.

Теоретический метод исследования находится в достаточно тесной взаимосвязи с мыслительной деятельностью, с осмыслением эмпирического материала, его доработкой и анализом. Также происходит раскрытие внутренней структуры и закономерности развития систем или же явлений, а также их действие друг на друга и обусловленность.

Замечание 1

Теоретические методы исследования— это методы, которые необходимы с целью определения задач, создания гипотез и оценивания полученных прецедентов. Они тесно связаны с исследованием различной литературы:

  • трудов классиков;
  • общих и специализированный работ;
  • исторических документов;
  • периодической печати и т. д.

Виды теоретических методов

Из комплекса теоретических методов первым делом следует обратить внимание на так называемый теоретический анализ как метод, который подразумевает под собой выделение и обсуждение конкретных сторон, признаков, отличительных черт или же характеристик явлений и процессов.

В процессе анализа отдельных прецедентов, группируя, систематизируя их, можно определить их общие, а также различные черты, происходит установка общего принципа, другими словами правило.

Ход анализа в большей части случаев проходит параллельно с синтезом, который способствует более глубокому пониманию сущности исследуемых явлений.

По той причине, что теоретические методы исследования — это понятие, находящееся в тесной связи с изучением литературы, это дает возможность определить, какие именно вопросы и проблемы уже в достаточной мере изучены, а какие из них необходимо подвергнуть дополнительному изучению. Процесс работы с литературой подразумевает под собой внедрение списка следующих методик:

  • создание библиографии, то есть ассортимента отобранных по рассматриваемой теме источников;
  • реферирование или же более сжатое отображение ключевого содержания;
  • конспектирование, или другими словами ведение достаточно детализированных записей, основу которых составляет выделение главных мыслей, заключающихся в работе;
  • аннотирование, обозначающее краткую запись общего содержания книги или же статьи;
  • цитирование, заключающееся в дословной записи выражений или же цифровых данных, которые содержатся в рассматриваемом литературном источнике.

Кроме приведенных в списке выше методов, на теоретическом уровне также находят свое применение:

Абстрагирование

Данный метод заключается в отвлечении от неких свойств подверженных исследованию объектов и определение тех качеств, которые изучаются как раз в заданном направлении.

Абстрагирование обладает многоцелевым нравом по той причине, что каждый шаг идеи оказывается связанным с приведенным действием или же с использованием его результата.

Суть данного метода заключается в мысленном отвлечении от второстепенных параметров, связей, взаимоотношений, предметов и в одновременном выделении, фиксировании одной или же нескольких интересных для изыскателя сторон исследуемых объектов.

Аксиоматический метод

Сущность данного метода заключается в том факте, что с самого начала процесса исследования задается набор базовых положений, которые не требуют никаких доказательств, по той причине, что они принимаются за абсолютно явные.

Такие положения определяются как истины или, другими словами, аксиомы. Из них по определенным правилам формируется система выводных суждений.

Комплекс, состоящий из всех базовых аксиом и выведенных на их основе суждений, представляет собой аксиоматически построенную теорию.

Анализ и синтез

Как уже упоминалось выше, теоретический анализ представляет собой метод, в основе которого находится процесс разложения предмета на его составные части. Когда исследователь применяет этот метод, он мысленно разграничивает подвергаемый исследованию объект, узнает, из каких частей он состоит, каковы его параметры и признаки.

Синтез же является объединением полученных в ходе анализа частей во что-то единое. В результате использования синтеза происходит соединение знаний, приобретенных вследствии применения анализа, в единую систему.

Методы анализа и синтеза в научном исследовании органически взаимосвязаны и способны принимать разнообразные формы в зависимости от качеств изучаемого объекта и цели исследования.

Прямые анализ и синтез находят свое применение на этапе внешнего ознакомления с объектом. При этом реализуется выделение отдельных частей объекта, определение его характеристик, простые измерения.

Возможность более глубоко пробраться в сущность объекта дают структурно-генетические анализ и синтез. Для их реализации необходимы вычленения в сложном многостороннем явлении его составляющих. Предполагается акцентировать на них внимание.

Таким образом, это помогает оказывать ключевое влияние на все оставшиеся стороны сущности объекта.

Методы теоретического исследования

В это же время с целью изучения трудных развивающихся объектов применяется исторический метод. Он используется только в тех случаях, в которых так или иначе предметом исследования становится ситуация объекта.

Идеализация. Это мысленное формирование понятий об объектах, не действительных в природе, однако для которых существуют прототипы в реальном мире. Как раз метод идеализации повсеместно применяется как в естественных науках, так и в гуманитарных, в частности в педагогике.

Индукция и дедукция. Данные два метода являются прямо противоположными друг другу. Если индукция представляет собой некое рассуждение от частного к общему, то дедукция, напротив, основывается на получении вывода в процессе рассуждений от общего к частному.

Восхождение от отвлеченного к конкретному. Такой метод является формой перемещения научного знания, законом отображения действительности в мышлении. Согласно ему процесс познания будто делится на два этапа.

На первом из них можно наблюдать переход от чувственно-конкретного к его отвлеченным определениям. Общий объект расчленяется, описывается при помощи тысячи понятий и суждений. Он в определенном смысле «испаряется», превращаясь в комплекс фиксированных мышлением абстракций, односторонних определений.

Второй этап познания и является восхождением от отвлеченного к конкретному. Суть его заключается в перемещении идеи от отвлеченных определений объекта к точному в познании. На приведенной стадии будто восстанавливается базовая целостность объекта, он воспроизводится во всей имеющейся многогранности, однако уже в мышлении. Данные два этапа тесно связаны друг с другом.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/metody-issledovanija-v-pedagogike/teoreticheskie-metody-issledovanija/

Ссылка на основную публикацию