Обстоятельства появления, предположительная личность — студенческий портал

Вот и пролетел  долгожданный День студента. Все празднования окончены, а сессия тем временем подходит к концу. Впереди новый учебный семестр. Что он нам принесет? Новые знания, опыт и эмоции? А, может быть, кого-то разочарует?

Молодежный портал Ярославской области попросил рассказать нынешних студентов  о своей студенческой жизни, о том, как проходит сессия, и о самой сложной дисциплине. А некоторые молодые люди не побоялись поделиться забавными случаями, которые приключились с ними во время обучения.

О том, что значит для современной молодежи студенческая жизнь, читайте в новой статье рубрики «КУЛЬТУРизмы».

Елена Матюшина, магистрант экономического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова

Обстоятельства появления, предположительная личность - Студенческий портал
Что для меня студенческая жизнь, наверное, я точно смогу определить лишь через несколько лет, после её окончания. Сейчас могу сказать лишь, что это постоянное движение.
Экзамены — та пора (думаю всем студентам знакомо), когда ты смотришь много сериалов, читаешь много разных статей, прибираешься, строишь планы, в целом — всё что угодно, главное — не садиться за вопросы. А в какой-то момент тебя озаряет, что времени совсем мало. И вот ты наедине с кофе и лекциями.

А вот про интересный случай можно рассказать вот что.

Однажды, после ответа на билет, когда преподаватель уже взял мою зачётку, чтобы поставить туда долгожданное «отлично», он задал последний вопрос: назовите моё ФИО (то, что я кстати забыла выучить).

Фамилия — это было не сложно, когда стала вспоминать имя, растягивая его, он решил мне подпеть, говоря — четыыыре. Я опустила взгляд вниз. Он вернул мне зачётку, всё хорошо, но стыдно. Мораль — не надо так.

Оксана Пацерук, студентка 4 курса исторического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

Обстоятельства появления, предположительная личность - Студенческий портал
Студенческая жизнь — это самый яркий и интересный период в жизни, кода ты знакомишься с бесконечным количеством людей, учишься чему-то новому и, конечно же, обретаешь друзей. Практически в каждую сессию есть «автоматы» за экзамены, поэтому учить приходится немного. Самый сложный — это история на 1 курсе, безумно боялась не сдать, но в итоге получила хорошую оценку. 

Максим Лавров, студент Ярославского филиала Московского государственного университета путей сообщения

Обстоятельства появления, предположительная личность - Студенческий портал
Самым сложным для меня предметом была физика. Как это обычно бывает, я пришел в общежитие и понял, что готовиться совсем лень. Так просидел до 12 часов. Но понял, что от этого все же зависит моя стипендия, начал зубрить. До четырех утра. Потом сон начал брать свое. Прочитал учебник дважды за ночь. Понял, что пора на пары только когда прозвенел будильник. Собрал мешки под глазами и отправился на пары. Помню, что уснул на экзамене по географии, но все-таки сдал его на 5. Потом пришла очередь физики. Вбил в ступор 2 вопрос — его я и не повторял, ответ просто придумал, но угадал. В итоге ответил по всем темам. Не помню, как дошел до общежития и лег спать. Только когда проснулся, узнал, что сдали только трое из 25, а со стипендией остался только я.

Мария Горбань, студентка 2 курса ЯГМУ

Обстоятельства появления, предположительная личность - Студенческий портал
Студенческая жизнь для меня — это бессонные ночи и верные друзья. Сессия этой зимой у меня первая. 
Самым сложным и интересным экзаменом была анатомия — там очень много материала, но это очень интересно. 
Когда меня спрашивают о забавном случае, я сразу вспоминаю, как заснула на анатомии. Это был перерыв, и я просто уснула и еще не на своем месте. Когда пришёл преподаватель, она не стала меня будить.

Через некоторое время я проснулась и решила пойти на своё место, у меня занемели ноги, и я как уточка шла через весь кабинет. Преподаватель просто спросила, выспалась ли я. Это было очень весело.

Диана Одегова, студентка 3 курса Института педагогики и психологии ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

Обстоятельства появления, предположительная личность - Студенческий портал
Студенческая жизнь для меня — это, в первую очередь, общение и «движуха».
Сессия у меня, обычно, проходит без особых трудностей. Если в течение семестра выполнял задания и ходил на пары — проблем, как правило, не возникает. Самый сложный экзамен для меня — это математическая статистика. Искренне не понимаю, зачем она нужна организатору работы с молодёжью. Интересным назвать его, к сожалению, не могу.

Особенной радостью для меня являются лагеря студенческого актива (PROдвижение, Политехник). Это море интересных встреч и заряд позитива на долгое время!

Никита Голубев, студент 3 курса инженерного факультета ЯГСХА

Обстоятельства появления, предположительная личность - Студенческий портал
Студенческая жизнь для меня — новая глава в моей жизни. После того, как я вступил в «Союз студентов», эта глава наполнилась «изобилием красок», новыми друзьями и, конечно, приятными воспоминаниями.
Забавный случай из студенческой жизни. Когда работал в приемной комиссии ЯГСХА, в один из дней к нам пришел ректор с деканами и накормили нас арбузом и дынями — заботливая администрация у нас.
Обычно сессия проходит мимолетно, порой сложно, но справляюсь.

Самым интересным экзаменом была физика на 1 курсе. Преподаватель был очень требовательный и строгий, было немного страшно. На самом экзамене я был четвертым, у кого он должен был проверить ответ, и всех, кто был передо мной, он завалил. Я думал, что не сдам, но когда он начал проверять и говорить «тут правильно», «тут тоже правильно», камень с сердца упал, и было приятно получить у него 5.

Мария Муравьева, студентка 3 курса факультета психологии ЯрГУ им. П.Г. Демидова

Обстоятельства появления, предположительная личность - Студенческий портал
Студенческая жизнь для меня — это любимое дело, понимающие преподаватели, различные мероприятия, конкурсы и, конечно, друзья, которые пойдут с тобой хоть на край света. Но есть такая штука, как сессия… В принципе, если ты прилагаешь достаточно усилий во время семестра, то это отразится на итоговых результатах (получаешь автоматы, бонусы). Забавный случай….хмм, помню, на первом курсе, на паре по общей психологии, рассказывала результаты лабораторной работы, а преподаватель посмотрел на меня и сказал: «Сейчас придёт краб и скажет ШТО??!». Мы до сих пор вспоминаем это с улыбкой на лице. Ещё помню, как расстроился философ, когда узнал, что я не люблю кошечек. А так всё и не припомнишь.

Виктория Верина, студентка 5 курса факультета иностранных языков ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

Обстоятельства появления, предположительная личность - Студенческий портал
Была смешная ситуация. В прошлую сессию я узнала, что такое настоящий юмор педагога. Прихожу я в деканат сдать документы на повышенную стипендию, а педагог, у которого у меня был экзамен, говорит, что она не уверена в моей пятерке за экзамен, и что мне нужно ответить ещё на два билета, и тогда будет все хорошо. В календаре число 28 мая, 2 недели после экзаменов, в голове никакой информации. Конечно же, у меня шок и стресс, тяну билеты, даже начинаю вспоминать темы; через 20-30 минут я готова. Начинаю отвечать, она смотрит на меня, улыбается и говорит: «Ладно, Вика, идите, хороших каникул вам». Вот так она развлеклась, а я узнала цену юмору педагога.

Сергей Васильев, студент 3 курса исторического факультета ЯГПУ им. К.Д. Ушинского

Обстоятельства появления, предположительная личность - Студенческий портал
Студенческая жизнь для меня это, в первую очередь, возможность. Возможность каждый день учится чему-то новому, узнавать людей, изучать науки, познавать мир вокруг себя. Обычно сессия у меня проходит в режиме «ночь учу, день сплю». Ночью тихо и никто не отвлекает от подготовки. Самым сложным экзаменом для меня был экзамен по педагогике. Для студента педагогического университета, как мне кажется, очень важно хорошо сдать этот предмет. Я готовился около недели, спал по 5 часов в день, а все остальное время занимался педагогикой. Старания, к счастью, принесли свои плоды. С экзамена я ушел в замечательном настроении, с отметкой «отлично» в зачетке.

Алёна Захарова, студентка 3 курса исторического факультета ЯрГУ им. П.Г. Демидова

Обстоятельства появления, предположительная личность - Студенческий портал
Что может быть лучше, чем студенческая жизнь? Ведь именно с поступления в ЯрГУ им. П.Д. Демидова началось самое замечательное время в моей жизни! С первого курса я начала заниматься волонтерством, принимать участие в различных мероприятиях университета и Союза студентов. Благодаря этому я сейчас вхожу в состав Молодёжного правительства и развиваю свой проект по организации бесплатных экскурсий по Ярославлю, а также мероприятий исторической направленности. 

Я поступила на исторический факультет, так как этот предмет очень интересен для изучения. Ведь именно история хранит в себе многовековые загадки человечества. Ну, а самым интересным предметом для меня стала история Древнего мира.

Молодежный портал Ярославской области желает всем студентам усердных стараний в учебе, отличных оценок на сессии, бесстрашных экзаменов, добродушных преподавателей и легких билетов!

Наталья Жукова

Источник: https://molportal.ru/node/15743

Vikent — Внешние обстоятельства и творческая личность по Г.С. Альтшуллеру

Авторы ЖСТЛ исходят из постулата: творческая личность воздействует на среду (в самом широком смысле слова), а среда ей активно сопротивляется.

«Внешние обстоятельства — сопротивление окружающей среды: материальной субстанции самого человека (надо зарабатывать на пропитание, это отнимает силы и время), ближнего (семья) и дальнего (общество) окружения и т.д.»

Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 148. 

Одно из возможных общенаучных обоснований противодействия творческой личности  Внешних обстоятельств – реакция Ла-Шателье. При этом:

«Внешние обстоятельства играют не в полную силу: иначе человек проиграл бы на первых ходах, когда он ещё ничего не успел. Исключены из действия внешних обстоятельств несчастные случаи. Взят нормальный спокойный вариант.

Это делает игру типичной, даже закономерной: с обеих сторон совершаются неслучайные ходы. Нормальный человек играет с нормальными внешними обстоятельствами, которым не подыгрывают ни стихийные бедствия, ни несчастные случаи, ни инквизиция…

  (В жизни внешние обстоятельства не всегда играют против творческой личности. Иногда они подталкивают человека к творчеству, помогают на том или ином этапе.

Читайте также:  Инновационные процессы на предприятии - студенческий портал

Но мы рассматриваем «сводную» партию, она должна быть составлена из предположения, что человек максимально стремится к цели (а затем — к надцели и наднадцели), а внешние обстоятельства однозначно ему мешают)».

Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 149-150. 

Внешние обстоятельства действуют и после физической смерти творческой личности, например, так:

«…кастрированное изложение идей творческой личности с выхолащиванием основной социальной сути (социальная сатира Свифта превращена в приключенческо-фантастическую детскую сказку). Частный случай — операция «Монье»: Внешние обстоятельства оставляют о творческой личности память как об изобретателе маленькой частности». 

Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 338. 

  • После появления ЖСТЛ,  в ТРИЗ-среде возникло мнение, что если человек хорошо умеет решать задачи, то внешние обстоятельства ему не страшны… К сожалению, это оказалось слишком простой и ошибочной гипотезой.
  • Обстоятельства появления, предположительная личность - Студенческий портал Наши правила обсуждения умных видео на YouTube
  • Обстоятельства появления, предположительная личность - Студенческий портал ПЛЕЙЛИСТ: ЖСТЛ Генриха Сауловича Альтшуллера.
  • Обстоятельства появления, предположительная личность - Студенческий портал ЖСТЛ: Жизненная Стратегия Творческой Личности

Обстоятельства появления, предположительная личность - Студенческий портал ЖСТЛ Г.С. Альтшуллера

Источник: https://vikent.ru/enc/444/

Студент – личность разносторонняя

Об университетеПресс-центрНовостиСтудент – личность разносторонняя

15 ноября в БГТУ им. В.Г. Шухова состоялся традиционный конкурс «Студент года-2012», посвященный Международному дню студентов.

В этом году мероприятие, подготовленное сотрудниками и творческими коллективами СДК, было особенно ярким и запоминающимся.

Девять лучших представителей студенчества оценивало жюри, в составе представительницы молодежных организаций области и вуза, актриса драматического театра Э.В.

Ткачева, и, конечно, председатель объединенного профсоюзного комитета БГТУ им. В.Г. Шухова, к.т.н, проф. И.П. Авилова.

Вдохновляли конкурсантов и создавали атмосферу праздника творческие коллективы и студентки, занимающиеся гимнастикой. Так что шоу стало увлекательным и зрелищным. Претендентов на почетное звание «Студент года» принимали горячо, эмоционально. Ведь каждый из них заслуживал звания победителя.

Выступая перед собравшимися в зале, заместитель проректора по культурно-воспитательной работе, к.т.н., проф. О.В. Пучка поздравил студентов с праздником и подчеркнул, что в нашем вузе уделяется самое пристальное внимание гармоничному и разностороннему развитию личности.

  • Если суммировать ответы участников на вопрос «Что вы ожидаете от конкурса?» получится ответ: «Новых побед, впечатлений, новых друзей… Хочу подарить радость людям, проверить себя, познакомить со своей культурой…»
  •  О том, что наши студенты не только отличники, активисты, красавцы, но и люди – разносторонние, свидетельствуют их увлечения: паркур и кикбоксинг, капуэро и бальные танцы, компьютерные игры и пение, игра на гитаре, сочинение стихов и художественное чтение.

С юмором и фантазией парни рассказывали о себе в первом туре: благодарили своих родителей, вспоминали места, где прошло детство, своих близких, повествовали о своих увлечениях. Особенно хотелось бы выделить самопрезентацию Евгения Точилкина, Андрея Молчанова и Мухонго Гильермэ Педро Диас. Они с первого же тура заявили о себе как о лидерах состязания.

Новинкой этого сезона стало проведение спортивного конкурса. Ребята проявили изрядное остроумие, посвятив свое выступление большому теннису и футболу, тяжелой атлетике и баскетболу, хоккею на траве и фехтованию, волейболу и лапте.

«Время творить» — так организаторы назвали последний конкурс, где во всем блеске конкурсанты продемонстрировали свои таланты. Акробатические номера сменялись лирическими песнями, хип-хоп и самбо удачно контрастировали с задушевным  исполнением стихов.   

  1.  Итоги конкурса:
  2. Самый изобретательный – Олег Леонов (ЭИ, ЭА-24).
  3. Самый спортивный – Александр Демин (ИТОМ, ТМК-33)
  4. Самый артистичный – Михаил Верещак (БИЭИ, ЭКБ-11)
  5. Самый брутальный – Владимир Виноходов (ТТИ, ЖД-21)
  6. Приз профсоюзного комитета – Иван Лейченко (ИЭМ, М-21)
  7. Приз зрительских симпатий – Сергей Вакуленко (ИИТУС, УК-41)
  8. Третье место – Мухонго Гильермэ Педро Диас (АИС(ЦМОиС, АР-21)
  9. Второе место – Андрей Молчанов (АСИ, С-33)
  10. Первое место и звание «Студент года» по праву получил Евгений Точилкин (ИСМ и ТБ, 4ХВ-41), который сумел показать себя и брутальным, и лиричным, и артистичным, и остроумным…
  11. Виктория Горяйнова

Если Вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите всё предложение с ошибкой и нажмите Ctrl+Enter. Затем укажите, какое слово или цифру нужно исправить.

Источник: http://www.bstu.ru/about/press_center/news/16362

Трудные жизненные ситуации студентов: типизация, диагностика, социально-педагогическое сопровождение

  • Трудные жизненные ситуации студентов: типизация, диагностика, социально-педагогическое сопровождение
  • Филиппенко Ольга Геннадьевна
  • студент, кафедры психологии и педагогики, факультета социальных наук, Амурского государственного университета, Благовещенск.

E-mail: FaHaTkA-90.90@mail.ru

Бурдуковская Елена Анатольевна

научный руководитель, доцент, канд.пед.наук, кафедры психологии и педагогики, факультета социальных наук Амурского государственного университета, Благовещенск.

Трудные жизненные ситуации студентов это весьма новая отрасль исследования педагогической теории и практики, которая представляет огромный потенциал для более глубокого изучения.

Трудная жизненная ситуация всегда характеризуется несоответствием между тем, что человек хочет (сделать, достичь и т. п.), и тем что он может, оказавшись в данных обстоятельствах и располагая имеющимися у него собственными возможностями.

Такое рассогласование препятствует достижению первоначально поставленной цели, что влечет за собой возникновение отрицательных эмоций, которые служат важным индикатором трудности той или иной ситуации для человека [1, с.

 38] Проблема трудных жизненных ситуаций студентов начала исследоваться относительно недавно, работ посвященных этой проблеме немного (С.Т. Джарлыкасымова, Р.Р. Кутькина, Т.Е. Косаревская и Е.Л. Одногулова).

Проанализировав мнения некоторых авторов (Кутькиной Р.Р., Косаревской Т.Е.

), мы можем представить термин трудной жизненной ситуации как социальную проблему в жизни человека, которая нарушает или грозит нарушить возможности его нормального социального функционирования, но не может быть разрешена самостоятельно и требует вмешательства специалиста.

Трудные жизненные ситуации по типологии и причинам обладают признаками общего (характерного для всех ситуаций) и особенного (проявляющегося в различных социальных, возрастных, демографических группах, к которым относится студенчество).

  1. Термин «студенчество» обозначает собственно студентов как особую социально-педагогическую и социально-демографическую группу, характеризующуюся определенным ролью и статусом, общественным положением, а также особой фазой, стадией социализации, которую проходит значительная часть молодежи и которой присущи определенные социально-психологические особенности.
  2. После определения понятия трудной жизненной ситуации студентов мы можем переходить к их классификации, однако поскольку классификация это слишком жестко, предпримем попытку типизации в зависимости от различных оснований.
  3. Типизация трудных жизненных ситуаций студентов по основанию «зависимости и независимости трудной жизненной ситуации от студента» позволяют выделить:
  4. a.объективные трудные жизненные ситуации ― обстоятельства, на которые человек повлиять не может, ситуации, которые не зависят от индивидуальных возможностей личности (например, ограниченные возможности здоровья, инвалидность, сиротство, отсутствие материальной и финансовой поддержки);
  5. b.субъективные трудные жизненные ситуации ― ситуации, с которыми человек может справиться самостоятельно (проблемы в семье и личной жизни, экзамены / экзаменационная сессия);

c.

объективные, возникающие по причине субъективности факторов, то есть обстоятельств жизни, возникающих в силу определенных действий/ бездействий человека (неуспеваемость и проблема отчисления, неуспеваемость в учебе, проблемы в общежитии).

  • Второе основание типизации ― факторы, оказывающие влияние на  возникновение трудных жизненных ситуаций:
  • a.биологический фактор (анатомические, морфологические, психические свойства человека), к ситуациям, на которые оказывает влияние данный фактор, следует отнести ограниченные возможности здоровья (инвалидность и другие проблемы со здоровьем);
  • b.социальный фактор (окружающие люди, социальный контроль), результатом действия данного фактора могут быть состояние дискомфорта вследствие отрыва от семьи, маргинальное состояние студенчества как особой социально-демографической категории;

c.

психологический фактор (особенности поведения, деятельности личности в обществе, а так же особенности ее взаимодействия с окружающими людьми), это такие ситуации как: проблемы в семье и личной жизни, проблемы в общежитии и неуспеваемость в учебе, неуспеваемость и проблема отчисления, экзамены / экзаменационная сессия.

Третье основание ― в зависимости от субъективных переживаний, так как одинаковые обстоятельства жизни различными людьми могут восприниматься и переживаться по-разному.

a.воспринимается ли ситуация как трудная. Восприятие этих ситуаций зависит от личных особенностей человека. К ним могут относиться: сиротство, ограниченные возможности здоровья, инвалидность, трудное материальное положение, проблемы в семье и личной жизни и т. д.;

b.ситуация не воспринимается как трудная. Ситуации, относящиеся к данной категории, не вызывают у человека, находящихся в них отрицательных эмоций и фрустрирующих состояний. Наряду с прочими к ним относят: ограниченные возможности здоровья (инвалидность) и сиротство.

Обратимся к результатам исследования, которое было проведено на базе Амурского государственного университета, с целью соотношения описанной типизации с реально переживаемыми студентами трудными жизненными ситуациями.

Выборку исследования составили студенты энергетического факультета и факультета социальных наук, обучающиеся на очном отделении с первого по пятый курс (респонденты в возрасте от 16 до 23 лет).

Общий объем выборки составил 148 человек, из них 87 девушек и 61 юноша.

Для проведения исследования была разработана анкета, позволяющая выявить представления студентов о трудных жизненных ситуациях, а так же студентов, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Для определения трудных жизненных ситуаций студентов анкета содержала вопрос «Оцените по 10-бальной шкале, какие, по-вашему, мнению, обстоятельства жизни студентов можно отнести к трудным жизненным ситуациям (1 ― вообще не относятся, 10 ― полностью относятся)».

Чем больше то или иное обстоятельство жизни студента относится к трудной жизненной ситуации, тем выше должен быть балл. Подсчитав средний балл по обоим факультетам, мы получили следующие результаты, представленные в таблице 1;

Таблица 1

Ранг Жизненные обстоятельства Балл
1 Сиротство 8,45
2 Смерть близкого человека 8,4
3 Ограниченные возможности здоровья (инвалидность) 8,0
4 Проблемы в семье 6,55
5 Другие обстоятельства 6,15
6 Проблемы в личной жизни 5,75
7 Неуспеваемость и проблема отчисления 5,65
8 Экзамены/ экзаменационная сессия 5,3
9 Неуспеваемость в учебе 4,3
10 Проблемы в общежитии 4,0

Студенты обоих факультетов к другим трудным жизненным обстоятельствам отнесли такие, как: проблемы со здоровьем и личные обстоятельства. Интересные данные в исследовании были получены относительно того, что студенты понимают под самим термином «трудная жизненная ситуация».

Представление об этом мы получили, проведя анализ ответов на открытый вопрос: «На Ваш взгляд, трудная жизненная ситуация это…».

Читайте также:  Геологическое строение и рельеф кавказа - студенческий портал

Анализ содержательных ответов (исключены ответы типа «не знаю», «затрудняюсь ответить») показывает: для студентов энергетического факультета, это «сложившиеся обстоятельства, которые не зависят от человека и его действий», «трудное материальное положение», «проблемы со здоровьем», для студентов факультета социальных наук, что это «проблемы, которые влияют на нашу жизнь в настоящее время», «ситуация, отрицательно влияющая на процесс социализации человека».

Проблема социально-педагогического сопровождения студентов вуза, находящихся в трудных жизненных ситуациях, в настоящее время остро стоит не только в учебных заведениях России.

Однако если в зарубежных вузах социально-педагогическое сопровождение студентов является одним из приоритетных направлений специализированных служб учебного заведения, то в России сопровождение студентов остается мало разработанным направлением и вся работа сводится только к оказанию материальной помощи в некоторых случаях.

  1. Предприняв попытки классификации трудных жизненных ситуаций студентов, а так же определив их понятие и специфику, нами была разработана программа социально-педагогического сопровождения студентов вуза, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  2. Данная программа путем интегративной деятельности всех участников, а также через формирование у студентов навыков выхода из трудных жизненных ситуаций, направлена на осуществление деятельности по организации социально-педагогического сопровождения студентов данной категории.
  3. Исполнители основных мероприятий: волонтеры, психолог, кураторы групп, старосты групп, пресс-служба университета, студенческий актив, заместители деканов по учебной и воспитательной работе.
  4. Практическая направленность программы заключается в повышении у студентов уровня осведомленности о трудных жизненных ситуациях и формировании у них навыков выхода из трудных жизненных ситуаций.
  5. Программа разделена на 3 направления, каждое из которых включает ряд мероприятий:
  6. a.диагностическое направление основные цели, которого выявление студентов, находящихся в трудной жизненной ситуации, а так же возрастной состав студентов данной категории, определение специфики трудных жизненных ситуаций студентов, определение эмоционального состояния студентов, находящихся в трудной жизненной ситуации;
  7. b.информационно-просветительское направление, целями данного направления является повышение уровня осведомленности о службах помощи студентам, находящимся в трудной жизненной ситуации, как городского, так и вузовского масштаба, ознакомление студентов со спецификой трудных жизненных ситуаций, перспектив их развития и способов преодоления, повышение уровня психологической, социальной и правовой компетентности студентов, относительно трудных жизненных ситуаций;

c.

мотивационно-деятельностное направление, которое ориентировано на: осознание студентом, своих индивидуальных психологических, коммуникативных способностей; осознание студентом, объективных и субъективных причин возникновения трудных жизненных ситуаций; вербализацию студентом трудной жизненной ситуации, ее осознание и выбор совместно с другими участниками стратегии выхода из данной ситуации; определение студентами в микрогруппах способов решения трудных жизненных ситуаций, через определение значимых ценностей.

  • Контроль за исполнение осуществлять путем проведения пилотажных аналитических исследований.
  • Ожидаемые результаты реализации программы:
  • 1.  осведомленность студентов о трудной жизненной ситуации, как возможной ситуации в их жизни;
  • 2.  информированность студентов о службах помощи в трудных жизненных ситуациях, как на городском, так и на вузовском уровне;
  • 3.  сформированность навыков адекватной оценки трудности ситуации;
  • 4.  развитие навыков выхода из трудных жизненных ситуаций;

5.  снижение количества студентов, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Показателями эффективности программы социально-педагогического сопровождения студентов вуза, находящихся в трудной жизненной ситуации являются:

1.Действенность ― полезность и практичность применяемых мер, по организации социально-педагогического сопровождения студентов вуза, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2.Эффективность ― конечные результаты деятельности, ее полезность для данной категории.

3.Продуктивность ― отношение конечных результатов к показателям затраченных усилий с точки зрения ресурсного обеспечения.

Подводя итог всему изложенному ранее, следует сказать, что в современных условиях, развития личности человека, большое количество обстоятельств можно отнести к трудным.

Студенты в трудной жизненной ситуации сравнительно новая отрасль изучения педагогической науки, и от этого она становится все более интересной и вместе с тем несет в себе огромный потенциал для более глубокого изучения.

Разработка программ и проектов социально-педагогического сопровождения студентов, находящихся в трудной жизненной ситуации должна быть одним из приоритетных направлений работы учебного заведения.

Список литературы:

  1. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы. ― М.: Аргус, 1994. ― 208 с:

Источник: https://sibac.info/studconf/hum/vi/30361

Студенческий отряд как способ становления и формирования личности будущего выпускника вуза

Ключевые слова: внеаудиторная деятельность, социальная работа, студенческий отряд, студенческий профком, иностранный язык.

Мы живем в век науки и развития и неудивительно, что каждый из нас хочет получить прекрасное, востребованное образование и в будущем иметь хорошую, достойную зарплату. Но для этого необходимо хорошо учиться и овладевать необходимыми знаниями, умениями и навыками. Для большинства студентов обучение становится серьезной проблемой.

Многие студенты учатся постоянно и думают исключительно об учебе и получаемых ими оценках и напрочь забывают о том, что студенческая жизнь — это самая прекрасная пора; это время, наполненное романтикой и беззаботностью [1, c. 968].

Каждый студент может сам разнообразить собственную жизнь и внести в нее определенные коррективы; проводить свободное время с пользой.

Во время как осеннего, так и весеннего учебных семестров, студенческим профсоюзом уделяется огромное внимание социальной работе: проводятся агитации студентов в начале учебного года: каждый студент может выбрать то, чем именно хочет заниматься на протяжении всего периода обучения в вузе.

Студент может стать волонтером и на добровольной основе помогать людям.

Для обучающихся проводятся всевозможные акции, в которых абсолютно любой студент может не только принять активное участие, но и получить положительные эмоции [6]. Так же возможно провести незабываемые летние каникулы, работая в студенческом отряде.

Российские студенческие отряды (РСО) — общероссийская молодёжная общественная организация, созданная в 2004 году, при поддержке Министерства образования России.

Данная организация создана для студентов высших и средне-профессиональных учебных заведений, формирующая временные трудовые коллективы, для добровольной работы в свободное от учёбы время (как правило, летних каникул) на различные промышленные, и сельскохозяйственные объекты [4].

У Российских отрядов есть штабы, охватывающие все округи нашей необъятной страны. Один из них является Сибирский федеральный округ.

В Томске очень хорошо развито направление студенческих отрядов, поскольку Томск — это студенческий город, и практически каждый студент хочет запомнить свою яркую студенческую жизнь, связанную, по большей части, с положительными эмоциями.

Существует несколько направлений деятельности:

1.      Строительные отряды.

Строительная сфера- это сфера, в которой студенты могут работать именно в летние месяцы, а в остальное время заняты учебой. При этом студенты легко обучаются и от них часто исходит инициатива.

Впервые мысль использовать труд молодых людей в строительном направлении появилась еще до официальной даты появления движения. В начале 20-х годов студенты активно работали на всевозможных промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве, оказывали огромное содействие в восстановлении экономики страны после разрушений во время гражданской войны.

2.      Педагогические отряды.

В настоящее время студенческие педагогические отряды являются самым популярным направлением как в сфере детского отдыха, так и оздоровления.

Профессии вожатого не учат ни в одном ВУЗе, потому что это скорее призвание, нежели профессия; это определенное душевное состояние.

Вожатый всегда рядом с детьми, это и строгий воспитатель, и, если это необходимо, родитель. Навыки вожатого могут пригодиться в любом возрасте и при любом социально статусе: общение со своими будущими детьми, командная работа, публичные выступления и т. д.

3.      Отряд проводников.

В летнее время пассажиропоток на железных дорогах заметно увеличивается, следовательно, ОАО «РЖД» необходимо гораздо большее число работников, чем обычно и именно по причине огромного количества пассажиров на помощь приходят студенческие отряды.

Студенты имеют неоспоримые преимущества перед кадровыми работниками, такие как молодость, эмоциональность, студенческий задор, отсутствие накопленной годами усталости от работы и непреодолимое желание трудиться, общаться с новыми людьми не только на родном, но и на иностранном языке, поскольку во время рейса в одном и том же поезде могут ехать как российские, так и иностранные граждане; приобретать необходимый жизненный опыт.

Именно по этой причине бойцам РСО доверяют обслуживание поезда № 1 сообщением «Москва-Владивосток» и международных рейсов [2; 5].

4.      Сельскохозяйственные отряды.

Труд студентов в сельском хозяйстве востребован: студенты вносят значимый вклад при посевных и уборочных работах. Кроме того, бойцы этого направления работают в южных регионах страны, где все лето собирают фрукты и ягоды, орехи и чай.

5.      Специализированные отряды.

В студенческом движении появляется все больше и больше направлений работы.

В настоящее время студенческие отряды также имеют множество специализаций, огромное количество направлений работы.

Самыми развитыми являются следующие направления: сервисные отряды (обслуживание магазинов, супермаркетов, гостиниц, и пр.); путинные отряды (работа летом на ловле и переработке рыбы); отряды правопорядка; спасательные отряды; социальные отряды; медицинские; экологические [5].

  • В Томском Политехническом Университете имеется большое количество клубов, где студенты могут проводить свое свободное время с огромной для них пользой.
  • Среди них можно обозначить такие как:
  • —                    спортивный клуб «Политехник»;
  • —                    «Диамант-ТПУ»;
  1. —                    клуб аквалангистов «Афалина»;
  2. —                    клуб дельтапланеристов «Орион»;
  3. —                    клуб туристов «Политехник»;
  4. —                    клуб скалолазов «Ариадна» [3].
  5. Так же имеется Вузовский Штаб Студенческих отрядов.
  6. Целью деятельности ВузовскогоШтаба студенческих отрядов ТПУ является организация временной занятости обучающихся в Национальном Исследовательском Томском политехническом университете, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях. Для этого студенческий профком ТПУ создал следующие отряды:

Строительный — один из самых многочисленных отрядов ТПУ. Его бойцы ремонтируют студенческие общежития, готовят комнаты для вселения первокурсников, выполняют отделочные работы на объектах Комбината питания ТПУ, помогают строителям в учебных корпусах.

Энергетический — внём бойцы занимаются работой на действующих энергетических объектах, где могут получить практические навыки по приобретаемой ими будущей специальности и присмотреться к возможно будущему месту работы. Замена опоры, измерение нагрузки, снятие показаний приборов учета, оформление оперативно-технической документации по обслуживанию и ремонту — этим и многим другим можно заняться, если вступить в энергетический отряд.

Патриотический — отряд, бойцы которого выполняют работы по восстановлению памятников ВОВ;

Отряд атомщиков — его бойцы выполняют работы в области атомной промышленности. У них есть возможность овладеть необходимым опытом работы, заработать финансовые средства и получить первый рабочий стаж, который особо необходим при дальнейшем трудоустройстве будущего выпускника.

Педагогический — предоставляет своим бойцам уникальную возможность получить практический опыт работы с детьми, провести свои каникулы, занимаясь интересной и творческой работой. Ежегодно бойцы педагогического отряда организуют воспитательный процесс для детей и подростов во многих оздоровительных лагерях Томской области.

Читайте также:  Педагогика Макаренко - основные постулаты методики, семья и детство

Путинный — в этом отряде бойцы выполняют работы по обработке рыбопродукции (о. Сахалин);

Городской — его бойцы выполняют работы по благоустройству и озеленению города;

Сервисный — отряд, в котором бойцы выполняют работы в сфере услуг (официанты, уборщики служебных помещений, повара, озеленители, грузчики, мойщики посуды и т. д.);

Сельскохозяйственный — его бойцы востребованы на многих плантациях южного региона, в частности, Краснодарского края. Во время каникул можно попробовать себя в качестве сборщика чая, орехов, фруктов, овощей и других сельскохозяйственных а кроме того получить запас положительных эмоций на следующий учебный год [3].

  • Таким образом, студенты на протяжении всего периода обучения в ВУЗе имеют уникальную возможность активного включения во внеучебную деятельность, которая будет приносить не только моральное удовлетворение, удовольствие, но и позволит улучшить материальное положение, заработав собственные финансовые средства, потратить их по своему усмотрению.
  • Именно работа в студенческих отрядах позволяет сформировать будущему выпускнику все необходимые во взрослой жизни качества: овладеть определенными практическими навыками, коммуникативными умениями, воспитать ответственность за порученное дело, сформировать такие качества, как внимательность, трудолюбие, дружелюбность и терпеливость.
  • Литература:

1.         Жилинская А. В., Сенцов А. Э., Трунтягин А. А. Трансформация идеологии в мире политики // Молодой ученый. — 2015. — № 9. — С. 968–970.

2.         Коржова А. Ю., Кузина Е. А., Тумакова Н. А. Владение иностранным языком как фактор улучшения межкультурной коммуникации будущего выпускника вуза // Молодой ученый. — 2015. — № 9. — С. 1099–1101.

Источник: https://moluch.ru/archive/90/19102/

ЕГЭ: Задание 21-24 (Вариант 10, 2019)

Метки: ЕГЭ : Задание 21-24 : Социальные отношения

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Социологи под статусом понимают социальную позицию человека в рамках группы или общества, связанную с определенными его правами и обязанностями. Именно с помощью статусов мы идентифицируем друг друга в различных социальных структурах.

Мать, мэр, священник, приятель, начальник, мужчина, капитан, ребенок, якут, заказчик, профессор и осужденный — все это статусы.

Общества обычно лимитируют конкурентную борьбу за статус в зависимости от пола и возраста человека, его социальной принадлежности.

Не все статусы находятся в нашей власти. Некоторые статусы придаются нам группой или обществом. Статус, унаследованный от рождения, прирожденный называется приписываемым (аскриптивным).

Общепринятыми критериями приписываемого статуса являются возраст и пол.

Например, по закону нельзя получить водительские права, вступить в брак, участвовать в выборах или получать пенсию, не достигнув необходимого для этого возраста.

Другие статусы мы получаем посредством индивидуального выбора и конкуренции. Статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям, называется достигнутым. Профессор, дирижер хора, врач, актер, студент университета, священник, карманный вор, президент компании, тренер и аквалангист — все это примеры достигнутого статуса.

Некоторые из наших статусов превалируют над другими статусами как в нашем сознании, так и в сознании других людей.

Основной статус — это ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными его правами и обязанностями.

Для детей основным статусом является возраст; аналогичным образом во многих обществах основным статусом является пол. Основной статус образует каркас, внутри которого формулируются наши цели и проходит наше обучение.

Статус предполагает наличие определенных социальной культурой прав и обязанностей, формирующих модель поведения — то, что социологи называют ролью. Эти ожидаемые от человека действия определяют поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или несоответствующее обладателю статуса.

Итак, роль — это ожидаемое поведение, которое мы ассоциируем с определенным статусом. Исполнение роли является фактическим поведением лица, обладающим каким-либо статусом. В реальной жизни часто имеет место расхождение между тем, как люди должны поступать, и тем, как они поступают на самом деле.

Кроме того, люди по-разному реализуют права и обязанности, ассоциируемые с их ролями.

Один статус может иметь некоторое число связанных с ним ролей, образуя ролевой набор. Рассмотрим статус студента. Он включает в себя роль ученика, роль сокурсника других студентов, роль верного болельщика спортивных команд вашего университета, роль читателя библиотеки и роль «хорошего товарища» в студенческой среде.

Роль не существует сама по себе. Она представляет собой комплекс занятий и действий, тесно связанный с деятельностью других людей. Поэтому не бывает преподавателей без студентов, жен без мужей, пациентов без врачей.

Роли выполняют функцию норм, определяющих наши обязанности — действия, которые на законных основаниях могут требовать от нас другие люди, а мы требовать их от других. Каждая роль имеет по крайней мере одну ответную и связанную с ней роль. Таким образом, права одной роли являются обязанностями другой.

Взаимодействие индивидов в группах осуществляется через сети ответных ролей. Ролевые отношения связывают нас друг с другом потому, что права на одной стороне взаимоотношения являются требованиями на другой.

(Ю.Г. Волков и др.)

21. Как, по мнению авторов, связаны социальный статус и социальная роль? Используя текст, укажите две причины расхождения между тем, как люди должны поступать, и тем, как они поступают на самом деле.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
  • В правильном ответе должны быть следующие элементы:
  • 1) ответ на вопрос, например:
  • — статус предполагает наличие прав и обязанностей, определенных социальной культурой и формирующих модель поведения, — то, что социологи называют ролью;
  • — социальная роль — это ожидаемые от человека действия, поведение, которое люди рассматривают как соответствующее или несоответствующее обладателю статуса;
  • — один статус может иметь некоторое число связанных с ним ролей, образуя ролевой набор;
  • 2) две причины:
  • — исполнение роли является фактическим поведением лица, обладающего каким-либо статусом;
  • — люди по-разному реализуют права и обязанности, ассоциируемые с их ролями.
  • Элементы ответа могут быть даны в иной, близкой по смыслу форме
Представлены три элемента ответа 2
Представлены любые два элемента ответа 1
Представлен один элемент ответа. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2

22. На основании текста назовите и раскройте три вида социальных статусов. Используя обществоведческие знания, укажите еще один вид статуса.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
  1. В правильном ответе должны быть приведены следующие элементы:
  2. 1) три вида статусов по тексту:
  3. — приписываемый / аскриптивный (статус, унаследованный от рождения, прирожденный);
  4. — достигнутый (статус, приобретаемый индивидом в обществе благодаря его собственным усилиям);
  5. — основной — ключевой статус, определяющий социальное положение и значение человека, связанное с определенными его правами и обязанностями;
  6. 2) дополнительный статус, например:
  7. — личный;
  8. — групповой.
  9. Могут быть указаны другие виды статусов в соответствии с требованием задания
Названы и раскрыты три вида статусов по тексту, указан дополнительный статус 2
Названы и раскрыты один-два вида статусов по тексту, указан дополнительный статус. ИЛИ Названы и раскрыты три вида статусов по тексту 1
Названы три вида статусов по тексту, указан дополнительный статус. ИЛИ Указан дополнительный статус. ИЛИ Названы три вида статусов по тексту. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 2

23. Авторы утверждают, что ролевые отношения связывают людей друг с другом. Какое объяснение этому явлению дано в тексте? Используя знания обществоведческого курса, социальные факты, информацию СМИ, конкретизируйте утверждение тремя примерами, указав, на чьей стороне находятся права и на чьей — обязанности.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
  • Правильный ответ содержит следующие элементы:
  • 1) ответ на вопрос: права на одной стороне взаимоотношения являются требованиями на другой;
  • 2) три примера на конкретизацию, допустим:
  • — ожидаемое поведение матери (обязанности) по отношению к ребенку (права);
  • — ожидаемое поведение инспектора ГИБДД (права) по отношению к водителю, превысившему скорость (обязанности);
  • — ожидаемое поведение продавца (обязанности) по отношению к покупателю (права).
  • Могут быть приведены иные уместные примеры
Правильно дан ответ на вопрос, приведены три примера на конкретизацию 3
Дан ответ на вопрос, приведены два примера на конкретизацию 2
Дан ответ на вопрос, приведен один пример на конкретизацию 1
Ответ на вопрос не дан при любом количестве примеров. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

24. Используя социальные факты и личный социальный опыт, назовите социальный статус, который можно считать основным в современном обществе. Какие примеры основных статусов приведены в тексте? Используя обществоведческие знания, аргументируйте принадлежность к основным каждого из указанных Вами статусов.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
  1. Правильный ответ должен содержать:
  2. 1) социальный статус, например, профессия;
  3. (Может быть указан иной социальный статус, соответствующий требованию задания.)
  4. 2) ответ на вопрос: возраст и пол;
  5. 3) аргументы, допустим:
  6. — престиж профессии в современном обществе свидетельствует об экономических и социальных достижениях человека;
  7. — возраст ребенка связан с его гражданской дееспособностью, расширение его прав и обязанностей зависит от возраста;
  8. — в традиционном обществе социальные роли были жестко закреплены по тендерному признаку.
  9. Могут быть приведены другие аргументы, соответствующие требованию задания
Правильно назван социальный статус, дан ответ на вопрос, приведены три аргумента (всего пять элементов ответа) 3
Назван социальный статус, дан ответ на вопрос, приведены два аргумента. ИЛИ Дан ответ на вопрос, приведены три аргумента. ИЛИ Назван социальный статус, приведены три аргумента (всего четыре элемента ответа) 2
Назван социальный статус, дан ответ на вопрос, приведен один аргумент. ИЛИ Дан ответ на вопрос, приведены два аргумента. ИЛИ Назван социальный статус, приведены два аргумента (всего три элемента ответа) 1
Приведены любые один-два элемента ответа. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера. ИЛИ Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

Источник: ЕГЭ 2019. Обществознание. 40 вариантов. Типовые тестовые задания от разработчиков ЕГЭ / А. Ю. Лазебникова, Е. Л. Рутковская, Т. В. Коваль. — М. : Издательство «Экзамен», 2019.

Источник: https://socialstudies.ru/ege-zadaniye-21-24/212410201940.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector