Особенности экономики архаической греции — студенческий портал

  • Размер: 512.5 Кб
  • Количество слайдов: 16

Особенности экономики Архаической Греции - Студенческий портал

Особенности экономики Архаической Греции - Студенческий портал

Особенности экономики Архаической Греции - Студенческий портал

Особенности экономики Архаической Греции - Студенческий портал

Особенности экономики Архаической Греции - Студенческий портал

Особенности экономики Архаической Греции - Студенческий портал

Особенности экономики Архаической Греции - Студенческий портал

Особенности экономики Архаической Греции - Студенческий портал

Особенности экономики Архаической Греции - Студенческий портал

Особенности экономики Архаической Греции - Студенческий портал

ГРЕЧЕСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ «греческий берег составляет точно кайму, пришитую к обширной ткани варварских полей» ( Цицерон )

причины Колонизация была прежде всего демографической проблемой. Её определяющими факторами были: во-первых , несоответствие между наличными производительными ресурсами страны и численностью населения в целом; во-вторых , неадекватность их распределения в пересчёте на душу населения; в-третьих , уход в колонисты мог быть вызван различными политическими и стихийными обстоятельствами.

Вся система античных государств основывалась на определённом ограничении численности населения, пределы которой нельзя было превысить, не подвергая опасности самих условий существования античной цивилизации. Недостаточное развитие производительных сил ставило права гражданства в зависимость от определённого количественного соотношения. Единственным спасением была вынужденная эмиграция.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФАЗЫ Колонизация происходила по трём направлениям: западному, южному и северо-восточному. Важнейшие города-метрополии: Милет, Коринф, Мегары, Халкида на Эвбе.

Западное северо-восточное м е т р о п о л и и побережье Фракии, Геллеспонта Южная Италия, Сицилия, Южная южное (Дарданеллы), Пропонтиды(Мрамор — Франция, Восточная Испания ное море), Понта Эвксинского основные колонии: Кумы, Сибарис, Юго-Восточное Крупнейшие центры: Потидея, Абдера, Кротон, Тарент, Сиракузы, Массалия, Средиземноморье Маронея, Кизик, Халкедон, Византий, Эмпорион самостоятельный Синопа, Трапезунт, Гераклея, Истрия, Продвижение остановлено карфагенянами полис = Кирена Одессос, Томы, Каллатия, Тира, Преимущественно земледельческие центры остальные подчинены Ольвия, Пантикапей, Феодосия, Кепы, местным правителям Херсонес, Фанагория, Фасис, Диоску- (Аль-Мина, Сукас, Нав – риада и др. кратис и Дафны) При основании преследовались торго- вые цели. В процессе колонизации принято выделять две фазы: аграрная и торгово-ремесленная(греческая экономика приобретает классический характер). Рубежом является середина VII века до н. э.

КОЛОНИИ И ИХ ТИПЫ Колониальный процесс состоял из трёх последовательных стадий: выведение колонистов, основание полиса, отношения колонии с метрополией. Выведение колонистов. После установления места будущей колонии объявлялась запись желающих и назначался ойкист(принадлежал к знатному роду).

Зачастую колонизация носила принудительный характер и совершалась по повелению оракула. В состав колонистов могли быть включены только свободные. Первые колонисты и их потомки обладали полными гражданскими правами и владели лучшими землями полиса. Численность колонистов была невелика. В экспедицию отправлялось не менее 100 и редко более 1000 человек.

Основание полиса. Нигде колонии не были захватом больших внутренних областей. Сам термин «колонизация» не совсем подходит к объяснению процесса основания греческих городов. Как показывают археологические раскопки греческие города возникали в местах, где не было постоянных поселений местных жителей.

Не соответствует он и отношениям между вновь основанными полисами и метрополией. При выборе места для основания города обычно учитывались следующие факторы : удобная для гавани бухта, торговые пути в глубинные районы, плодородная земля, источники питьевой воды, возвышенное место с учётом оборонительных возможностей, строительный материал, природные ресурсы.

Выгодное географическое положение во многом определяло дальнейшее развитие города. При устройстве полиса обычно сохранялось старое деление на филы, но могли быть образованы и новые. В целом процесс социальной дифференциации, органы государственной власти и культура развивались в новых полисах быстрее и свободнее, чем в метрополии.

Отношения колонии с метрополией. Как правило колонии сохраняли разнообразные связи с метрополией. Находясь в метрополии колонисты имели привилегии: участвовали в культовых отправлениях, из местных жителей для них назначались простаты, судебные дела рассматривались в первую очередь, сохранялось право наследования, имели право на возвращение в метрополию.

Аналогичные привилегии имели и жители метрополии во время пребывания в колонии. Вражда колонии со своей метрополией рассматривалась как нечто из ряда вон выходящее.

КОЛОНИИ И ИХ ТИПЫ По типам греческие колонии можно разделить на апойкии, эпойкии и клерухии. Апойкия в традиционном смысле образовывала самостоятельный полис с собственным гражданством и своими общественными учреждениями. Эпойкия основывалась на территории уже существующего полиса, гражданами которого становились колонисты.

При этом они составляли в нём обособленную общину. Подобный тип колоний отправлялся для усиления военного потенциала какого-либо уже существующего полиса. Клерухия высылалась как правило на территорию покорённых городов, жители клерухий сохраняли гражданство метрополии.

В целом колонизация явилась одной из существенных причин экономического переворота в архаической Греции, она в значительной мере повлияла на рост греческих городов.

Вместе с тем она в немалой степени способствовала социально-политическому развитию Греции, разрушению родовых устоев, распаду аристократического строя, возникновению олигархических и раннедемократических полисов, значительно расширила культурный кругозор эллинов.

Источник: https://present5.com/socialno-ekonomicheskoe-i-politicheskoe-razvitie-grecii-arxaicheskij/

Экономическое развитие Древней Греции в архаический период

Значительные изменения в хозяйственной жизни Греции происходят в архаический период.

Несмотря на то, что экономика носила преимущественно натуральный характер, происходит быстрое развитие производительных сил, постепенное разложение общины, формирование городов и колоний, расширяется торговля рабами и их эксплуатация. Происходило становление рабовладельческой системы хозяйства, господство которой определило последующее развитие античной Греции.

Развитие производительных сил уже не вписывалось в рамки общинной системы отношений и постепенно разрушало ее. Технологии садоводства и виноградарства исключали передел земли, отделение ремесла от сельского хозяйства привела к миграции населения.

Экономическая дифференциация привела к развитию частной собственности и обезземеливанию крестьян. Дифференциация затронула также и ремесло.

Преимущественно натуральный характер ремесленного производства сдерживал развитие торговли, которая носила в этот период в основном меновой характер.

В архаический период внутренние экономические проблемы приводят к Великой греческой колонизации в бассейне Черного и Средиземного морей, по побережью которых были созданы сотни колоний.

Греческими колониями были такие города, как Марсель (Массалия), Севастополь (Херсонес), Одесса (Одессос), Керчь (Пантикопей) и др. Греки селились на чужой территории и создавали там самостоятельные полисы.

Колонии имели собственные правила устройства общественно-политической жизни, свои законы, суды, собственную монету.

Основным побудительным мотивом греческой колонизации были относительное перенаселение в результате роста численности населения и ограниченности земли, что приводило к обезземеливанию крестьян, а также торговая экспансия. Колонии давали новые пахотные земли, дополнительные источники сырья и рынки сбыта.

Создание колоний стимулировалось купцами и рабовладельцами. Одни искали дешевые товары, другие — рабов. Распространение колонизации расширяло хозяйственную периферию Греции, открывало новые экономические возможности.

Усилилась эксплуатация других народов, интенсивнее стали развиваться торговля и судостроение, чеканка монет. Колонизация привела к усилению эксплуатации аграрной периферии внеэкономическими методами, регулярному сбору дани, обращению части населения в рабов и т. д. Были созданы опорные пункты ремесла и торговли.

Греческие форпосты проводили также военный и политический контроль, вели дальнейшие завоевания.

Великая греческая колонизация сыграла важную роль в социально-экономическом развитии колонизированных районов. Греки привносили на эти территории не только новые методы ведения хозяйства, технологию ремесла и формы организации производства, но и свою культуру, политическое устройство, систему образования.

Расширение сырьевой и торговой базы в результате колонизации оказало стимулирующее влияние на развитие ремесла и рост его товарности. Активно велась торговля, существовали профессиональное купечество и оптовая торговля, возникали временные компании для снаряжения торговых экспедиций.

Для контроля за торговлей и поддержанием порядка на рынках создавалась специальная администрация надзора, преследовалась спекуляция, особенно хлебом. Для более эффективной организации торговых операций создавались объединения купцов — фиасы, которые могли предоставлять взаимные ссуды и страховку, обменивались информацией, следили за ценами.

Во многих крупных городах Греции морская торговля становится одной из важнейших отраслей экономики.

В предшествующий период в связи с преобладанием натурального хозяйства и слабым развитием торговли роль денег выполнял в основном крупный рогатый скот. В период Великой колонизации в качестве денег все чаще используются металлические слитки, а на рубеже VII-VI вв. до н. э. начинается чеканка монет. Постепенно развивается ростовщичество.

Расширение государственных земель явилось важнейшей предпосылкой для роста и концентрации частного землевладения, создания крупных и средних рабовладельческих хозяйств. Колонизация сделала доступными даже отдаленные рынки рабов и привела к широкому развитию рабства. Именно в этот период рабство принимает свои зрелые и классические формы.

Этот процесс во многом был связан с ростом товарности производства и значительным ростом числа рабов. Дешевый рабский труд приносил большой доход и активно использовался в основных отраслях экономики.

Ведущей формой производства становятся средние рабовладельческие хозяйства, тесно связанные с рынком (товарные виллы, пригородные хозяйства, эргастерии и т. п.).

СОДЕРЖАНИЕ

Источник: https://studentu.info/ekonomika/istoriya-ekonomiki-zaslavskaya-m-d/drevnyaya-gretsiya-v-arkhaicheskij-period

Архаическая Греция и ее культура

Historicus.ru / Библиотека Историка / Всеобщая история архитектуры. Том II

Процесс формирования классового рабовладельческого общества, развивавшийся в конце предшествующего периода (IX—VIII века до н. э.) лишь в наиболее передовых греческих общинах, — в VII и VI веках захватил и другие, более отсталые области, где также стали складываться характерные для Греции полисы. 

С развитием частной собственности и товарно-денежного хозяйства быстро растет рабство, а также имущественное неравенство внутри класса рабовладельцев.

Читайте также:  Потребности и потребительский выбор - студенческий портал

В руках евпатридов понемногу сосредоточиваются годные для обработки земли, и широкие слои мелких производителей нищают и разоряются.

Обезземеливание мелких хозяйств и развитие торговли послужили толчком к развитию колонизационного движения и возникновению новых греческих полисов на широких пространствах от западной части Средиземного моря, по всему западному побережью Малой Азии и до Северного Причерноморья. 

Колонизация в свою очередь способствовала дальнейшему развитию экономики Греции. В передовых торговых городах Малой Азии уже в VII веке до н. э. началась чеканка монеты. Усовершенствование ремесел (особенно производства керамики, которая быстро становилась важным предметом вывоза) — все более отделяло их от сельского хозяйства.

Средоточием экономической и политической жизни в эту эпоху является город, где развивались ремесла и торговля. Возникнув из поселков, образовавшихся вокруг укрепленных дворцов вождей-басилевсов — родовой аристократии, — города естественно становятся центрами многочисленных полисов.

Экономический рост их приводит к накоплению больших богатств в руках как родовой аристократии, так и некоторых рядовых членов общины — купцов и ремесленников. 

Параллельно с развитием плутократии (господства богатых как знатного, так и незнатного происхождения) в полисе массовый характер принимает процесс разорения рядовых членов общины. 

Большое имущественное неравенство среди свободного населения греческих полисов, явившееся следствием роста рабовладения и товарно-денежного хозяйства, привело к острой социальной борьбе в VII—VI веках до н. э. не только между рабами (число которых быстро возрастало) и рабовладельцами, но и внутри класса рабовладельцев.

Однако основным классовым противоречием был антагонизм между рабами и свободными гражданами. Классовая борьба в обществе свободных граждан часто завершалась свержением власти евпатридов и установлением тираний вождей народных движений, которые получали всю полноту власти в общине.

Таким образом, тирания была одной из начальных форм рабовладельческого государства. Тирании сыграли прогрессивную роль в развитии греческого общества, так как укрепляли рабовладельческое государство, разрушая пережитки родового строя. Такие тирании возникли в значительнейших эллинских общинах, — в Коринфе, Самосе, Милете, Митилене, Афинах.

Представляя собою общеэллинское явление, тирании тем не менее имели в различных полисах и некоторые местные особенности. 

В своей борьбе с родовыми учреждениями тираны опирались на демократическое население полисов. Главнейшими завоеваниями греческой демократии в социальной борьбе рассматриваемого времени было введение писаных законов, отмена деления населения по родам и введение имущественного ценза в качестве основного критерия при определении гражданских прав. 

Период тираний, являясь важным этапом развития греческого рабовладельческого общества, был также временем значительного культурного расцвета.

Дворы тиранов становились средоточием, культурной жизни —около них группировались поэты и художники.

Тираны стремились ознаменовать свое правление сооружением замечательных произведений архитектуры и осуществлением больших строительных работ, используя труд сотен тысяч рабов. 

Эллинская культура и художественное творчество VII—VI веков до н. э. значительно богаче и разнообразнее, чем в  эпоху Гомера.

Городская жизнь, оживленные торговые связи с древними цивилизованными странами Востока и вновь основанными греческими колониями создавали совершенно иные условия, в корне отличные от патриархального уклада рубежа II и I тысячелетий до н. э.

В эту эпоху — в VII—VI веках—достигают большой высоты греческая поэзия и изобразительное искусство, а особенно скульптура. 

Блестящая плеяда поэтов создает эллинскую лирику. Ионические (Архилох, Анакреонт) и эолийские (Алкей, Сафо) поэты воспевают личные душевные переживания. В лирике Солона преобладает политическая тематика.

В творчестве дорических поэтов (Тиртей) звучат мотивы, связанные с жизнью гражданской общины. Это — торжественная хоровая лирика. К концу рассматриваемого периода из незамысловатых сельских действ в честь бога вина Диониса постепенно слагается греческая драма.

Около того же времени зарождается также греческая проза. 

Одним из самых ярких проявлений роста эллинской культуры VII—VI веков до н. э. было возникновение философии, родиной которой был Милет — самый богатый и сильный из городов Малой Азии. Милетские натурфилософы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) считали своей задачей установить ту первичную материю, из которой состоит вселенная.

В противоположность им Пифагор (VI век до н. э.) основывал свою идеалистическую концепцию мироздания на учении о «гармонических» числовых отношениях. Современник Пифагора, основатель Элеатской школы, Жсенафан выступил против эллинского политеизма, противопоставив ему учение о едином божестве, разум которого управляет миром.

 

Эпоха VII—VI веков до н. э. была временем значительного развития эллинской скульптуры, как декоративной, украшавшей общественные здания, так и статуарной. Особое распространение получают прямостоящие обнаженные фигуры юношей-атлетов (куросов) и задрапированных в богатые одежды девушек (кор). 

Эти первые опыты греческих ваятелей еще скованы архаическими приемами изображения (главным образом фронтальностью построения фигуры); тем не менее многие произведения исполнены огромной жизненной силы и в них предугадываются будущие великие достижения греческой пластики в создании реалистического образа эллинского гражданина. 

Греческая керамика, достигшая высокого развития еще в предшествующую эпоху, продолжала процветать. Одним из главнейших центров ее производства в VII и в начале VI века до н. э. был Коринф. Коринфские вазы по 

большей части отличались несколько приземистыми, сочными формами и были покрыты пышным орнаментом.

Источник: http://www.historicus.ru/arhaicheskaya_Gretsiya_i_ee_kultura/

Образование городов и законодательство Древней Греции периода Архаики (стр. 1 из 4)

  • ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
  • Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
  • РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
  • ИНСТИТУТ ЛИНГВИСТИКИ
  • Кафедра Всеобщей истории
  • «Образование городов и
  • законодательство в Греции эпохи Архаики»
  • Специальность 031202 «Перевод и переводоведение»
  • Курсовая работа студентки 3-го курса отделения второго высшего образования
  • очно-заочной формы обучения
  • Москва 2010
  • СОДЕРЖАНИЕ

Введение.. 3

Основная часть.. 4

  1. Основные черты полисной организации общества. 5
  2. Типы полисов. 6
  3. Развитие законодательства. 9
  4. Тирания. 10

Заключение.. 11

Список использованнЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 12

Список использованнОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 12

  • … Город должен представлять собой среди всего
  • окружающего пространства центральный пункт,
  • из которого было бы возможно выслать
  • помощь во все стороны.
  • Аристотель
  • Введение

Цель настоящей работы – кратко рассмотреть политико-правовую и социально-экономическую ситуацию в Древней Греции в период Архаики (VIII-VI века до н.э.), в том числе обратить внимание на специфику формирования греческих городов-государств и зарождение законодательной базы.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. выявить общие черты, присущие различным типам греческих полисов,

2. рассмотреть тенденции преобразования обычного устного права в писаный закон.

Рассматриваемые нами события происходили в Архаический период (VIII-VI вв. до н.э.), явившийся началом нового важного этапа в истории Древней Греции.

В течение трех столетий были сделаны многие важнейшие открытия, определившие характер технической основы античного общества, развились те социально-экономические и политические явления, которые придали античному обществу определенную специфику по сравнению с другими рабовладельческими обществами: классическое рабство; система денежного обращения и рынка; основная форма политической организации – полис; концепция суверенитета народа и демократическая форма правления. Тогда же были разработаны и главные этические нормы и принципы морали, эстетические идеалы, оказывавшие воздействие на античный мир на всем протяжении его истории вплоть до возникновения христианства. Наконец, в этот период зародились основные феномены античной культуры: философия и наука, главные жанры литературы, театр, ордерная архитектура, спорт. Одной из знаковых фигур периода поздней Архаики является Аристотель[1], работы которого в сфере политики и государственности предоставляют нам бесценную историческую информацию.

Стремительный рост греческой культуры в этот период был непосредственно связан с проходившей в это время Великой колонизацией, позволившей греческому миру выйти из состояния изоляции, в котором он оказался после крушения микенской культуры[2].

Колонизация открывала широкий простор перед личной инициативой и творческими способностями каждого человека, что способствовало высвобождению личности из-под контроля рода и ускоряло переход всего общества на более высокий уровень экономического и культурного развития.

Таким образом, основным результатом Великой колонизации был переход греческого общества со стадии примитивного натурального хозяйства на более высокую стадию товарно-денежного хозяйства, для которой требовался универсальный эквивалент торговых сделок. С появлением денег появляется и долговое рабство, заключавшее в себе опасность для молодых и еще не окрепших греческих государств. Оно истощало внутренние силы полисной общины, подрывало ее боеспособность в борьбе с внешними врагами.

Основная часть

В отличие от других классовых цивилизаций древнего мира греческие города не пошли по пути развития империи, а выбрали свой особый, античный путь развития. Новые государства в Греции стали возникать именно как города-государства.

Складывались они в рамках только общинно-частного сектора, и ими вполне успешно управляли общинные органы самоуправления – народное собрание, совет и некоторые выборные должностные лица.

Государственный сектор существовал, в него входили рудники, неразделенные пастбища и запасный земельный фонд, но управлялся он органами городского общинного управления. Таким города-государства обозначаются греческим словом «полис».

  1. Уже на заре греческой цивилизации в произведениях лирических поэтов архаической эпохи можно встретить первые попытки осмысления формировавшихся основ полисной жизни. Так, лесбосский поэт Алкей писал:
  2. «Ни грозящим кремлем не защититесь вы,
  3. Ни стеной твердокаменной:
  4. Башни, града оплот, — бранники храбрые».
Читайте также:  Гештальт-терапевт - описание профессии и особенности обучения

(Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. С.7)

  • У Софокла в трагедии «Эдип-царь» с новой силой звучит ценностность гражданского коллектива:
  • «Коль ты и впредь желаешь краем править,
  • Так лучше людным, не пустынным правь.
  • Ведь крепостная башня иль корабль —
  • Ничто, когда защитники бежали».

(Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. С.7)

В позднеклассический период понимание полиса получило теоретическое обоснование в трудах греческих философов, особенно у Аристотеля и Платона[3]. Оба мыслителя подчеркивали возможность благой жизни для греков только в рамках полиса.

Они тщательно обосновали идею становления и развития полиса из типологически более низких форм человеческого общежития — семьи и деревни. Основную задачу полиса философы видели в формировании гражданского коллектива в соответствии с потребностями граждан и законами полиса. Идеальное государство Платона — справедливое правление лучших.

Этим он разделяет естественно-правовое положение Сократа о том, что законное и справедливое одно и то же, поскольку в их основе лежит божественное начало. Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика — Аристотеля. Государство, по Аристотелю, — продукт естественного развития. «…

Полис, — отмечает Аристотель, — возникает ради потребностей жизни, но существует он ради благой жизни» (Доватур А.И. «Политика» Аристотеля).

Основные черты полисной организации общества

Образование городов было первым признаком, свидетельствующим о переходе греческого общества от варварства к цивилизации. В архаическую эпоху город по-настоящему отделился от деревни и политически, а также экономически подчинил ее себе. Почти все греческие города выросли из укрепленных поселков гомеровской эпохи – полисов, сохранив за собой это древнее название.

Каждый из множества греческих полисов был индивидуальным явлением, но при всей самобытности и своеобразии в большинстве греческих государств проступают некоторые общие черты, которые позволяют считать их именно полисными организмами. Каковы эти общие черты, сущность и наиболее характерные основы греческого полиса в его обобщенном виде?

Итак…

1. Демократия и/или военная организация. Общая тенденция античных полисов в сторону демократии, которая определялась взаимной обусловленностью права собственности и гражданского статуса и совпадением в принципе социальной и политической структур.

Сограждане являлись (в идеале) абсолютно равными соучастниками политической жизни и суверенитет принадлежал народному собранию полноправных граждан (они же были и земельными собственниками с вытекающим отсюда чувством равного друг к другу отношения).

Связь между гражданином и государством была непосредственной, и это вело либо к отсутствию бюрократического аппарата, либо к сведению бюрократических структур к минимуму.

Более или менее полностью совпадала политическая и военная организации. Гражданин-собственник являлся одновременно и воином, обеспечивающим неприкосновенность собственности полиса и, тем самым, своей собственности. Армия полиса в принципе являлась всенародным ополчением, служить в котором было долгом и привилегией гражданина.

2. Размеры полиса. «Население полиса, — писал Аристотель, — должно быть легко обозримо, также легко обозрима должна быть и его территория: легко обозрима в приложении к территории значит то же, что ее легко можно защищать». В центре полиса находился город.

«Город должен представлять собою среди всего окружающего его пространства центральный пункт, из которого возможно было бы повсюду выслать помощь.

Другое условие заключается в том, чтобы к городу легко могли быть доставляемы земельные продукты, далее, чтобы был удобный подвоз к нему лесных материалов и всего того, что государством будет приобретено для обработки…

Сообщение города и всей территории полиса с морем является большим преимуществом и в целях безопасности государства, и с точки зрения полного снабжения его всем необходимым». Эта картина идеального полиса, нарисованная Аристотелем, была своего рода обобщением конкретной действительности.

3. Экономическая основа.

В силу природных условий сельское хозяйство включало несколько отраслей: хлебопашество, виноградарство, оливководство, огородничество-садоводство и скотоводство, требовавших значительных затрат труда и материальных средств и потому нуждавшихся в использовании труда рабов.

Рабы были уже рабами классическими: они не всегда участвовали вместе с хозяевами в едином производственном процессе и не входили с ним в одну семью. Для хозяев они были предметами, живыми орудиями труда. Именно в античном обществе рыб был наиболее рабом, а свободный – наиболее свободным.

Лишь в греческих полисах появляется понятие «свободы» (элевтерия) как состояние отсутствия господства кого бы то ни было над данным человеком. Всякое наличие над человеком господства было рабством. Всякий, кто живет под царской властью, — раб по своей природе; всякий варвар – раб по своей природе, говорит даже Аристотель.

Источник: https://mirznanii.com/a/346941/obrazovanie-gorodov-i-zakonodatelstvo-drevney-gretsii-perioda-arkhaiki

Культура архаической Греции

Архаический период – это время наиболее интенсивного развития античного общества, когда оно приобретает определенную специфику по сравнению с другими рабовладельческими обществами.

Именно тогда формируются классическое рабство, полис как основная форма политической организации, демократическая форма правления. Вырабатывается этническое самосознание: греки начинают осознавать себя единым народом.

Рождаются понятия эллины, Эллада – с одной стороны, и варвары – с другой. Тогда же закладываются основы античной культуры.

Эпоха архаики – время становления греческой архитектуры, основные достижения которой связаны со строительством храмов. Греческие храмы были центрами общественной и деловой жизни полиса.

Первоначально они строились на акрополях – укрепленных возвышенностях города, позднее стали возводиться на главных городских площадях. В отличие от христианских храмов, древнегреческие святилища не предназначались для собрания верующих.

Народ во время культовых действий оставался вне помещения храма, видя его только снаружи. Это вызвало особое внимание к внешнему облику здания.

Основной тип древнегреческого храма – периптер («оперенный»), храм прямоугольной формы, окруженный со всех сторон колоннадой. Уже в ранних постройках отчетливо выражено стремление к гармонии, соразмерности всех элементов архитектурного целого.

Строительство храма было подчинено определенным правилам, обеспечивающим равновесие частей конструкции. Так складывается греческий архитектурный ордер (от латинского «ordo» – «порядок») – система пропорционального соотношения между несущими и несомыми частями постройки.

Ордерное знание имеет ступенчатое основание, ряд вертикальных опор – колонн (несущие элементы) и балочное перекрытие – антамблемент (несомая часть).

В эпоху архаики ордер сложился в двух вариантах – дорическом и ионическом. Дорический стиль более мужественный, простой и мощный, ионический наряднее, легче и изящнее.

Дорическая колонна тяжеловесна, ниже середины немного утолщена. Верхняя часть колонны – капитель – состоит из двух каменных плит, круглой нижней и квадратной верхней.

Впоследствии колонны дорических храмов нередко заменялись мужскими фигурами (атлантами).

По сравнению с дорический, колонна ионического ордера более стройна и нарядна. Она имеет основание – базу, капитель украшена двумя изящными завитками – волютами. Карниз – горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания, – богато декорирован.

В эпоху эллинизма, когда архитектура стала стремиться к большей пышности, широкое распространение получил коринфский стиль, щедро украшенный растительными мотивами.

В эпоху архаики было возведено множество храмов дорического и ионического стилей в различных греческих городах.

Постройками дорического оредара являются храмы Геры и Олимпии, Аполлона в Коринфе, Деметры в Посейдонии (2-я половина 6 в. до н.э.). Ионические храмы – Артемиды в Эфесе, Геры на о-ве Самос.

Все древнегреческие храмы покрывались многоцветными росписями, блистая на солнце множеством красок.

В архаический период возникает и монументальная скульптура – новый вид искусства, ранее неизвестный Греции. Наиболее типичными образцами архаической монументальной скульптуры были куросы и коры. Курос – статуя обнаженного юноши-атлета, кора – статуя стройной девушки в длинных одеждах.

Так изображались и простые смертные, и боги, при этом создавался не индивидуализированный, а обобщенный образ. В мужских фигурах подчеркивалось атлетическое сложение, сила, мужество, в женских – благородная сдержанность и мягкость. Все куросы и коры стоят прямо, руки плотно прижаты к телу.

Глаза широко открыты, уголки губ слегка приподняты (так называемая «архаическая улыбка»).

В эпоху архаики высочайшего уровня достигло искусство художников, которые занимались росписью глиняных ваз. Эти рисунки исполнялись в различной технике, например, чернофигурной или краснофигурной. В чернофигурных вазах на красноватый фон глины наносился рисунок, выполненный густым черным лаком.

В краснофигурных, наоборот, черным лаком покрывался фон, фигуры же сохраняли естественный цвет глины, что позволяло более детально прорисовывать формы. Мастера с помощью линий намечали складки одежды, мускулы, черты лица.

Читайте также:  Групповая психотерапия - студенческий портал

Содержание росписей обычно связано с мифологией, гомеровским эпосом, с изображением бытовых сцен.

Самыми значительными мастерами чернофигурной вазописи были Клитий и Эксекий (среди наиболее знаменитых его работ – амфора с изображением играющих в кости Ахилла и Аякса). Крупнейшим представителем краснофигурного стиля был Евфроний.

Формы сосудов столь же различны, как и их функции: в амфорах и кратерах хранили и смешивали вино с водой, килики и ритоны предназначались для питья, лекифы служили для культовых целей и так далее.

Основным достижением архаической эпохи в области литературы стало создание лирической поэзии (7 век до н.э.), которая пришла на смену героическому эпосу. Впервые в истории античной культуры поэзия заговорила о личных переживаниях человека.

Термин лирика связан с лирой: древнегреческие поэты не просто читали, а пели свои стихи, аккомпанируя себе на лире или кифаре. Вероятно поэтому лира стала символом поэзии и музыкального искусства. Другое название поэзии, исполнявшейся под музыкальный аккомпанемент, – мелика, от греческого слова «melos» – песня, мелодия.

Центром лирики стал остров Лесбос. Здесь рано возникли свои музыкально-поэтические студии, куда приезжали учиться из разных областей эллинского мира. Одну из таких школ, для знатных девушек, возглавляла Сапфо (Сафо), жившая в 6 веке до н.э. – гениально одарённая поэтесса античности, умная, прекрасная собой. Ее творчество может считаться классическим образцом поэзии любви.

Другим замечательным представителем музыкально-поэтической школы Лесбоса был Алкей, современник Сапфо. Излюбленные темы его творчества – политическая борьба, изгнание, пиршественное застолье, любовь.

Славу античной лирики составили также произведения Архилоха, который вместо гекзаметра ввел в литературу новые стихотворные размеры (ямб, трохей), Анакреонта – певца мирских наслаждений, Тиртея, ставшего символом поэзии, воодушевляющей воинов на битву, Пиндара – создателя торжественных од-гимнов в честь родного отечества, победителей общегреческих спортивных игр.

К величайшим культурным достижениям греческой архаики относятся также рождение драмы, которая стала синтезом ранее сложившихся родов литературы, и появление «науки всех наук» – философии.

Наконец, с архаической эпохой связано создание алфавитного письма: дополнив и преобразив финикийскую слоговую систему, греки изобрели всем доступный способ фиксации информации, который лег в основу европейских алфавитов.

Источник: http://musike.ru/imk/ancient-greece/archaic

Читать

Игорь Суриков

Аристократия и демос: политическая элита архаических и классических Афин

© Суриков И. Е., текст. 2009

© Григоренко М. В., оформление. 2009

© Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2009

Введение

Исключительно значительную роль в общественной жизни всех древнегреческих полисов, в том числе и демократических, играли политические элиты различного характера (аристократические, демократические, олигархические и т. д.).

В историографии античности этот фундаментальный фактор зачастую недооценивается или принимается во внимание не в полной мере, а между тем он принципиально важен для понимания общего характера политических структур античного мира.

Соответственно, одной из наиболее серьезных проблем, встающих в связи с изучением античного греческого полиса и сложившегося в его рамках социума, является роль политических элит в нем.

Задачей настоящего курса является освещение актуального и перспективного для изучения, но в целом недостаточно исследованного в антиковедении круга проблем, связанного с местом элит в полисе, их типологией, их механизмами власти и идеологическим обоснованием этой власти.

В курсе с большей или меньшей степенью детализации затронуты такие вопросы, как основные типы полисных элит в их взаимном сопоставлении, методы достижения и сохранения влияния, практиковавшиеся элитами, институциональные и неинституциональные факторы положения элит в полисе, соотношение этих факторов, взаимоотношения элит и гражданского коллектива, выявление основных характеристик этих элит в синхронном и диахронном аспекте, их эволюции в связи с изменением общих исторических условий. Очерченная тематика представляется важной и интересной в свете возрастающего в мировой науке интереса к фундаментальным проблемам политической жизни античного мира, одной из которых является проблема элит.

Ограниченный объем курса порождает необходимость наиболее углубленно сконцентрироваться на материале, ограниченном определенными территориальными и хронологическими рамками.

Преимущественное внимание будет уделено истории Афин, роли политической элиты (прежде всего аристократической) в общественной жизни афинского полиса.

Это обусловлено многими, вполне очевидными обстоятельствами: парадигматичной позицией, которую Афины занимают во всей истории античного греческого мира, наилучшей освещенностью основных этапов эволюции афинской государственности в источниках и др.

Что же касается хронологических рамок, то они охватывают собой время формирования полисного строя в Афинах, складывания афинской демократии и ее успешного функционирования. Иными словами, речь идет об архаической и классической эпохах, а если быть еще точнее – о временном промежутке VII–V вв. до н. э.

, который, по убеждению автора курса, являет собой некую целостную эпоху в историческом развитии Афин (процессы, имевшие место несколько позже, в IV в. до н. э., затронуты в последней лекции лишь достаточно суммарно, поскольку в эту эпоху основные условия политической жизни сильно изменились, и изменившаяся ситуация должна рассматриваться отдельно).

При написании курса автор опирался на свои предыдущие разработки в данной области, прежде всего на серию монографий по политической истории архаических и классических Афин (см. их перечень в списке обязательной литературы).

Разумеется, в этих монографиях соответствующая проблематика трактована более развернуто и детально; к ним мы рекомендуем обращаться тем из читателей, у кого затронутые здесь вопросы вызовут интерес и желание пристальнее изучить их.

Целевой аудиторией данного спецкурса являются в первую очередь студенты старших курсов исторических факультетов вузов, уже избравшие специализацию по истории античности. Курс может рассматриваться в контексте системы специальных курсов и дисциплин, дополняющих и углубляющих знания, полученные студентами в рамках базовой дисциплины «История древнего мира».

Курс, объем которого рассчитан на 30 аудиторных часов, состоит из 15 лекций, объединяющихся в 5 тем (см. программу и тематический план). В качестве формы отчетности по курсу предусматривается зачет.

Программа курса

Тема I. Введение в курс: древнегреческий полис и его элита

Лекция 1. Специфика полисного типа государственности

Формирование феномена древнегреческого полиса. Ахейское дворцовое царство и полис. Власть басилеев и ее ликвидация, появление аристократических режимов.

Определение полиса. Важность категорий гражданина и гражданского коллектива (демоса) для полисного типа государственности. Критерии гражданства. Республиканское устройство полиса, место народного собрания.

Полис – государство без бюрократии. Небольшие размеры древнегреческих полисов.

Особенности политической жизни и внутриполитической борьбы в полисных условиях: конкретно-ситуативный характер, значение внешнеполитических разногласий.

Полисная система ценностей. Коллективизм и индивидуализм, их сосуществование и противоборство. Формы проявления коллективистских и индивидуалистических тенденций. Стасис. Консерватизм полисного менталитета.

Разнообразие конкретных условий и политических режимов в полисном мире. Вопрос о типологии полисов. Обязательные для всех типов полисов элементы государственного устройства: народное собрание, совет, магистраты.

Лекция 2. Аристократическая элита Афин: проблемы структурирования

Полисный характер древнегреческой элиты эпох архаики и классики. Аристократическая элита (kaloi kagathoi) – исторически первый тип элиты в античной Греции. Рассмотрение ряда предварительных вопросов, связанных с аристократической элитой греческих полисов.

Сущность древнегреческого рода (genos): эволюция точек зрения в историографии. Род и семья. Фактор родства в политической жизни. Межродовые матримониальные связи, коалиции родов.

Генеалогическая традиция аристократов и ее отражение в источниках. Аристократическая генеалогия как средство фиксации и манифестации исторической памяти. Интерес древнегреческих авторов к генеалогическим сюжетам. Эволюция отношения к патронимику.

Генеалогия как механизм аристократического влияния. Проблема исторической ценности и аутентичности аристократических родословных. Генеалогия и просопография; значение просопографических исследований для изучения афинской аристократической элиты.

Тема II. На вершинах власти: аристократическая элита Афин в VII–VI вв. до н. э.

Лекция 3. Архаическая аристократия: механизмы господства

Место эпохи архаики в древнегреческой истории. Рождение греческого полиса. Архаический аристократический полис. Незначительная политическая роль рядовых граждан. Обстоятельства, способствовавшие господству аристократии. Основные элементы аристократического образа жизни.

Зависимость демоса от аристократии и усугубление этой зависимости в первой половине архаической эпохи. Изменение ситуации, начало постепенного снижения значения аристократической элиты, факторы этого процесса. Проблема «незнатных богачей». Межаристократическая борьба – ключевой феномен общественной жизни архаических полисов.

Противостояние индивидуалистической и коллективистской тенденций в архаической Греции. Раннегреческое законодательство.

Формирование афинской аристократии и роль иммигрантских родов. Евпатриды: проблемы и сложности, связанные с трактовкой термина. Механизмы влияния аристократов в Афинах архаической эпохи.

Экономическое могущество знати и его источники. Роль знатных родов в религиозной жизни. Традиционный престиж аристократии. Ее внешние контакты: ксенические связи.

Концепция «регионализма» в политической борьбе в архаическом афинском полисе.

Лекция 4. Индивидуализм и коллективизм в архаических Афинах

Борьба индивидуального и коллективного начал. Способы предотвращения стасиса. Политические факторы колонизационного движения. Умеренная олигархия в Коринфе. Сложность структуры афинской аристократической элиты. Аристократия и тирания.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=579185&p=1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector